cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Картинки на звук з – .

Содержание

Картинки для автоматизации и дифференциации звуков

Приложения 4-16 к книге Т. А. Ткаченко «Логопедическая энциклопедия». Файл содержит наборы карточек для автоматизации звуков. Доступный, практичный, красочный материал. Предназначен для логопедов.

  • №1
  • 12,82 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

В наборе: 36 карточек,задания и игры, инструкция Москва, росмен-пресс, 2013, На лицевой стороне каждой карточки расположена яркая картинка, подпись к ней и несколько пиктограмм с заданиями. Задания помогут ребенку научиться согласовывать сущ. и местоимения, образовывать сущ. в уменьшительно-ласкательной форме, образовывать формы множественного числа родительного падежа,…

  • №2
  • 26,23 МБ
  • добавлен
  • изменен

Москва, росмен-пресс, 2013, На лицевой стороне каждой карточки расположена яркая картинка, подпись к ней и несколько пиктограмм с заданиями. Задания помогут ребенку научиться согласовывать сущ. и местоимения, образовывать сущ. в уменьшительно-ласкательной форме, образовывать формы множественного числа родительного падежа, изменять грамматическую форму слова. Кроме того с…

  • №3
  • 9,00 МБ
  • добавлен
  • изменен

М.: Росмен-Пресс, 2013 . – 72 с. Логопедические карточки — это развивающий набор для детей, разработанный специалистом-логопедом. Логопедические карточки — это: — Правильное произношение трудных звуков. — Развитие речи, логического мышления, внимания и воображения. — Веселые игры и интересные задания. — Яркие картинки! Набор состоит из 36 карточек: 32 карточки содержат…

  • №4
  • 1,96 МБ
  • добавлен
  • изменен

Вашему вниманию представлены картинки на звуки Ж, Ш, Ч, Щ размером 9*9 для занятий по звукопроизношению. Картинки для нахождения места звука в слове.

  • №5
  • 802,67 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

www.twirpx.com

Изучаем буквы в действии!: Буква З

1. Кто из насекомых любит букву З? Комар! Он, когда летит, всё время поёт «Ззззззззз» Давай полетаем вместе с ним (картинка взята здесь)
«Лети» вместе с комаром (веди пальчиком) по красной дорожке и звени: 3-3-3. Старайся лететь и петь долго, без остановок, а для этого следи за дыханием: сде­лай вдох через нос и на выдохе произноси: 3-3-3. Куда привела красная дорож­ка? Теперь «лети» по другим дорожкам и звени: 3-3-3.

2. Найди слова на букву З (здесь)



3. Прочитаем слоги (твёрдые и мягкие)! (здесь)

Буква З может быть:
а) твёрдой (например, в словах: зонт, морозы) «Ззззз» поёт большой комар
б) мягкой (например, в словах: зима, зебра) «зь-зь-зь» поёт маленький комарик

4. Определение твёрдого и мягкого звуков.


= ЗА, ЗО, ЗЯ, ЗУ, ЗЁ, ЗЮ, ЗЫ, ЗИ
= АЗА, ОЗЁ, УЗЮ, УЗУ, ИЗА
= [ЗЬ] зебра, земляника, газета, изюм, магазин, корзина, зима
= [З] замок, звонок, зонт, ваза, коза, фазан, зубы

5. «Поймай комара» — на звук [З] нужно хлопнуть (взято здесь)
= Ш-Р-З-М-Ф-З-Щ-З
= ША-РА-ЗА-МА-МО-ЗО-ФУ-ЩУ-ЗУ
= МЫ-ЗЫ-ТЫ-ПЫ-ЗА-КА-ДА-ЗО-ТО-КО

6. Составим новые слова, используя приставку «за» (с мячом) (здесь)
= бить — забить
= ехать — заехать
= бросить — …
= брать — …
= звонить — …
= мазать — …
= ползти — …
= думал — …
= ходить — …
= писать — …
= точить — …
= красить — …
= вязать — …
= бежать — …
= стирать — …
= шёл — …
= шить — …
= петь — …
= кричать — …
= болеть — …
= клеить — …

7. Образуй глагол от существительного

(с мячом) (здесь)
= застёжку — застёгивают
= запасы — запасают
= зажимом — зажимают
= замазкой — замазывают
= заколкой — закалывают
= задания — задают
= загадки — загадывают
= запеканку — запекают
= заварку — заваривают
= заказы — заказывают

8а. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков З и С («З» отличается от «С» только тем, что он звонкий, т.к. артикуляция этих звуков одинакова). (здесь)
На слог со звуком «С» — хлопаем, на слог с З — топаем.
= СА, ЗА, КА, МА, СА, СУ, ЗЫ, ПУ

8б. Физкультминутка
Присесть, если услышишь слово со звуком «С» и подпрыгнуть, если услышишь со звуком «З» (здесь)
Тише, тише, Зоя спит, а вот злой комар летит.
Зою будет он кусать, и не даст он Зое спать.
Мы прогоним комара, потому что спать пора.

9. Игра «Добавь слоги» (звуки С и З) (здесь)
У меня рассыпались слова. Помоги их собрать, добавляя слоги СА или ЗА.

1) = ко..
= ро..
= берё..
= ли..
= так..
= поль..
= гро..

2) = ..ни
= ..мок
= ..ша
= ..пах
= ..яц
= ..дик
= ..втрак

3) слоги СЫ или ЗЫ:
= ве..
= мимо..
= бу..
= у..
= водола..
= подно..
= воло..
= гро..
= моро..

10а. Письменная буква З (здесь)

10б. Прописи с З (здесь)

10в. Печатная буква З (здесь, здесь)

 10г. Обведи контур букв (здесь)

10д. Обведи букву З (ищите здесь)

10е. Тренируемся писать букву З (нашла здесь)

11а. Рабочий лист (здесь)
11б. Рабочий лист из «Игры на развитие речи»
11в. Рабочий лист из книги Пилат

11г. Рабочий лист (ищите здесь)

12. Логопедическое лото (авторская разработка)

13. Подарки для большого комара и для маленького комарика (здесь)
Большой комар любит подарки, названия которых начинаются на твёрдый звук «З», а маленький — на «ЗЬ». Соедини линиями, кому какой подарок!
14а. Найди то, что на букву З (здесь)
14б. Обведи только те картинки, в которых есть звук З (здесь)

14в. Найди слова с буквой З
 (здесь ищите)

14г. Отметь слова со звуком «З»! (здесь)

15. Найди все спрятанные буквы З (здесь)

16. Раскрась воздушных змеев, на которых буква З написана правильно. Соедини их ниточками с зайкой.  (здесь)

17. Добавь недостающий элемент. (здесь)

18. Среди всех букв найди букву З (здесь)

19. Найти среди наложенных букв букву З! (здесь)

20. Задание на внимательность! Сосчитай, сколько здесь букв З, а сколько букв С! (здесь)

21. Из всех букв выбери буквы «З» и «з» (здесь)


22. Среди буквенного текста спрятались различные слова. Найди их. (здесь)
= мамаррлошуморозлавопрсанкиьротзимадвлпорорлпдад
= ларузоролпоррропрЛизаороороншрозаортонлаорждао
= опрпршгаоропркозадолооллдалкосылпорпрроаморозы


23. Соедини предложение с картинкой (здесь)
1) Зоя закрывает замок.
2) Коза стоит возле берёзы.
3) У Лизы заболели зубы.
4) Лиза моет вазу в тазу.


24. Кузнечик сидел на берёзовом листе. Подул сильный ветер, оторвал листок и унёс его далекочерез поле вместе с кузнечиком. Поможем кузнечику вернуться обратно к его берёзе. Идти можно только по буквам З. (взято здесь)

25. Рассмотри картинки и скажи, про котрые можно сказать «зелёная», про которые «зелёный» или «зелёное»? (взято здесь)


26. Возьми карандаш любого цвета и закрась все части рисунка, в которых встречаются буквы «З» (здесь)


27. Раскраска со словами, в которых есть звук З (ищите здесь)

28. Найди здесь букву З! (здесь)

29. Найди среди капелек буквы из слова «зонтик»

alfavit-v-podelkah.blogspot.com

Звукотаблица на звуки Ш–Ж–С–З-Ц

Слова – подсказки:
Слон, СнеЖинка, ЗаяЦ, ноЖниЦы,
СолныШко, еЖик, арбуЗ, миШка,
БелоСнеЖка, Шляпа, Сова, мороЖеное,
СуШки, ЗолуШка, карандаШ, Собака

 



1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * (слон, снежинка, заяц, ножницы, мишка, арбуз…)

2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала слово «Шаг» :
Шаг – Слон,
Шаг – СнеЖинка,
Шаг – ЗаяЦ т.д.

3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у Слона – СнеЖинка, у ЗайЦа – ноЖниЦы и т.д.
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).

4. Назови все предметы, добавляя Живой – неЖивой : Слон – Живой, СнеЖинка – неЖивая, ЗаяЦ – Живой, ноЖниЦы – неЖивые и т.д.

5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ : один Слон, два Слона, пять Слонов и т.д.

6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно: Слон – Слоник, СнеЖинка – СнеЖиночка и т.д.

7. Раскрась живые предметы в желтый цвет, неживые предметы – в красный цвет.

8. Показывай и называй : Слон – Желтый, СнеЖинка – краСная и т.д.

9. Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между , над …., под… и т.д. (задание может быть любой сложности).

10. С каждым предметом придумай по одному предложению.
(усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, Слон и СнеЖинка — Слон поймал СнеЖинку )

Следи за правильным произношением звуков Ш Ж С З Ц!

Автор материала: Инга Дидковская

Также по теме: «Автоматизация звуков»

logoped18.ru

Обучение грамоте «Звуки [з],[з`] и буква З»

Отгадайте загадку:

Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка
От хвоста до головы.

Верно, зебра. А какой первый звук вы слышите в слове отгадке? Где еще можно встретить этот звук?……

Догадались о чем мы сегодня будем говорить на нашем интернет уроке?

Произнесите звук [з] и скажите, какой он: гласный или согласный?… Проверьте, звук [з] глухой или звонкий….

Перед вами …

 

Произнесите эти слова. Что заметили?…… Верно, в слове заяц звук [з] — твердый, а в слове зебра  [з`] — мягкий.

Верно, заяц и зебра. Что вы знаете о зайцах? А о зебрах?

А вы знаете, что…

На первый взгляд все зебры кажутся одинаковыми, но на самом деле рисунок полос у каждого животного свой, как отпечатки пальцев у человека.

Какого цвета зебры: черные в белую полоску или белые в черную полоску.  Ученые доказали, что все-таки зебра черная в белую полоску.

Полосатая окраска помогает зебрам спасаться от хищников и от мух цеце. Стадо зебр воспринимается просто как мелькание черных и белых полосок и не расценивают, как источник питания.

Зрение у зебр не очень острое, поэтому они часто пасутся рядом с другими животными, например с жирафами или страусами, которые способны раньше заметить приближение хищников.

 

А вы знаете, что зебры обитают в каждом городе? Что это за зебра? …. Давайте вспомним правила перехода улицы по “ зебре”. (Самое главное правило ПДД: переходить дорогу можно только в тех местах, где есть пешеходные переходы. Большинство наземных пешеходных переходом оборудованы светофорами. Там, где нет светофора обязательно нужно посмотреть сначала налево, а потом направо, и убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств.)

1. Подберите еще слова на звук [з], а теперь на [з`]….

2. Найдите «лишнее»

3. И г р а   «Доскажи словечко»

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю…   (зарядку).

*   *   *

Порхает над полем,

Над вольным раздольем,

Встает спозаранку

Весенняя птичка…   (зарянка)

*   *   *

Я сижу, едва не плача,

Очень трудная…   (задача)

***

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу, белы дома.

Ночью к нам пришла…   (зима).

*   *   *

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

– Спать ложитесь, поздно! –

Потому что мать – Луна,

А дочурки…   (звезды). (Е. Серова)

А вот и буква З.

На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3.
3 не просто завитушка, 3 — пружина, крендель, стружка.

 

1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия

2. Найди спрятанные буквы З. Обведи их.

3. Назови перечеркнутые буквы.

4. Определи букву в неправильном положении.Выдели знакомую букву.

5. Раскрась воздушных змеев, на которых буква З написано правильно. Соедини их ниточками с зайкой.

 

6. Добавь недостающий элемент буквы.

 

7. Какой ключ подойдет к замку? Соедини ключ с замком.

 

 

8.  Раскрась обе буквы синим цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу в середине рисунка. Найди с левой стороны рисунка и раскрась букву З.9. Соедини с буквой З только те предметы, названия которых начинаются со звука [З].10. Дорисуй вторую половинку буквы З в левой части рисунка. Обведи в кружок все буквы З в правой части рисунка.11. Сделай квадраты в левой части рисунка одинаковыми. Чем отличаются два квадрата с правой стороны рисунка?

12. И г р а   «Волшебная цепочка»

Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.

Зуб – куб – дуб – душ.

Зима – Зина – Рина – рана – рама.

13. И г р а  «Наборщик»

Из букв данного слова составьте новые слова:

Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.

14. И г р а  «Буква потерялась»

Вставьте пропущенные буквы в слова:

я – ык,   – онт,   – ве – да,   – ебра,   – убы.

15. И г р а  «Лесенка»

16. И г р а  «Из одного слова»

 Кроссворды

 

 О т в е т : 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.

17. Ребусы

О т в е т  : занавес, Зинаида, знание.

18. 

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
З не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.

Возьми карандаш любого цвета и раскрась все части рисунка, в которых встречаются буквы З.

19. Читаем слоги …

20. Пишем

Учимся красиво писать здесь

21. 

 Скороговорки

1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.

2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

 Пословицы и поговорки

1. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

2. Здоровье дороже богатства.

3. Зацепился за пень и стал на весь день.

Словарь

  • Забава — развлечение, потеха.
  • Завет — совет, наказ, данные потомкам, последователям.
  • Зависть — чувство, связанное с желанием обладать чем-либо, чем обладает другой человек.
  • Завод — фабрика; крупное промышленное предприятие.
  • Заповедник — это определённая территория (может быть лес, поле) которая охраняется законом из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Закинуть удочку — попытаться разузнать что-либо.
  • Замести следы — уничтожать, устранять то, что может служить уликой в чём-либо.
  • Зарубить на носу — запомнить крепко, навсегда.
  • Звёзд с неба не хватать — о человеке без таланта или дарования.
  • Здоров, как бык —  о человеке крепкого здоровья.
  • Знать, как свои пять пальцев — знать что-то очень хорошо.

 

www.klass39.ru

Картинки для обследования и автоматизации звуков [С], [Сь]


 

Автор-составитель

Учитель-логопед

Головченко Антонина Витальевна

 

Данная подборка картинок поможет логопеду не только обследовать произношение звуков [С], [Сь] у ребёнка, но и использовать в дальнейшем — на этапе автоматизации уже поставленного звука [С].

