cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Коррекция заикания у дошкольников – . , — .

Содержание

Коррекционная работа при заикании у детей и взрослых

Заикание – широко распространенное нарушение речи. Часто оно возникает у детей в возрасте 3-5 лет, когда их речь формируется наиболее активно. В это же время происходит и развитие личности. Проблема является серьезным препятствием к становлению личности ребенка, а также к его социализации.

Данное нарушение и развитие личности тесно связаны, поэтому эту проблему следует рассматривать в комплексе с индивидуальными особенностями личности. К коррекции заикания следует подходить комплексно.

Особенности коррекции заикания

Несмотря на то, что проблеме медики посвятили не один десяток лет, механизмы нарушения на сегодняшний день всё еще не изучены. Поспособствовать появлению дефекта могут различные факторы, механизм будет разниться.

Дефект может трактоваться, как сложный случай невротического расстройства, которое возникло в результате сбития процессов в нервной системе, в корковых структурах головного мозга. Нарушается взаимодействие между коркой и подкоркой, расстраиваются авторегулируемые речевые движения (дыхание, голос, произношение).

В других случаях дефект рассматривают, как невротическое расстройство, которое появилось в результате запоминания неправильного образца речи, который возник из-за речевых затруднений.

Иногда нарушение трактуют, как обширное и тяжелое расстройство речи, которое возникло из-за дисгармонии в развитии речи и неправильного индивидуального речевого развития.

Врачи также объясняют явление заикание повреждениями отделов ЦНС.

По мере изучения дефекта каждый врач предлагал свою методику лечения, исходя из собственных представлений о нарушении. Существует очень много методик по лечению. Это обусловлено тем, что у патологии очень сложные структурные проявления, а также она изучена недостаточно.

Научные эксперименты и исследования доказали, что каждый случай требует индивидуального подхода. Следует учитывать особенности каждого пациента и применять особые методики коррекции заикания.

Виды коррекции

По мере изучения проблемы логопеды всего мира предлагали разные схемы лечения. На данный момент известно несколько направлений лечения:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Лечебная физкультура.
  3. Логопедические упражнения.
  4. Применение аппаратов, корректирующих речь.
  5. Творческое развитие.

При лечении желательно сочетать разные виды терапии, так можно будет добиться наиболее выраженного эффекта.

Способы коррекции

Для лечения заикания врачи изобрели множество способов коррекции. Но патология эта серьезна, и преодолеть ее сложно даже на сегодняшний день, так как информации о ней мало. Среди популярных способов выделяют:

  • лечение с применением таблеток;
  • логопедические упражнения, скороговорки;
  • механические приспособления;
  • хирургическое вмешательство;
  • психотерапия и др.

Специалисты применяют технические средства во время коррекции речи при заикании. На данный момент известно 4 типа изменений речи, которые можно произвести при помощи различных аппаратов. Устройства могут влиять на заглушение, на усиление речи, на выработку ритма и на «отставленную» речь. Аппараты делают судорожные проявления заикания менее выраженными.

В последнее время логопеды стали использовать нейродинамическую ритмопластику, как средство коррекции заикания. Этот комплекс состоит из лечебной физкультуры и хореографии.

Рекомендуется заниматься разными методиками, только так эффект будет наиболее выраженным. Работа по исправлению заикания должна вестись под присмотром врача-психотерапевта или психолога. Также необходим контроль логопеда.

Современные комплексные методики коррекции заикания

Лечение заикания по методикам от разных специалистов может существенно отличаться.

Схема Власова и Рау

Эти специалисты занимались коррекцией заикания у младших школьников. Они предполагали, что для эффективного устранения патологии нужно давать ребенку упражнения разного уровня сложности. Задача этой методики – избавить малыша от стресса, сделать его речь свободной, устранить неправильный вариант произношения и закрепить правильную артикуляцию.

По этой методике существует 3 этапа коррекции заикания. На первом этапе ребенок должен произносить стихи, заученные фразы. Логопед обучает его правильной декламации.

Для второго этапа характерно упражнение, при котором ребенок должен устно описать картинки, составлять собственные рассказы из серий изображений или на их тему. Иногда заикающемуся предлагают пересказать текст, прочитанный логопедом.

Третий этап является завершающим. Малыш закрепляет полученные навыки в разговоре с окружающими, во время игр и обучения.

Схема Мироновой

Логопед предложила использовать схему, при которой дети с дефектом, по мере прохождения подготовительных групп в детском саду, будут посещать дополнительные занятия, посвященные ознакомлению с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, рисованием, лепкой, аппликацией и т. д.

Методика Мироновой по коррекции заикания включает в себя 4 этапа. Для массовых детских садов, специализированных для заикающихся детей, предлагается ввести измененную программу, которая опирается на речевые способности детей.

Коррекционная методика предполагает, что в результате дети должны свободно овладеть речью любой сложности.

Схема Чевелевой

Чевелева предложила своеобразную систему коррекции заикания у дошкольников. Она считала, что в первую очередь, необходимо развивать мелкую моторику рук. По Чевелевой, для лечения ребенок должен заниматься изготовлением поделок. Чем сложнее речь, тем больший объем работы должен будет выполнить малыш.

Ее суждение предполагает, что речь состоит из двух уровней – ситуативной (более простой) и контекстной (усложненной). Сначала дети используют ситуативную, потом контекстную речь. По мере взросления два типа речи смешиваются.

Система коррекционных мероприятий при заикании включала 5 периодов. Усложнение происходит от одного уровня речи к другому.

Схема Селиверстова

Программа больше рассчитана на детей в медицинских учреждениях. Она включает в себя одновременное использование разнотипных логопедических упражнений. По мнению автора, логопед должен быть человеком с творческим подходом, так как каждому ребенку требуется индивидуальный подход.

Методика трёхэтапная. Коррекционная работа при заикании начинается с подготовительного этапа, на котором ребенок отрабатывает ритмичность и самостоятельность речи. Затем идет тренировочный, более сложный этап. Последний этап – закрепительный, на котором малыш решает сложные логопедические задачи (например, контекстное описание).

Этапы коррекции

Разные методики предполагают разное количество этапов. Но, как правило, все этапы можно объединить в три основных – подготовительный, тренировочный и закрепительный. Во всех схемах лечения ребенок занимается сначала более простыми задачами, а затем более сложными.

В зависимости от того, какая схема для лечения была выбрана, малыш может заниматься либо творческим развитием, либо развивать мелкую моторику рук, либо выполнять упражнения по нормализации артикуляционной мускулатуры.

Рекомендации врачей и полезные советы

Если у ребенка заикание, то для его преодоления очень важна поддержка родителей. Дома должна быть спокойная и понимающая атмосфера. При семейной дисгармонии труды логопеда будут бесполезными.

Рекомендации родителям:

  1. введите режим дня для ребенка;
  2. скорректируйте сон, он должен составлять не менее 8 часов;
  3. с ребенком следует говорить спокойным и негромким голосом;
  4. избегайте повышения интонации и агрессивного тона;
  5. не перебивайте малыша, когда он говорит;
  6. воздержитесь от частой критики;
  7. хвалите ребенка за его успехи.

Ребенок должен понимать, что в семье он найдет поддержку и опору. Агрессивная среда может воздействовать на него крайне негативно.

Заключение

Проблеме необходим комплексный подход, желательно прибегать к разным видам лечения. Гармония в семье – очень важный фактор. Поэтому следует обратить внимание на благополучие среды, в которой растет ребенок. Самостоятельно лечить малыша от заикания нельзя, всегда нужно консультироваться с логопедами, психологами и невропатологами.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

blog.oratorskoeiskusstvo.com

Коррекция заикания у детей дошкольного возраста: современные методы и программы

Всем доброго дня! А знаете ли вы, что коррекция заикания у дошкольников проводится по разным методикам? То есть если брать конкретный случай, то один вариант лечения может принести быстрый результат, а другой заставит себя ждать. Так какой же метод подходит именно вашему крохе? Сейчас будем выяснять!

Содержание статьи

Методы

Любая логопедическая программа разработана с учётом особенностей заикающегося малыша. Точнее, его речевых особенностей. В основном детки с подобными проблемами после нескольких неудачных попыток высказать мнение, начинают стесняться. Причиной тому может стать и коллектив, и семья (Да! Случается, что и в семье находятся желающие посмеяться над проблемой маленького человека!).

Важно преодоление этой стеснительности. Конечно, постепенно. Поэтому, большинство корректирующих занятий начинаются с простейшего, постепенно повышая сложность. К примеру, сначала детки говорят шёпотом, а в конце курса они уже выступают перед публикой!

Всё это изобрели не простые люди. А учёные. Поэтому и название методикам дано по фамилиям этих учёных:

  • Стрельниковой.
  • Мироновой.
  • Волковой.
  • Выгодской, Пелленгер, Успенской.

Существуют и иные курсы для лечения заикания у дошкольников. Но эти признаны самыми эффективными в своей области.

Дыхательные упражнения по Стрельниковой

Сам подзаголовок говорит за суть методики. Автор предлагает комплекс упражнений по дыханию. Одновременно ребёнок должен совершать предлагаемые физические движения. В какой-то степени это можно представить в игровой манере. По отзывам большинству деток нравится такой подход.

Но есть одна особенность: метод комплексный, как и все остальные. Т.е. движемся от простого к сложному. Следующее упражнение не делается без предыдущего. Хотя, в некоторых статьях встречала частичную выборку из этого комплекса. Ну тут уж как скажет ваш врач.

Сезонный подход по Мироновой

Итак, программа состоит из разделов:

  1. Знакомство с окружающей природой.
  2. Развитие речи.
  3. Формирование элементарных математических представлений.
  4. Творчество: лепка, рисование и т.д.

Метод состоит из 4-х курсов. И примечательно, что на каждый курс отводится по сезону.

Сезон первый:

Неторопливый рассказ преподавателя, состоящий из коротких, но ёмких фраз. Подкрепляться это должно картинками. Происходит побуждение к ситуативной речи. Т.е. рассказу того, что ты видишь на данный момент на картинке.

Сезон второй:

Побуждение деток к рассказу по вопросам учителя, а так же без этих вопросов. Тут происходит постепенный переход от ситуативной к контекстной речи, когда рассказ строится на приобретённом опыте. Например, ребёнок повествует, что сегодня было в детском саду. Это логически построенные предложения без опоры на картинки.

Сезон третий:

Контекстная форма преобладает. Возрастает уровень сложности.

Сезон четвёртый:

Детки учатся строить разговор самостоятельно, без подручного материала. Опираются в рассказах только на вопросы логопеда. А иногда обходятся и без них.

Игровой подход по Волковой

Автор полностью убеждён, что только игровые ситуации способны раскрепостить кроху. И, честно говоря, я поддерживаю это направление. Ну как ещё убедишь карапуза позаниматься? Когда моей дочке было 2 годика, она заинтересовалась буквами и цифрами. У нашей бабушки был весь холодильник ими облеплен. Магнитные такие, знаете?

И что бы ни говорили современные педагоги, дескать, ни к чему рано детей учить алфавиту, мне пришлось это делать. Дитя ведь требует! Просто буковки все были цветными, да ещё и к холодильнику цеплялись здорово! Какой малыш в 2 года не заинтересуется таким дивом-дивным?

Так что игровые моменты многое способны решить! Ах, да, простите, заговорилась. Итак, Волкова предлагает ставить сценки из обычной жизни. А кроха будет постепенно переходить от роли второстепенной к главной! Как считаете, повысится его самооценка? Конечно да!

Становление речи по Выгодской, Пеллингер, Успенской

Данная программа тоже построена на игровых элементах. Идём от простого к сложному. Детки учатся расслабляться, затем правильно дышать посредствам коротких ответов. И так, постепенно, подходят к сюжетным сценкам. Сначала дитя управляет ручной куклой. Ведь, когда говоришь за кого-то проще высказаться, верно?

Завершающим этапом является спектакль, где малыш будет играть сам. Ну и, конечно, после такого волнительного момента не забывайте о поощрении для маленького актёра!

Какую методику выбрать?

Знаете, почему не каждый метод может быть эффективным? На мой взгляд тут несколько факторов:

  • Работа логопеда. Не раз приходилось слышать, что при смене специалиста эффективность занятий повышалась. Раньше дитя и 5 минут не высиживал. А теперь весь урок слушается и занимается с охотой. Да и в речи появляются значительные улучшения.
  • Собственно говоря, сама методика. Возможно, вашему крохе по душе будет какая-то определённая. А по другой он и заниматься не пожелает.
  • Конечно же от формы заикания. Помните, что предлагать всё же должен врач. Пусть он определит вид заболевания, психотип малыша. Попросите его обозначить несколько подходящих программ. А вы уже остановитесь на одной.

Наверняка, ваш врач предложит и дополнительные способы и методы. А, возможно, он как-то их скомбинирует. Дерзайте и пробуйте! Ведь, чем раньше начать работать над исправлением ситуации, тем эффективнее результат.

А теперь расскажите вы, какие программы по устранению заикания знаете? Чем пользовались? Какой эффект? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиком блога. Пока. До новых встреч!

my-happybaby.ru

Заикание у детей 3 лет причины и лечение

Задержка речевого развития, заикание и другие нарушения речи ребенка первых лет обычно не вызывают тревоги родителей. Срабатывает правило «Все индивидуальны – перерастет». Однако к трем годам, когда ребенка отправляют в детский сад, существующая проблема впервые становится препятствием к нормальному процессу общественной адаптации. Коррекция заикания у детей 3-х лет определяется причинами, и лечение должно быть направлено непосредственно на этиологический фактор. Эффективность терапии во многом зависит от своевременности диагностики и начала работы над проблемой.

Заикание: механизм развития патологии

Заикание – нарушение речи, которое характеризуется отсутствием плавности темпа и ритма разговора, сбивчивостью, многократным повторением звуков и непроизвольными паузами. Заболевание считается преимущественно детской патологией, чаще встречается у мальчиков. Однако под воздействием сильных потрясений заикание может проявиться и у взрослого человека.

Возникновение нарушений устной речи связано с непроизвольным сокращением мышц, отвечающим за артикуляцию и звукопроизношение. Детские неврологи утверждают, что есть два варианта заикания у детей:

  • Тоническое, которое характеризуется возникновением стойкого спазма голосовых мышц. В норме после каждого сокращения, наступает период релаксации мышечных волокон. Чтобы произнести новый звук, голосовые связки должны ответить на нервный импульс после периода расслабления. В случае тонического заикания, после очередного сокращения не наступает релаксация. Вследствие этого, в речи заикающегося ребенка возникает пауза, разрыв между слогами.
  • Клоническое, которое отличается многократными судорожными сокращениями. Каждый новый нервный импульс поступает к исполняющему органу в период, когда тот не полностью расслабился после предыдущего звука. Голосовые связки не успевают перестроиться на новое задание, когда приходит череда импульсов. Речь детей с клоническим заиканием характеризуется многократным повторением отдельных слогов проблемного слова: «касе-се-се-та».

Кроме того, у детей до 4-х лет часто диагностируют смешанный вариант патологии: периодическое проявление в речи и разрывающих пауз и звукоповторений.

Важно! У многих людей в норме встречаются при разговоре повторяющиеся заминки с «э-ээ». Однако о патологическом заикании говорят, если прерывания составляют более 10% всей речи

Периоды развития речи ребенка

Характерные симптомы нарушения речи появляются в определенные периоды развития ребенка. Первые попытки устного разговора возникают в возрасте одного года с помощью лепета и отдельных слогов.

 До 2-х лет в речи преобладает пассивный словарный запас (200-300 слов, которые ребенок не произносит, но понимает значение), активные – используемые слова составляют 10%. Этот период считается первым критическим в развитии ребенка, поскольку происходят изменения и формирование речевого центра в коре головного мозга. Воздействие сильного эмоционального потрясения или небольшой физической травмы головы становится реальной угрозой нарушения функций речевого центра.

Второй критический период припадает на возраст до 4-х лет, когда устная речь развивается в быстром темпе, увеличивается активный и пассивный словарный запас. В это же время, возникает дисбаланс между нервной и эндокринной регуляцией функций организма. В головном мозге усиливается синтез биологически активных веществ со стимулирующим эффектом (дофамин, серотонин). Однако нервной системой недостаточно сформирован механизм контроля над действием гормонов.

Дети этого возраста при попадании в стрессовую ситуацию или под эмоциональное давление окружающих часто начинают проявлять активный негативизм: отказываться выполнять порученные задания, перестают разговаривать. В менее выраженном варианте – начинают заикаться.

Третий критический период связан с развитием письменной речи в возрасте 6-7 лет. Первый учебный год в школе сопровождается истощением адаптационных возможностей детского организма. Кроме того, появление потребности излагать мысли в письменной форме является серьезным напряжением для речевого центра.

Причины возникновения заикания у детей

Единого установленного фактора, что провоцирует развитие патологии в детском возрасте, не существует. Известный педиатр Евгений Комаровский разделяет врожденные и приобретенные причины заболевания:

  • Врожденные: генетическая предрасположенность, внутриутробные инфекции и травмы (особенно в первом триместре беременности), родовая травма, преждевременные роды.

Повреждение развития тонкой структуры нервной ткани плода вследствие травмы, кровоизлияния, инфекционного или токсического воздействия в первую очередь влияет на когнитивные функции. Нарушение двигательной или чувствительной сферы являются самыми грубыми последствиями травм.

Кроме того, ребенок со вспыльчивым темпераментом заикается чаще, чем его уравновешенный и флегматичный сверстник.

  • Приобретенные в процессе жизнедеятельности. К этой группе принадлежат перенесенные инфекционные заболевания и черепно-мозговые травмы ребенка до 5-ти лет. После этого периода дети менее чувствительны к появлению патологии.

Эмоциональные потрясения и психологические травмы после развода родителей, смерти близких, стихийных бедствий и техногенных катастроф – приобретенные причины заикания, связанные с влиянием внутренней тревоги на структуры головного мозга.

Кроме того, Комаровский говорит о влиянии общества на развитие речи. Чрезмерное внимание к разговорным ошибкам, частые исправления, тесное и длительное общение с заикающимися — все эти факторы способствуют развитию патологии у ребенка

Традиционные методы лечения заикания

Устранение заикания у дошкольников проводится совместными усилиями родителей, педагогов и врачей. Традиционными считаются методы:

  • Дыхательной гимнастики. Упражнения направлены на улучшение контроля над актом дыхания, сокращением диафрагмы, голосовых связок и артикуляционного аппарата. Применяются варианты занятий по А.Н. Стрельниковой, Ненашева-Агаджаняна и Бутейко.
  • Логопедические приемы для улучшения артикуляции (артикуляционная гимнастика). Логопеды занимаются преимущественно развитием мелкой моторики щек, губ и языка.
  • Медикаментозная терапия, цель которой снизить активность очага возбуждения в головном мозге и снять судороги, улучшить обмен веществ и кровоснабжение нервной ткани.

Кроме того, часто в комплексном подходе лечения ребенка используется логопедический массаж. Путем механического воздействия на активные точки тела происходит «переключение» доминатного (главного) возбуждения. Курс процедур длится от двух до пяти месяцев.

Логопеды-массажисты также проводят специальный инструментальный (зондовый) массаж, который улучшает кровоток и отток лимфы непосредственно в мышцах гортани и глотки. Противопоказанием для данной манипуляции является возраст ребенка до двух лет, а также ощущение тошноты и приближающейся рвоты при воздействии на слизистую глотки.

Дыхательная гимнастика при речевых нарушениях

Выполнение детьми упражнений дыхательной гимнастики (фото: www.detki55.ru)

Упражнения в комплексе дыхательной гимнастики способствуют устранению речевых дефектов. Кроме того, метод эффективен для развития дыхательного объема легких, расширения и улучшения дренажной способности бронхов.

Особенностью дыхательных упражнений является сочетание акта дыхания с сокращением других мышц тела. Таким образом, происходит воздействие на органы дыхания, опорно-двигательный аппарат, а также на центральную нервную систему.

Другими словами, головной мозг «тренируется» сочетать волевые сокращения мышц с дыханием. Чтобы вылечить заикание у ребенка, необходимо скоординировать сокращение дыхательных и голосовых мышц, что достигается путем выполнения комплекса упражнений.

Известный детский врач, Евгений Комаровский, настоятельно рекомендует следовать таким правилам при выполнении гимнастических занятий:

  • Постепенность. Сначала используются более простые движения, нарастание сложности происходит по мере усваивания предыдущих комплексов. Например, в гимнастике по Стрельниковой различают базовые и основные упражнения. На начальном этапе выполняются «Ладошки», «Погончики» и «Насос». В последующем — «Ушки», «Маятник» и др.
  • Системность. Результат зависит от чередования занятий с отдыхом. Детскому организму необходимо время, чтобы сформировать устойчивый рефлекс плавной речи и ровного дыхания.
  • Непрерывность. Эффективными считаются ежедневные двухразовые занятия.
  • Возрастная адекватность и учет индивидуальных особенностей. Ребёнку с тяжелым общим состоянием разрешается выполнять комплекс движений в положении сидя или лежа. Кроме того, для детей разных возрастных групп используются модификации стандартных методик.

Важно! Используемые в комплексе упражнения выполняются под строгим контролем логопеда или родителей, если лечение проводится в домашних условиях

Постановка артикуляции при заикании

Занятия с логопедом проводятся детям возрастом старше трех лет, потому что в первые два года жизни ребенок не способен понять и исполнить просьбу педагога.

Артикуляционная зарядка подразумевает выполнение мелких и точных движений языка, губ и других мимических мышц. Метод применяется для лечения не только заикания, но и других нарушений речи (шепелявость, гнусавость, картавость). Для постановки каждого отдельного звука используются разные упражнения.

Наиболее применяемые движения представлены в таблице:

Упражнение

Техника выполнения

«Хоботок»

Губы вытягиваются вперед длинной трубочкой

«Заборчик»

Ребенок улыбается губами, обнажая сомкнутые в правильном прикусе зубы

«Пятачок»

Вытянутые трубочкой губы необходимо смещать влево-вправо и по кругу

«Сытый хомячок»

Надуть сначала обе щеки, после чего поочередно надувать то одну, то другую, сохраняя рот закрытым

«Футбол»

Рот закрытый. Напряженный язык упирается поочередно в левую и правую щеку

Совет врача. На специальных занятиях малыш выполняет движения, повторяя за логопедом. В домашних условиях роль педагога должны взять родители, чтобы контролировать правильность выполнения

Нетрадиционные методы коррекции заикания

Ароматерапия – метод релаксации нервного напряжения ребенка (фото: www.kaminova.com.ua)

Использование методов нетрадиционной медицины для коррекции заикания у дошкольников направлено преимущественно на психоэмоциональную сферу ребенка.

Применяются следующие варианты воздействия на высшие функции нервной системы:

  • Альтернативная психотерапия. Во время беседы с ребенком в форме игры врач определяет, можно ли воздействием на определенную сферу жизнедеятельности избавиться от заикания.
  • Арт-терапия. Всевозможные методы рисования, лепки, раскрашивания позволяют ребенку выразить эмоции и переживании, чтобы таким образом принять и отпустить их. Данный метод считается наиболее эффективным для лечения заикания, вызванного психологической травмой.
  • Терапия песком. Дети параллельно расслабляются и развивают мелкую моторику рук во время игры с песком.

Кроме того, психотерапевты и логопеды часто используют театральные и музыкальные постановки, ароматерапию и пение на пути к преодолению дефекта речи.

Медикаментозная терапия заикания у дошкольников

Коррекция заикания у дошкольников с помощью лекарственных препаратов проводится только в исключительных случаях, в комплексе с другими методами. Доктор Комаровский рекомендует следующие препараты:

  • Гамма-аминомасляная кислота и её производные. Действующее вещество является основным тормозящим медиатором нервной системы. Эффект средств направлен на установление баланса импульсов и подавление патологических очагов возбуждения в речевых и двигательных центрах. Препараты данной группы: Пирацетам, Ноотропил.
  • Транквилизаторы – группа препаратов с противотревожным эффектом. Обладает выраженным воздействием на центральную нервную систему. Угнетаются все процессы передачи импульсов по синапсам. Побочные эффекты средств: сонливость, снижение концентрации, ухудшение памяти. Назначаемые препараты: Галоперидол, Фенибут. Препараты противопоказаны для применения детьми возрастом до 6-ти лет.

Считается, что заикание у ребенка 3-х лет возникает преимущественно из-за лабильности эмоциональной сферы, поэтому наибольшей эффективностью обладают седативные (успокоительные) препараты. Детям младшей возрастной группы чаще всего назначаются лекарственные средства растительного происхождения, например, экстракт валерианы.

Особенности коррекции речевых дефектов у детей 3-х лет

В сравнении с другими возрастными группами, заикание у детей 3-х лет характеризуется небольшой выраженностью из-за недостаточного развития словарного запаса. Постановка диагноза в начале заболевания проводится в половине случаев.

Доктор Евгений Комаровский для лечения маленьких детей рекомендует придерживаться следующих советов:

  • Нормализация сна — не менее 11 часов в сутки (9 ночью и 2 днем).
  • Рациональное питание – поступление необходимых питательных веществ обеспечивает нормальное развитие и функционирование нервной системы.
  • Прогулки на свежем воздухе для обеспечения организма кислородом.
  • Игры со сверстниками необходимы для социальной адаптации ребенка и адекватного развития в соответствии с возрастом.

В том, как вылечить заикание в раннем возрасте, мнения докторов расходятся. Однако никто не отрицает необходимости комплексного и системного подхода к терапии.

simptomyinfo.ru

Активный курс устранения заикания у дошкольников в условиях логопункта в ДОУ

                  Активный курс устранения заикания у  дошкольников в условиях логопункта в ДОУ

           В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. Но необходимо воздействовать на речь заикающегося, но и на его личность и моторику в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного метода преодоления заикания. Комплексный подход       включает  в  себя:  медикаментозное лечение, физиотерапия; акупунктура (точечный массаж),логопедический массаж, логопедические занятия.

Перед началом активного курса занятий по устранению заикания у детей проводится беседа со всеми близкими, которые находятся в постоянном контакте с заикающимся ребенком. На этой встрече логопед разъясняет сущность и цели занятий, правила и требования, которых необходимо придерживаться всем членам семьи для получения эффективного результата логопедических занятий.

Занятия проводятся первые две-три недели ежедневно (по 4 раза в неделю), затем через день (2 раза в неделю) в течение двух недель, и в последующие три недели посещение занятий сокращается до одного раза в неделю. После окончания активного курса занятий логопед контролирует заикающегося ребенка в течение года (1 раз в месяц). Такой подход — сначала форсированное, активное овладение навыком новой речи на занятиях у логопеда с постепенным уменьшением этих занятий, но продолжением ежедневного закрепления в домашних условиях, дает гораздо больший эффект улучшения речи, чем при обычных двухразовых посещениях логопедических занятий.

РАЗРАБОТКА 6  ПРАКТИЧЕСКИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ IIO УСТРАНЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 лет

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ

I. Работа с родителями. Разъяснение правил речи, необходимых для освоения навыков новой речи.Каждое правило подробно прорабатывается с родителями для того, чтобы правильно их использовать при выработке навыков новой речи.

II.        Работа над выработкой слитности в 2-3 сложных фразах в сопряженной (хоровой) речи.

Ребенку предлагается набор из 15—20 предметных картинок. Логопед показывает картинку и проговаривает по всем правилам фразу, но прежде просит ребенка внимательно послушать, как надо будет повторить уже вместе: «Этокрасноеяблоко».

При таком показе мама обучается правильному, спокойному, слитному и выразительному проговариванию для того, чтобы закреплять в домашней обстановке задание самостоятельно. Затем сама пробует проговаривать по правилам, вместе с ребенком за логопедом.

III.        Упражнение для развития мелкой моторики рук.

Сначала логопед показывает и проговаривает стишок к данному упражнению, а затем ребенок пытается повторить движения. На начальном этапе можно помогать ему соединять правильно пальчики.

«Очки»

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Большие пальцы правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки. Колечки рук поднести к глазам — как будто смотрят через очки. Затем оставить в колечке только большие и указательные пальцы — получится бинокль. Бабушка смотрит через очки, а внучек смотрит в бинокль. Так менять упражнения несколько раз.

IV.        В конце занятия всегда, как поощрение, давать ребенку поиграть (сложить разрезную картинку, сложную пирамидку, нарядить куклу, собрать мозаику и др.)

V.        Задание на дом:

1.        Для закрепления слитности во фразах, спокойного темпа проговаривания родители подбирают 15-20 красочных предметных картинок и на них отрабатывают задание.. Первые занятия, пока дошкольник не освоил правильное произнесение фраз, всегда говорить только сопряженно. Кроме того, родители должны помнить, что с самого начала занятий вводится режим ограниченной речи. Если ребенок все же говорит вне занятий, стараться помогать ему совместным проговариванием.

2.        Упражнение для пальцев повторить несколько раз дома так, чтобы ребенок проделывал его свободно и легко.

3.        Маме завести дневник наблюдений за речью и настроением заикающегося ребенка.

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

I.        Закрепление навыка новой речи.

В работе применяются одни и те же картинки для того, чтобы ребенок запомнил произносимые фразы для дальнейшего самостоятельного проговаривания. Если ребенок освоил хоровое произношение, то можно переходить на отраженную речь. Логопед произносит фразу по картинке, а дошкольник повторяет за ним, подражая темпу, слитности и выразительности. Если во время повторения за логопедом отраженно у ребенка появляются запинки, необходимо помочь ему проговорить сопряженно, но только логопед произносит шепотом, а заикающийся громко. Так на знакомом материале отрабатывается и отраженная речь. Мама при этом принимает активное участие, обучаясь нужному темпу, слитности и плавности речи.

И. К первому упражнению для развития мелкой моторики рук добавляется еще одно. На каждом занятии повторяются первые упражнения, а затем осваивается новое.

«Кошка»

У кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы объединяются с большим. Указательный и мизинец подняты вверх. Пальчики ставятся сначала на ведущей руке (у праворуких—        на правой, у леворуких — на левой), затем на другой руке. Когда ребенок осваивает это упражнение на одной руке, то потом поднимает обе руки и выполняет это упражнение сразу двумя. Необходимо, чтобы он научился выполнять эти упражнения достаточно быстро: рука в кулачке — указательный и мизинец поднимаются вверх, затем снова прячутся в кулачок. Так несколько раз. При этом логопед (а дома мама) повторяет стихи. Освоив кошечку, можно взять дополнительно упражнение «Мышка».

«Мышка»

Серенький комок сидит,

И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы соединяются с большим, а указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к безымянному и указательному пальцам.

Когда осваивается каждое упражнение в отдельности, можно будет их чередовать: сначала «кошечку», потом «мышку». Все это делается сначала на одной, ведущей руке, затем на другой, а потом на двух руках одновременно.

III.        Игра невербальная.

Дается любая настольная игра, которая не требует  

проговаривания. Например, сложить мозаику, разрезную картинку.

IV.        Задание на дом.

1.        Ведение дневника.

2.        Закрепление сопряженного и отраженного проговаривания предметных картинок по всем правилам.

3.        Упражнения для развития мелкой моторики рук.

ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ

I.        Освоение навыка слитной, плавной, выразительной речи по картинкам в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи.

Для того чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно применить игру «Аквариум». На предметные картинки, которые ребенок уже называл, повторяя за логопедом, надо надеть скрепки и положить их в высокую коробку, можно без дна, оклеенную яркими картинками с рыбками. Удочку сделать очень просто: на карандаш или палочку привязать ниточку, на конце которой привязан магнит. Теперь можно ловить рыбки-картинки такой удочкой. Опуская удочку в «аквариум», ребенок приговаривает: «Ловись рыбка, большая и маленькая», а затем спокойно вытягивает картинку. Логопед спрашивает: «Что ты поймал?» Ребенок уже самостоятельно отвечает: «Я поймал красное яблоко».

II.        Повторение предыдущих упражнений для пальцев рук.

III.        Работа со стихами.

Если ребенок освоил отраженную и самостоятельную речь без запинок на предметных картинках, то начинаем работать со стихотворной формой. Для знакомства дошкольник сначала прослушивает стихотворение, которое читает логопед, затем повторяет за ним по фразе. Мама записывает стихотворение, разбитое на фразы и отмеченное паузами:

«Рыбка»

Хочется, хочется /

Очень рыбке хочется, /

Забросить в речку удочку /

С крутого бережка, /

И вдруг поймать на удочку /

Большого рыбака. /

Сказать: — Здорово, рыбачок! /

Ты сам попался на крючок! /

После каждой паузы, обозначенной черточкой — / , незаметно, бесшумно делается спокойный вдох, о котором ребенку не обязательно говорить. Обычно дети лучше воспринимают, если им говорят, что надо чуть- чуть помолчать. При этом можно показать невербально, прижимая указательный палец к губам.

Дома это стихотворение повторяется несколько раз и заучивается ребенком. Первое время мама может подсказать или шепотом произносить вместе. Важно при этом соблюдать выразительность и сопровождать стих жестами, показывая действия, происходящие в тексте. Эго раскрепощает ребенка, отвлекает его от запинок.

IV.        Игра вербальная.

После освоения самостоятельного произнесения простых фраз без запинок в занятие можно включать игры, где необходимо проговаривание для автоматизации навыка новой речи. Это игры «Лото», «Картинное домино». В таких играх простые стереотипные вопросы и ответы даются ребенку легко и еще больше закрепляются слитность, плавность и выразительность. Это укрепляет веру заикающегося в успех.

V.        Задание на дом.

1.        Предметные картинки называть самостоятельно.

2.        Упражнения для пальцев рук.

3.        Стихотворение наизусть.

4.        Ведение дневника.

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ

I.        Закрепление навыка новой слитной и выразительной речи на предметных картинках.

Если ребенок хорошо произносит самостоятельно все фразы, то старые картинки можно поменять на новые, более трудные по произношению. Кроме игры «Аквариум» можно применять хорошо известные всем педагогам игры «Что повесим на елку» или «Волшебный мешочек».

 II.        Повторение и закрепление упражнений для развития мелкой моторики рук. III.        Повторение стихотворения «Рыбка»  

 IV. Речевая зарядка. Обязательным при устранении заикания у детей является развитие темпа и ритма, как безречевого, так и с речевым сопровождением. Эти упражнения можно проводить как с музыкальным сопровождением, так и под удары бубна, барабана или просто с отхлопыванием ритма ладошками. При проговаривании речевки логопед (а дома мама) отбивают ритм, а ребенок выполняет речевку, соблюдая при этом все движения руками и ногами.

«Лето»        

Раз, два —        — руки в стороны,

        правую ногу в сторону

Синева.        — руки вниз, ногу на место

Три, четыре —        — руки и левую ногу в стороны

Солнце в мире.        — руки вниз, ногу на место

Пять, шесть —        — руки и правую ногу вперед

Речка есть.        — руки и ногу вниз

Семь, восемь —        — руки и левую ногу вперед

Майки сбросим.        — руки и ногу на место

Девять, десять —        — руки в стороны

Загораем        — руки вверх,

        встать на цыпочки и напрячься

Целый месяц.        — руки вниз, наклонить туловище,

        расслаблять все тело

Это упражнение        дает возможность замедлить темп речи, а также создать сначала мышечное напряжение, затем сбросить его.

V.        Вербальная игра

VI.        Задание на дом

1.        Отработка навыка новой речи на новом материале.

2.        Упражнения для пальцев рук.

3.        Стихи с жестами.

4.        Речевая зарядка. Отработка различных ритмов.

5.        Ведение дневника.

ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ

I.        Отработка и закрепление новой речи на сюжетных картинках.

Логопед предлагает набор сюжетных картинок. Заикающийся повторяет предложения за логопедом. Затем логопед предлагает ребенку уже самому придумать по этим картинкам предложения из 4-5 слов. Если дошкольник испытывает затруднения в самостоятельном сочинении предложений, он может повторить те, которые говорил логопед.

II.        Дополнительные упражнения для развития мелкой моторики рук.

«Стул»

Ножки, спинка и сиденье —

Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок правой руки.

«Стол»

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок кладется ладонь правой руки.

Освоив по отдельности эти два упражнения, соединять их, выполняя попеременно — стол — стул.

III.        Повторение заученных стихов.  Повторение речевой зарядки.

IV.        Вербальная игра

V.        Задание на дом.

1.        Ведение дневника

2.        Упражнения для рук

3.        Стихи

4.        Речевая зарядка

5.        Отработка речевого навыка на сюжетных картинках.

ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ

I.        Составление рассказа по сюжетной картинке.

Этот усложненный вид речи отрабатывается по определенной схеме. Сначала логопед рассказывает, а заикающийся повторяет за ним. Затем логопед задает вопросы к рассказу по картинке, ребенок отвечает полным ответом, подставляя в готовый ответ вопроса нужное слово. Например:

Рассказ по картинке «Детский сад».

Утром дети пришли в детский сад. / Дети позавтракали и стали играть. / У Саши была грузовая машина. / У Айрата были деревянные кубики. / Они стали играть вместе. /Айрат сложил кубики на грузовую машину, /а Саша отвозил их на стройку. / Там Айрат и Саша построили дом. Ребятам было интересно играть вместе.

Вопросы к тексту:

—        Куда пришли дети утром?

—        Что стали делать дети после завтрака?

—        Какая игрушка была у Саши?

—        Что было у Айрата?

—        Кто сложил кубики на грузовую машину?

—        Куда отвозил кубики Саша?

—        Что строили дети?

И только после ответов на вопросы логопед просит ребенка рассказать по картинке самостоятельно.

II.        Речевая зарядка (повтор)

III.        Повторение упражнений для пальцев рук.

IV. Повторение стихов.

V.        Задание на дом.

1.        Речевая зарядка.

2.        Стихи.

3.        Рассказ по сюжетной картинке.

4.        Упражнения для мелкой моторики рук.

        Список литературы:

  1. Коррекция заикания у детей/Т.Г. Визель. – М.:Астрель,2012
  2. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учеб. пособие для студ.выш. учеб. заведений/С.В. Леонова.- М.:Владос,2004
  3. Преодоление  заикание у дошкольников: Методическое пособие /Под  ред. Р.Е. Левиной – М.:ТЦ Сфера,2009
  4. Поварова И.А. Практикум  для заикающихся. Учимся говорить правильно и красиво. – Спб,1999

nsportal.ru

Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет



Несмотря на многовековую историю изучения и лечения нарушений речи, заикание — одно из заболеваний, механизмы которого к настоящему времени не до конца изучены и объяснены. Следует отметить, что механизмы заикания неоднородны.

При реабилитации заикающихся в нашем центре используется комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера.

Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.

Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, логоритмиста.

На протяжении многих лет работы нами была разработанна и апробирована методика коррекции заикания у детей 4–6 лет.

Программа работы:

1) Формирование базовой плавности.

2) Работа над дикцией — техника речи.

3) Работа над лексической стороной речи.

4) Работа над грамматическим строем речи.

5) Работа над связностью речи.

Коррекционные и общие педагогические задачи включают в себя плавность речи и исключают эмоциональное напряжение. Все методические приемы должны по возможности исключить фиксацию ребенка на дефекте.

Продолжительность занятия от 20 до 40 минут в зависимости от возраста.

Занятия включают в себя:

  1. Работа над техникой речи (над дикцией).

Методика адаптирована к дошкольному возрасту. Работа проводится по подражанию, прямых рекомендаций нет. Дается речевой материал, при работе с ним ребенок произносит звуки правильно.

Лингвистические исследования показали, что разбивка слов на слоги по типу закрытых слогов служит профилактикой (стечение согласных провоцирует запинки в речи).

  1. Работа над речевыми эталонами

Эталоны адаптированы к возрасту детей — те фразы, в которых есть звуки, которые ребенок произносит правильно.

а) А, О, У, И, Э (после 4 лет) и Я, Ю, Е, Ё — если нет голосовых тонических судорог.

б) Ф, С, Х Ш — если есть голосовая тоническая судорога (это проходят дети в течение двух месяцев тренировочных занятий).

Если за месяц голосовая судорога исчезла, то возвращаемся к пункту а), если нет, то дается Ж, В, З.

Эти же эталоны используются при дизартрии и ОНР.

Обычно ребенок получает от 5 до 10 фраз на одном занятии (гласные под ударением):

– Занятие «Слова на звук «А»

Аня идет в школу

Алик идет гулять

Азбуку учат дети

Арка ведет во двор дома

Арфа стоит на сцене

Аист свил гнездо

– Далее даются слова на звук «О»:

Окна вымыли

Обувь надо поставить на место

Овцы пасутся

Озеро глубокое

Очередь длинная

– Далее на звук «У»:

Утка зовет утят

Утро солнечное

Удочка нужна рыбаку

Устрицы живут в раковинах

Узел тугой

– Далее на звук «И»:

Игры у детей интересные

Избы в деревне маленькие

Иглы у ежа колючие

Иней покрыл ветки зимой

Иволга звонко поет

– Далее на звук «Э»:

Эхо слышится в лесу

Этот дом одноэтажный

Это кресло удобное

Эта книга увлекательная

Эти дети идут в цирк

– Далее на звук «Я»:

Яблоко румяное

Ягоды сочные

Ящик стоит на земле

Ящерица выползла из-под камня

Яхта качается на волнах

Яд опасен для жизни

– Далее на звук «Ю»:

Юбку надо погладить

Юркий мышонок торопится в норку

Южный ветер несет тепло

Юнга хочет стать капитаном

Юрта — это такое жилище

– Далее на звук «Е»:

Едет машина быстро

Ест девочка с аппетитом

Еле-еле ползет черепаха

Елку нарядили дети

Еж торопится к ежатам

– Далее на звук «Ф»:

Фантик сняли с конфетки

Фонтан в парке высокий

Футболист забил гол

Флагами украсили кораблик

Форточку надо закрыть

Фея помогает Золушке

Финики сладкие

– Далее на звук «С»:

Скалкой катают тесто

Скамейка стоит в парке

Стройка недалеко от дома

Скатертью накрыт стол

Страниц в книге много

Скакалки взяли девочки

– Далее на звук «Х»:

Хоботом слон поднимает тяжести

Халат у врача белый

Художник подошел к мольберту

Холодильник стоит на кухне

Хитрая лиса обманула волка

– Далее на звук «Ш»:

Штангу поднимает атлет

Шлем у летчика кожаный

Шмель летит на цветок

Штопором вынимают пробки

Шторм был сильным

– Далее на звук «Ж»:

Жаба прыгнула на кувшинку

Жук ползет по травинке

Жакет модный

Жилет связала бабушка

Жабо пышное

– Далее на звук «В»:

Ванна наполнена водой

Ваза с цветами стоит на столе

Ватрушка с творогом

Веником подметают пол

Веер взяла дама

Весна наступает после зимы

– Далее на звук «З»:

Замок висит на двери

Заяц спрятался под кустом

Замок окружен рвом

Зеркало висит в прихожей

Зебра полосатая

Зима — самое холодное время года

  1. Для удлинения речевого выдоха делаются подборки стихов с постепенным увеличением количества слогов, которые ребенок должен произнести без остановки.

Из избушки не спеша,

Вышла стайка индюшат,

Вел индюк их по дорожке,

Чтоб они размяли ножки.

Аист вез из магазина,

На своей тележке груз:

Ананасы, апельсины,

Абрикосы и арбуз.

Устранение судорожности речевой мускулатуры и собственно устранение заикания неразрывно связаны с формированием твердой ритмичной речи и удлиненного речевого выдоха, сопровождаемых движением рук. Эффект от сопровождающего движения руки можно ожидать только в том случае, если совмещение речи и движений подчиняется определенным правилам. Фраза всегда начинается с одной и той же руки.

Формируемая у заикающихся речь характеризуется выделением ударных слогов, напряженностью и длительностью произнесения, а также несколько более твердым, чем в обычной речи, произнесением звуков неударных слогов. Для работы делаются подборки стихов с постепенным увеличением количества слогов, которые ребенок должен произнести без остановки.

Как только мы добиваемся базовой плавности, начинается работа на связной речью:

– рассказ по серии сюжетных картинок;

– работа над пересказом

Для работы берутся «Сказки в картинках» В. Сутеева, произведения Н. Носова, В. Драгунского, Б. Житкова, В. Бианки, сказки Р. Киплинга.

Если заикание не проходит, то набираются группы из 3–4 человек. Лечение в группах опять же постепенное.

Дети играют в разные игры: так, в подвижной игре они с удовольствием двигаются, говорят в такт движениям. Подвижные игры помогают готовить детей к овладению самостоятельной речью, нормализуют моторику заикающихся детей — в ходе игры им приходится реагировать на одни сигналы и удерживаться от движений при других, сочетать движения с ритмом речи.

Дидактические игры со строго упорядоченными действиями ставят всех детей в равное положение, что способствует воспитанию у них выдержки, дисциплинированности, собранности, правильного отношения к товарищам.

Вслед за дидактическими играми по степени значимости следуют игры-драматизации, игры в настольный театр и творческие игры. Игры-драматизации готовят детей к развернутому, связному и последовательному изложению мыслей, развивают речь заикающихся детей (от облегченных форм до самостоятельно построенных речевых конструкций), учат их интонационной выразительности, развивают жестикуляцию, воспитывают положительные нравственные качества, творческую самодеятельность, общительность, организаторские качества.

Не менее важны игры с пением. Для детей 4–5 лет больше подходят игры хороводные, а для 5–6-летних — инсценировки с пением. Участвуя в них, ребята учатся общаться в коллективе сверстников, владеть собой и своим телом, а песенный речитатив облегчает им технику произношения. В творческих играх, играх-драматизациях дети самостоятельно придумывают конец или начало к разыгрываемому диалогу, сценке или уже знакомой ситуации, сами изменяют и создают новые правила той или иной игры, сами предлагают игру, распределяют роли, рассказывают ее правила, развивают и заканчивают. Также самостоятельно ребята оценивают и поведение своих товарищей на занятии. В разнообразных играх у детей наиболее ярко проявляются фантазия и творческая активность, формируется произвольное поведение.

В Центре патологии речи работа ведется комплексно при систематическом посещении занятий и обязательном выполнении домашних заданий. В конце логопедических занятий дети выходят с хорошей положительной динамикой в речи. Если в дальнейшем у детей возникают проблемы в речи, они вновь могут повторно получить логопедическую и врачебную помощь.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, работа, игра, речь, занятие, подборка стихов, постепенное увеличение, комплексный подход, базовая плавность, слог.

moluch.ru

Коррекция заикания

Содержание

Введение

1. Заикание, его причины и проявления

2. Пути преодоления заикания у дошкольников

2.1 Профилактика заикания

2.2 Комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению заикания

Заключение

Список литературы

Введение

Заикание является широко распространенным речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем препятствует развитию многих личностных характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию.

Поскольку заикание тесно связано с формирующейся личностью, его следует рассматривать в структуре особенностей личности и ее деятельности. Данное положение основывается на том, что при заикании развитие личности происходит в стесненных условиях и это нередко приводит к ее деформации.

Человеческая личность представляет собой совокупность общественных отношений, проявляет себя в общении и совместной деятельности с другими людьми. У одних заикающихся общественные, отношения нарушены в силу развившегося заикания, у других — даже не сформированы. Исследование степени общительности, подражательности, самостоятельности, активности заикающихся детей, характера их игровой деятельности свидетельствуют о дисгармоничном развитии личности заикающегося ребенка. Оно выражается преимущественно в неравномерном то замедленном, то ускоренном развитии отдельных сторон личности. Поэтому следует говорить о заикании как сложном симптомокомплексе дизонтогенеза [5].

Обычно заикание возникает в период интенсивного развития речи, наиболее часто в возрасте 2—5 лет, когда ребенок начинает говорить фразами. Причем заикание у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Если появилось даже незначительное заикание, которое через некоторое время прошло само по себе, возможны последующие рецидивы, особенно выраженные в критические периоды развития (в 6—7 лет и пубертатный период) [23].

В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка [17].

Поэтому так важно вовремя выявить причины заикания и начать его лечение. Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребенка, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося [5].

1. Заикание, его причины и проявления

Заикание принято относить к нарушениям темпа и ритма речи, обусловленным судорогами мышц речевого аппарата в процессе речи. У человека, страдающего заиканием, такие судороги могут возникать то в мышцах языка, то в мышцах губ, то в области голосовых связок или в мышцах дыхательного аппарата. Это приводит к периодическому «застреванию» на отдельных звуках, а значит и к нарушению правильности чередования ударных и безударных слогов, то есть речевого ритма. Темп речи при заикании характеризуется неравномерностью: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе (пока «идет») [16].

Заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического состояния ребенка, что обусловливает сложную симптоматику и собственно речевые нарушения. Изменения в нервно-психическом состоянии детей часто связаны не только, а иногда и не столько с появившимся заиканием, сколько с особенностями развития индивида. Речевое нарушение, как правило, лишь усугубляет проявление тех отклонений в развитии, которые у ребенка уже были или наметились [5]. Большую роль играют также дефекты воспитания, неровное отношение к ребенку (то его заласкивают, то непомерно ругают за малейшую провинность), конфликтные ситуации в семье и др. Иногда к заиканию приводит подражание неправильной речи родителей или кого-то из родственников [23].

Степень выраженности заикания обычно определяют по состоянию речи заикающегося. Этого недостаточно. Необходимо учитывать характер общения, особенности поведения в деятельности и рассматривать тяжесть дефекта следующим образом. Легкая степень — дети свободно вступают в общение в любых ситуациях с незнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах деятельности, выполняют поручения, связанные с необходимостью речевого общения. Судороги наблюдаются только в самостоятельной речи. Средняя степень — дети испытывают затруднения в общении в новых, а также значимых для них ситуациях, в присутствии незнакомых им людей, отказываются от участия в коллективных играх со сверстниками. Судороги наблюдаются в различных отделах речевого аппарата, во время самостоятельной, вопросно-ответной и отраженной речи. Тяжелая степень — заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций [5].

Причины заикания условно принято подразделять на две большие группы — предрасполагающие, или отдаленные, и производящие, или ближайшие.

Первая группа причин, как показывает само название, еще не вызывает заикания, а только предрасполагает к нему. Такого рода предрасполагающую роль могут сыграть следующие неблагоприятные для речевого развития факторы.

1. Отягощенная наследственность (наличие у родителей заикания, различных нервно-психических и других хронических заболеваний, изначально обусловливающих некоторую ослабленность нервной системы ребенка) [16]. В генетическом коде ребенка могут быть заложены патологические особенности двигательной сферы и определенные особенности личности (акцентуации), которые при неблагоприятных условиях могут привести к возникновению заикания. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных — в 77%. У заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%, а для женщины соответственно — 36% и 17% [2].

2. Осложненное протекание беременности и родов у матери, что может в дальнейшем неблагоприятно сказаться на состоянии нервной системы ребенка — вызвать ее неустойчивость к разного рода неблагоприятным воздействиям [16]. Такие заболевания, как шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы производства, повышенная радиоактивность во многих случаях поражают раньше всего нервную систему еще не родившегося ребенка [25].

3. Тяжело протекающие или часто повторяющиеся соматические заболевания раннего возраста, истощающим образом действующие на нервную систему и снижающие ее устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям.

4. Отставание ребенка в речевом развитии, которое может еще более осложнить и без того непростой период овладения им фразовой речью и тем самым значительно увеличить вероятность возникновения заикания. Это особенно касается нервно ослабленных детей;

5.Перегрузка речевым материалом, слишком раннее разучивание сложных по содержанию стихотворений с последующей демонстрацией «достижений», непосильна для еще незрелого речевого аппарата ребенка.

6. Нервная, неспокойная обстановка в семье, неправильные воспитательные приемы, в силу чего ребенок находится в постоянном нервном напряжении.

Все перечисленные и многие другие неблагоприятные факторы в той или иной степени ослабляют нервную систему ребенка и делают ее менее устойчивой, более ранимой. Именно в этом и состоит их предрасполагающая роль. Теперь уже достаточно лишь небольшого внешнего толчка — и произойдет срыв, который может вылиться в самые различные невротические расстройства, в том числе и в заикание. Но пока оно еще не наступило, можно многое, сделать в отношении его профилактики. Об этом никогда не следует забывать, и было бы крайне непростительно упускать такую возможность.

Другая группа причин, так называемые производящие, уже непосредственно вызывают заикание, как бы «производят» его. Эти причины играют роль непосредственного толчка. Они крайне разнообразны, поэтому назовем для примера лишь некоторые из них.

1. Действие так называемого сверхсильного раздражителя, что в повседневной жизни нередко называют «испугом». Понятие «сверхсильности» раздражителя очень относительно и в каждом конкретном случае зависит от степени ослабленности нервной системы ребенка и особенностей его воспитания [16]. Одной из наиболее частых внешних производящих причин заикания является острая психическая травма, нанесенная домашними или дикими животными, стихийными бедствиями, катастрофами, зрелищными мероприятиями, семейными ссорами, физическими травмами и медицинскими манипуляциями [15].

При функционировании нервной системы в ней постоянно взаимодействуют два основных нервных процесса — возбуждение и торможение, которые в норме бывают хорошо уравновешены и могут беспрепятственно сменять друг друга. Постоянная смена возбуждения и торможения происходит и во время речи. При действии же «сверхсильного» раздражителя имеет место резкое перенапряжение возбудительного процесса, приводящее к нарушению нормального взаимодействия между возбуждением и торможением. Одним из проявлений этого нарушения и является возникновение заикания.

Теперь представим себе конкретную жизненную ситуацию. Небольшая группка детей возвращается из школы. Неожиданно на них бросается большая собака, В той или иной степени испугались все, но заикаться после этого начал только один ребенок. Это именно тот ребенок, в отношении которого предрасполагающие причины заикания раньше уже подействовали, в силу чего сравнительно безболезненно воспринятый всеми остальными детьми раздражитель для данного ребенка оказался сверхсильным и сыграл роль «последней капли».

mirznanii.com

19. Логопедическая технология коррекции заикания у дошкольников.

Заиканиеопределяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Хватцев выделил у дошк. Два случая заикания: свежее и застарелое. Свежее(до 2 недель) — бывает достаточно выполнить след рекомендации: 1. консультация невропатолога и логопеда 2. сонная терапия (первые 3 дня – строгий постельный режим, успокаивающие лечебные ванны, приглушенный свет в комнате, не смотреть ТВ, все члены семьи должны говорить медленно, слитно не многословно). 3. речь ребенка следует максимально ограничить(предлагается такая деятельность, которая не требует активной речи, возможны прогулки но без контакта с друг детьми).4. должны быть определенны причины вызвавшие заикание(консультативная помощь психолога, чтобы не подкреплять невротизацию ребенка, рекомендуется сменить обстановку на 1-1,5 мес.). если после этих мероприятий происходит рецидив, то повторно эти мероприятия не проводят и заикание уже считается застарелым.Застарелое – работа проводится при поликлиниках, неврологических санаториях, логопедических группах ДОУ. 1. Подготовительный этап: полное логопедическое обследование+обследование при заикании. У дошкольников помимо заикания м.б. и др. нарушения речи. коррекция осуществляется в группе4-6 дете1, на индивид и подгрупповых занятиях – коррекция лексико-грамматич и фонетико-фонематич стороны. Проводятся собрания для родителей – носит информац и психотерапевтич характер. Логопед готовит для родителей спец литру и провод индивид консультации + невролог, психопатолог, составляется график работы для всех видов занятий, состав перспектив и календарный план. Документация: речевая карта на каждого ребенка, тетрадь для д\з, тетр связи логоп и воспит. Логоп обучает отдельным приемам работы воспит группы и оформляет метод уголок для родителей. 2. режим относительного молчания (7-10 дней) речевую инициативу берут на себя взрослые + ручная занятость ребенка (лепка,изо). Детей обучают расслаблению (вызывание просоночного состояния поза кучера, остановить взгляд на объекте, потом закрыть глаза. Логопед вызывает чувства тепла, покоя, тяжести, расслабления. После каждой команды пациенты мысленно повторяю фразу, аутогенной тренировки. Занятие длится от 40-60 мин. с 5-10 мин. перерывами, дети приходят на занятия играть, во время перерывов игры сменяют друг друга и дети не утомляются, использ логоритмика и ЛФК. Проводится артикуляц и дыхат гимнастика. 3. шепотная речь (7-14дней) речь взрослых шепотная или очень тихая, ограничение речи детей сохр. Объем высказыв ребенка увеличив постепенно (слово-сл\соч – корот предлож) 4. сопряженная речь использ расслаб, артикул и дыхат гимнаст, использ ритмизов стихи и тексты вместе с движением + речевые зарядки. Обращ внимание на интонац, мимику, жесты, правила речев поведения. Итог: плавная, слитная, замедленное проговарив предлож. 5. отраженная речь (14 дней и более). Ребенок повторяет за логопедом предлож речевую конструкцию(сохраняются предыдущие виды работы, сочетание речи с движением руки). 6. вопросно-ответная речь 7. самостоятельная речь. Игры диалоги, ролевые игры, монологи, рассказы и пересказы, придумывания.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *