cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Классицизм в мировом и русском искусстве – Что такое классицизм. Признаки классицизма в мировом и русском искусстве :: SYL.ru

Что такое классицизм. Признаки классицизма в мировом и русском искусстве :: SYL.ru

Среди художественных стилей немаловажное значение имеет классицизм, получивший распространение в передовых странах мира в период с 17 по начало 19 века. Он стал наследником идей Просвещения и проявился практически во всех видах европейского и русского искусства. Часто вступал в противоборство с барокко, особенно на этапе становления во Франции.

Век классицизма в каждой стране свой. Раньше всего он сложился во Франции – еще в 17 веке, чуть позже – в Англии и Голландии. В Германии и России направление утвердилось ближе к середине 18 столетия, когда в других государствах уже начиналось время неоклассицизма. Но это не столь значимо. Важнее другое: это направление стало первой серьезной системой в области культуры, заложившей основы дальнейшего ее развития.

Что такое классицизм как направление?

Название происходит от латинского слова classicus, что в переводе означает «образцовый». Главный принцип проявился в обращении к традициям античности. Они воспринимались как норма, к которой следует стремиться. Авторов произведений привлекали такие качества, как простота и четкость формы, лаконичность, строгость и гармония во всем. Это касалось любых произведений, создаваемых в период классицизма: литературных, музыкальных, живописных, архитектурных. Каждый творец стремился найти всему свое место, четкое и строго определенное.

Основные признаки классицизма

Для всех видов искусства были характерны следующие особенности, помогающие понять, что такое классицизм:

  • рациональный подход к изображению и исключение всего, что связано с чувственностью;
  • главное назначение человека – служение государству;
  • строгие каноны во всем;
  • установленная иерархия жанров, смешение которых недопустимо.

Конкретизация художественных особенностей

Анализ отдельных видов искусства помогает понять, как воплощался в каждом них стиль «классицизм».

  1. Архитектура: вместо вычурных форм барокко появились строгость линий и геометрических форм, гармония и симметрия, минимум украшений и возвращение к изначальному предназначению колонн и других элементов здания. Выдающиеся архитекторы классицизма: А.Палладио, И.Джонс, К.Росси, А.Захаров и др.
  2. Скульптура: стремление к сдержанности, изображение идеальной личности, олицетворяющей целую эпоху. Частым атрибутом являлись элементы античности, представленные в очертании фигуры, одежде, окружении. Стиль «классицизм» представляли А.Канова (Италия), Б.Торвальдсен (Дания), Ф.Шубин, И.Мартос (Россия).
  3. Живопись: строгое деление на стили – высокий и низкий; преобладание культа разума. Неотъемлемые элементы: светотень, «чистые» краски и отсутствие цветового контраста, место героев — в центре полотна. Также обязательными условиями были трехплановость изображаемого, четкость, ясность и отсутствие всего лишнего. Представители: Ж. Доминик Энгр, А.Р.Менгс, русский классицизм – А.Лосенко.
  4. Музыка: изменился состав симфонического оркестра, в котором традиционные клавесин и орган уступили место кларнету, трубе, флейте. Это определило новый формат произведения: быстрый темп начала и окончания и медленная середина. Классицизм – это еще и время появления нового инструмента – фортепьяно, что обеспечило развитие музыкальных вариаций. Выдающиеся композиторы этого периода: И.Бах, Й.Гайдн, В.Моцарт.

Как реализовался классицизм в литературе

В этом виде искусства классицизм определился как особое направление, в котором было ярко выражено стремление перевоспитать словом. Авторы художественных произведений верили в счастливое будущее, где будут господствовать справедливость, свобода всех граждан, равенство. Оно подразумевало, в первую очередь, освобождение от всех видов гнета, включая религиозный и монархический. Классицизм в литературе непременно требовал соблюдения трех единств: действия (не более одной сюжетной линии), времени (все события укладывались в сутки), места (отсутствовало перемещение в пространстве). Большего признания в этом стиле получили Ж.Мольер, Вольтер (Франция), Л.Гиббон (Англия), М.Твен, Д.Фонвизин, М.Ломоносов (Россия).

