cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Литература песни народные – РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ — Народная литература

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ — Народная литература

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

Песни — один из видов устного народного творчества.

Многие из них возникли из стремления народа облегчить свой труд, сделать его более организованным, объединить, согласовать усилия работающих.

Эти песни называются трудовыми.

Примером таких песен является «Дубинушка».

 

Ну, ребята, принимайся,

За дубинушку хватайся!

Эй, дубинушка, ухнем!

Эй, зелёная, сама пойдёт!

Подёрнем, подёрнем!

Да ухнем!

 

Если первые строки призывают людей начать работу, то припев (последние четыре строки) как бы даёт команду, направляет, согласует усилия работающих.

 

ИЗ-ЗА ЛЕСА, ЛЕСА ТЁМНОГО

В эпоху крепостного права народ создал песни, в которых рассказал о тяжести барщинного труда, о произволе помещиков и бесправии крепостного крестьянства.

Из-за леса, леса тёмного,

Поехала дочь, не доехала:

Из-за садика зелёного

Среди лесу остановилася;

Собиралась туча грозная

Лошадёнка истомилася,

Со снегами, со сыпучими,

Лошадёнка истомилася,

Со морозами, со трескучими.

Тележонка изломалася,

Дочка к матке собиралася;

Все каточки раскатилися;

Пособравшись, дочь поехала.

Все каточки раскатилися.

Ко дубочку прикатилися.

Ты неси, неси, соловушка,

На дубу сидит соловушка.

Ах, батюшке да низкой поклон,

«Ах ты, птушка, птушка

А матушке челобитьице

вольная!

Что пропали наши головы

Ты лети, лети в мою За боярами, за ворами!

сторонушку,

Гонят старого, гонят малого

Ко батюшке во зелёный сад,

На работушку ранёшенько,

А к матушке во вновь  терем

А с работушки позднёшенько.

Огромное разнообразие Русских народных песен представлено здесь  — http://russkay-literatura.ru/russkie-narodnye-pesni.html


← БЫЛИНА ВОЛЬГА И МИКУЛА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ   ПОЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ ПЕСЕН →

Еще по данной теме::

  • Эпические и лирические произведения Вы прочитали в этом году много рассказов, повестей и, вероятн…

  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫЛИН Былины строятся по определённому плану. Большинство былин начин…

  • СТИХОСЛОЖЕНИЕ (Двусложная стопа) Главный признак стихотворной речи — ритм. В основу ритма стих…

  • Родная Литература Поэзия народа есть зеркало, в котором отражается его жизнь.В. Г. БЕЛИНСКИЙ. …

  • Русские песни, предания, пословицы… наконец, русские сказки — память нашего давно минувшего, х…


russkay-literatura.ru

Русские народные песни в литературе

Народная поэзия долго играла ничтожную роль в истории русской литературы: при святом Владимире церковь преследовала языческую народную поэзию; с XVIII в., особенно с эпохи Петра, ее давил интеллигентский псевдоклассицизм. Но окончательно убить придавленное народное творчество оказалось невозможными – и ко второй половине XVIII в. оно пробивается, наконец, в нашу беллетристику.

Возникновение интереса к народной поэзии в русской литературе XVIII в. объясняется тем, что, хотя и сильны были в русском обществе влияния иностранные, – тем не менее, русские люди этой эпохи не могли совсем оторваться от своей родной почвы: детьми слушали они песни и сказки своих нянек, под старость, пережив увлечение Парижем и Вольтером, они часто возвращались в свои захолустья опять слушать русские песни, жить одной жизнью со своими крестьянами.

Даже в полуиностранном Петербурге XVIII в. многие вельможи держали у себя хоры русских песенников; деревенские обряды (весенние) справлялись в XVIII в. в обеих столицах; мемуары этого века, биографии многих русских деятелей, наконец, литературная деятельность многих писателей доказывают наличность неумирающего влияния народной поэзии на русскую интеллигенцию.

Лирика. Народные песни и «подражания» им встречаются в журналах XVIII ст. довольно часто. Еще в лирике Сумарокова были первые попытки внести в изящную литературу такие подражания. Во второй половине XVIII века на литературном поприще выдвигается уже несколько писателей, которые начали увлекаться сочинением песен в народном духе. Так, И. И. Дмитриев прославился трогательною песней:

 

Стонет сизый голубочек,
Стонет он и день, и ночь:
Миленькой его дружочек
Отлетел надолго прочь;
Он уж боле не воркует
И пшенички не клюет, –
Все тоскует, все тоскует
И тихонько слезы льет!

 

В другом роде его веселая песня:

 

Пой, скачи, кружись, Параша,
Руки в боки подпирай!
Лишь в веселии жизнь наша.
Ай, ай, жги, припевай!

 

Значительно дальше от мотивов настоящей народной поэзии песни того же Дмитриева: «Ах, когда б я прежде знала, что любовь родит беды», «Всех цветочков боле – розу я любил» и др.

Писал подобные же песни и Богданович. Вот начало одной:

 

У речки птичье стадо
Я с утра стерегла,
Ой, ладо, ладо, ладо!

У стада я легла!
А утки-то кра, кра, кра!
А гуси-то га, га, га! – и пр.

 

У Николева тоже есть много подражаний народной песне. Напр.:

 

Ветры буйные шумите,
Разглашайте стон в лесах… – и т. д.

 

Полно, сизенькой, кружиться,
Голубочек, надо мной!.. – и т. д.

Вечерком румяну зорю
Шла я с грусти посмотреть… – и т. д.

 

Есть у него и шутливая песнь, «гудошная» («Русские солдаты»), которая начинается так:

 

Строй, кто хочет, громку лиру,
Чтоб казаться в высоте –
Я налажу песню миру
По-солдатски, на гудке!

 

Далее в этой песне встречаем название музы «девкой красной», находим выражения: «гудок заскрипел» и пр. Быть может, в этой песне мы, действительно, встречаем некоторое отражение тогдашних «солдатских» песен.

В творчестве Радищева тоже не раз заметны позывы выражать народным складом свои личные чувства. Например:

 

Краснопевая овсянка,

На смородинном кусточке
Сидя, громко распевала! – и пр.

 

Чулков, знаток и любитель народного творчества, написал в народном духе: «Стихи на качели» и «Стихи на Семик», – в последнее произведение вошла такая песня:

 

Во ржи береза зелененька стояла,
Ой, Дид и Ладо, зелена, кудревата!
Под той под березой соловейко щекочет.
Ой, Дид и Ладо, молодой, щекочет!
И я выду, молода,
За новые ворота,
Дидо калина!
Лельо малина!

 

Можно думать, что эта песня – или действительно народная, или удачная подделка под народную.

Довольно близко подходят к народной поэтике песни Нелединского-Мелецкого. Например:

 

Выду я на реченьку,
Погляжу на быструю –
Унеси мое ты горе;
Быстра реченька, с собой! – и т. д.

 

Другая песня начинается так:

 

Ох! тошно мне
На чужой стороне:
Всё постыло,
Все уныло,
Друга милого нет!

 

Все вышеприведенные примеры указывают: 1) что народное творчество, несомненно, сделалось у нас в конце XVIII века популярным; 2) что иногда русскими писателями XVIII столетия довольно верно улавливался строй народной песни, вводились в художественное творчество настоящее народно-поэтические обороты, но – 3) здоровые

настроения настоящей русской народной песни были еще чужды пониманию русских писателей, воспитанных на западной литературе.

Эпопея. Не только народные песни, но и былины и сказки заинтересовали русских литераторов XVIII века. Быть может, и этот интерес объясняется тем обстоятельством, что, благодаря знакомству с фантастическими подвигами рыцарей в поэмах Ариосто, Боярдо, Тассо, многие русские писатели припомнили слышанные ими в детстве былины и сказки о подвигах русских богатырей и, с точки зрения западноевропейской литературы, оценили их поэтическое значение.

Таким образом, влияние западной литературы, пробуждение интереса к народной поэзии, прояснение национального самосознания во второй половине XVIII века, и, вместе с тем, падение интереса к псевдоклассицизму заставили некоторых русских писателей обратиться не только к лирическому, но и к эпическому народному творчеству, его приемам и содержанию, которое еще недавно для псевдоклассика казалось чем-то низменным.

Карамзин в отрывке своей «богатырской сказки»: «Илья Муромец» отказался подражать тем песням, которые пелись Гомером и Вергилием: «мы – не греки и не римляне» – говорит он –

 

Нам другие сказки надобны,
Мы другие сказки слышали
От своих покойных мамушек.

 

Радищев во вступлении к своему «Бове» – заявил, что желает воспевать героя русского –

 

Ныне лира уж не в моде,
Ин вы, гусли звончатые,
Загудите, заиграйте!

 

Осипов, автор поэмы: «Енеида, вывороченная наизнанку», заявил, что он «на шутливую погудку настроил вместо лиры дудку». Василий Майков тоже взялся за «гудок» и «балалайку».

Впрочем, все эти затеи написать русскую богатырскую поэму не удались русским писателям, – дальше «введений», или начала таких поэм, они не пошли.

 

rushist.com

Любовь — Русские народные песни

Любовь — Русские народные песни

 

Как вечор меня милой.

Целовал да миловал,

Крепко к сердцу прижимал,

Сударушкой называл:

«Ты сударушка моя,

Верно любишь ли меня?»

— «Как тебя мне не любить?

Не могу тебя забыть !»

Из песни.

* * *

Как по лугу, по лужочку вода соливает,

По зеленому лужочку золота струя бежит,

Что и струинька за струинькой, белой лебедь плывет.

Что белая-то лебедка — красна девица душа;

Что и серый селезень — добрый молодец.

Что увидит девка молодца, обрадуется,

Во белом-то лице кровь появится.

 

* * *

Долина моя, долинушка, долина моя широкая,

Раздолье мое далекое!

Как по этой по долинушке вырастала трава рушица;

Как по этой рушице туман расстилается;

Как из-под того туманушка заря занимается;

Как из-под этой зорюшки солнце выкаталось,

Ясное солнышко на зеленый луг.

Как на этом на лужочке девушки гуляли,

Красные молодца к себе манули:

«Ты, молодец разудалый, иди к нам на луг!

С тобою нам, миленький, веселее быть;

Без тебя нам, друг любезный, тошнёхонько жить!»

Первые две строки являются припевом и повторяются после каждых двух стихов.

 

* * *

Во лугах, лугах, лужочках,

Во зеленых во лугах

Разливалася вода,

Расстилалася трава

Да расцветали все цветы,

Да расцветали все цветы.

Да там девушки хороши.

Одна девка лучше всех,

В хоровод гулять пошла

Да молодцу сердце зажгла.

«Как по имени зовут?»

«Мое имя — Катерина,

Московского купца дочь.

Отходи, молодчик, прочь!

Говорить с тобой невмочь».

«Хоть ни слова не скажу,

А всю ночку простою;

Всю ночку простою,

На милую прогляжу».

 

* * *

Я в лесе был, березку рубил,

Березку, березку, березку рубил.

Березку рубил, метелки вязал,

Метелки, метелки, метелки вязал.

Метелки вязал, на возик складал,

На возик, на возик, на возик складал,

На возик складал, бечевкой стягал,

Бечевкой, бечевкой, бечевкой стягал,

Бечевкой стягал, коня запрягал.

Конечка, конечка, коня запрягал,

Коня запрягал, в Москву отправлял.

В Москву, Москву да в Москву отправлял,

В Москву отправлял, там девку видал.

Там девку видал, чернявку встречал,

Чернявку, чернявку, чернявку встречал:

Сидит под окном, играет цветком,

Играет, играет, играет цветком.

 

 

* * *

На речке на Клязьме купался бобер,

Купался бобер, купался черной;

Купался, купался, не выкупался,

На горку взошел, отряхивался,

Отряхивался, охорашивался.

Охотнички свищут, черна бобра ищут:

«Где бы нам найтить, его застрелить,

Его застрелить, с него кожу снять,

С него кожу снять, кунью шубу сшить,

Кунью шубу сшить, бобром обложить,

Бобром обложить, девку полюбить,

Девку полюбить, кунью шубу подарить».

 

* * *

Вышла девка молода,

Порасхвасталась она,

Ой вы девки, ой вы бабы,

Бабы молодые!

Как вечор меня милой

Целовал да миловал,

Крепко к сердцу прижимал,

Сударушкой называл:

«Ты, сударушка моя,

Верно любишь ли меня?»

— «Как тебя мне не любить?

Не могу тебя забыть!»

 

* * *

Что болит-шумит буйная голова,

Не глядят на свет веселые глаза,

Что не видят глаза с неба солнечных лучей.

Из лучей таки, лучей туманчик выпадал,

А из того тумана частый мелкий дождь пошел;

Он прибил-примял всю шелковую траву.

Сено тут косила красна девица душа.

По прокосьицу у ней добрый молодец идет.

«Тебе бог помочь, душа девица!»

— «Поди мне на помочь, душа добрый молодец!»

— «Не сечет у тебя булатная коса,

Притомилась ты, душа девица!

Помогу я тебе, свет-сударушка,

Разуважу тебя, государыня!

Не плачь, не горюй, душа девица!

Не тужи, не скорби ты, хорошая!

Положись ты на меня, на удаль молодецкую!»

 

 

* * *

Как по травке, по муравке,

По лазоревым цветочкам

Бежит легонький детинка.

Он не в шубе, не в кафтане —

В полушелковом халате;

Под полою несет гусли,

Под правою звончатые.

«Заиграйте, мои гусли,

Заиграйте, звончатые!

Дома ль Марья, дома ль Дарья,

Дома ль душенька Катюша?

Я пришел в гости, Петруша!»

 

 

* * *

Вечор сокол, вечор ясен

Сыры боры, сыры боры,

Сыры боры облетал,

Алексеюшко свет Яковлевич

Свои кудри, свои кудри

Свои русы расчесал,

Дарьюшке свет Матвеевне

Два словечка, два словечка,

Полдесятка сказал,

Полдесятка сказал:

«Дарьюшка свет Матвеевна,

Взгляни, радость, взгляни, радость

Взгляни, радость, на меня,

Коль я хорош, коль я пригож,

Наливная ягодка, наливна сахарная,

Наливная ягодка, наливна сахарная».

 

* * *

Добрый молодец по улице похаживает,

В звончатые он гуселечки поигрывает,

Ко душе красной девице в терем голос подает:

«Ты когда, красна девица, побываешь у меня?»

«Я тогда, добрый молодец, побываю у тебя,

Когда вырастет трава середь широкого двора

И разольется вода, с крутым бережком равна,

Как всплывет же бел горюч камень поверх матки воды».

— «Не загадочки, душа моя, загадываешь,

Ты в глаза меня, разлапушка, обманываешь!

Что не вырастет трава середь широкого двора,

Не разольется вода, с крутым бережком равна,

Не всплывет же бел горюч камень поверх матки воды

 

 

* * *

Ты Настасья, ты Настасья,

Отворяй-ка ворота,

Ой да люли, ой люли,

Отворяй-ка ворота,

Ты пущай-ка Сокола.

Я бы рада растворила,

Ветер больно шибко бьет,

Ветер больно шибко бьет

Сильным дождичком сечет.

Ветер больно шибко бьет,

Сильным дождичком сечет.

С головушки цветы рвет,

С белой шеи янтари.

Ты зачем меня, сударушка,

Повысушила?

Без лютого без морозу

Сердце вызнобила.

Допустила сухоту

По моему животу.

Ты рассеяла печаль

По моим ясным очам.

Ты заставила, сударушка,

Гулять по ночам.

 

* * *

Ты молоденький молодчик молодой,

Моему сердцу на свете дорогой!

Ты не стой, не дожидайся, милый мой!

Уж и так-то мне тошнехонько житье,

Уж и так-то мне грустнехонько, младой!

Не велят-то на крылечке мне стоять,

Не велят-то мне оттуда тебя ждать!

Я пойду с горя в зеленый сад гулять,

Посмотрю ли я на милого дружка,

Хоть на время облегчу свою тоску.

 

* * *

Голова ль ты моя, головушка,

Ай да люли-люли, ты головушка,

Ты гульливая, баловливая!

Гулять хочется — гулять не велят.

Я украдуся, нагуляюся,

Со милым дружком повидаюся.

Уж ты милый мой, ты сердечный друг!

Истомилось мое всё сердечушко,

Иссушил меня, словно травушку!

 

* * *

По жердочке шла,

Да по тоненькой,

По сосновенькой.

Тонка жердочка не гнется,

Не ломается;

Хорошо с милым живется,

Не стоскнется,

Хоша стоскнется,

Разгуляется.

Пойду выйду, молода,

За новые ворота,

За новые, кленовые,

За решетчатые;

Стану-стану, молода,

Ко притворному столбу;

Туды-сюды погляжу:

Я милого не вижу.

Счастливый выход мой

— Что навстречу мой милой.

 

 

* * *

Я по сенюшкам хожу, млада, хожу,

Сквозь стеколушко на милого гляжу.

Мой милый друг и хорош, и пригож,

Душа моя, чернобров, черноглаз.

Я не знаю, к чему друга применить?

Применю друга к золотому перстеньку:

Золот перстень — на руке, на руке,

Мой милый друг — на уме, на уме.

Я по сенюшкам хожу, млада, хожу,

Сквозь стеколушко на милого гляжу.

Мой милый друг и хорош, и пригож,

Душа моя, чернобров, черноглаз.

Я не знаю, к чему друга применить?

Применю друга к жемчугу, к жемчугу:

Жемчуг — товар весовой, весовой,

Мой милый друг — часовой, часовой.

Я по сенюшкам хожу, млада, хожу,

Сквозь стеколушко на милого гляжу.

Мой милый друг и хорош и пригож,

Душа моя, чернобров, черноглаз.

Я не знаю, к чему друга применить?

Применю друга к соколу, к соколу:

Сокол — птица вольная, вольная,

А я, млада,- горькая, горькая!

Выйду, выйду за ворота —

Все мхи да болота,

Выйду, выйду за другие —

Все луга зеленые,

А на тых же на лужечках

Стояло древо,

Стояло древо

Тоненько высоко;

Тоненько высоко,

Корешком глубоко.

На том древе, на том тонком

Сизенький голубчик —

То мой друг Ванюша.

 

* * *

Под окошечком сироточка сидит,

Против ясного окошечка глядит.

В чистом поле цветет аленький цветок,

Он алеется, голубеется;

Цветок этот — миленький, возлюбленный дружок.

Часто ходит мимо моего двора.

Понравилась мне походочкахтвоя,

Походочка твоя частенькая,

Разговоры твои ласковые.

«Да и кто же тебя породил, молодца?»

— «Породила меня маменька,

Возлелеяла чужа дальня сторона,

Завила кудри сударушка моя,

Завивала, приговаривала:

«Когда кудрецы разовьются,

Быстры реченьки разольются,-

Тогда с миленьким разойдемся,

Чтоб вовеки не видатися

И на встречу не встречатися!»

 

* * *

Ах, на горе-горе,

На высокой на крутой,

Ах люли, ай ладу,

На высокой на крутой,

На высокой на крутой

Стоял зеленый садок;

Как во том ли во саду

Стоял зеленый дубок;

Как под тем ли под дубком

Стоит девка с молодцом,

Стоит девка с молодцом,

Тиху речь говорит:

«Ах, что это за садок,

За зеленый за такой!

Ах, что в саду за цветы,

Что за алые таки!

Ах, если б те цветы,

Во моем саду цвели!

Ах, что это за милой,

Что за ласковый такой!

Ах, если бы ты, милой,

Ко мне чаще ходил,

Ко мне чаще ходил,

Гостинчики носил!»

 

* * *

Соловей мой, соловей, соловушко молодой!

Не летай ты, соловей, во зеленый сад гулять,

Не садись ты, соловей, в зеленом моем саду,

В зеленом моем саду, на ракитовом кусту,

Не пой рано на заре, не трави ты сердце мне!

И так тошно молодцу, сам не знаю почему;

Коли знать, так все по ней, по сударушке моей.

Ах, кого бы мне нанять, за сударушкой послать?

Коли старого нанять — греха на душу принять:

До нее стар не дойдет, во дорожке пропадет;

Коли малого нанять — мал не знает, что сказать;

Коли ровнюшку нанять — ровня любит сам гулять.

Уж как, знать-то, молодцу подниматься самому,

Подниматься самому по сударушку свою!

 

 

* * *

Научить ли тебя,

Ваня, Как ко мне ходити?

Ходи летнею порой

Ты тропиночкой;

Ходи зимнею порой

Переулочком;

Ты не тросточкой стучи —

Соловьем свистни,

Соловьем свистни, Ванюша,

Снегу ком нажми,

Снегу ком нажми, Ванюша,

Во стену броси,

Чтобы я, молода,

Сдогадалася,

Со беседы домой

Собиралася.

Я подружкам скажу:

Меня домой зовут;

Родной маменьке скажу:

Голова болит;

Родну батюшке скажу,

Что я вся больна;

Ко тебе, милой, приду

Здоровешенька!


← Измена — Русские народные песни   Выбор — Русские народные песни →

Еще по данной теме::

  • Разлука — Русские народные песни Не свивайся, трава, с повиликой! е свыкайся, парень, с девкой!…

  • Измена — Русские народные песни Проторил миленький дороженьку, Проторил, да не стал ходить; Л…

  • Жених и Невеста  — Русские народные песни Ах ты дума ль моя, думушка Ах ты мысль моя молодецкая…

  •   Женитьба и замужество поневоле Чернобровый, черноглазый милый мой, Нам недолго во любви с т…

  • Выбор — Русские народные песни Скачи, пляши, дитятко, Скачи, пляши, милое, Доколь старость не…


russkay-literatura.ru

ПОЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ ПЕСЕН — Народная литература

ПОЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ ПЕСЕН

По содержанию народные песни различны, но все они имеют общие черты в построении, в приёмах раскрытия настроений героев, а также в языке.

Во многих песнях применяется приём сравнения. Он состоит в том, что человеческие чувства и переживания сравниваются (сопоставляются) с миром природы. Благодаря этому какой-либо предмет или явление природы помогает понять чувства и настроения человека. Так, в песне «Ах, кабы на цветы не морозы» женщина сопоставляется с цветами, мороз — с кручиной, грустью, от которой героиня завяла, как цветы от мороза.

Так же, как и в былинах, в народных песнях часто применяются отрицательные сравнения. Ими начинается, например, песня «Не кукушечка во сыром бору куковала»:

 

Не кукушечка во сыром бору куковала,

Не соловушка в зелёном саду громко свищет;

Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет.

 

1 Во вновь — в новый.

2 Челобитье — в древней Руси: поклон до земли с прикосновением лбом (челом) к земле, а также письменная просьба, здесь: просьба.

 

Как и для других видов народной поэзии, для песни характерны постоянные эпитеты: «красная дезица», «добрый молодец», «белы рученьки», «резвы ноженьки», «горючая слеза», «чисто поле», «звёзды чистые», «зелёная дубравушка» и т. п.

Большую задушевность придают песням обращения героев или к природе: к полю чистому, к дубраве зелёной, к цветам и пр., или к людям. Такие обращения обычно даются в начале песни: «Не шуми, мати зелёная дубравушка»; «Ах ты, девица-красавица моя».

В обращениях к природе сказывается глубокая любовь русского народа к своей родине.

Задушевный тон песни усиливается широким применением существительных ласкательного значения: пташечка, цветики, реченька, сердечушко, кручинушка и т. п.

Напевность, музыкальность песен создаётся и поддерживается повторениями обращений, отдельных слов, приставок и т. д. Например:

Все каточки раскатилися; Все каточки раскатилися, Ко дубочку прикатилися.

Или:

Ах ты, птушка, птушка вольная!

Ты лети, лети в мою сторонушку…

 

 

АХ, КАБЫ НА ЦВЕТЫ НЕ МОРОЗЫ

Много сложено народом песен, которые обычно рисуют тяжёлые и печальные картины жизни замужней женщины в чужой семье. Девушка-крестьянка не могла выйти по своей воле замуж. Она должна была подчиняться воле родителей, а те (особенно малоимущие или совсем бедные) стремились выдать дочь за богатого, хотя бы немилого. Часто такие женщины, грустные, одинокие в чужой семье, слагали песни, в которых с большой искренностью и задушевностью раскрывали свои мысли, чувства, переживания, оплакивали свою печальную долю.

Ах, кабы на цветы не морозы,

И зимой бы цветы расцветали;

Ой, кабы на меня не кручина,

Ни о чём бы я не тужила,

Не сидела бы я подпершися,

Не глядела бы я в чисто поле.:

И я батюшке говорила,

И я свету своему доносила:

Не давай меня, батюшка, замуж,

Не давай, государь, за неровню,

Не мечись  на большое богатство,

Не гляди на высоки хоромы:

Не с хоромами жить — с человеком,

Не с богатством жить мне — с советом.

 

 

НЕ ШУМИ, МАТИ ЗЕЛЁНАЯ ДУБРАВУШКА

На произвол помещиков, их жестокое обращение с крепостными крестьяне нередко отвечали стихийными бунтами, восстаниями. Отдельные крестьяне уходили з разбойники и мстили обидчикам-угнетателям. Народ сочувствовал этим разбойникам и сложил о них особые песни. Одна из них — песня «Не шуми, мати зелёная дубравушка».

Не шуми, мати зелёная дубравушка, Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати! Что заутра мне, доброму молодцу, во допрос идти Перед грозного судью — самого царя… Ещё станет государь-царь меня спрашивать: «Ты скажи, скажи, детинушка, крестьянский сын, Уж как с кем ты воровал, с кем разбой держал, Ещё много ли с тобой было товарищей?» — «Я скажу тебе, надежда, православный царь, Всю правду я скажу тебе, всю истину, Что товарищей у меня было четверо: Ещё первый мой товарищ — тёмная ночь, А второй мой товарищ-булатный нож3, А как третий-то товарищ- мой добрый конь, А четвёртый мой товарищ-то — тугой лук; Что рассыльщики мои-то — калёны стрелы» Что возговорит надежда православный царь: «Исполать4 тебе, детинушка, крестьянский сын, Что умел ты воровать, умел ответ держать! Я за то тебя, детинушка, пожалую Середи поля хоромами высокими — Что двумя ли столбами с перекладиною!»

1 Не мечись — не льстись.

2 Жить с советом — жить в любви и согласии.

3 Булатный нож — нож, сделанный из узорчатой стали высокого качества.

4 Исполать — на многие лета; здесь — хвала: «Ай да молодец»


← РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ   НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЛИТЕРАТУРА →

Еще по данной теме::


russkay-literatura.ru

Народные песни. Список книг. Главная страница.

Вход не с той стороны (СИ)
Александр Башибузук

Сюжет: «Уно моменто» из «Формулы любви» – в общем, все умерли. Линейное развитие сценария (если это можно назвать развитием) после завязки. В каком месте была кульминация – я не понял. Что считать развязкой – тоже. Основная часть повествования – сбор коллекционного оружия, переодевание, секс. Секс описан скучно и похож на обязаловку, восторги подруг Г.Г. им самим – однообразны. Обычная шведская семья хомяков на фоне ЛГБ (хоть без Т) сообщества. Автор хочет сказать, что это нормально или что все 3,14-yes-you, а Г.Г. – д’Артаньян? Про хомяков – ошибочка. Лемминги, чистые лемминги: прям бегут навстречу смерти, понимая, что вот сейчас этим всё и закончится. ИМХО – большинство персонажей имеет отклонения в психике или, как минимум, сексуальной ориентации.
Логистика: Служба тыла пашет шо проклятая, чтобы обеспечить жуткую разносортицу боепитания, транспорта, топлива и т.п. Ценники оканчиваются двумя нулями. Торговля поражает разнообразием ассортимента. Магазины, бутики, рестораны в колонии возрастом менее тридцати лет? Платья, элитная косметика? Не верю.
Пулемет Владимирова, отжатый лаймами – где они будут брать патроны к нему? Будут заказывать у русских для 1 (одной) единицы? Кстати, натовцы не назовут 14,5 мм пушкой, у них и 20-мм АП считается пулеметом.
Прапорщик/майор Белотитькин: минимум на 2 года старше Г.Г.(а тот 1962 г.р.), контракт, поступление в училище в 24 года минимум, выпуск в 28? И дослужился до майора? Не думаю, что его карьерный рост был настолько шустрым, чтобы в минимум 46 лет он не первый год находился в ином мире. Не понятно, где в 1980 г. прапор набрал такой офигенный боевой опыт в своем таком детском – для крутого сверхсрочника – возрасте. Если же он был старше, то вряд ли сейчас бегает по лесам-горам простым спецназером – возраст не тот (да и 46 лет – далеко не побегушечный возраст). Кстати, вероятность встречи Г.Г. с прапорщиком была – как с динозавром – 50%. Либо встретишь, либо нет. Но автор мастерски сумел дать понять, что она состоится.
Вывод: красиво нарисованный мир, странная система бесконтрольного заброса личного состава через портал, контролируемый только Орденом, состоящим целиком из извращенцев и маньяков, странное расположение самого портала на Земле (курортный остров — перебор). Всем на всё нас орда. Тем не менее, вынес для себя много позитива: я теперь знаю, что пишут с обеих сторон на моделях пистолетов, которых в руках не держал; зачем – вопрос другой.
З.Ы. Подствольник к АК не за цевье крепится.

Сергей   09-07-2019 в 13:01   #189113 Трио нового мира. Сай Максимилиан Линеркон. (СИ)
Яна Кельн

Судя по тому, что последняя 8 глава третьей книги «Саи Ютес Линеркон» закончена 17.03.2015г. продолжения можно не ждать??????? Ну ооочень жалко! Герои так полюбились, что с ними жалко расставаться на «полпути к вершине», очень бы хотелось,завершения истории… (всех переженить…, артефакты (чтоб они сгорели) разложить по полочкам…, и да будет мир во всем мире)!!! Может, все-таки вернетесь к «брошенному детищу» и доведете историю до логического завершения? Удачи, вдохновения и всех благ!

Tnad   06-07-2019 в 02:09   #189110 Вперед к звездам
Александр Шаравар (Setroi)

Сюжет вроде неплохой(пока только половину книги прочел) а вот с языком у автора бедненько.
умилил ответ ГГ( из-за него я собственно и решил комент написать) «— Согласен, — сказал я ему, а что мне оставалось, я торговаться не умел и вряд ли смог бы из него больше выбить. »

Наш человек не умеющий торговаться даже по мелочи? и это с базовым интеллектом выше 180?! у него что мозги совсем деревянные ?!

Василий   01-07-2019 в 16:22   #189106

litvek.com

Литература-7класс. Тема: Русские народные песни

Литература-7класс Тема: Русские народные песни

Цель: привитие интереса к традициям русского народа, к истокам народной культуры, исследование глубин русской истории и культуры через постижение русской песни – одного из главных богатств народной культуры.

Задачи: повторить жанры устного народного творчества; показать особенности жанра русской народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру; развивать речь учащихся, их кругозор и творческие способности, совершенствовать навыки анализа лирического произведения; воспитывать у учащихся нравственные ценности, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию.

Ход урока:

1. Актуализация знаний учащихся об устном народном творчестве:

1) Выступления творческих групп учащихся: повторение жанровых особенностей былин, сказок, пословиц, поговорок, обрядового фольклора (проверка домашнего задания).

2) Беседа с учащимися:

— Каковы особенности жанра сказки? Какие мечты народа воплощены в сказках?

— Какие черты характера воспеваются в народных сказках?

— Какие типы сказок вам известны?

— Чем отличается былина от сказки и что между ними общего?

— Какие циклы былин вы знаете?

— Что такое пословицы, поговорки? Приведите примеры, объясните их смысл.

— Что общего у пословиц и поговорок и чем они отличаются?

— Что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему посвящаются произведения обрядового фольклора?

2. Слово учителя:

— Мы знакомы уже со многими жанрами устного народного творчества. В основном это эпические жанры. Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни.

Петь – природная потребность человека. Лирические и плясовые, колыбельные и хороводные песни, причитания и былины помогали русскому народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути.

Русская народная песня, к сожалению, мало знакома современным детям. Однако это богатейший пласт культуры, с помощью которого формировались национальные особенности русского народа и который продолжает влиять на многие современные тенденции.

Сегодня мы с вами узнаем о том, из каких ритмов родилась песня тысячелетия назад, какую роль играла она в древних обрядах, как звучала она в праздники календарного цикла; познакомимся со значением исторических, хоровых, любовных, солдатских, семейных песен.

3. Сообщения подготовленных учащихся о русской народной песне:

1 ученик: Сообщение на тему «Народные песни»

2 ученик:Сообщение на тему «Календарно-обрядовые песни»

Обряды – это установленные обычаем действа и песнопения, отражающие верования народов. С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора.

Сила песни

Язычеством называют древнюю веру человека в силы природы. Корень «язык», «языч» здесь не случаен. Связь с силами природы люди устанавливали через язык, речь, через молитву (от слова молвить). Первые песни были молитвами. Обращения в них к Солнцу, к Месяцу, к Земле-матушке, Зорьке, Звездам, Ветру сохранились в песнях до нашего времени.

Молитвы были не только просьбами защитить или одарить. С помощью песен люди пытались активно менять действительность. Песня могла лечить и, напротив, быть проклятьем, могла подарить смелость, охранить в бою или обессилить врага. В песне исполнители выступали от имени богов, передавали их волю. Песней помогали богам. Поэтому считают: что споешь, то и исполнится!

К началу важного дела нужно тщательно готовиться, необходимо на него настроиться. Совсем так же, как настраиваем мы музыкальные инструменты, чтобы правильно, без фальши сыграть красивую мелодию. Нельзя играть на разлаженных струнах. Лад – ключевое слово, от него произошли лады, ладно, ладушки — и разлад.

Лад творили весной, когда природа просыпалась. Нужно было помочь природе, позвать, кликнуть весну, напомнить, что ее ждут, чтобы ничего она не забыла:

Приди к нам, весна,

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Жизнь земледельца зависит от природы, и потому еще в глубокой древности люди старались на нее воздействовать. Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Время совершения обрядов совпадало со сроками работ по выращиванию урожая.

С течением времени земледельческий календарь причудливо соединялся с календарем христианских праздников. В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

Весенние песни назывались веснянками. Они похожи на заговоры, каковыми и вправду являлись старинные времена. Они пелись протяжно, как призыв издалека.

Дай, весна, добрые годы,

Годы добрые, хлебородные!

Зароди жито густое,

Жито густое, колосистое!

Календарные ритуалы по-своему организовали крестьянский быт. Без них мир распался бы для крестьянина на хаотические и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт и упорядочивали природу, от которой этот быт зависел.

3 ученик:

Сообщение на тему «Хороводные и игровые песни»

Хороводные песни

Праздники не обходились без хороводов и плясок. Хоровод – круг подобен солнцу. Хождение по кругу в старинных игрищах уподоблялось хождению за солнцем, по ходу солнца и называлось «посолонь». Оно сопровождалось песней, которую исполняли все участники хором. Хоровод объединял, сплачивал людей. Участники хоровода не только пели, двигаясь по кругу, но и могли приплясывать, разыгрывать действия. В зависимости от характера песни различались хороводы игровые и орнаментальные или, по-другому, кружевные.

В орнаментальном хороводе участники ходят кругами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры: «завивание капустки», «заплетение плетня». Песни в таком хороводе связаны с картинами родной природы, коллективным крестьянским трудом:Берёзынька кудрявая,

Кудрявая, моложавая,

Под тобою, берёзынька,

Всё не мак цветёт,

Под тобою, берёзынька,

Не огонь горит,

Не мак цветёт –

Красные девушки

В хороводе стоят,

Про тебя, берёзынька,

Всё песни поют.

Песни игрового содержания отличаются пружинистым танцевальным ритмом. Поэтому их еще называют частыми. Частые песни легко узнать по четкому ритму стиха и напева. Это изначально связано с ритмом пляски, хотя не все частые песни были плясовыми. В них рисуются светлые стороны крестьянской жизни, народные гуляния, веселые или шуточные бытовые сценки. В частых песнях нередко встречаются разнообразные припевы: «ай – люли», «ой дуду», «люли – люли», они подчеркивают ритм песни, её плясовой характер: Светит, светит месяц

Далеко, не близко,

То-то люли, то-то люли,

То-то люлюшки мои! <…>

Как во поле, поле

Девка просо полет,

То-то люли, то-то люли,

То-то люлюшки мои!

Содержание песни игрового хоровода разыгрывается всеми его участниками. В центре круга помещается столько действующих лиц, сколько их в песне, отражающей сценки из народной жизни.

По улице мостовой,

По широкой столбовой,

По широкой столбовой

Шла девица за водой.

За ней парень молодой,

Кричит: «Девица, постой,

Красавица, подожди!

Пойдем вместе за водой,

За холодной, ключевой».

– «Ах ты, парень-паренек,

Твой глупенький разумок!

Не кричи во весь народ,

Мой батюшка у ворот;

Зовет меня в огород

Чесноку, луку полоть».

Частушки

С исчезновением старинных плясок и приходим модных городских танцев песни стали меняться. В это время особо ярко зазвучали частушки. Эти короткие песенки называли в разных местах по-разному: припевки, пригудки, приговорки, прибаски, прибаутки, вертушки и коратушки.

Частушка считается изобретением поздним, городским. Появилась она в конце XIX

– начале XXвеков. Но исследователи обнаружили глубокие корни современных веселых куплетов. Частушка тоже была связана с обрядом.

Ой, ни кукушечка кукует,

Не соловьюшко поет.

А не родимая ли мамынька

Мне голос подает?

Было и особое время для исполнения частушек: после заката, во время кукования кукушки или в праздники.

Были частушки жнивные, сенокосные, качельные, плясовые, свадебные, корильные, веселые частушки-скоморошины, изображавшие действительность в абсурдном, смешном виде, частушки рекрутские, поминальные.

Частушка помогала избавиться от тоски. В коротеньких песнях главным был не сам обряд, а внутренний мир человека. Хорошо звучит частушка под балалайку или гармошку. В XIXвеке нередко исполнялись частушки «под язык»: один поет, а остальные подражают голосами каким-нибудь музыкальным инструментам.

Частушки благополучно дожили до наших дней. Этот жанр весьма популярен и сейчас. На любой злободневный момент русский народ готов откликнуться короткой и остроумной песенкой.

4 ученик:Сообщение на тему «Семейно-обрядовые песни»

5 ученик:Сообщение на тему

«Исторические песни»

6 ученик: Сообщение на тему «Традиционные лирические песни»

4. Прослушивание лирических народных песен и беседа:

Звучат песни в исполнении Н. Кадышевой, Н. Бабкиной, Л. Зыкиной (на усмотрение учителя).

Песня «Тропочки» (исп. «Русская песня», Н. Бабкина)

Песня «Ой, снежок» (исп. «Золотое кольцо»)

Песня «Ой, мороз, мороз» (исп. «Золотое кольцо»)

Песня «Ивушка» (исп. Л.Зыкина)

— Понравились ли вам песни? В чем, на ваш взгляд, их особенность?

— Что является предметом изображения в народных лирических песнях?

5. Устный анализ народной песни по предложенному плану:

Выразительное чтение (или исполнение) песни.

Смысл названия песни.

Кто и когда мог её исполнять?

Каким чувством проникнута песня?

Какие художественные приёмы использованы в этой лирической песне?

Из каких частей она состоит?

Какие средства художественной выразительности использованы в ней?

6. Работа с учебником: чтение и обсуждение статьи В.Аникина «Русские народные песни»

— Какие жизненные обстоятельства вызывали появление народных песен?

— На какие группы делятся народные песни?

— Почему народные песни используются в литературе и в других видах искусства? Приведите примеры.

— В чём особенность исторических песен?

— Какова роль исторических песен?

— Могут ли в наше время появляться народные песни?

7. Выразительное чтение хороводных, лирических, исторических песен, исполнение частушек.

Читаем (а ещё лучше – поём) народные песни, помещённые в учебнике, а также песни, самостоятельно подобранные для урока учащимися и учителем.

8. Конкурс на лучшее исполнение народной песни.

Подведение итогов конкурса, выявление победителей.

9. Итоги урока:

Рефлексия

— Как вы понимаете слова литературного критика: «У нас народ, — писал Н. А. Добролюбов, — сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль». (Ответы учащихся).

(Учитель отмечает удачные ответы, сообщения, исполнение, прозвучавшие во время урока, обращает внимание на исторические песни и предания, на передачу в них исторических событий).

10. Домашнее задание:

1 вариант: Перечитать предания, исторические песни и подготовить ответ на вопрос: «Как сообщает народ об исторических событиях в преданиях и песнях?»

2 вариант (на выбор):

— Написание собственных или коллективных (от группы учащихся) песен.

— Создание частушек на школьные темы.

— Конкурс на лучшее инсценирование обрядовой песни.

— Создание сценария вечера (концерта) на тему «Русская народная песня».

infourok.ru

Лирические народные песни: виды и основные особенности / Теория литературы

Лирические народные песни принято разделять на обрядовые и необрядовые.

Все важные события в жизни человека в давние времена сопровождались обрядами, которые соответствовали временам года и главным календарным датам: Рождеству, Новому году, Ивану Купале, праздникам: Пасхе, Троице, Масленице, а также семейным и народным событиям: свадьбе, жатве.

Песни, которые исполнялись при совершении обрядов, получили название обрядовых. Например, обряд встречи весны, лета, осени сопровождался песнями с просьбами к природе о хорошем урожае, благодатном лете, богатой осени.

В таких песнях отразилась вера людей и возможность прямого общения с природой, вера в её помощь:

Приди к нам, весна,

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Необрядовые (бытовые) лирические песни возникли как самостоятельный жанр в XV XVI вв. Их пели на посиделках, вечеринках и просто для удовольствия. Главное их назначение — передать переживания людей в разные моменты жизни: в минуты печали или радости, тяжкой работы или отдыха, домашнего семейного досуга или путешествия…

За века народом создано очень много необрядовых песен. Исходя из содержания, песни подразделяют на бытовые (любовные, семейные, шуточные), песни социального содержания (разбойничьи, «удалые», солдатские) и отходнические (бурлацкие, ямщицкие, чумацкие).

Особенности лирических народных песен

Независимо от темы все лирические народные песни создавались по одним правилам. Обычно их исполняли от первого лица. Главное в лирической песне — мысли и чувства ее героя. Поэтому она имела форму монолога или диалога героев.

Для того, чтобы полнее выразить душевный мир героя, лирическая народная песня обращалась к природе. Картины природы оттеняли или выражали состояние человеческой души. Установление аналогии между миром природы и внутренним миром человека называется параллелизмом.

Параллелизм, или «искание человека в природе», позволял в малой форме и в немногих словах выразить всю полноту чувств человека в разные моменты его жизни. Грусть молодого рекрута в солдатской песне выражена так:

Не кукушечка во сыром бору куковала,

Не соловушко в зелёном саду громко свищет —

Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет,

Обливается добрый молодец горючими слезами…

Ощущение тоски и одиночества героя здесь усиливается образом кукушки. Кукушка в фольклорной лирической песне — это символ одиночества.

В лирических песнях использовалось много символов, например, символы девушки «белая лебёдушка», «ягодка», «красная калина». Символы молодца «зелёный дуб», «селезень», «соловей», «ясный месяц», «сизый орёл». Выразительность лирической песни усиливают напевная мелодия, повторы, лирические обращения («Я скажу тебе…»), постоянные эпитеты («добрый конь», «тугой лук»). Обычно песня слагалась фольклорным стихом, не имеющим, как правило, рифмы. В литературе нерифмованный стих называется белым стихом. Название произошло от того, что его окончания, где обычно помещается рифма, остаются незаполненными («белыми»).

Основные черты лирических песен:

  • словесно-музыкальный жанр фольклора;
  • разделение на обрядовые и необрядовые;
  • стихотворная форма, обычно без рифмы;
  • форма: монолог, реже диалог;
  • разговорный язык;
  • использование тропов, символов, параллелизмов и т. п.;
  • мелодичность и напевность;
  • выражение внутреннего состояния лирического героя;
  • сольное и хоровое исполнение.

​​Источник: Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература: Учебник для 8 кл. — К.: Грамота, 2008

classlit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.