К числу наиболее плодородных почв курской области относятся – Курская область агроклиматические условия | Агроклиматические и почвенные условия
Курская область агроклиматические условия | Агроклиматические и почвенные условия
Автор: Administrator
Курская область расположена в центре Европейской части России в пределах лесостепной зоны. На севере она граничит с Орловской областью, на северо-востоке – с Липецкой, на востоке – с Воронежской, на юге — с Белгородской, на юго-западе – с Украиной, на северо-западе – с Брянской.
Основная часть территории Курской области расположена на Средне-Русской возвышенности и ее юго-западных склонах. Рельеф характеризуется довольно развитой овражно-балочной системой. Характерным для области является наличие древних долин рек с широкими поймами. Наиболее возвышенные элементы рельефа имеют высоты более 250 м над уровнем моря, а в большинстве случаев высоты колеблются в пределах 200-250 м над уровнем моря.
Почвы Курской области характеризуются сочетанием двух основных типов: черноземов, сформировавшихся под влиянием степной растительности, и оподзоленных почв, образованных лесной растительностью.
К числу наиболее плодородных почв, имеющихся в области, относятся мощные и выщелоченные черноземы, которые занимают южную и восточную части области. Они обладают мелкозернистой структурой, темной, почти черной окраской, постепенно бледнеющей к нижним горизонтам.
По растительному покрову Курская область лежит преимущественно в лесостепной зоне. Основная часть территории области распахана. Лес и кустарники сохранились только в неудобных для обработки местах: по долинам рек, по склонам балок и оврагов. Основными древесными породами, распространенными в области, являются: дуб, ясень, ель, клен, липа, береза и другие.
В середине апреля по области происходит переход средней суточной температуры воздуха через 5° тепла. Этот период соответствует началу устойчивого насту вегетации растений однако их дневная вегетация наблюдается в более ранний период (в -различные годы по разному,. в зависимости от степени дневных повышений температур).
Начиная со времени начала вегетации, темпы накопления тепла ускоряются, с этого времени происходит накопление сумм эффективных температур (выше 5° тепла), обеспечивающих вегетацию большинства растений.
ко времени начала вегетации запасы продуктивной (используемой растениями) влаги в метровом слое почвы обычно близка к предельной полевой влагоемкости, т. е. к 150—200 мм.
В то же время в апреле, в связи с продолжающимся повышением температуры, подсыхание почвы происходит быстро и уже в середине второй декады апреля почва поспевает для обработки и посева ранних яровых культур. В отдельные годы поспевание почвы дл обработки происходит раньше.
В связи с быстрым подсыханием почвы весной (за счет интенсивного испарения влаги из верхних слоев почвы) обработку почвы и их посев производят в сжатые сроки с целью наиболее эффективного использования запасов почвенной влаги.
Более теплолюбивые культуры высеваются позднее, в конце апреля и начале мая, когда средняя :суточная температура переходит через 10° тепла.
В период формирования всходов яровых культур запасы влаги в почве (пахотный горизонт 0—20 см) в среднем по области бывают 35—50 мм, которые обеспечивают хорошее состояние растений. Средняя суточная температура этого периода бывает равна 11—13°, наибольшая доходит до 19°. В некоторые годы (20% лет) весна бывает холодной, температура воздуха днем повышается до 10°.
Средняя суточная температура периода посев —выход в трубку 14— 15°, наибольшая 16—18°, наименьшая. 11—12°. Повторяемость лет с температурой ниже 13° составляет всего 1О—15%.
В период от цветения до восковой спелости формируется зерно. Почти сразу же после цветения прекращается прирост вегетативной массы. В связи с этим уменьшается расход почвенной влаги.
Завязывание и налив зерна в основном обеспечены почвенной влагой. Оптимальные условия влагообеспеченности яровой пшеницы в этот период создаются запасами от 125 до 160 м продуктивной влаги в метровом слое почвы.
Уборочные работы зерновых культур, которые производятся во второй половине лета, совпадают с периодом, когда наблюдается преимущественно малооблачная сухая погода. В конце этого же периода начинается посев озимых культур, условия для которых почти всегда бывают благоприятными.
В осенний период условия погоды благоприятствуют для подготовки сельскохозяйственных культур (озимых, многолетних трав, садовых и др.) к перезимовке и только в отдельные годы осень бывает дождливой. В такие годы озимые культуры не получают достаточной закалки, а у древесных пород не полностью вызревает древесина однолетних побегов.
Первые заморозки в северных районах в отдельные годы наблюдаются в первой декаде сентября, составляя небольшой процент вероятности (3—б %), вследствие чего опасность заморозками еще теплолюбивых неубранных культур только в конце сентября — начале октября.
yadyra.ru
Курская область агроклиматические условия — доклад
Курская область агроклиматические условия
Курская область
расположена в центре Европейской
части России в пределах лесостепной
зоны. На севере она граничит с Орловской
областью, на северо-востоке – с Липецкой,
на востоке – с Воронежской, на юге — с
Белгородской, на юго-западе – с Украиной,
на северо-западе – с Брянской.
Почвы Курской области характеризуются сочетанием двух основных типов: черноземов, сформировавшихся под влиянием степной растительности, и оподзоленных почв, образованных лесной растительностью.
В северо-западной части с наиболее расчлененным рельефом имеют преимущественное распространение дерново-подзолистые и серые лесостепные почвы. Серые лесные и лесостепные почвы, сформированные под пологом широколиственных лесов, занимают территорию области, ограниченную долинами рр. Тускари и Сейма. Отдельные, сравнительно крупные массивы серых лесных почв встречаются также и на правобережье р. Псел в районах : Беловском, Бесединском, Золотухинском. Мелкие пятна этих почв встречаются и в других районах области. Серые лесостепные почвы по содержанию гумуса, степени оподзоленности и другим свойствам делятся на три группы: светло-серые, серые и темно-серые. Отличительной чертой этих почв является наличие в нижней части гумусового горизонта и в подгумусовом горизонте ореховатой структуры. Пахотные горизонты их обычно имеют комковато-пылеватую структуру. Светло-серые и серые почвы большей частью расположены на пологих склонах, примыкающих к долинам рек. Темно-серые почвы обычно приурочены к вершинам и верхним частям водораздельных склонов. В Дмитриевском и Михайловском районах имеют распространение дерново-подзолистые почвы. На небольших площадях эти почвы встречаются и в других районах северо-западной части области. Массивы их расположены в узких вытянутых приуроченных участках долин рр. Свапы и Сейма и распространены островами среди серых лесных почв в Льговском, Глушковском, Рыльском и Корневском районах.
По растительному покрову Курская область лежит преимущественно в лесостепной зоне. Основная часть территории области распахана. Лес и кустарники сохранились только в неудобных для обработки местах: по долинам рек, по склонам балок и оврагов. Основными древесными породами, распространенными в области, являются: дуб, ясень, ель, клен, липа, береза и другие.
Климат области умеренно-континентальный. Атмосферные осадки выпадают в умеренном количестве. Значительную роль в распределении осадков играет рельеф области. В северной части области среднегодовая сумма осадков превышает 500 мм. Южные районы области имеют меньшее количество осадков.
Начиная со времени начала вегетации, темпы накопления тепла ускоряются, с этого времени происходит накопление сумм эффективных температур (выше 5° тепла), обеспечивающих вегетацию большинства растений.
ко времени начала вегетации запасы продуктивной (используемой растениями) влаги в метровом слое почвы обычно близка к предельной полевой влагоемкости, т. е. к 150—200 мм.
В то же время в апреле, в связи с продолжающимся повышением температуры, подсыхание почвы происходит быстро и уже в середине второй декады апреля почва поспевает для обработки и посева ранних яровых культур. В отдельные годы поспевание почвы дл обработки происходит раньше.
В связи с быстрым подсыханием почвы весной (за счет интенсивного испарения влаги из верхних слоев почвы) обработку почвы и их посев производят в сжатые сроки с целью наиболее эффективного использования запасов почвенной влаги.
Более теплолюбивые культуры высеваются позднее, в конце апреля и начале мая, когда средняя :суточная температура переходит через 10° тепла.
В период формирования всходов яровых культур запасы влаги в почве (пахотный горизонт 0—20 см) в среднем по области бывают 35—50 мм, которые обеспечивают хорошее состояние растений. Средняя суточная температура этого периода бывает равна 11—13°, наибольшая доходит до 19°. В некоторые годы (20% лет) весна бывает холодной, температура воздуха днем повышается до 10°.
В период от кущения и особенно в период до цветения, когда происходит накопление вегетативной массы растениями, начинается уменьшение запасов продуктивной.влаги в почве. В отдельные годы (до 30% лет) запасы продуктивной влаги в почве в метровом слое уменьшаются до 80 мм и ниже, что бывает недостаточным и состояние посевов ухудшается.
Средняя суточная температура периода посев —выход в трубку 14— 15°, наибольшая 16—18°, наименьшая. 11—12°. Повторяемость лет с температурой ниже 13° составляет всего 1О—15%.
В период от цветения до восковой спелости формируется зерно. Почти сразу же после цветения прекращается прирост вегетативной массы. В связи с этим уменьшается расход почвенной влаги.
Завязывание и налив зерна в основном обеспечены почвенной влагой. Оптимальные условия влагообеспеченности яровой пшеницы в этот период создаются запасами от 125 до 160 м продуктивной влаги в метровом слое почвы.
Уборочные работы зерновых культур, которые производятся во второй половине лета, совпадают с периодом, когда наблюдается преимущественно малооблачная сухая погода. В конце этого же периода начинается посев озимых культур, условия для которых почти всегда бывают благоприятными.
В осенний период условия погоды благоприятствуют для подготовки сельскохозяйственных культур (озимых, многолетних трав, садовых и др.) к перезимовке и только в отдельные годы осень бывает дождливой. В такие годы озимые культуры не получают достаточной закалки, а у древесных пород не полностью вызревает древесина однолетних побегов.
Первые заморозки в северных районах в отдельные годы наблюдаются в первой декаде сентября, составляя небольшой процент вероятности (3—б %), вследствие чего опасность заморозками еще теплолюбивых неубранных культур только в конце сентября — начале октября.
Для озимых культур наиболее важным является зимний период, не всегда благоприятный, в Курской области главным образом из-за наблюдающихся оттепелей, вызывающих образование ледяной корки на поверхности почвы и, в конечном счете, воздействия целого комплекса вредных явлений на озимые.
turboreferat.ru
Агроклиматические и почвенные ресурсы Курска и Курской области — доклад
Щигровская средняя школа №4
Доклад на тему:
«Агроклиматические и почвенные ресурсы
Курска и Курской области.»
ученицы 7«Б» класса
Шатуновой Марии
.
Щигры. 2013г.
Агроклиматические и почвенные ресурсы Курска и Курской области.
Агроклиматические ресурсы — свойства
климата, обеспечивающие возможность
ведения сельскохозяйственного производства:
свет, тепло и влага. Эти свойства во многом
определяют размещение растениеводства.
Развитию растений благоприятствуют достаточная
освещенность, теплая погода, хорошее
увлажнение.
Распределение света и тепла определяется
интенсивностью солнечной радиации. Кроме
степени освещенности на размещение растений
и их развитие влияет длина светового
дня. Растения длинного дня — ячмень, лен,
овес — требуют более продолжительной
освещенности, чем растения короткого
дня — кукуруза, рис и т.д.
Важнейший для жизни растений фактор —
температура воздуха. Основные жизненные
процессы у растений протекают в интервале
от 5 до 30оС. Переход средней суточной
температуры воздуха через 0° С при ее
повышении свидетельствует о начале весны,
при понижении — о наступлении холодного
периода. Промежуток между этими датами
— теплый период года. Безморозный период
— это период без заморозков. Вегетационным
называется период года с устойчивой температурой
воздуха выше 10о С. Его продолжительность примерно соответствует
безморозному периоду.
Большое значение имеет сумма температур
вегетационного периода. Она характеризует
ресурсы тепла для сельскохозяйственных
культур. В условиях России этот показатель
в основных сельскохозяйственных районах
находится в пределах 14-30о С.
Важное условие роста растений — достаточное
количество влаги в почве. Накопление
влаги зависит в основном от количества
выпадающих осадков и их распределения
в течение года. Осадки с ноября по март
в большинстве районов страны выпадают
в виде снега. Накопление их создает на
поверхности почвы снежный покров. Он
обеспечивает запас влаги для развития
растений, защищает почву от промерзания.
Лучшее сочетание агроклиматических ресурсов
сформировалось в Центрально-Черноземном
р-н. Здесь сумма температур вегетационного
периода равна 22-34о С, что позволяет выращивать озимую пшеницу,
кукурузу, рис, сахарную свеклу, подсолнечник,
теплолюбивые овощи и фрукты.
Учет климатических
и водных факторов имеет большое
значение в повышении урожайности
сельскохозяйственных культур. Умелое
и эффективное использование благоприятных
и преодоления вредных условий климата
и погоды одна из основных целей сельского
хозяйства.
Территория области, располагая плодородными
почвами и благоприятными климатическими
условиями, характеризуется большим количеством
распаханных земель и высокоразвитым
сельским хозяйством. Основными сельскохозяйственными
культурами являются пшеница, рожь, сахарная
свекла, кукуруза. Широко культивируется
также овес, просо, ячмень, подсолнечник,
гречиха. Рожь лучше удается на северных
склонах. Сахарная свекла больше распространена
в западной половине области. Много плодовых
культур. Все перечисленные культуры достаточно
обеспечены теплом. Сумма температур выше
10˚ колеблется от 24,5˚ на севере области
до 27˚ на юге.
Большая часть территории области расположена в удовлетворительных условиях влагообеспеченности сельскохозяйственных культур почти во все периоды их роста, но в отдельные годы наблюдаются периоды острого недостатка влаги.
Весенние посевные работы на территории области начинаются обычно при подсыхания почвы до мягкопластичного состояния. Такое состояние почвы совпадает с переходом средней суточной температуры воздуха через 5˚ и близко по времени к началу зеленения кустарников. Выборочные полевые работы, особенно на юге часто начинаются сразу же после оттаивания почвы и прежде всего на возвышенных участках.
С переходом средней суточной температуры воздуха через 10˚, который наступает в конце третьей декады апреля – начале мая, производится посев более теплолюбивых культур.
В период формирования всходов яровых культур запасы влаги в почве в слое 0 – 20 см в среднем по области составляют 30-40 мм, что обеспечивает нормальные всходы и укоренение растений. В отдельные годы на юге области весной почва имеет запасы влаги меньше 25 мм. В этих районах ввиду большой требовательности ранних яровых зерновых культур к воде и способности прорастать при пониженной температуре большое значение для получения высоких урожаев имеет ранний посев.
Дата прекращения заморозков в воздухе на открытом ровном месте приходиться на начало мая. Очень опасны заморозки в период цветения и образования завязи у плодовых деревьев, но это встречается очень редко.
Летом выпадает большое количество осадков, но количество продуктивной влаги в почве в июле августе не повышается, так имеет место большое испарение. Ежегодно летом на территории области бывают засухи и суховейные явления слабой и средней интенсивности.
Почвенные ресурсы
Территория Курской области расположена на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности, вдали от европейских морей и азиатских пустынь. Она входит в состав Центрального Черноземья Центральной России.
Курская область – край плодороднейших чернозёмных почв. Они – характерный элемент ландшафта и основное средство сельскохозяйственного производства. Известный учёный почвовед В.В. Докучаев, положивший начало изучению почв Курская области, установил, что они являются продуктом климата, травянистой растительности, материнской породы, рельефа и хозяйственной деятельности человека.
Более 80% земельных ресурсов нашей области представлены чернозёмами. Но в связи с местными особенностями рельефа, климата, растительности наблюдается большая пестрота почвенного покрова. Отдельными пятнами, а порою и на значительных площадях встречаются в различной степени оподзоленные, солонцовые, болотно-луговые, аллювиальные почвы.
Современный
почвенный покров на территории области
сформировался следующим
Юго-восточнее и южнее от этой местности широко распространены типичные чернозёмы, которые обособились в виде самостоятельной подзоны и занимают около половины площади области. Южнее этой подзоны залегают обыкновенные чернозёмы, получившие широкое распространение и занимающие около 2/5 территории области. На крайнем юге и юго-востоке сформировались южные чернозёмы.
Земледелие – важнейшая
В процессе человеческой деятельности было уничтожено много растительного войлока и лесов, в результате чего в степи и лесостепи началась водная эрозия почв, очень характерная для нашей области. Густота овражно-балочной сети составляет 0,9 –1,1
км на 100 га пашни. Такое положение дел ставит перед земледельцами проблему борьбы с эрозией почв.
В Курской области широко внедрялись интенсивные почвозащитные системы земледелия. Построено 14 тысяч противоэрозийных гидротехнических сооружений, посажено 130 тысяч га защитных лесонасаждений, посеяно более 200 тысяч га многолетних трав, внедряются прогрессивные технологии обработки почвы, залужаются эрозионно-опасные участки пашни, проводится закрепление оврагов. Остановить рост оврагов – одна из главных задач почвозащитных систем земледелия на современном этапе. Она осуществляется путём строительства водозадерживающих валов, дамб-перемычек, водонаправляющих сооружений. Так, за счёт областного бюджета построено 415 сооружений.
yaneuch.ru
План урока «Почвы Курской области».
Тема: Почвы и почвенные ресурсы Курской области.
Цель урока: сформировать представление о почвах и почвенных ресурсах Курской области.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с особенностями почв, с основными типами почв Курской области, их свойствах, различие в плодородии и особенностях размещения почв на территории Курской области.
2. Развивать познавательные умения . Продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации.
3. Воспитывать интерес к изучению предмета, культуру речи, поведения, умения групповой коммуникации.
Планируемые результаты деятельности учащихся:
Предметные:
. Сформировать понятие о почвах, причинах, влияющих на формирование различных типов почв.
. Изучить механический состав почв, их свойства.
. Продолжить формирование умений анализировать почвенные профили.
. Формировать представление о различных типах почв и их размещении по территории Курской области.
Метапредметные:
. Активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся.
. Развивать познавательные умения.
. Развивать аналитическое мышление, частично – поисковые умения.
. Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
Личностные:
. Воспитывать интерес к изучению предмета, культуру речи, поведения, умения групповой коммуникации.
Межпредметные связи: с экологией, биологией.
Обеспечение урока: Карта «Почвы Курской области», климатическая карта Курской области, изображения почвенных профилей, атлас Курская область.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
Приветствие учащихся.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке.
Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.2. Повторение. Проверка домашнего задания.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Подводящий диалог, игровой элемент.
Загадывает загадку о почве.
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут,
Я все терплю
И всем добром плачу.
Предлагает определить значимую цель урока:
Совместная формулировка темы урока, запись темы урока в тетрадь.
Постановка цели урока с помощью учителя.
4.Актуализация знаний.
Беседа по вопросам ранее изученного материала по теме «Почвы и почвенные ресурсы России»:
Что такое почва и каково её главное свойство? От чего оно зависит?
Чем почва отличается от горной породы?
Условия почвообразования.
Механический состав почв. Почвенный профиль.
Закономерности распространения почв по территории России.
5.Первичное усвоение новых знаний.
Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Особенности почв своего региона и своей местности. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв.
Вопросы классу:
В какой природной зоне находится территория нашей области?
Какие типы почв формируются в пределах этой природной зоны?
Какие факторы повлияли на образование самых плодородных почв?
Какие типы почв ещё сформировались на территории Курской области (осуществляется количественная характеристика).
Почвы. В области чернозёмы занимают 74%, а серые лесные почвы 24,5%. На долю светло-серых лесных почв на территории области приходится 3,6%, а серые и темно-серые лесные почвы занимают 10,4 и 10,6% соответственно.
Организует практическую работу в группах, используя инструктивные карточки.
Задание каждой группе: дать характеристику отдельным видам почв по предложенному плану:
1) место расположения почв по территории области;
2) особенности механического состава почвы, включая опыт по определению механический состав почвы пришкольного участка;
3) мощность и окраска гумусового горизонта.
6.Проведение физкультминутки.
Дискуссия с учащимися по вопросам:
Использование земельных ресурсов.
Охрана почв.
По мере постоянного использования, природная почвенная плодородность истощается. Она разрушается и загрязняется. Ядохимикаты и удобрения, используемые для увеличения урожайности зерновых и других культур, приводят к превышению концентрации отравляющих веществ и снижению темпов образования гумуса в ее верхнем слое.
Работа учащихся по таблице «Почвы Курской области» с последующим выявлением видов почв области, их площадей, процентного соотношения.
Работа учащихся в группах:
1 группа – чернозёмы разных типов;
2 группа – серые лесные и дерново – подзолистые;
3 группа – лугово – чернозёмные и аллювиально – луговые.
В конце оценивают свою работу.
Каждая группа предоставляет отчёт о проделанной работе.
Совместно с учителем подводят итоги практической деятельности.
Проводят дискуссию по предложенным учителем вопросам, используя различные источники информации.
Убеждают себя в том, что необходимо охранять почвы, приводят примеры личного участия в экологическом мониторинге почв своей местности.
Применение ранее полученных знаний в новой ситуации.
(познавательные).
7. Первичная проверка понимания.
(3 мин.)
Вопросы к классу:
1. Что такое почва?
2. Что такое плодородие?
3. Под влиянием каких природных факторов формируются почвы Курской области?
4. Какие почвы преобладают на территории Курской области? (покажите по карте)
8.Первичное закрепление.
(3 мин.)
Игра «Найди правильный ответ»
Учитель объясняет правила игры, а затем зачитывает утверждения:
— Почва ничем не отличается от песка и глины;
— Почва, в отличие от песка и глины обладает плодородием;
— В Курской области преобладают серые лесные почвы;
— Типичные чернозёмы распространены на востоке области;
— Выщелоченные чернозёмы обладают более светлой окраской гумусового горизонта, чем типичные;
— По механическому составу серые лесные почвы относят к супесчаным;
— В целом тепловой и водный режимы почв области благоприятны для выращивания многих сельскохозяйственных культур.
9.Домашнее задание. Выучить записи в тетради.
Инструктаж
Предлагает домашнее задание на выбор:
написать мини – сочинение по одной из предложенных тем:
1.Влияние природных факторов на формирование почв области.
2. Роль человека в почвообразовании.
3. Причины интенсивного развития почвенно – эрозионных процессов области.
Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.
10. Рефлексия .
(3 мин.)
Учитель подводит итоги урока.
Возвращается к таблице, которую учащиеся начали заполнять в начале урока, предлагает на данном этапе заполнить графы:
Я узнал, …
Я могу …
Я научился …
11.Итог урока..
Выставление отметок за урок.
Учитель подводит итоги урока, комментирует и выставляет оценки за урок.
Я хочу сказать, что вы молодцы, вы сегодня замечательно работали. Но наиболее плодотворно и аргументированно отвечали (Назвать имена и оценки ребят).
Большое вам спасибо за плодотворное сотрудничество, очень приятно!
До свидания.
infourok.ru
ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА СВОЙСТВА ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА СВОЙСТВА ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Квасова Ирина Николаевна
магистрант 1-го года обучения, кафедра физической географии и геоэкологии КГУ, г. Курск
E—mail: irina.n.kvasova@yandex.ru
Лукашова Ольга Павловна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой физической географии и геоэкологии КГУ, г. Курск
Процессы ведения хозяйственной деятельности вызывают изменения окружающей среды и их влияние на экосистему многопланово. В пределах Курской области экологические проблемы приобретают наиболее негативные последствия.
Положение области в интенсивной и давно освоенной зоне, где проживает значительная доля населения страны и создано разностороннее промышленное и сельскохозяйственное производство (представленное традиционными и типичными для этой зоны отраслями машиностроения, химии, легкой и пищевой промышленности, земледелия и животноводства). Привело к освоению и изменению практически всех ландшафтов лесостепи и приречной части степной зоны, что проявилось в обезлесении территории, развитии эрозии, изменениях водного баланса и др.
Основными источниками загрязнения окружающей среды являются промышленные, энергетические, сельскохозяйственные, транспортные, жилищно-коммунальные объекты. На территории Курской области расположено около 5300 предприятий и организаций, которые все больше усугубляютвлияние негативных процессов на состояние экосистем, приводя к необратимым изменениям.Комплексное интенсивное воздействие на окружающую среду обусловило нарушение водного баланса территории, привело к загрязнению водной и воздушной среды и оказало существенное влияние на многолетнюю естественную динамику почвенного покрова.
На данный момент времени отмечается сильное влияние антропогенного воздействия на дифференциацию почвенного покрова области, который претерпевает значительные изменения.
По состоянию на 01.01.2012 года структура земельных угодий Курской области представлена экспликацией земель (таблица 1) [4, с. 31].
Таблица 1.
Структура земельных угодий Курской области на 2012 год
№ п/п | Категории земель | Общая площадь на 1.01.2012 г., тыс. га |
1 | Земли сельскохозяйственного назначения | 2278,2 |
2 | Земли населенных пунктов, в том числе: | 420,7 |
2.1 | городских населенных пунктов | 61,7 |
2.2 | сельских населенных пунктов | 359 |
3 | Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обороны, безопасности и иного специального назначения | 48,5 |
4 | Земли особо охраняемых территорий и объектов | 5,4 |
5 | Земли лесного фонда | 220,4 |
6 | Земли водного фонда | 5,8 |
7 | Земли запаса | 20,7 |
8 | Итого земель в административных границах Курской области | 2999,7 |
Анализ структуры земельного фонда показал, что область представляет собой территорию, активно используемую в сельскохозяйственном производстве, что характеризуется преобладанием земель сельскохозяйственного назначения и высокой степенью распаханности (64,8 %, пашня занимает 1945,3 тыс. га) территории [4, с. 32]. Высокая доля распаханных земель порождает такие экологические проблемы, как развитие эрозионных процессов, негативное изменение водного режима почв не только распаханных территорий, но и сопряженных ландшафтов, развитие процессов окисления, снижение содержания гумуса, уплотнение и деградация почв, ликвидация резерватов естественной флоры и фауны.
Почвы области расположены на склонах Среднерусской возвышенности с перепадами высот 130—270 м и подвержены эрозионным процессам.Рельеф, сложившийся на территории области, представляет приподнятую пологоволнистую, слегка всхолмленную равнину, сильно расчлененную глубоко вдающимися в нее широкими древними речными долинами и множеством балок и оврагов [1, с. 4]. Средняя крутизна склонов сельскохозяйственных угодий составляет 2,5 при их длине 360 м. Такое сочетание длины и крутизны склонов обеспечили среднемноголетнюю интенсивность эрозии почв на пашне в количестве 4 т/га в год на серых лесных почвах и 7 т/га — на черноземных почвах.
По данным Доклада о состоянии окружающей среды за 2011 год площадь земельобласти, расположенных на эрозионно опасных склонах, за последние несколько лет (2001—2011 гг.) выросла на 3,2 %, а ежегодный прирост оврагов составляет около 200 га. Свыше 30 % пахотных земель региона расположено на склонах более 2 и в разной степени эродировано [3, с. 143]. А 5,8 тыс. га земель нуждаются в защите от водной и ветровой эрозии [4, с. 30].
Научными исследованиями установлено, что в настоящее время интенсивность эрозии на распаханных склонах превышает естественное почвообразование в 2—7 раз [3, с. 144], что свидетельствует о низком уровне эффективности воспроизводства пашни.
Негативным фактором эффективного воспроизводства и использования земельных ресурсов является наличие в регионе значительной площади земельных угодий, где существует потенциальная опасность проявления смыва и размыва почв — в составе пашне. Например, такие земли составляют 36 % общего ее размера, по сравнению с 2001 годом этот показатель изменился на 3,8 %.Ежегодно с полей выносится 2 млн. тонн плодородной земли, что приводит к заилению рек и водоемов. Со стоком талых и ливневых вод и смываемой почвой с полей отчуждается значительное количество пестицидов, удобрений и ряд биогенных элементов, вызывающих загрязнение воды. Вынос питательных веществ в твердой фазе стока таков, что он не компенсируется на эродированных почвах внесением минеральных удобрений.
Острейшей проблемой в Курской области стала дегумификация почв, которая является следствием развития эрозионных процессов, а также результатом несоблюдения технологий возделывания сельскохозяйственных культур. Экспериментальные данные показывают, что с гектара пашни ежегодно теряется около 400—600 кг гумуса, а на землях, подверженных интенсивному влиянию водной эрозии, убыль органического вещества возрастает до 1 т/га в год; почвы большинства районов области имеют очень низкое и низкое (3,0 %) и низкое и среднее (4,2 %) содержание гумуса. Интенсивность минерализации гумуса достигает 900—1300 кг/га в год, а новообразованный гумус составляет всего лишь 58—80 % от минерализованного. Содержание гумуса в почвах области варьируется от 0,7 % до 7,9 %, а баланс гумуса колеблется от (-0,05) до (-0,65) т/га в год [5, с. 45].
Установлено, что последнее десятилетие почвы области испытывают дефицит легкодоступного азота — в области происходит увеличение доли площадей с низким и очень низким содержанием азота — до 89,1 % от общей доли пашни.
Необходимо также отметить, что неразумное использование минеральных удобрений привело к тому, что почти каждый второй гектар пашни закислен. Процесс закисления почв за последние 6 лет начал нарастать [2, с. 239]. Площадь кислых почв на конец данного временного промежутка (2007—2011 гг.) составила 60 %.
Являясь малоподвижной системой, почва склонна аккумулировать в себе загрязняющие вещества.В последние годы широкое развитие получили процессы техногенного загрязнения земель. По 5 элементам: Mo, Pb, Co, Cr, Zn, в 2011 году выявлено, что валовое содержание того или иного элемента в пробе превысило фоновые значения в 3 и более раз [4, с. 44].
Также наряду с химическим загрязнением среды побочными продуктами отраслей АПК, наблюдается увеличение нагрузки на пастбищные угодья, например, при выпасе скота. По административным районам нагрузка на пастбища колебалась преимущественно в пределах 3—5 условных голов скота на 1 га, в некоторых районах она достигла 6—7 голов [2, с. 237]. Считая нормой нагрузку в 2,5 головы, можно сделать вывод о том, что осуществляется не только сильный перевыпас скота, но и значительное воздействие на почвы, и растительный покров путем чрезмерного загрязнения почвы органическими веществами и выжигания растительности.
Машинная обработка и распашка земель воздействуют на почвенный покров и рельеф области, снижают противоэрозионную устойчивость, приводят к значительному увеличению объема стока с пашни, и соответственно возрастают величины не только линейного размыва, но и плоскостного смыва почв. Также значительная часть земель изымается из хозяйственного использования в результате развития горнодобывающей промышленности.
Таким образом, на территории области площадь нарушенных земель составляет 11 тыс. га, из них 5,8 тыс. га отработаны и нуждаются в рекультивации.
Но одной из важнейших экологических проблем Курской области является проблема сохранения нашего главного природного ресурса — чернозема.
Территория Курской области, общая площадь которой по состоянию на 1 января 2012 г.составляет — 2999,7 тыс. га, делится на две неравные части: северо-западную (меньшую — 40 %) с преобладанием серых лесных почв и юго-восточную (большую — 58 %) с преобладанием черноземных почв. Почвы других видов — пойменные, торфяно-болотные, дерново-подзолистые составляют около 2 %.
Данные почвенных обследований [5, с. 45] свидетельствуют о том, что по своим физическим и химическим свойствам, по уровню плодородия серые лесные почвы отличаются от черноземов. Они в основном кислые, нуждаются в известковании. Пахотный слой их имеет распыленную структуру, при увлажнении быстро заплывают, при высыхании на поверхности образуется корка. Серые лесные почвы содержат в 2—3 раза меньше гумуса, чем черноземы, а общий запас его в метровом слое почвы меньше почти в 5 раз, гумусовый горизонт укорочен и составляет всего 20—25 см.
На территории Курской области в Центрально-Черноземном государственном природном биосферном заповеднике имени профессора В.В. Алехина сохранились шесть участков целинных северных степей. Степные участкизаповедника, находящиеся в режимах ротационного кошения и абсолютного заповедания, представлены почвенным покровом, с мощными типичными черноземами, не подвергавшиеся распашке. Мощные чернозёмы заповедника на не скашиваемой целине находятся в режиме, близком к тому, в каком они были в доисторических степях. Целинные черноземы заповедника служат эталоном, в сравнении, с которым определяется степень деградации окружающих пахотных земель.
Под курскими целинными заповедными степями толщина верхнего темноокрашенного гумусового слоя чернозема достигает 1,5 м. Большое содержание перегноя придает ему темную окраску. Содержание гумуса в верхних 10 см почвы составляет 9—12 %, а запас его в метровом слое равен 540 т/га [1, с. 18].
Черноземы лесостепи — самые богатые микроорганизмами почвы умеренного климата. Общая масса микробных клеток в метровом слое почвы составляет почти 20 тонн на гектар. На черноземах выращивается более 80 % всего продовольственного зерна [2, с. 238]. Однако, несмотря на огромные средства, вложенные в сельскохозяйственное производство, урожайность полевых культур на некогда богатейших черноземах вот уже два десятилетия остаётся на одном уровне.
Многовековая его эксплуатация почти без внесения органических остатков, нерациональное использование минеральных удобрений и пестицидов, недостаточное проведение компенсирующих мероприятий привели к уменьшению содержания гумуса на треть, а на отдельных территориях на 50,4 % и более и деградации чернозема.
Хотя в области есть хозяйства, где бережно относятся к земле,получают высокие урожаи и проводят агротехнические, лесомелиоративные, гидротехнические, противоэрозионные мероприятия, известкование кислых почв, рекультивацию нарушенных земель, но объем этих мероприятий незначителен и их недостаточно для восстановления плодородия.
В настоящее время, на территории Курской области были выявлены негативные процессы почвенного покрова. Требующие тщательного прогнозирования, детального изучения и оценки свойств почв, а также разработки мероприятий по защите почв и применение их в ведении сельского хозяйства. Ведь почва — основное и незаменимое средство производства в хозяйственной деятельности человека. И всилу ее интенсивного использования человеком возникает необходимость в неотложных мерах по повышению плодородия почв области.
Таким образом,забота о сохранении «здоровья» почвы, должна быть приоритетной в сельскохозяйственном производстве, и стать едва ли не самой острой задачей современной мировой экологической политики.
Список литературы:
- Атлас Курской области. Федеральная служба геодезии и картографии России. М., 2000. — 48 с.
- Борзенкова И.А., Плохих И.Н. Новейшие тенденции использования земельных ресурсов в Курской области // Геология, география и глобальная энергия. — 2009. — № 4. — С. 237—240.
- Воронцова Ю.В.Состояние и направления совершенствования воспроизводства земельных ресурсов в Курской области // Новые технологии. — 2012. — № 2. — С. 143—147.
- Доклад о состоянии и охране окружающей среды на территории Курской области в 2011 году. Курск, 2011. — 256 c.
- Муха В.Д., Сулима А.Ф., Чаплыгин В.И. Почвы Курской области. Курск: Изд-во КГСХА, 2006. — 116 с.
sibac.info
Конспект урока географии на тему «Почвы Курской области» (8 класс)
Тема урока «Почвы Курской области»
Предмет: география
Учитель: Мимонова Лидия Николаевна
Класс: 8
Тип урока: усвоение новых знаний
Форма урока: урок — исследование почвенной карты Курской области
Дидактическая цель урока: сформировать понятие о почве, почвенном горизонте, почвенном профиле, механическом составе почвы, эрозии
почв, об основных типах почв Курской области, их свойствах, различие в плодородии и особенностях размещения почв на территории
Курской области.
Планируемые результаты деятельности учащихся:
Предметные:
. Сформировать понятие о почвах, причинах, влияющих на формирование различных типов почв.
. Изучить механический состав почв, их свойства.
. Продолжить формирование умений анализировать почвенные профили.
. Формировать представление о различных типах почв и их размещении по территории Курской области.
Метапредметные:
. Активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся.
. Развивать познавательные умения.
. Развивать аналитическое мышление, частично – поисковые умения.
. Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
Личностные:
. Воспитывать интерес к изучению предмета, культуру речи, поведения, умения групповой коммуникации.
Межпредметные связи: с экологией, биологией, географией, окружающим миром, природовединием.
Обеспечение урока: Карта «Почвы Курской области», климатическая карта Курской области, изображения почвенных профилей, атлас Курская
область.
Дидактическая структура (этапы урока), время
Смысловой блок (содержание)
Методы и формы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование
УУД
1.Организацион-ный этап.
(1 мин.)
Словесные (диалог:
учитель — класс)
Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха.
Готовят рабочее место.
Учатся культуре общения (коммуникативн.)
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(3 мин.)
Подводящий диалог, игровой элемент.
Загадывает загадку о почве.
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут,
Я все терплю
И всем добром плачу.
Предлагает определить значимую цель урока:
Углубление изучения понятий: почва, почвенный профиль, почвенный горизонт, механический состав почвы, эрозия почв, мелиорация, рекультивация.
Изучение основных типов почв Курской области, их свойств, различия в плодородии, влияния различных факторов на формирование типов почв, особенностей размещения почв на территории области, влияние деятельности человека на почву.
Совместная формулировка темы урока, запись темы урока в тетрадь.
Постановка цели урока с помощью учителя.
Определение источников информации, способов деятельности.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. (регулятивные).
3. Актуализация
знаний.
(6 мин.)
Словесные (беседа), анкетирование, наглядные, репродуктивный.
Проверяет имеющиеся знаний о почве, даёт действия и контролирует выполнение.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Могу
Научил –
ся
Беседа по вопросам ранее изученного материала по теме «Почвы и почвенные ресурсы России»:
Что такое почва и каково её главное свойство? От чего оно зависит?
Чем почва отличается от горной породы?
Условия почвообразования.
Механический состав почв. Почвенный профиль.
Закономерности распространения почв по территории России.
Заполняют первый и второй столбики.
Ответы учащихся.
Саморегуляция,
умение структурировать, умение строить письменную речь.
(регулятивные).
Умение строить речевые высказывания в устной речи; поиск и выделение информации.
(коммуникативн. и познавательные).
4. Первичное усвоение новых знаний.
(24 мин.)
.
Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Особенности почв своего региона и своей местности. Изменение почв в процессе их хозяйствен -ного использова -ния, борьба с эрозией и загрязнением почв.
Наглядные (работа с картой, рисунками, таблицей), словесные (беседа).
Исследовательский метод (практическая работа), наглядный: работа в группах с картами атласа Курской области, текстовыми источниками, почвенными профилями.
Рассказ учащегося с опорой на презентацию.
Беседа.
Дискуссия, работа с различными источниками информации, частично – поисковый.
Вопросы классу:
В какой природной зоне находится территория нашей области?
Какие типы почв формируются в пределах этой природной зоны?
Какие факторы повлияли на образование самых плодородных почв?
Какие типы почв ещё сформировались на территории Курской области (осуществляется количественная характеристика).
Организует практическую работу в группах, используя инструктивные карточки.
Задание каждой группе: дать характеристику отдельным видам почв по предложенному плану:
1) место расположения почв по территории области;
2) особенности механического состава почвы, включая опыт по определению механический состав почвы пришкольного участка;
3) мощность и окраска гумусового горизонта.
Проверка выполнения заданий (учитель слушает, задаёт вопросы, корректирует ответы).
Совместно с учащимися подводит итоги практической деятельности.
Проведение физкультминутки.
Заслушивает мини-доклад учащегося
«В.В. Докучаев о русском чернозёме».
Вопросы классу:
Объясните высказывание В.В.Докучаева « Без золота прожить можно, а без почвы нет».
Объясните высказывание В.В.Докучаева «Почва – зеркало ландшафта».
Дискуссия с учащимися по вопросам:
Использование земельных ресурсов.
Охрана почв.
Ответы учащихся на вопрос 1,2 с использование географических карт.
Опираясь на знания, полученные при изучении темы «Почвы и почвенные ресурсы России», учащиеся отвечают на вопрос 3 (ответ записывают в тетради).
Работа учащихся по таблице «Почвы Курской области» с последующим выявлением видов почв области, их площадей, процентного соотношения.
Работа учащихся в группах:
1 группа – чернозёмы разных типов;
2 группа – серые лесные и дерново – подзолистые;
3 группа – лугово – чернозёмные и аллювиально – луговые.
В конце оценивают свою работу.
Каждая группа предоставляет отчёт о проделанной работе.
Совместно с учителем подводят итоги практической деятельности.
Выполняют физические упражнения.
Учащийся знакомит класс с заранее подготовленной информацией.
Ответы учащихся.
Проводят дискуссию по предложенным учителем вопросам, используя различные источники информации.
Убеждают себя в том, что необходимо охранять почвы, приводят примеры личного участия в экологическом мониторинге почв своей местности.
Применение ранее полученных знаний в новой ситуации.
(познавательные).
Работа с различными источниками информации, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Работа в соответствии с инструкцией.
Поиск и выделение необходимой информации.
Умение работать в группе.
Самооценка работы.(регулят.,
познавательные,
коммуникативные)
Фиксирование полученных результатов. Проведение коллективного обсуждения.
(коммуникативн.)
Умение строить речевые высказы- вания.Выделение главного.(коммун.познават.)
Восприятие ответов учащихся;
высказывание своей точки зрения., дополнение и развитие высказываний одноклассников.
Умение вести дискуссию.
Умение использовать различные источники для получения информации.(познавательные, коммуникативн.)
5. Первичная проверка понимания.
(3 мин.)
Словесный, наглядный, частично-поисковый.
Вопросы к классу:
1. Что такое почва?
2. Что такое плодородие?
3. Под влиянием каких природных факторов формируются почвы Курской области?
4. Какие почвы преобладают на территории Курской области? (покажите по карте)
.Обучающиеся работают с картой и атласом Курской области.
Умение строить речевые высказывание. Проведение коллективного обсуждения. (коммуникативн.)
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
(2 мин.)
Инструктаж
Предлагает домашнее задание на выбор:
написать мини – сочинение по одной из предложенных тем:
1.Влияние природных факторов на формирование почв области.
2. Роль человека в почвообразовании.
3. Причины интенсивного развития почвенно – эрозионных процессов области.
Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.
Самоопределение.
7.Первичное закрепление.
(3 мин.)
Игра «Найди правильный ответ»
Учитель объясняет правила игры, а затем зачитывает утверждения:
— Почва ничем не отличается от песка и глины;
— Почва, в отличие от песка и глины обладает плодородием;
— В Курской области преобладают серые лесные почвы;
— Типичные чернозёмы распространены на востоке области;
— Выщелоченные чернозёмы обладают более светлой окраской гумусового горизонта, чем типичные;
— По механическому составу серые лесные почвы относят к супесчаным;
— В целом тепловой и водный режимы почв области благоприятны для выращивания многих сельскохозяйственных культур.
Оценка результатов.
Выставление отметок за урок.
Учащиеся должны найти верные утверждения. На каждое верное утверждения они поднимают руку.
Определение уровня усвоения учащимися изученного материала.
Учащиеся применяют полученные знания в новой ситуации.
(познавательные).
8. Рефлексия (подведение итогов занятия
(3 мин.)
Беседа
Учитель подводит итоги урока.
Возвращается к таблице, которую учащиеся начали заполнять в начале урока, предлагает на данном этапе заполнить графы:
Я узнал, …
Я могу …
Я научился …
Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя
Рефлексия своих действий, нравственно-этическое оценивание.
Высказывают свои точки зрения. Подводят итог урока и своей деятельности на уроке(регулятивныекоммуникативные).
infourok.ru
Технологическая карта урока «Почвы Курской области».
Технологическая карта урока
Тема урока: «Почвы Курской области».
Тип урока:усвоение новых знаний.
Форма урока: урок с элементами беседы и практической деятельности.
Цель урока: Углубление изучения понятий: почва, почвенный профиль, почвенный горизонт, механический состав почвы, эрозия почв, мелиорация, рекультивация; изучение основных типы почв Курской области, их свойств, различия в плодородии, влияния различных факторов на формирование типов почв, особенностей размещения почв на территории области, влияние деятельности человека на почву. Совершенствование умений работы с почвенной картой, почвенными профилями, статистическим материалом; развитие познавательной активности, умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры; формирование умения планирования собственной деятельности, развитие умений вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками, в группе, коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала, умения проводить самооценку; способствование формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к окружающей природе.
Результат деятельности учащихся:
Учащиеся должны знать значение понятий: почва, почвенный профиль, почвенный горизонт, механический состав почвы, эрозия почв, мелиорация, рекультивация, основные типы почв Курской области, их свойства, различия в плодородии, влияние различных факторов на формирование типов почв, особенностей размещения почв на территории области, влияние деятельности человека на почву.
Учащиеся должны уметь: называть и правильно показывать на карте почвы Курской области, основные части почвенного профиля, распознавать и находить отличия профилей почв области, работать с почвенной картой, почвенными профилями, статистическим материалом; уметь анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры; уметь планировать собственную деятельность, уметь вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками, в группе, коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала, уметь проводить самооценку; способствование формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к окружающей природе.
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский, анкетирование, инструктаж, элементы игры.
Оборудование: карта «Почвы Курской области», климатическая карта Курской области, изображения почвенных профилей, оборудование для опыта «Определение механического состава почвы» (образец почвы, колба с водой, влажные салфетки для рук), таблицы для анкетирования, презентация.
Этап, время
Смысловой блок
Методы и формы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование
УУД
1.Организацион-ный этап
(1 мин.)
Словесные (диалог:
учитель — класс
Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха.
Готовят рабочее место.
Учатся культуре общения (коммуникативн.)
2. Введение в тему,
целеполагание.
(3 мин.)
Словесные (диалог), игровой элемент.
Загадывает загадку о почве.
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут,
Я все терплю
И всем добром плачу.
Предлагает определить значимую цель урока:
Углубление изучения понятий: почва, почвенный профиль, почвенный горизонт, механический состав почвы, эрозия почв, мелиорация, рекультивация.
Изучение основных типы почв Курской области, их свойств, различия в плодородии, влияния различных факторов на формирование типов почв, особенностей размещения почв на территории области, влияние деятельности человека на почву.
Совместная формулировка темы урока, запись темы урока в тетрадь.
Постановка цели урока с помощью учителя.
Определение источников информации, способов деятельности.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. (регулятивные).
3. Актуализация
(7 мин.)
Словесные (беседа), анкетирование, наглядные, репродуктивный.
Проверяет имеющиеся знаний о почве, даёт действия и контролирует выполнение.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Могу
Научил –
ся
Беседа по вопросам ранее изученного материала по теме «Почвы и почвенные ресурсы России»:
- Что такое почва и каково её главное свойство? От чего оно зависит?
2. Чем почва отличается от горной породы?
3. Условия почвообразования.
4. Механический состав почв. Почвенный профиль.
5. Закономерности распространения почв по территории России.
Заполняют первый и второй столбики.
Ответы учащихся.
Саморегуляция,
умение структурировать, умение строить письменную речь.
(регулятивные).
Умение строить речевые высказывания в устной речи; поиск и выделение информации.
(коммуникативн. и познавательные).
4. Усвоение новых знаний
с первичной проверкой понимания.
(24 мин.)
Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Особенности почв своего региона и своей местности. Изменение почв в процессе их хозяйствен —
ного использова —
ния, борьба с эрозией и загрязнением почв.
Наглядные (работа с картой, рисунками, таблицей), словесные (беседа).
Исследовательский метод (практическая работа), наглядный: работа в группах с картами атласа Курской области, текстовыми источниками, почвенными профилями.
Рассказ учащегося с опорой на презентацию.
Беседа.
Дискуссия, работа с различными источниками информации, частично – поисковый.
Вопросы классу:
1. В какой природной зоне находится территория нашей области?
2. Какие типы почв формируются в пределах этой природной зоны?
3. Какие факторы повлияли на образование самых плодородных почв?
Какие типы почв ещё сформировались на территории Курской области (осуществляется количественная характеристика).
Организует практическую работу в группах, используя инструктивные карточки.
Задание каждой группе: дать характеристику отдельным видам почв по предложенному плану:
1) место расположения почв по территории области;
2) особенности механического состава почвы, включая опыт по определению механический состав почвы пришкольного участка;
3) мощность и окраска гумусового горизонта.
Проверка выполнения заданий (учительслушает, задаёт вопросы, корректирует ответы).
Совместно с учащимися подводит итоги практической деятельности.
Проведение физкультминутки.
Заслушивает мини-доклад учащегося
«В.В. Докучаев о русском чернозёме».
Вопросы классу:
1) Объясните высказывание В.В.Докучаева « Без золота прожить можно, а без почвы нет».
2) Объясните высказывание В.В.Докучаева «Почва – зеркало ландшафта».
Дискуссия с учащимися по вопросам:
1) Использование земельных ресурсов.
2) Охрана почв.
Ответы учащихся на вопрос 1,2 с использование географических карт.
Опираясь на знания, полученные при изучении темы «Почвы и почвенные ресурсы России», учащиеся отвечают на вопрос 3 (ответ записывают в тетради).
Работа учащихся по таблице «Почвы Курской области» с последующим выявлением видов почв области, их площадей, процентного соотношения.
Работа учащихся в группах:
1 группа – чернозёмы разных типов;
2 группа – серые лесные и дерново – подзолистые;
3 группа – лугово – чернозёмные и аллювиально – луговые.
В конце оценивают свою работу.
Каждая группа предоставляет отчёт о проделанной работе.
Совместно с учителем подводят итоги практической деятельности.
Выполняют физические упражнения.
Учащийся знакомит класс с заранее подготовленной информацией.
Ответы учащихся.
Проводят дискуссию по предложенным учителем вопросам, используя различные источники информации.
Убеждают себя в том, что необходимо охранять почвы, приводят примеры личного участия в экологическом мониторинге почв своей местности.
Применение ранее полученных знаний в новой ситуации.
(познавательные).
Работа с различными источниками информации, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Работа в соответствии с инструкцией.
Поиск и выделение необходимой информации.
Умение работать в группе.
Самооценка работы.(регулят.,
познавательные,
коммуникативные)
Фиксирование полученных результатов. Проведение коллективного обсуждения.
(коммуникативн.)
Умение строить речевые высказы- вания.Выделение главного.(коммун
познават.)
Восприятие ответов учащихся;
высказывание своей точки зрения., дополне — ние и развитие высказываний одноклассников.
Умение вести дискуссию.
Умение использовать различные источники для получения информации.(познавательные, коммуникативн.)
5. Информация о домашнем задании.
(3 мин.)
Инструктаж
Предлагает домашнее задание на выбор:
написать мини – сочинение по одной из предложенных тем:
1.Влияние природных факторов на формирование почв области.
2. Роль человека в почвообразовании.
3. Причины интенсивного развития почвенно – эрозионных процессов области.
Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.
Самоопределение.
6.Закрепление знаний.
(4 мин.)
Игра «Найди правильный ответ»
Учитель объясняет правила игры, а затем зачитывает утверждения:
— Почва ничем не отличается от песка и глины;
— Почва, в отличие от песка и глины обладает плодородием;
— В Курской области преобладают серые лесные почвы;
— Типичные чернозёмы распространены на востоке области;
— Выщелоченные чернозёмы обладают более светлой окраской гумусового горизонта, чем типичные;
— По механическому составу серые лесные почвы относят к супесчаным;
— В целом тепловой и водный режимы почв области благоприятны для выращивания многих сельскохозяйственных культур.
Оценка результатов.
Выставление отметок за урок.
Учащиеся должны найти верные утверждения. На каждое верное они поднимают руку.
Определение уровня усвоения учащимися изученного материала.
Учащиеся применяют полученные знания в новой ситуации.
(познавательные).
7. Подведение итогов. Рефлексия
(3 мин.)
Беседа
Учитель подводит итоги урока.
Возвращается к таблице, которую учащиеся начали заполнять в начале урока, предлагает на данном этапе заполнить графы:
3) Я узнал, …
4) Я могу …
5) Я научился …
Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя
Рефлексия своих действий, нравственно-этическое оценивание.
Высказывают свои точки зрения. Подводят итог урока и своей деятельности на уроке.(регулятивные, коммуника —
тивные).
infourok.ru