cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Интересные уроки рисования в начальной школе – 11 оригинальных идей для увлекательного урока

Содержание

Кружок «Необычное рисование» в начальной школе

  Тема занятия Цели Задачи Дата проведения
1. Рисование пальцами Развивать интерес к рисованию. Обогащать сенсорный опыт детей, развивая органы восприятия: зрение, слух, осязание, вкус.

Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

Развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус.

Освоение техники рисования пальцами.  
2. Рисование пальцами  
3. Рисование ладошкой Освоение техники оттиска ладони.  
4. Рисование отпечатками пальцев Освоение техники оттиска пальцев.

Освоение техники оттиска разными предметами.

 
5. Оттиск ластиком  
6. Оттиск губкой и поролоном  
7. Тычкование ватными палочками Освоение техники тычкования различными предметами.  
8. Тычкование карандашом с ластиком  
9. Монотипия Освоение приема симметричного рисования, путем сгибания бумаги.  
10. Набрызг Освоение техники напыления красками  
11. Набрызг с трафаретом  
12. Рисование восковыми мелками Освоение парафиновой техники  
13. Рисование восковыми мелками  
14. Граттаж Освоение смешанной техники процарапывания и работы воском.  
15. Граттаж  
16. Кляксография Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами  
17. Рисование нитками Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами  
18. Рисование по мокрому Освоение техники работы на мокрой поверхности.  
19. Рисование по мокрому  
20. Фактурное рисование Освоение техники рисования на неровной, фактурной поверхности.  
21. Рисование на мятой бумаге Освоение техники рисования на мятой поверхности.  
22. Рисование на мятой бумаге  
23. Рисование клейкой лентой Освоение техники рисования с помощью трафарета из клейкой ленты.  
24. Рисование на неровной поверхности Освоение техники рисования на неровной, фактурной поверхности.  
25. Рисование мыльными пузырями Освоение техники рисования  
26. Процарапывание Освоение техники процарапывания  
27. Батик Освоение техники рисования по ткани.  
28. Рисование с трафаретом Освоение техники напыления красками  
29. Рисование гелевой ручкой Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами  
30. Рисование свечой Освоение парафиновой техники  
31. Рисование соломкой Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами  
32. Оттиск смятой бумагой Освоение техники оттиска.  
33. Рисование рулоном Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами  
34. Работа с валиком Освоение техники рисования различными материалами.  

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Открытый урок по рисованию «Нетрадиционные техники рисования»

Республиканский семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание детей в работе дополнительного образования» 23.10.2014г.

Урок рисования

на тему «Нетрадиционные техники рисования»

Творческого объединения «Радужный цвет»

Выполнила:

Саитова Рупият Магомедовна

«Ум ребенка-на кончиках его пальцев»

В.И.Сухомлинский

Урок на тему: «Нетрадиционные методы рисования» Тема ««Нетрадиционные техники рисования» интересна тем, что учит детей вглядываться в окружающих людей, изучать их, интересоваться ими, обращать внимание не только на красивую фигуру, прическу, одежду, но и на внутренний мир человека.

Цели урока:

— знакомство с разнообразием нетрадиционных методов рисования.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

— совершенствовать навыки анализа живописных произведений, полученные на уроках изобразительного искусства, умения соотносить прочитанное с увиденным;

— учить видеть прекрасное вокруг себя;

Обучающие:

-сформировать навыки выполнения рисунка в нетрадиционной манере.

Воспитывающие: привить любовь к изобразительному искусству;

воспитывать художественный вкус.

Оборудование: бумага для акварели, краски, гуашь, кисточки, вата, вода, репродукции картин выполненных в нетрадиционной манере рисования, лютневая музыка 16 века (звучит в течение всего урока), стихотворения, эпиграф и афоризмы об искусстве.

Ход урока.

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. На урок потребуются гуашь, краски и альбом, в котором вы будете делать необходимые записи и, по возможности, зарисовки.

2. Сообщение темы и целей урока.

         Сегодня нас ожидает новая тема: «Нетрадиционные техники рисования» Мы научимся с вами рисовать интересные картины даже если у нас нет большого опыта в этом увлекательном деле.

3. Изложение нового материала, показ репродукций.

А вы знаете ребята, что ученые считают период древнего каменного века временем зарождения искусства. Именно тогда у людей появилась потребность рисовать и вырезать.

В 1868 году испанский археолог Дон Марселино де Сау- Туола нашел впервые рисунки древнего человека в пещере Альтамира (на севере Испании). С ним была его 8 летняя дочь, которая первая и обнаружила на потолке пещеры изображения бизонов и быков нарисованных красной охрой. Изображены они были в действии.

Учитель: И мы сегодня с вами будем учится рисовать. Но рисовать по иному, назовем это «Для тех кто не умеет…..»

Существует множество методов рисования: с помощью красок, мелков, графити, карандашами , но на ряду с этим существует и нетрадиционная методика рисования.

  1. Рисунок своими руками

Нету кисточку-пропала,

Только я грустить не стала,

Обмокну я пальчик в краску

Нарисую пальцем сказку

  1. Ниткография

Нитку волшебную в руки возьму,

В краску ее хорошо обмокни

Листок белоснежный сложив пополам,

Ниточку эту протягивай сам

Раскрыв ты увидишь листок непростой.

Рисунок его украшает чудной

  1. Игры с кляксой

На альбом упала краска

На листе осталась клякса

Пририсую ей глаза

Пусть летает стрекоза

  1. Штрих

  2. Томпонирование

  3. Трафарет

  4. Мокрые рисунки- именно с этой техникой мы и ознакомимся сегодня

Эти необычные приемы рисования очень просты, но невероятно увлекательны!

Даже далекий от живописи человек захочет попробовать.

Впрочем у нас есть возможность в этом убедиться.

Я не буду учить вас рисовать, я познакомлю с техникой рисунка.
Нарисуете вы сами!!!

И в 10 лет, и в 7, и в5

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует.

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски.

Все нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

(Берестов)

 

 

 

 

 

Приступим.
Берём кусочек акварельной бумаги.
Мокрой кисточкой хорошо смачиваем лист. Можно просто намочить под краном. На фото видно, что воды много.

Дальше самое интересное.
Набираем обильно краску на кисть так, чтобы она стекала с кончика и капаем куда считаем нужным на лист.
Она сразу так красиво начинает расплываться! Можно капнуть оттеночным цветом между или сверху.

Можно покрутить листик в разные стороны, давая стечь краске.

Если это будет букетик, то капаем зелени (листва).

Ждём когда окончательно расплывётся и высохнет. Только после этого подрисовываем горшок или вазу и фон.

Тёмными пятнышками между цветами создаём глубину.

Аналогично. Смачиваем фон, капаем.

Листва

Ваза, фон и «глубина»

здесь использован прём набрызга.

 

 

В этих работах важно не переусердствовать! Минимум добавленных деталей, глаз сам «дорисует» необходимое.
Переизбыток подрисовки неизбежно испортит работу.

 

Листики — отпечатки кисточки.

Фон.

А это другой способ создания цветов.
Берём кусочек газеты (полиэтилена), комкаем в небольшой шарик, мажем кисточкой в нужный цвет. Можно жидко развести краску на одноразовой тарелке и макать туда комочек.

Далее ставим отпечатки на лист бумаги.

стебельки

листики-отпечатки

 

Эта техника особенно хороша при работе с детьми. Ничего сложного. Удачи!!

Учитель: Ребята! Художников, с чьими полотнами мы сегодня познакомились, вдохновляла Библия.

Учитель: (рефлексия). Обратимся к эпиграфу и к мыслям великих людей «Ум ребенка-на кончиках его пальцев»

Вспомните какие методы нетрадиционного рисования мы узнали.

1. С каких времен люди рисуют?.

2. Кто первый обнаружил наскальные рисунки?

Итог урока.

Рисование это интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов и нетрадиционных техник рисования создаются живописные изображения.

Рисование приобщает детей к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус. Рисование нетрадиционным способом дарит детям незабываемые ощущения от непосредственного взаимодействия с красками.

Эмоции, вызванные изобразительным искусством способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовно-нравственным ценностям, развивают их способности и творчество.

Творчество есть соучастие в сотворении мира! (Альт Шулле)

СПАСИБО ВСЕМ!

Список литературы:

2. Газета «Семья» №46/ 2009 стр. 27

3. «Искусство» №16 /2007

4. Н.И. Платонов, В.Ф. Тарасов “Этюды об изобразительном искусстве”. – М.: Просвещение, 1993.

5. Программа «Изхобразительное искусствои художественный труд 1-9 классы» М.;

infourok.ru

Уроки рисования для детей. Мой опыт работы в школе

Я давно хотела рассказать про свою работу в школе — дело, которое сейчас меня захватывает полностью:)
Прошло 5 полных недель, и мне есть чем поделиться.
У меня сформированно 6 групп разных возрастов. Программа у всех одна  с некоторыми нюансами по возрастам, она состоит из блоков по 5 уроков: 3 на технику и виды творчества (пейзаж, портрет, анималистика, натюрморт и многое другое), потом 1 урок мы знакомимся с шедевром мировой живописи и еще урок на свободное творчество.
Начала я опять с морского пейзажа. Того же, с которого начинала и в студии. На мой взгляд, это идеальный вариант для первого урока: композиция простая, цветов для смешивания не много. Эта работа всем нравится, и с ней все справляются.
Потом мы рисовали Райскую птичку с использованием нестандартных материалов, и дальше был Кленовый лист, на котором мы учились как получать вторичные цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый) — очень сложный технический урок.

Про детей могу сказать точно — неталантливых нет. Есть скорее те, кому рисование не близко. Все, кто любят рисовать потихоньку осваивают технику и рисуют. Ситуация похожа на обсуждение вопроса талантливый ли вы водитель или нет. Это можно сказать только научившись водить машину. И в рисовании так. Когда ребенок технически знает, где горизонт в пейзаже, как смешать несколько цветов без «грязи», как заполнить лист и выстроить композицию, с какой стороны будет тень — он уже выделяется. Конечно, некоторым приемы даются проще. Тут есть два типа маленьких художников: одни не боятся, рисуют как видят, смешивают, экспериментируют, вторые тихо и внимательно слушают объяснения и четко повторяют.
Есть дети, которые любят спорить и проявлять креатив. Пожалуйста, я совершенно не против. Если ребенок видит это так, я не буду ломать  взгляды. Например, на уроке знакомства с известными картинами мы рисовали Золотую осень Левитана. Закрашивая землю, одна девочка использовала яркий зеленый (хотя по моему плану там охра с добавлением зеленого) и рисовала тонкими вертикальными мазками. В итоге получилась стилистика ВанГога. Краска дала рельеф и картина выглядела очень ярко, необычно. И это хорошо. Я не считаю, что мы в точности должны повторять известных художников. Дело в сюжете, культурном опыте, который остается в сердце и памяти надолго через индивидуальное творчество.

На мое удивление самым сложным оказался урок на свободную тему. Я заранее предупредила всех, чтобы детки принесли с собой картинки того, что они хотят нарисовать. В итоге, только единицы принесли. Остальные пытались выдумать из головы, а это очень-очень сложно, получалось, что я каждому в отдельности рисовала на доске схему желаемого. А чаще показывала, как рисовать котенка для девочек или город для мальчиков.

Занятия с детьми — это мое. Я вижу желание творить на моих уроках, я вижу как они стараются, как не смотря на усталость после учебного дня они идут рисовать и не хотят пропустить ни одного урока. Даже если с кем мне приходиться быть строгой, они знают, что я их друг. Подходят меня обнимают. Любят ходить со мной за ручку. Знаете, какое счастье видеть восторженные детские глазки))
Одна девочка мне говорит: «а вы такая красивая, потому что много рисовали?» Я таю!

Да и еще из моих личных приятностей. Ко мне подходят с благодарностью родители, спрашивают, как я смогла сделать тааакооое с ребенком, который никогда ничего не рисовал, звонят и пишут с благодарностью. Меня ловят учителя начальных классов и спрашивают, я ли та волшебница, которая творит чудеса. Правда! мне самой чудно)) и приятно, конечно.

Я не запускаю ракеты в космос, я не изобретаю новое лекарство от тяжелых болезней и я не руковожу крупными корпорациями, но я учу маленьких людей ярко и позитивно смотреть на мир и надеюсь, что этим делаю его немного счастливее.


mioxa.livejournal.com

Методическая разработка «Нетрадиционные техники на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Городецкий Губернский колледж»

Специальность 050709

«Преподавание в начальных классах»

Методическая разработка

Выполнила преподаватель МДК 01.06

Иванова Татьяна Ивановна

Тема: «Нетрадиционные техники на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Нетрадиционные техники на уроках изобразительного искусства

2 Творческие способности младших школьников и способы их развития. Методика обучения школьников нетрадиционным техникам изображения

3 Методические рекомендаций для учителей по развитию творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства, через выполнение изображений нетрадиционными техниками

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена были нужны творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время так же требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. То есть данная программа не нова в плане ее постановки. Не нова она и в плане доказательства, необходимости ее решения уже в младшем школьном возрасте. Общественное выражение С.В. Михалкова «Все начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы.

Это объясняется тем, что этот этап, этот возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности.

Поэтому творчество, развитие творческости – одна из главных задач детского воспитания. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание ее как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к окружающему миру природы, предметов, миру людей (то есть творческое саморазвитие).

Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности школьников.

Творчество – высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное.

Тема дипломной работы актуальна в наше время, так как благодаря использованию различных видов нетрадиционных техник при изображении пейзажа на уроках изобразительного искусства приводит к развитию творческих способностей.

Проблема состоит в том, что учителя очень мало используют нетрадиционные техники изображения, так как это требует более длительной подготовки к уроку и умений владения этими техниками.

Ребенок не только должен заниматься каким-то одним видом деятельности, а она должна быть разнообразной, так как у ребенка пропадает интерес к предмету, и он его просто не желает воспринимать. Он должен познавать различные сферы деятельности. На основе этого у ребенка появится стимул к определенной деятельности и ему захочется познавать все новое, еще не постигшее им.

При работе в нетрадиционных техниках при изображении пейзажа огромную роль играет самостоятельность и воображение. Выполняя рисунок, дети фантазируют, придумывают что-то интересное, в результате получается конкретный продукт деятельности.

Таким образом, работа в нетрадиционных техниках на уроках изобразительного искусства позволяет в полной мере проявить детям свои творческие способности.

1 Нетрадиционные техники в изображении пейзажа на уроках изобразительного искусства

Изобразительная техника – умение художников пользоваться различными художественными материалами, знания различных технических приемов работы различными художественными материалами, приемов изображения предметов в перспективе, передачи светотени, конструктивного строения, выразительность передачи изображаемого, индивидуальная изобразительная манера художника,[10].

«Техника – это ярлык художника; развивайте ее неустанно до виртуозности. Без нее никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, переживания, увиденную вами красоту».

П. П. Чистяков

«Художественная техника – это грамматика, без которой никакие стремления в искусстве не серьезны и походят на замыслы младенца».

В. В. Верещагин

Чтобы научить ученика изображать, нужно создать условия для занятий изобразительным творчеством. У школьника должен быть уголок творчества, который помог бы ему как можно раньше (еще до школы) взять в руки «орудия труда»: карандаш и краски. Проводимые исследования показали, что многие предпочитают рисовать фломастерами и цветными карандашами. Реже ребенок лепит из пластилина и совсем редкое явление, когда ребенок рисует красками, в условиях дома, семьи. Фломастеры и цветные карандаши – это хорошо, но в сочетании с другими изобразительными средствами невозможны,[15].

Что же рекомендуется иметь в кабинете изобразительного искусства для творчества школьника:

— мольберт или простой стол, можно с откидной крышкой,

— акварельные краски, гуашь, карандаши (цветные, простые), фломастеры, мелки, восковые свечи, вату, различные кисти, ткань, картон, природный материал, бархатную бумагу, разноцветную тушь, клей, цветную бумагу и другое.

А теперь нам нужно научить разумно использовать это многообразие материалов. Конечно, чаще всего, у детей в руках могут быть бумага, карандаши, фломастеры. Но существует множество способов нетрадиционного изображения предметов.

Рисование штрихом. Особое внимание нужно уделять обучению школьников рисованию штрихом. Что же такое штрих? Это линия, черта, которая может быть короткой или длинной, наклонной или ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу, пересекающейся и с наплывом одна на другую.

При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, свойствах материала, передать не только легкость, воздушность, мягкость, плавность, нежность, но и тяжесть, мрачность, резкость, остроту, агрессивность и раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.

Для достижения большей выразительности в рисунках можно научить учеников использовать штрихи разного характера: штрих, чуть касаясь бумаги, короткий и длинный штрих – забор, трава маленькая и большая, и так далее.

Если трава занимает широкое поле, то штрихи располагаются в несколько рядов. Создается впечатление поля покрытого густой щетиной зеленой травы. Она может быть прямой, колышущейся на ветру.

Ученик должен уметь изменять направление штрихов и линий. Рисуя волнообразный штрих – зигзаг, он изображает море пи различной погоде. Штрих – зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием дает возможность изображать сосульки,[16].

Наиболее сложный штрих – от центра круга помогает создать художественный образ: цыпленок. При подборе тематики и программного содержания уроков надо учитывать особенности данной техники. Для небольшого рисунка предлагать листы бумаги, меньшие по размеру, так как многократные повторения однообразных движений утомляют. Нарушаются ритм рисунка, направление, размах, от этого страдает качество (Прил. 6).

Рисование через копировальную бумагу. Изображения через такую бумагу требуют от учеников движений всецело, на ощупь, что так же не маловажно для развития рецепторов и мелкой моторики рук. Копировальная бумага кладется блестящей поверхностью вниз, а затем учитель показывает детям, что двигая по бумаге заточенной палочкой, карандашом, можно изобразить любые предметы. Для удобства можно копировальную бумагу и бумагу, на которой рисуют ученики, склеить или придерживать другой рукой. Важно так же не давить сильно палочкой или карандашом, а легко водить по поверхности копировальной бумаги (Прил. 7),[15].

Граттаж. Суть этой техники в рисовании по восковой прокладке – в процарапывании. Нанесите цветной фон акварелью и подсушите бумагу. Затем весь фон затирается воском. Нальем в чашечку черную гуашь (можно добавить немного шампуня и перемешать). Теперь покроем этой смесью парафиновый лист. Возьмем заточенную палочку, процарапываем рисунок (Прил. 7),[8].

Рисование по мятой бумаге. Эта техника интересна тем, что в местах сгиба бумаги (бумагу предварительно смять) краска, при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называется эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать можно в любом возрасте (Прил. 8), [8].

Энкаустика – это пластилиновая живопись. Рисунок выполняется на листе бумаги, картона при помощи пальцев и пластилина. Он тонким слоем наносится на бумагу, равномерно распределяется по всей поверхности. Получаются различные оттенки. Так можно рисовать на самые различные темы (Прил. 8),[21].

Объемная живопись (рисование мятой бумагой). Здесь используются смятые комочки бумаги, их наклеивают на поверхность бумаги, придавая объемному рисунку новую форму, расположение. Затем эта поверхность покрывается краской. Работа получается объемной, яркой.

Но «мятую» бумагу можно не только наклеивать, но и рисовать ею. На чистый лист наносится рисунок карандашом и сжатым комочком бумаги, который предварительно опустили в нужную краску, наносятся отпечатки на рисунок закрашивая изображение. Постепенно меняются комочки бумаги и цвет краски. Работы также получаются объемными, яркими и выразительными (Прил. 9), [9].

Акватушь. Техника эта не сложная, но интересная в выполнении. Можно заинтересовать тем, что они будут делать «снимок» любого предмета или явления – это рисунки, выполненные в любой технике, но обязательным условием является гуашевая краска. Когда рисунок подсохнет, можно поэкспериментировать: закрасить рисунок тушью, и посмотреть, можно ли его опять увидеть. Окрашивают весь лист тушью. Как только он подсохнет, кладут рисунок в ванночку с водой окрашенной стороной вверх. Где выполнен рисунок гуашью – тушь смоется, оставляя интересный рисунок с размытыми краями. Эффект цветных пятен на черном фоне создает художественность выполненной работы, законченность изображения (Прил.9),[6].

Рисование сапогом. Эта техника необычная и интересная. «Рисовать» сапогом можно все, что угодно. Для этого нужно лист бумаги (обои, ватман), сапоги и разведенная краска. Краска наносится на подошву сапога, затем отпечатывается на бумаге. И результат получается очень эффектный, интересный яркий,[23].

Метод пальцевой живописи. Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть подбородком и носом. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему, скажите, мы должны рисовать только кисточкой и фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы – это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка намного лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастер кончился – а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит ладошку или пальчик ученика. Хорошо, если мы научим учеников пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным, а всеми. И еще: если школьник много времени провел с фломастерами и карандашами, то он не сразу примет условия учителя рисовать пальцами. Задача учителя – познакомить учеников с пальцевой живописью, напомнить о ней – а выбор пусть остается за детьми (Прил.10), [8].

Рисование по мокрой бумаге. До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ученик хочет изобразить следующие темы: «город в тумане», «цветные сны», «идет дождь», «ночной город» и другие. Нам нужно научить школьника сделать бумагу влажной. Если бумага окажется излишне мокрой – рисунка может вообще не получиться. Поэтому нужно намочить в чистой воде комочек ваты, отжать и провести им по всему листу бумаги или по отдельной его части. И бумага готова к воспроизведению образов (Прил.10).

Рисуем с помощью открыток. В доме всегда хранятся масса старых открыток. Нужно эти открытки перебрать, научить детей вырезать нужные образы и наклеивать к листу, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придает даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Ученик может дорисовать к уже имеющимся животным солнышко или дождик,[26].

Коллаж. Само понятие объясняет смысл данного метода: в нем собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда школьник знаком не только с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняет заданную цель. Например: один из учеников решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнце нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо, облака и так далее,[16].

Нетрадиционных способов очень много в изобразительной деятельности. Важно только решить проблему – познакомить и научить школьников рисовать нетрадиционными способами, необходимо создать условия в школе, то есть подобрать необходимые материалы, организовать уголок творчества. Как же помочь школьникам увидеть выразительность важность каждой нетрадиционной техники, научить учеников использовать свои умения и знания в самостоятельной работе по изобразительной деятельности (Прил.11), [8].

2 Творческие способности младших школьников и способы их развития. Методика обучения школьников нетрадиционным техникам изображения

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — это:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

  • процесс создания субъективных ценностей.

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Творческие способности — это умение находить новые оригинальные решения какой-либо проблемы. Ими наделены все, кто больше, кто меньше. И ты тоже. Дети обладают гораздо большими творческими способностями, чем взрослые; но некоторые методы обучения и воспитания могут угасить эту детскую искорку. Из недавних исследований выясняется, что наиболее творческие дети — в тех семьях, где оба родителя работают. Обычно матери таких детей более нетерпеливы, они постоянно поощряют любознательность детей, верят в них и не терзают их постоянными запретами,[4].

С творческими способностями рождаются; однако можно стать творческим человеком благодаря воспитанию, которое дало бы возможность применять свои способности, которое бы стимулировало ребенка и давало ему возможность решать задачи, а не подсказывало бы уже готовые решения.

В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать,[4].

Существуют методы развивающего образования, когда акцент в проектировании и реализации учебно-воспитательного процесса смещается в сторону создания условий, способствующих проявлению и развитию творческих возможностей учащихся в общем и дополнительном образовании. В этом случае акцент смещается на создание развивающей возможности самореализации,[27].

Для развития творческого потенциала школьника необходимо систематически обращаться к её эмоциональным переживаниям. Возможность выразить свои эмоциональные состояния даёт человеку ощущение реализованности собственной уникальной индивидуальности, что позволяет ему воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении потенциальными возможностями. Был введён принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. В соответствии с этим принципом внимание человека на переживаемые им в этой ситуации эмоциональные состояния. Когда эмоция осознаётся, её предлагается выразить с помощью слова, жеста, рисунка, знака и т.д.

Использование различных методов, таких, как тесты, тренинги, особенно подходят для:
— выявления скрытых творческих способностей младших школьников и их развития;
— преодоления эмоциональных, личностных и иных психологических барьеров, затрудняющих развитие школьников;
— профессиональной и особенно личностной подготовки педагогов и психологов, работающих над повышением творческих способностей школьников,[30].

Использование новых методов и развивающих программ повышает уровень творческого и интеллектуального развития детей, а также повышают личностную самооценку, самоуважение и чувство собственного достоинства. 

Творчество для младшего школьника в учебном процессе предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.

Ознакомление учащихся начальных классов с общими положениями зарождения и развития искусства, в частности – изобразительного, способствует формированию художественно-творческих способностей. Младшим школьникам следует раскрыть важность и многофункциональность искусства в целом; объяснить, что искусство – одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, эстетически-практического освоения мира.

Важными условиями успеха на уроках изобразительного искусства является объективная оценка художественного творчества детей. Свои способности младшие школьники активно представляют в различных видах художественной деятельности. Различные виды изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика, архитектура, помогут развить творческие возможности детей младшего школьного возраста, сформировать чувство симметрии, пропорции, чувство линий, цвета и колорита, пространственное воображение.

На уроках изобразительного искусства для формирования умений и навыков применяются методы обучения: репродуктивный (выполнение упражнений) и проблемный. В процессе изучения природных форм необходимо побуждать учащихся к анализу формы, ее общего строения, обобщения и сопоставления. Метод проблемного обучения следует применять для самостоятельной, поисковой работы учащихся: изучение строения, узоров, цвета, характера естественной формы и т.д.

При обучении нетрадиционным техникам должен быть комплекс методов руководства детской изобразительностью, то есть система в работе, обучать нужно постепенно и необходимо провести несколько занятий по одному виду техники. Необходимо, чтобы ученик правильно воспринял способы действия от учителя. Обучение строится на основе показа учителем способа действия – образец действия, который можно усвоить только благодаря обучению и неоднократного повтора. В процессе повторов упражнений вырабатываются смелость действия, уверенность, свобода владения, инструментами и материалами. Учитель должен внимательно следить за процессом творения и вовремя помочь, подсказать, скоординировать его действия, направленность его действия, направленность его в выборе материала и способа рисования. Например; чтобы цыпленок получился пушистым, объемным, его лучше нарисовать не кистью, а тампоном,[18].

Чтобы научить школьника рисовать, конечно же, недостаточно дать ему карандаш или кисть – важно показать как с их помощью можно изобразить самые разные предметы и явления окружающей нас действительности. Именно поэтому учителю необходимо самому много рисовать, давая ученикам возможность наблюдать за процессом создания художественного образа. Наблюдение за процессом рисования пробуждает у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому, совершенствовать свои изобразительные навыки, рисунки учителя помогут создать и укрепить эмоциональный контакт между ними. Наблюдая за деятельностью учителя, дети не принимают участие в изобразительной деятельности, только наблюдают со стороны. В процессе этого наблюдения происходит обучение школьников и накоплению у них знаний, создается интерес, возникает желание освоить нетрадиционную технику рисования, активизируется внимание детей,[11].

Занятия должны быть ярко окрашены с помощью художественного слова, иллюстрацией, наглядности. Занятия становятся интересными и любимыми, если они проводятся в игровой форме с участием сказочных персонажей с игровыми ситуациями. Например, учитель, прочитав отрывок о море, предлагает нарисовать волны не кистью, а пером или обычной зубной щеткой. Ученики пробуют и радуются полученной картинке, [19]. В процессе рисования педагог направляет действия одних, поощряет тех, кто справляется, помогает тем, кто в этом нуждается. В случае необходимости показывает индивидуально на отдельном листе бумаги. Иногда используется метод «пассивных движений» — когда учитель выполняет рисунок вместе с ребенком, сопровождая движение словами.

Рисование нетрадиционными способами требует от ученика развитие воображении, представлений, накопление опыта, поэтому учитель должен знакомить учеников с играми, сказками, наблюдать окружающую их жизнь, явления. Хорошо помогают такие игры как: «На что похоже?», «Дорисуй картинку», «Нарисуй такую же» и другие, [20].

В разном возрасте руководство учителя отличается степенью его участия в работе с учеником. В первом классе больше показа, все объяснения сопровождаются действиями педагога, учитель должен чаще хвалить, поощрять стремления ребенка, направлять внимание на качество рисунка. Давать необходимые объяснения, исправления. И оценка должна идти не только по форме, сколько по содержанию рисунка. Оценка должна содержать элементы понимания и одобрения, чтобы не разрушать уверенность в своих способностях, чтобы не убить интерес к рисованию. Руководство должно быть систематичным, целенаправленным, а так же тактичным. Большое значение имеет благоприятная, спокойная обстановка в классе,[5].

Занятия по изображению нетрадиционной техникой проводятся со всем классом, с подгруппой или индивидуально. По окончанию таких занятий обязательно организуется выставка. Проводится комплексные занятия, которые нужны для закрепления знаний и умений изображать нетрадиционным способом. Не таких занятиях используют все знакомые способы нетрадиционные техники изображения,[24]. Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. Тематика такого рисования может быть самой разнообразной. Ученик может придумать и нарисовать, что хочет. Поэтому не нужно их ограничивать в выборе темы, а наоборот надо учитывать желания и интересы школьников. Не следует заставлять рисовать их то, что они не могут нарисовать. Нетрадиционные техники рисования дают ученикам возможность удивляться и радоваться миру.

Таким образом, для формирования художественно-творческих способностей важно своевременно выявить природные задатки, склонности ребенка, стимулировать творческую деятельность, закрепить достигнутый успех постоянными тренировками, постепенно усложнять навыки практическими умениями. При этом надо помнить, что уроки изобразительного искусства только тогда обогащают эстетически, когда они несут радость.

3 Методические рекомендаций для учителей по развитию творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства, через выполнение изображений нетрадиционными техниками

Рисование развивает у учеников творчество, мышление, эстетический вкус. Но изобразительная деятельность школьника приобретает художественно-творческий характер. Постепенно в результате накопления, уточнения образов и представлений и овладения способами изображения. А при рисовании пейзажа нетрадиционными техниками ученикам особенно пригодятся такие качества, как наблюдательность, внимательность, любознательность, фантазирование, умение видеть главное, анализировать,[12].

При обучении рисованию пейзажа нетрадиционными техниками должен быть комплекс методов руководства детской изобразительностью, то есть система в работе, обучать нужно постепенно и необходимо провести несколько занятий по одному виду техники. Необходимо, чтобы ученик правильно воспринял способы действия от учителя.

Принципы построения работы по рисованию:

1. От простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3.  Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

4.  Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Обучение рисованию пейзажа с помощью нетрадиционных техник проводится в следующих направлениях:

  1. От использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла.

  2. Учет возрастных особенностей учащихся. Перспективное планирование на каждую возрастную группу, это позволит учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечить систематичность и последовательность в работе (Прил.16).

  3. От применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным.

  4. От рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию.

  5. От использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо изготовить самим. Организация  работы нетрадиционными техниками и приемами  не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека (больше классических музыкальных произведений), видеотека, мольберты.

  6. От применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения. 

  7. От индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом,  преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению  все новых  и новых техник  в рисовании.

Нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Важно отметить, нетрадиционное рисование пейзажа, например, игра в кляксы,  увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы младших школьников в целом.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными.

Если  дети с успехом справляются с выполнением работ в несложных нетрадиционных техниках рисования пейзажа, можно приступать к изучению сложных техник и приемов.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Одна из главных задач – установить доверительные отношения с родителями.

Из проделанной работы нами было отмечено, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:

1. Систематическая комплексная работа с использованием новых нетрадиционных техник обучения через изображение пейзажа, общение и взаимодействие с ребенком.

2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.

3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

4. Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Брыкина Е.К., Зайцева В.В. Методика развития детского изобразительного творчества в опорных схемах и таблицах. Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2010.-96с.

2) Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. — СПб.: Буковского, 2000. 60с.

3) Галиулина Ф. К. Аппликация из стружек// Начальная школа. №3, 2009г. С. 34

4) Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. — 2007 №12. с. 73-75.

5) Карлсон А.В. Дидактика и методы на уроках рисования. — Л. — 1959. — 287с.

6) Казеичева И.Н. Активизация воображения учащихся в упражнениях на дорисовывание фигур// Начальная школа. №3, 2009г. С. 26-27

7) Калиниченко А.И. Бумажная филигрань// Начальная школа. №7, 2010г. С.55-56

8) Комарова Т. С.  Обучение детей технике рисования.  —  М.,  1994.

9) Конторина А.И., Савинская Ю.А. Мастер–класс «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» (http://festival.1september.ru/articles/551801/)

10) Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учеб. Пособие . М.: 1984. – 319с.

11) Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий — СПб.: Речь. — 2003. — 428с.

12) Нетрадиционные техники рисования (http://prepodavanie.narod.ru/p11.htm)

13) Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. Пособие для учителя. – М.: 2003. 280 с.

14) Пискулина С.С. Играем с лоскутом// Начальная школа. №3, 2009г. С. 72-75

15) Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические// Дошкольное воспитание. №10, 2009г. С.52-67

16) Полуянов Д. Воображение и способности. — М.:3нание, 2005. 50с.

17) Попова Т.В. Нетрадиционные методы в изодеятельности и их влияние на развитие речи детей с нарушением слуха (http://festival.1september.ru/articles/566597/)

18) Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И.Копытина. — СПб.: Питер. — 2001. — 548с.

19) Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе: Из опыта работы учителя. –М.: 1980. – 96с.

20) Ростовцев Н.Н. Методика преподавания Изобразительного искусства в школе. (http://www.twirpx.com/file/659276/ )

21) Сергиенко Марина Петровна Мастер-класс «Пластилиновая живопись» (http://festival.1september.ru/articles/588866/ )

22) Сидорова Н.И. Аппликация из соломки// Начальная школа. №8, 2009г. С.97-99

23) Соколова Е.Н., Белова И.В.Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе (http://festival.1september.ru/articles/598140/)

24) Соломенникова О. Радость творчества. — М., 2005. 14-32 с.

25) Ферс М.Г. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. — М.: Европейский дом. — 2000. — 382с.

26) Фролова Г.Д. Нетрадиционные техники на уроках ИЗО (http://festival.1september.ru/articles/501574/)

27) Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной.  — М.,  1972

28) Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. -М.: ТЦ Сфера, 2011.-128с.

29) Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности и способ её изображения. — М.: Просвещение. — 1968. — 253с.

30) Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. -48 с.

infourok.ru

ИЗО и технологияШкола АБВ | Школа АБВ

Эта страница нашего сайта посвящена презентациям по ИЗО и технологии в начальной школе. Использование на уроках изобразительного искусства цифровых мультимедийных средств помогает выполнять основную задачу школьного начального образования, которая отвечает запросам современного общества – формирование творческой личности, что достигается выполнением ими нескольких важных функций. Использование красочных картин известных художников на слайдах презентации в совокупности с анимационными эффектами и фоновыми звуковыми файлами сможет создать на уроке неповторимую творческую атмосферу для учащихся, придать им нужный настрой, на протяжении всего урока удерживать их внимание. Причём используемые в презентациях по ИЗО звуковые файлы могут быть как простым фоном, так и руководством выполнять необходимые действия в определённом порядке или дополнительной информацией к картинке на экране посредством дикторского голоса. Таким образом, учащиеся задействуют слуховые и зрительные чувства одновременно, что создает благоприятные условия для углубления их знаний. При этом, благодаря практически неограниченным возможностям компьютера, у учителя появляется возможность применить свои творческие способности. Он может, например, остановиться подробнее на любом слайде и акцентировать внимание учеников на какой-либо детали или вернуться к нему потом, когда захочет, что, конечно же, очень удобно. Процесс обучения изобразительному искусству становится ещё более эффективным и увлекательным для учеников. У учителя есть техническая возможность познакомить класс с мировыми шедеврами изобразительного искусства, ведь далеко не у всех есть возможность посмотреть их вживую в музеях, или, хотя бы в качественном виде на полиграфической продукции. Использование на уроках в начальной школе презентаций по ИЗО и технологии, которые можно скачать на нашем сайте, сделает их более динамичными, интересными и эмоционально наполненными.

Изобразительное искусство:

Животный мир:

Природа:

Техника:

Сказки:

Разное:

Технология УМК “Школа России” и “Перспектива”

1 класс:

2 класс:

3 класс:

4 класс:

Технология УМК “Планета знаний”

1 класс (О.В.Узорова; Е.А.Нефёдова)

 (автор презентаций Ярова Н.О.)

1. ПЛАСТИЛИНОВАЯ СТРАНА (5 часов):
2. БУМАЖНАЯ СТРАНА (4 часа):
3. КЛАДОВАЯ ПРИРОДЫ (5 часов):
4. СТРАНА ВОЛШЕБНЫХ НОЖНИЦ (4 часа):
5. ГОРОД ТКАЧЕЙ (5 часов):
6. СТРАНА ОРИГАМИ (4 часа):
7. СТРАНА ФАНТАЗИЯ (5 часов):

Лепка:

Картины из пластилина:

К праздникам:

Новый год:
День Святого Валентина (14 февраля):
День защитника отечества 23 февраля
8 марта:
День космонавтики (12 апреля):
Пасха:
День Победы 9 мая:
Открытки:
Оригами:
Аппликация:
Народное творчество:
Е.Г. Лебедева “Простые поделки из бумаги и пластилина”:
Видеоклипы по теме народное творчество:

 


www.shkola-abv.ru

Нетрадиционные техники на уроках ИЗО

Разделы: МХК и ИЗО


Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности.

Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники на уроках изобразительного искусства.

Цель данных техник – раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:

  1. Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
  2. Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.
  3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Приходя на урок, хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным. Я работаю в сельской школе учителем рисования в начальных классах по программе “Изобразительное искусство и художественный труд” , разработанной под руководством народного художника России, академика Б.М.Неменского. Вот уже десять лет собираю и применяю в своей работе с детьми нетрадиционные техники, стараясь сделать урок необычным, более запоминающимся.

Например, в первом классе, на уроке по теме “Мастер изображения учит видеть”, дети работают акварелью или гуашью, изображая сказочный лес. На этом уроке я применяю технику “Печатка”, что помогает сделать урок волшебным.

Из картофеля вырезаются разные формы: треугольники, квадраты, сердечки, ромбики, дети смотрят, где можно применить эту форму, опускают ее в краску и …выполняют свой рисунок на заданную тему. Работу можно вести по группам и коллективно (в зависимости от наполняемости класса), так как печаток немного и ими пользуются все. (Приложение № 1)

Техника “Притирание” также дает неожиданные результаты. Только тут нам для выполнения задания понадобятся цветные карандаши. На урок необходимо принести любые металлические предметы: скрепки, монетки, проволоку, вилки и т.д. Это очень интригует ребят. Они задают вопрос: зачем на уроке рисования нужны все эти предметы, и как они нам помогут в работе? А все очень просто. Накрываем предмет листом альбомной бумаги (например, монету), придавливаем и мокрым цветным карандашом выводим изображение на поверхность. Где можно применить это изображение, дети фантазируют сами. (Приложение №2)

На уроке по теме “Изображать можно пятном” применяем черно-белую технику “Монотипия”. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше тушь или гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Свернем лист пополам, хорошо прогладим, раскроем и дадим просохнуть. Задание: внимательно посмотрите, на что похоже ваше пятно и дорисуйте его! (Приложение № 3)

На уроке “Узоры на крыльях” возможно использование цветной техникой “Монотипия”. Все изображения сначала из-за симметрии похожи на бабочек. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Так можно делать несколько раз, но желательно другим цветом. Сложите лист пополам или под углом и хорошо прогладьте. Раскроем лист – и о чудо, там уже готовая бабочка, вам только нужно дорисовать узоры на крыльях. (Приложение № 4)

На уроке “Красивые рыбы” уместно будет применить технику “Печать со стекла”. Эта техника поможет ребенку быстро “нарисовать” водное пространство, в котором и будут жить его рыбки. Стекло произвольно горизонтальными мазками закрашиваем голубой и синей акварелью, можно сразу сделать 2-3 вертикальные зеленые полосы, имитируя водоросли. Приложить чистый лист бумаги. Аккуратно прижать. Отпечатавшийся рисунок просушить. Далее дорисовать по плану. (Приложение № 5)

Во втором классе на уроке “Наши друзья – птицы” так же можно использовать уже знакомую вам технику “печать со стекла”. Только теперь вам придется изобразить на куске стекла фрагмент дерева: несколько веток и листья. Так же сделать оттиск, дать ему высохнуть и приступать к рисованию птиц. (Приложение № 6)

На уроке “Сказочная птица” возможно использоваие нетрадиционную технику “Ниткография”. Для работы мы берём обычные нитки, гуашь. Небольшие куски ниток опускаем в гуашь (так как объем крышечки от гуаши небольшой, нитка сворачивается произвольно), кладём их на чистый лист бумаги. Лист сварачиваем, сильно прижимаем рукой а ниточку вытягиваем за кончик. Очень интересные работы получаются, когда нитки выкрашены в разные цвета. (Приложение № 7)

Нетрадиционную технику “Рисование по фольге” можно применить на уроке по теме “Обитатели подводного мира”. Рисунок наносится гуашью с добавлением клея ПВА. Цвет фольги подбираем по замыслу: голубую, синюю, фиолетовую, зеленую и т.д. Для изображения подводного животного, необходимо сделать рисунок, а потом “передавить” его на фольгу и разукрасить. (Приложение № 8)

Урок во втором классе на тему “Кружевные узоры” можно выполнить в технике “Граттаж”. Непростым в выполнении этого задания, будет то, что необходимо выполнить предварительную работу. Старшеклассникам даётся задание приготовить листы для работы второклассников. Лист бумаги натирается воском. Гуашь смешивается с тушью или мылом, и в несколько приемов, лист закрашивается. Самым интересным является то, что рисовать узор необходимо сразу и исправить уже ничего нельзя. После такой работы ребята становятся более уверенными.

На уроке “Четвероногий герой” для выражения характера изображаемых животных используем технику “Тампонирование”. Для выполнения этой техники из кусочка бумаги необходимо сделать тампон. Опустив его в краску нанести на приготовленную бумагу продуманный рисунок. С помощью тампона можно нарисовать небо, траву (ближе – дальше), листья деревьев, животных. (Приложение № 9)

Тему “Человек и его украшения” можно разнообразить, если применить при выполнении украшения одежды бисер (на клей), макаронные изделия, цветную бумагу, перья, кусочки ткани и шерстяных ниток, бусинок. Работы получаются яркими и интересными.

Урок “Поле цветов” я предлагаю выполнить в технике “Обрывной аппликации”. Аппликация выполняется как обычно, только все лепестки цветов и листья выполняются без ножниц, пальчиками. При этом развивается мелкая моторика рук. Клеится только кончик обрывка. (Приложение № 10)

В третьем классе на уроке “Красота букетов из Жостово” можно выполнить коллективную работу в технике “Мятая бумага”. Из кусочков цветной или выкрашенной в необходимый цвет бумаги вырезаем лепесток цветка. Вырезанную деталь сильно сминаем, разворачиваем и собираем при помощи клея в нужный вам цветок. Собранные цветы располагаем в виде узора на черном фоне. (Приложение № 11)

На уроке “Мамин платок” применима техника холодного батика. Для выполнения работы вам понадобится небольшой кусочек накрахмаленной ткани. У ребят очень сильная мотивация, они расписывают платок для своей мамы. Работа ведется гуашью с добавлением клея ПВА.

К уроку “Букет цветов” необходимо собрать и высушить цветы и листья, интересные по форме и цвету и выполнить коллективную работу в технике “Флористика”. Соприкосновение с природой подарит учащимся новые впечатления и чувства, что положительно влияет на эмоциональную деятельность детей, а коллективная деятельность над созданием творческой работы закрепит доброжелательное отношение в классе.

Урок на тему “Натюрморт” можно провести при помощи “Лоскутной техники”. Можно сделать любой натюрморт, вырезая из ткани необходимого вам цвета и фактуры задуманные предметы быта, посуду и цветы. Попробуйте и вы! Уверяю вас, и вы и дети получите огромное удовольствие.

“Портрет друга” можно разнообразить, если выполнить “Картину из полос бумаги”. Для этого необходимо на листе бумаги карандашом нарисовать портрет. Приготовить из бумаги ленты по 1 см шириной на всю длину листа. Карандашные линии промазать клеем “Момент” и быстро поставить на линию бумагу, немного придерживая для сцепки. После приклеивания всех полос, портрет можно аккуратно разукрасить, стараясь не пачкать вертикально стоящие полосы бумаги. (Приложение № 12)

Урок на тему “Музеи народного декоративного искусства” можно провести при помощи “Коллажа”. Для этого мы берём иллюстрации с предметами декоративно-прикладного искусства. На уроке ребята сами вырезают необходимые им предметы и при помощи клея создают коллаж на любую тему: “Дымковская игрушка”, “Русская матрешка”, “Гжель”, “Хохлома” и т.д. Такие коллажи могут в последствии служить прекрасным наглядным материалом. (Приложение № 13)

В 4 классе урок по теме “Пейзаж родной земли” можно предложить детям выполнить в любой, изученной ими ранее нетрадиционной технике на выбор: это может быть “Ниткография”, “Обрывная аппликация”, “Флористика”, “Гратаж”. Можно вспомнить и “Печать со стекла”, но теперь на стекло нанести зеленую траву, небо, а пустые белые места, которые останутся на небе, будут облаками. Деревья и все необходимое для задуманного пейзажа они дорисуют позже, когда высохнет бумага. Можно применить технику “Коллажа” и даже выполнить “Картину из полос бумаги”. А если кто-то выполнит пейзаж при помощи аппликации из ткани или макаронных изделий, то выставка работ в конце урока заменит любой музей “Нетрадиционных техник”.

На уроке в 4 классе, рисуя портрет русской красавицы, мы обращаем внимание на её головной убор. Если во втором классе мы применяли аппликацию из бисера как украшение народного костюма, то, выполняя задание по данной теме, можно особое внимание учащихся обратить на цветовое сочетание или узор, выполненный из бисера в технике аппликация. Головной убор, выполненный таким приемом, смотрится богато украшенным, как настоящим.

“Япония. Праздник цветения хризантем. Праздник сакуры” Это третий урок о Японии, поэтому ребятам можно предложить выполнить панно цветущей сакуры из “Цветного воска”. Для данного урока понадобится цветной картон, свеча и гуашь. Свечку нарезаем небольшими кусочками, разминаем их до эластичного состояния, расплющиваем и капаем в середину краску необходимого цвета, например, коричневого. Разминаем, пока воск не станет цветным, и лепим его на картон там, где будет ствол или ветка дерева, как бы растирая его. Также поступаем с листьями и цветами. (Приложение № 14)

Тему “Образ художественной культуры Средней Азии” можно раскрыть через изображение города в пустыне с помощью свечки или восковых мелков. Нарисовать необходимо только город вдалеке, и после этого закрасить весь лист желтым цветом. Вы увидите, как проявится город на вашем листе, и будет похож на мираж в пустыне.

Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче, развивает у учащихся воображение и фантазию, чего так не хватает нашей молодежи. Такие работы вызывают огромный интерес не только на уроках ИЗО, но и становясь призерами на районных и краевых и всероссийских выставках и конкурсах.

21.01.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *