Любовь и счастье в романе тургенева отцы и дети – Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (Отцы и дети Тургенев)
Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (Отцы и дети Тургенев)
Иван Сергеевич Тургенев прожил долгую творческую жизнь и оставил нам в наследство самое главное свое богатство — художественные произведения, плоды многолетних размышлений о жизни, о вечных, непреходящих ее ценностях. Одной из таких великих ценностей жизни писатель считал любовь. Нас поражает глубокое чувство Ивана Сергеевича к Полине Виардо, которое он пронес через всю свою жизнь. Умирая на ее руках, он пишет свое предсмертное произведение — цикл «Стихотворения в прозе», в котором утверждает: «Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».Способность любить — это, по мнению автора, редкий дар. Далеко не все люди им обладают. Героев своих произведений Тургенев экзаменует не только в различных сферах жизни, но и в любви. Любовью автор испытывает совершенство человеческой личности, насколько герой велик или мелок, благороден или жалок, душевно щедр или скуп.
В романе «Отцы и дети» основной конфликт носит общественный характер. В нем показываются взаимоотношения двух поколений мыслящей части общества в 60-е гг. XIX в., переломные для России. С одной стороны, либеральные дворяне, к которым принадлежат Николай Петрович, Павел Петрович, Аркадий, с другой — революционный демократ Базаров. Противостояние этих героев отражает главный конфликт эпохи. Роман говорит о том, какими силами, располагает Россия для преобразования общества. Удивительным является то, что главным критерием в оценке своих героев Тургенев считает способность глубоко любить. И «отцы», и «дети» на протяжении романа влюбляются, но по-разному.
В жизни Николая Петровича Кирсанова любовь занимает не последнее место. Для него очень важна семья, поэтому он рано женится и отдается мирному течению деревенской жизни. Смерть жены Николай Петрович переносит тяжело. Его вторая жена, Фенечка, своей миловидностью и скромностью похожа на покойную жену. Жизнь с ней столь же тиха. «Она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный… остальное доказывать нечего…» Полюбив Фенечку, сблизившись с ней, Николаю Петровичу пришлось преодолеть сословные предрассудки. Его можно назвать счастливым человеком. Близкие Николая Петровича, его сын Аркадий и брат Павел Петрович, очень тактично приняли Фенечку, они радуются его тихому счастью, которого он вполне заслуживает.
Известна нам история любви и Павла Петровича. Княгиню Р. он встречает на балу в Петербурге и эта встреча резко меняет его жизнь. Княгиня стала для него загадкой, заинтриговала его своим поведением. В ней «оставалось что-то заветное и недоступное, куда никто не мог проникнуть». Она непредсказуема, «все ее поведение представляло ряд несообразностей». Именно это и привлекает Павла Петровича. Он не в силах противиться своему чувству. «Тяжело было Павлу Петровичу, когда княгиня Р. его любила, но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал… таскался за ней повсюду… вышел в отставку…» Всю свою жизнь) Павел Петрович «поставил на карту женской любви».
Павлу Петровичу не повезло в любви — он не встретил ответного чувства у княгини Р. Он должен был перебороть себя и уйти с ее дороги, а вместо этого пресмыкался перед ней в течение десяти лет. В этой истории любви он выглядит жалким и униженным. Он сломлен, в его жизни нет цели. Можно смело сказать, что Павел Петрович не выдержал испытания любовью. Жизнь его бессмысленна, он страшно одинок и страдает от этого. Страдания его усугубляются еще больше из-за тайной любви к Фенечке. Может ли такой герой быть преобразователем жизни, принести пользу родине? Скорее всего, нет… Таким образом, автор через отношение к любви проверяет общественную состоятельность героя.
Аркадий, хоть и принадлежит к «детям» в романе, в любви похож на своего отца. Как и у отца, интересы Аркадия замыкаются в тесном кругу хозяйственных забот и тихого семейного счастья.
Интересно, а что же значит любовь для Базарова, ведь он отрицает ее согласно принципам нигилизма, сторонником которого является? В начале романа перед нами появляется несколько вульгарный и даже грубый человек. Для него просто не существует красоты внутреннего мира людей, особенно женщин, или духовных отношений между мужчиной и женщиной. «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?» Но его теоретические доводы в отношении любви опровергла впоследствии сама жизнь. Встретив на балу у губернатора Анну Сергеевну Одинцову, Базаров заинтересовывается ей, но сначала только внешне. Когда Одинцова приглашает Базарова и Аркадия к себе в усадьбу, Евгений надеется на очередную в своей жизни мелкую интрижку: Однако, узнав Анну Сергеевну ближе, он оценивает ее смелый ум и сильный характер. В нем зарождается большое чувство к Одинцовой. Сначала его выдает смущение, а потом нарочито циничное поведение. Эти изменения в Базарове удивляют Аркадия. Действительно, обычно такой твердый и решительный человек становится на редкость робким.
А как же ведет себя Одинцова? Ее Базаров привлекал резкостью и новизной суждений. Она им тоже увлеклась, но не больше. Анна Сергеевна не смогла бы испытать большее чувство к нему, потому что, по ее утверждению, «спокойствие все-таки лучше всего на свете». Одинцова ни за что бы не распрощалась со своими привычками, удобством и роскошью, получив взамен бедную жизнь с разночинцем. И когда Базаров понимает, что по-настоящему любит Анну Сергеевну и что она никогда не ответит ему взаимностью, он не «раскисает», как Павел Петрович, а гордо уходит с ее дороги, уезжает к себе в деревню, пытается бороться со своим чувством, много работает. Он допускает небрежность, заразив себя трупным ядом, только из-за тяжелой внутренней борьбы с самим собой. Сцена смерти Базарова — один из самых важных эпизодов в романе, где истый нигилист не скрывает своего глубокого прекрасного чувства и уже становится романтиком, почти поэтом. «Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. — Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
Возможно, Базарову досталось самое сложное испытание в любви, и он достойно вышел из него, стал человечнее, стал ценить прекрасное. Таким образом, Тургенев возвышает своего героя над всеми представителями дворянского класса. В Базарове оказалось страстное, бунтующее сердце, в нем обнаружилась такая энергия, которой бы хватило, чтобы совершить настоящий подвиг. Сама смерть его незаурядна. «Умереть так, как умер Базаров,— все равно что сделать великий подвиг…»,— писал критик Д. И. Писарев. В Базарове можно увидеть будущее России, роль преобразователя общества и страны. Это стало ясно именно в результате испытания любовью.
Любовь — удивительное чувство, которое отметает все поддельное и второстепенное, обнажая самое главное — человеческую сущность.
Личностно-ориентированный урок по литературе. «Любовь и счастье в романе И.Тургенева «Отцы и дети»
Разделы: Литература
Любовь… сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется
жизнь.
(И.Тургенев)
Чувство любви может быть истинно хорошо
Только при внутренней гармонии любящих, и тогда
оно
Составляет начало и залог того общественного
благоденствия, которое обещается нам в будущем
развитии человечества
Водворением братства и личной равноправности
между людьми.
(Н. Добролюбов)
Эпиграфы записаны на доске без указания имен авторов.
ХОД УРОКА
Учитель. Обратите внимание на то, что главные герои романа “проходят испытание” любовью. Все они влюблены, и у каждого свое отношение к любви. В романе четыре сложившиеся пары, при этом нетрудно заметить, что в жизни каждого из них присутствует (или присутствовала) еще одна женщина.
Запись на доске:
- Николай Петрович и Мария, Фенечка;
- Павел Петрович и княгиня Р., Фенечка;
- Аркадий и Одинцова, Катя;
- Базаров и Фенечка, Одинцова.
Первая учебная ситуация
Обратимся к эпиграфам. Имена авторов пока не названы. Здесь представлено две точки зрения на роль любви в жизни человека:
Запись на доске:
- Любовь – стихия, которая сильнее смерти;
- Любовь – предвести счастливого будущего.
? Что такое любовь, по вашему мнению? Каково ее место в жизни человека? Как вы думаете, какая жизненная ценность стояла бы на первом месте у Тургенева?
Выстройте данные ниже жизненные ценности по степени убывания:
- Свобода;
- богатство;
- любимая работа;
- слава;
- любовь;
- дети;
- вера;
- семья;
- уважение людей;
- власть;
- здоровье.
Обсуждение результатов. Вывод делает учитель:
Каждый человек имеет право на жизненные ценности. Очевидно, Тургенев поставил бы на первое место любовь. Слова, использованные в первом эпиграфе, принадлежат ему. Автор второго высказывания, мечтающий об общественном благоденствии, Добролюбов.
? Как вы думаете, нашла ли свое отражение в романе точка зрения Тургенева на роль любви в жизни человека, высказанная им позднее, в прозе “Воробей” в 1878 году?
Мы ответим на этот вопрос в конце урока.
Вторая учебная ситуация.
Герои романа, как ни увлечены они идейными спорами, постоянно говорят о любви. Эта тема им интересна и важна. Каковы же убеждения, декларируемые героями? Проверяем записи, которые вы сделали дома, объясняющие отношение героев к любви и ее месту в жизни человека. У нас получаются своего рода цитатные характеристики.
? Что для каждого из героев – любовь? Реальное чувство или мечта?
Примерные записи, сделанные учениками.
Аркадий: я нахожу, что он (отец) должен бы жениться на ней”. “…я не богат и чувствую, что готов на все жертвы…”
Базаров: “Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал”. “И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все чепуха, романтизм, гниль, художество. Пойдем лучше жука смотреть”. “Свободно мыслят между женщинами только уроды”. “Базаров был великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтичном, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал свое удивление: почему не посадили в желтый дом Торенбурга со всеми минезингерами и трубадурами? “Нравится тебе женщина, — говаривал он,- старайся добиться толку; а нельзя – ну, и не надо, отвернись – земля не клином сошлась”. “…что за охота говорить и думать о будущем, которое большей частью от нас не зависит? Выйдет случай что-нибудь сделать – прекрасно, а не выйдет, — по крайней мере, тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал”. “…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца”. “Мужчине некогда заниматься такими пустяками; мужчина должен быть свиреп, гласит отличная испанская поговорка”. “…да при том любовь… ведь это чувство напускное”. “Сам себя не сломал, так и бабенка тебя не сломает”.
Павел Петрович: “Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!” “Брат, исполни обязанность твою обязанность честного т благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей!… Женись на Фенечке…Она тебя любит, она – мать твоего сына”. “…станем исполнять свой долг; и посмотри, мы еще и счастье получим в придачу”.
Николай Петрович: “Но…те сладостные, первые мгновенья, отчего бы не жить им вечною, неумирающей жизнью?” “Ты это говоришь, Павел, ты, которого я считал самым непреклонным противником подобных браков!”
Одинцова: “По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и возврата. А то лучше и не надо”. “Скажите, отчего даже мы наслаждаемся, скажем, музыкой, хорошим вечером, разговором с симпатичными людьми, отчего все это кажется скорее намеком на какое-то безмерное, где-то существующее счастие, чем действительным счастьем, то есть таким, коим мы сами обладаем?” “Нет…бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете”.
Катя: “О нет! К чему это? (властвовать) Напротив, я готова покоряться – это я понимаю; это счастье; но подчиненное существование…Нет, довольно и так.”.
Фенечка: “Мне Николая Петровича не любить – да после этого сне и жить не надо!”№
Княгиня Р.: “Крест – вот разгадка”.
Учитель:
Для Николая Петровича любовь – это мечта, сон, воспоминания о Марии, о молодости и красоте. Настоящее же – как бы примирение с жизнью. Для Павла Петровича – это загадка, поиск разгадки сфинкса, это страсть и страдание, ломающее жизнь. Для Аркадия любовь и семья – синонимы; любовь – это взаимопонимание, уважение друг к другу, общие интересы. Базаров считает, что любовь – это пустяки, романтизм. Оказывается, что она – сила, природная и естественная, способная сломать любого человека. Для Фенечки любовь – это служение “благодетелю” Николаю Петровичу. Для Одинцовой – любопытство, чувство, которого она так боится и не решается познать. Для Кати – семья и равенство в браке. Для княгини Р. – прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти.
Третья учебная ситуация
Вы видите, что декларации о любви и истинное значение ее в жизни героя не всегда совпадают. Давайте сравним их. Заполните таблицу, используя знания текста романа и ответьте на вопрос.
Работа в группах.
? Как характеризуют истории любви и выбор женщин каждого из героев-мужчин?
Каждый герой на отдельном листе.
Женщины, которых любят герои. Истории любви (Приложение 1)
Учитель:
Сколько бы мы ни анализировали условия жизни, характеры, пристрастия главных и второстепенных героев, идеи, ими декламируемые, мы неизбежно придем к одному выводу: главное место в жизни героев занимают их чувства, их привязанности, их личная судьба. Безусловная и неоспоримая ценность для Тургенева – семья. Даже непримиримый Базаров с уважением относится к своим родителям, к их семейному согласию, к семейным устоям, к дому, как месту отдохновения, где живут истинно родные люди, хотя и неблизкие по духу. Их близость нечто большее, чем близость идейная. При этом, для себя и для новых людей, к которым Базаров себя причисляет, он не мыслит семейного поприща: их судьба иная, смысл их жизни в другом, они созданы для великих дел.
Какую же судьбу для себя уготовляет каждый из героев?
Четвертая учебная ситуация
Проанализируйте содержание романа, заполнив таблицу.
?Каким видят свое будущее герои Тургенева и соответствует ли это их реальной судьбе? Почему самый деятельный и уверенный в своем праве, самый интересный герой Тургенева умирает, а самый незаметный, неуверенный, “размазня” становится активным и полезным членом общества? В чем же счастье “по Тургеневу”?
Герои |
Мечты о будущем |
Реальное будущее |
|
Iгр. |
Николай Петрович |
Мечтает о жизни вместе с сыном и Фенечкой. О дружбе с Аркадием, о том, что Аркадий займется хозяйством и они вместе будут проводить вечера, читать, слушать музыку, спорить. | Еще лучше, чем он себе представлял: женился на Фенечке, живут вместе с семьей сына, обожает невестку, да еще попал в мировые посредники – чувствует свою нужность людям. |
Iiгр. |
Павел Петрович |
Хочет закончить свою жизнь в семье брата, живя воспоминаниями, как писал о себе Тургенев в одном из писем, “на краю чужого гнезда” и радуясь счастью брата. | Уехал в Дрезден, где придерживается прежних взглядов, “все делает добро, сколько может… все еще шумит понемножку”. Его уважают “туземцы”. |
IIIгр. |
Аркадий |
Мечтает заниматься хозяйством в семье отца и смутно представляет себе свою жизнь под влиянием нигилистических идей | Сделался рьяным хозяином, и “ферма уже приносит значительный доход”. |
Ivгр. |
Базаров |
Мечтает о великом поприще, чувствует в себе силы необъятные, но при этом говорит Одинцовой о том, что вскоре будет уездным лекарем, не желая “напрасно болтать” о будущем, которое “не от нас зависит”. | Умер, заразившись от больного тифом. |
Учитель:
Базаров был прав, говоря о том, что будущее “большей частью не от нас зависит”. Но помимо логики героя существует еще и логика художественного произведения, а она не всегда совпадает даже с замыслами автора: в настоящем произведении искусства герои живут своей жизнью, подчиняясь логике истории, характеров.
Как ни полюбил Тургенев Базарова, как ни старался в последствии его оправдать, как ни ругал старшее поколение, он не мог не чувствовать, что Россия переломного периода нуждается в конструктивном решении своих проблем, что разрушение – а именно эту перспективу готовит нигилист Базаров – губительно для нее и не поможет в разрешении тех проблем, которые стояли перед страной накануне реформ. Тургеневские размышления, которые он приписывает Аркадию в начале роман,, чрезвычайно важны для понимания этого героя и его места: “Нет… небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?” В конце же романа, без всякой иронии, автор пишет о том, что усилия героя дали хороший результат.
? Так чью же судьбу мы можем назвать счастливой, и что такое счастье, по мысли автора?
Тургенев дает нам пять примеров мужских судеб. Они различны, и это нормально: каждый проживает свою жизнь, непохожую на жизнь другого. Для счастья же человеку необходимо слишком много и слишком мало: любовь, семья, дети, материальное благополучие, осознание своей нужности людям. Почему несчастлив Базаров? Не потому ли, что в расцвете своей жизни, когда он наконец выстроил себя в соответствии с собственными представлениями и ни перед кем в жизни не спасовал – ведь для него нет авторитетов, ни научных, ни идейных, нравственных, — тем более, что не было ни одного человека, который не спасовал бы перед ним, — именно в этот момент он встречает женщину, не уродливую, свободно мыслящую, которая не только не пасует перед ним, но и обретает над ним власть, от которой он не может освободиться. И тогда происходит переоценка ценностей, в том числе и самого себя: он оказался слабее женщины (мы помним его неуважительные, истинно “материалистические” отзывы о женщинах!). Его вера – нигилизм не оправдала себя. Как ни отрицай любовь (читай – природу, естество человека), она сильнее, она тебя настигнет и сломает. “Скука да злость” Базарова сменяются “глухим беспокойством”, почти депрессией. Последнее открытие Базарова печально: “Да, пойди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!” Так может ли быть счастлив человек, которого отвергли: сначала возлюбленная, а затем сама жизнь, как бы желая отомстить за его отрицание. Так, складывается впечатление, что Базаров умирает от любви, без любви, от одиночества, потому что любовь – стихия, которой не может управлять ни один человек на свете, даже если он нигилист, даже если он такой сильный и волевой, как Базаров.
Он умирает от неверия: вера – это тоже любовь. В романе затрагивается религиозный аспект. Вопросы христианской веры неразрывно связаны с общими вопросами культуры прошлого, традиций, убеждений. Последнее, что “мгновенно отразилось на помертвелом лице” Базарова в момент соборования, “когда святое миро коснулось его груди”, — было что-то похожее на содрогание ужаса”. Почему? Осознание своей греховности и неправоты? Осознание правоты религии и веры, которые он отрицал и которыми был побежден?
Четвертая учебная ситуация.
Анализ последнего абзаца романа – описание сельского кладбища.
? Почему автор заканчивает роман именно этим описанием? Как оно помогает нам разгадать тайну романа? Можно ли согласиться с тем, что роман Тургенева – о любви?
Примерный ответ:
Открывается описание печальной картиной сельского кладбища. Но постепенно тон меняется: от тоскливых нот (“вид печальный”, “деревянные кресты поникли и гниют”, “каменные плиты…сдвинуты”, “два-три ощипанных деревца”, “скудную тень”, “овцы… бродят по могилам”) автор постепенно возвышает голос до торжественного пафоса; это создается и синтаксическими средствами (однородные придаточные; короткие, четкие бессоюзные предложения), и лексическими (“не касается человек”, “не топчет животное”, но “одни птицы садятся” у могилы Базарова). Затем снова скорбная картина описания страданий одиноких старичков. Она подробна, эпична и завершается риторическими вопросами: “Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь невсесильна?”, ведущими нас к философскому выводу о вечной жизни природы, “о вечном спокойствии”, “о великом спокойствии “равнодушной” природы”, “о вечном примирении”, “о жизни бесконечной”.
Писатель в последних строках приоткрывает перед нами тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от будничных, быстротечных, переходящих споров и ссор к вечной правоте природы, красоты, любви. Он как бы говорит нам: мгновенна жизнь человека, смешны его “идейные битвы”, но вечна жизнь и вечна любовь, благодаря которой “держится и движется жизнь”. И только она права. И в этом смысле роман Тургенева – о любви. Которая сильнее смерти, ибо она вечна.
Чтение работ несколькими учащимися, остальные сдаются на проверку.
Учитель. Помните, на первом уроке, посвященном творчеству Тургенева, мы ставили основной вопрос к нашей теме?
? Почему Мережковский назвал Тургенева “гением меры” и “гением культуры”?
Почти полвека, прошедшие между появлением романа “Отцы и дети” и биографическим очерком Мережковского, позволили ему, отстранившись от политики, от суетных споров демократов с аристократами увидеть главную особенность таланта Тургенева: его философичность, умение видеть и создавать произведения, живущие вне времени, способные пережить конкретные политические баталии и объяснить читателям, в чем же состоят главные ценности человека: не в спорах, но в любви, согласии и взаимопонимании.
Сегодня на уроке мы узнали, что такое счастье, по мнению И.С.Тургенева.
А что такое счастье, по вашему мнению. Это и будет вашим домашним письменным заданием.
6.05.2009
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Любовь и счастье в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
Иван Сергеевич Тургенев прожил долгую творческую жизнь и оставил нам в наследство самое главное свое богатство – художественные произведения, плоды многолетних размышлений о жизни, о вечных, непреходящих ее ценностях. Одной из таких великих ценностей жизни писатель считал любовь. Нас поражает глубокое чувство Ивана Сергеевича к Полине Виардо, которое он пронес через всю свою жизнь. Умирая на ее руках, он пишет свое предсмертное произведение – цикл “Стихотворения в прозе”, в котором утверждает: “Любовь… сильнее смерти и страха
смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь”.Способность любить – это, по мнению автора, редкий дар. Далеко не все люди им обладают. Героев своих произведений Тургенев экзаменует не только в различных сферах жизни, но и в любви. Любовью автор испытывает совершенство человеческой личности, насколько герой велик или мелок, благороден или жалок, душевно щедр или скуп.
В романе “Отцы и дети” основной конфликт носит общественный характер. В нем показываются взаимоотношения двух поколений мыслящей части общества в 60-е гг. XIX в., переломные для России. С одной стороны, либеральные дворяне, к которым принадлежат Николай Петрович, Павел Петрович, Аркадий, с другой – революционный демократ Базаров. Противостояние этих героев отражает главный конфликт эпохи. Роман говорит о том, какими силами, располагает Россия для преобразования общества. Удивительным является то, что главным критерием в оценке своих героев Тургенев считает способность глубоко любить. И “отцы”, и “дети” на протяжении романа влюбляются, но по-разному.
В жизни Николая Петровича Кирсанова любовь занимает не последнее место. Для него очень важна семья, поэтому он рано женится и отдается мирному течению деревенской жизни. Смерть жены Николай Петрович переносит тяжело. Его вторая жена, Фенечка, своей миловидностью и скромностью похожа на покойную жену. Жизнь с ней столь же тиха. “Она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный… остальное доказывать нечего…” Полюбив Фенечку, сблизившись с ней, Николаю Петровичу пришлось преодолеть сословные предрассудки. Его можно назвать счастливым человеком. Близкие Николая Петровича, его сын Аркадий и брат Павел Петрович, очень тактично приняли Фенечку, они радуются его тихому счастью, которого он вполне заслуживает.
Известна нам история любви и Павла Петровича. Княгиню Р. он встречает на балу в Петербурге и эта встреча резко меняет его жизнь. Княгиня стала для него загадкой, заинтриговала его своим поведением. В ней “оставалось что-то заветное и недоступное, куда никто не мог проникнуть”. Она непредсказуема, “все ее поведение представляло ряд несообразностей”. Именно это и привлекает Павла Петровича. Он не в силах противиться своему чувству. “Тяжело было Павлу Петровичу, когда княгиня Р. его любила, но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал… таскался за ней повсюду… вышел в отставку…” Всю свою жизнь) Павел Петрович “поставил на карту женской любви”.
Павлу Петровичу не повезло в любви – он не встретил ответного чувства у княгини Р. Он должен был перебороть себя и уйти с ее дороги, а вместо этого пресмыкался перед ней в течение десяти лет. В этой истории любви он выглядит жалким и униженным. Он сломлен, в его жизни нет цели. Можно смело сказать, что Павел Петрович не выдержал испытания любовью. Жизнь его бессмысленна, он страшно одинок и страдает от этого. Страдания его усугубляются еще больше из-за тайной любви к Фенечке. Может ли такой герой быть преобразователем жизни, принести пользу родине? Скорее всего, нет… Таким образом, автор через отношение к любви проверяет общественную состоятельность героя.
Аркадий, хоть и принадлежит к “детям” в романе, в любви похож на своего отца. Как и у отца, интересы Аркадия замыкаются в тесном кругу хозяйственных забот и тихого семейного счастья.
Интересно, а что же значит любовь для Базарова, ведь он отрицает ее согласно принципам нигилизма, сторонником которого является? В начале романа перед нами появляется несколько вульгарный и даже грубый человек. Для него просто не существует красоты внутреннего мира людей, особенно женщин, или духовных отношений между мужчиной и женщиной. “Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?” Но его теоретические доводы в отношении любви опровергла впоследствии сама жизнь. Встретив на балу у губернатора Анну Сергеевну Одинцову, Базаров заинтересовывается ей, но сначала только внешне. Когда Одинцова приглашает Базарова и Аркадия к себе в усадьбу, Евгений надеется на очередную в своей жизни мелкую интрижку: Однако, узнав Анну Сергеевну ближе, он оценивает ее смелый ум и сильный характер. В нем зарождается большое чувство к Одинцовой. Сначала его выдает смущение, а потом нарочито циничное поведение. Эти изменения в Базарове удивляют Аркадия. Действительно, обычно такой твердый и решительный человек становится на редкость робким.
А как же ведет себя Одинцова? Ее Базаров привлекал резкостью и новизной суждений. Она им тоже увлеклась, но не больше. Анна Сергеевна не смогла бы испытать большее чувство к нему, потому что, по ее утверждению, “спокойствие все-таки лучше всего на свете”. Одинцова ни за что бы не распрощалась со своими привычками, удобством и роскошью, получив взамен бедную жизнь с разночинцем. И когда Базаров понимает, что по-настоящему любит Анну Сергеевну и что она никогда не ответит ему взаимностью, он не “раскисает”, как Павел Петрович, а гордо уходит с ее дороги, уезжает к себе в деревню, пытается бороться со своим чувством, много работает. Он допускает небрежность, заразив себя трупным ядом, только из-за тяжелой внутренней борьбы с самим собой. Сцена смерти Базарова – один из самых важных эпизодов в романе, где истый нигилист не скрывает своего глубокого прекрасного чувства и уже становится романтиком, почти поэтом. “Прощайте, – проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. – Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…”
Возможно, Базарову досталось самое сложное испытание в любви, и он достойно вышел из него, стал человечнее, стал ценить прекрасное. Таким образом, Тургенев возвышает своего героя над всеми представителями дворянского класса. В Базарове оказалось страстное, бунтующее сердце, в нем обнаружилась такая энергия, которой бы хватило, чтобы совершить настоящий подвиг. Сама смерть его незаурядна. “Умереть так, как умер Базаров,- все равно что сделать великий подвиг…”,- писал критик Д. И. Писарев. В Базарове можно увидеть будущее России, роль преобразователя общества и страны. Это стало ясно именно в результате испытания любовью.
Любовь – удивительное чувство, которое отметает все поддельное и второстепенное, обнажая самое главное – человеческую сущность.
rus-lit.com
Любовь и счастье в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
Иван Сергеевич Тургенев прожил долгую творческую жизнь и оставил нам в наследство самое главное свое богатство – художественные произведения, плоды многолетних размышлений о жизни, о вечных, непреходящих ее ценностях. Одной из таких великих ценностей жизни писатель считал любовь. Нас поражает глубокое чувство Ивана Сергеевича к Полине Виардо, которое он пронес через всю свою жизнь. Умирая на ее руках, он пишет свое предсмертное произведение – цикл “Стихотворения в прозе”, в котором утверждает: “Любовь. сильнее смерти и страха
смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь”.Способность любить – это, по мнению автора, редкий дар. Далеко не все люди им обладают. Героев своих произведений Тургенев экзаменует не только в различных сферах жизни, но и в любви. Любовью автор испытывает совершенство человеческой личности, насколько герой велик или мелок, благороден или жалок, душевно щедр или скуп.
В романе “Отцы и дети” основной конфликт носит общественный характер. В нем показываются взаимоотношения двух поколений мыслящей части общества в 60-е гг. XIX в., переломные для России. С одной стороны, либеральные дворяне, к которым принадлежат Николай Петрович, Павел Петрович, Аркадий, с другой – революционный демократ Базаров. Противостояние этих героев отражает главный конфликт эпохи. Роман говорит о том, какими силами, располагает Россия для преобразования общества. Удивительным является то, что главным критерием в оценке своих героев Тургенев считает способность глубоко любить. И “отцы”, и “дети” на протяжении романа влюбляются, но по-разному.
В жизни Николая Петровича Кирсанова любовь занимает не последнее место. Для него очень важна семья, поэтому он рано женится и отдается мирному течению деревенской жизни. Смерть жены Николай Петрович переносит тяжело. Его вторая жена, Фенечка, своей миловидностью и скромностью похожа на покойную жену. Жизнь с ней столь же тиха. “Она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный. остальное доказывать нечего.” Полюбив Фенечку, сблизившись с ней, Николаю Петровичу пришлось преодолеть сословные предрассудки. Его можно назвать счастливым человеком. Близкие Николая Петровича, его сын Аркадий и брат Павел Петрович, очень тактично приняли Фенечку, они радуются его тихому счастью, которого он вполне заслуживает.
Известна нам история любви и Павла Петровича. Княгиню Р. он встречает на балу в Петербурге и эта встреча резко меняет его жизнь. Княгиня стала для него загадкой, заинтриговала его своим поведением. В ней “оставалось что-то заветное и недоступное, куда никто не мог проникнуть”. Она непредсказуема, “все ее поведение представляло ряд несообразностей”. Именно это и привлекает Павла Петровича. Он не в силах противиться своему чувству. “Тяжело было Павлу Петровичу, когда княгиня Р. его любила, но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал. таскался за ней повсюду. вышел в отставку.” Всю свою жизнь) Павел Петрович “поставил на карту женской любви”.
Павлу Петровичу не повезло в любви – он не встретил ответного чувства у княгини Р. Он должен был перебороть себя и уйти с ее дороги, а вместо этого пресмыкался перед ней в течение десяти лет. В этой истории любви он выглядит жалким и униженным. Он сломлен, в его жизни нет цели. Можно смело сказать, что Павел Петрович не выдержал испытания любовью. Жизнь его бессмысленна, он страшно одинок и страдает от этого. Страдания его усугубляются еще больше из-за тайной любви к Фенечке. Может ли такой герой быть преобразователем жизни, принести пользу родине? Скорее всего, нет. Таким образом, автор через отношение к любви проверяет общественную состоятельность героя.
Аркадий, хоть и принадлежит к “детям” в романе, в любви похож на своего отца. Как и у отца, интересы Аркадия замыкаются в тесном кругу хозяйственных забот и тихого семейного счастья.
Интересно, а что же значит любовь для Базарова, ведь он отрицает ее согласно принципам нигилизма, сторонником которого является? В начале романа перед нами появляется несколько вульгарный и даже грубый человек. Для него просто не существует красоты внутреннего мира людей, особенно женщин, или духовных отношений между мужчиной и женщиной. “Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?” Но его теоретические доводы в отношении любви опровергла впоследствии сама жизнь. Встретив на балу у губернатора Анну Сергеевну Одинцову, Базаров заинтересовывается ей, но сначала только внешне. Когда Одинцова приглашает Базарова и Аркадия к себе в усадьбу, Евгений надеется на очередную в своей жизни мелкую интрижку: Однако, узнав Анну Сергеевну ближе, он оценивает ее смелый ум и сильный характер. В нем зарождается большое чувство к Одинцовой. Сначала его выдает смущение, а потом нарочито циничное поведение. Эти изменения в Базарове удивляют Аркадия. Действительно, обычно такой твердый и решительный человек становится на редкость робким.
А как же ведет себя Одинцова? Ее Базаров привлекал резкостью и новизной суждений. Она им тоже увлеклась, но не больше. Анна Сергеевна не смогла бы испытать большее чувство к нему, потому что, по ее утверждению, “спокойствие все-таки лучше всего на свете”. Одинцова ни за что бы не распрощалась со своими привычками, удобством и роскошью, получив взамен бедную жизнь с разночинцем. И когда Базаров понимает, что по-настоящему любит Анну Сергеевну и что она никогда не ответит ему взаимностью, он не “раскисает”, как Павел Петрович, а гордо уходит с ее дороги, уезжает к себе в деревню, пытается бороться со своим чувством, много работает. Он допускает небрежность, заразив себя трупным ядом, только из-за тяжелой внутренней борьбы с самим собой. Сцена смерти Базарова – один из самых важных эпизодов в романе, где истый нигилист не скрывает своего глубокого прекрасного чувства и уже становится романтиком, почти поэтом. “Прощайте, – проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. – Прощайте. Послушайте. ведь я вас не поцеловал тогда. Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет.”
Возможно, Базарову досталось самое сложное испытание в любви, и он достойно вышел из него, стал человечнее, стал ценить прекрасное. Таким образом, Тургенев возвышает своего героя над всеми представителями дворянского класса. В Базарове оказалось страстное, бунтующее сердце, в нем обнаружилась такая энергия, которой бы хватило, чтобы совершить настоящий подвиг. Сама смерть его незаурядна. “Умереть так, как умер Базаров,- все равно что сделать великий подвиг.”,- писал критик Д. И. Писарев. В Базарове можно увидеть будущее России, роль преобразователя общества и страны. Это стало ясно именно в результате испытания любовью.
Любовь – удивительное чувство, которое отметает все поддельное и второстепенное, обнажая самое главное – человеческую сущность.
.
studentguide.ru
Сочинение на тему Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Иван Сергеевич Тургенев прожил долгую творческую жизнь и оставил нам в наследство самое главное свое богатство — художественные произведения, плоды многолетних размышлений о жизни, о вечных, непреходящих ее ценностях. Одной из таких великих ценностей жизни писатель считал любовь. Нас поражает глубокое чувство Ивана Сергеевича к Полине Виардо, которое он пронес через всю свою жизнь. Умирая на ее руках, он пишет свое предсмертное произведение — цикл «Стихотворения в прозе», в котором утверждает: «Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Способность любить — это, по мнению автора, редкий дар. Далеко не все люди им обладают. Героев своих произведений Тургенев экзаменует не только в различных сферах жизни, но и в любви. Любовью автор испытывает совершенство человеческой личности, насколько герой велик или мелок, благороден или жалок, душевно щедр или скуп. В романе «Отцы и дети» основной конфликт носит общественный характер. В нем показываются взаимоотношения двух поколений мыслящей части общества в 60-е гг. XIX в., переломные для России. С одной стороны, либеральные дворяне, к которым принадлежат Николай Петрович, Павел Петрович, Аркадий, с другой — революционный демократ Базаров. Противостояние этих героев отражает главный конфликт эпохи. Роман говорит о том, какими силами, располагает Россия для преобразования общества. Удивительным является то, что главным критерием в оценке своих героев Тургенев считает способность глубоко любить. И «отцы», и «дети» на протяжении романа влюбляются, но по-разному. В жизни Николая Петровича Кирсанова любовь занимает не последнее место. Для него очень важна семья, поэтому он рано женится и отдается мирному течению деревенской жизни. Смерть жены Николай Петрович переносит тяжело. Его вторая жена, Фенечка, своей миловидностью и скромностью похожа на покойную жену. Жизнь с ней столь же тиха. «Она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный… остальное доказывать нечего…» Полюбив Фенечку, сблизившись с ней, Николаю Петровичу пришлось преодолеть сословные предрассудки. Его можно назвать счастливым человеком. Близкие Николая Петровича, его сын Аркадий и брат Павел Петрович, очень тактично приняли Фенечку, они радуются его тихому счастью, которого он вполне заслуживает. Известна нам история любви и Павла Петровича. Княгиню Р. он встречает на балу в Петербурге и эта встреча резко меняет его жизнь. Княгиня стала для него загадкой, заинтриговала его своим поведением. В ней «оставалось что-то заветное и недоступное, куда никто не мог проникнуть». Она непредсказуема, «все ее поведение представляло ряд несообразностей». Именно это и привлекает Павла Петровича. Он не в силах противиться своему чувству. «Тяжело было Павлу Петровичу, когда княгиня Р. его любила, но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал… таскался за ней повсюду… вышел в отставку…» Всю свою жизнь) Павел Петрович «поставил на карту женской любви». Павлу Петровичу не повезло в любви — он не встретил ответного чувства у княгини Р. Он должен был перебороть себя и уйти с ее дороги, а вместо этого пресмыкался перед ней в течение десяти лет. В этой истории любви он выглядит жалким и униженным. Он сломлен, в его жизни нет цели. Можно смело сказать, что Павел Петрович не выдержал испытания любовью. Жизнь его бессмысленна, он страшно одинок и страдает от этого. Страдания его усугубляются еще больше из-за тайной любви к Фенечке. Может ли такой герой быть преобразователем жизни, принести пользу родине? Скорее всего, нет… Таким образом, автор через отношение к любви проверяет общественную состоятельность героя. Аркадий, хоть и принадлежит к «детям» в романе, в любви похож на своего отца. Как и у отца, интересы Аркадия замыкаются в тесном кругу хозяйственных забот и тихого семейного счастья. Интересно, а что же значит любовь для Базарова, ведь он отрицает ее согласно принципам нигилизма, сторонником которого является? В начале романа перед нами появляется несколько вульгарный и даже грубый человек. Для него просто не существует красоты внутреннего мира людей, особенно женщин, или духовных отношений между мужчиной и женщиной. «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?» Но его теоретические доводы в отношении любви опровергла впоследствии сама жизнь. Встретив на балу у губернатора Анну Сергеевну Одинцову, Базаров заинтересовывается ей, но сначала только внешне. Когда Одинцова приглашает Базарова и Аркадия к себе в усадьбу, Евгений надеется на очередную в своей жизни мелкую интрижку: Однако, узнав Анну Сергеевну ближе, он оценивает ее смелый ум и сильный характер. В нем зарождается большое чувство к Одинцовой. Сначала его выдает смущение, а потом нарочито циничное поведение. Эти изменения в Базарове удивляют Аркадия. Действительно, обычно такой твердый и решительный человек становится на редкость робким. А как же ведет себя Одинцова? Ее Базаров привлекал резкостью и новизной суждений. Она им тоже увлеклась, но не больше. Анна Сергеевна не смогла бы испытать большее чувство к нему, потому что, по ее утверждению, «спокойствие все-таки лучше всего на свете». Одинцова ни за что бы не распрощалась со своими привычками, удобством и роскошью, получив взамен бедную жизнь с разночинцем. И когда Базаров понимает, что по-настоящему любит Анну Сергеевну и что она никогда не ответит ему взаимностью, он не «раскисает», как Павел Петрович, а гордо уходит с ее дороги, уезжает к себе в деревню, пытается бороться со своим чувством, много работает. Он допускает небрежность, заразив себя трупным ядом, только из-за тяжелой внутренней борьбы с самим собой. Сцена смерти Базарова — один из самых важных эпизодов в романе, где истый нигилист не скрывает своего глубокого прекрасного чувства и уже становится романтиком, почти поэтом. «Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. — Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Возможно, Базарову досталось самое сложное испытание в любви, и он достойно вышел из него, стал человечнее, стал ценить прекрасное. Таким образом, Тургенев возвышает своего героя над всеми представителями дворянского класса. В Базарове оказалось страстное, бунтующее сердце, в нем обнаружилась такая энергия, которой бы хватило, чтобы совершить настоящий подвиг. Сама смерть его незаурядна. «Умереть так, как умер Базаров,— все равно что сделать великий подвиг…»,— писал критик Д. И. Писарев. В Базарове можно увидеть будущее России, роль преобразователя общества и страны. Это стало ясно именно в результате испытания любовью. Любовь — удивительное чувство, которое отметает все поддельное и второстепенное, обнажая самое главное — человеческую сущность.
Сочинение на тему Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Тургенев И.С.
Стр. 1
Сочинение на тему Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Тургенев И.С.
Стр. 2
Сочинение на тему Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Тургенев И.С.
Стр. 3
my-soch.ru
Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» — роман актуальный для своего времени. Он затрагивал вопросы, волновавшие русскую общественность в 60-ые годы 19 века. Тургенев показал достоинства и недостатки нового течения, владевшего умами молодых людей того времени. Но роман этого великого писателя не вошел бы в золотой фонд русской классической литературы, если бы ограничился только вопросами современности.
В «Отцах и детях» Тургенев решал вечные проблемы: проблему взаимоотношений различных поколений, проблему счастья, проблему любви.
Любовная тема очень широко развернута в романе. Она является мерилом жизненности героев. Это чувство проверяет их «на прочность», обнажает истинную сущность человека. По мнению Тургенева, любовь в жизни играет колоссальную роль. Это чувство составляет смысл жизни, без него жизнь бессмысленна. Способность героев испытывать любовь — это для писателя одно из основных качеств в человеке и в его героях.
Основная любовная линия романа связана с образами Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой. Нигилист Базаров отрицал любовь как отношение душ. Он искренне считал, что любовь – выдумки романтиков. Между людьми существует лишь привычка, взаимная симпатия и отношения тел. На мой взгляд, такое отношение главного героя к любви связано с его отношением к женщинам. Всю свою жизнь Евгений Васильевич считал, что женщина — существо второго порядка. Она создана для развлечения мужчин. И хотя герой проповедовал, наряду с другими, и идеи женского феминизма, мне кажется, что все же он не воспринимал женщин всерьез.
Таким образом, жизнь Базарова была подчинена рассудку, рационализму. Но все в его жизни изменилось в один миг. Чтобы испытать своего героя и показать всю абсурдность его убеждений, Тургенев ставит на жизненном пути героя преграду – любовь. Базаров, убежденный в силе своей натуры, в своем отличие от других, вдруг … влюбился. Влюбился страстно и неистово, как страстна и неистова была его натура: «Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»
Как видим, любовь Базарова противоречива. Она смешана со злобой на себя: влюбился, как дурак, как простой человечишка! Но герой ничего не может с собой поделать. Свое чувство к Одинцовой он пронесет до конца жизни и перед смертным одром захочет увидеть дорогую ему Анну Сергеевну: «Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. — Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
Интересно, как ведет себя при последней встрече с Базаровым его возлюбленная – Анна Сергеевна Одинцова. Она боится заразиться от Евгения Васильевича, и только чувство приличия заставляет ее подойти к нему ближе. Что же, эта женщина не любила Базарова? А ведь могло показаться, что именно она первая начала выказывать знаки внимания герою. Да, действительно, это так. Но сначала Одинцова заинтересовалась Базаровым как интересным и умным человеком. Затем, почувствовав к нему больше, чем просто симпатию, Анна Сергеевна испугалась. Она не захотела променять свое спокойствие и авторитет в обществе на сильные, но неведомые ей чувства. Сердцем Одинцова понимает, что хочет любви, но ее холодный и бесстрастный ум останавливает героиню. Поэтому Одинцова так несчастна. В эпилоге мы узнаем, что эта героиня вновь вышла замуж, но опять по расчету, а не по любви. Что ж, Одинцова сделала свой выбор в жизни.
Несчастен в любви и антипод, а во многом, двойник Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Вся его жизнь пошла прахом из-за несчастной, роковой любви, которую Кирсанов так и не может забыть. Безответная страсть иссушила героя, превратила его в мертвеца, заполняющего свою жизнь «принсипами» и догматами.
Другой тип отношений представляет в романе пара Аркадий – Катя. Аркадий, как «ученик Базарова» и «нигилист», должен был бы тоже отрицать любовь. Но его натура и воспитание берут свое. Аркадий – простой человек, видящий свой идеал в семье, детях, хозяйстве. Он немного мягкотел, легко поддается влиянию. Из-под одной твердой руки (Базарова) Аркадий опадает в другие (Катя). Но герой счастлив, впрочем, как и его супруга. Прекрасна сцена их объяснения в любви. Тургенев хочет нам сказать: вот моменты, ради которых стоит жить. И горе тем, кто их никогда не испытывал: «Он схватил ее большие, прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: «Катя, Катя…», а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда, может быть счастлив на земле человек».
Счастлив в семейной жизни и отец Аркадия, Николай Петрович. Он обожал свою первую жену, а после ее смерти встретил Фенечку и полюбил девушку всей душой. Тургенев показывает, что настоящая любовь выше всех предрассудков. Несмотря на то, что Фенечка – простолюдинка и намного моложе Николая Петровича, эти герои счастливы вместе. И тому есть прямое доказательство – их сын Митенька.
Тургенев рисует в своем романе не только несчастливых в любви мужчин, но и женщин. Если мужчина без любви «засыхает», уходит в общественную деятельность или науку, то женщина становится несчастной и смешной. Она проживает свою жизнь зря, не выполняя природного предназначения. Пример тому — образ феминистки Кукшиной в романе. Эту некрасивую и нелепую женщину бросил муж. Она «блистает» своими прогрессивными взглядами, а на самом деле ищет любви, которой ей так не хватает.
Любовная тема – одна из ведущих тем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Все герои писателя испытывают это чувство в той или иной степени, так, как могут или умеют. Именно любовь становится для них тем мерилом, которое выявляет истинную сущность героев, придает им смысл жизни или делает несчастными.
reshebnik5-11.ru
Снеткова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г.Покрова Петушинского района Владимирской области Тема: Любовь и счастье в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Цели:
Оборудование: видео и аудиоаппаратура, плакат, портреты И.С.Тургенева и П.Виардо. Материалы: тексты художественного произведения, материалы исследований. Ход урока: Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. И.С.Тургенев Н Добролюбов ( авторы не указаны)
«… Дал бы Бог, чтобы мы могли провести вместе следующую годовщину этого дня и чтобы и через семь лет наша дружба осталась прежней. …Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к Вам… мне приятно ощущать в себе после семи лет все то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвященное Вам; сознание это действует на меня благодетельно и проникновенно, как яркий луч солнца; видно мне суждено счастье, если я заслужил, чтобы отблеск Вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастья; я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище… Надеюсь , что Вам доставит удовольствие чтение этих строк…а теперь позвольте мне упасть к Вашим ногам.» вторник 1 ноября 1850 С-Петербург
-Какое из них принадлежит Тургеневу? ( Тургенев поставил бы на первое место любовь. -Слова , использованные в первом эпиграфе, принадлежат ему. Автор второго высказывания, мечтающий об общественном благоденствии, — Добролюбов.) -Герои романа, как ни увлечены они идейными спорами , постоянно говорят о любви. ——Эта тема им интересна и важна. Каковы же убеждения, декларируемые героями? ( предварительное задание: выписать цитаты, где герои говорят о чувстве) чтение записей и выводы: (предварительно уч-ся выписывали мечты о будущем и реальное будущее героев) -Мы уже говорили о том , что судьбы «отцов» и «детей» тесно переплетены в романе. Аркадий повторяет судьбу своего отца на новом витке. После того как прошла ослепленнось ярким чувством к Одинцовой, он находит тихое счастье с Катей. (эпизод из к\ф) -Человек, которому есть, что любить, есть, чем дорожить, — обыкновенный, нормальный человек. Но…..не он главный герой романа. -Так почему же Тургенев не дает такого тихого счастья Базарову? -Во всех противоречиях облика автора есть одна горестно-мудрая, но последовательная черта: одиночество, «не-семейственность» (Б.Зайцев) Тургенев не любил семьи, не желал любимым героям полнеть в тепле и уюте. Он для них приберег смерть. (Базаров, еще не испытавший потрясения от любви, не занимается глубоко самоанализом, его мало волнует, какое впечатление он производит на других, что в нем видят люди. Там, где отцы и их последователи находят опору: в любви, искусстве, поэзии, музыке, — он видит романтизм, чепуху, бесполезное художество) -Кто эта женщина, перевернувшая мир Базарова? -Еще до ее появления на балу о ней упоминает в разговоре Кукшина. И почему-то после этого Базаров не хочет говорить о любви.(13гл.) ( «вся чистая и холодная, в чистом и душистом белье») Чем были отношения с Базаровым для Одинцовой? -Центром романа, одной из ярких, сильных сцен является объяснение Базаровас Одинцовой в 17 –18 главах. -Как ведут себя герои в первый вечер? ( Одинцова – закрыта, скрещенные руки и ноги – крест. Базаров – сомнение в своих мыслях : «всякий человек – загадка» — сфинкс , чувствует в себе перемену, проснувшееся чувство. -Что для Одинцовой любовь? Готов ли Базаров к такой любви????? -Почему Базаров называет влюбленного – несчастным человеком7( сам себя таковым ощущает) -В чем тайна этих фраз, их особенной поэтичности и лиризма? ( Она замечает сдержанность и напряженность в Базарове , вызывает откровенность, но сама боится) 5. -Но Базаров меняется , сам того не желая признавать, он в себе открывает романтика. Натура не совпадает с теорией , жизнь не совпадает с теорией. Теперь он будет по- другому жить, он самого себя для себя откроет. Теперь он размышляет , а не утверждает. -Герой , обновленный, проходит второй круг испытания любовью. -В чем проявляется постепенное изменение героя?
-Базаров переживает кризис, т.е. живет, становится другим, а не действует по схеме. Именно во втором круге перед нами предстает герой таким, каким его задумывал автор: — Эпизод последней встречи в Никольском Одинцовой и Базарова помогает нам понять мучительность решения Евгения – разорвать отношения с Анной Сергеевной. Перечитаем эти строки. ( «летучие рыбы» — плюхнуться в свою стихию) Как этот образ помогает нам понять героя? -Все, что так рьяно отрицал Базаров: любовь, жизнь, смерть, — теперь отрицает его. -Приезд Одинцовой к умирающему Базарову окончательно проясняет чувства Анны Сергеевны : любит ли она его? -Почему же тогда она приезжает к нему? ( черный ангел) -Отчего так завораживает этот момент? -Разве не возвышает героя эта любовь перевернувшая всю его жизнь? Разве не сострадаем ему , прочитав : «Дуньте на угасающую лампаду….» А.С. была единственным светом , который еще теплился для Базарова, единственным, что удерживало его в жизни. — Почему умирает Базаров? ( Он осознает свою ненужность. Неразделенная любовь, крушение его идей, потеря единомышленников – внутренний конфликт, что особенно тяжело ему – цельной личности.) 9. Выводы -Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока. Именно любовь , ведущая к гармонии, к вечному примирению, а не гордыня, обрекающая на вражду, разрушение хаос, должна, по мнению Тургенева, обеспечить бесконечную жизнь -Можно ли сказать , что роман Тургенева о Любви? ( Мгновенна жизнь человека, смешны его идейные споры, но вечна жизнь и вечна любовь, благодаря которой «держится и движется жизнь». И только она права. И в этом смысл романа Тургенева о любви, которая сильнее смерти, ибо она вечна) -Что открылось вам нового в Тургеневе? -Какие мысли с урока оказались значительными для вас?
|
ist.na5bal.ru