cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Классный час на тему суицид – Классный час (9 класс) по теме: Что такое суицид и как с ним бороться | скачать бесплатно

Классный час «Мы выбираем жизнь» . Профилактика суицида.

 

 

«Я выбираю жизнь»

Цель мероприятия: предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних и раскрытие проблемы суицида среди подростков.
Задачи:

  1. Познакомить с понятием «суицид»;
  2. Развивать умение преодолевать жизненные трудности, находить выход из проблемных ситуаций;
  3. Формировать у учащихся позитивные взгляды на жизнь;
  4. Воспитывать такие качества личности, как: сострадание, милосердие, неравнодушие к проблемам окружающих, умение сочувствовать, сопереживать;
  5. Пытаться повлиять на сокращение суицидов среди молодёжи.
  6. Воспитывать доброжелательность, терпимость в отношениях с окружающими.

Ход мероприятия:

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем классный час под названием «Я выбираю жизнь»

И начать наше занятие я бы хотела с высказывания

Леонардо Да Винчи:

Помни, жизнь есть дар,

Великий дар,

И тот, кто ее не ценит,

Этого дара не заслуживает.

(на доске висят цитаты см.приложение №1)

В жизни каждого человека бывают такие минуты, когда он чувствует свою ненужность, несостоятельность и безысходность. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что у большинства из нас в жизни была такая ситуация, когда казалось, что всё – жизнь кончена, смысл жизни потерян, что выхода из сложившейся ситуации – нет. Кажется, что весь мир восстал против нас, мы уже не в состоянии оценивать свои поступки, контролировать их. И тогда в голову нам приходят самые страшные мысли.

Давайте же познакомимся с понятием, что такое суицид…?

Как считает известный российский психиатр Петр Безменов, «это, по сути, признание нежелания или неумения изменить тяжелую для него ситуацию. Вместо того чтобы воздействовать на ситуацию, пытаться изменить ее, подросток пытается уйти».
По статистике суициды вышли на третье место среди причин смерти у подростков после несчастных случаев и убийств. И главная наша цель сегодняшнего урока понять и помочь своим друзьям, близким, а может даже самому себе не переступить так рано грань между жизнью и смертью.

И для начала давайте повесим с вами на доску подготовленные вами стен газеты и презентуем их, каждый класс расскажет что он хотел донести до нас своей работай (подготовка стен- газет дается заранее).

А сейчас давайте с вами посмотрим вот этот ролик.

Видео ролик «Мне все надоело».

О чем он? Как вы думаете, почему девочка хотела так поступить? Как можно было помочь ей, если бы вы были знакомы?

Как вы считаете, почему люди решаются на самоубийство?

• Страх перед чем-то;
• Желание привлечь к себе внимание;
• Желание вызвать к себе сочувствие;
• Желание уйти от трудной ситуации;
• Подражание каким-то героям книг или фильмов;

А как вы считаете можно снять нервно-психическое напряжение…?

-Спортивные занятия;

-Прогулки;

-Стирка белья;

-Послушать хорошую веселую музыку и т.д.

А сейчас мы с вами проведем небольшое тестирование, по результатом которого мы сможем определить ваш уровень эмоционального напряжения.

Тест «Ваша эмоционально-психическая напряженность» (См.Приложение №2).

А сейчас мы с вами проведем одно небольшое упражнение, которое называется «Капля».

Психолог капает одну каплю гуаши каждому ученику на лист, ребята делают с этой каплей все что хочется, могут из нее что то нарисовать, могут не трогать совсем ( В конце психолог делает вывод: если получилась большая клякса не нужно раздувать из мухи слона).

Очень часто человек сам загоняет себя в тупик – он не может справиться с эмоциональным напряжением, и это делает его жизнь невыносимой. Хронический стресс приводит к неврозам, психозам, депрессии.

Порой человеку кажется, что нет сил жить дальше, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах). ( Просмотр иллюстраций).

Единственная непоправимая ошибка – попытка «выйти из игры», отказаться от поиска решений, то есть, отказаться от самой жизни. Мир окрашен не только в черно белые тона! Не существует ни одной причины, по которой можно было бы отказаться от своего будущего. Зато есть много причин не делать этого. Сейчас мы с вами подтвердим эти слова и создадим

«Цветок жизни» Вам необходимо на лепестках написать, что такое жизнь, все ее положительные проявления на ваш взгляд. И сделать из них цветок с названием жизнь.

Вот какой прекрасный цветок у нас получился. Впереди еще столько всего интересного! Столько радостей и удач! Глупо их лишиться из-за того, что на душе может быть пасмурно!

Давайте послушаем одну замечательную песню «Жизнь прекрасна»

Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную беду и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто — просто посмотри в зеркало и скажи: «Привет!» – (Ричард Бах).

И в конце давайте сделаем вот из этих осенних веточек березы

«Дерево ценностей» , каждый напишет на листочке, что для вас больше всего ценно в жизни. И эти листочки повесим на наше дерево.

Любите жизнь! Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни! Радуйтесь каждому солнечному дню, первому снегу, весеннему дождику, пению птиц. Не подвергайте себя малодушию и невежеству.

Помните, что один неправильный ваш шаг может стоить и вашей жизни и жизней сотен других людей.

Рефлексия:

Что вы поняли на сегодняшнем занятии? Что больше всего понравилось?

Спасибо! Будьте счастливы!

Приложение №1

Цитаты на доске…

«Лошади никогда не кончают самоубийством, потому что, будучи лишены дара речи, они не имеют возможность выяснять отношения» (В. Маяковский).

«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу» (Ж. Санд).

«Самоубийца – человек, погибший при попытке бегства от себя самого» (Веслав Брудзиньский).

«Убийца убивает человека, самоубийца – человечество» (Г. Честертон).

«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р. Алев).

Приложение №2.

Тест «Ваша эмоционально-психическая напряженность» .

Инструкция: «Если то, о чем говорится в суждении, происходит с Вами всегда, часто, характерно для Вашего поведения –ставите знак «+» в бланке ответов. Если же такое происходит с Вами редко или никогда не бывает –знак минус.

1. Мне с трудом удается сосредоточить свое внимание на уроке.
2. Отступление учителя от основной темы сильно отвлекает меня.
3. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной работе, экзамене.
4. Иногда мне кажется, что мои знания по отдельным предметам ничтожны.
5. Отчаявшись выполнить какое-нибудь задание, я опускаю руки.
6. Я не успеваю усвоить учебный материал, и это вызывает чувство неуважения к себе.
7. Я болезненно реагирую на критические замечания учителя.
8. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство.
9. Меня сильно беспокоит мое положение в классе.
10. Я – безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости.
11. Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании, и это раздражает меня.
12. Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед опросом на уроке и на экзамене.
13. Порой мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал, и это меня раздражает.
14. Во время ответа на уроке я обычно сильно смущаюсь.
15. Возможные неудачи на экзамене или при ответе на уроке очень тревожат меня.
16. Во время выступления я начинаю заикаться.
17. Мое состояние во многом зависит от успешности выполнения учебного задания.
18. Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и, потом жалею об этом.
19. Состояние класса и отношение ко мне очень влияют на мое настроение.
20. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.
21. У меня обычно не бывает головных болей после длительного напряжения.
22. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.
23. Невыполненное задание или контрольная работа не волнуют меня.
24. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед ответом на уроке, экзамене, если не уверен в своих знаниях.
25. Я обычно в числе первых заканчиваю контрольную работу или иду отвечать на экзамене и стараюсь не думать о возможных ошибках.
26. Мне обычно не требуется много времени на обдумывание дополнительных вопросов, задаваемых учителем.
27. Насмешки одноклассников не портят мне настроение.
28. Я обычно сплю спокойно и не мучаюсь во сне, даже если у меня в школе неприятности.
29. В классе я чувствую себя легко и непринужденно.
30. Мне легко организовать свой распорядок дня. Обычно я успеваю сделать все, что планирую.

11121
21222
31323
41424
51525
61626
71727
81828
91929
102030

Обработка результатов.
1. Подсчитайте плюсы в 1 и 2 колонках.
2. Подсчитайте минусы в последней.
3. Подсчитайте все ответы «не знаю» по всей анкете и возьмите только половину.
4. Сложите все три числа, и полученный ответ сравните со шкалой:
низкий уровень эмоционального напряжения – 0-10
средний уровень – 11-17
высокий уровень – 18-22
высокая ранимость, тревожность, конфликтность, неблагоприятные эмоциональные отношения, несформированность систем управления и контроля своей деятельностью – 23-30

Скачать — Классный час «Мы выбираем жизнь» . Профилактика суицида.

Автор: Воскобойникова Ирина Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Место работы: МБОУ КР ОО «Вожовская СОШ им.С.М.Пузырева»
Месторасположение: Орл.обл,Кромской р-он,п.Вожово

konkurs-dlya-pedagogov.info

Классный час на тему : «Что такое суицид»

Классный час

«Что такое суицид и как с ним бороться?»

         

                                                                                                                                    

                                                         

ТемаЧто такое суицид и как с ним бороться?

Цельраскрытие проблемы суицида среди подростков.

Задачи:

  • познакомить с понятием «суицид»;

  • научить распознавать признаки суицида;

  • познакомить со способами оказания помощи людям, склонным к суициду.

Форма проведениятренинговое занятие

Целевая группаучащиеся 9 – 11 классов

Оборудованиевысказывания по теме, презентация, стихи.

Длительность40 минут

ХОД ЗАНЯТИЯ:

На доске изречения:

«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу» (Жорж Санд).

«Самоубиийца – человек, погибший при попытке бегства от себя самого» (ВеславБрудзиньский).

«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р.Алев).

1. Организационный момент:

    1) приветствие;

    2) сообщение темы, задач занятия.

2. Мини-лекция «Что такое суицид?»

Мы выбираем жизнь, они – смерть.

Мы пишем письма, они – предсмертные записки.

Мы строим планы на будущее, у них… у них нет будущего.

Кажется, что мы и они – из разных миров.

а) раскрытие понятия «суицид»

— Каждый год в России совершают самоубийства более 1,5 тысяч детей. Покушений на самоубийство – в 3-4 раза больше (П.Астахов). По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает 1-е место.

    Самоубийство, другими словами осознанное самостоятельное лишение себя жизни, добровольное либо вынужденное имеет другое название – суицид.    

   Суицид – это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой.     Суицид – исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а  также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

     Существует следующая статистика: в 70-80-е годы совершалось 6000 суицидов в год, с 1980 по настоящее время – 30000 в год. Самое страшное – это то, что суицид помолодел: 25% составляют юноши, 17% — девушки. Пики суицидов отмечены в 1985, 1992, 1998, 2000 годах – время радикальных изменений в обществе. Больше всего самоубийств регистрируется весной. Считается, что резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот, «апрель – самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120% среднегодового.

     Частота суицидальных действий среди молодежи в течение двух последних десятилетий удвоилась. До 13 лет суициды редки. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают мысли о суициде, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия демонстративного характера. Максимальный всплеск приходится на 16 – 19 лет – период перехода из детства во взрослую жизнь. Некоторые специалисты считают, что в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить с собой, а в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания, крик о помощи.  

     Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи. Что такое суицид подростка? Как считает известный российский психиатр Петр Безменов, «это, по сути, признание нежелания или неумения изменить тяжелую для него ситуацию. Вместо того чтобы воздействовать на ситуацию, пытаться изменить ее, подросток пытается уйти».

 

б) типы, формы и способы суицида

    Специалисты выделяют 3 основных типа суицидального поведения у подростков:

  • демонстративное – без намерения покончить с собой;

  • аффективное – суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта;

  • истинное – обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.

     Существуют следующие формы суицида:

  • протест – непримиримость, желание наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы ценой собственной жизни;

  • призыв – желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие: «Посмотрите, мне больно!»;

  • избежание – устранение себя от наказаний, непереносимой угрозы или физических страданий, например, в случае тяжелого заболевания;

  • самонаказание – внутренний протест, когда разрушительной силой выступает чувство стыда или вины;

  • отказ – полная капитуляция.

     Способы суицида:

  • отравления лекарственными препаратами;

  • отравления бытовой химией;

  • порезы вен;

  • повешение;

  • падение с высоты.

в) причины подросткового суицида

— Самоубийство – последний шаг, к которому привели множество причин.

     Можно указать следующие причины суицида:

  • страх перед наказанием – 19%;

  • душевная болезнь – 18%;

  • семейные конфликты – 18%;

  • страсти – 6%;

  • денежные потери – 3%;

  • пресыщенность жизнью – 1,4%;

  • физические болезни – 1,2%;

  • неизвестные – 33,4%.

     Причины самоубийств сильно отличаются в разных возрастных группах. Наиболее частой причиной попытки самоубийств среди подростков являются  конфликты с родителями. Однако отмечено снижение этого показателя с 55% до 46%. На втором месте – угроза потери близкого человека, неразделенная любовь; этот показатель вырос в 1,5 раза и составляет 24,1%. На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение – 7,5%. Настораживает тот факт, что 15% людей, пытавшихся совершить суицид, предпринимали повторные попытки самоубийств.

3. Интерактивная беседа «Признаки суицидального поведения»

— Как правило, суицид не происходит без предупреждения. Существует ряд признаков, сигнализирующих о том, что человек серьезно задумал совершить самоубийство. Давайте попробуем определить эти признаки.

(Все учащиеся делятся на 3 группы, каждая получает задание: определить признаки словесные, поведенческие и ситуационные.

В ходе ознакомления с результатами выполненного задания все ответы заносятся в соответствующую колонку таблицы)

 

     Таблица может иметь примерно следующий вид:

Словесные признаки

Поведенческие признаки

Ситуационные признаки

Человек прямо говорит о смерти («Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так больше»

Раздает личные вещи, имеющие большую личную значимость

Не имеет друзей вообще либо только одного друга

Косвенно намекает о своем намерении («Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться»)

Начинает мириться со своими врагами

Живет в нестабильной обстановке (например, конфликт с родителями, родителей между собой)

Много шутит на тему самоубийства

Начинает приводить в порядок свои дела

Ощущает себя жертвой физического, сексуального или эмоционального насилия

Проявляет нездоровый интерес к теме смерти

Ест, спит слишком мало или много

Предпринимал раньше попытки суицида

Не следит за своим внешним видом, становится неряшливым и неопрятным

Перенес тяжелую потерю близких людей

Пропускает школьные занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками

Слишком критически настроен по отношению к себе

Находится в подавленном состоянии

Проявляет беспомощность, безнадежность и отчаяние

Замыкается в себе, отдаляется от друзей и семьи

Становится безразличным к окружающему миру либо, наоборот, чрезмерно деятельным

4. Мозговой штурм «Что мы можем сделать, чтобы предотвратить суицид?»

     Учащимся в группах предлагается разработать памятку «Что мы можем сделать, чтобы предотвратить суицид?».

— Представьте себе, что ваш друг поделился с вами секретом: он собирается покончить жизнь самоубийством. Ваши действия.

     После выполнения задания составляется памятка примерно такого вида:

1. Будь внимательным слушателем! Внимательно выслушай своего друга. Попытайся понять, в чем заключается его проблема. Для этого задавай как можно больше уточняющих вопросов (С каких пор у тебя появилась данная мысль? Почему она у тебя возникла? Каким образом ты собираешься покончить с собой?).

2. Будь заботлив! Дай понять своему другу, что он нужен тебе и окружающим его людям.

3. Не спорь в данной ситуации!  Старайся не проявлять агрессии!

4. Внимательно отнесись ко всем жалобам и обидам!

5. Предложи конструктивные способы решения его проблемы!

6. Определи степень серьезности его намерений. Если у друга в данной ситуации есть определенный план самоубийства, ситуация очень серьезная!

7. Не оставляй друга одного ни при каких обстоятельствах!

8. Попробуй убедить друга обратиться за помощью. Если он не согласен, обратись сам за помощью к специалистам: врачу, психологу, даже священнику.

5. Рефлексия

 

— Наш сегодняшний разговор о суициде закончен. Что нового вы узнали? О чем задумались? Какие чувства у вас возникли?

— Очень хотелось бы закончить нашу беседу строками из стихотворения:

Не зря пословица гласит,

Что жизнь прожить – не поле перейти:

Она немало трудностей таит,

И место в ней свое найти

Бывает человеку нелегко.

Хотя у всех живущих на планете

Стремленье к этому так велико,

Что через множество столетий

Далеких предков размышленья

Стучатся к нам в сердца сейчас.

Их мысли и сомненья

И нас тревожили не раз.

Ведь так непросто нам порой

Решить, как поступить,

Чтоб честным быть перед самим собой

И в трудный час душой не покривить.

Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь?

Вопрос подобный задавал

Себе, конечно, каждый

И на него ответ мучительно искал.

Как путник, изнывающий от жажды,

Мечтает к роднику припасть,

Так человек стремится поскорей

С души привычки сбросить власть,

Стать справедливей и мудрей.

И, наконец, понять,

Каким же в этом мире быть,

Чтоб пред соблазнами любыми устоять,

И званье ЧЕЛОВЕКА заслужить?

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Вагин Ю. Н.  Профилактика деструктивного поведения: Научно-методическое пособие. — Пермь: Издательство ПОНЦИЦАА, 2004.

2. http://www.rae.ru/monographs/110-3713

3.http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/02/120209_suicide_children_interview.shtml

4. http://domjizni.com/причины-самоубийства-подростков/

infourok.ru

Классный час «Как прекрасен этот мир» по профилактике суицида (7 класс)

Сценарий классного часа «Как прекрасен этот мир…» (7 класс)

Цели урока:

Задачи:

  • Активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу.

  • Развивать коммуникативные умения учащихся

Форма классного часа: беседа-размышление с элементами тренинга

Предварительная подготовка:

  1. Подбор музыкального сопровождения классного часа

  2. Поиск афоризмов, стихотворений, притч по теме классного часа

  3. Ребятам предлагается нарисовать рисунки на тему «Я выбираю Жизнь!»

Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, мульдимедийная доска, мел, бумага А4, камни большого и среднего размера, песок, стакан

Ход классного часа

  1. Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте, садитесь!

  1. Определение темы и целей:

Учитель: Ребята, я приглашаю вас на сегодняшний классный час. А для того, чтобы узнать тему классного часа, я предлагаю посмотреть музыкальный ролик. Вслушайтесь в слова песни. Внимание на экран.

Ролик «О как прекрасно жить» в исполнении Виктора Шатецкого

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? (о жизни, о том, что прекрасно жить).

Учитель: Правильно, мы сегодня поговорим о нашей жизни и о том, что ЖИТЬ ПРЕКРАСНО!

И тема классного часа называется «Как прекрасен этот мир…»

  1. Вступительное слово

Учитель: Наш разговор я бы хотела начать с высказывания Леонардо Да Винчи:

Помни, жизнь есть дар,

Великий дар,

И тот,

Кто ее не ценит,

Этого дара не заслуживает.

Учитель: Каждому из нас природа подарила бесценный дар – ЖИЗНЬ! Она создала все, чтобы человек был счастлив! Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас людей – сильных, красивых, разумных. Предлагаю прослушать песню в исполнении Самоцветов «Все, что в жизни есть у меня…»

Прослушивание песни Самоцветов «Все, что в жизни есть у меня…»

Учитель: Да, мир непрост, совсем непрост. Согласны ли вы со мной? (ответы учащихся).

Каждый человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного поступка. Но почему же некоторые люди губят свою жизнь? Давайте назовем факторы риска, когда людям не хочется жить. (ответы детей: горе, беда, злость, привлечь внимание, болезнь, нехватка денег, вина, страх, стыд и т.д.)

Хорошо. А теперь давайте представим разные случаи, когда у Вас может быть было на душе плохо, а может быть обидно, горько.

Пути решения проблем при трудных жизненных ситуациях.

Рассматриваемые ситуации:

  1. Алкоголизм родителей

  2. Финансовые трудности

  3. Необоснованные обвинения

  4. Неразделенная любовь

  5. Насилие со стороны взрослых

  6. Отношение со сверстиниками

Пути решения:

  1. Работа «Телефонов доверия»

  2. Помощь профессиональных психологов, социологов

  3. Поддержка друга

  4. Помощь со стороны близких родственников

  5. Помощь со стороны классного руководителя

Учитель: На нелегком пути взросления каждого могут подстерегать трудности и опасности. Каждый человек на протяжении своей жизни преодолевает множество преград. От ошибок никто не застрахован. Мы постоянно сталкиваемся со всевозможными проблемами, иной раз трудными, даже, казалось бы, неразрешимыми. И ошибиться тут не мудрено. Но почти любая ошибка – поправима. Потому что решение есть у любой проблемы, хотя его поиски порой отнимают много времени и сил, приносят массу огорчений. Единственная непоправимая ошибка – попытка «выйти из игры», отказаться от поиска решений, то есть, по сути дела, отказаться от самой жизни. Иногда человек, сломленный грузом невзгод, именно так и поступает. Это и есть то единственное НЕПРАВИЛЬНОЕ решение, потому что оно непоправимо.

Ведь МИР ОКРАШЕН НЕ ТОЛЬКО В ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ТОНА! НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ ОДНОЙ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРОЙ МОЖНО БЫЛО БЫ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОЕГО БУДУЩЕГО! ЗАТО ЕСТЬ МНОГО ПРИЧИН ЭТОГО НЕ ДЕЛАТЬ.

  1. Притча «Соломоново кольцо»

Учитель: Сегодня мы попытаемся вместе выработать принципы, которые будут нам помогать в трудных ситуациях.

Для этого давайте прослушаем притчу о кольце Соломона.

Прослушивание притчи «Соломоново кольцо»

Учитель: Как вы можете объяснить эту фразу «Все пройдет… Пройдет и это…» (ответы учащихся)

Учитель: Давайте попытаемся обобщить нашу мысль.

Любое событие в этом мире – временное, имеет начало и конец. Любое огорчение когда-то закончится или настолько смягчиться, что перестанет нас тяготить. Надо просто терпеливо дождаться. Впереди еще столько всего интересного! Столько радостей и удач! Глупо их лишаться из-за того, что сегодня на душе не сладко!

  1. Смысл жизни

Учитель: Часто мы слышим о том, что надо легко жить, наслаждаясь жизнью. Ведь жизнь довольно приятная и человек хочет получить от жизни максимум удовольствия. В чем же заключается смысл жизни?

Учитель берет стакан и наполняет её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спрашивает учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, полон. Тогда учитель высыпает в стакан маленькие камни, немного потрясет её. Естественно, маленькие камни занимают свободное место между большими камнями. Ещё раз учитель спрашивает у учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, полон. Тогда он берет коробку, наполненную песком, и насыпает его в стакан. Естественно, песок занимает полностью существующее свободное место и всё закрывает. Ещё раз учитель спрашивает у учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, и на этот раз однозначно, он полон.

Учитель: А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что стакан — это ваша жизнь. Большие камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, будущие ваши дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Маленькие камни — это вещи, которые лично для вас становятся важными: учеба, потом работа, мобильный телефон, компьютер, в дальнейшем дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи (повседневная суета). Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться маленькие и большие камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Поэтому обращайте внимания на важные вещи, находите время для ваших друзей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас еще будет время для всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, а все остальное — это только песок.

  1. Притча «Все в твоих руках»

Учитель: Давайте посмотрим еще одну притчу, которая называется «Все в твоих руках»

Просмотр притчи «Все в твоих руках»

Учитель: Какую мысль мы можем извлечь из этого рассказа? (ответы учащихся)

  1. Обсуждение выражения

Учитель: Ребята, а как вы понимаете это выражение «Смерть не имеет к нам отношения: пока мы живы, ее нет, когда есть она, то нет нас» (Эпикур) (обсуждение)

  1. Упражнение капля

Учитель: Не столь страшен конфликт, как его последствия. Человек в таких ситуациях видит картинку как бы в перевернутом виде. Он полностью сосредоточен на своем обидчике, часто мысленно прокручивает одну и ту же ситуацию по нескольку раз.

Я вам предлагаю выполнить одну интересное упражнение. А называется она «Капля».

Упражнение «КАПЛЯ»

Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.

Ход упражнения: учитель каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши.

Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.

Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!

Учитель: Ребята, как вы думаете, что нужно делать для снятие нервно — психологического напряжения (желательно, чтобы учащиеся вспомнили сами)

• спортивные занятия

• контрастный душ (баня)

• стирка белья

• скомкать газету и выбросить

• мытье посуды

• погулять на свежем воздухе

• послушать музыку

• посчитать зубы языком с внутренней стороны

• вдохнуть глубоко до 10 раз

• постараться переключиться на другую деятельность.

Учитель: Но если вы видите, что в нервно-психологическом напряжении пребывает ваш друг или подруга, постарайтесь отвлечь его от мрачных мыслей, вовлеките его в какую-нибудь деятельность и не выпускайте из поля зрения пока ситуация не изменится в лучшую сторону. Делать это нужно тактично, ненавязчиво.

  1. Рефлексия

Учитель: Воспринимайте свою жизнь как единственную, неповторимую в этом мире!

Смотрите на жизнь только с хорошей стороны!

Уважайте свои достоинства! Радуйтесь своим успехам!

Любите свою ЖИЗНЬ!

Давайте подытожим. Что для вас смысл жизни? У вас на парте есть листочки с разными надписями. Главное, задумайтесь над этим вопросом, выберите правильный выбор и закрепите его на наших лучах СОЛНЫШКИ.

(работа в парах)

  1. Итог классного часа

Эпиграф урока. (Озвучить) под песню «Как прекрасен этот мир»

Помни, жизнь есть дар,

Великий дар,

И тот,

Кто ее не ценит,

Этого дара не заслуживает.

Леонардо Да Винчи

Учитель: Любите жизнь! Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни! Радуйтесь каждому солнечному дню, первому снегу, весеннему дождику, пению птиц. Не подвергайте себя малодушию и невежеству.

Помните, что один неправильный ваш шаг может стоить и вашей жизни и жизней сотен других людей.

Будьте счастливы!

infourok.ru

Классный час , направленный на профилактику суицидального поведения ПРОСТО ЖИТЬ

Краснодарский край, Выселковский район, посёлок Гражданский. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 имени Героя Российской Федерации М.С.Дангириева посёлка Гражданского муниципального образовании Выселковский район

Классный час, направленный на профилактику суицидального поведения

«ПРОСТО ЖИТЬ»

Разработала: Хомкалова В. Н.

Социальный педагог, кл.руководитель 5 класса

Классный час «Просто жить»

Цель: Профилактика суицидального поведения школьников.

Задачи:

-Способствовать формированию осознания ценности жизни;

— научить обучающихся воспринимать жизненные трудности, сопровождающиеся различными эмоциями и переживаниями;

— ориентировать обучающихся на позитивные стороны жизни, успех и доброе отношение к окружающим;

— формировать чувство толерантности и ответственности за свои поступки.

Ход классного часа

  1. Вступительная беседа.

Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, что является ценным и дорогим для человека, для каждого из вас. Я думаю, что нет на планете человека, который не хотел бы быть счастливым и успешным.

Интересное существо — человек: вместо того, чтобы радоваться и быть благодарным за то, что у него есть, он считает это само собой разумеющимся и грустит о том, чего у него пока нет. Получив это, он, не успев поблагодарить, сразу начинает грустить о следующем. Нам всегда кажется, что наша жизнь – там, где нас ещё нет, наша жизнь в том, чего мы ещё не можем себе позволить.

Давайте задумаемся: МЫ ДОЛЖНЫ ЦЕНИТЬ ЖИЗНЬ!

1. Как вы думаете? Что является ценным для человека? (Обучающимся предлагается ответить на вопрос.)

— Ребята, а что же мы вкладываем в само понятие жизнь? (обучающиеся отвечают на вопрос).

– Спасибо за ваши ответы, а сейчас я вам предлагаю раскрыть понятие жизни с помощью кроссворда. На доске вертикально написано слово жизнь, напротив каждой буквы вам необходимо добавить термины и значения, которые характеризуют жизнь во всех ее оттенках. ( Ребята называют значения, педагог дописывает напротив каждой буквы. Например: Ж – желания, жалость; И — интересы, искусство, игра, идеал

, извинения, изменения; З — знания, здоровье, завороженный, заинтересованный; Н — надежда, нужда, напоминание, народ и т.д. К мягкому знаку можно дописать слова «ЛЮБОВЬ»).

Из нашего кроссворда мы можем сделать вывод, что жизнь очень разнообразна и многогранна, она включает в себя различные ситуации и оттенки. Как положительные, так и отрицательные. Все вы, наверное, слышали фразу «Жизнь полосатая, как зебра». Что значит эта фраза? Назовите, пожалуйста, светлые и темные оттенки жизни .(Обучающиеся называют ситуации и их оттенки).(Во время ответов ребят на слайдах демонстрируются люди в различных жизненных ситуациях: веселые, грустные, удивленные и т.д.)

Очень важно каждому из нас научиться превращать темные оттенки в светлые и выделять те моменты, благодаря которым мы становимся интереснее, сильней, успешней.

  1. Основная часть.

«Как преодолеть жизненные трудности»

Педагог: У меня в руках два письма, одно письмо написано мальчиком 14 лет, у которого полноценная семья, хорошее здоровье и неплохие успехи в школе.

А второе письмо написала девочка того же возраста, только врачи поставили ей страшный диагноз –РАК.

Я вам хочу зачитать их.

Письмо мальчика:«Мне кажется, что меня вообще никто не понимает, не любит. Я никому не нужен. Дома родители только и говорят «Ты должен»: должен хорошо учиться, помогать по дому, хорошо себя вести, вырасти хорошим человеком, а сами, чуть что: «Не лезь, ты ничего не понимаешь, это тебе еще рано», а то кричат и ругаются. Есть у меня друг, но он теперь не друг, а предатель: я ему рассказал, что мне нравится одна девушка, а он рассказал всем, теперь все надо мной издеваются, и эта девчонка тоже издевается. Я вообще не хочу жить, лучше умру. Тогда все они узнают, все они пожалеют, только будет уже поздно».

Письмо девочки : «Меня зовут Юлия. Три года я больна раком. С того момента, когда медицина отобрала у меня последнюю надежду, я жду смерти. Часто, когда уже нет сил сквозь слезы я разговариваю с Богом Только ему я могу выразить все что чувствую. Сейчас сижу возле компьютера и я разъярена просто! Хожу по этим разным блогам и читаю как они не хотят жить!! Люди!!! Хотите я с вами поменяюсь!??? Сегодня ко мне приходил мой классный руководитель. Рассказывал о друзьях, подругах, о школе. Лучше бы он совсем не приходил. Как я им завидую. Завидую, что они могут ходить в школу, на танцы, кататься на велике, а больше всего того что они могут жить. Сегодня хочу попробовать улыбнуться маме. Так мало улыбок дано мне уже будет ей подарить. Знаю, что это приносит ей огромную радость.
Мне так трудно принять факт, что скоро меня не будет. Что не посмотрю уже в окно. Не посижу уже на балконе. Не обниму маму, не увижу это ясное солнышко, не услышу пение птиц….Я просто хочу жить.»

Как вы думаете, кто из ребят выстроил неправильное отношение к жизни , к ее проблемам и ценностям?

Я предлагаю вам, ребята, разбиться на 2 группы, и обсудить, как помочь нашим ребятам в сложившейся ситуации, как поддержать их. Первая группа анализирует письмо мальчика, вторая группа – письмо девочки. Пока будет звучать музыка, вы в течение 5-7 минут изложите на бумаге свои обращения(можно с советами, рекомендациями, видением ситуации).

После этого одному или нескольким членам каждой команды предлагается зачитать свои способы поддержки.

(Ответы детей)

  1. Просмотр видеоролика «ПРОСТО ЖИТЬ»

На Первом канале стартовал проект Игоря Матвиенко«ЖИТЬ» Известные музыканты призывают не отчаиваться тех, кто оказался в беде. Всегда рядом есть, кому подставить плечо, помочь взглянуть на мир по-новому. Истории людей, которые, несмотря ни на что, нашли в себе силы радоваться жизни. Превозмочь, преодолеть, перебороть, чтобы жить.

— Ребята, какие чувства и эмоции вызвало у вас это видео?(обсуждение видео)

  1. Упражнение «Дерево жизни»

Педагог: Ребята, вы наверно заметили, что у нас в кабинете стоит интересное дерево, но оно пока безжизненно, без лепестков. Дерево оживет тогда, когда каждый из вас напишет на своем листочке, слова благодарности жизни, т.е. за что вы любите эту жизнь, какие ценности есть у вас (друзья, семья, любимые занятия и т.д.). Вы должны будете прикрепить свой листок к ветвям дерева и загадать своё самое сокровенное желание, которое непременно сбудется! (Ребятам предлагается совершить упражнение)

Педагог: Сейчас у нас получилось пышное, нарядное, полное жизни дерево. Еще издавна люди предавали деревьям большое значение, повязывая на него ленточки, в надежде, что их желание непременно сбудется. Я вам желаю, чтобы ваши мечты непременно сбылись, но помните, что ваш успех и ваше счастье непременно находиться в ваших руках.

  1. Ребята наше мероприятие подошло к концу. Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов:

— Что вызвало у вас восхищение, грусть, взаимопонимание, раздражение?

— Что нового вы открыли для себя в окружающих людях, родителях, окружающей жизни благодаря мероприятию?

— Что полезного узнали на мероприятии?

Цените и любите свою жизнь, не забывайте благодарить её и своих родителей за каждый прожитый день!

Список литературы.

1.Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях(предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Метод.рекомендации для специалистов системы образования. – М.: МГППУ, 2006г.

2.Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема// Новые ценности образования, Вып 3.М., 1995.С.18

3.Гриценко Г.Д., Часовская Л.А. Подрастающее поколение как группа риска в современном обществе.- Ставроплль, 2009. – 145с.

4.Клепиков В.Н. Понимание и непонимание в духовно-нравственной жизни человека.// «Воспитание школьников» ?9 2011г. стр 18-21

5.Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки групп риска.- Спб,2009.- 256с.

6.Пособие для учителей. Разработка и реализация индивидуальных комплексных программ сопровождения детей «группы риска». В Рамках областной долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений в Ростовской области на 2011-2013 годы». Ростов-на-Дону 2013г.

7.Соколова А.В. Навыки жизни .- М,2000г.

8.Тренинг развития жизненных целей. Под редакцией Е.Г.Трошихиной. – Спб.: Речь, 2001г.

infourok.ru

» Суицид- мифы и реальность»

Классный час «Суицид- мифы и реальность»

Цель: раскрытие проблемы суицида среди подростков.

Задачи:

      1.  Познакомить с понятием «суицид»;

  1. Научить распознавать признаки суицида;

  2. Познакомить со способами оказания помощи людям, склонным к суициду.

Форма проведения: тренинговое занятие

Целевая группа: учащиеся 8 класса

Оборудование: высказывания по теме, презентация, стихи.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

На доске изречения:

«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу» (Жорж Санд).

«Самоубиийца – человек, погибший при попытке бегства от себя самого» (Веслав Брудзиньский).

«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р.Алев).

1. Мини-лекция «Что такое суицид?»

Мы выбираем жизнь, они – смерть.

Мы пишем письма, они – предсмертные записки.

Мы строим планы на будущее, у них… у них нет будущего.

Кажется, что мы и они – из разных миров.

Самоубийство, другими словами осознанное самостоятельное лишение себя жизни, добровольное либо вынужденное имеет другое название – суицид.

Суицид – это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой. Суицид – исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

Существует следующая статистика: в 70-80-е годы совершалось 6000 суицидов в год, с 1980 по настоящее время – 30000 в год. Самое страшное – это то, что суицид помолодел: 25% составляют юноши, 17% — девушки. Пики суицидов отмечены в 1985, 1992, 1998, 2000 годах – время радикальных изменений в обществе. Больше всего самоубийств регистрируется весной. Считается, что резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот, «апрель – самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120% среднегодового.

Частота суицидальных действий среди молодежи в течение двух последних десятилетий удвоилась. До 13 лет суициды редки. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают мысли о суициде, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия демонстративного характера. Максимальный всплеск приходится на 16 – 19 лет – период перехода из детства во взрослую жизнь. Некоторые специалисты считают, что в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить с собой, а в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания, крик о помощи.

Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи. Что такое суицид подростка? Как считает известный российский психиатр Петр Безменов, «это, по сути, признание нежелания или неумения изменить тяжелую для него ситуацию. Вместо того чтобы воздействовать на ситуацию, пытаться изменить ее, подросток пытается уйти».

б) типы, формы и способы суицида

Специалисты выделяют 3 основных типа суицидального поведения у подростков:

  1. демонстративное – без намерения покончить с собой;

  2. аффективное – суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта;

  3. истинное – обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.

Существуют следующие формы суицида:

  1. протест – непримиримость, желание наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы ценой собственной жизни;

  2. призыв – желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие: «Посмотрите, мне больно!»;

  3. избежание – устранение себя от наказаний, непереносимой угрозы или физических страданий, например, в случае тяжелого заболевания;

  4. самонаказание – внутренний протест, когда разрушительной силой выступает чувство стыда или вины;

  5. отказ – полная капитуляция.

Способы суицида:

  1. отравления лекарственными препаратами;

  2. отравления бытовой химией;

  3. порезы вен;

  4. повешение;

  5. падение с высоты.

Самоубийство – последний шаг, к которому привели множество причин. 

Можно указать следующие причины суицида:

  1. страх перед наказанием – 19%;

  2. душевная болезнь – 18%;

  3. семейные конфликты – 18%;

  4. страсти – 6%;

  5. денежные потери – 3%;

  6. пресыщенность жизнью – 1,4%;

  7. физические болезни – 1,2%;

  8. неизвестные – 33,4%.

Причины самоубийств сильно отличаются в разных возрастных группах. Наиболее частой причиной попытки самоубийств среди подростков являются конфликты с родителями. Однако отмечено снижение этого показателя с 55% до 46%. На втором месте – угроза потери близкого человека, неразделенная любовь; этот показатель вырос в 1,5 раза и составляет 24,1%. На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение – 7,5%. Настораживает тот факт, что 15% людей, пытавшихся совершить суицид, предпринимали повторные попытки самоубийств.

 Мозговой штурм «Что мы можем сделать, чтобы предотвратить суицид?»

Учащимся в группах предлагается разработать памятку «Что мы можем сделать, чтобы предотвратить суицид?».

— Представьте себе, что ваш друг поделился с вами секретом: он собирается покончить жизнь самоубийством. Ваши действия.

После выполнения задания составляется памятка примерно такого вида:

1. Будь внимательным слушателем! Внимательно выслушай своего друга. Попытайся понять, в чем заключается его проблема. Для этого задавай как можно больше уточняющих вопросов (С каких пор у тебя появилась данная мысль? Почему она у тебя возникла? Каким образом ты собираешься покончить с собой?).

2. Будь заботлив! Дай понять своему другу, что он нужен тебе и окружающим его людям.

3. Не спорь в данной ситуации! Старайся не проявлять агрессии!

4. Внимательно отнесись ко всем жалобам и обидам!

5. Предложи конструктивные способы решения его проблемы!

6. Определи степень серьезности его намерений. Если у друга в данной ситуации есть определенный план самоубийства, ситуация очень серьезная!

7. Не оставляй друга одного ни при каких обстоятельствах!

8. Попробуй убедить друга обратиться за помощью. Если он не согласен, обратись сам за помощью к специалистам: врачу, психологу, даже священнику.

 Рефлексия

— Наш сегодняшний разговор о суициде закончен. Что нового вы узнали? О чем задумались? Какие чувства у вас возникли?

Очень хотелось бы закончить нашу беседу строками из стихотворения:

Не зря пословица гласит,

Что жизнь прожить – не поле перейти:

Она немало трудностей таит,

И место в ней свое найти

Бывает человеку нелегко.

Хотя у всех живущих на планете

Стремленье к этому так велико,

Что через множество столетий

Далеких предков размышленья

Стучатся к нам в сердца сейчас.

Их мысли и сомненья

И нас тревожили не раз.

Ведь так непросто нам порой

Решить, как поступить,

Чтоб честным быть перед самим собой

И в трудный час душой не покривить.

Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь?

Вопрос подобный задавал

Себе, конечно, каждый

И на него ответ мучительно искал.

Как путник, изнывающий от жажды,

Мечтает к роднику припасть,

Так человек стремится поскорей

С души привычки сбросить власть,

Стать справедливей и мудрей.

И, наконец, понять,

Каким же в этом мире быть,

Чтоб пред соблазнами любыми устоять,

И званье ЧЕЛОВЕКА заслужить?

infourok.ru

Классный час по профилактике суицида на тему «Я выбираю жизнь» (8 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Глубочанская средняя общеобразовательная школа №8

Конспект

мероприятия для учащихся 7 -8 класса

по профилактике эмоционального неблагополучия,

суицидальных намерений.

Тема: «Я выбираю жизнь!»

Форма проведения: классный час

Автор: педагог-психолог Гайворонская Н.А.

х. Глубокий

2018г.

Пояснительная записка

Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить с собой умирает больше людей, чем в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых.

Проблема суицида привлекает внимание психологов, социологов, психиатров многих стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза. 

Неблагоприятным считается тот факт, что в России наиболее высокие показатели завершенных самоубийств отмечается в группах лиц молодого и среднего возраста. Самый распространенный случай самоубийства – повешение. Ранее считавшийся наиболее опасный для суицида возраст – около 30 лет – стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель «помолодевшего суицида»: самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей. В связи с этим повсеместно проводятся меры профилактики, в целях предупреждения суицидальных наклонностей. 

Данный классный час предназначен для организации профилактической работы по предупреждению суицидальных попыток среди подростков общеобразовательного учреждения. 

Цель занятия: профилактика эмоционального неблагополучия, суицидальных намерений, содействие формированию эмпатии сверстникам в трудных жизненных ситуациях, содействие формированию у учащихся толерантности к сложным жизненным ситуациям через сохранение позитивных жизненных установок.

Задачи: обобщить и систематизировать понятие «суицид», воспитывать культуру общения со взрослыми, со сверстниками, активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу, развивать коммуникативные умения учащихся (компетенции).

Формировать УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности в конфликтной ситуации, мотивация уверенного поведении, мотивация на развитие коммуникативных умений и навыков.

Регулятивные УУД: оценивать результаты коммуникации (своей – чужой), анализировать собственное поведение в конфликтных ситуациях, планировать свое действие во время общения, определять цель во взаимодействии с оппонентом, конструировать стратегии решения конфликтных ситуаций.

— Коммуникативные УУД: определять цель общения, слушать собеседника, рефлексировать, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, приобрести навык эффективного поведения, преодолеть коммуникативный барьер.

Познавательные УУД: систематизировать материал, работать взаимодействовать в разных ситуациях, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы, строить стратегии поведения.

Планируемый результат

Предметные:

Знать понятие «суицид», его предпосылки.

Уметь распознавать конфликтные ситуации, уметь использовать конструктивные стратегии решения конфликтных ситуаций.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности в общении, мотивация уверенного поведении, мотивация на развитие коммуникативных умений и навыков.

Метапредметные:

Регулятивные УУД — Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственное поведение в конфликтных ситуациях, планировать свое действие во время общения, определять цель во взаимодействии с оппонентом, конструировать стратегии решения конфликтных ситуаций.

Коммуникативные УУД — Уметь определять цель общения, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, приобрести навык эффективного поведения, преодолевать коммуникативный барьер.

Познавательные УУД — Уметь систематизировать уже известный материал, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы, усвоить понятие «суицид», и его предпосылки.

Основные понятия: Суицид, предпосылки суицида, конфликт.

Межпредметные связи: Обществознание, психология, профориентация.

Форма проведения: классный час, диспут.

Методы: — Лекционный метод передачи знаний;

Методы социально- психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем; метод анализа конкретных ситуаций.

Целевая группа: учащиеся 7-8 класса

Оборудование: высказывания по теме, презентация, музыкальная композиция, атрибуты для упражнений.

Предварительная работа: поиск и сбор информации, составление конспекта занятия, подготовка презентации и музыкального сопровождения, подготовка атрибутов для упражнений.

Длительность: 40 минут

Пространственно-временные условия проведения классного часа (количество времени, режим работы, требования к помещению (площадь, оснащённость, изолированность и т.д.)):

 кабинет (актовый зал, библиотека), удаленный от основных учебных классов;

 достаточное электрическое и естественное освещение;

 жалюзи для обеспечения затемнения при показе видеоматериала;

 достаточное количество электрических розеток.

 время проведения классного часа: 40 минут.

Материально-техническое обеспечение и специальное оборудование: стулья по количеству участников группы, столы, фломастеры, доска, раздаточный материал, проектор.

Требования к ведущему (образование высшее, профессиональная подготовка, профессиональные навыки):

Педагог-психолог, социальный педагог (1-2 чел.), имеющий высшее педагогическое или психологическое образование.

Этапы подготовки и проведения мероприятия: подготовительный (изучение общественного мнения, изучение литературы и интернет-ресурсов, подготовка конспекта мероприятия), основной (проведение мероприятия в соответствии с конспектом), заключительный (подведение итогов, рефлексия).

Сценарий классного часа

Ход мероприятия.

I. Мотивация к учебной деятельности

— Здравствуйте, ребята! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о жизни, о её горестях и радостях, о её скоротечности и смысле…

— Я предлагаю подобрать определения к слову «жизнь». Жизнь… Какая она…

(варианты ответов детей)

— К сожалению, есть люди, которые не ценят свою жизнь. И зачастую проживают её бесцельно и бессмысленно, просто прожигая. Но ещё страшнее, когда человек решается на роковой шаг – добровольно уйти из жизни

Песня группы «Сплин» «Летела жизнь»

Обсуждение ролика

II. Сообщение темы урока, постановка цели

— Сегодня мы с вами будем говорить о такой серьезной теме, как переживание жизненных трудностей. Они встречаются в жизни каждого из нас, и, конечно, нет на свете людей, которые не переживали бы временных неудач. Мы будем обсуждать очень трудную проблему. Мы попробуем разобраться в том, что такое суицид.

— Но для начала давайте с вами включимся в рабочий процесс. Для этого мы выполним такое задание:

Упражнение «Комплимент».

Ведущий (держит в руках маленький мяч).

— Сейчас мы будем передавать этот мячик, и говорить соседу комплимент. Знаете ли вы, что такое комплимент?» (учащиеся предлагают свои варианты) «Вы правы, комплимент – это приятное сообщение о каких-либо ваших достоинствах (чертах характера, умениях, особенностях одежды, внешности и т.д.). Задание такое: передаем мячик соседу, при этом отмечаем в нем какое-либо положительное качество – делаем комплимент. Получающий комплимент должен поблагодарить и, в свою очередь, обращаясь к следующему участнику сказать ему тоже что-то хорошее, какие достоинства он мог бы отметить.

— Молодцы, ребята!

III. Включение системы знаний для приобретения навыка: конструирование нового способа действия.

— А сейчас, скажите пожалуйста, Какие же неудачи (трудности) могут быть в жизни подростка? (учащиеся предлагают свои варианты).

— Молодцы, спасибо! Действительно, в жизни подростка иногда случаются различные неприятности, которые окружающим взрослым (и даже иногда сверстникам) могут показаться несущественными и незначительными. Но это вовсе не означает, что случившееся на самом деле пустяк, так как ситуация каждого человека неповторима, как и он сам: у нас нет одинаковых родителей, друзей, опыта, каждый переживает неудачи по-разному и степень этих переживаний тоже будет различна. Поэтому каждый человек, переживающий неприятности (даже если нам они кажутся несерьезными) заслуживает внимания и сочувствия.

— А сейчас мы с вами узнаем, что такое «самоубийство», другими словами осознанное самостоятельное лишение себя жизни, добровольное либо вынужденное имеет другое название – суицид.

— Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи. Что такое суицид подростка? — «это, по сути, признание нежелания или неумения изменить тяжелую для него ситуацию. Вместо того чтобы воздействовать на ситуацию, пытаться изменить ее, подросток пытается уйти от решения проблемы».

— Причин самоубийств множество. Люди убивают себя из-за несчастной любви, от сильной страсти или не сложившейся семейной жизни; убивают от позора, бессилия и бесчестия; от потери состояния и нужды; убивают, чтобы избежать измены и предательства; от безнадежной болезни и мучительных страданий.

— Подростки совершают самоубийства из желания умереть красиво, умереть молодыми, вызвать к себе особую симпатию. Но молодость, как сказал Гете, это недостаток, который быстро проходит, не нужно ее этим обрекать на пустую трату времени.

— Давайте с вами поговорим, какова же ваша позиция по этому поводу?

(ответы по этому поводу учащихся).

Кто совершает самоубийства? Почему? Каким образом?

— Мы знаем, что тема суицида внушает страх. Страх этот может быть еще большим, если ты знаешь кого-то, кто предпринял попытку уйти из жизни или же покончил с собой, или если тебе самому приходили в голову мысли о суициде. Мы знаем также, что суицид является запретной темой, о нем не поговоришь с родителями, учителями или друзьями.

— Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил суицидальную попытку. Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил суицид. Если это так, то ты, вероятно, слышал, как кто-то (быть может, и ты сам) задавал вопрос: «Зачем ей было умирать?» или «Зачем ему было так поступать со своей семьей?»

— Вопросы эти вполне естественны, но большей частью ты не получишь на них однозначного ответа, не узнаешь, почему твой знакомый решил расстаться с жизнью. Напрашивается другой, более точный вопрос: «Какая проблема или проблемы возникли у этого человека?» Тебе это может показаться странным, но большинство подростков, совершающих суицид, на самом деле умирать ведь не хотят. Они просто пытаются решить одну или несколько проблем. Трагедия состоит в том, что проблемы временные они решают раз и навсегда.

— Самое важное – помнить, что в большинстве своем молодые люди, которые пытаются покончить с собой или кончают с собой, умирать вовсе не хотят. Они хотят избежать проблем, которые, на их взгляд, им не по плечу. Эти проблемы причиняют им эмоциональную и физическую боль, и суицид представляется им надежным средством эту боль остановить.

Вывод: Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не пример для подражания, а блуждающие огни, которые могут заманить, но приближаясь к ним можно лишиться жизни.

— Ребята, а скажите, пожалуйста, можно ли предотвратить надвигающуюся беду?

— Верно, нужно непременно реагировать на любую скрытую или открытую угрозу. Прежде всего, человеку нужно выговориться в данной ситуации, а кто его может выслушать?

-Для этого существуют специальные психологические службы. Это телефон доверия, на который мы можем позвонить и получить помощь квалифицированного специалиста. Номера телефонов для ознакомления вывешены на первом этаже школы.

— Скажите, а друг может предотвратить самоубийство? (ответы детей)

— От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

— А теперь представьте, что кто-то из ваших друзей поделился своей тайной, – сказал, например, что хочет покончить с собой. Согласитесь, если б он вам не доверял, то и секретами бы не делился. И заговорил ваш друг с вами, возможно, именно потому, что умирать-то он не хотел. К вам он обратился потому, что верил: понять его сможете только вы.

— Для того, чтобы стать ближе друг к другу, мы с вами выполним упражнение «Пожелания на ладонях».

Упражнение «Пожелания на ладонях».

(Заранее подготовлены шаблоны ладошек. На нах каждый участник пишет пожелание и ладошки прикрепляются на доске в виде солнышка).

Вывод: — Самое главное для человека это его жизнь, дороже нет ничего, никакая материальная ценность не сможет ее заменить.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

-В конце занятия подводятся итоги, побуждая учащихся поделиться тем, что они узнали, что больше всего запомнилось. Обязательно делается акцент на следующих моментах:

— проблемные ситуации – естественные события нашей жизни, ни один человек не живет без трудностей;

— пережить неприятности помогут окружающие люди и друзья, при этом очень важно уметь заметить изменение эмоционального состояния, так как не все умеют говорить о них открыто;

— важно уметь правильно выстроить разговор с человеком, переживающим проблемы;

— в кризисной ситуации может потребоваться помощь специалиста – психолога;

— обратиться к психологу также может любой неравнодушный человек для того, чтобы получить рекомендации, как правильно оказать помощь приятелю;

— номер Телефона Доверия: _______________________________________

— проблемная ситуация имеет несколько сторон, не только негативных;

— у человека очень много ресурсов для достижения целей. Один из способов расслабления и достижения своей цели – это упражнение «Дотянуться до звезд».

Упражнение «Дотянуться до звезд».

— А теперь давайте с вами выполним упражнение, которое называется «Дотянуться до звезд». Встаньте и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием или целью…Протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой…Теперь выберите другую звездочку, которая напоминает о другой мечте…Потянитесь обеими руками как можно выше и «сорвите» эту звезду…Положите ее рядом с первой» (можно дать возможность участникам «сорвать несколько звезд»). После выполнения упражнения участники могут поделиться своими впечатлениями друг с другом (по желанию).

— На этом наше занятие закончено. Спасибо за внимание, до встречи.

Литература.

Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: Методич. рекоменд. М., 1980.

1.Карнеги Д. Как завоевать друзей…-М, 1990г.

Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учеб. пособие. М.: Флинта: МПСИ, 2008.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии- М, 1998г.

3. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/02/120209_suicide_children_ interview.shtml (дата обращения: 11.02.2015)

4. URL: http://domjizni.com/причины-самоубийства-подростков/ (дата обращения: 11.02.2015)

Ролик

infourok.ru

Классный час по психологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему: Классны час»Мы выбираем жизнь» профилактика суицида.

МБОУ КРОО «Вожовская СОШ им.С.М.Пузырева»

Классный час на тему «Жизнь прекрасна»

Профилактика суицида у подростков для учащихся 8-11 классов

                                                   Подготовила:

                                                                                               Педагог-психолог

                                                                                               Воскобойникова

                                                                                               Ирина Алексеевна

        Вожово 2017

 «Я  выбираю жизнь»

Цель мероприятия: предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних и раскрытие проблемы суицида среди подростков. 
Задачи:

  1.  Познакомить с понятием «суицид»;
  2. Развивать умение преодолевать жизненные трудности, находить выход из проблемных ситуаций;
  3. Формировать у учащихся позитивные взгляды на жизнь;
  4. Воспитывать такие качества личности, как: сострадание, милосердие, неравнодушие к проблемам окружающих, умение сочувствовать, сопереживать;
  5. Пытаться повлиять на сокращение суицидов среди молодёжи.
  6. Воспитывать доброжелательность, терпимость в отношениях с окружающими.

Ход мероприятия:

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем классный час под названием «Я выбираю жизнь»

И начать наше занятие я бы хотела с высказывания

Леонардо Да  Винчи:

Помни, жизнь есть дар,

Великий дар,

И тот, кто ее не ценит,

Этого дара не заслуживает.

(на доске висят цитаты см.приложение №1)

       В жизни каждого человека бывают такие минуты, когда он чувствует свою ненужность, несостоятельность и безысходность. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что у большинства из нас в жизни была такая ситуация, когда казалось, что всё – жизнь кончена, смысл жизни потерян, что выхода из сложившейся ситуации – нет. Кажется, что весь мир восстал против нас, мы уже не в состоянии оценивать свои поступки, контролировать их. И тогда в голову нам приходят самые страшные мысли.

Давайте же познакомимся с понятием, что такое суицид…?

   Как считает известный российский психиатр Петр Безменов, «это, по сути, признание нежелания или неумения изменить тяжелую для него ситуацию. Вместо того чтобы воздействовать на ситуацию, пытаться изменить ее, подросток пытается уйти». 
   По статистике суициды вышли на третье место среди причин смерти у подростков после несчастных случаев и убийств. И главная наша цель сегодняшнего урока понять и помочь своим друзьям, близким, а может даже самому себе не переступить так рано грань между жизнью и смертью.

   И для начала давайте повесим  с вами на доску подготовленные вами стен газеты и презентуем их, каждый класс расскажет что он хотел донести до нас своей работай (подготовка стен- газет дается заранее).

А сейчас  давайте с вами посмотрим вот этот ролик.

Видео ролик «Мне все надоело».

О чем он? Как вы думаете, почему девочка хотела так поступить? Как можно было помочь ей, если бы вы были знакомы?

       Как вы считаете, почему люди решаются на самоубийство?

• Страх перед чем-то;
• Желание привлечь к себе внимание; 
• Желание вызвать к себе сочувствие; 
• Желание уйти от трудной ситуации;
• Подражание каким-то героям книг или фильмов;

       А как вы считаете можно снять нервно-психическое напряжение…?

-Спортивные занятия;

-Прогулки;

-Стирка белья;

-Послушать хорошую веселую музыку и т.д.

          А сейчас мы с вами проведем небольшое тестирование, по результатом которого мы сможем определить ваш уровень эмоционального напряжения.

Тест «Ваша эмоционально-психическая напряженность» (См.Приложение №2).

А сейчас мы с вами проведем одно небольшое упражнение, которое называется «Капля».

     Психолог капает одну каплю гуаши каждому ученику на лист, ребята делают с этой каплей все что хочется, могут из нее что то нарисовать, могут не трогать совсем ( В конце психолог делает вывод: если получилась большая клякса не нужно раздувать из мухи слона).

        Очень часто человек сам загоняет себя в тупик – он не может справиться с эмоциональным напряжением, и это делает его жизнь невыносимой. Хронический стресс приводит к неврозам, психозам, депрессии.

   Порой человеку кажется, что нет сил жить дальше, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах). ( Просмотр иллюстраций).

          Единственная непоправимая ошибка – попытка «выйти из игры», отказаться от поиска решений, то есть, отказаться от самой жизни. Мир окрашен не только в черно белые тона! Не существует ни одной причины, по которой можно было бы отказаться от своего будущего. Зато есть много причин не делать этого. Сейчас мы с вами подтвердим эти слова и создадим

«Цветок жизни» Вам необходимо на лепестках написать, что такое жизнь, все ее положительные проявления на ваш взгляд.  И сделать из них цветок с названием жизнь.

Вот какой прекрасный цветок у нас получился. Впереди еще столько всего интересного! Столько радостей и удач! Глупо их лишиться из-за того, что  на душе может быть  пасмурно!

  Давайте послушаем одну замечательную песню «Жизнь прекрасна»

   Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную беду и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто — просто посмотри в зеркало и скажи: «Привет!» – (Ричард Бах).

          И в конце давайте сделаем вот из этих осенних веточек березы  

«Дерево ценностей» , каждый напишет на листочке, что для вас больше всего ценно в жизни. И эти  листочки повесим на наше дерево.

      Любите жизнь! Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни! Радуйтесь каждому солнечному дню, первому снегу, весеннему дождику, пению птиц. Не подвергайте себя малодушию и невежеству.

Помните, что один неправильный ваш шаг может стоить и вашей жизни и жизней сотен других людей.

Рефлексия:

Что вы поняли на сегодняшнем занятии? Что больше всего понравилось?

Спасибо! Будьте счастливы!

Приложение №1

Цитаты на доске…

«Лошади никогда не кончают самоубийством, потому что, будучи лишены дара речи, они не имеют возможность выяснять отношения» (В. Маяковский).

«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу» (Ж. Санд). 

«Самоубийца – человек, погибший при попытке бегства от себя самого» (Веслав Брудзиньский).

«Убийца убивает человека, самоубийца – человечество» (Г. Честертон).

«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р. Алев).

Приложение №2.

Тест «Ваша эмоционально-психическая напряженность» .

Инструкция: «Если то, о чем говорится в суждении, происходит с Вами всегда, часто, характерно для Вашего поведения –ставите знак «+» в бланке ответов. Если же такое происходит с Вами редко или никогда не бывает –знак минус.

 1. Мне с трудом удается сосредоточить свое внимание на уроке.
2. Отступление учителя от основной темы сильно отвлекает меня.
3. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной работе, экзамене.
4. Иногда мне кажется, что мои знания по отдельным предметам ничтожны.
5. Отчаявшись выполнить какое-нибудь задание, я опускаю руки.
6. Я не успеваю усвоить учебный материал, и это вызывает чувство неуважения к себе.
7. Я болезненно реагирую на критические замечания учителя.
8. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство.
9. Меня сильно беспокоит мое положение в классе.
10. Я – безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости.
11. Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании, и это раздражает меня.
12. Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед опросом на уроке и на экзамене.
13. Порой мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал, и это меня раздражает.
14. Во время ответа на уроке я обычно сильно смущаюсь.
15. Возможные неудачи на экзамене или при ответе на уроке очень тревожат меня.
16. Во время выступления я начинаю заикаться.
17. Мое состояние во многом зависит от успешности выполнения учебного задания.
18. Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и, потом жалею об этом.
19. Состояние класса и отношение ко мне очень влияют на мое настроение.
20. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.
21. У меня обычно не бывает головных болей после длительного напряжения.
22. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.
23. Невыполненное задание или контрольная работа не волнуют меня.
24. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед ответом на уроке, экзамене, если не уверен в своих знаниях.
25. Я обычно в числе первых заканчиваю контрольную работу или иду отвечать на экзамене и стараюсь не думать о возможных ошибках.
26. Мне обычно не требуется много времени на обдумывание дополнительных вопросов, задаваемых учителем.
27. Насмешки одноклассников не портят мне настроение.
28. Я обычно сплю спокойно и не мучаюсь во сне, даже если у меня в школе неприятности.
29. В классе я чувствую себя легко и непринужденно.
30. Мне легко организовать свой распорядок дня. Обычно я успеваю сделать все, что планирую.

1

11

21

2

12

22

3

13

23

4

14

24

5

15

25

6

16

26

7

17

27

8

18

28

9

19

29

10

20

30

Обработка результатов.
1. Подсчитайте плюсы в 1 и 2 колонках.
2. Подсчитайте минусы в последней.
3. Подсчитайте все ответы «не знаю» по всей анкете и возьмите только половину.
4. Сложите все три числа, и полученный ответ сравните со шкалой:
низкий уровень эмоционального напряжения – 0-10
средний уровень – 11-17
высокий уровень – 18-22
высокая ранимость, тревожность, конфликтность, неблагоприятные эмоциональные отношения, несформированность систем управления и контроля своей деятельностью – 23-30

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *