cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект занятия по звуковой культуре речи – []-[ǒ]. , — .

Содержание

Конспект занятия по звуковой культуре речи (звуки з-с)

Управления образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №24, г. Туймазы муниципального района Туймазинский район РБ

Конспект

организованной образовательной деятельности

направление: «Познавательно – речевое развитие»

Область «Коммуникация»

Тема: «Звуковая культура речи. Волшебный мир звуков (з-с)»

Старшая группа №9

Выполнил воспитатель: Бакирова Л.Р.

Квалификационная категория: высшая

Стаж работы: 20лет

г. Туймазы, 2013 г

Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе «Волшебный мир звуков (з-с)»

Программное содержание

. Учить дифференцировать звуки С – З; развивать фонематический слух. Упражнять в отчетливом произнесении заданных звуков; продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук. Упражнять в отчетливом произнесении слов и фраз; воспитывать интерес к художественному слову. Воспитывать культуру общения, развивать память, речь, внимательность.

Словарная работа. Звук, чистоговорки, замок

Предварительная работа. Заучивание стихотворений, скороговорок с данными звуками, речевые упражнения «Угадай песенку», «Произнеси правильно».

Ход НОД:

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где бывает волшебство? А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же как и в сказках, много разных царств –государств, ведь звуков тоже много. А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:

1. Всю ночь летает Мышей добывает.

Станет светло,

Спать летит в дупло (сова).

Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Сова?

Правильно, в этом царстве Сова –хозяйка звука С.

Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком С, живет еще один звук, а какой, угадайте.

2. Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы. (заяц) .

Молодцы, угадали. А вы знаете с какого звука начинается слово Заяц?. Правильно. Зайка –хозяин звука З в волшебном царстве.

Вы уже догадались в царство каких звуков мы попали? Царство звуков «З и С».

А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.

Почему – то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? Хотите знать? Оказывается злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки З и С пропали. Теперь в эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда появятся снова в царстве пропавшие звуки и мы с вами увидим в каком замке живут эти звуки.

Ребята, а чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, справитесь? А зайка и сова будут нам помогать.

Далее воспитатель от имени зайца и совы дает детям задания.

1. И вот первое задание. Давайте вспомним чьи это песенки: З-З-З – чья это песенка? (комара). Повторите.

А теперь послушайте, чья это песенка – С-С-С? (Воды из крана). Повторите.

А теперь я закрою рот листом бумаги и буду называть звуки, а вы слушайте. Если услышите песенку комара, то прогоните его отмахнувшись, а если услышите песенку воды, открывайте кран.

Воспитатель произносит звуки: С-З-С-С-З-З. Дети выполняют задание. Открывается один фрагмент замка.

2. Молодцы, вы расколдовали одну часть замка. Которую часть замка мы с вами расколдовали? (первую).

Слушайте второе задание. Их будет два, ведь звуков же в нашем царстве два. Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (осень) А осень ранняя или поздняя? А что характерно для поздней осени, что идет вместо осенних дождей? Послушайте задание от Совы. Нужно в стихотворение подставить слова подходящие по смыслу, родственники слову снег. Вы готовы?

Воспитатель читает стихотворение И. Лопухиной «Снегопад».

«Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю… снег.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые… снежинки.

На поселки, на лужок

Все снижается… снежок.

Вот веселье для ребят,

Все сильнее… снегопад.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в… снежки.

Словно в белый пуховик,

Нарядился… снеговик.

Рядом снежная фигурка –

Это девочка… Снегурка.

На снегу то, посмотри, —

С красной грудкой… снегири.

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил… снег.

Ребята, какими родственниками слова снег вы встретились в стихотворении?

3. Молодцы, вы расколдовали еще одну часть замка звуков. Которую по счету? (вторую). Ребята, вот сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Я буду называть предложения, а вы назовете, на какой слог оно заканчивается.

Вот летит оса са-са-са

На траве роса –са-са-са

Заплету косу- су-су-су

Я гуляла вчера в лесу су-су-су

Вот идет коза –за-за-за

Не боюсь козы –зы-зы-зы

Вот летит стрекоза –за-за-за

СА-СА-СА- далее придумывают дети.

СЫ-СЫ-СЫ-

СУ-СУ-СУ-

ЗА-ЗА-ЗА-

ЗУ-ЗУ-ЗУ-

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-

Вот молодцы вы все задания выполнили правильно и расколдовали еще одну часть замка. Которую по счету? (третью)

Давайте немного разомнемся вместе с Совой, а то у нас впереди еще много заданий.

Физ. минутка «Сова»

«Сова, сова, совиные глаза.

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как слетит! »

4. А теперь послушайте следующее задание: Надо придумать слова, в которых есть звук З или С. Готовы? Девочки придумывают слова со звуком З, а мальчики – со звуком С. За правильный ответ получаете фишку.

Молодцы, ребята. Посмотрите, вы расколдовали еще одну часть замка и наши герои уже повеселели. А которую по счету часть замка вы расколдовали? (четвертую). Но у нас еще не все колдовство исчезло. Вы готовы продолжить?

5. Слушайте следующее задание Зайки. Заяц и Сова набирают к себе жителей. Надо определить, какой звук есть в этом слове З или С и поместить предмет туда, где находится хозяин этого звука. Еще нужно сказать, где находится звук з-с: в начале, в середине или в конце. Будьте внимательны.

Молодцы, вот вы и расколдовали еще одну часть замка Которую по счету? (пятую) .

6. Посмотрите, ребята, зайка уже повеселел и предлагает нам веселое задание. Он очень любит смешинки, а вы любите? Зайка вам будет говорить смешные предложения, а вы их исправляйте и произносите правильно.

• Глаза закрыли Зину.

• Захар болит у зуба.

• Ваза стоит в розах.

Сова: Молодцы, умеете вы правильно строить предложения.

Ой, ребята, вы расколдовали последнюю, какую? Часть замка? (шестую) .

Посмотрите, какое красивое царство – государство у наших звуков. А посмотрите на экран, какой красивый и большой стал замок, это потому, что вы очень хорошо работали и называли все звуки правильно. Чисто и красиво произносили слова с этими звуками.

Сова и Зайка благодарят детей за помощь в спасении звуков из заколдованного замка.

infourok.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Звуковая культура речи

Конспект занятия по развитию речи

Программа: «От рождения до школы»

Образовательная область: речевое, познавательное развития.

Тема: звуковая культура речи «Веселая прогулка».

Группа: старшая

Цель: создание благоприятных условий для формирования звуковой культуры речи для детей старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:

  1. Воспитательные: воспитывать интерес к родному слову, языку, воспитывать культуру речи, общения; воспитывать навыки сотрудничества в игре; совершенствовать умение слушать других внимательно не перебивая собеседника; воспитывать организованность; интерес к результатам своей деятельности.
  2. Развивающие: развивать фонематический слух и восприятие; развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения; развивать общую и артикуляционную моторику; формировать, обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь, внимание, память, сообразительность, любознательность, словотворчество, расширять кругозор, творческие способности.
  3. Образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [с],[ш]; упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком; учить детей выделять последовательность звуков в простых словах; учить детей внимательно слушать взрослого и друг друга; правильно отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу.
  4. Здоровьесберегающие: сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственной работоспособности, создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Активизация словаря: звуки [с] и [ш], каша, машинка, кошка, шорты, шар.

Наглядный материал и оборудование:

Оборудование: разрезные картинки: кота Матроскина, пес Шарик, Язычок, кубик с заданиями, мяч, карточки с заданиями, компьютер, колонки, файлы с чистоговорками.

Демонстрационный материал: иллюстрации, фотографии, картины.

Раздаточный материал: листы бумаги, цветные карандаши.

Предварительная  работа: просмотр мультфильма «Алфавит», беседа о звуках.

Содержание организованной образовательной деятельности детей:

  1. Организационный этап:

1. Приветствие:

В.: Посмотрите ребята, к нам сегодня пришло много гостей, поздоровались дети.

Д.: Здравствуйте!

2. Проверка готовности детей:

Ребята, приготовьтесь к увлекательному занятию,

Глаза смотрят увлекательно, а уши слушают внимательно!

Работаем активно, играем позитивно!

3. Мотивация к организованной деятельности детей

Вводное слово воспитателя. Введение игровой ситуации:

В.: Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, умылся, почистил зубы верхние, нижние. Открыл окошко, посмотрел, какая погода. Увидел Язычок, что погода хорошая и решил прогуляться. Увидел Язычок улыбку и трубочку и начал тянуть губки.

Дети выполняют артикуляционные упражнения (в стихах).

«Улыбка – трубочка»

— Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

— Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята с горки катаются.

«Качели»

— Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Покачался он на качелях вместе ребятишками и пошел к себе домой. Решил он попить чаю из чашечки.

«Чашечка»

— Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим,

Крепче, крепче, крепче.

Скрылось солнце за горой. Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк. Давайте и мы с вами расслабимся и отдохнем.

«Нам пора передохнуть»

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть

(глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой,

И усталость вся долой.

II. Основной этап:

1.  Сообщение темы занятия и уточнение артикуляции звуков [С] и [Ш] — сравнение артикуляционных укладов (использовать карточки-символы) .

В.: Язычок у нас жил в деревне Простоквашино. Он давно не видел своих друзей, Матроскина и Шарика, и вот однажды он пригласил их в гости. (Дефектолог вставляет картинки Матроскина и Шарика на пенопласт). Пришли они в гости не с пустыми руками, у Матроскина был красивый синий воздушный шар, у Шарика велосипед. Но к несчастью у Матроскина шарик сдулся [Ш-ш-ш-ш], а у Шарика спустило колесо [С-с-с-с]. Но не стоит огорчаться мы сейчас надуем шарик и накачаем шину колеса.

В.: — Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем закреплять?

Д.: — Сегодня мы будем закреплять и правильно произносить звуки [С] и [Ш].

В.: — Правильно [С] и [Ш]. Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать.

(На наборном полотне выставить с помощью детей карточки-символы, уточняющие артикуляцию звуков [С] и [Ш]) .

В.: — Звук [С] — согласный, твердый, глухой, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы.

— Звук [Ш] — согласный, всегда твердый, глухой, губы вытянуты вперед и округлены, язык принимает форму чашечки, находится вверху.

2. Игра «Замени звук»

В.: я вам буду кидать мяч и буду говорить слог со звуком [С], а вы замените на звук [Ш], например са – ша.

Со – Шо Су – Шу Сы – Шы Си – Ши

— Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Звуковой кубик».

3. Физкультминутка:

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Раз-сюда, два-туда

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-привстали

Раз, два заниматься нам пора!

  1. Игра «Звуковой кубик»

Дети встают вкруг и по очереди бросают кубик на пол, и если на грани кубика выпадает картинка с шариком – дети придумывают слова со звуком [Ш], а если выпадет картинка с насосом – дети придумывают слова начинающие со звука [С].

В.: Что-то наши друзья заскучали, давайте вместе песенки споем. (Включает компьютер с песенками-чистоговорками)

Са-са-са – это хитрая лиса

Су-су-су – и живет она в лесу

Сы-сы-сы – много дела у лисы

Со-со-со – она крутит колесо

Ша-ша-ша – наша Маша хороша

Шо-Шо-Шо – рисует Маша хорошо

Шу-шу-шу – свежим воздухом дышу

Ши-ши-ши – каши ешьте малыши

  1. Игра «Исправь ошибку»

В.: Внимательно послушайте предложения, и найдите ошибку.

Мама положила кассу – Мама положила кашшу

У Вадима красивая массинка – У Вадима красивая машшинка

Максим надел ссорты – Максим надел шшорты

У Вани рыжая косска – У Вани рыжая кошшка

— Молодцы дети! Ой, как интересно Матроскину и Шарику. А давайте покажем нашим друзьям, как мы хорошо слышим слова. Сколько всего звуков в слове ШАР, СОМ.

Д.: В слове шар первый звук – Ш, Второй – А, и третий – Р. Всего- три звука.

III Заключительный этап:

1. Подведение итогов. Рефлексия:

В.: Какие вы у меня молодцы! Матроскин говорит ребята, что им пора уже домой. Зато что вы надули ему шарик, а Шарику накачали шину, они дарят вам свои картинки-раскраски. (Дарит раскраски кота и пса). Давайте скажем до свидания, и приходите к нам еще в гости.

Д.: До свидания!

2. Оценка деятельности воспитанников:

В.: Молодцы ребят! А что вам больше всего понравилось? Что больше всего запомнилось?

nsportal.ru

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Воспитание правильного произношения звуков С и Ш в активной речи детей». 

автор: Кожевникова Ольга Николаевна

Воспитатель МБОУ «УСОШ» СП.ДО «Детский сад «Кораблик»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Воспитание правильного произношения звуков С и Ш в активной речи детей».

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.
Тема: «Воспитание правильного произношения звуков С и Ш в активной речи детей».

Тема: «Веселая прогулка».

Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательная: закрепить правильное звукопроизношение звуков с и ш изолированно, в словах и фразах

Развивающая: продолжать развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.

Воспитательная: продолжать воспитывать умение слушать друг друга.

 

Материалы и оборудование: разрезные картинки: кота Матроскина, пес Шарик, Язычок, кубик с заданиями, мяч, карточки с заданиями, компьютер, колонки, файлы с чистоговорками.

 

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Посмотрите ребята, к нам сегодня пришло много гостей, поздоровайтесь.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, умылся, почистил зубы верхние, нижние. Открыл окошко, посмотрел, какая погода. Увидел Язычок, что погода хорошая и решил прогуляться. Увидел Язычок улыбку и трубочку и начал тянуть губки.

Дети выполняют артикуляционные упражнения (в стихах).

«Улыбка – трубочка»

— Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

 

— Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята с горки катаются.

«Качели»

— Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

 

Покачался он на качелях вместе ребятишками и пошел к себе домой. Решил он попить чаю из чашечки.

«Чашечка»

— Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим,

Крепче, крепче, крепче.

 

Скрылось солнце за горой. Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк. Давайте и мы с вами расслабимся и отдохнем.

«Нам пора передохнуть»

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть

(глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой,

И усталость вся долой.

  1. Основная часть.

     Воспитатель: Язычок у нас жил в деревне Простоквашино. Он давно не видел своих друзей, Матроскина и Шарика, и вот однажды он пригласил их в гости. (Воспитатель вставляет картинки Матроскина и Шарика). Пришли они в гости не с пустыми руками, у Матроскина был красивый синий воздушный шар, у Шарика велосипед. Но к несчастью у Матроскина шарик сдулся [Ш-ш-ш-ш], а у Шарика спустило колесо [С-с-с-с]. Но не стоит огорчаться мы сейчас надуем шарик и накачаем шину колеса.

Воспитатель: — Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем закреплять?

Ответы детей.

Воспитатель: — Правильно [С] и [Ш]. Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать.

Игра «Замени звук»

Воспитатель: я вам буду кидать мяч и буду говорить слог со звуком [С], а вы замените на звук [Ш], например са – ша.

Со – Шо      Су – Шу       Сы – Шы     Си – Ши

— Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Звуковой кубик».

Физминутка 

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Раз-сюда, два-туда

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-привстали

Раз, два заниматься нам пора!

 

     Игра «Звуковой кубик» Дети встают вкруг и по очереди бросают кубик на пол, и если на грани кубика выпадает картинка с шариком – дети придумывают слова со звуком [Ш], а если выпадет картинка с насосом – дети придумывают слова начинающие со звука [С].

Воспитатель: Что-то наши друзья заскучали, давайте вместе песенки споем.

Са-са-са – это хитрая лиса

Су-су-су – и живет она в лесу

Сы-сы-сы – много дела у лисы

Со-со-со – она крутит колесо

Ша-ша-ша – наша Маша хороша

Шо-Шо-Шо – рисует Маша хорошо

Шу-шу-шу – свежим воздухом дышу

Ши-ши-ши – каши ешьте малыши

 

Игра «Исправь ошибку»

Воспитатель: Внимательно послушайте предложения, и найдите ошибку.

Мама положила кассу – Мама положила кашшу

У Вадима красивая массинка – У Вадима красивая машшинка

Максим надел ссорты – Максим надел шшорты

У Вани рыжая косска – У Вани рыжая кошшка

— Молодцы дети! Ой, как интересно Матроскину и Шарику.

 

Ответы детей.

     III. Итог занятия.

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! Матроскин говорит ребята, что им пора уже домой. Зато что вы надули ему шарик, а Шарику накачали шину, они дарят вам свои картинки-раскраски. (Дарит раскраски кота и пса). Давайте скажем до свидания, и приходите к нам еще в гости.

Дети: До свидания!

xn--80agabe1dc1k.xn--p1ai

Занятие по звуковой культуре речи

Конспект ООД по звуковой культуре речи в старшей группе «Волшебный мир звуков (з-с)»

Программное содержание. Учить дифференцировать звуки С – З; развивать фонематический слух. Упражнять в отчетливом произнесении заданных звуков; продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук. Упражнять в отчетливом произнесении слов и фраз; воспитывать интерес к художественному слову. Воспитывать культуру общения, развивать память, речь, внимательность.

Словарная работа. Звук, чистоговорки, замок

Предварительная работа. Заучивание стихотворений, скороговорок с данными звуками, речевые упражнения «Угадай песенку», «Произнеси правильно».

Ход ООД:

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где бывает волшебство? А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же как и в сказках, много разных царств –государств, ведь звуков тоже много. А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:

1. Всю ночь летает Мышей добывает.

Станет светло,

Спать летит в дупло (сова).

Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Сова?

Правильно, в этом царстве Сова –хозяйка звука С.

Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком С, живет еще один звук, а какой, угадайте.

2. Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы. (заяц) .

Молодцы, угадали. А вы знаете с какого звука начинается слово Заяц?. Правильно. Зайка –хозяин звука З в волшебном царстве.

Вы уже догадались в царство каких звуков мы попали? Царство звуков «З и С».

А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.

Почему – то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? Хотите знать? Оказывается злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки З и С пропали. Теперь в эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда появятся снова в царстве пропавшие звуки и мы с вами увидим в каком замке живут эти звуки.

Ребята, а чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, справитесь? А зайка и сова будут нам помогать.

Далее воспитатель от имени зайца и совы дает детям задания.

1. И вот первое задание. Давайте вспомним чьи это песенки: З-З-З – чья это песенка? (комара). Повторите.

А теперь послушайте, чья это песенка – С-С-С? (Воды из крана). Повторите.

А теперь я закрою рот листом бумаги и буду называть звуки, а вы слушайте. Если услышите песенку комара, то прогоните его отмахнувшись, а если услышите песенку воды, открывайте кран.

Воспитатель произносит звуки: С-З-С-С-З-З. Дети выполняют задание. Открывается один фрагмент замка.

2. Молодцы, вы расколдовали одну часть замка. Которую часть замка мы с вами расколдовали? (первую). Слушайте второе задание. Их будет два, ведь звуков же в нашем царстве два. Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (осень) А осень ранняя или поздняя? А что характерно для поздней осени, что идет вместо осенних дождей? Послушайте задание от Совы. Нужно в стихотворение подставить слова подходящие по смыслу, родственники слову снег. Вы готовы?

Воспитатель читает стихотворение И. Лопухиной «Снегопад».

«Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю… снег.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые… снежинки.

На поселки, на лужок

Все снижается… снежок.

Вот веселье для ребят,

Все сильнее… снегопад.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в… снежки.

Словно в белый пуховик,

Нарядился… снеговик.

Рядом снежная фигурка –

Это девочка… Снегурка.

На снегу то, посмотри, —

С красной грудкой… снегири.

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил… снег.

Ребята, какими родственниками слова снег вы встретились в стихотворении?

3. Молодцы, вы расколдовали еще одну часть замка звуков. Которую по счету? (вторую). Ребята, вот сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Я буду называть предложения, а вы назовете, на какой слог оно заканчивается.

Вот летит оса са-са-са

На траве роса –са-са-са

Заплету косу- су-су-су

Я гуляла вчера в лесу су-су-су

Вот идет коза –за-за-за

Не боюсь козы –зы-зы-зы

Вот летит стрекоза –за-за-за

СА-СА-СА- далее придумывают дети.

СЫ-СЫ-СЫ-

СУ-СУ-СУ-

ЗА-ЗА-ЗА-

ЗУ-ЗУ-ЗУ-

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-

Вот молодцы вы все задания выполнили правильно и расколдовали еще одну часть замка. Которую по счету? (третью)

Давайте немного разомнемся вместе с Совой, а то у нас впереди еще много заданий.

Физ. минутка «Сова»

«Сова, сова, совиные глаза.

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как слетит! »

4. А теперь послушайте следующее задание: Надо придумать слова, в которых есть звук З или С. Готовы? Девочки придумывают слова со звуком З, а мальчики – со звуком С. За правильный ответ получаете фишку.

Молодцы, ребята. Посмотрите, вы расколдовали еще одну часть замка и наши герои уже повеселели. А которую по счету часть замка вы расколдовали? (четвертую). Но у нас еще не все колдовство исчезло. Вы готовы продолжить?

5. Слушайте следующее задание Зайки. Заяц и Сова набирают к себе жителей. Надо определить, какой звук есть в этом слове З или С и поместить предмет туда, где находится хозяин этого звука. Еще нужно сказать, где находится звук з-с: в начале, в середине или в конце. Будьте внимательны.

Молодцы, вот вы и расколдовали еще одну часть замка Которую по счету? (пятую) .

6. Посмотрите, ребята, зайка уже повеселел и предлагает нам веселое задание. Он очень любит смешинки, а вы любите? Зайка вам будет говорить смешные предложения, а вы их исправляйте и произносите правильно.

• Глаза закрыли Зину.

• Захар болит у зуба.

• Ваза стоит в розах.

Сова: Молодцы, умеете вы правильно строить предложения.

Ой, ребята, вы расколдовали последнюю, какую? Часть замка? (шестую) .

Посмотрите, какое красивое царство – государство у наших звуков. А посмотрите на экран, какой красивый и большой стал замок, это потому, что вы очень хорошо работали и называли все звуки правильно. Чисто и красиво произносили слова с этими звуками.

Сова и Зайка благодарят детей за помощь в спасении звуков из заколдованного замка.

infourok.ru

Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей с ОНР

Цель занятия: подготовка детей к обучению грамоте.

Тема: «СТРАНА ЗВУКОВ».

Задачи: развивать слуховое внимание и фонематический слух; учить различать неречевые и речевые звуки; уточнить артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале слова, придумывать слова на заданный гласный звук; дифференцировать понятия «звук», «слово»; учить различать короткие и длинные слова; учить управлять голосом, менять его силу, громкость; воспитывать умение слушать других; воспитывать доброе отношение к окружающим.

Ход занятия

Учитель-дефектолог (У.-д.). Ребята, вы хотите попасть в страну звуков? Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде. Их нельзя увидеть, их можно только услышать и произнести. Давайте вспомним, какие звуки можно услышать, сидя дома.

Дети вспоминают, что слышали шум ветра, дождя, гром, как едет машина, поезд, поют птицы, лают собаки.

У.-д. Ребята, а ведь у каждого предмета свой «голос». Давайте с вами послушаем голоса различных предметов.

Игра «Внимательные ушки».

Педагог за ширмой производит шумы разными предметами, а дети отгадывают, какой предмет звучал. (Стучал барабан, звенел колокольчик, звучал бубен, рвали бумагу, переливали воду, стучали мячом, шарик катился по столу и т.д.)

У.-д. А ведь у каждого человека тоже есть свой голос. Вы узнаете друг друга по голосу? Давайте поиграем.

Игра «Ну-ка глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай!».

У.-д. Все живые существа имеют свой голос и издают разные звуки,

Включается запись «Голоса домашних птиц и животных». Дети угадывают, кого услышали (собаку, петуха, корову, кота).

У.-д. Ребята, а чем мы умеем издавать звуки? (Ногами.) Давайте потопаем тихо-тихо. А сейчас громко-громко. А чем ещё умеем издавать звуки? (Руками.)

Давайте потрём ладошки и послушаем, какой звук получился… А теперь тихо похлопаем… А теперь громко… А ещё чем мы издаём звуки? (Ртами.)

Закройте рот и попробуйте сказать слово «здравствуйте». Ничего не получилось?

Дети рассказывают, что рот умеет открываться и закрываться, язык, зубы, губы помогают нам издавать звуки.

В этот момент раздаётся шорох. Дети прислушиваются, идут на шорох и находят в сухих листьях маленького ёжика.

У.-д. Хотите, я расскажу вам историю про ёжика?

Дети располагаются на ковре, и педагог рассказывает историю, сопровождая её показом картинок-символов, вызывающих активное звукоподражание.

Однажды маленький ёжик отправился гулять один. Он топал по лесу — топ-топ-топ. Вдруг он увидел, что заблудился. Ёжик испугался и тихо заплакал, и слёзки закапали — кап-кап-кап. А тут ещё туча закрыла солнышко, и дождь забарабанил по сухим листьям — бам-бам-бам. А потом загудел сильный ветер —у-у-у; завыл — в-в-в. Ёжику стало совсем страшно, и он заплакал громко-громко, и слезы закапали сильнее — кап-кап-кап! Но вдруг зашуршали листья — ш-ш-ш. Из-под них выполз большой жук. Он сказал: «Не плачь, ёжик, я отведу тебя домой, а по дороге спою тебе песенку». И жук запел — ж-ж-ж. Потом они встретили комарика, который тоже согласился провести ёжика домой и при этом пел свою песенку — з-з-з. А потом им встретился весёлый ручеёк. Он сказал, что приведёт ёжика к самому дому. Они побежали вместе и пели песенку ручейка — с-с-с. Ручеёк привёл ёжика к самому дому, а там его уже ждала мама. Она согрела чай, и чайник радостно стучал крышкой — б-б-б. Мама поцеловала ёжика, а он сказал, что больше не будет гулять один, и радостно зафыркал — пфф-пфф-пфф.

У.-д. Ребята, а вы знаете, что звуки очень дружат друг с другом, и когда они соединяются, то получаются слова. Если звуков мало, то слово получается короткое, а если звуков много, то слово получается длинное. Давайте поиграем в слова!

Игра «Длинные и короткие слова».

Дети садятся вокруг стола, на котором большой лист бумаги и два мелка: длинный зелёный и короткий красный. Педагог показываем детям картинки, вместе произносят слова и «прохлопывают». После чего выбирают длинный или короткий мелок. Один из детей ещё раз проговаривает слово и одновременно рисует дорожку. Длинные слова оставляют длинную дорожку, а короткие — короткую.

У.-д. А сейчас посмотрим, что у нас получилось. Запомните, что слова бывают длинными и короткими.

Какие короткие слова вы запомнили? (Кот, дом, шар, лук, сыр.)

А какие длинные слова запомнили? (Че-ре-па-ха, по-пу-гай, са-мо-лет, ма-треш-ка, со-ба-ка.)

А сейчас мы с вами попадём на улицу гласных звуков. Давайте вспомним, что умеют делать гласные звуки. (Петь, громко кричать, растягиваться.)

Игра «Испорченный телевизор».

Дети выстраиваются друг за другом. Педагог показывает первому ребёнку беззвучно артикуляцию любого гласного звука. Дети поворачиваются друг к другу и передают «изображение» звука. Последний ребёнок должен угадать, какой звук ему передали и громко его крикнуть.

Игра «Тянем звуки».

Разные варианты игры: дети берутся за руки и, произнося гласные звуки, растягивают свой круг; дети присаживаются, как маленькие грибочки, произносят гласные звуки и «растут» вместе с ними. И т.д.

Игра «Хоровод гласных звуков».

Дети бегают друг за другом по кругу, если слышат гласные звуки, которые произносит педагог. А когда услышат согласный звук, который нельзя произносить протяжно, останавливаются.

У.-д. Ребята, на улицу гласных звуков пускают только тех, кто с ними знаком. Каждый из вас назовёт любой гласный звук и получит красный билетик.

Дети называют гласные звуки: а, о, у, и, ы, э.

В это время волшебная дорожка, ведущая на улицу гласных звуков, превращается в звуковую дорожку, на которой нарисованы символы гласных звуков. Дети идут по дорожке, пропевая гласные звуки. Дорожка ведёт к домикам, на которых тоже символы гласных звуков.

У.-д. Ребята, в этих домиках живут мальчики и девочки. Давайте угадывать их имена!

— Аня, Алла, Алёнка, Андрей, Алёша.

— Ульяна.

— Оля.

— Ира, Инна, Игорь, Ильюша.

А ещё в этих домиках живут картинки. Но они вышли погулять и забыли, кто где живёт. Поможем им найти домики?

Игра «Где чей домик?»

Дети по очереди переворачивают картинки, лежащие на ковре, громко называют слово, протяжно произнося первый звук, называют его и решают, в каком из домиков живёт эта картинка.

У.-д. Вот и закончилась наша игра со звуками. Вы немножко устали. Смотрите-ка, а ведь наш ёжик тоже устал. Давайте споем ему колыбельную песенку, а петь будем нежно и ласково.

Дети по очереди берут на руки ёжика, качают его, нежно напевая на мотив колыбельной: а-а-а-а-а-а-а; у-у-у-у-у-у-у; о-о-о-о-о-о-о; и-и-и-и-и-и-и; ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы; э-э-э-э-э-э-э.

Ёжик уснул. Скажем «тс-с-с» и выйдем из группы и будем вести себя тихо, не будем издавать громких звуков, чтобы не разбудить ёжика.

И. Лебедева

vscolu.ru

Конспект занятие по звуковой культуре речи

Звуковая культура речи: звуки т, п., к

Цель. Закрепление произношение звука т в словах и фразовой речи;

Задачи:

Обучающие — учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п. к;

Развивающие — упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью.

Воспитательные — воспитывать активность и внимательность на занятии, положительное эмоциональное отношение к животным, желание говорить правильно и красиво, умение слушать друг друга.

Методы и приёмы:

-наглядный

-игровой

-словесный

Материал: игрушки медвежонок и щенок, кусочки ваты для каждого ребенка, мультимедийная презентация, варежка «язычок», большие и маленькие часы.

Предварительная работа

-подготовить демонстрационный материал.

-подвижная игра «Поезд»

-малоподвижные игры «Большие ноги шли по дороге», «Часы»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята посмотрите, посмотрите я нашла письмо. Послушайте сто тут пишут: «здравствуйте ребята. Приезжайте к нам в гости в? . Тяпа и Топа. » интересно, а кто это Тяпа и Топа. Поедем? А на чем мы можем поехать? Здорово, давайте на поезде. Посмотрите, кто это нас встречает? Правильно щенок и медвежонок, а зовут их Тяпа и Топа. Давайте поздороваемся.

Воспитатель: У Медвежонок есть весенний ветерок. Давайте подуем на ладошку теплым, еле слышным ветерком. А теперь подул сильный, ветер. А теперь давайте посмотрим, как ветерок сдувает пылинки, положите на ладошку вату и подуйте сначала тихим ветерком, а теперь сильным. Давайте мы с вами расскажем нашу сказку про Язычок. Язычок очень любопытен, и поэтому то и дело выглядывает из домика (показ, а зубы иногда не позволяют непослушному Язычку выглядывать, образуют заборчик (показ: зубы сомкнуты, обнажены) .

«Я хочу посмотреть, – продолжает педагог, – умеют ли ваши зубы строить высокие заборчики». А мы с Топой посмотрим на ваши «заборчики». После выполнения упражнения он дает детям возможность отдохнуть. И Тяпа хочет посмотреть (предлагает еще раз сделать заборчики и разомкнуть зубы, позволив Язычку выглянуть) .

И вот однажды Язычок сидел в своем домике, и стало ему скучно. Он поднял хвостик и стал тихо, стучать хвостиком в верхнюю дверку: «Т-Т-Т-Т» — Покажите, как стучал Язычок. Это новая песенка, которую пел Язычок, сначала он пел ее тихо. Потом Язычок широко открыл свой домик – ротик и начал стучать громче: “Т-Т-Т! ”

Дети поют песенку все вместе и по одному (2–3 ребенка) .

Физкультминутка: Дидактические упражнения «Большие – маленькие ноги, часы»

Воспитатель обращает внимание на медвежонка Топа и щенка Тяпа, поясняет, что медведь ходит топ — топ — топ, топ — топ — топ, а щенок бежит топ, топ, топ, топ, топ, топ, уточняет у детей, как ходит медведь, щенок.

Воспитатель обращает внимание, на большие и маленькие часы, демонстрирует и поясняет, что большие часы ходят так-так-так, так-так-так, а маленькие часики бегут тик-тик-тик, тик-тик-тик, уточняет у детей, как ходят большие и маленькие часы.

АНАЛИЗ:

Воспитатель: Ребята а вы помните как зовут наших друзей. Давайте вместе повторим. Как мы с ними сегодня поиграли? Какую сказку мы сегодня рассказали Тяпе и Топу? Наш язычок выучил новую песенку? Какую?

Звучит гудок паровоза.

Ребята наш поезд отправляется, и нам надо с вами успеть на него. Давайте попрощаемся и поедем назад в группу.

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: конспект занятия по звуковой культуре речи «дифференциация звуков Л — В» .

Этапы занятия

Время

Деятельность логопеда

Деятельность

ребенка

1.Организационный момент

1 мин.

Здравствуйте, ребята!

Занятие сегодня мы начнем с загадок.

 (Дети отгадывают, логопед выставляет на фланелеграф картинку с изображением животного)

1. Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко

Ну, конечно, это…

2. Отступить врагам пришлось!

Их рогами встретил …

3. Вместо носа шланг пожарный,

Уши вроде опахал,

Ростом с башню отмахал.

4. Ходит мать с надменной мордой, рядом дочь с походкой гордой, с длинной шерстью дочь и мама, весь их род зовется …

 

5. Кто зимой холодной ходит злой, голодный?

6. Быстро плавает, ныряет,

И в воде не намокает,

Рыбку ловит и съедает,

Иногда и отпускает,

В «кошки-мышки» с ней играет.

Молодцы! О ком мы сегодня будем говорить?

Здравствуйте.

 

— Белка.

— Лось.

— Слон.

— Лама.

— Волк.

— Выдра.

 

— Мы сегодня будем говорить о диких животных.

2. Сообщение темы занятия

2мин.

Тема нашего занятия «Дикие животные». Мы будем учиться различать звук [Л] и звук [В] .  

— Послушайте слова: слон, белка, лось, лама. Какой звук в этих словах я выделила?

— А теперь послушайте еще слова и определите, какой звук я  выделю: волк, выдра

— Звук [Л]

— Звук [В].

3.Анализ артикуляции звуков.

2мин.

А теперь давайте вспомним, что происходит с органами артикуляции в момент, произношения звука [Л] и [В]? А поможет нам в этом вот этот рисунок – артикуляционные профили [Л] и [В].

Звук [Л]

— При произнесении звука Л в каком положении находятся губы?

— Зубы сомкнуты или разомкнуты?

— При произнесении звука Л где находится кончик языка?

— Какая воздушная струя слабая или сильная?

— Голосовые связки вибрируют или нет?

Звук [В]

— При произнесении звука [В], какое положение занимают губы?

— Зубы сомкнуты или разомкнуты?

— При произнесении звука В где находится кончик языка?

 

—  При произнесении звука [В] голосовые связки вибрируют или нет?

     

— При произнесении звука [В] воздушная струя слабая или сильная?

— Верно, выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой.

 — Чем отличается произнесение звука Л от звука В?

— А сейчас мы отдохнём.  Физкультурная минутка “Дикие животные”:

«Встанем, надо отдохнуть,

 Наши пальчики встряхнуть.

 Поднимайтесь, ручки, вверх,

 Шевелитесь, пальчики, –

 Так шевелят ушками

 Серенькие зайчики.

 Крадемся тихо на носочках,

 Как лисы бродят по лесочку.

 Волк озирается кругом,

 И мы головки повернем.

 Теперь садимся тише, тише –

 Притихнем, словно в норках мыши.

 Ходил медведь по лесу,

 Топтался и рычал.

 Хотел он очень меда

 А где достать – не знал».

Молодцы!  Садитесь, продолжим нашу работу.

Слушают логопеда.

 

— Губы находятся в нейтральном положении.

— При произнесении звука Л зубы разомкнуты.

—  При произнесении звука Л кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами.

— Воздушная слабая.

—  Голосовые складки вибрируют.

— При произнесении звука В губы занимают нейтральное положение. Нижняя губа своим внутренним краем слегка касается верхних зубов.

— При произнесении звука В зубы разомкнуты.

— Кончик языка находится внизу у нижних передних зубов.

— Голосовые связки вибрируют.

— Воздушная струя слабая.

— При произнесении звука В участвует нижняя губа и зубы, а при произнесении звука Л участвует кончик языка и небо.

Дети выполняют движения по тексту

4.Характеристика звуков.

2мин.

  — Ребята, посмотрите на доску. На ней нарисованы мальчики и девочка. Обратите внимание, девочка в красном платье – она означает все гласные. Те мальчики, у которых синие костюмы – это твёрдые согласные, те, кто в зелёных костюмах – это мягкие согласные. Заметьте, у кого на костюмах есть колокольчик – это звонкие согласные.

— Звук [Л] согласный или гласный?

— Почему звук [Л] согласный?

— Какую преграду?

— Звук [Л] звонкий или глухой?

— Почему звук [Л] звонкий?

-Звук [Л] твердый или мягкий?

— Почему звук [Л] твердый?

— При произнесении твердого звука [Л] спинка языка опущена.

— Найдите среди  ребят  звук  [Л].

Молодцы! Давайте поговорим о звуке [В].

 — Звук [В] согласный или гласный?

— Звук [В] звонкий или глухой?

 — Почему звук [В] звонкий?

-Звук [В] твердый или мягкий?

Хорошо. Найдите среди  ребят  звук  [В].

   

— Чем отличается звук Л от звука В?              

— Звук [Л] согласный

— Воздушная струя встречает преграду. Преградой для воздуха является язык и зубы.

— Звук [Л] звонкий

— При произнесении звука [Л] работают голосовые связки

— Звук [Л] твердый.

— Звук [Л] твердый, потому что губы не улыбаются.

Дети выбирают картинку с мальчиком в синей одежде с колокольчиком.

— Звук [В] согласный.

— Звук [В] звонкий.

— При произнесении звука [В] работают голосовые связки

— Звук [В] твердый, потому что губы не улыбаются.

Дети выбирают картинку с мальчиком в синей одежде с колокольчиком.

— Звук Л и звук В согласные, твердые и звонкие, значит между ними отличий нет.

5.Закрепление звуков в изолированном виде.

1мин.

— А теперь поучимся говорить звук [Л].

Упражнение «Самолет летит»

— Покажите, как летит самолет

Упражнение «Дрожим от холода»

— Представьте, что мы очень замерзли и дрожим от холода, покажите с помощью звука.

Дети совместно с логопедом произносят длительно:

— л-л-л-л-л

— в-в-в-в-в

6.Связь звуков с буквами

1мин.

— Давай вспомним, чем отличаются буквы от звуков?

(показ картинок)

— Посмотрите это звук и буква Л. (демонстрация буквы Л строчной и заглавной)

Давай пропишем букву (Л) пальцем в воздухе.

— А вот это буква и звук В (показ буквы в заглавном и строчном виде).

Давай пропишем букву (В) пальцем в воздухе (логопед поворачивается спиной к детям и прописывает букву вместе с детьми).

Давайте с вами напишем эти буквы:

— У вас на столах лежит мягкая проволока и счетные палочки. Пишем букву В проволокой.

— А букву Л – выкладываем из счетных палочек.

— Буквы мы видим, пишем, читаем    

   — А звуки мы говорим и слышим.

 Дети прописывают букву в воздухе.    

Дети выполняют задание логопеда.

7.Развитие фонематического слуха

2мин.

— Ребята, я буду называть звуки, а вы возьмите в руки карандаши и если услышите звук [В], то стукните 1 раз, если услышите [Л], то 2 раза:

— р, л, м, н, м, р, н, л, л, м, н, р

— в, з, ж, с, в, ж, з, в, ж, в, с, ж

— А теперь я называю слоги, и вы точно так же, если слышите [В] – 1р, если [Л] – 2р.

— ра, ла, ма, на,  му, но, лы, на, ло, он,ур, ул, ам, ал, ар, ил, ма, ра, на, ла;

— ва, за, со, во, зы, ву, сэ, зо, вы, вэ.

Молодцы, теперь я называю слова и вы если услышите звук [В] — 1р, [Л] — 2р.

— слон, выдра, зебра, бегемот, лось, жираф, белка, страус, лама.

Игра «Светофор». 

Определи место звука [Л] в слове.

Звук в начале слова

звук в середине слова

 звук в конце слова      

                                   лама

                                             выдра

                                             белка

                                                волк

 Слушают логопеда.

Дети выполняют задание логопеда

8.Закрепление звуков в слогах.

3мин.

Произношение с детьми отраженно, сопряжено и индивидуально слогов с изучаемыми звуками с опорой на слоговые дорожки.

ал-ол-ул-эл-ыл-ил-ел

ла-ло-лу-лы-лэ; ва-во-вы-вэ-ву.

— Назовите первый звук в слоге ла

— Фишкой какого цвета мы обозначим звук [Л]? Почему?

— Назовите второй звук.

— Какой фишкой выложим этот звук? Почему?

— Назовите первый звук в слоге ва

— Фишкой какого цвета мы обозначим звук [В]? Почему?

— Назовите второй звук.

— Какой фишкой выложим этот звук? Почему?

— Чем отличается слог ла от слога ва?

Т.о. прочитываются все предложенные слоги: обратные, прямые. Проводится звуко —  буквенный анализ и графическая запись любого слога со звуком [В] и со звуком [Л] (выкладывается фишка желтого цвета, обозначающая слог, под ней выкладываются фишки гласных звуков (красного цвета), твердых согласных (синего цвета). Сначала выкладывается фишка к первому звуку, а под нее подкладывется буква из кассы.

—  В слоге ла первый звук [Л]

— Звук Л мы обозначим фишкой синего цвета, потому что звук [Л] согласный, твердый.

— Второй звук в слоге звук [А]

— Фишкой красного цвета, потому что звук [А] гласный.

— В слоге ва первый звук [В]

— Фишкой синего цвета, потому что звук [В] согласный, твердый.

— Второй звук в слоге звук [А]

— Фишкой красного цвета. Звук [А] гласный.

— Слог ла начинается со звука Л, а слог ва начинается со звука В.

9.Закрепление звуков в словах.

3мин.

-Посмотрите на парные картинки и скажите, что на них изображено

(детям предлагаются парные картинки из слов паронимов:

лапа – вата, лоск – воск, лоза – ваза, пол — вол)

— Покажите картинку, где изображена лапа и вата. Правильно! Объясните значение слова вата.

— Объясните значение слова лапа.

— Чем отличается на слух слово лапа от слова вата?

Дети определяют звуковое различие между словами.

— Как называются такие  слова?

Проводится звуко-слоговой анализ и графическое отображение слов «лапа – вата»

— Выкладывается фишка, соответствующая понятию слова «лапа» (полоска белого цвета)

— Назовите первый звук в  слове «лапа».

— Назовите последний звук в слове «лапа».

— Назовите гласные в слове «лапа».

— Пропойте этот звук

—  В слове столько слогов – сколько гласных звуков.

— Сколько слогов в слове «лапа»?

Под графическим символом слова выкладываются фишки желтого цвета (слоги слова «лапа»): ла-па.

— Назовите звуки слова «лапа» по порядку.

Далее дети выкладывают фишку к первому звуку, а на нее накладывают соответствующую букву из кассы (красная фишка – гласный звук, синяя – согласный твердый). Аналогично проводится работа со вторым словом «вата».

Дети называют, что изображено на первой и на второй картинках, объясняют смысловое значение слов.

— Вот это вата, а вот это лапа.

— Вата это медицинский предмет, который использует мед. сестра перед прививкой.

— Лапа это часть тела животного.

— При произнесении слова лапа мы слышим первый звук Л. А при произнесении слова вата мы слышим первый звук В.

— Такие слова называются паронимы — это слова, которые отличаются 1 буквой.

Дети выкладывают фишки в соответствующем порядке.

— звук [Л]

— звук [А]

— в слове два гласных звука [А]

— Ааааа

В слове лапа два слога ла – па.

-л-а-п-а

10.Закрепление звуков в предложении.

6мин.

Дети с отработанными словами составляют предложения.

  1. На свалке раскиданы палки.
  2. Муркина лапа как вата.
  3. Вол стоит на полу.
  4. Из вазы свисает лоза.

Анализ одного предложения:

Муркина лапа как вата.

— Дайте понятие «предложение».

— Сколько слов в предложении «Муркина лапа как вата»?

Дети составляют графическую схему предложения.

 Проводится работа над каждым, словом в предложении.

— Сколько слогов в слове Муркина?

Разберите каждый звук в каждом слоге.

Аналогично разбираются слова лапа как вата.

Дети отраженно повторяют за логопедом.

В предложении первое слово начинается с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.

— В предложении «Муркина лапа как вата» 4 слова.

В слове Муркина 3 слога: Мур-ки-на.

Первый слог МУР. Звук М согласный, твердый; звук У гласный; звук Р согласный, твердый. Второй слог КИ. Звук К согласный, мягкий; звук И гласный.

Третий слог НА. Звук Н согласный, твердый; звук А гласный.

11. Закрепление звуков в тексте.

3мин.

А теперь я вам прочитаю рассказ. Вы слушайте внимательно, и потом вы будите называть те слова в тексте, в которых есть звук В или Л.:

Мальчик Слава в лодку сел,

Песню звонкую запел.

 В этой песенке слова

 Про хорошие дела.

Дети выполняют задание логопеда.

Звук Л встречается в словах: Слава, лодка, сел, запел, слова, дела.

Звук В встречается в словах: Слава, звонкую, слова.

12. Домашнее задание

1мин.

— Выучить стихотворение, в состав которого входят слова, включающие буквы Л, В.

Мальчик Слава в лодку сел,

Песню звонкую запел.

 В этой песенке слова

 Про хорошие дела.

— Печатать буквы (Л, В) в тетради.

— Выложить схему предложения: «Вол стоит на полу».

13. Итог занятия

2мин.

— Какие звуки мы сегодня учились произносить? О ком мы говорили?

Давайте вспомним характеристику положения: губ, зубов, языка и силу воздушной струи при произнесении звуков [Л], В по схемам.

— В каких словах мы встречали звуки Л, В?

— Какие слова мы сегодня проговаривали и разбирали при помощи графических схем?

— Какое предложение мы разбирали при помощи графических схем?

Сегодня мы учились произносить звуки [Л], [В] и говорили о диких животных.

При произнесении звука Л работает кончик языка и небо, воздушная струя слабая.

При произнесении звука В участвует нижняя губа и зубы, воздушная струя слабая.

Звуки Л, В согласные, твердые, звонкие.

Звук Л мы встречали в словах: лапа, лоза, пол, белка, лось, слон, лама.

Звук В мы встречали в словах: вол, воск, ваза, волк, выдра.

— Мы разбирали слова «лапа» и «вата».

— Мы разбирали предложение: «Муркина лапа как вата».

14. Оценка деятельности детей

1мин.

Молодцы! Очень старались. Занятие  закончено.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *