Какие факторы способствуют профилактике синдрома эмоционального выгорания – . , — .
10.Профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Профилактика синдрома выгорания использует некоторые методы, которые применяются при лечении. То, что служит защитой от эмоционального истощения, может эффективно использоваться и при терапии.
С целью профилактики синдрома используются личностно-ориентировочные методики, которые направлены на улучшение личных качеств, противостояние стрессовым состояниям с помощью изменения своего отношения, поведения и пр. Необходимо, чтобы человек сам участвовал в решении проблемы. Он должен ясно понимать, что такое синдром выгорания, какие последствия возникают при длительном течении заболевания, какие бывают стадии, что нужно для того, чтобы избежать развития синдрома и повысить свои эмоциональные ресурсы.
На первых порах заболевания нужно обеспечить человеку хороший полноценный отдых (при этом необходима полная изоляция от рабочей обстановки на некоторое время). Также может потребоваться помощь психолога, психотерапевта.
Хорошими профилактическими свойствами обладают следующие рекомендации:
1регулярный отдых, нужно уделять определенное время работе, определенное время досугу. Повышение эмоционального выгорания каждый раз происходит при исчезновении границ между работой и домом, когда работа занимает всю основную часть жизни. Для человека крайне важно иметь свободное от работы время.
2физические упражнения (минимум три раза в неделю). Спорт способствует выходу негативной энергии, которая накапливается в результате постоянных стрессовых ситуаций. Нужно заниматься теми видами физической нагрузки, которая приносит удовольствие – прогулки, бег, велосипед, танцы, работа в огороде и т.п., в противном случае, они начнут восприниматься как скучные, малоприятные и начнутся всевозможные попытки их избежать.
3сон, способствует снижению стресса. Полноценный сон, который длится в среднем 8-9 часов. Недостаток ночного отдыха может усугубить и без того напряженное состояние. Человек выспался, когда без труда встает при первых звонках будильника, только в этом случае, можно считать организм отдохнувшим.
4нужно поддерживать благоприятную обстановку на рабочем месте. На работе лучше делать частые короткие перерывы (например каждый час по 3-5 минут), которые будут эффективнее тех, которые длятся дольше, но реже. Нужно снизить употребление продуктов, с высоким содержанием кофеина (кофе, кола, шоколад), потому что он является сильным стимулятором, который способствует стрессу. Замечено, что через три недели (в среднем) после прекращение употребления кофеиновых продуктов у человека снижается тревожность, беспокойство, боль в мышцах.
5нужно разделять ответственность, научиться отказывать. Человек, который живет по принципу «чтобы было хорошо, нужно сделать самому», неизбежно станет жертвой синдрома выгорания.
6нужно иметь хобби. Человек должен знать, что интересы помимо работы, позволяют снизить напряжение. Желательно, чтобы увлечение помогало расслабиться, например живопись, скульптуры. Экстремальные увлечения повышают эмоциональное напряжение человека, хотя некоторым людям такая смена обстановки идет на пользу.
Синдром выгорания это, в первую очередь усталость от длительной работы в усиленном режиме. Организм израсходует все свои запасы – эмоциональные, физические – у человека не остается сил больше ни на что. Поэтому профилактикой синдрома эмоционального выгорания, в первую очередь, служит хороший отдых. Можно регулярно проводить выходные на природе, отпуск в путешествии, заниматься спортом. Также хорошо помогают при развитии синдрома выгорания психологические тренинги, различные расслабляющие методики (релаксация, йога и пр.). Нужно развиваться на личностном уровне – читать новые книги, узнавать новое, искать новые области для применения своего мастерства. Нужно обязательно достигать поставленной цели, вести здоровый образ жизни, избавляться от постоянного чувства вины. Необходимо достигать поставленного результат и ценить это, каждое новое достижение – это повод для радости.
Одним из способов защитить себя от эмоционального истощения, это развитие в профессиональном плане и самосовершенствование. Обмен информацией, опытом с представителями другой службы, является хорошим способом ощутить мир более широко (а не только в пределах собственного коллектива). Для этого сейчас существует множество способов: конференции, семинары, курсы повышения квалификации и т.п.
Нужно научиться избегать ненужную конкуренцию. Иногда возникают ситуации, при которых стремление выиграть, во что бы то ни стало, порождает чувство тревоги, агрессию, раздражительность, что становится причиной развития синдрома выгорания.
При общении, когда человек делится своими чувствами, переживаниями, значительно снижается вероятность эмоционального истощения. Поэтому делитесь с близкими своими переживаниями, ищите вместе выход из сложной ситуации. Ведь поддержка и понимание близкого человека это хорошая профилактика эмоциональному выгоранию.
Для снижения риска развития синдрома профессионального истощения необходимо:
1по возможности правильно рассчитывать и распределять нагрузки
2уметь переключать внимание
3относиться проще к возникающим рабочим конфликтам
Синдром выгорания – это результат действия стресса, сильного, длительного, тяжелого. Данное заболевание может развиться у любого человека, у кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени. Для снижения рисков развития, нужно научиться избавляться от негативных эмоций внутри себя, нельзя, чтобы они накапливались, тяготили нас. Рано или поздно это приведет к полному упадку сил, как физических, так и моральных. Состояние при синдроме эмоционального выгорания иногда доходит до крайне тяжелого, при котором необходима квалифицированная помощь специалиста, прием лекарственных препаратов. Но чтобы не доводить себя до такого, нужно самостоятельно настраиваться на позитивный лад, радоваться жизни, собственным успехам и достижениям.
studfiles.net
Эмоциональное выгорание и способы профилактики
(слайд 1) Эмоциональное выгорание: причины возникновения и способы его профилактики
учитель биологии и химии
Богаченкова Т.Г.
(слайд 2) Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. В условиях реализации принципов личностно — ориентированного обучения, особую актуальность на наш взгляд приобретает изучение факторов, препятствующих гуманизации отношений «учитель-ученик».
На современном этапе развития педагогики основным условием является ориентация деятельности учителей на личность воспитанника. Выполнение этой роли требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. Исходя из этого возникает проблема, как выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от своего труда.
(слайд 3) Понятие «Синдром эмоционального выгорания».
Термин «эмоциональное выгорание» впервые введен в оборот американским психологом Х. Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими. Изначально Фреденберг занес в эту группу специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже она объединила все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение в сфере «человек — человек».
Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, учителя и др.).
Другой основоположник идеи выгорания — Кристина Маслач — психолог.
Исследования последних лет позволили существенно расширить сферу распространения этого понятия. Психическое выгорание стало пониматься как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее.
Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций данное понятие имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.
(слайд 4) Факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания.
Традиционно факторы СЭВ группируют в два больших блока — это особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов.
Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными.Группа организационных (внешних) факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. В эту группу включают:
1. Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.
2. Дестабилизирующая организация деятельности: основные ее признаки общеизвестны – нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например, учащихся в классе.
3. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. Например, у учителя, за день проведения уроков, самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются.
4. Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: таковая определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель – подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега – коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.
5. Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития (или как говорят современные педагоги — дети с дивиантным поведением). В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается клиент или пациент, который «портит вам нервы» или «доведет до белого каления». Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: «не следует обращать внимание…»
(слайд 5) К внутренним факторам относят следующие факторы:
1. Склонность к эмоциональной ригидности: эмоциональное выгорание, как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться. Нередко случается так, что проработав «в людях» до пенсии, человек, тем не менее, не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию.
2. Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессорный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Постепенно эмоционально — энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию.
Довольно часто наблюдается, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Например, педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров подросткового возраста, вдруг “срывается” в общении с определенным ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но случается – тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией.
3. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения, почему — то, не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующий настрой стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности.
4. Нравственные дефекты и дезориентация личности: Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности.
(слайд 6-7-8) Симптомы эмоционального выгорания
К. Маслач условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на: физические, поведенческие и психологические.
Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса. Большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. К числу таких профессий относится и профессия педагога (например, недостаток контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе с 30 активными детьми, является главным фактором, способствующим выгоранию).
(слайд 9) Но выгоранием страдают не только люди, но и организации.
Симптомы проявления выгорания организации следующие (представлены на слайде).
(слайд 10) Проанализируем деятельность педагога с точки зрения наличия факторов инициирующих эмоциональное выгорание.
Рассмотрим сначала группу организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности.
Условия работы. Основной упор в изучении этих факторов был сделан на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая продолжительность рабочего дня стимулируют развитие выгорания.
Содержание труда. Данная группа факторов включает в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентами (учащимися): их количество, частоту обслуживания, степень глубины контакта. Так в профессии педагога, большое количество учащихся в классе, может привести к недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором, способствующим выгоранию. Так же не секрет, что педагогам, в настоящее время, все чаще приходится иметь дело с детьми из социально-неблагополучных семей, острота проблем этих детей обычно способствует возникновению выгорания.
Социально-психологические факторы. Так учителя, характеризующиеся наличием опекающей идеологии во взаимоотношениях с учениками, а так же не использующие репрессивную и ситуационную тактики, демонстрируют высокий уровень выгорания. С другой стороны, атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов. В частности, отмечается, что апатия учеников и неблагоприятная атмосфера в классе, например, активное сопротивление учителю в виде негативного поведения учеников вызывают у учителей выгорание.
Маркова А.К. говорит о том, что для работы учителя характерны: информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия; и эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.
Рассмотрим теперь индивидуальные факторы, в эту группу включены социально-демографические и личностные особенности. Из всех социально — демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж. Причины спада профессиональной деятельности учителя старшего возраста, так называемый «педагогический криз», это:
Стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствия отдачи учащихся; несоответствие ожидаемого результата и фактического;
Возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять – неизвестно;
Возможность изоляции учителя в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.
Большая часть учителей справляется с кризом, но частично он может оказывать влияние на развитие выгорания.
Личностные особенности. Более всего риску возникновения эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий педагог – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.
Таким образом, мы видим, что личностные характеристики людей приходящих в профессию, так же как характер профессиональной деятельности, играют не последнюю роль в формировании синдрома эмоционального выгорания.
Возможные меры профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания.
Есть мнение, что в некоторых случаях нужно позитивно относится к симптомам «выгорания», как к сигналам, идущим из «внутренней сферы» в «сферу сознания», как способу коммуникации между неосознанным и осознанным. «В какой-то мере – это друзья профессионала помогающие ему узнать, что с ним происходит. Восприятие этих сигналов как врагов означает отказ от предоставляемой возможности более глубокого понимания себя и своей деятельности». Другими словами эти процессы дают возможность педагогу понять, что с ним происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или каким-то образом постараться скорректировать проявления синдрома.
Таким образом, в контексте синдрома эмоционального выгорания, неизбежно возникает такой вопрос как профилактика и коррекция данного явления.
(слайд 11) Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. Должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить возникновение выгорания. Многие из причин эмоционального выгорания содержатся не только в личностных особенностях людей, но и так же в определенных социальных и ситуативных факторах.
На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей. Рассмотрим некоторые из них.
(слайд 12) Наиболее распространенным средством
является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро устаревают.
Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки, релаксация прямо на работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом руководители могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для исполнителей.
Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. В ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.
Еще одно важное условие состоит в наличии разделения между работой и домом, между профессиональной и частной жизнью. Выгорание усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь. Семейные проблемы, являющиеся следствием выгорания, могут быть облегчены “снижением рутинности”, когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях, полностью не связанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть физические упражнения или уединение на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять, или просто горячая ванна.
(слайд 13) Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:
старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;
учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
проще относитесь к конфликтам на работе;
как ни странно это звучит — не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.
Помните: работа — всего лишь часть жизни.
Учитывая влияние личностных характеристик на развитие синдрома эмоционального выгорания, видится перспективным использование личностно — ориентированных методик с целью уменьшения профессионального стресса, профилактики и лечения синдрома эмоционального выгорания.
infourok.ru
3. Симптомы эмоционального выгорания. Факторы, способствующие эмоциональному выгоранию. Трудоголизм
С точки зрения В.В. Бойко, эмоциональное выгорание — динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.
При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:
нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.
Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов:
1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».
Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».
2. Симптом «неудовлетворенности собой».
В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Возникает замкнутый контур «Я и о6стоятельства»; впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В развитии этого симптома особое значение имеют субъективные факторы, способствующие появлению профессиональных деструкций.
3. Симптом «загнанности в клетку».
Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. В таких случаях часто можно услышать: «неужели это не имеет пределов», «нет сил с этим бороться», «я чувствую безысходность ситуации».
4. Симптом «тревоги и депрессии».
Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, профессии, в конкретной должности или месте работы.
Вычленение фазы резистенции в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается момента появления тревожного напряжения. Формирование фазы резистенции происходит на фоне следующих явлений:
studfiles.net
Синдром эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) напрямую связан с профессиональной деятельностью. Понятие синдрома эмоционального выгорания было введено в психологическую терминологию американским психиатром доктором Фрейденбергом еще в 1974 году. Этот термин также переводится на русский язык, как «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание». Симптомы эмоционального выгорания проявляются в следующем:
- чувство безразличия к работе, эмоциональное истощение и изнеможение, т.е. человек не отдается работе так, как это было прежде;
- дегуманизация – негативное отношение к коллегам, подчиненным, начальству, людям, с которыми приходится работать;
- негативное самовосприятие – неудовлетворенность в профессиональном плане, недостаток чувства профессионализма, мастерства;
- деперсонализация, т.е. ощущение, что невозможно управлять собственными действиями;
- итоговое ухудшение качества жизни и другие возможные проявления.
К сожалению, запущенные случаи имеют другие признаки эмоционального выгорания, это могут быть психосоматические заболевания и невротические расстройства.
Причины эмоционального выгорания
Причины эмоционального выгорания могут быть различные. Они делятся на две основные группы – объективные, связанные со служебными обязанностями, и субъективные, связанные с личностью, возрастом, жизненными ценностями.
К субъективным причинам эмоционального выгорания могут относиться особые убеждения, психологическая защита, отношение к работе, взаимоотношения с коллегами. Это могут быть завышенные требования к результатам своей работы, высокие моральные принципы и склонность к самопожертвованию.
К объективным причинам относятся увеличение профессиональной нагрузки, неправильное или недостаточное понимание своих должностных обязанностей, а также неправильная психологическая поддержка.
Факторы эмоционального выгорания
Выделяют три основных фактора эмоционального выгорания, которые существенно влияют на развитие синдрома.
- Личностный фактор. Более подвержены СЭВ женщины, а также личности сочувствующие, гуманные, увлекающиеся, идеалисты, фанатичные.
- Ролевой фактор. Риск развития СЭВ увеличивается при неравномерно распределенной нагрузке, несогласованных совместных усилиях, наличии конкуренции в команде.
- Организационный фактор. Риск развития СЭВ увеличивается при напряженной психоэмоциональной деятельности, интенсивном общении, эмоциях, восприятии и т.п.
Лечение и профилактика эмоционального выгорания
Профилактика СЭВ может производиться следующим образом. Руководитель должен:
- четко и ясно распределить обязанности;
- отслеживать особенности отношений между сотрудниками;
- выработать традиции;
- структурировать работу;
- оптимизировать нагрузку;
- помогать и поддерживать сотрудников.
Синдром эмоционального выгорания, лечение которого длительное и серьезное, можно не допустить, выполняя различные упражнения для профилактики эмоционального выгорания, например, различные способы создания атмосферы доверия в коллективе, доброжелательности и принятия друг друга, формирование навыков позитивного восприятия окружающих, а также самовосприятия.
Эмоциональное выгорание, лечение которого может проводиться и различными народными средствами, может быть полностью устранено вышеописанными упражнениями. А к более доступным методам относятся также природные успокоительные средства: чай из мелиссы, настои травы пустырника, посещение бани и сауны, сеансы релаксации, дыхательная гимнастика.
womanadvice.ru
Факторы эмоционального выгорания
Что такое факторы эмоционального выгорания
Прежде чем рассматривать конкретные факторы эмоционального выгорания, коротко остановимся на понятии эмоционального выгорания вообще.
Что такое эмоциональное выгорание? Данный термин, введённый одним из американских специалистов в области психологии, предназначен для обозначения эмоционального, а также психологического состояния людей, постоянно общающихся с пациентами или клиентами при оказании специализированной помощи, и находящихся в постоянной эмоционально-напряженной атмосфере.
На сегодняшний момент существует общая точка зрения по поводу эмоционального выгорания и его структуры. Под данным термином принято понимать состояние физического, умственного и эмоционального истощения, проявляющегося у работников социальной сферы.
Под синдромом эмоционального выгорания подразумевается процесс, возникающий в несколько этапов и включающий в себя три основные фазы.
Фазы эмоционального выгорания
Первая фаза — нервное (тревожное) напряжение — создаваемое хронической психоэмоциональной атмосферой, непредсказуемостью рабочей обстановки, повышенной ответственностью, трудностью контингента. Тревожное напряжение состоит из нескольких симптомов, таких как неудовлетворенность собой, ощущение тревоги и депрессии, синдром “загнанности в клетку”, сопровождающийся излишним переживанием и эмоциональным дискомфортом и т.д.
Вторая фаза данного синдрома — резистенция, то есть сопротивление. Возникает, когда специалист пытается обезопасить себя от негативных впечатлений, формируя при этом психологическую защиту с участием эмоционального выгорания. Это нормально, так как человек, осознавая свои действия или действуя над подсознательном уровне стремится к эмоциональному и психологическому комфорту, снижению влияющих на него внешних факторов с помощью уже имеющихся в его арсенале средств. Эмоционально-нравственная дезориентация, увеличение сферы экономии эмоций, халатное отношение к профессиональным обязанностям, а также симптом неадекватной эмоциональной реакции — данные симптомы проявляются, как правило, в фазе резистенции.
Последняя фаза “выгорания” — это истощение психических ресурсов человека, спад эмоционального тонуса, наступающее вследствие того, что проявленное сопротивление оказывается неэффективным. Как результат, происходит ослабление нервной системы. Данная фаза сопровождается эмоциональным дефицитом, личностной отстранённостью, иногда даже проявляется на уровне психосоматических и психовегетативных нарушений.
Среди предпосылок возникновения данного феномена можно выделить внешние – социально-психологические и внутренние – личностные факторы.
Так, к внешним факторам относятся социальные факторы, а также условия профессиональной деятельности работника. Социальные факторы эмоционального выгорания:
- внедрение инновационных технологий, реформирование;
- сложившийся комплекс социально-экономических проблем, включающих маленькую заработную плату, падение престижа профессии и др.;
- жесткие временные рамки, предъявление высоких требований к профессионализму и личностным качествам;
- отсутствие четкой взаимосвязи между затраченными силами и получаемым результатом;
- чрезмерный контроль со стороны администрации;
- неотрегулированность организационных моментов.
К личностным факторам развития эмоционального выгорания относятся (по версии О. Хухлаева) следующие качества и особенности личности:
- отсутствие навыков взаимодействия и умения выходить из сложных ситуаций;
- повышенная тревожность, гиперответственность;
- сниженное чувство собственной значимости;
- трудоголизм и даже перфекционизм, стремление все делать хорошо, лучше всех;
- склонность к интроверсии, то есть направленности интересов человека на его внутренний мир.
Итак, профессиональная деятельность, осуществляемая в условиях, предполагающих высокий уровень психоэмоциональных нагрузок, усиливает риск эмоционального выгорания сотрудников. Чтобы снизить вредоносное воздействие условий рабочей среды, необходимо создать благоприятные условия для деятельности работников учреждений в социальной сфере.
Для устранения личностных факторов эмоционального выгорания рекомендую пройти тренинг «Путь к себе».
Читайте также: Богатство и счастье
Понравился сайт или статья? Поделитесь, пожалуйста, с друзьями и знакомыми в соцсетях или оставьте комментарий!
Комментарии для сайта Cacklezdips.ru
Эмоциональное выгорание: причины, последствия | Статья в журнале «Молодой ученый»
В данной статье раскрывается тема синдрома эмоционального выгорания (далее СЭВ) педагогов, определены причины появления СЭВ, описаны основные симптомы СЭВ.
Ключевые слова: синдромэмоционального выгорания, причины появления СЭВ, симптомы СЭВ
In this article, we will cover the topic of teachers’ emotional burnout syndrome, we will find out the reasons for the appearance of EBS, we will study its main symptoms and develop the preventive measures that will help us to protect ourselves from such a disease as EBS.
Key words: emotional burnout syndrome, reasons for the appearance of EBS, symptoms of EBS, psychological preventive measures of EBS
Всовременном мире огромное количество профессий подвержено нервно-психическим нагрузкам. Люди находятся в постоянном стрессовом состоянии, им становится тяжело управлять собой, собственными эмоциями, появляется злоба, агрессия. Времени на отдых, как правило, нет. И помочь понять, что же с ними происходит никто не может. Не во всех сферах деятельности есть психологи, и не каждый человек понимает, что он столкнулся с проблемой эмоционального выгорания. Особенно часто синдром эмоционального выгорания встречается у тех людей, чья работа осуществляется путем взаимодействия «человек — человек». Самой распространенной профессией такого типа является профессия педагога.
Синдром профессионального выгорания, по мнению психологов, является неблагоприятной реакцией человека, и педагога в частности, на рабочие стрессы. В данной статье мы изучим причины, развитие эмоционального выгорания педагогов, и особенности психопрофилактической работы, направленной на профилактику эмоционального выгорания. Актуальность данного вопроса объясняется тем, что эмоциональное выгорание педагога — эта одна из самых крупнейших преград на пути его профессионализма.
В 1974 г американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг ввел понятие«синдром эмоционального выгорания» педагогов. Данное понятие происходит от термина «burnout», который переводится как «сгорание» или «выгорание».
Х. Дж.Фрейденберг вывел этот термин для характеристики психологического состояния людей, их деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [7].
Люди, как струны на гитаре. Струны бывают тонкие, бывают потолще. Тонкие струны рвутся гораздо чаще и быстрее, нежели толстые. Так же и люди. Те, что «тоньше», т. е. чувствительные, ранимые, романтичные, восприимчивые, рвутся быстрее, т. е. подвергаются стрессам, которые потом перерастают в синдром эмоционального выгорания. Все вышеперечисленные качества больше свойственные женщинам, чем мужчинам, поэтому чаще синдрому эмоционального выгорания подвержена женская половина общества.
Всем известно, что большинство педагогов, работников школы — это женщины. Работа педагога очень энергозатратная, сложная, и имеющая большое значение в жизни каждого человека. Вся работа педагога направленна на результат. Его задача — научить. Сделать так, чтобы всё непонятное стало понятным. Чтобы достичь нужных результатов, педагоги тратят огромное количество времени на своих учеников; их нервная система, психика находятся в постоянном, активном и непрерывном рабочем состоянии. Помимо эмоциональных затрат, так же уходят и физические силы. Педагоги всегда ждут и мечтают о высокой оценке их труда, это значит, что они ждут эмоциональной отдачи, наполненной положительной энергией, от учеников, от их родителей, от руководства. Когда эмоциональная отдача от учеников идет негативная, это способствует негативным действиям со стороны родителей. В таких случаях педагог начинает наполняться отрицательными эмоциями, они копятся, мешают ему полностью отдаваться своей работе. Тут же подключатся и администрация школы, и она тоже требует результативной деятельности педагога, усвоения знаний учениками, это всё ещё больше давит на педагога, и он опять же наполняется отрицательными эмоциями.
В данной ситуации педагог, чтобы избавиться от негативных эмоций начинает подавлять их. Это приводит к тому, что у него появляется ощущение бессмысленности работы. Цели ставятся и не достигаются. Зачем же тогда работать? Кому же тогда нужна моя работа? Тут же возникает негативное отношение к свей работе, профессии.
Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике показал, что выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания [9, 2с].
Физические симптомы:усталость, физическое утомление, истощение, уменьшенный или увеличенный вес, недостаточный сон, бессонница, плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям), затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, гипертензия (повышенное давление), язвы, нарывы, сердечные болезни.
Эмоциональные симптомы:недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие и усталость, ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность, раздражительность, агрессивность, тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, нервные рыдания, истерики, душевные страдания, потеря идеалов или профессиональных перспектив, увеличение деперсонализации своей или других (люди становятся безликими, как манекены), преобладает чувство одиночества.
Поведенческие симптомы:рабочее время больше 45 часов в неделю, во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде; стол скудный, без изысков, малая физическая нагрузка, оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств, несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т. д.), импульсивное эмоциональное поведение.
Интеллектуальное состояние:уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе), увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни, увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу, цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям, малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании), формальное выполнение работы
Социальные симптомы:нет времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, хобби, социальные контакты ограничиваются работой, скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.
СЭВ наступает неожиданно, подкрадывается незаметно. Когда у педагога не получается достичь результата, он не сдается, он идет вперед. Ему не страшны трудности. Он начинает ещё больше и глубже погружаться в свою работу. Тратит огромное количество времени на достижение своих профессиональных целей. Забывает о себе, о своем здоровье, отдыхе. Он целиком и полностью поглощён работой. На данном этапе уже можно бить тревогу. Это и есть начало СЭВ, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах.
Кроме того, обобщая теоретические основы проблем СЭВ, можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания педагога [1, 92 с]:
- нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
- резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
- истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Лечить СЭВ намного сложнее, чем предотвратить. Нужно начинать действовать как можно раньше. Перед тем, как мы начнем свою профилактическую работу нам необходимо разобраться в причинах, вызывающих СЭВ.
В. В. Бойко (1997) выделяет две основные причины: внешние (организационные) факторы, включающие условия работы и социально — психологические условия деятельности, и внутренние факторы (индивидуально — психологические особенности) [1, 87с].
К внешним факторам можно отнести хроническую напряженную психоэмоциональная деятельность, дестабилизирующую организацию деятельности, повышенную ответственность за исполняемые функции и операции, неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности, а также психологически трудный контингент, с которым имеет делопрофессионал в сфере общения.
К внутренним факторам, обусловливающим эмоциональное выгорание, в свою очередь, можно отнести: склонность к эмоциональной ригидности, интенсивную интериоризацию (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности, слабую мотивацию эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, а также нравственные дефекты и дезориентация личности.
Традиционно выделяют три вида психологической профилактики СЭВ [5, 5 с.].
Первичная профилактика включает мероприятия, предупреждающие возникновения эмоционального выгорания. К задачам первичной психопрофилактики относится определение группы риска — лиц с повышенной угрозой нарушения психологического здоровья — и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам.
Вторичная психопрофилактика касается специалистов, которые уже испытывают признаки «выгорания». Она объединяет мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики уже возникших психологических нарушений, их хронизации, на уменьшение проявлений, облегчение течения и улучшения исхода. Комплекс мероприятий направлен на осознание и принятие проблем, восстановление личностных ресурсов. Важнейшими составными частями вторичной психопрофилактики является: создание системы раннего выявления признаков «выгорания» специалистов, обеспечение доступности квалификационной психологической, медицинской и социальной помощи.
Третичная психопрофилактика, или реабилитация специалистов с высокой степенью профессионального выгорания, способствует предупреждению его неблагоприятных социальных последствий, предупреждению рецидивов.
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что СЭВ оказывает влияние на эффективность профессиональной деятельности педагогов. От психологического благополучия учителя зависит не только его деятельность, но и атмосфера в классе, а соответственно, и эффективность учебной деятельности школьников. Таким образом, решая проблему СЭВ педагогов мы можем повысить как продуктивность профессиональной деятельности учителя, так и учебной деятельности школьника.
Подводя итоги, стоит отметить, что для того, чтобы избежать столкновения с проблемой эмоционального выгорания, необходимо помнить о своем здоровье и вовремя реагировать на первичные проявления синдрома.
Литература:
- В. В. Бойко. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других — М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. — 472 с.
- Изотова Е. Г. Основные вопросы психологического сопровождения педагогической деятельности в рамках реализации ФГОС второго поколения // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. / [редкол.: Е. В. Карпова (отв. ред.) и др.]. — Ярославль, 2011. — С. 84 –88.
- Изотова Е. Г., Острогина Ю. С. Специфические особенности педагогической деятельности// Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. второй Всерос. интернет–конф., октябрь–декабрь 2012 г. / под ред. Е. В. Карповой. — Ярославль: Изд–во ЯГПУ, 2012. — С. 114– 119.
- Изотова Е. Г. Специфика синдрома эмоционального выгорания у учителей средней школы // Дошкольное и начальное образование: варьирование подходов в условиях смены образоватеьных парадигм: материалы междунар.конф. «Чтения ушинского», пед.фак.ЯГПУ. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. — Ч.I.
- Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. / авт. — сост. О.И Бабич. — Изд. 2-е. — Волгоград: Учитель. — 122 с.
- Психология здоровья: учебник для вузов / Под редакцией Г. С. Никифорова — СПб: Питер, 2003–608 с.
- Психология индивидуальных различий /Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. — М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. — 776 с. — (Серия: Хрестоматияпо психологии)
- Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 1997–187 с.
- Синдром эмоционального выгорания. Г. А. Макарова к.пс.н., директор Института консультирования ППЛ — 10 с.
Основные термины (генерируются автоматически): EBS, эмоциональное выгорание, работа, педагог, эмоциональная отдача, профессиональная деятельность, вторичная психопрофилактика, профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание педагогов, причина появления СЭВ.
moluch.ru
Синдром эмоционального выгорания и простые способы его профилактики.
В этой статье я расскажу вам о простых способах профилактики синдрома эмоционального выгорания. Они помогут не только снизить проявления этого состояния, но и будут способствовать укреплению нервной системы.
Что такое эмоциональное выгорание?
Синдром эмоционального выгорания развивается у людей, занятых психологически тяжелым трудом. Это может быть работа с трудными подростками, тяжелобольными людьми, осужденными. Способствуют развитию состояния выгорания высокие объемы работы и недостаточное вознаграждение (как материальное, так и психологическое) за свой труд.
Особой склонностью к развитию эмоционального выгорания обладают люди идеалистических взглядов на мир, сострадательные к окружающим и мечтатели. Ведь такие люди особенно тяжело переносят отсутствие ожидаемого результата от своей деятельности, что в работе со специфическим контингентом — не редкость.
Симптомы синдрома эмоционального выгорания.
В развитии симптомов эмоционального выгорания можно выделить некоторую этапность:
- Потеря интереса к выполнению своих должностных обязанностей.
- Отсутствие удовлетворения от выполненной работы.
- Появление злобного, негативного отношения к объекту работы (школьники, пациенты, престарелые люди, осужденные и т.д.)
- Ухудшение отношений с коллегами, все чаще возникающие ссоры и недовольства.
- Возникающие разнообразные заболевания, в основном связанные с психосоматикой. Отличаются длительным, хроническим течением.
Любой этап эмоционального выгорания приводит к существенному ухудшению качества жизни, снижению удовлетворенности собой, своей работой, своими социальными функциями.
Профилактика эмоционального выгорания.
В мире существует много работы, выполнение которой имеет социальную значимость для всех людей. К сожалению, как правило, такой труд тяжелый и низкооплачиваемый.
Что можно посоветовать людям, находящимся в группе риска по эмоциональному выгоранию?
- Даже в самой бесперспективной работе постарайтесь увидеть пользу. Если вы ухаживаете за умирающим человеком, подумайте о том, как вам удается скрасить его последние дни и уменьшить страдания. При работе с трудными подростками ваши попытки найти отклики не останутся незамеченными. Даже единичные результаты могут иметь огромное социальное значение.
- Стремитесь получать энергию для укрепления психической деятельности. Естественно, речь идет о правильном питании. Соблюдайте рационализм в еде. Помните о том, что нервная система нуждается в достаточном количестве глюкозы, которая восполняет энергетические запасы. Эмоциональные перегрузки — не лучшее время сидеть на диете. Рекомендуется увеличить прием растительной пищи, пить больше соков.
- Спите достаточно. Здоровый сон — залог полноценного отдыха нервной системы. Среднестатистический человек спит около 8 часов. Сон должен приносить чувство отдыха, расслабления и хорошего настроения.
- Физические упражнения в профилактике эмоционального выгорания неоспоримо полезны. Даже десятиминутная утренняя разминка поспособствует улучшению обменных процессов в клетках, разгонит утреннюю хандру.
- Больше общайтесь с друзьями. Даже взрослому человеку можно позволить себе немного подурачиться в кругу друзей. Съездите на природу, посетите кинотеатр или концерт. Чем больше вы находитесь в социуме без обязательств с вашей стороны (особенно профессиональных) — тем легче вашей нервной системе адаптироваться.
Избегайте злоупотребления спиртным. Спиртное только ухудшает состояние, провоцирует депрессию и зависимость.
Благодарю за интерес к статье. Желаю крепкого здоровья и выдержки в любой жизненной ситуации.
Прочитанная статья была полезна для вас? Ваше участие и материальная помощь способствуют развитию проекта! Введите любую приемлемую для вас сумму и форму оплаты в таблицу ниже, затем вы будете перенаправлены на сайт Яндекс.Деньги для безопасного перевода.
magbell.ru