cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Гречишкин ставропольский художник – Павел Гречишкин – золотая кисть Ставрополья

Павел Гречишкин – золотая кисть Ставрополья


Павел Моисеевич Гречишкин (1922 – 2009) – ставропольский художник, известный как мастер пейзажа. Своеобразие живописи П.М. Гречишкина заключается не только в географии изображаемых мест, но и в местном колорите. Он открыл зрителям красоту Кавказских гор, степей Ставрополья. У художника имеются пейзажи Урала, Средней полосы России, Русского Севера, Байкала, и в них он остаётся самим собой, непохожим ни на кого другого. Жанр П.М. Гречишкина можно определить как интимный пейзаж. Его картины в своих лучших образцах тонко психологичны. И вторая особенность дарования художника – умение открывать новое в известном.

Павел Моисеевич Гречишкин родился 16 января 1922 г. в многодетной крестьянской семье в с. Татарка (близ г. Ставрополя). На этой земле он познал первые радости общения с природой, именно она подарила художнику бесчисленное количество сюжетов. С 6 лет увлёкся рисованием. А так как цветные карандаши, кисти и краски достать тогда было почти невозможно, то рисовал углём на любом клочке бумаги. После окончания семилетки переехал в Ставрополь, чтобы заняться живописью.

П.М. Гречишкин

В период с 1939 по 1941 год совместно с посещениями студии рисовал с натуры, писал пейзажи. В 1939 году он впервые участвует в краевой художественной выставке, организованной краеведческим музеем.

10 июня 1941 года П.М. Гречишкина призывают в армию. Великую Отечественную он встретил под Николаевом. Всю войну прошёл в звании рядового 31-го отдельного автомобильного полка. П.М. Гречишкин видел все ужасы и тяготы военных будней на фронте и в тылу. С этой памятью не мог он расстаться до конца жизни и лишь изредка скупо делился с окружающими: «Я рисовал портреты солдат и командиров, любимую природу, страдающую от пожаров и бомбёжки». Сохранились карандашные рисунки, на которых художник запечатлел своих боевых товарищей. П.М. Гречишкин был награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов».

После демобилизации художник полностью посвящает себя живописи. Он много работает, участвует в городских, краевых, зональных и республиканских выставках. Своё мастерство совершенствует в Домах творчества Союза художников: «Сенеж», «Академическая дача», «Горячий ключ». Природное дарование художника, подкреплённое упорной работой, творческой учёбой у больших мастеров в конце 60-х годов, дало свои положительные результаты.

Пейзажи Ставрополья

Самая дорогая тема у мастера на протяжении всего творческого пути – Ставрополье. И это не случайно. Ставропольский край по разнообразию и богатству природы уникален. На востоке раскинулись живописные равнины, обширные озёра системы Маныча, на юго-западе тянется Главный Кавказский хребет, между ними – степи и холмы. И всё это предоставляет художнику-пейзажисту богатейший материал для его творчества. И степи, и воду мы видим на его картинах.

Небольшая по размерам работа «Приманычская степь», написанная крупными, пастозными мазками в жёлто-охристых, бурых и коричневых тонах, передаёт запылённость воздуха, усохшую от жары траву. В ней мало деталей, и, быть может, кому-либо она покажется скучной. Но такова природа, увиденная и прочувствованная художником, природа неприукрашенная, прекрасная и неповторимая.

Не всегда степи бывают столь однообразными. Весной на них горят тысячи красных, жёлтых, белых, сиреневых огоньков – полевыхтюльпанов. Такие мгновения отразились в ряде этюдов: «Тюльпаны на Маныче», «Тюльпаны в степи».

В Ставропольском крае нет моря, но зато есть огромное озеро Маныч, своеобразное по происхождению и географическому положению. В своё время оно привлекло внимание художника, и П.М. Гречишкин написал о нём много этюдов. Картина

«Озеро Маныч» изображает водную поверхность, на которой кое-где разбросаны узкие косы островков. Полотно написано в светлых, серебристых тонах. В нём царит покой, простор и уравновешенность в природе. В картинах, посвящённых родному краю, пейзажи полны света и солнца. Так бы и прилёг на землю, вдохнул горьковатый запах душицы и во внезапно открывшейся тишине услышал песнь жаворонка.


П.М. Гречишкин «Гроза в степи», 1963 

Хочется привести очень точное описание одной из значительных картин художника «Гроза в степи» известного в крае учёного В. Скрипчинского: «Степь показана в один из драматических моментов её жизни, когда ливень из надвигающейся с запада грозовой тучи уже закрыл часть горизонта… Но в эти мгновения предшествующий ливню сильный порыв ветра ринулся на степь, и побежали от него вдаль волны колышущихся султанов ковыля, напоминающие своим движением волны беспокойного моря. Картина интересна и своим колоритом, построенным на контрасте голубого неба, огромного ярко-белого облака, переходящего в тёмную грозовую тучу, из которой уже льётся сплошная завеса дождя, и зеленоватого фона степи, перекрытого дымчато-белыми гривами ковыльных султанов…».


П.М. Гречишкин «Хутор Стрижамент», 1962  

Ставропольская возвышенность представляет собой интереснейший район края. Её платообразная гора Стрижамент с крутыми склонами, изрезанными балками и оврагами, – обильный материал для творчества художника. С неё открывается огромная панорама просторов: от вершин Главного Кавказского хребта до долины Кубани. Многое из того, чем богат и славен Стрижамент, нашло отражение в творчестве художника: и реликтовый буковый лес, и цветущая луговая степь, есть и ностальгическая тема.

«Хутор Стрижамент» остался сегодня лишь на картине да в воспоминаниях художника.


П.М. Гречишкин «На Стрижаменте», 2001

Словно пролетевшие годы – малиновый закат уходящего дня в картине «Вечер на Стрижаменте». Дорога уходит в небо, а оно почти вещественно осязаемое.


П.М. Гречишкин «Ставропольский лес», 1957

Более широко представлено разнообразие природы, непосредственно окрестности Ставрополя. И характерна в этом отношении одна из его первых его больших картин – «Ставропольский лес». По южному тёплая осень, жёлто-коричневая гамма красок, маленький ручеёк, мокрые серые камни и кусочек голубого неба представляют композицию данного пейзажа. В этом и заключается сила искусства – среди множества конкретных мест художник сумел выделить главное, что сам видел в натуре, пережил и сумел создать образ леса, присущий Ставрополью.


П.М. Гречишкин «Сенгилеевское озеро», 2001

Сенгилеевское озеро также много раз попадало в поле внимания художника и его изображению посвящена целая серия этюдов и картин. Оно написано и как панорама – «Сенгилеевское озеро», и как камерный этюд – «Утро на озере», что служит доказательством разнообразных моментов его жизни.


П.М. Гречишкин «Утро на озере», 1967

Горный Кавказ

По картинам П.М. Гречишкина можно изучать природу горного Кавказа. По своему богатству и разнообразию горы, растительный мир Главного Кавказского хребта в пределах Карачаево-Черкесии уникальны. Ледники, мрачные пихтовые, еловые, светлые сосновые и любимые художником прозрачные берёзовые рощи, тихие озёра и стремительные водопады, глухие ущелья, ледяные пики гор – всё это художник передаёт на своих полотнах с удивительной фантазией.

А впервые встреча с горами произошла у него ещё в 1933 году, когда он жил в ауле Коста Хетагурова близ Карачаевска. В 1942 – 1948 годах бывал на Кавказе, по многу раз проезжал по Военно-Грузинской дороге, делал зарисовки гор.


П.М. Гречишкин «Река в Архызе», 1994 

В 1958 году по приглашению дирекции Тебердинского государственного заповедника написал серию пейзажей для музея природы. Работая в заповеднике в течение года, старался постигнуть не столько особенности мест, сколько суть влияния, которое оказывает природа на человека. Его картины Кавказа конкретны, и эта конкретность настроений. Каждое полотно как бы излучает свет, запахи, краски жизни.


П.М. Гречишкин «Домбайская поляна», 1997

Насколько велика гамма человеческих чувств, настроений, настолько неисчерпаема тема настроений в природе. Мухинское ущелье, Джемагат, Назалы-Кол, Муруджинские, Чёрное и Голубое озёра, Бадукские озёра, долина Северного Клухора с горой Четчей, Домбайская поляна, ущелье Аманауз, Алибекская поляна с горой Сулахат, Клухорское озеро и перевал. Вот далеко не полный перечень мест, которые были связаны у художника с тяжёлыми походами, ночёвками в любое время года, и они же послужили мотивами для его картин.


П.М. Гречишкин «Тебердинское ущелье. Утро», 1989

Картина «Утро в Теберде» – праздник наступающего дня. Пейзаж торжественный, ясный. Горы уже зарделись зарёй, ещё прохладно. Однако чем ниже спускается взгляд зрителя, тем теплее тона.


П.М. Гречишкин «У Софийского ледника», 1995

«Софийское озеро» – с потрясающим сине-изумрудным оттенком воды. Много сил стоило художнику только добраться туда, на высоту более чем в тысячу метров, но какой фантастический пейзаж он открыл.

Кажется, пронизана чистотой, светом «Солнечная долина», написанная в верховьях реки Архыз. Удивительны цветовые переливы гор – целая гамма переходов.


П.М. Гречишкин «Три сосны», 1989

Картину «Три сосны» отличает ясный день осени, в природе покой. На горизонте показываются облака, цвет их серовато-зелёный. Это вестник скорого ненастья. Кажется, всё в природе пронизано движением, ожиданием близких перемен.


П.М. Гречишкин «Домбай-Ульген», 1977 

Облака – предмет особого интереса художника. В картине «Домбай-Ульген» видишь и тучи, и обрывки тумана. Они преображают природу, знаменуя переход от тепла к стуже, ото дня к ночи.


П.М. Гречишкин «Домбайская фантазия», 1990

Завораживает величавый ледяной силуэт вершины Зуб Суфруджу в картине «Домбайская фантазия». Пик царственно вознёсся надо всем живым. Онемел в волшебной узорчатой красоте лес внизу, кустарник.


П.М. Гречишкин «Зуб Суфруджу», 1975 

Пейзажи России

П.М. Гречишкин не только певец природы Ставрополья и гор Северного Кавказа. Особое место в его творчестве занимают пейзажи России. Ещё в далёком 1934 году семья Гречишкиных оказалась в Подмосковье, в селе Осташово на реке Рузе. Река, среди полей и леса с часовенкой, сменяющиеся времена года, как сказочные явления, остались в детской памяти.


П.М. Гречишкин «Берёзка», 1973

В 1954 году художнику пришлось побывать в этих местах снова. В Доме творчества на озере Сенеж молодой художник работал над этюдами в разное время года. К теме России Павел Моисеевич обращается и в 70-е, 80-е и в 90-е годы. Для этого он совершает поездки по Волге, в Суздаль, на остров Валаам, в Кижи, Набережные Челны, по реке Каме, на Уральскую Вишеру, в деревню Заговорливую, село Верхне-Никульское Ярославской области, Соловецкие острова.


П.М. Гречишкин «Тихая пристань», 1987
Небольшие по размерам этюды «Берёзка», «Село Верхне-Никульское», «Русское поле» служат образцами живописной панорамы природы просторов России.

П.М. Гречишкин «Лунный вечер на Волге», 1986

Поэтичны и по-своему лиричны волжские пейзажи П.М. Гречишкина. В них сдержанный в цветовом решении колорит раскрывает состояние великой русской реки. Это можно почувствовать в картинах «Лунный вечер на Волге», «Над Волгой», «Тихая пристань».

stavropollibblind.blogspot.com

Гречишкин Павел биография

Заслуженный художник Российской Федерации.
Гречишкин Павел Моисеевич — один из самых известных художников-пейзажистов Юга России, родился в 1922 году в селе Татарке Ставропольского края. С детских лет его характер, образ мыслей и душевные качества формировались под влиянием разнообразной и богатейшей природы Ставрополья. Гречишкин определился как пейзажист с самых первых самостоятельных шагов творчества.
Впервые его небольшие по размерам пейзажи были приняты на краевую выставку произведений художников Ставрополья в 1939 году. Пройдя огненные дороги Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Гречишкин вернулся в родной край и с полной отдачей сил взялся за самообразование, осваивая многотрудное художественное творчество.
Произведения П.М.Гречишкина экспонировались на многих художественных выставках как в нашей стране, так и за ее пределами. Естественно и закономерно пришли к художнику широкое признание и популярность. Многокрасочная палитра живописца удивительно точно передает самые разнообразные состояния природы. Неиссякаемый жизненный оптимизм, искренность, несомненный талант и высокое исполнительское мастерство составляют основу притягательности его искусства.
География творчества мастера очень велика: Северный Кавказ, Байкал, Волга, Валаам, Кижи, Индия, Египет, Мексика, Франция.
Как часть Российского искусства, его художественные произведения были представлены в 1987 году в Индии на выставке «Индия глазами советских художников», в 1988 году на персональной выставке «Пейзажи России» и 32 международном салоне изобразительного искусства во Франции. Картины Гречишкина хранятся в музеях и частных коллекциях сорока стран мира.
Мастерски исполненные пейзажи степных просторов Ставрополья, горных районов Карачаево-Черкесии с характерной подписью «П. Гречишкин» выставлены в Кисловодском художественном музее выдающегося русского художника Н.А.Ярошенко, в Пятигорском музее-заповеднике М.Ю.Лермонтова, в Ставропольском, Пятигорском и Черкесском краеведческих музеях, в Краснодарском художественном музее имени А.В.Луначарского, Ставропольском музее изобразительных искусств, Казанском и Соликамском музеях краеведения. Основную часть экспозиции музея природы Тебердинского государственного заповедника составляют живописные пейзажи П.М.Гречишкина, который по праву может считать себя одним из основателей этого уникального музея высокогорной кавказской природы.
Величие природы, ее вечная красота и неповторимость — вот тот источник, который является генератором творчества художника.
П.М.Гречишкин — один из самых плодотворных пейзажистов Ставропольского края. На его счету сотни произведений, многие из которых были переданы художником в дар городу Ставрополю. В знак признания его творчества открыта картинная галерея, которая в своей экспозиции насчитывает 430 живописных произведений автора.
В 2000 году в г. Пятигорске Павел Моисеевич представил новые работы на персональной выставке, посвященной 220-летию города.
В 2002 году в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств была открыта юбилейная персональная выставка П.М.Гречишкина, посвященная 80-летию со дня его рождения.
В 2004 году Павел Моисеевич принял участие в художественной выставке Южного федерального округа «Зеленый шум», которая проводилась Министерством культуры Российской Федерации в городах Плесе, Краснодаре, Ставрополе.
Прекрасные человеческие качества Павла Моисеевича, стремление передать частицу своего таланта и опыта новым поколениям проявляются на пленэрных занятиях с группами художников, творческих встречах и мастер-классах с преподавателями, выпускниками и студентами художественного училища.
П.М.Гречишкин являлся руководителем пленэрной практики в Ставропольском краевом художественном училище на отделении «Живопись», участвовал в работе итоговой аттестационной комиссии Ставропольского краевого художественного училища.
Вся деятельность П.М.Гречишкина является примером преданного служения Отечеству и искусству. Его заслуги были справедливо отмечены высокими государственными наградами: медалями «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орденами «Знак Почета» и Октябрьской Революции, ему присвоено почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
П.М.Гречишкин умер в 2009 году, похоронен в городе Ставрополе.

www.art-katalog.com

Гречишкин Павел Моисеевич / Знаменитые люди / СКФО

Художник / 97 лет

Павел Моисеевич-ставропольский художник, известный в крае как мастер пейзажа. Своеобразие живописи Гречишкина заключается не только в географии изображаемых мест, но и в местном колорите. Он открыл зрителям красоту Кавказских гор, степей Ставрополья. У художника имеются пейзажи Урала, Средней полосы России, Русского Севера, Байкала, и в них он остаётся самим собой, непохожим ни на кого другого, творческой личностью. Притягательность его полотен порой необъяснима. Жанр П. М. Гречишкина можно определить как интимный пейзаж. Его картины в своих лучших образцах тонко психологичны. И вторая особенность дарования художника — умение открывать новое в известном.

Павел Моисеевич Гречишкин родился на Ставрополье. На этой земле он познал первые радости общения с природой, именно она подарила художнику бесчисленное количество сюжетов. В период с 1939 по 1941 год совместно с посещениями студии рисовал с натуры, писал пейзажи. В годы Великой Отечественной войны П. М. Гречишкин находился в действующей армии. После демобилизации полностью посвящает себя живописи. Он много работает, участвует в городских, краевых, зональных и республиканских выставках.

Свое мастерство совершенствует в Домах творчества Союза художников: «Сенеж», «Академическая дача», «Горячий ключ». Природное дарование художника, подкреплённое упорной работой, творческой учёбой у больших мастеров в конце 60-х годов, дало свои положительные результаты.

Самая дорогая тема у мастера на протяжении всего творческого пути — Ставрополье, родина. И это не случайно. Ставропольский край по разнообразию и богатству природы уникален. На востоке раскинулись живописные равнины, обширные озёра системы Маныча, на юго-западе тянется Главный Кавказский хребет, между ними — степи и холмы. И всё это предоставляет художнику-пейзажисту богатейший материал для его творчества. И степи, и воду мы видим на его картинах. Небольшая по размерам работа «Приманычская степь», написанная крупными, пастозными мазками в жёлто-охристых, бурых и коричневых тонах, передает запылённость воздуха, усохшую от жары траву. В ней мало деталей, и, быть может, кому-либо она покажется скучной. Но такова природа, увиденная и прочувствованная художником, природа неприукрашенная, прекрасная и неповторимая. Не всегда степи бывают столь однообразными. Весной на них горят тысячи красных, жёлтых, белых, сиреневых огоньков — полевых тюльпанов. Такие мгновения отразились в ряде этюдов: «Тюльпаны на Маныче», «Тюльпаны в степи». У нас в крае нет моря, но зато есть огромное озеро Маныч, своеобразное по происхождению и географическому положению. В своё время оно привлекло внимание художника, и П. М. Гречишкин написал о нем много этюдов. Картина «Озеро Маныч» изображает водную поверхность, на которой кое-где разбросаны узкие косы островков. Полотно написано в светлых, серебристых тонах. В нём царит покой, простор и уравновешенность в природе. В картинах, посвящённых родному краю, пейзажи полны света и солнца. Так бы и прилёг на землю, вдохнул горьковатый запах душицы и во внезапно открывшейся тишине услышал песнь жаворонка. Хочется привести очень точное описание одной из значительных картин художника «Гроза в степи» известного в крае ученого В. Скрипчинского: «Степь показана в один из драматических моментов ее жизни, когда ливень из надвигающейся с запада грозовой тучи уже закрыл часть горизонта… Но в эти мгновения предшествующий ливню сильный порыв ветра ринулся на степь, и побежали от него вдаль волны колышущихся султанов ковыля, напоминающие своим движением волны беспокойного моря. Картина интересна и своим колоритом, построенным на контрасте голубого неба, огромного ярко-белого облака, переходящего в тёмную грозовую тучу, из которой уже льётся сплошная завеса дождя, и зеленоватого фона степи, перекрытого дымчато-белыми гривами ковыльных султанов…». Ставропольская возвышенность представляет собой интереснейший район края. Её платообразная гора Стрижамент с крутыми склонами, изрезанными балками и оврагами, — обильный материал для творчества художника. С неё открывается огромная панорама просторов: от вершин Главного Кавказского хребта до долины Кубани. Многое из того, чем богат и славен Стрижамент, нашло отражение в творчестве художника: и реликтовый буковый лес, и цветущая луговая степь, есть и ностальгическая тема. «Хутор Стрижамент» остался сегодня лишь на картине да в воспоминаниях художника. Словно пролетевшие годы — малиновый закат уходящего дня в картине «Вечер на Стрижаменте». Дорога уходит в небо, а оно почти вещественно осязаемое. Более широко представлено разнообразие природы, непосредственно окрестности Ставрополя. И характерна в этом отношении одна из его первых его больших картин — «Ставропольский лес». По южному тёплая осень, жёлто-коричневая гамма красок, маленький ручеёк, мокрые серые камни и кусочек голубого неба представляют композицию данного пейзажа. В этом и заключается сила искусства — среди множества конкретных мест художник сумел выделить главное, что сам видел в натуре, пережил и сумел создать образ леса, присущий Ставрополью. Сенгилеевское озеро также много раз попадало в поле внимания художника и его изображению посвящена целая серия этюдов и картин. Оно написано и как панорама — «Сенгилеевское озеро», и как камерный этюд — «Утро на озере», что служит доказательством разнообразных моментов его жизни.

Бытует мнение, что по картинам Гречишкина можно изучать природу горного Кавказа. По своему богатству и разнообразию горы, растительный мир Главного Кавказского хребта в пределах Карачаево-Черкесии уникальны. Ледники, мрачные пихтовые, еловые, светлые сосновые и любимые художником прозрачные берёзовые рощи, тихие озёра и стремительные водопады, глухие ущелья, ледяные пики гор — всё это художник передаёт на своих полотнах с удивительной фантазией. А впервые встреча с горами произошла у него ещё в 1933 году, когда он жил в ауле Коста Хетагурова близ Карачаевска. В 1942 — 1948 годах бывал на Кавказе, по многу раз проезжал по Военно-Грузинской дороге, делал зарисовки гор. В 1958 году по приглашению дирекции Тебердинского государственного заповедника написал серию пейзажей для музея природы. Эти пейзажи экспонируются до настоящего времени. Работая в заповеднике в течение года, старался постигнуть не столько особенности мест, сколько суть влияния, которое оказывает природа на человека. Его картины Кавказа конкретны, и эта конкретность настроений. Каждое полотно как бы излучает свет, запахи, краски жизни. Насколько велика гамма человеческих чувств, настроений, настолько неисчерпаема тема настроений в природе. Мухинское ущелье, Джемагат, Назалы-Кол, Муруд-жинские, Чёрное и Голубое озёра, Бадукские озёра, долина Северного Клухора с горой Четчей, Дом-байская поляна, ущелье Аманауз, Алибекская поляна с горой Сулахат, Клухорское озеро и перевал. Вот далеко не полный перечень мест, которые были связаны у художника с тяжёлыми походами, ночёвками в любое время года, и они же послужили мотивами для его картин.

Картина «Утро в Теберде» — праздник наступающего дня. Пейзаж торжественный, ясный. Горы уже зарделись зарёй, ещё прохладно. Однако чем ниже спускается взгляд зрителя, тем теплее тона. «Софийское озеро» — с потрясающим сине-изумрудным оттенком воды. Много сил стоило художнику только добраться туда, на высоту более чем в тысячу метров, но какой фантастический пейзаж он открыл. Кажется, пронизана чистотой, светом «Солнечная долина», написанная в верховьях реки Архыз. Удивительны цветовые переливы гор — целая гамма переходов. Картину «Три сосны» отличает ясный день осени, в природе покой. На горизонте показываются облака, цвет их серовато-зелёный. Это вестник скорого ненастья. Кажется, всё в природе пронизано движением, ожиданием близких перемен.

Облака — предмет особого интереса художника. В картине «Домбай-Ульген» видишь и тучи, и обрывки тумана. Они преображают природу, знаменуя переход от тепла к стуже, ото дня к ночи.

Завораживает величавый ледяной силуэт вершины Зуб Суфруджу в картине «Домбайская фантазия». Пик царственно вознёсся надо всем живым. Онемел в волшебной узорчатой красоте лес внизу, кустарник.

П. М. Гречишкин не только певец природы Ставрополья и гор Северного Кавказа. Особое место в его творчестве занимают пейзажи России. Ещё в далёком 1934 году семья Гречишкиных оказалась в Подмосковье, в селе Осташово на реке Рузе. Река, среди полей и леса с часовенкой, сменяющиеся времена года, как сказочные явления, остались в детской памяти. В 1954 году художнику пришлось побывать в этих местах снова. В Доме творчества на озере Сенеж молодой художник работал над этюдами в разное время года. К теме России Павел Моисеевич обращается и в ,70-е,80-е и в 90-е годы. Для этого он совершает поездки по Волге, в Суздаль, на остров Валаам, в Кижи, Набережные Челны, по реке Каме, на Уральскую Вишеру в деревню Заговорливую, село Верхненикульское Ярославской области, Соловецкие острова. Небольшие по размерам этюды «Берёзка», «Село Верхне-Никульское», «Русское поле» служат образцами живописной панорамы природы просторов России. Поэтичны и по-своему лиричны волжские пейзажи Гречишкина. В них сдержанный в цветовом решении колорит раскрывает состояние великой русской реки. Это можно почувствовать в картинах «Лунный вечер на Волге», «Над Волгой», «Тихая пристань». Северный пейзаж привлёк внимание живописца своей уравновешенностью и конкретностью общего состояния природы. Непривычен для южного человека климат этих мест, а потому особо привлекателен и интересен для художника-южанина. И как пример, картины «Северная ночь», «Соловки», «Река Вишера».

П. Гречишкин впервые увидел Байкал в 90-м году и с той поры, очарованный удивительным озером, совершил десять поездок в эти края. Маршрут его путешествий начинался с южных берегов от мыса Шаманского до северных берегов бухты Аяя и Северобайкальска. Эти места послужили богатейшим материалом, с которого художник писал свои этюды. В пейзажах Байкала мастер передаёт покой и величие, загадочность и воздушные пространства воды и неба, окаймлённых живописными берегами. Автор подмечает различные состояния жизни великого озера. П. М. Гречишкин в своих полотнах избегает бурь и штормов. Эти явления природы у него вызывают чувство тревоги и неуюта. В живописи для этого нужен иной подход и характер самого художника человека. За десятилетний творческий труд по байкальской теме художником написаны десятки пейзажей. Среди них — «Священный Байкал», «Мыс Хобой», «У мыса Калтыгей», «Голубой Байкал», «Байкал в тумане», «Чивыркуйский залив», пейзажи острова Ольхон.

В его коллекции картин значительное место занимают зарубежные работы. Поездки за границу достаточно обширны: Италия, Индия, Мексика, Япония, Египет, Непал, Франция. Эти поездки открыли новые грани дарования Гречишкина. Серия картин, созданных об Индии, самая объёмная среди зарубежного цикла. Она создавалась в результате непродолжительных путешествий по этой удивительной стране, совершенных художником в 1978, 1980 — 1984 гг.

Непреодолимое любопытство к жизни, культуре, традициям этой страны и желание художника передать в живописи её очарование заставило автора познакомиться с городами: Дели, Бомбей, Джайпур, Аурангабад, Амбер, Мадрас, Махабалипурами, Калькутта. Ему удалось побывать на острове Элефанта, осмотреть скальные храмы долины Эллоры и Аджанты. Впоследствии все эти впечатления и легли в основу будущих картин об Индии. Своими индийскими пейзажами П. М. Гречишкин принимал участие на выставке «Советские художники об Индии», которая проходила в августе-сентябре 1981 года в Центральном Доме художника в Москве. В 1982 году в Москве в Доме Дружбы, была открыта персональная выставка пейзажей об Индии с расширенной экспозицией. Она позволила зрителям получить более полное представление о творчестве ставропольского художника. Две работы, экспонирующиеся на этой выставке, были преподнесены в дар. Одна — «В Агре» — посольству Индии в Москве, вторая — «Вечерний Джайпур» — премьер-министру Индии Индире Ганди.

Пять картин, написанных об Индии, экспонировались на выставке в рамках фестиваля «Советские художники об Индии». Их смогли увидеть жители городов Дели, Бхунешваре, Калькутты.

5 ноября 1987 года в Ставрополе состоялось открытие персональной выставки пейзажей П. М. Гречишкина. На ней экспонировалось 167 произведений живописи, которые были переданы художником в дар городу Ставрополю.

За 17 лет её работы фонды значительно увеличились, а статус расширился. Выставка стала отделом «Картинная галерея» Ставропольского государственного краеведческого музея.

Картинная галерея постоянно пополняется новыми работами художника и уже насчитывает 430 живописных произведений. За это время проведено огромное количество экскурсий, музыкальных салонов, встреч с поэтами, писателями, художниками. Здесь звучат различные музыкальные инструменты, живые голоса певцов. Рядом с работами мастера рисуют свои картины дети, студенты художественного училища. Галерея гордится прекрасным собранием произведений этого замечательного мастера, участника Великой Отечественной войны рядового 31-го отдельного автомобильного полка, ветерана войны и труда, удостоенного боевых наград медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», в мирное время награжден орденами «Знак Почёта» и Октябрьской Революции. В 1980 году П. М. Гречишкину присвоено почётное звание «Заслуженный художник РСФСР», в 1998 году — звание «Почётный гражданин г. Ставрополя».

Завершить обзор творчества П. М. Гречишкина хочется словами заслуженного художника В. В. Сек-люцкого, обращёнными к Павлу Моисеевичу: «Ваша живопись поэтична и задушевна. Это песня, сложенная из запахов весны, снежных горных вершин, цветущих малиновым цветом альпийских лугов, манящих голубых далей, прощальных взглядов поздней осени и студёной зимы Ставрополья. Это Ваше счастливое открытие, и за это Вам русское спасибо».

www.skfo.ru

ПАВЕЛ ГРЕЧИШКИН: ХУДОЖНИК-ФРОНТОВИК | Ставропольские Ведомости

Он воспевал родную землю 80 лет
В Ставропольском государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве на базе выставки «Равнение на боевое знамя», приуроченной к 70-летию Великой Победы, состоялась презентация памятного сборника «Штрихи к портрету», посвященного жизни и творчеству заслуженного художника России Павла Моисеевича Гречишкина. Мероприятие прошло в рамках ставропольского Межрегионального форума творческих союзов «Белая акация» и объявленного на Ставрополье Года исторической памяти.
Презентация в Ставрополе книги о Гречишкине-воине стала торжественной завершающей страницей III открытого фестиваля пленэрной живописи «Гречишкинская весна», который десять дней проходил в окрестностях краевого центра, сел Татарка и Сенгилеевское, хуторов Верхнеегорлыкский и Рынки. Организаторами фестиваля выступили министерство культуры Ставропольского края, Южное региональное отделение Российской академии художеств, Ставропольский государственный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, администрация МО Татарского сельсовета и объединение художников Юга России «Колесо». На пленэр приехало 32 профессиональных и самодеятельных художника, которые потом представили на отчетных выставках в Историко-краеведческом музее села Татарка и в Ставропольской «Картинной галерее пейзажей П.М. Гречишкина» 200 своих работ.
На фоне плакатов военного времени типа: «Смерть фашистской гадине!», «Вперед! Победа близка!», «Боец красной армии! Смело и стойко бейся с врагом за жизнь детей, за честь женщин, за родной дом, за Родину!» и витрин с документами и фотографиями ставропольцев, воевавших на фронтах Великой Отечественной, особенно трогательно звучит популярная классическая музыка, так любимая Павлом Моисеевичем, в исполнении художественного руководителя ставропольского квартета «Классик», композитора и скрипача Богдана Милки. На большом экране идет демонстрация видеоролика о пребывании Гречишкина на просторах средней полосы России, на Байкале, в Архызе, фронтовые фотографии художника, затем — презентация сборника «Штрихи к портрету». Ведущая — искусствовед, заведующая отделом музея-заповедника «Картинная галерея пейзажей П.М. Гречишкина», участник авторской группы Таисия Авдеева, все последние годы работавшая и тесно общавшаяся с Павлом Моисеевичем, поприветствовав присутствующих, начинает рассказ о нашем знаменитом земляке.
Павел Моисеевич Гречишкин (1922 — 2009) — один из самых известных художников Юга России, родился в многодетной крестьянской семье в селе Татарка Ставропольского края. Родное Ставрополье — светлый исток его творчества. Именно эта земля открыла в нем страсть к живописи, неиссякаемую любовь к природе, желание сохранить и донести до людей ее совершенство и чистоту. Мастер, воспевая красоту мира, восемь десятилетий держал кисть в руке. Рисуя с шести лет, он за свою жизнь, по его собственным словам, «нарисовал семь километров картин». Его полотна излучают свет, запахи земли, звуки и краски Жизни. Исполин пейзажной живописи, Павел Моисеевич был очарованным странником. Путешествия художника на пленэр составили солидный маршрут: от степей Ставрополья, гор Кавказа, Урала, средней полосы России, Байкала до Индии, Египта, Непала, Франции, Японии. Мастер колорита и композиции, он был продолжателем лучших традиций русского реалистического пейзажа, основоположниками которого являлись А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин. Полотна мастера находятся в музеях и частных коллекциях сорока стран мира. Но самую лучшую и ценную часть своего творческого наследия, около 500 пейзажей, художник подарил родному Ставрополю. На основе этой коллекции в 1987 году была открыта его именная картинная галерея. За свой титанический труд он был удостоен высоких государственных и краевых наград. Ему присвоены звания «Почетный гражданин Ставропольского края», «Герой труда Ставрополья», «Почетный гражданин города Ставрополя».
Презентация издания проходит в год 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, и это не случайно. Павел Моисеевич был участником войны, прошел ее от первого и до последнего дня, видел все ужасы и тяготы военных будней на фронте и в тылу. С этой памятью не мог он расстаться до конца жизни и лишь изредка скупо делился с окружающими: «Я рисовал портреты солдат и командиров, любимую природу, страдающую от пожаров и бомбежки». Павел Моисеевич был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». О том, как возникла идея создания сборника, какие трудности появились при сборе материала, как шла работа по подготовке издания и кто оказал помощь в его публикации, рассказали на презентации заведующая Историко-краеведческим музеем села Татарка Татьяна Андрющенко, завотделом музея-заповедника Вера Данилевич, дизайнер-оформитель Ольга Орлова. Много добрых слов было сказано в адрес спонсоров издания — ставропольского предпринимателя и мецената Аркадия Дранец и его супруги Надежды. Как раз Надежда Александровна и подала идею создания сборника в память о Гречишкине-воине к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. И все это после посещения супругами Ставропольской Галереи пейзажей художника и 27 интернет-публикаций о проекте «Гречландия» Историко-краеведческого музея села Татарка.
Рассказала Таисия Авдеева и о недавно вышедшей в свет монографии доктора филологических наук, профессора СКФУ Клары Эрновны Штайн «Люди на все времена», в котором есть очерк о Павле Моисеевиче «Богатырь земли Ставропольской». И здесь дается, пожалуй, самый исчерпывающий материал о Гречишкине как о непосредственном участнике Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Племянница живописца Марина Михайлова отметила на презентации сборника, что Гречишкин и война — вещи несовместимые, но он прошел войну от начала и до конца. Альбом же получился очень теплый, простой, домашний. Такой, как был сам Павел Моисеевич. «И мне кажется, — сказала Марина Николаевна, — что он так много писал и за себя, и за тех, кто не вернулся из боя»… Пришла поздравить музейщиков с выходом из печати уникального сборника «Штрихи к портрету» первый заместитель министра культуры Ставропольского края Галина Павлова. А потом было предоставлено слово самому известному ставропольскому музейщику, отметившему на днях свое 90-летие, заслуженному работнику культуры РФ, другу художника Вениамину Вениаминовичу Госданкеру. «Несколько поколений ставропольских музейщиков, — сказал он, — все сделали для того, чтобы Паша Гречишкин расправил крылья и стал знаменитым». Госданкер рассказал о создании постоянной выставки художника, на основе которой была открыта именная галерея художника. А затем поделился воспоминаниями, в которых Павел Моисеевич выступил не только как замечательных художник, но и как лирик по жизни. И символами его любви к родной природе стали две березы, посаженные у него во дворе. «Он обнимал одну березу, а я — другую». Очень любил Гречишкин классическую музыку, особенно Моцарта, прекрасно разбирался в исполнительских коллективах, ценил Английский Королевский оркестр. А любимым его музыкальным инструментом, как оказалось, была скрипка. Она-то и прозвучала в финале памятной встречи в руках Богдана Милки, который исполнил один из мировых музыкальных шедевров — «Аве, Мария» Шуберта.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

st-vedomosti.ru

30-летие отмечает картинная галерея художника Павла Гречишкина в Ставрополе

В картинной галерее П.М. Гречишкина в Ставрополе

В картинной галерее П.М. Гречишкина в Ставрополе

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Картинная галерея заслуженного художника России П.М. Гречишкина в Ставрополе

Картинная галерея заслуженного художника России П.М. Гречишкина в Ставрополе

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Павел Моисеевич Гречишкин

Павел Моисеевич Гречишкин

© Фото: архив галерии им. Гречишкина

Таисия Авдеева работает здесь фактически с первых дней

Таисия Авдеева работает здесь фактически с первых дней

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

В картинной галерее П.М. Гречишкина в Ставрополе

В картинной галерее П.М. Гречишкина в Ставрополе

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

В картинной галерее П.М. Гречишкина в Ставрополе

В картинной галерее П.М. Гречишкина в Ставрополе

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

В картинной галерее П.М. Гречишкина в Ставрополе

В картинной галерее П.М. Гречишкина в Ставрополе

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

В картинной галерее П.М. Гречишкина в Ставрополе

В картинной галерее П.М. Гречишкина в Ставрополе

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

В картинной галерее П.М. Гречишкина в Ставрополе

В картинной галерее П.М. Гречишкина в Ставрополе

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

В картинной галерее П.М. Гречишкина в Ставрополе

В картинной галерее П.М. Гречишкина в Ставрополе

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

В картинной галерее П.М. Гречишкина в Ставрополе

В картинной галерее П.М. Гречишкина в Ставрополе

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Павел Моисеевич Гречишкин

Павел Моисеевич Гречишкин

© Фото: архив галерии им. Гречишкина

Павел Моисеевич Гречишкин за работой

Павел Моисеевич Гречишкин за работой

© Фото: архив галерии им. Гречишкина

Павел Моисеевич Гречишкин за работой

Павел Моисеевич Гречишкин за работой

© Фото: архив галерии им. Гречишкина

Павел Моисеевич Гречишкин за работой

Павел Моисеевич Гречишкин за работой

© Фото: архив галерии им. Гречишкина

Павел Моисеевич Гречишкин за работой

Павел Моисеевич Гречишкин за работой

© Фото: архив галерии им. Гречишкина

Павел Моисеевич Гречишкин за работой

Павел Моисеевич Гречишкин за работой

© Фото: архив галерии им. Гречишкина

Павел Моисеевич Гречишкин за работой

Павел Моисеевич Гречишкин за работой

© Фото: архив галерии им. Гречишкина

Нынешний год для картинной галереи заслуженного художника России П.М. Гречишкина юбилейный. Тридцать лет назад она распахнула двери перед посетителями, подарив целый мир. И каждый раз, не отказывая себе в удовольствии бывать здесь, понимаешь: это праздник души, настоящий праздник – тихий, в кругу тех, кто тебе очень рад.

По жизненным меркам, срок, конечно, небольшой, но каждый его год особенный. Двадцать один из них галерея жила под надежным крылом Павла Моисеевича Гречишкина. Это было особое время, наполненное творческими открытиями, путешествиями, бесконечными думами о том, как оформить галерею, где разместить ту или иную картину… Родное Ставрополье стало его светлым истоком, открывшим страсть к живописи, неиссякаемую любовь к природе, желание сохранить и донести до людей ее совершенство и чистоту. Путешествия художника на пленэр составляют солидный маршрут: от степей Ставрополья, гор Кавказа, Урала, Средней полосы России, Байкала до Индии, Египта, Непала, Франции.

Когда мастера не стало, дело продолжили преданные его таланту люди. Эта любовь – не внезапная вспышка, а чувство, которое зарождалось вместе с узнаванием Гречишкина, чувство, сопровождающееся заботами о его творческом наследии. Усилиями сотрудников галереи сохраняются уникальная экспозиция и своеобразная «гречишкинская» атмосфера, благодаря которой мы никогда не чувствуем себя запертыми в хранилище старинных раритетов, покрытых пылью времен. Да, работы Павла Моисеевича экспонируются во многих музеях России и зарубежья, но получить наиболее полное представление о его творчестве можно только здесь, в его галерее. Сегодня это место вдохновения. Галерея может похвастаться уникальным богатейшим фондом, состоящим из подлинников. А еще интересными творческими программами, которые собирают в этих стенах поклонников искусства. Ну и любовью горожан, конечно. Вообще, любовь – главная составляющая: она живет в каждой картине и, кажется, передается людям, которые сюда приходят.

Галерея живет! Во многом благодаря заведующей – почетному работнику культуры СК Таисии Авдеевой, которая работает здесь фактически с первых дней. С трогательной ностальгией рассказывала она, как 30 лет назад создавалось культурное пространство, совсем не похожее на те музеи, которые существуют в городе, как пришла к мастеру юной девушкой и осталась рядом на долгие годы. Таисия Дмитриевна стала замечательным искусствоведом и главной хранительницей художественного наследия Гречишкина. Встреча с Павлом Моисеевичем стала для нее судьбоносной. С художником их связывали настоящая дружба и одно большое дело.

– Я пришла работать к Павлу Моисеевичу галеристкой. Тогда все казалось новым и неизведанным, – говорит она. – Первая встреча прошла в его мастерской. Он поставил стул посредине помещения, усадил меня и начал показывать свои картины, одну за другой. Для него я была незнакомой девчонкой, поэтому до глубины души удивилась теплому приему. Потом долгое время присматривались друг другу, в итоге тандем сложился. Позже я поступила в художественную академию в Санкт-Петербурге. Павел Моисеевич всегда мне говорил: «Станешь ученым человеком, еще будешь меня критиковать!». Но такого не случилось. Мы находили компромисс, я с уважением относилась к его мнению, он прислушивался к моему.

Музей – очень тонкая материя, которая не терпит резких движений, необдуманности, лихачества. Главная задача – сделать так, чтобы творчество для современников звучало живо, поражало красотой. Таисия Дмитриевна с большим трепетом относится к сокровищам, доверенным ей под опеку. Как и Павел Моисеевич когда-то, сегодня она гостеприимно встречает гостей, проводит для них экскурсии. Многие ведь полагают, что работа музейщиков сводится к бережному стиранию пыли с экспонатов. А между тем эти люди – настоящие первооткрыватели и первопроходцы, только открытия свои они совершают не за тридевять земель, а под сводами родного музея. И когда шедевры вам показывает не просто гид, а ученый-исследователь, отдавший не одно десятилетие своей жизни любимому делу, то и скучать в такие минуты не получится.

Галерея Павла Гречишкина изначально создавалась для работ одного художника, поэтому была опасность, что постоянно действующая экспозиция быстро надоест искушенной публике. Однако время все расставило по местам. К моменту открытия коллекция состояла из 167 полотен, но благодаря активной работе Павла Моисеевича фонд существенно пополнился и сейчас насчитывает 490 живописных и 50 графических работ. И каждый будний день, и в выходные по залам музея гуляют ценители искусства. Как заметила Таисия Авдеева, мастеру было важно, чтобы зрители ходили сюда, получали наслаждение, поэтому посетителей он часто пропускал без оплаты.

А еще радует, что галерея в последнее время пользуется популярностью среди молодежи. Школьники приходят сюда не по велению родителей или учителей, а потому что им интересно. Приятно, что музей стал визитной карточкой Ставрополя и местом, которое смело можно советовать посетить.

– Когда галерею посещали будущие художники из Санкт-Петербурга, Павел Моисеевич всегда меня просил: «Таисия, посмотри на глаза художников: как они оценят мои работы, что скажут, возле какой картины дольше всего постоят», – вспоминает моя собеседница. – Смыслом его жизни была галерея. Его картины – это его дети. Павел Моисеевич вкладывал в них жизнь, силы, энергию. Последняя серия была посвящена Байкалу. Он постоянно думал о том, как улучшить ее, что нового внести, поэтому много работал – привозил одну работу за другой, начиналась суета – другие картины, уже «прижившиеся» на стенах, сдвигались, что-то убиралось из экспозиции, что-то добавлялось. Новая работа диктовала перестановку всей экспозиции! Поэтому галерея и мы жили активной жизнью. Хотя бывало, посетитель, не найдя какой-нибудь работы, мог и возмутиться.

Таисия Дмитриевна с большой любовью вспоминала о Мастере, откровенно говорила и о тех проблемах, которые, к сожалению, испытывает галерея:

– Павел Моисеевич мечтал о новом здании: искусственное освещение, к сожалению, к картинам беспощадно, оно съедает краски, над которыми кропотливо работал художник. Хотел, чтобы выставочные площади были побольше. Ведь сегодня в запасниках хранится большое количество станковых работ, его этюды, а их тоже хочется показать…

А еще Павел Моисеевич хотел, чтобы галерея стала местом встречи творческих людей. С полным правом можно сказать, что эта мечта сбылась: здесь кипит культурная жизнь. Традиционно последние пять лет проходят воскресные музыкальные гостиные. Здесь же, несмотря на стесненность пространства, выставляются современные художники. Таисия Дмитриевна с большим уважением относится к их творчеству:

– Здорово, когда картины людей разных поколений экспонируются вместе: Павел Моисеевич – представитель советского реалистического пейзажа. А художники современные работают в новой технике, передают другие мысли. И, кончено, когда они совмещены в одном пространстве, это бывает интересно.

Нельзя не вспомнить и еще об одном довольно крупном проекте, который реализуется в крае совместно с галереей, – фестиваль пленэрной живописи «Гречишкинская весна». Ежегодно Ставропольский край принимает художников со всей России, начинающих и мастеров. Участники фестиваля выбирают для вдохновения живописные окрестности села Татарка и города Ставрополя. Их привлекают виды с вершин Стрижамента, Недреманной, Лысой, которые в свое время писал и П. Гречишкин. В фестивальные дни проходят мастер-классы для учащихся образовательных и детских художественных школ, для воспитанников детских садов. В общем, концентрация творческой энергии держится на максимальной высоте.

…В Москве, конечно, Третьяковка – это музей всех великих русских художников. Что, впрочем, не мешает существованию, например, малых музеев и галерей. И нам не мешает. С творчеством земляка Павла Гречишкина, слава богу, на его родной земле все ясно: есть, сохранилось, доступно! Когда-то Гете сказал, что для полного узнавания поэта необходимо посетить его родину. В этом отношении мы с вами богатые люди, потому галерея Гречишкина всегда открыта для посетителей.

Но прекрасное живет не только в картинах, оно заложено в самой идее просветительства, во имя которой галерея была создана. В дни празднования музейную тишину нарушат не раз: здесь будут звучать и музыка, и торжественные речи. И все-таки галерея – это уголок сосредоточенного внимания к искусству. Отзвучат песни, умолкнут юбилейные речи, и мы останемся наедине с картинами Павла Гречишкина – в его доме, куда летит душа.

Лусине ВАРДАНЯН

www.stapravda.ru

СЕМЬ КИЛОМЕТРОВ КАРТИН | Ставропольские Ведомости

Это было недавно, это было давно… Казалось бы, только несколько лет назад самый прославленный на Юге России пейзажист Павел Гречишкин подарил городу Ставрополю свою персональную выставку из 167 живописных полотен, а на самом деле прошло уже три десятилетия. Выставка стала постоянно действующей «Картинной галереей пейзажей заслуженного художника России П.М. Гречишкина» и насчитывает сейчас около 500 живописных произведений и 50 графических работ.

Горжусь тем, что не раз встречалась с Павлом Моисеевичем и на творческих встречах и концертах в его галерее на улице Морозова — филиале Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г. Прозрителева и Г. Праве, и в мастерской из архызского теса рядом с его домом в переулке Сухумском краевого центра (как у знаменитого художника Васнецова). Никогда не забуду дорожку с плетнем и березами — любимыми деревьями пейзажиста, которая вела к его постоянному месту творчества. И, несмотря на то, что человеком он был очень сдержанным и молчаливым, долго приглядывался к собеседнику, мы с ним разговаривали обычно часами и с удовольствием. И самым большим комплиментом для меня стала его фраза: «Вы же наш человек».

Последний раз мы встретились с Почетным гражданином Ставропольского края и города Ставрополя, художником-фронтовиком, награжденным орденами Октябрьской Революции, «Знак Почета», медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», «За заслуги перед Ставропольским краем», «Герой труда Ставрополья», в декабре 2008 года. Тогда он подарил мне свой первый большой альбом репродукций 293 своих картин. А в 2009 году 87-летнего патриарха ставропольской пейзажной школы не стало.

Павел Моисеевич действительно с раннего детства, которое прошло рядом со Ставрополем, в селе Татарка, трогательно любил и прославлял в своих произведениях родную землю и природу. Его картины открывают зрителям красоту седовласых вершин Кавказа, ковыльных степей Ставрополья, неповторимые виды Урала, Средней полосы России, мощного Байкала, Русского Севера. Притягательность его тонких психологических полотен порой необъяснима. И вторая особенность дарования художника, как считает заведующая галереей, искусствовед Таисия Авдеева, это умение открывать новое в известном. Гречишкин, помимо всего прочего, был заядлым путешественником. Сотрудники картинной галереи, которая давно уже стала визитной карточкой краевого центра, не только рассказывают о жизни и творчестве нашего замечательного земляка, но и предлагают жителям и гостям Ставрополя ряд тематических экскурсий по разделам экспозиции. Это: «Отечество в творчестве Гречишкина», «Зарубежная тематика», знакомящая с пейзажами Индии, Непала, Греции, Цейлона, Франции, Мексики, Японии, Египта, Турции, Италии. Впечатляет, не правда ли? А еще есть раздел с его этюдными работами.

В галерее немало картин, представляющих колоритные окрестности Ставрополя. И характерно в этом отношении одно из первых его больших полотен — «Ставропольский лес». По-южному теплая осень, желто-коричневая гамма красок, маленький ручей, мокрые серые камни и кусочек голубого неба составляют композицию этого пейзажа. В том-то и заключается сила искусства — среди множества конкретных мест художник сумел выделить главное, что сам видел в натуре, сам пережил и сумел создать образ леса, присущий именно Ставрополью. Еще одна любимая тема Павла Моисеевича — Сенгилеевское озеро, которому он посвятил целую серию этюдов и картин. Несчетное число раз ездил Гречишкин в Подмосковье, в Суздаль, Архангельск, на остров Валаам, в Кижи, на Волгу и Каму, непередаваемы его пейзажи великого и загадочного Байкала, гордого Кавказа, виды Теберды, Домбая и Архыза. Не оторвать глаз от заснеженной «Домбайской фантазии», написанной живописцем в 1990 году…

Добавим, что страсть к рисованию Гречишкин унаследовал от своей матери Прасковьи Алексеевны. Лучше всего у нее получались две картинки — петуха и мужика с цигаркой в профиль. А от отца Моисея Федосеевича, который играл на многих музыкальных инструментах и сам мастерил их, вплоть до скрипки, — любовь к музыке, в частности, классической. Отсюда и то, что художественная галерея все эти годы выполняет также функции культурного центра. В ее стенах регулярно проводятся творческие встречи, концерты, литературные вечера как для взрослых, так и для детей. С января 2010 года коллектив галереи активно сотрудничает с Объединением художников Юга России «Колесо», которые являются последователями творческих традиций Павла Гречишкина. В мае нынешнего года на Ставрополье уже в пятый раз прошел двухнедельный фестиваль пленэрной живописи «Гречишкинская весна», посвященный памяти заслуженного художника России Павла Моисеевича Гречишкина (1922-2009). Организаторами фестиваля выступили министерство культуры Ставропольского края, Южное региональное отделение Российской академии художеств, Ставропольский государственный музей-заповедник имени Г. Прозрителева и Г. Праве, администрация Шпаковского муниципального района, администрация муниципального образования Татарского сельсовета, где находится историко-краеведческий музей с мемориальным отделом живописца.

Совсем недавно Художественная галерея художника Гречишкина отметила свое 30-летие. Весь день коллектив галереи принимал посетителей и проводил бесплатные экскурсии. Для гостей праздника играли юные музыканты — друзья музея, а сами сотрудники галереи вместе с новым театром «Зрима» сыграли спектакль «Ночь перед юбилеем». Они осмелились предположить, что было бы, если б в ночь перед юбилеем картинную галерею посетил дух самого Маэстро Гречишкина, и какое ночное приключение это прибытие сулило бы его полотнам. В роли художника выступил актер театра Евгений Нетудыхата…

За восемь десятилетий, по признанию Гречишкина, он «нарисовал семь километров картин». «Тихо! — говорил Павел Моисеевич. — Молчите, смотрите, слушайте… Осторожно! Не давите цветы, сохраните их! Природа — это такая роскошь, которая дана нам всем». Совсем скоро заканчивается у нас Год экологии, но никогда не завершится наша любовь к природе. Не случайно заслуженный художник России Павел Моисеевич Гречишкин считал: «Природа — это музей. Это дух вечности. Она для меня и всех нас — величайшее создание, великое вдохновение жизни». Исполин пейзажной живописи, Гречишкин был очарованным странником. И большое счастье, что он жил в нашем городе и оставил нам, нашим детям и внукам свои картины, на которых есть запахи, краски, ощущения, привезенные им со всех уголков планеты, пропущенные через душу и перенесенные на холсты.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

st-vedomosti.ru

Павел Гречишкин: ставропольский художник

Два года назад, 26 июня 2009 г., на 88 году жизни умер человек, открывший посредством холста красоту Кавказских гор и степей Ставрополья — известный ставропольский художник, мастер пейзажа Павел Моисеевич Гречишкин. В клинику художник попал еще 13 июня того года: врачи боролись за его жизнь, но, увы, безуспешно. Похоронили художника на ставропольском Сажевом кладбище. О Гречишкине говорят, что по его картинам можно изучать природу горного Кавказа. Пейзажи России занимают в творчестве Павла Моисеевича особое место: он переносил на холсты красоту гор Северного Кавказа, очарование Урала и Байкала.

Тянет художника к Художнику

Павел Гречишкин родился 16 января 1922 г. в с. Татарке Шпаковского района Ставропольского края в семье мельника. Богатейшая природа Ставрополья, как отмечают искусствоведы, с детских лет формировала характер мальчика, его образ мыслей и душевные качества. Хотя первой картиной Гречишкина стал портрет его бабушки, написанный перед Великой Отечественной войной, художник с первых самостоятельных шагов творчества определился как пейзажист. Он был художником-самоучкой и стал целой эпохой для Ставрополья.

В определенный момент своей жизни этот человек-эпоха посетил Елабугу. Так сложилось, что поэты едут в Елабугу к Поэту Марине Цветаевой, художники же посещают наш город в первую очередь в связи с Иваном Ивановичем Шишкиным. Павел Гречишкин, к примеру, совершая в 1979 г. поездку по Каме (тогда художник посетил Набережные Челны), не мог не посетить родину «верстового столба в развитии русского пейзажа» (так охарактеризовал Шишкина в 1872 г. художник Иван Крамской в письме своему другу Федору Васильеву).

Елабугу Павел Гречишкин посетил в октябре 1979 г. В «Книге отзывов» Дома-музея И. И. Шишкина есть следующая запись, датированная 5 октября 1979 г.: «Низкий поклон Великому Русскому художнику, гордости нашей прекрасной России — Ивану Ивановичу Шишкину! Желаю больших успехов в пропаганде такого искусства, так нужного нам теперь и всегда. Спасибо сотрудникам музея, а Елабуге быть прекрасной с памятником И. И. Шишкина. Искренне художник из г. Ставрополя Павел Гречишкин».

Стоит отметить, что памятник Шишкину в полный рост появится в Елабуге на ул. Набережной через 12 лет, в 1991 г.

Становление Мастера

Впрочем, вернемся к Гречишкину, становлению его как Мастера. Первая встреча с горами удивила, очаровала и покорила 11-летнего Павла. Это произошло в 1933 г., когда его семья жила в ауле Коста Хетагурова, близ Карачаевска. В 1934 г. Гречишкины некоторое время живут в Подмосковье, в с. Осташово на реке Рузе. По окончании семилетней школы Павел переезжает в Ставрополь, где в 1939–1941 гг. активно посещает занятия в Художественной студии при Доме офицеров, которой руководил первый в крае член Союза художников СССР Владимир Кленов (1896–1986) — основоположник пейзажной школы живописи на Ставрополье.

В 1939 г. Гречишкин как пейзажист принимает участие во II-й, а в 1941 г. в III-й краевых художественных выставках (г. Ставрополь). Начавшаяся в 1941 г. война прервала, но не оборвала его художественные поиски: Павел Моисеевич находится в действующей армии. В 1942–1948 гг. рядовой 31-го отдельного автомобильного полка Гречишкин неоднократно бывал на Кавказе, проезжал по Военно-Грузинской дороге, делал зарисовки гор.

Послевоенное творчество

В 1948 г. после демобилизации Павел Моисеевич работает художником в клубе ставропольского управления НКВД им. В. О. Гофицкого. В этот период художник принимает участие в трех краевых художественных выставках в Ставрополе (1949, 1951, 1953 гг.). В 1953 г. Гречишкин уже художник Ставропольского филиала краевого отделения Художественного фонда СССР. Он принимает в 1953 и 1954 гг. участие в выставках, ранг которых уже значительно выше краевых: в Выставках произведений художников РСФСР (Москва).

В 1956 г. Павла Моисеевича принимают в Союз художников СССР. Свое мастерство он совершенствует в Домах творчества Союза художников: в подмосковном «Сенеже», в тверской «Академической даче» им. И. Е. Репина и краснодарском «Горячем ключе». В июне 1956 г. Гречишкин открывает в Ставрополе свою первую персональную выставку, а в июне 1957 г. еще одну — в с. Сенгилеевское Шпаковского района Ставропольского края. В 1958 г. по приглашению дирекции Тебердинского государственного заповедника (Северо-Западный Кавказ) Гречишкин в течение года написал серию пейзажей для музея природы. За этот год художник совершил множество нелегких походов в горы, каждый из которых был рискован. Все увиденное послужило мотивом для его картин.

Декабрь 1958 г. был для Павла Моисеевича ознаменован персональной выставкой-отчетом в Художественном фонде Ставрополя. Природное дарование художника, подкрепленное упорной работой и творческой учебой, в конце 1960-х годов дало свои положительные результаты. В 1972 г. Персональная выставка пейзажей к 50-летию со дня рождения Гречишкина была представлена в ставропольском музее Изобразительных искусств. В июле 1976 г. с работами художника знакомятся в Москве посетители всесоюзной выставки ВДНХ СССР. В 1980 г. Гречишкину присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР».

Экзотика и Матушка Русь

В коллекции картин Гречишкина значительное место занимают зарубежные работы — результат поездок в Италию, Индию, Мексику, Японию, Египет, Непал, Францию. Эти поездки открыли новые грани дарования Павла Моисеевича: самый известный цикл этого периода — серия картин об Индии (самая объемная среди зарубежного цикла). «Индийская серия» создавалась в ходе путешествий по этой удивительной стране в 1978, 1980 — 1984 гг. Индийские пейзажи Гречишкина принимали участие на выставке «Советские художники об Индии» (август-сентябрь 1981 г., Центральный Дом художника в Москве).

В 1982 г. в Москве в Доме Дружбы была открыта персональная выставка пейзажей об Индии. Две работы, экспонирующиеся на этой выставке, были преподнесены в дар: одна («В Агре») — посольству Индии в Москве, вторая («Вечерний Джайпур») — премьер-министру Индии Индире Ганди. В сентябре 1981 г. в г. Невинномысске была представлена персональная выставка «Пейзажи Мексики», которая была «продублирована» в 1982 г. в ставропольском музее изобразительных искусств и в пятигорском музее краеведения. Пять картин, написанных об Индии, экспонировались в 1987 г. на выставке в рамках фестиваля «Советские художники об Индии»: мастерство Гречишкина тогда оценили Дели, Бхунешвар, Калькутта.

Но экзотика — экзотикой, а Россию он боготворил. В 1970–1990-е гг. Павел Моисеевич совершает поездки по Волге, в Суздаль, на остров Валаам, в Кижи, Набережные Челны, по реке Каме, на Уральскую Вишеру, в деревню Заговорливую, село Верхненикульское Ярославской области, Соловецкие острова, чтобы запечатлеть красоту этих мест на своих холстах.

5 ноября 1987 г. в Ставрополе состоялось открытие очередной персональной выставки Павла Гречишкина. В этот день Мастер 167 своих живописных полотен передал в дар своему родному Ставрополю. Через несколько лет «Выставка» станет «Картинной галереей» Ставропольского государственного краеведческого музея (сегодня в галерее более 400 произведений художника).

В марте-апреле 1988 г. художник принимает участие в выставке в 32-м Международном салоне изящных искусств во Дворце Конгрессов (г. Безье, Франция), а в сентябре этого же года устраивает персональную выставку пейзажей Ставрополя в Румынии (Бухарест). Павел Моисеевич удивил земляков не только картинами, но и тем, что своими руками построил себе дом в старорусском стиле на окраине Ставрополя в долине р. Мамайка. Художественную резьбу он привез из дальней заброшенной российской деревни. Гречишкин не раз вспоминал, что экипаж самолета смеялся, когда он в мешках грузил и разгружал «деревяшки» — удивительной красоты резьбу.

За свою жизнь он создал более 2000 картин, но Елабуги на его работах нет…

Андрей Иванов, заведующий издательским отделом ЕГМЗ

old.zur.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *