cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Легенда о флейте пана – Флейта Пана

Содержание

Мифы и легенды о музыке

С древних времён с помощью музыки вводили в транс, передавали послания божествам, музыкой зажигали сердца на битву и благодаря гармонии нот устанавливали мир между враждующими сторонами, мелодией признавались в любви. Сказания и легенды о музыке донесли до нас из глубины веков много интересного.

Мифы о музыке имеют довольно широкое распространение у древних греков, но поведаем вам из их мифологии только одну историю, историю про появление на Земле флейты.

Миф о Пане и его флейте

Однажды козлоногий бог лесов и полей  Пан повстречал прекрасную наяду Сирингу и полюбил её. Но дева была не в восторге от ухаживаний  весёлого нравом, но страшного ликом лесного бога и убежала от него прочь. Пан побежал следом, и ему почти удалось её настичь, но Сиринга взмолилась к реке, чтобы та её спрятала. Так прекрасная дева превратилась в тростник, а опечаленный Пан срезал  стебель этого растения и сделал из него многоствольную флейту, которую в Греции называют именем наяды – Сирингой, а у нас этот музыкальный инструмент известен как флейта Пана или свирель. И сейчас в лесах Греции вы можете услышать печальный звук тростниковой  флейты, который иногда похож на ветер, иногда на плач ребенка, иногда на напев женского голоса.

Есть еще одна легенда о флейте и любви, эта история была частью традиции индейского народа племени Лакота, а теперь стала достоянием всего индийского фольклора.

Индийская легенда о флейте и любви

Индейские парни, даже если были бесстрашными воинами, могли стесняться подойти к девушке, чтобы признаться ей в своих чувствах, и вдобавок ко всему, на ухаживания не было времени и места: в типе с девушкой жила вся семья, а за поселением, влюбленных могли съесть животные или убить белые люди. Поэтому у юноши был в распоряжении только рассветный час, когда девушка шла по воду. В это время юноша мог выйти и заиграть на флейте-пимак, а его избранница  в знак согласия могла только бросить смущенный взгляд и кивнуть. Потом в селении девушка имела возможность определить юношу по технике игры и выбрать своим мужем, поэтому этот инструмент еще называют флейтой любви.

Есть сказание, которое гласит, что однажды дятел научил охотника делать флейту-пимак, а ветер показал какие прекрасные мелодии можно извлекать из неё. Есть и другие легенды о музыке, которые рассказывают нам о передаче чувств без слов, например, казахское сказание о домбре.

Казахская легенда о музыке

Жил злой и жестокий хан, которого боялись все. Этот тиран любил только своего сына и всячески его оберегал. А юноша очень любил охотиться, не смотря на все увещевания отца о том, что это очень опасное занятие. И однажды, отправившись на охоту без слуг, парень не возвратился. Опечаленный и расстроенный правитель послал своих слуг на поиски сына со словами о том, что зальет глотку расплавленным свинцом тому, кто принесет печальную весть. И ушли слуги в ужасе искать сына, и нашли его растерзанного диким вепрем под деревом. Но благодаря совету конюха, слуги взяли с собой мудрого пастуха, который сделал музыкальный инструмент и сыграл на нем хану печальную мелодию, в которой было понятно без слов о смерти сына. А правителю ничего не оставалось сделать, как залить расплавленным свинцом в отверстие деки этого инструмента.

Кто знает, быть может, некоторые мифы о музыке основаны на реальных событиях? Ведь стоит вспомнить  легенды про арфистов, которые исцеляли своей музыкой смертельно больных правителей и нынешнее время, когда появилась такая отрасль в нетрадиционной медицине, как арфотерапия, благотворное действие которой подтверждено наукой. В любом случае – музыка одно из чудес человеческого бытия, которое достойно легенд.

Автор – Артур Витер




music-education.ru

Как появились первые духовые инструменты

Первые свистковые инструменты

Говорят, что изобретателями самых первых музыкальных инструментов были дети. Да, да. Обратили ли вы внимание на то, что исполнение музыки, музицирование называется игрой. Играют на скрипке, играют на рояле, играют на баяне и на балалайке. Даже про самый большой оркестр, в котором сидят взрослые музыканты, говорят: «оркестр играет».Кто знает может это потому, что с игры, с игрушек начались музыкальные инструменты.

Вот древний охотник делает дырочки в высушенной звериной или птичьей косточке, чтобы нанизать их на стебель растения или жилку. Получается ожерелье. Такое ожерелье не только украшение. Ведь у хорошего охотника -большое ожерелье, а у плохого несколько косточек болтается. Сразу видно, кто более ловок и смел. Для охотника такое ожерелье-знак отличия, а для его малолетнего сына — игрушка. Сунул первобытный ребёнок косточку в рот, подул в неё — и раздался свист. Это был первый звук будущей свирели.

А кто из мальчишек не бросал камешки на дальность, соревнуясь в силе и ловкости. И уж, наверное, мальчишки заметили, что быстро летящий камень рассекает воздух со свистом. Ну а если такой камень с острыми краями привязать к верёвке или длинной палке и быстро вертеть над головой? Он будет свистеть, как чуринга в руках первобытного колдуна. А если вместо камня взять деревянную пластинку с отверстиями, то воздух будет в этих дырочках высвистывать настоящие рулады. Это и есть чуринга- древний музыкальный инструмент.

Чтобы объяснить непонятное, люди придумывали всемогущих богов, злых и добрых духов и при писывали им всё, что казалось им самым чудесным и не объяснимым.

Музыка тоже казалась им чудом. И про появление музыкальных инструментов было выдумано множество легенд и мифов. Но легенда-это вымысел, в глубине которого всегда спрятана правда.

Посмотрите на изображение странного существа — получеловека-полу зверя [репродукция с картины М. Врубеля «Пан»]. И посмотрите, что же в руках у фантастического лесного божества?

Мы видим ряд трубок различной величины, подобранных по росту и скреплённых между собой. Это музыкальный инструмент. Похожие музыкальные трубки есть почти у всех народов мира. У греков такой музыкальный инструмент называется сиринкс или сиринга, у русских — кугиклы, у литовцев — скудучяй, у грузин — соинари. Но самое главное его, название — флейта Пана.

Легенда о возникновении флейты пана

Существует легенда о возникновении флейты. Однажды лесной бог Пан, встретив нимфу по имени Сиринга, был очарован её красотой. Взглянув на уродливого Пана, козлоногого, с рогами и длинной бородой, нимфа испугалась и обратилась в бегство. Добежав до реки, нимфа стала просить речного бога спасти её. Он внял мольбам и тотчас превратил её в тростник. Пытаясь в этот момент обнять Сирингу, Пан увидел в своих руках вместо неё тростник. Загрустил Пан, срезал несколько тростинок разной длины, скрепил их и заиграл на этом инструменте, который с тех пор зовётся «сирингой» или «флейтой Пана».

Вот такая легенда. Ей четыре тысячи лет. Мы знаем, что в каждой легенде есть какая-то правда. Какая же правда в этой легенде? Люди дума ли, что правда здесь -только свирель. Бородатый Пан — это, разумеется выдумка. А вот свирель из тростника — она ведь существует на самом деле. И ещё одна правда в этой легенде. Она родилась в древней Греции, значит, и свирель эту изобрели, конечно же, древние греки.

Но вот как-то раз учёные-археологи копали в степях за Волгой курган. Курганами называются древние могилы. Раскопав один из таких курганов, они обнаружили в нём восемь костяных трубочек, словно выстроившихся по росту и с ровненькими срезами.

Это была свирель, похожая на ту, о которой идёт речь в старой легенде. Но учёные очень удивились, что курган, в котором ее нашли, находится далеко от страны греков. Может быть, эту флейту завезли в далёкие края торговые люди или путешественники?

Нет, учёные высчитали, что кургану тому пять тысяч лет. Он на тысячу лет старше легенды, сочинённой древними греками. Значит, флейта попала в курган задолго до того, как про неё узнали греки. И родилась флейта намного раньше древней легенды и далеко от древнегреческой земли [А. Клёнов «Там, где музыка живет»].

Вот и выявилась в старой легенде новая правда. Правда о том, что родина одного из самых древних музыкальных инструментов не далёкая Греция, а приволжская степь. Так из легенд, древних рисунков и рукописей, археологических раскопок мы узнаем, как начиналась музыка, для чего она была нужна людям, какой она была.

Поперечная и продольная разновидности флейты

А как сложилась судьба флейты с отверстиями? Тут придется хорошенько разобраться. Во-первых, какой флейты поперечной или продольной?

Поперечная — это та, у которой отверстие для вдувания воздуха находится в одном ряду с отверстиями для пальцев. Её держат поперёк лица, несколько набок. Современный симфонический оркестр в своём составе имеет тоже поперечную флейту, только очень совершенную.

А продольная флейта — это нечто другое. У башкир это «курай», у узбеков -«най»(не путайте о молдавским),у белорусов — «дудка», «флуэр» — у молдован, «сопилка» — у украинцев, «саламури» — у грузин, «свирель» — у русских. Можно ещё перечислять названия продольных флейт многих народов мира. Но для того, чтобы понять, чем их устройство принципиально отличается от поперечных, вспомним всем известную русскую народную песню «Во поле берёза стояла», то место, где в ней поётся:

Песне этой не одна сотня лет, но исследователи фольклора относят её к не очень древним. Однако слова ее невольно возвращают нас к временам языческой Руси, когда по весне водили хороводы, приветствуя бога солнца Ярилу. Тогда, видимо, и были срезаны эти пруточки.

Вы, конечно, знаете как устроен обыкновенный свисток. Такую же клювовидную форму принимает и отверстие свирели. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он тоже делал себе весной свирель из прутиков берёзы.

Что внушило человеку мысль дать голос тростинке? Ветер ли, что нежно колыхал заросли тростника или беззаботное пение лесных птиц?

Ведь и сейчас композиторы, когда хотят изобразить в музыке пение птиц, прибегают чаще всего к флейте. Так поёт соловей в «Пасторальной симфонии» Бетховена и чёрный скворец в произведении французского композитора Мессиана. и весёлая птичка из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк».

Но флейта умеет петь не только весело и беззаботно. Она может петь нежно и сильно, мягко и серебристо, как в чарующей мелодии из оперы Глюка «Орфей»…

Флейта может звучать как человеческий голос, недаром её звук сравнивают с колоратурным сопрано. Ведь и само название инструмента не случайно происходит от латинского слова «flatus», обозначающего дуновение.

Но не сразу звук флейты стал таким нежным, серебристым, и тембр её не всегда был таким чистым и мягким. Не сразу её звучание приобрело ту яркость и блеск, которые позволяют ей соревноваться с целым оркестром.

Испокон веков флейта была пастушеским инструментом, её звуками пастухи созывали свои стада.

У исконных обитателей Америки мы также встретим флейту, тростниковую и даже каменную. О флейте у индейцев повествует нам

Интересно, что знакомство Васко де Гама с африканцами началось с. флейт. Когда мореходы впервые спустились на африканский берег они увидели около двухсот негров которые играли на флейтах. Одни из них производили высокие звуки, другие — более низкие, но, по словам путешественника-европейца, «вместе образовывалась гармония довольно приятная». Вот как удивила флейта первых европейцев в Африке.

С незапамятных времён бытует флейта и в Индии. Её называют здесь ванша, и уже в древних трактатах мы находим множество упоминаний о ванше, о приёмах игры на ней.

С поперечной флейтой в руках изображался бог Кришна, и когда он играл на ванше, «даже коровы, птицы, деревья и дикие животные содрогались от восторга».

В древней Элладе распространена была многоствольная флейта, флейта Пана или сиринга. Вот как описывает древнегреческий автор этот инструмент: «Си-ринга состоит из нескольких трубок, каждая трубка — это тростник. Самый высокий тростник издаёт самый высокий звук, а самый короткий звучит ниже всех. Так же, как под пальцами Афины заливается флейта, так в устах Пана поэт сиринга.

Флейтисты в Древней Греции и Риме пользовались особым почётом. Упоминания о знаменитых флейтистах встречаются у многих античных авторов. Так, рассказывают, что «жил когда-то флейтист по имени Антигенид, сладостен был каждый звук в игре этого музыканта, все лады были знакомы ему, он мог воссоздать для тебя, по твоему выбору, и простоту эолийского лада, и богатство ионийского, и грусть лидийского».

Высоко ценили флейтистов и просвещённые люди средневековья и Возрождения. И это несмотря на то, что церковь часто преследовала музыкантов, предавала их искусство анафеме.

Флейты в средневековом городе звучат повсюду — на площадях и шумных улицах, во время празднеств и торжественных шествий, с флейтой не расстаются бродячие скоморохи-жонглёры, без неё не обходится народное веселье. Не редкость флейта и в руках чинного придворного музыканта.

Играли в те времена на продольной флейте. Звук её мягче в сравнении с современной, более нежен, но зато он менее характерен и ярок, и сила его звучания, также значительно уступает поперечной флейте. Продольная флейта сохранялась ещё очень долго, лишь постепенно её начала сменять поперечная, пришедшая в Европу из Азии [Альманах для школьников. «Музыка и ты», вып.8, 1989].

В 17-18 веках флейта занимает своё место в оркестре и становится концертным инструментом. Исполнительские возможности инструмента уже так велики, что флейте подвластны самые разнообразные краски: и тихая меланхолическая грусть, и весёлое щебетанье, и передача самых глубоких, сокровенных переживаний человека. В медленной части концерта Перголези флейта звучит кристально чисто. Звук её струится, как прозрачный тихий ручеёк, перед нами словно возникает идиллически-пасторальная картина. А в концерте Вивальди «Ночь» флейта — певица ночи, фантастических сновидений, глубоких и порой мрачных переживаний.

Флейта в 18- начале 19 века заняла прочное место в камерной музыке, с участием этого инструмента пишут ансамбли Бах, Гендель, Телеман, Моцарт, Гайдн.

В 18 — начале 19 века флейта проникла и в русскую музыку. Глинка в прозрачных звуках инструмента услышал восточную негу, чарующую томность и использовал флейту в «Персидском хоре» в опере «Руслан и Людмила».

Иные возможности почувствовал в инструменте Римский-Корсаков. Он считал, что тембр у флейты холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного характера, что трудно найти инструмент для лучшего выражения сказочной завороженности, хрупкости, призрачности. И поручил флейте тему холодной снежной красавицы Снегурочки.

Часто использовали русские композиторы прошлого века флейту и в камерных произведениях. И это не случайно, потому что многие из них сами владели этим популярным инструментом, который в ту пору в быту был очень популярен и распространён. Глинка, например, играл на флейте в оркестре своего дяди, Бородин и Чайковский также владели флейтой. Один из самых любопытных примеров использования флейты как камерного инструмента — Квартет Алябьева для четырёх флейт.

Флейта становится модным инструментом и в быту. Играть на флейте считается галантностью, признаком хорошего тона. В пудреных париках собираются вечерами в салонах музыканты и в руках у них флейты, скрипки, виолы. Играют на вечерах и просто для себя — дома. Много упоминаний о любителях флейтового искусства мы встретим и в литературе. На флейте играет Молчалин в «Горе от ума», Урия Гип в «Давиде Копперфилде». В чопорных салонах аристократы и придворные услаждали свой слух нежной игрой на флейтах, а на улице звучала совсем иная музыка.

Как не похожи визгливые, пронзительные звуки этой флейты на галантную музыку салонов. Это военная, так называемая барабанная флейта. И не зря Сергей Прокофьев в музыке фильму «Иоручик Киже» избрал флейту для характеристики мертвого павловского царства, для обрисовки бездушной государственной машины царизма. Под такие вот звуки маршировали солдаты царской армии, и под эти же звуки секли провинившихся солдат.

Но оставим эту жуткую музыку… И вновь обратимся к флейте — нежной певице, флейте — инструменту блестящему и виртуозному. Усовершенствованная немецким музыкантом Теобальдом Бёмом, поперечная флейта в 19 веке окончательно вытеснила свою соперницу — продольную. Звук её обрел кристальную чистоту, а виртуозные возможности инструмента необычайно расширились. Лёгкая праздничность, мягкая меланхолия, таинственная сказочность, изображение восхитительньх картин природы — всё это стало доступно ей.

Флейте и её разновидностям — малой или пикколо, басовой и альтовой -композиторы поручают мелодии самого разнообразного характера. Флейта оказалась подходящей и для выражения пробуждающейся любви Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», и для создания образа совершенно противоположного — фашистского нашествия в Седьмой симфонии Шостаковича.

Бытование духовых инструментов у тюркских народов

Любопытные сведения можно найти о развитии духовых инструментов в Казахстане. Остановимся на этом подробнее.

Духовые инструменты у тюркских народов бытовали в глубокой древности. Исследователи указывают на восточное происхождение духовых инструментов, которые были обнаружены среди народов Средней Азии и Казахстана [Б. Сарыбаев «Казахские музыкальные инструменты» 1989].

Самые древние духовые инструменты не имели игровых отверстий и применялись лишь для подачи сигнала. С появлением отверстий на трубке духовые инструменты значительно обогатились техническими возможностями. Если раньше мелодию исполняли лишь на нескольких трубках, то теперь ту же мелодию, благодаря отверстиям, можно было сыграть на одной.

Дальнейшее развитие духовых инструментов происходило в двух направлениях:

а) расширение диапазона за счёт увеличения трубок без отверстий;

б) расширение диапазона за счет увеличения числа отверстий.

К последнему типу инструментов относят камыс-сырнай и кос-сырнай.

Название «сырнай» является общераспространённым термином, применяемым к

различным видам музыкальных инструментов. У многих народов духовые инструменты носят названия: сур, сурма, зурна, сурнай, най, нэй, сарнай, сырбаснай. Слово «сырнай» состоит из двух слов — «сыр» и «най». В казахском языке «сыр» употребляется в значении -тайна, секрет. Словом «най» называли инструменты и некоторые трубчатые предметы. Видимо, ив этом случае название родилось в связи с выражением сокровенных чувств, которые исполнитель передавал посредством звуков.

Для отличия духовых инструментов к общему названию «сырнай» добавляли слово, связанное с особенностью устройства пли материала, из которого был изготовлен инструмент, а иногда и с приёмом звукоизвлечения. Например, камыс — сырнай (инструмент из камыша), муиз-сырнай (инструмент из рога, муиз — рог),кос — сырнай (инструмент, состоящий из двух тру-бок, кос — пара),саз — сырнай (инструмент, изготовленный из глины, саз-глина) [Б. Сарыбаев «Казахские музыкальные инструменты», 1989].

Развитие духовых инструментов в казахстане

Интересные сведения о казахских духовых инструментах можно найти во многих этнографических работах.

Этнограф Н. Слюз, побывавший, в начале 60-х годов 19 века среди каза-хов Западной Сибири, также встречается с древним духовым инструментом. «Музыкант, обыкновенно играющий на инструменте, имеющем некоторое сходство с деревенским пастушеским рожком,- пишет Слюз, -есть вместе с тем и импровизатор, восхваляющий под пронзительные звуки добродетели и доблести присутствующих». Судя по описанию характера звучания исполняемой на «рожке» воинственной музыки, инструмент типа муиз-сырнай применялся в походах как сигнальный инструмент.

В 1920-е годы А. Затаевич записывает несколько мелодий, в прошлом исполнявшихся на сырнае. Одну из них он услышал от певца Мухтара Жылкайдарова из Атбасарского района Акмолинской области.

Особенности мелодий, исполняемых на сырнае, состояли в том, что они много раз повторялись в свободной импровизации. Варьировали чаще всего в конце темы.

Камыс-сырнай и кос-сырнай исчезают на территории Казахстана постепенно. В южных районах страны долгое время бытовали инструменты и исполнительские традиции сырнаистов. И поныне в Южно-Казахстанской области встречаются старожилы, которые в прошлом славились игрой на этом инструменте. К некоторым из таких инструментов прикреплялся рог (Южно-Казахстанская область, Карагандинская область).

Камыс-сырнай и кос-сырнай, изготовленные из камыша(тростника) отличаются от других духовых инструментов по силе звучания и тембру. Своеобразный тембр создаётся благодаря язычку, посредством которого извлекается звук. Если же из этих трубок извлечь звук, как это делается на сыбызгы или флейте, то тембр будет иной.

Удалось встретить аксакалов, которые в молодости играли на камыс-сырнае и кос-сырнае. Один образец камыс-сырная с тремя отверстиями изготовил народный мастер Б. Анесов. Его инструмент имел три отверстия, от расположения которых зависел звукоряд, а старинные образцы имели до шести отверстий.

На камыс-сырнае и кос-сырнае исполнялись небольшие по диапазону, несложные народные мелодии. Звуки этих инструментов иногда служили сигнальным знаком, играли на этих инструментах в основном молодые леди, но встречались исполнители и более почтенного возраста. Камыс-сырнай и кос сырнай могут быть использованы и как солирующие и как ансамблевые инструменты.

Способы звукоизвлечения на разных инструментах различны. На камыс-сырнае каждое отверстие даёт лишь один определённый звук. При игре на камыс-сырнае и кос-сырнае можно изменять высоту тона, прижимая языком отверстие трубки,а также раздвигая губы. Потребность в дыхании при игре на этих инструментах значительно больше, чем на сыбызгы.

Древние духовые инструменты употреблялись в различных целях: сырнай, изготовленный из камышовых трубочек, был популярен среди молодёжи, а сырнай с сильным звуком, изготовленный из рогов или костей — в военных походах.

Найдены уникальные экземпляры духовых инструментов, изготовленных из глины. Это саз-сыркай, ускирик и тастаук. Эти инструменты относятся к типу окарины. Подобные инструменты изготовлялись из глины с последующим обжиганием её. Они имели различные размеры и форму (птиц, животных, рыб, наездников, многоголовых коней и т.д.) Их разрисовывали и иногда покрывали глазурью. Встречаются инструменты с диапазоном терции и более, иногда диапазон доходит и до октавы. На таких инструментах дети (реже- взрослые) исполняли народные песни. Все они представляли разновидность флейты со свистковым устройством. У некоторых народов подобные инструменты не имеют свисткового устройства. Сюда относятся и казахские глиняные инструменты. В настоящее время окариновые инструменты сохранились только как детские музыкальные инструменты-игрушки. Наибольшее распространение получили окарины с тремя-четырьмя, игровыми отверстиями.

В 1971 году во время археологических раскопок города Отрара был найден небольшой глиняный предмет величиной с гусиное яйцо, с двумя маленькими отверстиями по диаметру, размещенные на противоположных концах. Когда его показали местным жителям, выяснилось, что это древний музыкальный инструмент саз-сырнай (саз-глина, сырнай — общий для духовых инструментов термин).

Первое, что попытались сделать — извлечь звук из этого долго молчавшего древнего инструмента. Принцип звукоизвлечения оказался близок к флейтовому. Ве-роятно, на этом инструменте исполняли небольшие древние напевы, подражали завыванию ветра, голосам птиц и животных.

О древнем саз-сырнае ещё помнят в некоторых районах Казахстана, например, рассказывают, что в Амангельдинском районе Тургайской области жил Умир-зак Турмагамбетов(умер он в 1947 году в возрасте 60 лет),который играл на сыбызгы и саз-сырнае. Саз-сырнай, принадлежавший ему, в отличие от найденного археологами при раскопках Отрара, имел три отверстия [Б. Сарыбаев « Казахские музыкальные инструменты» 1989]. Другой глиняный музыкальный инструмент — ускирик — также бытовал с древних времён. Но найти его удалось лишь в 1974г., так как в последнее столетие он постепенно вышел из употребления. Ускирик представляет собой небольшой полый глиняный сосуд, напоминающий по форме силуэт летящей птицы (по свидетельствам очевидцев, встречались ускирики, которые своими контурами напоминали верблюда или черепаху). Название инструмента «ускирик» (трескучий мороз) связано с тем, что звуки его похожи на завывание ветра в трескучий мороз. Звукоряд инструмента небольшой -до, ми, фа, соль второй октавы. На нём исполнялись короткие несложные наигрыши, инструмент был в основном забавой детей, но и среди взрослых находились любители игры на нём. Ускирик в прошлом получил распространение даже больше, чем саз-сырнай, поэтому чаще встречаются очевидцы, дающие подробные сведения о нём.

Тастаук отличался от саз-сырная и ускирика формой (походил на курицу или цыплёнка). Сходство этих инструментов — в звуков извлечении, приёмах игры. Они не имеют свистковой системы, и извлечение звука значительно отличается от других подобных им инструментов. Звуками окариновых инструментов (саз-сырнай, ускрик и тастаук) исполнители подражали голосам птиц — кокек (кукушки),таукудрет (кулика) и других, а также крикам животных. На них исполнялись и народные песни. Играли в основном дети, пастухи.

В этнографических источниках 18-19 веков чащи всего встречаются сведения о таком инструменте, как сыбызгы, что свидетельствует о широком его распространении, в народном быту. Одно из ранних сведений о сыбызгы имеется в книге капитана И. Андреева, вышедшей в 1795 году. То, что сыбызгы до второй половины 19 века была распространена повсеместно, подтверждается также записками известного исследователя Левшина. Интересные сведения имеются и у этнографа И. Липаева. «У казахских музыкантов Семипалатинской области в большом ходу сыбызгы», -пишет он. «Делается сыбызгы из тальника или какого-нибудь иного дерева, на поверхности для изящества перевязывается тонкой бечёвкой, затянутой прозрачной кожицей. Внутренность просверлена довольно искусно и чисто отделана. Отверстий для звуков только три, и вместо клапанов они закрываются — кончиками пальцев руки».

Однако к концу 19 века в ряде областей Казахстана инструмент становится уже редкостью. Неравномерное исчезновение сыбызгы среди населения различных областей подтверждают многочисленные сведения этнографов. Например, этнограф П. Тихов, хорошо изучивший Туркестанский край, сообщает: «За двенадцать лет жизни в Туркестане мне только один раз пришлось увидеть сыбызгы и то мельком.» Исчезновение сыбызгы в этих краях он объясняет двумя факторами:

Об одном интересном экземпляре сыбызгы казахов Урала пишет известный учёный второй половины 18 века И. Лепёхин: «Калмыки пишут сию дудку цур, татары — курай, казахи называют оную дудку чибызгой… На тонком конце оного вырезаны три дырочки, которые игрок закрывает тремя пальцами одной руки попеременно, а другою рукой, когда надобно закрывает нижнюю, узкую дырку ствола. Широкой дырой приставляет дудку к верхним зубам и прижимает к верхней губе и языку. Чрезвычайное упражнение требуется к тому, чтобы заиграть в такую дудку: если же играет на ней хороший игрок, то голосом она походит на малую флейту». Ценность этого описания в том, что здесь говорится о приемах игры. И это важно, потому что описывается извлечение дополнительных звуков путём перекрытия нижнего отверстия трубки, что было характерным приёмом игры на сыбызгы.

Сыбызгы (что в переводе означает тростник) считалась любимым инструментом пастухов. На её изготовление не требовалось много времени: опытному мастеру достаточно было 10-15 минут. Срезалась трость длиной в 500-700 мм, в которой прорезалось три-четыре игровых отверстия. Перед игрой, ради лучшего звучания, сыбызгы внутри смачивали. Кроме тростника и дерева материалом для изготовления инструмента служил металл. Сыбызгы, изготовленную из металла, этнографы находили ещё в 1860-е годы.

Одним из сложных процессов в игре на сыбызгы является извлечение мягкого и чистого звука. Поэтому в использовании сыбызгы как оркестрового инструмента, исполнитель встретил много трудностей, связанных с простотой инструмента. Многие попытки усовершенствования инструмента не увенчались успехом. По этой причине, а также ввиду отсутствия исполнителя в настоящее время, партия сыбызгы в оркестре часто исполняется на флейте.

В наше время сыбызгистов можно встретить лишь в Восточно-Казахстанской области. Инструмент раньше исчезает в западных районах Казахстана, где известных исполнителей можно было встретить лишь в 30-е годы прошлого XX века. Старожилы Сары-Суйского района Жамбылской области, в возрасте 80-ти лет, по их воспоминаниям уже не встречали у себя на родине сыбызгистов. Это означает, что в начале XX века в этих краях сыбызгы уже не было. Зато много сыбызгистов среди казахов, проживающих в Монголии.

В 1934 году делались первые попытки усовершенствовать сыбызгы. Первый руководитель оркестра казахских народных инструментов, А.К. Жубанов вместе с известным музыкальным мастером И. Романенко в основном работали над тем, чтобы сделать инструмент пригодным для игры в оркестре. Для этого нужно было, чтобы строй и звукоряд сыбызгы соответствовал репертуару оркестра. Как уже говорилось выше, первоначально сыбызгы использовали лишь в народных ритмически несложных кюях. Труднее было, когда дело касалось партитур произведений композиторов Казахстана. Исхак Валиев в основном играл на сыбызгы, изготовленной из тростника. Настройка инструмента производилась им на слух. М. Романенко изготовил ему несколько сыбызгы из дерева, однако, эти образцы не сохранились. Один экземпляр сыбызгы с пятью отверстиями, изготовленный из металла в 1936 году, в настоящее время хранится в Центральном музее музыкальной культуры имени Глинки в столице России в Москве.

Изучив сохранившиеся экземпляры инструментов, мы приходим к выводу, что до 1939 года сыбызгы ещё не была достаточно усовершенствована для игры в оркестре.

Инструмент сыбызгы очень похож на флейту. Различие у них только в способе звукоизвлечения: если флейтист струю воздуха направляет губами, то сыбызгист -языком.

Музыка, исполняемая на сыбызгы и на флейте, приобретает прозрачность и окрылённость.

www.microarticles.ru

Сказка о флейте Пана | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Сказка «Флейта Пана» Подготовила: педагог дополнительного образования МБУ ДО ДТ №4 Руководитель объединения «Сказочная флейта», «Волшебная флейта» Хрипунова Ирина Викторовна

Слайд 2

Милые ребята! Рад нашей встрече! Мне, старому и мудрому Гному, всегда нравится рассказывать сказки и легенды.

Слайд 3

Сегодня я хочу поведать Вам удивительную и трогательную легенду, повествующую о рождении прекрасного музыкального инструмента.

Слайд 4

Этой легенде много сотен лет, но она столь красива, что бег времени не властен над ней, и люди всегда слушают её с удовольствием и замиранием сердца.

Слайд 5

Легенда расскажет Вам о прекрасной нимфе СИРИНКС, боге полей и пастбищ ПАНЕ , о любви…

Слайд 6

А ещё легенда поведает о прекрасной музыке и музыкальном инструменте с красивейшим, нежным и певучим звуком – ФЛЕЙТЕ ПАНЕ.

Слайд 7

В давние времена жил бог ПАН, покровитель природы, пастбищ и пастухов. Но вот что интересно: сколь был уродлив ПАН, столь прекрасна была окружающая ПРИРОДА!

Слайд 8

Пан родился с длинной бородой, козлиными рогами и копытами. Согласитесь, безобразное и устрашающее зрелище!

Слайд 9

Однажды увидел Пана златокудрый бог ЭРОТ, и пустил в него стрелу из своего лука.

Слайд 10

В тот же день встретил Пан в лесу прекрасную нимфу СИРИНКС (СИРИНГУ) и влюбился в неё без памяти.

Слайд 11

Хотел он подойти к красавице, но, испугавшись уродливого бога, она убежала. Природа помогла влюблённому Пану: путь нимфе преградила река.

Слайд 12

вместо Сиринги Пан обнял гибкий, тихо шелестящий тростник. Долго стоял на месте влюблённый бог, вздыхая и тоскуя. В нежном шелесте тростника он слышал голос прекрасной нимфы.

Слайд 13

Срезал тогда Пан несколько тростинок и, скрепив их воском и соломинкой, сделал сладкозвучную флейту.

Слайд 14

Пан прожил долгую и тоскливую жизнь без своей любимой нимфы. Флейта напоминала ему о её красоте и прекрасном голосе.

Слайд 15

Эта легенда полна грусти, красоты, любви…Почти всё прекрасное надо выстрадать. Если бы не эта трагедия, то в искусстве не было бы прекрасного звучания флейты.

Слайд 16

Флейта Пана дала жизнь всем последующим флейтам, самым разным по форме и виду, но с одинаково прекрасным голосом.

Слайд 17

Мелькают годы, плывут над землёй столетия, но голос флейты, продолжает воспевать прекрасные чувства – любовь и красоту.

Слайд 18

Благодарю за внимание!

nsportal.ru

Флейта Пана: миф о боге Пана

Флейта Пана – это та ещё редкостная флейта, которая изготавливается из дерева, которая состоит из нескольких пустотелых трубок разной длинны, которые соединены. Давайте рассмотрим более детально саму флейту, и Бога, в честь которого она была названа.

Бог Пан

Нижние торцы флейты Пана всегда закрыты, а верхние производятся открытыми. В настоящее время, существуют много различных видов флейты Пана:

  • Индейская сампони;
  • Однорядная;
  • Двухрядная;
  • Литовская;
  • Грузинская.

Это далеко не полный список разновидностей, которые можно перечислять очень долго.

 Почему именно такое странное название у флейты?

 Данное название флейта получила благодаря первому хозяину, который был греческим богом — Пан. Пан был греческим богом и покровителем скотоводства, плодородия, дикой природы и пастухов. Согласно преданию, Пан родился не очень лицеприятным, ведь у него были роги, козлиные ноги и борода. Ребёнок родился, и сразу начал прыгать и веселиться, забавляя всех. Его мать испугалась, увидев такого необычного ребёнка, и покинула его. В то время, как отец, Гермес забрал его на Олимп и показал богам. Ребёнок долгое время веселил богов, которые в итоге решили оставить его и назвать Пан.

В разных народах существовал бог Пан, который в Египте считался одним из самых древнейших богов, его славят в Афинах, Пана считают созвездие Козерога.

Пан любил царить в долине Аркадии, где устраивал под звуки своей флейты восхитительные хороводы. Когда наступал полдень, Пан периодично засыпал, и вместе с ним засыпала вся природа и отдыхала. В то время, пока бог Пан спал, ни один пастух не мог себе позволить заиграть в долине на свирели и ещё каком-нибудь инструменте, чтобы разбудить его. В то время, когда в тишине раздавались непонятные крики, местные жители всегда отождествляли их с Паном, именно поэтому, до нас дошло слово – панический (слышать звуки неизвестного происхождения, которые вселяют в человека панику).

Пана также считают богом-проводником, ведь он всегда мог успокоить волны морей звуком своей флейты, и корабли могли ехать спокойно. Бог Пан не был богом, которого очень почитали горожане, он был богом природы. Его любили местные жители, и не смотря на это, на ближнем Востоке назвали город в честь этого бога.

Не смотря на различные сказания, мифы и эпосы, флейта Пана дошла до наших времён, и считается очень популярной, ведь её созвучия прекрасно гармонируют и сочетаются, передавая дух природы.

trubadur-ufa.ru

Мифы и легенды

Легенда о скрипичном мастере
Link
Флейта Пана
Link
Легенда о флейте и любви
Link
Легенда о происхождении музыки
Link
Дьявольская трель
Link
Легенда о дудочке
Link
Казахская легенда о музыке
Link
Легенда об Орфее и Эвридике
Link
Миф о появлении флейты
Link
Легенда о волынщике из Кейла
Link
Легенда о создании чаранго
Link

Неоспоримо большое значение, которое имеет музыка для человека, еще с древних времен она была обязательным атрибутом обрядов и ритуалов, с помощью нее кавалеры признавались в чувствах своим дамам, наконец, даже на битву войско выступало под звуки музыкального инструмента. Неудивительно, что практически у каждого народа можно встретить свои сказания о великих музыкантах, композиторах и даже произведениях. Благодаря древним мифам и легендам можно узнать много нового и интересного об этом удивительном виде искусства. Мы собрали для вас наиболее интересные легенды и мифы, благодаря которым вы не только познакомитесь с культурой различных народов мира, от древних греков, до индейцев из племени Лакота, но и узнаете много необычного о, казалось бы, давно известных вещах. Согласитесь, что музыка – это настоящее чудо, достойное прекрасных легенд.

soundtimes.ru

Музыкальные сказки. Сказка о флейте — Остров доброй надежды

Разрешите вновь пригласить Вас и Ваших детей в удивительный мир музыки.

Ребята уже познакомились со многими струнными музыкальными инструментами (арфой, гуслями, скрипкой, виолончелью). А в последний раз мы говорили о таком необычном музыкальном инструменте, как колокол.

Сегодня у нас в гостях чудесная флейта – довольно редкий музыкальный инструмент.

 

Для начала давайте немножко окунемся в историю, поговорим о том, откуда произошла флейта. Малышей по традиции ждет волшебная сказка о флейте. Ну а напоследок вы сможете насладиться волшебными звуками флейты в исполнении юного музыканта.

 

Существует очень красивая древнегреческая легенда о том, как появилась флейта.

Давным–давно в Древней Греции жил–был козлоногий бог лесов по имени Пан.

Однажды увидел он прекрасную нимфу Сирингу и влюбился в нее.

Но юной Сиринге Пан пришелся не по нраву – уж очень он был некрасив: голова бога была увенчана рожками, а ноги были с копытцами.

Дева бросилась прочь от Пана, но он помчался за ней и почти настиг ее на берегу Реки. Сиринга стала умолять Реку укрыть ее от козлоногого бога. Та вняла мольбе прекрасной девы и превратила ее в тростник.

Печальный Пан вырезал из тростника певучую дудочку и стал на ней играть. И никто не знал, что это не флейта поет, а сладкоголосая нимфа Сиринга.

 

Флейта, которую мы слышим в оркестре, в наше время называется поперечной флейтой. Почему у нее такое удивительное название? Дело в том, что при игре на этом инструменте музыкант держит инструмент у рта поперек, так как отверстие для вдувания воздуха находится сбоку.

Несмотря на то, что флейта относится к деревянным духовым инструментам, иногда ее делают из металла.

А вот 200 лет назад этот инструмент для королей и вельмож изготавливали из слоновой кости, хрусталя, фарфора и даже золота.

У флейты есть маленькая сестренка – флейта–пикколо. «Пикколо» в переводе с итальянского значит «маленький». Эта флейта действительно малышка – она вдвое меньше и тоньше своей старшей сестры. У нее очень тоненький голосок, который похож на трели певчей птички.

В оркестре еще есть альтовая флейта. Она длиннее обычной и звучит гораздо ниже. А есть еще и басовая флейта. По размеру она самая большая из флейт.

В симфоническом оркестре флейта занимает далеко не последнее место и многие композиторы посвящают ей даже отдельные произведения.

 

А теперь  наша обещанная сказка. Эта вьетнамская сказка называется «Чудесная флейта».

Жила–была старая женщина. И был у нее один сын. Жили они так бедно, что из всех богатств у них был только клочок сухой земли и собака. Чтобы вырастить сына, мать с утра до ночи работала. Сын вырос красивым, сильным, работящим. И в своей деревне слыл лучшим флейтистом.

 Выйдет он в поле с рассветом, поработает как следует, а вечером сядет на траву и начнет играть на флейте. Едва раздавались звуки его инструмента, как все вокруг замирало: ручейки переставали струиться, облака останавливались в своем беге по небу, птицы не пели. А люди  расхваливали юного музыканта.

Как–то раз девушки из богатых домов, которые целыми днями играли и развлекались, услышали чудесную игру музыканта. И каждая захотела, чтобы он непременно стал ее мужем. Но музыкант всем отказал. И обиженные дочери богачей стали думать, как бы им погубить строптивого флейтиста.

Однажды, когда он шел домой, девушки подстерегли его и столкнули в глубокую яму. Мать весь вечера ждала сына, обливаясь горькими слезами. И, не дождавшись, послала на его поиски собаку.

А юноша, упав в яму, не убился до смерти, а лишь потерял сознание. Очнувшись, он услышал лай собаки и окликнул ее. Когда собака подбежала, он велел ей принести ему из дому флейту. Собака прибежала к дому и стала со звонким лаем бросаться на крышу, где лежала флейта. Мать поняла, в чем дело, и отдала инструмент верной собаке. Та схватила флейту в зубы, побежала к яме и бросила хозяину.

Как только заиграл музыкант на своей флейте, птицы перестали петь, обезьяны – перекликаться, и все животные собрались к яме послушать чудесную музыку.

Обезьяны залезли на ветку, свисавшую над ямой, и низко пригнули ее. Юноша ухватился за ветку и выбрался наружу. Вернувшись домой, он по–прежнему счастливо зажил с матерью.

Но злые дочери богачей, увидев, что юноша вернулся невредимым, еще сильнее возненавидели его и решили во что бы то ни стало убить. Однажды они подстерегли его во время охоты и столкнули в глубокий овраг.

Очутившись внизу, юноша стал пробираться вдоль по оврагу. Целых три года был он в пути. Пищей ему служили корни растений, жажду он утолял родниковой водой. А старуха–мать за это время выплакала все глаза, горюя по любимому сыну.

Наконец юноша увидел в конце оврага свет и вышел на большую лужайку. Неподалеку было поле с почти созревшим рисом. Он направился к этому полю, но за три года, которые он провел бродя по оврагу и питаясь кореньями и водой, он так оброс и исхудал, что походил больше на обезьяну, нежели на человека.

Это поле сторожили две девушки. Увидев юношу, они решили, что это обезьяна, и хотели уже было звать людей с луками и стрелами, чтобы отогнать его. Но юноша крикнул:

– Не стреляйте! Я – человек. Дайте мне поесть, и я буду служить вам: сторожить поле, чтобы обезьяны не испортили посевы.

Стал с тех пор юноша сторожить посевы риса, а девушки каждый день приносили ему рисовую похлебку. В первый раз пришла старшая сестра и еще издали грубо крикнула:

– Вот твоя похлебка, ступай жрать, грязная обезьяна!

На второй раз пришла младшая сестра и, подойдя совсем близко, сказала:

– Братец, я принесла рис, кушай на здоровье, я сама готовила.

Однажды сестры принесли ему рис вместе. Юноша попросил у них уксус и гребень, чтобы расчесать волосы. Девушки принесли все, что он хотел. Но старшая при этом ядовито сказала: «Ишь ты, красивым стать захотел!», а младшая предложила ему зеркало.

Юноша умылся, причесался и превратился в красавца. Старшая сестра первая влюбилась в него и захотела взять себе в мужья. И рассказала о своем желании отцу. Тот же поставил условие:

– Возле нашего дома проходят две дороги: одна хорошая, а другая заросла кустарником. Обе их нужно расчистить. Завтра пусть каждая из вас выберет себе одну и принимается за работу. К кому юноша придет помогать, та и будет ему женой.

Рано утром старшая сестра отправилась туда, где работы было поменьше. Младшей же досталась дорога, густо заросшая кустарником. Юноша вышел им помогать и сразу направился к младшей сестре.

Тогда отец девушек поставил еще одно условие:

– Завтра пусть каждая приготовит юноше еду: чью еду он возьмет, та и выйдет за него замуж.

Старшая выбрала рис получше и заправила его олениной. Младшая же приготовила рис по–обычному: с соусом и мелкой рыбешкой. И на этот раз юноша помогал готовить и ел вместе с младшей сестрой, а не со старшей.

Отец сказал:

– Теперь пусть каждая из вас приготовит для него постель: чью постель он выберет, та и пойдет за него замуж.

Старшая сестра приготовила белоснежное покрывало, цветную циновку, пышное одеяло, матрац и вышитую подушку. Младшая же взяла коричневое покрывало и простое одеяло, а вместо подушки – деревянный валик. Покончив с работой, она отправилась на кухню и стала прясть. Юноша тоже пришел на кухню и долго разговаривал с девушкой, а когда настало время спать, выбрал приготовленную ею простую постель.

На следующий день отец устроил им свадьбу. Снова раздались звуки флейты, славящие чистую и бескорыстную любовь. Юноша с молодой женой вернулся к своей старой матери, и все они стали жить дружно в труде и довольстве.

Вот такая чудесная сказка о флейте.

 

Давайте теперь послушаем, как же звучит этот музыкальный инструмент. Для Вас играет юный музыкант с необычным именем Царь Алексеев.

 
До встречи в удивительном мире музыки!

myhouse777.ru

Легенда о дудочке

Легенда о дудочке

 

Однажды Юный Ветерок, резвясь над горами, заметил небольшое дерево, росшее на одной из отвесных скал. Его ветви были сплошь покрыты кипенью крупных белоснежных цветов, источающих изысканный дурманящий аромат. Таких деревьев Ветер раньше никогда не встречал, и поэтому сразу же стремительно направился к нему. Едва прикоснувшись к его нежным цветам, он услышал удивительные по красоте звуки, которые самым чудесным образом стали складываться в мелодии. Отныне не мог Ветерок покинуть это дерево, так и играл на лепестках его цветов днями и ночами, наслаждаясь волшебной музыкой.

Но вскоре прознал об этом Верховный Ветер, и со всей яростью обрушился на горы, стер с лица Земли все живое и развеял в пыль истерзанную листву. Но Ветерок смог сберечь свое дерево — он накрыл его собой. Сжимаясь от ледяных порывов своего Владыки, он бережно обнимал и прижимал к себе каждую веточку. И тогда Верховный Ветер вовсе разгневался и сказал Ветерку: «Любишь свое дерево? Будь по-твоему! Ты навеки останешься с ним. Забудь, что такое лететь над землей, потому что если ты взлетишь — твое цветущее дерево сразу погибнет». Но это не пугало Ветерка, он решил остаться на скале навсегда.

Вскоре цветы сменились изумрудной листвой, а затем появились ароматные плоды цвета солнца. Все чудней и чудней звучали мелодии на листве и плодах, и Ветерок нисколько не жалел о своем выборе.

 Пришла осень. Плоды на дереве давно поспели и осыпались, а листва пожухла и опала. Как ни старался Ветерок перебирать голые ветви, они не издавали ни звука. Его сердце стала терзать злая тоска. С грустью наблюдал он за своими братьями, которые носились над горами, кружа в вихрях опавшие золотые листья. Не выдержал Ветерок, и оставил свое дерево. И как было предсказано Владыкой, в один миг оно погибло — ветви рассыпались прахом, а корни превратились в увядшую траву. Осталось лежать на скале лишь одно напоминание о когда-то красивом и цветущем дереве — одна единственная веточка, в которой запуталась крохотная частица ветра.

Несколько лет спустя нашел эту веточку деревенский мальчик, собиравший хворост. И смастерил он из нее дудочку, которая чудесным образом играла сама — стоило ее только поднести к губам. Ее мелодии проникали в самое сердце и заставляли искренне трепетать любую душу.

Такова история абрикосовой дудочки, именуемой в Армении дудук. Про звучание этого инструмента говорят: «Так поет душа абрикосового дерева».

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

soundtimes.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *