Информатика и экология – Информатика как элемент экологического воспитания
Информатика как элемент экологического воспитания
ИНФОРМАТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Барабанова Лариса Ивановна
ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж»,
преподаватель информатики и ИКТ
«Через красивое – к человечному
— такова закономерность воспитания»
В.А. Сухомлинский
Главная задача экологического образования и воспитания – формирование экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.
Экологическое воспитание и образование детей и подростков сложный процесс, требующий согласованных действий всех социальных институтов, участвующих в воспитании юного поколения – учебных заведений, средств массовой информации, всей общественности. Одной из учебных дисциплин, которая начинает обеспечивать их взаимодействие, является информатика.
Вычислительная техника открыла широкие возможности для изучения многих процессов, в том числе происходящих в природе и обществе. Среди задач, успешно моделируемых на компьютерах, особое место занимают экологические. Круг их очень велик. На уроках информатики можно наглядно продемонстрировать обучающимся существование межпредметных связей и, таким образом, повысить мотивацию к изучению сразу нескольких дисциплин. На уроках информатики можно реализовать следующие цели и задачи:
Образовательные:
изучение некоторых наиболее распространенных в экологии классификаций;
ознакомление с экологическими терминами и их применение при решении задач;
подготовить обучающихся к практической деятельности в условиях широкого использования информационных компьютерных технологий, расширить кругозор учащихся в других областях, в частности – экологии;
реализовать межпредметные связи.
Воспитательные:
воспитание трепетного и доброго отношения к природе родного края;
формирование экологического сознания и экологической культуры у обучающихся на уроках информатики
Развивающие:
привлечь внимание к проблемам истощения природных ресурсов, сохранения биологического разнообразия, найти выход из данных проблем;
развить логическое мышление обучающихся;
выявить пути решения проблем нехватки энергетических ресурсов и показать перспективы использования альтернативных источников
Реализовать межпредметные связи информатики и экологии несложно при изучении информационных технологий.
В текстовом редакторе на уроках можно создавать, форматировать и редактировать тексты на экологические темы. При выполнении этого задания учащиеся должны не только применить знания и умения технологии работы в текстовом редакторе, но и проявить свои творческие способности: воображение, представление. Через выполнение данной работы достигаются цели, задачи и эстетического, и экологического, и нравственного воспитания.
В табличном редакторе можно создавать таблицы и диаграммы по оценке качества воздуха окружающей среды, влияющей на здоровье человека, состояние зеленых насаждений, архитектурных сооружений, памятников. Предполагается, что на основании полученных данных обучающиеся выработают предположения по улучшению экологической ситуации.
В программе PowerPoint можно создавать презентации на большое количество тем экологии. Домашнее задание перед изучением темы: подборка материала по одной из нижеследующих тем или тема, выбранная учеником по желанию.
Проекты экологической направленности также успешно способствуют
решению задач совместного познания, т. е. обучения в команде, в постоянном взаимодействии с другими членами группы;
воспитанию чувства партнерства и ответственности, веры в свои силы для обеспечения равных возможностей каждого ученика в достижении успеха;
развитию коммуникативности: навыков общения при проведении телекоммуникационных проектов (точность и своевременность пересылки сообщений, вежливость, навыки работы с электронными письмами, персональная ответственность каждого члена команды), умения высказывать и отстаивать свою точку зрения при обсуждении каких-то спорных вопросов;
формированию интереса к объектам природы в ближайшем окружении, стремлению оценить их «самочувствие», исходя из условий обитания;
возникновению эмоциональных реакций при встрече с прекрасным и умению передать эти чувства в доступных видах творчества;
воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в саду, парке, лесу; готовности оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
формированию потребности и умения воспринимать красоту природы;
выработке привычек и соблюдению нравственно этических норм и правил поведения в окружающей среде;
становлению умений контролировать свое поведение, предвидя последствия своих действий для природы, других людей и своего нравственного и физического здоровья;
Каждый обучающийся выбирает свою тему, разрабатывает и оформляет презентации, сканирует рисунки. На занятии каждый обучающийся показывает свой проект (с помощью проектора), одногруппники задают вопросы, обсуждают положительные и отрицательные стороны презентации и выступления.
При работе в среде Access можно создавать различные базы данных. Например, база данных по растениям (животным, птицам и т. д.) определенного района, занесенного в Красную Книгу. В такой базе могут содержаться следующие поля: вид, род, семейство, места распространения, рисунок, краткое описание. Если создавать связанные таблицы, то можно в другой таблице добавить краткие описания растений и животных, численность (если есть) и т.д.
Используя информационные ресурсы Интернета можно также использовать разные задания: поиск, просмотр, загрузка файлов и Web-страниц на любую экологическую тему в сети Интернет, работа с электронной почтой, связь с экологическими организациями. При разработке Web-страниц на занятиях обучающиеся дополняют тему, разработанную для презентации, и представляют ее в виде Web-страницы.
Экологическое воспитание и образование на уроках информатики дает основание сделать следующие выводы:
На уроках информатики можно моделировать экологические ситуации и прогнозировать их возможные последствия.
Использование информационных компьютерных технологий позволяет ученикам более полно изучить экологические проблемы родного края, уметь находить пути их решения
Внедрение элементов экологического образования позволяет более интересно и ярко проводить уроки информатики.
Реализовать межпредметные связи.
Занятия, на которых осуществляется межпредметная связь, очень нравятся обучающимся, обучающиеся видят практическое применение своих компьютерных знаний, они нравятся и педагогам. Такие уроки интересны всем.
Литература:
Игра в воспитательном процессе. Учебно-методическое пособие. (II-е издание, дополненное и переработанное). Под ред. П.А. Шептенко. Барнаул: Издательство БГПУ, 2008
Игры обучение, тренинг, досуг./Под. ред. В.В. Петрусинского// в четырёх книгах. М.: Новая школа, 1994. 368 с.
Мозаика интерактива. Сборник материалов по экологическому просвещению. Выпуск 6. Н. Л. Чубыкина, А. Д. Клещёв, Л. Н. Ердаков, ИСАР-Сибирь, Новосибирск, 2006.
Дежникова Н. С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Уч. пос. – М.: Пед. России, 2009.
Интернет-ссылки:
http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/bank/matem/1.doc
http://inf.1september.ru/2000/2/art/ef1.htm
infourok.ru
Программа элективного курса «Информатика в экологии»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46
Информатика в экологии
Автор: Насибуллина Е.В. учитель экологии
Екатеринбург, 2015
Программа элективного курса
«Информатика в экологии»
Пояснительная записка.
Задача современной школы — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться информационно – коммуникационными технологиями (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Объектом изучения данного элективного курса являются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют более ярко выразить взаимоотношения человека с окружающим миром.
Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. Екатеринбург, являясь крупнейшим мегаполисом, расположен в Уральском регионе, который богат промышленными предприятиями различной специфики. Влияние крупных промышленных мегаполисов на здоровье человека в настоящее время до конца не выяснено, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что оно во многом отрицательное. И когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучать в неразрывной связи с экологическими и биологическими сведениями.
Данный курс является интегрированным и связывает между собой изучение двух предметов: экологии и информационных технологий. Темы по экологии являются основополагающими в данном элективном курсе. Темы, связанные с изучением информационно-коммуникативных технологий помогают более качественно изучить и понять, осознать и выразить проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды.
Цель курса:
Создание условий для развития мотивации личности на сохранение и укрепление своего здоровья при взаимодействии с окружающей средой и формирование пользовательских навыков владения информационно – коммуникационными технологиями в учебной деятельности по экологии.
Основные задачи курса:
формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в экологии (а также любом другом предмете) для реализации учебных целей и саморазвития;
пропедевтика понятий базовых курсов экологии и информатики;
развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
В основу представляемого вводного курса «информатика в экологии» для 5-6 классов нами положены такие принципы:
Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по экологии и информационно — коммуникационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых).
Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области экологии и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Элективный курс рассчитан на 2 года и может быть использован в общеобразовательных школах, в учреждениях дополнительного экологического образования. Он расширяет и углубляет знания, умения и навыки учащегося в области экологии человека, организации здорового образа жизни, а также навыки использования в своих работах информационно-коммуникационных технологий.
Аннотация к факультативному курсу:
«Информатика в экологии».
Программа факультативного курса предназначена для учащихся 5–6 классов.
Количество часов – 68, из них
34 часа – экологии
34 часа — информатики
Курс интегрированный, комплексный.
Цель курса:
Создание условий для развития мотивации личности на сохранение и укрепление своего здоровья при взаимодействии с окружающей средой и формирование пользовательских навыков владения информационно – коммуникационными технологиями в учебной деятельности по экологии.
Основные задачи курса:
формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в экологии (а также любом другом предмете) для реализации учебных целей и саморазвития;
пропедевтика понятий базовых курсов экологии и информатики;
развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Блок информационных технологий в данном элективном курсе включает в себя следующие модули:
Элективный курс может быть использован в общеобразовательных школах, в учреждениях дополнительного экологического образования. Он расширяет и углубляет знания, умения и навыки учащегося в области экологии человека и организации здорового образа жизни.
Тематическое планирование
Информатика в экологии (экологический блок)
Часывсего
теория
Практич
работы
экскур
1
Экология как наука
3
3
2
Растительный мир
6
2
2
2
3
Загадки животного мира
6
2
2
2
4
Среды жизни живых организмов
3
1
2
5
Охрана природы
5
3
2
6
Что нас окружает?
5
2
2
1
7
Если хочешь быть здоров?
6
3
3
Всего
34
Тематическое планирование
Информатика в экологии ( информационный блок)
Часывсего
теория
Практич
работы
экскур
1
Текстовый редактор Word.
9
3
6
2
Графические редакторы Paint, Photoshop.
14
4
10
3
Создание мультимедийных документов в программе Power Point
5
1
4
4
Программы для создания слайд – шоу: Windows Movie Maker, Pro Show gold.
5
2
3
5
Умение пользоваться всемирной паутиной Интернет.
1
—
1
Всего
34
10
24
СОДЕРЖАНИЕ (Экологический блок)
Природа и человек. Место человека в биосфере. Взаимоотношения человека и природы. Красота окружающего мира. Растения в разные сезоны года. Фенология. Растения родного края. Лесная аптека. Растения разных континентов. Экзотические растения. Комнатные растения в интерьере.Практическая работа:
Создание информационного листка «Лекарственные растения».
Создание и оформление текстового документа «Растения осенью».
Нарисовать свои инициалы, используя растительный орнамент.
Рисунок «Зимняя сказка».
Построение интерьера с комнатными растениями.
Работа с фотографиями и рисунками растений.
Практическая работа:
Построение таблицы «Взаимоотношения живых организмов.»
Составление схемы цепей питания животных.
Редактирование рисунков с изображениями животных родного края.
Создание слайд-шоу «Мой ласковый и нежный зверь».
Практическая работа:
Компьютерный рисунок «Подводные обитатели».
Тема № 5
Охрана природы
Зачем нужно охранять природу? Охрана животных. Охрана растений. Охраняемые территории на Урале. Твой любимый Заповедный уголок природы. Как человек вредит природе?
Практическая работа:
Поиск информации на заданную тему. «Чудеса природы Урала».
Создание презентации «Как прекрасен этот мир».
Практическая работа:
Нарисовать план школьного двора.
Редактирование фотографий природы.
Выполнение творческой работы «Мой зимний сад».
Практическая работа:
Создание слайд-шоу «Если хочешь быть здоров».
СОДЕРЖАНИЕ (Информационный блок)
Блок информационных технологий (68 часов) в данном элективном курсе включает в себя следующие модули:
1год обучения (34 часа)
Текстовый редактор Word (9 часов).
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм и графических объектов.
Практические работы:
Создание и оформление своей папки.
Создание и оформление текстового документа. «Растения осенью»
Оформление информационного листка
Схемы. Составление цепей питания
Графические редакторы Paint, Photoshop (13 часов).
Растровая и векторная графика. Интерфейс растровых графических редакторов Paint, Photoshop. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
Практические работы:
Личная пиктограмма.
Нарисовать план школьного двора.
Редактирование рисунков с изображениями животных родного края
Рисунок «Подводные обитатели»
Конструирование из кубиков.
Выполнение работы «Мой зимний сад»
Редактирование фотографий природы.
Создание мультимедийных документов в программе Power Point. (4 часа)
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.
Технические приемы записи звуковой и видео информации.
Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы:
Создание презентации «Как прекрасен этот мир»
Контроль Демонстрация презентаций
Программы для создания слайд – шоу: Windows Movie Maker, Pro Show gold (5 часов).
Создание компьютерных слайд-шоу. Дизайн и макетирование слайд-шоу. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.
Технические приемы записи звуковой и видео информации
Практические работы:
Создание слайд-шоу «Мой ласковый и нежный зверь»
Создание слайд-шоу «Если хочешь быть здоров»
Умение пользоваться всемирной паутиной Интернет (1 час).
Поиск информации на заданную тему.
Практические работы:
«Чудеса природы Урала»
Творческий проект(4 часа).
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Практические работы:
Выбор темы определяется методом «мозгового штурма».
2год обучения (34 часа)
Изучение офисных программ Excel, Publisher, Access (16 часов).
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
Типы данных: числа, формулы, текст. Табличные базы данных. Ввод и редактирование записей. Умение работать с информацией.
Практические работы:
Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
Создание и обработка таблиц.
Построение диаграмм и графиков.
Поиск записей в готовой базе данных.
Сортировка записей в готовой базе данных.
Разработка и создание буклета.
Разработка и создание информационной листовки.
Разработка и создание поощрительных листов, грамот, открыток.
Создание Web-страничек в текстовом редакторе Word (4 часа).
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Запись и выделение изменений.
Практические работы:
Создание гипертекстового документа на заданную тему.
Основы HTML-языка программирования для создания Web-страничек (10часов).
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. HTML-язык. Знакомство и работа в программе Front Page.
Практические работы:
Создание простейших Web-страничек. Вставка картинок, таблиц, гиперссылок.
Разработка Web-страничек в программе Front Page.
Творческий проект(4 часа).
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Практические работы:
Выбор темы определяется методом «мозгового штурма».
Требования к уровню подготовки учащихся по экологии.
Учащийся должен знать:
— положение человека в мире живой и неживой природы;
— факторы здоровья, их составляющие;
— общие законы зависимости организмов от факторов среды;
— пути приспособления организмов к среде;
— современные отношения человечества и природы;
— современные взаимоотношения человека и мегаполиса;
— условия сохранения здоровья;
— слагаемые здорового образа жизни;
— антропогенные факторы окружающей среды;
— экологически грамотное поведение в социальной среде;
— гармоничное существование с окружающей средой;
— болезни цивилизации: алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.д;
Учащийся должен уметь:
— объяснять необходимость знаний о здоровье для себя и каждого человека;
— называть факторы здоровья, указывать их отличия от факторов риска;
— высказывать свою точку зрения по поводу ценности природной среды;
— формулировать определение природной среды и называть ее компоненты;
— объяснять, почему природная среда – уникальный фактор здоровья и не может быть заменен никакой искусственной средой;
— объяснять опасность алкоголизма, наркомании как заболевания;
— объяснять опасность табакокурения для организма человека, в особенности подростка.
— анализировать и оценивать образ жизни своей семьи и своей собственной;
— составлять и обосновывать основные требования к здоровому образу жизни человека с целью сохранения и развития его здоровья;
— прилагать усилия для организации своего здорового образа жизни;
— оценивать основные физиологические показатели состояния своего организма.
Учащийся должен иметь навыки:
— формирования здорового образа жизни, укрепления и развития защитных сил своего организма;
— оценивать основные физиологические показатели состояния своего организма;
— соблюдения правил личной гигиены;
— чередования разных видов деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся по информатике.
1 год обучения
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
уметь
открывать, именовать, сохранять информацию, пользоваться меню и окнами, предпринимать меры антивирусной безопасности;
создавать информационные объекты, в том числе:
-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-создавать рисунки;
-создавать презентации на основе шаблонов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
2 год обучения
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-создавать и использовать различные формы представления информации: графики, диаграммы, таблицы;
-создавать рисунки, осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-создавать записи в базе данных;
-создавать презентации на основе шаблонов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Литература
Экология
Город и окружающая среда (пособие для учителей). — СПб, 1996 г.
Жуков В.Г. «Здоровье, как его оценить?» — г. Екатеринбург, 1997 г.
Методические рекомендации: «Написание и оформление учебно – исследовательской работы» Ситникова О.Ф., Кшнясева Л.Л.
Новиков Ю. «Природа и человек» — М.: Просвещение, 1991 г.
Петров В. «Экология и среда обитания» — М.: Просвещение, 1991 г.
Программа организации экологического образования Свердловской области.
Пособия для учащихся «Наша окружающая среда» «УралЭкоЦентр» 2001 г.
Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе» -Москва «Аркти» 2005 г.
«Экология человека. Основные проблемы». – Москва, Наука 1988г.
«Экология. Город. Здоровье» — Волгоград, 2001г
Юшкова С.М., Нохрина Н.Н., Колчева Н.Е., Жуковский В.М., Видревич М.Б. «Наша окружающая среда» — «УралЭкоЦентр» 2001.
Информатика
Роботландия.RU А.А. Дуванов Азы информатики: «в мире информатики», «пишем на компьютере», «рисуем на компьютере»
Руководство по применению Office XP
Сост. В.Г. Хлебостроев, Л.А. Обухова Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Элективные курсы в предпрофильной подготовке – М., 2005г.
А.А. Дуванов HTML- КОНСТРУИРОВАНИЕ, Роботландский сетевой Университет
Леготина Светлана Николаевна Элективный курс «Графический редактор Photoshop» (информатика). 9-11 классы. I-II часть. / Сост. С. Н. Леготина. -Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
Сенокосов А.И. Информатика для любознательных. — М.: Просвещение, 2006
Д.Д. Дунаев Самое главное о …. Photoshop. Новейшая версия! — СПб.: Питер, 2006
Тимофеев Г.С., Тимофеева Е.В. Графический дизайн. Серия «Учебный курс», Ростов н/Д: Феникс, 2004
Учебно – методические материалы.
Дидактические материалы:
Карточки-задания для экскурсии;
Комплект тестов, анкет;
Задания.
Комплект видеофрагментов и печатной продукции.
Комплект видеофильмов, дисков и аудиокассет по программе.
Комплекты фотографий и картин по программе.
Подборка вырезок из газет и журналов.
Компьютеры.
Мультимедиа
Телевизор.
Магнитола.
Видеомагнитофон
infourok.ru
Информатика как инструмент актуализации проблем социальной экологии. (Из опыта работы)
Информатика как инструмент актуализации проблем социальной экологии. (Из опыта работы)
СПРАВКА
ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Раздел экологии, исследующий отношения между человеческими сообществами и окружающей географически — пространственной, социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды, экологическое воздействие антропогенных ландшафтов на здоровье человека и на генофонд человеческих популяций.
Внутри социальной экологии различают экологию культуры , которая ищет пути сохранения и восстановления различных элементов культурной среды, созданной человечеством на протяжении его истории (памятников архитектуры, ландшафтов и т. п.), и экологию науки , которая анализирует географическое размещение научно-исследовательских центров, кадров, диспропорции в региональной и общенациональной сети исследовательских институтов, средств информации, финансирования в структуре научных обществ.
Некоторые авторы отождествляют понятие социальной экологии с экологией человека . У них, действительно, много общих задач. Однако последняя выступает как частное по отношению к социальной экологии.
Информатика – уникальная научная дисциплина. Предметом ее изучения, по словам академика А.П.Ершова, является информационная цивилизация – «всеобщий и неизбежный период развития человеческой цивилизации, период освоение информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и обработки информации». Принципиальным моментом, который подчеркивал А.П.Ершов, является то, что социотехническая революция, в частности широкое распространение информационных технологий является внешней стороной информационной цивилизации. Главное же ее содержание состоит в новом этапе интеллектуального развития, когда происходит «философское и конкретное научное осмысление роли информации в естественных и социальных процессах».
Трудно выбрать, какое направление в информатике более приоритетно в настоящее время. Очевидно только, что основные тенденции развития общества и наиболее важные проблемы должны найти свое отражение в учебном курсе.
Влияние природы на современного человека сейчас настолько минимизировано и заменено влиянием общества и техники, что натуральная среда практически полностью перекрыта информационным перенасыщением, техническим оснащением и многим другим, что называется благами цивилизации. Если изначально для выживания было достаточно приспособится к природной изменчивости, то на современном этапе человечество перешло в фазу чрезмерно активного потребления, что ведет к экологической катастрофе. Однако, т.к. на сегодняшний момент человек не в состоянии отказаться от достижений научно-технического прогресса, во всех отраслях науки идет поиск и внедрение компромиссных форм сосуществования искусственных технологий и природы.
Наиболее быстро привычка пользоваться благами цивилизации возникает у молодежи. Особенно это касается сферы информационных технологий, которые, собственно, и изучаются современным курсом информатики в школе. Поэтому, наряду с погружением в теоретические и практические основы, необходимо обозначать и все негативные последствия использования компьютера с последующими вариантами выхода из критических ситуаций, привлекая для этого социальную экологию, т.к. задача социальной экологии состоит в максимальном ограждении человека от разрушающего личность негативного влияния общества и технического прогресса.
Какие же цели и задачи могут быть реализованы на уроках информатики в связи со всем вышеизложенным? Например, следующие:
Образовательные:
подготовить обучающихся к практической деятельности в условиях широкого использования информационных компьютерных технологий,
расширить кругозор учащихся в других областях, в частности – экологии;
реализовать межпредметные связи.
Развивающие:
привлечь внимание к проблемам, возникающим при глобальной компьютеризации общества, проблемам истощения природных ресурсов, сохранения биологического разнообразия,
научить анализировать существующие варианты решения проблем, показать перспективы их применения;
развить логическое мышление обучающихся.
Воспитательные:
воспитать трепетное и доброе отношения к природе;
сформировать экологическое сознание и экологическую культуру.
Практическая реализация вышеперечисленных целей и задач.
Метод проектов.
Проект рассчитывается продолжительностью на одну, либо две четверти. Ученики делятся на группы по 2 – 3 человека. Каждая группа выбирает свою тему, разрабатывает презентационный материал, оформляет теоретические и расчетные выкладки в виде реферата. По окончании предусматривается защита работы, где учитель и другие ученики задают вопросы, обсуждают положительные и отрицательные стороны проекта и выступления.
Примеры тем проектов:
— Что такое ЭКОДОМ. Разработка собственного варианта экодома.
— Методы снижения энергозатрат в городской квартире.
— Влияние компьютера на общий эмоциональный фон семьи.
— Проблема прямой осанки у подростков.
— Влияние шума на процесс обучения и восприятия школьников.
— Влияние монитора компьютера и мобильного телефона на зрение.
— Обучающие игры: плюсы и минусы.
— Интернетзависимость и др.
Проекты экологической направленности успешно способствуют:
решению задач совместного познания, т. е. обучения в команде, в постоянном взаимодействии с другими членами группы;
формированию интереса к объектам природы в ближайшем окружении, стремлению оценить их «самочувствие», исходя из условий обитания;
воспитанию чувства партнерства и ответственности, веры в свои силы для обеспечения равных возможностей каждого ученика в достижении успеха;
развитию коммуникативности: навыков общения при проведении телекоммуникационных проектов (точность и своевременность пересылки сообщений, вежливость, навыки работы с электронными письмами, персональная ответственность каждого члена команды), умения высказывать и отстаивать свою точку зрения при обсуждении каких-то спорных вопросов;
Участие учеников во всероссийских экоуроках.
Примеры:
— Проект «Мобильные технологии для экологии». Организуется в рамках программы «Зеленые школы» Всероссийского движения ЭКА при поддержке и непосредственном участии компании МТС.
— Всероссийский экологический урок «Хранители воды». Организаторы: компания PepsiCo и Зеленое движение России ЭКА при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
Участие в уроках экологической направленности способствует:
выработке привычек к соблюдению нравственно этических норм и правил поведения в окружающей среде;
становлению умений контролировать свое поведение, предвидя последствия своих действий для природы, других людей и своего нравственного и физического здоровья;
Включение в план урока вопросов, связанных с социальной экологией.
Примеры тем и вопросов:
1. Энергосберегающие технологии в IT отрасли.2. Проблемы утилизации отходов эксплуатации.
Управление и обратная связь
1. Понятия “экологический менеджмент” и “экологическое управление”
Моделирование
1. Альтернативные источники энергии
2. Понятия “умный дом”, “экодом”
Информационные системы
Понятие об экологических информационных системах
Коммуникационные технологии
1. Интернетзависимость.
2. Проблема интернетбезопасности ребенка.
3. Влияние DATA- центров на экологию
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Правильная организация труда на компьютере.
Основы социальной информатики.
Влияние рекламы на подростка.
4. Проведение внеурочных информационно- интеллектуальных мероприятий.
Примеры:
Цели и задачи:
Повышение интереса учащихся к предмету и расширение кругозора в области информатики и социальной экологии;
Закрепление знаний по предмету;
Побуждение к самостоятельному изучению предмета;
Развитие ассоциативного, образного мышления, воображения, зрительной и логической памяти, стимулирование фантазии,
Развитие любознательности, воображения, предвидения, смелости в выдвижении гипотез, умения принимать нестандартные решения;
Воспитание информационной культуры поведения в обществе.
Краткое описание.
Во время трех больших перемен по мониторам в холлах идут презентации, где раскрывается роль интернета в современном обществе, указываются положительные и отрицательные моменты влияния, а также пути выхода из критических ситуаций.
Стенды в холлах оформляются интересными новостями из сферы Интернета и юмористическими листовками. После уроков проводится игра — КВЕСТ. В конце игры подводятся итоги и все, набравшие более 25 баллов получают дополнительные оценки в журнал. А наиболее активных и умных ожидают небольшие призы.
Интеллектуально- информационная игра для 5- 10 классов “День компьютерного Валентина”
Цели и задачи:
Повышение интереса учащихся к предмету и расширение кругозора в области информатики и социальной экологии;
Формирование умения работать в команде;
Развитие ассоциативного, образного мышления, воображения, зрительной и логической памяти, стимулирование фантазии,
Развитие любознательности, воображения, предвидения, смелости в выдвижении гипотез, умения принимать нестандартные решения;
Воспитание информационной культуры поведения в обществе.
Краткое описание.
Игра проводится в выходной день и занимает для участников – 2,5 часа.
14 февраля считается днем Святого Валентина – покровителя всех влюбленных, но мало кто знает, что именно этот день стал фактическим Днем рождения первого компьютера — ENIAC I . Это неофициальный, но широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года научному миру и всем заинтересованным был продемонстрирован первый реально работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator).
Именно на этом совпадении в датах и построена вся игра. Она начинается с театрализованной репризы, где главный “виновник” Валентин пытается понять что такое День компьютерщика. После ему предлагают включится в игру. Все классы тоже становятся участниками и посещают каждую “станцию”, где ребятам дается новая информация и предлагается несколько испытаний широкого спектра (от интеллектуальных заданий до физических упражнений). Проводится она одиннадцатиклассниками для учеников 5 – 10 классов.
По результатам игры проводится общая линейка, где выдаются призы классам, набравшим большее количество баллов. На линейке, Валентин подводит итоги и делает вывод о том, что День компьютерщика не противоречит старинному празднику, а компьютеры и информационные технологии могут удачно дополнять День Св.Валентина.
Все названия станций и испытания для участников продумываются в ключе сочетания информатики, социальной экологии и человеческих ценностей, касающихся Дня влюбленных. Например, на станции “Википедия” рассказывают об электронных энциклопедиях, а также о проблемах, связанных с искажением информации. На станции “Социальные сети” в качестве приветствия показывается презентация о плюсах и минусах нахождения в соцсетях. А одним из испытаний является игра “Крокодил”, после которой ведущие делают вывод о пользе живого общения.
Список литературы
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ Копылов Ефим. Материалы VII областной Тюменской научно- практической конференции “Проблемы экологии глазами учащихся”
Асминин В. Ф. Шумовое загрязнение окружающей среды и его социально-экономические последствия для общества на пороге XXI века. − Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. лесотех. акад., 2000.
Булaмбаев Ж. К истории осмысления воздействия природного фaктора на жизнедеятельность общества. //Поиск., №3 за 2001г.
Экологический энциклопедический словарь. — Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989.
infourok.ru
Экологическое воспитание на уроках информатики
Экологическое воспитание на уроках информатики
Пантелеенкова ВД.
«Через красивое – к человечному
— такова закономерность воспитания»
В.А. Сухомлинский
Главная задача экологического образования и воспитания – формирование экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.
Экологическое воспитание и образование детей и подростков сложный процесс, требующий согласованных действий всех социальных институтов, участвующих в воспитании юного поколения – учебных заведений, средств массовой информации, всей общественности. Одной из учебных дисциплин, которая начинает обеспечивать их взаимодействие, является информатика.
Вычислительная техника открыла широкие возможности для изучения многих процессов, в том числе происходящих в природе и обществе. Среди задач, успешно моделируемых на компьютерах, особое место занимают экологические. Круг их очень велик. На уроках информатики можно наглядно продемонстрировать обучающимся существование межпредметных связей и, таким образом, повысить мотивацию к изучению сразу нескольких дисциплин. На уроках информатики можно реализовать следующие цели и задачи:
Образовательные:
изучение некоторых наиболее распространенных в экологии классификаций;
ознакомление с экологическими терминами и их применение при решении задач;
подготовить обучающихся к практической деятельности в условиях широкого использования информационных компьютерных технологий, расширить кругозор обучающихся в других областях, в частности – экологии;
реализовать межпредметные связи.
Воспитательные:
воспитание трепетного и доброго отношения к природе родного края;
формирование экологического сознания и экологической культуры у обучающихся на уроках информатики
Развивающие:
привлечь внимание к проблемам истощения природных ресурсов, сохранения биологического разнообразия, найти выход из данных проблем;
развить логическое мышление обучающихся;
выявить пути решения проблем нехватки энергетических ресурсов и показать перспективы использования альтернативных источников
Реализовать межпредметные связи информатики и экологии несложно при изучении информационных технологий.
В текстовом редакторе на уроках можно создавать, форматировать и редактировать тексты на экологические темы. При выполнении этого задания обучающиеся должны не только применить знания и умения технологии работы в текстовом редакторе, но и проявить свои творческие способности: воображение, представление. Через выполнение данной работы достигаются цели, задачи и эстетического, и экологического, и нравственного воспитания.
В табличном редакторе можно создавать таблицы и диаграммы по оценке качества воздуха окружающей среды, влияющей на здоровье человека, состояние зеленых насаждений, архитектурных сооружений, памятников. Предполагается, что на основании полученных данных обучающиеся выработают предположения по улучшению экологической ситуации.
В программе PowerPoint можно создавать презентации на большое количество тем экологии. Домашнее задание перед изучением темы: подборка материала по одной из нижеследующих тем или тема, выбранная студентом по желанию.
Проекты экологической направленности также успешно способствуют
решению задач совместного познания, т. е. обучения в команде, в постоянном взаимодействии с другими членами группы;
воспитанию чувства партнерства и ответственности, веры в свои силы для обеспечения равных возможностей каждого ученика в достижении успеха;
развитию коммуникативности: навыков общения при проведении телекоммуникационных проектов (точность и своевременность пересылки сообщений, вежливость, навыки работы с электронными письмами, персональная ответственность каждого члена команды), умения высказывать и отстаивать свою точку зрения при обсуждении каких-то спорных вопросов;
формированию интереса к объектам природы в ближайшем окружении, стремлению оценить их «самочувствие», исходя из условий обитания;
возникновению эмоциональных реакций при встрече с прекрасным и умению передать эти чувства в доступных видах творчества;
воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в саду, парке, лесу; готовности оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
формированию потребности и умения воспринимать красоту природы;
выработке привычек и соблюдению нравственно этических норм и правил поведения в окружающей среде;
становлению умений контролировать свое поведение, предвидя последствия своих действий для природы, других людей и своего нравственного и физического здоровья;
Каждый обучающийся выбирает свою тему, разрабатывает и оформляет презентации, сканирует рисунки. На занятии каждый обучающийся показывает свой проект (с помощью проектора), одногруппники задают вопросы, обсуждают положительные и отрицательные стороны презентации и выступления.
При работе в среде Access можно создавать различные базы данных. Например, база данных по растениям (животным, птицам и т. д.) определенного района, занесенного в Красную Книгу. В такой базе могут содержаться следующие поля: вид, род, семейство, места распространения, рисунок, краткое описание. Если создавать связанные таблицы, то можно в другой таблице добавить краткие описания растений и животных, численность (если есть) и т.д.
Используя информационные ресурсы Интернета можно также использовать разные задания: поиск, просмотр, загрузка файлов и Web-страниц на любую экологическую тему в сети Интернет, работа с электронной почтой, связь с экологическими организациями. При разработке Web-страниц на занятиях обучающиеся дополняют тему, разработанную для презентации, и представляют ее в виде Web-страницы.
Экологическое воспитание и образование на уроках информатики дает основание сделать следующие выводы:
На уроках информатики можно моделировать экологические ситуации и прогнозировать их возможные последствия.
Использование информационных компьютерных технологий позволяет студентам более полно изучить экологические проблемы родного края, уметь находить пути их решения
Внедрение элементов экологического образования позволяет более интересно и ярко проводить уроки информатики.
Реализовать межпредметные связи.
Занятия, на которых осуществляется межпредметная связь, очень нравятся обучающимся, обучающиеся видят практическое применение своих компьютерных знаний, они нравятся и педагогам. Такие уроки интересны всем.
Литература:
Игра в воспитательном процессе. Учебно-методическое пособие. (II-е издание, дополненное и переработанное). Под ред. П.А. Шептенко. Барнаул: Издательство БГПУ, 2008
Игры обучение, тренинг, досуг./Под. ред. В.В. Петрусинского// в четырёх книгах. М.: Новая школа, 1994. 368 с.
Мозаика интерактива. Сборник материалов по экологическому просвещению. Выпуск 6. Н. Л. Чубыкина, А. Д. Клещёв, Л. Н. Ердаков, ИСАР-Сибирь, Новосибирск, 2006.
Дежникова Н. С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Уч. пос. – М.: Пед. России, 2009.
infourok.ru
Экологическое воспитание на уроках информатики
Экологическое воспитание на уроках информатики
Пантелеенкова ВД.
«Через красивое – к человечному
— такова закономерность воспитания»
В.А. Сухомлинский
Главная задача экологического образования и воспитания – формирование экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.
Экологическое воспитание и образование детей и подростков сложный процесс, требующий согласованных действий всех социальных институтов, участвующих в воспитании юного поколения – учебных заведений, средств массовой информации, всей общественности. Одной из учебных дисциплин, которая начинает обеспечивать их взаимодействие, является информатика.
Вычислительная техника открыла широкие возможности для изучения многих процессов, в том числе происходящих в природе и обществе. Среди задач, успешно моделируемых на компьютерах, особое место занимают экологические. Круг их очень велик. На уроках информатики можно наглядно продемонстрировать обучающимся существование межпредметных связей и, таким образом, повысить мотивацию к изучению сразу нескольких дисциплин. На уроках информатики можно реализовать следующие цели и задачи:
Образовательные:
изучение некоторых наиболее распространенных в экологии классификаций;
ознакомление с экологическими терминами и их применение при решении задач;
подготовить обучающихся к практической деятельности в условиях широкого использования информационных компьютерных технологий, расширить кругозор обучающихся в других областях, в частности – экологии;
реализовать межпредметные связи.
Воспитательные:
воспитание трепетного и доброго отношения к природе родного края;
формирование экологического сознания и экологической культуры у обучающихся на уроках информатики
Развивающие:
привлечь внимание к проблемам истощения природных ресурсов, сохранения биологического разнообразия, найти выход из данных проблем;
развить логическое мышление обучающихся;
выявить пути решения проблем нехватки энергетических ресурсов и показать перспективы использования альтернативных источников
Реализовать межпредметные связи информатики и экологии несложно при изучении информационных технологий.
В текстовом редакторе на уроках можно создавать, форматировать и редактировать тексты на экологические темы. При выполнении этого задания обучающиеся должны не только применить знания и умения технологии работы в текстовом редакторе, но и проявить свои творческие способности: воображение, представление. Через выполнение данной работы достигаются цели, задачи и эстетического, и экологического, и нравственного воспитания.
В табличном редакторе можно создавать таблицы и диаграммы по оценке качества воздуха окружающей среды, влияющей на здоровье человека, состояние зеленых насаждений, архитектурных сооружений, памятников. Предполагается, что на основании полученных данных обучающиеся выработают предположения по улучшению экологической ситуации.
В программе PowerPoint можно создавать презентации на большое количество тем экологии. Домашнее задание перед изучением темы: подборка материала по одной из нижеследующих тем или тема, выбранная студентом по желанию.
Проекты экологической направленности также успешно способствуют
решению задач совместного познания, т. е. обучения в команде, в постоянном взаимодействии с другими членами группы;
воспитанию чувства партнерства и ответственности, веры в свои силы для обеспечения равных возможностей каждого ученика в достижении успеха;
развитию коммуникативности: навыков общения при проведении телекоммуникационных проектов (точность и своевременность пересылки сообщений, вежливость, навыки работы с электронными письмами, персональная ответственность каждого члена команды), умения высказывать и отстаивать свою точку зрения при обсуждении каких-то спорных вопросов;
формированию интереса к объектам природы в ближайшем окружении, стремлению оценить их «самочувствие», исходя из условий обитания;
возникновению эмоциональных реакций при встрече с прекрасным и умению передать эти чувства в доступных видах творчества;
воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в саду, парке, лесу; готовности оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
формированию потребности и умения воспринимать красоту природы;
выработке привычек и соблюдению нравственно этических норм и правил поведения в окружающей среде;
становлению умений контролировать свое поведение, предвидя последствия своих действий для природы, других людей и своего нравственного и физического здоровья;
Каждый обучающийся выбирает свою тему, разрабатывает и оформляет презентации, сканирует рисунки. На занятии каждый обучающийся показывает свой проект (с помощью проектора), одногруппники задают вопросы, обсуждают положительные и отрицательные стороны презентации и выступления.
При работе в среде Access можно создавать различные базы данных. Например, база данных по растениям (животным, птицам и т. д.) определенного района, занесенного в Красную Книгу. В такой базе могут содержаться следующие поля: вид, род, семейство, места распространения, рисунок, краткое описание. Если создавать связанные таблицы, то можно в другой таблице добавить краткие описания растений и животных, численность (если есть) и т.д.
Используя информационные ресурсы Интернета можно также использовать разные задания: поиск, просмотр, загрузка файлов и Web-страниц на любую экологическую тему в сети Интернет, работа с электронной почтой, связь с экологическими организациями. При разработке Web-страниц на занятиях обучающиеся дополняют тему, разработанную для презентации, и представляют ее в виде Web-страницы.
Экологическое воспитание и образование на уроках информатики дает основание сделать следующие выводы:
На уроках информатики можно моделировать экологические ситуации и прогнозировать их возможные последствия.
Использование информационных компьютерных технологий позволяет студентам более полно изучить экологические проблемы родного края, уметь находить пути их решения
Внедрение элементов экологического образования позволяет более интересно и ярко проводить уроки информатики.
Реализовать межпредметные связи.
Занятия, на которых осуществляется межпредметная связь, очень нравятся обучающимся, обучающиеся видят практическое применение своих компьютерных знаний, они нравятся и педагогам. Такие уроки интересны всем.
Литература:
Игра в воспитательном процессе. Учебно-методическое пособие. (II-е издание, дополненное и переработанное). Под ред. П.А. Шептенко. Барнаул: Издательство БГПУ, 2008
Игры обучение, тренинг, досуг./Под. ред. В.В. Петрусинского// в четырёх книгах. М.: Новая школа, 1994. 368 с.
Мозаика интерактива. Сборник материалов по экологическому просвещению. Выпуск 6. Н. Л. Чубыкина, А. Д. Клещёв, Л. Н. Ердаков, ИСАР-Сибирь, Новосибирск, 2006.
Дежникова Н. С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Уч. пос. – М.: Пед. России, 2009.
videouroki.net
Программа элективного курса «информатика в экологии» пояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета МОУ СОШ № 46 протокол №1 от __.08.2007 руководитель методического совета _______________ / Непомнящая М.Ю./ «____»____________20____г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ СОШ №46 Приказ № __ от__ .08.2007 _______________ / Грушина И.Л./ «____»____________20____г. |
Информатика в экологии
Авторы: Салифова Т.В. учитель информатики
Насибуллина Е.В. учитель экологии
Екатеринбург, 2007
Программа элективного курса
«Информатика в экологии»
Пояснительная записка.
Задача современной школы — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться информационно – коммуникационными технологиями (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Объектом изучения данного элективного курса являются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют более ярко выразить взаимоотношения человека с окружающим миром.
Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. Екатеринбург, являясь крупнейшим мегаполисом, расположен в Уральском регионе, который богат промышленными предприятиями различной специфики. Влияние крупных промышленных мегаполисов на здоровье человека в настоящее время до конца не выяснено, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что оно во многом отрицательное. И когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучать в неразрывной связи с экологическими и биологическими сведениями.
Данный курс является интегрированным и связывает между собой изучение двух предметов: экологии и информационных технологий. Темы по экологии являются основополагающими в данном элективном курсе. Темы, связанные с изучением информационно-коммуникативных технологий помогают более качественно изучить и понять, осознать и выразить проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды.
Цель курса:
Создание условий для развития мотивации личности на сохранение и укрепление своего здоровья при взаимодействии с окружающей средой и формирование пользовательских навыков владения информационно – коммуникационными технологиями в учебной деятельности по экологии.
Основные задачи курса:
формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в экологии (а также любом другом предмете) для реализации учебных целей и саморазвития;
пропедевтика понятий базовых курсов экологии и информатики;
развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
В основу представляемого вводного курса «информатика в экологии» для 5-6 классов нами положены такие принципы:
Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по экологии и информационно — коммуникационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых).
Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области экологии и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Элективный курс рассчитан на 2 года и может быть использован в общеобразовательных школах, в учреждениях дополнительного экологического образования. Он расширяет и углубляет знания, умения и навыки учащегося в области экологии человека, организации здорового образа жизни, а также навыки использования в своих работах информационно-коммуникационных технологий.
Аннотация к факультативному курсу:
«Информатика в экологии».
Программа факультативного курса предназначена для учащихся 5–6 классов.
Количество часов – 68, из них
34 часа – экологии
34 часа — информатики
Курс интегрированный, комплексный.
Цель курса:
Создание условий для развития мотивации личности на сохранение и укрепление своего здоровья при взаимодействии с окружающей средой и формирование пользовательских навыков владения информационно – коммуникационными технологиями в учебной деятельности по экологии.
Основные задачи курса:
формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в экологии (а также любом другом предмете) для реализации учебных целей и саморазвития;
пропедевтика понятий базовых курсов экологии и информатики;
развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Блок информационных технологий в данном элективном курсе включает в себя следующие модули:
Элективный курс может быть использован в общеобразовательных школах, в учреждениях дополнительного экологического образования. Он расширяет и углубляет знания, умения и навыки учащегося в области экологии человека и организации здорового образа жизни.
Тематическое планирование
Информатика в экологии (экологический блок)
№ | ТЕМА | Часы всего | теория | Практич работы | экскур |
1 | Экология как наука | 3 | 3 | ||
2 | Растительный мир | 6 | 2 | 2 | 2 |
3 | Загадки животного мира | 6 | 2 | 2 | 2 |
4 | Среды жизни живых организмов | 3 | 1 | 2 | |
5 | Охрана природы | 5 | 3 | 2 | |
6 | Что нас окружает? | 5 | 2 | 2 | 1 |
7 | Если хочешь быть здоров? | 6 | 3 | 3 | |
Всего | 34 |
Тематическое планирование
Информатика в экологии ( информационный блок)
№ | ТЕМА ИНФОРМАТИКА | Часы всего | теория | Практич работы | экскур |
1 | Текстовый редактор Word. | 9 | 3 | 6 | |
2 | Графические редакторы Paint, Photoshop. | 14 | 4 | 10 | |
3 | Создание мультимедийных документов в программе Power Point | 5 | 1 | 4 | |
4 | Программы для создания слайд – шоу: Windows Movie Maker, Pro Show gold. | 5 | 2 | 3 | |
5 | Умение пользоваться всемирной паутиной Интернет. | 1 | — | 1 | |
Всего | 34 | 10 | 24 |
СОДЕРЖАНИЕ (Экологический блок)
Тема № 1 | Экология как наука |
Природа и человек. Место человека в биосфере. Взаимоотношения человека и природы. Красота окружающего мира.
Тема № 2 | Растительный мир |
Растения в разные сезоны года. Фенология. Растения родного края. Лесная аптека. Растения разных континентов. Экзотические растения. Комнатные растения в интерьере.
Практическая работа:
Создание информационного листка «Лекарственные растения».
Создание и оформление текстового документа «Растения осенью».
Нарисовать свои инициалы, используя растительный орнамент.
Рисунок «Зимняя сказка».
Построение интерьера с комнатными растениями.
Работа с фотографиями и рисунками растений.
Тема № 3 | Загадки животного мира |
Животные среднего Урала. Многообразие животного мира. Цепи питания. Экологические взаимоотношения живых организмов. Домашние животные.
Практическая работа:
Построение таблицы «Взаимоотношения живых организмов.»
Составление схемы цепей питания животных.
Редактирование рисунков с изображениями животных родного края.
Создание слайд-шоу «Мой ласковый и нежный зверь».
Тема № 4 | Среды жизни живых организмов |
Природные зоны. Разнообразие мест обитания и сред жизни живых организмов. Приспособления к разным условиям существования.
Практическая работа:
Компьютерный рисунок «Подводные обитатели».
Тема № 5 | Охрана природы |
Зачем нужно охранять природу? Охрана животных. Охрана растений. Охраняемые территории на Урале. Твой любимый Заповедный уголок природы. Как человек вредит природе?
Практическая работа:
Поиск информации на заданную тему. «Чудеса природы Урала».
Создание презентации «Как прекрасен этот мир».
Тема № 6 | Что нас окружает? |
Природа. Мегаполис .Микросоциум человека. Экология жилища. Как создать экологичное жильё? Экология души. Важно ли то, что ты думаешь и делаешь?
Практическая работа:
Нарисовать план школьного двора.
Редактирование фотографий природы.
Выполнение творческой работы «Мой зимний сад».
Тема № 7 | Если хочешь быть здоров? |
Составляющие здоровья школьника: режим дня, правильное питание, занятие спортом, вредные привычки, компьютерные игры.
Практическая работа:
Создание слайд-шоу «Если хочешь быть здоров».
СОДЕРЖАНИЕ (Информационный блок)
Блок информационных технологий (68 часов) в данном элективном курсе включает в себя следующие модули:
1год обучения (34 часа)
Текстовый редактор Word (9часов).
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм и графических объектов.
Практические работы:
Создание и оформление своей папки.
Создание и оформление текстового документа. «Растения осенью»
Оформление информационного листка
Схемы. Составление цепей питания
Графические редакторы Paint, Photoshop (13 часов).
Растровая и векторная графика. Интерфейс растровых графических редакторов Paint, Photoshop. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
Практические работы:
Личная пиктограмма.
Нарисовать план школьного двора.
Редактирование рисунков с изображениями животных родного края
Рисунок «Подводные обитатели»
Конструирование из кубиков.
Выполнение работы «Мой зимний сад»
Редактирование фотографий природы.
Создание мультимедийных документов в программе PowerPoint. (4 часа)
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.
Технические приемы записи звуковой и видео информации.
Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы:
Создание презентации «Как прекрасен этот мир»
Контроль Демонстрация презентаций
Программы для создания слайд – шоу: WindowsMovieMaker, ProShowgold (5 часов).
Создание компьютерных слайд-шоу. Дизайн и макетирование слайд-шоу. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.
Технические приемы записи звуковой и видео информации
Практические работы:
Создание слайд-шоу «Мой ласковый и нежный зверь»
Создание слайд-шоу «Если хочешь быть здоров»
Умение пользоваться всемирной паутиной Интернет (1 час).
Поиск информации на заданную тему.
Практические работы:
«Чудеса природы Урала»
Творческий проект(4 часа).
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Практические работы:
Выбор темы определяется методом «мозгового штурма».
2год обучения (34 часа)
Изучение офисных программ Excel, Publisher, Access (16 часов).
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
Типы данных: числа, формулы, текст. Табличные базы данных. Ввод и редактирование записей. Умение работать с информацией.
Практические работы:
Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
Создание и обработка таблиц.
Построение диаграмм и графиков.
Поиск записей в готовой базе данных.
Сортировка записей в готовой базе данных.
Разработка и создание буклета.
Разработка и создание информационной листовки.
Разработка и создание поощрительных листов, грамот, открыток.
Создание Web-страничек в текстовом редакторе Word (4 часа).
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Запись и выделение изменений.
Практические работы:
Создание гипертекстового документа на заданную тему.
Основы HTML-языка программирования для создания Web-страничек (10часов).
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. HTML-язык. Знакомство и работа в программе Front Page.
Практические работы:
Создание простейших Web-страничек. Вставка картинок, таблиц, гиперссылок.
Разработка Web-страничек в программе Front Page.
Творческий проект(4 часа).
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Практические работы:
Выбор темы определяется методом «мозгового штурма».
Требования к уровню подготовки учащихся по экологии.
Учащийся должен знать:
— положение человека в мире живой и неживой природы;
— факторы здоровья, их составляющие;
— общие законы зависимости организмов от факторов среды;
— пути приспособления организмов к среде;
— современные отношения человечества и природы;
— современные взаимоотношения человека и мегаполиса;
— условия сохранения здоровья;
— слагаемые здорового образа жизни;
— антропогенные факторы окружающей среды;
— экологически грамотное поведение в социальной среде;
— гармоничное существование с окружающей средой;
— болезни цивилизации: алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.д;
Учащийся должен уметь:
— объяснять необходимость знаний о здоровье для себя и каждого человека;
— называть факторы здоровья, указывать их отличия от факторов риска;
— высказывать свою точку зрения по поводу ценности природной среды;
— формулировать определение природной среды и называть ее компоненты;
— объяснять, почему природная среда – уникальный фактор здоровья и не может быть заменен никакой искусственной средой;
— объяснять опасность алкоголизма, наркомании как заболевания;
— объяснять опасность табакокурения для организма человека, в особенности подростка.
— анализировать и оценивать образ жизни своей семьи и своей собственной;
— составлять и обосновывать основные требования к здоровому образу жизни человека с целью сохранения и развития его здоровья;
— прилагать усилия для организации своего здорового образа жизни;
— оценивать основные физиологические показатели состояния своего организма.
Учащийся должен иметь навыки:
— формирования здорового образа жизни, укрепления и развития защитных сил своего организма;
— оценивать основные физиологические показатели состояния своего организма;
— соблюдения правил личной гигиены;
— чередования разных видов деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся по информатике.
1 год обучения
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
уметь
открывать, именовать, сохранять информацию, пользоваться меню и окнами, предпринимать меры антивирусной безопасности;
создавать информационные объекты, в том числе:
-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-создавать рисунки;
-создавать презентации на основе шаблонов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
2 год обучения
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-создавать и использовать различные формы представления информации: графики, диаграммы, таблицы;
-создавать рисунки, осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-создавать записи в базе данных;
-создавать презентации на основе шаблонов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Литература
Экология
Город и окружающая среда (пособие для учителей). — СПб, 1996 г.
Жуков В.Г. «Здоровье, как его оценить?» — г. Екатеринбург, 1997 г.
Методические рекомендации: «Написание и оформление учебно – исследовательской работы» Ситникова О.Ф., Кшнясева Л.Л.
Новиков Ю. «Природа и человек» — М.: Просвещение, 1991 г.
Петров В. «Экология и среда обитания» — М.: Просвещение, 1991 г.
Программа организации экологического образования Свердловской области.
Пособия для учащихся «Наша окружающая среда» «УралЭкоЦентр» 2001 г.
Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе» -Москва «Аркти» 2005 г.
«Экология человека. Основные проблемы». – Москва, Наука 1988г.
«Экология. Город. Здоровье» — Волгоград, 2001г
Юшкова С.М., Нохрина Н.Н., Колчева Н.Е., Жуковский В.М., Видревич М.Б. «Наша окружающая среда» — «УралЭкоЦентр» 2001.
Информатика
Роботландия.RU А.А. Дуванов Азы информатики: «в мире информатики», «пишем на компьютере», «рисуем на компьютере»
Руководство по применению Office XP
Сост. В.Г. Хлебостроев, Л.А. Обухова Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Элективные курсы в предпрофильной подготовке – М., 2005г.
А.А. Дуванов HTML- КОНСТРУИРОВАНИЕ, Роботландский сетевой Университет
Леготина Светлана Николаевна Элективный курс «Графический редактор Photoshop» (информатика). 9-11 классы. I-II часть. / Сост. С. Н. Леготина. -Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
Сенокосов А.И. Информатика для любознательных. — М.: Просвещение, 2006
Д.Д. Дунаев Самое главное о …. Photoshop. Новейшая версия! — СПб.: Питер, 2006
Тимофеев Г.С., Тимофеева Е.В. Графический дизайн. Серия «Учебный курс», Ростов н/Д: Феникс, 2004
Учебно – методические материалы.
Дидактические материалы:
Карточки-задания для экскурсии;
Комплект тестов, анкет;
Задания.
Комплект видеофрагментов и печатной продукции.
Комплект видеофильмов, дисков и аудиокассет по программе.
Комплекты фотографий и картин по программе.
Подборка вырезок из газет и журналов.
Компьютеры.
Мультимедиа
Телевизор.
Магнитола.
Видеомагнитофон
textarchive.ru
Конспект интегрированного занятия по информатике и экологии «Энергосбережение»
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН, КАРАГАНДИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ТЕМИРТАУ
Разработка интегрированного занятия по теме: «Энергосбережение».
(Информатика + Экология)
Подготовили: Учитель ОСШ№16
Маринченко Марина Васильевна – учитель информатики
Цель: помочь учащимся в осознании социальной, практической и личностной значимости энергосбережения.
Задачи: познакомить учащихся с проблемами неразумного использования энергии и способами энергосбережения; способствовать развитию экологического мировоззрения, творческих способностей, логического мышления, умения работать на компьютере, анализировать, систематизировать материал, делать выводы; содействовать в воспитании всесторонне развитой личности, экологичного отношения к природе, коммуникативной культуры.
Тип занятия: изучение нового материала с элементами практикума.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, исследовательский, творческий.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, карточки с заданиями.
Компьютерные программы: Activstudio, Paint, Power Point.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент. Психологическая установка.
— Здравствуйте! Сегодня мы с вами собрались на занятии, в котором соединятся несколько предметов – это экология, информатика, литература. Во время работы нужно быть внимательными и активными, уметь слушать друг друга, помогать и сотрудничать друг с другом, правильно выражать свои мысли.
А) Введение учащихся в содержание темы урока.
— Вы обратили внимание на то, что на доске у нас не записана тема нашего занятия. Мы откроем её с помощью двух несложных, но интересных заданий. Первое задание – загадки (с использованием презентации Power Point).
Для того чтобы учащиеся открыли тему урока, а также в целях разминки, успешности, учащиеся выполняют следующие задания:
Загадки: учащиеся отгадывают предложенные им загадки и на интерактивной доске появляются изображения предметов.
Провели под потолок
Удивительный шнурок.
Привинтили пузырёк-
Загорелся огонёк.
Я вдыхаю много пыли
Чтобы вы здоровы были.
Что за чудо, что за ящик?
Сам певец и сам рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.
Есть ящик уникальный,
С рожденья музыкальный.
Он играет и поёт
Никогда не устаёт.
Жить без него я не могу,
Очень я его люблю.
Я пишу, а он читает
И ошибки исправляет.
Песни, музыка, кино-
Всё хранится у него.
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам-
Скажешь здесь,
А слышно там.
По полотняной стране,
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать.
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живёт.
— Вот пред вами приборы, которые вы отгадали с помощью загадок. У каждого ли в доме есть эти приборы? Скажите, что необходимо, для того чтобы эти приборы работали? (Электрическая энергия)
На интерактивной доске появляется часть темы – «Энергия» (см. флипчарт «Тема урока (Шторки)» выполнена в программе для интерактивной доски Activstudio).
— Для того чтобы открыть вторую часть темы вам предлагаются пословицы разделённые пополам. Ваша задача, работая за компьютерами в парах соединить эти пословицы по смыслу. (Не создавая шума, сядьте за компьютеры по два человека.)
Пословицы: учащимся предлагаются пословицы, разделённые на две части, которые нужно соединить по смыслу. Задание выполняется в парах на компьютерах.
После окончания работы провести проверку. Правильные ответы будут показаны на интерактивной доске.
— У каждого на РАБОЧЕМ СТОЛЕ КОМПЬЮТЕРА находится файл программы Activstudio под названием «Пословицы» (флипчарт «Пословицы» выполнен в программе для интерактивной доски Activstudio). Запускаем его. Перед Вами в верхней части экрана расположены первые части пословиц. Они выделены синим цветом. В нижней части экрана расположены вторые части пословиц. Они выделены розовым цветом. Ваша задача — соединить обе части пословицы воедино.
Бережливость / дороже богатства.
Бережливая вещь/ два века проживёт.
Копейка рубль бережёт, / а рубль стережёт.
Чужое береги / пуще своего.
Лучше свое поберечь,/ чем чужое прожить.
Днём фонарь/ не нужен.
Капля мала, / а по капле море.
-Дайте объяснение, в чём заключается смысл данных пословиц?
На интерактивной доске появляется вторая часть темы – «Бережливость» (см. флипчарт «Тема урока (Шторки)» выполнена в программе для интерактивной доски Activstudio).
Итак, мы открыли два слова Энергия + бережливость. Какое слово можно образовать из этих двух слов? Энергосбережение.
Учащиеся по смыслу двух этих слов отгадывают тему урока: «Энергосбережение».
(На интерактивной доске открывается тема урока– «Энергосбережение» (см. флипчарт «Тема урока (Шторки)»).
Б) Постановка целей занятия.
В) Актуализация прежних знаний учащихся. Мотивация учащихся:
— Какие виды энергии присутствуют в ваших квартирах?
— Нужно ли человеку беречь эти виды энергии? Почему?
— Что может произойти на нашей планете, если человек неразумно будет использовать энергию?
Теоретический материал
А) Вступительное слово учителя о значении энергосбережения.
— Каждый день мы все используем энергию различными способами. Она расходуется на обогрев наших домов, освещение, приготовление пищи на газовых и электрических плитах, расходуется в машинах. С одной стороны, это широкое использование энергии означает, что мы можем жить с большими удобствами, но с другой стороны, при этом возникают проблемы.
Те источники энергии, которые мы используем – нефть, уголь, газ — настолько загрязняют окружающую среду, что это серьёзно беспокоит людей со всех уголков нашей планеты. В результате деятельности человека в атмосфере увеличивается концентрация так называемых «парниковых газов». Основными «парниковыми газами», являются – двуокись углерода (СО2), метан (СН4), хлорфторуглероды (ХФУ), озон (О3), закись азота (N2O).Накопление этих газов в атмосфере нарушает естественный температурный баланс на планете и ведет к всеобщему потеплению и изменению климата.
Необходимо изменить такое положение вещей, и лучшим способ – это снижение энергопотребления. Используя меньше энергии, мы уменьшаем загрязнение окружающей среды.
Б) Обзор проекта, который подготовили учащиеся 5 «а» класса Шарыгина Е., Щедрин Е. «Глобальное потепление климата или парниковый эффект». В данном проекте учащиеся раскроют последствия концентрации в атмосфере углекислых газов, которые вызывают так называемый «парниковый эффект».
Практикум «Выражения». Учащиеся выполняют предложенные им задания в парах за компьютерами.
— В наших силах помочь Земле и начать это можно сейчас на занятии. Вашему вниманию предлагаются верные и неверные способы энергосбережения. Вы должны хорошо подумать и с помощью компьютера поставить верные варианты под знаком «+», неверные под знаком «-».
— У каждого на РАБОЧЕМ СТОЛЕ КОМПЬЮТЕРА находится файл программы Activstudio под названием «Выражения» (см. флипчарт «Выражение» выполнено в программе для интерактивной доски Activstudio). Запускаем его. Экран разделен на три части: две вверху под знаком «+» и «-», одна часть внизу, где расположены собственно сами выражения. Ваша задача – распределить выражения: верные под знак «+», а неверные под знак «-». Внимательно читайте задания, есть выражения «с подвохом».
А) «+» или « — »
Проверка выполненной работы. Обсуждение выполненной работы. На интерактивной доске правильный вариант выполнения.
Вопросы к заданию:
Мы включаем свет в комнате, когда выходим из неё.
Мы используем естественное освещение.
Мы держим форточку постоянно открытой.
Мы поставили диван перед батареей.
Мы заклеиваем окна на зиму.
Мы ходим пешком.
Мы не закрываем кастрюлю крышкой.
Мы устраняем накипь в чайнике.
Мы выключаем утюг за несколько минут до конца глажки.
Мы моем посуду под струёй воды.
Б) Бережливый символ.
— Для очень занятых людей или особо забывчивых в учреждениях, в подъездах домов вывешивают листовки с призывами о сбере6жении энергии. Мы с вами в силах создать такие листовки. Но задание у нас будет усложнённым. Сначала вам нужно выбрать из двух предложенных вариантов рисунков верный и с помощью программы Paint раскрасить его. И только после этого придумать призыв к энергосбережению. Начнём с выбора верного варианта и раскрашивания его.
— У каждого на РАБОЧЕМ СТОЛЕ КОМПЬЮТЕРА находится файл программы Paint под названием «Карточка» (см. приложение «Карточка», «Карточка1», «Карточка2»). Запускаем его. Перед вами лист, разделенный на 4 части (по 2 парные картинки). Внимательно рассмотрите картинки и вспомните всё то, о чём мы с вами сегодня говорили. Ваша задача: раскрасить ТОЛЬКО ТЕ изображения, которые Вы считаете ВЕРНЫМИ, то есть соответствуют теме нашего занятия.
(для проекта рисунки были уменьшены, для детей их необходимо увеличить)
Учащимся предлагается рисунок-символ, на котором в паре изображены верные и неверные способы энергосбережения. Задача определить верный вариант рисунка и раскрасить его с помощью программы Paint.
Обсуждение:
— Объясните, почему вами выбраны именно эти варианты рисунков?
В) Листовки.
— Вот теперь на созданном вами рисунке придумайте призыв к энергосбережению. Призыв должен быть таким, чтобы все прочитавшие его люди постарались внести свою толику в общее дело сбережения нашей планеты.
Учащимся предлагается написать лозунг с призывом энергосбережения под рисунками-символами, которые они раскрасили.
Защита выполненных творческих заданий. Распечатка листовок на цветном принтере.
Рефлексия.
— Что нового вы узнали сегодня на занятии?
— Будете ли вы помогать нашей планете, используя дома способы энергосбережения?
— Что изменится у вас дома и на планете, если вы начнёте беречь разные виды энергии?
— Какие способы вы будете использовать сами, научите своих родных, друзей?
Заключение.
— На нас лежит огромная ответственность сохранить мир пригодным к проживанию людей, животных, растений, всех живых организмов. Помните, каждый сэкономленный киловатт энергии помогает справляться планете с «парниковым эффектом», и как следствие с изменением климата! Пусть это станет нашей общей целью и целью каждого из нас! Успехов вам!
infourok.ru