cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Изучение многообразия тканей животных лабораторная работа – Выполните лабораторную работу «Изучение многообразия тканей животных» (см. учебник, с. 139). Зарисуйте предложенные препараты

Урок биологии в 7 классе Ткани животных. Лабораторная работа № 1 «Строение животных тканей». Органы и системы органов животных

Урок 2. Ткани животных. Лабораторная работа № 1 «Строение животных тканей»

Цель: формирование представлений о тканях животного организма, особенностях их строения и функциях.

Задачи: познакомить обучающихся с особенностями строения тканей животного организма в связи с выполняемыми ими функциями; научить распознавать ткани; развивать умение работать с фиксированными препаратами в ходе лабораторной работы; воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

продолжить формирование универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока; сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения. Оборудование: учебник; рисунки, таблицы тканей животных; интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка и компьютер.

Тип урока: комбинированный (лабораторный практикум с использованием ИКТ).

Ход урока

I. Проверка знаний

Сначала учитель предлагает двум обучающимся выполнить задание у доски. Каждый получает карточку, на которой перечислены главные части и органоиды клеток. Один обучающийся выписывает структуры, характерные для растительной клетки, а другой – для животной.

Список клеточных структур

1.Клеточная стенка

2. Ядро

3. Цитоплазма

4. Лизосомы

5. Митохондрии

6. Вакуоли с клеточным соком

7. Пластиды

8. Рибосомы

9. Клеточная мембрана

10. Клеточный центр

Пока обучающиеся работают у доски, учитель демонстрирует классу список особенностей строения и жизнедеятельности живых организмов. Затем предлагает некоторым из обучающихся прочитать один из признаков и сказать, для каких организмов он характерен: для животных, для растений или для всех живых существ.

Список особенностей строения и жизнедеятельности живых организмов

1. Автотрофный тип питания

2. Гетеротрофный тип питания

3. Клеточное строение

4. Способность к активному передвижению

5. Способность к обмену веществ и превращению энергии

6. Приспособленность к условиям окружающей среды

7. Неограниченный период роста

8. Способность к росту и развитию

9. Наличие систем органов

10. Ограниченный период роста

11. Наличие клеточной стенки из целлюлозы

12. Способность реагировать на изменения окружающей среды

13. Наличие симметрии тела

Скорректировав ответы, учитель проверяет правильность выполнения заданий у доски. Затем организует беседу по вопросам, помещенным в конце п. 2

II. Актуализация знаний

Учитель предлагает обучающимся вспомнить определение понятия «ткань». В случае возникновения затруднений, обращает внимание на словарь, зачитывают определение понятия. Далее учитель организует беседу по вопросам:

Какие ткани растительных организмов вы знаете?

Какие функции они выполняют?

Есть ли связь между строением ткани и выполняемыми ею функциями?

Затем учитель предлагает обучающимся подумать над вопросами рубрики «Как вы думаете?», расположенной перед началом параграфа. Выслушав их предположения, он озвучивает тему урока и формулирует его познавательную задачу.

III. Изучение нового материала

Учитель обращает внимание на тот факт, что, подобно растительным организмам, организмы животных состоят из тканей, разнообразных по строению и выполняемым функциям. Он отмечает, что в организме большинства животных различают 4 типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.

Затем учитель предлагает обучающимся начертить в тетради таблицу «Ткани животного организма», которую они будут заполнять в течение урока.

Эпителиа

льная

Клетки плотно прижаты друг к другу, межклеточного вещества мало

Поверхность тела и полости внутренних органов, а также железы

Покровный эпителий;

Железистый эпителий

Защита от повреждений; участие в переваривании пищи, газообмене и выделении

Соединительная

Клетки могут иметь разнообразную форму, межклеточного вещества много

Скелет, подкожная жировая клетчатка, полости органов кровообращения

Костная

Защита внутренних органов; опора; форма тела

Хрящевая

Рыхлая

Запас питательных веществ в виде жира

Кровь

Транспорт веществ; защита от инфекции

Мышечная

Клетки имеют вид тонких волокон, способных изменять свою длину (обладают сократимостью)

Стенки кровеносных сосудов, органов кровообращения, дыхания, пищеварения и выделения

Гладкая

работа внутренних органов (перистальтика кишечника, сужение просветов кровеносных сосудов и т.д.

Мускулатура тела

Поперечнополосатая скелетная

Движение организма впространстве;

Сердечная мышца (миокард)

Поперечнополосатая сердечная

сокращения сердечной мышцы,

Нервная

Нервные клетки (нейроны) имеют многочисленные отростки: короткие и длинные; обладают возбудимостью и проводимостью

Головной и спинной мозг и нервы, расположенные во всех органах и тканях

Согласованная работа всех внутренних органов; реагирование на изменения окружающей среды

При изучении каждой группы ткани учитель сначала демонстрирует соответствующий фрагмент учебного пособия, а затем предлагает обучающимся заполнить нужные графы в таблице, опираясь на текст учебника.

По окончании выполнения работы учитель показывает им изображения различных тканей и предлагает назвать их, объясняя, на основании каких признаков он ее определил.

Затем учитель предлагает обучающимся выполнить Лабораторную работу № 1 «Строение животных тканей», используя тетрадь с инструктивными заданиями.

IV. Обобщение и закрепление знаний

С целью обобщения и закрепления знаний учитель организует проверку правильности заполнения таблицы. После этого предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать вывод относительно связи строения тканей животного организма с выполняемыми функциями.

Затем обучающиеся выполняют задание, предложенное в интерактивном учебном пособии, и отвечают на вопросы теста с целью самостоятельного оценивания своих знаний, полученных на уроке.

IV. Домашнее задание

Изучить параграфы 3-4 учебника, проверить правильность своих знаний, ответив на вопросы в конце параграфов.

План урока:

  1. Целеполагание.

  2. Опрос (работа с терминами и понятиями).

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление (работа с тестами).

  5. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

1. Целеполагание.

Постановка цели урока в связи прошедшие темой. Беседа с классом.

2. Опрос (работа с терминами)

На слайде презентации записаны термины, которые были изучены на предыдущих уроках. Ученики отвечают по очереди, которая устанавливается ими – первого ученика спрашивает учитель, при правильном ответе он спрашивает одного из своих одноклассников и т.д., при этом они передают рефлексивный мяч, которым можно массажировать ладони, таким образом активируя рецепторы.

Термины и понятия:

  • гетеротрофы

  • автотрофы

  • цитоплазма

  • ядро

  • рибосомы

  • пластиды

  • митохондрии

  • ДНК

  • фотосинтез

3. Изучение нового материала.

Урок требует предварительной подготовки, необходимо лабораторное оборудование – микроскопы, фиксированные препараты, салфетки. На каждой парте следует разместить микроскоп, набор фиксированных препаратов. Свои наблюдения, выводы ученики записывают в тетрадь для лабораторных и практических работ, которую заводим на первом уроке в сентябре.

План изучения нового материала:

1. Выяснение понятия, что такое ткань.

В ходе фронтальной беседы устанавливается определение ткани, типы тканей растений, которые мы проходили в прошлом году.

2. Заполнение кластера.

Используя лабораторное оборудование, материал презентации, устанавливаем особенности тканей человека. Свои выводы записываем в тетради и сопровождаем их схематичными зарисовками. В конце работы формулируем общий вывод.

3. В середине урока проводим физминутку, которая поможет снизить напряжение с глаз, расслабиться и создаст хорошее настроение.

Фиксированные препараты: кровь лягушки, кубический эпителий лошади, нервная ткань собаки.

4.Закрепление (работа с тестами).

Ученики выполняют краткий тест, посвященный тканям. Здесь возможно два варианта – работа в парах или индивидуально по желанию ученика. Ответы выводим на слайд презентации, так как здесь задача не столь выявление тех, кто на отлично усвоил тему, а тех у кого есть трудности и кому нужна индивидуальная консультация учителя или консультанта.

5. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Используем прием «Ваше мнение» . Ученики отвечают на вопросы устно, давая своеобразную оценку своей деятельности или возможно достижению своих одноклассников.

Вопросы:

  • Какие эмоции вызвал у вас урок?

  • Какие на ваш взгляд были наиболее интересные моменты урока?

  • Кто из одноклассников на ваш взгляд сегодня на уроке показал, что имеет солидный багаж знаний по биологии?

  • Что из изученного на уроке вам показалось удивительным и увлекательным?

  • Что бы еще вы хотели бы узнать по данной теме?

6. Домашнее задание.

Параграф №3,4 подготовиться к самостоятельной работе по данной теме. Ответить письменно на вопрос №3 в конце параграфа.

Приложение №1. Кластер

Приложение №2. Тест.

Практикум по теме «Ткани животных».

Часть А. Внимательно портите вопросы и выберите один верный ответ.

1. Какая ткань характеризуется тем, что ее клетки имеют неправильную звездчатую форму?

1. Нервная 2. Эпителиальная

3. Мышечная гладкая 4. Соединительная

2. Какая из тканей обеспечивает движение жевательных мышц жвачных животных при пережевывании пищи во рту?

1. Мышечная поперечно-полосатая 2. Соединительная

3. Мышечная гладкая 4. Эпителиальная

3. Выберите черты строения соединительной ткани:

1. Хорошо развитое межклеточное вещество.

2. Клетки расположены тесно и плотно друг к другу.

3. Клетки имеют несколько ядер и множество митохондрий.

4. Ткань образована вытянутыми клетками с палочковидными ядрами.

4. Какая из функций только характерна для нервной ткани:

1. Сократимость и возбудимость 2. Перенос веществ

3. Возбудимость и проводимость 4. Защита

5. Какая ткань образует кости животных?

1. Мышечная гладкая 2. Соединительная

3. Эпителиальная 4. Нервная

6. Единицей, какой ткани является нейрон?

1. Соединительной 2. Нервной

3. Эпителиальной 4. Мышечной

7. Жировая ткань характеризуется рыхлым расположением клеток и содержанием запасных питательных веществ в виде жира. К какой ткани она относится?

1. Эпителиальной 2. Нервной

2. Соединительной 4. Мышечной

8. На основе, каких признаков можно клетки объединить в одну ткань?

1. На основе сходства строения 2. По общей функции

3. По общему биохимическому составу 4. По всем перечисленным признакам

Часть В.

9. Установите соответствие между типом ткани и ее особенностью. Ответ оформите в виде таблицы.

1. Тесное расположение клеток А. Эпителиальная

2. Хорошо развитое межклеточное вещество Б. Мышечная

3. Клетки веретеновидной формы В. Соединительная

4. Клетки имеют звездчатую форму Г. Нервная

5. Клетки имеют отростки раной длины

6. Клетки многоядерные, имею продольное и поперечное сечение.

1. Кровь собаки А. Эпителиальная

2. Эпителий кожи лягушки Б. Нервная

3. Головной мозг шимпанзе В. Соединительная

4. Мышцы гепарда Г. Мышечная

5. Хрящи костей ящерицы

6. Сердце медведя

Приложение №3. Лабораторная работа.

Тема: «Ткани животных».

Цель: Изучить особенности строения тканей животных, функционирование и разновидности.

Задания:

№1. Рассмотрите препарат эпителиальной ткани, установите черты ее строения, предположите какие функции она может выполнять. Данные занесите в схему кластера. Установите черты сходства данной ткани в эпителием кожицы лука

№2. Рассмотрите препарат крови лягушки, установите черты отличия от предыдущего препарата, предположите какие функции она может выполнять. Данные занесите в схему кластера.

№3. Рассмотрите препарат нервная ткань собаки, установите черты ее строения, предположите какие функции она может выполнять. Найдите на рисунке 19 (8) страницы 30 короткие и длинные отростки нейронов. Данные занесите в схему кластера.

№4. Используя материал учебника на странице 30, установите особенности строения, функции и деление на типы мышечной ткани. Данные занесите в таблицу.

infourok.ru

Лабораторная работа » Ткани человека»

Лабораторная работа №1

«Рассматривание тканей человека под микроскопом»

Цель: познакомиться с типами и видами тканей человека, уметь различать типы и виды тканей под микроскопом, находить их особенности.

Задание

Используя теоретический материал и рассмотрев предложенные микропрепараты, заполните таблицу:

Особенности

типа ткани

Функция

Теоретическая часть.

В начале деления все клетки развивающегося зародыша одинаковы, но затем происходит их специализация. Некоторые из них выделяют межклеточное вещество. Группы клеток и межклеточное вещество, имеющие сходное строение и происхождение, выполняющие общие функции, называются тканями. Каждый орган состоит из нескольких тканей, но одна из них, как правило, преобладает в организме животных и человека четыре группы основных тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная. В мышцах, например, преобладает мышечная ткань, но наряду с ней встречаются и соединительная, и нервная. Ткань может состоять как из одинаковых, так и из различных клеток. Межклеточное вещество тоже может быть однородным, как у хряща, но может включать различные структурные образования в виде эластичных лент, нитей, придающих тканям эластичность и упругость.

Эпителиальные (покровные) ткани (рис. 1) находятся на наружной поверхности кожи. Кроме того, они выстилают внутреннюю поверхность кровеносных сосудов, дыхательных путей, мочеточников. К эпителиальным тканям относится и железистая ткань, вырабатывающая различные секреты (пот, слюну, желудочный сок, сок поджелудочной железы). Многообразие функций привело к значительному разнообразию эпителиальных тканей. Однако все они имеют ряд общих свойств. Их клетки располагаются тесными рядами в один или несколько слоев, имеют незначительное количество межклеточного вещества, могут слущиваться и заменяться новыми. В связи с разнообразием функций строение клеток эпителиальных тканей различается. Так, мерцательный эпителий дыхательных путей имеет реснички, с помощью которых удаляется пыль, осевшая на влажную поверхность трахеи и бронхов. Эпителиальные клетки желудка способны накапливать секрет в цитоплазме. Затем они отторгаются, попадают в полость желудка и там разрушаются, высвобождая желудочный сок.

Соединительные ткани (рис. 2) обладают еще большим разнообразием. К ним относятся опорные ткани — хрящевая и костная, жидкая ткань — кровь, эластичная рыхлая соединительная ткань, разделяющая мышечные волокна, жировая ткань, плотная соединительная ткань, входящая в состав сухожилий.

Все эти разнообразные ткани имеют общую особенность — наличие хорошо развитого межклеточного вещества, определяющего механические свойства ткани. В костной ткани межклеточное вещество твердое и прочное, а в хрящевой — прочное и эластичное. В крови оно жидкое, так как выполняет транспортную функцию. Соединительная ткань встречается в оболочках органов, которым приходится сильно растягиваться: в матке, желудке, кровеносных сосудах и пр. Благодаря соединительной ткани кожа может смещаться относительно мышц и костей, к которым прикреплена.В соединительной ткани есть клетки, способные бороться с микроорганизмами, а в случае поражения основной ткани какого-либо органа она способна заменить утраченные элементы. Так, образующиеся после ранений шрамы состоят из соединительной ткани. Правда, выполнять функции той ткани, которую соединительная ткань заменила, она не может.

Свойства мышечной и нервной тканей. Мышечная и нервная ткани реагируют на раздражение по-разному: нервная ткань вырабатывает нервные импульсы — электрохимические сигналы. С их помощью она регулирует работу клеток, связанных с нею. Мышечная ткань сокращается. Таким образом, нервная ткань обладает возбудимостью и проводимостью: при возбуждении проводит нервные импульсы. А мышечная ткань обладает возбудимостью и сократимостью. Разновидности мышечной ткани. Существуют три разновидности мышечной ткани: гладкая, поперечнополосатая (рис.3) и сердечная.

Гладкая мышечная ткань состоит из веретеновидных клеток с одним палочковидным ядром. Эта ткань обеспечивает работу кровеносных сосудов и внутренних органов, например желудка, кишечника, бронхов, то есть органов, работающих по мимо нашей воли, автоматически. С помощью гладких мышц изменяются размеры зрачка, кривизна хрусталика глаза и т.д. Поперечнополосатая мышечная ткань образует скелетные мышцы, которые работают как рефлекторно, так и по нашей воле (произвольно), например перемещают тело в пространстве. Они способны как к быстрому сокращению, так и к длительному пребыванию в сокращенном или расслабленном состоянии. Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из длинных многоядерных волокон. Ядра мышечного волокна обычно располагаются под наружной мембраной. Среднюю часть мышечного волокна занимают сократительные нити. Они состоят из чередующихся пластинок белков разной плотности (актина и миозина), поэтому в оптическом микроскопе кажутся исчерченными поперек (поперечнополосатыми). Сердечная мышечная ткань тоже состоит из мышечных волокон, но они имеют ряд особенностей. Во-первых, здесь соседние мышечные волокна соединены между собой. Во-вторых, они имеют небольшое число ядер, расположенных в центре волокна. Благодаря такому строению возбуждение, возникшее в одном месте, быстро охватывает всю мышечную ткань, участвующую в сокращении. Нервная ткань включает два типа клеток: собственно нервные клетки — нейроны и вспомогательные клетки — нейроглии. Главная особенность нейронов — высокая возбудимость. Они получают сигналы из внешней и внутренней среды организма, проводят и перерабатывают их, что необходимо для управления работой органов. Нейроны собраны в очень сложные и многочисленные цепи, которые необходимы для получения, переработки, хранения и использования информации. Нейроглия выполняет ряд вспомогательных функций. Например, питательные вещества из кровеносного сосуда поступают сначала в клетки нейроглии, там перерабатываются и только после этого попадают в нейроны. Клетки нейроглии выполняют и опорную роль, механически поддерживая нейроны. Нейрон (рис. 4) состоит из тела и отростков. В теле нейрона находится ядро с округлыми ядрышками. Отростки нейрона различаются по строению, форме и функциям.

Дендрит — отросток, передающий возбуждение к телу нейрона. Чаще всего у нейрона несколько коротких разветвленных дендритов. Однако бывают нейроны, у которых имеется только один длинный дендрит. Аксон — это длинный и единственный отросток, который передает информацию от тела нейрона к следующему нейрону или к рабочему органу. Аксон ветвится только на конце, образуя короткие веточки — терминали. Часть длинного отростка дендрита или аксона, покрытая оболочками, называется нервным волокном. Напомним, что главные свойства нервной ткани — возбудимость и проводимость. Синапсы образуются в местах контакта аксона с клетками, которым он передает информацию (рис. 4, Б). Эти участки аксона несколько утолщены, так как содержат пузырьки с раздражающей жидкостью. Когда нервные импульсы доходят до синапса, пузырьки лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на оболочку клетки, принимающей информацию. Это может быть другой нейрон, мышечная или железистая клетка. В зависимости от состава и количества биологически активных веществ, содержащихся в жидкости, принимающая информацию клетка может возбудиться и усилить свою работу, либо затормозиться — ослабить или вовсе прекратить ее.

Воспринимающие информацию клетки обычно имеют много синапсов. Через одни из них они получают стимулирующие сигналы, через другие — отрицательные, тормозные. Все эти сигналы суммируются, после чего следует изменение работы.

infourok.ru

Презентация.Лабораторная работа № 5. «Ткани животного организма». 6кл.

Лабораторная работа № 5. Ткани животного организма

Цель: познакомиться с тканями животного организма, особенностями их строения в зависимости от выполняемой функции.

Оборудование: микропрепараты «Эпителиальная ткань», «Рыхлая соединительная ткань», «Мазок крови человека», «Гладкая мышечная ткань», «Нервная ткань», микроскопы, таблица «Схема строения животной клетки», рисунки учебника на с. 32–35.

Неверова Н.Ф. –учитель биологии

МБОУ СШ №17

города Димитровграда

Ульяновской обл.

Виды тканей животного организма:

А – эпителиальная ткань; Б – нервная ткань; В – сердечная мышечная ткань; Г – гладкая мышечная ткань; Д – жировая ткань; Е – хрящ; Ж – кровь; З – костная ткань; И – рыхлая соединительная ткань

Рассмотрите микропрепарат «Эпителиальная ткань» Найдите клетки эпителия, обратите внимание на особенности их строения (клетки плотно прилегают к друг другу, отсутствует межклеточное вещество). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте нужную информацию. Данные внесите в таблицу .

Рассмотрите микропрепарат «Рыхлая соединительная ткань» Обратите внимание на особенности строения ткани (наличие большого количества межклеточного вещества). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте нужную информацию. Данные внесите в таблицу.

3. Рассмотрите микропрепарат «Мазок крови человека» (рис. 1, Ж ). Кровь – это жидкая соединительная ткань. Найдите эритроциты, обратите внимание на особенности их строения (клетки мелкие, двояковогнутые, лишены ядер, красного цвета). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте нужную информацию. Данные внесите в таблицу.

Лейкоцит

Тромбоцит

Эритроцит

Рассмотрите микропрепарат «Гладкая мышеч-ная ткань» (рис. 1, Г ). Обратите внимание на особенности строения мышечных клеток (это одноядерные клетки веретенообразной формы). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте информацию о видах, свойствах мышечной ткани и ее функции. Данные внесите в таблицу.

Рассмотрите микропрепарат «Нервная ткань». Обратите внимание на особенности строения нервных клеток (состоят из тела и многочисленных отростков двух видов). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте информацию о свойствах нервной ткани и ее функции. Данные внесите в таблицу.

Таблица. Ткани животного организма

Вид ткани.

Место нахождения

Эпителиальная

 

Особенности строения

Соединительная

Функции

 

 

Кровь

  .

 

Гладкая мышечная

Нервная

 

 

 

 

  .

 

 

 

Таблица. Ткани животного организма

Вид ткани.

Место нахождения

Эпителиальная

Особенности строения

  покровы , слизистые оболочки, железы.

Соединительная

Функции

  клетки близко прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало

  сопровождает кровеносные сосуды, образует строму многих органов

Кровь

  кровь циркулирует в замкнутой системе сосудов по всему организму. Сердце приводит кровь в движение.

  защитная, секретная, барьерная.

Клетки расположены рыхло, много межклеточного в-ва (плотное, рыхлое, жидкое).

Гладкая мышечная

Нервная

  гладкие мышцы находятся в стенке внутренних органов, сосудов, коже.

  опорная, трофическая, обмен в-в между кровью и другими тканями

  Кровь – жидкая соединительная ткань состоящая из плазмы и клеток: эритроциты (без ядерные), тромбоциты, лейкоциты.

  транспортная(перенос газов и биологических активных веществ). Трофическая(доставка питательных в-в). Защитная (защита от чужеродных микроорганизмов). Регуляторная

  одноядерные клетки веретенообразной формы

  головной и спинной мозг, нервные узлы, нервные волокна.

  сокращение ( проведение мышечного импульса), их относят к возбудимым тканям.

  Структурная единица ткани – нейрон. Межклеточное в-во –нейроглия. Нейрон состоит из тела, короткого отростка – дендритов и длинного отростка – аксонов.

  передача возбуждения от нервных окончаний – рецепторов к центральной нервной системе и обратно к органу (возбудимость, проводимость).

Проверочные задания Задание 1. Вставьте пропущенные слова:

  • 1. Группа клеток, сходных по размеру, строению и выполняемым функциям называется … .
  • 2. Наружный слой кожи животного в основном состоит из … ткани.
  • 3. Наличие большого количества плотного межклеточного вещества характерно для … ткани.
  • 4. Быструю связь организма с внешней средой, а также связь органов между собой обеспечивает … ткань.
  • 5. Защищает организм от проникновения микробов и ядовитых веществ … ткань.
  • 6. Рост организма происходит за счет деления клеток …. ткани.
  • 7. Приводит организм в движение … ткань.
  • 8. Основные свойства мышечной ткани – … и … .
  • 9. Клетки в тканях соединены … веществом.

1.Тканью. 2. Эпителиальной. 3. Соединительной. 4. Эпителиальная 5. Покровная

6.Костной 7. Мышечная . 8. Возбудимость и сократимость. 9. Межклеточным веществом.

Задание 2. Выбери правильный ответ.

1. Ткань – это:

  • а) группа клеток, сходных по строению, происхождению и функциям; б) группа рядом расположенных клеток; в) совокупность межклеточного вещества; г) группа клеток, отличающихся по строению, но выполняющих сходные функции.

2 .Ткань, выстилающая полости органов и поверхность тела, – это:

  • а) соединительная; б) мышечная; в) эпителиальная; г) жировая.

3. Жидкая соединительная ткань – это:

  • а) костная ткань; б) кровь; в) жировая ткань; г) хрящ.

4. Функцию движения выполняет:

  • а) эпителиальная ткань; б) соединительная ткань; в) мышечная ткань; г) костная ткань.

5. Возбудимость и сократимость – это свойства:

  • а) мышечной ткани; б) соединительной ткани; в) нервной ткани; г) эпителиальной ткани.

Задание 3. Верно ли утверждение?

  • 1. Кровь – это соединительная ткань.
  • 2. Нервные клетки имеют многочисленные короткие и несколько длинных отростков.
  • 3. Основное свойство нервной ткани – возбудимость и проводимость.
  • 4. У зародышей всех позвоночных животных скелет состоит из костной ткани.
  • 5. Сокращение сократительных волокон делает мышцу длиннее и тоньше.
  • 6. Жировая, костная, хрящевая ткани и кровь относятся к соединительным тканям.
  • 7. Эпителиальная ткань связывает организм с окружающей средой.
  • 8. За счет костной ткани осуществляется рост организма.
  • 9. Стенку внутренних органов образует поперечнополосатая мышечная ткань.
  • 10. Сердечная мышечная ткань имеет много перемычек, что позволяет ускорить прохождение нерв-ного импульса.
? Форменные элементы + плазма –– ? Клетки + межклеточное вещество –– ? 4ткани  = орган   форм.элем + плазма = кровь   клетки + в-во = ткань. «

3адание 4. Восстановите логическую цепь.

  • Несколько видов тканей –– ?
  • Форменные элементы + плазма –– ?
  • Клетки + межклеточное вещество –– ?

4ткани  = орган

  форм.элем + плазма = кровь

  клетки + в-во = ткань.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЯ!

Источник:

1.УМК Н.И. Сонина

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

для учащихся 6-х классов

по личностно-ориентированной технологии (1-3).

2. Интернет картинки

multiurok.ru

Лабораторная работа 5. Тема. Строение тканей животных. Биология. 10 класс

Лабораторная работа 5

Тема. Строение тканей животных.

Цель. Расширить знания о тканях, выяснить особенности строения и функций различных видов тканей животного организма.

Оборудование и материалы: микроскоп, постоянные микропрепараты эпителиальных, мышечных, соединительных и нервной тканей, рисунки, таблицы.

Ход работы

1.Рассмотрим микропрепараты эпителиальных тканей. Эти ткани образованы одним или несколькими слоями…, которые тесно ………. .Межклеточное вещество почти … .Эпителиальные ткани образуют внешние покровы …, выстилают … и образуют железы (… эпителий). Их функция — …, обменная, выделительная.

2. Зарисуем и подпишем микроскопическое строение эпителиальной ткани.

3.Рассмотрим мышечные ткани животного организма. Свойства мышечных тканей — … и … . Мышечные клетки содержат много пучков миофибрилл, состоящих из нитей сократительных белков — … и … . Выделяют …, … и … мышечные ткани. Основная их функция — … .

4.Зарисуем и подпишем микроскопическое строение мышечной ткани.

покровной ткани.

5.Рассмотрим строение нервной ткани. Основные свойства нервной ткани — … и …, благодаря ей образуются и распространяются … импульсы. Структурно-функциональная единица нервной ткани — … . Нейрон состоит из тела и отростков: … и … . Кроме нейронов, в нервной ткани есть вспомогательные клетки, совокупность которых называют … .

6.Зарисуем и подпишем микроскопическое строение нейрона.

7.Рассмотрим ткани внутренней среды или соединительные ткани. Они выполняют разнообразные функции и отличаются тем, что их клетки окружены большим количеством … вещества. Разновидности соединительных тканей — …………………… .

8.Зарисуем и подпишем микроскопическое строение одной из разновидностей соединительных тканей.

Вывод: ткани животного организма имеют следующие общие черты: ………. . Различают такие типы тканей животных: ………….. .

Лабораторная работа 5

Тема. Строение тканей животных.

Цель. Расширить знания о тканях, выяснить особенности строения и функций различных видов тканей животного организма.

Оборудование и материалы: микроскоп, постоянные микропрепараты эпителиальных, мышечных, соединительных и нервной тканей, рисунки, таблицы.

Ход работы

1.Рассмотрим микропрепараты эпителиальных тканей. Эти ткани образованы одним или несколькими слоями…, которые тесно ………. .Межклеточное вещество почти … .Эпителиальные ткани образуют внешние покровы …, выстилают … и образуют железы (… эпителий). Их функция — …, обменная, выделительная.

2. Зарисуем и подпишем микроскопическое строение эпителиальной ткани.

3.Рассмотрим мышечные ткани животного организма. Свойства мышечных тканей — … и … . Мышечные клетки содержат много пучков миофибрилл, состоящих из нитей сократительных белков — … и … . Выделяют …, … и … мышечные ткани. Основная их функция — … .

4.Зарисуем и подпишем микроскопическое строение мышечной ткани.

покровной ткани.

5.Рассмотрим строение нервной ткани. Основные свойства нервной ткани — … и …, благодаря ей образуются и распространяются … импульсы. Структурно-функциональная единица нервной ткани — … . Нейрон состоит из тела и отростков: … и … . Кроме нейронов, в нервной ткани есть вспомогательные клетки, совокупность которых называют … .

6.Зарисуем и подпишем микроскопическое строение нейрона.

7.Рассмотрим ткани внутренней среды или соединительные ткани. Они выполняют разнообразные функции и отличаются тем, что их клетки окружены большим количеством … вещества. Разновидности соединительных тканей — …………………… .

8.Зарисуем и подпишем микроскопическое строение одной из разновидностей соединительных тканей.

Вывод: ткани животного организма имеют следующие общие черты: ………. . Различают такие типы тканей животных: ………….. .

infourok.ru

Лабораторная работа: «Изучение микроскопического строения клетки и тканей».

Лабораторная работа №1.

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

 Ход работы.

Рассмотреть под микроскопом строение животной клетки.

Зарисовать клетку и подписать основные части клетки.

Рассмотреть готовые микропрепараты тканей.

Вывод: Зависят ли особенности строения клеток от выполняемой функции?
Каково значение многообразия клеток для многоклеточного организма?

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа: «Изучение микроскопического строения клетки и тканей». »

11/11/16 07:05:28 PM

Лабораторная работа № 1 Изучение микроскопического строения клетки и тканей.

© Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах.

Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

11/11/16 07:05:28 PM

Цель: знакомство с особенностями строения, свойствами и функциями тканей.

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Ход работы.

  • Рассмотреть под микроскопом строение животной клетки.
  • Зарисовать клетку и подписать основные части клетки.
  • Рассмотреть готовые микропрепараты тканей.

© Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах.

Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

11/11/16 07:05:28 PM

Оформление результатов: зарисуйте рассмотренные препараты тканей; заполните таблицу

Название тканей

Строение ткани

Местонахождение

Функции

© Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах.

Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

ТКАНИ

Эпителиальные

Соединительные

КОСТЬ

КРОВЬ

Нервная

Мышечные

11/11/16 07:05:28 PM

. Вывод : Зависят ли особенности строения клеток от выполняемой функции? Каково значение многообразия клеток для многоклеточного организма?

© Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах.

Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

kopilkaurokov.ru

Лабораторная работа на тему «Строение тканей животных и растений»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

ТЕМА: Строение тканей животных и растений.

ЦЕЛЬ: Изучить типы и виды тканей многоклеточных организмов. Выяснить зависимость строения растительных тканей разных видов от выполняемых функций. Закрепить навыки работы с микроскопом и приготовления временных препаратов.

ОБОРУДОВАНИЕ: световой микроскоп, предметное стекло, лезвие.

ОБЪЕКТИ ИССЛЕДОВАНИЯ: листья алоэ (или другого растения), корень молодого растения, микрофотографии тканей.

БЖД:

Помните! Растения могут быть ядовитыми, а также вызывать аллергические реакции.

При работе с микроскопом придерживайтесь установленных правил.

Будьте внимательными при работе с лезвием.

Внимание! Во время выполнения лабораторной работы, не оставляйте своего рабочего места. Не отвлекайте окружающих от работы и не мешайте им. Следите за состоянием своего рабочего места.

ХОД РАБОТЫ

  1. Подготовка светового микроскопа к работе.

  2. Приготовление временного препарата поперечного среза листа через жилку. Изучение тканей листа растений под микроскопом.

  3. Приготовление временного препарата продольного среза корня. Изучение тканей корня.

  4. Изучение животных тканей.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

Рис. 1. Поперечный срез листа алоэ:

1 — ассимиляционная губчатая ткань; 4 — водозапасающая ткань

2 — покровная ткань; 5 — проводящая ткань;

3 — ассимиляционная столбчатая ткань; 6 — механическая ткань

Рис. 2. Строение корня:

1 — Корневой чехлик;

2 – Точка роста.

ВЫВОДЫ:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Назовите самую жидкую и самую твердую ткани животных. К какому типу тканей они относятся?

  2. Какие виды и типы тканей входят в состав жилки листа? Каковы особенности клеток, которые входят в состав этих тканей?

  3. К какому типу тканей относятся гаустории паразитических растений?

  4. По каким признакам можно отличить склеренхиму от колленхимы?

infourok.ru

«Строение тканей животного организма и тканей растительного организма»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

ТЕМА: Строение тканей животного организма и тканей растительного организма

ЦЕЛЬ: Изучить типы и виды тканей многоклеточных организмов. Выяснить зависимость строения растительных тканей разных видов от выполняемых функций. Закрепить навыки по работе с микроскопом и приготовлению временных препаратов.

ОБЪЕКТИ ИССЛЕДОВАНИЯ: листья алоэ (или другого растения), корень молодого растения, ткани животных.

ОБОРУДОВАНИЕ: световой микроскоп, предметное стекло, лезвие, листья и корень растений, микрофотографии тканей, постоянные препараты тканей животных.

ХОД РАБОТЫ

1. Подготовка светового микроскопа к работе.

2. Приготовление временного препарата поперечного среза листа через жилку. Изучение тканей листа растений под микроскопом.

3. Приготовление временного препарата продольного среза корня. Изучение тканей корня.

4. Изучение животных тканей.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Назовите самую жидкую и самую твердую ткани животных. К какому типу тканей они относятся?

  2. Какие виды и типы тканей входят в состав жилки листа? Каковы особенности клеток, которые входят в состав этих тканей?

  3. К какому типу тканей относятся гаустории паразитических растений?

  4. По каким признакам можно отличить склеренхиму от колленхимы?

Приложение

Рис. 1. Поперечный срез листа алоэ:

1 — ассимиляционная губчатая ткань; 4 — водозапасающая ткань

2 — покровная ткань; 5 — проводящая ткань;

3 — ассимиляционная столбчатая ткань; 6 — механическая ткань

Рис. 2. Строение корня:

1 — Корневой чехлик;

2 – Точка роста.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *