Круг обязанностей социального педагога – , — —
Должностная инструкция социального педагога | Должностные обязанности социального педагога, образец должностной инструкции социального педагога — Rabota.ru
Обеспечить нормальное безболезненное включение ребенка в общество — вот суть должностных обязанностей социального педагога. Поэтому в должностной инструкции социального педагога так много внимания уделено контактам с родителями, коллегами-педагогами, представителями детских и молодежных организаций, чиновниками и т. д. В нашем образце должностной инструкции социального педагога приведены основные функциональные обязанности специалиста этого направления.
Скачать в .doc
К списку должностных инструкций
Должностная инструкция социального педагога
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.
1. Общие положения
1.1. Социальный педагог относится к категории специалистов.
1.2. Социальный педагог назначается на должность и освобождается от нее приказом приказом директора учреждения.
1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно директору учреждения.
1.5. На должность социального педагога назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или высшее педагогическое образования с последующей переподготовкой и присвоением квалификации «Социальный педагог».
1.6. Социальный педагог должен знать:
— законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов по вопросам образования;
— основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
— общую и социальную педагогику;
— педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;
— социально-педагогические и диагностические методики.
1.7. Социальный педагог руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами учреждения;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.
2. Должностные обязанности социального педагога
Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей).
2.2. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни.
2.3. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
2.4. Выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
2.6. Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
2.7. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
2.8. Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
2.9. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
2.10. Оказывает консультационную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, сотрудникам других учреждений.
3. Права социального педагога
Социальный педагог имеет право:
3.1. В пределах своей компетенции от имени школы устанавливать деловые отношения с учреждениями образования, спорта, здравоохранения, культуры, правопорядка, социальной защиты, детскими и молодежными организациями, службами психологической и социально-педагогической помощи, органами местного самоуправления и власти, средствами массовой информации в целях социально-педагогической помощи учащимся, защиты их прав, здоровья и жизни.
3.3. Давать в рамках своих полномочий обязательные распоряжения педагогам и обучающимся.
3.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
3.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.
4. Ответственность социального педагога
Социальный педагог несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению конфиденциальной информации.
К списку должностных инструкций
www.rabota.ru
Социальный педагог в школе — Свободная школа
Мы привыкли видеть в школе в первую очередь учителей и представителей администрации (директора, его заместителей по учебной части). Однако в современной школе есть и другие должности, например, психолог или социальный педагог. А родители зачастую не знают, что входит в их обязанности, с какими вопросами они могут к ним обратиться. Эта статья о том, что входит в функции и обязанности социального педагога в школе.
Содержание статьи
Кто такой школьный социальный педагог
Этот вопрос для многих родителей остается секретом. Так кто такой социальный педагог? Постараемся на него ответить.
Социальный педагог – это тот человек в школе, который организует взаимодействие и объединяет усилия школы, семьи, общественности, для поддержки и всесторонней помощи в развитии и воспитании детей.
Деятельность социального педагога в школе
Деятельность школьного социального педагога подразумевает взаимодействие с детьми, изучение возрастных и психологических особенностей всех учащихся, организацию различных видов социально-полезной деятельности. Кроме того деятельность социального педагога направлена на социальную поддержку ребенка и семьи, помощь и направление действий родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей, а при необходимости помогает реализовать правовую защиту. Общение с сложными детьми требует от педагога особого такта и профессионализма.
Социальный педагог занимается своей учебно-воспитательной деятельностью не в классной комнате, как учитель-предметник, а в школьных клубах, секциях, кружках, разновозрастных отрядах. Только внеучебная обстановка дает ему возможность более близкого знакомства с поведенческими особенностями детей (в частности, девиантным поведением или поведением детей-аутсайдеров). Таким образом, педагог выявляет учащихся, у которых возникли сложности с адаптацией к внешним условиям существования, изучает особенности их характера и поведения, намечает меры и способы оказания помощи таким детям. В настоящее время, когда случаи алкогольной зависимости, наркомании и правонарушений в подростковой среде встречаются довольно часто, в школе обязательно должен проводить свою деятельность социальный педагог.
Функции социального педагога
Функции социального педагога в школе заключается во взаимодействии с:
- детьми «группы риска»;
- родителями;
- правоохранительными органами;
- социально-незащищенными семьями учащихся;
- педагогическим коллективом.
Функция социального педагога заключается также и в выявлении учащихся, занятых работой (в учебное время). Он следит за тем, чтобы они посещали занятия, контролирует соответствие условий труда, установленных законом норм (в частности, относительно оплаты труда). Социальный педагог держит под контролем выплату пособий и выполнение других социальных льгот, которые положены многодетным семьям (бесплатные завтраки в школьной столовой, обеспечение школьной формой, покрытие транспортных расходов).
Задача такого педагога заниматься исследовательской работой, выявление демографической структуры района, а также социально неблагополучных семей, детей подросткового возраста, склонных к совершению правонарушений, детей, имеющих проблемы со здоровьем. Он должен организовывать проведение различных благотворительных мероприятий, в которых принимают участие дети-сироты и дети с ограниченными возможностями.
Не все подростки знакомы с нормами социального поведения. В этих случаях как раз и пригодится помощь школы и социального педагога, в частности, для того, чтобы познакомить детей с их правами, социальными гарантиями, которые распространяются как на обучение, так и на трудовую деятельность. К числу таких гарантий относятся: предоставление заработной платы, не ниже, чем установленный законом прожиточный уровень, право на получение бесплатного образования и медицинского обслуживания и другие.
Должностная инструкция социального педагога школы
Должностные обязанности социального педагога подразумевают безболезненное включение ребенка в общество. Именно поэтому так много внимания в должностной инструкции социального педагога уделено контактам с коллегами-педагогами, родителями, чиновниками, представителями детских и молодежных организаций и т. д. Мы приводим образец должностной инструкции социального педагога по ФГОС с учётом основных функциональных обязанностей специалиста этого направления.
[spoiler effect=»simple» show=»Показать должностную инструкцию»]
Должностная инструкция социального педагога
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с социальным педагогом, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Социальный педагог относится к категории специалистов.
1.2. Социальный педагог назначается на должность и освобождается от нее приказом приказом директора учреждения.
1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно директору учреждения.
1.4. На время отсутствия социального педагога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения.
1.5. На должность социального педагога назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или высшее педагогическое образования с последующей переподготовкой и присвоением квалификации «Социальный педагог».
1.6. Социальный педагог должен знать:
— законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов по вопросам образования;
— основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
— общую и социальную педагогику;
— педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;
— социально-педагогические и диагностические методики.
1.7. Социальный педагог руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами учреждения;
— приказами и распоряжениями руководства;
2. Функции социального педагога
Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей).
2.2. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни.
2.3. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
2.4. Выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
2.5. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).
2.6. Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
2.7. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
2.8. Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
2.9. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
2.10. Оказывает консультационную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, сотрудникам других учреждений.
3. Должностные обязанности
Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Выступает посредником между обучающимися (воспитанниками, детьми) и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
3.2. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися (воспитанниками, детьми), способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
3.3. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).
3.4. Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
3.5. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
3.6. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
3.7. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся (воспитанников, детей), ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
3.8. Участвует в организации их самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской. Обсуждает с обучающимися (воспитанниками, детьми) актуальные события современности.
3.9. Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
3.10. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
3.11. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих) обучающихся (воспитанников, детей).
3.12. Анализирует личностные проблемы учащихся для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки, перспективные возможности ОУ в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде.
3.13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
3.14. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть под руководством заместителя директора по социальным вопросам и охране детства. Представляет план работы на утверждение директору ОУ не позднее 5 рабочих дней до начала планируемого периода.
3.15. Представляет непосредственному руководителю письменный отчет о своей деятельности в течение 10 дней по окончании каждого учебного триместра.
3.16. Проходит периодическое (1 раз в год) медицинское обследование.
3.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса.
3.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
4. Права социального педагога
Социальный педагог имеет право:
4.1. В пределах своей компетенции от имени школы устанавливать деловые отношения с учреждениями образования, спорта, здравоохранения, культуры, правопорядка, социальной защиты, детскими и молодежными организациями, службами психологической и социально-педагогической помощи, органами местного самоуправления и власти, средствами массовой информации в целях социально-педагогической помощи учащимся, защиты их прав, здоровья и жизни.
4.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
4.3. Давать в рамках своих полномочий обязательные распоряжения педагогам и обучающимся.
4.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
4.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.
5. Ответственность социального педагога
Социальный педагог несет ответственность:
5.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
5.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению конфиденциальной информации.
5.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
6 Взаимоотношения. Связи по должности.
Социальный педагог:
6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели .
6.2. Планирует свою работу на каждый учебный год под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
6.3. Получает от директора школы и заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового характера.
6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.
6.5. Информирует администрацию школы о возникших трудностях на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации учащихся.
6.6. Информирует администрацию о возникших трудностях, проблемах.
[/spoiler]
Обязанности социального педагога в школе
Обязанности социального педагога заключаются в следующем:
- создании нормальных доброжелательных взаимоотношений между членами классного коллектива;
- гуманизации взаимоотношений между детьми;
- содействии более полной реализации возможностей всех учеников;
- мерах по защите прав каждого учащегося;
- проведении общешкольных развлекательных мероприятий, привлечении детей к социально полезному труду;
- поддержании контактов с семьями школьников;
- выявлении случаев жестокого обращения с детьми в семьях и меры по защите детей от насилия и эгоизма родителей;
- выполнении посреднических функций, связывающих ребенка с родителями, государственными органами, в задачи которых входит забота о развитии духовных, физических и психических составляющих ребенка;
- установлении дружественных толерантных отношений отдельных людей и окружения;
- способствовании эффективному взаимодействию организаций и институтов, занимающихся социальным воспитанием.
Задача социального педагога, объединив свои усилия с семьями, организовать внеучебный досуг учащихся. Он также следит за тем, насколько эффективно работают секции, клубы, студии, трудовые, туристические, краеведческие отряды и координирует их деятельность. Социальный педагог сотрудничает с педагогическим коллективом в вопросах воспитания трудных детей, выстраивании отношений с проблемными семьями. Он является связующим звеном между школой и обществом, в частности, изучает социальную микросреду. Обязанность социального педагога состоит в регулярном информировании педагогов школы о состоянии психологического климата в разных классных коллективах, о психологических особенностях трудных учеников и рекомендует методы помощи таким учащимся. В обязанности социального педагога входит подготовка и составление планов, в соответствии с которыми и организуется социальная работа в школе.
Социальный педагог должен особое внимание уделять учащимся, которых исключили из школы. Он должен помочь им определиться в другое общеобразовательное заведение и стать полноценным членом нового классного коллектива.
Социальный педагог в школе
Документация социального педагога школы
Кроме работы по этим направлениям в обязанности социального педагога входит ведение и работа с документацией, которую можно разделить на три группы:
- Нормативно-правовые документы.
- Планирование работы.
- Материалы по основной деятельности.
1 группа. Нормативно-правовые документы
Это те документы, которыми в первую очередь руководствуется социальный педагог в своей работе. К таким документам относятся:
- Должностная инструкция, заверенная руководителем учреждения.
- Режим работы социального педагога, заверенный руководителем учреждения.
- Законы РФ, необходимые в работе социального педагога.
- Приказы, распоряжения, постановления, регламентирующие и определяющие содержание деятельности социально-психологической службы.
- Приказы директора образовательного учреждения, регламентирующие работу социально-психологической службы (например, приказы «О назначении ответственного за работу по профилактике социального сиротства» «О создании и работе школьного Совета профилактики» и т.п.)
2 группа. Планирование работы
- Анализ работы за 3 предшествующих учебных года (аналитический и статистический).
- Планы работы социального педагога на учебный год, в который включена совместная работа с администрацией школы, психологом, классными руководителями, медицинским работником, Управляющим Советом и др.).
- Планы совместной работы социального педагога школы с учреждениями системы профилактики (КДН, инспекторами ПДН, участковым инспектором и др.).
- План работы на месяц, неделю.
- Циклограмма работы на неделю.
3 группа. Материалы основной деятельности
- Социальный паспорт школы за 3 года.
- Картотека (списки учащихся по категориям)Все списки необходимо формировать с максимально полно информацией
- из многодетных семей;
- из малообеспеченных семей;
- из неблагополучных семей;
- дети с ограниченными физическими возможностями;
- опекаемые дети;
- состоящие на внутришкольном учете в школе;
- состоящие на учете в ОДН и КДНиЗП;
- склонные к бродяжничеству, суициду;
- поставленные на бесплатное питание по категориям.
- Карточка индивидуального изучения, подростков, стоящих на учете в школе, ОДН, КДН и ЗП.
- Списки неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей.
- Программы реабилитации на каждую неблагополучную семью.
- Протоколы Советов Профилактики. Протоколы Совета профилактики в обязательном порядке оформляются в соответствии с требованиями оформления протоколов, т.е. с указанием порядкового номера заседания, состава заседающих лиц, приглашенных на Совет, указывается повестка заседания, которая должна начинаться с анализа выполнения ранее принятых решений. При рассмотрении персональных дел учащихся указывается, кто из родителей или лиц их заменяющих был приглашен, какое решение принято, и кто ответственен за выполнение решения Совета профилактики и сроки выполнения данного решения.
- Журнал учёта проведённых рейдов, акты обследования жилищно-бытовых условий семьи, включающие полную информацию (дата проведения рейда, состав участников рейда, список семей, которые планировали посетить с отметкой о результатах посещения (удалось посетить родителей или лиц их заменяющих или нет). Все сведения отмечаются в личных карточках учащихся: кто был дома, какая работа проведена (беседа, предупреждение или составлен протокол, изменилась ли ситуация с учащимся, в семье и т.д.)
- Информация о занятости учащихся «группы риска» во внеучебное время.
- Материалы о летней занятости учащихся, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных семей и многодетных семей, дети инвалиды, опекаемые дети), учащихся «группы риска» (из неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учёте).
- Анализ успеваемости, посещаемости учащихся «группы риска» по четвертям и за учебный год.
- Информация о совершенных преступлениях и правонарушениях учащихся. Статистический отчет: цифровые данные УМВД о количестве случаев преступлений, дата свершения преступления, правонарушения, впервые или повторно совершил преступление или правонарушение, состоял ли на учете в школе или в ОДН на момент совершения преступления или правонарушения, категория семьи, чем занят учащийся во внеурочное время.
- Материалы о летней занятости учащихся, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных семей и неблагополучных семей, дети инвалиды, дети опекаемые), учащиеся «группы риска».
- Материалы выступлений на педагогических совещаниях, семинарах, родительских собраниях, классных часах и т.д.
- Журнал учёта проводимой работы: записи о проведенных беседах, рейдах, консультациях, выступлениях по социально-педагогическим вопросам на оперативных совещаниях, педагогических советах, методических объединениях и др. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем. Журнал консультаций, с указанием темы консультации, для кого была проведена.
- Журнал посещений уроков, их анализ.
- Учет мер по социальной защите детей из социально-неблагополучных семей. Журнал учета оказанной помощи.
- Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы.
- Методические материалы для классных руководителей, родителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.
- Информационные странички на сайт гимназии о проведённой работе.
Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что анализируя разные стороны жизни ребёнка (ситуацию в семье, успеваемость, занятость во внеучебное время и т.д.), действуя в контакте с административными и юридическими службами, ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать ребёнка, помочь ему в решении различных проблем, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность собственной личности, что позволит ему в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.
freeschool-nn.ru
Должностные обязанности социального педагога в школе с примерами
Должностные обязанности социального педагога в школе
В школах должность социального педагога появилась недавно – в 2000-х годах. Ранее эти функции выполняли преподаватели и классные руководители. Социальный педагог должен обеспечивать безболезненное вхождение детей в общество. Специалист обязан уделять внимание контактам с родителями школьников, педагогическим составом, представителями различных молодежных и детских организаций. Школьный социальный педагог должен взаимодействовать с детьми, изучать их психологические и возрастные особенности. Он должен проявлять профессионализм в общении со сложными детьми. Необходимо направлять деятельность на недопущение негативного воздействия на развитие личности каждого школьника.
Требования к должности социального педагога
Роль специалиста в школе велика и важна, поэтому к социальному педагогу предъявляются такие требования:
1. Высшее образование по специальности социальной педагогике или высшее педагогическое с переподготовкой и получением квалификации социального педагога.
2. Наличие опыта в методической работе.
3. Знание законодательных актов социальной сферы.
4. Знание социальной педагогики, возрастной и детской психологии.
5. Умение общения.
6. Навыки проведения мероприятий.
Должностные обязанности социального педагога в школе
Деятельность социальных педагогов должна начинаться с постановки целей и задач. Работу следует направлять на формирование у школьников умения общаться со взрослыми людьми и сверстниками. Требуется помочь детям научиться справляться со сложными ситуациями и адаптироваться в новых условиях. Поставленные задачи и цели определяют содержание основной деятельности социального педагога в школе.
Цели и задачи специалиста
Целью школьного социального педагога является формирование и поддержание необходимой благоприятной атмосферы для нормального личностного развития школьника: духовного и физического, нравственного и интеллектуального. Деятельность специалиста должна охватывать учебно-воспитательный процесс.
Основная задача – социальная защита учащихся, организация условий для полноценного развития детей, установление и поддержание партнерских взаимоотношений между школой и семьей.
Главными задачами являются:
· оказание социальной защиты детям-сиротам и оставшимся без родительского попечения, детям с ограниченными возможностями;
· социальная защита и помощь школьникам в реализации прав и свобод;
· работа с одаренными детьми;
· культурно-просветительная работа с детьми, педагогами и родителями;
· исследовательская работа по выявлению неблагополучных семей, подростков, склонных к совершению преступлений, детей, имеющих проблемы со здоровьем;
· ведение пропаганды здорового образа жизни;
· организация работы по профориентации;
· формирование нравственных качеств и сознания.
Деятельность школьного социального педагога должна быть индивидуальной и адресной.
Функциональные обязанности социального педагога
Специалист имеет обширный круг обязанностей в школе:
1. Проведение комплексной работы по воспитанию, развитию, обучению и социальной защите в организациях, учреждениях и по месту проживания.
2. Изучение особенностей каждого ребенка, среды обитания и условий жизни. Визиты на дом. Ведение соответствующей документации.
3. Выявление потребностей, проблем, конфликтов и интересов. Наблюдение за поведением и выявление отклонений. Оказание необходимой и своевременной помощи и поддержки.
4. Посредничество между школьниками, родителями, специалистами различных организаций.
5. Определение методов и форм проведения социально-педагогической работы. Поиск способов решения возникающих проблем.
6. Принятие нужных мер для социальной защиты, помощи и реализации прав и свобод школьников.
7. Организация деятельности, направленной на проявление социальных предложений, а также реализацию программ и проектов.
8. Установление нравственных здоровых отношений в коллективе и социальной среде. Профилактика межличностных конфликтов.
9. Создание психологически комфортной обстановки, обеспечение сохранности здоровья и жизни. Тесное взаимодействие со школьным психологом.
10. Организация разнообразия деятельности школьников, с учетом персональных особенностей, интересов и способностей, развитие мотивации.
11. Участие в методической работе, планерках, заседаниях педагогического совета. Подготовка к проведению родительских собраний, а также воспитательных и оздоровительных мероприятий. Консультации и методическая работа с родителями.
12. Взаимодействие с педагогическим составом и родителями, работниками социальных служб и благотворительных организаций. Оказание помощи ученикам, которым нужна опека и попечительство, тем, кто попал в тяжелые ситуации.
13. Выявление происшествий с жестоким обращением с детьми в семье. Принятие мер по защите школьников от эгоизма родителей и насилия.
14. Работа с неуспевающими школьниками, с детьми, систематически пропускающими занятия, нарушающими дисциплину.
15. Составление планов работы на учебный год и каждую четверть.
16. Систематическое повышение профессиональных качеств и квалификации.
17. Обеспечение сохранности жизни и здоровья школьников в период образовательного процесса.
18. Соблюдение правил по пожарной безопасности и охране труда.
Социальный педагог объединяет усилия семьи, школы и всей общественности для оказания помощи и поддержки в воспитании и развитии детей.
В школах внедрение социально-педагогических методов должно решать основные задачи, поставленные перед социальной педагогикой:
· диагностику;
· социальную профилактику;
· социальную адаптацию;
· социальную реабилитацию.
Деятельность социального педагога направлена на поддержку каждого ребенка, помощи в решении возникших проблем. Он стремится к достижению школьником укрепления веры в себя, к обретению им чувства личности и дальнейшей реализации в жизни творческого и физического потенциала.
Должностные обязанности социального педагога в школе образец 1. docx
Должностные обязанности социального педагога в школе образец 2. docx
ohranatrud-ua.ru
Должностная инструкция социального педагога 2019 года
Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции социального педагога, образец 2019 года.Должностная инструкция социального педагога должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности социального педагога, права социального педагога, ответственность социального педагога.
Должностная инструкция социального педагога относится к разделу «Квалификационные характеристики должностей работников образования«.
В должностной инструкции социального педагога должны быть отражены следующие пункты:
Должностные обязанности социального педагога
1) Должностные обязанности. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей). Изучает особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и их микросреды, условия их жизни. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Выступает посредником между обучающимися (воспитанниками, детьми) и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися (воспитанниками, детьми), способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей). Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся (воспитанников, детей), ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвует в организации их самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской. Обсуждает с обучающимися (воспитанниками, детьми) актуальные события современности. Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих) обучающихся (воспитанников, детей). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Социальный педагог должен знать
2) Социальный педагог при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства; общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические методики; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п.; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации социального педагога
3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Должностная инструкция социального педагога — образец 2019 года. Должностные обязанности социального педагога, права социального педагога, ответственность социального педагога.
hr-portal.info
2.3. Права и обязанности школьного социального педагога
При работе с подопечными в обязанности школьного социального педагога входит:
обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;
изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность подростка, его интересы, потребности;
организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества;
содействие подопечным в решении личных и социальных проблем; предотвращение правонарушений, реабилитация;
представление и защита интересов подростков, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами оказывает содействие в повышении социального статуса семьи.
Наряду с обязанностями школьный социальный педагог имеет следующие права:
представлять и защищать интересы своих подопечных в органах законодательной и исполнительной власти;
вести государственную и частную социальную практику по сертификату или диплому;
собирать информацию, связанную с нуждами клиентов; проводить социальные опросы, диагностические обследования;
делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем своих подопечных;
информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
вносить предложения в организации, учреждения, предприятия, коммерческие структуры о поощрении родителей за социальные инициативы и активность;
вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации;
возглавлять общественные, инициативные движения, направленные на решение конкретных социальных проблем по месту жительства, учебы или работы;
способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государственно-общественными структурами.
2.4. Правовая работа социального педагога в школе
Правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту подростка девиантного поведения. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту.
Кроме того, что социальный педагог по правовым аспектам консультируется с юристом, перед ним встает целый ряд жизненных вопросов, на которые он должен отвечать.
Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над подростками. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении, за выдачу замуж до совершеннолетия.
Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве на пенсию. Он также должен уметь решать вопрос усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными детьми. Он должен помнить, что приемные дети в подростковом возрасте, в период своего взросления, повышенной возбудимости, чаще всего вступают в конфликты с приемными родителями.
Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство.
Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности несовершеннолетних подростков за преступления. Ему следует знать, как ведутся судебные разбирательства, как осуществляется защита и т.д.10
studfiles.net
Права и обязанности социального педагога Социальный педагог имеет право:
— Требовать от руководителя образовательного учреждения создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
— Представлять и защищать интересы обучающихся (воспитанников) в органах законодательной, исполнительной и судебной власти.
— Делать официальные запросы в общественные и государственные учреждения по поводу создания условий и решения личных проблем обучающихся.
— Вносить предложения о поощрении за активную работу родителей обучающихся (лиц, их заменяющих), членов семей обучающихся и своих добровольных помощников.
— Иметь доступ к документам образовательного учреждения в части дел, касающихся выполнения своих профессиональных обязанностей.
— Собирать информацию, связанную с изучением интересов детей и подростков.
— Проводить социологические опросы, диагностические обследования условий жизни детей.
— Отказываться от выполнения распоряжений администрации образовательного учреждения в том случае, если эти распоряжения противоречат профессиональным и этическим принципам деятельности социального педагога.
— Повышать свою квалификацию.
— Выносить на рассмотрение администрации образовательного учреждения различные предложения по совершенствованию образовательного процесса.
— Информировать администрацию образовательного учреждения о фактах нарушений педагогами прав ребенка.
Социальный педагог обязан:
— Совместно с администрацией образовательного учреждения выделять приоритетные направления социально-педагогической работы и формировать конкретные задачи работы с детьми, подростками, педагогами и родителями.
— Препятствовать принятию решений, ущемляющих права обучающихся (воспитанников).
— Знать и использовать в работе законодательные и нормативные акты по защите прав ребенка.
— Своевременно оформлять документацию социального педагога.
— Планировать работу и вести учет своей деятельности.
— Постоянно повышать свою квалификацию.
— Использовать конфиденциальную информацию только в установленных законодательством случаях.
Функции и роли социального педагога
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:
• аналитико-диагностическую;
• прогностическую;
• организационно-коммуникативную;
• коррекционную;
• координационно-организаторскую;
• функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам;
• охранно-защитную;
• психотерапевтическую;
• социально-профилактическую;
• реабилитационную.
Реализуя аналитико-диагностическую функцию, социальный педагог:
• изучает и оценивает особенности социальной микросреды образовательного учреждения, прогнозирует возможные влияния среды на школьников;
• выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»;
• изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника;
• устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей;
• содействует выявлению особо одаренных школьников;
• выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
Прогностическая функция социального педагога заключается в том, что он:
• на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности школьника, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности, определяет перспективы развития обучающегося в процессе социализации;
• планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов предыдущей работы.
Выполнение социальным педагогом организационно-коммуникативной функции:
• способствует включению субъектов воспитательной деятельности — общественности, учреждений дополнительного образования и др. в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых;
• позволяет ему участвовать в формировании гуманистической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также оказывать влияние на отношения детей, подростков и взрослых.
Коррекционная функция социального педагога заключается в том, что он:
• старается оградить обучающихся (воспитанников) от негативных влияний социальной среды;
• осуществляет коррекцию самооценки школьников и помогает им избавиться от вредных привычек.
Реализуя координационно-организаторскую функцию, социальный педагог:
• организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде;
• включает обучающихся в различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней;
• организует коллективную творческую деятельность детей с участием взрослых;
• координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;
• взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.
Выполнение функций социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам побуждает социального педагога:
• оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации;
• устанавливать доверительные отношения с клиентом.
Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он:
• использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся (воспитанников) и их объединений;
• содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;
• взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.
Реализуя психотерапевтическую функцию, социальный педагог:
• заботится об обеспечении положительного эмоционального состояния школьников;
• оказывает им помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;
• содействует в создании ситуаций успеха школьников.
Выполнение социально-профилактической функции предполагает, что социальный педагог:
• организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;
• влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости;
• организует систему мер социального оздоровления детей из семей группы социального «риска».
Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что он организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учреждений, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, стресс, употребление наркотиков, сексуальная агрессия, лишение свободы, и др.) испытывающих различные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации.
studfiles.net
должностная инструкция и обязанности :: SYL.ru
На территории нашей страны профессия социальный педагог появилась не так уж и давно. Основной функцией этого сотрудника является создание оптимальных условий для процесса развития учащихся, защиты их прав, налаживание взаимоотношений между школой и семьей ребенка и проведение подобных работ. В прошлом этим всем занимались учителя, а для более сложных случаев специально приглашался психолог. Сейчас же специалист этой профессии очень востребован в школах, детских садах, службах социальной опеки и других заведениях, работающих с несовершеннолетними детьми.
Общие положения
Основными задачами представителя профессии социальный педагог являются: защита прав детей, прививание подрастающему поколению культуры, традиций, гуманизма и создание для них оптимальных условий для профессионального и социального развития. Для получения этой должности работник должен получить высшее профессиональное педагогическое образование и сертификат о том, что он прошел курсы социальной педагогики.
Чтобы качественно выполнять свои обязанности, этому сотруднику необходимо взаимодействовать с представителя органов управления, всеми организациями, где может потребоваться предъявление прав несовершеннолетних. Этот педагог принимает участие в работе совета учителей, контактирует с социальными службами и органами опеки.Знания
Должностная инструкция социального педагога предполагает, что он должен знать конституцию страны, ее законы, решения и постановления местных органов, которые касаются вопросов образования, конвенцию о правах детей. Кроме этого, он обязан знать основы социальной политики, семейного и трудового кодекса, право и государственное строительство.
Иметь понятие, что такое общая и социальная педагогика, социальная гигиена, психология. Он должен знать диагностические и социально-педагогические методики. Знать методы доврачебной помощи, а также все правила, нормы и техники учреждения, где он работает.Функции
В основные обязанности социального педагога входит аналитически-диагностическая функция, включающая в себя изучение личностных особенностей, социальных и бытовых условий учеников, их окружения. Кроме этого, он должен определить, есть ли у ребенка проблемы и кто из его окружения оказывает негативное и позитивное воздействие на его развитие. Поиск причин неблагополучия семьи ребенка и факторов, провоцирующих отклонения в его поведении. Занимается выявлением одаренных детей, своевременно обращает внимание на любые задержки в развитии малыша.
Еще одна функция, которая прописана в план работы социального педагога, – это прогностическая. В нее входит прогнозирование и программирование воспитательных процессов и развития личностных характеристик, определение перспективности саморазвития, построение плана действий работы с каждым ребенком индивидуально, на основе предыдущего анализа.Прочие функции
Еще одной функцией этого работника является привлечение максимального количества общественности к совместному труду над развитием социальных навыков детей, построение контактов, сбор информации о влиянии социума на детей, формирования схемы построения взаимоотношений между детьми и их отношений с взрослыми. Программа социального педагога включает в себя изменение влияния семьи, социума и неформального общения на ребенка, а также максимальное устранения негативного воздействия. Он создает и применяет системы профилактики, чтобы у ребенка не возникало отклонений в поведении в девиантном и делинквентном направлении.
Сотрудник должен повлиять на формирование нравственности и устойчивости, а также оказание помощи в защите прав ребенка или семьи. Осуществляет влияние на организацию разумного досуга ребенка, влияет на развитие самооценки, самоорганизации, самопознания и самореализации.
Защищает интересы личности, применяет юридическую и уголовную ответственность к лицам, оказывающим негативное влияние на развитие их подопечных, взаимодействует с социальной опекой. Социальный педагог психолог должен заботиться о душевном равновесии учащегося, установив с ним доверительные взаимоотношения, снимает депрессивные состояния и помогает разобраться с межличностными конфликтами. Оказывает помощь в изменении отношения к себе и миру, а также помогает наладить общение между семьей, школой и прочими организациями, если это входит в интересы учащегося.
Обязанности
В обязанности социального педагога входит ведение учета несовершеннолетних детей, их продвижение в социальной и учебной сфере. Он должен руководствоваться действующим законодательством, конвенциями, нормативами, правилами и положениями учреждения, где работает. Также он обязан выявлять и выделять самые эффективные направления в социальной и педагогической работе, сотрудничая с администрацией школы. В его обязанности входит формулировка задач по осуществлению мероприятий работы с учащимися, а также взрослыми с которыми они взаимодействуют.
Должностная инструкция социального педагога предполагает, что он должен препятствовать принятию любых решений, которые могут ущемить права ребенка. Также он должен принимать решения и рассматривать различные вопросы, но только в пределах его компетенции. Защищать права детей и заниматься постоянным повышением своей квалификации, следить за любыми изменениями в действующем законодательстве. Вести отчетную документацию относительно своей деятельности и предоставлять доклады о проведенных мероприятиях педагогическому совету и администрации.Права
Должностная инструкция социального педагога предполагает, что он имеет право потребовать от своего руководства создания условий, в которых он сможет выполнять свои профессиональные обязанности. Он имеет право знакомиться с делами учащихся и получать доступ к документам образовательного учреждения.
Этот работник вправе принимать участие в создании устава, собирать и анализировать информацию, касающуюся сбережения интересов детей. Педагог вправе проводить социальные вопросы, узнавать в каких условиях и какой бытовой и социальной атмосфере проживает ребенок. Он вправе осуществлять запросы в общественные и государственные организации с целью решения проблем учащихся личного характера.Ответственность
Должностная инструкция социального педагога подразумевает, что он ответственен за нарушение правил, норм и устава организации, за невыполнение своих трудовых обязанностей. Он может быть привлечен к ответственности за превышение своих полномочий, нанесение учреждению материального ущерба, и за любые правонарушения действующего административного, трудового и уголовного законодательства.
В заключение
План работы социального педагога строится на основании многих факторов, большого количества сбора различной информации и аналитической работы с ним. Человек, претендующий на эту должность должен иметь все необходимые знания, навыки и опыт, чтобы его деятельность была эффективной и качественной. Работа с детьми очень серьезная и ответственная, от нее зависят человеческие жизни, поэтому и относиться к ней нужно с полной серьезностью. От профессионализма и умения принимать решения этого работника зависит будущее социальной ячейки общества.
www.syl.ru