cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Лесные силачи сладков читать – Рассказ Лесные силачи

“Н.Сладков “Лесные силачи”. – УчМет

ВКО г. Семей КГУ СОШ «29

Конспект по литературному чтению. 4 класс

Тема: “Н.Сладков “Лесные силачи”. 18.12.2013

Программно-образовательные задачи

Коммуникативная область:

— развитие диалогической и монологической форм речи;

— практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Восприятие художественной литературы:

— формирование навыка связного последовательного пересказа;

— формирование целенаправленного восприятия и анализа текстов.

Коррекция недостатков речевого развития:

— активизация и обогащение словаря по лексической теме “Грибы”;

— закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний;

Познавательно-исследовательская деятельность:

— развитие операций мышления (обобщение, анализ), внимания, слуховой памяти.

Двигательная деятельность:

— развитие общей и мелкой моторики, координации движений, темпа и ритма речи.

1. Ход урока.

2. Организация класса, объявление темы, цели урока.

3. Проверка домашнего задания.

4. Дыхательная гимнастика

Учитель читает стихотворение, дети на выдохе отвечают за эхо.

Девочка в лесу

Громко я в лесу кричала,

Гулко эхо отвечало.

Скоро будут холода?

Отвечало эхо: “Да!”

Сколько елочек, смотри!

Отвечало эхо: “Три!”

Старый дуб совсем засох.

И вздохнуло эхо: “Ох!”

Ну, прощай, иду домой!

Огорчилось эхо: “Ой!” (И. Калинина)

5. Беседа о писателе.

Николай Сладков родился 5 января 1920 г. в Москве. Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.
В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».

Первую книгу «Серебряный хвост» написал в 1953 г. Всего написал более 60 книг. Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу «Вести из Леса». Много путешествовал, как правило в одиночку, эти путешествия отражены в книгах. 
Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания, как «Краешком глаза», «За пером синей птицы», «Осиновый невидимка», «Подводная газета», «Земля над облаками», «Свист диких крыльев» и многие другие прекрасные книги… За книгу «Подводная газета» Николай Иванович был удостоен Государственной премии имени Н. К. Крупской.
Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет. 
Подобный дар — рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога — дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями — такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям…

6. Первичное чтение текста Н. Сладкова “Лесные силачи”

7. Содержательный анализ текста

Что началось после первой капли дождя?

Какие грибы соревновались?

Кто первым выжимал вес?

Что поднял подберезовик?

Что выжал подосиновик?

Что случилось с моховиком, куда он подлез?

Кто стал победителем?

Какого цвета майка была у победителя, какая шляпка у подосиновика?

8. Лексико-грамматические игры

Игра “Подбери слова-родственники”

Гриб, грибок, грибочек, грибник, грибница, грибной (суп).

Лес, лесок, лесочек, лесник, лесовичок, лесной (запах).

Игра “Слова-синонимы”

Соревнования – состязания

Победитель – чемпион

Выжал – поднял

Раззадорился – расхрабрился

9. Игра “Где растут грибы?”

Подберезовик – под березой. Подосиновик – под осиной. Моховик – подо мхом.

10. Физминутка.

Подосиновик красивый (Наклон вперед, руки вперед)

Примостился под осиной. (Руки в стороны – “раздвигаем ветки”)

Прдберезовик несмелый (Присесть, изобразить, как рассматриваем гриб)

Вырос под березой белой.

А под елкой шляпку вижу (Встать, руки внизу, слегка раздвинуть)

Видно там подъельник рыжий.

Только я ошиблась тут, (Встать, руки в стороны)

Гриб – то рыжиком зовут! (Поднимаем плечи от удивления)

11. Повторное чтение текста и выставление цепочкой опорных картинок

Капля – цифра 3 – подберезовик – лист березы – улитка – подосиновик – лист осины – сосновая шишка – лягушонок – моховик – мох – сучок – подосиновик.

12. Пересказ текста по цепочке опорных картинок

13. Итог урока и выставление оценок.

14. Домашенее задание. Выучить.

Лесные силачи.

Ударила первая капля дождя. Начались соревнования гриба подосиновика, гриба подберезовика и гриба моховика. 
            Первым выжимал вес подберезовик. Он поднял желтый лист березы и улитку. Подосиновик выжал три листочка осины, сосновую шишку и маленького лягушонка.
             Моховик был третьим. Он раззадорился, разхвастался. Малыш раздвинул шляпкой мох, подлез под сучок и стал выжимать. Но не смог. Только шляпку свою желтую раздвоил. Как заячья губа она стала. 

             Победителем вышел подосиновик. Наградили его алой майкой чемпиона.
                                                              (по Н. Сладкову)

Вопросы к тексту.

1. Сколько частей в тексте?
2. Какие грибы участвовали в соревновании?
3. Что поднял подберезовик? Что выжал подосиновик?
4. Как выжимал вес моховик?
5. Кто стал победителем? Какая была награда

www.uchmet.ru

Читать книгу Лесные тайнички (сборник) Николая Сладкова : онлайн чтение

Текущая страница: 10 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

ФЕДОТ, ДА НЕ ТОТ!

Поставил грибник на пенёк корзину с грибами. Сам к ручью отдохнуть отошёл. Увидел кузовок Дрозд да как затрещит:

– Ах, батюшки, ох, матушки, что же такое делается? Ядовитые поганки в кузове сидят, а вкуснейшие съедобные грибы рядом валяются! Благороднейший гриб – Боровик! Вкуснейший гриб – Шампиньон! Что тут творится? Что это за грибник такой – незнайка и растяпа? Набрал одних поганок, да ещё и радуется небось? Надо нам его от беды спасти!

А тут ещё Мухомор из-под листка высунулся:

– Эх, была не была, назовусь груздем, да и полезу в кузов! Что я, хуже других поганок, что ли?

– Какой же ты груздь, – закричал Боровик, – когда ты Мухомор!

– Никакой ты не груздь, почему ты лжёшь? – вскрикнул гриб Шампиньон.

– Все лгут, и я лгу, – отвечает Мухомор. – Ты, Боровик, лучше посмотри, кто в кузове-то справа сидит? Вон Ложный опёнок. Вон Ложная лисичка! Все ложные: лгун на лгуне! А слева ещё хуже! Вон Сатанинский ядовитый гриб. А вон, полюбуйся, ядовитая Бледная поганка торчит! А это горький, как горчица, Жёлчный гриб! Вот какая компания в кузове собралась! А я что – хуже их? Я тоже поганка. Пустите меня к своим!

Полез Мухомор в кузовок, а поганки его не пускают.

– Братцы поганки! – завопил Мухомор. – Вы что, своих не признаёте? Чего вы пихаетесь? Это ж я, Мухомор! Бледная поганка, замолви словечко за родственника. Мы же с тобой друзья до гроба!

– Ну уж нет! – отвечает Бледная поганка. – И не подумаю! Полюбуйтесь на этого дурня в красной шапке. Да ещё и в белую крапинку. Тебя же любой грибник с первого взгляда узнает, сразу поймёт, что ты за фрукт! А из-за тебя и нас ещё из кузова вышвырнет.

– Жёлчный гриб, дружище, – кричит Мухомор, – хоть ты мне протяни руку! Ты поганка, и я поганка. Друг друга нам выручать надо!

– Была бы охота! – ворчит Жёлчный гриб. – Ты же, дуралей, все наши поганкины обычаи нарушил, всю нашу ядовитую семью подвёл. Ну чего ты в красную шапку вырядился? Разве настоящая поганка станет сама в глаза всем кидаться да в ногах путаться? Уж коли ты поганка, так хоть прикинься порядочным грибом, под съедобного замаскируйся. Бери, глупыш, с нас пример! Правду я говорю, гриб Сатанинский?

– Ты, Жёлчный гриб, – отвечает гриб Сатанинский, – прав, как всегда! Ты, Мухомор, нас знаешь: мы до мозга костей поганки! А взгляни на нас – по виду разве заметно? То-то вот и оно! Мы в чужую одёжку стараемся нарядиться. Да не во всякую там одёжку, а с выбором. Кто среди всех грибов самый образцовый и положительный? Конечно же Белый гриб – Боровик. Он во все блюда мастер: в жарево, варево и в маринад. Хоть соли его, хоть суши – он только лучше становится. Вот я, Сатанинский гриб, и гриб Жёлчный в его одёжку и вырядились! Попробуй-ка нас различи с ходу! И пиджачок одинаковый, и шляпа похожа. Потому нас грибник и спутал. А тебя пусти – ты ведь нас с головой выдашь!

– Учись у меня, – хвалится ядовитая Бледная поганка. – Из всех поганок я самая ядовитая, прямо как змея! А по одёжке – распрекраснейший и нежнейший гриб Шампиньон! Меня вон грибник-незнайка и не распознал, а тебя, дурня, за версту узнает!

Полез Мухомор опять в кузов, а его опять выпихнули.

– Значит, так и не пустите? – рассердился он.

– Так и не пустим! Лучше и не проси! – отвечают поганки.

– До трёх считаю: раз, два… – пригрозил Мухомор.

– Три, четыре… – издеваются поганки.

– Ну, поганки, держитесь! – заорал Мухомор. – Пеняйте на себя теперь! Я вас сейчас всех на чистую воду выведу! Все ваши приметы и хитрости грибникам выдам. «Мы – как белые! Мы – как шампиньоны!» Хоть вы и похожи, да не одно и то же! – И выволок из кузова грибы Жёлчный и Сатанинский, схватил их за шляпки и поставил рядом с Боровиком. – Смотрите все и запоминайте! По виду эти поганки и в самом деле похожи на гриб Боровик. Но если Сатанинскому надломить шляпку – вот так! – то на изломе она станет лиловатой, а если то же сделать с грибом Жёлчным – вот так! – то его шляпка на изломе станет розовой. Запомнили? А у тебя, благородный гриб Боровик?

– А у меня излом шляпки всегда белый! – ответил гордо гриб Боровик. И сам надломил себе шляпку. – Видели? Беленькая, чистенькая и не горькая!

А Мухомор не унимается:

– Теперь, Бледная поганка, твоя очередь! Становись рядышком с Шампиньоном. Сверху ты и впрямь на него похожа, а вот снизу – совсем другая! Какие у тебя пластинки под шляпкой? Белые, бледные. А у Шампиньона? А у Шампиньона они розоватые, а то буроватые. Вот и весь мой сказ! Кто там ещё в кузове прячется? Ага, ещё Ложный опёнок с Ложной лисичкой! Ну, эти обманщики не страшные, если их съедите – не отравитесь. Кыш по кустам!

Разогнал Мухомор всех поганок, посадил в кузовок гриб Боровик и гриб Шампиньон и говорит:

– Ну а меня-то вы уж ни с кем не спутаете! Как говорится – по Сеньке и шапка. И рад бы божьей коровкой прикинуться, да пятнышки выдают!

И снова под листок спрятался.

Вернулся грибник, взял свой кузовок и пошагал домой. Так ничего и не заметил. Вот растяпа!

ЛЕСНЫЕ СИЛАЧИ

Ударила первая капля дождя, и начались соревнования.

Соревновались трое: гриб Подосиновик, гриб Подберёзовик и гриб Моховик.

Первым выжимал вес Подберёзовик. Он поднял листик берёзы и улитку.

Вторым номером был гриб Подосиновик. Он поднял три листика осины и лягушонка.

Моховик был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул головой мох, полез под толстый сучок и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал – не выжал. Только шляпку свою раздвоил: как заячья губа стала.

Победителем вышел Подосиновик.

Награда ему – алая шапка чемпиона.

ТАИНСТВЕННОЕ ОЗЕРО

Озеро это красивое и большое. Называется оно Городно. На нём много островов, полуостровов и заливов. А сколько разных мысов! Окуневый мыс, Долгий мыс, Перевозный мыс и даже Собачий.

Городно – капризное озеро. То тишь да гладь, и тогда все его острова и полуострова как бы повисают в млеющей дымке, отражаясь в зеркальной воде. То вдруг почернеет, взъярится, оскалится белыми гребешками, раскачает волну – и давай бухать в берега.

Хороши у озера берега: песчаные, каменистые, травяные. На берегах звонкие мачтовые сосны с зелёными парусами вершин.

Но главная прелесть озера в его таинственной необычности…

Странные события происходят в нём. Однажды вдруг все мысы его стали вытягиваться и подниматься из воды! Дальше – больше. За мысами стали расти острова. Они соединялись между собой, потом соединялись с берегом и превращались в полуострова. Тут и там из воды, словно спины гигантских тюленей, стали всплывать новые острова, до этого никем не виданные.

Неудержимо стали расти пляжи. Самый большой пляж – Белые пески – был шириной в десять шагов. И вдруг стал в двадцать, потом в тридцать, сорок шагов! Изумлённые купальщики сперва радовались, а потом испугались: пляж вырос в десять раз и стал шириной в сто шагов!

А заливы стали исчезать. Там, где недавно кипели волны, стало вдруг сухо. Где плескались щуки и окуни, теперь бегали птицы и порхали бабочки.

У деревни подсохли мостки и причал. За водой для банек, некогда стоявших у самой воды, теперь приходилось бегать с вёдрами далеко. Вода уходила из озера, как из дырявой лоханки!

Уходила, уходила – да и ушла! От озера в девять километров осталась лужа метров на сто.

Обнаженное дно стало сохнуть и трескаться, словно торцовая мостовая. На другое лето всё дно заросло травой – превратилось в луг. На дне озера стали пасти лошадей, коров. Ещё через лето косари косили на дне траву. Посеяли на дне овёс. Превратилось озеро в поле. Накатали по дну дороги. Натоптали тропинки. По ним запылили телеги со снопами и сеном…

И стали уже забывать, что не так-то уж и давно над этими полями овса и пыльными дорогами качались челны рыбаков…

Но озеро напомнило о себе. Маленькая, но глубокая лужа, что осталась от озера, как-то однажды вздулась, перелилась через край и поползла на берега! «Яма рыгнула» – так называют это местные жители. Впадающие в лужу ручьи вдруг повернули вспять. Стали тонуть луга; странно было видеть ромашки и колокольчики… под водой! И уже не бабочки порхали над ними, а серебристые рыбки. Тонуло жнивьё – жители торопливо увозили с полей снопы. Утонули дороги. Утонули шалаши и копны сена. Горки снова превратились в острова. Полуострова отделялись от берега. Снова появились заливы. Мыски укорачивали носки, а пляжи сужались на глазах. Снова из края в край покатились по озеру синие волны, и над утонувшими дорогами и полями снова закачались челны.

А яма неистовствовала, яма гнала и гнала воду – «рыгала»! Гнала с такой же яростью, как когда-то её всасывала.

Вода подошла к порогам изб. Баньки очутились в воде. В баню приходилось теперь ездить на лодке, нагружая её дровами, тазами и вениками.

За долгую историю озера так бывало не раз. Вода то куда-то уходит, то откуда-то наливается. И вместе с водой, по неведомым подземным ходам и тоннелям, уходит и приходит рыба. И всё это через одну дыру в дне, «яму», как говорят местные жители, или «понор», «прорву», как говорят краеведы.

Ни один человек ещё не видел понора озера Городно. Ни один аквалангист не стоял на краю этой чёрной ямы. Никто не знает, куда ведут и где выходят наружу подземные карстовые ходы. И куда время от времени исчезает на год, на два, на три года огромное озеро со своей рыбой?

Туман лёг на воду. Не видно ни островов, ни берегов. Кричат в тумане гнусавые чайки. Туман. Тишина. И тайна…

ЗАГАДОЧНЫЙ ЗВЕРЬ

Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

И слышу я голосок:

– Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!

Я подумал и твёрдо сказал:

– Дятел!

– Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!

– Ага! Ты птица-осоед!

– Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

– Гусениц и личинок любят дрозды.

– А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.

– Тогда ты, наверное, лесная мышь.

– И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!

– Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

– То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.

– Покажись! – крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.

– Покажусь. Только ты признай себя побеждённым.

– Рано! – ответил я.

– Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.

– Может, ты цапля?

– Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

– Похоже, что ты куница.

– Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

Я рассердился и крикнул:

– Скорей всего, ты – свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!

– Сдаёшься? – спросил голосок.

Ветки качнулись, раздвинулись, и увидел я… белку!

– Запомни! – сказала она. – Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки.

БАБОЧКИ

Бабочки только тогда живут, когда хорошо живётся. Чуть только им плохо – холодно, ветрено, сыро, – они обмирают. Впадают в особый сон: ничего не видят, не слышат, не чувствуют. И тогда всё плохое и неприятное проходит мимо, будто и вовсе его нет. Нет в жизни бабочек дней тяжёлых и пасмурных – только светлые, тёплые, солнечные. Потому-то так беззаботно и весело порхают они над лугом.

ЗАДУМЧИВЫЙ ДЯТЕЛ

Было лето – и нет, загудел над лесами ветер. Солнце теперь появляется только вдруг, и тогда всё просияет! Блеснёт вода, блеснут склонённые травы – и воздух заструится блескучими паутинками.

В тёмном лесу сыро сейчас, а над лесом солнце и ветер. И чёрные ели, как вышки, торчат из багрового и золотого. И на каждой вышке белый сверкающий флаг – прицепились летучие паутинки.

На елях таких любит осенью сидеть дятел. Всё лето возился он в чапыге – сейчас захотел на простор.

С елововой вышки далеко видно. Над головой небо и облака. Горизонт как лиловое колесо.

А внизу, а внизу – даже в глазах рябит! И жёлтое там, как янтарная смола, и багряное, как закат, и зелёное, как предрассветное небо.

Всё лето дятел носом стучал: в барабан бил, дупло долбил, личинок выстукивал.

С рассвета до темноты, от зелёной зари до красной, некогда и вокруг посмотреть было. Всё заботы, заботы, заботы.

И вот сам себе голова.

Нет больше суеты у гнезда. Дятлята выросли и разлетелись.

Хорошо теперь просто так посидеть, вокруг посмотреть, послушать писк золотых паутинок.

Ветер уносит лето. Внизу уже осень. А вверху небо и облака. Далёкие-далёкие, как воспоминания…

КОЗОДОЙ

Назвали птицу козодоем, а она молока в рот не берёт! Осоед ос ест, овсянка овёс клюёт. Что правда, то правда. А вот козодой коз не доит.

Летать над стадом он любит. Бывает, покрикивает над стадом и в крылья, как в ладошки, похлопывает. Но это он не молока выпрашивает, просто жуков и бабочек ловит. Стадо вспугивает их из травы, а он ловит. Рот у него большущий, словно сачок. Ловкий рот. Но коз он не доит. И не доил никогда.

…А всё равно козодой!

ПТИЧЬИ ПОСТЫ

Залетела осенью на нашу речку серая цапля. Стал я за ней охотиться. Да только время зря потерял.

Ноги у цапли высокие, шея длинная. Вытянется, жёлтым глазом с высоты поведёт – сразу увидит охотника. Днём от её глаз не спрячешься.

Стал я ночью счастье пытать.

Я так думал: замечу с вечера, на какой речной косе цапля сядет на ночлег, и ночью, в темноте, подтаюсь к ней.

Лёг я с вечера на высокий берег и стал смотреть.

Вода в реке розовая, и сизый парок над ней шевелится. На розовом речная коса – как чёрный клин. И на самом острие клина – точка. Это цапля. Днём по такому открытому месту подобраться и не думай. Тут всё как на ладони. А вот ночью попробовать можно. По песку можно тихо пройти. Заблудиться негде – справа и слева вода. Прямо к цапле и выйду.

Солнце опустилось за лес. Река стала серой. Холодом потянуло. Жду. Вот и первые звёздочки на небе: одна, две, три… Пора! До полной темноты добрался я до кустов у основания косы.

Тишина. Слышно только, как вода под берегом бормочет да сердце моё стучит.

Постоял, отдышался, ружьё половчее перехватил: ни пуха ни пера!

Но только шагнул – хрустнула под сапогом сухая тростинка! Я замер. Но, кажется, обошлось. Только луговые коньки в тростнике услыхали – перепискнулись. Коньков кулички услышали – ответили с косы тонким куличным свистом. Ещё дальше селезень крякнул. И стихло всё.

Крадусь по песку чуть слышно.

Чувствую, что суживается клин косы всё больше и больше – всё громче бормочет вода справа и слева. И какой-то шорох – то ли ветерок, то ли птичьи крылья.

Стоп! Конец косы, самое остриё. А цапли нет!

Свечу фонариком: вот следы трёхпалые на песке, белые кляксы, пёрышко серое. Только что тут была!

Топчусь по песку на одном месте. Увидеть цапля меня не могла. Ночь – хоть глаз выколи. И услышать не могла. По песку я неслышно шёл, а что тростинка под сапогом хрустнула, так то пол километра от цапли. Разве хруст тростинки за полкилометра слышен?

Тростинка… А зачем ей тростинка? Цапля другое услыхала!

Хрустнула тростинка – всё равно что сказала: «Враг!» Услыхали хруст только коньки в кустах. Услыхали и пискнули по-своему: «Враг! Враг!» Коньков кулики услыхали, по-куличному свистнули: «Враг!» Куликов – утки. Утиный кряк услышала цапля. Все насторожились.

Я ещё далеко, а про меня уже все знают, все ждут. Не спят, прислушиваются, всматриваются.

Кулички крылышками прошумели – утки шеи вытянули: близко! Утки взлетели – цапля приготовилась. И улетела.

Вот что значит наступить на тростинку, когда вокруг тебя птичьи посты!

Хитрые птицы! На ночлег так садятся, чтобы их кто-нибудь да сторожил.

Коньков – тростинки сухие сторожат. Куликов – коньки. Уток – кулики. А цапля ночует посреди стаи уток. Попробуй-ка захвати таких врасплох!

Здо́рово у птиц: всяк пищит за себя, а польза всем!

Так и не добыл я для музея цаплю. Не сумел перехитрить птиц.

ДУБ И ВЕТЕР

– Ну, Дуб, и вымахал же ты, братец, – чуть не до неба! Выше тебя в лесу и дерева нет. С чего это тебя так вытянуло?

– От любопытства, Ветер, от любопытства! Я страх какой любопытный! Помню, только ещё из жёлудя высунулся, траву вокруг увидел, а уж думаю про себя: «А что там, за травой, скрывается?» Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: «А что там дальше, за кустами?» Ни днём ни ночью покою не было: так и хотелось узнать, что за низенькими деревцами, что за высокими? Всё тянулся да тянулся – эвон какой вымахал!

– Ну, теперь-то небось успокоился? Теперь-то всё вокруг видишь, всё вокруг знаешь?

– Где там успокоился! Разве всё увидишь да узнаешь? А вон там, за горизонтом, что? А за горами, за морями? Эх, мне бы ещё подрасти да потом на цыпочки встать – хоть бы одним глазком туда заглянуть!

СОРОЧИЙ КЛАД

Клад я нашёл там, где кладу и должно быть, – в папоротнике. В сказках клад скрывается под цветущим папоротником. Мой папоротник не цвёл, да и не может папоротник цвести, но клад под ним сказочный. На чёрной земле, под зелёной замшелой корягой, лежали драгоценные камни, золото и серебро.

Когда солнце пробивалось сквозь резные листья, то золото становилось золотистее золота, серебро – серебристее серебра, а драгоценные камни горели ярче радуги. Несмотря на то что это было совсем и не золото, вовсе не серебро и тем более не драгоценные камни. На чёрной земле, под корягой, лежали цветные стекляшки, «золотые» и «серебряные» бумажки от конфет. Лежали пуговицы, бусинки, разноцветные камешки. И даже железный перочинный нож.

Это конечно же был чей-то клад. Какого-то жителя леса.

У жителей леса бывает гнездо или нора, где они растят детей. Бывает спальня, где они спят. Бывает, наконец, кладовая, где хранятся запасы еды. Но у них не бывает потайных сундуков с украшениями и безделушками.

Кому понадобился этот хлам? Ни съесть его, ни выпить, ни сделать подстилку.

Но кто-то живёт в этом овраге, кому дороги яркие никудышки.

Кто?

Ночью никто не пришёл. Мерцали в кустах гнилушки, уныло скулили комары да перешёптывались листья осины.

Днём проползла змея – чёрная с красным глазом.

Потом послышался шум – и выскочила сорока!

В клюве она держала ложку.

Знакомая ручная сорока. Она жила у соседей.

Вот чей это тайник.

Не гнездо, не спальня, не кладовая, а шкатулка с яркими безделушками!

Я попробовал взять – она подняла крик.

Тогда я взял только ножик и ложку. Остальное оставил сороке. Мне стекляшек не нужно. Но зачем всё это ей?

ДЕЖУРНЫЙ

Поле пшеницы на вырубке так и мозолит всем глаза, так и щекочет всем носы. Хозяин поля знает про это и отваживает любителей вершков как умеет. Против кабанов он выставил колотушки. Вода из ручейка крутит колёсико с лопастями, колёсико поднимает лёгкие молоточки, и те всю ночь без перерыва стучат по звонкой железке. Против птиц поставлено чучело. Чучело размахивает на ветру лоскутами растопыренных рукавов. Кабаны и птицы обходят и облетают поле сторонкой. А вот полёвки и мыши ничего не боятся: ни колотушек, ни чучела. Они валят пшеницу, подгрызая стебель зубами, и растаскивают колосья по норам. И ничего с ними не сделать. Хозяин только сердито бормочет и грозит кулаком.

Так, наверное, и растащили бы мыши всю пшеницу по колоскам, если бы не желтоглазый сыч. Сыч встал на караул. Лишь только зарозовеет заря – он уже торопится на дежурство. Мягко опустится чучелу на голову, потопчется, переминаясь с лапы на лапу, усядется поудобней и притихнет. И кажется со стороны, что сыч уснул. А он в два глаза смотрит и в два уха слушает. Полёвка ли чуть качнёт колосок, мышь ли едва слышно пискнет – сыч мигом взлетит. И неслышно, как лоскут мягкой тряпки, накроет воришку.

Дежурит сыч каждую ночь. Стоит на посту, не смыкая глаз. Хозяин на него не нарадуется. И сыч доволен.

СЕРАЯ ЦАПЛЯ

Странный случай произошёл со мной на охоте у Ленкорани.

Рано утром я шёл по обочине залитого водой рисового поля. Вдруг из-за кустов ежевичника, углом вдающихся в это поле, взлетела серая цапля. Видно, до этого она была чем-то сильно занята, прозевала мой подход и теперь поспешно била большими крыльями, стремясь как можно скорей улететь. Она была так близко, что я видел её испуганный глаз, косящий на меня через плечо, и мокрые длинные ноги, с которых стекала вода.

Мне нужна была цапля для музея. Чтобы не разбить зарядом птицу, я отпустил её в меру, выстрелил, и цапля, свесив длинную шею, плюхнулась в воду. Когда я подошёл, птица была уже мертва, только шея её длинная конвульсивно изгибалась.

Я спешил; подняв цаплю за длинные ноги, я запихнул её в рюкзак и зашагал дальше.

Вышло так, что отдыхать я сел только в полдень.

Сунул я руку в рюкзак, чтобы вытащить свёрток с едой, но рука вдруг наткнулась на что-то живое! Это «что-то» было холодное, но я отдёрнул руку так быстро, будто обжёгся.

В рюкзаке была змея! Я вытряхнул змею из мешка, и она быстро уползла, шевеля траву. Это был пятнистый водяной уж.

Вот загадка, ведь рюкзак-то весь день был у меня на спине. Может, змея упала с дерева и случайно угодила в мешок?

Здешние змеи иногда заползают на деревья и нередко падают оттуда, шлёпаясь о землю.

Но ведь рюкзак мой был завязан!

И вдруг я вспомнил, как странно шевелилась и изгибалась шея убитой мной цапли!..

Так вот оно что! Цапля поймала змею, проглотила её, да не совсем – я ей помешал. В рюкзаке змея выползла из цаплиного горла и уютно пригрелась на моей разгорячённой спине.

Я часто видел, как цапли ловят змей на рисовых полях. Схватив змею за хвост, цапля вскидывает шею, взмахивает змеёй, как кнутом, и, широко разинув клюв, отправляет её в глотку. Но как только цапля опустит голову за новой добычей, змея выскальзывает у неё из клюва. Цапля опять хватает её за хвост, глотает – и всё начинается сначала. Старые цапли хитрей: они сперва оглушают змею ударами клюва и уже тогда глотают.

Убитая мной цапля была совсем молодая и, значит, ещё не научилась убивать змей, прежде чем их съесть. И не научилась бояться человека. Ей не пришлось поумнеть.

Зато я стал немножко опытнее и осторожнее.

iknigi.net

пересказ рассказа Н. Сладкова «Лесные силачи»

ТЕМА: пересказ рассказа Н. Сладкова «Лесные силачи» (по сюжетной картине)

ЦЕЛЬ: Обучение детей связному, последовательному логичному пересказу литературно- художественного   произведения от первого лица.
Коррекция навыков грамматически правильного оформления высказываний.
Активизация и обогащение словарного запаса детей по теме «Грибы», «Осень».
Коррекция мышления, путем отгадывание загадки, памяти, путем дополнения слов и  словосочетаний, восприятия.
Воспитание нравственно-этических чувств;

ОБОРУДОВАНИЕ: Осенние листья, рассказ Н. Сладкова «Лесные силачи», шапочки грибов, магнитофон, рисунки детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент.

Л.: В лес осенний на прогулку

 Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

 Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдем

Может быть в лесу осеннем

Мы боровичка найдем.

(Дети берутся за руки и за педагогом идут хороводным шагом «змейкой» между разложенными на полу листьями).

  1. Актуализация знаний.

Л.: Вот мы с вами и в осеннем лесу. Что вы видите вокруг?
Что вы слышите? (крики птиц, стук дятла, шелест листвы, завывания ветра, шум деревьев)
Какие запахи кругом! Что вы чувствуете? (запах прелой травы, сырости, опавших листьев, грибов, свежести) Какие грибы вы может найти в осеннем лесу?
Игра «Почему так называется?» (подосиновик, подберезовик, сыроежка, белый гриб) — объяснение детей

  1. Словарная работа

Л.: Эти грибы растут в лесах. Но есть среди них грибы — ядовитые. Это мухомор, бледная поганка. (показ картинок и объяснение)

  1. Чтение рассказа Сладкова «Лесные силачи»

Л: А помните мы с вами читали рассказ про съедобные грибы? Кто автор? Как называется рассказ? Сейчас мы его вспомним и расскажем по ролям. Я рассказываю — вы договариваете.
«Ударила первая капля дождя, и начались соревнования.
Соревновались трое:

гриб Подосиновик,

гриб Подберёзовик и

Белый гриб
Первым выжимал вес подберёзовик. Он поднял листик берёзы и улитку.

Вторым номером был гриб Подосиновик. Он поднял три листика осины и лягушонка.

Белый гриб был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул головой мох, полез под толстый сучок и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал — не выжал. Только шляпку свою раздвоил: как заячья губа стала. Победителем вышел Подосиновик. Награда ему — алая шапка чемпиона.»

  1. Речевая подвижная игра «За грибами». Импровизация движений.

Л.: А скажите, что можно делать с грибами?  (искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать, и т. д)
Мы в лес пойдем
Мы гриб найдем,
Ау, ау! Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается

  1. Пересказ детьми от первого лица.

Л.: Сейчас расскажем наш рассказ о силачах. Кто будет автором? Кто подберезовиком, подосиновиком, белым грибом?   (распределение ролей, рассказы детей).

  1. Загадки.

Л.:  Дети, какие вы загадки знаете о грибах, загадайте их?

  1. Он стоит на ножке тонкой,             2. Он в сказочной шапочке красной

Он стоит на ножке гладкой,                            Но даже для волка опасный
Под коричневою шапкой                                                                           (Мухомор)
С бархатной подкладкой?  (Опенок)
3.   Богатырь среди грибов                                 4. Он стоит на ножке крепкой
И любимец грибников   (Белый гриб)          Под коричневою кепкой  (Подберезовик)

  1. Итог.

Л.: В лесу все весело играли И грибы мы вспоминали. Посмотрели на часы- В группу нам пора идти.

Материалы. Простой и цветные карандаши; иллюстрации, фотографии с изображением различных грибов, плетеной корзинки.Предварительная работа:
  • Предложите ребенку приложить ладошку к рисунку в тетради. Обратите его внимание на то, что каждый пальчик превратился в гриб.

  • Спросите ребенка, все ли грибы на рисунке съедобные. Предложите выбрать название для каждого гриба. Напомните ему, где можно найти грибы, как их собирают.

  • Попросите ребенка определить последовательность создания рисунка, что кажется ему наиболее сложным в изображении и почему.

Рисунок. Растопырив пальчики, ребенок прикладывает ладошку к листу тетради и обводит простым карандашом. Используя различные линии, дорисовывает каждый гриб. Основание пальчика — ножка. Шляпка гриба — круг или овал. Дугой дорисовывает ручку и основание корзины. Узоры для корзины дорисовывает прямыми, волнистыми линиями.

 

ЗАГАДКИ ПРО ГРИБЫ

(Отгадки написаны задом наперед)

1.

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик,

Житель бора — …

(кивороб)

2.

Шоколадно-бурый гриб,

К скользкой шляпке лист прилип.

Воротник ажурный тонок —

Гриб такой зовут …

(конелсам)

3.

На пеньке сидят братишки,

Все в веснушках, шалунишки.

Эти дружные ребята

Называются …

(атяпо)

4

Под листами на поляне

В прятки девочки играли.

Притаились три сестрички,

Светло-желтые …

(икчисил)

5

В шляпе розовой, мохнатой,

Но не выглядит растяпой.

Будто плюшевое ушко,

Для соления …

(акшунлов)


Гриб, грибы

Весь Антошка —
Шляпка да ножка.
Дождь пойдёт —
Он подрастёт.

С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает — повезло!

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.

Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.

Подосиновик

Мальчик с пальчик,
Шапка красная.

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту —
Зовусь я — …

Подберёзовик

Не спорю — не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.

В роще у берёзки
Повстречались тёзки!

 

Боровик

Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три — и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду.

Груздь

Зашёл мужик в сосняк,
Нашёл слизняк,
Бросить — жалко,
Съесть — сыро.

Мухомор

Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.

Опята

Нет грибов дружней, чем эти, —
Знают взрослые и дети —
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.

Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой.

Лисички

Золотистые … —
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.

Мы в лес пойдем
Мы гриб найдем,
Ау, ау! Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается

infourok.ru

                                                Изложение 3 (73 слова).

            Лесные силачи.

            Ударила первая капля дождя. Начались соревнования гриба подосиновика, гриба подберезовика и гриба моховика.
            Первым выжимал вес подберезовик. Он поднял желтый лист березы и улитку. Подосиновик выжал три листочка осины, сосновую шишку и маленького лягушонка.
             Моховик был третьим. Он раззадорился, разхвастался. Малыш раздвинул шляпкой мох, подлез под сучок и стал выжимать. Но не смог. Только шляпку свою желтую раздвоил. Как заячья губа она стала.
             Победителем вышел подосиновик. Наградили его алой майкой чемпиона.
                                                              (по Н. Сладкову)

Вопросы к тексту.

1. Сколько частей в тексте?
2. Какие грибы участвовали в соревновании?
3. Что поднял подберезовик? Что выжал подосиновик?
4. Как выжимал вес моховик?
5. Кто стал победителем? Какая была награда?

Словарно-орфографическая подготовка.

1. Написание слов: соревнования, третьим, победитель, чемпион.
2. Проверь гласные в словах: д..ждя, нач..лись, гр..ба, л..сточка, ш..шка, ..сины, с..сновую, м..лыш, поб..дитель, нагр..дили.
3. Проверь согласные в словах: ка..ля, ули..ка, мо.., подле.., шля..ка.
4. Написание глаголов: не смог.
5. Выдели суффиксы в словах: подосиновик, подберезовик, моховик, лягушонок, сучок, маленький.
6. Выдели приставки в словах: подосиновик, подберезовик, раззадорился, расхвастался, раздвинул, раздвоил.
7. Разделительный ь: заяч..я.

www.miksike.net

«Подготовка к школе ТЕМА: пересказ рассказа Н. Сладкова «Лесные силачи»

.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

ТЕМА: пересказ рассказа Н. Сладкова «Лесные силачи» (по сюжетной картине)
ЦЕЛЬ: Обучение детей связному, последовательному логичному пересказу литературно- художественного   произведения от первого лица. Коррекция навыков грамматически правильного оформления высказываний. Активизация и обогащение словарного запаса детей по теме «Грибы», «Осень». Коррекция мышления, путем отгадывание загадки, памяти, путем дополнения слов и  словосочетаний, восприятия. Воспитание нравственно-этических чувств;
ОБОРУДОВАНИЕ: Осенние листья, рассказ Н. Сладкова «Лесные силачи», шапочки грибов, магнитофон, рисунки детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент.
Л.: В лес осенний на прогулку
 Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
 Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем
Может быть в лесу осеннем
Мы боровичка найдем.(Дети берутся за руки и за педагогом идут хороводным шагом «змейкой» между разложенными на полу листьями).
Актуализация знаний.
Л.: Вот мы с вами и в осеннем лесу. Что вы видите вокруг?Что вы слышите? (крики птиц, стук дятла, шелест листвы, завывания ветра, шум деревьев)Какие запахи кругом! Что вы чувствуете? (запах прелой травы, сырости, опавших листьев, грибов, свежести) Какие грибы вы может найти в осеннем лесу?Игра «Почему так называется?» (подосиновик, подберезовик, сыроежка, белый гриб) — объяснение детей
Словарная работа
Л.: Эти грибы растут в лесах. Но есть среди них грибы — ядовитые. Это мухомор, бледная поганка. (показ картинок и объяснение)
Чтение рассказа Сладкова «Лесные силачи»
Л: А помните мы с вами читали рассказ про съедобные грибы? Кто автор? Как называется рассказ? Сейчас мы его вспомним и расскажем по ролям. Я рассказываю — вы договариваете.»Ударила первая капля дождя, и начались соревнования. Соревновались трое:
гриб Подосиновик,
гриб Подберёзовик и
Белый гриб Первым выжимал вес подберёзовик. Он поднял листик берёзы и улитку.
Вторым номером был гриб Подосиновик. Он поднял три листика осины и лягушонка.
Белый гриб был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул головой мох, полез под толстый сучок и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал — не выжал. Только шляпку свою раздвоил: как заячья губа стала. Победителем вышел Подосиновик. Награда ему — алая шапка чемпиона.»

Речевая подвижная игра «За грибами». Импровизация движений.
Л.: А скажите, что можно делать с грибами?  (искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать, и т. д) Мы в лес пойдемМы гриб найдем,Ау, ау! Никто не отзывается,Лишь эхо откликается
Пересказ детьми от первого лица.
Л.: Сейчас расскажем наш рассказ о силачах. Кто будет автором? Кто подберезовиком, подосиновиком, белым грибом?   (распределение ролей, рассказы детей).
Загадки.
Л.:  Дети, какие вы загадки знаете о грибах, загадайте их?
Он стоит на ножке тонкой,             2. Он в сказочной шапочке красной
Он стоит на ножке гладкой,                            Но даже для волка опасныйПод коричневою шапкой                                                                           (Мухомор)С бархатной подкладкой?  (Опенок)3.   Богатырь среди грибов                                 4. Он стоит на ножке крепкойИ любимец грибников   (Белый гриб)          Под коричневою кепкой  (Подберезовик)
Итог.
Л.: В лесу все весело играли И грибы мы вспоминали. Посмотрели на часы- В группу нам пора идти.

Грибы в корзине

Материалы. Простой и ц

schoolfiles.net

Конспект по литературному чтению. 4 класс Тема: “Н.Сладков “Лесные силачи”. — Начальная школа — Мастерская учителя — Каталог статей

Конспект по литературному чтению.
4 класс
Тема: “Н.Сладков “Лесные силачи”.
Программно-образовательные задачи
Коммуникативная область:
— развитие диалогической и монологической форм речи;
— практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Восприятие художественной литературы:
— формирование навыка связного последовательного пересказа;
— формирование целенаправленного восприятия и анализа текстов.
Коррекция недостатков речевого развития:
— активизация и обогащение словаря по лексической теме “Грибы”;
— закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний;
Познавательно-исследовательская деятельность:
— развитие операций мышления (обобщение, анализ), внимания, слуховой памяти.
Двигательная деятельность:
— развитие общей и мелкой моторики, координации движений, темпа и ритма речи.
1. Ход урока.
2. Организация класса, объявление темы, цели урока.
3. Проверка домашнего задания.
4. Дыхательная гимнастика
Учитель читает стихотворение, дети на выдохе отвечают за эхо.
Девочка в лесу
Громко я в лесу кричала,
Гулко эхо отвечало.
Скоро будут холода?
Отвечало эхо: “Да!”
Сколько елочек, смотри!
Отвечало эхо: “Три!”
Старый дуб совсем засох.
И вздохнуло эхо: “Ох!”
Ну, прощай, иду домой!
Огорчилось эхо: “Ой!” (И. Калинина)
5. Беседа о писателе.
Николай Сладков родился 5 января 1920 г. в Москве. Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.

В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».
Первую книгу «Серебряный хвост» написал в 1953 г. Всего написал более 60 книг. Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу «Вести из Леса». Много путешествовал, как правило в одиночку, эти путешествия отражены в книгах.

Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания, как «Краешком глаза», «За пером синей птицы», «Осиновый невидимка», «Подводная газета», «Земля над облаками», «Свист диких крыльев» и многие другие прекрасные книги… За книгу «Подводная газета» Николай Иванович был удостоен Государственной премии имени Н. К. Крупской.

Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.

Подобный дар — рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога — дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями — такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям…
6. Первичное чтение текста Н. Сладкова “Лесные силачи”
7. Содержательный анализ текста
Что началось после первой капли дождя?
Какие грибы соревновались?
Кто первым выжимал вес?
Что поднял подберезовик?
Что выжал подосиновик?
Что случилось с моховиком, куда он подлез?
Кто стал победителем?
Какого цвета майка была у победителя, какая шляпка у подосиновика?
8. Лексико-грамматические игры
Игра “Подбери слова-родственники”
Гриб, грибок, грибочек, грибник, грибница, грибной (суп).
Лес, лесок, лесочек, лесник, лесовичок, лесной (запах). Игра “Слова-синонимы”
Соревнования – состязания
Победитель – чемпион
Выжал – поднял
Раззадорился – расхрабрился
9. Игра “Где растут грибы?”
Подберезовик – под березой. Подосиновик – под осиной. Моховик – подо мхом.
10. Физминутка.
Подосиновик красивый (Наклон вперед, руки вперед)
Примостился под осиной. (Руки в стороны – “раздвигаем ветки”)
Прдберезовик несмелый (Присесть, изобразить, как рассматриваем гриб)
Вырос под березой белой.
А под елкой шляпку вижу (Встать, руки внизу, слегка раздвинуть)
Видно там подъельник рыжий.
Только я ошиблась тут, (Встать, руки в стороны)
Гриб – то рыжиком зовут! (Поднимаем плечи от удивления)
11. Повторное чтение текста и выставление цепочкой опорных картинок
Капля – цифра 3 – подберезовик – лист березы – улитка – подосиновик – лист осины – сосновая шишка – лягушонок – моховик – мох – сучок – подосиновик.
12. Пересказ текста по цепочке опорных картинок
13. Итог урока и выставление оценок.
14. Домашенее задание. Выучить.
Лесные силачи.
Ударила первая капля дождя. Начались соревнования гриба подосиновика, гриба подберезовика и гриба моховика.
Первым выжимал вес подберезовик. Он поднял желтый лист березы и улитку. Подосиновик выжал три листочка осины, сосновую шишку и маленького лягушонка.
Моховик был третьим. Он раззадорился, разхвастался. Малыш раздвинул шляпкой мох, подлез под сучок и стал выжимать. Но не смог. Только шляпку свою желтую раздвоил. Как заячья губа она стала.
Победителем вышел подосиновик. Наградили его алой майкой чемпиона.
(по Н. Сладкову)
Вопросы к тексту.
1. Сколько частей в тексте?
2. Какие грибы участвовали в соревновании?
3. Что поднял подберезовик? Что выжал подосиновик?
4. Как выжимал вес моховик?
5. Кто стал победителем? Какая была награда

teacher-almaty.clan.su

Читать книгу Сказки лесной опушки (сборник) Н. И. Сладкова : онлайн чтение

Н. И. Сладков
Сказки лесной опушки (сборник)

© Сладков Н. И., насл., 2018

© Состав., оформление. ООО Издательство «Родничок», 2018

© ООО «Издательство АСТ», 2018

* * *
Хитрющий зайчишка

В жизни не видал такого хитрого зайца! Да и что сказать: не будь он так хитёр, давно бы попал орлу в когти или кому-нибудь из хищных зверей в зубы.


Лисиц, волков, рысей здесь множество, и они переловили всех зайцев на этом склоне горы. Остался один – Рваные Ушки.

Уши нарвал ему беркут – горный орёл – за неосторожность. С тех пор зайчишка и стал таким умным.

Беркут был молодой, неопытный. Старый орёл падает прямо на спину зайцу и ломает ему хребет. Молодой догонял зайчишку – и проловил. Вцепился когтями в длинные заячьи уши.

Заяц на бегу вырвал свои уши из страшных орлиных когтей и – шмыг под камни. Эти камни на склоне лежали грядкой, образуя собой как бы длинную трубу или нору: зайчишке под ней есть где пролезть, а лисе или орлу – никак.

Беркут сел перед входом, сунул в нору шею, а крылья его не пускают. Пришлось отказаться от добычи. Улетел другого зайца ловить – поглупее.

Зайцы не устраивают постоянных логовищ, как кролики. Кормятся они ночью. Начнёт светать – заяц поскачет, след свой запетляет, запутает, махнёт с него в сторону и заляжет на весь день где-нибудь под камнем или кустиком.

Да не спасли эти хитрости, давно известные всем любителям зайчатины, других зайцев на этом открытом, безлесном склоне горы. Уцелел один этот хитрющий зайчишка.

А почему уцелел? Потому что, вопреки всем заячьим обычаям, избрал себе постоянным логовом вот эту самую гряду камней, которая спасла его уже однажды от молодого беркута.

Не раз с тех пор охотились за ним и старые, опытные беркуты. Но зайчишка не отходил далеко от своих камней. Нырк! – и спрятался под ними.

Пробовали ловить его и волки. Да куда им – таким здоровым-то – подлезть под камни. В кровь себе горбину стёрли, а пришлось отступиться.



Пробовала ловить его и страшная рысь – большая пятнистая кошка с маленькой головой и гибким, как у змеи, телом. Во все дыры между камнями совала свой нос. Всюду под камнями вкусно пахло зайчатиной, но ни раздвинуть камни, ни проскользнуть между ними она не могла.

На беду заячью жили на той горе лисицы.

Уж лисицы-то – самые хитрые звери и зайцев ловить великие мастера.

Зиму зайчишка Рваные Ушки перезимовал у себя в камнях благополучно.

А весной, как стаял снег, увидали его лисицы: лис и лиска. Они в эту пору года дружно живут, детей выводят. Ну и, конечно, взялись за него вдвоём.

Зайчишка лежал на склоне – пузечко на солнце грел. А сам по сторонам косился: не грозит ли откуда опасность?

Лис к нему ну подкрадываться на согнутых лапках. Да не тут-то было!

Заметил зайчишка, вскочил… Лис за ним как кинется! А Рваные Ушки прыг-скок – и дома.

Лис стал у входа в зайчишкину нору и ждёт.



Рваные Ушки так делал: уйдёт тот, кто его ловит, – он подождёт немножко и выйдет наружу. Тут-то лис его и хотел схватить.

Но Рваные Ушки так испугался лиса, что пробежал всю длинную трубу, всю свою нору под камнями и выскочил с другой стороны каменной гряды. Так он не раз спасался от волков и рыси. Для них хороша была эта хитрость, а вот для лисиц – не очень-то! Лис только ещё начал подкрадываться к зайчишке, а лиска уже со всех ног бежала к другому концу каменной гряды. Прибежала и стоит у выхода из норы, караулит.

Зайчишке с его умишком где уж про такое догадаться! Он и выскочил из норы – прямо на лиску!

Лиска в это время уже облизывалась: мечтала, как сейчас сладкой зайчатинкой полакомится.

И хорошо, что облизывалась: не успела она язык убрать, зайчишка верть налево кругом – и нырк назад в нору!

Тявкнула лиска с досады, а ничего не поделаешь: сама виновата. Остаётся только теперь обоим охотникам – лису и лиске – спрятаться и терпеливо дожидаться, когда зайчишка с той или другой стороны каменной гряды выскочит. Правильную осаду держать.



Вот и сидят лисицы: лис – у входа, лиска – у выхода; ждут.

А зайчишка Рваные Ушки, не будь глуп, взял да высунул голову из дырки между камнями посередине гряды. Поглядел он в одну сторону – там лис караулит, за камень прячется. Поглядел в другую – там лиска за кустом сидит, караулит.

Видят и лисицы; высунутся вдруг посреди гряды длинные заячьи уши с чёрным пятнышком на конце, крутнёт ими заяц в одну сторону, крутнёт в другую – и опять уши спрячутся.

Поняли: надо снимать осаду. Видно, там у зайчишки между камнями трава растёт. Закусывает он ею. Его и измором не возьмёшь.

И ушли лисицы восвояси.

Вот до чего хитрющий зайчишка: двух лисиц провёл и цел остался!

Двое на одном бревне

Вышла речка из берегов, разлилась вода морем. Застряли на островке Лисица и Заяц. Мечется Заяц по островку, приговаривает:

– Впереди вода, позади Лиса – вот положение.


А Лиса Зайцу кричит:

– Сигай, Заяц, ко мне на бревно – не тонуть же тебе!

Островок под воду уходит. Прыгнул Заяц к Лисе на бревно – поплыли вдвоём по реке.

Увидела их Сорока и стрекотнула:

– Интересненько, интересненько… Лиса и Заяц на одном бревне – что-то из этого выйдет!

Плывут Лиса и Заяц. Сорока с дерева на дерево по берегу перелетает.

Вот Заяц и говорит:

– Помню, до наводнения, когда я в лесу жил, страсть я любил ивовые ветки огладывать! До того вкусные, до того сочные…


– А по мне, – вздыхает Лиса, – нет ничего слаще мышек-полёвок. Не поверишь, Заяц, целиком их глотала, даже косточки не выплёвывала!

– Ага! – насторожилась Сорока. – Начинается!..


Подлетела к бревну, на сучок села и говорит:

– Нет на бревне вкусных мышек. Придётся тебе, Лиса, Зайца съесть!

Кинулась голодная Лисица на Зайца, но бревно окунулось краем – Лиса скорей на своё место. Закричала на Сороку сердито:

– Ох и вредная же ты птица! Ни в лесу, ни на воде от тебя нет покоя. Так и цепляешься, как репей на хвост!

А Сорока как ни в чём не бывало:

– Теперь, Заяц, твоя очередь нападать. Где это видано, чтобы Лиса с Зайцем ужились? Толкай её в воду, я помогу!

Зажмурил Заяц глаза, бросился на Лису, но качнулось бревно – Заяц назад скорей. И кричит на Сороку:

– Что за вредная птица! Погубить нас хочет. Нарочно друг на друга науськивает!

Плывёт бревно по реке, Заяц с Лисой на бревне думают…


Лесные силачи

Ударила первая капля дождя, и начались соревнования. Соревновались трое: гриб подосиновик, гриб подберёзовик и гриб моховик.


Первым выжимал вес подберёзовик. Он поднял листик берёзы и улитку. Вторым номером был гриб подосиновик. Он поднял три листика осины и лягушонка. Моховик был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул головой мох, полез под толстый сучок и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал – не выжал. Только шляпку свою раздвоил: как заячья губа стала.

Победителем вышел подосиновик. Награда ему – алая шапка чемпиона.

Сыч

Жил-был в лесу Сыч: лапы цапучие, глаза завидучие. По ночам разбойничал, днём прятался в густых ветках. Но пришла осень, ветер-листодёр все листья содрал – негде стало прятаться.

«Надо дупло искать, – решил Сыч. – Зима на носу».

Нашёл дупло, стал в дупле жить. Что теперь ему зимние холода! А если ещё мышь про запас скогтить, так и зимний голод не страшен.

Скогтил жирную мышь, положил в дупло. Хороша мышь, вот бы ещё такую! Ещё скогтил – и опять в дупло.

«А теперь, – разохотился, – в самый раз синицу поймать!»


Синицу поймал, сунул в дупло. Землеройку придушил. Птичку пищуху. Потом птичку королька. Напоследок воробья придавил. И всех затолкал в дупло.

«Заживу теперь в сытости и тепле!»

И хотел было сам в дупло спрятаться. Да глядь, а места-то в дупле нет! Доверху дупло припасом забито, голову и ту не втолкнуть.

Сел рядом с дуплом на сук голый: перья от ветра дыбом, на носу дождевая капля. Что делать? Другое дупло искать – трудов жалко. Рядом с дуплом зимовать – себя жалко.

Стал Сыч у дупла жить, добро сторожить Худо ему: и дом есть, и припас есть, а радости нету.


Весеёлая игра

Притащила лиса лисятам мышек на обед. А лисята сыты – давай с мышами играть. Двое одну мышь схватили – тянут-потянут. А один сразу трёх мышей в пастишку – хап! Только хвостики висят.


Играли, пока не надоело. Тогда мышей бросили – в нору залезли. Легли у входа, мордочки на передние лапки положили – смотрят из тёмной норы на светлый мир. И видят: прилетели к норе мухи. Закружили, зажужжали. За мухами – птичка трясогузка. Тоненькая такая, серенькая. Хвостиком качает и ножками семенит. Пробежит и остановится, пробежит и остановится. А остановится – и закачает хвостиком. На мух смотрит.

Съёжились лисята. Трясогузка вправо, и лисьи глаза вправо, трясогузка влево – глаза влево.


Так и перекатываются.

Лисята как выскочат! Чуть-чуть птичку не поймали. Опять в нору забились – караулят.

Опять слетелись мухи. За мухами – трясогузка. У самой норы хвостиком дразнит.

Лисята как выскочат – чуть не поймали!

Тут уж и не поймёшь: игра это или охота?

Вот в который раз выскочили – и опять зря. Сбились в кучку. А сверху, с синего неба, нависла тень, заслонила солнце.



Кинулись лисята разом в нору – еле протиснулись.

Это орёл их припугнул.

Видно, ещё молодой орёл, не бывалый. Тоже, наверное, играл – у всех зверят да у птиц все игры в охоту. Только игрушки у всех разные. У одних – мыши, у других лисята. Играй да поглядывай!

А удобная это игрушка – мышь. Хочешь в охоту с ней играй, хочешь – в прятки. А надоело – хап! – и съел.

Как медведь сам себя напугал

Вошёл в тёмный лес медведь – хрустнула под лапой валежина. Испугалась белка на ёлке – выронила из лапок шишку.

Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Сорвался заяц с лёжки – помчался в гущину.

На тетеревиный выводок наскочил – переполошил всех до смерти.



Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался – та крик подняла на весь лес.

У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе – охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать!

Журавлей на болоте вспугнули – те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.

Остановился медведь, насторожил уши.

Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!

Не уйти ли подобру-поздорову? Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила.

Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.



Чья проталина?

Увидела Сорока первую проталину – тёмное пятнышко на белом снегу.

– Моя! – крикнула. – Моя проталина, раз я первая её увидела!

На проталине семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку – отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись – Грач.

iknigi.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *