cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Картинки для артикуляционной гимнастики язычок – Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках

Содержание

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках

При плохой постановке звуков нужна артикуляционная гимнастика для детей, цели которой — это:

  • выработать определённое положение языка, губ, щёк, которое необходимо для произношения конкретного звука или их группы;
  • натренировать мышцы органов речи, которые не имеют нужного тонуса;
  • для того, чтобы язык, губы, щёки могли быстро менять своё положение и удерживать его.

Занятия артикуляционной гимнастикой можно проводить как дома, так и на занятиях с логопедом.

При самостоятельном выполнении родителям сначала нужна помощь логопеда, который определит проблемы ребёнка, а затем подскажет, как правильно организовать занятия. Эта мера необходима, поскольку существуют разные типы нарушения звукопроизношения, которые возникают как при гипертонусе, так и при вялости мышц.

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

  1. В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
  2. Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
  3. Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
  4. Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
  5. Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

Веселая артикуляционная гимнастика в картинках (скачать)

Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.

Сказка про язычок (скачать)

Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

  • «Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.
  • «Грибок» – упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

Упражнения для освоения разных динамических движений:

  • «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от верхней губы к нижней.
    Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.

  • «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
  • «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
  • «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он — это зубная щётка.

Время упражнения — до 10 секунд.

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Комплексы упражнений

Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.

Комплекс для развития мышц губ

  1. Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
  2. Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
  3. Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
  4. Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
  5. Пофыркать губами так, как это делают лошадки.

Комплекс для развития мышц языка

  1. Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
  2. Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
  3. Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
  4. Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
  5. Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
  6. Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.

Комплекс для развития мышц щек

  1. Надувать и сдувать щёки.
  2. Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
  3. Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
  4. Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
  5. Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков в картинках
Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки в картинках
Артикуляционная гимнастика для звука [Р]
Артикуляционная гимнастика для звука [Л]

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Логопедам

Успех занятий зависит от трёх факторов:

  • правильной диагностики нарушений произношения звуков;
  • строгой последовательности нарастания сложности упражнений;
  • воевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.

Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла — ваша задача.

orechi.ru

Артикуляционная гимнастика в картинках «Поиграем с язычком»

«Поиграем с язычком»

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

      Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Разработала:

Педагог дополнительного образования Бекешева М. С.

infourok.ru

Артикуляционная гимнастика с картинками — InstaMam.ru

В целях профилактики нарушения звукопроизношения стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. В возрасте 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее “поставить” правильное звукопроизношение. Артикуляционную гимнастику рекомендовано выполнять перед зеркалом в течение 5-7 минут ежедневно. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза, повторяйте их с малышом.опробуйте повторить их вместе с ребенком.

Специалисты центра  www.dar-baby.ru подготовили несколько артикуляционных упражнений, которые можно выполнять регулярно.

«Улыбка»: широко улыбнуться, зубы не показывать. Удерживать в таком положении под счет до 5.

«Заборчик»: улыбнуться, показать верхние и нижние зубки. Удерживать в таком положении под счет до 5.

«Бегемотики»: широко раскрыть рот. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить упражнение несколько раз.

«Иголочка»: узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше. Удерживать в таком положении под счет до 5.

«Змейка»: рот широко открыть. Узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше и спрятать глубоко в рот. Повторить несколько раз.

«Месим тесто»: Высунуть широкий язык между губами и пошлепать его: «пя-пя-пя». Повторить несколько раз.

«Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.  Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10. Повторить несколько раз.

«Расческа»: губы в улыбке, зубы видны. Язык прикусить зубами. Двигать языком вперед – назад, не разжимая зубов. Повторить 5-10 раз

«Часики»: рот приоткрыть, перемещать кончик  языка из правого угла рта в левый. Повторить 5-10  раз.

«Качели»: открыть рот. Попеременно поднимать и опускать кончик языка то на верхнюю, то на нижнюю губу. Повторить 5-10 раз.

«Киска»: открыть рот. Кончик языка упирается в нижние  зубы, а спинка языка касается верхних зубов. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

«Киска сердится»: покусать язык зубами, удерживая его в положении «Киска» Повторить несколько раз.

«Чистим зубки»: открыть рот. Кончиком языка «чистим» сначала верхние зубы, затем нижние. Повторить несколько раз.

«Парус»: открыть рот. Кончик языка поднять к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

«Маляр»: открыть рот. Кончиком  языка проводим по небу от верхних зубов к горлу. «Красим потолок», не торопиться. Повторить несколько раз.

«Индюки»: открыть рот. Быстро двигать кончиком языка по верхней губе. Получается: «бл-бл-бл…» Повторить несколько раз.

«Вкусное варенье»: открыть рот. Широким языком «слизывать» варенье  с верхней губы. Повторить несколько раз.

«Чашка»: открыть рот.  Язык широкий. Тянемся боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаемся их.  Язык в форме «чашечки». Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.

«Окошко»: рот приоткрыть. Губы округлить  и немного вытянуть вперед, без напряжения. Нижняя челюсть неподвижна. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

«Лошадка»: открыть рот. Пощелкать кончиком языка. Следить за тем, чтобы нижняя   челюсть оставалась неподвижной. Повторить несколько раз.

«Грибок»: открыть рот. Широкий язык всей плоскостью присосать к нёбу. Язык будет напоминать тонкую шляпку, а связка –  ножку гриба. Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.

«Гармошка»: сделать «Грибок». Не отрывая языка от неба, открывать и закрывать рот. Повторить несколько раз.

«Дятел»: рот открыть, показать зубы. Кончиком языка энергично стучать за верхними зубами: Д-Д-Д-Д-Д.  Рот не прикрывать. Выполнять 10-15 секунд. Повторить несколько раз.

«Мотор»: губы в улыбке. Рот открыт. Язык стучит кончиком  в верхние зубы со звуком д-д-д.  Темп очень быстрый.  В это время соской или концом зубной щетки быстро проводим под языком слева направо. Слышится звук р-р-р.

Больше статей на тему здоровья и развития детей вы можете прочесть на сайте www.dar-baby.ru. Там же – много видеоуроков по уходу за ребенком, гимнастике, массажу, развитию речи, музыкально-ритмические игры. Кроме того, вы можете задать вопрос и получить бесплатную консультацию специалистов из команды “Дар детям”.

Поделиться ссылкой:

Похожее

instamam.ru

самые интересные и эффективные логопедические упражнения

Артикуляционная гимнастика. Что это и для чего? Все мы привыкли к правильному и быстрому произношению на родном языке. Но маленький ребёнок, как иностранец. Часто теряется в незнакомой обстановке. Сердится, если его не могут понять. И не может самостоятельно справиться с проблемой правильного выражения детских мыслей и желаний. Все это — работа артикуляционного аппарата.

Развитие артикуляционного аппарата — длительный процесс и требует постоянной практики речи. Для правильного произношения всех звуков родного языка (обычно самым проблемным становится звук «р») нужен комплекс движений. И учиться им нужно так же, как учиться кушать или ходить.

Подвижность речевого аппарата зависит от двух критериев:

  1. владеет ли ребёнок базовыми движениями, необходимыми для произношения звуков (например «р»)
  2. может ли он быстро, плавно и легко переходить от одного движения к другому.

Содержание материала

Цели речевой гимнастики

Для формирования у детей дошкольного и младшего школьного возраста дифференцированных движений для чёткого произношения и созданы упражнения артикуляционной гимнастики. Она помогает:

  • отработать правильные положения языка для чёткости речи;
  • развить подвижность речевых мышц (язычок) для точных целенаправленных движений;
  • малышам 3-4 лет научиться правильному звукопроизношению;
  • справиться с имеющимися нарушениями речи более старшим деткам (6-7 лет).

Правила занятия артикуляционной гимнастикой

Гимнастику для речи можно сравнить с физическими упражнениями. Если вторые помогают укрепить мышцы рук, ног, спины и шеи, вырабатывают правильную осанку и красивую фигуру, то артикуляционные упражнения нужны для ловкости, точности и красоты речи. Чем раньше начать упражняться, тем быстрее проявится эффект. Заинтересуйте ребёнка — проводите упражнения в игровой форме, тренируйтесь вместе с ним и не переусердствуйте: 5 — 7 минут в день вполне достаточно.

Где лучше проводить занятия?

Посадите малыша на стульчик возле большого зеркала или дайте ему в руки маленькое. Зеркало для занятий артикуляционной гимнастикой необходимо. Оно даёт возможность ребёнку контролировать свои движения. Показывая пример, вы должны быть в поле зрения ребёнка. Главное, чтобы ребёнку было комфортно и он не испытывал напряжения.

Когда и сколько заниматься?

Для закрепления новых навыков и доведения их до автоматизма упражняемся каждый день. Много времени для этого не понадобится. Достаточно 5-7 минут.

Как вариант, можно заняться артикуляцией до завтрака или после утренней гимнастики.

Работа над речью кропотливая, но результат того стоит!

Какие особенности в занятиях с детьми разного возраста?

Основным правилом проведения артикуляционных упражнений для детей всех возрастов — это игровая форма занятий!

Артикуляционная гимнастика для детей 3 — 4 лет. Начинаем занятия со сказочной игры. Её сюжет можно придумать самому или подсмотреть в интернете, он может видоизменяться от занятия к занятию. На первых порах никаких критериев оценки выполнения малышом упражнений. Главное — запомнить и повторить. Ближе к 4-х летнему возрасту количество навыков увеличивается, дети запоминают комплекс упражнений.

Артикуляционная гимнастика для детей-дошкольников (5 лет). Детки 5 лет уже хорошо знакомы с упражнениями, поэтому внимание фокусируется на чёткости и плавности выполняемых действий, умении оставаться в определённом положении от 5 до 10 секунд (под контролем взрослого). Темп проведения варьируется от медленного до быстрого.

Артикуляционная гимнастика для детей 6-7 лет. Занятия для таких детей включают в себя выполнение всех комплексов артикулярных упражнений. Проводятся занятия, направленные на развитие фонематического слуха (дифференцирование разных звуков).

Что делать, если у ребёнка не получается?

Самое главное, не ждите мгновенных результатов. После первого занятия в тренажерном зале, ещё никто не вышел с мышцами Арнольда Шварценеггера. С тренировкой мышц артикулярного аппарата все так же. Звук «р» требует тренировок! Поначалу движения у малыша несимметричные, напряжённые и прерывистые. Не стоит заострять на этом внимание ребёнка! Это отобьёт у него желания продолжить тренировки. Подчеркните то, что удалось достичь. Замечайте каждую мелочь. И хвалите, хвалите, хвалите. Со временем вы заметите, как движения малыша становятся все более координированные, симметричные, плавные и лёгкие.

Если по прошествии времени не удаётся достичь результата (ребёнок выполняет упражнения несимметрично, напряжённо и отсутствует лёгкость), без помощи специалиста не обойтись. Понадобится логопед.

Артикуляционная гимнастика: картотека упражнений

Логопедических упражнений не так и много. Зачастую одни и те же задания именуются по-разному. Составив свою картотеку артикуляционных упражнений и повторяя их с ребёнком ежедневно, можно достичь отличных результатов. Примеры артикуляционных упражнений в картинках:

«Язычок — мой дружок!»

Это комплекс упражнений для самых маленьких. Ребёнок, играя, знакомится с органами речи. Узнаёт, что рот — это домик языка с двумя дверцами: губы и зубы.

№1. Где дружок-язычок? Покажи его чуток!

Малыш должен сделать острый язычок и высунуть его, немного приоткрывая губы.

№2. На крылечке он сидит

Язычок расслабленный, лежит на нижней губе.

Во все стороны глядит

Язычок двигается вправо-влево, сохраняем улыбку

№3. Кто порхает в вышине

Любопытно стало мне

Потянулись высоко

Не поймали никого!

Язычок поднимаем, стараемся дотянуться до кончика носа, резко отпускаем вниз.

«Язычок и зверёк»

Подойдёт для выполнения с детками постарше (5 лет), знакомыми с артикуляционной зарядкой.

№1. В море чёрном кит живёт

в море чёрном кит плывёт

у него огромный рот!

Ребенок задерживает рот в полуулыбке с приоткрытыми губами и зубами.

№2. Гляди-ка умный кот шагает

По сторонам хвостом виляет

Подразни его немножко

твой язык, как хвост у кошки!

Губы растянуты в улыбке, язычок из стороны в сторону.

№3. Под пеньком зайчик живёт

и морковку он грызёт

Корчит мордочку смешно.

Теперь ты как у него!

Сморщить нос, выставляем сомкнутые зубы, приподняв верхнюю губу.

«Утро язычка»

Будет интересно для детей младшего школьного возраста.

№1. Язычок, приятель, здравствуй!

Ты у нас такой прекрасный!

Выгляни скорей в окошко,

И проснёшься понемножку!

Представить рот, как окошко и произносим тихо звук «ООООООО»

№2. Вместе по порядку

Делаем зарядку

Ну-ка, ну-ка не ленися

Наклонися, потянися

Повертись по сторонам

И спроси: Где завтрак, мам?

Зубки не смыкаем, фиксируем на губах улыбку. Стараемся языком достать до носика, до подбородка, а затем до правой и левой щёчки. Повторять 15-20 секунд.

№3. Мы работали, устали

Нам тут завтрак обещали

Торопись скорей за стол

И весёлый пир пошёл

В быстром темпе язычок наружу внутрь. Губы присомкнуты.

№4. На столе у нас блины,

А во рту полно слюны

Язычок полностью расслаблен, как лопата лежит на нижней губе. Рот широко открыт. Удерживать до 10 секунд.

Обмакни блины варенье,

Этот завтрак — объеденье!

Язычок по кругу облизывает губы: сначала верхнюю, затем нижнюю.

«Хозяин-язычок»

№1. Начинаем с малышом наши упражнения

Делай все и не ленись

Будет выступление

Ротик — дверь откроем

Открываем рот, как будто произносим звук «ООООО»

Зубки чисто все помоем

Язычок проходится по каждому зубу в верхнем и нижнем ряду.

Вокруг все чисто заметём

Язык двигается по нижней губе слева направо, потом обратно.

Смело отдохнём потом.

Ротик круглый приоткрыт, язычок расслабленно лежит на нижней губе.

В доме слышен стук часов :

тук-тук-тук и тук-тук-тук

Язычок наш повтори

тук-тук ии тук тук и. . .

Губы растянуть в улыбке, язычок ходит из стороны в сторону.

А потом за стол все сели

Вкусное варенье ели

Посмотри испачкал ротик

Ты протри его, мой котик!

Язычок по кругу облизывает верхнюю и нижнюю губу.

Уже вечер. Солнце село.

Ротик-дверь наша закрылась.

Язычок ложится спать

Значит нам пора молчать.

Закрываем плотно рот.

Артикуляционная гимнастика в картинках — простой и эффективный метод. Он помогает справиться со многими речевыми проблемами, например, невыговаривание «р». Для удобства занятий можно сделать карточки с описанием движений, стихами и картинками.

Оцениваем работу над артикуляцией

Этот этап работы над произношением — один из главных. Если пустить все на самотёк можно долго удивляться, почему соседский малыш уже говорит «р», а собственный никак не справится даже с шипящими. Ведь упражнения одни и те же. Итак, обращаем внимание на:

  • Плавность и лёгкость. Отсутсвуют подёргивания, толчки и перерывы. Движения мягкие.
  • Дифференцированность. Двигается язычок при неподвижности челюсти, губ и т. д.
  • Симметричность. Равномерное движение в обе стороны.
  • Четкость. Движения выполняются ребёнком точно и в полном объёме.
  • Устойчивость. Умение задержаться в заданном положении до 10 секунд.
  • Переключаемость. Способность быстро переходить от одного задания к другому.

Не забывайте хвалить ребёнка! Сравнивайте его с ним вчерашним выговариванием «р»! Вместе радуйтесь успехам!

Сделайте ваши ежедневные занятия с малышом интересными. Придумывайте новые сюжеты, меняйте игры и сказки, придумывайте свои описания движений язычка. И эта работа не пройдёт даром. Даже не заметите, как малыш скажет «р», а может громко зарычит.

rodinkam.com

Артикуляционная гимнастика в картинках, стихах и видео.

Артикуляционная гимнастика: артикуляционные упражнения в картинках, стихах и видео, пошаговое описание техники выполнения артикуляционной гимнастики. Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику с ребенком?

Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов. В нашей речи звуки быстро сменяют друг друга, поэтому нужно уметь быстро менять положение органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционный аппарат развивается у ребенка не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики.

Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики – отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.

Как проверить подвижность органов артикуляционного аппарата у ребенка?

Подвижность органов артикуляционного аппарата необходима для произношения звуков родного языка. Существуют базовые движения, которые нужны для произношения всех звуков родного языка. Именно об этих движениях мы сейчас и поговорим.

Сначала нужно выяснить, может ли ребенок сделать их по отдельности, а затем – может ли плавно, быстро и легко переключиться от одного движения на другое, ему противоположное.

Ниже даны основные, базовые упражнения артикуляционной гимнастики, в которых можно тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата. Проведя данные упражнения с ребенком, Вы также сможете проверить и оценить, насколько развит у него артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика: шесть основных упражнений.

Упражнение 1. Улыбка – Трубочка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.

Стихи для первого движения артикуляционного упражнения:

Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи! 

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.

 Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!

Стихи для второго движения артикуляционного упражнения:

В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни!

Подражаю я слону — губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Стихи для чередования первого и второго движения в артикуляционном упражнении №1.

Если наши губы улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губы узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке. 

Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться. (Автор – Т.А. Куликовская) 

Наши губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.
А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед (Автор – Т.А. Куликовская)

 

Упражнение  2. Открой и закрой дверцу.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты, губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».

Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».

Движения  в артикуляционном упражнении чередуются:  происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть.  При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

«Дверцы дружно мы откроем,
А потом мы их закроем».

Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам  холодно.

 

Упражнение 3. Часики.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

Стихи для артикуляционного упражнения:

 

Стихи о Веселом язычке для артикуляционного упражнения.

Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так, вот так:
Тик-так, тик-так.

 

Упражнение 4. Лопатка. Иголочка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Получилась «Лопатка»

«Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает».

Движение 2.  Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Получилась «Иголочка».

Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

 

Чередование этих двух движений и переключение положения языка с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.

То – иголка, то-лопата
Язычок у вас, ребята. (Т.А. Куликовская)

 

Язык лопаточкой лежит
И нисколько не дрожит.
Мы иголочкой потом
Язык потянем остриём.

 

Упражнение 5. Качели.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.

Стихи для артикуляционного упражнения:

На качелях я лечу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я пою, лечу, кричу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.

 

На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом лечу я  вниз.

 

На качелях я катался:
Вверх летел и вниз спускался.

 

Упражнение 6. Кошечка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.

Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.

В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.

Стихи для артикуляционного упражнения

 

Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко –
Поцарапать может киска!

Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет.

Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается,
Вот какая горка получается! (Смирнова Е.Б.)

 

Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!

Как оценивать выполнение артикуляционных упражнений ребенком?

Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.

При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:

  1. Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.
  2. Дифференцированность движений – движение выполяется только языком без сопутствующих движений других органов ( губ, нижней челюсти).
  3. Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.
  4. Четкость – ребенок знает, как правильно выполнять  это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, старается выполнить движения четко, точно, в полном объеме.
  5. Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.
  6. Устойчивость – ребенок может удержать достигнутое положение губ и языка под счет взрослого. Сначала взрослый считает от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.
  7. Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.

Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику? Полезные советы.

Как лучше посадить ребенка рядом с собой во время артикуляционной гимнастики?

Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть, а не стоять или лежать на полу или бегать. Лучше, если он будет сидеть не дома на диване, а перед зеркалом на стульчике с опорой ног на твердую поверхность — пол. Главное, чтобы у ребенка была прямая спина, тело было не напряжено, ноги и руки были в спокойном положении.

Во время выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ребенок должен видеть в зеркало свое лицо. Можно проводить упражнения перед большим зеркалом, усаживая ребенка рядом с собой. Если большого зеркала нет, то можно давать ребенку маленькое зеркальце, что удобно в домашних условиях или при проведении гимнастики с несколькими детьми (группой). Ребенок контролирует правильность выполнения движений с помощью зеркала.

Также ребенку должно быть хорошо видно Ваше лицо, когда Вы показываете движения.

Как подбираются упражнения для артикуляционной гимнастики? 

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно по своему интересу или желанию, по принципу «нравится – не нравится». Они объединяются в комплексы по определенному принципу.

В комплекс артикуляционной гимнастики включаются упражнения, которые нужны для определенной группы звуков родного языка.  Например, есть комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков. Его Вы можете найти в статье «Как научить ребенка говорить звук «с» и другие свистящие звуки». Есть комплекс, который способствует выработке положений и движений органов артикуляционного аппарата, нужных для произнесения звука Р. Его Вы найдете в статье «Как научить ребенка говорить звук «р».  То есть комплекс артикуляционной гимнастики – это четко обоснованная система артикуляционных упражнений, которая готовит артикуляционный аппарат к произнесению определенной группы звуков родной речи.

Сначала отрабатываются отдельные артикуляционные упражнения комплекса, а потом даются упражнения на переключение от одного упражнения — движения к другому движению. Принцип подбора упражнений – от простых к сложным.

Если ребенку или группе детей трудно дается определенное движение, то дальше не идут. Сначала отрабатывают данное трудное движение, а потом уже вводят новые упражнения. Для того, чтобы старое упражнение не надоело ребенку, его вводят в разные сюжеты.

Есть ли универсальный комплекс артикуляционной гимнастики для всех звуков?

Один из вариантов такого базового комплекса для проверки подвижности органов артикуляционного аппарата дан в этой статье.

Еще один простой базовый комплекс, с которого можно начать занятия артикуляционной гимнастикой с детьми, Вы найдете в статье «Как научить ребенка говорить звук с?»

 Когда и как часто нужно проводить артикуляционную гимнастику с детьми?

Проводить гимнастику нужно ежедневно. Так как когда идет отработка новых движений, то они обязательно должны закрепляться, становиться привычными, прочными, всё более и более точными и лёгкими.

Время на артикуляционную гимнастику – примерно 3-5 минут. Очень удобно делать ее перед завтраком или утренней гимнастикой.

Раньше артикуляционная гимнастика проводилась ежедневно утром в детском саду в каждой группе. У каждого ребенка было свое зеркальце, был комплекс, который отрабатывался  с малышами ежедневно. Сейчас, к сожалению, это не так. Но – низкий поклон тем воспитателям, которые делают эту очень нужную для детей работу над звуками в детском саду! И продолжают ее делать и сейчас! Работа эта не очень заметна, но результаты дает замечательные! Спасибо Вам за любовь к детям, к своему делу, к родному языку!

Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми разного возраста? 

В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре!

С детьми трех лет все упражнения проводятся в форме веселой игры-сказки. Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения из комплекса.

К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное, чтобы малыши усвоили базовые навыки.

С детьми четырех лет также используются игровые приемы и игровые сюжеты – «сказки Веселого Язычка». Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети знакомятся в игровой форме с органами артикуляционного аппарата. Они узнают, что рот – дом для языка. Что в этом доме есть две дверцы – одна из них – губы, а другая —  зубы. И учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.

С детьми пяти лет уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.

Отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.

С детьми шести лет акцент делается на развитие фонематического слуха. И в артикуляционную гимнастику включаются упражнения на дифференциацию разных звуков.

Как провести артикуляционную гимнастику с группой детей? 

Для того чтобы артикуляционная гимнастика дала результат, надо чтобы взрослый видел выполнение упражнений каждым ребенком! Возможно ли это с группой детишек? Да. В этом случае артикуляционная гимнастика проводится так:

  • Сначала взрослый рассказывает об упражнении, показывает картинку, читает стишок.
  • Затем взрослый показывает правильное выполнение упражнения, объясняет, как делать движения.
  • Далее дети выполняют движение.
  • Взрослый проверяет выполнение движения по подгруппам (не более пяти человек в одной подгруппе), комментирует правильность выполнения упражнения.

Если упражнение  хорошо выполняется всеми детьми группы, кроме нескольких человек, то с такими детишками нужно провести дополнительно индивидуальную работу. И попросить родителей поддержать Вас и  ребенка и выполнять дома артикуляционные упражнения.

 

Артикуляционные упражнения должны получиться у ребенка сразу или нет?

Как правило, сначала упражнение у ребенка получается не очень хорошо. Его движения напряжены, нет легкости и плавности. Затем постепенно по мере тренировки напряжение при выполнении упражнений исчезает, возрастает координированность движений, уходят ненужные сопутствующие движения, движение становится более симметричным.

Если у ребенка несмотря на Ваши старания всё равно не получаются движения или они выполняются несимметрично (по отношению к правой и левой половине лица), то лучше всего обратиться к логопеду. Также к логопеду следует обращаться, если у ребенка долго не отрабатывается плавность, точность и устойчивость движений органов артикуляционного аппарата.

 

Что делать, если у ребенка не получается артикуляционное упражнение? Я ему об этом сказала, а он теперь не хочет заниматься.

Если у ребенка не получается артикуляционное упражнение, то ни в коем случае не надо расстраиваться самой! Нельзя также говорить  ребенку, что у него не получается! Иначе он просто откажется дальше заниматься. Ведь для малышей артикуляционная гимнастика – это настоящая нагрузка и тренировка.

Лучше всего:

1)   Сразу же сказать ребенку о том, что в этом упражнении у него уже получается: «Видишь, какая красивая у тебя улыбка!» , «Твой язычок широкий! Молодец!», похвалить за это.

2)   Затем показать ребенку упражнение еще раз, заострив внимание на том нюансе, который он не понял и которые еще не получается. И поставить новую задачу – «Это у нас с тобой уже получается. А теперь мы будем учить язычок… (называем, чему конкретно).

Артикуляционная гимнастика: видео артикуляционных упражнений.

Веселая видеоэнциклопедия артикуляционной гимнастики для дошкольников.

В каждом коротком видео Вы увидите картинку для упражнения, стишок и выполнение упражнения ребенком.  Видео не мои и взяты из свободного доступа в  youtube. Если у Вас есть какие-либо пожелания к их авторам — пишите на их канал.   Если Вы готовы предоставить для этой статьи  свои качественные видео  с выполнением артикуляционных упражнений детьми  бесплатно — то всегда рада. Пишите :-). Пока других видео я не нашла — если Вы поможете нам  их найти, будет замечательно!

3.1.Артикуляционное упражнение «Лягушка»

3.2.Артикуляционное упражнение «Расческа»

3.3. Артикуляционное упражнение «Парус»

3.4. Артикуляционное упражнение «Чашечка»

 3.5. Артикуляционное упражнение «Кошка»

3.6. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Артикуляционная гимнастика приносит огромную пользу ребенку. Занимайтесь ей с радостью, придумывайте свои игровые сюжеты, не забывайте делать ее ежедневно, и результат обязательно будет! Желаю Вам успехов!

Много полезных и интересных материалов по развитию речи детей Вы найдете в статьях рубрик «Мир вокруг нас»  и «Развитие речи детей 3-4 лет»

Если эта статья Вам помогла или у Вас возникли вопросы, буду рада, если Вы оставите комментарий!

До новых встреч на сайте «Родная тропинка»!

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

rodnaya-tropinka.ru

Методическая разработка по логопедии на тему: Картинки-символы артикуляционной гимнастики

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование картинок-символов в работ по формированию звукопроизношения у детей, имеющих нарушения ОДА»

Многие дети, имея особенности поведения, без особого интереса и желания посещают логопедические занятия. Известно, что дефекты речи препятствуют успешному обучению детей в школе по русскому языку, чте…

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики — выработка…

« Артикуляционная гимнастика, как тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата»

Уважаемые родители ни  для кого не секрет что, звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кине…

« Артикуляционная гимнастика, как тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата»

Уважаемые родители ни  для кого не секрет что, звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кине…

Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.

Важность проведения  артикуляционной гимнастики…

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики….

Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Для чего нужна артикуляционная гимнастика…

nsportal.ru

Артикуляционная гимнастика — Бесплатные учебники

Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НеПроза Бесплатные учебники Главная >> Дошкольники >> Логопедия, дефектология >> Артикуляционная гимнастика
  • > Дошкольники
    • > Детские пособия
      • > Обучение грамоте и чтению
      • > Развитие речи
      • > Математика
      • > Прописи, графические дорожки, узоры
      • > Окружающий мир
      • > Внимание, память, логика, мышление
      • > Развитие мелкой моторики
      • > Английский язык
    • > Методические пособия
    • > Книги для родителей
    • > Логопедия, дефектология
      • > Артикуляционная гимнастика
      • > Постановка звуков
      • > Книги детям и логопедам
    • > Серия «Школа семи гномов»
      • > 0-1
  • > Начальная школа
    • > УМК «Школа России»
      • > Обучение грамоте, письмо
      • > Русский язык (Канакина, Горецкий)
      • > Русский язык (Зеленина, Хохлова)
      • > Литературное чтение
      • > Математика
      • > Информатика
      • > Окружающий мир
      • > Физкультура
      • > Музыка
      • > ИЗО
      • > Технология
      • > Английский язык (Верещагина)
      • > Английский язык (Кузовлев)
      • > Другие ин. языки
      • > ОРКСЭ
      • > Другое
    • > УМК «Перспектива»
      • > Обучение грамоте, письмо
      • > Русский язык
      • > Литературное чтение
      • > Математика
      • > Информатика
      • > Окружающий мир
      • > Физкультура
      • > Музыка
      • > ИЗО
      • > Технология
      • > Английский Starlight
      • > Английский Spotlight
      • > Другие ин.языки
      • > ОРКСЭ
      • > Другое
    • > УМК «Школа 2100″
      • > Обучение грамоте, письмо
      • > Русский язык
      • > Литературное чтение
      • > Риторика
      • > Математика
      • > Информатика
      • > Окружающий мир
      • > Физкультура
      • > Музыка
      • > ИЗО
      • > Технология
      • > Английский язык
      • > ОРКСЭ
      • > Другое
    • > УМК «Планета знаний»
      • > Обучение грамоте, письмо
      • > Русский язык
      • > Литературное чтение
      • > Математика
      • > Окружающий мир
      • > Физкультура
      • > Музыка
      • > ИЗО
      • > Технология
      • > Английский
      • > ОРКСЭ
      • > Другое
    • > ОС «Гармония»
      • > Обучение грамоте, письмо
      • > Русский язык
      • > Литературное чтение
      • > Математика
      • > Информатика и ИКТ
      • > Окружающий мир
      • > Технология
      • > ИЗО
      • > Музыка
      • > Физкультура
      • > ОРКСЭ
    • > УМК Русский язык Поляковой (Система Занкова)
    • > ОС «Школа 2000» (Петерсон)
    • > Доп. пособия для детей
      • > Обучение грамоте, письмо
      • > Русский язык
      • > Литературное чтение
      • > Математика (файлы)
      • > Математика (альбомы)
      • > Английский язык
      • > Окр.мир, История
      • > Технология, ИЗО

ne-proza.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *