cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Герои сказок которые совершали добрые дела – Викторина «Добрые поступки героев сказок».

Викторина «Добрые поступки героев сказок».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ВИКТОРИНА «ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ СКАЗОК» ВИКТОРИНА

2 слайд Описание слайда: 3 слайд
Описание слайда:

КОМАНДЫ КОЛОБКИ НЕЗНАЙКИ

4 слайд Описание слайда:

КОНКУРС «ИМЕНА»

5 слайд Описание слайда:

ЗОЛУШКА

6 слайд Описание слайда:

ДЮЙМОВОЧКА

7 слайд
Описание слайда:

РУСАЛОЧКА

8 слайд Описание слайда:

ЛЮДМИЛА

9 слайд Описание слайда:

МАША

10 слайд Описание слайда:

КОНКУРС «КТО ЕСТЬ КТО?»

11 слайд Описание слайда:

КОНКУРС «ИЗМЕНИ СЛОВА»

12 слайд Описание слайда:

БАРМАЛЕЙ — БАРМАЛЕЙЧИК

13 слайд Описание слайда:

КОЩЕЙ- КОЩЕЮШКА

14 слайд
Описание слайда:

БАБА-ЯГА- БАБКА- ЁЖКА

15 слайд Описание слайда:

СЕРЫЙ ВОЛК- СЕРЕНЬКИЙ ВОЛЧОК

16 слайд Описание слайда:

КОНКУРС «ХОРОШО ЛИ ТЫ ЗНАЕШЬ СКАЗКИ»

17 слайд Описание слайда:

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

18 слайд Описание слайда:

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА

19 слайд Описание слайда:

ТЕРЕМОК

20 слайд Описание слайда:

МАША И МЕДВЕДЬ

21 слайд
Описание слайда:

РЕПКА

22 слайд Описание слайда:

РУКАВИЧКА

23 слайд Описание слайда:

КРАСНАЯ ШАПОЧКА

24 слайд Описание слайда:

КОЛОБОК

25 слайд
Описание слайда:

ПО-ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ

26 слайд Описание слайда:

КУРОЧКА-РЯБА

27 слайд Описание слайда:

КОНКУРС «Сказочные фразы».

28 слайд
Описание слайда:

В некотором царстве… (в некотором государстве).

29 слайд Описание слайда:

ПО-ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ… (ПО МОЕМУ ХОТЕНИЮ)

30 слайд Описание слайда:

СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ… (ДА НЕ СКОРО ДЕЛО ДЕЛАЕТСЯ)

31 слайд
Описание слайда:

НЕСЁТ МЕНЯ ЛИСА… ЗА ДАЛЬНИЕ ЛЕСА, ЗА БЫСТРЫЕ РЕКИ, ЗА ВЫСОКИЕ ГОРЫ.

32 слайд Описание слайда:

И Я ТАМ БЫЛ, МЁД-ПИВО ПИЛ… ПО УСАМ ТЕКЛО, А В РОТ НЕ ПОПАЛО.

33 слайд Описание слайда:

СТАЛИ ОНИ ЖИТЬ – ПОЖИВАТЬ… И ДОБРА НАЖИВАТЬ.

34 слайд Описание слайда:

КОНКУРС «ТЕЛЕГРАММА»

35 слайд Описание слайда: 36 слайд Описание слайда: 37 слайд Описание слайда: 38 слайд
Описание слайда: 39 слайд Описание слайда: 40 слайд Описание слайда: 41 слайд Описание слайда: 42 слайд Описание слайда: 43 слайд Описание слайда:

КОНКУРС «СКАЗОЧНЫЙ СУНДУК»

44 слайд Описание слайда:

КОНКУРС «СЛАБОЕ ЗВЕНО»

45 слайд Описание слайда:

БУРАТИНО

46 слайд Описание слайда:

НИФ-НИФ, НУФ-НУФ

47 слайд Описание слайда:

КАРЛСОН

48 слайд Описание слайда:

РУСАЛКА

49 слайд Описание слайда:

БАРАБАС

50 слайд Описание слайда:

НА ГОРОШИНЕ

51 слайд Описание слайда:

МАЛЬВИНА

52 слайд Описание слайда:

ИЗ КАМНЯ

53 слайд Описание слайда:

КОЛОБОК

54 слайд Описание слайда:

НА ПЕНЁК

55 слайд Описание слайда:

КОНКУРС «УГАДАЙ СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ»

56 слайд Описание слайда:

ГЕРДА

57 слайд Описание слайда:

ДЕД МАЗАЙ

58 слайд Описание слайда:

ГАДКИЙ УТЁНОК

59 слайд Описание слайда:

ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ

60 слайд Описание слайда:

ЦАРЕВНА НЕСМЕЯНА

61 слайд Описание слайда:

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ

62 слайд Описание слайда:

ЖАР-ПТИЦА

63 слайд Описание слайда:

ЗОЛУШКА

64 слайд Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-224791

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Какой самый добрый герой русских сказок 🚩 добрые персонажи сказок 🚩 Литература

Сила добра в русских сказках

Немалая доля обаяния русских народных сказок связана с тем, что добрым в них может стать кто угодно – недалекий крестьянский сын, избалованный царевич и даже серый волк. Одним из наиболее популярных положительных сказочных образов является богатырь, который обладает недюжинной физической силой, стойкостью, мужеством и добродушием. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – богатыри, не побоявшиеся трехглавого Змея Горыныча, Соловья-разбойника и сочетающие в себе блестящий ум, смекалку и хитрость.

Часто в русских сказках встречаются и добрые животные – конь, волк или собака, которые символизируют ум, хитрость, преданность и верность.

Еще одним широко известным сказочным героем является собирательный образ простого русского парня Ивана. Иван-царевич всегда благороден, отважен и добр. Он проявляет невиданное геройство и спасает царство от злых сил. Иванушка-дурачок — еще один любимый положительный герой русских народных сказок — чаще всего это младший сын в семье, однако самый талантливый и уникальный. Он умеет понимать животных, и те охотно помогают Иванушке бороться со злом.

Самый добрый сказочный герой

Ответить себе на вопрос «какой герой русских сказок самый добрый?» можно, лишь конкретизировав цель добрых поступков. Так, несомненно, можно назвать самым добрым Иванушку, который отважно идет на битву с темными силами, не думая о собственном благосостоянии. Истинное добро, в первую очередь, определяется бескорыстием, поскольку герой, совершающий благородные поступки ради выгоды, превращается в простого наемника.

Традиционно добрые герои в сказках помогают миру восстановить естественный баланс добра и зла, помешав антагонисту воплотить в жизнь его коварные замыслы.

Поэтому настоящий добрый поступок можно совершить лишь тогда, когда герой руководствуется исключительно широтой своей души. Такими персонажами являются Морозко, Дед Мороз, Василиса Прекрасная, крестная мать-фея Золушки и другие герои, которые творят добро ради добра, не ожидая взамен никакой награды.

Таким образом, присудить звание самого доброго сказочного героя можно каждому из этих персонажей, поскольку в борьбе со злом важно не столько умение, сколько намерение, а намерение у каждого из них, несомненно, самые что ни на есть благородное.

www.kakprosto.ru

Классный час «Добро и зло в сказках»

Тема: «Добро и зло в сказках»

Цель: Формировать у детей представление о добре и зле, Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. Обобщить, закрепить и расширить знания детей о добрых и злых героях. Расширять активный словарь детей, посредством пословиц и сложных слов. Обучать детей элементам сценического искусства (пантомима). Воспитывать в детях положительные качества: взаимопомощь, дружелюбие, уважение к соперникам.

Ход классного часа

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Есть на свете страна – это сказка! 
Чудесами полна, волшебством, 
Дети любят её – там прекрасно!
Всех чарует своим колдовством!

  1. Сообщение темы и цели.

– А любите ли вы сказки? Много сказок знаете? А давайте проверим ваши знания на нашем классном часе. Но для начала давайте узнаем тему классного часа, для этого необходимо расшифровать её.

– А что вам больше всего нравится в сказках? Добро или зло?

  1. Беседа.

Давайте с вами поразмышляем, что значит «добро»? (все положительное, хорошее, очень нужное людям и животным)

— Добрый человек, это какой человек?

Добрый человек – это человек, который помогает людям в трудную минуту жизни, в работе, в учебе, не требуя платы.

— Как вы понимаете «добрый поступок»?

Добрый поступок – дело, действие, которое совершает человек на пользу людям, стране, классу, в котором учится, родителям.

— Что значит «зло» ? (все очень вредное, недоброе, дурное).

— Злой человек, это какой человек?

Злой человек – человек, который совершает злые, плохие поступки.

— Как вы понимаете «злой, плохой поступок»?

Плохой поступок – лишенный положительных качеств, неприятный поступок.

  1. Основная часть. Путешествие по сказкам.

-Сегодня мы совершим путешествие по сказкам, выполним различные задания.

«Узнай героя и название сказки»

В сказках тоже встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы проверим насколько хорошо вы знаете героев сказок. Если герой добрый- хлопаем, если злой – топаем.

Буратино, Баба-Яга, Золушка, Кощей Бессмертный, Людоед, Кот в сапогах, Волк, Дюймовочка, Снежная королева, Крокодил Гена.

Молодцы!

Задание по классам.

3 класс: проверить знания пословиц о добре и зле(собрать пословицу).

1 класс: собрать пазлы и назвать сказку.

Пословицы: «Добро помни, а зло забывай»

«За добро – добром плати»

«Худо тому, кто добра не делает никому»

Блиц-опрос (ответ необходимо давать без времени на размышление).

  1. С кем встречался колобок?

  2. С помощью чего принц нашёл золушку?

  3. К кому шла Красная шапочка?

  4. Волшебная рыба из сказки?

  5. Кого украла Снежная королева?

  6. Кто тянул репку?

  7. Сколько раз старик забрасывал невод?

Молодцы! Отлично справились с этим заданием.

«Найди друзей сказочных героев».

Чебурашка- крокодил Гена, Буратино – Мальвина, Белоснежка – 7 гномов, Иван Царевич – серый волк, Емеля – щука, лиса- волк.

«Собери маску»

1 класс: Злой герой

3 класс: Добрый герой

  1. Психогимнастика.

Изобразите доброго и злого человека.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

-О чем был наш классный час?

— Что понравилось больше всего?

В заключении нашего классного часа, я хочу чтобы вы подарили друг другу цветок, но это не простой цветок, а «Цветок Добра». Необходимо не просто его передать, а пожелать друг другу что-нибудь хорошее, доброе.

– Давайте поклоняться доброте, давайте с думой жить о доброте,
Вся в голубой и звёздной красоте, земля – добра.
Она дарит нас хлебом, живой водой и деревом в цвету
Под этим вечно неспокойным небом, давайте воевать за доброту!

Вручаются ученикам небольшие сувениры за работу.

Памятка «Помни о добре»

1.делать только добрые дела.

2.говорить только правду.

3.слушаться старших.

4.быть дружными и приходить на помощь.

5.любить и прощать людей.

Памятка «Помни о добре»

1.делать только добрые дела.

2.говорить только правду.

3.слушаться старших.

4.быть дружными и приходить на помощь.

5.любить и прощать людей.

Памятка «Помни о добре»

1.делать только добрые дела.

2.говорить только правду.

3.слушаться старших.

4.быть дружными и приходить на помощь.

5.любить и прощать людей.

Памятка «Помни о добре»

1.делать только добрые дела.

2.говорить только правду.

3.слушаться старших.

4.быть дружными и приходить на помощь.

5.любить и прощать людей.

Памятка «Помни о добре»

1.делать только добрые дела.

2.говорить только правду.

3.слушаться старших.

4.быть дружными и приходить на помощь.

5.любить и прощать людей.

Памятка «Помни о добре»

1.делать только добрые дела.

2.говорить только правду.

3.слушаться старших.

4.быть дружными и приходить на помощь.

5.любить и прощать людей.

«Добро помни, а зло забывай»

«За добро – добром плати»

«Худо тому, кто добра не делает никому»

Классный час

«Добро и зло в сказках»

Классный руководитель: Иванова К.С.

kopilkaurokov.ru

5 самых известных литературных героев-волонтёров — Статьи — Литература

Робин Гуд: отобрать у богатых и отдать бедным

Волонтёрство как социальное явление оформляется только во второй половине XIX века, но люди, готовые бескорыстно помогать нуждающимся существовали всегда. Если попытаться вспомнить литературных персонажей, способных заступиться за вдов, защитить сирот, отстоять права обездоленных, на ум сразу придёт имя героя английских народных баллад – благородного разбойника Робин Гуда.

Легендарный стрелок из Шервудского леса зарабатывал на добрые деяния незаконным способом – грабил богачей. Впрочем, на дворе стояло суровое Средневековье, когда грантовых конкурсов, краундфандинговых платформ и социальной защиты ещё не существовало. К тому же шайка Робин Гуда не трогала тех, кто кормился честным трудом.

Конечно, благородного разбойника и его соратников из Шервудского леса волонтёрами можно назвать лишь с натяжкой, но библиотеки упорно включают сборники баллад о них в списки литературы к Году добровольца. Доля здравого смысла здесь присутствует, ведь «славный парень» Робин Гуд стал вечным образом, воплотившим надежды бесправных и угнетённых. 

Вовка – добрая душа: не погубить росток добра

Фото: m.babylog.ru

Стихотворения Агнии Барто из цикла «Вовка – добрая душа» — это одни из первых произведений, знакомясь с которыми, дети узнают, почему надо совершать хорошие поступки и помогать окружающим. Главному герою всего пять лет, но ответственность у него развита не по годам. Вовка поможет утихомирить капризных младенцев, заменит маленькой девочке старшего брата, вместе с ветром расчистит футбольное поле.

Большинство добрых дел Вовка совершает по отношению к друзьям, родственникам, домашним животных, но вот в стихотворении «Жарко» он устраивает настоящую волонтёрскую акцию. Когда город Загорск изнемогает от летнего зноя «Вовка добрая душа, да ещё три малыша, да ещё мальчишек восемь» делают бумажные веера и раздают их измученным жарой гражданам.

Стихотворения Агнии Барто не только дают положительный пример детям, но и напоминают взрослым, как важно не погубить росток добра. В заключительной части цикла Вовка становится старше и начинает стесняться своей натуры: ему неловко «в зрелом возрасте таком быть каким-то добряком». Мальчик переживает серьёзный личностный кризис и пытается стать суровей, только вот ему никто не приходит на помощь.

Тимур Гараев: предчувствие грядущей войны

Фото: best-lekarstva.ru 


Обычно книги, пронизанные идеологией обречены на забвение. Повестm Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» удалось пережить крах социалистического строя, ведь имя её главного героя стало нарицательным. Современных волонтёров люди старшего поколения до сих пор называют «тимуровцами».

В подмосковном дачном посёлке группа подростков во главе с Тимуром Гараевым тайно помогает семьям красноармейцев: носят воду, укладывают дрова в поленницу, находят пропавших домашних животных. Дома своих подопечных тимуровцы помечают красной звездой. Только мирным трудом деятельность мальчишек не ограничивается. Они одерживают убедительную победу над шайкой атамана Мишки Квакина – разорителями дачных садов.

Повесть Аркадия Гайдара не только учила подрастающее поколение добру, но и готовила к грядущей войне – её предчувствием пронизана каждая страница. В молодом возрасте тяга к необдуманным поступкам особенно сильна, но книга Аркадия Гайдара напоминает, что бежать на фронт – не лучшая идея для мальчишки («всем начальникам и командирам приказано гнать оттуда нашего брата в шею«), если послужить Родине можно самоотверженным трудом в тылу.

Эраст Фандорин: добровольчество из эгоистических соображений

Фото: kino-nik.ru

В современном русском языке слово «волонтёр» имеет сугубо мирное значение и связано преимущественно с социальной сферой. Первоначально же так называли солдат-добровольцев. Один из самых ярких примеров военного волонтёрства в отечественной литературе – это герой детективных романов Бориса Акунина Эраст Фандорин.

После трагических событий, описанных в романе «Азазель», сыщик переживает душевный надлом. Ему, титулярному советнику по линии министерства иностранных дел, перспектива стать участником боевых действий не грозила. Фандорин сам принял решение отправиться на сербско-турецкую войну в качестве волонтёра. К отчаянному поступку его подтолкнули «эгоистические соображения»: «вид чужой боли позволяет легче пережить свою«.

На фронте Фандорин оказался за две недели до разгрома армии сербского главнокомандующего Михаила Черняева, после чего ему пришлось набродиться по горам и настреляться («Слава богу, к-кажется, ни в кого не попал«), оказаться в плену и совершить успешный побег, спасти заблудившуюся девушку и помочь русской армии изобличить опасного шпиона.

Гермиона Грейнджер: учиться на ошибках

Фото: 1zoom.ru 

Главную героиню романов о Гарри Поттере Гермиону Грейнджер чаще воспринимают как интеллектуалку, реже – как хорошего друга и просто красавицу. В перерывах между уроками и зубрёжкой главная отличница Хогвартса находила время и для общественной деятельности. Гермиона выросла в семье обычных людей и, узнав о нравах магического мира, была возмущена положением домовых эльфов, находящихся в рабстве у волшебников.

Чтобы исправить ситуацию, девушка создала организацию, призванную изменить статус магических существ. В ряды движения вступили лишь её друзья, да и то с явной неохотой. Возможно, добровольцев стало бы больше, если бы не сомнительное название ГАВНЭ – Гражданская ассоциация восстановления независимости эльфов (в оригинале оно звучит SPEW и переводится как «рвота»). Сами угнетённые существа против рабства не возражали, а попытки Гермионы связать для них одежду или потребовать зарплату воспринимали как оскорбление.

Неудачи не охладили боевой дух. Гермиона сделала выводы из допущенных ошибок и продолжила борьбу с несправедливостью другими методами. Став сотрудницей министерства магии, она сумела принести немало положительных изменений в жизнь мира волшебников.

www.rewizor.ru

викторина «Поступки сказочных героев». Итоговое мероприятие ⋆ Планета Детства

Тема недели « Что такое хорошо и что такое плохо»

 Программное содержание:

  •  Расширить знания детей о хороших и плохих поступках, с помощью героев из сказок.
  • Помочь детям в понимание, того, что добрые слова должны сочетаться с добрыми поступками.
  • Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, заботу о близких.

 Ход мероприятия

Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня у нас увлекательное путешествие: «Что такое хорошо и что такое плохо». Мы поговорим о хороших и плохих поступках героев из сказок, а еще нас ждут увлекательные задания.

Беседа «Слова вежливости».  

Воспитатель: Назовите слова, с помощью которых мы приветствуем.

Дети: Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

Воспитатель: Теперь назовите, как благодарим.

Дети: Спасибо, большое спасибо, благодарю.

Воспитатель: А, сможете ли вы вспомнить формы пожеланий?

Дети: Всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита.

Воспитатель: А какие слова извинений вы знаете?

Дети: Простите, извините, пожалуйста извините.

Воспитатель: А как мы можем попросить вежливо.

Дети: Пожалуйста, будьте добры, прошу вас.

Воспитатель: Скажите, как мы прощаемся.

Дети: До свидания, до скорой встречи, прощайте, пока.

 Игра «А кто это сказал?».

Воспитатель: Молодцы! Все вежливые слова назвали. А давайте поиграем в игру, которая называется «А кто это сказал?».

Один ребенок, ведущий, которому завязывают глаза. Кто – то из детей называет вежливое слово, а ведущий должен определить и назвать по имени. Несколько раз ведущий меняется.

Беседа «Что значит быть хорошим?» 

Воспитатель: Ребята, а давайте вместе подумаем, что значит быть хорошим?

 Дети: Быть внимательным к людям; заботиться о близких; заботиться о девочках, о маме, не грубить; делать приятное, а также говорить вежливые слова.

 Воспитатель: Правильно, а сейчас предлагаю провести мини – викторину, где вы сможете об этом рассказать

 Мини – викторина по сказкам.

 Воспитатель: Я предлагаю вам достать карточки из волшебной коробочки. Эти карточки необычные, на них нарисованы герои сказок. Вот какую карточку достанете, надо сказать как название сказки и что делали сказочные герои. Мы разделимся на две группы (команды) и за каждый ответ, группа будет получать фишку. А потом мы все вместе посчитаем, сколько фишек у каждой группы.

  •  Сказка «Теремок» (звери дружные, приглашали жить вместе)
  •  Сказка «Три медведя» (Маша сломала стульчик, съела кашу)
  •  Сказка «Гуси – лебеди» (Маше с братцем помогали печка, речка, яблонька)
  •  Сказка «Волк и семеро козлят» (волк хитрый, обманул козлят)
  •  Сказка «Кот, дрозд и петух» (друзья выручали Петушка)
  •  Сказка «Круть и Верть» (мышата ленились, не помогали Петушку)
  •  Сказка «Петушок и бобовое зернышко» (курочка помогала петушку)

 И другие сказки……..

 Побеждает группа, у которой больше фишек.

 Воспитатель: Поступать хорошо, быть вежливым, стараться делать приятное другим людям, помогать друзьям, быть добрым и заботливым – это значит поступать правильно и хорошо.

 Сейчас поиграем в игру «Наоборот».

 Словесная игра «Наоборот».

 Мы грустим? (веселимся)

 Мы ссоримся? (дружим)

 Мы ленимся? (трудимся)

 Мы жадничаем? (делимся)

 Воспитатель: Молодцы! Вы знаете про хорошие поступки, умеете это делать. А вот умеете ли вы вежливо и ласково говорить. Давайте проверим. Предлагаю игру.

Игра «Скажи ласково».

Воспитатель: Я вам буду называть слово, а вы это слово должны будете назвать ласково.

 Мама – мамочка,

 Таня – Танечка,

 Белка – белочка,

 Зима – зимушка,

 Лист – листик,

 Дед – дедушка,

 Солнце – солнышко.

 Воспитатель: Как приятно говорить, ласковые слова. Особенно друг другу и близким людям. Вы это умеете.

 Психогимнастика «Ладошки». 

Воспитатель: А теперь покажите свои ладошки. Они теплые и ласковые, давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло и ласку друг друга. В каждом из нас есть много хорошего, для того, чтобы хорошего становилось все больше и больше, нужно быть хорошим, добрым, но совершать правильные поступки не всегда легко. Ради доброго поступка можно уступить, помочь, поделиться. Помните это!

Автор: Антипова Лариса Георгиевна,
воспитатель МБДОУ «Филимоновский детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому развитию детей».

Статья размещена в авторской редакции.

planetadetstva.net

Добро и зло в русских народных сказках

Итак «добро и зло» — является главным моральным понятием в жизни. Добром считают нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать – вот главная задача морального поведения человека.

Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо.
В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше.

Вот почему каждая русская сказка наводит пример противостояния добра и зла. Какими бы не были злые герои, их всегда побеждают сильные, смекалистые, удачливые и просто добрые персонажи. Все это благодаря их нему доброму сердцу, жалости к другим беззащитным персонажам, которым необходима помощь. Добрым героям помогают все, даже птицы и звери. Вот яркие примеры: Ивану царевичу помогал Серый волк, а заяц, рак и утка оказали помощь в поисках иголки, чтобы победить злого Кощея и спасти Василису.

На протяжении многих веков русский народ производил устное народное творчество, в котором закладывалась народная мудрость, свое стремление и надежду. Русская народная сказка – это не только развлечение, скрашивающее долгий вечер, а еще и урок как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться. Книга с Русскими народными сказками является самой любимой, как для детей, так и для взрослых. Она – проста, добра и светла. В ней исключено место для предательства, фальши и лжи. Каждый злой поступок получает заслуженное наказание.

Вспомним слова, написанные великим русским поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Народные сказки пишутся в принципе для детей, что бы подрастающее поколение впитывало в себя важные моменты и уроки, которые скрыты в сказочных героях и их забавных приключениях. Но и многим взрослым они тоже приходятся по душе. В сказках всегда добро побеждает зло. За добрые поступки каждый будет награжден. Наверное, немного найдется людей, которые скажут, что не помнят ни одного сказочного персонажа. Это из-за того, что фольклор пропитан душой всего русского народа.

Рассмотрим зло в народных сказках, которое всегда изображалось безобразным и страшным.

Зло имеет непобедимую силу и власть, навеивает на всех героев страх и подавляемость. Создает чувство полной беззащитности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Но благодаря уму, смелости, доблести и отваги, сказочным героям все-таки удаётся его победить. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. Они обеспечены огромным войском разной нечисти. Например: злых ведьм поедающих маленьких детей. Но в то же время Баба Яга оказывает незаменимую помощь главному герою.

Русский народ достаточно интересно изображал понятия «добро и зло». Есть два типа сказочных героев — отрицательные и положительные. Положительными героями являются: Иван царевич, Андрей стрелок, Иванушка дурачок, Марья кудесница, Елена прекрасная, Василиса премудрая, Иван крестьянский сын, Аленушка и многие другие. Все эти сказочные персонажи обладают скрытой внешней красотой. Например: Иванушка дурачок – это объект для насмешек и издевательств. Все, даже братья, смеются над ним и без жалости издеваются. Но не смотря на эту ситуацию герой лучше всех справляется с отцовскими поручениями, потому, что он более ответственный за свои дела и поступки, более наблюдательный, наделенный храбростью и смекалкой. За свои благие и правильные поступки Иванушка дурачок получил полцарства и красавицу царевну.

В нашем русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. В сказках нет героев, которые на половину плохие или немножко хорошие. Они либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью светлые, добрые, великодушные, сочувствующие другим персонажам. Обычно это относится не только человеческих персонажей, но и животных. Например: Конек-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и множество других.

Рассмотрим следующего сказочного персонажа «Ивана царевича». Русский народ тоже изобразил его смелым и отзывчивым, добрым и умным. Именно из-за этих положительных качеств ему в помощь пришла сила природы, которая позволила царевичу преодолеть трудные задачи возникших на его не легком пути. Женский образ в Русской народной сказке всегда наделен невероятной красотой, Как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Он мудр и добр, заботлив и трудолюбив, вот именно из-за таких качеств к ним на помощь спешат красивые, смелые и умные герои. Добрый персонаж всегда имеет мягкий характер, хорошие манеры поведения и приятную внешность.
Когда ребенок слушает сказку, то он практически сразу определяет для себя доброго героя для подражания, на кого он хочет быть похожим. Вот таким простым образом устное народное творчество закладывало в ребенке понятие зла и добра, что плохо, а что хорошо.

www.istmira.com

«Добро и зло в русских народных сказках». Разработка занятия по нравственному воспитанию.

«Добро и зло в сказках»

Воспитатель В.Н. Машнёва

Цель:

  • Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей.

  • Побуждать детей к активному восприятию знакомой сказки.

  • Вызвать эмоциональный отклик на знакомых сказочных героев.

  • Формировать у детей представление о добре и зле.

  • Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. Учить думать, сопереживать.

  • Обобщить, закрепить и расширить знания детей о добрых и злых героях.

  • Воспитывать в детях положительные качества: взаимопомощь, дружелюбие, уважение к соперникам.

Коррекционные цели:

  • Воспитывать желание поступать правильно. Критически относиться к своим действиям и поступкам, учиться давать оценку поведению других и своему поведению.

  • Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев.

  • Пополнять лексикон детей новыми словами.

  • Развивать навыки связной речи.

Предварительная работа: воспитатель расставляет иллюстрации, картинки сказочных героев ; кубики красного и синего цвета ; музыкальное сопровождение; теневой театр с героями сказки «Колобок».

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель:

Есть на свете страна – это сказка! 
Чудесами  полна, волшебством, 
Дети любят её – там прекрасно!
Всех чарует своим колдовством!

Воспитатель: А любите ли вы сказки?

Ответы детей.

Воспитатель: Много сказок знаете? Молодцы, назовите мне сказки и сказочных героев, которых вы знаете.

Ответы детей.

Воспитатель: Чем же отличаются сказки от других произведений?

Дети. В сказках могут говорить и звери и растения, с ними происходят необычные приключения.

  1. Основная часть.

Воспитатель: А хотите узнать тему нашего занятия?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда расшифруйте её.

Ответы детей.

Воспитатель: А что вам больше всего нравиться в сказках? Добро или зло?

Ответы детей.

Воспитатель: Что всегда побеждает в сказках добро или зло?

Ответы детей.

Воспитатель: А давайте все вместе сделаем дорогу добра! Для этого надо взяться за руки и каждому по очереди назвать слово, образованное от слова ДОБРО.

Дети: 

  • Доброжелательный,

  • добродушный,

  • добродетельный,

  • добросовестный,

  • добросердечный,

  • добропорядочный,

  • добродетель,

  • добронравный,

  • доброта,

  • доброкачественный,

  • добрый,

  • Добрыня.

Воспитатель: Дети, сегодня мы отправимся в путешествие по знакомым сказкам. Издавна русские люди придумывали сказки: себе на забаву, младшим на поучение. И чаще всего в них говорилось о борьбе добра со злом, и изображалось это по-разному: на примере людей, зверей или необычных существ. Но черты характера оставались неизменными.

Игра «Узнай героя и назови сказку». Узнай героя , назови сказку. Подумать, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили.

  • Кот в сапогах, сказка «Кот в сапогах», Шарль Перро

  • Снежная королева, сказка «Снежная королева», Ганс Христиан Андерсен

  • Золушка, сказка «Золушка», Шарль Перро

  • Змей Горыныч, сказка «Василиса Прекрасная», русская народная

  • Конек-горбунок, сказка «Конёк — горбунок», Пётр Ершов

  • Буратино, сказка «Приключения Буратино или Золотой ключик», Алексей Толстой

  • Людоед, сказка «Мальчик – с- пальчик», Шарль Перро

  • Чиполлино, сказка «Приключения Чиполлино», Джани Родари

  • Кощей Бессмертный, сказка «Царевна лягушка», русская народная

  • Баба-Яга,сказка «Гуси — лебеди», русская народная

  • Карабас, сказка «Приключения Буратино или Золотой ключик», Алексей Толстой

  • Дюймовочка, Сказка «Дюймовочка», Ганс Христиан Андерсен

Воспитатель: Злые персонажи, как правило, имели отталкивающую внешность, скверный характер и вредные привычки. А добрые персонажи, наоборот, имели приятную внешность, ласковый характер и хорошие манеры.

Воспитатель: «Добро» и «зло» – главные моральные понятия в жизни. Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Зло – это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.

Не допускать зла и бороться с ним – важные задачи морального поведения человека. Поэтому во всех русских сказках добро противостоит злу, каким бы страшным оно не было и побеждает его с помощью силы, смекалки, удачи.

Воспитатель: Мы немного засиделись, предлагаю провести веселую физкультминутку «Иван Царевич».

Иван-Царевич, вот герой!

Смело он вступает в бой,

Шаги на месте.

Волшебным он взмахнет мечом

И Змей-Горыныч нипочем.

Мах правой, мах левой рукой.

Сделал выпад раз и два –

Отлетела голова.

Выпады правой ногой, руки на колено, полуприсед,

Еще выпад три-четыре

Отлетели остальные.

Выпады левой ногой, руки на колено, полуприсед

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть в игру «Стань волшебником».

Цель: разложить, используя характеристики, красные и синие квадраты. Выяснить каких квадратов больше «добрых» (красные) или «злых» (синие) .

Воспитатель: (перечисляет характеристики. Дети выкладывают цветные квадраты на столах)

Воспитатель: Дети, давайте посчитаем, сколько каких квадратов.

Дети: шесть красных «добрых» и четыре синих «злых».

Воспитатель: Дети, каких квадратов больше!

Дети: «Добрых»!

Воспитатель: Так и в сказках добро всегда побеждает зло.

Игра «Назови лишнее слово» (словесная игра). Цель: развитие фонетического внимания.

  • мастерить, сооружать, ломать, создавать

  • храбрый, смелый, трусливый, отважный

  • грустный, печальный, веселый, унылый

  • благородный, рыцарский, подлый, геройский

  • драться, ссориться, дружить, ругаться

  • веселый, радостный, задорный, грустный

Воспитатель: А сейчас, предлагаю вам следующую игру «Узнай героя сказки».

Цель: Отгадать загадку и узнать сказочного персонажа. Подумать, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили. (Воспитатель читает загадки)

грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

славный доктор (Айболит)

В избе на куриной ноге проживаю.

Красавица златокудрая, а зовут меня (Б. Яга)

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот- трудно. (Кот Леопольд).

Что ни зуб- то острый нож!

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк) .

А корзинка – не легка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена …  (Крокодил.)

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок …  (Вини-Пух.)

Но не знает девочка, что опасность ждёт.

За кустами светится пара злющих глаз…

Кто-то страшный встретится девочке сейчас.

Кто расспросит девочку об её пути?

Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?

Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?

На загадку можете отвечать теперь.  (Красная Шапочка и волк.)

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый …  (Доктор Айболит.)

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.   (Золушка.)

Дочку из снежка слепили

Но костра горячий жар

Превратил дочурку в пар

Дед и бабушка в печали

Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

Персонаж в ней мальчик Кай? (Снежная королева)

Трое их живёт в избушке

Там три стула и три кружки

Три кроватки, три подушки

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

И вам, конечно же знакома? (Белоснежка)

Мчалась по тропинке.

Девочка бегом!

Тёмный лес кругом.

Встретилась там с волком

И не знает толком,

Как же он её скорей

Оказался у дверей.

И в кровать улегся плут

Девочку — то как зовут? (Красная Шапочка)

Воспитатель: молодцы все загадки отгадали. Ребята, а о ком были эти загадки?

Дети: О сказочных героях.

Воспитатель: А где живут сказочные герои?

Дети: В сказках.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам еще одну сказочную физкультминутку «Буратино».

Буратино потянулся,

Потянуться

Раз нагнулся, два нагнулся.

Наклоны вперед, руками достать носочки.

Руки в стороны развел,

Руки в стороны

Ключик видно не нашел.

Пожать плечами.

Чтобы ключик нам достать

Руки на пояс. Повороты туловища в стороны.

Нужно на носочки встать.

Потянуться, руки вверх, на носочки. Опустить руки вниз через стороны.

Найди друзей – сказочных героев (разложить картинки по парам)

  • Жасмин – Аладдин,

  • Чебурашка – крокодил Гена,

  • Иван Царевич – царевна лягушка,

  • Буратино – Мальвина,

  • Белоснежка – 7 гномов.

  • Лунтик – Кузя,

  • Кот в сапогах – мельник

  • Кощей Бессмертный – Змей Горыныч,

  • Чиполлино – Вишенка и Редиска

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в сказках какие герои побеждают добрые или злые?

Ответы детей.

  1. Заключение.

Воспитатель: Да, в сказках и в жизни всегда добро побеждает зло. Как можно назвать взрослых, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим?

Ответы детей. Добрыми, сердечными.

Воспитатель: Дети, наше занятие подошло к концу, давайте скажем всем большое спасибо, возьмемся за руки и пожелаем друг другу добра. (Песня В. Шаинского «В мире много сказок»)

Интернет ресурсы:

  • http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-tematicheskogo-vechera-v-starshei-grupe-dobro-i-zlo-v-ruskih-narodnyh-skazkah.html

  • http://50ds.ru/vospitatel/2664-intellektualnaya-igra-puteshestvie-po-skazkam—tema-dobro-i-zlo-v-skazkakh.html

  • http://konspekt.vscolu.ru/konspekty-zanyatij-dlya-detej-4-5-let/kak-my-lyubim-skazki.html

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *