cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Кто сказал о ломоносове он сам был первым нашим университетом – А.С. Пушкин писал о М.В. Ломоносове: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Приведите два аргумента в подтверждение

Почему А.С.Пушкин называл Ломоносова первым университетом ?

Ломоносова можно назвать первым настоящим русским ученым. Он положил основу развитию многих наук в России. Он сам проводил опыты и наблюдения, внес огромный вклад в становление филологии, истории, химии и физики. Но А. С. Пушкин называл Ломоносова не просто выдающимся ученым, а «нашим первым университетом». Он восхищался способностями этого ученого, обширностью его знаний.

Почему Пушкин так называл Ломоносова

Пушкин и Ломоносов жили в разное время. И во время Пушкина наследие Ломоносова активно развивалось. Чтобы понять, почему писатель называл Ломоносова первым университетом, необходимо разобраться в научной деятельности ученого и его жизни:

  • Ломоносов стал первым главой университета, открытого в России. До времен Ломоносова подобных учебных заведений в России вообще не было. Ломоносов много хлопотал об открытии университета, потому для сравнения его самого именно с университетом есть все основания;
  • Ломоносов жил во время становления многих современных наук. Только зарождалась археология, филология, физика, химия, геология и многие другие науки. Ломоносов был человеком универсальных познаний. Его интересовало все, что его окружало. Это были природные явления, математические расчеты, история России и русских слов и многое другое. Поэтому, по глубине и обширности своих знаний Ломоносов мог заменить целый университетский штат;
  • он сам проводил опыты с электричеством, химические опыты. Ломоносов записывал их результаты и оставил после себя много трудов;
  • из русских ученых он был первым и единственным. Кроме него, наука была представлена выходцами из Германии.

Таким образом, А. С. Пушкин называл Ломоносова первым университетом совершенно обоснованно. Ломоносов обладал энциклопедическими познаниями и стал основателем первого российского университета.

Когда жил Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов жил в 18 веке. Наиболее активный период его научной деятельности пришелся на 50 – 60 годы 18 века. Это времена правления императриц Елизаветы 1 и Екатерины 2.

Таким образом, смерть Ломоносова от рождения Пушкина в 1799 году отделяет всего несколько десятилетий.

vashurok.ru

М.В. Ломоносов — наш первый русский университет — ЮНПРЕСС

Алиса Карепанова | 14 января 2017

Юношеская газета

Приветствую вас друзья! Думаю, что о человеке, про которого пойдёт сегодня речь, слышали все. Да и как не знать? Все мы с детства знаем красивую легенду, мол поморский крестьянин Мишка Ломоносов в одиночку, закинув походный мешок за спину, отправился в Москву за знаниями. Давайте же разбираться, что здесь правда, а что вымысел. В этой статье я постараюсь развеять мифы и рассказать вам правдивую историю жизни неутомимого труженика Михаила Васильевича Ломоносова, про которого великий А.С. Пушкин сказал: «Он создал первый университет. Он, можно сказать, сам был первым нашим университетом.»

 

 

 

Михаил Васильевич родился 8 ноября 1711 года в семье довольно зажиточного крестьянина Василия Ломоносова в Архангельской губернии близ Холмогор. Стоит отметить, что отец Ломоносова владел землями и морскими судами. В общем-то, Ломоносовы жили небедно. Образование Миша начал получать еще в отчем доме: уже в юности хорошо знал стихи Симеона Полоцкого, изучал грамматику и арифметику.

Но что побудило юношу бежать из тепличных условий дома? Виною всему нелады с мачехой, новой женой отца. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам. А Миша ощущал непреодолимую тягу к знаниям. В декабре 1730 года 19-летний Михаил отправляется вместе с рыбным караваном из Холмогор в Москву. Путешествие в Москву выглядело как бегство, поскольку будущий учёный покинул дом ночью, тайно, ни с кем не простившись. Путешествие до Москвы заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву.

 

 
В Москве будущий учёный поступает в Славянско-греко-латинскую академию. В 1736 году его в числе самых способных и прилежных учеников академии отправляют учиться в Германию. Здесь он не терял времени даром. Ломоносов учился иностранным языкам, математике, физике, философии, фехтованию, танцам, рисованию, знакомится с немецкой литературой, собирает собственную библиотеку. В Германии выходят в свет первые научные работы Ломоносова в области физики. В 1741 году Михаил Васильевич возвращается в Петербург.

 

 
В 1745 году становится профессором химии. Одновременно вникает в тайны космоса, делает блестящие открытия в области физики, химии, печатает первое издание своих сочинений. Ломоносов же видоизменил русскую грамматику, упростил для удобства использования и упорядочил. Вот так человек! Диву даёшься, узнавая о нём. По инициативе М.В. Ломоносова 12 января 1755 года открывается Московский Государственный университет. Кстати, именно поэтому ежегодно все российские студенты отмечают свой праздник в этот день.

 

 
Вклад Ломоносова в науку несоизмерим. Пушкин необычайно точно отозвался об этом великом учёном: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Историк, ритор, механик, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник.» Россия может и должна гордиться такими людьми, какой был Ломоносов. Ведь именно такие люди двигают нашу страну вперёд в развитии. Мне кажется, что помнить о наших великих умах просто необходимо. В этом залог развития нас самих и нашего Отечества. Поменьше ленитесь, побольше трудитесь! Кто знает, может, в вас сидит Ломоносов XXI века.

Фотогалерея

ynpress.com

Михаил Ломоносов. «Он был первым нашим университетом»

Вчера исполнилось 306 лет со дня рождения Михаила Ломоносова (1711–1765). На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с коллекцией, посвящённой жизни и трудам гениального самородка из поморской глубинки.

Коллекция богата своим разнообразием: тут и научные работы, исследования, и очерки, и архивные материалы, рассказывающие о деятельности учёного, и его эпистолярное наследие. В ряде старинных книг Ломоносов предстаёт не только как химик, но также как литератор, реформатор русского языка.

Исследователи отмечают, что само место рождения — Архангельская область, село Холмогоры — сыграло немалую роль в судьбе Ломоносова. Б. Меншуткин в книге «Михайло Васильевич Ломоносов. Жизнеописание» (1911) пишет: «Поморы представляют из себя особенный, самобытный класс населения, и, хотя обычно числятся крестьянами, но по сметливости, энергии, предприимчивости, общему развитию резко отличаются от крестьян, занимающихся только земледелием». Далее автор сообщает, что Ломоносов до 19-летнего возраста ходил на промысел в Белом и Ледовитом морях, многое повидал и многому научился у поморских промысловиков, умеющих не только ловить зверя и рыбу, но и с выгодой их продавать. «Впоследствии Ломоносов нередко пользовался в своих учёных трудах почерпнутыми в отрочестве впечатлениями, наблюдениями и умозаключениями».

Подробная биография великого учёного представлена в нескольких книгах Президентской библиотеки. Из них можно узнать, что лишь к 20 годам он овладел чтением и письмом. Поначалу его настольными книгами были только духовные церковные произведения. Позже он познакомился с «Арифметикой» Л.Ф. Магницкого и «Грамматикой» М.Г. Смотрицкого (1648), доступной на портале Президентской библиотеки.

В 1731 году Михаил Ломоносов был принят в Московскую славяно-греко-латинскую академию, которую ещё называли «Спасския школы». Мера таланта поморского самоучки раскрылась в первый же год, когда его дважды переводили на более высокую ступень обучения. Уже в 1735 году Ломоносов, по требованию Синода, в числе лучших учеников был направлен в Санкт-Петербургскую академию наук, а в 1736-м его командировали в Германию для изучения металлургии, химии, а также тех наук, которым не обучали в России. Европейские профессора внимательно следили за его успехами, отмечая живой ум, высокую обучаемость и неуемную жажду в приобретении знаний.

В электронной копии книги Я. Грота «Очерк академической деятельности Ломоносова» описаны в том числе житейские неурядицы Ломоносова: «С самого приезда из-за границы он находился в крайне тесных обстоятельствах. <…> Cкудное академическое жалованье задерживалось по нескольку месяцев, и он, как сам говорил, не только не мог покупать инструментов, но с великою нуждою иметь пропитание». А ведь Михаил Васильевич к тому времени уже обзавёлся семьёй, у него родилась дочь.

И тем не менее учёный продолжал дело академического строительства в России, а затем приступил к реализации собственных представлений о том, каким должен быть создаваемый в Москве университет.

В электронной копии юбилейного издания «Празднование двухсотлетней годовщины рождения М.В. Ломоносова Императорским Московским университетом» приведено высказывание Михаила Сперанского, со всей полнотой отражающее роль Ломоносова в создании университета:

«С первого же дня своего существования Университет стал жить тою традицией, над созданием которой всю жизнь трудился Ломоносов: Университет стал не только местом науки, но науки, широко открывшей свои двери обществу. <…> Светоч русской науки, зажжённый в 1755 году гениальным Ломоносовым, не погас, несмотря на никакие бури, проносившиеся над русской наукой и жизнью, и не погаснет он до тех пор, пока мы будем не только вспоминать великого создателя русской науки, но и помнить его заветы и поучительную историю Московского Университета — иначе — историю нашего научного и народного самосознания».

Московский университет создавался в то время, когда ещё можно было мечтать о свободе науки, как о чём-то действительно осуществимом: Ломоносов хлопотал о предоставлении Московскому университету «вольностей Лейденского и других иностранных университетов». И действительно — относительная свобода преподавания, самостоятельность во внутренней жизни учебного заведения, признание его как научного центра характеризуют ранние годы жизни Московского университета…

Особое место в жизни Ломоносова заняла литература. Эту тему под не совсем обычным ракурсом в работе «Корифеи русского слова» исследует Н. Прилуко-Прилуцкий: «Не будучи поэтом, Ломоносов берётся за стихи, потому что эта форма речи была привлекательнее для тех, на убеждения которых он должен был действовать».

Так, скажем, в своё время он преподнёс оду императрице Елизавете Петровне, ожидая от неё решения ряда проблем по организации науки в отставшей по этому критерию от Европы России. Вполне прагматичный расчёт оправдался, что явствует из книги А. Кизеветтера  «Ломоносов» (1914): «Шувалов был знатный вельможа и всегда мог видеть императрицу. Он-то и разъяснил государыне, как важно и необходимо всё то, что написал Ломоносов об устройстве в Москве первого университета. Когда открывали университет, Ломоносов очень хлопотал о том, чтобы туда свободно допускали без различия и знатных, и самых простых людей, и дворян, и купцов, и крестьян — всех, кто захочет».

Сегодня Московский государственный университет носит имя Михаила Васильевича Ломоносова. С недавних пор на юридическом факультете МГУ создан электронный читальный зал Президентской библиотеки. Каждый желающий теперь может использовать ресурсы фонда библиотеки, в том числе её «ломоносовскую» коллекцию.

Энциклопедист, поэт, художник, филолог, минеролог, мозаист, основатель первой в России научно-исследовательской химической лаборатории, реформатор русского языка, автор русской риторики, составитель «Российской грамматики», Ломоносов никогда не переставал трудиться во славу науки. Как написал А.С. Пушкин в своём «Путешествии из Москвы в Петербург»: «Ломоносов… был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Так говорил Михаил Ломоносов

— Всё, что есть в природе, математически точно и определённо; хотя мы иногда сомневаемся в этой точности, но наше незнание нисколько не умаляет её: если бы даже весь мир сомневался в том, что дважды два четыре, всё-таки дважды два у всех сомневающихся дадут четыре.

— Дерзайте отчизну мужеством прославить!

— Духовенству к учениям, правду физическую для пользы и просвещения показующим, не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях.

— Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей.

— Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.

— Кто малого не может, тому и большее невозможно.

— Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и презренных гадин, ничего не производит.

— Малый человек и на горе мал; исполин велик и в яме.

— Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут…

— Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого Господа Бога, который дал мне смысл, пока разве отнимет.

— Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек.

— Те, кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно худо скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

mozgokratia.ru

М. В. Ломоносов — первый наш университет (Ломоносов)

Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец — он все испытал и все проник.

А. Пушкин

Есть ли еще в истории человек, судьба и биография которого были бы столь необычны и удивительны, как у М. В. Ломоносова?

Родившись в семье крестьянина-помора недалеко от деревни Холмогоры, Ломоносов рано выучился грамоте. С самого детства он тянулся к наукам, пытался постичь тайны природы и мироздания. В возрасте девятнадцати лет, тайком от отца, пытливый юноша отправляется зимним путем в Москву, чтобы учиться. Поступить в Славяно-греко-латинскую академию бедному сыну крестьянина было нелегко, однако вскоре он стал одним из наиболее способных учеников. После блестящего окончания академии Ломоносов занимался инженерией, естествознанием, философией, сочинение с филологией, изучал несколько европейских языков. И в каждой из этих отраслей он проявил себя как гений, человек незаурядного ума и смекалки, дорабатывая, внося что-то новое, улучшая и развивая различные области знаний. Перечень наук, в которых Ломоносов оставил свой след, настолько обширен, что поражает воображение. считать создание первой русской грамматики и составление первого учебника русского языка, а также других фундаментальных филологических трудов. Невозможно охватить мысленным взором все, что сделал Ломоносов для развития науки и просвещения. Кажется, что сделанное Ломоносовым за всю его не очень долгую жизнь не под силу одному человеку. \"Его ясный ум, полный беспокойного желания все понять, оставлял один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной легкостью постигая его\", — писал о Михаиле Васильевиче А. И. Герцен. Невозможно не согласиться и со словами А. С. Пушкина: \"Ломоносов был великим человеком. Он создал первый русский университет. Он, можно сказать, сам был первым нашим университетом...\"

Это был человек огромной воли и необыкновенного ума, универсал, энциклопедист.

Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения, развития русской науки и экономики — вклад Ломоносова в мировую науку невозможно переоценить.

В 1755 г. по инициативе Ломоносова был основан Московский университет, что явилось важным шагом в развитии русского образования и просвещения.

Первым в истории химии Ломоносов сформулировал и доказал закон сохранения веса вещества при химических превращениях, развил атомно-молекулярные представления о строении вещества. В 1748 г. Ломоносов основал при Академии Наук первую русскую химическую лабораторию. Закладывание основ физической химии — тоже заслуга этого необыкновенного человека.

Ломоносов первым сформулировал принцип сохранения материи и движения, он исследовал силу тяжести и электричество, выдвинул учение о цвете.

Ломоносов был не только великим исследователем, но и выдающимся изобретателем и конструктором, он создал ряд оптических приборов, среди которых зеркальный телескоп, перископ, \"ночезрительная трубка\" для моряков.

Астрономия и геология также привлекали внимание гения. Ломоносов открыл атмосферу на планете Венера, описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.

Выдающийся поэт и филолог, Михаил Васильевич Ломоносов очень многое сделал для развития русского языка. Он был убежден в необходимости синтеза в поэзии русского и церковнославянского языков, создал русскую оду, первым начал писать стихи на языке, доступном для широкого круга читателей. Достоевский считал, что \"бесспорных гениев, с бесспорным \"новым словом\" во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь\".

www.allsoch.ru

Ломоносов: человек-университет, человек-эпоха | Фонд "Родное слово"

19 ноября 1711 года родился Михаил Васильевич Ломоносов

Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. 

Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. 

А.С. Пушкин

Известно всего несколько имён, сомасштабных всей известной нам истории человечества, отразивших в своём творчестве целые эпохи и намного опередивших своё время. Среди зарубежных имён первейшим мы помним имя Леонардо да Винчи, среди отечественных — Ломоносова. При этом энциклопедизм Леонардо был его личной тайной, скрытым от глаз публики увлечением научными предметами, а энциклопедизм Ломоносова был открыт для общества, которое толком не могло понять великого учёного.

Пушкин писал о нём: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка».

Ломоносов во всех своих делах соединял пылкую страсть к творчеству с практической целью. С его стороны это было не «снижение» задач поэзии, а поэтизация практики (например, его «Письмо о пользе Стекла»). Восприятие научных истин Ломоносовым было восторженным, и поэтому о них были и его поэтические строки. Сравним ломоносовский восторг от огромности мироздания с прохладно-отвлечённым кантовским. Ломоносов: «Открылась бездна, звезд полна. // Звездам числа нет, бездне — дна». Кант: «Две вещи не перестают удивлять меня: звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне».

Пушкин видел в Ломоносове выдающуюся личность и сохранность в ней народного духа: «Ломоносов, рождённый в низком сословии, не думал возвысить себя наглостию и запанибратством с людьми высшего состояния (хотя, впрочем, по чину он мог быть им и равный). Но зато умел он за себя постоять и не дорожил ни покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей… Послушайте, как пишет он этому самому Шувалову, который вздумал было над ним пошутить. "Я, ваше высокопревосходительство, не только у вельмож, но ниже у Господа моего Бога дураком быть не хочу". В другой раз, заспоря с тем же вельможею, Ломоносов так его рассердил, что Шувалов закричал: "Я отставлю тебя от Академии!" — "Нет, — возразил гордо Ломоносов, — разве Академию от меня отставят". Вот каков был этот униженный сочинитель похвальных од и придворных идиллий!»

В натуре Ломоносова его биографы обнаруживают буйный нрав, непокорность обстоятельствам, физическую мощь, стихийность. Приводят рассказ о том, как он расправился с тремя напавшими на него грабителями. Двоих он избил и обратил в бегство, третьего заставил раздеться и отдать ему все свои вещи. В другой раз Ломоносов разогнал неучтивую компанию «болваном» для париков, за что против него было возбуждено дело «о бое и безчестии». Еще одна анекдотичная история: вознаграждение за оду к очередной годовщине восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны казне пришлось выплатить медными деньгами, для чего потребовалось два воза. И всё-таки Ломоносов умел смирять себя, когда этого требовала польза его дела. Он писал: «Славнейшую победу получает тот, кто себя побеждает».

Ломоносов — приверженец древней русской истории и античности, которую русская цивилизация во многом продолжила, опустив целые эпохи других европейских государств. Поэтому его «Древняя Российская история» содержит сравнительный анализ античных верований и верований восточных славян и констатацию их близости. Прародину русских Ломоносов определяет в междуречье Вислы и Одера. Замечая, что в русском языке нет скандинавских элементов, он констатирует различие между варяго-русами из «Повести временных лет» и варягами-скандинавами. Ломоносов составил «Краткий российский летописец с родословием», перечислив все основные события русской истории с 862 по 1725 г. Признание этого труда современниками выразилось не только в его популярности в России, но и в переводах на немецкий и английский языки. Ломоносов боролся против трактовок истории, принижающих роль русского народа, его подход к началам русской истории и борьба с «норманнизмом» актуальны по сей день.

Как истинный учёный Ломоносов шёл от использования языка к языкознанию. В 1743-м он написал первое общедоступное «Краткое руководство к риторике» на русском языке. В «Российской грамматике» Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописании и произношении, а также ввёл понятие художественно-выразительных приёмов. В «Письме о правилах российского стихотворства» им были установлены образцовые принципы стихосложения, создан классический русский четырёхстопный ямб.

Живые наречия и говоры русского языка Ломоносов распределил на три группы «диалектов»: 1) московский, 2) северный или поморский и 3) украинский или малороссийский. Предпочтение отдано московскому: «не токмо для важности столичного говора, но и для своей отменной красоты». Объединяющее начало для русских говоров Ломоносов видел в церковнославянском языке («О пользе книг церковных в российском языке»). Он же — средство очищения от наплыва чуждых иностранных заимствований. Светская литература пошла от Ломоносова, прочно заняв своё место в русской жизни, а народный говор был реабилитирован и признан источником языковых форм и смыслов.

При поддержке И.И.Шувалова Ломоносову в 1755 году удаётся открыть Московский университет, для которого он составил первоначальный проект, в 1759-м — организовать гимназию при университете, требуя при этом права на обучение низших сословий, которые прямо ориентированы на практическое приложение своих знаний «для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом».

Европейская наука тогда твердила о теплороде — «огненной материи», передающей тепло и порождающей огонь за счёт проникновения в поры материи. Ломоносов резонно приводил примеры того, что теория теплорода не в силах была объяснить: расширение тел при нагревании, увеличение веса при обжиге, нагревание путём фокусировки солнечных лучей. Он выдвигает теорию, согласно которой основой нагревания и охлаждения тел является невидимое глазу движение материи: «при прекращении движения уменьшается и теплота». Основой теплоты является, по представлениям Ломоносова, вращательное движение частиц материи. Теория теплорода оставалась общепринятой до 60-х годов XIX века, после чего (через 110—120 лет после Ломоносова) утвердились основы современного знания о природе теплоты, которое было разработано нашим великим учёным.

В 1743-м Ломоносов пишет: «Когда какое-либо тело ускоряет движение другого, то сообщает ему часть своего движения; но сообщить часть движения оно не может иначе, как теряя точно такую же часть». В 1748 году Ломоносов формулирует «всеобщий естественный закон»: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте… Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает». В 1756 году Ломоносов проводит опыты с заплавленными стеклянными сосудами, доказывая, что «без попущения внешнего воздуха» их вес остаётся постоянным: никакого «преобразования огня» в материю, как полагал ведущий европейский исследователь Роберт Бойль, не происходило. (В то время кислород ещё не открыт, процесс окисления ещё непонятен.) Лишь в 1774 году Лавуазье провёл аналогичные опыты, а позднее сформулировал закон сохранения вещества. Результаты опытов Ломоносова, увы, не были опубликованы.

Нашему великому учёному также принадлежат прозрения, далеко опережавшие его время: о корпускулярно-волновой природе света («зыблющиеся» частицы), об общей природе света и электричества.

Ломоносов активно занимался теорией и экспериментом в области атмосферного электричества и задумал обобщающую работу «Теория электричества, изложенная математически», которая не была закончена. Ломоносовым сделаны выводы о тождественности атмосферного и искусственного электричества, о движении частиц эфира, порождающих электрические явления (что вполне совместимо с современными представлениями). Совместно с Г.В.Рихманом Ломоносовым был разработан первый электроизмерительный прибор с градуировкой, создана «громовая машина», позволявшая измерять электрические явления при любых погодных условиях.

В рамках своих исследований Ломоносов опроверг объяснение северного сияния Б.Франклином, которому в этом вопросе отдавался приоритет: «Нисхождение верхней атмосферы Франклин только предполагал по догадке; я же вывожу его из внезапного наступления холодной погоды, о чём у Франклина нет никакого упоминания. Я также произвёл расчёт и доказал, что верхний воздух не только может, но и должен стекать вниз, чего у Франклина нет и следа».

Открытие атмосферы Венеры было сделано Ломоносовым во время давно ожидавшегося прохождения Венеры по солнечному диску. Световой ободок вокруг Венеры тогда увидели многие, но только Ломоносов правильно истолковал его, объяснив рефракцией солнечных лучей.

Ломоносов — автор первого очерка геологической науки, которая была основана на изучении природы России и предопределила дальнейшие описания нашей страны, предпринятые во времена царствования Екатерины II.

Ломоносовым было построено более десятка принципиально новых оптических приборов: «ночезрительная труба» для рассмотрения удалённых предметов на море, батоскоп («инструмент, которым бы много глубже видеть можно дно в реках и в море, нежели как видим просто»), «горизонтоскоп» — большой перископ с механизмом для горизонтального обзора и др. Им предложена и изготовлена опытная конструкция телескопа с единственным вогнутым зеркалом и окуляром сбоку (через шестьдесят пять лет аналогичную систему предложил У.Гершель, чьим именем она и названа).

В научной лаборатории Ломоносова, которая заработала в 1748 году, учёный провёл 4 тысячи опытов, заложив основу научной методологии, которая теперь кажется очевидной и общеизвестной: единообразие условий опытов, строгая дозировка компонентов, количественное варьирование компонентов в широком диапазоне, система хранения тысяч эталонных образцов, ведение подробного лабораторного журнала. Оборудование лаборатории изготовлялось по чертежам и проектам самого Ломоносова.

Для своих метеоисследований Ломоносов разработал прототип вертолёта — «воздухобежной машины» (соответствующий проект Леонардо да Винчи был обнаружен гораздо позднее) и даже создал действующую модель, представив ее Академии наук. Метеорологические методики и исследование атмосферы, заложенные Ломоносовым, были осуществлены только в самом конце XIX столетия.

Ломоносов был новатором в стекольном деле и по праву считается основателем науки о стекле. Им были восстановлены утраченные рецептуры (например, по красной расцветке стёкол), получены стёкла для мозаичных работ, разработано применение меди для создания разнообразных оттенков красных, зелёных и бирюзовых тонов. В 1753—1754 годах в деревне Усть-Рудицы недалеко от Ораниенбаума Ломоносов приступил к созданию стекольной фабрики. При постройке учёный лично проектирует цеха, детально разрабатывает технологический процесс и конструкцию печей, а также станков и инструментов.

Ломоносов был первым в России, кто лично освоил технику мозаичного набора и во главе группы художников стал создателем множества мозаичных картин. Работы Ломоносова и его школы не были по достоинству оценены современниками. В мозаике видели лишь попытку повторить масляную живопись и оценивали её по предварительным наброскам (картонам). Монументальный характер мозаик не вмещался в камерное понимание живописи, их выразительность — признак скорее грядущих эпох, которые не могли предвкушать критики Ломоносова.

Ломоносов был новатором не только в делах организации науки, но и в общественной жизни. Он выступил с целым рядом проектов об организации русской жизни. Но самым известным и особенно значимым для нас является его сочинение «Рассуждение о размножении и сохранении российского народа».

В конце жизни Ломоносов получил признание: он — статский советник, действительный член Санкт-Петербургской Академии наук, ординарный профессор химии, почётный член Академии художеств, член королевской Стокгольмской академии и Болонского института. Но до конца XIX столетия Ломоносова ценили почти исключительно как российского поэта. В 1865 году, к столетию кончины Ломоносова, его научные труды ещё не были осмыслены и даже будучи повторёнными европейскими учеными ещё не вошли в научный обиход.

Предчувствуя скорую кончину, Ломоносов пишет другу: «Друг, я вижу, что я должен умереть… Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии…» Умер великий учёный и подвижник 4 апреля 1765 года и был похоронен в Александро-Невской лавре.

Андрей Николаевич САВЕЛЬЕВ, журнал «Русский дом», № 11, 2011 год

http://russdom.ru/node/4473

www.rodnoe-slovo.org

Ломоносов наш первый университет — почему пушкин назвал ломоносова первым нашим универсететом — 22 ответа



В разделе Естественные науки на вопрос почему пушкин назвал ломоносова первым нашим универсететом заданный автором Александра Комарова лучший ответ это А. С. Пушкин писал: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» .
Трудно себе представить, как можно одновременно работать в области химии, физики, геологии, астрономии, географии, металлургии, истории и филологии. Невозможно отделаться от чувства восхищения: как одного человека на все хватало. Таких людей мы называем энциклопедистами.

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: почему пушкин назвал ломоносова первым нашим универсететом

Ответ от Проскакать[гуру]
С подачи Ломоносова был основан первый университет. Ломоносов какое-то время учился за границей и после возвращения стал заниматься поднятием уровня образования в России.

Ответ от Владимир Смольский[гуру]
Здесь две причины
1) Уже сказано - основатель 1-го российского университета
2) Его разнообразная научная и творческая деятельность
Один учебник грамматики чего стоит. Долгое время Ломоносов больше был известен не трудами в точных науках, а как поэт. Его подход к стихосложению определил развитие поэзии в России на долгое время.
Собственно, Пушкин и другие учились по трудам Ломоносова - грамматика, стихосложение, точные науки.
В первую очередь поэтому Ломоносов наш 1-ый университет.
За одно только, что по его настоянию в прикладных и точных науках стали использовать русский язык, а не латынь или иностранные языки ему надо памятник поставить.

Ответ от Невролог[новичек]
М. В. Ломоносов сделал много открытий.

Ответ от Просочиться[новичек]
Ломоносов одновременно был и выдающимся общественным деятелем. Много сил он от-дал развитию науки в России, распространению знаний среди русского народа. Здесь Ломо-носов выступает перед нами как неутомимый и энергичный борец против царских чиновни-ков и духовенства, против всех, кто препятствовал развитию отечественной науки и распространению образования в России. Ломоносову фактически принадлежит заслуга в создании первого высшего учебного заведения в России — Московского университета.
В Академии наук Ломоносов вел борьбу против преклонения перед иностранцами, против правителя академической канцелярии Шумахера, препятствовавшего подготовке национальных кадров ученых, засорявшего Академию наук малоквалифицированными иностранными учеными.
Ломоносов оставил неизгладимый след в истории русской культуры. Это понимали пере-довые русские люди, восхищаясь его деятельностью, поднимая имя Ломоносова как патриотическое знамя русской самостоятельной культуры. Великий русский поэт А. С. Пушкин писал:
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов об-нял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполнен-ной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, — он все испытал и все проник».

Ответ от тимур гумеров[новичек]
мавпааапсрппапкпкккккаауавакавыввакаааааааааааа


Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

Служебная Search search=МГУ на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Служебная Search search=МГУ

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

М. В. Ломоносов — «первый наш университет» | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог,

Художник и Стихотворец — он все испытал и

все проник.

А. Пушкин

Есть ли еще в истории человек, судьба и биография которого были бы столь необычны и удивительны, как у М. В. Ломоносова?

Родившись в семье крестьянина-помора недалеко от деревни Холмогоры, Ломоносов рано выучился грамоте. С самого детства он тянулся к наукам, пытался постичь тай­ны природы и мироздания. В возрасте девятнадцати лет, тайком от отца, пытливый юноша отправляется зимним путем в Москву, чтобы учиться. Поступить в Славяно- греко-латинскую академию бедному сыну крестьянина было нелегко, однако вскоре он стал одним Из наиболее способ­ных учеников. После блестящего окончания академии Ломоносов занимался инженерией, естествознанием, фило­софией, филологией, изучал несколько европейских язы­ков. И в каждой из этих отраслей он проявил себя как гений, человек незаурядного ума и смекалки, дорабатывая, внося что-то новое, улучшая и развивая различные облас­ти знаний. Перечень наук, в которых Ломоносов оставил свой след, настолько обширен, что поражает воображение. Это был человек огромной воли и необыкновенного ума, универсал, энциклопедист.

Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отече­ственного просвещения, развития русской науки и эконо­мики — вклад Ломоносова в мировую, науку невозможно переоценить.

В 1755 г. по инициативе Ломоносова был основан Мос­ковский университет, что явилось важным шагом в раз­витии русского образования и просвещения.

Первым в истории химии Ломоносов сформулировал и доказал закон сохранения веса вещества при химических превращениях, развил атомно-молекулярные представле­ния о строении вещества. В 1748 г. Ломоносов основал при Академии Наук первую русскую химическую лабора­торию. Закладывание основ физической химии — тоже заслуга этого необыкновенного человека.

Ломоносов первым сформулировал принцип сохране­ния материи и движения, он исследовал силу тяжести и электричество, выдвинул учение о цвете.

Ломоносов был не только великим исследователем, но и выдающимся изобретателем и конструктором, он создал ряд оптических приборов, среди которых зеркальный теле­скоп, перископ, «ночезрительная трубка» для моряков.

Астрономия и геология также привлекали внимание гения. Ломоносов открыл атмосферу на планете Венера, описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Материал с сайта //iEssay.ru

Выдающийся поэт и филолог, Михаил Васильевич Ло­моносов очень многое сделал для развития русского язы­ка. Он был убежден в необходимости синтеза в поэзии русского и церковнославянского языков, создал русскую оду, первым начал писать стихи на языке, доступном для широкого круга читателей. Достоевский считал, что «бес­спорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пуш­кин и частью Гоголь». Несомненной заслугой Михаила Васильевича Ломоносова в области русского языка можно считать создание первой русской грамматики и составле­ние первого учебника русского языка, а также других фун­даментальных филологических трудов.

Невозможно охватить мысленным взором все, что сде­лал Ломоносов для развития науки и просвещения. Ка­жется, что сделанное Ломоносовым за всю его не очень долгую жизнь не под силу одному человеку. «Его ясный ум, полный беспокойного желания все понять, оставлял один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной лег­костью постигая его», — писал о Михаиле Васильевиче А. И. Герцен. Невозможно не согласиться и со словами А. С. Пушкина: «Ломоносов был великим человеком. Он создал первый русский университет. Он, можно сказать, сам был первым нашим университетом...»

На этой странице материал по темам:
  • эпиграф к теме он сам был первым нашим университетом

iessay.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *