cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Крушение империи наполеона план – План-конспект урока по истории (8 класс) по теме: Поход в Россию и крушение империи Наполеона | скачать бесплатно

Крушение империи Наполеона » Военное обозрение

31 марта 1814 года союзные армии во главе с русским императором Александром I вступили в Париж. Верхом на белом коне, вместе с прусским королем и фельдмаршалом Шварценбергом, который представлял Австрийскую империю, впереди блестящей свиты союзных генералов, во главе русско-прусской гвардии, государь Александр Павлович вступил во французскую столицу.

30 марта французские войска потерпели поражение в битве за Париж, и маршал Мармон сдал город. Наполеон, сосредоточивший свою небольшую армию за Марной, слишком поздно узнал о движении союзных войск к Парижу и не успел выручить столицу. В 1814 году он пожинал плоды своих прежних просчётов и ошибок. Наполеоновская империя, когда в 1812 году напала на Россию, включив в ряды Великой армии почти все народы Европы, окончательно потеряла свойственные ей ранее элементы прогрессивного порядка. Франция вела несправедливые, захватнические войны, пытаясь подчинить себе европейские народы. Да и сам французский народ обескровливался в этих войнах. Франция тратила все ресурсы и силы на захват новых и удержание старых территорий, а не на развитие. В итоге Франция деградировала, тысячи молодых мужчин отрывались от сельского хозяйства, промышленности и гибли на чужбине. Страна пребывала в запустении. Поражение в Русской кампании 1812 года закономерно привела к катастрофе 1814 года.


Во время кампании 1813 года Наполеон одержал ряд блестящих побед и мог не раз заключить мир на довольно неплохих условиях. Но он желал большего. Во время кампании 1814 года Наполеон также смог совершить дать ряд успешных сражений и получил возможность сохранить за собой хотя бы Францию, но он отказался. В итоге потерял всё.

Талейран предал Наполеона и был избран главой временного правительства. Коленкур пытался защитить интересы Наполеона, напоминал сенаторам и другим влиятельным лицам о милостях, которыми их осыпали император, но его карта была бита. Политическая ситуация изменилась. Сенаторы чувствовали, что пора «вписаться» в новую политическую реальность. Не смог Коленкур и поднять вопрос о регентстве Марии-Луизы при сыне Наполеона. 2 апреля Сенат объявил Наполеона и членов его семьи лишенными престола. Правда, из 140 сенаторов присутствовало менее половины. Одни были с Наполеоном, другие при Луизе-Марии в Блуа, третьи не пришли.

Коленкур встретился с Александром и пытался его убедить начать переговоры с Наполеоном. Но русский император не хотел никаких переговоров с Наполеоном, так как «Франция, Европа имеют нужду в спокойствии и не могут его иметь при Наполеоне», требовал его отречения. В то же время Александр Павлович обещал забыть всё зло, которое Наполеон принёс России, и выражал готовность предоставить ему любое почётное убежище, в том числе и в России.

В это время Наполеон в Фонтенбло под Парижем занимался устройством армии, расстроенной последними сражениями, форсированными маршами и дезертирством. Все маршевые полки были направлены на формирование линейных. Корпус Мортье был усилен дивизией Бойе де Ребеваля; корпус Мармона — дивизиями Компана и Ледрю, двумя батальонами ветеранов и остатками парижского гарнизона. Оба корпуса, которые потеряли почти всю артиллерию в сражениях при Фер-Шампенуазе и Париже, получили по 30 орудий с полным боезапасом. Пешие жандармы из трех департаментов: Сены, Сены и Марны, Сены и Уазы, были сведены в батальоны, и вместе с жандармами из дивизии Фриана, составили особую бригаду. Конные жандармы и отборные эскадроны составили один из полков дивизии Лефевр-Денуэтта. Из всех оставшихся полков сформировали дивизию под началом Красинского. Наполеон планировал продолжить комплектование конных и пехотных резервов. Под началом Наполеона оставалось около 60 тыс. солдат (по другим данным, 36 тыс.). Кроме того, на территории Франции были ещё группировки Ожеро и Сульта.

Прибытие Коленкура отняло у Наполеона последнюю надежду решить дело переговорами. Он решил продолжить войну. Солдаты и офицеры, несмотря на падения Парижа, и попытки роялистов переманить их на свою сторону, любили императора и были ему преданы. Однако его ближайшие сподвижники устали, они считали, что дальнейшие жертвы бессмысленны и жаждали мира.

Наполеон планировал идти на Париж и 3-4 апреля сосредотачивал войска. 3 апреля гвардия была построена на площади замка. Французский император проехал по фронту войск и, остановившись посреди площади, обратился к офицерам и солдатам с речью: «Солдаты! Неприятель, опередив нас на три перехода, овладел Парижем; мы должны изгнать его. Недостойные французы, эмигранты, пощаженные нами, водрузили белое знамя и присоединились к нашим неприятелям. Малодушные! Они будут наказаны за это новое преступление. Поклянемся победить или умереть, и заставим уважать трехцветную кокарду уже двадцать лет носимую нами на поприще славы и чести», Гвардия ответила императору: «Клянемся в том!» Пехота и кавалерия прошли мимо Наполеона. Солдаты приветствовали своего вождя: «Да здравствует император! В Париж! В Париж!» Войска стали выдвигать в сторону Парижа.

Союзники, получив известие о движении французских войск, также стали выдвигать войска на позиции у Парижа. В авангарде был корпус Раевского, в первой линии также были австрийский корпус Гиулая, вюртембергский корпус и корпус Вреде. Гвардия и резервы с главным штабом остались в Париже. В районе Парижа располагались и корпуса Силезской армии. Всего союзники имели в Париже и его окрестностях до 180 тыс. солдат. Отряд Чернышева 4 апреля на орлеанской дороге захватил французский артиллерийский парк, который двигался под прикрытием 800 солдат. Полки Жирова, Сысоева и Власова ударили внезапно, из засады. Французы обратились в бегство. Русские войска захватили 22 орудия и много пленных. Генерал Чернышёв, узнав от пленных, что ранее здесь прошел другой артиллерийский парк, бросился в погоню. Вечером русские войска взяли штурмом город Питивье, который обороняло до 200 французских егерей. Однако артиллерийский парк настигнуть не удалось.

Подготовка союзного командования к новому сражения оказалась излишней. Французские маршалы не хотели участвовать в отчаянной и самоубийственной атаке на Париж. Роялисты оказывали на них давление, вынуждая поднять мятеж и перейти на сторону Бурбонов. Некоторые имели семьи в Париже и опасались за жизнь домочадцев. В результате маршалы решились воспротивиться Наполеону.

4 апреля в покои императора вошли прославленные маршалы Ней, Удино, Лефевр, Макдональд, Монсей. В кабинете Наполеона уже были Бертье, Маре, Коленкур и другие высшие сановники Французской империи. Маршалы были грустные и не смели начать тяжелый разговор, и Наполеон, догадываясь об их намерениях, спросил, нет ли вестей из Парижа. Ней ответил: «Имеем, и весьма плохие». Наполеон попытался взбодрить военачальников, убеждая их в возможности воспользоваться рассеянным положением союзных корпусов, которые располагались по обе стороны Сены. Говорил о возможности содействия парижан, что облегчало изгнание противника из Парижа. Ещё имелись другие войска: у Евгения было до 36 тыс. солдат, у Ожеро — 30 тыс., Суше — 20 тыс., Сульта — 40 тыс. человек. Объединив эти силы можно было отбросить союзников к Рейну, спасти Францию и заключить мир.

Однако маршалы не разделяли его надежд. Они ясно выразили своё желание — отречение Наполеона от престола. Макдональд сказал, что они не готовы «сражаться на развалинах нашей столицы покрытых трупами детей наших». Правда, он не осмелился сказать, что откажется выполнить приказ, сообщив, что «едва ли войска исполнят такое приказание». Одновременно маршалы высказались против Бурбонов и выразили готовность поддержать кандидатуру сына Наполеона.

Наполеон решил снова попытаться завязать переговоры и направить в Париж Коленкура, Нея и Макдональда. Он выразил готовность отречься в пользу сына Наполеона II (короля Римского) при регентстве императрицы. Уполномоченные прибыли в Эссонн и встретились там с Мармоном. Ему предложили присоединиться к делегации. Однако маршал холодно принял это предложение. Он, считая гибельным дальнейшую войну, уже вошел в сношения с временным правительством и князем Шварценбергом. Первоначально Мармон под разными предлогами отказывался присоединиться к Коленкуру. Затем Мармон признался, что он, обсудив положение дел с подчиненными ему генералами, принял решение признать временное правительство. Маршал обещал со своими войсками перейти в Версаль, на дорогу, ведущую в Нормандию и подчиняться приказам временного правительства. Таким образом, Мармон предал императора, ослабил его армию на 8 тыс. солдат и открыл дорогу на Фонтенбло. С этого времени слово «Рагуза» (маршал был герцогом Рагузским) стало во Франции синонимом слова «предатель», а во французском языке появился глагол «raguser», что в переводе означает «подло предать».

Мармон не обладал сильным характером и под давлением соратников согласился отказаться от данного Шварценбергу обещания и отправиться в Париж. Подчиненные ему войска должны были остаться на прежних позициях. Однако дело было уже сделано. Шварценберг хоть и согласился отменить ранее заключенное условие, но оно уже было объявлено. В результате Наполеон сильно проиграл как договаривающаяся сторона, союзники теперь знали, что во французском стане разлад и можно продавить свои условия.


Во время переговоров с временным правительством и союзным командованием маршалы Наполеона стояли за права короля Римского, отказываясь признать Бурбонов. Они стремились показать, что эту уступку следует сделать войскам, которые преданы императору и уступят только при сохранении прав сына Наполеона. Решение Сената Ней и Макдональд считали незаконным. Александр посланников Наполеона выслушал внимательно и дал им надежду. Пообещал обсудить дело с прусским королем. На следующий день переговоры собирались продолжить.

В это время корпус Мармона перешёл на сторону союзников, что решило исход переговоров. Наполеон прислал офицера, что бы тот сопроводил Мармона или генерала его замещающего к нему в Фонтенбло, для обсуждения возможной операции по наступлению на Париж. Генерал Сугам (Суам), который возглавлял корпус в отсутствие Мармона, решил, что Наполеон узнал о тайном соглашении командования корпуса с союзниками, и хочет арестовать или расстрелять предателей. Генералы решили перейти реку Эссонн и поступить в распоряжение временного правительства. 5 апреля корпус сменил своё расположение. Солдаты и офицеры не знали о предательстве, они думали, что они приближаются к вражеским войскам, чтобы атаковать их. К тому же ходили слухи об отречении императора. Только одна дивизия Люготта отказалась выполнить приказ Сугама и перейти к Версалю. Мармон узнав о случившемся, вскричал: «Я погиб! Я обесчещен на веки!» Правда, позднее, когда его окружили лестью Талейран и его единомышленники, Мармон постарался забыть о своем поступке, который вынудил Наполеона подписать акт об отречении. Он даже поехал в корпус и успокоил солдат, которые хотели поднять восстание и перебить генералов-предателей.

Русский император, проведя переговоры с прусским королем и Шварценбергом, выказал некоторую уступчивость в отношении регентства Марии-Луизы. У французской делегации возникла надежда. В это время ему сообщили о переходе на сторону временного правительства 6-го корпуса. В результате союзники заявили, что только Бурбоны могут занять французский престол. С Наполеоном и его семьёй обещали поступить уважительно. Александр сказал Коленкуру, что Наполеон получит остров Эльбу. К тому же он постарается предоставить Марии-Луизе и её сыну владение в Италии.

5 апреля посланцы Наполеона вернулись в Фонтенбло. Император знал об отложении 6-го корпуса, поэтому воспринял плохие новости спокойно. 6 апреля Наполеон написал акт отречения за себя и своих наследников. В тот же день Сенат провозгласил французским королем Людовика XVIII. Дворец Фонтенбло быстро опустел. Бывшие сподвижники Наполеона спешили занять достойное место при новом дворе. Из ближайших сподвижников императора остались верны ему до последнего генералы Друо и Бертран, герцоги Бассано (Маре) и Виченцы (Коленкур). Многие люди, не только бывшие тайными врагами, но выказавшие преданность, стали поливать бывшего властелина грязью. Среди справедливых порицаний было много и лживых.

Только простые солдаты, унтер-офицеры и офицеры, которые больше всего пострадали от завоевательных походов Наполеона, прошли с ним огонь и воды, и имели больше всех прав ненавидеть императора за те невзгоды, которые он им принес, его не предали. Его воины были по-прежнему готовы отдать за императора последние капли крови. Как только Наполеон появлялся во дворе замка, солдаты и офицеры приветствовали его и просили вести на врага, на последний бой. Егеря и гренадеры Старой гвардии в ночь с 7 на 8 апреля прошли по улицам Фонтенбло, с возгласами: «Да здравствует император! Долой изменников!» Наполеон понимая, что бойня уже ничего не изменит, военная машина империи рухнула, поручил оставшимся сподвижникам успокоить солдат.

Наполеон Бонапарт почти один бродил по пустынным залам дворца, размышлял, делился своими мыслями с Коленкуром. Внимательно читал газеты, узнал о присоединении к новой власти многих своих маршалов. Грустил, что не погиб на поле сражения. 12 апреля он принял яд — цианистый калий, который со времени похода в Россию (под Малоярославцем его чуть не перехватили казаки) носил при себе. Однако, яд за два года, видимо, выдохся. Наполеон мучился, но к утру организм взял вверх над ядом.

В этот же день Наполеон подтвердил акт своего отречения. Ему в пожизненное владение предоставили остров Эльбу и сохранили почетное звание императора. 20 апреля 1814 года Наполеон покинул Фонтенбло и отправился в ссылку. Его сопровождал гвардейский батальон. Перед отъездом император попрощался со своими солдатами: «Солдаты моей Старой гвардии! Прощайте! В продолжении двадцати лет, вы сопровождали меня на поприще чести и славы. …вы не переставали подавать пример мужества и верности. С такими людьми, как вы, наше дело ещё не было проиграно, но я не хотел продолжать бесконечную войну, быть может — возбудить междоусобную войну, которая могла бы усугубить бедствия Франции. Я пожертвовал собою отечеству, вы же, друзья мои, продолжайте служить ему. …Прощайте, мои дети! …Я хотел бы прижать вас всех к моему сердцу, так дайте же мне обнять ваше знамя!» Наполеон подошел к генералу Пети, который держал знамя Старой гвардии, обнял его и поцеловал знамя. При громких возгласах и рыдании многих бывалых солдат император сел в карету.

По дороге часть пути Наполеона приветствовали возгласами: «Да здравствует император! Смерть чужеземцам!» Но на юге, где были сильны позиции роялистов, его уже преследовали крики с пожеланиями смерти. В одном месте чернь чуть не разорвала Наполеона (он сам этого боялся, говорил, что лучше пасть в бою, чем попасть в руки ненавидевшей его толпы). Но его спас граф Шувалов, сопровождавший императора. 28 апреля Наполеон сел на британский фрегат «Неустрашимый» и через несколько дней был на Эльбе.


Наполеон Бонапарт после отречения во дворце Фонтенбло. Французский живописец Поль Деларош

topwar.ru

Конспект по истории на тему «Крах империи Наполеона» (8 класс)

Тема урока: «Крах империи Наполеона»

ЦЕЛИ: Образовательная: объяснить, в чем заключался кризис империи Наполеона I и основные причины её гибели; охарактеризовать поход Наполеона на Россию; рассказать, как происходила борьба Наполеона с 6 и 7 антифранцузскими коалициями; определить территориальные изменения в Европе, обусловленные решениями Венского конгресса;

Развивающая: развивать умение учащихся прослеживать причинно-следственные связи между событиями, давать характеристику историческому деятелю, определять его место в историческом процессе, работать с картой, анализировать материал, делать выводы, работать с историческими источниками, работать в малых группах;

Воспитательная: способствовать формированию отрицательного отношения учащихся к захватническим войнам.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: «битва народов», «Сто дней», Венский конгресс.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ФОРМЫ УРОКА: повторительно-обобщающий, проблемный урок, урок-презентация, урок-исследование.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, электронный учебник, карты: «Войны наполеоновской Франции», «Территориальные изменения в Европе по решению Венского конгресса», «Бородинское сражение», карточки с заданиями, мультимедиа обеспечение.

План урока:

  1. Организационный момент. Сообщение задачи урока.

  2. Повторение ранее изученного материала.

  3. Актуализация знаний

  4. Изучение нового материала

  5. Закрепление изученного материала.

  6. Подведение итогов работы. Оценивание результативности работы учеников.

  7. Домашнее задание.

Ход урока:

Организационный момент. Сообщение задачи урока. (слайд № 1)

Повторение ранее изученного материала

Сегодня на уроке мы заканчиваем изучать тему «Европа в период наполеоновских войн», но вначале, закрепим приобретенные вами знания.

-Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 6

1.Напишите даты:

А) Установление во Франции диктатуры генерала Наполеона (1799г)

Б) Континентальная блокада Англии (1806г.)

В) Создание 3 антифранцузской коалиции (1805г.)

Г) Гражданский кодекс (1804г.)

2.Кому принадлежат эти слова? «Пусть каждый исполнит свой долг» (адмиралу Нельсону)

3. Объясните термин: промышленный переворот (это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике)

4. На что была направлена внутренняя политика Наполеона? (на защиту частной собственности, усиление централизации государственного управления, усиление боеспособности французской армии)

Фронтальный опрос.

  1. Начало наполеоновских войн (1803г.)

  2. (слайд 2) Когда и чем закончилась битва у мыса Трафальгар? Покажите на карте. (в октябре 1805 г., поражением франко-испанского флота)

  3. Кто командовал английским флотом? (адмирал Нельсон) (слайд 3)

  4. (слайд 4) Назовите дату и страны, входившие в 3-антифранцузскую коалицию. Покажите на карте. (1805 г., Великобритания, Россия, Австрия, Шведское и Неаполитанское королевство)

  5. Причина образования союза? (монархи не желали считать бывшего революционного генерала «своим братом»)

  6. Оставив идею вторжения на Британские острова куда двинулись наполеоновские войска? (на Австрию и в октябре 1805г. заняли ее)

  7. Где австрийский император Франц и русский царь Александр I готовились дать французам генеральное сражение? (У деревни Аустерлиц)

  8. Расскажите и покажите на карте о битве трех императоров. (Наполеон скрытно занял удобную позицию и в декабре 1805 г. начал сражение. Русско- австрийская армия разбита. Австрия потеряла часть территории, выплачивала контрибуцию, утратила влияние в Италии)

  9. Причины и дата создания 4- антифранцузской коалиции? (1806-1807г., для защиты Пруссии, страны: Пруссия. Россия, Англия, Швеция)

  10. Удалось ли Пруссии отстоять свою независимость? Покажите на карте. (нет, она лишилась большей части своих земель, выплачивала контрибуцию, размещала на своей территории французских войск и ограничение численности собственной армии. На прусских землях, населённых поляками, создавалось зависимое от Наполеона герцогство Варшавское)

  11. Как решил бороться Наполеон с Англией? (в 1806 г. объявлена континентальная блокада Англии)

  12. Суть континентальной блокады? (Франция и все зависимые от нее государства полностью прекращали торговлю с Англией, чтобы привести ее к полному разорению)

  13. Используют ли такие приемы государства в наши дни? (Да, Экономические санкции, направленные против России)

  14. Причины санкций против России? (слайд 5) (1.Политические причины. Россия поддержала проведение референдума военным присутствием на полуострове. В итоге РФ признала референдум в Крыму и удовлетворила просьбу о присоединении полуострова к России. Международное сообщество, прежде всего США, не признало референдум в Крыму и сочло присоединение Крыма к России, актом военной агрессии по отношению к территориальной целостности Украины. В Луганской и Донецкой областей Украины через референдум были провозглашены Луганская Народная Республика и Донецкая Народная Республика. Несмотря на то, что Российская Федерация до сегодняшнего дня официально так и не признала ЛНР и ДНР, не ввела свои миротворческие войска на территорию Украины, тем не менее, всю вину за события и эскалацию конфликта и насилия на юго-востоке Украины западные страны, стараются возложить исключительно на Россию. Хотя сами западные страны оказывают финансовую, гуманитарную, техническую помощь властям Украины в текущей гражданской войне, что автоматически их делает сопричастными.

2.Экономические причины санкций против России. Главной отраслью роста экономики России стала нефтегазовая промышленность. Основным рынком сбыта для российского экспорта является Европейский Союз. Рост спроса и цен на нефть и газ на мировом рынке обеспечил экономике РФ приток иностранной валюты. Сложилась тенденция взаимной зависимости экономик РФ и ЕС, Евросоюз зависит от поставки российских энергоресурсов, Россия зависит от валютных поступлений из Европейского Союза. В России оформились отраслевые компании, которые стали составлять глобальную конкуренцию ведущим транснациональным компаниям и корпорациям стран развитых капиталистических экономик, прежде всего США.)

  1. (слайд 6) Какие еще события произошли в 1801-1809 г.? Покажите на карте. (1807г. французы вместе с испанцами захватила Португалию, а в 1808 г. Наполеон заставил испанского короля отречься от престола и провозгласил королем Испании своего брата Жозефа Бонапарта. В 1809 г. разгромил австрийские войска)

Актуализация знаний

-Назовите тему урока («Крах империи Наполеона»)

— О чем пойдет речь на уроке? Назовите хронологические рамки, которые будем изучать на уроке. (1812-1815г.)

-Запишите тему урока «Крах империи Наполеона» (слайд 7)

-Вспомните как формировалась великая армия Наполеона, почему солдаты и офицеры проявляли чудеса героизма, а армия долгое время считались непобедимой? (Солдатами Наполеона были крестьяне, жизнь которых в год революции круто изменилась: они получили личную свободу. Рядовые французской армии были готовы сражаться, не жалея своих жизней для защиты завоевания революции. К тому же, показав храбрость и смекалку в бою, можно было быстро продвинутся по должностной лестнице и стать генералом или даже маршалом. За высоким чином следовало денежное вознаграждение и возможность получить земельный участок. Наполеон внимательно следил за снабжением армии.)

Формулирование проблемы

-Обратимся к историческим свидетельствам. Как российский император оценивал боеспособность российской армии? Исторический документ. (Боеспособность французской армии Александр 1 оценивал высоко.)

-Как сам Наполеон оценивал боеспособность своей армии. (очень высоко)

-Сравните сделанные вами выводы с первым пунктом параграфа «Война с Россией: гибель «Великой армии». Какое наблюдается противоречие? (французская армия считалась непобедимой, но ее поход на Россию закончился разгромом)

-Какую проблему нам предстоит решить? (Почему французская армия, которая долгое время считалась непобедимой, не смогла завоевать Россию и сохранить территории, ранее захваченные в Европе?)

Гипотезы -Какие факторы, по вашему мнению, могли привести к тому, что Великая армия Наполеона была разгромлена именно в России? (высказывают свои предположения)

Открытие нового знания. Работа в группах

1 группа

Работая с гиперссылками выполнить задания по карте.

http://900igr.net/datas/istorija/Napoleon-Bonapart/0019-019-Territorialnye-reshenija-Venskogo-kongressa.jpg

http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Borodino-carta-2.jpg

https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fknowledge.su%2Fuserfiles%2Feditor%2Flarge%2F5641_113e3b4c48304f-203e41413839413a304f-4d3d46383a3b3e3f3534384f-223e3c-5-203.png&_=1455526535668&p=1&text=%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%201815%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0&noreask=1&pos=38&rpt=simage&lr=172

https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fhistorial.ru%2Fmodules%2Fphoto%2Fimages%2F51-Evropa-v-1815-godu.jpg&_=1455526535668&p=1&text=%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%201815%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0&noreask=1&pos=32&lr=172&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fmrmarker.ru%2Fp%2Fallpic%2F15%2F11196-img_18.jpg&_=1455526535668&p=1&text=%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%201815%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0&noreask=1&pos=49&lr=172&rpt=simage

  1. Покажите на карте как Великая армия продвигалась по территории России?

  2. Покажите на карте где располагалась русская армия на Бородинском поле?

  3. Найдите и покажите на карте оборонительные укрепления русского войска?

  4. Найдите и покажите на карте приобретенные территории по решению Венского конгресса.

Страна

Какие территории отошли?

Россия

Англия

Австрии

Пруссия

Швеция

Сардинское королевство

Провозглашалось единое королевство ___________

На юге Италии создано ______________________

Франция вернулась к границам _____________

2 группа

Создать проект по теме «Реформы Наполеона Бонапарта во Франции»

3группа

После просмотра фильма «Бородинское сражение» ответить на вопросы.

  1. Каков был характер войны для обеих сторон?

  2. Какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию?

  3. 24 июня 1812 года Наполеон перешёл реку Неман и вторгся в Россию. Почему русская армия отступала в глубь страны?

  4. Назовите крупнейшую битву Российской компании Наполеона, которая открыла ему путь на Москву и, в то же время, обескровила его армию?

  5. Какие преимущества были у выбранной позиции Кутузовым на Бородинском поле?

  6. Какие укрепления строилось для обороны русских?

  7. Когда началось Бородинское сражение?

  8. Кто победил в Бородинском сражении?

4группа

Используя электронный учебник стр. 27-32 ответить на вопросы.

  1. С каких событий началось освобождение Европы?

  2. Какое событие произошло после вступления антинаполеоновской коалиции на территорию Франции.

  3. С какой целью открылся международный конгресс в Вене?

  4. Какие государства решали основные вопросы на конгрессе?

  5. Какие разногласия были у союзников?

  6. Что прервало мирное течение конгресса?

  7. Где произошел окончательный разгром французский войск?

  8. Назовите итоги Венского конгресса.

Страна

Какие территории отошли?

Россия

Англия

Австрии

Пруссия

Швеция

Сардинское королевство

Провозглашалось единое королевство ___________

На юге Италии создано ______________________

Франция вернулась к границам _____________

Выступление групп с выполненными заданиями.

2 группа

Расскажите проект по теме «Реформы Наполеона Бонапарта во Франции»

1и 3группе

После просмотра фильма «Бородинское сражение» и работая по гиперссылкам с картами ответьте на вопросы и покажите на карте.

  1. Каков был характер войны для обеих сторон? (Отечественная война для России, защита свободы и независимости своей родины. Захватническая и грабительская для армии Наполеона.)

  2. (слайд 9) Какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию? Почему русская армия отступала в глубь страны? Покажите на карте (р. Неман, фельдмармаршал М.И. Кутузов разгадал план Наполеона разбить русскую армию по отдельности, он всячески заманивал Наполеона в глубь страны, изматывая его. К тому же русской армии активно помогали партизаны).

  3. Назовите крупнейшую битву Российской компании Наполеона, которая открыла ему путь на Москву и, в то же время, обескровила его армию? (Бородинское сражение)

  4. (слайд 10) Какие преимущества были у выбранной позиции Кутузовым на Бородинском поле? Покажите на карте. (1) через Бородинское поле на Москву проходит 2 дороги Старая и Новая Смоленские, избранные позиция позволяет перекрыть обе дороги не растягивая армию. 2) правый фланг русской позиции прикрывали обрывистые берега р. Колочи, 3) левый фланг упирался в заболоченный лес. Т. о. обход русской армии затруднён, французы должны атаковать русских в лоб),

  5. Какие укрепления строилось для обороны русских? Покажите на карте. (на левом фланге флеши- земляные укрепления у д. Семеновское, у Шевардино редут, в центре на кургане в земляном укреплении артиллерийская батарея)

  6. Когда началось Бородинское сражение? (утром 26 августа (7 сентября по новому стилю)

  7. Кто победил в Бородинском сражении? (ничья, поскольку стороны не сумели добиться поставленных целей. Наполеону не удалось в одно генеральное сражение разгромить противника и принудить Александра к капитуляции, а Кутузову пришлось оставить Москву.)

1 и 4группе

Используя электронный учебник стр. 27-32 и работая по гиперссылкам с картами ответьте на вопросы и покажите на карте.

  1. (слайд 11) С каких событий началось освобождение Европы? Покажите на карте (Основные действия развернулись на территории Саксонии, 16-19 октября 1813 года произошла «битва народов» под Лейпцигом. В результате этого поражения Наполеон потерял все германские земли, а его войска отступили за Рейн)

  2. Какое событие произошло после вступления антинаполеоновской коалиции на территорию Франции. (в марте 1814 года Наполеон отрекся от престола и был сослан на о. Эльба)

  3. С какой целью открылся международный конгресс в Вене? (Победители собрались с целью решения судьбы Наполеона I, вопроса о границах, восстановить монархические режимы, не допустить новых революций)

  4. Какие государства решали основные вопросы на конгрессе? (Англия, Австрия, Пруссия, Россия)

  5. Какие разногласия были у союзников? (каждая держава стремилась отстоять только свои интересы, а все вместе они навязывали свою волю более слабым государствам)

  6. Что прервало мирное течение конгресса? (Наполеон высадился во Франции в марте1815 года, вступил в Париж и восстановил империю начались «сто дней» Наполеона)

  7. Где произошел окончательный разгром французский войск? (в июне 1815 года у Ватерлоо, после этого Наполеон сослан на остров святой Елены)

  8. (слайд 12) Назовите итоги Венского конгресса, покажите на карте

(в 1815 г. был подписан Генеральный акт Венского конгресса, он содержал 121 статью:

Страна

Какие территории отошли?

Россия

царство Польское

Англия

Мальта, Цейлон, Кейптаун, о. Цейлон

Австрии

Венеция и Ломбардия

Пруссия

польскую Познань и порт Данциг ее прежние владения и новые приобретения на западе образовали провинцию под названием Рейнская Пруссия

Швеция

Норвегия.

Сардинское королевство

порт Генуя

Провозглашалось единое королевство Нидерландов, образованное на территории бывших нидерландских и бельгийских провинций Французской империи.

На юге Италии создано Королевство обеих Сицилий

Франция вернулась к границам 1792 г

Итог урока (вывод по проблеме)

Почему французская армия, которая долгое время считалась непобедимой, не смогла завоевать Россию и сохранить территории, ранее захваченные в Европе? (поход в Россию оказался неудачным, империя начала разваливаться и была уничтожена антифранцузской коалицией.)

Применение нового знания

Переходим к облачным технологиям проверим ваши знания

Соотнесите портреты и имя исторического деятеля на основании сегодня изученного и предыдущих тем.

Выполняем задание в группе, чья группа первой правильно выполнила задание, один представитель группы проходит к компьютеру и демонстрирует нам правильно выполненное задание.

Выполняем следующее задание викторина «Отечественная война» Желающий из любой группы.

Дидактическая игра «Да — Нет»:

  1. Знаменитое сражение под Москвой 7сентября 1812года – это битва при Малоярославце. -нет

  2. Выдающийся полководец русской армии, который дал бой у села Бородино — это Кутузов. -да

  3. Французские войска дождались желаемого заключения мирного договора. -нет

  4. В октябре 1812 года «Великая армия» бесславно покинула Москву. -да

  5. В октябре 1813 года в битве под Лейпцигом с силами 6-й антифранцузской коалиции Наполеон одержал победу. -нет

  6. В марте 1814 года Наполеон отрекся от власти и был сослан на остров Святой Елены. -нет

  7. «Сто дней» Наполеона-это вторичное правление Наполеона после реставрации Бурбонов. -да

  8. 18 июня 1815года наполеоновская армия была окончательно разгромлена англо-прусскими войсками при Ватерлоо. -да

  9. Наполеон вторично отрекся от власти и был сослан на остров Эльба. -нет

  10. Венский конгресс был с 1 ноября 1814года по 9 июня 1815года. –да

— Интерактивное тестирование Вотум

-Проблемная задача: «Можно ли дать однозначную оценку правлению Наполеона I»

Вряд ли можно дать однозначную оценку правлению Наполеона Бонапарта для европейской истории. С одной стороны, наполеоновские войны принесли Франции и другим европейским государствам громадные человеческие жертвы. Они велись ради завоевания чужих территорий и ограбления других народов, ради величия Наполеона и могущества Франции.

С другой стороны, историческое развитие всегда происходит в результате борьбы старого и нового, и с этой точки зрения наполеоновская империя олицетворяла новый буржуазный порядок перед лицом старой феодальной монархической Европы.

Домашнее задание.

  1. Написать мини-сочинение-размышление «Можно ли однозначно оценить правление Наполеона I.

infourok.ru

УРОК НА ТЕМУ «Поход в Россию и крушение империи Наполеона I.» (8 КЛАСС)

Тема Поход в Россию и крушение империи Наполеона I.

  • Цели рассмотреть причины краха наполеоновской империи;

  • охарактеризовать послевоенное обустройство Европы.

Оборудование

Ход урока

  1. Орг момент. Здравствуйте! Садитесь!

  2. Проверка домашнего задания

Определения возле доски (карточка)

Реставрация – восстановление прежних порядков и законов, которые были ликвидированы в результате революции и реформ

Консульство – период истории во Франции , когда власть принадлежала Наполеону Бонапарту (с 1799-1904 год)

Коалиция союз государств, содранный для достижения определенных целей

В каком году Наполеон I стал императором (1804 году 18 мая)

В каком году был заключен Тильзитский мир? (1807 год)

Карточка №1

Дайте определение следующим словам

Реставрация _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Консульство – _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Коалиция _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В каком году Наполеон I стал императором _____________________________________________________________

В каком году был заключен Тильзитский мир? __________________________________________________________

2 задание. Возле доски рассказать про Империю Наполеона I

Ученик 1

  • Про Францию в начале 19 века (реставрация, про наполеона про переворот 18 брюмера( 9 ноября) 1799 года, про новую конституцию 1799 , после принятия конституции кому переходит власть? 3 консулам. Кем был 1 консул и что полномочия? Что могли делать 2 и 3 консул

  • Какие реформы проводились в период консульства?

  • Когда наполеон стал императором? 1804 году

2 ученик: рассказать про завоевания наполеона I (можно пользоваться картой)

По таблице помогать, подвести итог про империю Наполеона

План:

  1. Подготовка к войне с Россией.

  2. Война 1812 года и падение империи Наполеона I.

  3. Венский конгресс и «100 дней» Наполеона.

  1. Подготовка к войне с Россией.

Вопрос на урок: Почему столкновение Франции и России было неизбежным?

После заключения Тильзитского мира 25 июня 1807 года Россия значительно укрепила свои позиции.

  • В результате войн с Турцией (1806-1812) и Ирана (1804-1813) Россия присоединила к себе Бессарабию и почти всё Закавказье.

  • После войны со Швецией (1808-1809) к России отошла Финляндия

Окрепнув Россия больше не желала выполнять свои обязанности перед Францией и поддерживать континентальную блокаду Англии. Ведь Англия была основным покупателем хлеба, леса, пеньки, и ограничения на торговлю перестали соблюдаться. Наполеон был этим недоволен. Русско-французские отношения ухудшались.

В 1810 году Россия повысила пошлины на предметы роскоши, ввозимые из Франции, которая также повысила пошлины на российские товары.

В конце 1811 г. Наполеон начал подготовку к походу на Россию.

Как вы думаете почему? (надеялся укрепить свой авторитет, обеспечить строгое соблюдение блокады английских товаров, поработить последнее сохраняющее независимость крупное континентальное государство в Европе).

Запись на доске и в тетради:

Численность армий к июню 1812г.

Французская армия

Российская армия

600 тыс. человек

около 230 тыс. человек

1372 орудий

1000 орудий

всеобщая воинская повинность

рекрутская система

Читаем война 1812 года и падении империи наполеона 1 до слов (к моменту решающего сражения при Бородино) и отвечаем на вопросы

Каковы достоинства и недостатки комплектования и состава русской и французской армий?

(Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покорённых народов Европы, т.е. армия «двунадесяти языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою надёжность в случае серьёзных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии. Это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. Русская армия комплектовалась путём рекрутской повинности, т.е. из определённого числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужского населения страны не были обучены военному делу.)

В армии Наполеона были практически все народы Европы, именно поэтому её называют «Великой». Значительные силы Наполеону пришлось оставь в Испании, а также на оккупированных территориях для поддержки континентальной блокады.

Таким образом, Наполеон был готов вторгнуться в пределы Российской империи.

С каким чувством Наполеон вступал в войну с Россией?

Почему у него была уверенность в победе?

Каков был характер войны для обеих сторон? (Отечественная война для России, защита свободы и независимости своей родины. Захватническая и грабительская для армии Наполеона.)

2.война 1812 года. И паление империи Наполеона I.

война 1812 года. И паление империи Наполеона I.

24 июня 1812 года ЗАПИСАТЬ Наполеон перешёл реку Неман и вторгся в Россию. Ему не удалось разбить русскую армию по отдельности. Фельдмармаршал М.И.Кутузов разгадал его план. Кутузов всячески заманивал Наполеона в глубь страны, изматывая его. К тому русской армии активно помогали партизаны.

ПОКАЗАТЬ ФОТОГРАФИИ

26 августа 1812 года ЗАПИСАТЬ на Бородинском поле Наполеон смог выставить на поле боя лишь 130 тыс. чел. против 120 тыс. у русской армии. Сражение закончилось отступлением русских войск за Москву. Наполеон же уже зимой вошёл в опустевшую Москву, думая, что война окончена. Но император Александр I и не думал заключать с Наполеоном мир. Бонапарт оказался в трудной ситуации – впереди была суровая зима и выход был один отступать.

Как вы думаете почему?

После сражения под Малоярославцем решался вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Началось отступление французской армии по смоленской дороге, инициатива в войне окончательно перешла в руки русских войск. Покидая Москву, французский император имел в строю 100 тыс. воинов, выходя из Смоленска – около 50 тыс. человек. За армией тянулось около 30 тыс. безоружных воинов. Русская армия двигалась параллельно, всё время угрожая отрезать французам пути отступления. В ноябре 1812 года ЗАПИСАТЬ районе реки Березина остатки армии Наполеона были окружены русскими войсками. Наполеон понёс огромные потери (около 30 тыс. человек и большую часть артиллерии). Это всё, что осталось от «Великой армии».

Наполеон спешно бежал в Париж, для того, что бы снова собрать армию. Но все попытки создания новой армии ни к чему не привели.

В 1813-1814 гг. была создана шестая антифранцузская коалиция: Россия, Пруссия, Австрия, Швеция, Испания, Англия. записать

Как вы думаете, кто стоял во главе антифранцузской коалиции? (Александр I).

И в результате 16-18 октября 1813 г. в ходе битвы под Лейпцигом – («Битвы народов») союзники разгромили Наполеона.

31 марта 1815 г. войска коалиции вошли в Париж. Была реставрирована династия Бурбонов. На престол взошёл брат казнённого короля Людовика XVI — Людовик XVIII (1755-1824). В этих условиях Наполеон отрёкся от престола и был сослан на о.Эльба.

  1. Венский конгресс и «100 дней» Наполеона.

1 марта 1815 г. Наполеон высадился на юге Франции с небольшим войском. И оттуда он триумфально прошёл до Парижа. Его с радостью встречали люди на улицах города, посланные против него войска переходили на сторону императора.

Как вы думаете, в чём причина столь триумфального возвращения Наполеона? (Франция боялась возвращения Старого порядка, а Бурбоны и тысячи вернувшихся эмигрантов на это настаивали. Помимо этого, правительство Людовика XVIII начало проводить репрессии против бонапартистов).

Так начались последние «100 дней» правления Наполеона. Бонапарт предпринял отчаянные попытки, для того чтобы сохранить власть. Он одерживал одну победу за другой, его войска перемещались с севера на юг, с запада на восток. Но всё решилось близ Брюсселя, в местечке битва при Ватерлоо, где 18 июня 1815 года Записать!!! Наполеон потерпел поражение от армии английского генерала Веллингтона.

Наполеон был вынужден отречься от престола. Он был сослан на о.Святой Елены, где и скончался в 1821 году.

Венский конгресс.

Державы победительницы спешили воспользоваться своими военными успехами. Для установления послевоенных договорённостей был созван Венский конгресс в 1814 г.

Самостоятельная работа учащихся с учебником с 32.

Страна

Какие территории отошли?

Россия

Герцогство Варшавское

Англия

Мальта, Цейлон, Капская земля.

Австрии

Венеция и Ломбардия

Пруссия

Часть Рейнской области и Вестфалия

Швеция

Норвегия.

Итоги:

  1. Франция вернулась к границам 1792 г.

  2. Бельгию объединили с Голландией.

  3. В Италии были восстановлены королевства Сардиния и Неаполь.

  4. В Неаполитанском государстве была восстановлена власть Бурбонов, а центр Италии возвращён под власть Римского папы.

  5. Создан Священный союз (Россия, Австрия, Пруссия) – для предотвращения революционных эксцессов. К союзу присоединились все европейские монархи.

Так закончилась эпоха наполеоновских войн.

Домашнее задание: § 3 прочитать. Написать сочинение на тему: «Как я отношусь к деятельности Наполеона I».

infourok.ru

9. Крушение наполеоновской империи

В 1812 г., так до конца и не покорив народы Пиренейского полуострова, имея за плечами ворох нерешенных проблем на родине, Наполеон предпринял поход в Россию. К этому его побуждали непомерное честолюбие и все более независимая политика Александра I, который не поддержал Францию в войне против Австрии в 1809 году.

«Великая армия» Наполеона, вторгнувшаяся в Россию 12(24) июня 1812 г., насчитывала свыше полумиллиона чело­век. На две трети она состояла из солдат союзных или зависи­мых от Франции стран — немцев, поляков, итальянцев, испан­цев, — большинство из которых шли на войну без особого эн­тузиазма. Однако наполеоновская армия значительно превосхо-

85

дила русскую армию численностью. План Наполеона заклю­чался в том, чтобы разгромить противника в серии «решающих» приграничных сражений, после чего продиктовать императору Александру I мир на своих условиях. Но русские военачальники Барклай де Толли и Багратион уклонились от сражения, которое им пытался навязать Наполеон. Отступая, они добились соеди­нения основных сил русской армии близ Смоленска.

Крупнейшее сражение этой кампании произошло 26 августа (7 сентября) 1812 г. у села Бородино, когда французы прибли­зились к Москве на расстояние всего нескольких десятков ки­лометров. К этому времени из-за больших потерь, которые по­несла наполеоновская армия, силы противников почти сравня­лись. Однако Бородинское сражение не дало существенного перевеса ни одной из сторон. По его окончании армии факти­чески вернулись на исходные позиции. Главнокомандующий русской армией М.И. Кутузов готов был возобновить сражение наутро, но узнав о большом количестве убитых и раненых, принял решение об отступлении и сдаче Москвы противнику без боя. Большинство москвичей покинуло город вслед за армией.

Брошенная жителями Москва оказалась западней для армии Наполеона. На его предложения о переговорах Алек­сандр I не ответил. Переждать суровую русскую зиму на теплых московских квартирах также не удалось. В городе вскоре после прихода французов начались пожары, в которых сгорело две трети всех домов. Армии угрожал голод. Прождав в нереши­тельности месяц, Наполеон 7(19) октября вывел армию из Москвы и попытался пробиться к Калуге, где располагались продовольственные склады русской армии. Но получив отпор, он был принужден к отступлению.

В ходе отступления «Великая армия» перестала существо­вать. 13(26) декабря 1812 г. ее остатки пересекли российскую границу в обратном направлении. Но еще раньше Наполеон, оставив командование армией Мюрату, поспешно уехал в Париж, откуда пришли известия о попытке государственного переворота с целью его низложения, предпринятой генералом-республиканцем Мале. Прибыв в Париж и сместив префекта полиции, допустившего покушение на его власть, Наполеон немедленно приступил к формированию новой армии для про­должения войны на Востоке Европы. И уже в апреле 1813 г. он во главе 150-тысячного войска снова появился в Германии.

Разгром «Великой армии» в России послужил сигналом к созданию новой (шестой) антифранцузской коалиции. В ее со­став вошли, наряду с Россией и Великобританией, Пруссия, Швеция и Австрия.

Начало кампании 1813 г. оказалось для союзников неудач­ным. В мае французы добились победы в сражениях при Лют-

цене и Баутцене в Саксонии. Но когда союзники подтянули резервы и обеспечили себе значительное численное превосход­ство над противником, произошел перелом в ходе военных действий. В августе по отдельности потерпели поражение вид­ные наполеоновские военачальники Макдональд и Удино, в сентябре — Ней. Основные силы наполеоновской армии были разгромлены в «битве народов» под Лейпцигом 16—19 октября. Понеся огромные потери, французы в беспорядке бежали с поля сражения.

Поражение под Лейпцигом ознаменовало закат политичес­кого и военного могущества Наполеона. Его покинули послед­ние союзники, в частности, Саксония и Бавария. Народы Ев­ропы один за другим стряхивали с себя иноземное господство. Как и в начале правления Наполеона, армии стран-членов антифранцузской коалиции вплотную приблизились к грани­цам Франции. Однако обеспечить надежную защиту ее терри­тории он уже был не в силах. Прошли те времена, когда мас­совый призыв новобранцев в армию позволял в короткие сроки довести ее численность до многих сотен тысяч человек. Двадцать лет почти непрерывных войн, начиная с 1792 г., обес­кровили Францию. Поэтому когда 350-тысячная армия союзников вступила в декабре 1813 г. на французскую территорию, Напо­леон смог выставить против нее всего лишь около 70 тыс. солдат.

Во время кампании 1814 г. Наполеон в последний раз блес­нул своими полководческими дарованиями. Постоянно нахо­дясь в движении, умело маневрируя, он внезапно нападал на превосходящие силы противника, нередко вынуждая их к от­ступлению. Особенно удачной для него была середина февра­ля, когда за восемь дней он одержал семь побед. Но эти побе­ды имели местное значение и не могли изменить общего хода войны. В полном сознании своей непобедимой мощи союзни­ки, не отвлекаясь на те мелкие неприятности, которые достав­лял им Наполеон, вели наступление на Париж.

17 февраля (1 марта) 1814 г. четыре основные державы антифранцузской коалиции Великобритания, Россия, Австрия и Пруссия подписали в Шомоне, маленьком французском го­родке, лежащем на полпути от Рейна к Парижу, союзный до­говор. По этому договору они обязались не вступать в сепарат­ные переговоры с Францией и довести с ней войну до полной победы. Каждая из держав должна была выставить по 150 тыс. солдат. Для Великобритании было сделано исключение: вместо армии она предоставляла союзникам ежегодную субсидию в 5 млн фунтов стерлингов.

30 марта войска союзников подошли к стенам Парижа. В тот же день его защитники, опасавшиеся, как бы их город не постиг­ла участь Москвы, сложили оружие. На следующий день импера-

87

тор Александр I и прусский король Фридрих Вильгельм III во главе своих армий вступили во французскую столицу.

Наполеон, которого эти события застали близ Парижа, в замке Фонтенбло, не терял надежды на сохранение власти. Его все еще окружали 60 тыс. преданных солдат. Кроме того, он рассчитывал на сочувствие тестя, императора Австрии. Но слу­чилось то, чего Наполеон ожидал меньше всего: он не встретил понимания у своих приближенных. Маршалы Ней, Бертье, Ле-февр потеряли веру в победу и посоветовали императору от­речься от престола в пользу сына, Римского короля. Несколько дней Наполеон колебался. 6 апреля он все же подписал отре­чение. Но было уже поздно. По инициативе Талейрана еще 1 апреля сенат сформировал временное правительство, а 3 ап­реля объявил о низложении Наполеона, виновного «в наруше­нии присяги и покушении на права народа, поскольку набирал в армию и взимал налоги в обход положений конституции». 6 апреля сенат предложил корону Людовику XVIII.

11 апреля союзники заключили в Фонтенбло договор, отда­вавший в пожизненное владение Наполеону остров Эльбу в Средиземном море.

Узнав о своей участи, Наполеон попытался покончить жизнь самоубийством. В конце концов он смирился с угото­ванной ему участью. 20 апреля в дворике Фонтенбло состоя­лось его прощание с гвардией. Многие из солдат не могли сдержать слез при виде своего несчастного императора. После этого Наполеон немедленно отправился в изгнание.

Подошла к концу наполеоновская эпопея, волновавшая со­временников на протяжении полутора десятков лет. В сущнос­ти, Наполеона Бонапарта постигла та же участь, что и револю­ционные группировки, правившие во Франции до него. Ему не удалось основать прочный и устойчивый режим, который он мог бы передать своим преемникам. Правлению Наполеона было свойственно неразрешимое внутреннее противоречие, ко­торое рано или поздно должно было привести к краху. Важ­ным, если не основным, слагаемым успехов его внутренней и внешней политики, были завоевательные войны. Именно эти войны в короткие сроки сплотили французское общество во­круг Наполеона и обеспечили международное признание его режима. Он стал пленником своей военной славы. Чтобы со­хранить власть, он должен был вновь и вновь доказывать всему миру свое военное превосходство, пока окончательно не подо­рвал силы Франции.

Вопросы:

1. Какое значение имела Война за независимость в Северной Аме­рике для международных отношений?

2. Какую позицию занимала Россия по отношению к Войне за не­зависимость британских колоний?

3. Какое значение имел принцип национального суверенитета для международных отношений?

4. Как проявлялся принцип национального суверенитета во внеш­ней политике революционной Франции?

5. Что собой представляли «семейная» и «континентальная» систе­мы внешней политики Наполеона I?

6. Какие цели преследовали державы антифранцузской коалиции?

Литература:

Основная:

История дипломатии. М., 1959. Т. 1. Разд. 4. Гл. 1—4.

История внешней политики России. XVIII век. М., 1998. Гл. 3, 5—6.

История внешней политики России. Первая половина XIX века. М., 1995. Гл. 1-2.

.Иванова И.И. История международных отношений от античности до конца первой мировой войны. Владивосток, 2001. Ч. I. Гл. 5. § 4; гл. 6.

Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманова Н.С. История между­народных отношений и внешней политики России: 1648—2000. М., 2001. Ч. I. Гл. 5; Ч. II. Гл. 1-2.

Дополнительная:

Талейран. Мемуары. Екатеринбург, 1997. Гл. 3.

Ключников Ю.В., Сабанин А. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Часть I. От Французской революции до империалистической войны. М., 1925. (Документы

№ 8, 11, 21, 23, 74, 75, 76, 84, 87, 88, 92).

Болховитинов Н.Н. Россия и война США за независимость (1775— 1783 гг.). М., 1976. Гл. 1, 2.

Грюнвальд К. Франко-русские союзы / Пер. с фр. М., 1968. Гл. 4—5.

Жорес Ж. Социалистическая история Французской революции. М., 1981. Т. 4. Гл. 3; Т. 5. Гл. 2.

Сироткин В.Г. Дуэль двух дипломатий. Россия и Франция в 1801 — 1812 гг. М., 1966.

Российская дипломатия в портретах. М., 1992. Ч. 2.

Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М., 1989. Главы «От Аустерлица до Тильзита» и «Союз с Россией».

Тюлар Ж. Наполеон, или миф о «Спасителе». М., 1997. Ч. 2. Гл. 5—6. Борисов Ю.В. Шарль Морис Талейран. М., 1989. Гл. 17—18.

Краснов Н.А. США и Франция: дипломатические отношения, 1775—1801 гг. М., 2000.

Шедивы Я. Меттерних против Наполеона / Пер. с чешек. М., 1991.

studfiles.net

Урок по всемирной истории на тему «Крах империи Наполеона І. Венский конгресс.» (9 класс)

Всемирная история – 9 класс. Урок № 5.

ТЕМА. Крах империи Наполеона І. Венский конгресс.

ЦЕЛИ:

  • Образовательная: объяснить, в чем заключался кризис империи Наполеона I и основные причины её гибели; охарактеризовать поход Наполеона в Россию; рассказать, как происходила борьба Наполеона с 6 и 7 антифранцузскими коалициями; определить территориальные изменения в Европе, обусловленные решениями Венского конгресса;

  • Развивающая: развивать умение учащихся прослеживать причинно-следственные связи между событиями, давать характеристику историческому деятелю, определять его место в историческом процессе, работать с картой, анализировать материал, делать выводы, работать с историческими источниками, работать в малых группах;

  • Воспитательная: способствовать формированию отрицательного отношения учащихся к захватническим войнам.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: «битва народов», «Сто дней», Венский конгресс.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ФОРМЫ УРОКА: повторительно-обобщающий, проблемный урок, урок-презентация.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, настенные карты: «Войны наполеоновской Франции», «Территориальные изменения в Европе по решению Венского конгресса»; карточки с заданиями, мульти-медиа обеспечение.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Определять причины кризиса и гибели империи Наполеона.

  • Характеризовать поход Наполеона в Россию.

  • Описывать борьбу Наполеона с 6 и 7 антифранцузскими коалициями.

  • Называть даты основных сражений и показывать на карте.

  • Объяснять понятия: «битва народов», «Сто дней», Венский конгресс.

  • Оценивать Наполеона как личности и государственного деятеля.

  • Определять территориальные изменения в Европе, обусловленные решениями Венского конгресса.

СТРУКТУРА УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

  3. Мотивация учебной деятельности.

  4. Изучение нового материала:

  1. Кризис империи. Российский поход Наполеона I.

  2. Падение империи Наполеона I.

  3. Венский конгресс и образование «Священного союза».

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

  2. Итог урока.

  3. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Сегодня на уроке мы заканчиваем изучать тему «Великая французская революция конца XVIII века. Европа в период наполеоновских войн», но вначале, закрепим приобретенные вами знания.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

А) Блиц опрос:

  1. Укажите событие, связанное с датой «14 июля 1789 г.», которое ежегодно отмечается во Франции как национальный праздник, считающийся днем начала Великой Французской революции.

  2. Укажите политическую силу Великой Французской революции, диктатура которой была установлена в 1793 году и вылилась в широкомасштабный террор против политических противников.

  3. Укажите фамилию политического деятеля, возглавившего в 1793 году Комитет национального спасения, во времена якобинской диктатуры.

  4. Укажите название высшего органа исполнительной власти во Франции после свержения якобинской диктатуры.

  5. Укажите месяц французского революционного календаря, в который состоялся переворот, приведший к власти Наполеона Бонапарта.

  6. Укажите название режима, который был установлен в результате государственного переворота 18 брюмера 1799 г., осуществленного Наполеоном Бонапартом.

  7. Когда Наполеон Бонапарт стал императором Франции?

  8. Какой известный кодекс 1804 года был им принят?

  9. Какой характер носила внешняя политика Наполеона Бонапарта?

10)Укажите государство, против которого был направлен режим континентальной блокады.

Б) Работа в малых группах.

ЗАДАНИЕ: выбрать высказывание, соответствующее данной исторической личности и объяснить их.

1 группа – Людовик XV; 2 группа – Людовик XVI; 3 группа – Наполеон I.

  1. «После нас хоть потоп» и «На мой век хватит»;

  2. «Да это же бунт!», «… нет, ваше величество, это не бунт, а революция»;

  3. «мы довели до конца роман революции, теперь необходимо посмотреть, что в нём реально».

В) Расставить события в хронологической последовательности (взаимоконтроль):

Якобинская диктатура

Франция в период Консульства и империи

Взятие Бастилии — начало Великой Французской революции

Бонапартистский переворот 18 брюмера 1799 года

Термидорианская реакция и Директория

Установление республики.

Г) Творческое задание.

В конце жизни Наполеон сказал: «Моя истинная слава не в сорока сражениях, выигранных мной: Ватерлоо – все их перечеркнуло. Но не будет и не может быть забыт гражданский кодекс». Чем на ваш взгляд, была обусловлена эта убежденность Наполеона?

Д) Работа с картой.

Покажите на карте завоеванные Наполеоном страны.

Е) Назовите город, возле которого в 1805 году французская армия нанесла сокрушительное поражение в сражении объединенным австро-российским войскам?

  1. Мотивация учебной деятельности.

Мы повторили с вами пройденный материал и сегодня на уроке узнаем, чем же закончилось правление Наполеона во Франции, и каковы были его последствия.

Тема урока «Падение империи Наполеона I. Венский конгресс», мы рассмотрим три вопроса, которые представлены на доске в виде пирамиды:

  1. Кризис империи. Российский поход Наполеона.

  2. Падение империи Наполеона I.

  3. Венский конгресс.

Добравшись до вершины пирамиды, мы решим

проблемную задачу: «Можно ли дать однозначную оценку правлению Наполеона I»

  1. Изучение нового материала:

  1. Кризис империи. Российский поход Наполеона I.

Рассказ учителя сопровождается работой с картой «Войны наполеоновской Франции».

В 1808-1811 гг. наполеоновская империя достигла вершины своего могущества. Но в это же время наметилось и начало ее внутреннего кризиса, стала очевидной неосуществимость наполеоновских планов установления господства во всей Европе:

  • Войны истощали силы Франции, что приводило к нарастанию недовольства народа;

  • Экономика Франции ухудшилась из-за континентальной блокады, объявленной Наполеоном Англии;

  • Усложнялись отношения империи с завоеванными странами, где возникали национально-освободительные движения.

Вопросы:

    1. Как вы думаете, почему Наполеон I, несмотря на недовольства своего окружения, продолжил завоевательные войны и вторгся в Россию?

    2. Назовите крупнейшую битву Российской компании Наполеона, которая открыла ему путь на Москву и, в то же время, обескровила его армию? Этому сражению посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова (после ответа, демонстрация слайд шоу «Бородино», выборочно).

Рассказ учителя.

Сдача Москвы Кутузовым и дальнейшая судьба наполеоновской армии.

Возвращаясь из России Наполеон сказал: «Армии нет! От великого до смешного всего один шаг (из 448 тыс. солдат осталось 20 тыс.)».

Как вы понимаете это выражение?

Самостоятельная работа учащихся (документ стр. 45 учебника, из мемуаров офицера «Великой армии» Ноэля).

Вопрос: какую главную причину гибели «Великой армии» называет офицер Ноэль в своих мемуарах?

  1. Падение империи Наполеона I.

Рассказ учителя сопровождается презентацией

  • Поражение французов в России и вступление армии М. Кутузова на территорию Пруссии стало сигналом к образованию шестой антифранцузской коалиции (Англия, Россия, Пруссия, Испания, Португалия, Швеция, Австрия) (слайд № 2)

  • Разгром Наполеона под Лейпцигом («битва народов» октябрь 1813 г.) (слайд № 3)

  • Захват союзническими войсками Франции в марте 1814 г. (слайд № 4)

  • Отречение Наполеона от престола, ссылка на остров Эльба. (слайд № 5)

  • Реставрация династии Бурбонов – Людовик XVIII (слайд № 6)

  • «Сто дней» Наполеона» (20 марта – 18 июня 1815 г.) — повторный приход к власти. (слайд № 7)

  • Окончательный разгром наполеоновской армии англо-прусскими войсками при Ватерлоо 18 июня 1815 г. (слайд № 8)

  • Вторичное отречение Наполеона и ссылка на остров Святой Елены. Умер в 1821 году. (слайд № 9)

Через 19 лет французы с почестями перезахоронили останки Наполеона во Францию, почему?

  1. Венский конгресс.

Рассказ учителя

Венский конгресс (1 ноября 1814 г. – 9 июня 1815 г.) – совещание лидеров европейских стран. Победители собрались с целью решения судьбы Наполеона I, вопроса о границах, восстановить монархические режимы, не допустить новых революций (слайд № 10)

.9 июня 1815года — подписан заключительный акт:

  • Франция возвращалась к границам и форме политического устройства 1792 года и выплачивала контрибуцию 700 млн. франков странам победительницам.

  • Победители перекроили в свою пользу карту Европы.

Работа с настенной картой: «Территориальные изменения в Европе по решению Венского конгресса»;

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Дидактическая игра «Да — Нет»:

  1. Знаменитое сражение под Москвой 7сентября 1812года – это битва при Малоярославце.

  2. Выдающийся полководец русской армии, который дал бой у села Бородино — это Кутузов.

  3. Бородинская битва закончилась сдачей Москвы.

  4. Французские войска дождались желаемого заключения мирного договора.

  5. В октябре 1812 года «Великая армия» бесславно покинула Москву.

  6. В октябре 1813 года в битве под Лейпцигом с силами 6-й антифранцузской коалиции Наполеон одержал победу.

  7. В марте 1814 года Наполеон отрекся от власти и был сослан на остров Святой Елены.

  8. «Сто дней» Наполеона-это вторичное правление Наполеона после реставрации Бурбонов.

  9. 18 июня 1815года наполеоновская армия была окончательно разгромлена англо-прусскими войсками при Ватерлоо.

  10. Наполеон вторично отрекся от власти и был сослан на остров Эльба.

  11. Наполеон умер 1820 году и через 19 лет был перезахоронен с почестями во Францию.

  12. Венский конгресс был с 1 ноября 1814года по 9 июня 1815года.

  1. Итог урока.

Решение проблемной задачи (ожидаемый результат).

Вряд ли можно дать однозначную оценку правлению Наполеона Бонапарта для европейской истории. С одной стороны, наполеоновские войны принесли Франции и другим европейским государствам громадные человеческие жертвы. Они велись ради завоевания чужих территорий и ограбления других народов, ради величия Наполеона и могущества Франции.

С другой стороны, историческое развитие всегда происходит в результате борьбы старого и нового, и с этой точки зрения наполеоновская империя олицетворяла новый буржуазный порядок перед лицом старой феодальной монархической Европы.

Вот как о Наполеоне написал М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении

Изгнанник мрачный, жертва вероломства

И рока прихоти слепой,

Погиб как жил — без предков и потомства —

Хоть побежденный, но герой!

Родился он игрой судьбы случайной

И пролетел, как буря, мимо нас;

Он миру чужд был. Всё в нем было тайной,

День возвышенья — и паденья час!

1831 г.

  1. Домашнее задание.

  1. Проработать текст §5,6.

  2. Написать мини-сочинение-размышление «Можно ли однозначно оценить правление Наполеона I.

infourok.ru

Крушение наполеоновской империи


⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 20Следующая ⇒

В 1812 г., так до конца и не покорив народы Пиренейского полуострова, имея за плечами ворох нерешенных проблем на родине, Наполеон предпринял поход в Россию. К этому его побуждали непомерное честолюбие и все более независимая политика Александра I, который не поддержал Францию в войне против Австрии в 1809 году.

«Великая армия» Наполеона, вторгнувшаяся в Россию 12(24) июня 1812 г., насчитывала свыше полумиллиона чело­век. На две трети она состояла из солдат союзных или зависи­мых от Франции стран — немцев, поляков, итальянцев, испан­цев, — большинство из которых шли на войну без особого эн­тузиазма. Однако наполеоновская армия значительно превосхо-

дила русскую армию численностью. План Наполеона заклю­чался в том, чтобы разгромить противника в серии «решающих» приграничных сражений, после чего продиктовать императору Александру I мир на своих условиях. Но русские военачальники Барклай де Толли и Багратион уклонились от сражения, которое им пытался навязать Наполеон. Отступая, они добились соеди­нения основных сил русской армии близ Смоленска.

Крупнейшее сражение этой кампании произошло 26 августа (7 сентября) 1812 г. у села Бородино, когда французы прибли­зились к Москве на расстояние всего нескольких десятков ки­лометров. К этому времени из-за больших потерь, которые по­несла наполеоновская армия, силы противников почти сравня­лись. Однако Бородинское сражение не дало существенного перевеса ни одной из сторон. По его окончании армии факти­чески вернулись на исходные позиции. Главнокомандующий русской армией М.И. Кутузов готов был возобновить сражение наутро, но узнав о большом количестве убитых и раненых, принял решение об отступлении и сдаче Москвы противнику без боя. Большинство москвичей покинуло город вслед за армией.

Брошенная жителями Москва оказалась западней для армии Наполеона. На его предложения о переговорах Алек­сандр I не ответил. Переждать суровую русскую зиму на теплых московских квартирах также не удалось. В городе вскоре после прихода французов начались пожары, в которых сгорело две трети всех домов. Армии угрожал голод. Прождав в нереши­тельности месяц, Наполеон 7(19) октября вывел армию из Москвы и попытался пробиться к Калуге, где располагались продовольственные склады русской армии. Но получив отпор, он был принужден к отступлению.

В ходе отступления «Великая армия» перестала существо­вать. 13(26) декабря 1812 г. ее остатки пересекли российскую границу в обратном направлении. Но еще раньше Наполеон, оставив командование армией Мюрату, поспешно уехал в Париж, откуда пришли известия о попытке государственного переворота с целью его низложения, предпринятой генералом-республиканцем Мале. Прибыв в Париж и сместив префекта полиции, допустившего покушение на его власть, Наполеон немедленно приступил к формированию новой армии для про­должения войны на Востоке Европы. И уже в апреле 1813 г. он во главе 150-тысячного войска снова появился в Германии.

Разгром «Великой армии» в России послужил сигналом к созданию новой (шестой) антифранцузской коалиции. В ее со­став вошли, наряду с Россией и Великобританией, Пруссия, Швеция и Австрия.

Начало кампании 1813 г. оказалось для союзников неудач­ным. В мае французы добились победы в сражениях при Лют-

цене и Баутцене в Саксонии. Но когда союзники подтянули резервы и обеспечили себе значительное численное превосход­ство над противником, произошел перелом в ходе военных действий. В августе по отдельности потерпели поражение вид­ные наполеоновские военачальники Макдональд и Удино, в сентябре — Ней. Основные силы наполеоновской армии были разгромлены в «битве народов» под Лейпцигом 16—19 октября. Понеся огромные потери, французы в беспорядке бежали с поля сражения.

Поражение под Лейпцигом ознаменовало закат политичес­кого и военного могущества Наполеона. Его покинули послед­ние союзники, в частности, Саксония и Бавария. Народы Ев­ропы один за другим стряхивали с себя иноземное господство. Как и в начале правления Наполеона, армии стран-членов антифранцузской коалиции вплотную приблизились к грани­цам Франции. Однако обеспечить надежную защиту ее терри­тории он уже был не в силах. Прошли те времена, когда мас­совый призыв новобранцев в армию позволял в короткие сроки довести ее численность до многих сотен тысяч человек. Двадцать лет почти непрерывных войн, начиная с 1792 г., обес­кровили Францию. Поэтому когда 350-тысячная армия союзников вступила в декабре 1813 г. на французскую территорию, Напо­леон смог выставить против нее всего лишь около 70 тыс. солдат.

Во время кампании 1814 г. Наполеон в последний раз блес­нул своими полководческими дарованиями. Постоянно нахо­дясь в движении, умело маневрируя, он внезапно нападал на превосходящие силы противника, нередко вынуждая их к от­ступлению. Особенно удачной для него была середина февра­ля, когда за восемь дней он одержал семь побед. Но эти побе­ды имели местное значение и не могли изменить общего хода войны. В полном сознании своей непобедимой мощи союзни­ки, не отвлекаясь на те мелкие неприятности, которые достав­лял им Наполеон, вели наступление на Париж.

17 февраля (1 марта) 1814 г. четыре основные державы антифранцузской коалиции Великобритания, Россия, Австрия и Пруссия подписали в Шомоне, маленьком французском го­родке, лежащем на полпути от Рейна к Парижу, союзный до­говор. По этому договору они обязались не вступать в сепарат­ные переговоры с Францией и довести с ней войну до полной победы. Каждая из держав должна была выставить по 150 тыс. солдат. Для Великобритании было сделано исключение: вместо армии она предоставляла союзникам ежегодную субсидию в 5 млн фунтов стерлингов.

30 марта войска союзников подошли к стенам Парижа. В тот же день его защитники, опасавшиеся, как бы их город не постиг­ла участь Москвы, сложили оружие. На следующий день импера-

тор Александр I и прусский король Фридрих Вильгельм III во главе своих армий вступили во французскую столицу.

Наполеон, которого эти события застали близ Парижа, в замке Фонтенбло, не терял надежды на сохранение власти. Его все еще окружали 60 тыс. преданных солдат. Кроме того, он рассчитывал на сочувствие тестя, императора Австрии. Но слу­чилось то, чего Наполеон ожидал меньше всего: он не встретил понимания у своих приближенных. Маршалы Ней, Бертье, Ле-февр потеряли веру в победу и посоветовали императору от­речься от престола в пользу сына, Римского короля. Несколько дней Наполеон колебался. 6 апреля он все же подписал отре­чение. Но было уже поздно. По инициативе Талейрана еще 1 апреля сенат сформировал временное правительство, а 3 ап­реля объявил о низложении Наполеона, виновного «в наруше­нии присяги и покушении на права народа, поскольку набирал в армию и взимал налоги в обход положений конституции». 6 апреля сенат предложил корону Людовику XVIII.

11 апреля союзники заключили в Фонтенбло договор, отда­вавший в пожизненное владение Наполеону остров Эльбу в Средиземном море.

Узнав о своей участи, Наполеон попытался покончить жизнь самоубийством. В конце концов он смирился с угото­ванной ему участью. 20 апреля в дворике Фонтенбло состоя­лось его прощание с гвардией. Многие из солдат не могли сдержать слез при виде своего несчастного императора. После этого Наполеон немедленно отправился в изгнание.

Подошла к концу наполеоновская эпопея, волновавшая со­временников на протяжении полутора десятков лет. В сущнос­ти, Наполеона Бонапарта постигла та же участь, что и револю­ционные группировки, правившие во Франции до него. Ему не удалось основать прочный и устойчивый режим, который он мог бы передать своим преемникам. Правлению Наполеона было свойственно неразрешимое внутреннее противоречие, ко­торое рано или поздно должно было привести к краху. Важ­ным, если не основным, слагаемым успехов его внутренней и внешней политики, были завоевательные войны. Именно эти войны в короткие сроки сплотили французское общество во­круг Наполеона и обеспечили международное признание его режима. Он стал пленником своей военной славы. Чтобы со­хранить власть, он должен был вновь и вновь доказывать всему миру свое военное превосходство, пока окончательно не подо­рвал силы Франции.

Вопросы:

1. Какое значение имела Война за независимость в Северной Аме­рике для международных отношений?

2. Какую позицию занимала Россия по отношению к Войне за не­зависимость британских колоний?

3. Какое значение имел принцип национального суверенитета для международных отношений?

4. Как проявлялся принцип национального суверенитета во внеш­ней политике революционной Франции?

5. Что собой представляли «семейная» и «континентальная» систе­мы внешней политики Наполеона I?

6. Какие цели преследовали державы антифранцузской коалиции?

Литература:

Основная:

История дипломатии. М., 1959. Т. 1. Разд. 4. Гл. 1—4.

История внешней политики России. XVIII век. М., 1998. Гл. 3, 5—6.

История внешней политики России. Первая половина XIX века. М., 1995. Гл. 1-2.

.Иванова И.И. История международных отношений от античности до конца первой мировой войны. Владивосток, 2001. Ч. I. Гл. 5. § 4; гл. 6.

Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманова Н.С. История между­народных отношений и внешней политики России: 1648—2000. М., 2001. Ч. I. Гл. 5; Ч. II. Гл. 1-2.

Дополнительная:

Талейран. Мемуары. Екатеринбург, 1997. Гл. 3.

Ключников Ю.В., Сабанин А. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Часть I. От Французской революции до империалистической войны. М., 1925. (Документы

№ 8, 11, 21, 23, 74, 75, 76, 84, 87, 88, 92).

Болховитинов Н.Н. Россия и война США за независимость (1775— 1783 гг.). М., 1976. Гл. 1, 2.

Грюнвальд К. Франко-русские союзы / Пер. с фр. М., 1968. Гл. 4—5.

Жорес Ж. Социалистическая история Французской революции. М., 1981. Т. 4. Гл. 3; Т. 5. Гл. 2.

Сироткин В.Г. Дуэль двух дипломатий. Россия и Франция в 1801 — 1812 гг. М., 1966.

Российская дипломатия в портретах. М., 1992. Ч. 2.

Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М., 1989. Главы «От Аустерлица до Тильзита» и «Союз с Россией».

Тюлар Ж. Наполеон, или миф о «Спасителе». М., 1997. Ч. 2. Гл. 5—6. Борисов Ю.В. Шарль Морис Талейран. М., 1989. Гл. 17—18.

Краснов Н.А. США и Франция: дипломатические отношения, 1775—1801 гг. М., 2000.

Шедивы Я. Меттерних против Наполеона / Пер. с чешек. М., 1991.

Глава IV


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Крушение империи Наполеона I — презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *