Как отмечают сабантуй – Сабантуй (праздник): описание и история
Сабантуй (праздник): описание и история
Сабантуй — праздник народов Башкирии и Татарстана в честь сбора урожая, демонстрирующий силу и ловкость башкир и татар, пропагандирующий здоровый образ жизни. Он имеет многовековую историю, сохранил свои традиции и сегодня.
Описание праздника
Слово «сабантуй» происходит от тюркских лексем «сабан» — плуг и «туй» — праздник. Отмечается он в июне в честь завершения весенних посевных работ. Это мероприятие является национальным и любимым, в его праздновании принимают участие и дети, и взрослые.
Сабантуй отмечается каждый год, он не проводился только в те периоды, когда шли войны или были тяжелые времена у народа. Это праздник труда, здоровья, силы и ловкости. Он имеет свои обычаи, обряды, состоит обычно из различных состязаний, сопровождается многочисленными песнями и плясками.
Этот праздник находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества, ведь он — настоящий драгоценный камень национального единства и дружбы.
Сабантуй: история праздника
Народное гулянье имеет многовековую историю. Впервые об этом празднике упоминается в записках арабского посла от 921 г. нашей эры, который приезжал в земли башкир и татар для изучения их традиций, быта.
Изначально праздник носил сакральный характер, проводился с целью задабривания духов и божеств плодородия, чтобы они ниспослали хороший урожай. Поэтому Сабантуй праздновался в апреле перед посевными работами. В ритуальных играх и соревнованиях участвовали именно молодые парни, так как сакральный обычай предполагал символическое венчание с природой, поэтому слово «туй» в данном случае правильнее трактовать, как «свадьба, бракосочетание».
Кроме того, ритуальный обычай предполагал жертвоприношения и общественные моления в честь бога Солнца и Неба — Тенгре и в честь духов предков. Позже эти языческие обряды заменили на традицию подношения подарков.
Народный праздник Сабантуй готовился заранее, еще зимой. Молодые девушки вышивали и шили полотенца, платки и рубашки, которые становились основной наградой для джигитов, участвовавших в народных играх и состязаниях. Самым желанным и дорогим вознаграждением считалось полотенце, украшенное вышивкой из национальных узоров.
Основными играми и состязаниями были: скачки на лошадях, борьба, соревнования в беге и ловкости.
Современный статус праздника
Народное гулянье и сегодня очень распространено не только в городах и селах Башкирии и Татарстана, но и в других населенных пунктах.
Татарский национальный праздник Сабантуй официально имеет статус государственного торжества, издаются указы и распоряжения о дате, месте его проведения, назначаются ответственные лица на всех уровнях власти, продумывается сценарий, оформление праздника. Исторически народное гулянье имеет четкие обряды и традиции, однако, появляются и современные тенденции в его проведении.
Кроме того, Сабантуй имеет статус федерального праздника и проводится во многих городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и других.
Как празднуют Сабантуй?
Национальный праздник Сабантуй обычно проходит в июне в 3 этапа:
- начинается празднование в деревнях и селах республики в первую субботу после завершения посевной;
- через неделю народные гулянья проходят в городах;
- еще через 7 дней грандиозное торжество проводят в столице Татарстана.
Во время проведения празднеств во всех административных районах устраивают специальные праздничные площадки, обычно на большом поле — майдане, где проходят различные состязания между настоящими джигитами, выступления мастеров искусств и культуры, народные гулянья. На ипподроме обязательно устраивают скачки. Кроме того, в деревнях и селах сохраняется традиция сбора подарков.
Состязания и народные игры
На Сабантуе принято проводить различные состязания и игры для демонстрации силы, ловкости и просто для развлечения народа. Самая любимая забава всех джигитов — куреш, борьба на поясах, которая проводится между мужчинами разных возрастов.
Цель соревнования — захватить противника за пояс и завалить его на землю. Сначала борьба проводится между мальчиками, потом в бой вступают юноши, третьи пары — мужчины средних лет. Кульминация состязания — борьба между двумя непобежденными джигитами. Победитель куреша (батыр) получает главный приз – живого барана.
Еще одно основное состязание — конные скачки, которые могут проводиться отдельно на ипподроме или устраиваться непосредственно на майдане, причем в последнем случае, расстояние определяется на глаз до какой-либо точки.
Сабантуй — праздник здоровья, поэтому довольно часто джигиты соревнуются в поднятии камней, демонстрируя свою силу. В качестве тяжести выступают гири или штанги, вес которых составляет 25 кг. Суть состязания — поднять камень двумя руками и удержать его в правой ладони, поднятой вверх.
Это праздник еще и веселый, поэтому довольно часто проводятся шуточные конкурсы. Самыми распространенными считаются различные состязания в беге:
- с яйцом в ложке;
- с полными ведрами воды на коромысле;
- прыжки в мешках;
- парные забеги, когда левая нога одного человека крепко связана с правой другого.
Очень популярны следующие народные игры:
- бой мешками с травой или сеном, который проходит на скользком, неустойчивом бревне;
- с завязанными глазами при помощи палки необходимо разбить глиняные горшки, которые стоят на земле;
- командное или одиночное перетягивание каната, палки;
- лазанье за призом по высокому и гладкому столбу, длина которого может достигать 15 м.
Угощения на празднике
Веселый народный праздник Сабантуй, описание которого не может быть полным без обзора традиционных татарских яств, еще и очень гостеприимный.
Здесь принято угощать мясной и сладкой едой. На Сабантуе обычно готовят следующие блюда:
- татарский плов на баранине с добавлением томатной пасты или любых овощей;
- перемеч — нежнейшие пирожки с мясом, особенностью которых является наличие отверстия сверху булочки;
- баранина, фаршированная яйцами, сливочным маслом и специями;
- бэлиш с уткой и рисом в мясном бульоне;
- чак-чак — традиционное сладкое блюдо, представляющее собой песочные печенья, залитые жидким медом.
Детский праздник Сабантуй
Народное гулянье захватывает всех, его любят и взрослые, и дети. Изначально, эта традиция сохраняется и сегодня, торжество начинали именно ребятишки. Они первыми принимают участия в состязаниях, с удовольствием играют в народные развлечения. Поэтому Сабантуй стали проводить еще и отдельно для детей в школах и детских садах.
Отмечают праздник в начале лета, когда начинаются школьные каникулы, кроме того, детский Сабантуй совпадает с Международным Днем защиты детей.
Народные гулянья ребятни учитывают все традиции этого торжества:
- Накануне собирают подарки для победителей, обходя дома соседей, родственников, хороших знакомых. В качестве презентов выступают все те же платки и полотенца, а также могут быть игрушки, сладости и другие вещи.
- Основной праздник состоит из различных состязаний, игр, в которых мальчишки и девчонки соревнуются в ловкости и силе.
- Традиционно проводится конкурс талантов. Дети с удовольствием поют, танцуют, читают стихи.
- Окончание праздника — вручение подарков победителям.
Торжество дети проводят сами, ведущие одеты в национальные костюмы, участники приносят сладкие угощения, после мероприятия устраивают чаепитие и веселые танцы. Ребятишки приобщаются к народной культуре, проникаются традициями предков.
Поздравления с Сабантуем
На Сабантуй — праздник труда и здоровья — принято говорить друг другу теплые пожелания. Кроме того, поздравления звучат в газетах и других СМИ, от руководителей всех уровней и, конечно, президента.
Пожелания льются самые разнообразные, однако неизменными остаются слова о здоровье, счастье, благополучии. Нелишними будут пожелания успеха в трудовой деятельности и всех земных благ.
Можно привести следующий пример поздравления на Сабантуй: «От всей души поздравляю с национальным праздником Сабантуй — старинным и вечно молодым! Праздником труда, гостеприимства, щедрого урожая. Желаю здоровья, благополучия и счастья! Пусть тебя сопровождает успех в делах, а все блага мира сопутствуют твоей семье».
Традиции и новаторство праздника
Народное гулянье имеет свою структуру, состоит из определенных обрядов, игр. Однако оно развивается, появляются новые, интересные тенденции, которые делают его более разнообразным.
Сабантуй — праздник, сочетающий в себе традиции народа и различные нововведения, основные из которых следующие:
- награждение передовиков труда и победителей в конкурсах профессий;
- новые виды состязаний: шахматы, велоспорт, армреслинг, волейбол, соревнование на ходулях и другие;
- бега с участием лучших рысаков России и зарубежья;
- в некоторых населенных пунктах праздник начинается с молитвы, читаемой муллой (стоить отметить, что рассматриваемое мероприятие не является религиозным).
Таким образом, Сабантуй — башкирский праздник труда, силы, ловкости, здоровья. Всеобщее народное гулянье, сопровождаемое разнообразными состязаниями, играми, песнями и танцами.
fb.ru
❶ Как проходит праздник Сабантуй в Татарстане 🚩 Культурные традиции
Традиционно в Республике Татарстан Сабантуй проводится в июне в течение 3 недель. В первую субботу по завершении весеннего сева праздник проходит в деревнях и селах, через неделю – в крупных городах (Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма и т.д.), а еще через неделю в столице республики городе Казани.
В Татарстане Сабантуй имеет статус государственного праздника, поэтому для его подготовки издают указы и постановления, назначают оргкомитеты, выделяют финансирование. Заранее определяют площадь для его проведения – майдан. Эту территорию разравнивают, очищают, на ней сооружают трибуны для зрителей и приспособления для состязаний.
В городах республики, как правило, Сабантуй проходит в один день. Он торжественно открывается главой города, затем следуют развлекательные мероприятия: выступления профессиональных и самодеятельных коллективов, хороводы, песни и танцы, а после начинаются состязания. В Набережных Челнах и Казани также проводятся скачки на ипподроме.
В татарских деревнях и селах празднованию на майдане предшествует сбор подарков. Юноши разъезжают по деревне на лошадях с веселыми песнями, собирают полотенца, платки, отрезы ткани и другие подарки, которыми украшают уздечки коней. В некоторых селах сбором подарков занимаются старейшие жители: хозяева встречают их у ворот и вручают дары.
Ритуальный сбор яиц также является традиционным для Сабантуя в Татарстане. Их собирают в ведро, часть продают и используют вырученные деньги на покупку вещей для празднования, а оставшаяся часть идет для состязаний.
На майдане проводятся конкурсы танцоров, певцов, чтецов. Устраиваются шуточные соревнования: бег с наполненными водой ведрами на коромысле, прыжки в мешках. Участники вылавливают губами монету из таза с молоком, держа руки за спиной, дерутся мешками, набитыми сеном или травой, сидя на скользком бревне, разбивают с закрытыми глазами глиняные горшки, перетягивают канат, лазают на высокий столб, наверху которого подвешен приз и т.д.
Особый момент на Сабантуе – национальная борьба куреш, которую начинают маленькие мальчики, а затем поочередно продолжают юноши, молодые и зрелые мужчины. Когда остается 2 борца, начинается борьба батыров. Ее победитель получает главную награду Сабантуя: живого барана или ценный приз (автомобиль, бытовую технику, ковры и т.д.).
Жители Республики Татарстан готовят к Сабантую новые красивые наряды, подарки родственникам и друзьям, накрывают праздничный стол. На майдане идет бойкая торговля сладостями, выпечкой, чаем, водой, соками. Часто на лужайках устраивают большие чаепития.
Сабантуй дополняется современными традициями, которые сливаются воедино со старинными обычаями, но всегда этот праздник объединяет и роднит людей разных наций, религий и возрастов.
www.kakprosto.ru
Сабантуй: 7 занятных фактов о древнем празднике — Miraman.ru
Думаете, сабантуй — это весёлая встреча с друзьями? А вот и нет. Это татаро-башкирский праздник с очень глубокими корнями. Сегодня его отмечают русские, удмурты, мари, чуваши, башкиры и другие народы не только в России, но и по всему миру. Когда и как его празднуют? Читайте в нашем материале!
1. Наиболее раннее упоминание Сабантуя в письменных источниках относится к 1292 году. Однако истоки праздника берут начало в древних обрядах поклонения богу солнца и неба Тенгри. На площади собирался народ, чтобы принести жертву богу Вечного Неба — Тенгри и просить хорошего урожая. С принятием Ислама в 922 году, Сабантуй утрачивает сакральный смысл языческого культа и становится праздником начала сева.
2. Слово сабан в переводе с татарского имеет несколько значений: плуг, яровые культуры, весенне-полевые работы, а слово туй – праздник. Поэтому «сабантуй» смело можно перевести как успешного завершения весенне-полевых работ и будущего урожая, а также — праздник плодородия и благополучия!
3. По мнению многих специалистов, раньше этот праздник назывался Сабатуй, от слова саба. Саба — емкость из козьей или бараньей шкуры, незаменимая при перемещении на лошадях, для хранения кумыса и прочих напитков. Например, некоторые из сибирских татар по сей день называют Сабантуй — Саба-туй.
4. Сабантуи известны своими состязаниями среди богатырей, наездников, борцов, лучников. Например, соревнования на самого меткого стрельца, борьба на кушаках, бег с коромыслами, бой мешками на бревне и так далее. В общем, на празднике отличная возможность проявить все свои физические качества и таланты.
Описание фотографии5. На огромном древнем евразийском степном пространстве спортивные игры были как локальными, так и всестепными. На них выявлялись лучшие борцы, лучники, наездники и скакуны всей Великой Степи от Тихого океана (Китай), Средней Азии до Черного, Азовского, Каспийского морей и Карпатских гор. В период проведения игр было одно незыблемое правило: на месяц прекращались любого рода конфликты, в том числе, военные.
6. Есть мнение, что Сабантуй был прототипом греческих Олимпийских игр и даже не исключается, что общестепные спортивные состязания были привнесены в греческую культуру через киммерийцев (восточноевропейские кочевые племена).
7. В современном русском языке название «сабантуй» стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.
Кстати!
Описание фотографии14 июня с 12 часов дня в Центральном Парке Новосибирска пройдет Межрегиональный праздник «Сибирский Сабантуй – 2015»! В программе:
выступление артистов из Республики Татарстан,
национальная борьба «Көрәш»,
игровые площадки с народными забавами,
конкурсы на оригинальное блюдо,
выбор Мисс – Сабантуй 2015,
состязания на ловкость и силу,
праздничный концерт и многое другое!
Приходите и поучаствуйте в самом весёлом Сабантуе года!
Адрес оргкомитета: тел/факс: (383) 278-33-22, моб. т. 8-913-904-9080, е-mail: [email protected].
Фото из группы «Новосибирские татары»
Статья по теме: Национальный праздник Сабантуй
Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Он празднуется с давних времён по сегодняшний день. Празднуется Сабантуй летом по окончании весенних полевых работ .
В целом для Татарстана наблюдается поэтапное проведение сабантуя: сначала его празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, через неделю проводится районный (или в субботу — по деревням, а в воскресенье — в райцентре) сабантуй. Завершает празднование сабантуй в крупных городах и столице Татарстана — Казани. Ранее сабантуй не был привязан к определенному дню недели и праздновался селянами в удобный для себя день, а ныне для празднования сабантуя назначается общепринятый выходной день — воскресенье.
Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным и сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге.
Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Этот праздник является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи стали ежегодно проводиться в частном порядке в таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берлин, Ташкент, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул и многих других.
В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан — состязания в беге, прыжках, национальной борьбе — керэш, и, конечно, конные скачки.
Старые традиции сабантуя постепенно дополняются современными, тем не менее, основной порядок проведения праздника сохраняется. Сабантуй на селе является временем приема гостей: родственников и друзей, поэтому к нему заранее готовятся: в доме убирают и белят, готовят угощения для гостей.
Сабантуй начинают готовить накануне праздника в субботу или даже в пятницу. Юноши с песнями разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д., которые прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника, и поэтому юноши стараются получить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если лошади нет, то юноши обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами, на которые и вешают подарки.
Чаще всего хозяин или хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот. Юноши благодарят одаривающих песнями, а в конце сбора проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько было собрано вещей.
Место проведения праздника назначают и оборудуют заранее. Майдан очищают от камней и разравнивают, иногда на него устанавливают трибуну. Часто место для майдана является постоянным, и сабантуй на нём празднуется из года в год. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, здесь же работают торговые палатки, буфеты.
Открывает сабантуй, поздравляя собравшихся с национальным праздником, один из руководителей района или города, а на главном сабантуе в Казани — Президент Татарстана.
После торжественного открытия праздника начинается развлекательная часть: выступают певцы, танцоры, которыми являются участники художественной самодеятельности или же профессиональные деятели искусства.
После окончании концерта объявляют место и время для проведения состязаний. Ввиду большого стечения народа и большого числа желающих принять участие в состязаниях их невозможно провести на майдане, однако призы победителям вручаются только на майдане.
Одним из самых популярных видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба — корэш. Соревнования начинают два юных мальчика (иногда два старика), а затем поочередно состязаются мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.
Кульминационным моментом борьбы и всего сабантуя служит борьба батыров — победителей в предварительных схватках и, наконец, двоих финалистов. Поединки на майдане показывают силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, а также их благородство и уважительное отношение к сопернику.
Победителю состязаний достаётся самый ценный подарок сабантуя, в наши дни довольно значительный: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. По традиции победителю как приз дают живого барана.
Майдан послужил началом спортивной карьеры для многих известных борцов, а татарская борьба корэш стала видом спорта, в котором проводятся личные и командные первенства Татарстана и России.
На майдане соревнуются в подъеме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.
Все увереннее заявляет о себе на Сабантуях и борьба на руках. Если на международной арене спорта этот вид известен как армрестлинг, в татарском народе он издавна известен как “кул көрәштеру”. Правила ее просты: чтобы одержать победу над соперником, необходимо прижать его руку к столу, на который кладется специальная подушка.
Аркан (канат, бау) тартыш (перетягивание каната). В древнетюркском словаре он обозначен терминами uruq (веревка, канат) и uqruq (аркан).
Бег с коромыслом — шуточное соревнование, но в нем имеется некий подтекст: так как ведра не пусты, а полны до краев водой и соревнуются, в основном, молодые девушки на выданье и невестки, тут заодно проверяется их аккуратность.
Бой горошков – одно и самых любимых соревнований. Задача – разбить горшок с завязанными глазами.
Для самых ловких существует такое состязание, как влезание на столб, на вершине которого прикрепляется красный флажок или ценный подарок. Причем высота столба порой достигает 15 метров.
Веселое состязание поиск монеты в плошке с катыком. Судьи плотно завязывают игроку глаза и предлагают отвести руки за спину. По сигналу судьи игрок нагибается над тарелкой и, «нырнув» лицом в катык, губами начинает искать монету. Он имеет на это только строго ограниченное время.
Особенно любима детьми такая забава, как бег с яйцом в ложке, при этом ложку нужно держать во рту.
Шуточное состязание бой мешками с соломой, сидя на бревне, тоже требует определенной ловкости. На майдане устанавливается бревно круглой формы. Два участника состязания садятся верхом на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу судьи игроки начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника с бревна на землю. Кто сумеет, сам, удержавшись на бревне, свалить соперника на землю — тот объявляется победителем.
Также пользуются популярностью перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб с призом наверху. В качестве приза используют живого петуха в клетке, сапоги и т. д.
Проводят соревнования певцов, чтецов, танцоров; организуют хороводы, танцы; вместе с мастерами занимаются различными национальными ремёслами, например, ковкой.
Обычно майдан продолжается с 10—11 утра до 2—3 часов дня. На нём продают сладости и другие вкусности, часто устраивают семейные чаепития за самоваром.
После окончании майдана вечером молодежь собирается на вечерние игры — кичке уен (вечерний сабантуй) — на краю села, на лугах, на месте дневного майдана или в клубе. Здесь также проводят соревнования певцов, танцоров, чтецов.
Как правило, соревнования, игры Сабантуя начинают дети, их эстафету подхватывают подростки, затем их сменяют юноши и только потом вступают в действие взрослые. Эта традиция преемственности поколений одна из самых важных на нашем Сабантуе, которую нужно соблюдать при любых обстоятельствах и условиях. Сабантуйский дух состязательности, однажды вселившись в сердце человека в детском возрасте, будет ему помогать всю жизнь. Для того чтобы человек при любых обстоятельствах сумел сохранить свое лицо, достоинство, всегда должен быть готов и к победам, и к поражениям, уметь соизмерять свои желания со своими возможностями. В этом смысле Сабантуй — это начальная школа жизни.
Веселый, мудрый Сабантуй — непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем.
За последние несколько десятилетий Сабантуй ещё больше укрепил свою позицию всетатарского праздника, отмечаемого наряду с Татарстаном и во многих странах дальнего и ближнего зарубежья, где проживают татары. Он приобретает характер, можно сказать, всероссийский, привлекая с каждым годом все больше представителей разных наций и народов России
Сабантуй дорог и ценен нам прежде всего как народный праздник, в котором или при помощи которого мы соприкасаемся с народными традициями общения и веселья. Есть традиции — есть народ, нет традиций — нет и народа. Сохраняя и оберегая вековечные традиции татарского народа, его обряды и обычаи, родной язык и песни, мы укрепляем свои устои как нации и народа.
nsportal.ru
Когда и как празднуют Сабантуй в 2019 году. Как поздравить с праздником Сабантуй
Мало кто знает о том, что Сабантуй – государственный праздник в Татарстане, который с удовольствием отмечают не только жители этой республики, но и во многих других регионах России.
То, как празднуют Сабантуй – веселое и увлекательное действо, и проводится оно сначала в деревнях, и лишь на завершающем этапе – в крупных городах. Как правило, в Казани и Уфе по поводу этого праздника ежегодно организовывают масштабные концерты, в которых принимают участие все желающие.
Во время Сабантуя проводится множество не только развлекательных, но и спортивных мероприятий. Участие в состязаниях принимают как профессионалы, так и все желающие, кто любит спорт и выступает за активный здоровый образ жизни.
В течение праздника постоянно устраивают увлекательные соревнования, и многие зрители с удовольствием играют в современные «веселые старты». Это отличает Сабантуй от других праздников, и все зрители, а также те, кто принимает участие в состязаниях, получают огромный заряд положительных эмоций, море позитива и отличного настроения.
Если вы не знаете, что такое Сабантуй и как его празднуют, то лучше всего однажды попасть на этот праздник и познакомиться с традициями татарского народа. Для этого стоит отправиться на родину этого праздника.
Когда будет праздноваться Сабантуй в 2019 году?
Однако, и в любом крупном городе, где есть многочисленная диаспора татар, также широко отмечают этот праздник. Точно установленной даты для Сабантуя нет, она определяется каждый год и обычно выпадает на конц мая или начало июня.
Обычно дата праздника устанавливается Указом Президента Республики Татарстан. Так, в 2019 году были установлены следующие сроки проведения народного татарского праздника Сабантуй:
- в сельских населенных пунктах, районных центрах Республики Татарстан (в том числе и в городах республиканского значения) – 1–2 июля 2019 года;
- в городе Набережные Челны – 8 июля 2019 года;
- в столице Республики Татарстан городе Казани – 15 июля 2019 года.
Как проходит праздник Сабантуй
О том, когда и как появился праздник Сабантуй, однозначного мнения нет. Известно лишь, что он очень древний – ранние упоминания о нём старше трех тысяч лет. По мнению некоторых историков, этот праздник является прототипом греческих Олимпийских игр.
Также этот праздник приурочен к окончанию весенних полевых работ. Поэтому все люди искренне веселятся и радуются благополучному завершению этого сложного этапа земледелия и теперь наедятся на то, что затраченные усилия будут вознаграждены хорошим урожаем.
Если говорить о том, кого надо поздравлять с праздником Сабантуй, то помимо его участников и тружеников села, принято поздравлять с этим событием всех татар и башкир, которые живут за пределами своей исторической родины.
Если вас пригласили на мероприятия, посвященные этому празднику, не раздумывая соглашайтесь поучаствовать в них и наслаждайтесь вместе со всеми его неповторимой атмосферой.
vstretim-prazdnik.com
Праздник Сабантуй | Сайт посвященный туризму и путешествиям. Фотографии, описание местности, отчеты о походах, легенды, прошлое и настоящее.
Снова песни зазвучали
Подпевай им и танцуй.
На дворе Народный праздник-
Наш веселый Сабантуй!
Сабантуй – весенний праздник,
Праздник дружбы и труда.
Пой, играй и смейся громко,
И танцуй, как никогда!
Шум веселья над полями,
Веселись, батыр, ликуй!
Всем народам дарит радость
Славный праздник Сабантуй.
И веселье будет длиться
В Сабантуй до темноты.
Всем, кто хочет веселиться
Дарим песни и цветы!
Нас Отчизна породила,
Дружба, как гранит крепка.
В этой дружбе наша сила.
Наша дружба на века.
И пускай идет веселье
С каждым годом вновь и вновь.
Нашим братьям, нашим сестрам
Дарим песни и любовь!
Праздник Сабантуй
Любимейший праздник татарского народа Сабантуй — праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.
Название праздника происходит от тюркских слов: сабан- плуг и туй — праздник.
Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).
Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.
Праздник Сабантуй
В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан — состязания в беге, прыжках, национальной борьбе — керэш, и, конечно, конные скачки.
Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.
В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.
В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю — в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.
Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева о выдвижении татарского национального праздника «Сабантуй», являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.
Состязания на Сабантуе
Благодаря активному участию в Сабантуе представителей других народов игровой репертуар его постоянно обогащается.
В этом отношении особую ценность представляют спортивные игры, в течение многих веков используемые народной педагогикой как средство воспитания подрастающего поколения. Причем характерной их особенностью являются законченность (пролог — игра — эпилог) и строгая регламентированность, с установкой на состязательность и достижение победы.
Праздник Сабантуй
Все это предполагает наличие в майданных играх своих устных народных правил, передаваемых из поколения в поколение. Уже в средневековый период существовали и письменные правила, и методические пособия, регламентирующие развитие традиционных игр. Многие майданные игры, как правило, общетюркского происхождения, имеют многовековую историю и богатые традиции, они сохранились в фольклоре, их названия зафиксированы в словарях. Источники X-XI вв. говорят о том, что уже тогда сложились основные игровые компоненты, входящие в современный Сабантуй. Помимо основных состязаний — курэша и конных скачек Сабантуй изобилует традиционными спортивными и развлекательными играми. Традиционно сабантуйные виды спорта — бег на скорость и выносливость на самые различные дистанции, наперегонки в гору, через препятствия и другие. Участники Сабантуев с большой охотой соревнуются в кроссовых забегах. Нередко дистанцию определяют на глаз — “от села до села”. Причем повсеместно бегунов сопровождают всадники или мотоциклисты, оказывающие при необходимости помощь. Именно с пешего бега начинались Сабантуи в начале XX века. Было несколько забегов по разным возрастным категориям: начинали, как и все состязания Сабантуя, дети. Расстояние определяли на глаз: примерно от половины до одной версты и от одной до двух верст. Соревнования тауга чабыш (бег в гору) зафиксированы в словаре М. Кашгари (XI в). Бег в гору как один из видов состязаний батыров фигурирует и в татарских народных сказках (“Алпамша”, “Камыр батыр” и др.).
Происхождение этого вида бега уходит корнями в далекое прошлое и связано с поклонением “духу горы”. Бег в гору включен в программы многих Сабантуев (там, где имеются холмы).
Издавна на Сабантуях состязались в поднятии тяжестей — камней. Состязания по поднятию камней и поныне сохранились на праздниках в ряде районов. Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно 25-30 килограммов одной рукой. Правила соревнований просты и общедоступны: каждый участник предварительно поднимает камень обеими руками и удобно укладывает его на поднятую к плечу правую ладонь. И после этого, медленно выпрямляя руку, поднимает тяжесть. На большинстве Сабантуев на соревнованиях по поднятию тяжестей используются гири или штанги. Во многих районах соревнующиеся предпочитают поднимать двадцатичетырехкилограммовые и двухпудовые гири.
На районных Сабантуях возрождается еще одна давняя народная традиция: молодежь и ветераны активно участвуют в соревнованиях по переносу тяжестей (гири). К турниру допускали лишь мужчин от 25 лет.
Сикереш (прыжки), как и другие национальные виды спорта древних тюрков упоминались в словаре М. Кашгари. Проводятся состязания по прыжкам в высоту и длину.
Все увереннее заявляет о себе на Сабантуях и борьба на руках. Если на международной арене спорта этот вид известен как армрестлинг, в татарском народе он издавна известен как “кул көрәштеру”. Правила ее просты: чтобы одержать победу над соперником, необходимо прижать его руку к столу, на который кладется специальная подушка.
Аркан (канат, бау) тартыш (перетягивание каната). В древнетюркском словаре он обозначен терминами uruq (веревка, канат) и uqruq (аркан).
Ук атыш (стрельба из лука). М. Кашгари так писал об этом истинно народном виде спорта: “curam — стрельба из лука по дальней цели; curam oqi — легкая длинная стрела для стрельбы из лука по дальней цели”.
Йодрык сугышы (кулачный бой). Говоря об истинно национальных видах спорта, нельзя не упомянуть и кулачный бой, который у татар, как и у других тюркских народов, культивировался с давних времен.
Бег с коромыслом — шуточное соревнование, но в нем имеется некий подтекст: так как ведра не пусты, а полны до краев водой и соревнуются, в основном, молодые девушки на выданье и невестки, тут заодно проверяется их аккуратность. Бой горошков – одно и самых любимых соревнований. Задача – разбить горшок с завязанными глазами.
Для самых ловких существует такое состязание, как влезание на столб, на вершине которого прикрепляется красный флажок или ценный подарок. Причем высота столба порой достигает 15 метров.
Веселое состязание поиск монеты в плошке с катыком. Судьи плотно завязывают игроку глаза и предлагают отвести руки за спину. По сигналу судьи игрок нагибается над тарелкой и, «нырнув» лицом в катык, губами начинает искать монету. Он имеет на это только строго ограниченное время. Особенно любима детьми такая забава, как бег с яйцом в ложке, при этом ложку нужно держать во рту.
Шуточное состязание бой мешками с соломой, сидя на бревне, тоже требует определенной ловкости. На майдане устанавливается бревно круглой формы. Два участника состязания садятся верхом на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу судьи игроки начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника с бревна на землю. Кто сумеет, сам, удержавшись на бревне, свалить соперника на землю — тот объявляется победителем. Существуют также множество различных состязаний, связанных с наличием тех или иных технических средств и условий, позволяющих их проведение. Такие, например, как соревнования на парных упряжках, джигитовка, езда рысью под седлом, кыз куу ( джигит-всадник должен догнать девушку-всадницу и на скаку поцеловать или сорвать вышитый платок, повязанный на рукаве), бег по колодезному журавлю и другие.
История возникновения праздника Сабантуй
Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ (сабан — “весенний”). Его происхождение связано с бытовавшими у ряда древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили сакральный характер. В этом контексте туй следует толковать именно как “свадьбу” (“бракосочетание”).
Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе, связанными с кочевым и полукочевым бытом предков татар и ранее имевшими сакральное значение, являются бег, национальная борьба курэш, конные скачки (“ат чабышлары”) и прыжки. Это объясняется во многом схожей идеологией языческих обрядов и праздников, связанных с началом весенне-летнего цикла сельскохозяйственных работ, у татарского, башкирского, чувашского, марийского, удмуртского, мордовского и русского этносов. Происходило взаимообогащение содержания Сабантуя и аналогичных ему праздников у других народов Поволжья.
Путин на празднике Сабантуй
В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре, лежит стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Мотив одаривания, заменивший жертвоприношения, является основой сбора подарков на Сабантуе. Причем сам сбор подарков юношами, которых называли “бирне жыючы”, “солге жыючы”, становился своеобразной прелюдией праздника. Сабантуйные дары — вышитые белые полотенца, платки, яйца и, наконец, баран, предназначенный батыру Сабантуя. Обязательно награждали повредившего ногу бегуна и особенно коня, пересекшего финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками. Несмотря на воздействие на праздник Сабантуй в разные эпохи тех или иных элементов (мусульманских, христианских, советских) передача традиции обрядов, игр и состязаний Сабантуя оставалась непрерывной, о чем говорят многие виды исторических источников (письменные, археологические, этнографические и др.). В период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника.
С этого времени он кочует из века в век, обогащаясь новым содержанием и формами, превращаясь в подлинно интернациональный, творческий, спортивно-игровой, гуманитарный форум. После принятия ислама Волжской Булгарией, который в принципе не запрещал древние обычаи, не противоречащие шариату, у правящей элиты изменились ценностные ориентиры по отношению к генеалогическим и культурным героям-язычникам, прежним ханам, что не могло не отразиться и на ритуальной, т.е. основной части календарных праздников. Именно с принятием волжскими булгарами ислама изменился и народный календарь. Новый год стал отмечаться как праздник Науруз, или Хамаль. Сабантуй же отодвинулся к началу мая, став праздником начала весны и сева. После введения в Советской России с 14 февраля 1918 года григорианского календаря Науруз у татар стал проводиться как праздник встречи весны.
С 20-х годов XX века Сабантуй, приближаясь по времени проведения ко дню летнего солнцестояния, вобрал в себя лучшие компоненты второго татарского народного праздника – Джиена, имеющего также древние тюркские корни. Он сохранил лучшие образцы культурного наследия татарского народа – песни и пляски, игры, состязания и самобытные физические упражнения.
С 1990 года Сабантуй был включен в список законодательно утвержденных республиканских праздников, что позволяет рассматривать его как историческое явление не только в системе календарных обычаев и обрядов народа, но и как составную часть общереспубликанских праздников.
В усилении общественного интереса к Сабантую большую роль сыграли посещение Татарстана и непосредственное участие в Сабантуе президентов Российской Федерации Б.Н. Ельцина в 1995 году и В.В. Путина в 2001 году.
Несмотря на то, что Сабантуй — исконный татарский национальный народный праздник, приветствуется участие в нем и представителей других национальностей. Сабантуй проводится в селах и городах Республики Татарстан, а также за ее пределами — местах компактного проживания татарского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США). Сабантуй является концентрированным выражением татарской традиционной культуры, ее этики и ценностных установок. В то же время на протяжении всей истории он впитывал в себя элементы иных этнокультур.
Модель Сабантуя как форма технологии культурного общения может послужить базой для инициации нового вида международных праздников, наподобие ежегодного Карнавала в Рио-де-Жанейро или Дня славянской письменности и культуры в Болгарии.
Сабантуй: традиции и новаторство
Веселый, мудрый Сабантуй — непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем.
За последние несколько десятилетий Сабантуй ещё больше укрепил свою позицию всетатарского праздника, отмечаемого наряду с Татарстаном и во многих странах дальнего и ближнего зарубежья, где проживают татары. Он приобретает характер, можно сказать, всероссийский, привлекая с каждым годом все больше представителей разных наций и народов России, в некоторых регионах уже официальные власти берут на себя роль организаторов действа.
Да, все это не может не радовать. Но я был бы неискренен, не сказав и о вещах, вызывающих у меня беспокойство. Вот уже три с лишним десятка лет ежегодно в эфир выходит радиоспектакль «Сабантуй» по моей одноименной поэме, в последние годы она не раз прозвучала и во всероссийском эфире. Так вот даже за этот исторически короткий отрезок времени в организации Сабантуя произошли заметные изменения, и, на мой взгляд, не все положительного свойства. О чем конкретно речь?
Сабантуй дорог и ценен нам прежде всего как демократичный, народный праздник, в котором или при помощи которого мы соприкасаемся с народными традициями общения и веселья. Есть традиции — есть народ, нет традиций — нет и народа. Это аксиома! Сохраняя и оберегая вековечные традиции татарского народа, его обряды и обычаи, родной язык и песни, мы укрепляем свои устои как нации и народа, разрушая их — разрушаем себя. Поэтому баланс традиционного и новаторского в организации и проведении Сабантуя, который вбирает в себя почти все формы творчества татарского народа, должен быть всегда точно выверен.
Дни проведения Сабантуя в нашей республике определяются указом Президента Татарстана. Затем в муниципальных образованиях начинается подготовка к празднику. Сроки проведения Сабантуя строго соблюдаются, и тем самым общественная и экономическая жизнь республики не выбиваются из привычной колеи. Такой подход к народному празднику является как бы современным продолжением древних традиций, но уже на государственном уровне.
Места проведения Сабантуя определяются муниципальными образованиями, и чем привычнее, постояннее эти места, тем лучше аура праздника, глубже восприятие его значения как участниками, так и организаторами.
Через века дошли до нас и основные виды состязаний, игрищ Сабантуя. Из состязаний это — скачки, борьба на кушаках, бег в мешках, бег с яйцом в ложке, бег с ведрами воды на коромысле, лазание на гладкий столб, бой мешками верхом на бревне; из игрищ — разбивание палкой горшка с завязанными глазами, поиск ртом монеты в катыке. Также традиционными являются соревнования певцов, плясунов, исполнителей на народных музыкальных инструментах — гармонистов, кураистов, кубызистов.
Особо надо сказать о традициях гостеприимства и застолья. И по сей день на Сабантуе можно встретить семейные застолья со своими самоварами и угощениями на разостланной прямо на траве скатерти, с песнями под тальянку.
Как правило, соревнования, игры Сабантуя начинают дети, их эстафету подхватывают подростки, затем их сменяют юноши и только потом вступают в действие взрослые. Эту традицию преемственности поколений я бы назвал одной из самых важных на нашем Сабантуе, которую нужно соблюдать при любых обстоятельствах и условиях. Сабантуйский дух состязательности, однажды вселившись в сердце человека в детском возрасте, будет ему помогать всю жизнь. Это знаю по себе. Для того чтобы человек при любых обстоятельствах сумел сохранить свое лицо, достоинство, всегда должен быть готов и к победам, и к поражениям, уметь соизмерять свои желания со своими возможностями. В этом смысле Сабантуй — это начальная школа жизни.
Главным призом Сабантуя испокон веков был живой баран, и он предназначался абсолютному батыру. Коня-победителя на скачках всегда награждали самым ярким, красивым, дорогим полотенцем, а потом целый год до следующего праздника на слуху у всех оставались имена как победителя-джигита вкупе с кличкой славного коня, так и хозяйки, изготовившей наградное полотенце. Не могу утверждать, что этой традиции сегодня следуют повсеместно.
В связи с этим хочу затронуть такую проблему. С расширением масштабов празднования Сабантуя по России и за ее пределами и стремлением восстановить самобытность народного праздника резко возросла потребность в татарских полотенцах. Кустарным, ручным способом их невозможно соткать в востребованных количествах. Одной алексеевской фабрике Татарстана не по силам удовлетворить потребности организаторов Сабантуя в полотенцах как количественно, так и качественно. А ведь можно наладить массовое производство специальных сабантуйских полотенец, которые требуются и для борьбы курэш, и для призов на скачках, в других соревнованиях. Вспомним: понадобились в большом количестве тюбетейки различного достоинства — и они появились, то же самое с коврами с изображениями Казанского кремля — они, слава богу, тоже сегодня не дефицит.
Накануне Сабантуя юноши собирали подарки для призов. Именно этот обычай, который назывался «серэн сугу», по сути, делал Сабантуй народным праздником. Времена изменились, бюджеты разных уровней стали предусматривать средства для проведения праздника, а в последние годы к этому необходимому и благородному делу присоединились спонсорские средства, и… глубокий по смыслу обычай начал терять свое значение. В силу этого народ лишился статуса организатора Сабантуя и остался только его участником и зрителем. Как мне кажется, не с главной целью сбора подарков, а для создания атмосферы соучастия населения в организации праздника и в целях сохранения традиции нужно вернуться к этому обычаю. Ведь особого труда не составит, скажем, в районных центрах и селах накануне Сабантуя проехаться с объявлением сбора подарков на тройке коней по улицам с шестом Сабантуя, на котором развеваются полотенца-символы. А в городах тройку легко заменят автомобили.
Был хороший обычай: когда батыру Сабантуя преподносили барана, он обращался к майдану и спрашивал: «Аксакаллар, сез ризамы?» (Согласны ли вы, аксакалы, с этим?). И только после утвердительного ответа майдана батыр водружал барана себе на плечи. К сожалению, этот обычай, который был жив ещё тридцать лет тому назад и нашел отражение в моей поэме, ныне канул в историю. Сейчас курэш на майдане зачастую выливается в заорганизованный спектакль, в котором исход схваток определяют заранее назначенные судьи, чьи решения не всегда объективны. Народ же отстранен от выявления победителей и проигравших на майдане по горячим следам. Вернемся, как говорят французы, к нашим баранам. Подарок, как известно, должен быть и желанным, и приятным для того, кому он дарится. А какого барана преподносят частенько батыру на нынешнем Сабантуе? Такого, который всю зиму провалялся на навозе, от которого на весь майдан несёт далеко не «шанелью»… Таким ли должен быть главный подарок абсолютному батыру главного праздника известного своей чистоплотностью татарского народа?
Что касается превращения некоторых соревнований Сабантуя в коммерческие мероприятия, на которых победителям и призерам с купеческим размахом преподносятся в виде наград легковые автомобили, дорогие зарубежные мотоциклы и другие роскошные вещи, то мне кажется, это никак не вяжется с природой Сабантуя как народного праздника.
До сих пор в иных деревенских местах Сабантуя жив обычай награждать коня, пришедшего к финишу последним, в знак поддержки и утешения. А вот на Сабантуе районного, тем более городского масштабов, этот обычай почти уже не встречается. Жаль. Обычай этот, как я понимаю, символизирует доброту души и мягкосердечие нашего народа.
И в заключение несколько слов о новаторстве и нововведениях.
Сабантуй по своему статусу — народный праздник, хотя его основным организатором сейчас выступает государство. Тем не менее праздник начинается торжественным подъемом символа Сабантуя — белого полотенца с красными концами, а не государственного флага. И это правильно. Государственные флаги России и конкретных регионов могут быть подняты заранее. Однако торжественно поднятый символ Сабантуя не всегда так же торжественно спускается, возвещая о завершении народного праздника. Мелочь? Не скажите!
Хорошим новшеством в проведении Сабантуя стала церемония награждения передовиков производства и победителей различных отраслевых соревнований. Но, к сожалению, этот процесс зачастую сопровождается предлинными докладами районного руководства и изнурительно долгим награждением. Народ, ожидающий начала настоящего Сабантуя, утомляется и начинает расходиться.
Сабантуй — праздник светский, не имеющий отношения к религии. Мне приходилось участвовать в Сабантуях, которые начинались с чтения молитвы муллой, хотя участниками праздника были прихожане и попа, и раввина, и ксендза. И среди татар немало православных. А потом Сабантуй продолжался как любой другой праздник в России, то есть с принятием «на грудь», к сожалению, не только чая, фруктовых соков и минеральной воды. К аятам Корана и слову божьему нужно относиться подобающе.
По душе мне такие нововведения, как соревнования штангистов, гиревиков, шахматистов и шашистов, велосипедистов, а также по волейболу, настольному теннису, армрестлингу. Интересно смотреть на состязания по бегу стреноженных пар юношей и девушек, бегунов на ходулях, хождение по качающемуся наклонному шесту, на игру «кыз куу».
Новой жемчужиной Сабантуя стали бега с участием лучших рысаков округи, а в Казани, Нурлате — рысаков даже из дальнего и ближнего зарубежья.
Словом, в недрах Сабантуя происходили и происходят процессы развития, которые радуют нас и одновременно заставляют серьезно переживать за сохранение его самобытности и оригинальности. И только от нас зависит сбалансированность традиций народного праздника с новшествами, продиктованными временем, а значит, его дальнейшая судьба.
СТАТЬИ ПРО ТАТАРСТАН И ПРО ТАТАРСКИЙ НАРОД:
САБАНТУЙ МАРИЙСКИХ ТАТАР — ТУТ!
ОБЫЧАИ ТАТАРСКОГО НАРОДА — ТУТ!
ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО КАЗАНЬ — ТУТ!!!
СВЯЩЕННЫЙ РОЩИ ТАТАР — ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ — ТУТ!!!
ГОРОД ВЕЛИКИЕ БУЛГАРЫ (БОЛГАРЫ) — ТУТ!
ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО ТАТАРСТАН — ЗДЕСЬ!!!
ИСТОРИЯ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА — ТУТ!
ИСТОРИЯ ИСЛАМА У БУЛГАР (ТАТАР) — ТУТ!
ЗАПОВЕДНИК ИСКЕ-КАЗАН В КАМАЕВО!
Тукай-Кырлай (Новый Кырлай, музей Габдуллы Тукая)!!!
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Ренат ХАРИСОВ, Народный поэт Татарстана
Газета «Республика Татарстан», 25 мая 2006 г.
По материалам мультимедийного издания «Сабантуй»,
Автор оригинальных текстов Д.Р.Шарафутдинов
http://1997-2011.tatarstan.ru/
http://www.liveinternet.ru/users/3173294/post174023679/
http://fotki.yandex.ru/users/masloff2006/
http://kukmor.livejournal.com/172007.html
https://lori.ru/cabinet/354197/info
komanda-k.ru
Завтра Сабантуй. Что это и зачем все туда едут?
В нескольких источниках указано, что Сабантуй еще в 921 году в своих трудах описал знаменитый исследователь Ибн Фадлан, посол из Багдада, прибывший в Булгары. Также на старинном кладбище тех времен в Алькеевском районе найден надгробный камень с надписью: «усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя». Но о точных временных отрезках зарождения праздника историки пока могут только догадываться.
До XIX-го века его празднование сопровождалось языческими обрядами, которые были призваны направить силы природы на помощь людям. Особенно, если это касалось хорошего урожая. Со временем такие обряды с магической подоплекой стали уходить в прошлое. Во многом из-за отношения к ним религиозных деятелей и российских царей — Сабантуй стали называть и смертным грехом, и праздником свадьбы шайтана. Особо активные предлагали и вовсе запретить праздник.
Нелегкая судьба у Сабантуя была и в советское время. Отменять его уже не призывали, зато в народный праздник пробрались идеологические нотки. Власть пыталась сделать его еще одним инструментом для пропаганды. Именно из-за этого, полагают историки, и сдвинулись сроки его проведения — вместо конца апреля перед началом весенне-полевых работ, Сабантуй начали отмечать летом, после их завершения. Такое смещение в датах связывают с тем, что на празднике можно было всенародно чествовать отличившихся работников — показательный пример для остальных. Многие из народных обычаев в прошлом и вовсе причислили к разряду «религиозных».
В настоящее время даты праздника выбирают не аксакалы, как было в XIX-XX веках, а специальный оргкомитет. Изменения произошли из-за того, что Сабантуй приобрел статус государственного праздника. Тем не менее, в некоторых деревнях по-прежнему собираются на неофициальный Сабантуй.
entermedia.io