 

Предлагаю  варианты заданий и игры на звуки [С], [Сь]

по данным картинкам:

 

  • Проговорить все слова и запомнить их (предварительно разбить  все слова на категории – мебель, животные продукты и т.д.) Повторить дважды все слова по порядку, для лучшего запоминания. Закрыть один какой-либо предмет и попросить ребёнка вспомнить, что там нарисовано?
  • Назвать все одушевлённые (неодушевлённые) предметы, съедобные (несъедобные).
  • Посчитать какой-либо предмет до пяти.
  • Назвать все предметы «ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы).
  • Закрыть какую-нибудь картинку, чего не стало? (образование родительного падежа существительных).
  • Придумать, подобрать слово — признак к данному предмету (согласование прилагательного и существительного). Например: Сумка какая? –красивая, красная и т.д. Сок какой? – апельсиновый, сливовый и т.д. Сыр какой – вкусный, свежий и т.д.
  • Подобрать слово с противоположным значением (антонимы). Например: высокая сосна –  низкая.., добрый пёс – злой..; старый мост –  новый..; свежий сыр – залежавшийся, испорченный..; грустные глаза –  весёлые..; большой стул – маленький..; грязная посуда –  чистая…и т.д.
  • Придумать предложение с выбранным словом (рассказ).
  • Какое слово начинается на звук С? (какое заканчивается на этот звук? и т.п.)
  • Какие слова состоят  из 1-2-3 слогов.
  • Выделить последний звук в слове и придумать слово на этот звук.

Картинки на автоматизацию звуков [С], [Сь]  можно скачать по этой ссылке



Советую прочитать дополнительно по этой теме

logopedrunet.ru

звуковая культура речи дошкольников. Звуки З, Зь.

Материалы для речевых игр и занятий с детьми дошкольного возраста по ЗКР — звуковой культуре речи: скороговорки, стихи, чистоговорки, загадки, поговорки, игры со звуками З и ЗЬ.

Чем отличается артикуляция звуков З и С?

Звук З ( в мягком варианте ЗЬ) относится к группе свистящих звуков вместе со звуками С, СЬ и Ц.  Звук З произносится также как звук С, но с участием голоса.  Поэтому при его произнесении гортань вибрирует. Вибрацию гортани при произнесении звука З можно ощущать рукой, если положить ее себе на шею. Попробуйте сначала потянуть звук ссссс, а затем звук з —  зззззз, держа руку у себя на шее. Вы почувствуете, как при звуке з голосовые связки стали вибрировать.

Что делать, если ребенок не говорит звук З и ЗЬ

Вариант 1. Если ребенок не говорит все свистящие звуки (С, СЬ, З, Зь, Ц), то сначала мы проводим работу со звуком С и его мягким вариантом СЬ. И только после этого + вызываем звук З и закрепляем его правильное произношение. Если ребенок  хорошо овладел звуком С, а звуки С и СЬ отлично автоматизированы в словах, фразах, стихах, диалогах, то постановка звука З не вызовет сложностей.

Вариант 2. Если ребенок отлично говорить звуки С и Сь, но неправильно произносит звук З, то обычно проблем с постановкой звука З и закреплением его правильного произношения не возникает. Малыш достаточно быстро начинает произносить данный звук правильно просто по подражанию.

Итак, работу над звуком З мы начинаем  проводить, когда ребенок уже отлично говорит звуки С и СЬ. Обычно к этому готовы дети в возрасте четырех лет.

Как вызвать звук З по подражанию?

При отсутствии звуков З и ЗЬ или их замене другими звуками прежде всего можно попробовать вызвать звук З по подражанию. Попросите ребенка спеть песенку комара зззззз.

  • Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
  • Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».
  • Попросите малыша повторить ее.

Поиграйте с ребенком в комаров – закрепите звук «з». Напомните  малышу, как летом комары в лесу поют свою песню: «зззз» и надоедают нам. Пусть ребенок будет комаром в лесу и петь песенку комара «ззз», а Вы будете от него убегать в дом и прятаться.

При игре с группой детей одна половина детей «гуляет в лесу», другая изображает комаров и звенит «ззз». Потом дети меняются ролями.

После того, как дети позвенят как комары, покажите им разницу артикуляции звука С и звука З. Усядьтесь перед зеркалом. И сравните звуки с («песенку насоса») и звук з («песенку комара») Обратите внимание детей на то, что звук С – «песенка насоса» — звучит тихо, а песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.

Продемонстрируйте эти необычный ощущения ребенку .Сначала положите руку ребенка себе на шею, когда Вы говорите звук З. Пусть он ощутит вибрацию во время произношения Вами звука «з».  Потом попросите ребенка положить  одну руку тыльной стороной Вам на шею, а другую руку — себе на шею и спойте вместе с ним песенку комарика «ззззз». Детям обычно очень нравится это задание, неожиданные для них новые ощущения.

Сравните со звуком С – «песенком насоса». Потяните звук сссс. Дрожания – вибрации нет! Скажите ребенку, что звук С – это звук глухой, тихий, наш голос спит. А звук З громкий, звонкий, голос звонко поет песенку ззззз.

Очень часто этого упражнения и объяснения бывает достаточно, чтобы в речи ребенка появился звук З.

Какие могут возникать сложности при работе со звуками З и ЗЬ? Полезные советы.

Совет первый. Если у ребенка не получается звук З, то причина может быть в недостаточном развитии органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков поможет справиться с этой проблемой . Подробный комплекс артикуляционной гимнастики  в пошаговых описаниях и видео Вы найдете в статье «Как научить ребенка произносить звуки С и СЬ».

Совет второй. Если у ребенка не получается сделать в середине языка желобок при произнесении звука З, то скорее всего у него недостаточно развиты мышцы языка. Нам помогут упражнения:

  • Попросите ребенка широко улыбнуться (растянуть губы) и удерживать губы в этом положении. При растянутых губах нужно высунуть распластанный язык наружу и подуть на его кончик. Получится желобок посередине языка. Упражнение проводится перед зеркалом.
  • Если желобок не получается, то попросите ребенка высунуть широкий кончик языка наружу. Положите ребром чайную ложку на середину языка. Сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Можно дуть на ватку или на тоненькую полоску бумаги, тогда будет наглядно виден результат упражнения. Как только ребенок будет легко делать данное упражнение, можно попросить его убрать язык за нижние зубы (сохраняя положение губ). Получится звук С. При добавлении к нему голоса получается звук З.
  • Описанное выше упражнение можно делать со стеклянным пузырьком (стеклянная баночка или бутылочка из аптеки). Научите ребенка свистеть в пузырёк так, чтобы кончик языка слегка опускался наружу или касался краев пузырька. По желобку в середине языка идет воздух и в результате получается свист. Сначала попробуйте сами посвистеть перед зеркалом, а потом уже покажите упражнение ребенку. Если желобок в середине языка у него не получается, положите вдоль языка тонкую круглую палочку.

Совет третий.  Если ребенок при произнесении звука З высовывает язык между губами (поэтому звук искажается), то проведите такое упражнение. Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, а зубы плотно закрыть. И посвистеть как насос сссссс. А потом попеть как комарик ззззззз. Язык при сжатых зубах автоматически будет упираться в нижние зубы, и получится правильный звук.

Более подробно о способах постановки звуков С и З Вы узнаете из видео педагога-логопеда о постановке свистящих звуков. 

Звук З появился. Теперь перед нами  стоит важная задача – автоматизировать данный звук в речи ребенка.

Последовательность проведения упражнений по закреплению правильного произношения звука З:

  • 1.       упражнения с изолированным звуком,
  • 2.       звук в слогах,
  • 3.       звук в словах,
  • 4.       звук во фразах, стихах, рассказах, диалогах, скороговорках.

Сначала идет работа со звуком З, а затем с его мягким вариантом – звуком ЗЬ. Для каждого этапа подбираются игры, скороговорки, потешки, стихи, картинки.

Игры и упражнения по звуковой культуре речи (ЗКР) со звуками З и ЗЬ

Игра для развития фонематического слуха «Какой комар звенит?»

Покажите две картинки: большой комар и маленький комар. Большой комар звенит очень сердито, зло – ззззззз. А маленький комарик звенит  ласково мягко зьзьзьзьзь.

Взрослый говорит звуки з  и зь по очереди вразбивку. А дети делают сердитое выражение лица, если слышат звук з – «песню большого сердитого комара». И улыбаются, если слышат песню маленького комарика.

Можно дать в руки ребенка картинки   двух комаров и попросить поднять нужную картинку, когда услышишь песенку этого комара.

Звук З в слогах. Игра «Эхо» — повтори слоги.

Примеры слогов: за, зо, зу, зы,  зэ, зя, зё, зю,  зе, зи, аза, азо, озо, ози, озе и др. Можно давать в игре цепочки слогов. Например, за-зо-зу. Или аза-оза-озу.

Задача эха – повторить слоги или цепочку слогов без ошибок и правильно произнося звук З или ЗЬ.

Слова со звуками З и ЗЬ для игр  и занятий по ЗКР  с детьми.

Звук З в начале слова: забор, замок, завод,  зайка, заводь, зубы, запятая, завиток, занавес, зонт, здание, заколка, зубастый, запонки, звезда.

Звук З в середине слова: коза, роза, водолазы, мимоза,  вокзал, слезы, гильза, глаза, ваза, тазы, мозаика, незабудка, сазан, газон, кузов, кузовок, изба,  азбука, гнездо, узлы, Незнайка. береза.

Звук ЗЬ в начале слова: зеркало, зима, гвоздика, звезда, зелень, зеленый, земля, земляника, звено, змея, тазик, козел, зебра, зефир.

Звук ЗЬ в середине слова: корзина, обезьяна, козел, кузина, резина, бузина, мази, полозья, гвозди, вазелин, изюм, бензин, лобзик, лазейка, обезьяна, газета, лезвие, магазин, озеро, корзина, гвоздика, узел.

Звук З в конце слова не встречается, т.к. он произносится в конце слова глухо как звук С.

Игры со словами со звуком З.

«Один – много».

Я назову один предмет, а ты – много.

  • Один зонт – много зонтов.
  • Один зайка – много заек.
  • Один завод – много …? Заводов.
  • Одна мозаика – много — …? Мозаек…

«Парные картинки»

Подготовьте пары картинок, в названии которых есть звук З (или Зь). К каждой картинке должна быть пара.

Вариант 1. Для игры с 1-2 детьми. ЛОТО «Кто быстрей подберет пары к своим картинкам?»

1.Положите все картинки стопкой (рисунками вниз). Раздайте каждому игроку  по 4 картинки из стопки.

2. Все игроки по очереди берут картинку из стопки и ее называют: «Я взял зайку». Или «У меня звонок». Если взятая из стопки картинка является парой к имеющейся картинке, то накрываем ей нашу картинку. Задача – как можно быстрее закрыть все картинки.

Вариант 2. Для игры с группой детей.

  1. Разделите все картинки на две одинаковые парные группы. Одну группу картинок положите стопкой на стол рисунками вниз. Другую такую же группу картинок раздайте детям.
  2. Один ребенок берет картинку из стопки и показывает всем. Называет ее: «У меня гнездо». Другой ребенок, имеющий такую же картинку, говорит: «И у меня гнездо». Оба ребенка кладут свои парные картинки на стол.
  3. Игра продолжается до тех пор, пока все пары картинок не будут найдены.
  4. Побеждает в игре тот, кто быстрее всех остался без картинок. Это игра «на удачу», и победа в ней не зависит от усилий ребенок. Она учит детей не только выигрывать, но и проигрывать и правильно относиться к случайной неудаче.

В игре взрослый следит за тем, чтобы дети правильно произносили звук З.

Чистоговорки со звуками З и ЗЬ

Зы-зы-зы, давно не было грозы.

За-за-за, надвигается гроза.

Зы-зы-зы, не боимся мы грозы.

Зу-зу-зу, ручеек течет внизу.

Зы-зы-зы, вымыли тазы.

За-за-за, у Нины карие глаза.

Зу-зу-зу, кубики везу.

Зи-зи-зи, к дому подвези.

Зе-зе-зе, дай воды козе.

 

Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Зоя ведет козлят и ? … козу!

Зой-зой-зой, зой-зой-зой. Козлята идут вместе с  ? …. Козой!

Фразы-скороговорки со звуками З и ЗЬ.

Авторы фраз – И. Г. Сухин, А.И. Максаков, М.Ф. Фомичева.

  • У маленькой Зины бузина в корзине.
  • В вазе у Зины мимозы и гвоздики.
  • К Зайке пришли Незнайка и Зазнайка.
  • Позади завода заводь.
  • Зоя и Зина – кузины.
  • Зоя – зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка.
  • Звездолет взлетел к звездам.
  • Зинин звонок звенит звонко.
  • На вокзале – поезда.
  • У Зои коза под замком.
  • Зина в лес пошла, землянику нашла.
  • Зеленая береза стоит в лесу. Зоя под березой поймала стрекозу.
  • Трезор и Тузик  залаяли на Забияку.
  • Резинового зайку забыла разиня-хозяйка.
  • У Зины – корзина. В корзине – грузди.
  • Не спи, Мазай! Зайцев спасай!
  • Звёздный змей зазвенел.
  • У Зины бузина в корзине.
  • Ехал в Казань, а заехал в Рязань.
  • Зимой поле белое промёрзло-леденелое.
  • Видит волк грозу – забыл и козу.
  • У Зои заболели зубы.
  • У Зины зимой зябнет нос.
  • Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.

Пословицы и поговорки со звуком З.

Почему так говорят? О чем так можно сказать?

  • Мал золотник, да дорог.
  • Зима не без морозов.
  • Одной  рукой узла не развязать.

Загадки со звуком З.

  • Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёжик)
  • Зубы имеет, а зубной боли не знает. (Грабли)
  • Зимой и летом одним цветом. (Ёлка)
  • В избе – изба, на избе – труба. Зашумело в избе, загудело в трубе. Видит пламя народ, а тушить не идёт. (Печка)

Стихи со звуком З и ЗЬ.

При использовании стихов можно дать детям задание:

  • Запомнить слова из стихотворения со звуком З и назвать их после прочтения стихотворения.
  • Составить свои предложения с этими словами.
  • Произнести одну и ту же фразу из стихотворения с разной интонацией: удивленно, восхищенно, радостно, огорченно, смущенно и т.д.
  • Угадать интонацию и настроение, с которой была прочитана строчка из стихотворения.
  • Прочитать две-четыре строчки из стихотворения с разной скоростью (медленно как черепаха Тортилла, в среднем темпе как Буратино, в быстром темпе как Торопыжка).
  • Прочитать строчки из стихотворения с разной громкостью – игра «Радио». Вы «регулируете» громкость то громче, то тише (как будто Вы поворачиваете регулятор громкости на радиоприемнике). Дети быстро реагируют и меняют громкость своего голоса.

Резиновая Зина.
Резиновую Зину
Купили в магазине.
Резиновую Зину
В корзине привезли,

Она была разиня,
Резиновая Зина
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.

Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину
И пальцем пригрозим:
«Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин! (А. Барто)

 

Зеленая песенка.
В зеленом,зеленом, зеленом лесу
Зеленый листок, как флажок, я несу.
Зеленая шишка под елкой молчит,
Зеленая музыка где-то звучит –
Зеленый кузнечик в зеленой стране
Играет зеленую песенку мне. (А Стройло)

 

Зимний звон.
Зимний звон, зимний звон
На заре со всех сторон.
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы (В. Суслов).

 

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно. (К. Чуковский)

 

Девчонка везла на возу
Козленка, козла и козу.
Лесок проезжала,
Часок подремала.
Девчонка в лесу проспала
Козленка, козу и козла. (В.Викторов)

 

Вот веселая затея –
Запускать на нитке змея!

Зажглась зеленая звезда –
Запустим звездолет туда!

 

Заяц-портной.
Серый заяц под сосной
Объявил, что он портной.
И портному через час
Медвежонок сдал заказ.
— Будет Ваш заказ готов
До январских холодов.
Заяц режет, заяц шьет,
А медведь в берлоге ждет.
Срок прошел, пришел медведь,
А штаны нельзя надеть!

 

Берёзы.
Прибежали козы
Рано поутру,
Гложут у берёзы
Белую кору.
Не ходите, козы,
В молодой наш лес!
Вырастут берёзы,
Будут до небес!

 

К нам зайдет Новый год,
Заведет хоровод,
Зазвенят голоса,
Засверкают глаза.

 

Здравствуй, праздник новогодний!
Праздник елки и зимы!
Всех друзей своих сегодня
Позовем на елку мы!

Потешки, считалки со звуками З и ЗЬ.

Идет козел мохнатый,
Идет козел бородатый,
Рогами помахивает,
Бородой потряхивает,
Идет, блеет,
Коз, козлят зовет.

 

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп!

 

Считалка со звуком З.

За морями,
За горами,
За дремучими лесами
На пригорке – теремок.
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.

 

Рассказы и сказки со звуком З для занятий по ЗКР с детьми дошкольного возраста.

Зайчики (литовская сказка)

Родились у зайца зайчата. Взглянул отец на своих детей и говорит им:
— Я с усами, и Вы уже с усами! Так вот, значит, добивайте себе пропитание сами.
С тех пор зайчишки как родятся, так и живут одни, без родителей, в тёмном лесу: ни гнезда у них, ни норы. Зато все с усами, все с первых дней могут добывать себе пропитание сами.

Мальчик и козы.

Жил-был мальчик, и было у него три козы. Днем козы скакали и прыгали по скалам, а к ночи мальчик загонял их домой.
Раз вечером мальчик стал загонять их домой, а козы убежали на капустное поле, и никак их оттуда не выгнать.
Мальчик сел на пригорке и заплакал. Шёл мимо заяц.
— Чего плачешь? – спросил заяц мальчика.
— Плачу потому, что не могу выгнать коз с поля, — ответил мальчик.
— Я их выгоню, — сказал заяц.
Стал заяц выгонять, а козы не идут.
Сел заяц и тоже заплакал. Шла мимо лиса.
— Чего плачешь? – спросила зайца лиса.
— Плачу потому¸ что мальчик плачет, — говорит заяц, — А мальчик плачет потому, что не может с поля коз выгнать.
— Успокойся, я их выгоню, — сказала лиса.
Стала она выгонять, а козы не идут.
Села тут лиса и тоже заплакала.
И так волк гнал, тоже не выгнал.
Летела тут пчелка.
Видит, что все они сидят и плачут, и говорит:
— Я их выгоню.
Тут все звери и мальчик перестали плакать и стали смеяться над пчелкой. Как она выгонит коз, когда они все не могли справиться!
Но пчелка полетела на капустное поле, села на козу, зажжужжала.
— Жжжжжж! Жжжжжж! Жжжжж!
Как пустятся козы бежать! И убежали с поля домой.

 

Обезьянка Руза. Автор рассказа  —  А.И. Максаков. Из книги «Развитие правильной речи ребенка в семье» (Издательство Мозаика – Синтез, 2011).

«Папа привез Зое из Африки обезьянку. Зоя назвала обезьянку Рузой. Руза умела забавног прыгать, передразнивать Зоиных знакомых. Зоя научила Рузу открывать на звонок дверь.
Зимой Руза заболела. Зоя возила Рузу к доктору, давала ей разные травы, кормила бананами. Благодаря Зоиным заботам Руза выздоровела».

Задайте ребенку вопросы по содержанию рассказа. Попросите найти в рассказе слова со звуком З и составить с ними свои предложения.

Рассказ «Подруги». Автор – М.Ф. Фомичева. Из книги «Воспитание у детей правильного произношения».

«Зоя, Лиза и Аза – подруги. Собрались подруги у Зои. Вместе играют Зоя, Лиза и Аза. Куклу Музу укладывают спать. С забавным зайкой идут гулять. Позвала мама Лизу домой. Позвали и Азу. Осталась Зоя одна. Заболели у Зои зубы. Завязала Зоя зубы и сидит. Узнала об этом Лиза. Принесла Зои мозаику. Узнала и Аза. Принесла Зое незабудки. Поставила Зоя незабудки в вазу. Стали Лиза, Зоя и Аза играть в мозаику. Красивый сделали узор из мозаики! Потом загадывали загадки:

Как взялась она за дело,
Запилила и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)

 

Узловат Кузьма,
Развязать нельзя. ( Цепь)

 

Сам дней не знает,
А другим указывает. (Календарь)

 

Долго забавлялись подруги. Забыла Зоя о больных зубах».

Задайте вопросы ребенку по содержанию рассказа. Следите за тем, чтобы в ответах он правильно произносил звук З.

 

Подвижная игра для закрепления правильного произношения звука З «Узнай по голосу».

Авторы  — Е.И. Радина, В.И. Рождественская.

Эта игра развивает слуховое внимание детей. На земле чертится круг. Дети бегают по игровой площадке. По сигналу взрослого «Раз, два, три – в круг беги!» они собираются в круг.

Выбирается водящий. Ему завязывают глаза. Он поворачивается спиной к детям.

Все дети говорят:

«Мы немного порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя – узнай!»

 

Взрослый показывает жестом одного из детей, который говорит: «Я тебя зову!». Ребенок-водящий угадывает, кто его позвал: «Меня позвал Вова? Меня позвала Катя?»

Если ребенок угадал, кто его позвал, то он меняется местами с этим ребенком. И другой ребенок становится водящим.

Если ребенок не угадал, кто его позвал, то он отгадывает еще раз в следующей игре.

В игре можно менять голос, говорить писклявым высоким голосом или толстым басом. Всегда интересно и неожиданно в этой игре, как изменят голос игроки.

Видео для занятий по ЗКР — образование названий действий от названий предметов. Закрепление правильного произношения звука З.

Словесный материал из видео:

  • застёжку — застёгивают,
  • заколку — что делают? — закалывают,
  • замазкой — что делают? — замазывают,
  • на занятии что делают? — занимаются,
  • задания — что делают? — задают
  • загородкой — что делают? — загораживают,
  • задвижку — что делают? — задвигают,
  • запеканку — что делают? — запекают,
  • заварку — что делают? — заваривают,
  • запасами — что делают? — запасаются
  • записи — что делают? — записывают

Полезные советы: 1. Это видео нужно смотреть без звука! (присутствие в нем звука только отвлекает детей и совершенно бессмысленно!) Отключите громкость звука в видеоролике и давайте задания ребенку, показывая ему картинки. 2. Обязательно ставьте видео на паузы, дожидаясь ответа ребенка! И только после его ответа и обсуждения идите дальше! 3. Можно это же речевое упражнение делать и без видео:).

Во всех играх и заданиях нужно внимательно следить за тем, чтобы дети правильно говорили звуки З и ЗЬ. В случае ошибок напомните ребятам, что они уже научились правильно говорить этот звук и попросите исправить ошибки.

Другие материалы по играм, упражнениям и занятиям с детьми по ЗКР — звуковой культуре речи — Вы можете найти в статьях сайта:

Как научить ребенка говорить звук Р? Артикуляционная гимнастика и обучающее видео.

Игры со звуками Р и Л. 

Автоматизация звука Р и РЬ: песенки, видео, игры, стихи, игры со скороговорками.

Много интересных материалов по развитию речи детей Вы найдете в рубриках:

Развитие речи ребенка 3-4 лет.

Мир вокруг нас.

До новых встреч на «Родной тропинке»! Буду рада видеть Ваши вопросы и мнения по содержанию статьи в конце этого поста:)! Спасибо за интерес к проблемам развития речи детей:)!

 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

rodnaya-tropinka.ru

Звукотаблица на звуки С З Ц

Слова – подсказки: Слон, Самолет, ЗаяЦ, Сыр,
  кактуС, Собака, Стол, лиСа,
  оСлик, Зонтик, Сова, ананаС,
  Стул, НеЗнайка, ноСки, Свинья

 



1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой *
(слон, самолет, заяц, сыр, лисица, стол, собака …)

2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала слово «я вСтал(а)»:

Я вСтал(а) на Слона,
Я вСтал(а) на Самолет,
Я вСтал(а) на ЗайЦа и т.д.

3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у Слона – Самолет, у ЗайЦа – Сыр и т.д.
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).

4. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один Слон, два Слона, пять Слонов; один Самолет, два Самолета, пять Самолетов и т.д.

5. Назови каждый предмет в уменьшительной форме: Слон – Слоник, Самолет – Самолетик, ЗаяЦ – Зайчик и т.д.

6. Раскрась живые предметы в красный цвет, неживые предметы – в розовый цвет.

7. Показывай и называй : Слон – краСный, а Самолет – роЗовый и т.д.

8. Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между, над …., под… и т.д. (задание может быть любой сложности).

9. С каждым предметом придумай по одному предложению.
(усложненный вариант задания : придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, Слон и Самолет – Слон летит на Самолете)

Следи за правильным произношением звуков С З!

Автор материала: Инга Дидковская

Также по теме: «Автоматизация звуков»

logoped18.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *