cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Концепция технологического образования школьников – Статья на тему: Концепция технологического образования

Статья на тему: Концепция технологического образования

Концепция развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации

В настоящее время по многим учебным предметам и предметным областям разрабатываются концепции.

В проекте Концепции развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации представлена система взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития технологического образования в организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Также в проекте Концепции определены цели и задачи, значение технологического образования, обозначены основные проблемы технологического образования, намечены основные направления реализации Концепции.

Целью Концепции является обеспечение лидирующих позиций России в области технологической грамотности и технологической одаренности обучающихся, необходимых для инновационного общества и инновационной экономики.

Профессионально-общественные консультации по доработке проекта Концепции были проведены на основании письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-2516 от 22 ноября 2016 года.

В выступлениях президента РФ В.В. Путина и руководителей правительства неоднократно отмечалась важность технологического развития нашей страны.

В послании президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию в апреле 2007 г. говорится: «Перед нами стоит задача формирования научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития. В связи с этим хочу особо подчеркнуть необходимость создания эффективной системы исследований и разработок в области нанотехнологий, основанных на атомном и молекулярном конструировании». Реализуются федеральные целевые программы технологического развития страны.

Подготовка кадрового потенциала для решения научно – технологических задач, стоящих перед нашей страной должна начинаться с изучения образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе.

Важность изучения технологии в школе отмечалась в резолюции «Образование для инновационных обществ в XXI веке» саммита Большой восьмерки, проведенного в г. Санкт – Петербурге 16 июля 2006 г., где говорилось:

«Мы будем содействовать внедрению высоких стандартов, особенно в сфере изучения математики, естественных наук, технических прикладных наук и иностранных языков на всех уровнях образования. Учебные программы начальной и средней школы должны стимулировать более интенсивное изучение математики, естественных наук и инженерии, а также развитие критического мышления и способности решения проблем. Мы также приветствуем усилия развивающихся стран по повышению качества преподавания математики, естественных наук и технических дисциплин в начальной и средней школе».

Образовательная область «Технология» при наличии материального, методического и кадрового обеспечения является основной практико–ориентированной образовательной областью в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

Эта образовательная область отличается от трудового обучения более глубоким интеллектуальным содержанием и ориентацией на творческое развитие учащихся, в том числе при выполнении проектов.

Концепции технологического образования школьников.

Утверждает триединую задачу образовательной области технологии.

1.     Повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения науч­но-технического прогресса;

2.     Обеспечить творческий подход к формированию системы обу­чения, учитывая познавательные способности и возможности школьника;

3.     Воспитать учащегося, как личность, способную добиться успе­ха в профессиональной деятельности (сделать карьеру).

Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенным государством.

В современных условиях основополагающую роль в деятельности человека занимает его научная подготовка, которая обеспечивается усвоением общеобразовательных и специальных знаний: образцом, ориентиром образования сегодня во многих странах является технология. Поэтому и важен переход к технологическому образованию, целью которого является подготовки учащихся к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. Объективная необходимость технологического образования обусловлена рядом факторов:

·         научное знание по традиционным предметам (математика, физика, химия) сами по себе не обеспечивают подготовку человека к преобразовательной деятельности. Эту задачу могут решить интегрированные проблемно-ориентированные дисциплины, такие как эргономика, инженерная экология, технология, информатика, т.е. необходим переход от предметно-ориентированного к проблемно-ориентированному обучению.

·         научно-технологическая эпоха требует обеспечения, преобладающего значения методов и средств над результатом деятельности, который не должен достигаться любой ценой. Нужно предвидеть результаты этой деятельности в настоящее время и в будущем, необходимо уметь прогнозировать развитие содержания и форм деятельности, для этого сейчас каждому человеку необходимо овладеть технологической культурой.

·         сегодня формирование разносторонне развитой личности из идеальной цели воспитания превращается в реальную практическую задачу. Общее образование без его технологической составляющей не способно решить эту глобальную задачу.

·         проникновение технологии во все сферы человеческой деятельности от промышленности, с/х до досуга и управления обязывает подрастающее поколение иметь хотя бы минимальный уровень технологической культуры, которая является частью общей культуры. Технологическое образование дает возможность перейти ‘

от традиционного аккумулирования знаний и умений к творческому их использованию в практической деятельности, что повышает мотивация обучения и способствует активизации познавательной деятельности обучающегося.

·         технологическая подготовка позволяет человеку более гармонично сосуществовать в информационном и технологически насыщенном мире и более эффективно реализовывать свой интеллектуальный потенциал.

Т.о. технологическое образование — это организованный процесс обучения и воспитания с целью формирования у человека технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности. Технологическое образование является составной частью общего образования, основным элементом профессиональной подготовки.

Сроки проекта: 23 ноября 2016 года — 25 декабря 2016 года

 

nsportal.ru

1. Предмет и задачи методики обучения технологии. Концепции технологического образования. Место технологической подготовки в системе образования.

Предметом методики обучения технологии является живой педагогический процесс, включающий в себя:

-вооружение учащихся элементами общетехнических и специальных знаний;

-привитие учащимся политехнических умений н навыков по выполнению технологических операций и управлению отдельными машинами, станками и механизмами;

-воспитание у учащихся добросовестного отношения к труду;

-формирование у них высоких моральных качеств;

-осознанный выбор профессии.

Для методики преподавания техн. предметом исследования явл. изучение закономерностей процесса обучения образования. Предмет вкл. в себя.

  • изучения социально-педагогических основ обучения технологии.

  • общую и частичную методику обучения технологии.

  • определение организационно-технический условий осуществления учебно-воспитательного процесса.

Задачи

-формирование образовательных и воспитательных задач обучения технологии с учетом специфики изучаемого учебного предмета.

  • разработка требований к содержанию обучения технологий разных возрастных групп. Разработка учебных программ, учебников, пособий.

  • отбор наиболее целесообразных форм воспитат. работы, методов и приёмов обучения.

  • разработка путей связи теории с практикой, а также технологии с др. науками.

  • разработка принципов и методов внеклассной и внешкольной работы.

  • разработка мат оснащения.

  • опред-е усл. влияющих на выбор стр-ры уроков, методов и средств в соответствии с целями этих уроков.

Технология — область знаний, методов и средств для оптимального преобразования и применения материи, энергии и информации в интересах чел-ва и окруж. среды.

Концепции технологического образования школьников.

Утверждает триединую задачу образовательной области технологии.

  1. повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения науч­но-технического прогресса;

  2. обеспечить творческий подход к формированию системы обу­чения, учитывая познавательные способности и возможности школьника;

  3. воспитать учащегося как личность, способную добиться успе­ха в профессиональной деятельности (сделать карьеру).

Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенным государством.

В современных условиях основополагающую роль в деятельности человека занимает его научная подготовка, которая обеспечивается усвоением общеобразовательных и специальных знаний:

образцом, ориентиром образования сегодня во многих странах является технология. Поэтому и важен переход к технологическому образованию, целью которого является подготовки учащихся к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. Объективная необходимость технологического образования обусловлена рядом факторов:

  • научное знание по традиционным предметам (математика, физика, химия) сами по себе не обеспечивают подготовку человека к преобразовательной деятельности. Эту задачу могут решить интегрированные проблемно-ориентированные дисциплины, такие как эргономика, инженерная экология, технология, информатика, т.е. необходим переход от предметно-ориентированного к проблемно-ориентированному обучению.

  • научно-технологическая эпоха требует обеспечения, преобладающего значения методов и средств над результатом деятельности, который не должен достигаться любой ценой. Нужно предвидеть результаты этой деятельности в настоящее время и в будущем, необходимо уметь прогнозировать развитие содержания и форм деятельности, для этого сейчас каждому человеку необходимо овладеть технологической культурой.

  • сегодня формирование разносторонне развитой личности из идеальной цели воспитания превращается в реальную практическую задачу. Общее образование без его технологической составляющей не способно решить эту глобальную задачу.

  • проникновение технологии во все сферы человеческой деятельности от промышленности, с/х до досуга и управления обязывает подрастающее поколение иметь хотя бы минимальный уровень технологической культуры, которая является частью общей культуры. Технологическое образование дает возможность перейти ‘

от традиционного аккумулирования знаний и умений к творческому их использованию в практической деятельности, что повышает мотивация обучения и способствует активизации познавательной деятельности обучающегося.

  • технологическая подготовка позволяет человеку более гармонично сосуществовать в информационном и технологически насыщенном мире и более эффективно реализовывать свой интеллектуальный потенциал.

Т.о. технологическое образование — это организованный процесс обучения и воспитания с целью формирования у человека технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности. Технологическое образование является составной частью общего образования, основным элементом профессиональной подготовки.

studfiles.net

Доклад по теме «Реализация концепции технологического образования»

Реализация (от лат. realis — вещественный)

1) продажа произведенных или перепродаваемых товаров и услуг, сопровождающаяся получениемденежной выручки;

2) исполнение замысла, получение результата.

Синонимы:

воплощение, воплощение в жизнь, выполнение, исполнение, осуществление, жизнь, проведение, продажа, распродажа, самореализация, сбыт, свершение, совершение

Концепция (от лат. conceptio — «понимание», «система»):

  • Определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная точка зрения, руководящая идея для их освещения;

  • Система взглядов на явления — в мире, природе, обществе;

  • Ведущий замысел, конструктивный принцип — в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности;

  • Комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого;

  • Система путей решения задачи;

  • Способ понимания, различения и трактовки каких-либо явлений, порождающий присущие только ему соображения и выводы[1].

Концепция определяет стратегию действий.

Понятие «Технология» имеет разные определения и используется практически во всех сферах деятельности, охватывая как материальные, так и социальные аспекты. Термин «Технология» происходит от греческого tehne-искусство, мастерство, и logos-наука [1].

В научной литературе нет единого мнения относительно сущности понятия «Технология», мы придерживаемся следующего определения:

«Технология» — это наука о способах преобразования окружающей среды (материи, энергии и информации) в интересах и по плану человека.

Концепция технологического образования школьников, принятая ныне за основу, утверждает триединую задачу трудового обучения:

— повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения научно-технического прогресса;

— обеспечить творческий подход к формированию системы обучения, учитывая познавательные способности и возможности школьника;

— воспитать учащегося как личность, способную добиться успеха в профессиональной деятельности (сделать карьеру).

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, является главной составляющей окружающей человека действительности и опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

Приоритетная роль образовательной области “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям.

Предмет «Технология» обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний, умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

Целью современного технологического образования является развитие каждого учащегося как человека, умеющего принимать обоснованные решения, открытого к изменениям, умеющего разрабатывать и изготавливать объекты и системы.

Особенностями учебного предмета «Технология» являются:

— практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов, в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников;

— формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества — что создает предпосылки для более успешной социализации личности;

— возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (ранее «Технический труд», «Обслуживающий труд» и «Сельскохозяйственный труд» соответственно).

Жизнь заставляет пересмотреть некоторые положения теории трудовой подготовки в школе. Не отвергая в принципе той базы, которую создала на основе политехнического принципа прежняя система трудовой подготовки, в соответствии с ФГОС второго поколения образовательная область «Технология» вносит целый ряд принципиальных новаций:

— «технология» как образовательная область синтезирует знания математики, физики, химии, биологии, других научных дисциплин. Но они, эти знания, рассматриваются как фактор развития промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и других сфер деятельности человека. Показ востребованности этих знаний, их применяемости при трудовой деятельности очень важен: школьники проникаются пониманием значения качества собственной подготовки;

— новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта задача может быть реализована, прежде всего, на занятиях по кулинарии. В данный раздел включены лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов как органолептическими, так и лабораторными методами.

— использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации;

— в содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями.

Технологию, по негласной традиции, относят к второстепенным дисциплинам. Может быть, действительно, этот предмет не такой важный среди школьных предметов? Что дают детям занятия в школьной мастерской? Уроки технологии, особенно для городских школьников, пожалуй, единственная возможность познакомиться с конструкцией различных приборов, машин и оборудования, поработать с ними. Помимо этого, не все школьники обладают склонностью к теоретическому мышлению, многие относятся к практическому типу, и их самореализация во многом осуществляется именно на уроках технологии. Отсутствие такой возможности для этой категории может привести к формированию заниженной самооценки и оценки со стороны сверстников.

Именно технология, как ни какая другая предметная область позволяет в полном объеме применять в практической созидательной деятельности знания, полученные на данном этапе обучения, потому что в основе стандарта обучения технологии обязательным является проектная деятельность. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью и научно – техническим творчеством, учащиеся решают одновременно несколько задач, связанных с культурой труда, дизайна, потребительской, информационной, графической, экологической культурой

Смысл предмета существенно меняется, если исходить не из идеологических, а из более фундаментальных, психолого-дидактических оснований. Из второстепенного он превращается в незаменимый. Технология — это единственный учебный предмет, целиком основанный на преобразовательной предметно-практической деятельности самих обучающихся. Предметно-практическая преобразующая деятельность необходима для развития, независимо от того будет ли человек в дальнейшем профессионально связан с практическими видами труда. Практическая деятельность является необходимым звеном в протекании познавательных процессов и направлена на их развитие.

Известно, что ведущим звеном процесса познания является операционная часть. На стадии формирования она должна быть обязательно представлена в материальной форме (выполняться руками). Без такой ориентировочной основы невозможно в дальнейшем умственное действие. Если эта закономерность будет игнорироваться в обучении, типичные трудности в учебно-познавательной деятельности будут сохраняться вплоть до студенческого возраста.

Возрастающая учебная нагрузка на школьников и соответственно увеличение времени, проводимого ими в статичном положении, негативно отражается на их здоровье, а на уроках технологии учащиеся имеют возможность чаще сменять динамические позы, сменять умственную деятельность физическим трудом.

Нашей стране требуется гражданин, умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющий проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру.

Используемые ресурсы:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования http://standart.edu.ru

  2. Хотунцев Ю.Л. Проблемы образовательной области «Технология» // Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. — М: МИОО, 2002

Московская область

Солнечногорский муниципальный район

МБОУ Кутузовская СОШ

Тема выступления «Реализация концепции технологического образования при реализации программы ФГОС ООО» (из опыта работы учителя технологии)

Подготовила: Фазилова Елена Владимировна – учитель технологии и изо

2017год

infourok.ru

Непрерывное технологическое образование и технологическое образование школьников (Ю. Л. Хотунцев, 2017)

Концепция непрерывного технологического образования в России[1]

Хотунцев Ю. Л., д. ф.-м. н., профессор МПГУ

Насипов А. Ж., к. ф.-м. н., доцент Кабардино-Балкарского

Государственного университета

Хотулев А. В., сотрудник Межотраслевого учебно-научного центра «Технологическое образование» МГТУ

С момента возникновения человеческого общества для реализации своих потребностей люди используют разные технологии. Будем опираться на следующее краткое определение технологии: технология – это наука (знание) о преобразовании материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека.

Согласно[2] наука – вид познавательной деятельности, нацеленной на выработку объективных, системно-организованных знаний о мире.

Наука технология – объективные, системно-организованные знания о преобразующей деятельности человека, о целях, путях, этапах, средствах, ограничениях, эволюции и последствиях этой деятельности, тенденциях ее совершенствования, а также описание, анализ, реализация и оптимизация преобразующей деятельности[3].

Вначале человеческой истории технология представляла собой не науку, а знания, полученные в первую очередь эмпирическим путем, о преобразовании указанной триады для создания объектов труда или услуг, необходимых человеку. Существует миллионы технологий для создания миллионов различных изделий и услуг.

Вторая половина XX века и начало XXI века характеризовались резким увеличением объема общественного производства в мире, появлением вычислительной техники и новых, в том числе высоких, материало- и энергосберегающих, наукоемких технологий. Началась третья технологическая революция в истории человечества, появилось постиндустриальное общество с высоким уровнем интеллектуальной составляющей труда – общество «белых воротничков», которое пришло на смену индустриальному обществу конвейерного производства – обществу «синих воротничков». Резкое увеличение объема используемой информации привело к созданию информационного мира.

Быстрая смена технологий требует соответствующей перестройки направления деятельности трудящихся, которые в течение своей трудовой жизни должны 4–5 раз менять сферу деятельности, получая высокую квалификацию для реализации новых высоких технологий. Отсюда вытекает необходимость непрерывного технологического образования людей.

Технологическая революция XXI века, связанная с интенсивным развитием и использованием нанотехнологий, робототехники, биотехнологий и других перспективных технологий, требует формирования в нашей стране научно-технологического потенциала, адекватного современным требованиям мирового технологического развития.

Одной из затянувшихся, распространенных и опасных болезней России стало веками складывавшееся в традицию игнорирование инновационного пути технологического развития, которым идет весь цивилизованный мир. Сейчас наша страна подошла к такому рубежу своей истории, когда уже ничто и никто не сможет спасти Россию от разрушительного кризиса без ее технологического развития: создания, освоения и широкого использования прогрессивных технологий; совершенствования технологического оснащения, технологического образования и обучения, технологической безопасности, технологической дисциплины во всех видах общественно-полезной деятельности в промышленности, сельском хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе, строительстве, транспорте, связи, здравоохранении, научных исследованиях и разработках, образовании, обороне, управлении, торговле и других областях.

Без технологического развития России многие современные и перспективные научно-технические, производственные, экономические, экологические, социальные и оборонные проблемы не решить.

Необходимы срочные, радикальные, решительные, но хорошо продуманные, обоснованные и профессионально подготовленные меры по обеспечению технологического развития России. Технологическое развитие России является сейчас одной из самых приоритетных, самых важнейших задач, которые надо решать незамедлительно. Для решения проблем технологического развития России необходимо объединить усилия ученых, инженерно-технической и гуманитарной интеллигенции, рабочих и служащих, предпринимателей, профсоюзов, законодательных и исполнительных органов власти, молодежных и общественных организаций.

Технологическое развитие России создаст лучшие и наиболее благоприятные условия для высокопроизводительного труда, без насилия и репрессий избавит от беспорядка, обеспечит развитие производительных сил и рост благосостояния народа, укрепит безопасность нашей страны.

Постоянное появление новых технологий требует непрерывного технологического образования людей в дошкольных учреждениях, общеобразовательной школе, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, на курсах переподготовки и повышения квалификации. Знакомство с элементами использования технологий должно начинаться в дошкольных учреждениях. Технологическое образование в детских садах и начальной школе рассматривалось в частности в ряде работ[4], где отмечалось, что к тому времени, когда дети приходят в школу, они уже «ветераны по применению технологии». Они ездят на автомобилях, пользуются домашним оборудованием, водят велосипеды, работают в саду, помогают в приготовлении пищи, умеют пользоваться телевизором и компьютером и т. п. Дети по природе своей исследователи и изобретатели, им нравится изготавливать материальные изделия.

Школа должна предоставлять учащимся разнообразные возможности по изучению свойств материалов, использованию инструментов, проектированию и изготовлению предметов, исследованию технологических систем. Их деятельность должна вытекать из проблем и нужд школы и ее окружения, которые интересуют детей и которые вполне реальны и безопасны.

Одна из важнейших задач в детском саду и начальных классах – направить изобретательскую энергию детей в нужное русло, научить их использовать инструменты для определенных целей, расширить их представления о том, из чего состоят орудия труда (бумага и карандаш, фотоаппарат, увеличительное стекло и т. д.). Участие детей в реализации технологии и проектировании может быть использовано для ознакомления учащихся с измерительными приборами и способами измерения. Например, пятилетние малыши сталкиваются с проблемой, как сшить одежду нужного размера для любимых игрушек. Измерения должны иметь дело с понятиями, доступными для понимания детей этого возраста.

Дети должны проектировать и изготовлять предметы, пользуясь простыми инструментами и разнообразными материалами. Они должны различать то, что им интересно и хочется сделать, а затем планировать, конструировать и оценивать проект с помощью воспитателя или учителя. В этом возрасте детям необходимо помочь выявлять проблемы, которые им интересны и которые им по силам решать. Выполнив один проект и набравшись некоторого опыта, следующий свой проект они найдут более легким и будут чувствовать себя более уверенно.

С первых шагов необходимо приучить детей к тому, что в мире существуют разные ограничения. Желание осуществить какой-либо проект может столкнуться с проблемами безопасности, времени, денежных затрат, политики школы, места, наличия материалов и другими реальностями. Учителя должны объяснить детям, что взрослые также встречаются с подобными вещами, когда они конструируют какие-либо предметы или пытаются реализовать свои планы, и стимулом здесь как для детей, так и для взрослых, является возможность найти решение проблемы, которое приведет к успеху, несмотря на огромное количество препятствий.

Подготовка кадрового потенциала для решения научно-практических задач, стоящих перед нашей страной, должна начинаться с изучения предметной области «Технология» в общеобразовательной школе и продолжаться в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях. Именно при изучении предметной области «Технология» учащиеся должны получить исходные представления и умения анализа и творческого решения возникающих практических проблем, преобразования материалов, энергии и информации, конструирования, планирования и изготовления, оценки процессов и изделий, знания и умения в области технического или художественно-прикладного творчества, представления о мире науки, технологий и техносферы, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, о мире профессий и путях самооценки своих возможностей. Интересы нашей страны на данном этапе развития требуют, чтобы особое внимание было обращено на ориентацию учащихся на инженерно-техническую деятельность в сфере высокотехнологического производства.

Предметная область «Технология», синтезирующая естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и обеспечивает прагматическую направленность общего образования. Важную роль в этой образовательной области играет самостоятельная проектная и исследовательская деятельность учащихся, способствующая их творческому развитию.

Предметная область «Технология» при наличии материально-технического, методического и кадрового обеспечения является основной практико-ориентированной образовательной областью в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

Эта предметная область отличается от трудового обучения более глубоким интеллектуальным содержанием и ориентацией на творческое развитие учащихся, в том числе при выполнении проектов.

Модульное построение содержания предметной области «Технология» позволяет оптимизировать тематические составляющие и их объем в учебных курсах. Кроме того, модульный подход позволяет осуществить переход учащихся от общетехнологического к профильному обучению в старших классах.

Как показывает мировой опыт общего образования молодежи, предметная область «Технология» является необходимой компонентой общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности. Поэтому во многих развитых странах «Технология» является одним из основных предметов обучения от детского сада до окончания старшей школы [6, 7].

Основным предназначением предметной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологической грамотности, технологической компетентности, технологического мировоззрения и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать технологию, умение решать проблемы, развитие творческих способностей, сознательности, гибкости мышления, предприимчивости. Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.

Технологическая культура предполагает овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Она предусматривает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материалосберегающих и безотходных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг с использованием ЭВМ, социальных и экологических последствий применения технологии, методов борьбы с загрязнением окружающей среды, освоения культуры труда, планирования и организации трудового процесса, технологической дисциплины, грамотного оснащения рабочего места, обеспечения безопасности труда, компьютерной обработки документации, психологии человеческого общения, культуры человеческих отношений, основ творческой и предпринимательской деятельности, разработки и выполнения проектов [8, 9].

Проведенный в последние годы анализ понятия технологической культуры позволил сделать следующий вывод: технологическая культура содержит ряд составляющих, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося[10–12]:

• культура труда – включает планирование и организацию трудового процесса как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества продукции, что необходимо для выполнения социальных функций труженика;

• графическая культура – знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные средства для обеспечения технологического процесса;

• культура дизайна – знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;

• информационная культура – знания, умения и готовность использовать принципы сбора, оценки достоверности хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности для реализации трудовой деятельности;

• предпринимательская культура – знания, умения и готовность анализировать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим человеческим коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию;

• культура человеческих отношений – знания, умения и готовность осуществлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействие с людьми как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;

• экологическая культура – включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;

• культура дома – знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, реализации здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяйства, выполняя социальные функции семьянина;

• потребительская культура – знания, умения и готовность продуманно вести себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потребителя;

• проектная и исследовательская культура – знания, умения и способность самостоятельного определения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта, получения, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижения спектра идей выполнения проекта, выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.

В настоящее время становится ясным, что составляющие технологической культуры должны формироваться при изучении технологии, начиная с начальной школы. Важно подчеркивать, что независимо от вида конкретной технологии, которую человек сейчас использует, он имеет дело с инвариантными составляющими человеческой деятельности: культурой труда, графической культурой (созданием и использованием графических изображений в процессе выполнения работы), информационной культурой (использованием различных источников информации в процессе выполнения работы), экологической культурой (бережным отношением к природе и здоровью человека, экономией материалов и энергии, переработкой отходов), культурой дизайна, культурой дома и потребительской культурой, культурой человеческих отношений и проектной культурой.

Особую роль в современном мире играет информационная культура – культура получения и работы с информацией и проектная культура – культура выполнения проектов. Технологическая культура необходима при выборе любой профессии от токаря до врача, учителя и программиста.

Содержание обучения в образовательной области «Технология» включает в себя следующие составляющие: общие принципы технологической деятельности, технологические процессы производства изделий с использованием конструкционных поделочных или природных и текстильных материалов, пищевых продуктов; технологические процессы художественно-прикладной обработки материалов; технологические процессы производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; технологии преобразования и использования энергии; технологии получения, преобразования и использования информации; перспективные технологии XXI века; дизайн в технологической деятельности, элементы прикладных экономических знаний и предпринимательской деятельности; сведения о мире профессий, поведении на рынке труда; методы творческой деятельности; формы, методы и средства организации культурного быта и содержательного досуга; экономические и экологические характеристики технологических процессов, история развития техники и технологий.

Можно выделить общие черты реализации всех технологий, на которые должны обращать внимание при освоении предметной области «Технология» в общеобразовательной школе: исходя из потребностей людей определение цели конкретно технологической области, анализ и освоение информации о реализации этой деятельности, оценка целесообразности продолжения выбранной деятельности с точки зрения экономики и экологии, подготовка и реализация выбранной деятельности, экологическая и экономическая оценка продукции и производства, маркетинг и реализация продукции [13].

Необходимо уделять внимание интереснейшей истории развития техники и технологии, роли техники, (инструментов и машин) при реализации технологий, роли технологий в истории человечества, взаимоотношению технологий и экологии, роли технологий в развитии общества (культурные, социальные, экономические и политические аспекты), принципам поиска новых технических и технологических решений, содержанию рукотворного мира (производственные технологии, строительные технологии, транспортные технологии, сельскохозяйственные технологии и биотехнологии, медицинские технологии, энергетические технологии, информационные и коммуникационные технологии). Эти вопросы, изучаемые в американской школе, рассматривались в обзоре[5].

С точки зрения освоения учащимися общих принципов реализации различных технологий в преобразующей деятельности человека и формирования их технологической культуры – культуры преобразующей природосообразной деятельности, целесообразно обращать внимание на реализацию этих общих принципов при использовании конкретных технологий обработки конструкционных материалов, ткани, пищевых продуктов и т. п.

Начиная с 1992 г., в концепции и программах «Технологии» отмечалась необходимость изучения современных и перспективных технологий создания новых материалов (наноматериалы, биопластмассы, генетически модифицированные продукты и др.), преобразования материалов (нанотехнологии, лазерные технологии и т. п.), энергии (технологии энергосбережения альтернативная энергетика, биотопливо и т. п.) и информации (развитие компьютерной техники, робототехники, умные дома, Глонасс и др.), новых транспортных технологий (электромобили, самолеты из новых конструктивных материалов) и технологий устойчивого развития (материалосбережение, переработка отходов и др.).

Наконец, изучение технологии в школе должно быть пронизано идеями дизайн-художественного конструирования на основе функциональных возможностей изделий и их эстетического оформления, т. е. экономики и технической эстетики. Постоянно надо иметь в виду, что в условиях рыночной экономики только дизайнерски оформленные изделия найдут спрос, т. е. будут конкурентоспособными. Сейчас именно потребности рынка определяет дизайн любого будущего изделия и, следовательно, технологии его изготовления. Изучая, в частности, технологии обработки конструкционных материалов следует иметь в виду возможности создания оформленных, конкурентоспособных изделий.

Целесообразная структура непрерывного технологического образования в России приведена на рис. 1.

Рис. 1. Структура непрерывного технологического образования в России

Все уровни технологического образования должны быть насыщены современным учебным оборудованием и привлекать для преподавания высококвалифицированных преподавателей с дипломами магистров. В Финляндии даже преподаватели дошкольных учреждений и школ имеют дипломы магистров.

Большое внимание должно быть уделено среднему профессиональному образованию, поскольку согласно[6] рабочих высокой квалификации в России осталось 5 %, в то время как в развитых странах 45–70 %. Подготовка специалистов по уровням НПО-СПО-ВПО ведется в соотношении 1:1:1, в то время как рабочих требуется в 5 раз больше. Примеров успешной подготовки инженерных кадров в рамках бакалавриата в стране практически не имеется (данные 2011 года).

Следует отметить, что на заседании съезда ректоров вузов России 30 октября 2014 года, которое вел Президент В. В. Путин, ректор МГУ В. А. Садовничий предложил вернуться к системе подготовки инженеров в течение 5–6 лет, а учителей – 6 лет и не увлекаться бакалавриатом, учитывая, что многие известные вузы Европы не перешли на подготовку бакалавров.

Ситуация с изучением предметной области «Технология» в общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации во многих случаях не отвечает современным требованиям и продолжает ухудшаться.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования предполагают изучение предметной области «Технология» в начальной школе и основном звене средней школы.

В федеральном государственном образовательном стандарте для старшей школы «Технология», как предметная область, отсутствует и является предметом по выбору.

Сокращение числа часов на изучение предметной области «Технология», ликвидация непрерывности и преемственности технологической подготовки, устаревшее оборудование учебных мастерских, отсутствие финансирования для приобретения материалов и нового оборудования, недостаточное информационное обеспечение, недостаточная оплата труда преподавателей и, в силу этого, уход из школ учителей технологии, в первую очередь мужчин, приводит к разрушению технологической подготовки школьников и наносит серьезный ущерб технологическому и социально-экономическому развитию нашей страны.

Литература:

1. Новая философская энциклопедия. – М.: Мысль, 2001. – Т. 4.

2. Хотунцев Ю. Л. Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников. – М.: Эслан, 2007. – С. 181.

3. Benchmarks for Science Literacy Project 2061 /American Association for Advancement of Science. – New York: Oxford University Press, 1993. – 418 p.

4. Standards for Technology Literacy. Content for the Study of Technology Education, Association and its Technology for all American Project. – Reston, 2000. – 248 p.

5. Хотунцев Ю. Л., Насипов А. Ж. Критерии сформированности технологической грамотности американских школьников // Наука и школа. – М., 2010. – № 5. – С. 49–55.

6. Пичугина Г. В. Обновление целей технологического образования школьников США // Школа и производство. – М., 2010, № 2. – С. 10–13.

7. Хотунцев Ю. Л., Насипов А. Ж. Технологическое образование школьников в Великобритании, Франции, США, Австралии, Швеции и Нидерландах // Наука и школа. – М., 2010. – № 2. – С. 67–71.

8. Атутов П. Р., Хотунцев Ю. Л., Симоненко В. Д. и др. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе. Школа и производство. – М., 1999. – № 1. – С. 5–12.

9. Симоненко В. Д., Матяш Н. В. Основы технологической культуры. – М.: Вентана-Граф, 2000.

10. Хотунцев Ю. Л. Программа Основы технологической культуры // Школа и производство. – М., 2002. – № 7. – С. 9–12.

11. Хотунцев Ю. Л. Проблемы формирования технологической культуры учащихся // Педагогика. – М., 2006. – № 4. – С. 10–15.

12. Хамитов И. С., Гумерова Г. С. Формирование технологической культуры школьников. Под ред. Ю. Д. Хотунцева. – М.: МПГУ, 2010. – 154 с.

13. Хотунцев Ю. Л. Общие принципы реализации технологий и проектной деятельности // Материалы международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в формировании актуальных компетенций учителей и педагогов профессионально-педагогического образования». – М.: МПГУ, 2008. – С. 424–428.

14. Ткаченко Е. В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ // Педагогика. – М., 2014. – № 6. – С. 21–31.

kartaslov.ru

1. Предмет и задачи методики обучения технологии. Концепции технологического образования. Место технологической подготовки в системе образования.

Предметом методики обучения технологии является живой педагогический процесс, включающий в себя:

-вооружение учащихся элементами общетехнических и специальных знаний;

-привитие учащимся политехнических умений н навыков по выполнению технологических операций и управлению отдельными машинами, станками и механизмами;

-воспитание у учащихся добросовестного отношения к труду;

-формирование у них высоких моральных качеств;

-осознанный выбор профессии.

Для методики преподавания техн. предметом исследования явл. изучение закономерностей процесса обучения образования. Предмет вкл. в себя.

  • изучения социально-педагогических основ обучения технологии.

  • общую и частичную методику обучения технологии.

  • определение организационно-технический условий осуществления учебно-воспитательного процесса.

Задачи

-формирование образовательных и воспитательных задач обучения технологии с учетом специфики изучаемого учебного предмета.

  • разработка требований к содержанию обучения технологий разных возрастных групп. Разработка учебных программ, учебников, пособий.

  • отбор наиболее целесообразных форм воспитат. работы, методов и приёмов обучения.

  • разработка путей связи теории с практикой, а также технологии с др. науками.

  • разработка принципов и методов внеклассной и внешкольной работы.

  • разработка мат оснащения.

  • опред-е усл. влияющих на выбор стр-ры уроков, методов и средств в соответствии с целями этих уроков.

Технология — область знаний, методов и средств для оптимального преобразования и применения материи, энергии и информации в интересах чел-ва и окруж. среды.

Концепции технологического образования школьников.

Утверждает триединую задачу образовательной области технологии.

  1. повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения науч­но-технического прогресса;

  2. обеспечить творческий подход к формированию системы обу­чения, учитывая познавательные способности и возможности школьника;

  3. воспитать учащегося как личность, способную добиться успе­ха в профессиональной деятельности (сделать карьеру).

Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенным государством.

В современных условиях основополагающую роль в деятельности человека занимает его научная подготовка, которая обеспечивается усвоением общеобразовательных и специальных знаний: образцом, ориентиром образования сегодня во многих странах является технология. Поэтому и важен переход к технологическому образованию, целью которого является подготовки учащихся к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. Объективная необходимость технологического образования обусловлена рядом факторов:

  • научное знание по традиционным предметам (математика, физика, химия) сами по себе не обеспечивают подготовку человека к преобразовательной деятельности. Эту задачу могут решить интегрированные проблемно-ориентированные дисциплины, такие как эргономика, инженерная экология, технология, информатика, т.е. необходим переход от предметно-ориентированного к проблемно-ориентированному обучению.

  • научно-технологическая эпоха требует обеспечения, преобладающего значения методов и средств над результатом деятельности, который не должен достигаться любой ценой. Нужно предвидеть результаты этой деятельности в настоящее время и в будущем, необходимо уметь прогнозировать развитие содержания и форм деятельности, для этого сейчас каждому человеку необходимо овладеть технологической культурой.

  • сегодня формирование разносторонне развитой личности из идеальной цели воспитания превращается в реальную практическую задачу. Общее образование без его технологической составляющей не способно решить эту глобальную задачу.

  • проникновение технологии во все сферы человеческой деятельности от промышленности, с/х до досуга и управления обязывает подрастающее поколение иметь хотя бы минимальный уровень технологической культуры, которая является частью общей культуры. Технологическое образование дает возможность перейти ‘

от традиционного аккумулирования знаний и умений к творческому их использованию в практической деятельности, что повышает мотивация обучения и способствует активизации познавательной деятельности обучающегося.

  • технологическая подготовка позволяет человеку более гармонично сосуществовать в информационном и технологически насыщенном мире и более эффективно реализовывать свой интеллектуальный потенциал.

Т.о. технологическое образование — это организованный процесс обучения и воспитания с целью формирования у человека технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности. Технологическое образование является составной частью общего образования, основным элементом профессиональной подготовки.

studfiles.net

Концепции технологического образования школьников.

Концепции технологического образования школьников.

Предмет и задачи методики обучения технологии. Концепции технологического образования. Место технологической подготовки в системе образования.

Предметом методики обучения технологии является живой педагогический процесс, включающий в себя: вооружение учащихся элементами общетехнических и специальных знаний; привитие учащимся политехнических умений н навыков по выполнению технологических операций и управлению отдельными машинами, станками и механизмами; воспитание у учащихся добросовестного отношения к труду; формирование у них высоких моральных качеств; осознанный выбор профессии.

Для методики преподавания технологии, предметом исследования является изучение закономерностей процесса обучения образования. Предмет включает в себя: изучения социально-педагогических основ обучения технологии; общую и частичную методику обучения технологии; определение организационно-технических условий осуществления учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

формирование образовательных и воспитательных задач обучения технологии с учетом специфики изучаемого учебного предмета; разработка требований к содержанию обучения технологии разных возрастных групп; разработка учебных программ, учебников, пособий; отбор наиболее целесообразных форм воспитательной работы, методов и приёмов обучения; разработка путей связи теории с практикой, а также технологии с др. науками; разработка принципов и методов внеклассной и внешкольной работы; разработка материального оснащения; определение условий влияющих на выбор структуры уроков, методов и средств, в соответствии с целями этих уроков.

Технология — область знаний, методов и средств для оптимального преобразования и применения материи, энергии и информации в интересах человечества и окружающей среды.

Концепции технологического образования школьников.

Утверждает триединую задачу образовательной области технологии:

1. повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, нои творчески использовать достижения науч­но-технического прогресса;

2. обеспечить творческий подход к формированию системы обу­чения, учитывая познавательные способности и возможности школьника;

3. воспитать учащегося как личность, способную добиться успе­ха впрофессиональной деятельности (сделать карьеру).

Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней.

В современных условиях основополагающую роль в деятельности человека занимает его научная подготовка, которая обеспечивается усвоением общеобразовательных и специальных знаний:образцом, ориентиром образования сегодня во многих странах является технология. Поэтому и важен переход к технологическому образованию, целью которого является подготовка учащихся к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. Объективная необходимость технологического образования обусловлена рядом факторов:



· Научное знание по традиционным предметам (математика, физика, химия) сами по себе не обеспечивают подготовку человека к преобразовательной деятельности. Эту задачу могут решить интегрированные проблемно-ориентированные дисциплины, такие как эргономика, инженерная экология, технология, информатика, т.е. необходим переход от предметно-ориентированного к проблемно-ориентированному обучению.

· Научно-технологическая эпоха требует обеспечения, преобладающего значения методов и средств над результатом деятельности, который не должен достигаться любой ценой. Нужно предвидеть результаты этой деятельности в настоящее время и в будущем, необходимо уметь прогнозировать развитие содержания и форм деятельности, для этого сейчас каждому человеку необходимо овладеть технологической культурой.

· Сегодня формирование разносторонне развитой личности из идеальной цели воспитания превращается в реальную практическую задачу. Общее образование без его технологической составляющей не способно решить эту глобальную задачу.

· Проникновение технологии во все сферы человеческой деятельности от промышленности и с/х до досуга и управления, обязывает подрастающее поколение иметь хотя бы минимальный уровень технологической культуры, которая является частью общей культуры. Технологическое образование дает возможность перейти от традиционного аккумулирования знаний и умений к творческому их использованию в практической деятельности, что повышает мотивацию обучения и способствует активизации познавательной деятельности обучающегося.

· Технологическая подготовка позволяет человеку более гармонично сосуществовать в информационном и технологически насыщенном мире и более эффективно реализовывать свой интеллектуальный потенциал.

Т.о. технологическое образование — это организованный процесс обучения и воспитания с целью формирования у человека технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности. Технологическое образование является составной частью общего образования, основным элементом профессиональной подготовки.


Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 243 | Нарушение авторских прав



mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.012 сек.)

mybiblioteka.su

Концепция технологического образования школьников в мбоусош №60 г. Пензы

Концепция технологического образования школьников

в МБОУСОШ №60 г.Пензы
В современных социально-экономических условиях подготовка школьников к трудовой и профессиональной деятельности приобретает новое значение, так как в связи с изменениями рынка труда резко изменились требования к уровню и содержанию подготовки специалистов, основа которой закладывается системой общего образования. Низкая конкурентоспособность молодежи делает ее наиболее незащищенной категорией на рынке труда. Чаще всего это обусловлено несоответствием полученного образования профессиональным интересам и рыночному спросу, недостаточной квалификацией и неготовностью молодых специалистов к практической деятельности.

Качество подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях определяется структурой и содержанием предшествующего общего образования, подготовленностью школьников к профессиональному обучению, ответственность за это лежит именно на школе.

Поставленная сегодня задача инновационного технологического развития страны невозможна без системной подготовки высококвалифицированных рабочих, инженерно-технических и научных кадров, начальным звеном которой является технологическое и естественно-научное образование подрастающего поколения в стенах школы.

Трудовая подготовка и изучение технологии в школе ориентируют ее выпускников на выбор рабочих профессий, на обучение в системе начального, среднего профессионально-технического образования, о возрождении которого Президент Российской Федерации неоднократно говорил в своих выступлениях.

Система технологического образования должна быть направлена на создание условий для творческого саморазвития учащихся, на формирование технологических и социальных компетенций учащихся, на развитие личностных качеств школьников, необходимых для трудовой деятельности и адаптации их в социальной среде таких, как потребность в труде, инициативность, социальная ответственность.

Социально-трудовое становление школьников и особенно старшеклассников определяется нами как процесс и результат формирования технологической компетентности в определенной области труда, системы ценностных представлений о взаимосвязи и взаимозависимости социальной и трудовой жизни, позволяющих личности самореализоваться в общественно ориентированной созидательной деятельности.

Основываясь на данном определении и исходя из анализа современных тенденций развития технологического образования, нами определены основные подходы к социально-трудовому становлению старшеклассников в процессе технологического образования. К таким подходам можно отнести деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Основная цель использования деятельностного подхода в технологическом образовании заключается в том, что усвоение содержания учебного материала школьниками осуществляется в процессе собственной активной деятельности. Деятельность при этом рассматривается как источник формирования личности и главный фактор ее развития, поэтому важно активное использование разнообразных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе таких, как:


  • познавательная,

  • практико-ориентированная,

  • социально значимая,

  • проектная,

  • исследовательская,

  • природоохранная,

  • волонтерская,

  • коммуникативная,

  • поисковая и другие

Личностно-ориентированный подход в технологическом образовании требует учета индивидуальных особенностей, интересов, способностей, ценностных ориентаций, субъективного опыта старшеклассников и предоставляет возможность каждому школьнику реализовывать себя в познании и деятельности, развить свои способности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе в технологическом образовании, педагогический коллектив работает над созданием условий для удовлетворения образовательных запросов личности школьника, проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий, позволяющих выбрать направление образования и овладеть определенным образовательным уровнем.

Личностно-ориентированный подход играет ведущую роль как при проектировании индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников, так и при выборе содержания, форм и методов технологического образования, создавая условия для самоопределения и самореализации личности.

На основе разработанных теоретических положений нами выделены компоненты социально-трудового становления старшеклассников в технологическом образовании:


  • мотивационно-целевой компонент,

  • когнитивно-операционный компонент,

  • деятельностно-практический компонент,

  • личностно-ценностный компонент.

Мотивационно-целевой компонент связан с развитием мотивов личности старшеклассника, направленных на поддержание интереса и потребности к созидательному труду в выбранной сфере профессиональной деятельности и проявлением социальной ответственности за результаты своего труда.

Когнитивно-операционный компонент направлен на формирование системы технологических знаний, умений и навыков и способов мыслительной деятельности, то есть связан с формированием технологической компетентности.

Деятельностно-практический компонент предполагает овладение способами созидательной деятельности и умениями осуществлять продуктивную коммуникацию при работе в паре, в группе, коллективе, команде, а также формирование способов самоорганизации личности старшеклассника.

Личностно-ценностный компонент направлен на формирование социально-ценностных мотивов и развитие ценностного отношения к объектам социальной и природной среды и ее ресурсам, культуры труда.

Разработанные компоненты социально-трудового становления старшеклассников основаны на идее целостного педагогического процесса, где обучение и воспитание — две стороны учебно-воспитательного процесса, реализующегося в содержании, формах и методах технологического образования.

Мы считаем, что для выполнения обозначенных функций образовательная область “Технология” может быть построена с учетом следующих принципов:

фундаментальности и вариативности, что означает построение обучения на инвариантной основе единого федерального образовательного пространства, которая дополняется региональной и гуманитарной вариативными составляющими;

профильности, обеспечивающей возможность практического обучения по основным направлениям взаимодействия субъекта и объекта труда в системе технологических профилей; при этом обучение должно быть социально обусловлено и структурировано по различным сферам и типам профессиональной деятельности;

непрерывности и преемственности, для обеспечения системного практико-ориентированного обучения на протяжении всего периода с опорой на предыдущий опыт и ориентацией на прогнозируемый результат;

многоуровневости, предполагающей подготовку к трудовой деятельности на нескольких взаимосвязанных уровнях с учетом возрастных и образовательных возможностей учащихся, задач их воспитания и творческого развития, формирования готовности к получению профессии;

комплексности обучения, которая подразумевает единство воздействия образовательной области “Технология” на сознание и поведение учащихся, включение их в разнообразные виды деятельности, формирование профессионально значимых качеств личности, взаимосвязь общего образования, трудового обучения, и самостоятельной деятельности.

В связи с этим структура образовательной области “Технология” должна включать в себя систему взаимосвязанных компонентов: интегративные разделы общего образования, трудовое обучение, творческую личностно-ориентированную деятельность и специализированную подготовку учащихся.

Мы уверены в том, что воспитание гармоничного духа детей как проявление их таланта и творческих способностей будет эффективным, если в основу всей воспитательно-образовательной деятельности, будет положен гуманистический принцип и парадигма, учитывающая идеи развивающего, вариативно-модульного, системно-комплексного и продуктивного образования, в основе которой лежит межпредметная проектно-исследовательская деятельность, как способ личностно-ориентированного образования в деятельности.

Учащиеся всех ступеней образования должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо добиться, чтобы в ходе организации практико-ориентированной деятельности возникло не столько конкурирующее сообщество, сколько содружество помогающих друг другу учителей, учеников и, конечно, родителей.

Содержание технологического образования школьников
Содержание технологического образования школьников определяется принятыми нормативными документами и требованиями федерального государственного образовательного стандарта и федерального компонента государственного образовательного стандарта к результатам освоения предмета.

Основные задачи реализации содержания предметной области «Технология» на уровне начального общего образования:


  • формирование опыта как основы обучения и познания,

  • осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов,

  • формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по технологии включают:

1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Задачи изучения предметной области «Технология» на уровне основного общего образования:


  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

  • активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

  • совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

  • формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Предметные результаты изучения предметной области «Технология» на уровне основного общего образования должны отражать:

1) осознание роли техники и технологии для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики, транспорта;

2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Задачи изучения предметной области «Технология» на ступени среднего (полного) общего образования через изучение предмета на профильном и универсальном уровне и курсов по выбору:


  • удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;

  • реализация общеобразовательной, общекультурной составляющей данной ступени общего образования;

  • развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;

  • развитие навыков самообразования и самопроектирования;

  • углубление, расширение и систематизация знаний и выбранной области научного знания или вида деятельности;

  • совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающегося.

Результаты изучения предмета «Технология» и курсов по выбору обучающихся должны отражать:

1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения предмета: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

2) овладение системными знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;

3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;

5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.


Предмет технологического образования школьников — изучение закономерностей техносферы, современного рукотворного мира.
Цели технологического образования — трудовое воспитание школьников, формирование у них технологических компетенций, необходимых прежде всего для:

  • формирования положительного отношения к трудовой деятельности;

  • понимания назначения и принципа действия технических устройств, осознанного использования существующих и непрерывно появляющихся новых орудий труда и технологий;

  • освоения различных технологий трудовой деятельности с использованием различных орудий труда от традиционных механических ручных инструментов до современной радиоэлектронной аппаратуры;

  • приобретения опыта проектной деятельности, а также развития технического и декоративно-прикладного творчества;

  • грамотной и безопасной эксплуатации технических устройств;

  • профориентации и выбора профиля дальнейшего образования.

В целом, содержание технологического образования для социально-трудового становления старшеклассников должно развиваться по следующим направлениям:

— повышение научного уровня содержания учебного материала, основанного на устойчивой мотивации учащихся к изучаемому предмету, сформированности логического мышления, способности к абстрагированию, анализу, синтезу, общению;

— обогащение и уточнение понятийного аппарата, усиление системности учебного материала;

— усиления практической направленности содержания учебного материала, насыщение его практико-ориентированными трудовыми и социальными жизненными ситуациями;

— включение в содержание учебного материала заданий, требующих исследовательской деятельности учащихся, постановки эксперимента, проектирования, конструирования, заданий, направленных на развитие специальных технологических умений учащихся;

— направленность содержания учебного материала на социальную адаптацию и профессиональную ориентацию старшеклассников;

— ориентированность содержания учебного материала на нравственную и экологическую составляющую, с целью формирования ценностного отношения к окружающей социальной и природной среде.
Важно, чтобы содержание технологического обучения обеспечивало отражение личностного взаимодействия субъекта и предмета труда в системах “человек — человек”, “человек — природа”, “человек — техника”, “человек — знаковая система”, “человек — художественный образ”, соотносилось на все сферы экономической деятельности, базировалось на современных отраслевых технологиях и способствовало самореализации учащихся в свободной творческой деятельности.

Возрастные и общеобразовательные возможности учащихся, решение задач трудовой подготовки и профессионального самоопределения обусловливают этапы технологического обучения: введение в труд, основы труда, введение в профессии, профильное обучение в соответствии с выбранной учащимися отраслевой технологией. Последний этап позволяет доводить подготовку до профессионального уровня, что содействует повышению социальной защищенности выпускника общеобразовательного учебного заведения.

Целеполагающее значение имеет профессиональная направленность (профессионализация) системы общего, включая технологическое, образования, предусматривающая формирование профессиональной культуры, профессионально значимых качеств и профессиональное самоопределение учащихся. Она должна обеспечивать:


  • формирование представлений о различных сферах, видах и формах профессиональной деятельности;

  • раскрытие возможностей и развитие способностей учащихся;

  • формирование профессиональных интересов и устремлений;

  • формирование адекватной самооценки;

  • достижение эффективного уровня компетентности в выбранной сфере трудовой деятельности;

  • формирование знаний, умений и навыков, необходимых для получения выбранной профессии.

Достижение намеченных результатов предусматривает комплекс взаимосвязанных действий:



  • профессиональную диагностику личности;

  • выявление профессионально значимых качеств;

  • профессиональные пробы;

  • формулирование профессионального выбора;

  • социальный анализ профессиональной ситуации;

  • принятие решения о выборе профессии и сферы практической деятельности;

  • составление жизненного плана;

  • принятие образовательно-профессиональных решений;

  • подготовку к выбранной сфере деятельности.

Профессиональная направленность систематизирует трудовое и технологическое обучение, актуализирует содержание и обеспечение учебного процесса, повышает личностную мотивацию, инициирует дополнительную образовательную и самостоятельную практическую деятельность учащихся.

В основе модульного структурирования содержания учебного материала образовательной области «Технология» включено 3 определяющих компонента:



  • ознакомление обучающихся с миром профессий,

  • с технологическими приемами и операциями,

  • с условиями получения профессионального образования.

Технологическое образование детей практически начинается с дошкольного возраста посредством выработки элементарных представлений и навыков обитания в окружающем мире. Дошкольный период технологического обучения является важным элементом общей системы технологического образования и должен осуществляться на надлежащей педагогической основе при соответствующем организационном обеспечении.

Задачей образовательной области «Технология» в начальной школе можно считать формирование основ культуры труда. Под этим понимается приобретение базовых представлений о природной и технологической среде обитания общетрудовых и начальных операционных умений по основным разделам практической деятельности, воспитание трудовой и технологической дисциплины, введение в профессии, привитие навыков использования современных технологий в условиях повседневной жизни.

Обучение образовательной области “Технология” в основной школе предполагает ознакомление с современными отраслевыми технологиями, получение знаний и умений выполнения обобщенных технологических операций, развитие навыков обучения, творческого мышления и решения практических задач, формирование профессионально значимых качеств личности во взаимодействии с основными объектами труда в базовых сферах экономической деятельности, достижение эффективного уровня профессиональной культуры, обеспечивающего выявление профессиональных интересов и склонностей для определения последующего образовательного маршрута учащегося.

Одной из основных целей образовательной области “Технология” в системе полного общего образования мы считаем раскрытие и развитие способностей, формирование профессиональных устремлений и жизненного плана посредством обучения и включение в реальную практическую деятельность, творческое развитие и воспитание учащихся.

В процессе общеобразовательного трудового и технологического обучения могут решаться задачи формирования практических основ самообслуживания, приобретения профессиональных навыков по отдельным отраслевым технологиям, получения профильной и начальной профессиональной подготовки.

Широкая общеобразовательная подготовка является и условием самообразования и самостоятельной практической деятельности учащихся. Непрерывное компенсирующее и развивающее самостоятельное образование школьников и деятельность по интересам способствуют, в свою очередь, решению задач общего образования и дальнейшему повышению готовности выпускников к получению профессии. Они являются важными факторами процесса непрерывного профессионального, интеллектуального и духовного развития личности.

Составная часть концепции и содержания технологического образования школьников должна опираться на идею политехнического образования для разностороннего развития, трудового обучения, воспитания и становления подрастающих поколений. Такой традиционно сложившийся комплексный подход способствует социальной адаптации, профессиональной ориентации и трудовому становлению учащихся, что особенно важно в условиях острого дефицита специалистов инженерно-технического направления.

Политехнический подход в трудовом обучении характеризуется, прежде всего, богатством интеллектуального содержания труда, связанного с активной работой мысли, основанного на сознательном применении научных знаний, с включением элементов творчества.

Применение данного подхода обусловлено тем, что чем интереснее деятельность, которой занимается человек, тем больших успехов он в ней добивается, тем эффективнее обеспечивается реализация заложенных в нем дидактического, социально-педагогического, психологического, воспитательно-развивающего потенциалов, применимых в обучении, трудовой, политехнической технологической подготовке подрастающих поколений, в целом вообще в любой другой деятельности.

При разработке содержания образования школа ориентируется на повышение межпредметной, интегративной политехнической направленности учебных предметов, осуществление политехнического принципа при их преподавании, применение которого предполагает:


  • формирование у учащихся научно обоснованной технологической картины рукотворного мира;

  • способствует интеграции предметов общего среднего образования;

  • настраивает методологию его проектирования и осуществления на развитие и воспитание учащихся в различных видах деятельности по овладению и освоению технических объектов, имеющих общие схемы управления в распространенных видах труда.

Для реализации идеи политехнического образования необходимо применение самых различных организационно-методических подходов, путей и средств по его осуществлению и развитию.

При разработке межпредметной, интегративной политехнической направленности содержания образования и воспитания подрастающих поколений необходимо показывать перспективу востребованности, социальной значимости, престижности инженерно-технических специальностей, выполняя одновременно функции соответствующей профессионально-ориентационной работы.

В процессе политехнического образования необходимо:



  • ярче раскрывать аспекты перспективного значения приобретаемых знаний, умений при изучении учебного материала в самых различных областях человеческой деятельности, возможности получения с этого коммерческого дохода или прибыли;

  • предоставлять учащимся больше возможностей проводить на наглядных примерах сравнительно-сопоставительный, классификационный анализ и систематизацию различных материальных предметов, технических, технологических, природных и общественных явлений;

  • помогать учащимся выделять общее и особенное в различных объектах и технологиях производства, учить их переносу знаний и умений из одной области в другую,

  • расширять кругозор учащихся, знакомить их с особенностями функционирования и работы тех или иных технических устройств, машин, оборудования, взаимосвязанных систем.

Интересное направление в развитии политехнического образования представляет изучение различных народных промыслов, рассматриваемых как средство социально-трудовой адаптации, творческого личностного формирования, культурно-экономического развития Пензенского региона и других областей страны. При их освоении опосредованно формируется трудолюбие как одно из главных качеств социально-адаптированной, конкурентно способной личности.

Возможности реализации целей и задач технологического обучения связаны с обеспечением активности образовательного пространства на основе научно- методического, кадрового, материально–технического обеспечения и управления развитием педагогического процесса.

Система технологического образования

в МБОУСОШ №60 г.Пензы
Общеобразовательная практико-ориентированная подготовка обучающихся по технологии в МБОУСОШ №60 г.Пензы включает в себя трудовое и технологическое обучение, завершающееся специализированной подготовкой старшеклассников. Важным условием организации эффективного технологического образования является обеспечение преемственности этих ступеней системы непрерывного технологического образования.

Создание комплексной структуры практико-ориентированного обучения позволяет создать единую систему трудовой, предпрофильной и начальной профессиональной подготовки школьников по различным объектам и сферам профессиональной деятельности. В настоящее время технологическое образование рассматривается как сквозная линия всей системы непрерывного общего образования и как ступень, предшествующая профессиональной подготовке в вузе.

Система непрерывного образовательного процесса представляет многоуровневую подготовку школьников.

Технологическое образование


Цели технологического образования

трудовое воспитание школьников,

формирование у них технологических компетенций


Формирование первоначальных представлений

Трудовое обучение

1-4 классы

Начальный уровень

Технологи-ческое обучение

Формирование технологических компетенций

5-8 классы

Базовый (основной) уровень


Формирование представлений о мире профессий, их востребованности на рынке; развитие навыков самоопределения

9 класс

Предпро-фильная подготовка


Выбор образовательного маршрута

(10 класс, ссуз, НПО)


Совершенствование опыта познавательной деятельности, профессиональное самоопределение

Технологическое образование, начальное профессиональное образование

10-11 классы

Профиль-ный уровень


Профессиональное самоопределение

(ссуз, вуз)


Результат:

овладение системными знаниями, приобретение опыта целесообразной и результативной деятельности, развитие способности к непрерывному самообразованию; порофессиональная ориентация учащихся как конкурентно успешной личности

На начальной ступени обучения младшие школьники получают первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда; о мире профессий; приобретают навыки самообслуживания; совместной продуктивной деятельности, сотрудничества; овладевают несложными технологическими приемами ручной обработки материалов, решения несложных конструкторских задач; усваивают правила техники безопасности. Трудовое образование в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС является нужным практико-ориентированным предметом, обеспечивающим готовность учащихся к дальнейшему обучению с необходимым первоначальным уровнем технологических знаний.

Важнейшей ступенью на этапе технологического образования является основная школа, где педагоги помогают учащимся задуматься о важности выбора профессии и дальнейшего обучения, проводится диагностика способностей и склонностей обучающихся, выявление профессионального интереса и формирование умений, необходимых для осознания профессиональной деятельности.

При поступлении из школы в колледж или из школы в высшие учебные учреждения создается логическая цепочка движения в профессиональном пространстве. Современная тенденция профессионального развития наших школьников – «школа – колледж — вуз».

Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на профильном уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда. Специальная технологическая подготовка на профильном уровне позволяет учащимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

− культура и эстетика труда;

− получение, обработка, хранение и использование информации;

− основы черчения, графики, дизайна;

− творческая, проектная деятельность;

− знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;

− влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

− перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Технологическая деятельность – это целенаправленная организованная и упорядоченная человеческая деятельность (и изучение этой деятельности), включающая определённый способ, этапы, последовательность действий и операций, связанная с процессом природосообразного и культуросообразного изменения окружающего мира в различных областях: материальной, духовной, социальной, – опирающаяся на научные знания, опыт, интуицию.

Творческая активность старшеклассника в технологической деятельности – это интегративное качество личности, которое проявляется в ценностном отношении к творчеству в технологической деятельности, в способности самостоятельно создавать продукты творческой деятельности, развивается в поисково-исследовательской деятельности и находит выражение в её результатах.

Оно объединяет признаки, свойственные активности к творчеству и человеческую инновацию в технологической деятельности. Основные из них:


  • устойчивый интерес к творческой технологической деятельности;

  • технологическая грамотность;

  • технологическая культура;

  • изобретательность;

  • гибкость мышления;

  • нестандартность мышления;

  • сообразительность;

  • находчивость;

  • зоркость в поисках проблемы;

  • лёгкость в генерировании идей.

Поделитесь с Вашими друзьями:

www.psihdocs.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *