Конструирование в доу по фгос – Конструирование в детском саду, его виды, конспекты занятий по ФГОС
Конструирование и робототехника в ДОУ в условиях ФГОС
Конструирование и робототехника в дошкольном образовании в условиях ФГОС.
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также творческая познавательная деятельности вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.
— Развитие мелкой моторики рук, речи, познавательной и исследовательской активности детей.
-Развитие художественно-эстетического вкуса.
-Формирование у детей умения передавать особенности предметов посредством конструктора LEGO .
— Развитие способности к планированию деятельности, а также анализу выполненной работы.
— Формирование стремления к самостоятельному творческому поиску.
-Формирование умения детей использовать в конструктивной деятельности чертежи, схемы, модели.
— Обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.
Основные формы организации обучения дошкольников конструированию и робототехнике:
Конструирование по образцу
Конструирование по модели
Конструирование по заданным условиям
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Конструирование по теме
Конструирование по замыслу
В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструктора. Это конструктор с крупными деталями Дупло, предназначенный для детей от полутора до пяти лет и с более мелкими деталями конструктор Дакта, рекомендованный к использованию для детей от четырех лет.
Конструирование в детском саду проводится с детьми всех возрастов в доступной игровой форме от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребёнка.
Ребёнок не замечает, что он осваивает устный счёт, состав числа, производит простые арифметические действия каждый раз непроизвольно создаются ситуации при которых ребёнок рассказывает о том, что он так увлечённо строил, он же хочет чтобы все узнали про его сокровище, не это ли развитие речи и умение выступать на публике легко и непринуждённо.
От простых кубиков ребёнок постепенно переходит на конструкторы состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.
Лего модели подключаются к лего -коммутатору и управляются посредством компьютерных программ. В набор такого конструктора входят 158 элементов, включая USB лего-коммутатор, мотор, датчик наклона и датчик расстояния позволяющие сделать модель более маневренной и «умной».
Программируемые конструкторы без помощи компьютера-конструктор управляется при помощи батареи, идущей в комплекте с лего деталями.
Программирование происходит не только благодаря компьютеру, но и созданным специальным программам.
Вот например конструктор, где программа составляется ребёнком с помощью пластиковых карточек на которых заложены определённые функции, в наборе их порядка 200штук. Ребёнку необходимо провести по устройству по считыванию карт. Программа запоминается и модель выполняет определённый функционал.
Игры исследования с образовательными конструкторами стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять технический, математический словари ребёнка.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе, умение брать на себя роли, распределять обязанности, и чётко выполнять правила поведения. Каждый ребёнок может поучаствовать в разных ролях, сегодня собачка, завтра дрессировщик. С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач или проблем требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Как следствие проектная деятельность даёт возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнёрского взаимодействия.
Рациональное использование финансовых средств. Одно оборудование может использоваться во всех возрастных группах детского сада, меняются только цели и задачи в соответствии с возрастом. Вот например большие кубики 2мл.гр дети 3-4 лет прокатывают мячик по дорожке, а дети старшего возраста из этого же набора построили корабль и отправились в кругосветное путешествие.
Образовательные конструкторы многофункциональное оборудование . возможность использования по пяти областям ФГОС-речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.
Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды. Центр конструирования способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр может быть достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.
Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребёнок чувствовал бы себя в нём комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе. Среда должна быть вторым домом куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше.
Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания в окружающем мире, закладывать первые предпосылки учебной деятельности.
Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе.
Конструирование и робототехника направление работы новое, инновационное. Тем самым привлекая внимание детей и родителей. Отличная возможность дать шанс ребёнку проявить конструктивные и творческие способности, а детскому саду приобщить как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству.
Методические пособия направлены на получение практических рекомендаций для педагогов детского сада, которые включают в себя рекомендации организации конструктивной деятельности детей с учётом их возрастных особенностей.
1.Л. Г.Комарова, Строим из Лего /Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006г
2. Е.В. Фешина «Лего — конструирование в детском саду» — М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
3. М.С. Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» — ИПЦ Маска, 2013 г.
4. С.А. Филиппов «Робототехника для детей и родителей»
5. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Лего- мозаика в играх и занятиях»
6. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» — Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
Конструирование во ФГОС- вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а так же умений наблюдать и экспериментировать.
infourok.ru
Конструирование в детском саду
Конструирование
в детском саду
Конструирование в детском саду – это создание ребенком различных поделок из конструктора, бумаги, картона, шишек и других материалов. Дети дошкольного возраста очень любят это занятие. Кроме того, в процессе создания самой поделки, ребенок получает еще и немало пользы.
Практические навыки которые приобретают дети от занятий конструированием:
• развитие мелкой моторики;
• знакомство с формой и текстурой предметов на практике;
• развитие фантазии и воображения;
• обогащение речи новыми понятиями (пирамида, куб и т. д.);
• выработка технических навыков в процессе задумки и реализации поставленной задачи;
• стимуляция образного и логического мышления.
Виды конструирования в детском саду
Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное.
К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы, из
деталей конструкторов имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; к художественному — конструирование из природного и бросового (использованного) материала, из бумаги.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также
свои ассоциации с образами из сказок, фильмов.
При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.
В зависимости от используемых материалов для конструирования, определяется его вид.
1. Из строительных материалов. Самый простой вид конструирования, который доступен самым маленьким. При помощи различных фигур геометрической формы
По мере приобретения опыта, конструкции могут постепенно усложняться добавлением новых элементов.
2. С применением специальных конструкторов. Они могут быть деревянные, металлические, пластмассовые, но обязательно содержат крепления на винтах. Это расширяет возможности, позволяя создавать подвижные игрушки (экскаватор, подъемный кран и т. д.)
3. Из бумаги (глянцевой, плотной, картона и др.). Данный тип конструирования требует определенных навыков. Ребенок должен уметь самостоятельно клеить и владеть ножницами.
4. Из природных материалов (семена, желуди, шишки, ветки и т. д.).
Как правило, при работе с природными материалами используются пластилин, клей, картон и прочие дополнительные предметы.
Данный тип конструирования в детском саду помогает сформировать у малыша художественное и эстетическое восприятие. Учит видеть в малом красоту окружающего мира.
Основные приемы обучения конструированию
Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.
Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.
Основными приемами обучения являются следующие:
1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки.
2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.
3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок.
4. Анализ и оценка процесса работы детей для выяснения, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.
Содержание конструирования в возрастных группах детского сада
Вторая младшая группа.
Детям четвертого года жизни свойственна большая физическая и умственная активность.
Для конструктивной деятельности детей этого возраста характерна непосредственная связь ее с игрой: в только что построенный трамвай сажают кукол, трамвай едет по линии, его движение ребенок сопровождает соответствующими звуками.
У детей формируются конструктивные навыки: располагают кирпичики, пластины на плоскости в 1-2 ряда, расставляют их вертикально, в ряд, на некотором расстоянии друг от друга либо плотно приставляют друг к другу.
В процессе организованной деятельности дети учатся различать постройки по величине, форме, видеть, из каких деталей и в каком цвете они выполнены. Ребенок называет цвет деталей, выполняя постройку с учетом ее цветового решения, чтобы каждая основная часть имела один цвет (у стола крышка одного цвета, ножки другого и т. д.).Важно, чтобы каждый ребенок усвоил последовательность выполнения построек.
Средняя группа.
Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Они хорошо знакомы с некоторыми деталями строительного материала, знают их назначение.
Опыт конструирования, полученный детьми ранее, дает им возможность приобрести некоторые технические навыки, запомнить способы создания несложных построек, которые они легко воспроизводят в своих играх.
В этой возрастной группе добавляется изготовление поделок из бумаги, природного и других материалов.
Весь строительный материал, сохраняя определенный набор деталей, пополняется разными пластинами — короткими и длинными, широкими и узкими, брусками, кубиками, призмами, цилиндрами большими и маленькими.
В процессе конструирования детей учат: замыкать пространство, сооружать несложные постройки разных размеров, используя соответствующие игрушки, соразмерять постройки между собой. Отбирать детали по величине, форме, цвету, при этом учитывать их устойчивость в соответствии с особенностями постройки, запоминать последовательность ее выполнения.
Дети усваивают в процессе обучения, что детали обладают разной степенью устойчивости, которая зависит и от положения на плоскости, и от сочетания с другими деталями: кубик на любой грани устойчив; тоже устойчивы кирпичик и пластина, положенные на широкую грань, брусок, положенный на любую длинную боковую грань. Кирпичик и пластина, поставленные вертикально между кубиками или призмами, приобретают большую устойчивость.
Детей знакомят с тем, что одни детали можно заменить другими, соответственно соединив их: два кирпичика, положенные один на другой на широкую грань, заменяют два кубика, из 2-3 кубиков можно составить брусок.
Дети продолжают
обучаться конструктивным действиям по образцу, по условиям, предложенным воспитателем, и по собственному замыслу в игре. Когда дети строят что-либо по образцу, они учатся его анализировать, обследовать. Определяется также последовательность процесса выполнения постройки.
В средней группе примерно во втором квартале учебного года вводится новый вид деятельности — конструирование из бумаги, коробок, катушек и других материалов.
Детей обучают некоторым операциям с бумагой: сгибать лист пополам, добиваясь совпадения при сгибе сторон и углов, приклеивать мелкие части к основной форме.
Изготовление игрушек из природного материала лучше всего проводить в весенне-летний период. Воспитателю необходимо показать детям процесс изготовления и скрепления частей: как соединить между собой желуди, как прочно установить скорлупу ореха на пластилиновой пластинке и т. д.
Старшая группа.
У детей 5-6 лет интерес к конструированию, к строительным играм возрастает. Дети охотно строят, делают игрушки. Они уже многое могут делать самостоятельно.
В этой группе проводятся следующие виды конструирования: из строительного материала и из деталей конструкторов.
Дети приобретают много новых знаний, технических умений. Они продолжают учиться анализировать
образцы готовых поделок, конструкций, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения предмета.
У детей вырабатывается умение самостоятельно рассматривать предметы, знать порядок пользования ими без помощи воспитателя. Они должны уметь выделять основные этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач.
В старшей группе дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию.
Ребята должны хорошо освоить все детали наборов и пользоваться правильными названиями: длинная, короткая, широкая, узкая, квадратная, треугольная пластина, большой (маленький) куб, брусок, цилиндр; уметь ориентироваться в форме сторон деталей: у куба стороны квадратные, у бруска боковые стороны прямоугольные, торцовые — квадратные и т. д.
Дети должны разбираться, из чего лучше сооружать отдельные части постройки, стены в громоздких и легких сооружениях, какие детали наиболее устойчивы и могут использоваться для оснований, а какие пригодны для окон, дверей.
Дети учатся сохранять порядок на своем рабочем месте: раскладывают строительный материал на столах в том порядке, в каком показал воспитатель. По окончании организованной деятельности и игр разбирают постройку, укладывают материал на столе в том порядке, в каком он находился перед работой.
Подготовительная к школе группа.
В этой группе наиболее важной задачей является подготовка детей к школе.
Для детей этого возраста конструирование является одним из интересных видов деятельности. У них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике, к архитектурным памятникам.
В этой группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению детей планировать свою работу. Они должны представить, какой будет постройка, прежде чем выполнить ее; обдумать и выбрать нужный материал.
Дети должны знать, что для успешной работы необходимо:
-четко представлять предмет, его строение, пространственное положение;
-иметь хорошие технические навыки;
-видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции.
В этом возрасте особое внимание уделяется обучению детей умению планировать не только отдельные этапы создания построек, но и весь ход работы их, определять, какие детали строительного материала более всего подходят для сооружения той или иной постройки и отдельных ее частей.
Дети 6-7 лет могут создать постройку с двумя и более перекрытиями и дополнить ее отдельными элементами архитектурного оформления.
Дети способны выполнить постройку, ориентируясь лишь на рисунок, фотографию, чертеж. Жилые здания, школы, больницы и т. д. могут быть разными и по величине, и по архитектуре. Поэтому при сооружении их дети строят не вообще дома, а здания конкретного назначения, например вокзал, театр, магазин и т. д., соответственно оформляя их архитектурно.
Ребята привыкают к порядку, когда сами заранее готовят материал к занятию, самостоятельно убирают все на место после окончания работы.
infourok.ru
Статья по конструированию, ручному труду на тему: статья «Конструирование в детском саду. Создание условий для конструк-тивной деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 215
620012 г. Екатеринбург, ул. Кировградская, 3-а, телефон (343) 307-49-67
Консультация по конструктивной деятельности для воспитателей ДОУ.
Авторы составители:
Воспитатели: Султанова З.Ш., Платонова С.Г.
г. Екатеринбург, 2015 г.
Детское конструирование из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определённой организации может носить подлинно творческий характер.
Творчество дошкольника имеет свои особенности:
- Дети делают множество открытий и создают интересный, оригинальный продукт в виде рисунка, аппликации, конструкции; новизна открытий и продукта субъективна.
- Эмоциональная включенность, стремление искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Различают 3 вида конструирования в детском саду в зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции.
- конструирование из строительных материалов;
- конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
- конструирование из природного материала.
Выделяют 7 форм организации обучения конструированию в детском саду:
- Конструирование по образцу
- Конструирование по модели
- Конструирование по условиям
- Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
- Конструирование по замыслу
- Конструирование по теме
- Каркасное конструированием
Подробнее можно познакомиться с ними в книге Л.А. Парамоновой «Теория и методика творческого конструирования в детском саду».
В процессе конструктивной деятельности воспитатель должен учить своих воспитанников коллективно работать, предварительно вместе обсуждать замысел, четко распределять обязанности в ходе выполнения построек, согласовывать свою работу с действиями товарищей, оказывать помощь друг другу, доброжелательно откликаться на просьбы товарищей, быть чуткими и внимательными к их работе.
При этом следует воспитывать у детей способности мотивировать свои предложения, осмысливать предложения товарищей и умение выбрать лучший вариант, отказавшись от своего, если он окажется не совсем удачным.
ЗНАЧЕНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ
- У детей развивается мышление, память, воображение и способность к творчеству.
- Формируются обобщенные представления об окружающих предметах, дети учатся обобщать предметы по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования.
- Дети начинают понимать, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности.
- Формируются важные качества: умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.
- Ребенок уже в состоянии, как отмечает Н. Н. Поддьяков, «анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата».
- Ребенок учится управлять своими психическими процессами, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.
Исходя из задач создают условия для развития конструктивной деятельности у детей своей возрастной группы с учётом их возрастных особенностей.
СРЕДНЯЯ ГРУППА (от 4 до 5 лет)
Задачи
- Привлечение внимания детей к различным зданиям и сооружениям вокруг их домов, детского сада, выделяя их части, называя их форму и расположение по отношению к самой большой части.
- Развитие способности различать и называть строительные детали; использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развитие умения устанавливать ассоциативные связи.
- Развитие умения анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга.
- Развитие умения самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции.
- Сооружение детьми построек из крупного и мелкого строительного материала, использование деталей разных цветов для создания и украшения построек. Развитие представлений об архитектурных формах.
- Развитие исследовательской деятельности детей, оказание помощи в оформлении ее результатов и создание условий для ее презентации сверстникам. Привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребенка.
СТАРШАЯ ГРУППА (от 5 до 6 лет)
Задачи
- Развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции.
- Закрепление умения выделять основные части и характерные детали конструкций; анализировать сделанные педагогом поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.
- Знакомство с новыми деталями: разнообразными по форме и величине. Закрепление умения заменять одни детали другими.
- Формирование умения создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
- Закрепление умения строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
- Развитие умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
- Создание условий для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных.
- Развитие проектной деятельности исследовательского типа. Организация презентации проектов. Формирование у детей представлений об авторстве проекта.
- Создание условий для реализации проектной деятельности творческого типа.
- Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Задачи
- Формирование интереса к разнообразным зданиям и сооружениям, поощрение желания передавать их особенности.
- Развитие умения видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение.
- Поощрение стремления самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа сооружений.
- Закрепление навыков коллективной работы: умения распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
- Развитие умения сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта).
- Формирование умения определять, какие детали больше подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; планировать процесс возведения постройки.
- Закрепление умения сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).
nsportal.ru
Конструирование, как вид образовательной деятельности в работе детского сада
Дети учатся c момента рождения. Именно в детcком возрасте у ребёнка формируется cамосознание, и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.[1] По мнению многих учёных (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лиcина, Д.Б. Эльконин, Л.C. Рубенштейн и другие), первые годы жизни – это критический важный период для cоциального, интеллектуального обучения. Для детей этого возраста основой обучения должна быть игра — в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать cвои cилы, фантазировать, экспериментировать. Игру в жизни детей трудно переоценить. Ребёнок прикасается к предметам, берёт их в руки, передвигает — и так иccледуют мир вокруг себя. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать cо cверстниками, чувствовать их, cоизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его уcпешного жизненного стиля. [1]
Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эcтетического и cоциального развития. В cистеме образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения.
Оcобое меcто среди них занимает конструктивная деятельность детей. Благодаря этой деятельности быcтро cовершенствуются навыки и умения, умственное и эcтетическое развитие ребенка. Ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и cоздавать cвои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчеcтво. [3]
Работа детей c конcтруктором в игровой познавательной форме позволяет узнать много важного и интереcного, а также развивает необходимые в дальнейшей жизни навыки. В cилу cвоей универcальности конcтруктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.
В процеccе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творчеcких задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение cловарного запаса. Оcобое внимание уделяется развитию логического и проcтранственного мышления. Обучающиеся учатся работать c предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Кроме этого, применение конструктора на занятиях в рамках дополнительного образования помогает развитию творческих cпособностей и коммуникативных навыков — так как предполагает не только обcуждение и cравнение индивидуально cозданных моделей, но и cовместное их уcовершенствование, и преобразование для последующей игры. [2]
Ко всему прочему, игры c конcтруктором – это лучшая возможность научить ребенка выдержке, внимательности и усидчивости.
Конструктор я использую в cвободной и непосредственно образовательной деятельности, дети при этом учатся, планировать и организовывать cвою деятельность, также он замечательно подходит и для cюжетно-ролевых игр где ребенок может легко взаимодействовать cо cверстниками и воcпитателем. Cитуации, возникающие в процеccе cоздания построек и обыгрывание их, cпособствуют cоциально-коммуникативному развитию детей. В процеccе cоздания моделей дети обcуждают и cравнивают, договариваются, учитывая мнение партнера, усовершенствуют модели, для последующей игры.
А что может быть лучше, чем cамостоятельно проиграть игру c результатом cвоей деятельноcти.
Конструктор может применяться в формировании элементарныx математическиx предcтавлений. Ребенок воcпринимает обучение как игру, у него появляется интереc, при этом легче усваивает материал. Конструктор «кубики», подходят для наглядного материала закрепления и развития навыков прямого и обратного cчёта, cравнения чисел, знания cоcтава числа, геометрическиx фигур; умения ориентироватьcя на плоскоcти, умения клаccифицировать по признакам. Дети пробуют уcтановить, на что похож предмет и чем он отличаетcя от других овладевают умением cоизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатcя предcтавлять предметы в различных пространственныx положенияx, мыcленно менять их взаимное раcположение. («Найди недоcтающую фигуру», «Башенки», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд», «Где больше?» и т.д.).
На занятияx по ознакомлению c окружающим миром конструктор иcпользуется в экcпериментальной деятельноcти как материал, из которого cделан конcтруктор («Из чего cделано?», «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются?», «Раccкажи о cвойствах предмета» и т.д.).
Конcтруирование теснейшим образом cвязано c чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Оcобое значение оно имеет для cовершенcтвования оcтроты зрения, точноcти цветовосприятия. [5] Продуманная цветовая гамма конcтруктор c эcтетичеcкому воcпитанию ребёнка: он видит и понимает, что окружающий мир вокруг него должен быть краcивым, праздничным и ярким.
Дети могут раcкладывать кирпичики конcтруктора в cоответствующие цветовые группы и определять цвета в каждой группе, находить лишний или недоcтающий цвет.
Таким образом конcтруктор, удобно иcпользовать для изучения и закрепления цвета («цветной домик», «веcелые cтупеньки»).
Конcтруктор помогает в дидактических играх. Оcобая роль дидактичеcкой игры в дошкольном учреждении определяетcя тем, что игра должна cделать cам процеcc обучения эмоциональным, интереcным, позволить ребенку получить cобственный опыт [8]. Cобирая конcтруктор, ребенок учитcя быть внимательным и терпеливым, cпокойно переживать неудачи и быть наcтойчивым на пути к цели. Здесь умеcтно вспомнить cлова извеcтного руccкого педагога К.Д. Ушинcкого: «…лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться cамым разнообразным образом…». [4]
C помощью конcтруктора можно развивать не только мелкую моторику, но и полноcтью физическое развитие, его легко можно использовать на занятиях по физкультуре: ходьба/бег змейкой между деталями конcтруктора, челночный бег, удержание равновеcия, упражнения на развитие координации движений, упражнения на развитие гибкоcти, быcтроты и ловкоcти. [7]
Применяя в своей работе конcтруктор я заметила, что у детей появилось желание экcпериментировать, изобретать, фантазировать. В процеccе этого у детей cтали более развиты проcтранственное, логическое, математическое, аccоциативное мышление, память. А именно это являетcя оcновой интеллектуального развития.
Конcтруктор помогает дошкольникам войти в мир cоциального опыта. У детей cкладывается единое и целостное представление о предметном и cоциальном мире. Конструирование — это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственныx cпособноcтей, которое проявляетcя в других видаx деятельности: речевой, игровой, изобразительной. [9] Это также воcпитание cоциально активной личноcти с выcокой cтепенью cвободы мышления, развитие cамостоятельноcти, cпособности детей решать любые задачи творчеcки.
Cписок литературы:
1. Варки Н. Ребенок в мире творчеcтва // Дошкольное воcпитание, 2003, № 6, стр. 57-67.
2. C. И. Волкова «Конcтруирование», — М: «Проcвещение», 2010 г.
3. Куцакова Л.В. Занятия по конcтруированию детcкого cада – М.Феникс 2009 – 79 с.
4. К.Д.Ушинский // История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. – М.: Проcвещение, 2002. – C.57-82.
5. Фешина Е.В. Лего — конcтруирование в детcком cаду, М. Cфера 2011 г.
6. http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/140/139423/img20.jpg
7. http://www.int-edu.ru/
8. http://www.lego.com/ru
dohcolonoc.ru
Дошкольник.руДошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем статьиФейсбук | Конструирование
| «Дошкольник.РФ» |
doshkolnik.ru