Развитие классицизма в России

Новое художественное направление утвердилось в русском искусстве позже, чем в других странах – ближе к середине 18 века — и занимало лидирующие позиции вплоть до первой трети 19 века. Русский классицизм, в отличие от западноевропейского, в большей мере опирался на национальные традиции. Именно в этом проявилось его своеобразие.

Изначально оно пришло в архитектуру, где и достигло наибольших высот. Это было связано со строительством новой столицы и ростом российских городов. Достижением зодчих стало создание величественных дворцов, комфортабельных жилых домов, загородных дворянских усадеб. Отдельного внимания заслуживает создание архитектурных ансамблей в центре города, которые в полной мере дают понять, что такое классицизм. Это, к примеру, постройки Царского Села (А.Ринальди), Александро-Невская Лавра (И.Старов), стрелка Васильевского острова (Ж. де Томон) в Петербурге и многие другие.

Вершиной деятельности зодчих можно назвать строительство Мраморного дворца по проекту А.Ринальди, в отделке которого впервые был использован натуральный камень.

Не менее известен и Петродворец (А.Шлютер, В.Растрелли), представляющий собой образец садово-паркового искусства. Многочисленные здания, фонтаны, скульптуры, сама планировка — все поражает своей соразмерностью и чистотой выполнения.

Отдельного внимания заслуживает развитие классицизма в русской литературе. Его основоположниками стали В.Тредиаковский, А.Кантемир, А.Сумароков.

Однако наибольший вклад в разработку понятия, что такое классицизм, внес поэт и ученый М.Ломоносов. Он разработал систему трех штилей, определившую требования к написанию художественных произведений, и создал образец торжественного послания – оды, пользовавшейся наибольшей популярностью в литературе второй половины 18 века.

В полной мере традиции классицизма проявились в пьесах Д.Фонвизина, в особенности в комедии «Недоросль». Помимо обязательного соблюдения трех единств и культа разума, к особенностям русской комедии относятся следующие моменты:

  • четкое деление героев на отрицательных и положительных и наличие резонера, выражающего позицию автора;
  • наличие любовного треугольника;
  • наказание порока и торжество добра в финале.

Произведения эпохи классицизма в целом стали важнейшей составляющей в развитии мирового искусства.

www.syl.ru

Классицизм в русском и мировом искусстве. — КиберПедия

Классицизм в России

Конец XVIII – XIX вв. – эпоха классицизма в русском зодчестве, оставившая яркий след в архитектурном облике Москвы, Петербурга и других городов.

Классицизм – европейское культурно-историческое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу и мифологию. В середине XVIII в. Петербург был городом одиночных шедевров, затем началась регулярная застройка города вдоль прямых проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм – это архитектура целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. В 1806-1823 гг. было построено здание Адмиралтейства по проекту А.Д. Захарова. В громадном здании архитектор подчеркнул центральную башню. Венчает Адмиралтейство стремительно взлетающая вверх золоченая игла с корабликом.

Говоря о скульптуре XVIII века, следует признать, что она представляет собой совмещение, слияние черт барокко и классицизма. Лишь на рубеже XVIII-XIX вв. Щедрин и Мартос дают образцы ясной гармонии, так сказать чистого классицизма.

«Медный всадник» на Сенатской площади воздвигнут при Екатерине II скульптором Э.Фальконе, установлен на цельной гранитной скале. Конь как-будто взлетает на волне, копытами попирая змею – символ измены. Сам Петр также в римском наряде.

Скульптура Летнего сада – круглая, монументальная и погрудный скульптурный портрет. Сюжеты – аллегорические фигуры, которые олицетворяют такие понятия, как Навигация, Архитектура, Мир и др. В целом прослеживаются традиции классицизма с элементами барочного искусства.

В 1714 г. было положено начало Петербургской Кунсткамере – первому естественно-научному музею в России, в Петербурге был основан и Ботанический сад.

Развитие научных знаний подготовило условия для создания высшего научного центра России – Академии наук, открытии которой состоялось уже после смерти Петра в конце 1725г.

Знаменательным событием в культурно-образовательном деле стало открытие в начале 1755 г. Московского университета. Идея создания этого высшего учебного заведения принадлежала великому русскому ученому М.В. Ломоносову. При университете существовало 2 гимназии – одна для дворян, другая — для некрепостных. Учебные занятия проходили на трех факультетах: медицинском, философском, юридическом. В отличие от зарубежных в Московском университете не было богословского факультета. При университете работала типография (директором стал Н.И. Новиков). Издавалась первая в России общественная газета «Московские ведомости».



1757 г — открытие Петербургской академии искусств. В России складываются и устанавливаются свои принципы изобразительного искусства – академический классицизм.

Всем своим творчеством с Академией были связаны Карл Брюллов «Последний день Помпеи» и Александр Иванов «Явление Христа народу».

До Петра в России не существовало общедоступного театра. При царе Алексее Михайловиче действовал придворный театр, но продолжалось это недолго. Сам Петр, любивший театр, распорядился построить на Красной площади в Москве «комедиальную храмину». С 1704 г. здесь стали давать представления. Актерами первоначально были иностранцы, потом стали набирать русские труппы.

Наряду с любительским театром стало развиваться профессиональное театральное искусство – драматическое, оперное, балетное.

Чрезвычайно большую роль в становлении русского профессионального театра сыграл Ф.Г. Волков, названный «отцом русского театра». Он открыл в Ярославле в 1750 г. свой театр, который Екатерина потребовала перевести в столицу, его блистательный театр имел успех и на берегах Невы.

Появились отечественные композиторы и исполнители музыки. «Русским Страдивари» считали современники скрипичного мастера И.А. Батова, ценились произведения Д.С. Бортнянского, В.Н. Фомина.

В начале XIX века некоторые помещики становились антрепренерами. В таких театрах играли крепостные (М.С. Щепкин до 33 лет был крепостным, П.С. Мочалов – вырос в семье крепостного актера) и вольнонаемные актеры, такие театры становились общедоступными.

Вторая половины XVIII века – время расцвета литературы. Среди авторов выделялись Ломоносов, Державин, по всей России читали сатирические журналы Новикова («Трутень», «Живописец»), сама Екатерина II была причастна к писательскому труду.

Русская культура набирала силы, подкрепляя национальное самосознание, патриотические традические народа, Россия шла в XIX столетие.



Классицизм во Франции:

«Король солнца» создает высокую культуру, представленную тремя шедеврами.

Версаль – произведение архитектурного искусства, символ французской государственности, архитектор Андре Ленотр. Метафора солнца заложена в образе Версаля: аллеи парка расходились от одной точки-центра как лучи. В самом парке расставлены скульптуры Апполона и Гелиоса. Дворец выстроен в форме буквы «П», внутри огромные окна и зеркала, расположенные симметрично.

В Версале был королевский придворный театр, директор которого Жан Батист Поклен, работавший под псевдонимом Мольер, писал пьесы. Мольер мыслил категориями классицизма, хотя в свои произведения включал грубоватый юмор, н-р, «Тартюф, или Обманщик», «Мещанин во дворянстве».

Третьей вершиной стало творчество Никола Пуссена. Этот художник по своим эстетическим воззрениям – типичный классицист.

«Освобожденный Иерусалим» — главная тема – конфликт между любовью и смертью, которая позднее станет основной темой творчества.

«Танкред и Эрминия» — Эрминия изображена в порыве между ненавистью к врагу и сочувствия к человеку. Она занесла нож, чтобы обрезать волосы и ими перевязать раны юноши-крестоносца.

«Аркадские пастухи» — проблема жизни и смерти. Юноша и девушка, гуляя по парку, видят надгробие с надписью: «И я был в Аркадии», что значит «И я был счастлив», т.к. страна Аркадия для Пуссена и классицистов – символ счастья.

«Пейзаж с Полифемом» — Полифем ассоциируется с разрушительной силой – это великан, укрощенный любовью к нимфе моря Галатеи. Полифем изображен сидящим на скале и играющим на свирели.

На закате своей жизни Никола Пуссен страдает парличом, но продолжает рисовать, привязывая кисти к рукам, он создает знаменитые «Времена года». Самая известная картина этого цикла – «Зима». Изображен потоп – деревья и скалы изображены в пучине вод, женщина в лодке передает ребенка мужчине, взобравшемуся на скалу. В скале ползет змея – символ вечности, что составляет зловещий контраст.

ДЗ Пересказ ст. о классицизме

чтение комедии «Мещанин во дворянстве»

индивидуальное задание «Очерк жизни и творчества»

 

 

Урок 5

cyberpedia.su

Презентация на тему «Классицизм в русском искусстве»

Презентация на тему: Классицизм в русском искусстве

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Классицизм в русском искусстве

№ слайда 2 Описание слайда:

Цель урока Дать понятие классицизма как художественного стиля в искусстве,познакомить учащихся с основами эстетики классицизма.Показать развитие и своеобразие русского классицизма, познакомить с шедеврами русской живописи и архитектуры.Прикоснуться к красоте творений мастеров – классицистов.

№ слайда 3 Описание слайда:

Содержание Классицизм как художественное направление.Классицизм петербургской архитектуры.Классицизм в русской живописи 18в.Своеобразие русского классицизма.Материалы для проверки и самопроверки знаний учащихся.Использованная литература.

№ слайда 4 Описание слайда:

Классицизм как художественное направление Происхождение классицизма. Классицизм (от латинского clasicus — образцовый) – художественное направление в искусстве и литературе 17-начала 19 в. Классицизм зародился и достиг своего расцвета во Франции в 17веке: в драматургии, поэзии, живописи, архитектуре. В 1674 году Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма, оказавшую огромное воздействие на формирование классицизма в других странах. Классицизм в России.В России классицизм зародился во второй четверти 18в. Создавало его поколение европейски образованных молодых писателей, родившихся в эпоху Петровских реформ и сочувствующих им. В результате настойчивой работы было создано художественное направление, располагавшее собственной программой, творческим методом, стройной системой жанров. Главное в идеологии классицизма – гражданский пафос, а художественное творчество мыслилось как строгое следование «разумным» правилам. Произведения классицистов были представлены четко противопоставленными друг другу «высокими» (ода, трагедия, эпическая поэма) и «низкими» ( комедия, басня, сатира) жанрами. Персонажи делились строго на положительных и отрицательных героев. В высоких жанрах изображались «образцовые» герои – монархи, полководцы, которые могли служить примером для подражания. В низких жанрах выводились персонажи, охваченные той или иной страстью. В драматических произведениях должно было соблюдаться правило трех единств – места, времени, действия.В соответствии с требованиями классицизма произошли значительные изменения в изобразительном искусстве, в первую очередь в живописи. «Высшим» жанром, достойнейшим занятием для художника считалась живопись историческая, рассказывающая о героических поступках, великих людях древности,а «низшим» являлся портрет.Влияние классицизма в архитектуре продолжается и в 19веке. Так в первой половине 19в. были созданы величайшие по своему значению архитектурные сооружения в Санкт – Петербурге, ставшие не только памятниками русского классицизма, но и визитной карточкой северной столицы. Такими сооружениями являются Казанский собор, здание Адмиралтейства.

№ слайда 5 Описание слайда:

Классицизм петербургской архитектуры А.Н.Воронихин. Казанский собор.А.Д.Захаров. Здание Адмиралтейства.

№ слайда 6 Описание слайда:

А.Н.Воронихин.Казанский собор Особенно возросло значение собора после Отечественной войны 1812года.Торжественная архитектура здания оказалась созвучной пафосу победы над врагом.Из Казанского собора после торжественного молебна отправился в действующую армию М.И.Кутузов,который здесь же и похоронен.Около его гробницы висят ключи от неприятельских городов, взятых под командованием полководца.Органично вписываются в ансамбль площади и собора памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли.Казанский собор обладает простотой и ясностью пропорций,соразмерностью форм и сдержанностью выражения,что делает его одним из своеобразнейших архитектурных классицистических сооружений. Казанский собор по требованию Павла1 должен был и размером и внешним видом напоминать собор святого Павла в Риме.Это и обусловило наличие колоннады, отдаленно напоминающей колоннаду римского прототипа.Андрей Никифорович Воронихин,архитектор собора, дает колоннаде характер полуокружности.Колоннады не изолированы,а раскрывают пространство площади,дают главному проспекту города расшириться,разлиться.Собор имеет в плане форму вытянутого с запада на восток «латинского креста»,увенчан куполом.

№ слайда 7 Описание слайда:

А.Д.Захаров.Здание Адмиралтейства Архитектору Андрею Дмитриевичу Захарову предстояло воссоздать здание протяжением в 400 метров,сохранив при этом его соразмерность и связанность с городом. Захаров использует принцип соподчинения частей.Архитектор применяет трехъярусную композицию.Тяжелое и устойчивое основание с аркой –первый ярус, из которого вырастает легкая ионическая колоннада, несущая антаблемент со скульптурами – второй ярус.Над колоннадой возвышается стена с куполом третьего яруса, увенчанного 72 – метровым золоченым шпилем с парусным кораблем на острие.Архитекторская находка А. Захарова заключалась в дерзком и слитном единстве классических форм здания,завершающегося башней со шпилем, имеющего совсем иной характер.Мощная золотая горизонталь.образуя световое пятно,всего лишь утверждает идеальный организующий центр.28 скульптур Адмиралтейства не выглядят как нечто привнесенное.Адмиралтейство обросло скульптурой так же естественно, как дерево обрастает листвой.Архитекторская смелость зодчего, кристаллическая строгость форм, величавая красота – все это придает зданию необыкновенную выразительность архитектурного образа.

№ слайда 8 Описание слайда:

Классицизм в русской живописи 18 в. Исторический жанр А.П.Лосенко. Владимир и Рогнеда.Портретная живопись Ф.С.Рокотова. Портрет Струйской.Портретная живопись Д.Г.Левицкого. 1.Портрет П.А.Демидова. 2.Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 3.Портреты смолянок.

№ слайда 9 Описание слайда:

Владимир и Рогнеда. В 1770 году А.П. Лосенко впервые обращается к древней истории Отечества в русском искусстве, написав картину «Владимир и Рогнеда». В основе сюжета — сватовство новгородского князя Владимира к полоцкой княжне Рогнеде, которое было ею отвергнуто. Лосенко создает классицистическую композицию, построенную на единстве трех планов, цветов, иерархии действующих лиц.Главные герои, Владимир и Рогнеда, изображаются в духе театрального классицизма. Они общаются языком жестов, лица озарены патетическими чувствами. Дополнительные персонажи сопереживают происходящему и передают определенные эмоции. Служанка на первом плане – это сама совесть,она с укором смотрит на Владимира и Рогнеду. За спиной Рогнеды – фигура плачущей служанки, это – горе, оплакивающее убитых полоцких граждан. За спиной Владимира – его воеводы, принимающие сторону князя. Это одно из первых исторических обращений к русской теме, возникшее на подъеме национального самосознания интелллегенции. Хотя, по словам А.Бенуа, «через все просвечивала безличная мертвечина гипсового класса».

№ слайда 10 Описание слайда:

Портрет Струйской Герои портретов Ф.С. Рокотова стоят перед вечностью, глядятся в нее.Костюм и фон едва намечены, они только аккомпанируют лицу, будто возникающему из блеклого, сумрачного фона.Женским портретам художника присуще особенное обаяние, говорят даже об особом «рокотовском типе» женской красоты. Один из самых известных портретов – портрет Струйской. Из общего золотистого сияния возникает вполоборота лицо героини. Она обернулась к живописцу, позируя ему естественно, как перед зеркалом. Лицо как бы высвечивается на общем фоне полотна. Лишь более холодные цвета выделяют его и светлый ореол вокруг головы. Глаза героини – самые темные тона внутри портрета. Они притягивают, манят, завораживают… В уголках губ затаилась едва заметная полуулыбка – полунамек. И только черный вьющийся локон спокойно ниспадает на правое плечо.Мягкий воздушный мазок, дымчатые тлеющие тона создают впечатление трепетности, загадочности живописного образа, поражающего своей поэтичностью.

№ слайда 11 Описание слайда:

Портрет П.А.Демидова К 1769 году Д.Г. Левицкий выступает как художник – композитор, умеющий писать программный портрет, составленный как текст о социальном и имущественном положении портретируемого. Хотя на портрете изображается одно лицо, в композиции он рассказывает целую историю, связанную с окружением фигуры. Вот известный богач П. Демидов, изображенный в полный рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры в пышных складках алого одеяния. Только это складки не мантии, а домашнего халата. И опирается он не на саблю, а всего лишь на садовую лейку. Торжественно – снисходительный жест его руки указывает не на дым сражения, а на цветы, выращенные в знаменитой демидовской галерее. И уж совсем нет ничего величественного в его хитроватом и немолодом лице, любезном и скаредном одновременно.Художник трезво смотрит на своих героев, его интересует разнообразие характеров. Эффектность композиции, насыщенность колорита, выразительность позы и жеста не вытесняют тонкий психологизм в работах живописца.

№ слайда 12 Описание слайда:

Портрет Екатерины II в виде законодательницы Вершиной портретного искусства считается творчество Д.Г. Левицкого (1735 – 1822). Живописец в своих произведениях выступает мастером парадного портрета. Самым знаменитым является портрет Екатерины 2 в виде мудрой законодательницы. Левицкий изобразил ее в храме богини правосудия, сжигающей цветы мака на алтаре. Композиция картины, образ государыни, символические атрибуты разработаны в системе классицизма: на голове императрицы – лавровый венок, на груди – орден св. Владимира, у ног на книгах восседает орел – аллегорическое изображение Российского государства. Все указывает на радение императрицы о благе Отечества.Картина имела большой успех и вдохновила Г.Р.Державина на оду «Видение мурзы».

№ слайда 13 Описание слайда:

Портреты смолянок Наиболее знаменитый цикл произведений Д.Г. Левицкого – «Смолянки» (серия из 7 портретов воспитанниц Смольного института). Каждая девушка представлена или на фоне природы в маскарадном костюме, разыгрывающей сценку из какой – либо пасторали, или в интерьере в окружении предметов, указывающих на ее талант или увлечение. Сочность колорита голубых, розовых, зеленоватых тонов, фактура мазка сделали живописные образы Левицкого осязаемыми, жизненными.Художник – портретист сумел передать и очарование юности, и обаяние девушек, и в некоторой степени характер, и утонченную игру во взрослых дам. «Это истинный 18 век во всем его жеманстве и кокетливой простоте», -писал о портретах смолянок А. Бенуа.  

№ слайда 14 Описание слайда:

Своеобразие русского классицизма В классицизме 18-19веков русский гений проявил себя едва ли не с большей силой и блеском,чем это было в других странах Европы.Поражает спокойная,сдержанная сила классической архитектуры Петербурга конца 18-начала 19века. Ее своеобразие раскрывается не только во внешних формах, в цветовой гамме, синтезе со скульптурой, но и в особом чувстве ансамбля. Возведение зданий Адмиралтейства, Казанского собора,Биржи помогло связать в единый узел весь центр города, образуя ансамбль такого широкого пространственного звучания. Для русских портретистов второй половины 18в. характерно не только внешнее сходство портрета с оригиналом, но и стремление передать внутренний мир человека, его характер. Несмотря на то, что портрет в эпоху классицизма считали жанром «низким», именно в нем создало искусство того времени свои лучшие произведения. Творениям русского классицизма в архитектуре, живописи, литературе нет анологий .Своеобразие его состоит также в том, что в эпоху становления он соединил в себе пафос служения государству с идеями раннего европейского Просвещения

№ слайда 15 Описание слайда:

Материалы для проверки и самопроверки знаний учащихся Расскажите о происхождении классицизма.Перечислите основные правила классицизма.Назовите «высокие» и «низкие» жанры классицизма.Объясните, почему Казанский собор относят к классическому стилю.Опишите здание Адмиралтейства. Каким образом архитектору удалось создать впечатление единства?Опишите картину А.П.Лосенко «Владимир и Рогнеда». Как называется жанр, в котором она написана?Чем выделяются портреты Ф. Рокотова? Над какими видами портретов работал Д.Левицкий? Чем интересны портреты смолянок?В чем состоит своеобразие русского классицизма?  

№ слайда 16 Описание слайда:

Источники информации 1.Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. – М.,1990.2.Глинка Н.И. «Строгий, стройный вид…». – М.,1992.3.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.,2001.

№ слайда 17 Описание слайда:

Автор презентации Учитель русского языка и литературы МОУ Смышляевской СОШ №1Волжского района Попова Ольга Анатольевна

ppt4web.ru

Литература 18 века классицизм в русском и мировом искусстве

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Классицизм в русском и мировом искусстве

Дубнярская Александра Владимировна
МБОУ СОШ №7 г. Вязьма
Учитель русского языка и литературы

Классицизм в русском и мировом искусстве
Тема урока: «Классицизм в русском и мировом искусстве»
Тип урока: работа над изучением теоретико-литературных понятий.
Цели урока:
углубить знания учащихся об исторической эпохе России XVIII века;
познакомиться с классицизмом в живописи;
рассмотреть классицизм в мировой архитектуре;
познакомиться с музыкой эпохи классицизма;
уделить основное внимание мировой литературе эпохи классицизма;
дать характеристику классицизму в России.
развить навыки самостоятельной работы с исследовательской литературой и выступления с индивидуальными сообщениями;
воспитывать чувство любви к родине на примере выдающейся произведений российского классицизма XVIII века.
Методы: репродуктивный, эвристический.
Приемы: рассказ учителя о мировом классицизме, беседы, просмотр репродукций картин, чтение учебника.
Виды деятельности учащихся: ответы на проблемные вопросы, запись важных положений в тетрадь, чтение учебника, подготовка сообщений.
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор.
План:
Организационный момент (2 мин).
Слово учителя.
Усвоение новых знаний (38 мин):
Классицизм в живописи;
Классицизм в музыке;
Классицизм в мировой литературе;
Классицизм в русской литературе.
Домашнее задание (2 мин).
Итог урока (3 минуты).
Ход урока:
Организационный момент
Слово учителя.
Сегодня на уроке на уроке мы с вами начнем знакомство с литературой 18 века. Мы уже ни один раз говорили о том, что литература неразрывно связана с эпохой, она отражает в себе политическую, экономическую, культурную и духовную жизнь общества. Литература этого периода не является исключением. Литература 18 века раскрывает нам человека, который ощущает себя патриотом своей родины, который может пожертвовать всем на благо обществу и отечеству. Основным направлением в литературе этого времени является классицизм.
Предлагаю вам вспомнить, определение данного понятия. Прочитаем его и запишем в тетрадь.
Классицизм – (от лат. classicus – образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе 18 – начала 19 века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к античным образам как идеальному эстетическому эталону.
Сегодняшний урок мы проведем в виде лекции с использованием слайдовой презентации, но эту лекцию буду читать не только я, но и вы. Три человека подготовили небольшие сообщения о классицизме в различных видах искусств, мы с вами их внимательно послушаем, а в конце их сообщения ответим на вопросы, чтобы проверить вашу внимательность. В конце урока вы ответите на несколько проблемных вопросов, это и будет итогом нашего урока.
А теперь приступим к прослушиванию сообщений.
Усвоение новых знаний:

2.1. Классицизм в живописи
(Сообщение учащегося)
Познакомимся с двумя представителями классицизма в живописи: Никола Пуссен и Жак-Луи Давид.
Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594-1665).
Значение его творчества для истории живописи поистине огромно. Пуссен был первым французским живописцем, который продолжил традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля. Пуссен обращался к темам античной мифологии, древней истории, Библии, также раскрывал темы современной эпохи. Главной своей задачей он считал воспитание совершенной личности, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести. Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена, идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество этало

schoolfiles.net

Классицизм в русском и мировом искусстве

Дубнярская Александра Владимировна

МБОУ СОШ №7 г. Вязьма

Учитель русского языка и литературы

Классицизм в русском и мировом искусстве

Тема урока: «Классицизм в русском и мировом искусстве»

Тип урока: работа над изучением теоретико-литературных понятий.

Цели урока:

углубить знания учащихся об исторической эпохе России XVIII века;

познакомиться с классицизмом в живописи;

рассмотреть классицизм в мировой архитектуре;

познакомиться с музыкой эпохи классицизма;

уделить основное внимание мировой литературе эпохи классицизма;

дать характеристику классицизму в России.

развить навыки самостоятельной работы с исследовательской литературой и выступления с индивидуальными сообщениями;

воспитывать чувство любви к родине на примере выдающейся произведений российского классицизма XVIII века.

Методы:репродуктивный, эвристический.

Приемы:рассказ учителя о мировом классицизме, беседы, просмотр репродукций картин, чтение учебника.

Виды деятельности учащихся: ответы на проблемные вопросы, запись важных положений в тетрадь, чтение учебника, подготовка сообщений.

Оборудование:учебник, презентация, компьютер, проектор.

План:

Организационный момент (2 мин).

Слово учителя.

Усвоение новых знаний (38 мин):

Классицизм в живописи;

Классицизм в музыке;

Классицизм в мировой литературе;

Классицизм в русской литературе.

Домашнее задание (2 мин).

Итог урока (3 минуты).

Ход урока:

Организационный момент

Слово учителя.

Сегодня на уроке на уроке мы с вами начнем знакомство с литературой 18 века. Мы уже ни один раз говорили о том, что литература неразрывно связана с эпохой, она отражает в себе политическую, экономическую, культурную и духовную жизнь общества. Литература этого периода не является исключением. Литература 18 века раскрывает нам человека, который ощущает себя патриотом своей родины, который может пожертвовать всем на благо обществу и отечеству. Основным направлением в литературе этого времени является классицизм.

Предлагаю вам вспомнить, определение данного понятия. Прочитаем его и запишем в тетрадь.

Классицизм – (от лат. classicus – образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе 18 – начала 19 века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к античным образам как идеальному эстетическому эталону.

Сегодняшний урок мы проведем в виде лекции с использованием слайдовой презентации, но эту лекцию буду читать не только я, но и вы. Три человека подготовили небольшие сообщения о классицизме в различных видах искусств, мы с вами их внимательно послушаем, а в конце их сообщения ответим на вопросы, чтобы проверить вашу внимательность. В конце урока вы ответите на несколько проблемных вопросов, это и будет итогом нашего урока.

www.prodlenka.org

Классицизм. | История искусства

Классицизм — это художественный стиль в литературе и искусстве 17-го — начала 19го веков. В переводе с латинского «классицизм» — значит «образцовый». Зародился во Франции в 17 веке. В основе классицизма лежат традиции искусства эпохи Возрождения и античности. Это последний великий стиль в архитектуре, скульптуре и живописи. 

Европейский классицизм

Классицизм провозглашал идею гражданского долга, согласно которой каждый сознательный член общества должен был полностью подчинять свои интересы интересам нации и государства. Искусство классицизма должно возывышать героическое, оно должно было поучать, восхвалять достоинства человека, осуждать пороки. Художники, скульпторы и архитекторы в своих произведениях опирались на образцы шедевров античного искусства.

Интерьер в стиле классицизма

Архитекторы использовали в своих постройках элементы античности: фронтоны. колонны, портики, П-образную планировку зданий. Большое внимание архитекторы уделяли на соотношение дворца и парка. В отличие от пышной, роскошной архитектуры барокко, здания в стиле классицизма отличаются строгостью, гармоничностью, четкостью линий, в них все соразмерно и ничего лишнего. Они выглядят внушительно, величественно. Большое значение приобретает планомерная застройка городов.

Таврический дворец. С.-Петербург. Классицизм.

В живописи  и скульптуре художники брали за идеал античные скульптуры. Фигуры в произведениях  художников и скульпторов часто похожи на греческие и римские статуи. Сюжеты выбирались поучительные, а поступки героев были призваны служить примером для подражания. Сюжеты из античной литературы, однако, часто переплетается с современностью. 

Памятник Суворову. М.Козловский. Классицизм.

Лица героев редко выражают страсти, они выразительны, но спокойны и уверенны.  Краски на полотнах художников приглушенные. Скульптура в основном является декоративным дополнением к архитектурным сооружениям.

Танкред и Эрминия. Н.Пуссен. Классицизм.

Следует сказать, что как и в барокко, в России классицизм имеет свои особенности, наложенные русской природой, древнерусской архитектурой. В произведениях художников больше теплоты, душевности.

Здание Сената. Москва. арх.Козловский. Классицизм.

cvetamira.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *