Конспект урока былина вольга и микула селянинович – План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Конспект урока по литературе «Былина «Вольга и Микула Селянинович» | скачать бесплатно
Конспект урока по литературе «Былина «Вольга и Микула Селянинович»
Разделы: Литература
Цели урока:
1. Сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины.
2. Рассмотреть особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине.
3. Дать понятие об эпическом герое.
4. Отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, Составлять его характеристику (устно).
Проблемный вопрос урока: Какой теме посвящена былина? Кого можно назвать её подлинным героем?
Ход урока
1. Постановка целей урока:
— Сегодня нам предстоит:
1) проанализировать былину “Вольга и Микула Селянинович”;
2) определить тему былины;
3) выяснить, кто является её подлинным героем;
4) рассмотреть те средства, с помощью которых создаётся образ героя;
5) учимся давать характеристику героя и выразительно читать былину.
2. Актуализация опорных знаний (опрос по домашнему заданию).
1. Что такое былина?
2. Какие темы поднимались в былинах?
3. Кто является героем былин?
4. Кого называют богатырём?
3. Слово учителя.
— Исследователи русских былин разделили былинных богатырей на два типа: на “старших” и “младших” богатырей. “Старшие” богатыри – это воплощение стихий, титанических сил, которые уже получили очертания человеческого образа, но всё ещё остались силою мировою. Некоторые из этих богатырей ближе к людям, другие – дальше от людей, ближе к эпохе мифов.
Один из самых древних богатырей – Святогор, обитающий на святых горах, который хочет передать свою силу Илье Муромцу. Заметим, что Илья отказывается принять всю силу Святогора, принимает только полсилушки. Древнейшую былинную троицу дополняют Волх Всеславьевич и Михайло Потык.
Былинный образ Волха Всеславьевича не менее древний, чем образ Святогора. Волх – это волхв, умеющий “вражбу чинить”, то есть ворожить, мудрый кудесник, волшебник, родившийся от змея (что по древним языческим представлениям являлось признаком мудрости). О его рождении и подвигах рассказывается в былине “Волх Всеславьевич”. Волх – оборотень, обладающий способностью обвёртываться в сокола, волка, тура, муравья. Такая способность была присуща языческому божеству охоты.
Позже имя Волх превратилось в имя Вольга. Исследователи считают, что в былине о Вольге и Микуле воссозданы не просто образы князя и крестьянина, а двух языческих богов: бога охоты (Волх-Вольга) и бога земледелия (Микула). Микула носит отчество Селянинович – от слова “селянин”, то есть крестьянин, живущий в селе.
4. Анализ заглавия былины. Постановка проблемного вопроса.
— ? Обратите внимание на заглавие. Что необычно? (В заглавии имена двух героев.)
Прб? Кого можно назвать подлинным героем былины?
— Чтобы ответить на этот вопрос, перечитаем некоторые фрагменты былины и посмотрим, как построены её сюжет и композиция, так как именно в них – авторское отношение к героям.
5. Анализ сюжета и композиции былины.
1) О ком эта былина? Что отражается в её названии?
(О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины.)
2) О чём рассказывает былина? Какова её тема?
(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.)
3) Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?)
(Сюжет прост: молодой Вольга Святославович отправляется со своей дружиной “за получкою” (за данью) в подаренные ему города. В поле он встречает могучего пахаря и, узнав от него, что в тех городах “мужички да всё разбойнички”, зовёт богатыря с собой. Богатырь соглашается, но прежде просит убрать с борозды сошку – “бросить сошку за ракитов куст”. И оказывается, что это никому не под силу, кроме самого пахаря. Только после этого происходит настоящее знакомство Вольги с чудо-богатырём и определяется его имя: “Молодой Микула Селянинович”.)
— В ваших учебниках представлен вариант, который заканчивается тем, что Вольга, изумляясь мощи пахаря, спрашивает, как его зовут, и откуда он. Существует также много вариантов, в которых рассказывается, как Вольга с Микулой поехали в жалованные князю города. Стали они “по городу похаживать”. А горожане стали “поговаривать”: не Вольги с дружиной они боятся, а боятся того, что “третьёво дни” у них был и их побил (см. в тексте эпизод, где Микула рассказывает о своих злоключениях в названных городах).
Вольга назначает своим наместником Микулу.
Существуют также варианты. В которых Микула спасает от гибели Вольгу. Затем князь угощает Вольгу и отпускает от себя в Киев.
Смысл этой былины именно в таком окончании. В отдалённой губернии центральная власть не имеет реальной силы. Всё решает отношение местных жителей к тем решениям, которые принимаются в Киеве. Вольга видит это и предпочитает оставить наместником Микулу.
Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV-XV векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в Новгородской. Псковской, Олонецкой губернии почва после расчистки леса была усеяна кореньями, которые нужно было вывёртывать и в борозду валить, и валунами, которые приходилось огибать при пахоте. Огромная соха чудесного богатыря Микулы могла сама выворачивать коренья.
Как видите, Вольга и Микула противопоставлены друг другу. Но по одному сюжету не определишь, в чём смысл этой былины, почему для изображения могучего богатыря Микулы Селяниновича понадобилось сопоставление его с Вольгой.
Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление Вольги и Микулы композиционно (т. е. как располагаются части былины, как обрисованы образы героев).
4) С чего начинается былина?
(С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление “когда…солнце…тогда…Вольга…”)
5) Что мы дальше узнаём о Вольге? (Читаем следующую строфу.)
(Герой пытается проникнуть везде под видом рыб, птиц и зверей – подчёркивается его чудесное происхождение: от женщины и змея.)
— Это описание обычно для былины о Вольге – великом охотнике, маге и военном вожде, совершающем поход в чужую землю. В данной былине это описание подчёркивает противопоставление Вольги простому крестьянину Микуле.
— Итак, уже в начале былины Вольга противопоставлен Микуле.
6) Что служит завязкой действия? (Читаем третью строфу)
(Вольга собирает “дружинушку хоробрую” и отправляется за данью с подаренных ему городов.)
7) Как развивается действие?
(Вольга встречает в поле оратая-богатыря.)
8) Что же поражает Вольгу?
(Вольгу и его дружину полражает сила крестьянина и могущество его коня.)
9) Рассмотрим, как создаётся образ богатыря Микулы. (Читаем 4 строфу)
(1. Гипербола: три дня ехали, услышав голос Микулы.
2. Описание кобылы Микулы (читаем 5 строфу)
3. Постоянные эпитеты.)
-? Чем необычно это описание?
(В описании кобылы и орудий труда представлены наилучшие их качества: кобыла “соловая” (светло-жёлтая), “гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”, “а рогачик-то…красна золота”)
4. Описание внешности Микулы (читаем 6 строфу)
(Используются сравнения: “кудри…что жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”, “сапожки…зелён сафьян”. Он одет очень нарядно, по-праздничному.)
— Таким образом, описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание.
10) О характере героев многое можно сказать и из их диалога. (Читаем по ролям.)
(В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В собственном рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле сопровождать его.)
11) Как описывается дальнейший их путь? Что сопоставляется? (Читаем след. строфу)
(Сопоставляются кобыла Микулы и конь Вольги (зачитываем по тексту)).
12) Где действие достигает кульминации?
(Непредвиденное состязание в силе богатыря Микулы и “дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды.)
— Прочитаем далее. Обратите внимание на приём градации (= нарастания).
-? Кто выходит победителем? (Микула.)
13) Прерванное движение возобновляется, и снова обнаруживается преимущество рабочей кобылы пахаря перед боевым конём Вольги. Прочитайте следующие две строфы.
Как понять слова Вольги во второй строфе?
(Он признаёт преимущество кобылы Микулы.)
14) Как мы убеждаемся в полной победе Микулы?
(Вольга спрашивает его имя.)
-? Как Микула называет себя?
(Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей: “мужичков”.)
-? Почему? Что значит это имя для “мужичков”?
(В их глазах имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на благо людей.)
— Таким образом, выделяется имя главного героя: оно оказывается в сильной позиции, завершая весь текст и перекликается с названием былины, подчёркивает приоритет Микулы Селяниновича как главного героя былины.
Получается, что обычный крестьянин Микула стоит выше князя Вольги.
15) Как вы думаете, благодаря каким своим качествам Микула заслужил такую любовь народа?
(1. Уважение к тяжёлому труду землепашца.
2. Истинный патриот родины, живущий её интересами.)
16) Зачем тогда введён образ Вольги?
(Через сопоставление с ним показать превосходство Микулы.)
— Микула – это эпический герой.
Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
6. Характеристика Микулы Селяниновича.
-? Основываясь на определении “эпического героя”, докажите, что Микула Селянинович является эпическим героем.
7. Итоги урока.
-? Какую характеристику вы могли бы дать русскому богатырю?
(Под запись:
1) человек недюжинной силы
2) идеал нравственности
3) истинный патриот родины, живущий её интересами.)
Домашнее задание: прочитать былину “Илья Муромец и Соловей-разбойник” или сделать иллюстрацию к былине “Вольга и Микула Селянинович”.
16.03.2007
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспект урока .Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович».
1) О ком эта былина? Что отражается в её названии?
(О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины.)
2) О чём рассказывает былина? Какова её тема?
(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.)
3) Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?)
(Сюжет прост: молодой Вольга Святославович отправляется со своей дружиной “за получкою” (за данью) в подаренные ему города. В поле он встречает могучего пахаря и, узнав от него, что в тех городах “мужички да всё разбойнички”, зовёт богатыря с собой. Богатырь соглашается, но прежде просит убрать с борозды сошку – “бросить сошку за ракитов куст”. И оказывается, что это никому не под силу, кроме самого пахаря. Только после этого происходит настоящее знакомство Вольги с чудо-богатырём и определяется его имя: “Молодой Микула Селянинович”.)
— В ваших учебниках представлен вариант, который заканчивается тем, что Вольга, изумляясь мощи пахаря, спрашивает, как его зовут, и откуда он. Существует также много вариантов, в которых рассказывается, как Вольга с Микулой поехали в жалованные князю города. Стали они “по городу похаживать”. А горожане стали “поговаривать”: не Вольги с дружиной они боятся, а боятся того, что “третьёво дни” у них был и их побил (см. в тексте эпизод, где Микула рассказывает о своих злоключениях в названных городах).
Вольга назначает своим наместником Микулу.
Существуют также варианты. В которых Микула спасает от гибели Вольгу. Затем князь угощает Вольгу и отпускает от себя в Киев.
Смысл этой былины именно в таком окончании. В отдалённой губернии центральная власть не имеет реальной силы. Всё решает отношение местных жителей к тем решениям, которые принимаются в Киеве. Вольга видит это и предпочитает оставить наместником Микулу.
Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV-XV векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в Новгородской. Псковской, Олонецкой губернии почва после расчистки леса была усеяна кореньями, которые нужно было вывёртывать и в борозду валить, и валунами, которые приходилось огибать при пахоте. Огромная соха чудесного богатыря Микулы могла сама выворачивать коренья.
Как видите, Вольга и Микула противопоставлены друг другу. Но по одному сюжету не определишь, в чём смысл этой былины, почему для изображения могучего богатыря Микулы Селяниновича понадобилось сопоставление его с Вольгой.
Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление Вольги и Микулы композиционно (т. е. как располагаются части былины, как обрисованы образы героев).
4) С чего начинается былина?
(С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление “когда…солнце…тогда…Вольга…”)
5) Что мы дальше узнаём о Вольге? (Читаем следующую строфу.)
(Герой пытается проникнуть везде под видом рыб, птиц и зверей – подчёркивается его чудесное происхождение: от женщины и змея.)
— Это описание обычно для былины о Вольге – великом охотнике, маге и военном вожде, совершающем поход в чужую землю. В данной былине это описание подчёркивает противопоставление Вольги простому крестьянину Микуле.
— Итак, уже в начале былины Вольга противопоставлен Микуле.
6) Что служит завязкой действия? (Читаем третью строфу)
(Вольга собирает “дружинушку хоробрую” и отправляется за данью с подаренных ему городов.)
7) Как развивается действие?
(Вольга встречает в поле оратая-богатыря.)
8) Что же поражает Вольгу?
(Вольгу и его дружину полражает сила крестьянина и могущество его коня.)
9) Рассмотрим, как создаётся образ богатыря Микулы. (Читаем 4 строфу)
( 1. Гипербола: три дня ехали, услышав голос Микулы.
2. Описание кобылы Микулы (читаем 5 строфу)
3. Постоянные эпитеты.)
-? Чем необычно это описание?
(В описании кобылы и орудий труда представлены наилучшие их качества: кобыла “соловая” (светло-жёлтая), “гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”, “а рогачик-то…красна золота”)
4. Описание внешности Микулы (читаем 6 строфу)
(Используются сравнения: “кудри…что жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”, “сапожки…зелён сафьян”. Он одет очень нарядно, по-праздничному.)
— Таким образом, описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание.
10) О характере героев многое можно сказать и из их диалога. (Читаем по ролям.)
(В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В собственном рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле сопровождать его.)
11) Как описывается дальнейший их путь? Что сопоставляется? (Читаем след. строфу)
(Сопоставляются кобыла Микулы и конь Вольги (зачитываем по тексту)).
12) Где действие достигает кульминации?
(Непредвиденное состязание в силе богатыря Микулы и “дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды.)
— Прочитаем далее. Обратите внимание на приём градации (= нарастания).
-? Кто выходит победителем? (Микула.)
13) Прерванное движение возобновляется, и снова обнаруживается преимущество рабочей кобылы пахаря перед боевым конём Вольги. Прочитайте следующие две строфы.
Как понять слова Вольги во второй строфе?
(Он признаёт преимущество кобылы Микулы.)
14) Как мы убеждаемся в полной победе Микулы?
(Вольга спрашивает его имя.)
-? Как Микула называет себя?
(Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей: “мужичков”.)
-? Почему? Что значит это имя для “мужичков”?
(В их глазах имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на благо людей.)
— Таким образом, выделяется имя главного героя: оно оказывается в сильной позиции, завершая весь текст и перекликается с названием былины, подчёркивает приоритет Микулы Селяниновича как главного героя былины.
Получается, что обычный крестьянин Микула стоит выше князя Вольги.
15) Как вы думаете, благодаря каким своим качествам Микула заслужил такую любовь народа?
(1. Уважение к тяжёлому труду землепашца.
2. Истинный патриот родины, живущий её интересами.)
16) Зачем тогда введён образ Вольги?
(Через сопоставление с ним показать превосходство Микулы.)
— Микула – это эпический герой.
Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью. (Записываем данное определение в словарь литературоведческих терминов).
infourok.ru
Урок на тему: «Былина «Вольга и Микула Селянинович» (7 класс)
МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Урок на тему:
«Былина «Вольга и Микула Селянинович»
(7 класс)
Учитель русского языка и литературы
Курбатова Галина Николаевна
2017 год
Урок 4
Былина «Вольга и Микула Селянинович»
Цели: продолжить знакомство с былинами; прививать любовь к устному народному творчеству.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомятся с главными героями былины, с композицией, художественными особенностями, исполнением былины.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
· познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы;
· регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;
· коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; осознавать значение учебной деятельности и личностный смысл учения.
Сценарий урока
I. Проверка домашнего задания.
– Назовите и охарактеризуйте два основных цикла былин. (Киевский и Новгородский. Киевский цикл: действие в Киеве; принимает участие князь Владимир; основная тема – защита русской земли от кочевников; герои – три богатыря-воина; Вольга и Микула – герои социально-бытовых былин. Новгородский цикл: город вел торговлю; плавание в другие страны; затронуты социальные темы.)
– Перескажите статью «О собирании, исполнении и значении былин».
II. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
– Будничный труд крестьянина в былинах ценили выше воинского труда. Эта мысль подчеркнута в былине «Вольга и Микула Селянинович» сравнением двух образов: пахаря (орáтай, óрет – пашет) Микулы и князя Вольги, мудрого правителя, умеющего превращаться в птицу-сокола, в щуку-рыбу, в серого волка, рыскающего по чистым полям. Но Микула сильнее, выносливее князя. Само заглавие «…Микула Селянинович» подчеркивает уважение к нему.
2. Работа по учебнику.
Словарная работа: анализ слов-сносок в учебнике.
Чтение былины учителем и подготовленными учениками-ассистентами (по ролям).
Аналитическая беседа по вопросам.
– Какой теме посвящена былина? (В былине звучит тема тяжелого крестьянского труда.)
– Кто ее главный герой? (Конечно же, Микула, вся дружинушка храбрая не смогла сравниться с ним в силе.)
– Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле? (После рассказа пахаря о разбойниках в тех городах, куда Вольга едет за данью, он понял, что не справится с мужичками. За силу великую, за работоспособность, за учтивые слова проникся Вольга уважением к Микуле. За труд, за гостеприимство уважали пахаря и мужички, величая его «молодым Микулой Селяниновичем».)
Задание 1.
– Зачитайте описание внешности пахаря. («А у оратая кудри качаются… А кафтанчик у него черна бархата» (с. 18). Праздничная одежда пахаря вполне естественна. Любая деревенская страда: пахота, жатва, покос – была праздником настоящим, важным и торжественным. Это и понятно: «летний день год кормит», «лето припасает, а зима поедает». На собственном опыте об этом знали и создатели былин, потому-то крестьянину и уважение особое, и труд крестьянский выше воинского труда ценится.)
– Как описан труд Микулы? («Повыехали в раздольице… А омешки по камешкам почиркивают» (с. 17–18). «Как орет в поле орáтай… каменья в борозду валит» (с. 18). Крестьянский труд требует выносливости, сноровки и, конечно же, старания и любви.)
Задание 2.
– Найдите постоянные эпитеты. («Хоробрая», «омешики… булатные», «гужики… шелковые» и др.)
– Выделите гиперболы, троекратные повторения, напевность, торжественность.
III. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Чему учили былины, что прославляли, воспитывали? (Высказывания учащихся.)
Вывод. Былины учили жить, трудиться, прославляли людей труда, воспитывали уважение к труженикам и крестьянскому труду.
Домашнее задание: подготовить ответ на вопрос 3, с. 23 (характеристика Вольги или Микулы).
Индивидуальное задание.
– Если бы предложили поставить памятник одному из героев, как бы он выглядел? Изобразите его.
kopilkaurokov.ru
Урок 4 БЫЛИНА «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ» | Поурочные планы по русской литературе 7 класс
Урок 4 БЫЛИНА «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ»
02.02.2012 61699 2808Урок 4 БЫЛИНа «вольга И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ»
Цели: продолжить знакомство с былинами; прививать любовь к устному народному творчеству.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Назвать два основных цикла былин (Киевский, Новгородский. Киевский цикл – действие в Киеве, князь Владимир, основная тема – защита русской земли от кочевников, герои – три богатыря-воина; Вольга и Микула – герои социально-бытовых былин.
Новгородские – город вел торговлю, плавание в другие страны, затронуты социальные темы.)
2. Пересказ статьи «О собирании, исполнении и значении былин».
III. Изучение новой темы.
1. Слово учителя.
Будничный труд крестьянина в былинах ценили выше воинского труда. Эта мысль подчеркнута в былине «Вольга и Микула Селянинович» сравнением двух образов: пахаря (орáтай, óрет – пашет) Микулы и князя Вольги, мудрого князя, умеющего превращаться в птицу-сокола, в щуку-рыбу, в серого волка, рыскающего по чистым полям. Но Микула сильнее, выносливее князя. Само заглавие «…Микула Селянинович» подчеркивает уважение к нему.
2. Словарная работа: анализ слов-сносок в учебнике.
3. Чтение былины учителем и подготовленными учениками-ассистентами (по ролям).
4. Аналитическая беседа по вопросам.
– Какой теме посвящена былина? (В былине звучит тема тяжелого крестьянского труда.)
– Кто ее главный герой? (Конечно же, Микула, вся дружинушка храбрая не смогла сравниться с ним в силе.)
– Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле? (После рассказа пахаря о разбойниках в тех городах, куда Вольга едет за данью, он понял, что не справится с мужичками. За силу великую, за работоспособность, за учтивые слова проникся Вольга уважением к Микуле. За труд, за гостеприимство уважали пахаря и мужички, величая его «молодым Микулой Селяниновичем».)
5. Задание 1: зачитать описание внешности пахаря.
(«А у оратаря кудри качаются… А кафтанчик у него черна бархата». С. 19 (2-я строфа). Праздничная одежда пахаря вполне естественна. Любая деревенская страда: пахота, жатва, покос – была праздником настоящим, важным и торжественным. Это и понятно: «летний день год кормит», «лето припасает, а зима поедает». На собственном опыте об этом знали и создатели былин, потому-то крестьянину и уважение особое, и труд крестьянский выше воинского труда ценится.)
– Как описан труд Микулы? (Повыехали в раздольице… (4-я строфа) …А омешки по камешкам почиркивают». (5-я строфа) «Как орет в поле орáтай… каменья в борозду валит». Крестьянский труд требует выносливости, сноровки и, конечно же, старания и любви.)
6. Задание 2: найти постоянные эпитеты. (Хоробрая, амешики… булатные», «гужики… шелковые»), гиперболы, троекратные повторения, напевность, торжественность.
IV. Подведение итогов урока.
– Чему учили былины, что прославляли, воспитывали?
Вывод. Былины учили жить, трудиться, прославляли людей труда, воспитывали уважение к труженикам и крестьянскому труду.
Домашнее задание: с. 23 в учебнике, подготовить ответ на вопрос 3 (характеристика Вольги или Микулы).
Индивидуальное задание: если бы предложили поставить памятник одному из героев, как бы он выглядел (рисунки).
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net
Технологическая карта урока по теме «Былины и их исполнители. Былина «Вольга и Микула Селянинович»»
Предмет: литература
Класс: 7 Дата:
Учитель: Цыбанова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ – Чемерновская СОШ
Тема урока: Былины и их исполнители. Былина «Вольга и Микула Селянинович».
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.
Задачи:
обучающие: знакомство с понятием «былина»; расширение знаний о фольклорных жанрах; обучение выразительному чтению, умению работать с поэтическим текстом, давать характеристику литературному герою;
развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;
воспитательные: воспитание гуманизма, чувства коллективизма; формирование основных мировоззренческих понятий; формирование нравственно-этических представлений.
Ресурсы: http://uroki.net/ , http://www.zavuch.ru/ , http://festival.1september.ru/, учебник, тетрадь.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обуч-ся | Формируемые УУД |
Мотивационный этап | Приветствует. Мотивирует к обучению. Работа с эпиграфом: Вы поедьте по своим местам, Вы чините везде такову славу, Что Святая Русь не пуста стоит, На Святой Руси есть сильны могучи богатыри. | Слушают учителя. Формулируют цели обучения. | К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества. Р.: готовность к самообразованию. П.: формулирование проблемы; выделение и формулирование цели урока. Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций. |
Целеполагание | Организует беседу по постановке целей урока | Участвуют в полилоге, выполняют задания. | К.: представление конкретного содержания; речевое сообщение. Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание. П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний. |
Актуализация знаний | Организует повторение пройденного. 1) Блиц-опрос: — Каковы особенности преданий как жанра? — Какими предстают Иван Грозный и Петр I в преданиях? — Чем отличается предание от былины? | Выполняют задания | К.: выражение ,пояснение и аргументация своей точки зрения. Р: осуществление рефлексии своей деятельности. П.: умение применять знания в конкретной ситуации. |
Освоение нового | Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей. 1) Слово учителя До нас дошел героический эпос русского народа — сказания о древних героях, русских богатырях. Часто героический эпос наших предков также называют богатырским эпосом. Именно поэтому в современной науке принято считать, что русский устный эпос состоит из сказаний, преданий и песен повествовательного характера, рассказывающих о жизни и деяниях героев далекого прошлого, начиная с дохристианской Руси. Самым древним видом устного эпоса являются былины. Термин былина закрепился за эпическими сказаниями и эпическими песнями в середине XIX столетия; ранее их называли старинами, реже —старинками, так как слово былина обозначало в народной речи былое, реально существовавшее (вспомните: слово быличка обозначало рассказ о реальной встрече самого участника событий с «нечистой силой»; бывальщина — повествование о встрече рассказчика с «нечистой силой», а не того, кто сам с ней встретился. Но это рассказ о том, что было на самом деле). Постепенно новый термин былина вытеснил ранее принятый даже в среде исполнителей былин. 2) Терминологическая работа: былина, богатырь, сказитель. Физкультминутка | Отвечают на вопросы, выполняют задания. Записывают определения в тетрадях. Выполняют физкультминутку | К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия. Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция. П.: установление правил продуктивной работы |
Этап самостоятельной работы | Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности. 1) Работа с учебником: чтение и анализ былины — Мы с вами прочитали былину, в название которой было вынесено два имени. Как вы думаете, почему? — О чем повествуется в былине «Вольга и Микула Селянинович»? — Есть ли в этой былине зачин? Найдите и прочитайте его. — Можно ли отыскать в былине «Вольга и Микула Селянинович» концовку? Зачитайте ее. — Каково основное содержание былины? Лексическая работа Труженик от слова труд — 1) человек, занимающийся каким-либо делом вообще или определенным трудом в данный момент, т. е. занятый работой; 2) человек, прилагающий усилия для создания чего-либо, необходимого людям; 3) (эмоционально-экспрессивная оценка) человек, который много и упорно работает и при этом любит трудиться. — Можем ли мы определить, какой персонаж является здесь главным? Аргументируйте свой ответ. — Когда мы узнаем имя главного героя этой былины? — Как вы думаете, откуда у богатыря такое имя — Микула Селянинович? Что оно обозначает? (Микула — по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь). Лексическая работа: Селянин от слова село — человек, живущий в селе или сельской местности. Село от слова селиться на земле, определенной территории. — Какова здесь основная мысль? (Главная ценность на Земле — человек-труженик, в переносном значении — пахарь. Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого государства, не будет сел и городов, просто хлеб не родится.) 2) Р.р. Самостоятельная работа: составление плана былины, пересказ по плану. Беседа — Является ли данный пересказ подробным? Аргументируйте свой ответ. — Можно ли назвать этот пересказ художественным? Почему? 3) Словесное рисование (характеристика героя) — Посмотрите на задание № 5 из вашего учебника литературы. Как называется прием, при помощи которого вы должны выполнить это задание?(Словесное рисование.) Итак, какими мы представляем себе героев этой былины — князя Вольгу Святославича и крестьянина Микулу Селяниновича? | Выполняют задания. Записывают значения слов. Составляют план, пересказывают с опорой на план. | К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания. Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток. П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели |
Этап включения в систему знаний и повторения | Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса. Аналитическая беседа. Работа с текстом былины: характеристика героев. — Как вы полагаете, по каким признакам произведение «Вольга и Микула Селянинович» можно отнести к жанру былины? Найдите в произведении отличительные черты былинного эпоса. — Найдите в тексте былины описание князя Вольги Святославича. Как его характеризует автор произведения? Какие черты характера князя и его мысли выделяет автор? — Какие изобразительно-выразительные средства используются при описании образа героя? — Найдите в тексте былины постоянные эпитеты. — Что вы можете сказать об употреблении в былинах такого приема, как гипербола? — Как гипербола подчеркивает основную мысль произведения? — Нравится ли вам князь Вольга Святославич? Объясните почему. Свой ответ подтвердите цитатами из текста. — Найдите в тексте былины описание пахаря Микулы Селяниновича. Зачитайте его. — Что подчеркивает безымянный автор былины в облике Микулы Селяниновича? — Как показывается не внешняя, преходящая, а внутренняя, духовная красота Микулы Селяниновича? Зачитайте разговор князя с пахарем. Что мы можем сказать об уме и воспитании «простого крестьянина»? — За что уважают Микулу Селяниновича простые селяне? (За трудолюбие, хлебосольство, чувство собственного достоинства и доброту.) — За что уважает Микулу Селяниновича князь Вольга Святославич? (3а физическую силу, мастерство, трудолюбие,чувство собственного достоинства и доброту.) — Что, на ваш взгляд, хотел передать нам бе- зымянный автор былины ее содержанием? Каков основной смысл этого произведения? | Выполняют задания | К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания. Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток. П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели |
Этап рефлексии | Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения». Задает д/з: выраз. чтение и художественный пересказ былин, наизусть; инд. задание: подобрать иллюстративный материал к циклу былин об Илье Муромце | Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке | К.: отображение в речи совершаемых действий. Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений. П.: выработка маршрута по преодолению затруднений. |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула – эпический герой.
Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Тема: «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула – эпический герой.
Цель: дать понятие об эпическом герое. Отработка умения выявлять основные свойства характера героя, устно составлять его характеристику. Воспитывать любовь к героическому прошлому русского народа, его эпосу и устному народному творчеству.
Словарная работа: Былина, эпический герой, нравственные ценности, понятие о чувстве собственного достоинства.
Ход урока.
Оргмомент.
Повторение изученного и сообщение темы урока
Беседа по вопросам:
— О каком жанре мы поведем речь сегодня?
— Что же такое былина?
Былина — героико-патриотическая песнь-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси IX—XIII веков.
Другое название – старина, старинки.
— Назовите периоды возникновения былин.
III. Постановка целей урока:
— Сегодня нам предстоит:
1) проанализировать былину “Вольга и Микула Селянинович”;
2) определить тему былины;
3) выяснить, кто является её подлинным героем;
4) учиться давать характеристику героя и выразительно читать былину.
IV.Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович»
Рассказ учителя.
В Древней Руси зависимости от центров княжеств принято выделять былины киевского, новгородского и московского циклов. Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Её возникновение относится к 14-15 вв., но основа былины возникла раньше – в 11-12 вв. Сюжет прост: Князь Вольга Святославович получил от киевского князя 3 города – Гурчевец, Ореховец и Крестьяновец. Молодой Вольга с дружиной выехал в дальний путь к городам за получкой (за данью). В чистом поле Вольга увидел могучего пахаря, который выворачивал сохой коренья и большие камни. Пахарь рассказывает князю, что в тех городах, куда едет князь, “мужички да всё разбойнички”. Дружине князя было не под силу справиться с разбоем. Вольга сразу предлагает Микуле ехать с ним к тем городам. Пахарь охотно соглашается. Но прежде просит убрать с борозды сошку – “бросить сошку за ракитов куст”. При этом поднять соху не может целая дружина, а кобыла крестьянина оказывается сильнее и сноровистее боевого коня князя. Микула же одной рукой выдергивает соху и бросает ее за ракитов куст. Дивится князь силе пахаря, спрашивает, как его зовут и откуда он.
2. Композиция былины
— Познакомимся с композицией былины.
Структура былины та же самая, что и в любом эпическом произведении, разница – только в терминологии. Разберемся с этим.
3.Беседа по былине
— Мы с вами прочитали былину, в название которой было вынесено два имени.
— О ком эта былина? Что отражается в её названии?
(О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины.)
— Когда мы узнаем имя главного героя этой былины?
— Как вы думаете, откуда у богатыря такое имя — Микула Селянинович? Что оно обозначает?
(Микула — по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь).
— О чём рассказывает былина? Какова её тема?
(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.)
-Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление Вольги и Микулы композиционно (т. е. как располагаются части былины, как обрисованы образы героев).
— С чего начинается былина?
(С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление “когда…солнце…тогда…Вольга…”)
— Что мы дальше узнаём о Вольге? (Читаем следующую строфу.)
(Герой пытается проникнуть везде под видом рыб, птиц и зверей)
— Это описание обычно для былины о Вольге – великом охотнике, маге и военном вожде, совершающем поход в чужую землю. В данной былине это описание подчёркивает противопоставление Вольги простому крестьянину Микуле.
— Итак, уже в начале былины Вольга противопоставлен Микуле.
—Что служит завязкой действия? (Читаем третью строфу)
(Вольга собирает “дружинушку хоробрую” и отправляется за данью с подаренных ему городов.)
—Как развивается действие?(Вольга встречает в поле оратая-богатыря.)
—Что же поражает Вольгу?
(Вольгу и его дружину поражает сила крестьянина и могущество его коня.)
— Рассмотрим, как создаётся образ богатыря Микулы. (Читаем 4 строфу)
(1. Гипербола: три дня ехали, услышав голос Микулы. 2. Описание кобылы Микулы (читаем 5 строфу) 3. Постоянные эпитеты.)
—Чем необычно это описание? (В описании кобылы и орудий труда представлены наилучшие их качества: кобыла “соловая” (светло-жёлтая), “гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”, “а рогачик-то…красна золота”)
-Опишите внешность Микулы (читаем 6 строфу) (Используются сравнения: “кудри…что жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”, “сапожки…зелён сафьян”.Он одет очень нарядно, по-праздничному.)
Вывод:
Описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание.
— О характере героев многое можно сказать и из их диалога. (Читаем по ролям.)
(В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле сопровождать его.)
—Как описывается дальнейший их путь? Что сопоставляется? (Читаем след.строфу)
(Сопоставляются кобыла Микулы и конь Вольги (зачитываем по тексту)).
—Где действие достигает кульминации? (Состязание в силе богатыря Микулы и “дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды.)
—Кто выходит победителем? (Микула.)
—Прочитайте следующие две строфы.
—Как понять слова Вольги во второй строфе? (Он признаёт преимущество кобылы Микулы.)
—Как мы убеждаемся в полной победе Микулы? (Вольга спрашивает его имя.)
—Как Микула называет себя? (Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей: “мужичков”.)
—Почему? Что значит это имя для “мужичков”? (В их глазах имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на благо людей.)
—Как вы думаете, благодаря каким своим качествам Микула заслужил такую любовь народа? (Уважение к тяжёлому труду землепашца. Истинный патриот родины, живущий её интересами.)
—Зачем тогда введён образ Вольги? (Через сопоставление с ним показать превосходство Микулы).
— Микула – это эпический герой.
Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
— Основываясь на определении “эпического героя”, докажите, что Микула Селянинович является эпическим героем.
V. Итоги урока.
-Что такое былина?
-Какова композиция былины?
-К какому циклу былин относится произведение о Вольге и Микуле?
-Что прославляется в былине?
Что такое эпический герой? (Герой, совершивший подвиги в историческом прошлом, человек необыкновенной физической и воинской доблести)
Что характеризует русского богатыря? (Он человек долга, носитель нравственных ценностей своего народа, смысл жизни видит в служении родине).
Дополните предложение:
Русский богатырь – это … , … , … . (1) человек недюжинной силы 2) идеал нравственности3) истинный патриот родины, живущий её интересами.)
multiurok.ru
Урок на тему «Былины. Вольга и Микула Селянинович»
Конспект урока по литературе «Былина «Вольга и Микула Селянинович»
Цели урока:
1. Сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины.
2. Рассмотреть особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине.
3. Дать понятие об эпическом герое.
4. Отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, Составлять его характеристику (устно).
Проблемный вопрос урока: Какой теме посвящена былина? Кого можно назвать её подлинным героем?
Ход урока
1. Постановка целей урока:
— Сегодня нам предстоит:
1) проанализировать былину “Вольга и Микула Селянинович”;
2) определить тему былины;
3) выяснить, кто является её подлинным героем;
4) рассмотреть те средства, с помощью которых создаётся образ героя;
5) учимся давать характеристику героя и выразительно читать былину.
2. Актуализация опорных знаний (опрос по домашнему заданию).
1. Что такое былина?
2. Какие темы поднимались в былинах?
3. Кто является героем былин?
4. Кого называют богатырём?
3. Слово учителя.
— Исследователи русских былин разделили былинных богатырей на два типа: на “старших” и “младших” богатырей. “Старшие” богатыри – это воплощение стихий, титанических сил, которые уже получили очертания человеческого образа, но всё ещё остались силою мировою. Некоторые из этих богатырей ближе к людям, другие – дальше от людей, ближе к эпохе мифов.
Один из самых древних богатырей – Святогор, обитающий на святых горах, который хочет передать свою силу Илье Муромцу. Заметим, что Илья отказывается принять всю силу Святогора, принимает только полсилушки. Древнейшую былинную троицу дополняют Волх Всеславьевич и Михайло Потык.
Былинный образ Волха Всеславьевича не менее древний, чем образ Святогора. Волх – это волхв, умеющий “вражбу чинить”, то есть ворожить, мудрый кудесник, волшебник, родившийся от змея (что по древним языческим представлениям являлось признаком мудрости). О его рождении и подвигах рассказывается в былине “Волх Всеславьевич”. Волх – оборотень, обладающий способностью обвёртываться в сокола, волка, тура, муравья. Такая способность была присуща языческому божеству охоты.
Позже имя Волх превратилось в имя Вольга. Исследователи считают, что в былине о Вольге и Микуле воссозданы не просто образы князя и крестьянина, а двух языческих богов: бога охоты (Волх-Вольга) и бога земледелия (Микула). Микула носит отчество Селянинович – от слова “селянин”, то есть крестьянин, живущий в селе.
4. Анализ заглавия былины. Постановка проблемного вопроса.
— ? Обратите внимание на заглавие. Что необычно? (В заглавии имена двух героев.)
Прб? Кого можно назвать подлинным героем былины?
— Чтобы ответить на этот вопрос, перечитаем некоторые фрагменты былины и посмотрим, как построены её сюжет и композиция, так как именно в них – авторское отношение к героям.
5. Анализ сюжета и композиции былины.
1) О ком эта былина? Что отражается в её названии?
(О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины.)
2) О чём рассказывает былина? Какова её тема?
(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.)
3) Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?)
(Сюжет прост: молодой Вольга Святославович отправляется со своей дружиной “за получкою” (за данью) в подаренные ему города. В поле он встречает могучего пахаря и, узнав от него, что в тех городах “мужички да всё разбойнички”, зовёт богатыря с собой. Богатырь соглашается, но прежде просит убрать с борозды сошку – “бросить сошку за ракитов куст”. И оказывается, что это никому не под силу, кроме самого пахаря. Только после этого происходит настоящее знакомство Вольги с чудо-богатырём и определяется его имя: “Молодой Микула Селянинович”.)
— В ваших учебниках представлен вариант, который заканчивается тем, что Вольга, изумляясь мощи пахаря, спрашивает, как его зовут, и откуда он. Существует также много вариантов, в которых рассказывается, как Вольга с Микулой поехали в жалованные князю города. Стали они “по городу похаживать”. А горожане стали “поговаривать”: не Вольги с дружиной они боятся, а боятся того, что “третьёво дни” у них был и их побил (см. в тексте эпизод, где Микула рассказывает о своих злоключениях в названных городах).
Вольга назначает своим наместником Микулу.
Существуют также варианты. В которых Микула спасает от гибели Вольгу. Затем князь угощает Вольгу и отпускает от себя в Киев.
Смысл этой былины именно в таком окончании. В отдалённой губернии центральная власть не имеет реальной силы. Всё решает отношение местных жителей к тем решениям, которые принимаются в Киеве. Вольга видит это и предпочитает оставить наместником Микулу.
Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV-XV векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в Новгородской. Псковской, Олонецкой губернии почва после расчистки леса была усеяна кореньями, которые нужно было вывёртывать и в борозду валить, и валунами, которые приходилось огибать при пахоте. Огромная соха чудесного богатыря Микулы могла сама выворачивать коренья.
Как видите, Вольга и Микула противопоставлены друг другу. Но по одному сюжету не определишь, в чём смысл этой былины, почему для изображения могучего богатыря Микулы Селяниновича понадобилось сопоставление его с Вольгой.
Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление Вольги и Микулы композиционно (т. е. как располагаются части былины, как обрисованы образы героев).
4) С чего начинается былина?
(С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление “когда…солнце…тогда…Вольга…”)
5) Что мы дальше узнаём о Вольге? (Читаем следующую строфу.)
(Герой пытается проникнуть везде под видом рыб, птиц и зверей – подчёркивается его чудесное происхождение: от женщины и змея.)
— Это описание обычно для былины о Вольге – великом охотнике, маге и военном вожде, совершающем поход в чужую землю. В данной былине это описание подчёркивает противопоставление Вольги простому крестьянину Микуле.
— Итак, уже в начале былины Вольга противопоставлен Микуле.
6) Что служит завязкой действия? (Читаем третью строфу)
(Вольга собирает “дружинушку хоробрую” и отправляется за данью с подаренных ему городов.)
7) Как развивается действие?
(Вольга встречает в поле оратая-богатыря.)
8) Что же поражает Вольгу?
(Вольгу и его дружину полражает сила крестьянина и могущество его коня.)
9) Рассмотрим, как создаётся образ богатыря Микулы. (Читаем 4 строфу)
(1. Гипербола: три дня ехали, услышав голос Микулы.
2. Описание кобылы Микулы (читаем 5 строфу)
3. Постоянные эпитеты.)
-? Чем необычно это описание?
(В описании кобылы и орудий труда представлены наилучшие их качества: кобыла “соловая” (светло-жёлтая), “гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”, “а рогачик-то…красна золота”)
4. Описание внешности Микулы (читаем 6 строфу)
(Используются сравнения: “кудри…что жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”, “сапожки…зелён сафьян”. Он одет очень нарядно, по-праздничному.)
— Таким образом, описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание.
10) О характере героев многое можно сказать и из их диалога. (Читаем по ролям.)
(В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В собственном рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле сопровождать его.)
11) Как описывается дальнейший их путь? Что сопоставляется? (Читаем след. строфу)
(Сопоставляются кобыла Микулы и конь Вольги (зачитываем по тексту)).
12) Где действие достигает кульминации?
(Непредвиденное состязание в силе богатыря Микулы и “дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды.)
— Прочитаем далее. Обратите внимание на приём градации (= нарастания).
-? Кто выходит победителем? (Микула.)
13) Прерванное движение возобновляется, и снова обнаруживается преимущество рабочей кобылы пахаря перед боевым конём Вольги. Прочитайте следующие две строфы.
Как понять слова Вольги во второй строфе?
(Он признаёт преимущество кобылы Микулы.)
14) Как мы убеждаемся в полной победе Микулы?
(Вольга спрашивает его имя.)
-? Как Микула называет себя?
(Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей: “мужичков”.)
-? Почему? Что значит это имя для “мужичков”?
(В их глазах имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на благо людей.)
— Таким образом, выделяется имя главного героя: оно оказывается в сильной позиции, завершая весь текст и перекликается с названием былины, подчёркивает приоритет Микулы Селяниновича как главного героя былины.
Получается, что обычный крестьянин Микула стоит выше князя Вольги.
15) Как вы думаете, благодаря каким своим качествам Микула заслужил такую любовь народа?
(1. Уважение к тяжёлому труду землепашца.
2. Истинный патриот родины, живущий её интересами.)
16) Зачем тогда введён образ Вольги?
(Через сопоставление с ним показать превосходство Микулы.)
— Микула – это эпический герой.
Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
6. Характеристика Микулы Селяниновича.
-? Основываясь на определении “эпического героя”, докажите, что Микула Селянинович является эпическим героем.
7. Итоги урока.
-? Какую характеристику вы могли бы дать русскому богатырю?
(Под запись: 1) человек недюжинной силы 2) идеал нравственности 3) истинный патриот родины, живущий её интересами.)
Домашнее задание: прочитать былину “Илья Муромец и Соловей-разбойник” или сделать иллюстрацию к былине “Вольга и Микула Селянинович”.
infourok.ru