cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Критерии эффективности воспитательных систем – —

Критерии эффективности воспитательной системы

Критерии эффективности воспитательной системы

Показатели эффективности воспитательной системы

Диагностические средства

1

Сформированность у учащихся ключевых компетентностей

    функциональная грамотность

    информационная грамотность

    гражданско-правовая грамотность

    коммуникативная грамотность

    высокий социальный статус

    активная социальная роль

    самоорганизация и самоактуализация

Статистический анализ текущей успеваемости.

Методики изучения развития познавательных процессов личности.

Школьный тест умственного развития.

Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

Педагогическое наблюдение.

2.

Сформированность нравственной культуры личности

    отсутствие правонарушений и отсева учащихся

    уважение к школьным традициям и фундаментальным ценностям

    демонстрация знаний этикета и делового общения

    овладение социальными навыками

Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности.

Методика С.М.Петровой «Пословицы» для определения направленности личности.

Методики Б.П.Битинаса и М.И.Шиловой для изучения воспитанности учащихся

Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

Педагогическое наблюдение.

2

Удовлетворенность детей и родителей качеством образования

Высокий процент поступления выпускников в вузы.

Высокие показатели достижений учащихся на олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня.

Сохранение, восстановление, улучшение здоровья учащихся

значительный рост познавательной активности учащихся.

Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;

Методики Е.Н.Степанова для исследования. удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в ОУ.

3

Сформированность положительного имиджа образовательного учреждения

    благоприятный психологический климат

    сохранение и увеличение контингента учащихся

    высокий уровень конкурентоспособности школы

    возрастание авторитета школы

    взаимодействие с другими воспитательными системами

    активное взаимодействие с социумом

Статистические данные о контингенте учащихся.

Количество позитивных публикаций об ОУ и учителях, учащихся в различной прессе.

Экспертная оценка педагогов, родителей, социальных партнеров.

4

Сформированность общешкольного коллектива единомышленников

    со-управление всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей).

    способность работать к команде

    проведение ключевых дел при активном участии (до 80%) членов школьного коллектива

    эффективное сетевое взаимодействие

    гуманизация отношений, взаимоуважение, доверие, поддержка

Методика Р.С.Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива».

Методика М.И.Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления».

Методика Л.В.Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия.

5

Соответствие действительности целевым установкам концепции воспитательной системы лицея

    воспитание социально-компетентной личности

    самоактуализация личности

Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Критерии эффективности воспитательной системы школы — Студопедия.Нет

Ученые разработали две группы критериев эффективности воспитательной системы школы: «критерии факта» и «критерии качества». Первые отвечают на вопрос «Есть ли в школе воспитательная система?», вторые дают представление об уровне ее развития.

Критерии факта:

1) Упорядоченность жизнедеятельности школы:

· соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы возможностям и условиям данной школы;

· разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий;

· скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность;

· согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе;

· связь учебной и внеучебной деятельности школьников и учителей;

· четкий ритм разумная организация школьной жизни.

2) Наличие сложившегося единого школьного коллектива

, сплоченность школы «по вертикали», установившиеся межвозрастные связи и общение. Педагогическая часть коллектива представляет собой союз единомышленников, воспитателей – профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству. В ученической среде высоко развито коллективное самосознание, «чувство школы». Школьный коллектив живет по выработанным им самим законам, правилам, традициям, привычкам.

3) Сынтегрированность воспитательных воздействий в комплексы, концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания», в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела, тематические программы). Дискретность воспитательного процесса, чередование периодов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яркими, праздничными событиями, фокусирующими главнее черты системы.

 

Критерии качества:

1. Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы (речь идет о прогрессивном типе, о системе гуманистической и демократической). Чем в большей мере реальное состояние школы соответствует высоким идеалам и идеям целевой установки. Тем с большей уверенностью можно говорить об эффективности данной воспитательной системы.

2. Общие психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, внутренний комфорт. Настоящее взаимопонимание семьи и школы. эмоциональная насыщенность жизни коллектива, мажор, юмор, игра – «педагогика радости». Атмосфера доброжелательности и искренности, терпимого, бережного отношения друг к другу. «Дух школы» (Л.Н. Толстой).

3. Уровень воспитанности выпускников школы. Выпускников можно в значительной степени считать воплощением конечного результата воспитательной системы… Уровень воспитанности можно определить несколькими интегративными качествами, наиболее актуальными для данного времени.

Итак, воспитательная система школы должна выступать в качестве специальной и важнейшей цели педагогического коллектива. Этой цели соответствует специфическая деятельность (организационная, педагогическая, управленческая), которую ведет руководитель учебно-воспитательного учреждения, директор школы. Его личность, деловые, профессиональные, человеческие качества, авторитет – все это имеет огромное значение, особенно на начальной стадии работы. Создание и функционирование системы предполагает изначально максимальную активность и согласованность всех сил, участвующих в воспитании. Особенно важна активность самих учащихся, до которых должны быть доведены основные цели, задачи, идеи системы.

Воспитательная система может развиваться успешно, если она современна: отражает особенности социальной ситуации своего времени, благотворительные процессы обновления, идущие во «взрослом» обществе, учтены и те застойные явления, которые еще не изжиты. Демократизация и гласность, единство слова и дела, воспитание правдой – черты общественной жизни, которые приходят в школу.

Итак, воспитательная система школы – это комплекс целей, деятельности по их реализации, отношений, рождающихся в деятельности между ее участниками, управляющих действий педагогов и самих детей, влияний освоенной школой среды.

В рамках такой воспитательной системы живет, растет и развивается как личность школьник. Конечно же, он при этом испытывает влияния и семьи, и более широкой окружающей среды. Влияния эти, как известно, неоднозначны. Ну а влияние воспитательной системы школы – оно однозначно? «Хорошая» система всегда хорошо влияет на личность? Увы, даже если цели системы гуманны, деятельность увлекательна для ребят, если и детей и взрослых связывают отношения доверия, взаимного интереса, взаимной помощи, — такая система ведет к созданию в школе условий, благоприятных для всех детей, но условий, обеспечивающих личностное развитие каждого, она не гарантирует. Следовательно, необходима индивидуализация воспитания.

Воспитательная система, охватывающая всех, плюс индивидуализация — вот что требуется от школы. Индивидуализация за счет:

· проектировки личности каждого ребенка с учетом его способностей, интересов, состояния здоровья;

· развитие самосознания каждого школьника;

· включения в жизнь детского коллектива индивидуально значимых видов деятельности;

· включения ребят в деятельность коллектива в престижных ролях, реализация которых оказалась бы для них успешной;

· формирование интереса всех к миру каждой личности.

studopedia.net

структура, этапы развития, критерии эффективности

Современная школа рассматривается в педагогике как сложная педагогическая система, важнейшими составляющими которой выступают процессы воспитания и обучения. В педагогической литературе встречаются следующие определения воспитательной системы школы.

Воспитательная система — сложное социальное психолого-педагогическое, саморегулирующееся и управляемое образование, охватывающее весь педагогический процесс, интегрирующее учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение» (Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина и др.). Воспитательная система школыэто такой способ организации ее жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов, их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами системы (И.А. Карпюк). Воспитательная система — это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И. Новикова).

В структуре воспитательной системы школы (учреждения образо-вания, детского объединения или организации) выделяют следующие компоненты:

теоретическая концепция (цели, задачи, принципы, совокупность педагогических идей, теорий, положительный педагогический опыт), для реализации которой создается воспитательная система;

содержание системы (научные знания, информация, ценности, достижения культуры и т.п.), в том числе системообразующая творческая, коллективная и личностно-значимая деятельность в сфере учения, труда, досуга и т.д., способствующая реализации целей и теоретических идей системы;

субъекты деятельности как ее участники и организаторы;

развитые формы общения и гуманистические отношения;

управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в целостную систему, а также ее развитие;

внутренняя и внешняя среда системы, освоенная ее субъектами.

На основе анализа процесса развития конкретных воспитательных систем исследователи (В.А. Караковский, А.М. Сидоркин) выделили этапы, которые проходит воспитательная система школы в ходе своего развития.

Первый этапстановление воспитательной системы. Осуществляется разработка теоретической концепции, моделируется структура воспитательной системы, устанавливаются связи между компонентами. Главная цель первого этапа — формирование коллектива единомышленников на основе нового педагогического мышления. В этот период преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск (формулируется цель воспитательной системы, определяются технологии и т.п.), зарождаются традиции, коллективные ценности, правила жизни, формируются стили общения. Основными методами становления воспитательной системы на данном этапе являются методы убеждения, требования, перспективы. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носит стихийный характер.

Второй этапотработка системы. Происходит развитие коллектива, органов соуправления и самоуправления, утверждаются избранные школой системообразующие виды деятельности, укрепляются традиции, отрабатываются наиболее эффективные формы и методы воспитания, педагогические технологии. Главными методами развития воспитательной системы становятся методы организации разносторонней деятельности, опыта общественного поведения, стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Школа стремится занять позицию референтной группы для школьников.

Третий этапокончательное оформление системы. Школьный коллектив — содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества и сотворчества. Усиливается внимание коллектива к каждой личности. Идет интенсивная интеграция учебно-познавательной и внеурочной воспитательной деятельности. Внимание сосредотачивается на методах самовоспитания и перевоспитания, самоуправления, саморазвития, самооценки, происходит накопление традиций и передачи их от поколения к поколению. Идет освоение и педагогизация окружающей среды. Среди педагогов утверждается ценность творчества, интерес к науке.

Четвертый этапобновление, перестройка системы. Этот этап может быть связан с кризисным периодом в развитии системы (вызывается, например, усталостью в коллективе, остановкой в совершенствовании деятельности, дефицитом новизны, творчества и т.п.). Для сохранения системы необходимы: усложнение целей и задач, смена ведущей деятельности, ее содержания и методов с учетом социальной ситуации при сохранении теоретической концепции школы. Обновление воспитательной системы идет на основе инноваций, развития творчества, изменения организации управления в направлении развития демократизации и гуманизации.

Важным аспектом проблемы воспитательных систем является идея создания единого воспитательного пространства, то есть целенаправленного освоения школой окружающей среды. Это делает школу «открытой» воспитательной системой.

Вместе с тем, процесс становления и функционирования воспитательной системы происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по ее развитию. Управленческая деятельность невозможна без изучения и оценки эффективности воспитательной системы. Создатели концепции системного построения процесса воспитания (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова и др.) условно разделили критерии эффективности воспитательной системы на две группы: критерии факта и критерии качества.

studfiles.net

Критерии эффективности воспитательной системы — Общая и профессиональная педагогика

Критерий представляет собой признак, на основании которого производится оценка.

Критерии оценки воспитательной системы — важнейший компонент педагогического анализа, благодаря которому педагоги могут удостовериться в правильном ходе воспитательного процесса в системе, могут его корректировать согласно времени, возрасту воспитуемых, событиям и обстоятельствам.

Критериями успешности воспитательной системы являются, во-первых, достижение поставленных целей, во-вторых, самочувствие объектов (субъектов) воспитания в равной степени.

Критерием эффективности деятельности воспитательной системы выступает уровень воспитанности.

Для оценки воспитательной системы, как правило, используются две группы критериев (В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый). Первая группа критериев служит «меркой» для оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников, а вторая — для оценивания результата воспитательного процесса в данной системе.

Продуктом профессиональной педагогической деятельности и ее результатом принято считать уровень воспитанности учащихся.

На первый взгляд кажется, что раскрытие сущности воспитанности не представляет большого труда.

Непонятным остается лишь один вопрос: если все в процессе воспитания кажется простым и правильным, то откуда берутся невоспитанные дети, подростки и в целом невоспитанные люди?

Представляется, что вопрос о содержании понятия «воспитанность» в изменившихся социально-экономических условиях, — назовем их новыми — должен быть поставлен по-иному. Этот сложный вопрос настоятельно требует нового осмысления, нового подхода, а значит, и нового решения. Воспитывать по-старому, на старых традициях сегодняшнего ребенка, молодого человека вряд ли возможно.

Остается спорным вопрос, как быть с ценностями, которые формировались в обществе веками и передавались от поколения к поколению. Можно ли от всего отречься? Что можно предложить взамен?

В педагогической литературе обсуждаются новые принципы воспитания, например: ориентация на интересы молодежи, умеренный традиционализм как один из основных принципов воспитания в новых условиях (И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко). Трудно с ними не согласиться. Особенно тогда, когда у молодежи формируется позитивная установка на принятие ценностей, выработанных человечеством за долгие-долгие годы. И можно ли согласиться с тем, что интересы молодежи, и только они, должны превалировать во всем сложном процессе воспитания? А если эти интересы идут вразрез с нормами и установками, принятыми в обществе? Как поступать в этом случае? Эти и многие другие вопросы ждут сегодня решения.

Проблема оценки воспитанности еще достаточно слабо разработана в педагогической науке.

В.А. Караковский выделяет две группы критериев, по которым можно оценить развитость воспитательной системы образовательного учреждения:

  1.  критерии факта, определяющие, есть ли в образовательном учреждении воспитательная система;
  2.  критерии качества, определяющие, каков уровень развития воспитательной системы, ее эффективность.

ifreestore.net

§ 4. Критерии эффективности воспитательного процесса

Философский термин «критерий» означает признак, мерило, средство проверки того или другого утверждения, гипотезы, теоретического построения. Под термином «критерий эффективности воспитания личности» мы понимаем меру, показатель, использование которого может служить для оценки (качественной или количественной), для наиболее четкой характеристики результатов воспитательной деятельности. Исходя из сути и содержания основных закономерностей формирования личности, определяется ряд требований к критериям эффективности воспитательной деятельности и их классификации. Во-первых, как выражение целостности, — с одной стороны, и всесторонности, сложности процесса — с другой, система критериев должна включать и общий показатель, и комплекс частных показателей, которые оценивают наиболее важные, стойкие уровни, свойства, необходимые и достаточные для представления об объекте.

В то же время нужно сказать, что определение критериев эффективности воспитания связано с рядом трудностей. Объекты воспитательного влияния, кроме своего качественного разнообразия, владеют многими общими и индивидуальными признаками, которые не учитывать просто невозможно.

Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности ребенка, т.е. соответствия его поведения требованиям правовых моральных норм. Внутренняя цель педагогической деятельности в том, чтобы постепенно превратить подрастающего человека из существа управляемого в самостоятельную личность. Внешняя цель педагогики — состоит в развитии сущностных сил ребенка, облегчающих его интеграцию в общественную жизнь, чтобы обеспечить успешное его включение в трудовую, социальную деятельность.

Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.

Это — целеполагание как процесс постановки педагогических целей и задач развития личности с учетом конкретных социальных требований на основе анализа планов учебно-воспитательного процесса в школе, реализации программы обучения и воспитания учеников в конкретных условиях школы при данном уровне сформированности учащихся и возможностей педагогического коллектива.

Это — организация учебно-воспитательного процесса на основе планирования в школе. Это и единство педагогических позиций и требований в учебной работе, и внедрение в практику достижений педагогической науки.

По изменениям в уровнях воспитанности и обученности детей можно судить о качествах учебно-воспитательной работы школы.

Перечень основных критериев эффективности воспитательной работы сводится к следующим:

  1. Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений) – взаимодействие учителей и учеников, взаимопонимание, сотрудничество.

  2. Уровень воспитанности (критерий факта) – развитие качеств личности.

  3. Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива) – коллективное планирование, проведение дел и оценка.

  4. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания) – формирование ведущих качеств личности.

  5. Подготовленность к жизни (критерий времени) – выполнение целевых программ развития личности.

  6. Критерий «открытости школы» – диагностика воспитательных возможностей среды. Интеграция воспитательных сил микрорайона.

  7. Критерий системности работы.

Каждая сфера воспитательного процесса имеет качественные характеристики, адекватные перечисленным критериям.

studfiles.net

Критерии эффективности воспитательных систем

Количество просмотров публикации Критерии эффективности воспитательных систем — 563

При оценке эффективности гуманистической ВС крайне важно , прежде всœего, исходить из развития личности воспитанников. Исходя из этого, можно выделить количественную и качественную оценки эффективности ВСШ

1. Количественная оценка включает:

§ имеющийся у детей фонд знаний

§ овладение разнообразными видами деятельности

§ степень сложности проблем, которые может решить ребенок

§ продуктивное мышления

§ быстрая обучаемость

§ умение применять знания в различных условиях, находить новые способы деятельности

2. Качественная оценка (по М. И. Шиловой)

Критерий оценки Проявление воспитанности
Эрудиция Прочность и глубина знаний Использование дополнительных источников знаний Культура речи Доказательность и аргументированность суждений Сообразительность
Прилежание Старательность Добросовестность Регулярность и систематичность учебной работы Самостоятельность, внимательность, взаимопомощь
Трудолюбие Организованность и собранность Стремление совершенствовать результат Бережливость Привычки к самообслуживанию Эстетика и культура труда Следование правилам безопасности в работе
Отношение к природе Сохранность природы в повсœедневной жизнедеятельности и труде Оказание помощи природе
Нравственные качества и сознательная дисциплинированность Выполнение правил поведения учащихся и внутреннего распорядка школы Следование норма и правилам человеческого общения Терпимость к недостаткам и слабостям других Милосœердие, участие в жизни класса и школы
Эстетические вкусы Аккуратность, опрятность, внесение элементов эстетики в свою жизнь Эмоциональный отклик на прекрасное Посœещение учреждений культуры
Навыки самосовершенствования Умение организовать свое время Соблюдение санитарно-гигиенических правил ЗОЖ Отсутствие вредных привычек

Степень сформированности качеств целœесообразно оценивать по пятибалльной шкале:

1 – качество не проявляется

2 – качество проявляется редко

3 — качество проявляется почти всœегда, но под воздействием взрослого

4 — качество проявляется почти всœегда, но еще не стало потребностью ребенка, требует контроля

5 – качество проявляется всœегда, стало внутренней потребностью

Сферограмма позволяет выявить сферы направленности личности детей (я, семья, товарищи, знакомые, другие)

Детям предлагается ответить на 2 вопроса:

— Что бы ты хотел иметь больше всœего на свете?

— Что бы ты стал с ним делать, в случае если бы у тебя было его чересчур много?

Недописанный тезис и т.д.

Конечный результат диагностики воспитанности – педагогический диагноз, ᴛ.ᴇ. определœение каждого воспитанника к одной из заранее выделœенных групп воспитанности. К примеру, можно выделить 4 группы, характеризующие состояние направленности, устойчивости и активности позиций личности учащихся.

1 группа. Активная позиция

Группа воспитанников, в которой принята социально позитивная система ценностей и члены группы своим поведением подтверждают ее устойчивость. Группа активно стремиться распространять эту систему в другой среде.

2 группа. Пассивная позитивная позиция

У членов группы устойчивая позитивная позиция личности, но они не проявляют активности в ее реализации, когда необходимы усилия по утверждению своих ценностей. Задача воспитателя-побуждение детей к реализации своей позиции.

3 группа. Неустойчивая позиция

Направленность позиций детей в целом позитивна, но поведение неустойчиво и зависит от ситуации. В случае если положительное поведение проявляется, то оно не соответствует характеру ценностей, воспринимаемых ребенком на уровне знаемого, а не эмоционально значимого.

4 группа. Негативная позиция

Нарушение социально одобряемых норм поведения воспринимается детьми как норма, ин нравится совершать дурные поступки.

referatwork.ru

Критерии эффективности воспитательной системы

В начальной  школе приоритет отдаётся развитию концептуальных основ, а так же базисным навыкам и умениям. К последним относят умения получать и перерабатывать информацию, решать проблемы, критически мыслить, участвовать в общественной жизни.

К приоритетам  средней школы относит Книп формирование мировоззрения, отличающегося широтой восприятия мира, специализацию и совершенствование базисных навыков и умений на более высоком уровне.

Что же касается возможностей специализации на старшей  ступени, то Книп предлагает глобально-ориентированные направления специализации, не замыкающегося в рамках одного изолированного предмета: иностранные языки, современные системы и технологии, страноведение, различные культуры, культурология, предполагающая изучение широкого спектра культур, в том числе непривычных для западной цивилизации.

Каждый  предмет  помимо его практической ценности нужно рассматривать как  возможность максимальной реализации способностей человека, его творческого  плана, личностного роста.

 

3.Воспитательная система «справедливое общество»

Эта воспитательная система появилась в школах США  в 1960-е годы. В её основе лежат идеи Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития. Концепция Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идёт по последовательно восходящим ступеням. Для этого необходимы, прежде всего, демократические взаимоотношения педагогов и воспитанников, систематическое включение детей в нравственный анализ своих и чужих поступков.

«Справедливые сообщества» -небольшие объединения педагогов и учащихся внутри обычной традиционной школы. «Справедливое сообщество» представляет собой систему воспитания, в которой заменяется «нравственность принуждения»  «нравственностью сотрудничества». В этой системе ученик и учитель стоят на равных ступенях и имеют равное право голоса в решении всех основных проблем. Управление осуществляется органами, выбранными демократическим путём. Это сообщество существует по собственному кодексу поведения, базирующемуся на основе принципов справедливости и заботы друг о друге.

«Справедливые сообщества» нацелены  на улучшение  морального климата школы , для чего равное участие администрации, учителей и учащихся в создании правил и норм  поведения, в определении форм поощрения и наказания.

«Справедливое сообщество» позволяет, по мнению Кольберга и его последователей, сбалансировать справедливость и коллективность, обеспечить эффективное развитие каждого ученика, не нарушая целостности школьного общества. В идеале «справедливое общество» даёт возможность и учителям, и ученикам обрести прочные ценностные ориентиры, перевести собственные интересы в групповые. Но важно не переступить черту, за которой находиться прямое давление учителя на ценностные установки учащегося.

При сравнении  результатов в области математики, чтения, письма ребята из «справедливого сообщества» оказались на более  высоком уровне. А так же их суждения демонстрировали большую моральную  зрелость.

Нравственное  развитие детей ускорялось именно в  школах «справедливого сообщества»и оно принимало нужную направленность.

4. Воспитательная система общей заботы.

Идея  общей заботы была выдвинута ленинградским  учёным Ивановым в конце 50-х годов  ХХ века. В основе создания воспитательной системы, согласно этой идее, лежат  следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей  и их наставников, сотрудничество детей  и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. При этом учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, общественная направленность деятельности коллектива.

Идея  общей заботы перекликается с  идеями Кольберга. Методика коллективного воспитания строилась первоначально как чисто воспитательная, вне учебного процесса, вне официальной структуры слова.

Вспомогательная система общей заботы предполагает систему коллективных творческих дел. Коллективное творческое дело- её главный методический инструмент, который складывается из совокупности приёмов, действий, построенных в определённой последовательности. В организации коллективной творческой работы отмечаются несколько этапов: предварительная работа воспитателей, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение, коллективное подведение итогов, ближайшее последствие.

Одной из наиболее важных характеристик этой воспитательной системы является соуправление и самоуправление. Здесь главное деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

В данной воспитательной системе используются разнообразные формы, методы, приёмы обучения и воспитания: общественный смотр званий, роки творчества, деловые  и ролевый игры, КВН, и т.д. это  помогает ученикам реализовать различные  способности. Кроме того здесь создаются  все условия для максимального  развития творческих способностей учителей, совершенствования их мастерства, расширения общего культурного кругозора.

Важнейшим условием воспитания в этой систем выступает совокупность воспитательных отношений: реальных и духовных.

5.Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы.

Основатель  этой системы- директор московской школы №825 В.А. Караковский. Ведущей идей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, необходимости коллективного творчества, комплексности воспитания. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов.

Организационное строение школьного коллектива остаточно  простое кроме администрации  школы и педагогического совета существует ещё и большой совет, включающий в себя кроме педагогов  представителей от всех классов, начиная  с шестых. Большой совет собирается довольно редко, два-четыре раза в год. Большинство в нём составляют школьники. Довольно значительный вес имеют постоянные и временные органы самоуправления: советы дела, дежурные командиры классов. Однако реальный механизм принятия решения существует далеко не только в рамках официальных структур власти. Чаще всего бывает так, что официальные решения лишь подтверждают ранее сложившееся общественное мнение.

В воспитательной системе школы №825 создан промежуточный  тип деятельности, занимающий связующее  положение между весенним сбором и будничной, рутинной жизнью школы. Это так называемые ключевые общешкольные дела. Они ориентированы на те формы поведения, на те ценности,  которые вырабатываются на сборах и тесно переплетаются с повседневными будничными ситуациями.

Итак, модель гуманистической воспитательной системы  современной массовой школы, которую  реализовал Караковский, основана на целостной педагогической концепции «Мы- школа»; интеграции педагогических взаимодействий; коммунарской методике; высоком уровне неформальных межличностных отношений; творчестве; взаимодействии с наукой.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Что нужно учитывать при моделировании воспитательной системы школы?

 

«Модель  представляет собой упрощенное  определенным образом схематизированное  определенным образом отражение  объекта или явления. Оно создается  в процессе моделирования — специфическом  способе познания, при котором  одна система (объект исследования) воспроизводится в другой». (В.Г.  Афанасьев).

«Воспитательная  система — педагогическая концепция  воспитания, охватывает весь процесс,  интегрируя учебные занятия, внеурочную  жизнь детей, разнообразную деятельность  и общение, влияние предметно-эстетической  среды».

«Концепция  воспитательной системы — система  ведущих идей школьного коллектива, в которой отражены его представления  о целях, принципах, содержании  и способах организации воспитательного  процесса и о роли в нем  педагогов, учащихся, родителей и  окружающего социума».

В процессе моделирования воспитательной системы  школы, следует опираться на тезис  создателей теоретических основ  воспитательной системы Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.Л. Селевко, утверждавших: «Ошибаются те педагоги, которые при моделировании пытаются чрезмерно детализировать модель. В ней должны быть наиболее важные компоненты и связи».

В результате воспитательную систему школы как  целостность мы представляем как  совокупность компонентов:

люди: воспитанники и воспитатели;

компоненты  духовного порядка: идеи, принципы, цели и задачи;

средства  воспитания;

процесс воспитания, возникающий как результат  взаимодействия воспитанников и  воспитателей

Компоненты  духовного порядка.

А). ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ.

Совокупность  идей отражает наши представления о  целях, принципах и условиях развития личности ребенка. Это главный фактор становления, функционирования и развития воспитательной системы, который состоит  в виде следующих положений:

Из всех показателей оценки школы главным  следует считать самочувствие в  нем человека. Школа хороша, когда  в ней хорошо каждому ребенку  и взрослому.

Обучая — воспитывать, воспитывая — обучать.

Высокая требовательность к ученику должна органично сочетаться с уважением  к его человеческому достоинству.

Взаимодействие  педагога и воспитанника — это творческое содружество единомышленников.

Обучение  и воспитание эффективны, если они  целесообразны и природосообразны, а не шаблонны. Творчество учителя — главный признак педагогической культуры.

Воздействие на ребенка должно быть ярким, запоминающимся, несущим знание.

Главным «инструментом» воспитания является коллектив школы, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, общей  ответственностью.

В основе изложенных положений лежит общая  идея воспитательной системы школы: «Ребенок — саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующиеся существо», которая складывается из системы частных идей:

идея  целостного подхода;

идея  педагогики сотрудничества;

идея  программно — целевого подхода;

идея  очеловечивания отношений;

идея  природосообразности;

идея «чувства  гнезда»;

идея  деятельностного подхода.

В). БЛОК ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.

Цель  воспитательной системы: создание условий  для саморазвития, самоопределения  и самореализации ребенка.

Выдвижение  задач воспитательной системы школы  основывается на следующем теоретическом  тезисе: «задачи должны отражать правильно  понятые потребности, как развивающейся  личности, так и тех социально-педагогических систем, в «лоне» которых она  развивается». (Ю.П. Сокольников).

В связи  с этим, задачи решаемые школьной воспитательной системой делят на две группы:

Организационно-педагогические задачи, решение которых призвано обеспечить оптимальную организацию  и совершенствование воспитательной системы школы.

Ведущей среди них является задача устройства коллектива, которая по выражению  А.С. Макаренко — одно из решающих условий  в воспитании. Решая эту задачу, следует обращать внимание на следующие  частные задачи:

определение оптимального содержания социально  ценной деятельности школьников — учение, труд, организаторской, спортивно-оздоровительной, эстетической;

решение вопроса о целесообразном распределении  коллективной деятельности и ее возможно большей самоуправляемости;

организация самоуправления школьников — определение  круга его прав и обязанностей, выработка его структуры;

систематическая организация отношения взаимной ответственности и сотрудничества на основе распределения деятельности органами школьного коллектива между  первичными коллективами;

Выработка, сохранение и развитие системы традиций школьного коллектива как условие  проявления школьниками инициативы и самостоятельности.

Задача  педагогического руководства деятельностью  воспитывающего коллектива, решение  которой должно обеспечить оптимальное  протекание деятельности школьников, их последовательное развитие.

Решение этой задачи способствует реализация модели оптимального функционирования воспитательной системы школы и  входящих в нее первичных коллективов  на основе решения более мелких (частных) задач:

соблюдение  логики в выдвижении воспитательных задач;

развитие  коллективной деятельности, через развитие целей этой деятельности, к которым  должны предъявляться следующие  требования: они должны восприниматься большинством членов коллектива как  собственные; должны охватывать важнейшие  стороны жизни коллектива, их реализация должна обеспечивать постоянное движение вперед.

П. Общность людей, реализующих идеи и цели воспитательной системы школы.

А). Школьная социальная воспитательная среда.

Среда — жизненное пространство, в котором  реализуются основные цели, задачи и замыслы участников воспитательного  процесса.

Школьная  социальная среда рассматривается  как совокупность межличностных  отношений, норм поведения, которые  принимаются и поддерживаются самими учащимися, такая среда воспитывает  значительно эффективнее и результативнее, чем любые другие методы.

Б). Педагогический коллектив.

Педагогический  коллектив школы — коллектив единомышленников с «новым» педагогическим мышлением  способный создать эффективную  школьную воспитательную систему.

В). Школьный и классный коллективы.

Ядром школьной воспитательной системы является школьный коллектив по выражению В.А. Караковского «дифференцированное единство первичных коллективов детей и взрослых».

«На  первой стадии становления воспитательной  системы школы большую роль  играет общешкольный коллектив,  на последних стадиях увеличивается  роль первичных коллективов как  носителей определяющих систему  свойств» (Ю.П. Сокольников).

stud24.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *