cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

История профессии педагог – Учитель: история профессии — Православный журнал «Фома»

Содержание

Учитель: история профессии — Православный журнал «Фома»

Когда появились первые учителя? Как их воспринимало общество? Ради чего они трудились? Верно ли, что в древности почти все были безграмотны? Как менялось представление об учительстве на протяжении веков? Об этом — наш разговор с философом и культурологом, профессором Высшей школы экономики Александром Львовичем Доброхотовым.

С чего все началось

— Александр Львович, а когда вообще появились первые учителя?

— Любая профессия предполагает преемственность. Охотник учил детей выслеживать оленя, гончар — месить глину, и так далее. Но трансляция знаний от мастера к ученику — это еще не школа. То, о чем мы говорим, — то есть учительство как профессия — появилось тогда, когда возникли первые цивилизации — Египет, Месопотамия, Индия, Китай. Это время, когда появляются государства, появляются писаные законы. Тогда же возникает и социальный запрос на грамотного администратора. Любому государству нужны чиновники, ведающие сбором налогов, переписью, общественными работами, снабжением войска. Раньше, в племенную эпоху, с задачами власти справлялись ближайшие слуги вождя или царя. Но с возникновением больших государств потребовалась целая иерархия слуг, которые работают со знаковыми системами — письменностью и арифметикой. То есть производство грамотных людей выделилось в отдельную задачу. Именно тогда и появляется школа — как государственная система продуцирования образованных людей.

— Есть расхожее мнение, что в древнем мире образованием всецело ведали жрецы. Так ли это?

— Это ложный стереотип. Конечно, жречество заботилось о передаче сакральных знаний, но вовсе не ставило себе задачей передавать их массам. Массам достаточно было примитивных, адаптированных представлений, передававшихся от родителей к детям. Да, были жреческие школы, но весьма немногочисленные и решающие исключительно внутренние задачи жреческой иерархии. Жрецы не пытались подмять под себя государственную систему образования.

Оксиринхский папирус ок. 100 г. н. э. с диаграммой к «Началам» Евклида

— А такая разве была?

— Да. И надо сказать, со времен Месопотамии школа не очень-то сильно изменилась. Она вообще крайне консервативный институт. Египетский или шумерский учитель очень похож на нынешнего, потому что и там, и тут ставится одна и та же задача: государству нужен определенный уровень грамотности. Следовательно, необходимо, во-первых, системно его передавать, во-вторых, не слишком ограничивать право на образование сословными рамками (иначе не появится кадровый ресурс, не будет того, что мы сейчас называем «социальными лифтами»), и, в-третьих, нужно, чтобы знание было технологичным, то есть предполагается некий обязательный стандарт: умение читать, писать, считать, знать основные ценности своего отечества. Именно тогда появляется школа как группа учеников, с которой работает учитель.

— Государственная школа? Существующая на бюджетные деньги?

— Нет, как правило, это частная школа — еще со времен Египта и Шумера. То есть человек объявляет, что организует школу и берет за обучение такую-то плату, к нему ведут детей, он их учит. И он не один такой, есть разные школы, и родители могут выбирать. Государство, впрочем, за школами присматривает, но никаких специфических органов, никакого Минобраза нет. Просто если на учителя поступают жалобы городским властям, ему могут запретить преподавать.

Несколько позднее появляются школы при храмах и дворцах. Дворцовые школы — это уже несколько иной сюжет, там ставится задача образования и воспитания высшей государственной элиты. Мы же говорим о школе массовой, элементарной. В Риме ее называли «тривиальной», поскольку часто она размещалась у перекрестков. На протяжении почти всей человеческой истории она практически не претерпела изменений. Это частная платная школа, где дают базовый набор знаний и умений.

 

Учитель или педагог? 

– А воспитание? Занималась ли древняя школа воспитанием детей?

В общем-то, нет — то есть воспитание было все-таки вторичным по отношению к образованию. В древнем мире вообще
основой воспитания была семья. То есть воспитывал либо отец, либо семейные слуги. Так было и в Египте, и в Шумере, и в греко-
римском мире. В Греции, кстати, такие слуги назывались «педагогами».

— Интересно, что сейчас понятия «учитель» и «педагог» фактически стали синонимами…

— Ну а в древности было не так. Учителем называли человека, который непосредственно ведет уроки в школе. Кстати,
специализации тогда не было, один учитель преподавал все, как мы бы сейчас сказали, предметы: то есть грамоту, счет,
литературу, мифологию. В более редких случаях у учителя были ассистенты-подмастерья, но и они больше отвечали за порядок в
школе.

А педагог — это слуга, сопровождающий ребенка в школу, забирающий его оттуда и часто сидящий рядом с ним на уроках. Статус его был довольно сложным, неоднозначным. По античной литературе мы видим, что авторы порой ворчали: дескать, если раб годится работать, он работает, если же нет — он педагог. И это неправильно, — делали вывод авторы, — ибо педагог должен быть воспитателем, а в воспитатели не всякий годится.

Платон и Аристотель. Лука делла Роббиа. 1437

То есть статус педагога не сводился только к сопровождению ребенка в школу. Педагог еще и воспитывал, да и вообще был спутником жизни своего подопечного. Фактически, он был «дядькой», как называлось это в русской культуре XVIII-XIX веков. Савельич при Петруше Гриневе — типичный педагог, именно в античном смысле этого слова.

Но в античном мире статус педагога мог повышаться. В определенных обстоятельствах он мог стать опекуном ребенка, нести за него финансовую и юридическую ответственность, и даже выполнять роль родителя. Кстати, он имел право и телесно наказывать ребенка. Вообще, детей во все времена били, и дома, и в школе, невзирая на происхождение и сан. В Египте бытовала поговорка, что ухо мальчика находится на его спине. Впрочем, бывало и так, что ребенок из знатной семьи давал педагогу сдачи.

— А верно ли, что в древнем мире в школах учились только мальчики?

— Это еще один миф. В древнем мире гендерный вопрос вообще не стоял слишком жестко. Гораздо большее значение, нежели пол, имел статус семьи. Если ребенок из знатной семьи, то он уважаем, неважно, мальчик это или девочка. Вообще, как правило, девочки получали образование в семье. Но были и школы для девочек, а были и совместные школы, где мальчики и девочки сидели отдельными группами, но в одном помещении. Заплатил деньги — и учись, неважно, какого ты пола и возраста.

 

Зачем учиться? Зачем учить?

— А почему вообще детей отдавали в школы? В чем их родители видели ценность образования?

— Прежде всего, образование открывало возможность социального роста. Образованный человек мог стать чиновником или писцом, то есть обрести высокий статус. Образованный чиновник-администратор иногда в глазах общества значил больше, чем родовитый вельможа. То есть образование — это путь в элиту. Причем жесткого сословного барьера не было. Свободный человек, пускай и незнатного происхождения, мог сделать большую карьеру. И в Египте, и в Шумере, и в Греции, и в Риме были свои Ломоносовы — талантливые люди из простонародья, желавшие учиться. Другое дело, что огромное большинство людей шло по стопам родителей. Отец у тебя горшечник — значит, и тебе нужно быть горшечником, так уж принято. Однако возможность подняться выше все равно была.

Вторая причина, по какой ценилось образование, — культурная. Человек, получивший образование, — это человек, впитавший в себя культуру своего народа, это полноценный гражданин (особенно это касалось греко-римского мира).

О мотивации самих учеников судить трудно. В самом деле, по каким источникам мы могли бы это сделать? Юноши мемуаров не пишут. Зато до нас дошло несколько любопытных документов мемуарного типа, где люди дают оценку своим детским и юношеским годам: мол, я учился, я старался, я выделился. Вон тот — вельможа, а я стал выше него…

Кроме того, учились ведь долго, минимум десять лет. Так что к юношеским годам у многих школьников уже могла возникнуть иная мотивация, нежели страх палки.

— Давайте поговорим об учителях. Кто мог стать учителем в античном мире?

— Кто хотел, тот и становился. Дипломов и сертификатов тогда не требовали. Объявляет человек, что открывает школу, — к нему и идут. Или не идут — если учит плохо или плату требует слишком большую. То есть в полной мере действовали рыночные законы. Что же касается мотивации учительства, то она чаще всего тоже была вполне рыночной — заработать денег. Иногда учительство становилось для человека подработкой, в дополнение к основной профессии. Скажем, школу мог открыть и ремесленник.

Впрочем, особо доходной профессией учительство никогда не было. Иногда учителю элементарной школы что-то подбрасывало государство — сейчас бы мы назвали это «грантами». Иногда платили натурой — это мог быть мешок проса, к примеру.

В целом в античном мире социальный статус учителя был не слишком высок. В нынешних понятиях — это нижняя граница среднего класса. Важно еще и то, что учителя не составляли никакой корпорации, «цеха», они были каждый сам по себе. В целом их уважали, но не более того.

Государство в какой-то мере контролировало деятельность учителей, но, конечно, не так, как сейчас. Не было никаких инспекторов. Просто если жалоб на данного учителя оказывалось много, власти как-то реагировали. Известны случаи, когда учителем были недовольны, и ему приходилось закрыть школу, уехать из города, заняться чем-то иным — к примеру, торговлей. Но чаще всего происходила естественная регуляция: к тому, к кому прилипла слава плохого учителя, просто не отдавали учеников.

 

В христианскую эпоху

— А что изменилось, когда Римская империя приняла христианство? Как Церковь отнеслась к античным школам?

— Это еще один предрассудок — будто бы Церковь отрицательно относилась к античному образованию и желала искоренить языческие школы, заменив их христианскими. На самом деле все было гораздо сложнее. Империя, став христианской, не перестала быть античной. Подданный христианской империи оставался человеком античного мира и очень многое принимал как само собой разумеющееся. В том числе и школу. Люди понимали: хочешь жить в обществе — получай обычное светское образование. Другое дело, что это светское образование дополнялось религиозным внутри христианской общины. Там, в общине, и детей и друг друга учили основам веры, читали и толковали Священное Писание. Мы об этом знаем, к примеру, из «Исповеди» Блаженного Августина. То есть конфликта как такового между светской школой и Церковью не было. Церковь не стремилась разрушить светское образование, а создавала островки своего образования, духовного.

Образ западно-европейской школы XIV века

— Ну а когда же появились первые христианские школы?

— Условно говоря, не раньше VI века по Р. Х. То есть на Востоке — это уже время Византии, на Западе — Карла Великого. Причем между Западом и Востоком тут большая разница. На Западе эти школы действительно можно назвать христианскими, потому что они открывались при монастырях и церковных приходах. А вот в Византии школа по сравнению с античностью почти не изменилась — она так и оставалась светской, содержание образования оставалось прежним. То есть грамота, счет, риторика, немного литературы, немного истории.

Что интересно — государственная власть в Византии практически не обращала внимания на начальную школу. Иногда учителям давали налоговые льготы (к примеру, при Юстиниане), иногда эти льготы снимали, но в деятельность школ не вмешивались. Историки с удивлением пишут, что мощная христианская империя оставила начальное образование таким же имперским, как и в языческую эпоху.

Иное дело — высшее образование, хотя тут нелегко понять, что же именно в Византии можно считать высшей школой. Зачастую это были «кружки по интересам», где высоко образованные люди общались между собой и просвещали юношество. Назвать такие неформальные объединения университетами довольно сложно. Вот к такому образованию империя проявляла уже гораздо больше интереса. Иногда спонсировала, иногда вмешивалась в борьбу разных культурных моделей — ведь эти то ли университеты, то ли кружки, как правило, становились площадками для обсуждения богословских вопросов, к которым византийская власть была, прямо скажем, неравнодушна.

— Изменило ли христианство мотивацию учителя в византийской начальной школе?

—  Скорее нет, чем да. У нас нет никаких свидетельств, что учителя в массе своей испытывали какой-то особый пафос и рвались сеять в детские души «разумное, доброе, вечное». Они могли любить свою работу, добросовестно ее исполнять, но какого-то высшего призвания не чувствовали. К тому же и платили им сущие копейки, какой уж тут пафос… Пафос начинался выше, на уровне тех самых «кружков-университетов».

— Давайте из поздней античности перенесемся в Средние века. Существует устойчивый стереотип, что средневековая школа была жутким местом — не только из-за телесных наказаний, но и из-за примитивных методов преподавания, крайне низкого уровня получаемых знаний. Так ли это?

— И да, и нет. Действительно, это образование было довольно примитивным — но оно соответствовало уровню своей эпохи. Кроме того, нельзя говорить «вообще» — это получается «средняя температура по госпиталю». Естественно, многое зависело от места, от времени. Богатые родители, конечно же, могли дать своим отпрыскам лучшее образование, чем бедные. Как и сейчас, впрочем.

Что касается примитивных методов преподавания, то под ними чаще всего подразумевают механическое заучивание наизусть. А так ли уж оно плохо — это вопрос спорный. Ведь такое заучивание тоже развивает мышление, можно сказать, организует внутренний мир. Гуманисты в эпоху Возрождения, кстати, придавали большое значение мнемонике — умению запоминать большие объемы информации.

Школа XIV в. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского». Фрагмент. Конец XVI в.

— А если говорить о древней Руси? Как изменились представления о древнерусской школе и древнерусском обществе после открытия новгородских берестяных грамот?

— Очень сильно изменились! Оказалось, древнерусское общество было грамотным, в нем были письменная культура, письменное общение — своего рода «берестяной интернет». Люди обменивались записочками, у каждого с собой был письменный прибор — прямо как сейчас мобильный телефон.

Оксиринхский папирус
ок. 100 г. н. э. с диаграммой к «Началам» Евклида

Другое дело, что эта письменная культура была присуща населению городов. В деревне для нее не было ни мотивации, ни, зачастую, объективной возможности. Там ведь нередко и священники были безграмотными. Сохранилось много жалоб — мол, священники у нас не в состоянии читать богослужебные книги.

Поэтому правильнее говорить не об общем уровне, а о разных «этажах» культуры. В городах она очень быстро поднималась до европейского уровня.

 

Учитель больше, чем учитель?

— Когда в России на рубеже XVIIIXIX веков стали возникать школы для детей крестьян, мастеровых и так далее, разве не было в народе каких-то сомнений и предрассудков: стоит ли, мол, учиться?

— Конечно, были! Прежде всего, потому, что тогда это было функционально ненужно. Школы воспринимались как барская забава. Какой-нибудь начитавшийся Руссо барин мог создать у себя в имении школу и лично учить крестьянских детей. Оттуда выходили грамотные люди — но их образование было невостребованным. Они так и оставались крестьянами: пахали землю, платили оброк. Для карьеры школьная учеба была бесполезной — вернее, ни о какой карьере тогда не было и речи.

Более того — подобное отношение к образованию было присуще и дворянам! Вспомним фонвизиновского «Недоросля». Вспомним, как Петр Первый отправлял дворянских отпрысков на учебу — это воспринималось как то, что их гонят чуть ли не на убой, матери рыдали, хотя образовательный ценз действительно требовался дворянам для карьеры.

Н. П. Богданов- Бельской. Устный счёт в народной школе С. А. Рачинского. 1895 г. На картине изображена деревенская школа XIX века во время урока устного счёта. Учитель — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский. Он был профессором Московского университета, ботаником и математиком.

— Почему же ситуация изменилась в XIX веке?

— Причина тому — очень серьезные изменения в культуре, в сознании высшего общества. Тема большая и сложная, но суть вот в чем: в Европе на рубеже XVII–XVIII веков меняются представление о воспитании. Возникает педагогика как наука. По сути, это гигантский просветительский проект: создать интеллектуальную элиту, которая будет тайно управлять обществом и вести его к прогрессу. Проект этот восходит еще к Фрэнсису Бэкону, далее им вдохновляются и другие светлые умы — тот же Ян Амос Коменский, отец всей новоевропейской педагогики. Потом — Вольтер, Руссо. Или, скажем, был альтернативный педагогический проект иезуитов, которые представляли себе желаемую элиту общества иначе, но применяли те же средства, те же приемы воспитания — и это были, как сейчас бы сказали, манипулятивные техники управления сознанием.

По сути, этот проект тоталитарный и совершенно несовместимый с христианством. Ведь одно дело, когда человек на исповеди сознательно и добровольно обнажает свою душу перед священником — и совсем другое, когда кто-то считает себя вправе лезть в нее и лепить согласно своим представлениям. Церковь человека либо воспитывает, либо образовывает — но не выращивает из него некоего небывалого «нового человека».

— Простите, а какая тут связь с изменившейся ситуацией в деле школьного образования?

— Связь прямая. Дело в том, что во второй половине XVIII века этот манипулятивный проект подвергся серьезным идеологическим изменениям благодаря Жану Жаку Руссо. Тот, споря с Вольтером, считал, что нужно не механически форматировать нового человека (подобно болванке на токарном станке), а выращивать его, то есть принимать таким, каков он есть, но культивировать его лучшие черты и пресекать худшие. Другими словами, педагог должен быть не столько «токарем», сколько «садовником». А отсюда закономерно вытекает идея, что необходимо всеобщее образование. Оно необходимо всем — и дворянам, и простонародью. Всех надо «окультуривать».

В России эти идеи горячо восприняли — и Екатерина Великая, и Новиков, и Бецкой. Постепенно мысль о необходимости массового образования укоренялась в умах российской элиты, и уже в XIX веке, после наполеоновских войн, вылилась в образовательные реформы. Направление этих реформ — отдельная тема, тут уже реализуется не столько «просвещенческий», сколько «государственный проект».

— Что это означает?

— Делается ставка на выращивание не спорщиков в модных салонах, а компетентных государственных служащих. Людей, преданных государству. Не интеллигенции, а интеллектуалов, говоря сегодняшним языком. То есть оказался нужен университет нового типа. Но для такого университета необходимы соответствующие студенты, а откуда взяться им? Следовательно, нужна средняя школа, отвечающая поставленным задачам. А именно: школа, которая, основываясь на античных ценностях, воспитывает в человеке разумность и гражданственность. Вдобавок — в ней есть христианская составляющая. То есть это та самая классическая гимназия, которую мы знаем по литературе XIX века.

Замечу, что этот педагогический проект — не русское изобретение. По сути, это немецкий проект, который Россия подхватила и с переменным успехом реализовывала.

Для нас в данном случае важно, что благодаря таким педагогическим реформам крайне возросла роль школьного учителя. Причем, опять же, не только в России, но и вообще в Европе. Вспомним известную фразу Бисмарка, что битву под Садовой (сыгравшую ключевую роль в объединении Германии) выиграл школьный учитель.

В сельской школе. (1883). Автор: Владимир Маковский.

— Значит ли это, что в XIX веке российский учитель был крайне уважаемой фигурой?

— Вопрос сложный. С одной стороны, в большинстве дошедших до нас воспоминаний какой-то позитивной патетики я не припомню. Наоборот, общим местом стала критика школы — ее вспоминают как скучное время, когда скучными людьми навязывались какие-то скучные вещи. Тут можно упомянуть публицистику Успенского, Дорошевича, да и чеховского «Человека в футляре». Это что касается гимназического учителя.

С другой стороны, огромным уважением пользовался учитель сельский. Особенно с 60–70-х годов XIX века, когда возникло народничество и молодые люди, обуреваемые светлыми побуждениями, пошли преподавать в сельские школы. Плюс к тому же, отмена крепостного права создала возможность социальных лифтов для получивших образование крестьянских детей, то есть образование как таковое стало цениться.

— Примерно тогда от школьного учителя начали ждать, что он должен сеять «разумное, доброе, вечное»?

— Да, это началось именно тогда. В школы пришли люди с миссией, и миссия их не сводилась только к обучению детей грамоте. Учитель, особенно сельский, — это еще и моральный авторитет, и окно в другой мир, и народный заступник, и просветитель взрослых крестьян. Словом, перефразируя Евтушенко, «учитель в России больше, чем учитель».

Иными словами, разночинцы создали культ учителя. Революционная пропаганда, кстати, тоже работала на этот культ.

— И как долго он просуществовал?

— Очертить границы довольно сложно. В какой-то степени этот культ дошел и до наших дней. Но главное, что его подкосило, — это то, что в XX веке образование стало массовым и обязательным. А следовательно, и профессия учителя тоже стала массовой. Когда учителей требуются миллионы, то для общества становится очевидным, что лишь малая доля их — Учителя с большой буквы.

Но процесс развивался исподволь. В СССР как минимум до конца 1940-х годов авторитет учителя был весьма высок. Причин тому несколько. Во-первых, за спиной учителя стояло государство, учитель воспринимался как часть государственной машины. Во-вторых, учителя тогда были пусть и небогатыми людьми, но вовсе не нищими — их заработок был чуть больше, чем у большинства р

foma.ru

I. История возникновения профессии — учитель — КиберПедия

Учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сей день. Как и всё на свете, она претерпевает изменения [3]. Согласно словарю Ожегова, «учитель — это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает»[4]. Раньше учителями называли только тех, кто преподавал в школах. Сейчас учителя передают свои знания в вузах, на различных курсах (иностранных языков, компьютерных), учат танцам, йоге, кулинарии, шитью, бизнесу.

Когда-то давно-давно, когда люди жили в первобытном обществе, единственным занятием людей было добывание пищи. Родители учили своих детей охоте и собирательству. Позднее, с развитием и разделением труда, старые и опытные соплеменники, свободные от охоты, стали первыми учителями для детей племени. Первые учителя свои знания передавали из уст в уста, с помощью рисунков. Так начинали накапливаться, сохраняться, передаваться из поколения в поколение знания.

Как нам известно, из уроков истории, первые школы появились в Древнем Египте. Школы в древнем Египте были доступны не всем, учиться могли только благородные юноши из знатных семей. Это, прежде всего, дети фараона, жрецов и высокопоставленных чиновников. Девочки тогда не учились. Они должны были только уметь вести домашнее хозяйство. Школа тогда была совсем не такой, как сейчас. Тетрадей и учебников тогда не было. Вместо тетрадей школьники древнего Египта использовали папирус, на котором они писали. При поступлении в школу и при её окончании школьники сдавали экзамены, это напоминает наше время. Учителями в Древнем Египте, как правило, были мужчины. Учителя в этих школах должны были быть строгими и знавшими своё «ремесло».

После Древнего Египта переняли традицию преподавания и цивилизации Древнего Востока. В Междуречье школы существовали почти в каждом городе при храмах. По мнению историков, школы были маленькими, обучалось в них около 20–30 учеников, и у них был только один учитель. Видимо потому, что главное предназначение школы в Шумерской цивилизации — это подготовка будущих писцов. Учитель в таких школах делал таблички с текстом, ученики их переписывали и учили наизусть. Так и происходило обучение письму. У шумеров учителями тоже были мужчины. Это были люди, блестяще владеющие своим предметом. Однако в крупных школах могло быть несколько учителей. В таких школах дети обучались кроме письма, еще и рисованию и счёту. К I тысячелетию до н.э. в Шумере сложился настоящий идеал образования, он включал в себя владение письмом на хорошем уровне, умение составления документов, знание обрядов магии, математические вычисления. Поэтому требовалось уже больше учителей, владевших всеми этими знаниями. Наверное, тогда и появилась потребность в учителях, которые бы учили детей разным предметам.



Далее школы начали появляться в Греции. Древние греки большое внимание уделяли образованию детей. Древние греки хотели воспитать человека интеллектуально и физически развитого в равной степени. По данным историков, в V в. до н.э. среди свободных греков не было неграмотных людей. Причем в Древней Греции обучение полностью происходит в школах, а не, как ранее, дома. Случайного учителя в школу Древней Греции взять не могли. Человек, который хотел стать учителем, должен был сдать два экзамена: один экзамен на знание предмета, который он хотел преподавать, второй экзамен — на умение работать с детьми.

Рисунок 1. В древнегреческой школе

Самая знаменитая школа была создана в Древней Греции философом и ученым Пифагором. Сам Пифагор был старательным учеником, и всё время хотел узнать что-либо новое. Пифагор, отлично отучившись в Египетской школе, приехал в Грецию и принялся за создание своей школы— Пифагорейской. Пифагор смог показать грекам, какие должны быть школы, как их надо строить и как трепетно обучать детей.

Обычно в Древнегреческих школах после выпуска мальчики продолжали своё обучение, но на более высоком и сложном уровне. Часто отцы заставляли своих сыновей продолжать обучение в гимназии либо на ритора, либо на философа. Будущим риторам предстояло дополнительное обучение после выпуска ещё пять лет, а вот будущие философы обучались ещё семь, а иногда и восемь лет. Если же велось обучение философии, только учитель решал, когда мальчик готов закончить обучение. Как мы видим, учитель в Древней Греции был очень важным и уважаемым человеком.



Девочки учились читать и писать, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались, прежде всего, поэзией и обязательно музыкой и хореографией. В такие специальные школы для девушек отбирали только наилучших философов, хореографов, музыкантов, театральных певцов.

Учитель, в определённый период, играл, в школах Древней Греции, очень важную роль. Ведь, как выше сказано, греки считали, что обязаны воспитать грамотных, умелых, творческих детей. Поэтому учитель был, как ещё один представитель ребёнка, словно ещё один родитель, который обязан сделать из малознающего грека, великого философа, ритора, певца, спортсмена.

Одни из самых, наверное, жестоких школ были спартанские школы. Общее обучение длилось 13 лет. У спартанцев была цель немного другая, чем в остальных городах Древней Греции. Их цель состояла в том, чтобы вырастить выносливого воина, либо умелую мать воина. Много в чём мальчики и девочки спартанских школ были равны между собой. Ежедневно упражнялись физически, а состязания проходили каждый месяц.

Суровость спартанских методов воспитания в школах сделали их нарицательными. Отсюда крылатая фраза «спартанские условия», то есть очень жесткие. Отсюда же и выражение «лаконично» (краткое и грамотное выражение мыслей), так как Спарта находилась в области Лакония.

Воспитывали спартанцы действительно хорошо. Хотя в некоторых Древнегреческих городах отзывались негативно о спартанских школах, считая, что цель обучения – это приобщить к культуре и вырастить образованных людей, но спартанские учителя были уверены, что поступают правильно и говорили, что самое главное дать воспитание своим ученикам. Но многие города Греции были не против таких «спартанских» условий в школах и полностью поддерживали цель спартанских учителей.

Рисунок 2.

Следующим государством, перенявшим строительство школ, был Рим. Римская школа была, в отличие от Египетской, свободна для всех. Римские учителя, также, как и греки, имели цель сделать из ребёнка умного, многознающего, разностороннего и культурного человека. Кроме того, учителя римских школ строго относились к форме одежды своих учеников. Конечно, официальной какой – либо школьной формы не было, но если ученик выглядел неопрятно, то на него писали что-то вроде докладной, а если такой случай повторялся несколько раз, то ребёнка с позором выгоняли из школы. Римский учитель имел признание и уважение своих учеников, так как все учащиеся понимали, что учителя были людьми ответственными и на очень высоком уровне знали свой предмет.

В римской школе были некоторые обязательные предметы: музыка и пение, хореография, литература, математика и арифметика, грамматика и письмо.

Рисунок 3. В римской школе

Римские ученики большую часть времени играли в различные игры. В Древнем Риме любимые развлечения детей не очень отличались от сегодняшних игр: мальчики играли в прятки, догонялки, в мяч, а девочки – в куклы (чаще всего куклы были тряпичные).

На необязательном уроке труда мальчишки часто вырезали из дерева игрушечные оружия: луки, мечи, сабли, ножи. А умелые девочки делали тряпичных кукол, деревянные домики, мягкие игрушки из ваты и ткани, маленькие подушечки, а из дерева и ткани девочки мастерили маленькие постельки для игрушек. В римских школах тоже существовали перемены, на которых ученики могли выходить гулять в сады. В римских школах каждый учитель должен был знать о пользе свежего воздуха, поэтому на больших переменах учителя и ученики гуляли в пришкольных садах и скверах.

Обучение в начальной римской школе длилось 6 лет (с 7-ми – 12-ти лет), дальше наступала средняя ступень образования (на неё учеников отбирали), такая ступень длилась 3 года (с 13-ти – 15-ти лет).

Дальше следовала самая высшая ступень образования, она была обязательна только для знатных персон и будущих риторов.

Были школы и в Древней Индии. Они отличались от школ других цивилизации тем, чтообразование носило семейно-школьный характер, т.е. основное воспитание ребенок должен был получать в семье, а учитель должен был помогать маленькому человеку развивать свои нравственные, физические и умственные качества. Причем ученики жили в доме у учителя, почитали его и во всем ему повиновались, как своему отцу. Так было до V в. до н. э. в

Рисунок 4. В индийской школе

В конце I тысячелетия до н.э. в Древней Индии возник буддизм, который поспособствовал распространению образования. В это время увеличилось количество школ, открывшихся при монастырях. Учителя-буддисты наблюдали за учениками, только помогая им в самостоятельном обучении. Обучение и воспитание имело рекомендательный характер, где большое внимание уделялось нравственному воспитанию учеников.

Конечно, одними из самых древних, являются школы Китая, которые возникли в 3-м тысячелетии до н.э. Самым сложным в китайской школе было написание иероглифов. Учителям приходилось долго учить этому искусству своих учеников. Уже тогда китайские ученики учились писать сочинения, стихи.

Учителями в Древнем Китае были жрецы, которые владели ремеслом писать кисточкой иероглифы. Основой китайских школ было почитание старших, и, как и в Индии, учителя почитали как отца.

Конечно же, расцвет китайской школы связан с Конфуцием, который считал, что от правильного воспитания зависит процветание общества. В основе педагогических идей Конфуция лежало умелое руководство учеником, заключающееся в согласии между учеником и учителем, легкости обучения, побуждения к самостоятельным размышлениям. Основной задачей древнекитайского учителя было умение научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.

Рисунок 5. В китайской школе

В период конфуцианства в Китае сложился культ образованности и школы стали частью государственной политики.

После Рима прошло много — много лет, и славяне начали строить школы и на Руси. После Крещения Руси появились первые грамотные люди и первые книги, и конечно, одну из главных ролей играли первые школы.

Согласно Древнерусским летописям, вся Русь приняла христианство, и везде: во всех сёлах и деревнях стали строить храмы. Русь переняла школы у других цивилизаций, учителями были старые, мудрые, начитанные люди, которые должны были передавать свои знания молодёжи. Учителями на Руси часто становились именно священники, а дети воспитывались очень хорошо. Сначала на Руси образование получали, в основном, будущие церковные служители. Историки говорят, что один учитель мог заниматься с 6-8 учениками. Учили в древнерусских школах писать, читать, петь, а также закону божьему.

В XVII веке обучение в русских школах началось по-новому. Ученики сидели все вместе, но каждому учитель давал своё задание. Научился читать и писать — закончил школу. Учителя были строгими. За неаккуратность наказывали: секли розгами, ставили в угол на колени на рассыпанный горох, а подзатыльников было не счесть. Также в XVII веке в школах стали учить латыни. Шло время, школа развивалась вместе с обществом.

В XX веке сформировались такие школы, в которых мы учимся сейчас. За все время их существование много поменялось: вместо папирусов и бересты появились тетрадки, потом появились книги, учебники, потом компьютеры. Теперь школьники изучают множество предметов. Не изменилось только одно – учитель. Без учителя нет школы. Учителя передают нам свои знания, помогают разобраться в сложных предметах. Сейчас, в XXI веке, профессия учитель очень важна, нужна и распространена. Сегодня учителем может быть и женщина, и мужчина. В данные времена учителей уважают и почитают. Не зря М.И Калинин писал: «Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека»[3].

 

cyberpedia.su

Профессия учитель: описание, история, плюсы и минусы

Когда мы добиваемся успехов, говорим: «У меня были хорошие учителя». Если ничего не получается, выражаем недовольство: «Нас этому никто не учил». Человек приходит в мир без знаний, навыков и опыта. Его способности запрятаны далеко. К окружающей среде он не приспособлен. Ему требуется объяснять суть вещей. Кто просветит маленького невежу — наставник-гений, педагог-посредственность? Вопрос настоящего и будущего. Учитель не профессия — способность быть щедрым, талант отдавать. Умеете это делать? Добро пожаловать в наш профсоюз!

Содержание:

  1. История и эволюция учительства
  2. Описание и специфика профессии
  3. Каким должен быть учитель
  4. Должностные обязанности педагога
  5. Какой предмет выбрать для преподавания
  6. Где получить профессию учителя
  7. Плюсы и минусы профессии учителя
  8. Резюме

История и эволюция учительства

Слово «педагог» подарили нам древние греки. Так назывался раб, который нянчился с детьми и передавал им свои умения.

Первые люди не знали разделения труда и все делали вместе. Младшие члены общины наблюдали за тем, что делают старшие. Старейшины делились опытом. Рукастые обучали неумех. Знатоки удовлетворяли интерес любознательных. Человечество училось всегда, начиная с момента своего появления.

С возникновением орудий труда, люди поделились на группы по роду занятий. Одни пахали землю, другие охотились, третьи готовили пищу. Специфические навыки передавались от одного члена общины другому.

Вскоре человек начал задумываться о духовном росте своих потомков, нравственном воспитании детей, интеллектуальном развитии, подготовке к жизни в социуме. Так появились первые учителя-воспитатели.

Постепенно стали выделяться люди, которые успешно обучали детей. Их наделяли особыми полномочиями и позволяли заниматься только педагогическим родом деятельности.

В обиходе у древних греков появилось слово «схоле», от которого произошел термин «школа». Он имеет значение «отдых, досуг». Дело в том, что жители древних Афин считали — человек отдыхает, когда учится. Знакомая нам письменность и счет появились в средневековых монастырях. Монахи вообще считались лучшими учителями. Они приглашались к детям богатых людей и обучали их за определенную плату.

В Европе с развитием школы выросла потребность в людях, способных передавать знания большим группам детей. Возникла необходимость в специальных обучающих методиках. Профессия учителя постепенно становилась отдельной дисциплиной, а диапазон преподаваемых предметов значительно расширялся.

Описание и специфика профессии

Учитель — специалист, который передает знания в той или иной области, навыки, полученные в процессе труда, а также делится практическим опытом.

Профессия учитель — симбиоз разных человеческих возможностей. Люди, владеющие ей, должны иметь широкий кругозор, уметь грамотно говорить, обладать даром убеждения и талантом коммуникатора.

В современных условиях педагогу необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы передаваемые ученикам знания всегда сохраняли актуальность на рынке труда и приносили реальную пользу обществу. Представители этой профессии несут социальную ответственность за воспитание подрастающего поколения. От них зависит, насколько эрудированные, образованные и воспитанные граждане будут управлять страной завтра.

Несмотря на некоторое снижение престижа профессии в последние годы, она по-прежнему остается востребованной. Учителей всегда ждут в больших городах, небольших и средних населенных пунктах, маленьких сельских и деревенских поселениях.

Специфика работы учителя зависит от географического положения, социального состава населения и уровня поддержки педагогов со стороны государства в лице местной администрации.

Многие спрашивают, чем полезна профессия учителя сегодня, в период изобилия обучающих компьютерных программ, электронных учебников, онлайн и офлайн курсов, в эпоху развития искусственного интеллекта и других новых технологий.

Особенность и ценность реальной, а не виртуальной, педагогики заключается в персонифицированном подходе к обучению. Как не существует двух людей с идентичным уровнем интеллекта, так нет и унифицированных методик обучения. В большей степени это касается гуманитарных дисциплин, в преподавании которых универсальные методы не работают.

  Рейтинг ТОП-11 лучших онлайн школ

Перейти на сайт школы — Бесплатный пробный урок

Международная школа иностранных языков, включая японский, китайский, арабский. Так же доступны компьютерные курсы, искусство и дизайн, финансы и учёт, маркетинг, реклама, PR.
Перейти на сайт школы

Индивидуальные занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, школьным предметам. Занятия с лучшими преподавателями России, более 23 000 интерактивных задач.
Перейти на сайт школы

Онлайн школа для подготовки к ЕГЭ по 4 предметам: русский, математика, английский, физика. Занятия проходят на современной IT-платформе, включающей видеосвязь, чат, тренажеры и банк задач.
Перейти на сайт школы

Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.

Перейти на сайт школы — Бесплатный пробный урок

Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.

Перейти на сайт школы — Бесплатный пробный урок

Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.

Перейти на сайт школы — Бесплатный пробный урок

Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.
Перейти на сайт школы

Дистанционная онлайн-школа. Уроки школьной программы с 1 по 11 класс: видео, конспекты, тесты, тренажеры. Для тех, кто часто пропускает школу или проживает вне России.
Перейти на сайт школы

Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.
Перейти на сайт школы

Крупнейшая площадка онлайн образования. Позволяет получить востребованную интернет-профессию. Все упражнения размещены онлайн, доступ к ним не ограничен.
Перейти на сайт школы — Бесплатная регистрация

Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Каким должен быть учитель

Работа педагога предусматривает решение целого ряда задач. Их перечень и содержание определяют Министерство образования РФ, управления образования на местах, а также сам учитель при разработке авторских методик и программ.

Выбирая профессию учителя, стоит оценить свои способности. Хороший педагог должен:

  • любить детей;
  • владеть навыками педагогического воспитания;
  • иметь представление об особенностях психологии детей разного возраста;
  • уметь находить контакт и взаимопонимание с группой детей и отдельным ребенком в группе;
  • быть внимательным и доброжелательным по отношению к ученикам, уважать личность каждого;
  • знать свой предмет, свободно ориентироваться в выбранной области знаний;
  • быть эрудированным, расширять границы своих знаний с учетом развития науки и новых технологий;
  • интересно и доступно доносить знания до аудитории, совершенствовать свои речевые способности;
  • быть лидером, авторитетом и носителем ценного мнения, уметь вести учеников за собой;
  • иметь высокий уровень самодисциплины и ответственности;
  • обладать самоконтролем и уравновешенностью;
  • быть объективным и справедливым в случае принятии решений;
  • иметь разносторонние интересы, заниматься саморазвитием;
  • быть терпимым и лояльным по отношению к различным мнениям и поступкам, тактичным в отношении с людьми;
  • принимать во внимание особенности воспитания ребенка в семье, его умственного и физического развития, наличие или отсутствие у него талантов, привычек и наклонностей;
  • быть наблюдательным, иметь способность видеть перспективу в развитии детей.

Должностные обязанности педагога

Обязанности и права учителя регулируются должностной инструкцией, которая утверждена Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Перечень касается всех направлений деятельности педагога — от обучения и воспитания детей до внеклассной и внешкольной работы. Приведем некоторые должностные обязанности учителя:

  • Заниматься обучением и воспитанием в соответствии с утвержденными образовательными стандартами.
  • Подбирать программы, бумажные и цифровые учебно-методические пособия для успешного освоения материала.
  • Обеспечивать достижения в обучении и подтверждение полученных результатов в образовательном процессе.
  • Оценивать эффективность и результативность обучения по преподаваемому предмету.
  • Вносить предложения по усовершенствованию образовательного процесса.
  • Обеспечивать охрану жизни и здоровья учеников.
  • Осуществляет связь с родителями или опекунами.
  • На территории школы, дома и в общественных местах соблюдать этические нормы поведения, которые соответствуют общественному положению учителя.
  • И другие.

Какой предмет выбрать для преподавания

Педагогическая профессия имеет много направлений, которые постоянно дополняются новыми предметами. Их появление зависит от развития системы высшего образования, а также потребностей рынка труда.

В настоящее время в педагогических учебных заведениях можно пройти обучение по следующим специальностям:

  • педагогика и психология;
  • дошкольная педагогика и психология;
  • филология;
  • иностранные языки;
  • биология и химия;
  • физика, технология и информационные системы;
  • математика;
  • география;
  • история и политика;
  • физическая культура, спорт и здоровье;
  • изобразительное искусство.

А также:

  • социально-гуманитарное образование;
  • дефектология;
  • журналистика и коммуникации;
  • международное образование;
  • и т.д.

Где получить профессию учителя

В России педагогов готовят в специализированных профессионально-технических училищах, колледжах, институтах, а также на педагогических отделениях университетов. Педагогические ВУЗы есть практически в каждом регионе.

Топ-10 лучших педагогических вузов России:

  1. Московский педагогический государственный университет
  2. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
  3. Воронежский государственный педагогический университет
  4. Армавирская государственная педагогическая академия
  5. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
  6. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
  7. Российский государственный профессионально-педагогический университет
  8. Уральский государственный педагогический университет
  9. Алтайский государственный педагогический университет
  10. Московский государственный психолого-педагогический университет

Плюсы и минусы профессии учителя

Делиться знаниями с другими людьми — благородное и благодарное дело. Можно не стать физиком, но нельзя забыть учителя, который однажды объяснил тебе, почему летают самолеты, как быстро выкипает вода в чайнике и каким образом письмо из Москвы в Австралию долетает за одну секунду. Сравним преимущества и недостатки работы учителя.

Плюсы профессии:

  • Возможности для творческой реализации.
  • Непрерывный процесс совершенствования.
  • Отсутствие в работе рутины.
  • Наличие социальных гарантий для учителей.
  • Реальные результаты вложенного труда.

Минусы профессии:

  • Колоссальная ответственность.
  • Большое количество обязанностей.
  • Круглосуточная занятость.
  • Средняя и невысокая зарплата.
  • Неоднородный контингент учеников.

Резюме

Профессия учитель — трудная и ответственная, но творческая и нескучная. Если ежедневные коммуникации с детской аудиторией для вас не обуза, а радость, если желание делиться знаниями приносит удовлетворение, не отказывайте себе в удовольствии заниматься любимым делом. Никакая высокая зарплата на ненавистной работе не заменит вам «спасибо» от ваших любимых учеников, среди которых завтра, возможно, появятся новые Нобелевские лауреаты, выдающиеся литераторы, первооткрыватели космических планет или инженеры, учителя и врачи.

Учитель

3.8 (75.56%) 9 vote[s]

info-profi.net

Профессия учитель | Про профессии.ру

История профессии учитель

Профессия учителя — одна из самых древних профессий на Земле. Для каждого человека, на любом этапе его существования необходим человек, который мог бы объяснить ту или иную проблему, ситуацию или просто событие.

Историки считают, что первые основы профессии учителя появились во времена, когда человек впервые начал охотиться на диких зверей (Как стать охотником), так как именно в это время старшее поколение начинало обучать молодых всем приемам этого незатейливого занятия. При этом, человек, который обучал подростков и детей был высокоуважаемым членом племени, в следствии чего ему всегда предавались некие привилегии.

С развитием и эволюцией жизни человечества профессия педагога все больше и больше становилась необходимой, особенно, когда произошли разделения труда. Если обратить внимание на более поздние этапы развития человечества, то стоит отметить, что очень важными личностями педагоги были в Древнем Риме, а также в Греции, соответственно, отсюда и исходит появление самого большого количества философов и ученых из этих регионов.

О профессии учителя

Профессия учитель – уникальная профессия. Она считается одной из древнейших профессий, но продолжает оставаться востребованной и на сегодняшний момент. О значении профессии учителя Википедия даже предоставила информацию.

Данные о ней можно найти и с помощью любого поисковика в интернете. Стоит только ввести запрос и вам будет выдана исчерпывающая информация, а также по профессии учитель картинки с наглядным изображением учителей. Учитель проводит обучение учеников в школах, гимназиях, лицеях по общеобразовательным предметам. Существует множество специализаций профессии учитель: профессия учитель начальных классов, профессия учитель химии, профессия учитель истории, профессия учитель физкультуры, профессия учитель физики, профессия учитель английского языка и прочие. И все они являются очень почетными и благородными.

Основные задачи и основные обязанности профессии учитель

Основными задачами, которые решает учитель, являются такие:

  • приобщение учеников к государственным законам и необходимости их соблюдения;
  • формирование у учащихся моральных принципов, а также такого рода качеств, как уважение, терпимость, доброта;
  • развитие собственного достоинства и самоуважения;
  • воспитание в учащихся трудолюбия, ответственности и патриотизма;
  • развитие потребности в поддержании здорового образа жизни.

Еще одна важная задача, которая стоит перед учителем, — это быть другом, примером и наставником для своих учеников, поскольку в школе также формируется будущая личность человека, моральные принципы, взгляды на жизнь, которые в зрелом возрасте повлияют на их жизнь. Первоочередной обязанностью каждого учителя считается умение подобрать личностный подход к любому ученику. Профессии, связанные с психологией

Но существуют и другие не менее важные обязанности. Учитель должен:

  • планировать учебный материал по своему предмету,
  • обеспечивать выполнение учебных программ,
  • участвовать в методической работе,
  • использовать самые эффективные средства, формы и методы обучения,
  • проводить анализ успеваемости своих учеников,
  • обеспечивать соблюдение дисциплины,
  • формировать навыки и умения самостоятельной работы у учеников,
  • стимулировать учебную мотивацию и познавательную активность,
  • добиваться глубокого и прочного усвоения знаний, а также умения применять их на практике.

Требования к профессии учитель

Для того чтобы стать квалифицированным специалистом необходимо иметь определенные качества:

  • развитые интеллектуальные способности,
  • высокая концентрация,
  • хорошая дикция,
  • умение переключать и распределять внимание,
  • выдержка,
  • чуткость,
  • самообладание,
  • доброжелательность,
  • такт,
  • сопереживание,
  • энергичность,
  • работоспособность,
  • умение заинтересовать своим предметом.

Плюсы и минусы профессии учитель

У профессии учитель плюсы и минусы неизбежны. К плюсам можно отнести: общение с детьми, умственную работу, стабильность в работе, длительный отпуск, признание со стороны общественности. А минусами являются: большая ответственность, невысокая заработная плата, психологическое давление и стрессовые ситуации.

Эта статья поможет в работе над сочинением, подготовкой к докладу, презентации или классному часу.

Возможно, Вам будет интересно:

www.proprof.ru

Эссе «История возникновения и развития педагогической профессии»

История возникновения и развития педагогической профессии.

«Он с радостью учился и с радостью учил.»

Дж. Чосер «Кентерберийские рассказы».

Заниматься обучением, то есть передачей тех или иных знаний, человек стал задолго до появления письменности. В первобытном обществе старшие представители рода и племени передавали свои знания умения и навыки молодым людям. Но можно ли назвать интуитивную передачу знаний из поколения в поколение педагогической профессией, или процесс воспитания являлся лишь приспособлением детей к существовавшему порядку вещей? Для того, чтобы ответить на данный вопрос нам необходимо понять, что такое профессия педагога. Большой энциклопедический словарь определяет профессию как «род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования»[7].

В традиционном обществе педагогическую функцию выполняли пожилые люди. Они транслировали «житейскую картину мира, народную философию жизни, предрассудки и суеверия, необходимые или представлявшиеся необходимыми для эффективной и безопасной организации повседневности». [4, 13] В этот период хоть и не было сформировано понимание педагогической работы как отдельно существующей трудовой деятельности, но было заложено традиционно уважительное отношение к людям, несущим знания.

Первый этап становления непосредственно педагогической работы принято связывать с возникновением письменности. Письмо возникло в Египте и Месопотамии, а центрами обучения письму стали храмы.

Тезис о том, что педагогика возникла в Древней Греции встречается практически в каждом учебнике. Для того, чтобы разобраться откуда пришла эта мысль обратимся к «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона», который дает историографическое определение слову педагог. Согласно этому определению, педагогами (от гр. «ведущий ребенка») являлись рабы, сопровождавшие детей в школу (в которой обучением занимались другие рабы). То есть само слово «педагог» действительно пришло к нам из древнегреческого периода.

В дальнейшем под влиянием философии роль педагога переосмыслялась: первостепенной задачей стало «ведение ребенка по жизни», то есть обучение, воспитание, духовное и физическое развитие. Появилась первая дифференциация педагогических специальностей: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги.

Учителя элементарной школы в Древнем Риме приравнивался к ремесленникам и не пользовались особым уважением. Открывая школы, они сами искали учеников и получали плату с родителей. По сути дела, любой римлянин, научившийся читать и писать, мог держать свою школу. Учителя грамматических школ были более привилегированны: они даже могли состоять на государственной службе и оплачиваться государством. Особое положение было лишь у учителей риторики, которые, как правило, были людьми состоятельными, участвовали в политической жизни, а порой даже занимали государственные посты. [2, стр. 41]

Высокий социальный статус образования и образованности — одна из примечательных особенностей Византии. Учителя начальных школ — дидаскалы — использовали мнемонические приемы и соблюдали последовательность в обучении — от простого к сложному, от известного к новому. Создавались и высшие учебные заведения, которые были похожи на высшие школы греко-римского мира. Преподавателей в них называли «консулами философии» и «главами риторов», они являлись государственными служащими высокого ранга, носили особую одежду и составляли особое замкнутое объединение.[2, стр. 51]

В древнерусском языке не было слова эквивалентного «педагогике». Долгое время господствовало представление о том, что мир «представляет собой школу, где человеку предстоит учиться всю жизнь».[8, 74]. Мастера передавали своим ученикам знания и практический опыт, т.е. мастерство. С распространением христианства, а следовательно грамотности на Руси появились первые учителя. Дальнейшее развитие государства, церкви и общества в России привело к тому, что старый, традиционный взгляд на образование уже не удовлетворял потребностям нового времени. На смену обучению в монастырях и у частных учителей пришла организация школьного дела по западноевропейским образцам. [2, 95]

В Средние века Русь и Европа шли параллельным путем: там тоже роль педагога выполнялась в первую очередь церковными служителями. В такой монополизации педагогической профессии были свои плюсы и минусы, но главной характеристикой данного периода было то, что педагог был в первую очередь религиозно вовлеченным человеком. Во времена правления Карла Великого (нач. IX в.) сеть монастырских школ активно расширялась, возникла мысль о необходимости специальной подготовки учителей для работы в них (Каролингский Ренессанс).[2, 61]

Развитие науки в Эпоху Возрождения заложило скачек в развитии педагогической профессии. Появились новые педагогические специальности, например, под влиянием идей Дж. Кардано были заложены основы сурдопедагогики, появились школы вне церкви, университеты. Педагог этого времени в первую очередь гуманист, высоко эрудированный человек, ценящий личность ученика. Именно в этот период теория педагогики начинает формулировать требования к профессионализму педагогов: мудрость, умеренность, справедливость, звучит призыв к отказу от телесных наказаний.[1, 140]. В это время распространяются идеи Т. Мора, М. Монтеня, Э. Ротердамского и др. Помимо богословских предметов и грамоты перед педагогами ставится задача естественнонаучного образования.

Главным идеологом педагогической мысли этого времени по праву считается Я. А. Коменский. Он утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.[9, 84] Его принципы и дидактические рекомендации и сейчас звучат актуально.

Специфической особенностью Нового времени стало появление учителей языков. Теперь преподавание в школах велось на родном языке, а латынь и иностранные языки стали изучаться отдельно, учебный процесс стал более упорядоченным, создавались дидактические пособия для учителей и учебники для учеников. [2, 97] Происходит разделение школ на классические гимназии и реальные училища. Система образования постепенно переходит под государственный контроль, а значит и профессия учителя становится официально признанной, требующей особой подготовки, в том числе в системе высшего образования.

В России подготовкой своих преподавателей активно стали заниматься лишь в XVIII в. Виднейшие ученые-просветители — М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин выдвигали идею подготовки русских педагогов, они выступали против засилья иностранных невежд и авантюристов, под видом учителей приезжавших в Россию. Огромная заслуга в деле подготовки преподавателей принадлежит Московскому университету, особенно в тот период, когда им руководил М.В. Ломоносов.

Впервые государственные требования к учителю были сформулированы в «Уставе народных училищ» (1786). В Уставе прописывлось, что учитель – это не только преподаватель, но главным образом воспитатель, а поэтому он должен обладать «христианским благочестием, добронравием, учтивостью, прилежанием… и снисходительностью к детям. Должность учительская обязывает наипаче стараться быть искусным в том, чему детей обучать…». [10]

Однако в дореволюционной России не было специального педагогического образования вплоть до 1804 г., когда были открыты педагогические институты при университетах. До этого педагог работал лишь в соответствии со своим опытом и знаниями.

В современном мире педагогическая профессия в основном воспринимается как традиционно женская. Но и это было не так вплоть до 60-х гг. XIX в., именно тогда были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие преподавателей в основном для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. Наибольшую известность получили Высшие женские курсы воспитательниц и учительниц Д.И. Тихомирова в Москве, Женский педагогический институт и Фребелевские курсы в Петербурге, Фребелевский институт в Киеве. До этого женщины-педагоги были, но только в начальном и среднем образовании.

В советскую эпоху образ педагога кардинально изменился. Теперь на официальном уровне за профессиональными деятелями образования закреплялась пропагандистская задача. Как в средние века образование основывалось на вере, так в советское время оно стало основываться на коммунистических идеалах. Но, не смотря на это, XX в. запомнился нам именами выдающихся педагогов: Макаренко К.С., Блонский П.П., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д и др.

Сейчас в XXI в. в системе педагогического образования стали образовываться новые педагогические специальности (учитель информатики, тьютор и др.), произошло углубление и усложнение функций профессиональных педагогов, сферы профессиональной компетенции не только увеличились в количестве, но и углубились. Таким образом на сегодняшний день педагог — это человек, который не только способен учить других, но, в первую очередь, способный учиться сам.

Список литературы:

Андрюнина А. С. Аксиологическая составляющая образования: история педагогики // Педагогическое образование в России. 2014. №3 С.139-143.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

Истрия образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений./ И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 432 с.

Кислов Александр Геннадьевич, Плотникова Елена Владимировна Изоляционизм в профессии педагога // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. №2 С.12-16.

Локк, Джон // Википедия. [2016—2016]. Дата обновления: 11.09.2016. URL: http://ru.wikipedia.org /?oldid=80745151 (дата обращения: 16.10.2016).

Педагог (Древняя Греция) // Википедия. [2016—2016]. Дата обновления: 17.05.2016. URL: http://ru.wikipedia.org /?oldid=78411823 (дата обращения: 15.10.2016).

Профессия // Викисловарь. [2016—2016]. Дата обновления: 12.03.2016. URL: https://ru.wiktionary.org/w/index.php?title=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F&oldid=6068089(дата обращения: 17.10.2016).

Сергушкин Е. Г. Возникновение и становление педагогической профессии в Древней Руси // Интеграция образования. 2000. №3 С.74-76.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

Становление и развитие педагогического образования в России // Дискуссионный клуб Министерства и образования РФ URL: http://club.mon.gov.ru/articles/42

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    История становления педагогической профессии за рубежом и в России; возникновение понятий «педагог», «учитель», «воспитатель».

    В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и осуществлять присмотр за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом —образовали в современном понимании первую социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.
    Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.
    Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы слова «питать». Слова «воспитывать» и «вскармливать» не без основания сейчас нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.
    В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь… Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее…»‘ В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.
    С момента возникновения педагогической профессии за учителями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А.С.Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А-П.Куницину (Царскосельский лицей) следующие строки: «Он создал нас, он воспитал наш пламень… Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена»2.



    Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551 — 479 до н.э.) — древний китайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

    Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя.
    Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником:
    «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?» — обращается к нему ученик. «Обогати ее», — отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же ее обогатить?» — спрашивает ученик. «Обучи ее!» — восклицает учитель.

    Я.А. Коменский (1592 — 1670) -чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. В основе его педагогической системы — принципы материалистического сенсуализма. Основоположник дидактики. Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Основные труды: «Великая дидактика», «Открытая дверь к языкам», «Материнская школа» и др.

    Человеком трудной и завидной судьбы является чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами «урок», «класс», «каникулы», «обучение» и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.

    И.Г. Песталоцци (1746 — 1827) -швейцарский педагог-демократ, основоположник теории начального обучения. В своей теории элементарного обучения связал обучение с воспитанием и развитием ребенка, педагогику с психологией. Основные труды: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня».

    Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества’.
    Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Все — для других, ничего — для себя».
    Великим педагогом России был Константин Дмитриевич

    Ушинский — отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения»‘.

    А.С.Макаренко (1888 — 1939) -советский педагог и писатель. Разработал теорию и методику воспитания в коллективе, провел опыт соединения обучения с производительным трудом учащихся, развил теорию семейного воспитания. Основные труды: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», статьи.
    КЛ. Ушинский (1824 — 1870/71) -русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. В дидактике проводил идею воспитывающего обучения. Основные труды: «Детский мир», «Родное слово», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

    Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А.С. Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей»‘.

     


    Рекомендуемые страницы:


    Воспользуйтесь поиском по сайту:

    megalektsii.ru

    Возникновение педагогической профессии, её развитие

    ТЕМА: Возникновение педагогической профессии, её развитие

    План

    Введение

    История зарождения

    Великие педагоги прошлого

    Педагоги-современники

    Развитие педагогической профессии в современном обществе

    Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению, вынуждено было начинать сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

    По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области «чистого» воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция — обучающая. Воспитательная функция стала поручаться другим лицам. Так, в семьях привилегированных сословий для воспитания детей приглашали домашних воспитателей. В России это были, как правило, иностранцы — гувернеры и гувернантки. В государственных и частных образовательных учреждениях наряду с учителями были классные надзиратели, классные наставники, классные дамы и т.п.

    Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о её существовании.

    Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей — потребность жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

    Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьёзные попытки обобщения опыта воспитания, вычленение теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе накапливались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.

    Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания.

    Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (VI- V вв. до н. э). В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: «эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?» — обращается к нему ученик. «Обогати её», — отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же её обогатить?» — спрашивает ученик. «Обучи её!» — восклицает учитель.

    Чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растение в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей. Предложенные им методы, принципы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории. Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654г. — одна из первых научно-педагогических книг.

    В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена — человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.

    Другим известным учителем был швейцарский педагог И.Г. Песталоцци, потративший все свои сбережения на создание детских приютов. Он посвятил жизнь сиротам, пытаясь сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Всё — для других, ничего — для себя».

    И.Ф. Гербарт — крупная противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики известен работами, ставшими теоретической базой для дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.

    Стремление служить будущему характеризовало прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. А.В. Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте.» В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям». В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым примером для ученика. Он занимался исследованием важных проблем, но более всего — изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние.

    Воспитание во имя счастья ребенка — таков гуманистический смысл педагогической деятельности В.А. Сухомлинского. Без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания, по его мнению, несостоятельны. Основой успеха учителя, считал он, являются духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления. Первоочередная задача учителя, отмечал он, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда.

    Мировую славу русской педагогике принёс К.Д. Ушинский. Им было предложено сделать труд полноценным воспитательным средством. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «родное слово» издавалось 187 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. В юношеском дневнике Ушинского сформулирована цель его жизни: «сделать как можно более пользы моему отечеству». Он достиг цели.

    « Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают:

    Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;

    Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим и другое;

    Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных и воспроизводство в творческих видах деятельности;

    Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие аморальным явлениям и другое;

    Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства других людей и другое;

    Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности, овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое».

    Реализация базового содержания воспитания опирается на принципы гуманизации и теснейшим образом связана с гуманитаризацией образования.

    Важнейшими принципами реформирования педагогического образования должны быть: обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к педагогической культуре, обращенность к детям, школе, обращенность к индивидуальности, творческому потенциалу учащегося.

    Обращенность к общечеловеческим ценностям означает возвращение педагогического образования в лоно культуры, его гуманизацию, гуманитаризацию, создание экологически чистой культурно-образовательной среды, отношение к учащемуся, как свободному суверенному субъекту подготовки, ответственность школы за качество его подготовки. Основное содержание подготовки должна составлять отечественная и мировая культура. Вуз и школа должны иметь единое образовательное пространство.

    Овладение учащимися базовыми основами культуры — фундаментальная задача общепедагогической подготовки. Культура рассматривается как динамическая система общечеловеческих ценностей, творческих способов деятельности и личностных достижений людей. Поэтому основные задачи становления и развития личности, как человека культуры состоят в том, чтобы ввести учащегося в мир культурных и общечеловеческих ценностей, оказать помощь в овладении базовыми основами культуры и развитии субъектных свойств личности, как человека культуры.

    mirznanii.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *