cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Медный всадник пушкин урок – Конспект урока по литературе по поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» (10 класс)

А.С. Пушкин «Медный всадник». Видеоурок. Литература 7 Класс

На уроке вы прочитаете отрывки из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»; отметите художественное и тематическое своеобразие произведения, которое стало итогом размышлений поэта  о личности Петра I, о «петербургском» периоде русской истории.

Тема: Из литературы XIX века

Урок: А.С. Пушкин «Медный всадник»

Насколько Пётр I был великим реформатором, могущественным государственным деятелем, с размахом двинувшим Россию вперёд, настолько Пушкин был Петром Великим русской литературы.

Тема Петра – «сквозная» тема в русской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности. Поэт видит в Петре не просто историческую личность, но и олицетворение преобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию по среди нелюдимых и бесприютных пространств.

Одним из самых известных произведений Пушкина, посвященным Петру І, стала поэма «Медный всадник».

Поэма необычна тем, что в ней сам Петр І не действует, а ее главным героем является памятник (рис. 1). Медный всадник – это образ Петербурга и символ Северной столицы.

Рис. 1. Медный всадник. Памятник Петру І в Санкт-Петербурге. Скульптор Э. Фальконе (Источник)

21 год шла война, которая позволила вернуть России захваченные в ХVІІ веке земли по берегам Балтийского моря. Россия добилась победы, вернула себе эти завоеванные земли, но они были пустынны, а берега Невы – болотисты, безжизненны. Угрюмый лес шумел в тумане, жилища северных жителей были редки и убоги. Петр І принимает построить город. Он получил название Санкт-Петербург.  

А.С. Пушкин в своем произведении использует былинные способы изображения исторической личности. Образ героя дан на фоне огромного пространства, которое предстоит преобразовать и покорить.

Рис. 2. Санкт-Петербург с высоты птичьего полета (Источник)

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Рис. 3. Исаакиевский собор. Санкт-Петербург (Источник)

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхой невод, ныне там

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

interneturok.ru

Уроки по творчеству А.С.Пушкина «Медный всадник»

Кобзарева Лариса Андреевна, учитель русского языка и литературы

Тема: «Властитель полумира» и маленький человек в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».

Тип урока: урок получения новых знаний.

Вид урока: практическая работа с текстом.

Форма урока: традиционная.

Технология: информационно-компьютерная технология, приемы личностно ориентированных технологий.

Возрастная группа: учащиеся 10 класс.

Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: история России, зарубежная история, мировая художественная культура.

Цели урока:

Образовательные:

1) учить формулировать основные проблемы произведения;

2) уяснить внутреннюю противоречивость образов поэмы;

3) расширить знания учащихся о биографии А.С.Пушкина.

Развивающие:

1) развивать критическое и творческое мышление;

2) формировать умения сравнивать, обобщать, внимательного читать произведение.

Воспитательные:

1) поддерживать интерес к изучению русской истории и классической литературы;

2) воспитывать чувство гордости за свою Родину, привлекать внимание учащихся к вопросу о необходимости сохранения культурных ценностей.

Продолжительность: 2 урока.

Методический комментарий.

УМК:

1. Компьютер, проектор.

2. Текст произведения А.С. Пушкина «Медный всадник».

3. Презентация к уроку.

Ход урока:

I. Первый этап.

Организационный этап+актуализация знаний+мотивация=целеполагание.

1. В газете «Моя семья» №30 2008 г. опубликовано интервью Марии Ракчеевой с Дарьей Донцовой. Корреспондента заинтересовал вопрос о творческом вдохновении писательницы иронических детективов. Дарья Донцова дала исчерпывающий ответ: «Но вообще, не очень люблю об этом говорить, потому что братья писатели меня просто съедят. Ведь считается, что писателю надо стоять на берегу моря, глядеть в даль, вдохновляться бегущими волнами и писать: «На берегу пустынных волн стоял я, дум высоких полн». Может, дум великих нет, потому мне и пишется как-то быстро».

Первое задание. Найдитедве орфографическ и две фактологических ошибки. (Отрывок из текста статьи приведен дословно.)

Второе задание. В чем бы вы обвинили Дарью Донцову? Издателей газеты?

2. Разрешение проблемной ситуации. Оформите слова как эпиграф, оставьте место для записи темы урока.

… личность подчинена общему, и это закономерно и необходимо. Частные цели и индивидуальное счастье Евгения при столкновении с целями поступательного хода государственности должны уступить, должны быть принесены в жертву. Таков закон иерархии бытия, и этот закон благ.

Г.А. Гуковский (1957 г.)

Если эпиграф – это изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею, то какой будет тема нашего урока?

II. Второй этап.

1. Тема Петра в творчестве А. С. Пушкина. Эпизод фильма об обращении А.С.Пушкина к исторической тематике.

2. Замысел поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» — сообщение учащегося.

1. Импульсом творческой фантазии поэта послужило предание о том, что во время страшного наводнения в ноябре 1824 г. князю Галицыну приснился сон, в котором Медный всадник подъезжает к окнам Зимнего дворца и, обращаясь к Александру, говорит: «Молодой человек! До чего ты довел мою Россию!.. Но пока я здесь стою, ничего не грозит МОЕМУ городу».

«Какая поэзия!» — восхищался Пушкин. На замысел поэмы имели влияние и беседы с польским поэтом Адамом Мицкевичем, который в поэме «Дзяды» проклинал русскую государственность, самодержавие и воплощение их – Петербург. Польша в своей борьбе за независимость дышала ненавистью. Пушкин, любя отечество, не мог не видеть жестокости самодержавия. Мысль П. Вяземского: «Петр скорее поднял Россию на дыбы, чем погнал ее вперед», — мучила поэта.

20 августа 1833 года буря на Неве произвела сильнейшее впечатление на поэта. В письме к жене, написанном по дороге в Болдино, Пушкин описал, что видел: «Нева была так высока, что мост стоял дыбом…Деревья по Царскосельскому проспекту так и валялись. Болота волновались белыми волнами. Что-то было с вами, петербургскими жителями?».

Поэма была начата в Болдине : октября и закончена 31 октября 1833 г. Какая концентрация творческой энергии! «Медный всадник не был напечатан: царская цензура не пропустила.

2. Конец июля — начало августа 1833 года. Пушкин знакомится с новыми стихотворениями Адама Мицкевича…

Сильнейшее впечатление произвел на Пушкина «петербургский» цикл Мицкевича, состоящий из семи стихотворений, исполненных ненависти к императорскому Петербургу и российской тирании… больше всего его поразили «Олешкевич» (с подзаголовком: «День накануне петербургского наводнения»), «Русским друзьям» и «Памятник Петру Великому»…Записи польских стихов в рабочей тетради поэта — это след рождения нового пушкинского замысла. Именно тогда в тетради Пушкина впервые легли рядом стихи о наводнении и о памятнике Петру…

Возможно, тогда же, летом 1833 года, Пушкин услышал от Михаила Юрьевича Виельгорского рассказ о «вещем сне», в котором судьба конной статуи Петра и судьба города оказались неразрывно связаны. (Эта легенда пересказана в статье учебника «Судьба случайность или предопределение?». Кроме того, Пушкину, конечно, были известны предания о проклятии», тяготеющем над Петербургом с момента его строительства.)!

7 августа 1833 года Пушкин вместе с С.А.Соболевским уезжает из Петербурга, огни выехали в дорожной коляске поэта и направились к Троицкому мосту. Но мост был закрыт, так как из-за сильного ветра вода в Неве угрожающе поднялась. Опасались нового наводнения… Впечатления этого дня не раз будут возникать в воображении Пушкина.

PS. Наводнение, описываемое в поэме, произошло 7 ноября 1824 г.; оно отличалось особенной силой и причинило огромные разрушения.

3. Читательские впечатление о поэме.

1.Что осталось непонятным?

2. Какие вопросы возникли после прочтения?

3. Как вы думаете, что вызвало недовольство царя, главного и первого цензора?

Пожалуй, вопросов больше, чем ответов. Да, поэма «Медный всадник» — самое значительное и самое «трудное» произведение Пушкина последних лет его жизни.

Предполагаемые ответы:

  1. В чем смысл существования простого человека? Какова ценность жизни маленького человека?

  2. В чем смысл великих деяний, государственного интереса?

  3. Является ли неизбежным конфликт между частными интересами и общими, государственными?

4. Проблемная ситуация.

— Попробуйте по сформулированным проблемам выявить основной композиционный прием произведения. (Контраст)

5. Анализ текста. Своеобразное толкование смысла поэмы находим мы в эссе Даниила Гранина «Два лика». Он рассматривает основные образы поэмы «в раздвоении», как бы расщепляя их и обнаруживая в них «верх» и «низ». В поэме, как утверждает писатель:

«Два Петра: Петр живой и Петр — Медный всадник, кумир на бронзовом коне.

Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя — на власть.

Два Петербурга: Петербург прекрасный дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.

Две Невы…

Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй»1[15].

— Литературный памятник Петру I. Слайд.

Литературный образ памятника.

В поэме литературный образ памятника построен с глубоким знанием круглой скульптуры. Читаем описание памятника: «Кругом подножия кумира безумец бедный обошел…». И далее: ощущение движения в повороте головы царя, копыта коня вот-вот раздавят стоящего внизу. Отмечаем в тексте детали, создающие образ памятника: «кумир на бронзовом коне», «неподвижно возвышался во мраке медной головой», «горделивый истукан». Помните, ведь именно эти слова подчеркнул первый цензор поэмы Николай I! Образ же живого Петра – это образ героя Возрождения, великого человека, глядящего в историческую даль, дерзкого, порывистого, уверенного в себе, помышляющего только об общей пользе, живого, любимого поэтом; образ Петра-памятника – символ.

Как вы понимаете символический смысл этого образа? (Предполагаемый ответ: да Евгения преследует не Петр, умерший сто лет назад, а самодержавие, которому грозит герой: «Ужо тебе!». Безумец бедный вдруг в каком-то озарении понимает, что не небеса, а люди вершат судьбы людей. Мелкий чиновник, Евгений обезличен, раздавлен государством, созданным Петром.

— Заполнение таблицы. Работа со слайдом «Думы Петра и Евгения»;

— Заполнение таблицы. Проверка домашнего задания по слайдам «Город пышный и город бедный».

— Проверка индивидуального домашнего задания «Цветопись в поэме».

Как цвет в создании образа города помогает понять смысл поэмы?

Вывод: преобладающие цвета, цветовая динамика – серый — черно-золотой – зеленый – серый. Символика цвета и цветовой динамики.

Значение кольцевого обрамления: поэма открывается картиной дикого, пустынного, серого места, широкой реки, на которой – одинокий челн. Но вот город вознесся «пышно, горделиво», и с ним утвердилась слава России. Но это город лишен милосердия. И Евгений – дитя этого великолепного города – находит свой конец на берегу пустынного острова, куда лишь изредка заплывает челн. Город – детище Петра – отторг бедняка. И его приняла та стихия, которая, бросив вызов городу, стала непосредственной причиной гибели человека. Круг замкнулся. Пир жизни не для «маленьких людей»…

III. Итог.

1. В чем суть конфликта Петра и Евгения? Это не борьба добра и зла, не поединок старого и нового. Это столкновение двух правд, каждая из которых носит объективный характер. Здесь сталкиваются не лица, а идеи, конфликтуют личность и государство. Это поднимает конфликт на уровень социального обобщения. Он носит неразрешимый характер. Каждая из сторон по-своему права.

2. Можно ли считать, что в поэме Петр и Евгений только противопоставлены? Найдите общность этих образов (оба думают, размышляют, оба заняты трудом и т. п). Может быть, каждый из них противопоставляется самому себе: Петр-преобразователь Медному всаднику, а Евгений мечтающий Евгению протестующему? Подтвердите или опровергните эти позиции.

3. Как в поэме выражается присутствие автора?

4. На чьей стороне автор? Пушкин и с Петром-преобразователем, и с Евгением, мечтающем о счастье в частной жизни. Но автор против «Медного всадника», то есть власти, для которой не имеет значения человеческий фактор.

Обобщение.

Равнодушие к человеку – состояние мира или эпохи и общества – осуждается поэтом-гуманистом. Счастье и судьба личности – дело государственное, и оно может зачеркнуть все общие дела, державные успехи, если эта «частность» не учитывается. Что дают державные успехи, если люди остаются несчастными! Вот какова мысль Пушкина, и она исторически прозорливей, гуманнее и много далее прорывается в будущее человечества, чем исторически временная идея – общее превыше частного.

Поэма Пушкина, как волшебный фонарь, через который мерцают многие проблемы современности и будущего. (По Ю. Бореву).

Домашнее задание.

1. Прочитать произведение А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Самим сформулировать темы для обсуждения на уроке.

2. Подготовить «шапку» вопросов.

3. Индивидуальное задание. Пересказ библейской легенды о Каине и Авеле.

Резерв.

Индивидуальное задание. Выявите ключевые образы вступления, которые построены на контрасте? Что это дает для понимания конфликта поэмы

приют убогого чухонца —

 у низких берегов —

       один финский рыболов —

    бедный челн —

старая Москва —

прозрачный сумрак (летние белые ночи) —

                          пишу, читаю без лампады —

  град Петров —

                он стоял, глядел, думал (жизнь) —

    красуйся, град Петров —

Индивидуальное задание. Выявите ключевые образы вступления, которые построены на контрасте? Что это дает для понимания конфликта поэмы?

                     приют убогого чухонца — юный град… вознесся пышно, горделиво

        у низких берегов — по оживленным берегам

       один финский рыболов — корабли со всех концов земли

    бедный челн — богатые пристани

старая Москва — младшая столица

прозрачный сумрак (летние белые ночи) — мороз зимы жестокой

                         пишу, читаю без лампады — час пирушки холостой

                град Петров — финские волны, стихия

               он стоял, глядел, думал (жизнь) — вечный сон Петра (смерть)

    красуйся, град Петров — печален будет мой рассказ

Список использованной литературы

  1. Преподавание литературы в 9 классе: Книга для учителя: В 2 частях/Под ред. проф. Г.А.Обернихиной. – Часть I. – М.: АРКТИ, 2003.

  2. Преподавание литературы в школе: научно- методические статьи, рефераты, уроки, программы /Сост. Комарова Н.А., Малярова С.Г. /Под ред. Доманского В.А. – Томск, 2004.

  3. У Чалмаева брала

infourok.ru

План-конспект урока по литературе на тему: Разработка урока А. С. Пушкин «Медный всадник»

Тема: А.С.Пушкин «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме.

Цель урока:

    Развитие учебно – познавательной компетенции учащихся через раскрытие

конкретно – исторического и общечеловеческого содержания поэмы «Медный всадник».

Задачи: -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие мыслительных операций (анализа и синтеза), воображения и внимания;

-формирование умений ясно, четко излагать точку зрения, доказывать ее, аргументировать;

-учиться находить в тексте изобразительно – выразительные средства языка.

  Оборудование:

-слайд –презентация к уроку

— словари

Ход урока:

1.Организационно-мотивационный момент: Учитель читает:

Горит восток зарею новой. Тогда-то свыше вдохновенный

Уж на равнине, по холмам Раздался звучный глас Петра

Грохочут пушки. Дым багровый «За дело, с богом! Из шатра,

Кругами всходит к небесам Толпой любимцев окруженный ,

Навстречу утренним лучам Выходит Петр. Его глаза

Полки ряды свои сомкнули Сияют. Лик его ужасен

В кустах рассыпались стрелки Движенья быстры. Он прекрасен,

Катятся ядра, свищут пули Он весь, как божия гроза.

Нависли хладные штыки. Идет. Ему коня подводят.

Сыны любимые победы, Ретив и смирен верный конь.

Сквозь огнь окопов рвутся шведы; Почуя роковой огонь,

Волнуясь, конница летит; И мчится в прахе боевом,

Пехота движется за нею Гордясь могущим седоком.

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит.

Узнали? Вспомнили? Как называется это произ ведение? Кто автор?

Правильно! Поэма А.С.Пушкина « Полтава» принадлежит к самым известным и читаемым произведениям в творчестве великого поэта. Тема величия России как государства и ее непобедимости ярко звучит в этой поэме, образ Петра – победителя является актуальным и в наши дни.

2. Актуализация знаний и целеполагание:

Как вы думаете, почему мы говорим сегодня о поэме А.С.Пушкина?

— Да. Потому что мы подошли к изучению еще одной поэмы А.С.Пушкина – Медный всадник – самой загадочной поэмы в мифологическом звучании и значении философском.

Еще не изучив подробно поэму Медный всадник, мы уже сейчас можем провести определенные параллели между этими поэмами.

Скажите, что их объединяет?

— тема — Россия и Петр 1.

-понятие — Человек и государство

-смысл — философское значение

3.Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия:

     Поэма «Медный всадник» написана в стихотворной форме, в 1833 году, но при жизни Пушкина ее так и не напечатали, поскольку император запретил. Эта поэма очень похожа на Полтаву, главные ее темы – Россия и Петр 1. Поэма наполнена типично петербургскими символами: статуи львов, памятник Петру 1, Петербург, дождь и ветер в осеннем городе,наводнение на Неве имеют самостоятельное значение, но, развертываясь в поэме, вступают в сложное взаимодействие друг с другом. Все образы поэмы – многозначные образы –символы. Главный герой поэмы – юноша по имени Евгений, чиновник, он хочет немногого – жить своей обычной жизнью.У него есть невеста – Параша, простая девушка. Но счастье не свершается: они становятся жертвами петербургского наводнения 1824 года. Невеста погибает, а самому Евгению удается спастись, забравшись на одного из петербургских львов. Но, хоть он и выжил, после гибели невесты Евгений сходит с ума, его безумие вызвано осознанием собственного бессилия перед стихией, свершившейся в Петербурге.Он гневается на императора, допустившего в городе наводнение.

     Предлагаю перейти непосредственно к изучению поэмы.

Вашему вниманию предоставляется презентации, в ходе работы вам предлагается ответить на ряд ключевых вопросов по поэме «Медный всадник».

4. Обобщение и систематизация:

    В этой поэме Пушкин сравнивает две правды: правду Евгения, частного человека, и правду Петра – государственную. По сути вся поэма – это их неравный конфликт. С одной стороны, тут нельзя сделать однозначный вывод, кто прав: оба преследуют свои интересы, обе позиции имеют право на существование. Однако тот факт, что в итоге Евгений все-таки сдается (умирает), позволяет понять, что, по мнению самого Пушкина, прав Петр. Величие империи важнее трагедии маленьких людей. Частный человек обязан покоряться воле императора.

     Интересно, что помимо Петра, в поэме появляется и Александр 1. ОН смотрит на наводнение с дворцового балкона и понимает: с божьей стихией царям не совладать. Таким образом, Пушкин выстраивает иерархию: император выше простого человека, но бог выше императора.

       И мы подошли, на мой взгляд, к проблемному вопросу поэмы:

Какова роль личности в ключевых событиях государства?

5.Подведение итогов урока, Рефлексия.

    Ребята, вам предлагается выразить свое отношение к сегодняшнему уроку словами поэмы, употребив самые выразительные средства языка – сравнение, эпитеты, метафоры.

Люблю тебя, Петра творенье…

Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия…

Ужасный день! Нева всю ночь Рвалася к морю против бури, Не одолев их буйной дури…

Благодарю вас за внимание. Спасибо!

       Краткое описание документа:

   Методическая разработка урока литературы «Медный всадник » направлен на  формирование Развитие учебно – познавательной компетенции учащихся через раскрытие конкретно – исторического и общечеловеческого содержания поэмы «Медный всадник».

   Задачи: -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  -развитие мыслительных операций (анализа и синтеза), воображения и внимания;

  -формирование умений ясно, четко излагать точку зрения, доказывать ее                  аргументировать;

    -учиться находить в тексте  изобразительно – выразительные средства языка.

                         

nsportal.ru

«Анализ произведения А.С. Пушкина «Медный всадник»»

Разделы: Литература


Цель и задачи урока: Анализ поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник”.

  1. Показать особенности поэмы “Медный всадник”.
  2. Формировать умения находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения.
  3. Развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения.
  4. Способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;

1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока

2. Анализ поэмы.

Слово учителя:

Из немецкого романтизма пришла традиция-оживление статуй. И в литературе

она получает свое дальнейшее развитие.

1. Как вы понимаете заглавие произведения?

“Медный всадник” — записывается на доске

(всадник — человек, скачущий на коне, ведущий за собой; медный — из меди; медь — металл)

2. Петербургская повесть – странный жанр.

Почему автор избрал такой жанр?

— Что такое повесть?

Повесть – произведение, повествующее о нескольких событиях из жизни героя. Петербургская – заявлено место действия

3. — О чем говорится во вступлении? Текст.

— На что обращает наше внимание автор? Как это можно объяснить?

(Пустынных волн — пустота, море, пустыня).

— Как это можно объяснить?

(Море пустоты – хаос, нежилое пространство; болото)

— Кто такой ОН?

(Петр).

— Докажите, что речь идет о Петре

— Где названо имя? (в 3 части вступления).

— О чем мечтал Петр? (Построить город).

— Кому бросил вызов Петр? (Вспомните миф о сотворении мира. Кто создал мир, человека …города?) (Бог)

(Петр бросает вызов Богу, потому что на болоте города не строят. “Я сотворю город там, где ты не сотворил”)

(- Еще Петр бросает вызов шведу – надменному соседу)

4. — Какие два пространства представлены в произведении? (во вступлении)

(Свое и чужое).

— О чем мечтал Петр? (мечтал создать державу могучую, всесильную.

“…все флаги в гости будут к нам”).

5. II часть вступления

— Исполнилась ли мечта Петра? (Да. Петр прав, город построен и ныне там). Россия приобретает новую столицу

“И перед младшею столицей
померкла старая Москва…”

6. III — IV ч. Вступления.

Петр приобретает имя.

— Докажите, что Петербург для России имеет значение. “Красуйся град Петров,

И стой неколебимо, как Россия,…”

Пока стоит Петербург, будет стоять РОССИЯ.

7. I часть поэмы.

— О чем говорится в I части поэмы? Краткий пересказ.

— Город переименован, зачем?

— Кто герой произведения? Евгений (значение имени — благородный, знатный).

— Евгений – почему это имя? “Евгений Онегин”-герой романа, дворянин, благородный , знатный, но он “лишний человек” в обществе.

-”под пером Карамзина”

— Что имел ввиду Пушкин? ?

(Речь идет об “Истории государства Российского”, в которой Карамзин писал о знатных людях.)

Евгений – благороден, знатен, но БЕДЕН.

— О чем он мечтает? Прочитать в тексте.

(мечты о личной жизни)

Пушкин с гордостью относился к своей родословной. Знатный человек должен жить интересами государства. В выборе между чувством и долгом знатный человек выбирает ДОЛГ.

Долг превыше всего. (вспомните — Петр Гринев)

— К чему стремится Евгений? К личному счастью.

Если человек живет не по ДОЛГУ, а ЧУВСТВАМИ, Следует ВОЗМЕЗДИЕ.

В I части по нарастанию изображается стихия. Доказать текстом.

Сообщение ученика о наводнении.

В Финском заливе колебания уровня зависят от ветра. Когда очень сильный ветер дует долго с запада, то нагоняет воду в восточную часть залива. Вода поднимается и заливает низменные районы.

7 ноября 1824 г. Петербург оказался затопленным, вода поднялась до 3 м. 75 см.

23 сентября 1924 г. – 3 м. 69 см.

— Далее появляется образ еще одного царя.

Кто это? Александр I – потомок Петра.

Александр I разводит руками.

“С Божию стихией царям не совладать”

— Город переименован. Петроград.

Петр подобный Богу. Нет Петра – Бог наказывает город. Петр обрек народ на постоянное героическое проживание. Но герой должен быть один.

Герой (Петр) исчезает – город наказывается.

МРАМОР – ПАМЯТНИК

ВОДА – СИМВОЛ ЖИЗНИ, но несет смерть

КУМИР НА БРОНЗОВОМ КОНЕ — ПАМЯТНИК

8. Сообщение о памятнике “Медный всадник” (ученик)

Памятник заказала Екатерина II французскому архитектору Фальконе, который работал над памятником 12 лет. Когда встал вопрос о постаменте, много народу было привлечено к поиску камня. Был предложен гром-камень, который был от скалы отсечен грозой. По преданию этот камень был известен и Петру I . Он забирался на него и осматривал окрестности. Камень врос в землю , и чтобы откопать его нужно было отрывать котлован глубиной в 3 человеческих роста. Общая его высота 9 метров (3-этажный дом), вес 2 тысячи тонн. Чтобы перевести камень понадобилось 1220 человек.

7 августа 1782 года в 100 летний юбилей воцарения Петра – был открыт памятник.

9. II часть произведения.

— О чем рассказывается во 2 части? Краткий пересказ

— С кем сравнивается Нева? С разбойниками , которые насытившись, уходят домой.

— Евгений спасается – как? (Петр помогает Евгению).

— Но человек несчастлив, почему?

— Что с ним произошло? Докажите. Стал безумным, захохотал.

— Что еще говорит о том, что Евгений стал безумным? Спал, дни лета клонились к осени пристань — граница

Прозрение героя.

— Кто виноват в стихии? Петр

— В чем Евгений видит его вину? (В основании города,

“…чьей волей роковой
Под морем город основался…”)

Проклинать город не нужно. Умрет Петербург - Умрет Россия.

Прозрение и вновь безумие.

Финал произведения. Обращение к тексту.

Евгений усмирен. Смирение подобно смерти.

“Похоронили ради Бога” (как угодно Богу)

Герой обретает дом, успокаивается.

— Для чего нужно вступление? О чем там речь? О Петре.

— Можно ли его назвать “маленьким человеком”? Нет.

— Вновь обращаемся к названию произведения.

Всадник – ведущий за собой.

А Евгений – “маленький человек”, поэтому он исключен из Петербурга. Там ему не место.

11. Итог урока.

— Наводнение – Божия стихия или беда, вызванная государственной деятельностью Петра? (устные ответы обучающихся).

— В каких произведениях мы видим разгул природной стихии? (“Метель”, “Двенадцать”).

12. Домашнее задание: Размышление на тему “Наводнение – Божия стихия или беда, вызванная государственной деятельностью Петра?” (письменно).

15.03.2007

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по литературе в 10 классе по теме «Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник»»

Конспект урока по литературе в 10 классе

по теме « Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник»»

Цель: дать учащимся историческую справку о том, когда была написана поэма, какое событие отраженно в ней. Чтение и анализ отрывка (вступление) из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». Воспитывать в читателе чувство прекрасного, умение чувствовать и понимать прочитанное.

Оборудование: текст вступления поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», иллюстрации памятника Петра I.

Ход урока:

— Сегодня на уроке мы поговорим о поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Эту поэму Пушкин написал в 1833 году, в Болдино.

-Что вы помните о биографии Пушкина в Болдино?

-Поэт много занимался историей родной страны. Он интересовался деятельностью Петра I и его личностью. В Петре I Пушкин видел преобразователя России, выдающегося государственного деятеля. В Поэме нарисован замечательный образ, созданного Петром города и прославляется дело Петра, его личность. И сегодня на Сенатской площади в Санкт-Петербурге можно увидеть памятник Петру I. Открытие этого памятника состоялось 7 августа (18 августа) 1782 года. Позднее памятник получил своё название — Ме́дный вса́дник, благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы. (Показ иллюстраций).

В поэме «Медный всадник» нашло отражения и современное Пушкину событие – наводнение в 1824 году. Так рядом с героической темой Петра звучит другая тема – тема «маленьких» людей, городской бедноты, их радостей и страданий.

— Давайте вспомним, что называется поэмой.

Поэма – это лироэпический жанр литературы, повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.

Выразительное чтение учителя:

МЕДНЫЙ ВСАДНИК 
ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПОВЕСТЬ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом.

ВСТУПЛЕНИЕ

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

       И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,1 
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхой невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса2
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой

Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
На сквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царской дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!

— Назовите основные темы которые можно отметить в данном вступлении к поэме.

— О чём говорит здесь поэт?

-Замысел Петра I создать город на берегах Невы, красота города, любовь поэта к городу, прославление города и Петра, его создателя.

Перечитывание текста учащимися и разбивание текста по темам.

— Каким автор изображает Петра в первой строфе? (… он, дум великих полн…).

— Царь показан на фоне огромного пространства.

— О чём думает царь? (Он думает о необходимости основать город именно в этой пустынной местности на берегах Невы, у моря).

— Какое впечатление производит на вас картины природы, нарисованные в трёх первых строфах? (Печальное, мрачное, унылое, потому что описывается бедная природа).

— Какие эпитеты использовал поэт, описывая картины природы? (пустынных (волн), широко (река неслася), бедный (челн), топкие (берега), мшистые тёмно-зелёные (сады).

— Что означает слово чёлн? (Лодка).

Чтение трёх строк:

Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
— Как можно объяснить эти строки?

Берега Невы, местность, где был основан Петербург – исконные русские земли. Во времена Петра принадлежали Швеции, и за них, за право иметь выход к морю боролся русский народ.

По мысли Петра именно здесь на берегах Невы нужно основать город и крепость, чтобы обезопасить Россию от нападений Шведов, чтобы закрепиться у выхода к морю на зло «надменному соседу» — Швеции, которая не желала, чтобы Россия имела выход к морю.

— Как вы понимаете смысл выражения:

Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,

Пётр думал о том, что основание города у устья Невы даст возможность наладить торговые и культурные связи с Европой.

— Какое средство художественной выразительности можно выделить в этих же строках? «В Европу прорубить окно – метафора».

— Давайте вспомним, что такое метафора:

Метафора — перенос значения слова, основанное на употреблении одного предмета (явления) другому по сходству или по контрасту.

— Объясним значение строк:

Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам

С основанием города при море, когда упрочатся связи России со всем миром, корабли всех стран приплывут к берегам Невы. Здесь слово «флаги» употреблено в место слова «Корабли разных стран».

— Как называется такое средство художественной выразительности, которую использовал поэт в данном случае? (Метонимия).

Метонимия – вид тропа, в котором явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления признаки.

Перечитываем сначала и до слов «тёмно-зелёными садами её покрылись острова».

-Как поэт сопоставляет то, что было до основания города, с тем, что стало потом, когда уже основан город?

Выберете строки, подтверждающие ваше мнение. А затем запишите их в тетради в виде таблицы.

1)На берегу пустынных волн
Стоял он…

2)Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,

3)… лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел…

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…

По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
3)Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова…

-Что же хотел сказать поэт, рисуя эти две картины?

Всё преобразовалось за сто лет. Человек всё может преодолеть, сила его творчества беспредельна. Усилиями народа был создан, несмотря на все трудности, великолепный город в пустынной болотистой местности.

Обратимся к тексту. За что любит поэт свой город?

-За его «строгий, стройный вид»

-Как вы думаете, что это значит?

Петербург строился, как новый город, по строгому плану: широкие, прямые улицы, пересекающиеся под прямым углом, прекрасные здания в виде древнегреческой или римской архитектуры – гладкие стены, строгие колонны – всё это придаёт городу, как сказал поэт, «строгий, стройный вид».

-За что ещё любит поэт свой город?

-Поэт любит « Невы державное теченье».

Эпитет «державное теченье» — мощное, величественное течение могучей реки. В свою очередь Нева украшает собой город и запоминается.

-Что ещё любит поэт?

Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей…

Петербург уже в то время славился художественными решетками садов и мостов, которые были созданы по рисункам лучших русских архитекторов и художников. (Решётка Летнего сада, Казанского собора и т. д.)

— Прочитаем о том, за что любит поэт белые ночи? Как он их называет? (задумчивые)

Это время когда поэт творит, уходит в свои творческие думы.

Найдите эпитеты, которые правдиво отмечают характерные признаки белых ночей (блеск безлунный, пустынные улицы).

Выразительное чтение отрывка учениками. Перечислить основные темы вступления к поэме.

Д/З: чтение поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»

infourok.ru

«Поединок двух всадников» (поэма А.С.Пушкина «Медный всадник») (урок литературы в 10 классе)

Конспект урока литературы для 10 класса.

Составила: Климова Александра Владимировна

Тема. «Поединок двух всадников» (поэма А.С.Пушкина «Медный всадник»).

Цель:

  • показать роль исторической темы в творчестве А.С.Пушкина, проанализировать содержание поэмы «Медный всадник»;

  • развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического текста;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Вступительное слово учителя.

Пушкина всегда интересовала история. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом прогнозировал дальнейшую историю страны.

Мысли писателя по поводу исторических событий и исторических персонажей актуальны и в наши дни. Мы убеждаемся в этом тем больше, чем внимательнее и глубже читаем Пушкина. В этом непреходящее значение писателя для русской и мировой литературы.

Особое значение в творчестве Пушкина имеет образ Петра I, во многом изменившего ход русской истории. Философский подход к осмыслению этого образа и русской судьбы вообще – в поэме «Медный всадник», написанной в Болдине в октябре 1833 г.

Пушкин пишет предисловие, в котором стремится подчеркнуть достоверность событий: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В.Н.Берхом».

3. Историческая основа поэмы «Медный всадник».

В начале XVII века шведы захватили русские земли на побережье Финского залива (в районе будущего Санкт-Петербурга), лишив таким образом Русское государство выхода к Балтийскому морю. Именно возвращение этой небольшой полоски земли было первоначально главной целью русского царя Петра Алексеевича, начавшего в 1700 г. войну против Швеции. К 1703 г. были одержаны первые значительные успехи – отвоёваны старинные русские земли в устье реки Невы, где сразу же был заложен город, который Пётр назвал в честь своего небесного покровителя, святого апостола Петра – Санкт-Петербург. Город строился в невероятно тяжёлых условиях – посреди болот, при постоянной угрозе наводнения, руками бесчисленных мужиков, согнанных на строительство и сотнями мерших от болезней и непосильного труда. Новую столицу не любили, сам переезд царя из Москвы в новый город воспринимался народом как неуважение к традиции и подрыв вековых устоев. Петербург и позднее воспринимался многими как город, чуждый России, официальный, холодный, зачастую враждебный… Многие из иностранных наблюдателей рассматривали историю строительства Петербурга как доказательство рабской покорности русского народа своим правителям, затеявшим бессмысленное строительство призрачного города на совершенно непригодной для жилья земле.

В этом контексте поэтическое признание москвича Пушкина в своей любви к северной столице приобретает совершенно особый смысл. Прекрасно зная, во что обошлось русскому народу строительство этого города и политика Петра в целом, Пушкин видит и другое – те благотворные результаты, которые имели для России, её культурного и политического развития петровские преобразования, символом которых является Петербург до сих пор. Поэт не закрывает глаза на мучительную сложность жизни в послепетровской России (эта линия развивается в основной части поэмы) – и всё же он чувствует себя представителем именно той России, в которой живёт, не видя никакого смысла в возвращении назад, ко временам допетровской московской старины.

4. Обзор содержания поэмы.

«На берегу пустынных волн» Невы стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен и который станет окном России в Европу. Прошло сто лет, и город «из тьмы лесов, из топи блат/Вознесся пышно, горделиво». Творенье Петра прекрасно, это торжество гармонии и света, пришедшее на смену хаосу и тьме.

Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Поздним вечером возвращается домой в свою каморку в бедном районе Петербурга, называемом Коломной, мелкий чиновник по имени Евгений. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стерлось, а сам Евгений дичится знатных людей. Он ложится, но не может заснуть, развлеченный мыслями о своем положении, о том, что с прибывающей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюбленной, Парашей, живущей на другом берегу. Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.

«Редеет мгла ненастной ночи/И бледный день уж настает…» Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его. Погода свирепела все больше, и скоро весь Петербург оказался под водой. Разбушевавшиеся волны ведут себя, как солдаты неприятельской армии, которая взяла город штурмом. Народ видит в этом Божий гнев и ждет казни. Царь, правивший в тот год Россией, выходит на балкон дворца и говорит, что «с Божией стихией/Царям не совладеть».

В это время на Петровой площади верхом на мраморном изваянии льва у крыльца нового роскошного дома сидит недвижный Евгений, не чувствуя, как ветер сорвал с него шляпу, как поднимающаяся вода мочит его подошвы, как дождь хлещет ему в лицо. Он смотрит на противоположный берег Невы, где совсем близко от воды живут в своем бедном домишке его возлюбленная со своей матерью. Как будто околдованный мрачными мыслями, Евгений не может сдвинуться с места, а спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».

Но вот наконец Нева вошла в берега, вода спала, и Евгений, замирая душой, спешит к реке, находит лодочника и переправляется на другой берег. Он бежит по улице и не может узнать знакомых мест. Все разрушено наводнением, кругом все напоминает поле сражения, валяются тела. Евгений спешит туда, где стоял знакомый домик, но не находит его. Он видит иву, росшую у ворот, но нет самих ворот. Не в силах перенести потрясения, Евгений захохотал, лишившись рассудка.

Новый день, встающий над Петербургом, уже не находит следов давешних разрушений, все приведено в порядок, город зажил привычной жизнью. Лишь Евгений не устоял против потрясений. Он скитается по городу, полный мрачных дум, и в ушах его все время раздается шум бури. Так в скитаниях проводит он неделю, месяц, бродит, питается подаянием, спит на пристани. Злые дети бросают ему камни вслед, а кучера хлещут плетьми, но, кажется, он ничего этого не замечает. Его все еще оглушает внутренняя тревога. Однажды ближе к осени, в ненастную погоду, Евгений просыпается и живо вспоминает прошлогодний ужас. Он встает, торопливо бродит и внезапно видит дом, перед крыльцом которого стоят мраморные изваяния львов с поднятыми лапами, и «над огражденною скалою» на бронзовом коне сидит всадник с простертою рукой. Мысли Евгения внезапно проясняются, он узнает это место и того, «чьей волей роковой/Под морем город основался…». Евгений обходит вокруг подножия памятника, дико глядя на изваяние, он чувствует необычайное волнение и гнев и в гневе грозит памятнику, но вдруг ему показалось, что лицо грозного царя обращается к нему, а в глазах его сверкает гнев, и Евгений бросается прочь, слыша за собой тяжелый топот медных копыт. И всю ночь несчастный мечется по городу и ему кажется, что всадник с тяжелым топотом скачет за ним повсюду. И с этой поры, если случалось ему проходить по площади, на которой стоит изваяние, он смущенно снимал перед ним картуз и прижимал руку к сердцу, как бы прося прощения у грозного истукана. На взморье виден малый пустынный остров, куда иногда причаливают рыбаки. Наводненье занесло сюда пустой ветхий домишко, у порога которого нашли труп бедного Евгения и тут же «похоронили ради Бога».

5.Основные темы поэмы.

Последняя поэма Пушкина – художественный итог его размышлений о личности Петра I, о «петербургском» периоде русской истории. В поэме «встретились» две темы: тема Петра, «строителя чудотворного», и тема простого («маленького») человека, «ничтожного героя, волновавшего поэта с конца 20-х годов XIX в. Повествование о трагической судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения, стало сюжетной основой для историко-философских обобщений, связанных с ролью Петра в новейшей истории России, с судьбой его детища – Петербурга.

«Пушкин стремится всеми средствами сделать одного из них — Петра — сколько возможно более «великим», а другого — Евгения — сколько возможно более «малым», «ничтожным». «Великий Петр», по замыслу поэта, должен был стать олицетворением мощи самодержавия в её крайнем проявлении; «бедный Евгений» — воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности».

(Брюсов В. «Ремесло поэта»)

«В поэме два Петра: Петр живой и Петр — Медный всадник, кумир на бронзовом коне.

Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя — на власть.

Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.

Две Невы…

Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй». (Гранин Д. «Два лика».)

6. Композиционный план вступления.

  • История постройки города.

  • Гимн городу от лица поэта.

  • Пожелание городу красоты и стойкости, спокойствия морской стихии.

  • Переход к «печальному рассказу».

7. Слушание аудиозаписи. Вступление к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» читает В.Завьялов.

III. Закрепление изученного.

— С какой целью автор употребляет местоимение «мы», раскрывая замысел Петра построить новый город?

— Найдите лексические и другие средства художественной выразительности, показывающие отношение автора к деятельности Петра как исторически необходимой и направленной на благо государства.

— Какие стороны преобразовательской деятельности Петра через «сто лет» отмечает Пушкин в строках:

…и юный град…

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов….

Бросал в неведомые воды

Свой ветхий невод…?

— В чём своеобразие конфликта в поэме? (Замысел Петра построить город на болотах реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление призвано подвести читателя к пониманию основного конфликта – истории и личности.

Конфликт в поэме разветвлён, сложен, имеет несколько сторон. Это конфликт между «маленьким» человеком и властью, между природой и человеком, между городом и стихией, между личностью и историей, между реальным и мифологическим.

Для автора было важно подчеркнуть масштаб конфликта, он утверждает, что это не просто романтическая поэма, а нечто более глубокое и масштабное.)

— Как изображён Петербург в поэме? (Мир Петербурга предстаёт в поэме как некое замкнутое пространство. Город живёт по своим законам, начертанным его основателем. Это как бы новая цивилизация, противопоставленная и дикой природе, и прежней России. «Московский» период её истории, символом которой является «старая Москва» («порфироносная вдова»), ушёл в прошлое.

Петербург полон резких конфликтов, неразрешимых противоречий. Величественный, но внутренне противоречивый образ города создан во вступлении. Пушкин подчёркивает двойственность Петербурга: «он вознёсся пышно, горделиво», но «из тьмы лесов, из топи блат». Это город-колосс, под которым болотная топь. Задуманный Петром как просторное место для грядущего «пира», он тесен: по берегам Невы «громады стройные теснятся». Петербург – военная столица, но таким делают его прадеды и гром пушечных салютов. Это твердыня, которую никто не штурмует.

Вступление – панегирик Петербургу государственному, парадному. Но чем больше поэт говорит о пышной красоте города, тем больше создаётся впечатление, что он какой-то неподвижный, призрачный. Сам воздух города зимой «недвижный».

В гордом облике «младшей» столицы скрывается что-то тревожное. Пять раз во вступлении повторяется слово «люблю». Это признание в любви Петербургу, но произносится оно как заклинание, понуждение любить. Кажется, что поэт всеми силами старается полюбить прекрасный город, вызывающий в нём противоречивые, тревожные чувства.

В самом сравнении города с Россией – двойственный смысл: здесь и признание неколебимости России, и ощущение зыбкости города. Петербург контрастно показан до и после наводнения.

Петербург – огромный «рукотворный» памятник Петру I. Противоречия города отражают противоречия его основателя.)

— Каковы особенности образа героя поэмы – Евгения? (Столкнув в поэме бронзового Петра и бедного петербургского чиновника Евгения, Пушкин подчеркнул, что государственная власть и человек разделены бездной. Уравнивая все сословия одной «дубиной», усмиряя человеческую стихию России «железной уздой», Пётр хотел превратить её в покорный и податливый материал. Евгений должен был стать воплощением мечты самодержца о человеке-марионетке, лишённом исторической памяти, забывшем и «родные преданья», и своих предков. Отчасти цель была достигнута: пушкинский герой – продукт и жертва петербургской «цивилизации», один из бесчисленного множества чиновников без «прозванья», которые «где-то служат», не задумываясь о смысле своей службы, мечтают о «мещанском счастье»: хорошем местечке, доме, благополучии.

Но Евгений – пленник города и «петербургского» периода русской истории – не только укор Петру и созданному им городу, символу России. Евгений – антипод «кумира на бронзовом коне». У него есть то, чего лишён бронзовый Пётр: сердце и душа. Он способен мечтать, печалиться, страшиться за судьбу возлюбленной. Глубокий смысл поэмы в том, что Евгений сопоставлен не с Петром-человеком, а именно с «кумиром» Петра, со статуей. Пушкин нашёл свою «единицу измерения» необузданной, но скованной металлом власти – человечность.

Герой «петербургской» повести, став безумцем, потерял социальную определённость. Сошедший с ума Евгений бродит по Петербургу, не замечая унижений и людской злобы. Память о пережитом наводнении приводит его на Сенатскую площадь, где он во второй раз встречается с «кумиром на бронзовом коне». Этот кульминационный эпизод поэмы, завершившийся погоней Медного всадника за «безумцем бедным», особенно важен для понимания смысла всего произведения. Нередко в словах Евгения, обращённых к бронзовому Петру, видят бунт, восстание против «державца полумира» (иногда проводились аналогии между этим эпизодом и восстанием декабристов)).

— В чём заключается необычность образа Петра I в поэме? (Образ Петра выведен Пушкиным не только в поэме «Полтава», где он предстаёт вдохновенным военачальником-победителем, но и во многих других произведениях: «Пир Петра Великого», «Арап Петра Великого», «Медный всадник». Необычен образ Петра в поэме «Медный всадник». В ней действует уже не сам Пётр, а его «кумир», памятник. Этот образ неотделим от образа Петербурга, он является символом северной столицы.

А.С.Пушкин использует былинные способы изображения исторической личности: широкий взгляд на мир «укрупняет» и личность героя: «стоял он, дум великих полн…». Образ героя дан на фоне огромного пространства, которое предстоит преобразовать, покорить.

Вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В жанре оды традиционно писали о событиях и делах государственного значения, направленных на укрепление его мощи и процветания. Таким образом, не только поэтическая речь, но и выбранный автором жанр вступления должны были подчеркнуть в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.)

— Поэма «Медный всадник» имеет подзаголовок: «Петербургская повесть». Однако в трудах многих литературоведов встречается обозначение этого произведения как поэмы. Как вы считаете, к какому жанру ближе «Медный всадник» и почему?

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

1. Ответить на вопрос: «Каким мы видим Петра в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»?».

2. Выучить наизусть отрывок из поэмы.

4

kopilkaurokov.ru

Урок по поэме Пушкина «Медный всадник» в 10 классе

Изучение поэмы

А.С. Пушкина

«Медный всадник»

на уроках внеклассного чтения (10 класс)

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ гимназия № 74 г. Санкт-Петербурга

Дудинская Н.Ю.

2016 г.

Цель урока:

  1. обозначить место поэмы в творчестве Пушкина;

  2. показать «путь» прочтения: от слова – к образу – к идее;

  3. подвести к пониманию проблемы: возможно ли разрешение конфликта между «малым» и «великим», между человеком и государством.

Этапы анализа (восприятия) текста:

  1. создание условий для восприятия художественного текста – установка (настрой на восприятие):

— вступительное слово учителя;

— чтение «Вступления» поэмы;

  1. осмысление языковых средств в создании художественных образов:

— поиск важных смысловых деталей текста;

— «раскадровка» «Вступления»;

  1. отработка навыков выразительного чтения;

  2. постижение идей писателя.

Вступительное слово учителя.

Обращаясь к художественному тексту, мы вступаем в диалог с писателем, временем, культурой.

Текст – это не простая сумма слов, это намёки, ассоциации, знаки, через которые автор приглашает нас к сотворчеству. Понимание смысла произведения — конечная цель прочтения текста.

Как сделать чтение осмысленным? Интересным?

Необходимо настроиться, дать себе установку (воспринять).

Что важнее: быть понятным или понятым? (учащиеся отвечают на вопрос)

Сегодня мы постараемся в рамках одного урока выстроить диалог с художественным текстом – поэмой Пушкина «Медный всадник». Итак, в путь вслед за автором.

Беседа с классом.

О чём поэма?

Тема Петра

представлена

с исторической с нравственной

точки зрения точки зрения

Назовите главных героев поэмы?

Пётр Евгений

антиподы

НО!

отражают разные сферы исторической жизни, имеющие одинаковое право на существование

государственность частная жизнь

государство человек

власть

Прислушаемся к разным голосам,

к разным мнениям:

А.С. Пушкин Евгений

«Красуйся, град Петров…» «Добро, строитель чудотворный!..

Ужо тебе!..»

Голос утверждения Голос человеческого

возмущения и протеста

Прославление Мысль о праве всякого

государственности человека на счастье.

Как видим, в поэме нет единой системы отсчёта. Перед нами две правды. И ни одна из них не одерживает абсолютной победы: правда на стороне Евгения и на стороне Петра и его великого дела.

А Пушкин?

Автор не поучает, он сталкивает в поэме равновеликое, ничему не давая торжествовать окончательно. Он делает так во имя высшей правды: правды искусства и правды жизни.

Вся поэма Пушкина – это воплощённая в художественных образах загадка и великая драма истории, над которой, читая «Медный всадник», задумывались и размышляли и после Пушкина многие поколения читателей.

Каким образом эта мысль находит подтверждение в произведении?

Обратимся к заглавию и подзаголовку.

«Медный всадник» — поэма «Петербургская повесть»

высокий стиль

принадлежит рассказ

Петербургу, об основании

является его Петербурга,

преданием о событиях

25 декабря 1825 г.

доверие читателя

Вывод: жанр поэмы восходит к теме государственности, а жанр «повесть» указывает на обращение к частной жизни человека.

Прочитайте, пожалуйста, предисловие к поэме.

На какое противоречие можно обратить внимание в тексте предисловия?

«происшествие» «известие»

достоверная информация наводнение

(истина)

бедствие

двойственный взгляд на произошедшее:

официальный (государственный) и частный (человеческий)

Обращаемся к тексту «Вступления» (чтение).

Оно было опубликовано при жизни Пушкина под заглавием «Петербург. Отрывок из поэмы». Обращает нас к истории, в центре которой два образа.

Назовите их, пожалуйста. (Он; Петербург)

Представим «Вступление» в виде кадров, похожих на эпизоды кинофильма. Для этого обратим внимание на важные детали и смысловую завершённость отрывков (сделаем раскадровку).

На сколько смысловых частей можно поделить «Вступление»? (4)

РАСКАДРОВКА

1-й кадр.

Он пейзаж

«дум великих полн» берег безымянной реки;

эпитеты:

бедный чёлн,

убогий чухонец

высокий стиль сниженная лексика

прозаическая речь

Явная противопоставленость великих устремлений государственного человека и нужд «маленьких людей».

2-й кадр.(«И думал он…)

лексический повтор подчеркивает мечту царя об «окне в Европу»; стиль контрастен первому кадру: речь возвышенная, высокие эпитеты; напоминает стиль оды; ключевая фраза «природой здесь нам суждено…» подчеркивает идею правителя: природой = судьбой, историей

3-й кадр.(«Прошло сто лет…»)

Бросок через столетия – к моменту написания поэмы прошло 130 лет со дня основания Петербурга.

Восторженная речь автора – прославление деяний Петра; построена на контрасте прошлого и настоящего.

4-й кадр.(«Люблю тебя, Петра творенье…»)

Сколько картин Петербурга рисует Пушкин? (4)

_____Л Ю Б Л Ю____

город морозный Петербург Петербург

белых зимний военный праздничный

ночей Петербург парадный

архитектура природа культура государственность

Финал «Вступления» — очередная загадка Пушкина, постичь которую помогают ключевые слова «умирится» и «тщетная злоба».

Силы, враждебные Петру, им скованные, автор определяет словом «стихия».

О какой стихии идёт речь? (во «Вступлении» нет ни единого слова о противоборстве Петра со стихией природы. Да и можно ли поставить в заслугу царю борьбу с природой? Величие царя проявляется в борьбе либо с внешними врагами, либо с противниками внутри государственных преобразований.)

Последние пять стихов «Вступления» — смена темы, интонации; эпитеты «ужасная», «печален» предвосхищают появление иного героя. И этим героем будет «бедный Евгений».

Подведение итогов урока.

Сегодня мы попытались пойти вслед за Пушкиным в чтении «Вступления» поэмы «Медный всадник». Вступление любого произведения настраивает читателя на одну волну с автором. Мы поняли, что Пушкина как истинного философа, гражданина и нравственного человека волнует не только судьба частного человека, но и судьба государства, Отечества. В основной части вместо Петра появляется его памятник и становится действующим лицом поэмы, но памятник не живой – он медный, он является символом власти, равнодушный к судьбе человека. Но в то же время Медный всадник – это символ великого деяния Петра, символ его города. Недаром пять раз сказал Пушкин «люблю», обращаясь к Петербургу. Вот уж, действительно: «нет истины, где нет любви» (Пушкин).

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *