cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Измерение показателя преломления стекла лабораторная работа – Лабораторные работа №4

Лабораторная работа №3. «Измерение показателя преломления стекла»

 «Мало знать — надо уметь применять»

Рене Декарт

В предыдущей теме говорилось о явлении преломления света, а также вывели один из основных законов распространения света: закон преломления.

Преломление — это изменение направления распространения света, возникающее на границе раздела двух прозрачных сред или в толще среды с непрерывно изменяющимися свойствами.

Закон преломления света гласит, что луч падающий, луч преломленный и перпендикуляр, восставленный в точке падения луча к границе раздела двух сред, лежат в одной плоскости. Отношение же синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред, не зависящая от угла падения.

Как известно, любой постигнутый закон человек стремится использовать на практике.

Цель лабораторной работы:

наблюдение преломления света на границе раздела сред воздух — стекло, а также измерение показателя преломления стекла.

Оборудование: источник электропитания, лампа, ключ, соединительные провода, экран со щелью, плоскопараллельная стеклянная пластина в форме трапеции, лист бумаги, линейка и карандаш.

Перед выполнением лабораторной работы необходимо произвести небольшую подготовку.

Так как будет определяться показатель преломления стекла относительно воздуха, то закон преломления света будет иметь вид:

где a — это угол падения пучка света на грань пластинки, b — угол преломления светового пучка в стеклянной пластине.

Для того, чтобы определить отношение синусов, поступают следующим образом. В самом начале, пластину необходимо разместить на листе бумаги и с помощью карандаша обвести ее малую и большую грани. Затем, не смещая пластины, на ее малую грань необходимо направить узкий световой пучок под любым углом к грани. После этого, вдоль падающего на пластину и вышедшего из нее световых пучков, карандашом проставляются 4 точки.

Сняв пластину с листа бумаги, с помощью линейки прочерчивают входящий, преломленный и выходящий лучи. Затем, через точку раздела двух сред — воздух-стекло — опускается перпендикуляр к границе раздела и отмечаются углы падения и преломления. После этого, с помощью циркуля, рисуется окружность произвольного радиуса с центром в точке раздела двух сред воздух-стекло, и строятся два прямоугольных треугольника, например, ABE и CBD.

Тогда, исходя из определения синуса угла, можно записать, что

Длины отрезков АЕ и DC, стоящих в формуле, измеряют при помощи линейки с миллиметровыми делениями. Их значения подставляются в расчетную формулу и высчитывают показатель преломления стекла.

Если в кабинете не хватает оборудования, то можно воспользоваться булавками. Для этого нужно на стол положить кусок поролона, для того чтобы было удобнее воткнуть булавки, и накрыть его белым листом бумаги. Сверху, на него, положить плоскопараллельную стеклянную пластину и, как и в предыдущем случае, обвести карандашом ее малую и большую грани. Затем возле малой грани воткнем первую булавку, вторую булавку воткнем под некоторым углом к первой, но так, чтобы у нас был ярко выраженный угол падения. Наблюдая за двумя булавками через большую грань, найдем точку расположения третьей булавки, чтобы первая и вторая загораживали друг друга. Снимаем оборудование и с помощью линейки достраиваем падающий и преломленный лучи, а также перпендикуляр к точке падения луча на пластину. Далее все делается точно так же, как и в выше описанном нами способе.

А теперь приступим непосредственно к работе.

Для удобства записей результатов измерений и вычислений составим следующую таблицу.

Ход выполнения работы:

1. Установите источник света на столе. В окно прибора вставьте рамку со щелью так, чтобы щель располагалась вертикально.

2. Соберите электрическую цепь, присоединив лампочку к источнику постоянного тока через выключатель. Замкните цепь и получите яркую, тонкую полосу света на бумаге — световой луч.

3. Наблюдайте явление преломления света при различных углах паления, а затем зафиксируйте ход лучей.

4. Выполните построения в соответствии с рисунком и измерьте длины отрезков АЕ и DC Результаты измерений занесите в таблицу.

5. По формуле рассчитайте значение показателя преломления стекла и занесите его в таблицу.

6. Проделайте данный эксперимент еще не менее двух раз, меняя угол падения луча на пластинку, не забывая заносить все полученные данные в таблицу.

7. После проделанной работы рассчитайте абсолютные погрешности измерения отрезков.

8. Далее вычислите относительную и абсолютную погрешности измерения показателя преломления стекла.

9. Сравните результаты, полученные по формулам, и сделайте вывод о зависимости или независимости показателя преломления от угла падения светового луча.

Контрольные вопросы:

1. От чего зависит показатель преломления вещества?

2. В чем заключается явление полного отражения света на границе раздела двух сред?

3. Запишите формулу для вычисления скорости света в веществе с показателем преломления n.

Дополнительное задание:

Попробуйте, используя стеклянную пластинку, наблюдать явление полного отражения. Запишите, как вы осуществляли этот эксперимент.

videouroki.net

Практическая работа по теме «Определение показателя преломления стекла»

На предыдущих уроках вы познакомились с основными законами распространения света: законами отражения и преломления. Но, как известно, любой постигнутый закон человек стремится использовать на практике. Если для двух сред показатель преломления остается постоянным, можем ли мы, например, определять вещество одной среды, зная вещество другой, по углу отклонения светового луча при прохождении границы раздела этих сред? Как это сделать на практике, вы узнаете из этого урока, посвященного лабораторной работе.

Тема: Оптика

Урок: Практическая работа по теме «Определение показателя преломления стекла»

Цель работы: определение относительного показателя преломления стекла с помощью плоскопараллельной пластины.

Рис. 1. Определение показателя

sinα – угол падения

sinγ – угол преломления

На рисунке – две горизонтальные линии: малая и большая грань плоскопараллельной пластины (см. Рис. 1).

В точке О располагается первая булавка. Вторая булавка располагается в точке А. Направление АО – направление падающего луча.

Направление от точки О до булавки, расположенной на большой грани, – преломленный луч.

Отмерим при помощи линейки расстояние ОD = ОА.

Из точки А на перпендикуляр раздела двух сред опускаем перпендикуляр. Из точки D на перпендикуляр раздела двух сред опускаем перпендикуляр.

Два треугольника – прямоугольные. В них можно определять синус угла падения и синус угла преломления.

При помощи линейки измеряются расстояние АС и расстояние DB.

Далее вносим все полученные результаты в таблицу.

 № опыта 

 СА, мм 

 DB, мм 

 n 

 

 

 

 

Необходимо сделать несколько измерений. Для этого нужно изменять расположение второй булавки под любым другим углом. Вследствие этого угол падения и угол преломления будут меняться, но показатель преломления будет постоянным для данных двух сред.

1 способ

Оборудование: плоскопараллельная пластина, 3 булавки, линейка, транспортир, лист бумаги, карандаш, кусок поролона.

Ход работы:

1. Положим на стол кусок поролона, чтобы было удобнее воткнуть булавки.

2. Накрываем поролон белым листом бумаги.

3. Положим сверху плоскопараллельную стеклянную пластинку.

4. Карандашом обводим малую и большую грани.

5. Первую булавку воткнем возле первой грани, вторую булавку воткнем под некоторым углом к первой.

6. Наблюдая за двумя булавками через большую грань, найдем точку расположения третьей булавки, чтобы первая и вторая загораживали друг друга (см. Рис. 2).

Рис. 2. Плоскопараллельная пластина

7. Отмечаем место расположения всех трех булавок.

8. Снимаем оборудование и смотрим на полученный чертеж.

9. При помощи линейки измеряем катеты (см. Рис. 3).

Рис. 3. Определение показателя

СА = 15 мм, DB = 10 мм.

Для более точного результата необходимо выполнить несколько экспериментов.

 № опыта 

 СА, мм 

 DB, мм 

 n

1

15

10

1,5

2

 

 

 

Относительный показатель преломления равен 1,5, это означает, что скорость света при переходе из воздуха в стекло уменьшается в 1,5 раза.

Чтобы проверить полученные данные, необходимо сравнить их с таблицей показателей преломления для различных веществ (см. Рис. 4).

Рис. 4. Таблица показателей преломления 

По показателю преломления можно определить, какое у нас вещество.

2 способ

Оборудование: лампочка, экран со щелью, лист бумаги.

Ход работы:

1. При помощи проводов соединяем гальванический элемент (батарейку) с лампочкой накаливания.

2. Перед лампой ставим экран со щелью, а за ним кладем плоскопараллельную пластинку.

3. Измеряем угол падения и угол преломления при помощи транспортира.

4. Используя таблицу Брадиса, найдем значения синусов по углам.

5. Вычисляем показатель преломления (см. Рис. 5).

Рис. 5. Плоскопараллельная пластина

Пример расчета погрешности

Погрешность:

1. Абсолютная.

2. Относительная.

Абсолютные погрешности: измерительного прибора, измерения

В металлической линейке погрешностью можно считать половину цены деления этого измерительного прибора, т. е. 0,5 мм.

Погрешность измерения также может составить половину цены деления линейки (0,5 мм).

В целом абсолютная погрешность равна 1 мм.

Относительная погрешность (ε) (см. Рис. 6):

Рис. 6. Относительная погрешность

Определение абсолютной погрешности измеряемого показателя преломления (см. Рис. 7):

Рис. 7. Абсолютная погрешность

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Нижегородский филиал МИИТ (Источник).

interneturok.ru

Лабораторная работа №3 (решеба, ответы) по физике 11 класс

Лабораторная работа №3 (решеба, ответы) по физике 11 класс — Определение показателя преломления стекла

9.

10. Вычислите средние значения длин отрезков <AE> и <DC>. Данные занесите в таблицу. (для 1)

11. Вследствие того, что sinα = AE/AB, sinγ = DC/BC и AB = DC, абсолютный показатель преломления стекла можно вычислить по формуле <n> = <AE>/<DC>. (для 3)

12. Рассчитайте абсолютные погрешности измерения отрезков.

13. Рассчитайте относительную погрешность косвенного измерения абсолютного показателя преломления стекла. (для 1)

14. Рассчитайте абсолютную погрешность косвенного измерения абсолютного показателя преломления стекла. (для 1)

15. Запишите значения показателя преломления стекла и относительной погрешности его измерения. (для 1)

Измерено Вычислено
Повторные измерения Сред. <n> Δn ε
1 AE 0.02 0.02 0.02 0.02 2.86 0.53 18.5%
DC 0.007 0.007 0.007 0.007
2 AE 0.02 0.02 0.02 0.02 2.33
DC 0.009 0.009 0.009 0.009
3 AE 0.02 0.02 0.02 0.02 2.5
DC 0.008 0.008 0.008 0.008

Ответы на контрольные вопросы

1. Запишите формулы для вычисления скорости света в веществе с показателем преломления n.

v = c/n, где c = 3 · 10⁸ м/с — скорость света в вакууме

2. От чего зависит показатель преломления вещества?

Показатель преломления вещества зависит от частоты волны.

3. В чём заключается явление полного отражения света на границе раздела двух сред?

Полное отражение света на границе раздела двух сред при переходе света из более плотной оптической среды в менее плотную оптическую среду — угол преломления становится больше угла падения. По мере увеличения угла падения при некотором его значении α = 0, угол преломления составит 90°.

Вывод:

Коэффициент преломления стекла постоянен для двух сред, не зависящий от угла падения. При увеличении угла падения смещение луча увеличивается.

Суперзадание

Попробуйте, используя данную стеклянную пластинку, наблюдать явление полного отражения. Зарисуйте оптическую схему для его наблюдения.

Для наблюдения полного отражения нужно постоянно увеличивать угол падения. Для этого мы плавно поворачиваем стеклянную пластинку так, чтобы угол между плоскостью грани, из которой он выходит, и выходящим лучом увеличивался. Постоянно выходящий луч будет параллелен грани, а после небольшого поворота луч исчезнет и появится уже со стороны, где и входящий.

 

belmathematics.by

Лабораторная работа №4 — гдз и решебник по физике за 11 класс Мякишев, Буховцев, Чаругин

§78. Строение атомного ядра. Ядерные силы (стр. 299-302)

Вопросы к параграфу:

1; 2;

§79. Обменная модель ядерного взаимодействия (стр. 303-304)

Вопросы к параграфу:

1; 2;

§80. Энергия связи атомных ядер (стр. 305-307)

Вопросы к параграфу:

1; 2;

Задания ЕГЭ:

A1; A2;

§81. Примеры решения задач по теме «Энергия связи атомных ядер» (стр. 308-309)

Задачи для самостоятельного решения:

1; 2; 3; 4; 5; 6;

§82. Радиоактивность (стр. 310-312)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3;

§83. Виды радиоактивного излучения (стр. 313-317)

Вопросы к параграфу:

1; 2;

Задания ЕГЭ:

A1; A2;

§84. Закон радиоактивного распада. Период полураспада (стр. 318-320)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3;

§85. Примеры решения задач по теме «Закон радиоактивного распада» (стр. 321-322)

Задачи для самостоятельного решения:

1; 2; 3; 4; 5;

Задания ЕГЭ:

C1; C2;

§86. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц (стр. 323-326)

Вопросы к параграфу:

1; 2;

§87. Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции (стр. 327-331)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4; 5;

§88. Деление ядер урана. Цепная реакция деления (стр. 332-336)

Вопросы к параграфу:

1; 2;

§89. Ядерный реактор (стр. 337-339)

Вопросы к параграфу:

1; 2;

§90. Термоядерные реакции (стр. 340-341)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3;

§91. Примеры решения задач по теме «Ядерные реакции» (стр. 342-343)

Задачи для самостоятельного решения:

1; 2; 3; 4;

§92. Применение ядерной энергии (стр. 344-345)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3;

§93. Изотопы. Получение и применение радиоактивных изотопов (стр. 346-349)

Вопросы к параграфу:

1; 2;

§94. Биологическое деиствие радиоактивных излучении (стр. 350-352)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3;

gdzplus.me

Лабораторная работа «Определение показателя преломления стекла» для первого курса СПО

ИНСТРУКЦИОННО -ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

на выполнение лабораторной работы № 11

по учебной дисциплине: Физика

Тема: Волновая оптика

Наименование работы: Определение показателя преломления стекла

Цель занятия (чему научиться?): На основании законов преломления света определить показатель преломления среды.

Приобретаемые умения и навыки: умение самостоятельно проводить эксперимент и анализировать полученные результаты

Норма времени: 2 ч.

Оснащение рабочего места: пластинка с плоскопараллельными гранями, циркуль, иголки (3 шт.), масштабная линейка.

Основные правила ТБ на рабочем месте: «Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторных работ по физике» (При выполнении лабораторной работы ЗАПРЕЩАЕТСЯ применять приборы, не указанные в перечне оборудования, вставать со своих мест.)

Литература:

  1. Пинский А.А., Граковский Г.Ю. Физика. – М.: Форум – Инфра –М, 2006, § 16.2-16.3

  2. Руководство по проведению лабораторных работ по физике/Дондукова Р.А.-М.:Высш.шк., 1984

Контрольные вопросы при допуске

  1. Что такое световой луч?

  2. Как читаются законы отражения и преломления света?

  3. Расскажите порядок выполнения работы.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

  1. Положите стеклянную пластинку на середину чистого листа бумаги и обведите карандашом ее границы.

  2. За пластиной, по возможности дальше друг от друга, поставьте две иголки Е и F, так чтобы прямая, проходящая через них, не была перпендикулярна к границе пластинки, а иголка F стояла вплотную к грани АВ.

  3. Иголку К поставьте перед пластинкой вплотную к ее грани так, чтобы смотря сквозь стекло грани иголка К казалась на одной прямой с иголками Е и F.

  4. У

    1. Линию Е F продолжите за точку Е, а линию FК продолжите за точку К не преломляя.

    2. К границе АВ через точку F восстановите перпендикуляр.

    3. Проведите окружность с центром в точке F, радиусом больше 5 см.

    4. Из точки Р и Р1на прямую МN опустите перпендикуляры.

    берите стеклянную пластинку и иголки. Проведите через точки Е и F и точки F и К прямые.

М


Р




N P1

Прямая РЕF является падающим лучом, прямая FКР1 является преломленным лучом.

Угол i угол падения, угол — угол преломления.

9

. Показатель преломления определите по формуле:


Для этого из треугольника РQF найдите:

а из треугольника FP1Q1 найдите


Подставьте значения синусов в формулу показателя преломления:

Т
аким образом, измеряя длины отрезков РQ и Р1Q1 и деля их друг на друга, можно найти показатель преломления стекла.

10. Меняя угол падения, сделайте четыре разных построения.

11. Полученные данные занесите в таблицу измерений и расчетов.

12. Используя данные четырех опытов, найдите среднее значение показателя преломления:

1
3. Найдите для каждого опыта абсолютные ошибки по формулам:

n1= nсреднее— n1

n2= nсреднее– n2

n3= nсреднее – n3

n4= nсреднее – n414.

Найдите среднюю абсолютную и относительную ошибки.


Таблица измерений и расчетов

№ опыта

РQ, мм

Р1Q1,мм

n

nсреднее

n

n среднее

,%

1.

2.

3.

4.

  1. Сделайте вывод.

  2. Результаты опыта запишите в виде n = nсреднее ± nсреднее.

  1. Какова природа света?

  2. Как идет луч в однородной среде или через среды, имеющие одну и ту же оптическую плотность?

  3. Как идет луч, падающий на границу двух сред, имеющих разную оптическую плотность, если угол его падения равен нулю? Покажите на чертеже.

  4. Физический смысл абсолютного и относительного показателей преломления вещества.

www.metod-kopilka.ru

Лабораторная работа по физике «Определение показателя преломления стекла»(11 класс)

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №16

Тема лабораторной работы: «Определение показателя преломления стекла».

Цель: 1. Наблюдать преломление света в реальных условиях.

2.Научиться использовать законы преломления для расчета показателя преломления.

Оборудование 1. Стеклянная пластинка. 2. Три иглы. 3.Транспортир. 4. Картон. 5. Таблица синусов.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Задание 1. Вставьте пропущенные слова в формулировку законов преломления света:

  1. Отношение угла падения к синусу угла есть величина для двух данных сред.

  2. Падающий луч, луч и нормаль к границе двух сред в точке падения лежат в плоскости.

Задание 2. Приведите примеры явления преломления в технике и обычной жизни.

Задание 3. Из предложенных вариантов выберите какой буквой обозначается показатель преломления:

  1. 2) n 3) N 4)

Задание 4. Ответьте на вопрос: в чем физический смысл преломления света?

Задание 5. Вспомните основные правила техники безопасности и обратите особое внимание, что необходимо:

1. Приступать к выполнению задания можно только после разрешения преподавателя.

2.После окончания работы следует привести в порядок рабочее место, сдать все приборы и принадлежности.

Задание 6. Опытным и расчетным путем определите показатель преломления стекла.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ

ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА

ШАГ 1. Положить развернутую тетрадь на картон. На лист тетради плашмя положить стеклянную пластинку и обвести карандашом ее контуры.

ШАГ 2. С одной стороны стеклянной пластинки вколоть две иглы так, чтобы одна из них расположилась на верхней грани пластинки, а вторая произвольно, но так, чтобы прямая, проходящая через эти иглы не совпадала с перпендикуляром к верхней грани.

ШАГ 3. Поднять картон на уровень глаз и, глядя через стекло, вколоть третью иглу в нижнюю грань контура стеклянной пластинки так, чтобы она закрыла собой изображение двух первых игл (смотри рисунок).

ШАГ 4. Стекло и иглы снять с листа, места проколов обозначить точками 1, 2 и 3. Через точки 1,2 и 3 провести прямые линии до пересечения с контурами стекла. Через точку 2 провести перпендикуляр к границе раздела двух сред: воздух – стекло.

ШАГ 5. Измерить угол падения и угол преломления. Значения синусов этих углов определить по таблице, округлив до сотых.

ШАГ 6. Опыт повторить еще два раз, меняя каждый раз угол падения луча .

ШАГ 7. Для каждого опыта вычислить показатель преломления по формуле:

;

ШАГ 8. Определить погрешность измерений методом средней арифметической.

=

ШАГ 9.Определите абсолютную погрешность:

=

=

=

=

ШАГ 10.Определите относительную погрешность:

100% =

Результаты всех измерений и вычислений занесите в таблицу.

Угол падения

Угол преломления

Показатель преломления

Среднее значение показателя преломления

Абсолютная погрешность

Средняя абсолютная погрешность

Относительная погрешность

Град.

Град.

1

2

3

ШАГ 11. Сделайте вывод. Удалось ли вам определить показатель преломления стекла. Объясните почему.

ОЦЕНИТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

При выполнении заданий 1-4

Задание № 1 1 балл

Задание № 2 1 балл

Задание № 3 1 балл

Задание № 4 1 балл

При выполнении задания № 6 — относительная погрешность

25% — 5 баллов

45% — 4 балла

70% — 3 балла

более 70% — 2 балла

Подведение итогов проводится путем суммирования деятельности студента

Оценка «5» – 9 баллов

«4» – 8 баллов

«3» – 7 баллов

«2» — 5 балла

Задание 7. Вспомните основные моменты занятия и определите по 5-балльной шкале следующие параметры:

  1. Насколько вам было сложно выполнять данную лабораторную работу.

  2. Насколько вам было интересно выполнять данную работу.

  3. На какую оценку вы выполнили данную работу.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА «ОТЛИЧНО»:

1.Определить показатель преломления стекла, если при отражении от него света отраженный луч полностью поляризован при угле преломления φ=35°. 

2. Угол падания равен 30 , угол между падающим лучом и преломленным 140 . В какой среде луч распространялся вначале: в оптически более плотной или менее плотной? Докажите.

infourok.ru

Лабораторная работа «Определение показателя преломления секла»

Тема урока: Лабораторная работа

«Измерение показателя преломления стекла».

Цель: целеноправленное обучение поисковой деятельности, актуализация личностного смысла учащихся к изучению темы, создание условий для развития навыков общения и совместной деятельности.

Задачи:

Образовательная: экспериментальная работа по определению показателя преломления стекла, формирование умения устанавливать связь между элементами содержания ранее изученного материала и нового.

Развивающая: развитие навыков мыслительных операций, совершенствование умений формулировать личностно – значимые цели, способствовать развитию исследовательских и творческих навыков.

Воспитательная: совершенствование умений работать в паре, формировать способность к самоанализу.

Тип урока – закрепление и углубление знаний

Форма урока – исследовательская работа.

Оборудование: Комплекты для проведения лабораторных работ по геометрической оптике.

Ход урока.

Оргмомент: психологический настрой учителя на активную познавательную деятельность.

Актуализация знаний

— Что такое преломление луча света?

— Сформулируйте законы преломления?

Приведите примеры преломления света из вашей жизни

Постановка цели урока: Сегодня нам предстоит интересная исследовательская работа по определению показателя преломления среды, в частности стекла. Я надеюсь, вы хорошо подготовились и справитесь с ней.

Исследовательская работа:

1.По имеющимся на столе приборам и инструкции, поставьте цель вашего эксперимента?

– измерить показатель преломления стекла

— рассчитать погрешность измерений.

— сравнить полученное значение показателя преломления с табличным.

Отчёт: показать выполнение исследования, чертеж, вычисления, вывод.

Итог урока: большое количество оптических природных явлений основано на законах преломления света,

Домашнее задание:

  1. Приготовить сообщение об оптических явлениях в природе.

Оценки: оценивание проводят учащиеся, по результатам сравнения полученной величины и погрешности измерения.

Рефлексия:

  • Какой вклад вы внесли в исследование?

  • Пригодился ли вам ранее изученный материал?

  • Что нового вы узнали на уроке?

Ф.И.________________________________________________

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

Тема лабораторной работы: «Определение показателя преломления стекла».

Цель: 1. Наблюдать преломление света в реальных условиях.

2.Научиться использовать законы преломления для расчета показателя преломления.

Оборудование 1. Стеклянная пластинка. 2. Три иглы. 3.Транспортир. 4. Картон. 5. Таблица синусов.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

ШАГ 1. Положить развернутую тетрадь на картон. На лист тетради плашмя положить стеклянную пластинку и обвести карандашом ее контуры.

ШАГ 2. С одной стороны стеклянной пластинки вколоть две иглы так, чтобы одна из них расположилась на верхней грани пластинки, а вторая произвольно, но так, чтобы прямая, проходящая через эти иглы не совпадала с перпендикуляром к верхней грани.

ШАГ 3. Поднять картон на уровень глаз и, глядя через стекло, вколоть третью иглу в нижнюю грань контура стеклянной пластинки так, чтобы она закрыла собой изображение двух первых игл (смотри рисунок).

ШАГ 4. Стекло и иглы снять с листа, места проколов обозначить точками 1, 2 и 3. Через точки 1,2 и 3 провести прямые линии до пересечения с контурами стекла. Через точку 2 провести перпендикуляр к границе раздела двух сред: воздух – стекло.

ШАГ 5. Измерить угол падения и угол преломления. Значения синусов этих углов определить по таблице, округлив до сотых.

ШАГ 6. Опыт повторить еще два раз, меняя каждый раз угол падения луча .

ШАГ 7. Для каждого опыта вычислить показатель преломления по формуле:

;

ШАГ 8. Определить погрешность измерений методом средней арифметической.

=

ШАГ 9.Определите абсолютную погрешность:

=

=

=

=

ШАГ 10.Определите относительную погрешность:

100% =

Результаты всех измерений и вычислений занесите в таблицу.

ШАГ 11. Сделайте вывод. Удалось ли вам определить показатель преломления стекла. Объясните почему.

ОЦЕНИТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

При выполнении задания, относительная погрешность

25% — 5 баллов

45% — 4 балла

70% — 3 балла

более 70% — 2 балла

Задание 7. Вспомните основные моменты занятия и определите по 5-балльной шкале следующие параметры:

  1. Насколько вам было сложно выполнять данную лабораторную работу.

  2. Насколько вам было интересно выполнять данную работу.

  3. На какую оценку вы выполнили данную работу.

Задание на дом:

2. Угол падания равен 30 , угол между падающим лучом и преломленным 140 . В какой среде луч распространялся вначале: в оптически более плотной или менее плотной? Докажите.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *