cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Лунная ночь диктант – .

Диктанты по русскому языку: 8 класс М. В. Григорьева, Т. Н. Назарова | Учим вместе

) 8) Корысть и зависть иногда толкают людей на злые дела. {Г. Кублицкий.) 9) Пахло стоячею водой, жёлтыми весенними цветами и фиалками. {Д. Мережковский.) 10) Слово «вода» — родня не только русским «выдра» и «ведро», но и соответствующим словам в литовском, древнеиндийском, латинском, а также во всех славянских языках. {Л. Крысин.) 11) На берегах рек, у тихих лесных озёр, а часто прямо на улицах сёл и городов люди иногда случайно находят немые обломки прошлого. (А. Окладников.) 12) На душе у Майи бьшо светло, спокойно, радостно.

{Н. Родичев.) 13) Многие взрослые в детстве рисовали, писали стихи, играли в школьном театральном кружке, но ни художниками, ни поэтами, ни артистами впоследствии не стали. (С. Михалков.) 14) Петрович мог смастерить всё что угодно: и старое ружьё починит, и новое откуёт, и пружину закалит, и часы наладит, и замок придумает с хитроумным секретом. (С. Гарин.) 15) Сколько трав, всяческого разноцветья живёт, красуется, колышется под ветром, впитывая солнце и росу! (М Годенко.) Задания: Обоснуйте постановку знаков препинания в данных предложениях. Сделайте схемы предложений 1, 8, 9, 13. Диктант-загадка Через всё звёздное небо из конца в конец перекинулась светящаяся зелёная полоса. Она играла, будто живая, то ярче загоралась, то чуть притухала, расширялась, снова сжималась.

Вдруг эта мерцающая полоса рассьшалась длинными иголками. Потом иголки стали розовыми, малиновыми, побежали по небу быстробыстро — не углядишь как. И вот уже повисли в вьппине огромным разноцветным пологом. Должно быть, ветер раздувал там складки полога, не давая им покоя: они трепыхались наверху, раскручивались, яркие, светящиеся… Ещё мгновенье — и всё небо вспыхнуло так, что совсем светло стало. Снег окрасился розовым цветом, горящие отблески дрожали на нём, перебегали с сугроба на сугроб. Настоящее северное чудо! {По В. Бороздину) Подсказка: отгадка состоит из двух слов. Первое слово полностью совпадает с одним из слов последнего предложения. Второе слово — из четырёх слогов: 1-й — совпадает с названием одной из нот, 2-й — личное местоимение 1-го лица единственного числа; 3-й — частице с усилительным значением; 4-й — буква, повторяющаяся в приставке слова перекинулась. Ответ: северное сияние.

Контрольный диктант Лунная ночь В какое время года лучше всего лунные ночи? И весной, и летом, и осенью, и зимой — всегда они таинственны и прекрасны. Стоит только вспомнить лунную весеннюю ночь, как передо мной возникает край берёзового перелеска, залитого фантастическим серебряным светом. Так тихо, что поневоле боишься нарушить очарование этой волшебной весенней ночи. Восхитительна и тихая августовская ночь! На тёмном бархате неба блистает небесная хозяйка — луна, ярко горят звёзды. Такие ночи запоминаются обильными звёздными дождями. Так что загадывай желание, и оно исполнится! Осенняя ночь осталась в моей памяти такой: землю прихватили первые заморозки, а в небе повис тонкий серебристый серпик, который казался маленьким челном, плывущим по волнам огромного небесного озера. Самое сильное впечатление произвела на меня лунная ночь зимой. Всё этой ночью необычно: холодный лунный диск, деревья в кружевах инея и неземная тишина, изредка нарушаемая сухим треском окоченевших берёз. Мороз гонит домой, а так хотелось бы подольше посмотреть на это волшебство: искрящийся снег, таинственные очертания деревьев, загадочный серп луны. {По А. Перегудову) {154 слова) Задания: Пронумеруйте абзацы текста. Найдите в первом и пятом абзацах предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Подчеркните однородные члены и обобщающие слова как члены предложения. Сделайте схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах. В каком из этих предложений используются ряды однородных членов? Отметьте в этих предложениях все эпитеты. Укажите, какое из этих предложений является сложным. Найдите и отметьте во втором, третьем и четвёртом абзацах неоднородные определения.

Найдите в последнем предложении олицетворение и метафору. Выпишите из первого предложения слова, в которых все согласные звонкие. Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении Мини-диктант Острова Зелёного Мыса уже были знакомы Гончарову, знаменитому писателю, по книгам, прочитанным задолго до путешествия. Они напоминали красноватые каменистые глыбы, рассеянные по горизонту. Всё здесь выжжено беспощадным зноем и кажется погружённым в вечный сон среди водяной пустыни. Корабли, опасаясь коварного штиля, всегда старались поскорее проскользнуть мимо этих островов. {По Г. Кублицкому) Задания: Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение), который используется в данном тексте. Подчеркните грамматические основы предложений.

Определите типы сказуемых во всех предложениях, напишите, чем они выражены. Отметьте однородные сказуемые. Найдите в тексте обособленные члены предложения. Задайте к ним вопрос от слов, к которым они относятся. Отметьте в тексте обособленное распространённое приложение. Определите способ связи между словами в этом словосочетании. Выпишите причастия, определите их вйд, отметьте причастие в краткой форме. Определите синтаксическую функцию причастий. Отметьте все орфограммы в словах.

Сделайте морфемный и словообразовательный анализ причастий. Диктант-предложение Спокойные, ровные, толстые берёзы с тёмной листвой и таинственно светящимися стволами, оттенённые лукавыми ёлочками, казались картинкой из старинной детской книжки, вызывая удивительно светлые чувства. {По С. Сергееву-Ценскому) Задания: Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение), который используется в данном предложении. Подчеркните грамматические основы предложения. Определите тип сказуемого. Отметьте ряды однородных членов, подчеркните их как члены предложения. Найдите неоднородные определения, напишите, чем они выражены, выделите окончания, объясните написание. Найдите в тексте обособленные члены предложения.

Задайте к ним вопросы от слов, к которым они относятся. Найдите среди обособленных членов предложения эпитеты. Выпишите из текста деепричастие и страдательное причастие, сделайте их словообразовательный и морфемный разбор. Объясните все орфограммы в причастии. Замените словосочетание из детской книжки, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Объяснительный диктант Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши, спряталась эта деревушка. {Д. Мамин-Сибиряк.) Из сада донеслись звуки флейты, чистые и звучные, с тонким печальным переливом.

(Н. Смирнов.) 3) Белое солнце неторопливо катилось за нами по вершинам голых холмов и озаряло сонные долины, заросшие старой травой. {К. Паустовский.) 4) За большим потёртым столом сидел немолодой мужчина, с жёлтым, измождённым лицом, с глубокими морщинами у носа и губ. {И. Туричин.) 5) Вдруг раздался какой-то непривычный для его уха, необычный звук, подобный звону предельно натянутой стрелы. (//. Смирнов.) 6) С шишкой в клюве дятел летит неторопливо, молча, не обращая внимания на стрекот соек и сорок. {Б. Михайлов.) 1) Наступление русских войск от Москвы-реки до Сены спасло Европу.

{Ю. Давыдов.) 8) За ним шла она, его невеста, прекрасная как всегда, вся в белом, вся в цветах. {И. Панаев.) В нашей матери, Марии Александровне Цветаевой, замечательной музыкантше, отец нашёл и верного помощника по созданию музея. (А. Цветаева.) 10) Однажды её родной племянник, известный генерал, увещанный знаками отличий, приехал к ней с визитом. {И. Панаев.

) 11) Дятел усаживается на ветке поудобнее, цепко удерживаясь лапками за шероховатый ствол дерева, откидывается назад и, упираясь упругим хвостом, ожесточённо, даже яростно, набрасывается на добычу. {Б. Михайлов.) 12) Я взял бинокль и осторожно, по — охотничьи, пошёл в сад. (Д. Мамин-Сибиряк.) 13) Кроме Вити Ласточкина, не добравшего одного балла, все мы бьши зачислены в институт. {В. Росляков.) 14) Мы осторожно, под локоток, подталкиваем рядом сидящую с нами девочку Олю, самую застенчивую из нас. {Л. Кузьмин.) 15) Медленные, тяжкие звуки органа загудели, разрастаясь всё щире и необъятнее, всё торжественнее и грознее, подобно рокоту ночного океана. (Д. Мережковский.

) 16) Секретарь царевича Алексея — хорошо воспитанный, из почтенной дворянской семьи молодой человек — сообщил новость скорбным, слегка приглушённым голосом. {Ю. Фёдоров.) Задание: Графически покажите паузы, которые выделяют обособленные члены предложения. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них Мини-диктант Поднимаясь с барометром на окрестные холмы для определения высот, Ковалевский, предельно сосредоточенный, чрезвычайно внимательный, посматривал, не появится ли где полоса тёмного тумана, означающего приближение самума — вихря африканских пустынь, несущего облака пыли. Местные жители, желавшие предупредить исследователя об опасности, говорили ему, что вихрь этот, яростный, неистовый, напоминающий бещеного зверя, испаряет воду даже сквозь стенки кожаных мещков. {По Г. Кублицкому) Задания: Подчеркните главные члены предложений, определите количество частей в предложениях. Найдите в тексте обособленные определения, выраженные причастными оборотами. Определите вид и время причастий. Объясните написание суффиксов действительных причастий настоящего времени.

Отметьте в тексте обособленные однородные определения. Напишите, чем они выражены. Определите способ связи между словами в обособленных определениях в первой части первого предложения. Отметьте определение, выраженное распространенным приложением. Соотнесите количество звуков и букв в словах местные, яростный (первый вариант), поднимаясь, желавшие (второй вариант). Диктант-предложение Леонардо с улыбкой указал задумавшемуся о чём-то попутчику на миндальное деревцо; маленькое, слабое, одинокое, росло оно на вершине пригорка, находившегося несколько в стороне от дороги, и уже по-праздничному украсилось бело-розовыми цветами, которые сияли, насквозь пропитанные солнцем, и нежились в голубых небесах. {По Д. Мережковскому) Задания: Подчеркните главные члены предложения, укажите количество основ. Определите, простое предложение или сложное. Найдите в тексте обособленные определения, выраженные причастными оборотами.

Объясните постановку знаков препинания. Определите вид и время причастий, отметьте и объясните орфограммы в страдательном причастии. Отметьте в тексте обособленные однородные определения. Определите, распространённые они или нераспространённые; напишите, чем они выражены. Выделите окончания в определениях, объясните написание. Найдите в тексте необособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Объясните постановку знаков препинания. Как называется выразительное средство: цветы нежились, деревцо оделось! Объяснительный диктант Всё небо усеяно звёздами, яркими и бледными, мелкими и большими. {Н. Телешов.) 2) Бывают в октябре дни, похожие на дни бабьего лета. (А. Перегудов.) 3) Верхушки молодых берёзок с ещё не опавшей листвой похожи на золотые метёлки. (А. Перегудов.) 4) Слипались опушённые инеем ресницы, и звёзды тогда протягивали во все стороны тонкие радужные лучики.

(А. Перегудов.) 5) Всё отдыхало, погружённое в успокоительную прохладу. {И. Тургенев.) 6) Кустарник, попадавшийся навстречу, был всё чаще, всё гуще, и ветки били меня по лицу. (А. Блок.) 7) Свет последней зари падал сквозь сетку плюща, затянувщего стеклянную дверь на террасе с изящными белыми вазами. (М Булгаков.) 8) Коломенское издавна привлекало москвичей первозданной красотой, обширными заливными лугами, расположенными за рекой, и богатыми возможностями для соколиной охоты. {Е. Осетров.

) 9) Лесной край, огромный и загадочный, простирался вокруг в сумраке ночи, в запахе мокрой травы, в остром воздухе никем не потревоженных чащ, в непрерывном мерцании неба. {К. Паустовский.) 10) Устиныч, невысокий старик лет семидесяти, с седой бородкой и светлыми грустными глазами, сидел у ворот на скамейке и думал. (Я. Телешов.) 11) Мысли разбредались, лёгкие, прозрачные, неуловимые, подобные облакам в весеннем небе. {А. Андреев.) 12) Ноябрьский вечер был ненастный и холодный, с резким северным ветром, налетавшим порывами на окна, хлеставшим по ним дождём и опять затихавшим на минуту. (Я. Телешов.) 13) Он играл, как ребёнок, увлёкшийся занявшей его в тот момент игрушкой. {В. Гиляровский.) 14) Длинный клоун, в рыжем парике, в узком пиджаке с коротковатыми рукавами, в широченных клетчатых штанах и огромных блестяших туфлях с загнутыми вверх носами, кланялся направо и налево.

(Я. Туричин.) 15) Усталые, но довольные удачным походом, с тяжёлой находкой на плечах, мы возвращались к заливу берегом открытой нами реки. (Я. Соколов-Микитов.) 16) Вспомнил старик своё родное село, с щирокой улицей, с рядами серых домиков, с белою колокольней. (Я. Телешов.) 17) Продрогший до костей, я с усилием встал, насобирал валявшегося повсюду хвороста и попытался разжечь костёр. {В. Белов.) Задание: Объясните постановку знаков препинания в каждом предложении. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них Мини-диктант В одном из старинных переулков города Москвы, нашей древней столицы, стоит неподалёку от Кремля двухэтажный каменный дом второй половины семнадцатого века — современник царского дворца в Коломенском, Когда-то он принадлежал Симону Ушакову, любимому художнику царя Алексея Михайловича, отца Петра Первого. Дом кирпичный, с красивыми белокаменными узорами, а планировка простая, как в крестьянской избе. Прямо по центру — просторные сени, слева и справа — большие комнаты.

peregorodky-msk.ru

Итоговые диктанты (5-8 классы)

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

5 класс.

      Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.
      В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.
      Наступает ночь. Полная тишина. Хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. Да это лоси! Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.
      Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюги. Сладко дремлется ему в берлоге.
      Март — последний месяц спячки лесного хозяина. (108 слов)

Грамматическое задание:

  1. Произведи синтаксический разбор предложения

1 вариант

Хрустнул снежный наст, затрещал сушняк.

2 вариант

Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами.

  1. Произведи звукобуквенный анализ

1 вариант

Хлопьями

2 вариант

Ночью

Дуб.

     Дуб —  удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые  листочки.

      Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

      В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.

      Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов) 

Грамматическое задание:

1 вариант

1. Синтаксический разбор предложения «Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле».

2. Морфологический разбор слова   листочки

3. Разобрать слова по составу: «удивляешься», «опадают», «дубовой», «листочки»

4. Фонетический разбор слова  «осенью». 

 

2 вариант

1. Синтаксический разбор предложения        В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.

2. Морфологический разбор слова    желудями

3. Разобрать слова по составу:  «распустятся», «чернеет», «трубочки», «растут»

4. Фонетический разбор слова   «деревьев». 

                                          РУССКИЙ ЯЗЫК. 6 КЛАСС.

         ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ.

                                             Июльская гроза.

       Дождь бил по стеклам, по жестяным крышам, по деревянным перилам балкона, журчал в водосточной трубе. Раскаты грома дополняли музыку июльской грозы.

      Вспышки молний делали грозу более таинственной и страшной для шестилетнего человека, который сидел в  полутемной комнате. На коленях у него лежал притихший котенок. Взрослых в доме не было.  При каждой вспышке мальчик и котенок вздрагивали. Кот жмурился и впивался когтями в ноги и руки мальчика.

      Наконец дождь затих. Гроза миновала. За окном стало светлей. Водосточная труба играла все звонче и веселей отбой дождю, грому и молнии.

     По синим крышам соседнего дома скользнул солнечный луч. Там будто кто-то приоткрыл серую дверь, и яркая полоса бирюзового цвета вытянулась в небе.

     Мальчик и котенок бросились на улицу.  

                                              Грамматическое задание.  

                                    Произведи предложенные разборы.

1вариант.

Дождь бил по стеклам, по жестяным крышам, по деревянным перилам балкона, журчал(3) в водосточной трубе.(4)   Шестилетнего(2)

2вариант.

Кот жмурился(3) и впивался когтями в ноги и руки мальчика.(4)   Водосточной(2)

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

7 класс.


      Чудесная ночь.

      В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Поздним вечером, устроившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается к дому. Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год!»
      Шепот, шорохи, таинственный перезвон — признаки приближающейся прелестной сказки.
      Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.
      Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом. (121 слово)

      (По А. Иллюминаторской)

Грамматическое задание:

  1. Произведи синтаксический разбор предложения.

                 1 вариант

Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.


                 2 вариант

Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом.

  1. Найди в тексте наречие, произведи морфологический разбор.

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

8 класс.

      Приближение ночи.

      Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на землю ночь. С заходом солнца примолкли птицы.
      Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.
      Всюду: и направо, и налево от тропинки — простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые.
      Странный звук неожиданно разносится по лесу. Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли. (133 слова)   (По А. Куприну)

Грамматическое задание:

  1. Произведи синтаксический разбор предложения.

1 вариант

Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно.

2 вариант

Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.

2 . Во всех предложениях укажи грамматическую основу.

infourok.ru

Учебно-методический материал по русскому языку по теме: Итоговые контрольные диктанты (Русский язык. 5-8 класс)

                                            РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 КЛАСС.  

             ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ.

                                                          Журавли.

    Каждый год возвращаются журавли из далеких стран на родное болото. Над морями и   широкой степью, над реками и огромными лесами летят они весной на свою родину.

    Большое болото заросло камышом и прошлогодней осокой. В самых отдаленных местах устраивают  свои гнезда осторожные журавли. Хорошо им жить на болотах. Никто не потревожит их покой.

    Весной журавли водят веселые хороводы, они собираются в кружок на болоте и машут крыльями. Скоро выведутся у них маленькие журавлята. Будут расти малыши, учиться летать.

                                         Грамматическое задание.

                           Произведи предложенные  разборы.

1 вариант.

Большое болото заросло камышом (3) и прошлогодней осокой.(4) Лесной (2)

2 вариант.

Над морями и   широкой степью (3), над реками и огромными лесами летят они  на свою родину.(4)  Грибной(2)

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

5 класс.

      Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.
      В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.
      Наступает ночь. Полная тишина. Хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. Да это лоси! Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.
      Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюги. Сладко дремлется ему в берлоге.
      Март — последний месяц спячки лесного хозяина. (108 слов)

Грамматическое задание:

  1. Произведи синтаксический разбор предложения

1 вариант

Хрустнул снежный наст, затрещал сушняк.

2 вариант

Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами.

  1. Произведи звукобуквенный анализ

1 вариант

Хлопьями

2 вариант

Ночью

                                          РУССКИЙ ЯЗЫК. 6 КЛАСС.

         ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ.

                                             Июльская гроза.

       Дождь бил по стеклам, по жестяным крышам, по деревянным перилам балкона, журчал в водосточной трубе. Раскаты грома дополняли музыку июльской грозы.

      Вспышки молний делали грозу более таинственной и страшной для шестилетнего человека, который сидел в  полутемной комнате. На коленях у него лежал притихший котенок. Взрослых в доме не было.  При каждой вспышке мальчик и котенок вздрагивали. Кот жмурился и впивался когтями в ноги и руки мальчика.

      Наконец дождь затих. Гроза миновала. За окном стало светлей. Водосточная труба играла все звонче и веселей отбой дождю, грому и молнии.

     По синим крышам соседнего дома скользнул солнечный луч. Там будто кто-то приоткрыл серую дверь, и яркая полоса бирюзового цвета вытянулась в небе.

     Мальчик и котенок бросились на улицу.  

                                              Грамматическое задание.  

                                    Произведи предложенные разборы.

1вариант.

Дождь бил по стеклам, по жестяным крышам, по деревянным перилам балкона, журчал(3) в водосточной трубе.(4)   Шестилетнего(2)

2вариант.

Кот жмурился(3) и впивался когтями в ноги и руки мальчика.(4)   Водосточной(2)

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

7 класс.


      Чудесная ночь.

      В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Поздним вечером, устроившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается к дому. Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год!»
      Шепот, шорохи, таинственный перезвон — признаки приближающейся прелестной сказки.
      Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.
      Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом. (121 слово)

      (По А. Иллюминаторской)

Грамматическое задание:

  1. Произведи синтаксический разбор предложения.

                 1 вариант

Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.


                 2 вариант

Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом.

  1. Найди в тексте наречие, произведи морфологический разбор.

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

8 класс.

      Приближение ночи.

      Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на землю ночь. С заходом солнца примолкли птицы.
      Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.
      Всюду: и направо, и налево от тропинки — простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые.
      Странный звук неожиданно разносится по лесу. Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли. (133 слова)   (По А. Куприну)

Грамматическое задание:

  1. Произведи синтаксический разбор предложения.

1 вариант

Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно.

2 вариант

Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.

2 . Во всех предложениях укажи грамматическую основу.

nsportal.ru

Диктанты по русскому языку для 5 класса


                 Диктант №1.

                                Осень в лесу.

Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Всё чаще дует резкий осенний ветер. С синего неба посылает солнце прощальные лучи.

Как хорош лес осенью! Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с чёрных деревьев и медленно опускаются на холодную землю.

Тишину спящего леса не нарушает пение птиц, потому что они улетели на юг. В аллеях сада стало пусто, бесшумно. А ведь здесь летом было так радостно, чудесно! Из окрестных парков слетались сюда птицы на праздничный концерт.

Осенью лес похож на терем расписной. Хорошо устроиться под белоствольной берёзкой и долго рассматривать золотые краски леса, лиловый краешек неба.

Тихо, уютно. В необъятных чащах леса можно укрыться от осеннего ветра. На душе легко и спокойно.

                                                                     (115 слов)

                                  Диктант № 2.

                     Ежи готовятся к зиме.

Поздней осенью ежи начинают готовиться к зимней спячке. Мало у них добычи, потому что под корягами скрываются ящерицы, жучки и лягушки.

Медленно ползёт колючий ёж через чёрные кочки, небольшие полянки, опасные овраги, мимо узких ручьёв.

В чудесные осенние денёчки старается ёжик приготовить себе широкую, тёплую норочку. Днём и ночью таскает он в домик душистые листья, мягкий лесной мох, засохшие травинки и веточки, которые нашёл в лесу. Хочется позаботиться ему об удобной постельке.

Накрыл норку огромный снежный сугроб, и ёжик надёжно укрылся под таким пушистым одеялом. Хорошо счастливому ежё жить в своей норке! Спит он здесь, видит прекрасные сны, и мы рады за него. С хорошим настроением проснётся ёжик, а затем отправится осматривать своё хозяйство.

                                                                             (118 слов)

                             Диктант №3.

                       Волшебница-зима.

Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег покрыл промёрзшую землю, и вот наступила настоящая зима.

Жутко завывает в поле холодный, резкий ветер, гуляет вьюга. А в лесу тихо. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест, потому что всё скрылось под снегом. Мороз сковал льдом речку.

Оделся в шубку и огромный дуб. Его густые кроны продержатся всю зиму, а их мощь не сломить даже злому урагану. Ивы, берёзки, рябинки утонули в дремучих сугробах.

Вдруг по веткам пробежала белка. Она кажется чёрной среди ослепительной, нетронутой белизны света. Из-за этой неугомонной хлопотуньи огромная снежная шапка свалилась вниз на тропиночку. Куда же она так спешит?

Какой воздух! Какая гармония! Нет слов, чтобы описать такое чудо природы.

                                                                           (118 слов)

                                 Диктант № 4.

                                 Белки в лесу.

 С утра до самого позднего вечера хлопочут в лесу весёлые, шустрые белочки. Совершенно не успеваешь следить за их передвижениями.

«Мама, я вижу белок!» — воскликнул радостный малыш. А белок уже и след простыл.

Поднимутся озорные белочки на вершину огромной сосны, перемахнут с ветки на ветку. Затем спустятся вниз за съестными припасами: вкусными грибками, отборными орешками, засохшими ягодками.

В лесных кладовых эти чудесные хозяюшки спрячут то, что нашли.

В уютном домике-дупле сделают они тёплые гнёзда, расселятся в них, и скоро в новых квартирках появятся маленькие бельчата. Они будут быстро подрастать и воспитываться заботливыми родителями.

А лютой зимой счастливые семьи белок будут спасаться от сильных морозов, резких, холодных ветров и обильных снегопадов. Надёжно жить в тёплых, уютных гнёздах.

                                                                          (120 слов)

                                Диктант № 5.

                               Лунная ночь.

Хороша осенняя лунная ночь в окрестностях села Ильинского! По сторонам проезжей дороги застыли молодые деревья: берёзки, ели, сосны, осинки.

Редкие снежинки падают на спящую землю, и ярко-жёлтая луна освещает избушку лесника, которая расположилась около узкой речки Любани. Мрачное небо пестрит частыми звёздами и свысока рассматривает ночную землю.

Кругом стоит необыкновенная тишина. Но вдруг слева послышался какой-то лёгкий шелест листвы. «Да это же белочка!» — прокричал я. На меня посыпались листочки, когда она перепрыгнула с одной веточки на другую.

Уже чувствуется приближение зимы. Скоро лёд скуёт речку, пушистым ковром закроются её берега, и избушку лесника накроет огромный сугроб.

Луч бросает свет на поляну, и деревья горят всеми цветами радуги: оранжевыми, золотыми, багряными. Вокруг багровые огни поздней осени. Здравствуй, лунная ночь!

                                                                                 (120 слов)

                                   Диктант № 6.

                                           Весна.

Весна – удивительное время года. Солнце ласково пригрело проснувшуюся землю. Снег давно сбежал с полей мутными ручьями. От разъезда до ближней деревни зеленеет озимая рожь, и по синему небу плывут беловатые облака. Вдали расположилась берёзовая роща, а на её опушке раскинулась молодая поросль кустов. В воздухе уже совсем не чувствуется сырости, которая обычно бывает ранней весной.

Жизнь как будто встрепенулась и наполнилась какими-то новыми звуками. Из окрестных рощ, с пашен и пастбищ доносится радостный птичий гомон. Послышался шум грузовика на переезде. «Егорыч, открывай дорогу!» — раздаётся весёлый крик шофёра. В лесной чаще, в каждой бороздке слышится чей-то шёпот.

Всё вокруг начинает изменяться: самая маленькая веточка растёт, нежный стебелёк собирает силы и распрямляется навстречу солнцу.

Природа празднует весеннее обновление. Здравствуй, весна!

                                                                        (119 слов)

                            

                                     Диктант № 7.

                                           Рябина.

Рябина – осенняя красавица. Другие деревья уже отдали свои плоды, а она только начинает разнаряживаться в багряно-красные гроздья. Наступают холода, и птицы съедают горько-сладкие ягоды.

Рябину встретишь везде: на окраинах, на опушках, на поляночках. Вырастает она вблизи домов, раскидывает веточки из-за забора, располагается на околице и стоит счастливая, гордая, величественная.

Этому растению нравится уединение, а не сплошные заросли. Около рябины кое-где деревья чувствуют себя лучше, потому что к ней слетается огромное количество птиц, которые уничтожают вредителей.

Сгибается под ветром тоненький ствол, но не ломается. Не сдаётся рябина, и каждой осенью снова её прелестный наряд очаровывает нас. «Это же прошлогодняя красавица!» — радостно восклицаем мы.

Рассчитываем повстречаться с рябинкой следующей осенью, когда придём полюбоваться на её багровые кисти.

До встречи, чудо-дерево!

                                                                       (119 слов)

                              Диктант № 8.

                              Барсучонок.

Как-то  мама позвала младшего сыночка: «Юра, посмотри на бутузика, которого я принесла!»

Мама держала кошёлку, где на подстилке из мягких листьев копошился кто-то в шубке.

«Вылезай же, малыш, не бойся», — предложила мама. Мгновенно из кошёлки показалась продолговатая мордочка с гладким носиком, блестящими глазками и маленькими стоячими ушками. Мордочка у зверька оказалась презабавная: вверху и внизу было всё серенькое, посредине от носа к ушкам тянулись широкие чёрные полоски.

Какой же малыш был чудесный! Какой-то толстенький, неуклюжий бутуз. Шёрстка светло-серая, а ножки тёмненькие, как будто он нарядился в сапожки и варежки.

Мама достала из буфета бутылочку с соской и налила в неё молока. Малыш сразу же смекнул, в чём дело. Забрал всю соску и глаза зажмурил. Чудный барсучонок, забавный зверёк!

                                                                       (119 слов)

                         

                                Диктант № 9.

                             Полярная сова.

Полярные совы обычно зимуют в тундре. В ночной темноте пролетают они над мерцающими в звёздном свете снегами. Кормятся мышами и зайцами, беспощадно истребляют этих беспомощных зверьков. Редкий зайчонок сможет не оказаться в острых когтях у опасной совы, когда она собирается на охоту.

Но всё-таки кончается полярная ночь. В каменных россыпях не заметишь гнёзд совы, потому что они расположены почти у самых ног. Тепло в гнёздах сохраняется в  сильные морозы, так как они устланы лёгким пухом.

Именно такое гнездо я обнаружил в расщелине. Неожиданно огромная белая птица взлетела у меня из-под ног, и распахнутые крылья слились с белизной снегов.

«Сергей, что там?» — удивлённо спросил мой товарищ. В гнезде съёжился испуганный птенчик, а рядом остались лежать тёплые яйца.

                                                                       (118 слов)

                               

                               Диктант № 10.

                                   На родину.

Ранней весной на южных берегах Европы и Африки объединяются птичьи стаи. «Домой! Скорее домой!» — отовсюду несётся неугомонный клич.

Бесчисленные цепи перелётных тянутся к родным местам, и люди всегда радуются встрече с ним. Но во время долгого, трудного пути часть птиц остаётся, разлетается и расселяется по окрестным озёрам и рекам. Самые выносливые летят до белого моря. Здесь они располагаются по песчаным берегам, делятся на пары, чтобы строить гнёзда и выводить птенцов. Всё лето заботливые родители воспитывают малышей.

Осенью подрастут птенцы, окрепнут, и птицы начинают сбиваться в стаи перед отлётом в тёплые края. Там есть всё для беззаботной жизни: солнце, море, чудесная растительность.

Но нельзя долго жить на чужбине. И каждой весной ты видишь, как усталые караваны возвращаются на родину.

                                                                       (119 слов)

                            Диктант № 11.

                         Справедливость.

Однажды Гайдар отправился на встречу с ребятами в лагерь и взял с собою пятилетнюю дочку Женю. Удивительно заносчивая девочка как будто хвасталась: «Я знаменитого папы дочка и скоро вырасту!»

Во время чтения сказки «Горячий камень» все сидели тихо, но Женя сначала свысока поглядывала по сторонам, потом беспокойно затопала и стала сбегать по лестнице вверх и вниз. Мальчишки грозно рассматривали её и всыпали бы, но стеснялись известного писателя.

Вдруг Гайдар сделал паузу, положил тетрадку и строго сказал: «Уберите девочку, она мешает!» Женя съёжилась, расплакалась, но всё равно обрадованные мальчишки стащили её со сцены.

Гайдар дочитал сказку до конца. Счастливые глаза ребят говорили обо всём: о любви к писателю, об уважении.

«Гайдару за справедливость», — написали они в книге, которую подарили ему.

                                                                       (120 слов)

           Школьная олимпиада по русскому языку  

                                    Диктант.

                                     Сорока.

Куры – любимое лакомство камышового кота. Как-то хищник направился на охоту, но вдруг откуда-то объявилась сорока, задёргала чёрно-белым хвостом и застрекотала. Было опасно, и кот решил остановиться, чтобы не привлечь внимания. Назойливая птица расположилась над его головой.

Посёлок просыпается, и кота начинает дразнить кудахтанье кур, но он не может избавиться от вредного провожатого. Он сдерживал бессильную злобу и ненависть к навязчивой спутнице, которая расселась на веточках сосны. Затем он стал пробираться к посёлку. Сорока всё-таки не отставила и всё равно продолжала его стеречь.

Неожиданно кот выгнул спину, свирепо взглянул на своего мучителя и резко крикнул: «Кха!» Тут он сделал прыжок в сторону и исчез в зарослях, а птица кричала, кружилась.

Сегодня, разбойник, будешь лежать голодный, потому что охота сорвалась.

                                                                      (119 слов)

plyenkina.blogspot.com

Контрольный диктант по русскому языку. 9 класс. Была самая середина глухой осенней ночи

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 КЛАСС

   Контрольный диктант по русскому языку — одна из основных форм контроля знаний обучаемых при изучении предмета «Русский язык» в общеобразовательной школе. Текст контрольного диктанта должен содержать в себе необходимое количество элементов, охватывающих все основные темы пройденные в течение года. Распределение данных элементов по темам должно быть, по возможности, равномерным.

  Контрольный диктант по русскому языку проводится в конце годового периода обучения и позволяет учителю выявить степень усвоения учащимися изученного в данном периоде курса / 9 класс /.

***

  Была самая середина глухой осенней ночи. В лесу было очень сыро и холодно. Из черных лесных болот, заваленных мелкими коричневыми листьями, поднимался густой туман.

  Луна стояла над головой. Она светила очень сильно, однако ее свет с трудом пробивал туман. Лунный свет стоял подле деревьев косыми, длинными тесинами, в которых, волшебно изменяясь, плыли космы болотных испарений. Лес был смешанный. То в полосе лунного света показывался непроницаемо черный силуэт громадной ели, похожий на многоэтажный терем; то вдруг в отдалении появлялась белая колоннада берез; то на прогалине, на фоне белого, лунного неба, распавшегося на куски, как простокваша, тонко рисовались голые ветки осин, уныло окруженные радужным сиянием. И всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света.

  В общем, это было красиво той древней, дивной красотой, которая всегда так много говорит русскому сердцу и заставляет воображение рисовать сказочные картины: серого волка, несущего Ивана-царевича в маленькой шапочке набекрень и с пером Жар-птицы в платке за пазухой, огромные мшистые лапы лешего, избушку на курьих ножках — да мало ли еще что!

  Но меньше всего в этот глухой, мертвый час думали о красоте полесской чащи три солдата, возвращавшиеся с разведки. Больше суток провели они в тылу у немцев, выполняя боевое задание. А задание это заключалось в том, чтобы найти и отметить на карте расположение неприятельских сооружений.

(В. Катаев)

(213 слов)

 

  Задание к тексту:

  Разберите выделенное предложение синтаксически. Объясните постановку в нем знаков препинания.

  Подчеркните предложение с деепричастным оборотом.

  Произведите морфемный и словообразовательный разбор выделенного слова.

 

  Русский язык / 9 класс / Контрольные диктанты

Все диктанты по русскому языку для 9 класса >>>

 

 

  Преподавателю: Данный контрольный диктант проводится с учащимися 9 класса общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль освоения учащимися курса русского языка за 9 класс.

 

 

Расширенный выбор диктантов по русскому языку:

Диктанты по русскому языку для 4 класса

Диктанты по русскому языку для 5 класса

Диктанты по русскому языку для 6 класса

Диктанты по русскому языку для 7 класса

Диктанты по русскому языку для 8 класса

Диктанты по русскому языку для 10 класса

 

Старшеклассникам:

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку >>>

Подготовка к ГИА по русскому языку >>>

< Предыдущая   Следующая >

www.1variant.ru

Диктант Чудесная ночь По С. Ковалевской (164 слова.)

Чудесная ночь

(1)Весенняя ночь, волнующая, душистая, полная таинственных чар и страстного замирания, плывёт по небу. (2)Дудочка пастуха умолкла. (3)Все звуки мало-помалу стихли. (4)Лягушки присмирели, и комары угомонились. (5)Время от времени пронесётся какой-то странный шелест в кустах, или порыв ветра унесёт из дальнего села вой цепного пса, томящегося одиночеством в эту чудесную ночь.

(6)В большой прохладной комнате душно. (7)Встаёшь с постели, открываешь окно и прикладываешься горячей щекой к стеклу. (8)Но лицо пылает по-прежнему, и так же томительно замирает сердце.

(9)Кругом тихо! (10)Роща кажется огромной. (11)Деревья точно сдвинулись вместе и словно сговариваются, будто открывают важную тайну. (12)Вдруг раздаётся переливчатый звон: это почтовая карета проезжает по большой дороге. (13)Бряцание бубенчиков слышно уже издалека. (14)На минуту оно смолкнет, должно быть, тройка заехала за гору.

(15)Как волнует звук почтовых бубенчиков ночью! (16)Ведь знаешь – некого ждать. (17)А всё же как услышишь этот серебристый звон на дороге, сердце так и забьется и вдруг потянет куда-то вдаль, в какие-то неведомые страны. (18)Как же хороша жизнь!

По С. Ковалевской (164 слова.)

Задания

I вариант

  1. В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
  2. Из предложения 5 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.
  3. Среди предложений 1−5 найдите сложносочиненные предложения. Укажите их номера.
  4. Из предложения 5 выпишите все местоимения.
  5. Из предложений 1 – 4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
  6. Среди предложений 6−10 найдите простое односоставное определенно-личное. Укажите его номер.
  7. Укажите способ образования слова мало-помалу (предложение 3).
  8. Выпишите словосочетание (предложение 11), построенное на основе управления.
  9. Выпишите грамматические основы предложения 16.

II вариант

  1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
  2. Из предложения 1 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.
  3. Среди предложений 11−17 найдите бессоюзные сложные предложения. Укажите их номера.
  4. Из предложения 11 выпишите все союзы.
  5. Из предложений 6–14 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
  6. Среди предложений 15−18 найдите такое сложное, обе части которого односоставные. Укажите его номер.
  7. Укажите способ образования слова издалека (предложение 13).
  8. Выпишите словосочетание (предложение 12), построенное на основе примыкания.
  9. Выпишите грамматические основы предложения 17.
Автор: Ковалевская С.

Другие диктанты из рубрики «10 класс»:

diktant-online.ru

Диктант »Чудесная ночь» По С. Ковалевской (164 слова.)

Чудесная ночь

(1)Весенняя ночь, волнующая, душистая, полная таинственных чар и страстного замирания, плывёт по небу. (2)Дудочка пастуха умолкла. (3)Все звуки мало-помалу стихли. (4)Лягушки присмирели, и комары угомонились. (5)Время от времени пронесётся какой-то странный шелест в кустах, или порыв ветра унесёт из дальнего села вой цепного пса, томящегося одиночеством в эту чудесную ночь.

(6)В большой прохладной комнате душно. (7)Встаёшь с постели, открываешь окно и прикладываешься горячей щекой к стеклу. (8)Но лицо пылает по-прежнему, и так же томительно замирает сердце.

(9)Кругом тихо! (10)Роща кажется огромной. (11)Деревья точно сдвинулись вместе и словно сговариваются, будто открывают важную тайну. (12)Вдруг раздаётся переливчатый звон: это почтовая карета проезжает по большой дороге. (13)Бряцание бубенчиков слышно уже издалека. (14)На минуту оно смолкнет,  должно быть, тройка заехала за гору.

(15)Как волнует звук почтовых бубенчиков ночью! (16)Ведь знаешь – некого ждать. (17)А всё же как услышишь этот серебристый звон на дороге, сердце так и забьется и вдруг потянет куда-то вдаль, в какие-то неведомые страны. (18)Как же хороша жизнь!

По С. Ковалевской (164 слова.)

Задания

I вариант

  1. В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
  2. Из предложения 5 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.
  3. Среди предложений 1−5 найдите сложносочиненные предложения. Укажите их номера.
  4. Из предложения 5 выпишите все местоимения.
  5. Из предложений 1 – 4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
  6. Среди предложений 6−10 найдите простое односоставное определенно-личное. Укажите его номер.
  7. Укажите способ образования слова мало-помалу (предложение 3).
  8. Выпишите словосочетание (предложение 11), построенное на основе управления.
  9. Выпишите грамматические основы  предложения 16.

II вариант

  1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
  2. Из предложения 1 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.
  3. Среди предложений 11−17 найдите бессоюзные сложные предложения. Укажите их номера.
  4. Из предложения 11 выпишите все союзы.
  5. Из предложений 6–14 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
  6. Среди предложений 15−18 найдите такое сложное, обе части которого односоставные. Укажите его номер.
  7. Укажите способ образования слова издалека (предложение 13).
  8. Выпишите словосочетание (предложение 12), построенное на основе примыкания.
  9. Выпишите грамматические основы  предложения 17.
Если вам понравился Диктант »Чудесная ночь» По С. Ковалевской (164 слова.) , пожалуйста, оцените его. Поделиться с друзьями?

Нашли ошибку? Пожалуйста, напишите об этом в комментарии.

Рекомендуем ознакомиться:

dicktanty.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *