cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Классный час профилактика экстремизма и терроризма – Классный час (8 класс) по теме: классный час «Экстремизм и терроризм»

Классный час (8 класс) по теме: классный час «Экстремизм и терроризм»

Тема: Экстремизм и терроризм

Цель: 

—  объяснить сущность экстремизма и терроризма, их типы и цели; формировать общественного сознания и гражданскую позицию подрастающего поколения;

— расширить  представление детей о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме;

— способствовать воспитанию в детях толерантного отношения друг к другу и формировать  умение жить в мире с другими людьми;

— развивать самостоятельность суждений учащихся.

Задачи:

    Показать страшное «лицо» терроризма и ужасающие последствия этого явления;

        Развитие у учащихся навыков ведения дискуссии, обсуждения и анализа полученной информации; выработка умения делать выводы.

                 В итоге урока у учащихся должны сложиться следующие знания, умения, навыки:

    Знать, что такое «экстремизм», «терроризм», их цели, какие причины порождают экстремизм и терроризм, виды экстремизма

    Понимать, что любые проявления экстремизма и терроризма ведут к ответственности

    Представлять страшное «лицо» терроризма, аргументировано выполнить задания в конце меропиятия.

Возрастная категория  — (8 -9 класс)

Продолжительность  40 мин.

Оборудование  — компьютер (для просмотра презентации)

Эпиграф: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди»                                     (Бернард Шоу)

Сл.№1

В наше время современное общество всего мира переживает изменения системы ценностей, которая обусловлена модернизацией общественной жизни. Для успешного противостояния экстремизму и терроризму, их профилактике в обществе необходимо знать и понимать приступную сущность этих явлений.

Сл. №2

Давайте разберёмся, что же такое экстремизм. Большой толковый словарь даёт следующее определение экстремизму:

экстремизм – (от лат. extremus — крайний) это приверженность отдельных лиц, групп, организаций к  крайним взглядам, позициям  и мерам в общественной деятельности.

Его цель: дестабилизация, разрушение, сложившихся в обществе отношений, ценностей.

Сл. №3

Как любое проявление экстремизм имеет свои определённые характерные черты, несущие за собой страшные разрушения, как материальные, экономические  так  моральные и духовные.

— насилие или угроза насилия;

— одномерность восприятия общественных проблем;

— фанатизм;

— бездумное выполнение любых приказов;

— опора не на разум, а на инстинкты, предрассудки;

— неспособность к толерантности.

Все термины понятны, давайте остановимся на следующих:

Фанатизм – слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области политической, национальной, религиозно-философской сфер, нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям.

Инстинкт – совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения. Инстинкт составляет основу поведения животных.

Толерантность – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.  

Сл. № 4,5

 Рассмотрим виды экстремизма (обсуждение с детьми).

Любые виды деятельности экстремизма, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами как мятеж, ведут к террористическим действиям.

Сл. №6

Терроризм — деятельность, осуществляемая в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органами власти.

То есть, это средство, используемое экстремистами, а не обособленное явление.

Следовательно, терроризм — одна из форм экстремизма.

Сл. №7

Понятие «экстремизм» определено и упомянуто в нормативных правовых актах Российской Федерации (ознакомление с некоторыми их них на слайде).

И сегодня мы не просто затронули такую значимую и важную тему, т.к. в последние годы все более актуальной становится проблема участия молодёжи в экстремальной деятельности.

Молодёжь – как элемент наиболее чувствительный ко всем социальным и политическим проявлениям и изменениям. Она замечает и остро реагирует на то/ что ей кажется несправедливым, то что не совпадает с её взглядами и общим мнением. Зачастую это мнение навязано ей псевдогероями с экрана телевизора, со страниц журналов и газет, социальных сетей интернета.

Сл. №8 (статистические данные вовлечения молодёжи в экстремистские  террористические действия).

И не для кого ни секрет, что за все деяния нужно нести ответственность.  В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями  Уголовного кодекса Российской Федерации.

Сл. №9,10.

Рефлексия:

Выполнение заданий. Ребята делятся на группы.

  1. Задание: подбери правильное определение к термину.
  2. Задание: определите черты экстремизма, объясните  их.
  3. Задание: определите виды экстремизма.
  4. Задание: назовите статьи, в которых предусмотрена уголовная ответственность за проявление экстремизма и терроризма.

Заключение:

Сегодня мы говорили о проявлениях экстремизма и терроризма, их видах, характерных чертах. Молодежь наиболее подвержена экстремистским проявлениям. Экстремизм становится, как правило, последней ступенью к возникновению терроризма.

Занятие нацелено на формирование общественного мнения, направленного на создание атмосферы нетерпимости к проявлениям экстремистской идеологии. Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по двум направлениям — это профилактика и непосредственное выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.

Давайте будем ценить и заботься друг о друге и хотя бы стараться быть толерантными (учащимся предлагается подобрать синонимы к слову толерантность).

И наше мероприятие хочется закончить словами Б. Шоу:

«Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне  в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям»

Б. Шоу

nsportal.ru

Методическая разработка классного часа на тему «Терроризм, экстремизм»

Министерство образования и науки РД

Государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение

«Республиканский профессионально-педагогический колледж № 2»

Методическая разработка

классного часа

на тему:

«Экстремизм, терроризм»

Подготовила и провела: куратор группы 54 ПН-1

Абдусаламова П.М.

Кизляр, 2017

Классный час на тему «Терроризм, экстремизм»

Цели и задачи внеклассного мероприятия:

Формирование и закрепление

общественного сознания и гражданской позиции у студентов, представление о терроризме, познакомить с историей возникновения терроризма, расширить кругозор, содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов;

Развивать познавательный интерес учащихся к изучению истории вопроса, освоение навыков самостоятельного сбора и обработки информации по заданной теме, развивать память, внимание, стремление узнать новое;

Воспитание патриотизма, воспитание чувство неприятия к насилию, терроризму и экстремизму, способствовать воспитанию в студентах толерантного отношения друг к другу и умение жить в мире с другими людьми.

Форма проведения: дискуссия.

Оборудование: презентация, музыка, плакаты с надписями «Терроризм — угроза общества», «Война против беззащитных»; ТСО — интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор,

Выдержки известных людей:

О.Сулейменов «возвысить степь, не принижая горы»;

В.Гюго «Быть святым – исключение, быть справедливым – правило;

«Заблуждайтесь, падайте, грешите, но будьте справедливы».

Подготовительная работа: подготовить презентацию «Это не должно повториться…», проведение классных часов на педагогической практике студентами колледжа, работа с интернетом.

Литература: научно-методический журнал «История всё для учителя», журнал «Спутник классного руководителя», интернет ресурсы.

Участники: группы 54 ПН-1.

Разработала: Абдусаламова П.М.

Ход классного часа.

  1. Вступительная беседа.

Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова, как «терроризм» и «экстремизм». Теперь уже каждый ребенок знает о том, что скрывается за этими понятиями. Из толкового словаря этимология термина «экстремизм» обнаруживает свои корни в латинском языке, переводится как «крайний» (взгляды и меры).

Терроризм «terror» переводится как «ужас» (устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства). Фрагмент фильма «Дух времени»

Во второй половине 20 в. стал широко практиковаться внешне немотивационный террор, рассчитанный на создание обстановки всеобщей паники и растерянности. Если террористы 19-20 вв. почти всегда публично объявляли, какая организация ответственна за теракт, то к началу 21 в. это стало лишь единичным явлением. Сменились и адресаты терактов — им стали рядовые граждане — случайные прохожие, пассажиры авиалайнеров и, что самое страшное – наиболее беззащитная часть населения – дети. В последнее время террор приобрел самые агрессивные отчаянные формы. Многие террористы (их стали называть шахидами), становясь «живыми» бомбами, гибнут во время терактов. Затягивание решения политических проблем; обострение общественных противоречий явились благоприятной почвой для проявления терроризма и экстремизма; взрывы в Буйнакске; в Москве на Манежной площади; в Грозном в день празднования дня победы; события в Беслане, Буденновске, Нальчике, Кизляре, Каспийске. Кто знает, какие населенные пункты пополнят еще этот кровавый список.

Фрагмент фильма «Отрицание отрицательного».

С сожалением приходится признать: мы живем в век терроризма. И поэтому каждый человек — взрослый и ребенок – должен знать сущность терроризма, его истоки и возможные способы защиты от него. Фрагмент фильма «Дух времени».

Терроризм в России чаще всего связывают с исламским экстремизмом. При этом почему-то считается, что в истоке экстремизма – вся мировая религия ислам. Но это не так! Настоящий правоверный мусульманин просто не может быть террористом, так как и убийство, и самоубийство запрещено этой религией. Террористами являются, как правило, последователи ваххабизма, а это фактически секта внутри ислама. Джихад («священная война»), которой прикрываются террористы, была объявлена ими без согласования с духовенством, а значит, является незаконной. Следовательно, мы должны рассматривать террористов, в том числе и ваххабитов, не как представителей ислама, а как рядовых преступников. Они называют себя борцами за справедливость, но это бессовестная ложь. Не за истину они воюют с беззащитными людьми, а за деньги. А девчонки-самоубийцы, которые становятся «живыми бомбами» — обманутые жертвы этих преступников, часто идущие на смерть не по своей воле, а в результате зомбирования.

Выступление студента:

3 сентября. Среди всех сентябрьских праздников – это трагическая дата. 3 сентября – одна из памятных дат в России, которая носит название День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта дата связана с трагическими событиями в городе Беслане 1-3 сентября 2004 года.

Слайд 1 «Беслан…».

Во время проведения торжественной линейки по случаю 1 сентября террористы ворвались на территорию школы №1. Всего на линейке присутствовали 895 учеников и 59 работников школы. Количество родителей, пришедших проводить детей в школу, неизвестно. Открыв беспорядочную стрельбу в воздух, боевики приказали всем присутствующим зайти в здание школы, однако большинство — в основном старшеклассники и взрослые — смогли просто разбежаться. Тех, кто не смог это сделать — учеников младших классов и их родителей и часть учителей — бандиты загнали в спортзал.

1 сентября 2004 года группа вооружённых людей в масках подъехала к зданию школы № 1 в Беслане на нескольких автомобилях и прямо со школьной линейки, проходившей во дворе, захватила в качестве заложников 1128 человек — детей и их родителей, — загнав их в спортзал школы. При этом один мужчина, пытавшийся оказать сопротивление, был немедленно застрелен террористами.

Слайд 2. В течение 3 дней террористы удерживали в здании школы более тысячи человек – детей, их родителей и сотрудников школы. Более 50 часов, проведенных пленниками в здании школы, террористы отказывали им в предоставлении воды, пищи и необходимых медикаментов.

Слайд 3, 4, 5,6, 7, 8 Рассказ звучит под негромкую классическую музыку, создающую эмоциональный настрой слушателей.

Выступление студента:

Семикласснику с гордым именем Тамерлан впервые купили дорогие ботинки (которые он вскоре потеряет) и белую рубашку (которая пойдет на бинты). Когда стали стрелять вверх, его мама, Лариса Мамитова, врач «скорой помощи», подумала: надо же, салют! Первыми опомнились одиннадцатиклассники, которые стояли дальше всех и почти все успели скрыться. А бандиты все стреляли и через двери и окна вдавливали ополоумевшую толпу детей, учителей и родителей в школу. Резко открылась дверь в спорт­зал, и нас потоком занесло. Мо­бильники приказали выкинуть. «Сидеть, — кричат, — всем си­деть!». И стали ставить рас­тяжки. Между баскетбольными щитами висели три самодельные бомбы — двухлитровые бутылки из-под пепси, залепленные корич­невым скотчем. И в это время по проходу протащили первый труп — плотный мужчина в темно-синей клетчатой рубаш­ке, засунули его в комнатку с ин­вентарем. Тут со стороны бое виков кричат: «Доктор есть?». Встала: «Я врач». Боевик вывел меня в коридор. Там уже никого не было, одни вещмешки, очень много рюкзаков, оружие».

Лариса рассказывает бес­страстно, не в первый раз. Два раненых бандита были для нее просто пациентами. У од­ного пуля зашла в предплечье и у локтя вышла, раздробив кость. Другой был уже не жи­лец: проникающее ранение в живот, и пуля застряла где-то в мышцах. Раненный в живот, весь в холодном поту, сидел, почти лежал, но держал оружие. Ла­рисе велели обезболить обо­их, дали две ампулы, скру­ченные скотчем… Пока ко­лола и перевязывала, успела заметить, как в коридор вы­вели из зала мужчин, поста­вили по одному на каждое окно, руки за голову — как живой щит. Другие отцы не­сли парты, доски — закрыва­ли окна в коридоре.

Лариса решилась спро­сить: «Вы детей взяли в за­ложники, значит, у вас ка­кие-то требования есть? Мо­жет, я выйду, передам? Хоть записку вынесу, чтобы с вами как-то связались?». «Не я решаю, — отвечает раненый, — решает полковник». «Ну по­зовите полковника». «А чего звать, — огрызается раненый, — у нас одно требование: вы­вести войска из Чечни. Ваши это знают. А вы хоть подума­ли, почему наши женщины идут на подвиги?». Доктор Лариса не считала шахидских женщин-ками­кадзе героинями. Двух она видела в эти дни близко. Одна выводила детей в туа­лет. Впереди гуськом — пере­пуганные малыши, сзади — черная тень с пистолетом, перепоясанная взрывчаткой.

Из коридора Ларисе было видно, как всех мужчин, ко­торые баррикадировали окна, согнали в один класс. Поса­дили в круг, руки за голову. Потом она потеряла свой наблюдательный пост, потому что прогремел первый взрыв. По ноге будто ножом чиркнуло. Бое­вики забегали, орут: «Видала, ваши штурм начали!». Когда дым рассеялся, поняли, что подорвалась шахидка. Слава Аллаху, в рай она отправилась одна. Детей поручили Ларисе.

Первое число растянулось будто на неделю. Это был единственный день, когда дети боялись. Потом, сказал мне Тамерлан, стало все равно. Он тоже сидел в коридоре в мокрой насквозь майке на сквозняке и дрожал. Ранен­ный в живот кивнул на «камуфляжку». Лариса накинула куртку на сына.

Бородатый мужчина с рас­каленными глазами засмеялся: «Хороший ваххабит выйдет!». Это был так называемый пол­ковник по имени Али. Сказал: «Будет тебе записка, вынесешь к воротам. Шаг за ворота — снайпер тебя снимет. И твоего ваххабита».

Записку Али диктовал. Сверху сам написал номер мо­бильного. Остальное Лариса за­помнила дословно: «Прийти на переговоры: Дзасохов тире пре­зидент Осетии, Зязиков тире пре­зидент Ингушетии, Аслаханов тире советник президента, Ро­шаль тире детский врач». Рука дрожала, от волнения написала «Рашайло». «Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек, если ранят любого из нас, рас­стреляем 20 человек. При штур­ме все взорвем»

Сорвала Лариса маленькую занавеску — белый флаг — и пошла, припадая на раненую ногу. У окна пристроился снайпер. «Честно говоря, я его чуть-чуть боялась… Что умру, было без разницы, вол­новало донести записку. И вот стала махать этой белой занавеской. Кричу: «Эй, кто-нибудь, заберите записку!». Люди далеко. Тут из-за угла крайнего дома выглянул парень, оружие положил на траву и побежал ко мне. Кричу: «Передай: нас очень много, пусть не стреляют, они могут нас взорвать». И отдала ему записку. И быстро, как могла, пошла к шко­ле».

Возле школьного крыльца Лариса увидела женщину с перебитыми ногами. Хотела затащить в школу, но боевики не разрешили. И слава богу: женщина осталась жива.

Выступление студента:

Первое сентября все тянулось, бесконеч­ное, как война. Еще разрешали пить и водить де­тей по 10—15 человек в уборную. Было много малы­шей, даже грудных — перво­го сентября, как известно, закрыли детские сады — го­ворят, не было газа. Голод­ные младенцы орали, не умолкая. Ларисе дали для них изюм, сникерсы и фи­ники. Она ходила по залу, просила: «Пожалуйста, толь­ко самым маленьким, по ку­сочку». А потом всю ночь караулила детонатор-лягуш­ку. Все три дня бандиты по очереди держали его ногой. Лариса видела, как ноги у дежурных затекают, напоми­нала: помассируй. Чтобы не забыл, на чем стоит.

Туфля на раненой ноге отяжелела от крови, брюки тоже все в крови, а тут сре­ди ночи опять: «Доктор, срочно!». Двери все выбило, на од­ной лежит боевик. Полголовы снесло, пена изо рта. Агония. «Обезболь его!». А рядом в классе сидели те самые муж­чины — уже не в кружок и руки не за голову. Взрывом их разметало, некоторых убило сразу, кое-кто живой. «У одного из легких хлыщет кровь. Я подошла, собрала кус­ки его брюк, сунула в дырку, говорю: «Держи вот так». У другого глаз вытек. Он меня зовет — а я ничем помочь не могу, мне ничего не дают. Он жив, я его встретила в Моск­ве… Некоторых раненых зас­лали обратно в зал, других ос­тавили в коридоре».

На второе утро никто с террористами не связался.

Али начинал злиться: «Вы даже правительству своему не нужны!». «Может, у вас телефон заблокирован? — предположила Лариса, кото­рая уже ничего не боялась. — Проверьте, я ведь немно­гого прошу, позвоните с од­ного телефона на второй, детям уже совсем худо…» Она оказалась права. Теле­фон, указанный в первой за­писке, не работал. Принесли стопку тетрадей, Лариса вырвала лист и стала сама под диктовку полковника писать номер, четко выводя цифры, чтобы не спутали ни одну. И дальше единствен­ную фразу: «Наши нервы на пределе». Взяла белую май­ку, опять посадили стрелка, вышла. Женщина с переби­тыми ногами лежит там же. Под дождем. Лариса опять размахивает майкой, опять кричит: «Заберите записку!». «А из-за угла на меня смот­рят и говорят: «Иди сама сюда». Ну, думаю, пристре­лят, значит, пристрелят. Зато записку передам». Записку передала и снова к школе, к сыну.

На второй день еще разрешали ходить в туалеты и обливать­ся водой, было очень жар­ко. Но пить уже не давали. Ларису предупредили: уви­дим, что ребенок пьет, — застрелим, даже твоего.

«Я громко говорю: «Так, в туалете только лицо, голову, вещи мочим», а на осетинс­ком: «Попей воду и быстро выходи», но маленькие дети как -то не понимают… Быст­ро — это как? Как присосались… Те, кто ближе к выходу сидел, выходили, а другие не могли. Были такие, которых я за три дня не могла ни разу поднять и вывести. Передние их не пускали. Скажешь: «Де­сять человек!». Встает двес­ти. Бандиты кричат: «Не пить!». И наверх стреляют… Может, теперь кто-то на меня обижен, но я уже потом передних не стала пускать. А потом как — голодные дети напьются, и тут же рвота. Второй день уже от духоты началась остановка дыхания у детей. После обеда к воде во­обще не стали подпускать».

Умерла девочка с диабетом. Агонизировали астматики… Дети стали температурить, Лариса просила аспирин. Не дали.

На второй день старшеклассникам приказали копать яму в одном из классов. Отхожее место. Чтоб уж никакого доступа к кранам.

«Пока один пописает, другим велишь прислониться к стенке, стенка холодная, а многие до трусов разделись, говоришь им – быстро, животики к стенке, потом спинки… Охладятся немного, заводишь следующую группу… А в этом классе – цветы в горшках. Дети все их оборвали. Съели. Воды-то хочется. Я сама тоже пожевала… Хотя мне разрешалось к воде подходить. Но стыдно было. Я знала, что моему сыну не дают воду. Еще со мной водила детей учительница, Злата. Потом она умерла.

Второй день был еще длиннее и намного страшнее. Потому что никаких сигналов «с материка» не поступало. Дикая надежда вспыхнула, когда к вечеру получили приказ: быстро расчистить дорогу, никого не выводить, гости придут. Расселись. Заходят боевики в масках и кто-то в черном плаще. Откидывает капюшон – Аушев. Поздоровался, спрашивает: «Вы меня узнаете?» Аушев постоял, покачал головой, кто-то говорит, что видел в его глазах слезы. Боевики в это время все снимали на видео. Панораму зала с детонатором в конце. Потом эта запись обошла все телеэкраны мира. Ее не показали только в России.

Аушев договорился – отпустить маленьких детей. Грудничков. С ними вышли мамы.

На третье утро Лариса с сыном стали искать лекарства. Просто шарить по сумкам, сваленным в коридоре. Таблетки заворачивала в бумажку, бросала, чтоб раздали больным. «Но с людьми делалось уже что-то. Рядом больной ребенок лежит, а взрослый хватает таблетку – и в рот. Разум помутился. Кричат: «Дай таблетку!» — «Какую?» — «Любую!». Тысяча людей кричат: «Лариса, Лариса!» Мне даже во сне теперь снится. Не знаешь, к кому бежать. А одна вообще: «Лариса, мне плохо, «скорую» мне вызови!» Ну что тут скажешь?»

И тут ее позвали. Ведут по коридору: крови боишь­ся? Да нет, отвечает, я ко все­му привыкшая. Она запом­нила — это был 15-й кабинет на втором этаже. Весь в кро­ви. Лариса влезла на подоконник. Трупы лежали внизу один на другом. Распухшие, облепленные мухами. Стала считать: двадцать один. Все, кто был в коридоре.

Уже не пускали даже в яму. Все дела – на местах. Люди задыхались, к ребенку, который хотел пописать, бежали, подставляли под струйку свою одежду, потому что в бутылках мочи уже не было… «Я говорю: «Ложитесь все, вы ж задохнетесь, понизу хоть тянет маленько…». А в среднем окне мой сын стоит. Кричу: «Вниз, Тамик, вниз, чтоб дышать!». И в этот мо­мент — взрыв. Как меня не разорвало? Я стояла рядом с бомбой. И в следующий миг очутилась в противополож­ной стороне. Пришла в себя от того, что с улицы дико кричал ребенок. Мне примере­щилось, будто их отстрели­вают… Смотрю наверх — небо видно. Крыши нету. Коф­ту всю снесло с меня, ни клочка не осталось. Оглянулась на­зад — боевик в белой маечке прицелился в меня… Выстрелил — и я упала. Может, он подумал, что я умерла… Тут один ребе­нок меня за волосы схватил и так сильно потянул, я аж за­стонала, потом — раз, и от­пустил. Повернула голову, смотрю — он уже умер. И кругом лежат дети. Вижу — мой! Хватаю — нет, белые носки, у Тамика были черные. Я положила этот труп. По­том под какой-то скамейкой очутилась. Там туфли: одна мужская, другая женская. Я надела. Стекла кругом. А ря­дом сидела на стуле директор и ее сестра. Из-под сестры кровь текла. Я даже не заго­ворила с ними. Мне сына надо было найти». А сыновья лежат — все стриженые, глаза открыты, рты открыты… Все без маек, все на одно лицо. Вспомнила, что у Тамерлана шрам на ноге от велосипеда, стала шрамы искать.

А потом обожженную, окровавленную, обезумевшую Ларису нашел брат. И сказал: «Тамик дома, с ним все нормально».

Я до последней минуты не верила, что будет взрыв. Что посягнут на детей. Что наше правительство наплюет на нас. Что конец будет такой. Что людей разнесет по частям. Что руки и ноги будут валяться, неизвестно чьи. Я почему-то думала, что будет хороший конец. А сейчас меня вот что мучает: мне один бандит, которого я перевязывала, сказал вдруг: «Вы бы очень удивились, если б узнали, как мы попали в школу…». В Беслане я эту фразу слышала еще дважды. И теперь она меня тоже мучает. Как бутылки воды, которыми заполнена школа. Как тот стул в разворо­ченном «расстрельном» классе, куда в память о недокуривших кладут прикуренные сигареты. Как та записка, которую я виде­ла. И та кассета, которую мало кто видел в нашей стране, не­счастной, но, может, не такой уж и безнадежной. Не одна же такая Лариса Мамитова. Перед отъездом я встретила ее в одной го многочисленных бесланских комиссий. Она пришла хлопо­тать об удочерении какой-ни­будь девочки. «Рожать мне по­здно, — сказала Лариса, — а мальчик у меня уже есть».

Слайд 9. Итогом террористической акции стали более 350 погибших – дети, местные жители, сотрудники ФСБ РФ. Остальные заложники (более 560 человек), помимо полученных в ходе штурма здания школы ранений, испытали тяжелейший психологический шок. Убит 31 террорист, один был задержан и впоследствии приговорён к пожизненному заключению.

Слайд 10,11,12,13 Здание школы после операции освобождения, и в результате подрыва имевшейся у террористов взрывчатки, оказалось практически полностью разрушенным.

Слайд 14. Год спустя после этого трагического события на мемориальном кладбище Беслана, где захоронены жертвы теракта, состоялось открытие памятника «Древо скорби».

В память о погибших детях в Беслане Михаилом Михайловым была написана эта песня. Послушайте её внимательно и скажите, какие слова повторяются чаще всего?

Чтец:

Мама ах хочется пить, мама ах хочется жить.

Нелюдь стреляет в наших детей

Бог, защити их там поскорей,

Боже, скажи нам как дальше жить,

Как нам грехи свои искупить.

Детские стоны слышны нам с небес,

Плачут и горы, и реки, и лес,

Кровь на букетах из белых роз,

И надо всеми распятый Христос.

«Мама, очень хочется пить,

Мама, очень хочется жить.

Мама», — затихают детей голоса.

Не напоит их, мама в слезах

Не напоит их, мама в слезах.

Господи, Боже, их успокой,

Дай им безвинным вечный покой,

Светлые души к себе унеси,

А нас, оставшихся, Боже, прости.

Детские стоны слышны нам с небес,

Плачут и горы, и реки, и лес,

В календаре нет чернее листа

В Беслане они распинали Христа.

«Мама, очень хочется пить,

Мама, очень хочется жить.

Мама», — затихают детей голоса.

Не напоит их, мама в слезах

Не напоит их, мама в слезах.

Это грохочут чужих сапоги,

Это слышны чужих голоса.

Эти не скажут мальчонке «Беги»,

Им безразлична девчушки слеза.

Детские стоны слышны нам с небес,

Плачут и горы, и реки, и лес,

В календаре нет чернее листа

В Беслане они распинали Христа.

«Мама, очень хочется пить,

Мама, очень хочется жить.

Мама», — затихают детей голоса.

Не напоит их, мама в слезах.

«Мама, очень хочется пить,

Мама, очень хочется жить.

Мама», — затихают детей голоса.

Не напоит их, мама в слезах

Не напоит их, мама в слезах.

Хочется верить в то, что уже нигде на Земле не прогремят взрывы.

Все террористические акты являются жестокими и бесчеловечными. Разве можно назвать этих варваров людьми, если они убивают детей? Чтобы добиться своих целей, террористы используют физическое насилие. Но сила, построенная на насилии, не является силой. И только объединившись всем миром, мы можем искоренить это зло. Пусть на это потребуются годы и даже десятилетия. Просто надо думать не только о себе, но и о людях, находящихся рядом и приходить на помощь. Если все станут более внимательными и осмотрительными, то мы сможем избежать ужасных последствий.

Мир может развиваться только тогда, когда в нём нет террора. И у нас есть надежда, что мы победим терроризм. Есть надежда на светлое, спокойное будущее. На этом тяжёлом и трудном пути в борьбе с терроризмом смелые и отважные победят.

А закончим наш классный час стихотворением Татьяны Федоровой «Странник».

В небе сияло солнце, землю сушило жаром,

Травы поили воздух черным сонным угаром.

Шел по дороге Странник, пыльный и загорелый,

Думал о смысле жизни, несовершенстве тела…

И оказался Странник в темной еловой чаще.

Встретил он на дороге группу людей кричащих.

Палками и камнями, гневно крича проклятья,

Женщину люди били в ярком богатом платье.

Оправдывая перед Странником жестокость и беспощадность,

Люди сказали хором: «Мы убиваем Жадность».

И, покачав головою, Странник покинул поле.

Много он видел грязи, много страданий, боли.

Вечер сменялся ночью, ночь вытесняло утро.

Дни чередой бежали – секунды, часы, минуты.

Снегом земля покрылась, в поле кружился ветер,

Шел по дороге Странник – вечно один на свете.

Группу людей увидел Странник у черной речки.

Люди в воде топили злобного человечка.

Показывая на человечка, держа его крепко за локоть,

Люди сказали хором: «Имя ему – Жестокость!»

И, покачав головою, Странник ушел по снегу

И по дороге встретил странного человека.

Шел он босой и голый, бил себя длинной палкой.

Был он ужасно тощий, синий, в крови и жалкий.

Страннику так объяснил он, видя во взгляде жалость:

«Я в себе убиваю Жестокость, я убиваю Жадность».

Справившись с удивленьем, вновь покачав головою,

Странник ему ответил: «Их надо бить любовью!

Много вещей я видел, много людей я встретил:

Каждый десятый жаден, мстителен каждый третий,

Каждый четвертый развратен и каждый себя погубит.

Я не встречал ни разу того, кто вечно любит».

И тихо махнув рукою, Странник ушел по снегу

Искать по белому свету Любящего Человека

Учитель: Я надеюсь, что ваши сердца будут наполнены только любовью. И мы громко скажем:

«Нет экстремизму! Нет терроризму!»

Интернет ресурсы:

1. http://warchanson.ru/forum/48-310-1

3. http://www.sunhome.ru/poetry/114335 (Стихи о Беслане)

4. Картинки. http://crazypages.ru/raznoe/vteme/15876-tragediyabeslanatragediyarossii.html

5. Брамс. Симфония № 3 (фрагмент)

infourok.ru

Классный час (5 класс) по теме: Классный час «Экстремизму и терроризму — нет!»

 

Классный час (5 класс) по теме:

 

Экстремизму и терроризму

НЕТ

Цель:

1) объяснить сущность терроризма, его типы и цели; совершенствовать знания о терроризме; основы безопасности в ЧС; формировать общественного сознания и гражданскую позицию подрастающего поколения.

2) определить, почему терроризм стал обыденным явлением российской действительности;

3) способствовать воспитанию в детях толерантного отношения друг к другу и формировать  умение жить в мире с другими людьми;

4) развивать самостоятельность суждений учащихся;

5) дать представление о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме.

 

Задачи:

  • Показать страшное «лицо» терроризма и ужасающие последствия этого явления;
  • Обсудить, возможны ли пути защиты от терроризма; убедиться, могут ли учащиеся ориентироваться в чрезвычайных обстоятельствах; продумать пути выхода из критических ситуаций, связанных с террористическими актами;
  • Развитие у учащихся навыков ведения дискуссии, обсуждения и анализа полученной информации; выработка умения делать выводы.

 

В итоге урока у учащихся должны сложиться следующие знания, умения, навыки:

  • Знать, что такое «терроризм», «террористический акт», «глобальная проблема»; какие причины порождают терроризм, виды террористических актов, как можно уберечься от них;
  • Понимать, что Россия оказалась в центре внимания террористических групп и какую лепту вносит наша страна в решение этой проблемы на мировом уровне;
  • Представлять страшное «лицо» терроризма, аргументировано ответить на вопросы: возможно ли решение этой проблемы и какую роль при этом должно сыграть государство.
  •  

Эпиграф: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» (Бернард Шоу)

 

Ход урока:

1. Орг. момент

  1. Слово учителя.       
  2. Экстремизм и терроризм — это:
  3. О терроризме и формах его проявления.
  4. Меры предосторожности.
  5. Наши действия в случае опасности.
  6. Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.

 

Оборудование:

  • Мультимедийная установка
  • Доска
  • Рисунки
  • Буклеты «Это должен знать каждый»

 

  1. Организационный момент

 

  1. Слово учителя:

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о таких опасных и страшных явлениях, как терроризм и экстремизм.

Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. Много лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил.

Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм. Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы. Как избежать терроризма в будущем. Б.Шоу еще до Второй мировой войны сказал, что …., мы пережили самую страшную войну, стояли на грани Третьей мировой с применением ядерного оружия, а сегодня живем под страхом террористических актов.

Неужели, это нас ждет? Научимся ли жить как люди и сможем ли построить будущее без терроризма.   

  1. Экстремизм и терроризм — это:

          Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова, как «терроризм» и «экстремизм». Теперь уже каждый ребенок знает о том, что скрывается за этими понятиями.  «Толковый словарь» В.И.Даля трактует терроризм как стремление устрашать смертью, казнью, угрозами насилия и физического уничтожения, жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами. (Предварительно записано на доске).

Попробуем разобраться в причинах возникновения экстремизма и терроризма. Выясним, кто составляет социальную базу экстремизма и терроризма.

  1. О терроризме и формах его проявления.

В последние годы терроризм стал особенно изощрен, кровав и безжалостен. Взрывы в публичных местах: поездах, на вокзалах, ресторанах, в метро; похищения государственных деятелей, дипломатов, партийных лидеров; убийства, ограбления, захваты государственных учреждений, посольств, самолетов. Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: воздушный, ядерный, биологический, экологический и информационный. Все они носят явные черты политического терроризма. 

Цели:

  • получить денежный выкуп
  • освободить из тюрем арестованных боевиков
  • диктовать свою волю правительствам некоторых государств.

Каждый из вас хотя бы раз слышал о терактах. В мою память глубоко врезались события, происходившие 1 – 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслан, когда праздник превратился в трагедию, потому что ученики, их родители, учителя оказались заложниками… В заложники взяты 1128 человек: дети, родители, сотрудники школы. Три дня террористы удерживали их в здании школы, отказывая им в самом необходимом. В результате террористического акта погибли 334 человека — среди них были и дети. Всё это описывается в композиции группы «Каста» «Беслан. Северная Осетия». Давайте послушаем её (звучит песня)

Терроризм несет горе, слезы, материальный ущерб, разрушения, человеческие жертвы. Терроризм во всех его проявлениях и формах представляет собой одну из самых серьезных угроз миру и безопасности. Терроризм – это преступление против  человечества.  

Экстремизм (равно как и терроризм) относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности.

В настоящее время экстремизм приобретает всё более разнообразные формы и угрожающие масштабы: на начало 21 века в мире действовало около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние 10 лет ими совершено более 6500 актов международного терроризма, от которых погибли десятки тысяч человек и более 11000 пострадало.

  1. Меры предосторожности.

Терроризм подстерегает нас везде, и поэтому мы должны знать, что делать в критических ситуациях, и уметь предпринимать определенные меры предосторожности. В случае же, если мы попали в такую ситуацию, то как себя вести, как помочь пострадавшим. 

Что может указать нам на наличие взрывных устройств: брошенные машины,  присутствие проводов или небольшой антенны, непонятные шумы: тиканье часов, щелчки, стуки;  растяжки из проволоки, ниток, веревки; может быть какой-то специфический запах;  бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, коробки. 

Меры предосторожности: избегать больших скоплений людей, не приближаться к оставленным в людных местах подозрительным предметам, а в случае находки незамедлительно сообщать  в милицию. К подозрительным предметам могут относиться даже свистки, авторучки, портсигары, игрушки и пр., так как очень часто террористы прячут в них бомбы. Естественно нельзя пытаться самостоятельно разминировать взрывные устройства или переносить их в другое место. Нельзя заговаривать с незнакомцами, идти с ними куда-либо, брать у них какие-либо предметы и т.д. Причем, даже дети и женщины могут оказаться террористами, подрывниками.  

  1. Наши действия в случае опасности.

Наши действия в случае опасности. Если человек случайно оказался в руках террористов, необходимо молча выполнять их требования, не привлекать внимания, не задавать вопросов и даже не смотреть прямо в их глаза. Прежде чем передвинуться или открыть сумочку или пакет, надо спросить разрешения, при стрельбе лечь на пол или спрятаться под стол, сиденье, но никуда не бежать. Если вы ранены, то надо постараться не двигаться, примять удобное положение, остановить по возможности кровотечение с помощью закрутки, повязки или носового платка. 

 

  1. Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.

Решение кроссворда.

Рефлексия. ( Что нового вы сегодня узнали на уроке? В чем заключается причина возникновения экстремизма и терроризма?)

 

   Спасибо за внимание и участие в беседе.

nsportal.ru

«Профилактика экстремизма и терроризма в Казахстане»

КГУ «Троицкая средняя школа»

Классный час

на тему: Профилактика экстремизма и терроризма

для 5 – 11 классов

Подготовила: Жилкайдарова Г.К.

с. Троицкое 2014 – 2015 уч. год

Цель: Воспитать чувство толерантности, философское и критическое отношение к окружающей действительности, способствовать духовному совершенствованию и самореализации, укрепить чувство казахстанского патриотизма.

Задачи: ознакомить с основными целями, признаками экстремистских группировок, перечислить названия запрещенных в Казахстане, проявления их в Казахстане;

— Раскрыть причины возникновения и распространения экстремизма;

— Рассмотреть законодательную базу Республики Казахстан о противодействии экстремизму;

— Укрепить правильную жизненную позицию учащихся;

Оборудование: интерактивная доска (слайд – программы: «Экстремизм – проблема современности», «Конфессиональная ситуация в современном Казахстане», «Законодательство Республики Казахстан о противодействии экстремизму»)

Ход классного часа

1. Организационный этап

2. Мотивационный этап (Просмотр видеоклипа «Родина моя»)

3. Операционный этап.

Вступительное слово учителя: Да, это наш Казахстан! Сегодня Казахстан – это процветающая страна, экономические успехи страны признаны всем миром.

Республика уверенно и стабильно движется к поставленной цели: войти в число самых развитых стран мира. Казахстан стал играть заметную роль на международной арене, став одним из центров политической жизни Евразии. Понятно, что этот факт не может не беспокоить ряд стран, претендующих на влияние в этом регионе. Для того, чтобы ослабить государство, есть много рычагов. В первую очередь – влияние на массовое сознание. Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова как «терроризм» и «экстремизм».

Радикальные группировки становятся все более активными. Официальные власти и духовные лидеры мировых конфессий в открытую объявили войну всем экстремистским организациям, пропагандирующим национальную рознь и угрожающим межэтническому согласию в нашей республике. В настоящее время в Казахстане насчитывается более 4 тыс. религиозных объединений традиционного и нового направления. Вместе с тем, в последнее время. Кроме традиционных для Казахстана религий – ислама и православия, стали появляться новые религиозные течения различного направления. Поэтому в целях профилактики религиозного экстремизма, соблюдения принципов светского характера образования, в школах ведется изучение предмета «Религиоведение». Цель изучения этого предмета – дать ответы на вопросы, волнующие подростков в современном мире.

Просмотр слаида

Таким образом тема сегодняшнего классного часа профилактика терроризма и экстремизма.

Абайдың 19-шы сөзінен:

«Адам ата-анадан туғанда есті болмайды: естіп, көріп, ұстап, татып ескерсе, дүниедегі жақсы, жаманды таниды, сондай дан білгені, көргені көп болғанадам білімді болады. Естілердің айтқан сөздері нескеріп жүргенкі сіөзі де есті болады. Әрбір естілік жеке өзііске жарамайды. Солестілер денестіп, білген жақсы нәрселерді ескерсе, жаман дегеннен сақтанса, сонда іске жарайды, сонда адам десе болады…»

(Перевод: «Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает. Многое можно усвоить, внимая словам разумных людей. Недостаточно обладать разумом — только слушая и запоминая наставления знающих, избегая пороков, можно стать полноценным человеком»)

Вопрос на обсуждение:

— Что мы знаем о терроризме? Экстремизме?

— Должны ли мы говорить об этой проблеме? (заслушиваются мнения учащихся).

Заслушав ответы учащихся, учитель подводит итог. Вначале дадим определение понятию «экстремизм».

Экстремизм (от фр. Extremisme – крайний) – это приверженность к крайним взглядам и мирам. Крайними мерами считаются недемократичные, противоречащие принятым общественным нормам действия. Экстремисты выступают против сложившихся государственных и общественных институтов, стремясь подорвать их существующие, изменить или уничтожить их для достижения своих целей. Для этого используются яркие лозунги, организованные беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, методы партизанской войны, а также террористические акты и т.п. Экстремисты, как правило, отрицают саму возможность каких-либо компромиссов, переговоров, соглашений. Терроризм в данном случае является одной из форм экстремизма, но, несомненно, наиболее опасной их них.

Является ли экстремизм, терроризм новым феноменом? Нет. В I веке н.э. в Палестине действовала организованная секта – сикарии (сика- кинжал). Они боролись с владычеством Рима, уничтожая римлян и соотечественников, заподозренных в пособничестве завоевателям. В VII в. в Индии члены секции «Душителей» совершали ритуальные жертвоприношения, убивая людей путем удушения. В XI в. – Ближнем Востоке шиитская секта исламистов, убивавшая политических противников, получила название «Ассасины». Серьезность проблемы возрастает, когда взгляды экстремистов навязываются насильно или под угрозой обвинения в неверии, ереси неуважении религии, и подобный моральный террор хуже, чем террор физический.

Шейх Юсуф аль-Карадави установил следующие признаки экстремизма:

1. Слабые знания сущности религии, неприятия иных мнений. Имеется в виду не обычную неосведомленность человека о тонкостях религии в силу недостатка образования, в чем нет греха, а «частичное понимание, обладатель которого относит себя к числу ученых.

2. Неспособность отличать главного от второстепенного. Понуждение к тому, что не обязательно. Излишества в запрещении.

3. нетерпимость во взаимоотношения с иноверцами и жестокость в призыве.

4. подражание экстремистским сектам прошлого. Обвинение мусульман в неверии. Проявление подозрительного отношения к людям и представление их в черном свете, умалчивая их хорошие стороны и преувеличивая плохие. Экстремизм основывается на обвинении. Они не ищут оправдания окружающим, но тщательно ищут их пороки и перебирают их проступки, чтобы бить ими в барабаны и трубить в трубы, сделав из проступка сметный грех, а из греха – неверие. Они не слушают того, что противоречит им во взглядах и не идут на диалог, и не представляют возможности подвергнуть свои взгляды проверке, экзамену.

Экстремизм достигает своего апогея, когда люди покушаются на неприкосновенность окружающих и позволяют себе проливать их кровь и грабить имущество, не выказывая никакого уважения или милосердия к ним.

Признаны террористическим и запрещены на территории Казхастана международные организации:

1. «Аль-Кайда»

2. «Исламская партия Восточного Туркестана»

3. «Курдский народный конгресс»

4. «Общество социальных реформ» (Кувейт)

5. «Курдский народный конгресс»

6. «Асбат-аль-Ансар» (Ливан)

7. «Братья-мусульмане» ( международная)

8. «Талибан»

9. «Боз Гурд»

10. «Жамаат моджахедов Центральной Азии»

11. «Лашкар-и-Тайба» (Пакистан)

12. «Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами» (Международная)

13. «АумСенрике»

14. «Организация освобождения Восточного Туркестана»

15. «ТаблигиДжаманат» (Пакистан)

16. «Тарихатшилар»

17. «Сулейменшилер»

3. Беседа по вопросам.

1. Являются ли экстремисты, террористы представителями только некоторых религий?

2. Если экстремисты исповедают ту же религию, что и я, означает ли это, что моя вера является причиной терроризма?

3. Приемлем ли призыв к борьбе (террор как средство) против диктаторского государства, которое не защищает права людей?

4. Если люди служат в вооруженных силах страны и по приказу командира применяют насильственные методы, означает ли это, что они являются террористическими? (армия против армии).

5. Осуществляется ли терроризм только иностранцами против граждан других стран?

6. Что можно сделать для предотвращения экстремизма?

7. Являются ли экстремисты просто бедными людьми, пытающимися отстоять свои права?

4. Заключение.

Религиозный экстремизм в Казахстане – явление, которое у нас масштабно не проявилось. На территории республики нет внутренних предпосылок для террористических и экстремистских проявлений по причине отсутствия социальной и политической базы, чему способствует взвешенная политика, проводимая руководством нашей страны.

Действия экстремистов направлены не только против институтов государства, но и против личной безопасности каждого. Данные организации, проповедующие построения теократического государства, в котором не будет места демократии, свободе выбора религии, представляет серьезную угрозу национальной безопасности республики, как источник и фактор межконфессионального раздора, социальных, межнациональных и политических конфликтов в казахском обществе. Мы в очередной раз убеждаемся в мудрости казахского народа и его президенте Нурсултане Назарбаеве, благодаря которым в нашей стране никогда не было конфликтов на межнациональной и межконфессиональной основе. Казахстан никогда не поддерживал какие-либо конфликтующие страны, исходя только из этнических или религиозных соображений. В Казахстане никому не позволено оскорбление национального или религиозного достоинства под прикрытием «свободы слова»

Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения — вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди чеченской молодежи.

В целях профилактики в школах района ведется работа по профилактике и противодействию экстремизму. Данная работа заключается в раннем выявлении и профилактике фактов пропаганды и предпосылок к возникновению экстремистских проявлений. Для этого в наших организациях образования реализуются программа и план мероприятий по профилактике и противодействию экстремизму.

Памятка учащимся:

1.Не вступайте в диалог с проповедниками, подошедшими к вам на улице;

2.Если вам предложили листовку, брошюру, журнал религиозной направленности, поблагодарите, и вежливо откажитесь;

3.Не пытайтесь отстаивать свои религиозные убеждения при встрече с верующими или проповедниками любой религиозной организации;

4.Прежде, чем вы решите посетить собрание какой-либо религиозной организации, посоветуйтесь с родителями, родственниками, просто близкими людьми;

5. Выбор верить или не верить — только ваш, прежде, чем принять решение подумайте, стоит ли? Обдуманное и правильное решение сохранит вам не только душевное здоровье, может быть даже жизнь.

5. Рефлексия

Выступления учащихся по теме «Приоритеты моей жизни».

(Учащиеся рассказывают о своих увлечениях, показывают грамоты, награды, медали). Раздается ученикам памятка о профилактике экстремизма и терроризма.

infourok.ru

Классный час по экстремизму и терроризму

Экстремизму и терроризму

НЕТ

Цель:

1) объяснить сущность терроризма, его типы и цели; совершенствовать знания о терроризме; основы безопасности в ЧС; формировать общественного сознания и гражданскую позицию подрастающего поколения.

2) определить, почему терроризм стал обыденным явлением российской действительности;

3) способствовать воспитанию в детях толерантного отношения друг к другу и формировать  умение жить в мире с другими людьми;

4) развивать самостоятельность суждений учащихся;

5) дать представление о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме.

 

Задачи:

  • Показать страшное «лицо» терроризма и ужасающие последствия этого явления;

  • Обсудить, возможны ли пути защиты от терроризма; убедиться, могут ли учащиеся ориентироваться в чрезвычайных обстоятельствах; продумать пути выхода из критических ситуаций, связанных с террористическими актами;

  • Развитие у учащихся навыков ведения дискуссии, обсуждения и анализа полученной информации; выработка умения делать выводы.

 

 

Эпиграф: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» (Бернард Шоу)

 

  1. Организационный момент

 

  1. Слово учителя:

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о таких опасных и страшных явлениях, как терроризм и экстремизм.

Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. Много лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил.

Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм. Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы. Как избежать терроризма в будущем. Б.Шоу еще до Второй мировой войны сказал, что …., мы пережили самую страшную войну, стояли на грани Третьей мировой с применением ядерного оружия, а сегодня живем под страхом террористических актов.

Неужели, это нас ждет? Научимся ли жить как люди и сможем ли построить будущее без терроризма.   

  1. Экстремизм и терроризм — это:

          Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова, как «терроризм» и «экстремизм». Теперь уже каждый ребенок знает о том, что скрывается за этими понятиями.  «Толковый словарь» В.И.Даля трактует терроризм как стремление устрашать смертью, казнью, угрозами насилия и физического уничтожения, жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами. (Предварительно записано на доске).

Попробуем разобраться в причинах возникновения экстремизма и терроризма. Выясним, кто составляет социальную базу экстремизма и терроризма.

  1. О терроризме и формах его проявления.

В последние годы терроризм стал особенно изощрен, кровав и безжалостен. Взрывы в публичных местах: поездах, на вокзалах, ресторанах, в метро; похищения государственных деятелей, дипломатов, партийных лидеров; убийства, ограбления, захваты государственных учреждений, посольств, самолетов. Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: воздушный, ядерный, биологический, экологический и информационный. Все они носят явные черты политического терроризма. 

Цели:

  • получить денежный выкуп

  • освободить из тюрем арестованных боевиков

  • диктовать свою волю правительствам некоторых государств.

Каждый из вас хотя бы раз слышал о терактах. В мою память глубоко врезались события, происходившие 1 – 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслан, когда праздник превратился в трагедию, потому что ученики, их родители, учителя оказались заложниками… В заложники взяты 1128 человек: дети, родители, сотрудники школы. Три дня террористы удерживали их в здании школы, отказывая им в самом необходимом. В результате террористического акта погибли 334 человека — среди них были и дети. Всё это описывается в композиции группы «Каста» «Беслан. Северная Осетия». Давайте послушаем её (звучит песня)

Терроризм несет горе, слезы, материальный ущерб, разрушения, человеческие жертвы. Терроризм во всех его проявлениях и формах представляет собой одну из самых серьезных угроз миру и безопасности. Терроризм – это преступление против  человечества.  

Экстремизм (равно как и терроризм) относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности.

В настоящее время экстремизм приобретает всё более разнообразные формы и угрожающие масштабы: на начало 21 века в мире действовало около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние 10 лет ими совершено более 6500 актов международного терроризма, от которых погибли десятки тысяч человек и более 11000 пострадало.

  1. Меры предосторожности.

Терроризм подстерегает нас везде, и поэтому мы должны знать, что делать в критических ситуациях, и уметь предпринимать определенные меры предосторожности. В случае же, если мы попали в такую ситуацию, то как себя вести, как помочь пострадавшим. 

Что может указать нам на наличие взрывных устройств: брошенные машины,  присутствие проводов или небольшой антенны, непонятные шумы: тиканье часов, щелчки, стуки;  растяжки из проволоки, ниток, веревки; может быть какой-то специфический запах;  бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, коробки. 

Меры предосторожности: избегать больших скоплений людей, не приближаться к оставленным в людных местах подозрительным предметам, а в случае находки незамедлительно сообщать  в милицию. К подозрительным предметам могут относиться даже свистки, авторучки, портсигары, игрушки и пр., так как очень часто террористы прячут в них бомбы. Естественно нельзя пытаться самостоятельно разминировать взрывные устройства или переносить их в другое место. Нельзя заговаривать с незнакомцами, идти с ними куда-либо, брать у них какие-либо предметы и т.д. Причем, даже дети и женщины могут оказаться террористами, подрывниками.  

  1. Наши действия в случае опасности.

Наши действия в случае опасности. Если человек случайно оказался в руках террористов, необходимо молча выполнять их требования, не привлекать внимания, не задавать вопросов и даже не смотреть прямо в их глаза. Прежде чем передвинуться или открыть сумочку или пакет, надо спросить разрешения, при стрельбе лечь на пол или спрятаться под стол, сиденье, но никуда не бежать. Если вы ранены, то надо постараться не двигаться, примять удобное положение, остановить по возможности кровотечение с помощью закрутки, повязки или носового платка. 

 

kopilkaurokov.ru

Классный час, посвященный профилактике экстремизма и терроризма для 10-11 классов «Терроризм

Классный час, посвященный профилактике экстремизма и терроризма для 10-11 классов.

“Терроризм — совершенный факт и действительность.

И самое опасное — это то, что люди,

занимающиеся им,

считают его оправданным.”

М.Каддафи

Класс: 10-11, от 16 лет и старше

Тема «Терроризм – чума XXI века»

Организационная форма: работа по группам

Доминирующая цель:

Формирование негативного отношения к терроризму, как идеологии насилия и агрессии.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с сущностью идеологии террора, способами вовлечения людей в террористическую деятельность

  2. Определить причины, побуждающие людей заниматься террористической и экстремистской деятельностью и последствиями участия в ней

  3. Закрепить у учащихся знания об основных правилах поведения в условиях теракта и при террористических угрозах

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, листы с вопросами к заданию № 1, пустые таблицы для заполнения при выполнении задания № 2

Подготовительная работа: за несколько дней до проведения классного часа договориться с 2 учащимися. Под руководством учителя они должны подготовить краткие памятки «Правила поведения в местах массового скопления людей» и «Порядок действий при эвакуации» и представить их в ходе занятия.

Ход мероприятия:

Я прошу каждую команду постараться ответить на 2 вопроса, в начале на первый: какие люди могут пойти и стать террористами и тут же ответить на второй: что ими движет, какова причина? Ответы впишите в таблицы, которые я вам выдала.

Учитель:

Страшная картина. А многие террористы свято верят, что для достижения своих целей все средства хороши, а убийства стариков, женщин детей, мирных жителей оправдано, если цели «благая». Часто вербовщики представляют террористов героями, борцами со злом и несправедливостью. А человек в итоге оказывается в компании социопатов, маньяков, психов, наркоманов, жадных до денег мерзавцев, всех, кроме нормальных людей. И даже если человек начинает понимать, где он оказался на самом деле, уже становиться поздно, он вынужден выполнять приказы своих новых командиров.

Попробуйте дать рецепт того, как не попасть под влияние террористов?

Попробуйте предположить, что может стать с террористом в будущем?

Учащиеся советуются друг с другом, заполняют таблицу и затем сообщают о результатах работы. Учитель в свою очередь заполняет аналогичную таблицу на доске. Затем на основе полученных совместно с учителем данных учащиеся делают выводы и формулируют рекомендации, как противостоять влиянию террористической и экстремистской пропаганды. Образец см в приложении № 1.

(Смерть, тюремное заключение, изоляция от друзей, когда родственники отказываются от близких-террористов, психические расстройства).

Инструктажи по антитеррористической безопасности

Современный человек никогда не должен бдительным и знать правила антитеррористической безопасности. Давайте вспомним некоторые из них. Специально подготовленные учащиеся зачитывают их, отвечают на вопросы по тексту, если они возникают.

Двое учащихся по очереди представляют правила поведения в местах массового скопления людей и порядок действий при эвакуации (примерный текст см. в приложении 2).

Учитель предлагает учащимся для просмотра видео «Правила поведения при захвате заложников».

Контроль знаний

Учащиеся по командам выполняют тест. (см. приложение 3)

Подведение итогов.

Терроризм не зависит от религии, цвета кожи, национальности. В рядах ИГИЛ и других террористических организаций воюют люди всех религий, расс, национальностей. Самое страшное, что террористы жертвами террористов становятся мирное население, простыми людьми, как вы и я. Они, как «настоящие герои» любят прикрываться мирными жителями, стариками и детьми, как живым щитом. Если случиться, что кто-то начнет распространять странные идеи, вы просто на минуту поставьте себя на место этих родителей, детей, мужей и жен и подумайте: а я хочу пережить то же что и они? Помните о терроризме, будьте внимательны! Берегите себя и своих близких.

Приложение 1.

Что делать?

  1. Не общаться с теми, кто хочет нас втравить в сомнительные мероприятия, вступить в какие-либо организации.

  2. Если наши близкие и друзья, особенно если они входят в группу риска, высказывают странные экстремистские идеи, странно себя ведут, хвастаются, что вступили в какую-то организацию, не быть равнодушными и постараться помочь им, возможно даже обраться в правоохранительные органы.

  3. Не вступать в экстремистские группы в социальных сетях, не контактировать с людьми, которые пропагандируют, восхваляют фашистские, националистские идеи, оправдывают террористов.

  4. Не верить в возможность получения легких денег, быть внимательным кто проявляет повышенный интерес, высказывает странные идеи. Запомнить, что нельзя легко добиться славы, денег, успеха. Это требует немалых сил, времени, знаний и умений.

  5. Учиться общаться, находить друзей, не замыкаться в себе. Не ограничивать общение только соцсетями. Постарайтесь меньше сидеть в компьютере, находить новые увлечения, делая жизнь интереснее и разнообразнее.

  6. Прежде чем что-либо делать, думайте о последствиях своих действий!

Приложение 2

Правила поведения в местах массового скопления людей.

1. Избегайте больших скоплений людей.
2. Не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось посмотреть на происходящие события.
3. Если оказались в толпе, позвольте ей нести вас, но попытайтесь выбраться из неё.
4. Глубоко вдохните и разведите согнутые в локтях руки чуть в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена.
5. Стремитесь оказаться подальше от высоких и крупных людей, людей с громоздкими предметами и большими сумками.
6. Любыми способами старайтесь удержаться на ногах.
7. Не держите руки в карманах.
8. Двигаясь, поднимайте ноги как можно выше, ставьте ногу на полную стопу, не семените, не поднимайтесь на цыпочки.
9. Если что-то уронили, ни в коем случае не наклоняйтесь, чтобы поднять.
10. Если вы упали, постарайтесь как можно быстрее подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки (их отдавят либо сломают). Старайтесь хоть на 3мгновение встать на подошвы или на носки. Обретя опору, «выныривайте», резко оттолкнувшись от земли ногами.
11.Если встать не удается, свернитесь клубком, защитите голову предплечьями, а ладонями прикройте затылок.

Порядок действий при эвакуации.

Получив сообщение от представителей властей или правоохранительных органов о начале эвакуации, соблюдайте спокойствие и четко выполняйте их команды.

Находясь в квартире, выполняйте следующие действия:

  • возьмите личные документы, деньги и ценности

  • отключите электричество, воду и газ

  • окажите помощь в эвакуации пожилых и тяжело больных людей

  • обязательно закройте входную дверь на замок- это защитит квартиру от возможного проникновения мародеров.

Не допускайте паники, истерик и спешки. Помещение покидайте организованно. Возвращайтесь в покинутое помещение только с разрешения ответственных лиц.

Тест «Действия при теракте».

1-5 вопросы – вариант ответа, 6-10 – может быть 2 и более правильных ответа

  1. Вы обнаружили оставленную сумку. Как поступить?

А) Не обращать внимания

Б) Оповестить полицию

В) Взять ее и поискать владельца

Г) Взять себе, если симпатичная

2. При обнаружении взрывного устройства какой из этих советов является вредным?

А)Нужно унести подозрительный предмет в безопасное место.

Б) Нужно выключить мобильные телефоны, средства связи.

3. Для уменьшения риска стать жертвой террористов нужно:

А) Избегать толпы

Б) Быть в центре толпы

В) Примыкать к толпе.

4) Что опасно делать, оказавшись в плотной толпе?

А)Снимать шарф и нести его в руке

Б)Держаться за руки

В) Наклоняться вниз

5. Оказавшись в заложниках у террористов нужно

А) Не соглашаться на их требования

Б) Активно защищаться

В) Не отвечать на провокации и унижения, не привлекать внимания

6. Чего не стоит делать при освобождении заложников?

А) Быстрее бежать навстречу сотрудникам спецслужб

Б) Выполнять все требования работников спецслужб

В) Отойти подальше от окон, дверей

7. Если вам позвонили по телефону и сообщили об угрозе теракта или о захвате близкого человека в заложники нельзя:

А) Звонить в полицию

Б) Действовать самостоятельно, никому не сообщая о случившемся

В) Постараться запомнить слова говорящего, манеру речи, звуковой фон, стараться записать сообщение.

8. Выберите из списка названия террористических организаций:

А) ИГИЛ

Б) МАГАТЭ

В)Аль-Каида

Г)Талибан

9. При неминуемой угрозе взрыва необходимо:

А) Постараться убежать подальше от места взрыва

Б) Лечь на землю ногами к взрыву и закрыть голову руками

В) Если рядом стена есть дома, тротуарный бордюр, бетонная ограда, постараться

укрыться за ними

10.Что нужно делать, если готовится эвакуация жителей вашего дома?

А) Взять документы, ценные вещи и деньги

Б) В любой момент по своему желанию возвращаться без разрешения работников

спецслужб

В) Отключить газ, воду, электричество

Г) Помогать в эвакуации соседям

Список литературы и интернет-источников:

  1. Как вести себя, если взяли в заложники. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Ldptne0eo_c Дата обращения 5.04.2018

  2. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова.- 5-е изд., перераб.- М.:Просвещение, 2017

  3. Тест: Вы знаете правила поведения при угрозе теракта?  Режим доступа: https://news.rambler.ru/tests/36545287-test-chto-delat-pri-ugroze-terakta/ Дата обращения 5.04.2018

  4. Эвакуация и поведение в толпе. Режим доступа: http://www.perv-alt.ru Дата обращения 5.04.2018

infourok.ru

Классный час (5 класс) по теме: Классный час «Профилактика терроризма и экстремизма «.

Классный час  «Терроризм — угроза общества»

 

Цели:

— объяснить сущности терроризма, его типы и цели;

— совершенствование у школьников знаний о терроризме;

— формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.

 -Профилактика экстремизма, терроризма и этносепаратизма

ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ ТЕРАКТА

1.Подготовиться к экстренной эвакуации. Для этого сложите в сумку документы, деньги, ценности, немного продуктов.                                                                                                    

2.Желательно иметь свисток.

3.Помочь больным и престарелым подготовиться к эвакуации.

4.Убрать с балконов и лоджий горюче-смазочные легковоспламеняющиеся материалы.

5.Подготовить йод, бинты, вату и другие медицинские средства для оказания первой медицинской помощи.

6.Договориться с соседями о совместных действиях на случай оказания взаимопомощи.

7.Избегать мест скопления людей (рынки, магазины, стадионы, дискотеки…).

8.Реже пользоваться общественным транспортом.

9.Желательно отправить детей и престарелых на дачу, в деревню, в другой населенный пункт к родственникам или знакомым.

10.Задернуть шторы на окнах. Это убережет вас от разлетающихся осколков стекол.

11.Держать постоянно включенными телевизор, радиоприемник, радиоточку.

12.Создать в доме (квартире) небольшой запас продуктов и воды.

13.Держать на видном месте список телефонов для передачи экстренной информации в правоохранительные органы.

                  ВОЗМОЖНЫЕ МЕСТА УСТАНОВКИ ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ

1. Подземные переходы (тоннели).

2. Вокзалы.

3.Рынки.

4.Стадионы.

5.Дискотеки.

6.Магазины.

7.Транспортные средства.

8.Объекты жизнеобеспечения (электроподстанции, газоперекачивающие и распределительные станции…).

9.Учебные заведения.

10.Больницы, поликлиники.

11.Детские учреждения.

12.Подвалы и лестничные клетки жилых зданий.

13.Контейнеры для мусора, урны.

14.Опоры мостов.

                                          ПРИЗНАКИ НАЛИЧИЯ ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ

Припаркованные вблизи домов автомашины, неизвестные жильцам (бесхозные).

Присутствие проводов, небольшой антенны, изоленты.

Шум из обнаруженного предмета (тиканье  часов, щелчки).

Наличие на найденном предмете источников питания (батарейки).

Растяжка из проволоки, шпагата, веревки.

Необычное размещение обнаруженного предмета.

Специфический, не свойственный окружающей местности запах.

Бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, мешки, ящики, коробки.

При обнаружении подозрительных предметов немедленно сообщите

в дежурные службы территориальных органов внутренних дел, ФСБ, управление по делам ГО и ЧС

 

                       ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ВЗРЫВНОГО УСТРОЙСТВА

1.Немедленно сообщить об обнаруженном подозрительном предмете в дежурные службы органов внутренних дел, ФСБ, ГО и ЧС.

2.Не подходить к обнаруженному предмету, не трогать его руками и не подпускать к нему других.

3.Исключить использование средств радиосвязи, мобильных телефонов, других радиосредств, способных вызвать срабатывание радиовзрывателя.

4.Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов.

5.Указать место нахождения подозрительного предмета.

 

Внимание!!! Обезвреживание взрывоопасного предмета на месте его обнаружения

производится только специалистами МВД, ФСБ, МЧС.

                                             ПОВЕДЕНИЕ ПОСТРАДАВШИХ                                                    

 

 Вы ранены:

-Постарайтесь сами себе перевязать рану платком, полотенцем, шарфом, куском ткани.

-Остановите кровотечение прижатием вены пальцем к костному выступу или наложите давящую повязку.

-Окажите помощь тому, кто рядом, но в более тяжелом положении.

 

Вы задыхаетесь:

-Наденьте влажную ватно-марлевую повязку.

-Защитите органы дыхания мокрым полотенцем, платком, шарфом, другой тканью.

-При запахе газа раскройте окна, не пользуйтесь зажигалкой, спичками, не включайте электрические приборы и освещение.

 

Загорелась квартира:

-Не поддавайтесь панике.

-Сообщите в пожарную охрану.

-Обесточьте квартиру.

-Постарайтесь сбить пламя огнетушителем, водой.

-Покидайте зону огня пригнувшись, а лучше ползком.

-Дверь в комнату, где разгорается пламя, закройте.

-Постарайтесь выбраться на балкон (лоджию).

-Избавьтесь от одежды с примесью синтетики (она быстро плавится и оставляет на теле язвы).

-Ребенка заверните в одеяло, пальто, куртку и срочно выносите.

-Взывайте о помощи, но не прыгайте вниз.

 

Вас завалило:

-Обуздайте первый страх, не падайте духом.

-Осмотритесь – нет ли поблизости пустот. Уточните, откуда поступает воздух.

-Постарайтесь подавать сигнал рукой, палкой, голосом, стуком, свистком. Лучше это делать когда услышите голоса людей, лай собак.

-Как только машины и механизмы прекратят работу и наступит тишина – это значит объявлена «минута молчания». В это время спасатели с приборами и собаками ведут усиленную разведку. Используйте это – привлеките их внимание любым способом.

-Вас обнаружат по стону, крику и даже по дыханию.

ЕСЛИ ВАС ЗАХВАТИЛИ В ЗАЛОЖНИКИ

Основные правила:

1.Возьмите себя в руки, успокойтесь, не паникуйте. Разговаривайте спокойным голосом.

2.Подготовьтесь физически и морально к возможному суровому испытанию.

3.Не выказывайте ненависть и пренебрежение к похитителям.

4.С самого начала (особенно в первый час) выполняйте все указания бандитов.

5.Не привлекайте внимания террористов своим поведением, не оказывайте активного сопротивления. Это может усугубить ваше положение.

6.Не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успехе побега.

7.Заявите о своем плохом самочувствии.

8.Запомните как можно больше информации о террористах (количество, вооружение, как выглядят, особенности внешности, телосложения, акцента, тематика разговора, темперамент, манера поведения).

9.Постарайтесь определить место своего нахождения (заточения).

10.Сохраняйте умственную и физическую активность. Помните, правоохранительные органы делают все, чтобы вас вызволить.

11.Не пренебрегайте пищей. Это поможет сохранить силы и здоровье.

12.Расположитесь подальше от окон, дверей и самих террористов. Это необходимо для обеспечения вашей безопасности в случае штурма помещения, стрельбы снайперов на поражение преступников.

13.При штурме здания ложитесь на пол лицом вниз, сложив руки на затылке.

14.После освобождения не делайте скоропалительных заявлений.

 

 

ТЕЛЕФОНЫ ДЛЯ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Милиция — 02 «Скорая помощь» — 03

Пожарная служба — 01 Газовая служба — 04

Единая служба спасения –01,112

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *