cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Логопедическое занятие по теме в подготовительной группе овощи – План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: «Овощи». | скачать бесплатно

Содержание

Логопедическое занятие на тему: «Овощи»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

по лексической теме «Овощи»

Цель: создание условий для расширения и активизации словаря

Задачи:

1. Формировать представление об овощах.

2. Расширить и активизировать словарь по теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи.

4. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Материал. Пиктограмма. Сюжетная картина «Огород». Предметные картинки овощей. Мяч. Схемы с цветными кружочками, полосками.

 

Ход занятия

1. Оргмомент.

Логопед раздает шаблоны карточек и предлагает нарисовать свое настроение.

2. Сообщение темы занятия. Развитие мышления – отгадывание загадок об овощах.

  1. Лето целое старалась-

    Одевалась, одевалась …
    А как осень подошла,
    Нам одежки отдала.
    Сотню одежонок
    Сложили мы в бочонок.(капуста)

  2. Корешок оранжевый под землей сидит,
    Кладезь витаминов он в себе хранит,
    Помогает деткам здоровее стать,
    Что это за овощ, можете сказать? (морковь)

  3. Хотя я сахарной зовусь,
    Но от дождя я не размокла,
    Крупна, кругла, сладка на вкус,
    Узнали вы, кто я? … (свекла)

  4. Закопали в землю в мае
    И сто дней не вынимали,
    А копать под осень стали
    Не одну нашли, а десять.(картошка)

  5. Никого не огорчает,
    А всех плакать заставляет. (лук)

  6. Он кусает – но не пес.
    Зубок есть. Но, где же рот?
    Белый носит сюртучок.
    Что это…(чесночек)

Как назвать одним словом все отгадки? (Овощи). Где растут овощи? (на огороде).

Выставляется сюжетная картина «Огород».

Что это? Что растет на огороде? Перечислите все овощи. Как называется место, где растет определенный вид овощей? 

(Грядка).

Сегодня мы продолжим с вами знакомится с овощами и огородом.

3. Развитие мелкой моторики – упражнение «Мы капусту рубим, рубим»

4. Развитие внимания, воображения – игра «Узнай по контуру».

Посмотрите на рисунки. Художник недорисовал их. Что же он хотел нарисовать?

Рассматривание контуров овощей, называние детьми овощей.

5. Развитие лексико – грамматических категорий – игра «Вершки — корешки».

Ребята, посмотрите на наш огород. Какие-то овощи растут в земле, а другие над землей. Одни овощи нам приходится выкапывать или выдергивать, а другие срывать или срезать. То, что растет над землей, называется вершки, а то, что под землей – корешки. У одних овощей съедобны вершки, а у других корешки. Давайте же разберемся, что нам кушать у какого овоща.

Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ. Ребенок должен назвать съедобную часть овоща.

 Например, картофель – корешки; капуста – вершки.

6. Работа со схемами и моделями – игры «Посади огород», «Собери урожай».

Логопед раздает детям схемы посадки овощей, нарисованные овощи и схемы огородов. (Некоторым детям даются схемы из 6 клеточек.). Зеленый цвет – огурец, красный – помидор, желтый – перец, оранжевый – морковка, коричневый – картошка, фиолетовый – баклажан.

 

Дети, рассмотрите схемы с цветными кружочками. Как вы думаете, что они обозначают? (овощи). Рассмотрите картинки с овощами. Давайте назовем цвет каждого овоща. Такого же цвета и кружочки на схемах. Посадите овощи в пустых клеточках так, как на схеме.

Дети выполняют задание.

Что мы посадили вверху? А что внизу?

Аналогично рассматривается схема каждого ребенка.

Вы хорошо поработали на огороде, вырастили хороший урожай, а сейчас мы будем его собирать. Каждый из вас решит, какие овощи собирать: большие или маленькие. А в этом вам помогут полоски.

Выложите на полоски на овощи.

Дети выкладывают большие и маленькие полоски на овощи в соответствии со схемами.

«Прочитайте» свои схемы. Например, у меня на огороде растут большой огурец, маленький помидор, маленькая морковка и большая картошка.

Дети «читают» свои схемы.

А теперь прохлопайте свою схему: большие полоски – громкие хлопки, маленькие – тихие хлопки.

7. Физминутка «Зарядка для овощей».

Что-то мы засиделись. Нужно немного размяться.

 

Утром солнце встает

И идет на огород:

— Все ли тут у нас  в порядке?

Как дела у вас на грядке?

Всем скомандую: подъем!

Мы зарядку проведем.

Все вы делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз,

Подтянись,

Окончательно проснись.

Сбрось с себя ночную лень –

Впереди рабочий день.

(приседания, наклоны, имитация движений).

8. Согласование глаголов с существительными – игра «Определи действие».

Что мы делаем с овощами? (выкапываем, рвем, собираем, удобряем, готовим, режем, поливаем, солим, варим, жарим…). Некоторые действия мы можем выполнять не со всеми овощами. Выкапываем мы… (картофель), вырываем… (морковь, свеклу), срываем… (огурцы, помидоры), срезаем… (капусту). А что мы поливаем, режем, варим, жарим, солим, консервируем, заготавливаем, удобряем…?

Ответы детей.

9. Образование антонимов – игра «Скажи наоборот».

Дети становятся в круг и под музыку передают мяч. Логопед говорит фразу, а ребенок, у которого оказался в руках мяч, отвечает наоборот, т. е. подбирает антоним к этой фразе.

Фразы: Хорошая грядка – плохая грядка, старый картофель (молодой), тяжелый мешок (легкий), Большой урожай (маленький), Чистая морковка (грязная), спелый помидор (незрелый).

Если дети затрудняются в ответах, логопед задает наводящие вопросы.

10. Образование сложных слов — игра «Сложные слова».

А знаете ли вы, что существуют много машин, которые облегчают труд людей. Например, есть машины, которые чистят сами картофель, сажают его в землю, копают его. Есть машина, которая сама режет овощи, а есть машина, которая сама выжимает сок из овощей. А еще есть специальные помещения, в которых хранится много овощей. А вы знаете как они называются? Я вам расскажу. Это очень длинные слова, но их легко запомнить, потому что они состоят из двух коротких слов. Машина, которая чистит картофель, называется картофелечистка – от слов картофель и чистить.

Аналогично рассматриваются слова картофелесажалка, картофелекопалка, соковыжималка, овощерезка, овощехранилище.

11. Развитие внимания, памяти, образование формы родительного падежа множественного числа существительных – игра «Что изменилось?».

Посмотрите на наш огород. Что в нем изменилось? По-моему тут что-то поменялось местами, что-то исчезло, а что-то добавилось.

Ответы детей полным предложением.

12. Итог занятия.

infourok.ru

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Овощи» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием технологии «Квест»

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Овощи» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.

Автор: Стафеева Ирина Анатольевна,

учитель-логопед МАДОУ д/с№5 «Морячок» МО г.-к.Геленджик

Цель:

— Уточнить, закрепить и расширить знание детей по лексической теме «Овощи», активизировать словарь детей.

Задачи:

-развитие внимания, памяти, мышления.

-активизация и актуализация словаря по теме «Овощи»;

-развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общий моторики.

Формирование взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности.

Технология: Квест — путешествие

Оборудование: корзинки, муляжи овощей, картинки овощей, интерактивная доска, овощи.

Предварительная работа: Мини-экскурсии по детскому саду. Организация НОД  в рамках лексической темы: «Овощи».

Ход занятия:

Логопед приглашает детей подойти поближе и посмотреть что она им принесла.

Вдруг раздается звонок скайпа.

Логопед: Ребята, нам кто-то звонит, давайте посмотрим.

1 слайд (на экране появляется повар)

(повар создает проблемную ситуацию, рассказывает о проблеме и просит детей помочь)

Логопед: загадывает загадки ………

(ответы детей)

Логопед: Теперь мы знаем какие овощи пропали, но что же делать?

Повар высылает карту подсказку.

Логопед: Давайте откроем карту и рассмотрим ее. Как Вы думаете, она нам поможет?

(ответ детей)

Логопед: Я тоже так думаю.

А чем она нам может помочь?

(ответ детей)

Рассматривают карту. Предлагаю детям отсканировать карту и вывести изображение на интерактивную доску для обсуждения. Обсуждаем места которые необходимо посетить для поиска овощей.

Логопед: Ну что же отправимся на поиски овощей?

(ответы детей)

Предлагаю детям оглянуться и посмотреть, что нам может пригодиться для сбора овощей.

(ответы детей)

Логопед: И конечно же мы возьмем с собой карту.

И так ребята, что нам показывает карта, куда нам нужно сейчас идти?

(ответы детей)

Спускаемся по лестнице.

Логопед: Мы по лестнице шагаем

Все ступеньки сосчитаем,

1, 2, 3, 4, 5!

Будем снова начинать.

Спустились в кубанский уголок.

Там сидит хозяйка.

Хозяйка: Знаю-знаю, что вы ищите, но просто так не отдам.

Помогите мне разложить по корзинкам фрукты и овощи.

Игра дифференциация звуков.

Хозяйка: Хорошо ребята, помогли вы мне, и вот вам ваш первый овощ. Желаю вам удачи. Вы справитесь обязательно!

Логопед предлагает детям отправится дальше, смотрим следующую остановку и идут в кабинет Тамары Викторовны.

Дети: Здравствуйте, мы ищем потерявшиеся овощи с кухни, и наша карта привела нас к вам.

Тамара Викторовна: Карта вас правильно привила. Я отдам вам то, что вы ищите. Но сначала вы должны мне помочь. Я обнаружила у себя в кабинете вот такие шарики, но что это я не знаю?

Может вы знаете?

(ответы детей)

Тамара Викторовна: А для чего они нужны?

(ответы детей)

Логопед: Давайте ребята расскажем сказку про маленького ёжика.

Логопед: Я начну, а вы продолжите.

(дети рассказывают сказку)

Тамара Викторовна: Спасибо ребята сказка была очень интересная. Возьмите ваш овощ. Я желаю вам удачи.

Логопед: Ребята взглянем на нашу карту. Нам нужно отправиться дальше.

Дети: Пойдем к уборщику помещений Валентине Петровне..

Идут к Валентине Петровне.

Логопед: Здравствуйте Валентина Петровна, наша карта привела нас к вам. Мы ищем потерявшиеся овощи, без них повар не сможет приготовить обед.

Валентина Петровна: Здравствуйте ребята, я вам помогу, но сначала поиграйте со мной в игру. Поиграете?

(ответы детей)

Игра «Наоборот».

Валентина Петровна: Молодцы ребята, а вот и ваш овощ.

Забирают овощ.

Логопед: Давайте посмотрим куда дальше ведет нас карта.

(ответы детей)

Логопед вместе с детьми входят в приемную здороваются и объясняют секретарю, что они ищут потерявшиеся овощи, без которых повар не может приготовить обед. Карта привела их к Людмиле Михайловне.

Секретарь: Людмила Михайловна сейчас на совещании, но она оставила для вас на своем столе конверт с заданием.

Логопед: Ребята вы хотите посмотреть, какое задание в конверте?

(ответы детей)

В конверте картинки с овощами и задание.

Игра «Слоговые ряды».

Логопед: Справились с заданием, а где же овощ?

Секретарь говорит, что овощ у заведующей под столом.

Достают из-под стола овощ.

Логопед с детьми отправляются на кухню, где их встречает повар.

Повар: Ребята вы справились! Какие вы молодцы!

А где вы их искали?

(ответы детей)

Повар: Вот теперь можно приготовить вам вкусный и полезный обед.

До свидания ребята.

Рефлексия: Где были, что запомнилось, кто больше всех отвечал и правильно выполнял задания.

   

nsportal.ru

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе по теме «Овощи». Конспект № 2

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 2

Тема: Овощи.

Цель: совершенствование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи.

Задачи: активизировать словарь по теме; упражнять в умении согласовывать числительные с существительными; совершенствовать навык образования относительных прилагательных; упражнять в составлении и употреблении в речи сложноподчинённых предложений с союзом «а»; упражнять в составлении предложений с однородными определениями; совершенствовать навык составления описательных рассказов о предметах.

Оборудование: корзинка; мяч; картинки – «7 перцев», «8 огурцов», « 10 морковок», «8 репок», «7 помидоров», «9 редисок»,  «9 тыкв»,  «Знак вопроса», «Палитра», «Геометрические фигуры», «Поверхности», «Язык», «Смайлики «Вкусы»», «Повар».

Раздаточный материал: натуральные овощи – помидор, огурец, кабачок, тыква, морковь, картофелина, репа, редька, перец.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

Логопед: Сядет тот, кто закончит предложение подходящим словом:

— Дедушка накопал целое ведро крупной, гладкой, коричневой … картошки.

— Бабушка поставила на стол блюдо с квашеной … капустой.

— Мама порезала в винегрет сладкую, бордовую … свёклу.

— Из гороха приготовили гороховое … пюре.

— На грядке созрели красные сочные … помидоры.

— Мы вырастили хороший урожай зелёных крепких … огурцов.

— Мама принесла с огорода жёлтую … репку.

— В теплице растут круглые, красные … помидоры.

— Картошку на сковороде можно … пожарить.

— Папа выдернул из земли  чёрную … редьку.

Дети отвечают и по одному садятся за столы.

  1. Введение в тему занятия

     

Логопед: Сегодня мы продолжим разговор об овощах, о том, какого они цвета, формы, какие у них есть другие особенности, что можно приготовить из овощей. В конце занятия каждый из вас расскажет о каком-нибудь овоще.

  1. Д/у «Исправь ошибку Незнайки»

Логопед: Ребята, вы знаете, кто такой Незнайка? (Ответы детей). Оказывается, Незнайка совсем не знает, какого цвета и формы овощи, какие они на вкус и на ощупь. Например, он говорит, что помидор синий. Это правильно? А как сказать правильно? – Помидор не синий, а красный.

Сейчас я буду Незнайкой, а вы будете исправлять мои ошибки.

Речевой материал: свёкла зелёная, капуста квадратная, огурец красный, кабачок круглый, морковка горькая, тыква мягкая, перец шершавый, редиска овальная, лук кислый, картошка треугольная, репка чёрная, помидор твёрдый.

  1. Д/у «Сосчитай овощи»

Логопед: Ребята, а вы умеете считать? Сейчас проверим. Давайте сосчитаем, сколько овощей на моих картинках. Логопед предъявляет картинки с нарисованными овощами и дети все вместе пересчитывают овощи.

Речевой материал: перец, огурец, морковка, репка, помидор, тыква.

  1. Физкультминутка «Блюда из овощей» (с мячом)

Логопед: Я бросаю вам мяч и начинаю предложение, вы ловите мяч, заканчиваете предложение и возвращаете мяч мне.

— суп из овощей называется … овощной

— если суп из картофеля, то он … картофельный

— если суп из кабачков, то он … кабачковый

— если суп из тыквы, то он … тыквенный

— если суп из гороха, то он … гороховый

— если суп из фасоли, то он … фасолевый

— если суп из свёклы, то он … свекольный

— если салат из огурцов, то он … огуречный

— если салат из помидоров, то он … помидорный

— если салат из капусты, то он … капустный

— если салат из моркови, то он … морковный

— если салат из тыквы, то он … тыквенный

— если салат из картофеля, то он … картофельный

— если сок из капусты, то он … капустный

— если сок из свёклы, то он … свекольный

— если сок из тыквы, то он … тыквенный

— если пюре из картофеля, то оно … картофельное

— если пюре из кабачков, то оно … кабачковое

— если пюре из свёклы, то оно … свекольное

— если пюре из огурцов, то оно … огуречное

  1. Ознакомление с планом описательного рассказа

Логопед: Сейчас каждый из вас выберет любой овощ из корзинки и расскажет нам о нём. В каждом рассказе должен быть порядок. Поэтому составлять рассказы вы будете по плану:

  1. Сначала вы назовёте овощ. (Логопед выставляет картинку «Знак вопроса»)
  2. Затем вы расскажете о цвете овоща. (Логопед выставляет картинку «Палитра»)
  3. Не забудьте сказать, какой формы овощ. (Логопед выставляет картинку «Геометрические фигуры»)
  4. Потом надо будет сказать о том, какой овощ на ощупь, какая у него поверхность – гладкая или шершавая. (Логопед выставляет картинку «Поверхности»)
  5. Обязательно надо сказать, какой овощ по вкусу – сладкий, горький, кислый или пресный. (Логопед выставляет картинки «Язык», «Смайлики «Вкусы»»)
  6. В конце рассказа надо сказать, что можно приготовить из овоща. (Логопед выставляет картинку «Повар»).
  1. Описательные рассказы детей

Логопед предлагает каждому ребёнку по очереди выбрать овощ для описания и рассказать о нём по плану.

Логопед помогает начать рассказа: О каком овоще ты хочешь нам рассказать? (Начни свой рассказ так: «Я хочу рассказать о …»).

Возможен образец описательного рассказа от самого логопеда.

  1. Итог занятия

Логопед оценивает описательные рассказы детей, называет самых красноречивых рассказчиков.

nsportal.ru

Конспект логопедического занятия по лексической теме Овощи

06 Окт 2010 Автор Ekaterina

Конспект фронтального занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Уточнить представление об овощах.

2. Расширить и активизировать словарь по теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи.

4. Развивать фонематическое восприятие.

5. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Материалы:

Картинки с изображением овощей, сюжетная картина  по теме «Сбор урожая», наборное полотно, волшебный мешочек, муляжи овощей, мяч.

I. Организационный момент

1. Логопед: – Ребята, достаньте из волшебного мешочка то, что там спрятано.

– Положите на стол то, что вы достали. Назовите, что это?

– Как можно это назвать одним словом?

– Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?

– Какие еще овощи вы знаете?

– Где растут овощи?

– Как собирают овощи?

– Сегодня мы поговорим с вами об уборке урожая.

II. Беседа об овощах с рассматриванием картины.

(На наборное полотно выставить сюжетную картину «Сбор урожая»).

2. Логопед: – Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано?

– Что делают люди? Какие овощи они собирают? Куда они их складывают?

3. Игра  «Подбери признак»

Логопед: – Я буду называть овощ (выставлять картинку на панно), а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.
Морковь (свёкла, репа, капуста) – (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

– Молодцы. Справились с заданием. Следующая игра.

4. Игра «Чего не стало?»

Логопед: – Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.

5. Логопед: – Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».

Хозяйка однажды с базара пришла,   Шагают пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла  Загибают по одному пальчику.

Картошку, капусту, морковку, горох

Петрушку и свеклу. Ох!..                Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе – Попеременно ударяют кулачками.

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле.                       Загибают по одному пальцу на название.

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!..           Хлопок.

Хозяйка тем временем                   Стучат ребром ладони.

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала                                      Загибают по одному пальчику на руке.

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..                Хлопок.

Накрытые крышкою,                     Складывают руки накрест.

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста,                      Загибают по одному пальчику на руке.

Морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!                 Хлопок.

И суп овощной оказался неплох!    Показывают, как едят суп.

6. Игра «Назови ласково» (с мячом).

Логопед: – Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик;       морковь-морковочка
Огурец – огурчик;                  тыква – тыковка;
Лук – лучок;                           свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок;               капуста – капустка;
Горох – горошек;                  картошка – картошечка.

– Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.


7. Игра «Один – много»

Логопед: – Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом-дома)
Помидор – помидоры
Огурец – огурцы
Тыква – тыквы
Кабачок – кабачки
Баклажан – баклажаны


8. Речь с движением  «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем.                 Маршируют.
Мы морковки натаскаем                         «Таскают».
И картошки накопаем.                                      «Копают».
Срежем мы кочан капусты,                     «Срезают».
Круглый, сочный,

Очень вкусный,                                        Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко                       «Рвут».
И вернёмся по дорожке.                          Маршируют.

9. Игра «Назови сок, салат».

Логопед: – Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать какой сок, суп, салат из него можно приготовить.
Сок из моркови- морковный          Суп из гороха – гороховый
Сок из капусты- капустный          Суп из картофеля – картофельный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный

10. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.

Игра «Подскажи словечко».
Где зимою было пусто,

Летом выросла…капуста.

Из земли за чуб плутовку,

Тянем сочную…морковку.

Хоть и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я…свекла.

Летом в огороде-

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке –

Желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? Огурцы.

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно — нажми «МНЕ НРАВИТСЯ»

Автор: Ekaterina

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте «Логопедия для Всех» Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.
Предыдущий материал из рубрики —
Конспекты логопедических занятий:



www.logolife.ru

Конспект логопедического занятия «Овощи. Огород»



Конспект фронтального занятия для детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи (второй год обучения) на тему «Овощи. Огород»

Материал. Пиктограмма. Сюжетная картина «Огород». Предметные картинки овощей. Мяч. Схемы с цветными кружочками, полосками. Кусочки свежих или вареных овощей. Томатный сок, стаканы.

 

Ход занятия

1. Оргмомент.

Логопед раздает шаблоны карточек и предлагает нарисовать свое настроение.

2. Сообщение темы занятия. Развитие мышления – отгадывание загадок об овощах.

Как назвать одним словом все отгадки? (Овощи). Где растут овощи? (на огороде).

Выставляется сюжетная картина «Огород».

Что это? Что растет на огороде? Перечислите все овощи. Как называется место, где растет определенный вид овощей? (Грядка).

Сегодня мы продолжим с вами знакомится с овощами и огородом.

3. Развитие мелкой моторики – упражнение «Овощи».

Прежде чем начать занятие, разомнем пальчики:

4. Развитие внимания, воображения – игра «Узнай по контуру».

Посмотрите на рисунки. Художник недорисовал их. Что же он хотел нарисовать?

Рассматривание контуров овощей, называние детьми овощей.

5. Развитие лексико – грамматических категорий – игра «Вершки — корешки».

Ребята, посмотрите на наш огород. Какие-то овощи растут в земле, а другие над землей. Одни овощи нам приходится выкапывать или выдергивать, а другие срывать или срезать. То, что растет над землей, называется вершки, а то, что под землей – корешки. У одних овощей съедобны вершки, а у других корешки. Давайте же разберемся, что нам кушать у какого овоща.

Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ. Ребенок должен назвать съедобную часть овоща.

 Например, картофель – корешки; капуста – вершки.

6. Работа со схемами и моделями – игры «Посади огород», «Собери урожай».

Логопед раздает детям схемы посадки овощей, нарисованные овощи и схемы огородов. (Некоторым детям даются схемы из 6 клеточек.). Зеленый цвет – огурец, красный – помидор, желтый – перец, оранжевый – морковка, коричневый – картошка, фиолетовый – баклажан.

 

Дети, рассмотрите схемы с цветными кружочками. Как вы думаете, что они обозначают? (овощи). Рассмотрите картинки с овощами. Давайте назовем цвет каждого овоща. Такого же цвета и кружочки на схемах. Посадите овощи в пустых клеточках так, как на схеме.

Дети выполняют задание.

Что мы посадили вверху? А что внизу?

Аналогично рассматривается схема каждого ребенка.

Вы хорошо поработали на огороде, вырастили хороший урожай, а сейчас мы будем его собирать. Каждый из вас решит, какие овощи собирать: большие или маленькие. А в этом вам помогут полоски.

Выложите на полоски на овощи.

Дети выкладывают большие и маленькие полоски на овощи в соответствии со схемами.

«Прочитайте» свои схемы. Например, у меня на огороде растут большой огурец, маленький помидор, маленькая морковка и большая картошка.

Дети «читают» свои схемы.

А теперь прохлопайте свою схему: большие полоски – громкие хлопки, маленькие – тихие хлопки.

7. Развитие вкусового анализатора, фонематического восприятия – игры «Узнай по вкусу», «Эхо».

Ну а сейчас необходимо попробовать, что же мы вырастили.

Логопед подносит детям кусочки овощей на тарелке.

Дети с закрытыми глазами пробуют овощи, называют их.

Если ребенок правильно определил, он забирает целый овощ.

У каждого из вас есть овощ. Нужно узнать какой звук самый главный в нем. Для этого поиграем в игру «Эхо». Тот звук, который произносится громче всех – и есть самый главный.

8. Развитие речевого слуха, формирование понимания основного тона высказывания – игра «Сказочный огород».

Мы с вами посадили не просто огород, а сказочный. Овощи на грядках разговаривают между собой. Послушайте и скажите, кто говорит весело, а кто грустно или сердито.

Тыква (весело): Я – тыква! Я самая большая и красивая в огороде. Из меня Золушке сделали карету! Из меня получается вкусная каша!

Морковка (грустно): Я – морковка. Я такая красивая и яркая, но меня заточили под землей! А ведь во мне столько витаминов!

Чеснок (сердито): А я – чеснок! И я не жалуюсь, как некоторые. Я тоже сижу под землей, зато меня все боятся: ка-а-ак защипаю язык!

Кто как говорил?

Ответы детей.

9. Физминутка «Зарядка для овощей».

Что-то мы засиделись. Нужно немного размяться.

 

Утром солнце встает

И идет на огород:

— Все ли тут у нас  в порядке?

Как дела у вас на грядке?

Всем скомандую: подъем!

Мы зарядку проведем.

Все вы делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз,

Подтянись,

Окончательно проснись.

Сбрось с себя ночную лень –

Впереди рабочий день.

(приседания, наклоны, имитация движений).

10. Согласование глаголов с существительными – игра «Определи действие».

Что мы делаем с овощами? (выкапываем, рвем, собираем, удобряем, готовим, режем, поливаем, солим, варим, жарим…). Некоторые действия мы можем выполнять не со всеми овощами. Выкапываем мы… (картофель), вырываем… (морковь, свеклу), срываем… (огурцы, помидоры), срезаем… (капусту). А что мы поливаем, режем, варим, жарим, солим, консервируем, заготавливаем, удобряем…?

Ответы детей.

11. Образование прилагательных от названий овощей – игра «Приготовь сок».

Славно мы с вами сегодня потрудились. Заслуживаем и на награду. Кто любит сок? Давайте приготовим сок из овощей. Какай сок получится из огурца? (огуречный сок). А из свеклы? (свекольный сок).

Аналогично образовываются прилагательные от слов помидор, лук, капуста, тыква, морковь

Какой сок понравился вам больше всех остальных?

12. Образование антонимов – игра «Скажи наоборот».

А пока наш сок готовится, поиграем в игры. В этой игре все должно быть наоборот.

Дети становятся в круг и под музыку передают мяч. Логопед говорит фразу, а ребенок, у которого оказался в руках мяч, отвечает наоборот, т. е. подбирает антоним к этой фразе.

Фразы: Хорошая грядка – плохая грядка, старый картофель (молодой), тяжелый мешок (легкий), Большой урожай (маленький), Чистая морковка (грязная), спелый помидор (незрелый).

Если дети затрудняются в ответах, логопед задает наводящие вопросы.

13. Образование сложных слов — игра «Сложные слова».

А знаете ли вы, что существуют много машин, которые облегчают труд людей. Например, есть машины, которые чистят сами картофель, сажают его в землю, копают его. Есть машина, которая сама режет овощи, а есть машина, которая сама выжимает сок из овощей. А еще есть специальные помещения, в которых хранится много овощей. А вы знаете как они называются? Я вам расскажу. Это очень длинные слова, но их легко запомнить, потому что они состоят из двух коротких слов. Машина, которая чистит картофель, называется картофелечистка – от слов картофель и чистить.

Аналогично рассматриваются слова картофелесажалка, картофелекопалка, соковыжималка, овощерезка, овощехранилище.

14. Обогащение словаря детей, развитие связной речи – игра «Поваренок».

Сок мы уже научились готовить, теперь нужно приготовить что-то посложнее. Например, салат, борщ, суп, рагу.… Выберите свое любимое блюдо и расскажите, какие овощи вам нужны для него и как вы будете его готовить.

Дети  должны использовать в своем рассказе названия овощей и действий, которые с ними выполняются: брать, резать, чистить, варить, жарить, тушить…

15. Развитие внимания, памяти, образование формы родительного падежа множественного числа существительных – игра «Что изменилось?».

Посмотрите на наш огород. Что в нем изменилось? По-моему тут что-то поменялось местами, что-то исчезло, а что-то добавилось.

Ответы детей полным предложением.

16. Итог занятия.

Подведение итогов занятия. Угощение детей томатным соком.

Учитель – логопед ДОУ №59 УОГС г. Мариуполя

Кабанова Екатерина Александровна



Советую прочитать дополнительно по этой теме

logopedrunet.ru

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Лексическая тема ОВОЩИ ОГОРОД

Лексическая тема «Овощи, огород».

Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка

Коррекционно-образовательные задачи. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород» (огород, овощи, картофель, морковь, свекла, репа, редис, редька, лук, чеснок, баклажан, кабачок, помидор, огурец, укроп, петрушка; вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый.  Обучение  в образовании нарицательных существительных  с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения, подбор прилагательных к существительным, употребление существительных в форме родительного падежа в единственном числе, образование существительных именительного падежа мн. числа.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие лексико-грамматических компонентов речи, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, мешочек, наполненный горохом; мелкие пластмассовые овощи, картинка Кролик, картинки с изображением овощей.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, мне сегодня прислали посылку. А вы хотите узнать, что там внутри? Тогда по очереди опустите руку в мешок и достаньте то, что там спрятано. Дети достают овощи.

Логопед. Положите на стол что, то вы достали из мешочка. Скажите, что это?

1. Морковка.

2. Свекла.

3. Огурец.

4. Помидор.

5. Капуста

6. Баклажан

7. Редис

Л: Как можно назвать их одним словом?

Дети: Овощи.

Л: Где растут овощи?

Дети. Овощи растут в огороде, на грядках или в парниках.

Логопед. Сегодня мы с вами поговорим об овощах, научимся рассказывать об овощах, поиграем.

3. Игра «Какой, какая?»  

Логопед помещает на магнитную доску игровое поле.

-Кролик собирается убирать урожай у себя в огороде и зовет нас на помощь. Давайте мы поможем!

Логопед раскладывает на столе предметные картинки с изображениями овощей.

-Вы должны взять картинку, рассказать о том, какой это овощ, и закрепить картинку рядом с Кроликом.

1. Это круглый красный помидор.

2. Это длинная оранжевая морковка.

3. Это зеленая хрустящая капуста.

4. А это сладкий сахарный горошек.

1. Вот это зеленые хрустящие огурцы.

2. А это толстый фиолетовый баклажан.

3. Это красная сочная редиска.

4. Это горький белый чеснок.

— Молодцы. Перечислите, какие еще овощи растут в огороде у Кролика.

Дети. Картошка, салат, свекла, лук, укроп, репа, перец, петрушка, патиссон.

— Вот какой богатый урожай вырастил  Кролик. Он  благодарит вас за помощь, а я могу похвалить вас за то, что вы знаете так много названий овощей и так хорошо рассказали, какие они.

4.  Игра «В гостях у гномов»

Гномики тоже собирают свой урожай. Только овощи у них не большие как у нас, а маленькие. Например, у нас Чеснок, а у гномиков-чесночок.

(Баклажан, укроп, помидор, огурец, лук, свекла, морковь)

5. Игра «Чего не стало?»

Логопед  помещает на доску картинки.

— А сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?» или «какой овощ убрали с огорода»? Посмотрите на картинки. Что на них изображено? Что есть в огороде?

Дети. Баклажан, салат, свекла, укроп, картошка, перец, петрушка, горох, огурцы, репа, лук, чеснок

-Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало, какой овощ убрали?

Логопед убирает одну из картинок.

5. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».

— Давайте мы сейчас поиграем с пальчиками и узнаем, что можно купить на базаре.

Хозяйка однажды с базара пришла,            

Хозяйка с базара домой принесла:

                     Картошку,

                        Капусту,

                                  Морковку,

                                              Горох,

                   Петрушку и свеклу.

                                               Ох! ..

                   Вот овощи спор завели на столе,

                       Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

                     Картошка?

                     Капуста?

                               Морковка?

                                     Горох?

                                     Петрушка иль свекла?

                                      Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла.

                        И ножиком этим крошить начала:

                           Картошку,

                              Капусту,

                                  Морковку,

                                Горох,

                 Петрушку и свеклу.

                                       Ох!..

                                           Накрытые крышкой, в душном горшке

                             Кипели, кипели в крутом кипятке:

    Картошка,

Капуста,

                 Морковка,

 Горох,

         Петрушка и свекла.

                              Ох!..

И суп овощной оказался неплох!

6. Упражнение «Один-много»

морковь, свекла, репа, редис, редька, лук, чеснок, баклажан, кабачок, помидор, огурец, укроп, петрушка;

7. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось?

nsportal.ru

Конспект учителя-логопеда лексическая тема «Овощи»

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи в рамках лексической темы «Овощи».

Коррекционно-образовательные задачи:
— Активизация и актуализация словаря по теме «Овощи».
— Совершенствование грамматического строя.
— Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов и анализа предложений.
— Совершенствование навыков составления рассказа.

Коррекционно-развивающие задачи:
— Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, артикуляционной моторики, координации движения, фонематических представлений, творческого воображения

Воспитательные задачи:
— Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности и взаимопомощи, бережного отношения к природе.

Оборудование:
— СD с записью «Осенняя песня» из альбома «Времена года» П.И. Чайковского, репродукция картины В.М. Каратая «Уборка урожая», предметные картинки с изображением овощей, корзина с муляжами овощей, плоскостные изображения грузовиков разных цветов, набор приставочных глаголов, сюжетные картинки, набор для составления предложений. натуральные овощи.

Предварительная работа:
— Слушание и обсуждение «Осенней песни» П.И. Чайковского на музыкальном занятии.
— Разучивание стихотворений об осени А.Фет, А. Плещеева, А.С. Пушкина, Е. Благининой, И. Токмаковой.
— Участие в уборке урожая с участка.
— Участие в приготовлении блюд из овощей дома.
— Сюжетно-ролевая игра «Повара», обучение в игре образованию относительных прилагательных (морковный сок, капустный салат ит.д.).
— Разучивание пальчиковой гимнастики «Корзина с овощами».
— Разучивание подвижных игр «Капуста», заучивание загадок об овощах.
— Чтение сказки Дж. Родари «Чиполлино».
— Описание картины В.М. Каратая «Уборка урожая».
— пересказ текста И.Соколова-Миткова.

Ход занятия

Дети входят под музыку «Праздник урожая»

Организационный момент
Логопед: Ребята, почему с дерева листочки упали?
Дети: Наступила осень?
Листочки лежат рассыпанные на полу. Висит картина «Осень» в виде листочка на стене.
Логопед: Посмотрите на эту картину. Висит картина «Огород» на мольберте.
Логопед: Как вы думаете, куда мы сейчас отправимся?
Дети: В огород.

Мимические упражнения. Релаксация (играем на ковре).
Логопед: Я превращаю вас в маленькие семена овощей.
Присядьте. Теплое солнышко пригревало, семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки; растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили, растения тянутся к солнышку /повторить расслабление/.
Логопед: На грядке выросли замечательные овощи./показывает на ряды с овощами/.
Логопед: Давайте пройдемся по грядкам.(лук, капуста, кабачок, тыква, морковь, репка, огурец, горох и т. д.),задаются вопросы: что выросло?, а это что?
Дети: Называют овощи. Все овощи разные.
Логопед: Покажите, как выглядят овощи «толстячки». Превратитесь в овощи «худышки».
Дети изображают.
Логопед: А теперь нужно сесть удобно. Логопед приглашает детей на ковер, где они выполняют знакомое упражнение.



Пальчиковая гимнастика. «Корзина с овощами».1 (Расширение и уточнение словаря по теме: «Овощи». Закрепление умения выполнять движения в общем для всех темпе).
С большой корзиной иду в огород.
На грядках растет разноцветный народ (дети идут по кругу, держась за руки).
Тут, красный, пузатый сеньор-помидор (на каждое название овоща загибают по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке).
А там кабачок, оседлавший забор.
Румяный редис принакрылся листком,
Зеленый лучок дружно всходит рядком.
Как солнышко, желтая репка горит
И с черною редькой, смеясь говорит.
Лиловый атласный висит баклажан.
Он здесь словно гость из диковинных стран.
Вот рыжей лисицей крадется морковка,
А тут чеснока две седые головки.
И сочный, кудрявый, хрустящий салат.
Все дружно в корзине горою лежат (вновь идут по кругу, держась по кругу).

Логопед: А теперь приготовьте ладошки, я буду давать вам рассыпанные звуки, а вы соберете их в слова:
Дети: С-с-с-в-е-к-л-а /свекла/, л-л-у-к /лук/ и т.д.
Логопед: Чем мы обозначим слова?
Дети: Полосками.
Логопед: А звуки?
Дети: Кружками.
Логопед: Поднимите полоску, если услышите слово; кружок, если услышите звук, /произносятся слова: капуста, помидор и т.д. и звуки к, п, к’, п’/.
Логопед: Кто выращивает овощи в огороде?
Дети: бабушки, дедушки, папа, мама.
Логопед: А в поле выращивают овощеводы (показывает картинку).
В руках у логопеда две полоски из белого картона.
Логопед: Это слово- овощи, а это слово- разводят. Если мы соединим получится одно слово – овощевод. Это сложное слово, состоит из двух половинок.
Логопед: У нас в огороде чего только нет. Пришла пора убирать, а как?
Дети: Снимать, выкапывать, выдергивать, срезать, срывать и т.д.
Логопед: Сейчас я буду называть много разных слов, а вы хлопайте в ладоши, если услышите названия овощей. ( овощи и фрукты).

Упражнение: «Расскажи, что делают люди». ( Обогащение экспрессивной речи словами с приставочными глаголами).
Логопед раздает детям сюжетными картинками.
Логопед: Рассмотрите картинки и составьте предложения по ним. В ваших предложениях обязательно должно быть слово, образованное от слова брать: убирать, собирать, набирать и т.п.)
Дети: Люди убирают урожай моркови. Девочки собирают крупную картошку. Мальчик забирает у девочки корзинку с помидорами.
Логопед: Повторите слова, которые отвечают на вопросы « Что делают? Что делает?»
Дети: Убирают, собирают, выбирают, забирает.
Логопед: Верно. И все эти слова образованы от слова брать.

Игра: «Погрузи урожай». (Совершенствование навыка слогового анализа слов).
Логопед: Да наша грядка просто клад нужно в грузовик собрать.
Логопед: На доске три грузовика, а на столе овощи (лук, чеснок, редис, салат, горох, бобы, картофель, баклажан, помидор, патиссон).
Логопед: Сейчас вы должны будете погрузить урожай овощей в грузовики.

1 Н.В. Нищева. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

Рассмотрите грузовики, вспомните названия овощей. В желтый грузовик нужно уложить овощи, в названии которых один слог. В синий грузовик вы погрузите овощи, названия которых состоят из двух слогов. В красный грузовик погрузите овощи, названия которых состоят из трех слогов.
Дети выполняют задание, проговаривая свои действия.(я выдернул морковь и положил в грузовик, я выдернул свеклу…, я срезал качан капусты…., я выкопал картофель….и т. д.).
Логопед: Мы собрали много овощей. Загрузили в грузовики. Куда мы отправим?
Дети: Оправим в овощехранилище.
Логопед: Здесь реклама овощей, не простых, витаминных, овощных. Давайте вспомним, какое это слово?
Дети: Это сложное слово.
Логопед: Из каких слов состоит.
Дети: Из двух слов. Овощи и хранятся.
Логопед: Поиграем.

Физминутка.

Пантомима «В огороде».
Дети шли, шли, шли
В огород они зашли.
Там увидели урода
И скорей из огорода.
/изобразить испуг, один ребенок изображает огородное пугало/.
Логопед: Для чего нужны овощи?
Дети: Овощи нужны для того, чтобы кушать, готовить разные блюда, варить, жарить.
Логопед: А сейчас пойдем с вами в столовую.
/на столах стоят приготовленные салаты/.

Игра: «Маленькие повара». ( Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).)

Логопед: Овощи спор завели на столе. Кто лучше, вкусней, нужней на земле.
Мы собрали много овощей, сделали салаты и сейчас будем пробовать их.
Салат из капусты – капустный.
Салат из помидор – помидорный.
Салат из свеклы – свекольный.
Салат из огурцов – огуречный.
Логопед: Из картофеля сделано пюре. Какое оно?
Дети: Картофельное.
Логопед: Из нескольких овощей сделан салат? Значит он какой?
Дети: Овощной.
Логопед: Какой салат вам понравился больше всего?
Дети говорят, какой понравился салат.
Логопед: Вот о нем мы сейчас и расскажем. «Как мы его готовили».
Логопед: С чего начали?
Дети: Сначала мы помыли овощи.
Логопед: Что дальше?
Дети: Положили овощи в кастрюлю. Налили воды и поставили на печку.
Логопед: Затем что?
Дети: Включили печку. Отварили овощи. Выложили их из кастрюли на тарелку. Подождали, когда они остынут.
Логопед: Дальше, что мы делали?
Дети: Порезали их ножом. Положили на тарелку. Полили подсолнечным маслом. Все перемешали и попробовали.
Логопед: Получилось как?
Дети: Очень вкусно.
Организация окончания занятия
Логопед: Ребята осень приготовила нам подарки.
/на подносе пирожки с морковью, капустой/
Угощайтесь!
Логопед: Что мы скажем осени?
Дети: Спасибо.
Дети уходят под музыку «Праздник урожая».

Рекомендуемая литература:

1. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
2. Н.В. Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. С-Пб., «Детство-Пресс», 2001.
3. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2001.
4. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи – СПб., 1999.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.

Также по теме:

logoped18.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *