Л квитко стихотворение бабушкины руки – Лев Квитко — Бабушкины руки: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
1 часть Вводная Активизация мыслительной деятельности Пауза 1 мин. 2 часть. Основная Первичное знакомство с картиной Повторное чтение . Мотивация детей к деятельности 3 часть Итоговая Оценка работы детей Физкульт-Минутка | Ребята, сегодня к нам в группу придёт гостья. Вы хотите узнать кто это? — Тогда подойдите поближе. Воспитатель показывает детям куклу, которая держит в руках фотоальбом. Кукла: Меня зовут Таня. -Ребята, поздоровайтесь с Таней. — Таня принесла нам альбом с фотографиями. Посмотрим фотографии? — Тогда присаживайтесь на стульчики и Таню пригласите присесть. Воспитатель показывает детям альбом с фотографиями бабушек. — Кто изображен на фотографии? Кукла Таня тоже хочет рассказать нам о своей бабушке. Воспитатель читает стихотворение Л. Квитко «Бабушкины руки». — Вам понравилось стихотворение? _Что вам понравилось? . -А почему автор считает бабушку своим другом? Читает строчку «Она во всех затеях…», _Автору было когда ни будь скучно с бабушкой? — Скажите пожалуйста что обозначают эти строки «И всё мне любо в ней». -Ребята, а что особенно, всего сильней, любит в своей бабушке? Показываю на руки на фотографии. -Бабушка всё умеет делать. Её руки, словно волшебные. Они творят чудеса. — Что именно делала бабушка? — Молодцы все. Латать это значить чинить, зашивать одежду. -И булочки, которые печёт бабушка тоже получаются вкусные. А почему? — Скажите пожалуйста , а что бабушка включает на ночь, и что она рассказывает? -Какие чувства у вас вызывает это стихотворение? -Как вы думаете почему стихотворение назвали «Бабушкины руки»? -Какую картину вы представили прослушав стихотворение? -Молодцы. А вы помните автора стихотворения? И как оно называется? Ладушки – ладушки, Где были? У бабушки! А у бабушки ладони Все в морщинки собраны. А у бабушки ладони Добрые – предобрые. Всё работали ладони Долгими годами. Пахнут добрые ладони Долгими годами. Пахнут добрые ладони Щами, пирогами. Ладушки – ладушки, Где были? У бабушки! | Ответы детей: — Да, хотим узнать. Ответы детей: — Здравствуй кукла Таня. -Да Ответы детей: На фотографиях изображены наши бабушки. Ответы детей: — Да понравилось. — То что он с бабушкой своей дружит давным- давно. — Ответы детей: Бабушке нравятся все игры, в которые играет автор. Ответы детей: -нет, потому что там говорится «Я с ней не знаю скуки». Ответы детей: Потому что он сильно любит свою бабушку. Ответы детей: «Но бабушкины руки люблю всего сильней». Затрудняются ответить. Ответы детей: «Латают, вяжут, то моют, то что – то мастерят». Ответы детей: -А еще бабушка любит варить варенье и печь булочки с маком. Ответы детей: потому что бабушка не жалеет сладкого мака, когда их посыпает. Бабушкины руки «так толсто мажут пенки, так густо сыплют мак». Ответы детей: — Бабушка включает ночную лампу, и рассказывает нам сказки. и сама потом ложится спать. Ответы детей: — Вспоминается бабушка как она заботится о нас. Ответы детей: -В основном говорится про ее руки. Ответы детей: — О том что бабушка постоянно заботится обо всех, ей некогда отдыхать. Бабушка сидит на кресле и что то вяжет. Ответы детей: «Бабушкины руки» Действия детей: Дети хлопают в ладоши. Показывают руки ладонями вверх. Поглаживают ладони друг о друга. Постукивают кулачком по ладони. Постукивают кулачком по ладони, словно принюхиваются. Хлопают в ладоши. |
nsportal.ru
Бабушкины руки Квитко стихотворение с иллюстрациями
Бабушкины руки Квитко стихотворение с иллюстрациями
Рейтинг: / 7Я с бабушкой своею
дружу давным-давно.
Она во всех затеях
со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
мне всё приятно в ней.
Но бабушкины руки
люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
чудесного творят!
То рвут, то шьют, то метят,
то что-то мастерят.
Так вкусно жарят гренки,
так густо сыплют мак,
так грубо трут ступеньки,
ласкают нежно так.
Л. Квитко.
Похожие по содержанию произведения раздела:
ЯСОЧКИН САДИК ЗАБИЛА Н.Л. Наталья Львовна Забила — перевод с украинского 3.Александровой З …
ЯСОЧКА НА РЕЧКЕ ЗАБИЛА Н.Л. Наталья Львовна Забила — перевод с украинского 3.Александровой Н …
ЯСОЧКА НА ПРАЗДНИКЕ ЗАБИЛА Н.Л. Наталья Львовна Забила — перевод с украинского 3.Александровой …
Я у мальчиков спросила… А. Барто Я у мальчиков спросила: — Это что за деревце? — Говорят …
- < Вечная слева воде! Чуковский стихотворение с иллюстрациями
Добавить комментарий
russkay-literatura.net
НОД «Знакомство со стихотворением Л. Квитко «Бабушкины руки»
НОД «Знакомство со стихотворением Л. Квитко «Бабушкины руки»
Задачи:
1.Учить детей рассказывать о бабушке, используя фотографии. Показать ценность умения делать что – либо своими руками. Побуждать детей к запоминанию стихотворения.
2. Развивать умение понимать и анализировать смысл стихотворения, память, активный словарь. Познакомить детей со словами и выражениями: затеи, любо, творят, грубо, мажут пенки.
3. Воспитывать любовь и уважение к бабушке, ответное желание заботиться о ней.
Материалы: кукла, альбом с фотографиями бабушек, солнышко- игрушка и его лучи.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практический, игровая ситуация, художественное слово, поощрение.
Предварительная работа:
-Рассматривание иллюстраций к стихотворению, альбома с фотографиями бабушек.
-Беседа «Моя бабушка лучше всех».
Д\ и «Проверь своё отношение», «Назови ласково».
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу придёт гостья. Вы хотите узнать кто это? Ответы детей.
— Тогда подойдите поближе.
Воспитатель показывает детям куклу, которая держит в руках фотоальбом.
Кукла: Меня зовут Таня.
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с Таней. Дети здороваются.
— Таня принесла нам альбом с фотографиями. Посмотрим фотографии?
Ответы детей.
— Тогда присаживайтесь на стульчики и Таню пригласите присесть.
Воспитатель показывает детям альбом с фотографиями бабушек.
— Чья бабушка на фотографии? Лера, расскажи о своей бабушке. Как её зовут? Как твоя бабушка о тебе заботится? А ты чем отвечаешь на бабушкину заботу? Как ты заботишься о своей бабушке?
2-3 ребёнка рассказывают о бабушкиной заботе и своём добром отношении к бабушке.
Кукла Таня тоже хочет рассказать нам о своей бабушке. Воспитатель читает стихотворение Л. Квитко «Бабушкины руки».
— Вы внимательно слушали стихотворение, которое прочитала Таня? Тогда я предлагаю вам и Тане поиграть. Я буду задавать Тане вопросы, а вы поможете ей на них ответить. Согласны?— Таня, когда ты стала дружить со своей бабушкой? Алина, подскажи Тане. Дети индивидуально и хором произносят: « Я с бабушкой своею дружу давным-давно».
— Таня, а почему ты считаешь бабушку своим другом? Костя, подскажи нашей гостье словами стихотворения.
Воспитатель начинает строчку: «Она во всех затеях…», ребёнок продолжает.
Бабушке нравятся все игры, в которые играет Таня. Поэтому кукла сказала: «Она во всех затеях со мною заодно».
Кирилл, повтори: «Она во всех затеях со мною заодно».
Таня, а тебе когда – нибудь было скучно с бабушкой? Рита, ответь за куклу.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель читает строку « Я с ней не знала скуки».
— Молодцы, ребята, вы правильно подсказали Тане. Она очень любит бабушку, поэтому говорит: «И всё мне любо в ней».
-Лиза, скажи: «И всё мне любо в ней» (хоровые и индивидуальные повторения детей).
-Ребята, а что Таня особенно, всего сильней, любит в своей бабушке?
Если дети не называют, показываю руки на фотографии из альбома.
Стёпа, скажи «Но бабушкины руки люблю всего сильней».
-Бабушка всё умеет делать. Её руки, словно волшебные. Они творят чудеса.
«Ах, сколько эти руки чудесного творят»- сказала нам Таня. Ангелина, скажи и ты:
«Ах, сколько эти руки чудесного творят».
Рома, что делают бабушкины руки? Дети индивидуально и хором произносят:
«То рвут, то шьют, то моют, то что – то мастерят».
А ещё Танина бабушка любит варить варенье и печь булочки с маком. Пенку от варенья она мажет на хлеб внучке, и получается вкусное и необычное угощение.
И булочки, которые печёт бабушка тоже получаются вкусные, потому что бабушка не жалеет сладкого мака, когда их посыпает. Бабушкины руки «так толсто мажут пенки, так густо сыплют мак».
Стёпа, скажи: «Так толсто мажут пенки, так густо сыплют мак».
И за чистотой порядком в доме, пока родители на работе, следит бабушка. Но мыть ступеньки – это очень тяжёлая, грубая работа. Поэтому Таня сказала: «Так грубо трут ступеньки».
Вика, повтори: «Так грубо трут ступеньки».
Не забывает бабушка нежно обнять и приласкать свою внучку. Бабушкины руки «ласкают нежно так»(хоровые и индивидуальные повторения детей).
Воспитатель: Послушаем стихотворение ещё раз? Ответы детей.
-Я буду читать стихотворение, а вы будете мне помогать- говорить, как Таня, о своей бабушке.
-Я с бабушкой … (Дети доваривают слова стихотворения)
-Она во всех…
-Со мною…
Я с ней …
И всё…
Но бабушкины…
Люблю…
Ах, сколько…
То рвут…
То моют…
Так толсто…
Так густо…
Так грубо…
Ласкают…
Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы, как и Таня любите свою бабушку.
А сейчас я приглашаю вас поиграть с ладошками.
Ладушки – ладушки, Где были? У бабушки! А у бабушки ладони Все в морщинки собраны. А у бабушки ладони Добрые – предобрые. Всё работали ладони Долгими годами. Пахнут добрые ладони Долгими годами. Пахнут добрые ладони Щами, пирогами. Ладушки – ладушки, Где были? У бабушки! | Дети хлопают в ладоши. Показывают руки ладонями вверх. Поглаживают ладони друг о друга. Постукивают кулачком по ладони. Постукивают кулачком по ладони, словно принюхиваются. Хлопают в ладоши. |
После игры дети садятся на стульчики.
— Пока мы играли, солнышко услышало, как ребята в нашей группе любят свою бабушку, и заглянуло к нам. Но посмотрите, чего нет у солнышка?
Воспитатель обращает внимание детей на солнышко без лучей.
— Вы хотите, чтобы у солнышка появились лучики? Ответы детей.
Лучики появятся тогда, когда солнышко услышит от вас ласковые слова о вашей бабушке. Оно просит вас похвалить свою бабушку и сказать: «Моя бабушка самая…»
Дети произносят добрые и ласковые слова о бабушке, а воспитатель прикрепляет лучи солнцу.
Таня: Как много лучей стало у нашего солнышка, как много ласковых слов вы сказали о своей бабушке. Мне было интересно с вами играть, но пора возвращаться домой. До свиданья, ребята!
kopilkaurokov.ru
Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме: НОД «Знакомство со стихотворением Л. Квитко «Бабушкины руки»
НОД «Знакомство со стихотворением Л. Квитко «Бабушкины руки»
Задачи:
1.Учить детей рассказывать о бабушке, используя фотографии. Показать ценность умения делать что – либо своими руками. Побуждать детей к запоминанию стихотворения.
2. Развивать умение понимать и анализировать смысл стихотворения, память, активный словарь. Познакомить детей со словами и выражениями: затеи, любо, творят, грубо, мажут пенки.
3. Воспитывать любовь и уважение к бабушке, ответное желание заботиться о ней.
Материалы: кукла, альбом с фотографиями бабушек, солнышко- игрушка и его лучи.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практический, игровая ситуация, художественное слово, поощрение.
Предварительная работа:
-Рассматривание иллюстраций к стихотворению, альбома с фотографиями бабушек.
-Беседа «Моя бабушка лучше всех».
Д\ и «Проверь своё отношение», «Назови ласково».
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу придёт гостья. Вы хотите узнать кто это? Ответы детей.
— Тогда подойдите поближе.
Воспитатель показывает детям куклу, которая держит в руках фотоальбом.
Кукла: Меня зовут Таня.
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с Таней. Дети здороваются.
— Таня принесла нам альбом с фотографиями. Посмотрим фотографии?
Ответы детей.
— Тогда присаживайтесь на стульчики и Таню пригласите присесть.
Воспитатель показывает детям альбом с фотографиями бабушек.
— Чья бабушка на фотографии? Лера, расскажи о своей бабушке. Как её зовут? Как твоя бабушка о тебе заботится? А ты чем отвечаешь на бабушкину заботу? Как ты заботишься о своей бабушке?
2-3 ребёнка рассказывают о бабушкиной заботе и своём добром отношении к бабушке.
Кукла Таня тоже хочет рассказать нам о своей бабушке. Воспитатель читает стихотворение Л. Квитко «Бабушкины руки».
— Вы внимательно слушали стихотворение, которое прочитала Таня? Тогда я предлагаю вам и Тане поиграть. Я буду задавать Тане вопросы, а вы поможете ей на них ответить. Согласны?
— Таня, когда ты стала дружить со своей бабушкой? Алина, подскажи Тане. Дети индивидуально и хором произносят: « Я с бабушкой своею дружу давным-давно».
— Таня, а почему ты считаешь бабушку своим другом? Костя, подскажи нашей гостье словами стихотворения.
Воспитатель начинает строчку: «Она во всех затеях…», ребёнок продолжает.
Бабушке нравятся все игры, в которые играет Таня. Поэтому кукла сказала: «Она во всех затеях со мною заодно».
Кирилл, повтори: «Она во всех затеях со мною заодно».
Таня, а тебе когда – нибудь было скучно с бабушкой? Рита, ответь за куклу.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель читает строку « Я с ней не знала скуки».
— Молодцы, ребята, вы правильно подсказали Тане. Она очень любит бабушку, поэтому говорит: «И всё мне любо в ней».
-Лиза, скажи: «И всё мне любо в ней» (хоровые и индивидуальные повторения детей).
-Ребята, а что Таня особенно, всего сильней, любит в своей бабушке?
Если дети не называют, показываю руки на фотографии из альбома.
Стёпа, скажи «Но бабушкины руки люблю всего сильней».
-Бабушка всё умеет делать. Её руки, словно волшебные. Они творят чудеса.
«Ах, сколько эти руки чудесного творят»- сказала нам Таня. Ангелина, скажи и ты:
«Ах, сколько эти руки чудесного творят».
Рома, что делают бабушкины руки? Дети индивидуально и хором произносят:
«То рвут, то шьют, то моют, то что – то мастерят».
А ещё Танина бабушка любит варить варенье и печь булочки с маком. Пенку от варенья она мажет на хлеб внучке, и получается вкусное и необычное угощение.
И булочки, которые печёт бабушка тоже получаются вкусные, потому что бабушка не жалеет сладкого мака, когда их посыпает. Бабушкины руки «так толсто мажут пенки, так густо сыплют мак».
Стёпа, скажи: «Так толсто мажут пенки, так густо сыплют мак».
И за чистотой порядком в доме, пока родители на работе, следит бабушка. Но мыть ступеньки – это очень тяжёлая, грубая работа. Поэтому Таня сказала: «Так грубо трут ступеньки».
Вика, повтори: «Так грубо трут ступеньки».
Не забывает бабушка нежно обнять и приласкать свою внучку. Бабушкины руки «ласкают нежно так»(хоровые и индивидуальные повторения детей).
Воспитатель: Послушаем стихотворение ещё раз? Ответы детей.
-Я буду читать стихотворение, а вы будете мне помогать- говорить, как Таня, о своей бабушке.
-Я с бабушкой … (Дети доваривают слова стихотворения)
-Она во всех…
-Со мною…
Я с ней …
И всё…
Но бабушкины…
Люблю…
Ах, сколько…
То рвут…
То моют…
Так толсто…
Так густо…
Так грубо…
Ласкают…
Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы, как и Таня любите свою бабушку.
А сейчас я приглашаю вас поиграть с ладошками.
Ладушки – ладушки, Где были? У бабушки! А у бабушки ладони Все в морщинки собраны. А у бабушки ладони Добрые – предобрые. Всё работали ладони Долгими годами. Пахнут добрые ладони Долгими годами. Пахнут добрые ладони Щами, пирогами. Ладушки – ладушки, Где были? У бабушки! | Дети хлопают в ладоши. Показывают руки ладонями вверх. Поглаживают ладони друг о друга. Постукивают кулачком по ладони. Постукивают кулачком по ладони, словно принюхиваются. Хлопают в ладоши. |
После игры дети садятся на стульчики.
— Пока мы играли, солнышко услышало, как ребята в нашей группе любят свою бабушку, и заглянуло к нам. Но посмотрите, чего нет у солнышка?
Воспитатель обращает внимание детей на солнышко без лучей.
— Вы хотите, чтобы у солнышка появились лучики? Ответы детей.
Лучики появятся тогда, когда солнышко услышит от вас ласковые слова о вашей бабушке. Оно просит вас похвалить свою бабушку и сказать: «Моя бабушка самая…»
Дети произносят добрые и ласковые слова о бабушке, а воспитатель прикрепляет лучи солнцу.
Таня: Как много лучей стало у нашего солнышка, как много ласковых слов вы сказали о своей бабушке. Мне было интересно с вами играть, но пора возвращаться домой. До свиданья, ребята!
nsportal.ru
Руки, что мягче снега (Н. Самоний) А бабушкины руки пахнут хлебом. Натруженные руки, все в морщинках. А бабушкины руки всё умеют, …И потому-то мягче снега Бабушкины руки Я с бабушкой своею
Вяжет бабушка носки — Превращает он клубки В полосатые носки.
Ходит наша бабушка, палочкой стуча, Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора,
У бабушки палка упала, Такою я старою стала, Никак мне без третьей ноги! – Ты палку роняй, сколько хочешь! Подумаешь – палка упала! | Моя бабушка не старушка (П. Синявский) Я – Маша, и бабушка тоже. Мы вместе на швейной машинке А если у нас именины, Мы с бабушкой очень похожи,
Две бабушки на лавочке Друг друга поздравляли,
В окна стучится холодная вьюга,
Отчего у бабушки Может быть, волнуется Трудно, может, бабушке Помогать по дому ей
Стала бабушка Не тряхну её, |
stranakids.ru
Нод знакомство со стикхотворением л. Квитко бабушкины руки
НОД «Знакомство со стихотворением Л. Квитко «Бабушкины руки»Задачи:
1.Учить детей рассказывать о бабушке, используя фотографии. Показать ценность умения делать что – либо своими руками. Побуждать детей к запоминанию стихотворения.
2. Развивать умение понимать и анализировать смысл стихотворения, память, активный словарь. Познакомить детей со словами и выражениями: затеи, любо, творят, грубо, мажут пенки.
3. Воспитывать любовь и уважение к бабушке, ответное желание заботиться о ней.
Материалы: кукла, альбом с фотографиями бабушек, солнышко- игрушка и его лучи.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практический, игровая ситуация, художественное слово, поощрение.
Предварительная работа:
-Рассматривание иллюстраций к стихотворению, альбома с фотографиями бабушек.
-Беседа «Моя бабушка лучше всех».
Д\ и «Проверь своё отношение», «Назови ласково».
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу придёт гостья. Вы хотите узнать кто это? Ответы детей.
— Тогда подойдите поближе.
Воспитатель показывает детям куклу, которая держит в руках фотоальбом.
Кукла: Меня зовут Таня.
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с Таней. Дети здороваются.
— Таня принесла нам альбом с фотографиями. Посмотрим фотографии?
Ответы детей.
— Тогда присаживайтесь на стульчики и Таню пригласите присесть.
Воспитатель показывает детям альбом с фотографиями бабушек.
— Чья бабушка на фотографии? Лера, расскажи о своей бабушке. Как её зовут? Как твоя бабушка о тебе заботится? А ты чем отвечаешь на бабушкину заботу? Как ты заботишься о своей бабушке?
2-3 ребёнка рассказывают о бабушкиной заботе и своём добром отношении к бабушке.
Кукла Таня тоже хочет рассказать нам о своей бабушке. Воспитатель читает стихотворение Л. Квитко «Бабушкины руки».
— Вы внимательно слушали стихотворение, которое прочитала Таня? Тогда я предлагаю вам и Тане поиграть. Я буду задавать Тане вопросы, а вы поможете ей на них ответить. Согласны?
— Таня, когда ты стала дружить со своей бабушкой? Алина, подскажи Тане. Дети индивидуально и хором произносят: « Я с бабушкой своею дружу давным-давно».
— Таня, а почему ты считаешь бабушку своим другом? Костя, подскажи нашей гостье словами стихотворения.
Воспитатель начинает строчку: «Она во всех затеях», ребёнок продолжает.
Бабушке нравятся все игры, в которые играет Таня. Поэтому кукла сказала: «Она во всех затеях со мною заодно».
Кирилл, повтори: «Она во всех затеях со мною заодно».
Таня, а тебе когда – нибудь было скучно с бабушкой? Рита, ответь за куклу.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель читает строку « Я с ней не знала скуки».
— Молодцы, ребята, вы правильно подсказали Тане. Она очень любит бабушку, поэтому говорит: «И всё мне любо в ней».
-Л
educontest.net
Квитко Л. Детские стихи
—————————————————————В переводе С.Маршака, С.Михалкова, Е.Благининой, М.Светлова
По изданию 1951
OCR: Леонид Герзон
—————————————————————
…
Дочка воду носит
И гремит ведром.
Что растет там, доченька?
В садике твоем.
Там краснеют яблоки,
Там летают зяблики
И другие птички,
Кажется, синички.
На капусте сладкой
Капельки росы.
И горох на грядке
Распустил усы.
Слыхали вы про кисоньку — про милую мою
Не любит мама кисоньку, а я ее люблю!
Она такая черная, а лапки — точно снег,
Ну, всех она наряднее, и веселее всех!
Сказала мама кисоньке: «Лови у нас мышей!»
Мышат не ловит кисонька, на что мышата ей!
А приласкаешь кисоньку, погладишь по спине —
Глаза закроет кисонька и помурлычет мне!..
Глаза откроет кисонька, а я уж под столом!
Она мяучит жалобно и бегает кругом.
В кувшин заглянет, в чашечку — куда я деться мог?
Да сверху вдруг откуда-то ко мне на шею скок!
А ночь настанет темная — усну я рядом с ней.
Мышат не ловит кисонька — на что мышата ей!
Но вот однажды с кисонькой беда стряслась у нас —
Ее на кухне с мышками застала мама раз!
Она резвилась, прыгала, каталась кувырком,
И с нею мышки весело кружилися рядком!..
Схватила мама кисоньку — ну чем я мог помочь?!
И за ворота вынесла, и выбросила прочь!…
И горько-горько плакал я, все кисоньку жалел,
И даже с новой лошадью играть не захотел…
И все не мог утешиться… Но что там слышу я?!
Скребется в двери кисонька, затейница моя!
Тут стали обниматься мы, пустились с нею в пляс,
А мама только глянула и не бранила нас!
Живет со мною кисонька, затейница моя,
Хоть мама и не рада ей, да рад ей очень я!!!
(Перевод: М. Светлов, И. Гин)
Я разломал коробочку- Фанерный сундучок, —
Совсем похож на скрипочку Коробочки бочок.
Я к веточке приладил Четыре волоска, —
Никто еще не видывал Подобного смычка.
Приклеивал, настраивал, Работал день-деньской…
Такая вышла скрипочка- На свете нет такой!
В руках моих послушная, Играет и поет…
И курочка задумалась И зерен не клюет.
Играй, играй же, скрипочка! Трай-ля, трай-ля, трай-ли!
Звучит по саду музыка, Теряется вдали.
И воробьи чирикают, Кричат наперебой:
?Какое наслаждение От музыки такой!??
Задрал котенок голову, Лошадка мчится вскачь.
Откуда он? Откуда он- Невиданный скрипач?
Трай-ля! Замолкла скрипочка… Четырнадцать цыплят,
Лошадки и воробушки Меня благодарят.
Не сломал, не выпачкал, Бережно несу,
Маленькую скрипочку Спрячу я в лесу.
На высоком дереве, Посреди ветвей,
Тихо дремлет музыка В скрипочке моей.
В ГОСТИ
Скок, лошадка!
Стук-стук, дрожки!
В лес поедем к бабке Мирл
По кривой дорожке.
Там такие травы
Вырастают сами,
Там такие птицы,
С такими носами!
Под дубами в полдень
Ходит-бродит бабка,
Как маленькая курочка,
Курочка рябка.
С нею очень дружно
Все живут зверушки.
Бабка к именинам
Всем печёт ватрушки.
К ней лиса заходит
Голубцов отведать,
И тогда приходится
Звать ежа-соседа.
Вот усы утёрты,
Вылизаны блюдца,
Посидеть немножко
Гости остаются.
Только я, бывало,
К бабушке приеду ?
Кабачки почистить
Помогу к обеду.
Сбегаю к колодцу
Мигом за водою.
Даст с собою бабка
Мне ведро худое.
Опущу ведёрко,
А вода в колодце
Как пойдет кругами,
Точно улыбнётся.
Бабушка, ведёрко
Это не годится:
Больше половины
Вытекло водицы.
Бабка обернётся,
Бабка глянет зорко:
Разве ты донёс бы
Целое ведерко!
А потом горячей
Каши мне наложит.
Обожгусь ? подую,
Помешаю ложкой.
Все лесные норы
Бабка мне покажет,
На прощанье сказку
Длинную расскажет.
Скок, лошадка!
Стук-стук, дрожки!
В лес поедем к бабке Мирл
По кривой дорожке.
(перевод С. Маршака).
Не слышали ночью
За дверью колес,
Не знали, что папа
Лошадку привез —
Коня вороного
Под красным седлом.
Четыре подковы
Блестят серебром.
Неслышно по комнатам
Папа прошел,
Коня вороного
Поставил на стол.
Горит на столе
Одинокий огонь,
И смотрит в кроватку
Оседланный конь.
Но вот за окошками
Стало светлей,
И мальчик проснулся
В кроватке своей.
Проснулся, присел,
Опершись на ладонь,
И видит: стоит
Замечательный конь.
Нарядный и новый,
Под красным седлом,
Четыре подковы
Блестят серебром.
Когда и откуда
Сюда он пришел?
И как ухитрился
Взобраться на стол?
На цыпочках мальчик
Подходит к столу,
И вот уже лошадь
Стоит на полу.
Он гладит ей гриву,
И спину, и грудь
И на пол садится —
На ножки взглянуть.
Берет под уздцы —
И лошадка бежит.
Кладет ее на бок —
Лошадка лежит.
Глядит на лошадку
И думает он:
«Заснул я, должно быть,
И снится мне сон.
Откуда лошадка
Явилась ко мне?
Наверно, лошадку
Я вижу во сне…
Пойду я и маму
Свою разбужу.
И, если проснется,
Коня покажу».
Подходит он к маме,
Толкает кровать,
Но мама устала —
Ей хочется спать.
«Пойду я к соседу,
Петру Кузьмичу,
Пойду я к соседу
И в дверь постучу!»
— Откройте мне двери,
Впустите меня!
Я вам покажу
Вороного коня!
Сосед отвечает:
— Я видел его,
Давно уже видел
Коня твоего!
— Должно быть, ты видел
Другого коня.
Ты не был у нас
Со вчерашнего дня!
Сосед отвечает:
— Я видел его:
Четыре ноги
У коня твоего.
— Но ты же не видел,
Сосед, его ног,
Но ты же не видел
И видеть не мог!
Сосед отвечает:
— Я видел его:
Два глаза и хвост
У коня твоего.
— Но ты же не видел
Ни глаз, ни хвоста —
Стоит он за дверью,
А дверь заперта!..
Зевает лениво
За дверью сосед —
И больше ни слова,
Ни звука в ответ.
(перевод С. Маршака).
На улице ливень
Всю ночь напролет.
Разлился бурливый
Ручей у ворот.
Оконные стекла
Дрожат под дождем.
Собака промокла
И просится в дом.
Вот в лужу из лужи,
Вертясь, как волчок,
Ползет неуклюжий
Рогатый жучок.
Упал вверх ногами,
Пытается встать.
Подвигал рогами —
И встал он опять.
До места сухого
Спешит доползти,
Но снова и снова
Река на пути…
Плывет он по луже,
Не зная куда.
Несет его, кружит
И гонит вода.
По панцирю капли
Стучат во всю мочь,
А ножки ослабли —
Грести им невмочь.
Вот-вот захлебнется —
Гуль-гуль! — и конец!
Но нет, не сдается
Отважный пловец.
Измучен борьбою,
Пропал бы жучок,
Как вдруг пред собою
Увидел сучок.
Из чащи дубовой
Приплыл он сюда.
Его из дубровы
Примчала вода.
И, сделав у дома
Крутой поворот,
К жучку удалому
Он быстро идет.
Спешит ухватиться
Жучок за него.
Теперь не боится
Пловец ничего.
По воле потока
В своем челноке
Плывет по широкой,
Глубокой реке.
Но близок дощатый
Дырявый забор.
И путник рогатый
Пробрался во двор.
Пробрался — и прямо
Направился в дом,
Где мы с моей мамой
И папой живем.
Попал он на суше
Ко мне в коробок.
И долго я слушал,
Как трется жучок.
Но вот понемножку
Ушли облака,
И в сад на дорожку
Отнес я жучка.
(Перевод Е. Благининой)
Ручеек-журчалочка,
Буль-буль!
Завертелась палочка ?
Тирль-тюрль!
Козочка копытцами
Брык-брык!
Хорошо напиться бы!
Прыг- прьи!
Окунула мордочку ?
Хлюп- хлюп!
А пастух на жердочку
Туп-туп!
У него есть дудочка,
Ой-ой!
Дудочка-погудочка,
Стой-стой!
И запела дудочка ?
Пой- пой!
Дудочка-погудочка!
Ой-ой!
Все вороны каркают
Кра-кра!
А лягушки квакают ?
Ква-ква!
Ручеек-журчалочка ?
Буль-буль!
Где же теперь палочка?
Триль-трюль!
ОДУВАНЧИК
На ножке стоит на дорожке
Пушистый серебряный шар.
Ему не нужны босоножки,
Сапожки, цветные одежки,
Хоть это немножко и жаль.
Он светится светом лучистым,
И знаю я наверняка,
Что он и круглей, и пушистей
Любого ручного зверька.
Пройдет за неделей неделя,
И дождь прогремит в барабан.
Куда и зачем полетели
Лихие эскадры семян?
Какие влекли вас маршруты?
Ведь в четко отмеренный срок
Остались вы без парашютов —
Их дальше отнес ветерок.
И вновь возвращается лето —
От солнца мы прячемся в тень.
И — соткан из лунного света —
Поет одуванчик: «Трень-трень!»
АННА-ВАННА — БРИГАДИР
(Перевод Сергея Михалкова)
— Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
Мы их не обидим:
Поглядим и выйдем!
— Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросят купать пора,
После приходите.
— Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
И потрогать спинки —
Много ли щетинки?
— Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросят кормить пора,
После приходите.
— Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
Рыльца — пятачками?
Хвостики — крючками?
— Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросятам спать пора,
После приходите.
— Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
— Уходите со двора,
Потерпите до утра.
Мы уже фонарь зажгли,
Поросята спать легли.
1939
ЛЕМЕЛЕ ХОЗЯЙНИЧАЕТ
Мама уходит,
Спешит в магазин.
— Лемеле, ты
Остаешься один.
Мама сказала:
Ты мне услужи.
Вымой тарелки,
Сестру уложи.
Дрова наколоть
Не забудь, мой сынок,
Поймай петуха
И запри на замок.
Сестренка, тарелки,
Петух и дрова…
У Лемеле только
Одна голова!
Схватил он сестренку
И запер в сарай.
Сказал он сестренке:
Ты здесь поиграй!
Дрова он усердно
Помыл кипятком,
Четыре тарелки
Разбил молотком.
Но долго пришлось
С петухом воевать —
Ему не хотелось
Ложиться в кровать.
ШАРИК-ФОНАРИК
Луна высоко поднялась над домами.
Понравилась Лемлу она:
Купить бы такую тарелочку маме,
Поставить на стол у окна!
Ой, шарик-фонарь,
Фонарь-кубарь,
Хорошая это луна!
Вот матери Лемл говорит осторожно:
Не хочешь ли вишен купить?
А мать отвечает: — Ну что ж, это можно.
Ведро не забудь захватить.
Ой, шарик-фонарь,
Фонарик-кубарь,
Отборных куплю, так и быть!
На рынке к ларешнику он подбегает:
Что, луны бывают у вас? —
А тот усмехнулся:
— Бывают, приятель!
Приди вечерком — не сейчас.
Ой, шарик-фонарь,
Фонарь-кубарь,
Ведро я оставлю у вас!
Насилу до вечера дожил мальчишка —
К ларешнику снова бежит.
Тот вынес ведро. Глядь —
в воде под покрышкой
Луна золотая лежит.
Ой, шарик-фонарь,
Фонарик-кубарь,
Сверкает она и дрожит!
Лемл деньги платил и от счастья смеялся.
Когда же по улицам шел,
То все расплескать свою ношу боялся,
А дома поставил на стол.
Ой, шарик-фонарь,
Фонарик-кубарь,
Я дивное диво нашел!
Снимает покрышку — под ней раскачалась
Вода ледяная одна.
Где вишни, бездельник ты? — мать раскричалась.
Лемл плачет навзрыд: — Где луна?
Ой, шарик-фонарь,
фонарик-кубарь,
Обманщица, видно, она!
БАБУШКИНЫ РУКИ
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
Латают, вяжут, метят,
Все что-то мастерят.
Так толсто мажут пенки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так.
Проворные — смотрите,
Готовы день-деньской
Оня плясать в корыте,
Шнырять по кладовой.
Настанет вечер — тени
Сплетают на стене
И сказки-сновиденья
Рассказывают мне.
Ко сну ночник засветят —
И тут замолкнут вдруг.
Умней их нет на свете
И нет добрее рук.
НА КАТКЕ
Мчаться, мчаться,
мчаться, мчаться,
С буйным ветром повстречаться,
Чтоб звенело,
Чтоб несло,
Чтобы щеки обожгло!
Раскатиться спозоранок
И на санках, и без санок,
На поленьях,
На бревне,
На коленях,
На спине,
Лишь бы вниз, лишь бы в снег,
Лишь бы съехать раньше всех!
Шлет мороз снега-метели
Подымать ребят с постели.
Скучно в поле одному,
Песню мы споем ему:
«Озорной и смелый,
Белый-белый-белый,
Ты приходишь из-за гор
Нас вытаскивать во двор.
Ты всю зиму с нами —
Мчишься за санями,
Больно щиплешь уши,
Все дороги сушишь.
На прудах, у реки
Ты построил нам катки,
Их раскинул вширь и вдаль,
Сделав крепкими, как сталь!»
НА САНКАХ
Мне тепло в ушанке!
Я хватаю санки,
На гору взбираюсь,
Под гору лечу.
Для меня пустое,
Самое простое —
Прокатиться стоя:
Видите — качу!
Вдруг рванулись санки…
Нет моей ушанки.
В снег она упала!
Падаю и я.
Санки дальше мчатся,
Весело кружатся.
По снегу веревка
Вьется, как змея.
Я нашел ушанку,
Догоняю санки,
На гору взбираюсь,
Под гору лечу.
Для меня пустое,
Самое простое —
Прокатиться стоя:
Видите — качу!
ЛЫЖНИКИ
Вьюга,
Вьюга,
Вьюга,
Вьюга.
Не видать
Совсем друг друга,
Мерзнут щеки
На бегу,
Перегоним
Мы пургу!
Все быстрей
Мелькают лыжи,
Цель все ближе,
Ближе,
Ближе,
Через ельник,
Сквозь кусты,
С перевала,
С высоты.
Нет для лыжников
Помех.
Кто домчится
Раньше всех?
По дороге
Белой
Смело,
Смело,
Смело
Мы несемся
Всё вперед.
Пусть опасен
Поворот,
Пусть тропинки
Узки,
Очень круты
Спуски,
Тяжелы
Подъемы, —
Скорость
Не сдаем мы!
Ввысь и вниз
Вихрем мчись!
Ель, сосна,
Посторонись!
Пусть свирепствует
Мороз —
Состоится
Лыжный кросс!
МОРОЗ
Побежал я за ограду,
А Мороз стоит и ждет,
Он пошел со мною рядом —
Ни на шаг не отстает.
Во дворе рубашки наши
На веревке с ветром пляшут.
Я бегу — Мороз за мною!
На белье напал Мороз,
Острой пылью ледяною
Прохватил его насквозь.
Прихватил и жёстким сделал —
И белье заледенело.
Ставь на снег — не упадет.
Подтолкни — оно пойдет.
Я толкнул едва-едва —
Простыня пошла сначала,
И рубашка зашагала,
Растопырив рукава.
А портняжка Мороз
Колет щеки, режет нос.
Ветер ринулся навстречу,
Он вскочил ко мне на плечи.
Ветер — всадник ледяной —
Звонко свищет за спиной.
Ели мерзлые трещат,
Сани по снегу скрипят.
БАРСУКИ
Как могут они
Под землею расти
И скучную жизнь
Под землею вести?
Их в темную нору
Запрятала мать,
Она не пускает
Их днем погулять.
Охотники часто
Бывают в лесу,
Охотники бьют
Барсука и лису.
Им только бы зверя
Пушного поймать!
За малых детей
Беспокоится мать.
Она не уступит
Охотникам их,
Красивых, пушистых
Любимцев своих.
Она бережет их
В глубокой норе,
Она их выносит
Гулять на заре.
Хохлатые дятлы
На елках стучат.
В зубах барсучиха
Несет барсучат.
И утренним воздухом
Дышат они.
Заснут на припеке —
Проснутся в тени.
Высокое солнышко
Сушит росу.
Становится тихо
И душно в лесу.
Лежат барсучата
На солнце, ворчат.
Домой барсучиха
Несет барсучат.
В горячие полдни
Июльской жары
Что может быть лучше
Прохладной норы?
ВЕСЕЛЫЙ ЖУК
Он весел и счастлив
От пят до макушки —
Ему удалось
Убежать от лягушки.
Она не успела
Схватить за бока
И съесть под кустом
Золотого жука.
Бежит он теперь
И знакомых встречает,
А маленьких гусениц
Не замечает.
Бежит он сквозь чашу,
Поводит усами,
И чаща встречает
Его голосами.
Зеленые стебли,
Как сосны в лесу,
На крылья его
Осыпают росу.
Ему бы большую
Поймать на обед!
От маленьких гусениц
Сытости нет.
Он маленьких гусениц
Лапкой не тронет,
Он честь и солидность
Свою не уронит.
Ему после всех
Огорчений и бед
Всех больше добыча
Нужна на обед.
И вот наконец
Он встречает такую
И к ней подбегает,
От счастья ликуя.
Жирнее и лучше
Ему не найти!..
Но страшно к такой
Одному подойти.
Он вертится,
Ей преграждая дорогу,
Жуков проходящих
Зовет на подмогу.
Борьба за добычу
Была нелегка:
Ее поделили
Четыре жука.
thelib.ru