Куклы история возникновения – История кукол с древних времен до наших дней – Ярмарка Мастеров
История кукол с древних времен до наших дней – Ярмарка Мастеров
Куклы… на протяжении тысячелетий они являются неотъемлемым атрибутом человеческой культуры. Кукла сопровождает человека от колыбели до школьной скамьи, а зачастую навсегда остается в нашей жизни как предмет ностальгии или как некий оберег, талисман. Создание куклы всегда признавалось тончайшим искусством — мастера-кукольники издревле ценились в обществе, а коллекционеры и любители были готовы отдать немалые деньги за то, чтобы приобрести полюбившуюся куклу и пополнить свою коллекцию. Предлагаю Вам заглянуть в историю и проследить долгий путь развития кукольного искусства от древнейших времен до наших дней.
Перенесемся к истокам кукольного ремесла — в Древний Египет. Возраст самых древних из обнаруженных археологами кукол насчитывает около 4 тыс. лет. Маленькие фигурки, иногда представляющие из себя грубый чурбанчик без рук и ног, не предназначались для игр, а имели культовое значение — куклы хоронились вместе с хозяином в качестве погребального дара, дабы умерший не был одинок.
Куклы использовались жрецами в проведении ритуалов и мистерий, посвященных Осирису, а позднее из объекта поклонения переместились на сцену народных театров. В Древнем Риме кукольные представления получили широкое распространение и были призваны высмеивать человеческие пороки и несовершенства. Куклы все более преображались, их облик все более приближался к человеческому. В Средневековой Европе в период господствующего католицизма создание кукол было порицаемо Церковью, ибо считалось кощунственным искажением человеческого образа. Кроме того, ваяния в форме человеского тела широко использовались колдунами и ведьмами для проведения своих разрушительных ритуалов. Подробнее об этом можно прочесть в книге «Молот ведьм» (Я. Шпренгер и Г. Инститорис). Однако несмотря на неодобрение Церкви, куклы продолжали сопровождать основные сферы человеческой жизни.
Во Франции стали создаваться первые куклы-манекены, призванные демонстрировать наряды. Во второй половине 17 века французы создают прекрасных пандор. Эти среднего размера фарфоровые куклы, чьи пропорции соответствовали пропорциям взрослой женщины, создавались с целым гардеробом шикарных нарядов и аксессуаров.
Кукла Пандора. Франция, 17 век.
Промышленная Европа середины 18 века была охвачена новой тенденцией — созданием механических кукол-андроидов. Известные французские кукольники стремились в своих работах синтезировать канонические черты кукол и достижения технического прогресса. Механические куклы «Музыкантша» Анри-Луи Жаке Дроза, «Писец» и «Рисовальщик» Пьера Жаке Дроза получили всемирную известность и по сей день вызывают неподдельный интерес публики.
Механическая кукла «Музыкантша». Автор Анри-Луи Жаке Дроз
В России кукольное ремесло развивалось своим особым путем. Центрами народного кукольного промысла считались Городец, Богородское, Сергиев Посад… Зверушки, барыни, свистульки — народные умельцы создавали необыкновенно душевные, пропитанные русской ментальностью, самобытные и неповторимые игрушки.
Период правления Петра I был веком реформ — это коснулось и кукольного ремесла. Из Голландии в Россию были приглашены мастерицы, которые научили русских монахинь собирать фарфоровые детали, открыли секреты папье-маше. Тело, ручки и ножки изготавливались вручную, а головки, представляющие наибольшую сложность в создании, выполнялись на частном фарфоровом заводе семьи Бенуа в Санкт-Петербурге.
Экспонат музея Аксакова в г. Уфа.
После февральской революции искусство изготовления кукол пошло на спад. Это связано во многом с развитием фабричного производства кукол. Куклы стали серийной фабричной продукцией, оказались лишены уникальности и индивидуального характера…
Ближе к концу 20 века интерес к куклам ручной работы снова возрастает. Вновь зарождается тенденция к коллекционированию редких, уникальных работ, которая достигает своего апогея в наши дни. Огромное разнообразие материалов для изготовления кукол практически любому человеку позволяет освоить это искусство, однако истинных мастеров, создающих шедевры, по-прежнему немного. Их куклы выглядят абсолютно натуралистично, каждая деталь отточена и выверена до совершенства, каждая мельчайшая складка одежды свидетельствует о многодневном кропотливом труде мастера. В такую куклу невозможно не влюбиться, и даже если Вы не являетесь коллекционером и вообще в принципе далеки от волшебного мира кукол, Вы все же едва ли сможете взглянуть на такую работу без восхищения!
Фарфоровая кукла. Автор — Александра Кукинова.
История возникновения кукол | FOTOVARKA
У разных народов есть мифы о том, что вначале боги делали из разных материалов кукол, а за затем превращались в людей. Ученые же полагают, что куклы появились вместе с человеком. Куклой можно считать любую фигурку людей, сделанную из любого материала — солома, дерево , ткань и т.д. История возникновения кукол:
Сущность и назначение древних кукол означает образ человека. В музеях мира хранится множество фигурок: идолов, истуканов, кумиров, статуэток, созданных 40-112 тысяч лет до н. э.
Кукла-игрушка
Обычно изображает человека или животное. Однако кукла-игрушка может не изображать, а только обозначать какое-либо настоящее или воображаемое (фантастическое) существо. Например, для ребенка, который скачет верхом на прутике
(палке), этот прутик обозначает его коня.
Первые из известных науке сегодня кукол — египетские. Они имели подвижные суставы, настоящие волосы, тщательно выточенные конечности. Огромное разнообразие кукол было и в античном мире: здесь и глиняные животные (птицы,
черепахи, лягушки, зайцы, змеи, обезьяны).
Греческие дети играли даже и с троянским конем с солдатами и офицерами.
В наше время производство кукол способно претворить в жизнь любую, даже самую
неожиданную фантазию. Куклы сегодня есть на любой вкус, любого размера, из самых разных материалов.
Кукла — важный элемент в развитии ребенка. Но куклы и другие игрушки интересны
не только детям. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам. Ведь кукла — это словно живое существо, если в нее вложена частичка души художника, зародившая неповторимую куклу.
Создание куклы позволяет как нельзя полно отразить внутренний мир создателя. Ведь кукла повторяет человека не только внешне. И после рождения каждая кукла начинает жить своей жизнью, создавая свою неповторимую историю и накапливая в себе энергию, которую она впоследствии передает людям, созерцающим ее.
Попытки «оживить» кукол, заставить их самостоятельно двигаться предпринимались
еще очень давно. Известно, что в Древнем Китае изготовлялись куклы-автоматы, приводимые в движение пороховыми взрывами, а греки и римляне устраивали кукольные хороводы, закрепляя на большом диске, вращавшемся под напором
водяной струи, танцующие фигурки.
Однако настоящего расцвета изготовление кукол-автоматов достигло именно
в XVIII веке, когда сумма накопленных знаний и технологий позволила создавать настоящие механические чудеса. В то время очень большую популярность приобрели так называемые театры автоматов, представляющие собой разновидность шарманки,
дополненной подвижными фигурками.
В XIX веке куклы были очень ценными и их хранили в шкафах. Дети ими просто любовались. Позже стали делать куклы из папье-маше. Они стали доступны каждому человеку. Существуют и такие куклы, которые в полном смысле являются художественными произведениями, то есть выполняют исключительно эстетические функции.
История возникновения кукол.В одних случаях эстетические функции они выполняют самостоятельно (так называемые выставочные куклы), в других случаях — в составе разнообразных художественных композиций. Например, в таких композициях объемных
и плоских изображений, как художественные панорамы и диорамы. Существуют также
музеи, в которых выставлены куклы всех времен и народов. Широкую известность в России и за ее пределами приобрели народные промыслы, специализирующиеся
на изготовлении деревянных и глиняных потешек. Сергиев Посад, Городец, Дымково, Богородское, Филимоново, Полхов Майдан, Семеново — далеко не полный перечень центров их производства.
Пронианные золотистым светом симпатичные богородские зверушки, изысканно удлиненные филимоновские свистульки, сияющие эмалевыми красками барыни из Сергиева Посада восхищают продуманностью композиционного решения, умением мастера чувствовать материал и передавать в игрушке его характерные качества.
Куклы в России
В России фарфоровые куклы стали особенно популярны во второй половине XIX — начале ХХ века. Большим спросом пользовались не только сами куклы, но и предметы, создающие их быт. Также и сегодня — мы покупаем не только кукол, но и кукольную мебель, посудку, одежду …
Считается, что около трети покупок в магазинах игрушек взрослые делают для себя. Такими куклами и игрушками любуются, украшают интерьеры квартир, их коллекционируют.
Нo самой любимой куклой всегда будет та, которая сделана своими руками, оживлена,
собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного
лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляда — и нежной волной наполняет сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.
Читайте так же: Живые куклы
www.fotovarka.ru
Классный час «История появления куклы»
Цель проекта:
— Пробудить интерес детей к русской культуре и традиционной народной кукле.
Задачи проекта:
-изучение истории возникновения куклы;
-изучение кукол других народов;
-материалы для изготовления кукол;
-воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям.
Актуальность проекта.
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего и других народов.
Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой — ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку — неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи.
Кукла считается одним из самых загадочных символов . Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
История появления куклы.
Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей.
Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в «Законах» сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение.
Но для большинства людей куклы были больше, чем просто игрушками.
Например, среди американских индейцев детская кукла была образом божества, идола. Она делалась из дерева и являлась как бы частью религиозного воспитания детей.
В Японии примитивная детская кукла изготовлялась, например, из оструганной ивовой ветки, на которую надевалась бумажная одежда. Имелась также кукла, которую мы назвали бы «козлом отпущения». Ее «кормили», одевали, обращались с ней как с живой и давали матерям, чтобы отвратить дьявола от их детей. Но, кроме таких «магических» кукол, у японских девочек были и обыкновенные, для игры.
Куклы распространены в Африке, но иногда они используются в ритуальных, магических целях, а не как игрушки.
В Европе также в ранние времена куклы часто связывались с религиозными обрядами, образами святых, а некоторые — с праздником Рождества.
В протестантских странах Европы задолго до католических куклы стали просто игрушками.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба — женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом. Я думаю — оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.
Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда». По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие «обязанности». Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.
Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело — тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.
В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы — особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни
В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.
Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка — свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали «куличку» и «пряницу» (так назывался жертвенный хлеб в России).
Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была «принародно» посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем — маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.
Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать «кукол-лиходеек»: «Огнея», «Ледея», «Трясея» и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.
О происхождении слова «кукла» до сих пор спорят ученые и исследователи. “Кукла” в русском языке заимствовано либо от латинского “cuculla”, либо произошло от древнеславянского корня “кук”. Простейшая производная от этого корня – слово “кука” может означать и клубок ниток, и кулак, и поворот реки, дороги, и “нечто страшное, обитающее в темноте”. Если открыть словарь русского языка С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.
Почему, как и где появились самые популярные в мире игрушки
1.Дарума (неваляшка)
Считается, что родина неваляшки — Япония. Там неваляшки называются дарума, их устойчивое вращение в вертикальном положении напоминает людям о стойкости и упрямстве. У неваляшки нет ног и рук — игрушка создана в честь монаха Бодхидхармы, который, по легенде, много лет медитировал, глядя в стену, после чего у него отказали конечности.
2. Россия
Матрёшка
В XIX веке художник Сергей Малютин и токарь Василий Звёздочкин создали игрушку, символизирующую женщину и семью, — матрёшку (от имени «Матрёна»), внутри которой располагаются похожие друг на друга куклы, отличающиеся только размерами.
3. Америка
Кукла Барби
Одна из самых популярных кукол в мире родилась в Нью-Йорке, её полное имя — Барбара Миллисент Робертс. Барби бывают разные: медсёстры, певицы, космонавты и даже кандидатки в президенты.
Знаете ли вы, что:
1. первая Барби стоила 3 доллара, а сейчас любая кукла, изготовленная в том году, у коллекционеров оценивается в 10 тысяч долларов. Барби является самой популярной игрушкой во всем мире.
2. В 1959 году американка Рут Хандлер придумала куклу Барби. Она дала ей имя своей дочери Барбары. Через два года Барби появилась в Европе и обрела игрушечного друга Кена, которого Рут назвала в честь своего сына. Сейчас кукла Барби продаётся в 150 странах мира.
3. Каждую секунду на планете продаётся 2 куклы Барби.
4. Италия
Марионетка
Впервые марионетки (игрушки, управляемые кукловодом при помощи нитей, прикреплённых к ним) появились в Египте. Но всё-таки с этими куклами ассоциируется, скорее, Италия: первые итальянские марионетки появились в Венеции, и оттуда уже распространились по всей Европе.
Прообразом современной марионетки были деревянные куклы, получившие в народе прозвище «деревянные Марии» или «Марион». В дни церковных праздников в Венеции продавались изображения маленькой Марии, отсюда и название — марионетки.
5. Франция
Бумажная кукла
Первую бумажную куклу — картонный силуэт девушки — придумали во Франции в конце XVIII века. Вскоре такие игрушки стали очень популярными, причём не только у детей, но и у взрослых. Издатели модных журналов печатали бумажных девушек, одежду и обувь для них, чтобы читательницы смогли подобрать себе наряды, посмотрев сначала, как они выглядят на кукле.
Современные куклы.
1. Мокси (Moxie) — это один из примеров гламурных кукол с большими головами. Мокси– американская кукла, которую в 2008 году представила на рынке компания MGA Entertainment. Напомним, этот же производитель ранее выпустил популярных кукол Bratz.
Серия Мокси представлена четырьмя куклами-подружками подросткового возраста. Это Софина, Эйвери, Саша и Лекса. Это девчонки-школьницы, которые вместе ходят на занятия и интересно проводят свободное время.
2. Несколько лет назад в отечественных магазинах появилась кукла Baby Born (что в переводе на русский язык означает «новорожденный»). Baby Born – кукла-пупс от немецкого производителя Zapf Creation, имеющая максимальное сходство с настоящим ребенком. Сходство обеспечивается не только внешностью (это кукла размером с настоящего малыша), но и наличием всех важнейших жизненных функций (кукла может кушать, пить, ходить на горшок и т.д.).
3. Winx (Винкс) – куклы, созданные по образу персонажей итальянского мультсериала Winx Club. Игровая вселенная легко покорила сердца детей. Популярность куклам вслед за сериалом была обеспечена. Крупнейший производитель игрушек (в том числе Барби и Кена) компания Mattel в 2004 году выпустила первую линейку кукол Winx. То же самое сделала другая компания — Giochi Preciozi, представившая на рынок похожую серию. Куклы Winx не уступают в яркости своим мультипликационным прототипам. Кроме того, производители позаботились о разработке и выпуске аналогичных нарядов и аксессуаров.
4. Братц (Bratz) – кукла от MGA Entertainment, ориентированная на девочек начального подросткового возраста (от 8 до 13 лет) с их страстью к вечеринкам и увлечением модой. Маркетинговая концепция, в основе которой – реалии жизни подростков, сделала этих кукол по-настоящему уникальными в сравнении с классическими куклами.
5. Antonio Juan (Антонио Хуан) – классическая испанская кукла с национальными чертами лица.
6. Испанские куклы Carmen Gonzalez выпускаются с 50-х гг. XX века. Как и в ситуации со многими другими иностранными игрушками, о Кармен россияне узнали лишь сейчас. Так, в 2010 году куклы появились в некоторых онлайн-магазинах. Выбор их пока невелик, особенно учитывая, сколько их линеек производится в Испании.
Следует отметить, что Испания является одним из главных поставщиков кукол в мире. Это касается как игровых кукол, так и коллекционных.
7. Pullip – шарнирная кукла с непропорционально большой головой и глазами, производится корейской компанией Chunsang Chunha. История Pullip начинается в 2003 году, когда эти куклы впервые появились на рынке. Чтобы «продвинуть» продукт, маркетологи компании сочинили легенду не только для куклы, но и для всей ее семьи, не забыв также про личную жизнь Pulli
8. Кукла Дженни (Jenny) – популярная японская кукла, которую с 1982 года производит компания Takara Co., Ltd.
9. Фулла (Fulla) – кукла, созданная в соответствии с ценностями арабского мира. Лицом Фулла похожа на американскую Барби, а вот по характеру – полнейший ее антипод. Фулла носит платок и не выставляет тело напоказ, как это делает Барби, а в комплекте к ней идет крошечный молитвенный коврик, ведь Фулла – правоверная мусульманка.
На сегодняшний день Фулла является самой популярной куклой в арабском мире. Для мусульман важно, чтобы кукла выполняла, прежде всего, воспитательную роль. Надо ли говорить, что воспитать из девочки настоящую мусульманку чрезвычайно сложно, если она играет с вечно полуголой западной Барби и одевает ее в бикини
Заключение .
Итак, первая кукла появилась в Египте. Первоначальное назначение куклы – вовсе не игра, а ритуальные, оккультные и обереговые цели.
Кукла всегда сопровождала людей, имела различные назначения и развивалась вместе с развитием общества.
infourok.ru
Кукольная история, история кукол
Куклы – это неизменные спутники и друзья детей с давних времен. Существует несколько вариаций кукол: наиболее распространенная – в виде человеческой фигуры. В театральных представления использовались марионетки, тростевые, перчаточные куклы, в Японии был популярен театр теней – плоских кукол проецировали на экран, а зрители видели только силуэты.
Интересно, но самым древним куклам – более 4 тысяч лет, их находили в Египте, в могилах маленьких египтян, они служили погребальными дарами, призванными скрашивать одиночество ушедших. В Чехословакии были найдены фигурки из костей мамонта, которым несколько тысяч лет. Изначально кукол связывали исключительно с обрядами и религиозными культами, только постепенно эти забавные фигурки переходили из разряда священных в развлекательные.
У славян тоже были свои традиционные игрушки: даже в самых бедных деревнях дети могли играть куклами. Чаще всего их делали из кусков материи, порой в домах их было несколько десятков. Самые первые куклы делались из глины или золы с водой – они считались оберегами домашнего очага. Также, если женщина остригала волосы, из них она должна была сделать куклу – она считалась талисманом, обладающим целебной силой. Делали кукол и из соломы или стриженой травы – их еще называли стригушками. Когда женщина уходила на работу в поле, она брала ребенка с собой, а чтобы занять его, делала куклу. В солому нередко вплетали и лечебные травы – и развлечение, и ингаляция.
Игрушки никогда не разбрасывали и не оставляли на улицах, они считались ценностью, многие даже давали их в приданое, поскольку замуж выдавали девочек уже с 14 лет.
Они прятали их на чердаках и тайком играли. Интересно, но были мастера, которые могли придавать даже тряпичным куклам необыкновенное сходство. Изготавливали кукол для всей семьи – считалось, что кукла будет оберегать своего владельца. Даже свадебные куклы были!
В 16 веке кукол делали из гипса, дерева, глины. Они не являлись игрушками, а служили для домашних спектаклей, украшения дома, обрядов. Во многих знатных семьях такие игрушки передавали по наследству, для них даже изготавливали «приданное»: всевозможные сундуки, посуду, одежду, драгоценности и так далее. Эти куклы отличались интересной внешностью, но были очень хрупкими, поэтому детям их могли давать только по праздникам, и то, под присмотром родителей. В основном же дети забавлялись деревянными игрушками или самоделками из подручных материалов.
У народов разных стран были свои собственные игрушки. Примечательна в этом отношении Япония – у этого народа были куклы из различных материалов. Даже учебными пособиями они служили: в 18 веке была изготовлена первая «беременная» кукла, которая выполняла функцию наглядного пособия в медицинских университетах. Другие же куклы были наряжены в традиционные костюмы и год за годом становились все совершеннее и интереснее.
В Германии большой популярностью пользовались куклы из воска, но опять же, детям для игры их не доверяли. В Англии кукол вырезали из дерева – работа была очень кропотливой, сначала мастер придавал силуэт, потом оттачивал его, а затем вручную раскрашивал. Во Франции в 17 веке начали изготавливать механических кукол – они могли двигаться и даже что-то произносить.
В начале 19 века произошел резкий скачок в сфере изготовления кукол: люди начали создавать их из папье-маше, неглазированного фарфора, раскрашенной глины. Куклы были одеты по последнему слову моды, во Франции их продавали с огромным количеством аксессуаров, даже с парфюмерией и миниатюрными гребнями и заколками.
В наши дни производство кукол достигло немыслимых высот. В 20 веке на магазинных полках стали появляться серийные игрушки из пластмассы, а в середине века появился новый вид искусства – авторская кукла. Эти куклы, как правило, отличались особой внешностью и были очень искусно сделаны. Интересно, но не все современные мастера-кукольники довольствуются современными технологиями – многие по прежнему изготавливают свои изделия их полимерной глины, папье-маше и воска.
Нашли свое применение и тряпичные куклы – некоторые художники умудряются создать целые экспозиции игрушек в национальных костюмах, модным нынче считается и изготовление куклы по портрету ребенка.
Ну а полюбившиеся многим Барби и Синди живы и по сей день и пользуются большой популярностью. Предприимчивые производители выпускают ограниченные серии кукол в виде персонажей фильмов, книг и мультфильмов, а родители покупают их своему чаду.
Ну вот такая вот кукольная история. Если вам понравился наш рассказ, поделитесь ссылкой со своими друзьями в соцсетях. Сделать это можно, нажав на кнопку чуть ниже.
best-mother.ru
История создания кукол — Сайт полезных советов
Первые куклы появились около 35 тысяч лет назад и предназначались вовсе не для детей. Это были ритуальные фигурки для религиозных обрядов. Они мало походили на игрушки и чаще вызывали ужас, нежели умиление. Лишь спустя много лет все изменилось – куклу вручили ребенку.
В XVIII-XIX веках куклы были уникальными. Массово их еще не производили, а это значит, что каждая игрушка имелась в единственном экземпляре. Такую роскошь могли позволить себе не все. Что же делали те, у кого не было возможности приобрести дорогую игрушку? Они не унывали. Крестьянские ребятишки делали кукол из соломы, перевязанной жгутиками. Или же просто заворачивали в тряпочку полено и убаюкивали его. Чем не кукла?
Кстати, если бы мы заглянули в богатый дом начала XIX века, то нашли бы там одного или нескольких представителей кукольного мира. Но в них не играли дети. Куколок чаще хранили в стеклянных шкафах и любовались ими издали. Дело в том, что они были слишком дорогими, а потому воспринимались скорее как декоративное украшение интерьера, нежели как игрушка, которой можно заплетать косички и менять платьица. Хотите заглянуть в Волшебный Мир Вышивки И Рукоделия? Посетите замечательный сайт http://fancywork-ua.com/
Позже появились куклы из папье-маше, более доступные по цене. А в середине XIX века и вовсе открылись первые фабрики по изготовлению игрушек. Было запущено массовое производство, но вместе с ним в куклах пропал некий шарм, ведь все они получались одинаковыми, словно под копирку. Ситуацию спасло появление в середине ХХ века нового вида искусства. Мастера стали изготавливать авторских кукол, каждая из которых становилась эксклюзивным произведением. На них были надеты шикарные платья, волосы завивались в упругие локоны, на ножках были очаровательные туфельки. Загляденье!
Помимо развлечения для ребенка, кукла во все времена была также предметом искусства. Достаточно вспомнить кукольные театры, где игрушки оживают в умелых руках мастеров-кукловодов. Какие тут только экземпляры не встретишь! Изящные марионетки, управляемые с помощью нитей, перчаточные куклы, ростовые, куклы театра теней…
www.otvet-sovet.com
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ
Поиск ЛекцийИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РУССКОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол.
Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда». По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие «обязанности». Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.
Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело — тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Матерчатая кукла — простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.
Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах — угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам — платочки, бабам борушку наденут.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
ВИДЫ КУКОЛ
Куклы были и есть незаменимыми помощниками в повседневной жизни. Их изготавливали с разной целью. В связи с этим можно выделить несколько видов кукол.
Игровые куклы
К ним относят кукол, которыми непосредственно играли дети на Руси.
«Перевертыш»
Кукла «Перевёртыш» — это особая народная кукла. В народе её ещё называют «Девка-баба», «Вертушка», «Девушка — Женщина». Про неё можно сказать, что это кукла кукол, потому что она содержит в себе сразу две куклы: у неё две головы, четыре руки и две сшитые между собой юбки.
Секрет состоит в том, что когда видна одна кукла, например, Девка, то Баба скрыта под её юбкой, а если куклу перевернуть, то появится Баба, а Девка спрячется. Поэтому сразу две куклы увидеть не получится.
«Зайчик на пальчик»
Такого зайчика-на-пальчик много веков делали русские мамушки и нянюшки своим малышам. Как и все тряпичные куклы-закрутки был он не просто игрушкой, а оберегом. Поэтому делали его из старой одежды мамы или папы. Ребенку одевали игрушку на пальчик – и зайка всегда с ним. Не убежит, не потеряется, всегда готов развлечь и выслушать самое важное и сокровенное – не зря же такие ушки длинные. Кстати, в психотерапевтических целях его и сегодня можно использовать.
Как и у всех русских национальных тряпичных кукол, у зайки нет «лица». Считалось, что делать куколке лицо нельзя, опасно. Но и в наш век, далекий от суеверий, можно точно сказать, что современным детям такие «безликие» куклы будут полезны. Ведь ребенку ничто не мешает «заставить» зайку смеяться или плакать и сделать это он может лишь силой своего воображения.
Целительские куклы
«Её волосы – символ неба, её сарафан – символ земли, её правая рука символизирует воду, а левая – огонь…». На целительские куклы переводили дух болезни с больного человека. Затем куклу сжигали или выбрасывали в определенных местах, отправляя злой дух в тот мир, откуда он пришел. Куклами лечили как взрослых, так и детей. Кроме того, изготовление куклы уже само по себе является исцеляющим обрядом, который помогает мастерице собрать свою целостность. Мотая куклу, она как бы мотает свою судьбу или судьбу того человека, для которого предназначается кукла.
«Кубышка – травница»
Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Подвешивали её там, где воздух застаивался, а также над колыбелью ребёнка. Внутри куколки — душистая трава. Куколку мяли в руках — шевелили, и по избе разносился травяной дух, который отгонял духов болезни. Через два года траву в куколке меняют– наполняют свежей душистой травой. Именно так поступали наши предки.
Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.
Кубышку-Травницу можно наполнять одной травой или смесью разных, вот несколько примеров:
Составы Кубышки-Травницы для хорошего сна и укрепления нервной системы: — опилки, кора, иглы сосны, зерно гречихи;
— трава пустырника, листья мелиссы, соцветия ромашки аптечной.
Составы Кубышки-Травницы для профилактики болезней:
— зверобой обыкновенный, соцветия ромашки аптечной, трава бессмертника песчаного;
— травы шалфея, тысячелистника и полыни;
— сосновые почки или иглы, веточки туи, несколько зерен абрикосовых косточек, семянки из чеснока;
— соцветия ромашки аптечной, трава череды трехраздельной.
Во время эпидемий вирусных заболеваний лучше всего сделать куклу Травницу-Кубышку в основе которой будут заложены сосновые почки или семянки чеснока. При воспалении верхних дыхательный путей и гриппе — куклу набить чабрецом.
Действие Кубышки-Травницы, набитой одной травой:
— МЯТА – улучшает умственную деятельность. Согласно легенде свое название мята получила в честь римской богини Менты, которая олицетворяет память, разум и здравый смысл. Венки из мяты предписывалось носить студентам во время экзаменов, а также тем, кто хочет постичь трудную науку – философию. МЯТА содержит большое количество фитонцидов – веществ обладающих противовоспалительным и антимикробным действием.
— ЛАВАНДА – помимо приятного аромата лаванда обладает достаточно высокими антимикробными свойствами. Лаванда очень эффективное средство, снимающее сильную головную боль, высокое давление, внутричерепное давление.
— МЕЛИССА – обладает легким снотворным свойством. Мелисса проявляет антиаритмическую активность и может успешно применяться при различных видах нарушений сердечного ритма, а также при нервной дрожи, которая наблюдается в ночной период. Мелисса замедляет дыхание, уменьшает частоту сердечных сокращений, снижает артериальное давление
— ЗВЕРОБОЙ – великолепное средство, от бессонницы, неврастении.
— ЧАБРЕЦ – считается очень сильным антисептическим средством.
— ДУШИЦА – действует как успокоительное средство. Имеет свойство подавлять микробную флору при ангине.
Кукла «На здоровье»
Древняя славянская кукла изготавливалась из грубых льняных ниток или льняной кудели. Ее использовали для излечения больных. Куклу клали в постель к заболевшему человеку (можно под подушку) и кукла впитывала в себя плохие энергии болезни. После выздоровления человека куколку благодарили за ее работу и сжигали.
Целительная кукла «Здоровье» делается только из льняных ниток, так как считается, что лён своими природными свойствами очень экологичен и, забирая болезнь на себя, помогает человеку поправиться. Эта кукла ничем не украшается и не терпит суеты, а напротив, делать её надо, стараясь максимально пребывать в состоянии благости, сконцентрировавшись помыслами о больном человеке, для которого это делается. Можно зажечь свечу и читать молитвы или заговоры. Захворавшему ребёнку кукла кладётся в кроватку, он может с ней играться, а как только хворь уйдёт, кукла сжигается. Заплетая косу у куклы надо приговаривать: «На здоровье, на здоровье». По окончании изготовления и при передаче больному повторять: «На здоровье». Есть варианты, когда коса делается длинней раза в два.
Главное, что коса должна быть не обрезана, а сходить на нет, заканчиваться «мышиным хвостиком».
От макушки до пят — такая, чтобы ложилась в ладошку. А коса в два раза длиннее туловища.
Обережные куклы
Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. Обережные куклы делаются для дома, семьи, для гармонизации отношений, для детей, достатка, хорошего урожая, успешной дороги и пр. Куклы делались и для того, чтобы пошел дождь или же чтобы прекратился. Женщина, которая не могла забеременеть, делала куклу и играла с ней. В этом случае изготовление куклы является магическим способом вызвать появление на свет ребенка, элементом симпатической магии (подобное вызывает подобное). Сюда относятся куклы Желанница, Зольная кукла, Берегиня рода.
Столбушка
Славянский оберег Столбушка. Это кукла, которая изготавливается вручную и именуется, как Берегиня Дома. Такая кукла обладает способностью беречь дом, хозяйство, призывать добрых и светлых духов для того что бы защищать жилище хозяина от тёмных сил, различных наветов, дурного глаза и др.
В основе изготовления такой куклы лежит «закрутка» из бересты. Размер куклы около 12 – 30 см. Такой способ изготовления позволяет кукле устойчиво стоять на поверхности. Кукла изготавливается из старых, ненужных платьев, тряпок, платков, рубашек и т.д., которые уже не надевают, но и не выкидывают. Зачастую такой вещью может быть какая-либо одежда, которая уже поистёрлась, порвалась, но имеет большое для вас значение. Что бы не выкидывать памятную вещь, можно сделать из неё обережную куклу, что бы она и дальше вам служила в новом образе. Из старых тряпок кукла изготавливается лишь в том случае, если вы делаете Берегиню для своего дома или для очень близких родственников. Если же оберег вяжется в подарок, тогда целесообразней делать её из новых тряпок.
Столбушкой эту куклу называют потому, что выглядит она как столбик. Однако, славяне приписывают ей огромную силу. Кроме того, что она отводит тёмные чары и дурной глаз, она может помочь во время родов. Столбушка использовалась в различных обрядах (на свадьбе или перед ней), для гадания и т.п.
Куклы-Берегини в нашем прошлом были в каждом доме. Иногда их насчитывалось до нескольких десятков. Берегини-Столбушки передавались по наследству и считались своего рода охранителями дома.
Берегиня
Берегини – это традиционные славянские куклы-обереги. Тряпичную куклу, сделанную беременной женщиной, клали в люльку, чтобы она «согрела» место для будущего малыша. Когда ребенок появлялся на свет, берегиня оставалась в кроватке и отвлекала злых духов от младенца, а после становилась для него первой игрушкой. Девочки начинали сами делать кукол-берегинь в возрасте двенадцати лет. Красивый и аккуратный оберег свидетельствовал о готовности к замужеству. Самые лучшие экземпляры складывались в сундук и становились частью приданого девушки. Отдавая дочь замуж, мать обязательно дарила ей берегиню, сделанную своими руками, таким образом благословляя ее на брак. Такие же обереги получали сыновья, которые отправлялись в армию или в дальнюю дорогу. Тряпичные куклы бережно хранились и передавались из поколения в поколение.
Вы можете попробовать сделать берегиню своими руками так, как это когда-то делали наши предки. Она изготавливается без использования острых инструментов, таких как ножницы и игла, поэтому часть работы можно доверить даже ребенку. Малышу будет интересно играть с куклой, которую он сделал сам. При изготовлении берегини используются разноцветные лоскуты от старой одежды, наволочек или простыней. Наши предки считали, что кукла, сделанная из старой ткани, имеет большие защитные свойства и лучше оберегает своего владельца. Возможно, это также связано с тем, что ткань в то время была достаточно дорогой, и использовать ее для изготовления игрушки было непрактично. Вы тоже можете пустить в ход обрезки от своих старых платьев и рубашек. Для скрепления лоскутов ткани между собой всегда использовались только красные нитки. Издревле на Руси красный цвет считался обережным. Нити наматываются по часовой стрелке, обязательно делается нечетное количество оборотов. Предпочтительно не резать, а отрывать лоскутки ткани. Игла также не используется. Традиционная берегиня безлика. Наши предки делали так не случайно: считалось, что никакой злой дух не сможет вселиться в куклу без лица и причинить вред хозяину оберега. Однако даже при отсутствии основных черт лица, таких как глаза, нос, рот, каждая тряпичная берегиня имела свой характер. Она была безлика и многолика одновременно. Во время работы нужно думать о человеке, которому предназначается берегиня, желать ему здоровья и благополучия. Такая кукла будет обладать мощной положительной энергетикой.
Кукла День – Ночь
это оберег, берегущий дом и его обитателей, она олицетворяет собой сутки и управляет сменой дня и ночи, порядком в мире.
Оберег выглядит как 2 куклы или 2 стороны одной куклы.
Одна — отвечает за день (светлая), вторая (тёмная, синяя) — олицетворение ночи.
Ежедневно тот, кто раньше всех просыпался — выставлял вперед светлую и просил её об удачном дне. Так веселая, трудолюбивая и заботливая кукла День следила, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, чтобы днем светило солнышко.
Перед тем, как отправиться спать самым последним, человек менял куколку на темную, и желал доброй ночи всем домочадцам, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и полными сил. Так мудрая, задумчивая и таинственная куколка Ночь следила, чтобы все легли спать, чтобы все отдохнули и набрались сил, она давала сон и оберегала его.
Кукла оберегала всех домочадцев – охраняла их душевный настрой.
Кукла — бессоница
Кукла Бессонница служила оберегом, защищающим малыша от темных сил, сглаза. Эта простейшая по исполнению узелковая кукла делалась из двух квадратных лоскутов ткани или же двух платков, игла и ножницы при этом не использовались.
У русского народа узел был защитой от колдовства, отголосок этого поверья сохранился и поныне. «Завязать на память узел» — означает не забыть о чем-либо, сохранить в голове. Голову куклы иногда набивали мятой или любой другой успокаивающей травой. Когда клали куклу Бессонницу рядом с ребенком в колыбель, говорили: «Сонница-бессонница играй куколкой, а не дитяткой». Также давали куклу ребенку, чтобы он перестал беспокоиться. Ведь если ребенок возьмет куклу и, прижав к себе, вдохнет аромат успокаивающих трав, то на него это подействует благотворно. И вот дитя уже перестало плакать и умиротворенно и спокойно заснуло.
«Неразлучники»
Кукла Неразлучники — символ и оберег крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде.
В настоящее время традиция сохранилась. Теперь, как и сотни лет назад, несмотря на технический прогресс, можно сделать кукол своими руками и подарить новой семье от чистого сердца с пожеланием никогда не разлучаться.
В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол – свадебных неразлучников. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое. После свадебного торжества эта кукольная парочка хранилась в доме как оберег семейных отношений и верности.
«Крупеничка»
Куколка «Крупеничка» (другие названия «Зернушка», «Зерновушка», «Горошинка») — это оберег на сытость и достаток в семье.
Традиционно куклу наполняли гречишным зерном. Крупеничка — главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбережённые силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым, и в семье будет достаток.
Значения круп в Зерновушке:
Гречиха — сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном
Рис — самое дорогое зерно, на праздник
Перловка — на сытость
Овес — на силу.
Можно и все крупы положить. Так же на дно куклы иногда кладут монетку.
Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.
Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.
Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.
Параскева Пятница
Параскева – оберег, которая является покровительницей женских ремесел и рукоделий. 10 ноября отмечается день Параскевы Пятницы. В этот день девки хвастались своими рукодельями. Так же в России было принято изготовлять куклу Параскеву. Ее одевали в народный костюм, а руки украшали ленточками, кружевами, привязывали небольшие орудия труда – игольницы, ножнички, пяльца. Кукла Параскева так же может являться своего рода игольницей и хранительницей предметов рукоделия. Она является помощницей в домашних хлопотах и обязательно должна быть у каждой хозяйки.
Кукла Мамка
Кукла-оберег Мамушка испокон веков считается семейным оберегом, нянечкой для новорожденных. Символ любви матери-прародительницы Рода к последующим поколениям. Служила своеобразным пожеланием плодовитости. Статная с полной грудью, такая мамка выкормит крепкого и здорового ребенка.
Являясь семейным оберегом, приносит в семью счастье и увеличивает количество детей в семье. Кукла Мамушка — это символ замужней женщины в руках держит ребенка, чаще всего двух — по одному в каждой руке. Детки представляют собой кукол пеленашек, цвета которых указывают на разнополость.
Кукла «Счастье»
Кукла Счастье – маааленькая куколка с бооольшоой косой. Наши предки считали, что в волосах хранится наша сила. Поэтому такая кукла является мощным оберегом, охраняющим женщину от напастей и приносящим ей счастье. Кукла Счастье предназначается только для женщин, мужчинам ее не дарили. При изготовлении куклы волосам уделяли особое внимание, и коса при этом получалась немного больше самой фигурки.
«Десятиручка»
История появления такой интересной мотанки в коллекции народных русских кукол весьма интересна. По легенде, когда-то давно покровительница ремесленников Макошь сжалилась над одной работящей женщиной, которая ну никак не успевала по хозяйству и подарила ей еще 2 руки. Но даже с четырьмя руками хозяйка все не поспевала, столько у нее было дел.
Макошь подарила еще 2, и так до тех пор, пока у той не оказалось целых 10 рук. Когда же и это не помогло, Макошь забрала у женщины «лишние» 8 рук и подарила ей куклу Десятиручку, чтобы та помогала по хозяйству. С тех пор девушки и женщины стали мастерить такой оберег своими руками, веря, что с куколкой они смогут делать свою работу быстрее и лучше.
Традиционно мотанку делали осенью, когда все работы на поле были закончены. Материал при изготовлении куклы своими руками использовали только натуральный – лыко (мочало), солому, лен. Я же решила сделать оберег не совсем традиционным способом, из ткани.
«Кувадка»
Народная славянская тряпичная кукла — кувадка – первая кукла, встречавшая только что родившегося младенца на пороге этого мира. Служила она для того, чтобы обмануть злые вредоносные силы, отвлечь их от роженицы и только появившегося на свет дитятки. А «играть» с этими куколками — кувадками, отвлекать на себя внимание нечистых духов должен был отец ребенка. А уже после рождения кувадки (конечно, вновь сделанные) становились первыми игрушками малыша. Их подвешивали над люлькой ребенка, как сейчас подвешивают разные модули и гирлянды из погремушек. Считалось, что число таких тряпичных кукол должно быть обязательно нечетным. Иначе куклы могут стать не только бесполезными, но даже и вредоносными.
Когда ребенок подрастал, то из оберега кувадка превращалась в игрушку. Ведь делать такую куклу очень просто. И она могла стать основой и для мужского и для женского образа. Сделают девочки из старых лоскутков да ниток «маму», «папу» и «деток» и играют в вечные девчачьи игры — «в гости», «в свадьбу», «в дочки-матери». Тряпичные куклы будят воображение ребенка, его «игровой инстинкт», которые позволяют детям одушевлять любую тряпочку и щепочку, делать их живыми и настоящими. А именно так и рождается настоящая творческая личность.
Эта тряпичная кукла — кувадка может стать не только игрушкой, но и замечательным подарком-сувениром, сделанным своими руками. Справиться с такой работой самостоятельно сможет ребенок с 6 лет, а с вашей активной помощью и более младшие дети. В разных частях России таких куколок делали немного по-разному. Мы приводим три варианта изготовления тряпичной куклы — кувадки.
Обрядовые куклы
Во многих обрядовых действиях славян используются куклы. Так, во время празднования календарных праздников куклы сжигаются, закапываются в землю, топятся в воде как символ, как бы отправляются в другой мир.
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru
История создания авторских кукол
История создания авторских кукол
Фисюк В.В. 11Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43 г. Владикавказ имени Героя Советского Союза Юльева Александра Николаевича
Борадзова К.И. 11Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43 г. Владикавказ имени Героя Советского Союза Юльева Александра Николаевича
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что куклы всегда являлись отражением повседневной жизни человека. Они выполняли развлекательную, воспитательную, социальную функции. С самого детства в куклы играли, о них мечтали, их изготавливали из разного материала, что помогало развивать фантазию автора куклы — ребёнка. Однако, спустя многие годы, с развитием современных технологий, исчезла необходимость создания кукол своими руками. На смену авторским куклам пришли фабричные, заводские, одинаковые, не имеющие своей индивидуальности куклы. Созданию кукол своими руками стало уделяться меньше внимания. А ведь именно рукоделие развивает усидчивость, внимание, фантазию, формирует эстетический вкус, приучает человека к труду, помогает выразить свою индивидуальность, а созданное своими руками изделие будет иметь большую ценность, так как сделано с душой.
Цель: изучив и проанализировав литературу, создать свою коллекцию авторских кукол, представить технологию их создания своим одноклассникам, тем самым пробудить интерес к труду и рукотворному миру кукол.
Задачи:
Найти и изучить литературу по теме исследования
Раскрыть понятие «кукла»
Проанализировав литературу, описать историю возникновения первых кукол
Выяснить значение кукол в жизни людей
Рассмотреть современный материал, для изготовления кукол
Изучить технологию создания авторских кукол из ткани, бумаги и полимерной глины.
Подобрать материал для изготовления собственной коллекции авторских кукол
Создать собственную коллекцию кукол
Поделиться опытом с одноклассниками
Гипотеза: на сегодняшний день, куклы являются не просто предметом игры, а выступают как самостоятельное авторское произведение искусства и способ развития личности ребенка.
Объект исследования: авторские куклы
Предмет: технология изготовления авторских кукол
Методы исследования:
Изучение и обобщение научных источников, периодических изданий по теме исследования
Встречи и беседы с мастерами кукольного искусства
Наблюдение и сравнение технологий изготовления авторских кукол
Моделирование
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОРИЯ ПЕРВЫХ КУКОЛ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
В начале исследовательской работы, я обратилась к словарям Т.Ф. Ефремовой и С.И. Ожегова, где нашла несколько определений слову «кукла». Проанализировав источники, сделала вывод о том, что разные учёные дают практически одинаковое определение данного понятия.
Итак, кукла – это детская игрушка в виде фигурки, воспроизводящая человеческое тело или тело животного, сделанная из разных материалов, иногда управляемая актёром (кукловодом) кукольного театра.
Затем, изучив литературу в интернете и книгах, я узнала, что история происхождения кукол уходит своими корнями в далёкое прошлое. Известно, что в глубокой древности, на ранних стадиях развития общества, жизнь ребёнка практически ни чем не отличалась от жизни родителей. Детей очень рано приобщали ко взрослой жизни и её ценностям, главной из которых была добыча питания. Поэтому времени на игру было мало, а первыми игрушками были камни, кости, ветки деревьев – что явно не подходит под определение слова «кукла».
Однако, учёными доказано, что древние люди, верили в высшие силы – богов, которых боялись и поклоняясь молили о помощи и защите. Богов представляли в виде человеческих фигур, высеченных из камня или вырезанных из дерева. Таким образом, появились идолы и истуканы, которые своим видом и напоминают кукол. Можно сделать вывод о том, что это и были самые первые куклы. Однако древние куклы не были предназначены для игры, у них было иное – культовое значение.
Например, в Древнем Египте куклы служили для того, чтобы скрасить одиночество умершего. Эти куклы представляли собой обрубок бревна (чурбанчик), с едва выраженными чертами лица, в париках из нитей, однако у таких кукол не было конечностей. Это связано с тем, что древние египтяне верили, что человеческие изображения могут оживать, поэтому ноги делались резцом, чтобы кукла не могла покинуть гробницу. Самым древним египетским куклам более 4 тысяч лет.
Позднее возник обычай после смерти кого — либо из членов семьи, изготовлять куклу, которая становилась вместилищем души покойного: ей подносили пищу со своего стола и ухаживали как за живым человеком. Такая кукла была найдена в Чехословакии, сделана из слоновой кости и имела подвижные конечности. Её возраст примерно 30-35 тысяч лет. И хотя, нельзя сказать, что это самая первая в истории кукла, однако историки начинают отсчет именно с неё, так как её существование официально задокументировано.
Со временем, кукла, предназначавшаяся изначально, как атрибут погребального ритуала, постепенно приняла иное обличие. Например, в Античной Греции и Древнем Риме, куклы, хоть и продолжали носить культовый характер, но использовались в качестве символа женского плодородия. Поэтому, девочкам при рождении дарили куклы, сделанные из дерева, глины или слоновой кости. В отличие от погребальных, у таких кукол делались и руки, и ноги, которые прикреплялись с помощью ниток или палок и были подвижны. Эти куклы были предназначены для того, чтобы маленькие римлянки и гречанки учились ухаживать за малышами. И только перед свадьбой, девочки расставались со своими куклами. Девушка-невеста должна была посвятить куклу одной из влиятельных богинь: Гере, Афродите или Артемиде.
Для славян кукла была оберегом. Куклам приписывались различные сверхъестественные свойства. Люди верили в то, что кукла может защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Именно поэтому, на Руси, существовало огромное разнообразие тряпичных кукол. Например, будущему малышу из цветных тряпок сворачивали куклу «пеленашку». Её укладывали в колыбель вместе с малышом, чтобы сбить с толку злых духов. В кроватке куколка находилась до крещения ребёнка. Также, заботливые мамы мастерили для детей куклу «берегиню», которая охраняла сон малыша. В подарок на именины делали куклу — «ангелочка». Очень большое значение имели куклы «капустка» и «веснянка». Кукла – «капустка» считалась хранительницей домашнего очага, богатства и благополучия. Её делали из старых вещей матери, без ножниц и иглы. Детали куклы связывали между собой нитями. Кукла «веснянка» — объединяла в себе 12 кукол – лихоманок (Аввареушу, Глазею, Глухею, Желтею, Каркушу, Ледею, Немею, Огнею, Отпею, Пухлею, Трясею, Храпушу). Заговоренную куклу хранили до церковного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы – 7апреля (26 марта по старому стилю). Накануне Благовещения, ночью — сжигали вместе со старыми соломенными постелями, с человеческими недугами и болезнями.
Однако, незаметно, параллельно с культовым и религиозным значением, куклы занимают своё место, как предмет игры для детей. Также, куклы начинают использоватьдля театрализованных представлений, изначально используя сюжеты из Библии, позже – для развлечения детей и взрослых. Для таких представлений изготавливали специальные куклы, которыми управляли с помощью ниточек сверху или тростей снизу; перчаточные куклы, позже – механические. Виды древних кукол (см. Приложение 1).
РЕВОЛЮЦИЯ В ИСТОРИИ КУКОЛ
В конце ХVI — середине XVII века французами были созданы первые куклы-манекены, для демонстрации моделей одежды. Эти куклы получают название «Пандора», что в переводе с греческого означает – всем одарённая. Пандоры передавали образ взрослой женщины. Их делали среднего размера, из фарфора, для них создавали целый гардероб нарядов, аксессуаров и даже сундучки с парфюмерией.Кукол покупали или получали в подарок высокопоставленные и королевские особы Европы, а по образцу кукольных нарядов шили свои. Этот период можно считать первой революцией в истории кукол.
Однако, на этом французские кукольники не остановились. Они стремились отразить в своих работах достижения технического прогресса. И в конце XVII века у Пандор появились уникальные собратья — андроидные механизмы. Их делали мастера-часовщики. Эти конструкции были очень сложными и разнообразными. Механизм состоял из целой композиции, в которой каждая кукла выполняла свою роль, при этом раздавалась музыка. Например, кукла-театр. В этой композиции девочка-зрительница хлопает в ладоши, а актёры выступают на сцене. Самой известной куклой-автоматом является «Игрок на флейте» Ж. Вокансона. Эта кукла, размером с человека, умела исполнять 12 мелодий. При этом она играла на флейте, её пальцы ходили по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха, губы и нёбо двигались как у человека. Немного позже механизмы кукол-автоматов упростили, чтобы сделать игрушки дешевле и доступнее массовому покупателю.
В середине XIX века изобретённая французами кукла-девочка «Bebe», покорила весь мир, так как до этого времени большинство кукол изображало взрослых женщин. В это же время, наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе, стали уделять особый интерес к духовным потребностям ребенка. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Для создания художественной куклы объединяются художники и педагоги.
В России кукольное ремесло развивалось своим особым путем. Народными умельцами создавались необыкновенно душевные, пропитанные русской ментальностью, самобытные и неповторимые игрушки — зверушки, барыни, свистульки. Однако, в период правления Петра I из Голландии в Россию были приглашены мастерицы, которые научили русских монахинь собирать фарфоровые детали, открыли секреты папье-маше. Тело, ручки и ножки изготавливались вручную, а головки, представляющие наибольшую сложность в создании, выполнялись на частном фарфоровом заводе семьи Бенуа в Санкт-Петербурге.
Вообще, вопросами оформления российских игрушек занимались заслуженные художники: Рерих, Бенуа, Бартрам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин.
А в XIX веке появилась кукла Катя отечественного производства. Советские куклы были скромны и привлекательны, имели спокойные, нейтральные цвета и оставляет простор для фантазии. Подражая маме, ребёнок мог умывать куклу, расчёсывать, убаюкивать и укладывать спать. Тем самым познавая окружающий мир, открывая для себя социальные отношения, осваивая нравственные нормы. Голову, ноги и руки делали из пластмассы розового цвета. Туловище могло быть тряпичным или тоже пластмассовым. Волосы — как правило, светлые — плохо расчесывались. Кукол в верхней одежде не было, все они были одеты в пестрые летние платьица из ситца. К ним можно было докупить ситцевое одеяльце, крошечную посуду из алюминия или фарфора, колясочку и кроватку.
С развитием фабричного производства кукол искусство изготовления отошло на второй план. Куклы стали серийной фабричной продукцией, оказались лишены уникальности и индивидуального характера.
ХХ век характеризуется окончательным переходом кукол в распоряжение детей. В магазинах появляются виниловые пупсы, фарфоровые красавицы в бальных платьях, пластиковые Барби. Самое последнее изобретение – американская кукла-робот «My Real Baby» в виде младенца (рост 45 см, вес 1,5 кг), который плачет, смеётся (личико может передавать 15 эмоций) и даже учится говорить.
И всё же, не смотря на прогресс в области механики и электроники, в конце 20 века интерес к куклам ручной работы снова возрастает. Путём объединения искусств и смешения жанров появляется новое направление, новый вид искусства — авторская кукла. Которое с каждым днём набирает всё больше и больше поклонников.
Виды кукол 17-19 века (см. Приложение 2).
АВТОРСКАЯ КУКЛА
Для знакомства с данным видом искусства, я вместе с мамой посетила выставку авторских кукол Земфиры Дзиовой. После чего, мы отправились в школу по обучению создания кукол, где побеседовав с мастером, я узнала о том, что значит «авторская кукла» и о современном материале для изготовления кукол.
Авторская кукла – это художественное произведение, которое создает профессиональный художник. Из игрушки она превратилась в важный элемент оформления интерьера. Выделяют две основные методики создания куклы — коллажную и скульптурную. При изготовлении куклы по коллажной методике технологически необходимых этапов — шесть (эскиз, создание скульптурных частей, изготовление парика, разработка каркаса и создание форм тела куклы, изготовление костюма), при использовании скульптурной методики — четыре (эскиз, создание основного объема, роспись, закрепление куклы на подставке).
Особенностью технологии создания данного вида кукол является «коллажность» то есть, при создании одного произведения можно использовать различные виды материала. Также, автор сам решает, какая будет кукла: костюмная, портретная кукла и кукла-персонаж, определяет различные композиционные решения — однофигурная, многофигурная или сюжетная композиция. Существует много техник создания авторских кукол, но наиболее популярными являются:
Японская техника вязания «амигуруми». Особенности игрушки-амигуруми: размер игрушки достигает от 5 до 8 сантиметров, голова изделия гораздо больше остальной части тела, амигуруми всегда имеют милое доброе лицо с широкой улыбкой, и самое главное — мастер придумывает имя, которое остается с ней даже после продажи.
Лепка из полимерной глины. Этот чудесный материал позволяет создавать небольшие скульптуры, которые похожи на живых.
Текстильные интерьерные куклы. Существует множество техник, позволяющих сшить текстильную куклу, но самыми любимыми были и остаются чердачная кукла, Большеножка, Тильда и кукла овечка.
Техника папье маше. В основе техники — бумага, клей и грунтовка. Особенность: бумага замачивается в воде, а затем разминается до состояния каши, после этого лишняя влага отжимается, добавляется клей и вымешивается своеобразное «тесто», из которого и создается кукла, после застывания модели, она покрывается грунтовкой.
Виды авторских кукол (см. Приложение 3).
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ ИЗ ПЛАСТИКА И ПАПЬЕ — МАШЕ
В практической части своей работы, под руководством Земфиры Дзиовой я изготовила свою первую авторскую куклу. Для начала определили образ куклы. Это будет принцесса. Затем, подготовили эскиз будущей принцессы. Выбрали материал для изготовления куклы. Верхние части туловища будут у куклы твердыми, их будем делать из самозатвердевающего пластика. Нижняя часть куклы будет выполнена в технике папье- маше.
Итак, для изготовления куклы мы подготовили материал: самозатвердевающий пластик, стэки для лепки, зубочистки, клей ПВА, полотенце Zewa (так как они более прочные при смачивании и окрашивании), проволока, плоскогубцы, кисти для нанесения клея и росписи, картон, акриловые краски и перламутровые, ножницы, нитки, бесцветный лак, волосы или шерсть. После выполнения подготовительной части, приступили к работе.
Для начала из прочной, стальной проволоки, скрутили каркас — скелет куклы. На скелете отметили место расположения суставов, локтей. Затем, из пластика сформировали голову и приступили к нижнему ярусу. Для него мы скрутили картон в виде конуса и скрепили с верхней частью туловища куклы. Далее обклеили заготовку бумагой в несколько слоёв. Каждый слой при этом просушили. И оставили куклу до полного высыхания. Взяли мелкую наждачную бумагу и аккуратно отшлифовали готовые части куклы. После чего заготовка стала гладкой.
Далее с помощью клея ПВА и бумаги подготовили платье нашей будущей куклы. Для этого накладывали слой за слоем. Каждый слой сушили возле батареи. Затем покрыли акриловыми красками. Пока платье сохло, с помощью кисточек мы нарисовали кукле глаза, губы, придали румянец щекам. После чего, покрыли матовым акриловым лаком для придания краске дополнительной стойкости.
Далее, приступили к изготовлению волос из шерсти для валяния. Наклеив волосы с помощью клея, при помощи иглы для валяния сформировали прическу нашей кукле. Последний штрих – покрыли платье перламутровыми красками, чтобы придать ему благородный вид.
Кукла готова.
Изготовление куклы ( см. Приложение 4)
2.2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТЕКСТИЛЬНОЙ КУКЛЫ
Для изготовления тряпичной куклы нам понадобились:
ткань – хлопок, он «эластичен», хорошо красится натуральными красителями, края ткани не осыпаются;
наполнитель холлофайбер волокном, он идеально подходит для набивки кукол;
ножницы швейные, острые;
швейные иглы;
утюг;
швейная машина.
Прежде чем начать работу над куклой, мы тщательно продумали образ, подготовили эскиз и шаблоны частей куклы. Затем приступили к изготовлению.
Для начала отутюжили ткань, сложили её вдвое, прикололи выкройку швейными булавками к ткани. После чего, обвели детали хорошо заточенным простым карандашом, вырезали их и сшили самым мелким стежком на швейной машинке. В этом мне помогла мама.
После прошивки деталей, мы аккуратно вывернули детали деревянной палочкой и наполнили холлофайбером. Чтобы кукла могла сидеть, верхние части ног заполнили не слишком плотно.
Затем приступили к оформлению лица. Акриловыми красками мы нарисовали глаза и рот. Ватной палочкой подрумянили щёчки.
Далее нам понадобились искусственные волосы, нитка с иголкой, для изготовления косичек. Пришили их к голове.
Затем, мы с мамой сделали нашей кукле объемное платье и шапочку. Для нашей куклы мы сшили платье из старой кофты, которую мама не носила. Для нижней юбки использовали фатин бежевого цвета. На ножки заказали туфли белого цвета. Кукла готова.
Изготовление куклы ( см. Приложение 5).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При работе над теоретической частью исследовательской были приобретены навыки самостоятельной работы с литературой, рассмотрены основные вопросы по теме исследования: мы раскрыли понятие слова «кукла», описали историю возникновения первых кукол, выяснили значение кукол в жизни людей, рассмотрели материал, для изготовления кукол, изучили технологию создания авторских кукол из ткани, бумаги и полимерной глины.
В практической части данной работы внимание было уделено разработке и выполнению авторских кукол из различного современного материала . Для этого нам понадобилось разработать эскизы будущих кукол, подобрать материал, выбрать способы выполнения кукол. Изученные приемы помогли провести мастер-класс для одноклассников, тем самым пробудить интерес к созданию своих кукол.
В перспективе, я хочу продолжить работу над развитием своих знаний в области создания авторских кукол из более сложного и хрупкого в обработке материала: фарфора…. Надеюсь, что в будущем смогу открыть свою школу по обучению различным техникам создания кукол. А возможно, когда – нибудь, и мои куклы смогут занять своё место на кукольных выставках.
В заключении, можно сделать вывод, что изготовление авторских кукол занимает особое место среди других видов декоративно-прикладного искусства. Ведь настоящее произведение искусства можно создать только тогда, когда искренне любишь свою работу, вкладываешь в неё душу. А кукла, являясь, отражением своего автора, подобием человека, через выражение лица, может рассказать о характере, чувствах и настроении своего творца. А ещё, созданная своими руками кукла, может принести радость не только своему создателю, но и стать замечательным подарком близким людям или украшением интерьера.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Войдикова Н.М. Куклы в доме. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.- с.5-60.
Головачёва Р.М. Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Ладого100. 2007.- с. 166.
Дайн Галина и Мария. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Культура и традиции, 2007.- с. 103.
Дайн Г.Д. Игрушечных дел мастера.- М: Просвящение, 1994.- с.10-24.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Советская энциклопедия. М.; 1973.-с. 663.
Голдовский Б.П./ Ред Журавлёв А.Ю. – Большая иллюстративная энциклопедия «Художественные куклы». -М.: Дизайн Хаус, 2009 г.
Изготовление кукол своими руками
http://sulimart.ru/artwork/toys/
Приложение 1
Древние куклы разных народов
Куклы в Древнего Египта Куклы Древнего Рима
Кукла найденная в Чехии Куклы обереги Древних Славян
Приложение 2
Куклы XVI –XIX веков
Первые механические куклы
Первая кукла «Пандора» Кукла «Пандора» с андроидным механизмом
Кукла Катя
Приложение 3
Наиболее популярные виды авторских кукол
Кукла «Амигуруми» Кукла из пластика
Текстильная кукла Кукла из папье-маше
Приложение 4
Изготовление куклы из полимерной глины и папье – маше
Приложение 5
Изготовление текстильной куклы
Просмотров работы: 200
school-science.ru