Как подготовиться к сочинению по русскому языку егэ – Как лучше подготовиться к заданию C (сочинение), к ЕГЭ по русскому языку ?
как готовиться к сочинению ⋆ MAXIMUM Блог
Каждому выпускнику вне зависимости от выбранного факультета в высшем учебном заведении для получения документа о среднем образовании нужно будет сдавать ЕГЭ по русскому. Как готовиться к сочинению, которое является важной частью экзамена, школьников интересует больше всего.
Наш любимый Русский подготовка к сочинениюДля начала давайте разберемся, что представляет собой экзаменационное испытание. Все задания делятся на две части: первая часть состоит из двадцати четырех заданий с кратким ответом в виде числа или слова, и вторая часть — это непосредственно сочинение. На второй части ЕГЭ по русскому языку мы и остановимся.
Распространенные ошибки, которые нужно знать, чтобы подготовиться к сочинению в рамках ЕГЭ по русскому, следующие:
- Пересказ или излишнее цитирование исходного текста. Не путайте задание с изложением, где нужно своими словами пересказать текст.
- Комментирование проблемы, не заданной в главном вопросе.
- Увлечение процессом написания сочинения и пренебрежение построением структуры текста, соблюдением грамматики и пунктуации.
Чтобы подготовиться к сочинению на ЕГЭ по русскому, важно помнить рекомендации:
Сосредоточьтесь на одной, понятной вам проблеме – анализируйте и комментируйте только ее.
Во время написания сочинения выстроите четкую структуру и придерживайтесь ее от начала и до конца.
Не путайте понятия «тема» и «проблема». Если с этим возникают сложности в момент подготовки к сочинению, досконально разберитесь в определениях.
ЕГЭ по русскому языку и подготовка к сочинению подразумевает знание художественной литературы для указания аргументов по поставленной проблеме. Не забудьте освежить в памяти хотя бы главные из них (“Война и мир”, “Отцы и дети”, “Преступление и наказание”, “Капитанская дочка” и другие) или воспользуйтесь «банком аргументов».
И еще один простой, но ключевой совет, как подготовиться к сочинению на ЕГЭ по русскому языку: пишите сочинения как можно больше, «набивайте руку». Регулярная практика равно ожидаемые результаты. Дерзайте!
maximumtest.ru
Подготовка к ЕГЭ — 2017 Рекомендации учащимся 11 класса по подготовке к сочинению по русскому языку (Часть 2, задание 25)
Подготовка к сочинению
по русскому языку на ЕГЭ – 2017
(выполнение части 2, задание25)
Рекомендации учащимся 11 класса
Часть 2
25 Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,
по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста
(избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните
почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на
читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный
или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
План сочинения — рассужденияДействия и средства для написания сочинения
Как начать сочинение?
Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
Можно обрисовать типичную картину: Часто бывает так, что…
На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!
Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).
… – вот тема, к которой обращается автор текста.
Этот текст (статья) о …
Автор обращается к актуальной теме – теме…
Этот текст о …
Автор посвящает статью…
Определив тему, можно попытаться сформулировать одну проблему.
Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.
Какой вопрос выбрать?
Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция. Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.
Шаблоны:
поставлена, изложена, рассмотрена, выдвинута, затронута, поднята, сформулирована, исследована, проанализирована.
Комментируем проблему.
Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это – самое важное и сложное.
Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы?
К какой категории относится проблема:
нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?
Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,
по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста
(избегайте чрезмерного цитирования).
Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?
Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
общественно-значимая,
животрепещущая, жизненная, насущная, первоочередная, острая, важная, серьёзная, спорная, глубокая, злободневная, актуальная, главная, сложная, принципиальная, жгучая, наболевшая, основная, неразрешимая, назревшая.
Проблема может заставить читателя:
глубоко задуматься, рассуждать вместе с автором, лучше понять себя и окружающих, лучше понять трагизм происходящего, серьёзно размышлять, критичнее относиться к .., по-иному посмотреть на .., поделиться мыслями о…
Почему важно уметь комментировать основную проблему текста?
Это позволяет увидеть, что интересует автора. Комментируя проблему, вы показываете и своё восприятие того, что волнует автора. Комментарий позволит вам глубже посмотреть на поставленную проблему.
В комментарии не должно быть:
Пересказа исходного текста или его части.
Рассуждений по поводу всех проблем текста.
Комментариев о действиях героев текста.
Повторов слова «проблема».
Выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что…», «проблема о мужестве и стойкости…».
Определяем авторскую позицию (идея текста).
При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания текста. Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, как автор на него отвечает. Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать, как автор на него отвечает. От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а надо показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.
Авторская позиция в публицистическом стиле, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать частично или пересказать (чтобы не снизили балл).
Шаблоны:
Автор считает, что…
Автор утверждает, что…
Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания. Автору важно убедить читателя в том, что… Бесспорно мнение автора о том, что… Автор подводит читателя к мысли о том, что… Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что… Решая проблему, автор приходит к выводу: …
… – в этих словах, по–моему, отражена основная проблема текста.
… – это высказывание точно отражает мысль автора.
Позиция автора очевидна:…
Первый аргумент.
Второй аргумент.
Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на
читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Аргументы должны быть точными.
Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.
Аргументы должны доказывать вашу точку зрения.
Выражение собственного отношения к данной проблеме.
Приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного опыта.
Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте.
Важно доказать, почему вы так думаете.
Я (не) согласен с автором, потому что …, и считаю…
Здесь идет строгое сочинение-рассуждение:
тезис -аргументация -вывод -аргументация
Каждый аргумент начинать с нового абзаца.
Приводить примеры, ссылаясь на примеры из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни окружающих.
Шаблоны:
Нельзя не согласиться с автором в том, что…
С автором можно поспорить …
Автор прав в том, что…
Однако его мысль о … вызывает сомнение
С автором трудно (не) согласиться
Позиция автора близка (понятна) мне
Я (не) разделяю точку зрения автора
Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…
Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной)
Мое мнение подтверждает и такой факт…
С удовольствием прочитал…
Нельзя остаться равнодушным…
К сожалению…
Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…
Автор убедительно доказывает, что…
Автор, по–моему, не совсем прав, утверждая, что…
Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…
Автор справедливо отмечает, что…
Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …
Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.
Во-первых,…
Во-вторых,…
Таким образом,
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?
С помощью словосочетаний:
Обратимся к (факту, воспоминаниям кого–либо, научным данным…)
Достаточно привести такой пример…
Это можно доказать следующим образом..
Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.
В этом легко убедиться, обратившись к…
Например,… Допустим…
По свидетельству кого-либо,… Предположим…
Во-первых, …, во-вторых, … и т.д.
С помощью союзов и придаточной части:
Так как…
Потому что…
Оттого что…
Благодаря тому что…
В связи с тем что…
Как заканчивать сочинение?
2-3 предложениями, дублирующими вступление.
Советы: Не забывайте каждую часть начинать с новой строки. Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.
Источники:
Цыбулько И.П. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка.- ФИПИ, 2013
ЕГЭ-2013. Русский язык. Актив-тренинг (под редакцией Цыбулько И.П.): М., «Национальное образование», 2012
Жаркова Л.П. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ
Граник Г.Г. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы.- М.: Астрель, АСТ, 2003
Сборник «Элективные курсы (русский язык, литература) Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов: ООО Издательство «Научная книга». 2008
Егораева Г.Т. ЕГЭ. Часть С. Комментарий к основной проблеме текста и аргументация собственного мнения: М., «Экзамен», 2012
Егораева Г.Т. ЕГЭ. Часть С. Практикум. Работаем над комментарием к основной проблеме текста и аргументацией собственного мнения: М., «Экзамен», 2011
Методическое пособие для 11 классов при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ по русскому языку. Составитель Бессонова Елена Борисовна, 2015.
infourok.ru
Презентации «Как готовиться к сочинению по русскому языку на ЕГЭ»
Описание слайда:Отредактированный вариант 1) В данном тексте автор Феликс Кри- вин поднимает проблему становления личности. Многое в личности человека зависит от родителей. Автор приводит людей в аналогию со свёрлами и штопором. Родители (Свёрла) оградили сына (Штопор) от грубого металла. Учился сын на пробках. Вот и выросло не крепкое рабочее сверло, а хрупкий и тонкий штопор. 1) Феликс Кривин поднимает проблему становления личности. Многое в формировании человека зависит от родителей. Писатель, используя иносказание, проводит аналогию между людьми и неодушевлёнными предметами: Свёрла — это чересчур заботливые родители, которые оберегают своего ребёнка (Штопор) от серьёзной работы. Как показывает автор, в результате такого воспитания сын вырастает избалованным, не приспособленным к труду. 2) Примером неправильного воспитания автор приводит семью Сверла, в которой рождается сын Штопор. Родители любуются своим сыном, наблюдают, как он растёт. Родители оберегают ребёнка, думают, что он ещё молод, дают ему лёгкую работу. Отец приносит домой пробки, на которых, как думает отец, он научится сверлильному мастерству. Но когда приходит время переходить к более тяжёлой работе, сын не хочет отказываться от более лёгкой. И после этого родители не так любуются своим сыном. 2) В качестве примера неправильного воспитания автор описывает семью, в которой родители чрезмерно балуют своего ребёнка, даёт ему только самую лёгкую работу. Писатель показывает, что чрезмерная забота родителей пагубно сказывается на детях, которые вырастают не приспособленными к самостоятельной жизни. 3) В данном тексте с помощью мастерской метафоры автор повествует о том, как в целом хорошие родители, проявляя излишнюю заботу о ребёнке, лишают его перспективного будущего. Всё делая за него, они не дают развиваться ему и стать самостоятельным, приспособиться к взрослой жизни, в которой есть не только развлечения, но и труд. 3) Автор мастерски использует приём олицетворения и, рассказывая историю семьи Сверла, показывает нам типичную ситуацию, когда любящие родители, проявляя излишнюю заботу о ребёнке, по сути, лишают его будущего. Оберегая детей от любых серьёзных дел, взрослые не дают им развиваться, становиться самостоятельными, готовиться к взрослой жизни, в которой есть не только развлечения, но и труд.
infourok.ru
«Секреты подготовки к сочинению в форме ЕГЭ»
Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга
Тема работы
Методические рекомендации по написанию сочинения
по русскому языку в формате ЕГЭ
Автор: Дружинина Татьяна Викторовна,
должность: учитель,
преподаваемый предмет: русский язык и
литература.
Санкт-Петербург
2017
На интернет-просторах существует множество планов, клише, шаблонов по написанию сочинения в формате ЕГЭ. Уважаемые коллеги многое делают для того, чтобы облегчить обучающимся нелегкий процесс подготовки к экзамену. Зачастую эти рекомендации носят назидательный характер, и не очень ясна цель написания сочинения. Обучающийся вправе строить текст свободно, но задание все же диктует определенную логику.
Эксперт при проверке проверяет логику сочинения трижды: наличие абзацев, переходы (скрепы) между абзацами и наличие причинно-следственных связей внутри абзацев.
Исходя из задания к сочинению, которое само по себе является его планом, я составила короткую логическую схему:
Четкая формулировка проблемы текста
(конкретное словосочетание с сущ. в род. п. или вопрос по тексту)
Комментарий по проблеме (с 2 примерами-иллюстрациями):
1 — (причинно-следственные связи: тезис (суждение) — док-во (пример из текста) — вывод) Л
2 — (причинно-следственные связи: тезис (суждение) — док-во (пример из текста) — вывод) Л
Авторская позиция Л
Своя позиция (одно сложное предложение, четко сформулированная мысль) Л
Аргументация своего мнения:
1 аргумент (причинно-следственные связи: тезис-доказательство-вывод) Л
2 аргумент (причинно-следственные связи: тезис-доказательство-вывод) Л
Вывод сочинения Л
Таким образом, сочинение представляет собой две зеркальные части: информационная обработка текста (абзацы 1-4) и собственно свое сочинение (абзацы 5-8). Становится ясна цель сочинения: проверка умения информационной обработки текста и составления своего текста. Обучающийся, понимающий цель работы, может свободно излагать свои мысли по предложенной логической схеме.
1-ый абзац – формулировка проблемы с помощью вопроса или словосочетания с существительным в родительном падеже. Например: «В тексте ФИО автора поставлена проблема…» (если обучающийся хорошо не владеет речью, не стоит делать пространных вступлений).
2-3 абзацы (возможно объединение в один, но н рекомендую) – комментарий проблемы. Здесь важно выделить в тексте 2 примера, с помощью которых автор раскрывает перед читателем проблему. Оба абзаца должны иметь причинно-следственные связи (это должно быть мини-рассуждение): тезис (суждение, условно говоря, о чем автор пишет, какую мысль высказывает) – конкретный пример из текста (ситуация) – микровывод, восходящий к проблеме.
4 абзац – четко и ясно сформулированная авторская позиция (возможна цитата из текста).
5 абзац – позиция обучающегося, согласие или несогласие с авторской позицией. Здесь важно пояснить свою точку зрения.
6-7 абзацы – аргументы, подтверждающие свою точку зрения. Оба аргумента имеют такое же строение, что и комментарии (должны иметь причинно-следственные связи: тезис (суждение, условно говоря, название литературного произведения) – конкретный пример из текста – микровывод, восходящий к своей позиции).
8 абзац – вывод, восходящий к проблеме текста. Итог одновременно своих рассуждений и всего сочинения.
Как показывает практика, самыми распространенными недочетами являются следующие:
тема сформулировано общо, не конкретно по тексту,
в комментарии один пример вместо двух или просто дан пересказ ключевых фрагментов текста,
ошибки при цитировании
авторская позиция сформулирована расплывчато, не всегда по заявленной проблеме, часто происходит смешение формулировок по двум смежным проблемам,
после формулировки позиции нет её объяснения, которое должно являться переходом к аргументации,
нет аргументов вообще,
при аргументации назван автор произведения, но нет его названия («в общеизвестном романе Ф.М. Достоевского…» – в таком случае аргумент может быть засчитан в качестве жизненного),
при комментировании проблемы и аргументации собственного мнения не прослеживаются причинно-следственные связи, т.е. нет выводов, восходящих к соответствующим позициям по схеме.
Чему учить?
определять идею любого текста (= главную проблему)
действовать четко по заданию
выявлять причинно-следственные связи в тексте и составлять свои микротексты (абзацы) по заданной теме
делать переходы (скрепы) между абзацами
аргументировать свое мнение обязательно (даже если это будут два жизненных примера – теряется всего 1 балл)
Для тренинга можно предлагать тренировочные задания по составлению логических схем. Многие обучающиеся утверждают, что составить схему сложнее, чем написать сочинение. Полагаю, это говорит о том, что они не свободно владеют правилами и навыками написания сочинения в формате ЕГЭ.
Пример задания. Дан текст из Открытого банка заданий (в Открытом банке заданий есть много небольших содержательных текстов. http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416). Предлагается кратко заполнить согласно заданию схему текста, которая будет являться основой будущего сочинения. Эта работа позволит избежать многих логических ошибок непосредственно при написании сочинения.
(1) Несколько раз я слышал странное мнение, что «Три мушкетёра» Александра Дюма — книга вредная и ненужная и что её не следует давать читать детям. (2) Потому что её герои занимаются чёрт-те чем: пьют вино, дерутся на шпагах, развратничают, воруют бутылки через дырку в потолке магазина, убивают женщину и так далее и тому подобное. (3) Первый раз такое мнение я услышал на писательском семинаре в Дубултах в 1990 году от кого-то из молодых писателей. (4) Второй раз я услышал такое мнение от одного известного питерского фантаста на семинаре Б.Н. Стругацкого. (5) Третий раз я услышал аналогичное мнение от старой дамы, профессорши, университетской преподавательницы, в случайно слышанной по радиопередаче.
(6) Она вообще выступала за запрещение много чего в русской и нерусской детской литературе: в частности, книги и фильмы о Малыше и Карлсоне, потому что Карлсон, во-первых, живёт на крыше, а значит — бомж, и уже одним этим подаёт дурной пример для подростков, во-вторых, он всё время врёт, без меры ест сладкое, подставляет вместо себя других, когда требуется отвечать за содеянное, и прочее, и тому подобное. (7) Запрещению подлежат Буратино и Винни-Пух — практически по тем же причинам, сказка про Машу и трёх медведей — за то, что маленькая героиня пришла в чужой дом, всё там съела, поломала, а потом убежала от заслуженного наказания.
(8) Вот и мушкетёры Александра Дюма угодили под каблук этой дамы. (9) А такой переворот в её мыслях произошёл после посещения США, где борьба за политкорректность достигла таких масштабов, что в некоторых штатах Америки запретили Тома Сойера с Гекльберри Финном и изъяли все подозрительные места из классических детских книжек.
(10) Так что, дорогие читатели, пока ещё на школьных дворах не пылают костры из книг, в которых политкорректность не дотягивает до необходимого уровня, срочно покупайте «Трёх мушкетёров» и читайте, перечитывайте, давайте читать другим. (11) Пока не настал День Гнева.
(По А. Етоеву)
Схема текста
Формулировки проблем (ту, которую будете комментировать и высказывать авт. позицию, подчеркните):
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Комментарий (тезис (суждение) – аргумент (пример) – вывод)
1 пример _____________________________________________________________________
2 пример _____________________________________________________________________
Авторская позиция по выбранной проблеме_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Своя позиция __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аргумент 1 (тезис (суждение) – аргумент (пример) – вывод) __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аргумент 1 (тезис (суждение) – аргумент (пример) – вывод) __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод __________________________________________________________________________________________________________________________________________
videouroki.net
Методическая разработка «Упражнения по подготовке к сочинению на ЕГЭ по русскому языку»
Упражнения, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения (частьС1 ЕГЭ) .
Пояснительная записка.
Данная система упражнений разработана для использования в работе с учащимися 10-11 классов при подготовке к выполнению части С ЕГЭ. Задание С1 требует от выпускников умения анализировать и интерпретировать текст. Познакомившись с предложенным текстом, экзаменуемые должны определить и сформулировать одну из проблем, рассматриваемых автором, прокомментировать её, понять и сформулировать авторскую позицию, согласиться или не согласиться с нею, аргументируя своё мнение. Результатом этих действий должно стать сочинение-рассуждение, представляющее собой наиболее сложную часть экзаменационной работы, за которую можно получить 23 балла(более 30 процентов от всего количества баллов). Как показывает опыт, большинство учащихся испытывает определённые затруднения в написании сочинения, связанные с пониманием текста, с выстраиванием композиции сочинения, с выбором формулировок. Данные упражнения направлены на преодоление этих трудностей.
Упражнения 1-4 могут быть использованы на начальном этапе обучения написанию экзаменационного сочинения.
Упражнение 1 учит выявлять проблему, поставленную в тексте, и предупреждает типичные грамматические ошибки, допускаемые при формулировании проблемы.
Упражнение 2 помогает учащимся уточнить свои знания о том, что следует писать в комментарии.
Упражнение 3 знакомит учащихся с двумя способами построения начала сочинения: от проблемы к комментарию и от комментария к проблеме.
Упражнение 4 направлено на предупреждение нередко встречающейся логической ошибки, когда автор сочинения, правильно сформулировав одну из проблем текста, комментирует другую проблему.
Упражнения 5-6 учат аргументировать собственное мнение. Упражнение 5 содержит примеры логических ошибок при аргументации тезиса. Упражнение 6 даёт учащимся возможность попрактиковаться в применении такого типа аргументов, как ссылка на авторитет.
Упражнения 7-9 развивают у учащихся внимание к речевому оформлению сочинения, помогают научиться находить и исправлять грамматические, речевые и логические ошибки.
Упражнение 10 предназначено для использования на завершающем этапе обучения, когда учащиеся хорошо знают, что от них требуется, каковы критерии оценки сочинений, применяемые экспертами. Проверив и оценив чужую работу, учащиеся будут более критично и внимательно относиться к своей.
Упражнения 1-3 составлены по тексту, взятому из книги «ЕГЭ- 2009: русский язык: реальные задания/авт.-сост. А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова.» – М., Астрель, 2009.
(1)Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.
(2) — Пожалуйста, — вполне серьёзно говорит он крохе, — можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.
(З)Сие — не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.
(4)Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5)Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. (6)Но нет, несолидно!
(7)Слышишь, видишь, читаешь такое — и хочется снова, и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!
(8)Это — самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10)Статья его так и называлась — «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (11)Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки — постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.
(15)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. (16)И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».
(17)Помните, у Виктора Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывет и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт?
(18)Хорошо поёт, собака,
Убедительно поёт…
(19)Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.
(20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского…
(21)В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? (22)А заодно — и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?
(23)Кто, если не мы сами?!
(По Н. Галь)
Упражнение 1.
Прочитайте текст. Сформулируйте одну из проблем, поставленных в тексте. Сравните свою формулировку с данными ниже. Из предложенных формулировок проблемы выберите ту, которая не содержит грамматических ошибок. Объясните, какие нормы нарушены в отвергнутых вами вариантах.
Автор рассматривает проблему того, что канцелярит – опасная болезнь языка.
В тексте излагается проблема о канцелярите.
Автор анализирует проблему о распространении канцелярита.
Проблема засорения русского языка канцеляритом, о которой затронул автор, очень актуальна.
Автор поднимает проблему поражения русского языка канцеляритом.
Размышляя о современном состоянии русского языка, в тексте поднимается проблема канцелярита.
У автора есть проблема, которая его волнует: это проблема о канцелярите.
Упражнение 2.
Обведите номера тех утверждений, с которыми вы согласны.
В комментарии нужно:
Пересказать содержание текста.
Указать, к какому типу принадлежит проблема.
Написать своё мнение о проблеме, поставленной в тексте.
Определить актуальность проблемы.
Подробно проанализировать все средства выразительности, которые использует автор.
Рассмотреть, на каких примерах автор анализирует проблему.
Дать свою оценку действиям персонажей текста.
8) Определить, какой аспект проблемы рассматривает автор.
Упражнение 3.
Прочитайте два варианта начала экзаменационного сочинения по этому тексту. Определите, как построена каждая из этих работ: от проблемы к комментарию или от комментария к проблеме. Какой вариант вам кажется предпочтительнее?
1 вариант сочинения:
Как влияет на наш язык проникновение в живую речь оборотов, характерных для официально-делового стиля? Эту серьезную проблему анализирует в своей статье Нора Галь. Проблема эта далеко не нова. Еще К.И. Чуковский поднимал ее в статье «Канцелярит». Этим словом, напоминающим название болезни, он выражает свое понимание этого явления, поразившего русский язык. Нора Галь разделяет озабоченность Чуковского тем, что этот «окаянный и зловредный недуг нашей речи» продолжает уродовать русский язык и приводит яркие примеры неуместного употребления слов и конструкций официально-делового стиля в разговорной и публицистической речи. Не утратила, к сожалению, эта проблема своей актуальности и в наши дни. Думаю, каждый согласится с этим, вслушавшись в речь наших современников.
2 вариант сочинения:
Язык – это, пожалуй, самое главное, что характеризует тот или иной народ, сплачивает его в единое целое. В нем выражается душа народа, его нравственные ценности, национальная самобытность. Поэтому так важно хранить чистоту и богатство родного языка, защитить его от всех опасностей и болезней. Об одной из таких болезней размышляет в своей статье Нора Галь, приводя несколько примеров того, как люди употребляют официально-деловые обороты и слова совершенно неуместно, в ситуациях, где они чужеродны и неестественны. Она поднимает проблему канцелярита — засорения живого русского языка бюрократическими оборотами речи, уместными лишь в официальных документах.
Упражнение 4. ( по тексту из кн. Барова Е.С., Воронова Е.Н. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 10-11 класс. Подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ.- М.: Баллас, 2011. (Образовательная система «Школа 2100») – с.8)
(1)В середине XIX века один помещик, безвылазно живший в своём имении под названием Воробьёвка, написал странные стихи:
(2) 3емля, как смутный сон, немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
(3)Я ль нёсся к бездне полуночной,
Иль сонмы звёзд ко мне неслись?
(4)Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис…
(5)Так за сто лет до первого полёта человека в космос русский поэт Афа-
насий Фет (а он имел, кстати, стойкую репутацию «врага прогресса») напи-
сал о неведомых ощущениях космонавта со всей тонкостью и точностью.
(6)Даже о невесомости: «…над этой бездной я повис…».
(7)Вспомним апрельские дни 1961 года: немыслимый восторг, стихийные
демонстрации на площадях и улицах, братание и ликование всеобщие!
(8)Трудно точнее передать тогдашнее отношение людей к Гагарину, чем
слова Фета: «…первый житель рая…». (9)Эпоха была самая атеистическая
хрущёвские погромы церквей катились по стране, пропагандисты торжествовали «победу науки над религией». (10)Но если бы полёт Гагарина был всего лишь победой науки, то откуда в тех днях столько слёз радости, столько счастья, умиления? (11)Почему всем так хотелось скорее увидеть этого улыбчивого невысокого парня в лётной форме? (12)Ведь не потому же, что он около часа крутился вокруг планеты в тесной капсуле? (13)В полёте Юрия Гагарина народ чувствовал не только победу металла и правильных формул, но и какой-то особый, невыразимый смысл. (14)Для газет и митингов Гагарин был, конечно, первый космонавт Земли, но для сердца он был «как первый житель рая»!
(15)Встречи первых космонавтов в казахстанской и алтайской степи, а по-
том и в больших и маленьких городах ломали все официальные регламенты
и протоколы и неизбежно принимали форму стихийного праздника.
(16)Встречали не столько героев, отличившихся при выполнении специаль-
ного задания, сколько своих, «родненьких», чудесным образом прикоснув-
шихся к тайне Божьего мира.
(17)Так встречали и Титова, и Терешкову, и Николаева, и Быковского,
Леонова, и Беляева…(18)Остались, наверное, километры киноплёнки об этих встречах. (19)Там самое драгоценное — лица людей. (20)Прекрасные, счастливые лица! (21)Можно было бы сделать документальный фильм на основе этой хроники 60-х годов. (22)Текста там, наверное, никакого не нужно.(23)Пусть будет только музыка, может быть — стихи, но главное, чтобы мы успели вглядеться в лица. (24)Милые, простодушные и ясные, каких теперь не встретишь. (25)Да и нет давно такого праздника, такого дня. (26)Чтобы волна дружелюбия, радости и братского тепла могла выплеснуться на улицы.
(По книге Дмитрия Шеварова «Освещённые солнцем. Добрые лица XX века»)
Прочитайте фрагмент сочинения (в нем сформулирована и прокомментирована одна из проблем, поставленных в тексте). Какую логическую ошибку вы заметили? Как можно ее исправить?
В прочитанном мною фрагменте книги Дмитрия Шеварова автор размышляет над такой интересной проблемой: « В чем состоит значение для человечества первого космического полета?». Нам, людям 21 века, наверное, трудно понять до конца значение этого события, происшедшего в 1961 году. Ведь теперь космонавты проводят на орбите целые месяцы, и никто не видит в этом ничего удивительного. Тем поразительнее гениальное предвидение русского поэта 19 века Афанасия Фета, который словно бы описал в стихотворении чувства Юрия Гагарина, первого человека, преодолевшего силу земного притяжения. Какова природа поэтического творчества, позволяющего так точно передавать то, что сам поэт испытать не мог? Еще в древности многие считали, что Творец, будь то писатель или художник, творит не сам по себе, а с божественной помощью, он как бы служит каналом, по которому Бог может передавать людям знания о мире. Такой взгляд на природу человеческого творчества на рубеже 19 и 20 веков нашел отражение в поэзии символистов.
Упражнения 5 – 9 составлены по тексту, взятому из кн. Барова Е.С., Воронова Е.Н. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 10-11 класс. Подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ.- М.: Баллас, 2011. (Образовательная система «Школа 2100») – с.46-47
(1)Однажды Чехов позвал меня к себе в деревню Кучук-Кой, где у него
был маленький клочок земли и белый двухэтажный домик. (2)Там, показы-
вая мне своё «имение», он оживлённо заговорил:
(3) — Если бы у меня было много денег, я устроил бы здесь санаторий для
больных сельских учителей. (4)3наете, я выстроил бы этакое светлое зда-
ние — очень светлое, с большими окнами и с высокими потолками. (5)У меня
была бы прекрасная библиотека, разные музыкальные инструменты, пчель-
ник, огород, фруктовый сад; можно бы читать лекции по агрономии, метео-
рологии. (б)Учителю нужно всё знать, батенька, всё!
(7)Он вдруг замолчал, кашлянул, посмотрел на меня сбоку и улыбнулся
своей мягкой, милой улыбкой, которая всегда так влекла к нему и возбужда-
ла особенное острое внимание к его словам.
(8) — Вам скучно слушать мои фантазии? (9)А я люблю говорить об этом.
(10)Если бы вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, об-
разованный учитель! (11)У нас в России его необходимо поставить в какие-
то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что
без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложен-
ный из плохо обожжённого кирпича! (12)Учитель должен быть артист, ху-
дожник, горячо влюблённый в своё дело, а у нас это чернорабочий, плохо образованный человек, который идёт учить ребят в деревню с такой же охотой, с какой пошёл бы в ссылку. (13)Он голоден, забит, запуган возможностью потерять кусок хлеба. (14) А нужно, чтобы он был первым человеком в деревне, чтобы он мог ответить мужику на все его вопросы, чтобы мужики признавали в нём силу, достойную внимания и уважения, чтобы никто не смел орать на него… унижать его личность, как это делают у нас все: урядник, богатый лавочник, поп, становой, попечитель школы, старшина и тот чиновник, который носит название инспектора школ, но заботится не о лучшей постановке образования, а только о тщательном исполнении циркуляров округа.(15)Нелепо же платить гроши человеку, который призван воспитывать народ,- вы понимаете? — воспитывать народ! (16)Нельзя же допускать, чтобы этот человек ходил в лохмотьях, дрожал от холода в сырых, дырявых школах, угорал,
простужался, наживал себе к тридцати годам лярингит, ревматизм, туберкулёз… ведь это же стыдно нам! (17)Наш учитель восемь, девять месяцев в году живёт, как отшельник, ему не с кем сказать слова, он тупеет в одиночестве, без книг, без развлечений. (18)А созовёт он к себе товарищей — его обвинят в неблагонадёжности, — глупое слово, которым хитрые люди пугают дураков!.. (19)Отвратительно всё это… какое-то издевательство над человеком, который делает большую, страшно важную работу. (20)3наете, — когда я вижу учителя, — мне делается неловко перед ним и за его робость, и за то, что он плохо одет, мне кажется, что в этом убожестве учителя и сам я чем-то виноват… серьёзно!
(По статье М. Горького «А.П. Чехов и народный учитель»)
Упражнение 5.
Прочитайте текст и фрагменты сочинений, в которых авторы выражают и аргументируют своё мнение о проблеме. Какие логические ошибки допущены в аргументации?
1)Я согласна с автором и тоже считаю, что учитель должен получать за свой нелёгкий труд приличную зарплату. В моей жизни, например, был учитель, которого я очень уважаю, и я убеждена в том, что он сыграл огромную роль не только в моей жизни, но и в жизни многих учеников. Это учитель истории Василий Григорьевич Лосев. Его уроки были очень интересными, он обсуждал с нами очень важные политические, а иногда и философские темы. Некоторые ребята по его примеру поступили на истфак и готовятся продолжить его дело.
2)Как и автор, я считаю, что учитель в нашей стране недостаточно ощущает поддержку и заботу государства.
Во-первых, у учителей зарплата гораздо ниже, чем у тех, кто работает, например, в промышленности.
Во-вторых, если бы не было учителей, то мы с вами не смогли бы получить образование, стать образованными людьми, а это привело бы к упадку всего государства.
3)Я поддерживаю позицию автора: роль учителя неоценима в жизни как отдельного человека, так и всего государства. Это подтверждает и народная мудрость, недаром говорится: «Ученье – свет, а неученье – тьма». А у нас, к сожалению, как во времена Чехова, учитель «голоден, забит, запуган».
Упражнение 6.
Какие из данных пословиц об учителе и учении можно использовать в качестве аргументов, подтверждающих следующие тезисы:
а) Чтобы учитель мог полноценно выполнять свою работу, необходимо создать ему условия, при которых он мог бы повышать свой образовательный уровень.
б) Роль учителя в жизни общества очень велика, потому что от него зависит образование и воспитание народа.
Учитель в школе что посев в поле.
Сытое брюхо к ученью глухо.
Дерево и учитель познаются по плоду.
Чтобы других учить надо свой разум наточить.
Учёного учить – портить.
Почитай учителя как родителя.
По ученику и об учителе судят.
Напишите фрагмент сочинения, доказывающий один из тезисов, используя пословицу в качестве аргумента.
Упражнение 7
Найдите грамматические ошибки и запишите предложения в исправленном виде.
По-моему, учитель – это наиболее важнейшая профессия.
Каждый из нас должен быть благодарен людям, научивших нас писать и читать и воспитывающих в нас доброту, умение дружить, любовь к Родине.
Все, кто учились в школе, хранят добрую память о своих учителях и благодарны им.
Учителя заслуживают всенародного уважения. Потому что их работа очень непростая и нужная обществу.
Чехов не только с уважением и любовью относится к учителю, а ещё мечтает о создании великолепного санатория для больных учителей.
Упражнение 8.
Найдите речевые ошибки и запишите предложения в исправленном виде.
Учитель занимает очень важную роль в жизни общества.
К сожалению, сейчас учитель не пользуется уважением в обществе, нередки случаи, когда даже в популярных телешоу ведущие прикалываются над учителями.
Для этой молодой учительницы работа в школе была её первым дебютом в качестве педагога, и после этого ужасного случая она, наверное, разочаруется в своей профессии.
В рассказе Распутина «Уроки французского» рассказывается о замечательной учительнице, которая не только помогала своему ученику учить французский язык, но и старалась подкормить его в то голодное время.
Мне очень понравились слова Чехова об учителе. Ему действительно нужно уделять больше внимания.
Упражнение 9.
Найдите и исправьте логические ошибки .
1)Автор убеждает нас в том, что нельзя унижать учителя, потому что он забит, робок, плохо одет.
2)Почему учителям так мало платят за их тяжёлый труд? Это приводит к тому, что выпускники школ не хотят поступать в педагогические институты. Я уверен в том, что учителей, которые все свои силы отдают любимой работе, будет всё больше и больше.
3)Текст посвящён проблеме отношения общества к труду учителя. Эта тема сегодня очень актуальна.
Упражнение 10.
Прочитайте текст и сочинение по нему. Выполните работу эксперта: найдите ошибки и определите количество баллов по каждому критерию.
Текст:
(1) — Наденька, так вы меня любите? — спросил я.
(2) — Люблю, конечно, люблю, — ответила Надя. (3)От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто вроде «Танца с саблями». (4)Потом подпрыгнул до потолка, задев люстру, выскочил на лестничную площадку и с разбегу налетел на уборщицу с ведром к руках. (5) Вода разлилась, уборщица чуть не упала с лестницы. (6)«Ты что, ослеп?» — крикнула она, но я пронёсся мимо неё, как на крыльях. (7)Грубая женщина. (8)Подумаешь, лужа!.. (9)3нала бы она, что меня любит Наденька!
(10)Во дворе малыши строили замок из песка. (11 Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. (12) «Дяденька, что вы делаете?» — зачирикали мальчишки. (13)Я даже не повернул головы. (14)Глупые дети, что значит их замок на песке по сравнению с любовью моей Наденьки! (15) Любит, любит!..
(16)На автобусной остановке мне под ноги попалась кошёлка с овощами. (17)Я с ходу пнул её ногой, и по асфальту весело заскакали зелёные огурцы, жёлтые яблоки и красные помидоры. (18) «Бандит!..» -раздалось мне вдогонку. (19)Но я не удостоил хозяйку кошёлки даже взгляда, все мои мысли были о Наденьке.
(20)Задыхаясь от восторга, я стремительно летел в сторону берёзовой рощи. (21)Под желтеющими осенними деревьями на скамейке сидели несколько пенсионеров. (22)Я пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля: та-та-та-та-та-тинь-тинь. (23) «Держи хулигана!» (24)Эгоисты эти пенсионеры. (25)Разве трудно понять, что чувствует человек, которого любят!..
(26)Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зелёную душистую траву. (27)Ах, какое это счастье — любить и быть любимым, какое счастье!
(28)Вдруг я почувствовал, что по мне пробежал некто в ботинках с железными набойками, раздавив часы на моей руке. (29)Я мгновенно вскочил — и тут же полетел в пруд, сшибленный ещё кем-то, проносившимся мимо. (30)Как только я выбрался из воды, чьи-то пальцы стиснули мой нос так, что из глаз брызнули слёзы. (31)Вырвавшись, я схватил с земли здоровую палку. (32)«Ну, сейчас я покажу этим кретинам!»
(33)Но что я мог сделать! (34)Вокруг меня, обезумевшие от счастья, скакали стада румяных молодых людей, выкрикивая разные женские имена и на разные лады повторяя: «Любит! Любит!..» (35)Оказывается, я был не одинок… (36) Любили и других.
(Ю. Котлярский)
Сочинение:
В этом тексте автор рассматривает проблему эгоистичного отношения человека к другим людям.
Эта проблема является нравственной, она актуальна в наши дни, так как люди думают только о себе. Эта проблема традиционна, её рассматривают уже давно. По поводу этой проблемы существуют разные точки зрения: одни думают, что если люди думают только о себе, когда они счастливы, то не надо осуждать их и ругаться, а нужно просто порадываться за них; а другие считают, что нужно воспитывать в себе сдержанность в момент, когда человека переполняет счастье, злоба и т.д. Эта проблема заставляет задуматься о своём поведении в разные случаи жизни. Когда человек счастлив наоборот, он совершает какое-либо действие, не задумываясь о последствиях, обычно, ни к чему хорошему не приводит. Это подтверждается в тексте: человек, узнав, что его любит Надя, ударил ногой по кошёлке с овощами, разрушил песчаный домик, который приносил счастье детям, разлил воду из ведра уборщицы, не думая о том, что уборщица устала и хочет поскорее закончить работу и пойти домой.
Автор подсмеивается и хочет проучить главного героя, так как он, влюблённый в Наденьку, от счастья совсем не понимал, что он делает. Но в итоге автор его решил проучить и показать, что чувствуют те люди, которым он вредит под гнётом отличного настроения, только тогда он понял, как он был не прав и, что на свете не один он влюбился, и, он может стать таким же пострадавшим.
Я согласна с автором, я думаю, что чтобы не произошло, нужно всегда держать себя в руках и не позволять себе вредить другим людям, которые наврятли поймут тебя, у них такое поведение будет вызывать только гнев и раздражённость.
infourok.ru
Урок подготовки к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку (10-11 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 10 классе
Урок разработала Шишкина К. В., учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 6 г. Бикина.
Пояснительная записка
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Вид урока: урок – практикум
Тема урока: «Подготовка к ЕГЭ. Учимся понимать исходный текст»
Цель урока: Обучающиеся получат возможность совершенствовать практические умения и навыки анализа исходного текста (по типу выполнения второй части ЕГЭ), развивать умения в применении различных способов речевой и коммуникативной деятельности.
Планируемые результаты:
У обучающегося будут сформированы:
Личностное понимание: ценности сохранения памяти об историческом прошлом своей страны; видения актуальности проблемы; критического оценивания предложенного материала; в аргументированном высказывании собственной точки зрения при решении проблемы; в объективной самооценке; успешного использования приобретенных знаний и умений в интеллектуально-преобразовательной деятельности.
Метапредметное понимание:
Регулятивное: в принятии и сохранении учебной задачи, планировании действия; осуществлении пошагового контроля способов решения; в адекватной оценке и корректировании результатов.
Познавательное: в выборе источников аргументации собственной позиции при работе с художественными и публицистическими текстами;
Коммуникативное: в определении общей цели работы в группе, способах ее достижения; соблюдении правил речевого поведения; в применении лингвистических знаний и языковедческой терминологии при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий.
Предметное понимание: в содержании и проблематике исходного текста, в определении позиции автора, в построении аргументированного высказывания.
Роль учителя – тьютора:
направляет познавательную активность обучающихся на формирование личностного опыта в использовании необходимых знаний и умений путём самостоятельного освоения материала;
оказывает дозированную помощь ученикам по возникающим вопросам в ходе работы.
На уроке использовались:
• дидактическая модель обучения – создание проблемной ситуации;
• вид деятельности учащихся – совершенствование умений и навыков мыслительно-речевой и учебно- исследовательской деятельности, получение результата при написании сочинения;
• мотивация урока — развивающие образовательные технологии: системно-деятельностный подход, тьюторское сопровождение (учитель-тьютор), синема-технология, проблемное и интерактивное обучение, коллективный диалог, исследование.
• здоровьесберегающие технологии — для снятия напряжения проводилась смена видов деятельности.
• компетенции:
учебно – познавательная
-на базовом уровне — обучающиеся могут анализировать содержание исходного текста, выстраивать связное речевое высказывание в соответствии с критериями и этапами построения сочинения второй части ЕГЭ.
-на продвинутом уровне – обучающиеся в ходе комплексного анализа выявляют и формулируют поверхностные и глубинные смыслы текста, видят вариативность ответов на поставленные вопросы.
— на творческом уровне — обучающиеся могут давать собственную интерпретацию авторского текста.
информационно-коммуникативная – обучающиеся вступают в диалоговое общение, отражают в устной и письменной форме результаты своей деятельности;
рефлексивная – обучающиеся ищут и устраняют причины возникновения трудностей, знают сферу своих интересов и возможностей, владеют навыками само- и взаимоконтроля, умеют работать в группе.
Формы работы: групповая и индивидуальная работа.
Необходимое техническое оборудование: интерактивное оборудование, нетбуки.
Организационная структура урока
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического совзаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Мотивация учебной деятельности (Вызов интереса)
Организация осознанного вхождения обучающихся в пространство учебной деятельности для стимулирования их практического опыта.
Предлагает познакомиться с высказываниями посетителей форумов в социальных сетях о проблемах, возникающих при написании сочинения.
СЛАЙД 2
Приглашает к обсуждению мнений.
Слушают учителя
Участвуют в обсуждении.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
Актуализация субъектного опыта обучающихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Актуализировать знания о требованиях к написанию сочинения по типу ЕГЭ.
Создает условия для определения темы урока посредством осмысления эпиграфа и составления кластера «Композиция сочинения-рассуждения»
Помогает обозначить тему путем обращения к формулировке задания. Создает условия для возникновения противоречия в ходе анализа основных требований к сочинению.
1.Составляют кластер, определяют ключевые понятия.
2. Анализируя задание к сочинению, приходят к выводу, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста 3. Формулируют тему.
1.Участвуют в коллективном обсуждении.
2. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
3.Контролируют оценку действий друг друга.
1. Активизируют мыслительную деятельность
2.Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что вызывает затруднения.
Целеполагание
Сформулировать цель и задачи урока.
1.Подводит обучающихся к формулированию темы урока и собственной цели каждым (предлагает записать в тетрадь).
2.Цель формулируется согласно выводам обучающихся.
3.Учитель — координатор действий.
Сами формулируют цель урока и собственные цели для достижения результатов обучения.
1.Учатся осмысливать и соотносить поставленную цель с конечным результатом.
2.Аргументируют свои позиции
Учатся планировать пути достижения цели и прогнозировать результаты.
Пробное учебное действие
Подготовка к восприятию исходного текста.
Предлагает просмотреть видеосюжет «Судьба памятников воинам-освободителям на территории бывшего СССР». Акцентирует внимание учащихся на том, все чаще в СМИ освещаются факты, имеющие цель дискредитировать Победу, принизить ее значение, исказить образ русского солдата.
1. Смотрят видеосюжет.
2. Критически осмысливают увиденное.
Высказывают свое отношение к увиденному
2. Дают оценку увиденному, соотносят с о своим жизненным опытом.
1.Осуществляют самоконтроль.
2. Планируют дальнейшие действия.
включение системы знаний в учебную деятельность.
Cистематизировать знания и умения для решения нестандартной задачи.
.
1.Предлагает познакомиться с текстом Олега Павлова, выделить ключевые слова и выражения, необходимые для понимания задачи автора.
2. Направляет учащихся на деятельность по формулированию содержания проблемы, комментария, авторской позиции.
3. Контролирует деятельность учащихся, содействует умению анализировать и обобщать.
4. Подводит обучающаяся к осмысленному пониманию предоставленных аргументов.
5. Предлагает создать опорную схему-конспект будущего сочинения-рассуждения и познакомить группы с результатами проделанной работы.
1.Учатся находить необходимую информацию в тексте.
Анализируют микротемы, выделяют ключевые слова и предложения, определяют общую тему текста.
Повторяют правила написания и оформления сочинений в соответствии с критериями.
Строят логические рассуждения.
Фиксируют свои наблюдения в рабочих листах.
Презентуют результаты групповой исследовательской деятельности с целью создания «банка аргументов» к домашнему сочинению.
Участвуют в обсуждении содержания материала (задают вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества)
Развивают мысль собеседника,
Выступают перед аудиторией
Обмениваются собранной информацией
Находят приемлемое решение при наличии разных точек зрения
1.Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы её решения.
2.Осуществляют самоконтроль. 3.Учатся планировать пути достижения целей для ориентиров действия в учебном материале.
Рефлексия собственной деятельности.
Провести самодиагностику обучающихся.
Создает условия для рефлексии, обращаясь к словам древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Предлагает проанализировать результаты деятельности на уроке.
Дает инструктаж по выполнению домашнего задания.
3. Предлагает оценить результаты на уроке и уровень готовности к выполнению домашнего задания (Слайд)
Делают умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументаций.
Учатся объективно оценивать результаты деятельности.
Учатся владеть основами коммуникативной рефлексии.
Осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
infourok.ru
6 советов, как подготовиться к итоговому сочинению
6 декабря абитуриенты напишут итоговое сочинение. Это будет их первое серьёзное испытание в этом году, которое повлияет на допуск к экзаменам. Преподаватель учебного центра MAXIMUM ответила на самые распространённые вопросы учеников и родителей. Оказывается, что сочинение — как раз та свобода, за отсутствие которой и ругали ЕГЭ.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Подготовка к ЕГЭ, поступление, выбор вуза, бронь ресторана для проведения выпускного вечера — в гуще этих, бесспорно, важных забот 11 класса к концу осени родители, выпускники и их учителя вспоминают о ещё одном испытании. Это испытание — итоговое сочинение.
Итоговое сочинение — экзамен, который пишут ученики выпускного класса. По сути, это допуск к государственной итоговой аттестации, оценивается «зачёт» и «незачёт». Результат итогового сочинения может дать несколько дополнительных баллов к сумме ЕГЭ по желанию вуза.
В 2017 году выпускникам будут предложены следующие темы: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда».
Формально всё понятно. Однако из года в год тысячи родителей, учеников и учителей задают нам одни и те же вопросы: «Нужно ли дополнительно готовиться к итоговому сочинению? Итоговое сочинение и сочинение в ЕГЭ по русскому — это одно и то же? На что следует делать акцент при подготовке?»
Предлагаем разобраться, как оно работает на самом деле и получить информацию из «первых уст». Регулярно в учебном центре MAXIMUM проходят профессиональные семинары, на которых преподаватели детально разбирают результаты и процесс работы с учениками. На одном из них мы поговорили с Алиной, преподавателем курса по итоговому сочинению, она ведёт его уже третий год.
Зачем вы готовите к итоговому сочинению, действительно ли ученикам это нужно?
Бесспорно, да. О подготовке к итоговому сочинению меня начали спрашивать ещё в августе. Я преподаю русский язык в учебном центре. Так как мы готовим учеников к ЕГЭ, разумеется, мы готовим и к итоговому сочинению, ведь без него ни о каком ЕГЭ не может быть и речи. Для нас это уже будет третий курс подготовки к итоговому сочинению, но каждый раз мы создаём его заново, ведь каждый год появляются новые направления, темы, а значит, новый подход.Почему большинство учеников переживает из-за итогового сочинение не меньше самого ЕГЭ?
Отсутствие чётких правил, рамок, системы, опоры — это то, что больше всего пугает учеников. Абсолютно каждый год нам приходится переучивать учеников, напоминая им, что декабрьское сочинение и 25 задание из ЕГЭ по русскому языку — разные работы, и нельзя их смешивать. И это, наверное, самое сложное, ведь сначала мы ставим их в строгие рамки ЕГЭ: проблема — комментарий — позиция автора — аргументы. А сейчас уводим их от этого шаблона, чтобы после декабрьского сочинения снова к нему вернуться. Очень часто ученики задавали мне вопрос: «А как понять в итоговом сочинении позицию автора?» А её нет, как нет и определённого плана. Сочинение в декабре — это как раз та свобода, за отсутствие которой так ругали ЕГЭ.Как вы помогаете ученикам выйти за рамки, привычные в ЕГЭ, и проявить индивидуальность?
Здесь нам помогает опыт выпускников курса по итоговому сочинению прошлого года, которые в своё время получили заветные зачёты: мы берём их сочинения за образец, эталон, разобрав пять-шесть сочинений. Ученик заимствует из каждого что-то, что ему больше всего понравилось. Так и рождается их собственный, уникальный подход к итоговому сочинению.С какими ещё сложностями сталкиваются ученики при подготовке к итоговому сочинению?
Самый сложный этап сочинения для большинства учеников — подготовка аргументов. И здесь нельзя не отметить действительно существующую проблему: ученики мало читают. Умение аргументировать свою позицию с опорой на литературу приходит с опытом, но часто ли «нечитающий» ученик садится за стол и пишет сочинение?Но ведь уровень начитанности за несколько месяцев сложно изменить. Как вы решаете эту проблему на курсе?
На курсе есть отдельная встреча, которая посвящена аргументации, разбору произведений, сюжетных линий. Это для многих служит своего рода спасательным кругом, ведь мы разбираем произведения, подходящие для того или иного направления, именно их, как показывает практика, в итоге и используют ученики в сочинениях. Каждому ученику мы советуем составить таблицу со столбцами: «направление», «произведение», «сюжет». Он анализирует произведения, которые подойдут к тому или иному направлению, и заполняет её. Сам процесс анализа и составления таблицы помогает ученику запомнить произведение, понять его и использовать в своей работе по каждому направлению.Итоговое сочинение, как и любой другой экзамен в выпускном классе — большой стресс для ученика. Как помогаете ученику поверить в себя?
Действительно, для нас также очень важно подготовить выпускников морально, придать им уверенности в себе. Наш опыт показывает, что если ученик на курсе получил за последнее пробное сочинение «зачёт», он меньше волнуется в день самого экзамена. Поэтому я советую каждому: тренируйтесь, пишите как можно больше сочинений на разные темы. Ключевые слова здесь: «на разные темы», поскольку самой распространённой ошибкой как учеников, так и учителей, является подготовка только к одному направлению.
Итак:
1. Вместо экспресс-чтения упущенной программы по литературе подготовьте короткий разбор произведений по каждой теме и аргументацию.
2. Напишите пробные итоговые сочинения по каждому из пяти направлений.
3. Выберите индивидуальный подход, познакомьтесь с успешными работами других.
4. Помните: итоговое сочинение и сочинение в ЕГЭ по русскому — разные задания. И подготовка к ним требует разных подходов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Почему нельзя отменять ЕГЭ
7 вопросов о ЕГЭ, которые беспокоят родителей
5 лучших школ с углублённым изучением химии и биологии
mel.fm