cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

География для спо – Лекции по географии СПО

Рабочая программа по географии для студентов СПО

Краевое государственное автономное образовательное учреждение

«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И.Сюзева»

ОДБ. 05 «география»

для специальностей 44.02.01 «Дошкольное образование»,

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «География» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. Авторы: Максаковский В.П, доктор географических наук, профессор, одобрена директором ФГУ «Федеральный институт развития образования» Ф.Ф. Харисов от 10.04.2008 г., директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.М. Реморенко от 16.04.2008 г.

Организация-разработчик: КГАОУ СПО «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»

Разработчик: Катаева Елена Ивановна, преподаватель Добрянского гуманитарно-технологического техникума

Рассмотрено и Одобрено на заседании методического совета техникума

Протокол № ____ от «____» _______ 2014 г.

1. Паспорт рабочей программы дисциплины

1.1. Программа учебной дисциплины является частью основной общеобразовательной программы для профессий СПО

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной программы: дисциплина «География» относится к общеобразовательным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины

Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки студента 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению.

должна обеспечивать наличие специального кабинета географии.

Оборудование учебного кабинета: рабочие места преподавателя и студентов, оборудованные современными средствами обучения (компьютерами, интерактивными досками, планшетами, проекторами, необходимым программным обеспечением.)

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2005.

Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2005.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2005.

Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2005

Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. – М., 2008.

Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2008

Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. – М., 2007.

Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 20005.

Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок; ч. 1 и ч. 2. – М., 2005.

Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6–10 кл. – М., 1997.

Большая школьная энциклопедия. Том 1. – М., 2007.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Современные методы географических исследований

Тема 1.1.

Положение географии в системе наук.

Содержание учебного материала

2

2

1

Традиционные и новые методы географических исследований.

Тема 1.2.

Географическая карта

Содержание учебного материала

4

3

1

Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура

2

Практическая работа №1 Анализ карт различной тематики.

2

Самостоятельная работа. «Политическая карта мира»

4

Тема 1.3.

Статистический метод

Содержание учебного материала

2

2

1

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов.

2

Тема 1.4.

Геоинформационные системы.

Содержание учебного материала

2

2

1

Геоинформационные системы.

2

Раздел 2 Природа и человек в современном мире

Тема 2.1.

Взаимодействие человечества и природы

Содержание учебного материала

2

2

1

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.

2

Самостоятельная работа. «Международный характер проблемы «дестабилизации окружающей среды».».

2

Тема 2.2.

Природные ресурсы Земли, их виды.

Содержание учебного материала:

4

2

1

Земельные ресурсы, минеральные ресурсы. Лесные ресурсы.

2

2

Практическая работа №2 Ресурсы мирового океана, ресурсы пресной воды.

2

Тема 2.3.

Ресурсообеспеченность.

Содержание учебного материала:

2

2

1

Ресурсообеспеченность..

2

Самостоятельная работа. «Природно-ресурсный потенциал разных территорий»

4

Тема 2.4

География мировых природных ресурсов.

Содержание учебного материала:

4

3

1

География мировых природных ресурсов.

2

2

Практическая работа №3 География Мировых природных ресурсов.

2

Самостоятельная работа. «Подготовить сообщения о странах современного мира».

4

Тема 2.5.

Основные типы природопользования.

Содержание учебного материала:

2

2

1

Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды.

2

Самостоятельная работа. «Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования.»

2

Тема 2.6.

Глобальные проблемы современности

Содержание учебного материала:

6

2

1

Понятие о глобальных проблемах. Экологические проблемы.

2

2

Демографические проблемы. Социально опасные заболевания. Угроза третьей мировой войны.

2

Практическая работа№4 Семинар «Глобальные проблемы»

2

Раздел 3 Население мира

Тема 3.1.

Численность и размещение населения мира.

Содержание учебного материала:

4

2

1

Численность, динамика и размещение населения мира. Структура населения.

2

2

Практическая работа №5 Воспроизводство и миграции населения.

2

Самостоятельная работа. «Демографическая ситуация в разных странах и регионах мира.».

4

Тема 3.2

Трудовые ресурсы и занятость населения.

Содержание учебного материала:

4

2

1

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов.

2

2

Расселение населения.

2

Самостоятельная работа. «Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира»

3

Раздел 4 География мирового хозяйства

Тема 4.1.

НТР и мировое хозяйство

Содержание учебного материала:

2

2

1

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

2

Самостоятельная работа. «НТР и мировое хозяйство».

2

Тема 4.2

Международное географическое разделение труда.

Содержание учебного материала:

4

2

1

Международное географическое разделение труда. Отрасли международной специализации стран и регионов мира.

2

Практическая работа №6 Определение факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

2

Тема 4.3.

География промышленности

Содержание учебного материала:

4

2

1

География топливно-энергетической и горно-добывающей промышленности. География важнейших отраслей обрабатывающей промышленности: энергетика, машиностроение, металлургия.

2

2

Практическая работа №7 География химической, лесной и деревообрабатывающей, легкой промышленности. География сельского хозяйства.

2

Самостоятельная работа. «География транспорта. Виды транспорта, основные транспортные потоки »

4

Тема 4.4

Международные экономические связи

Содержание учебного материала:

4

2

1

Международные экономические связи и их формы. Создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Транснациональные корпорации и их роль в глобализации мировой экономики. Международная торговля – основные направления и структура.

2

2

Практическая работа №8 Главные центры мировой торговли.

2

Раздел 5.

Регионы и страны мира

Тема 5.1.

Многообразие стран мира.

Содержание учебного материала:

2

2

1

Многообразие стран мира. Различные подходы к типологии стран.

2

Самостоятельная работа. «Экономически развитые и развивающиеся страны.»

2

Тема 5.2.

Региональный подход в изучении экономической географии мира.

Содержание учебного материала:

14

1

1

Региональный подход в изучении экономической географии мира. Историко-географические регионы мира. Региональные контрасты современного мира. Характеристика отдельных регионов и стран. Бразилия, Аргентина, Мексика – страны интенсивного развития рыночной экономики.

2

2

Северная Америка. Население региона. Историко- географические особенности формирования государства. США. ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства, Канада. ЭГП, природно-ресурсный потенциал, размещение населения, особенности отраслевой и территориальной структур хозяйств.

2

3

Практическая работа №9 Европа .

2

4

Практическая работа №10 Восточная Азия.

2

5

Практическая работа №11 Африка.

2

6

Практическая работа №12 Страны Латинской Америки.

2

7

Практическая работа №13 Австралия.

2

Тема 5.3.

Общая характеристика хозяйства.

Содержание учебного материала:

2

1

1

Общая характеристика хозяйства. Основные черты отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Промышленность, ведущие отрасли.

2

Самостоятельная работа. «География сельского хозяйства и транспорта».

4

Тема 5.4.

Россия на политической карте мира.

Содержание учебного материала:

6

3

1

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России..

2

2

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнёры. Основные формы внешних экономических связей. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития страны.

2

3

Практическая работа №14 Демография и расселение в России.

2

Самостоятельная работа. «Геоэкологическая ситуация. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ)».

4

Итоговое занятие по курсу «География»

Дифференцированный зачет

2

Всего

103

kopilkaurokov.ru

Учебно-методический материал по теме: Лекции по экономической географии ( для СПО)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономической географии ( для СПО)

Рабочая программа по экономической географии ( для СПО)…

Краткий курс лекций по дисциплине » Обществознание» для специальностей среднего профессионального образования

Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой  дисциплины  «Обществознание» для подготовки по специальностям среднего профессионального образования…

Методические указания по составлению и оформлению рефератов, контрольных и творческих работ по экономическим дисциплинам для всех специальностей

Цель данных указаний – оказать методическую помощь студентам в выполнении и оформлении основных видов письменных работ. Уровень и содержание каждого вида работ разнообразны, что обуславливает ряд спец…

Сборник заданий по экономическим дисциплинам для всех специальностей

Задания сборника позволят сформировать у студентов представление об экономике и предпринимательстве как о важных формах человеческой деятельности в условиях современной рыночной экономики, познакомят …

Курс лекций по дисциплине «Экономика» для студентов СПО

Курс лекций по дисциплине «Экономика» разработан по основным темам рабочей программы и предназначен для обучающихся СПО по специальностям 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по от…

Контрольно-измерительные материалы по УД «География» для обучающихся 1 курса СПО

Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины ОДБ.07 «География» основной профессиональной образовательной программы (прогр…

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по УД «География» для обучающихся 1 курса СПО

Увеличение доли внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при реализация новых ФГОС, требует соответствующей организации учебного процесса и составления учебно-методической документации, разраб…

nsportal.ru

Рабочая программа на тему: Рабочая программа по экономической географии ( для СПО)

Федеральное государственное образовательное бюджетное  учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Самарский финансово-экономический колледж

(Самарский филиал Финуниверситета)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ГЕОГРАФИЯ»

для специальности

080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

г. Самара

2012 г.

АВТОРЫ:

Преподаватель Самарского финансово-экономического колледжа – филиала федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Финансовая университет при Правительстве Российской Федерации»                      

А.А.Гордеева

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Преподаватель Самарского финансово-экономического колледжа – филиала федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»    

                 Т.А. Ксенафонтова


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по дисциплине «География» является программой базового уровня и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям, в частности по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) среднего профессионального образования. Данная программа реализует требования Государственного образовательного стандарта и является единой для всех форм обучения.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) география в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается как базовый учебный предмет.

При получении специальностей СПО социально-экономического профиля обучающиеся учреждении СПО изучают географию в объеме 39 часов.

программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Рабочая программа содержит материал, включающий систему комплексных социально-ориентированных знаний о размещении населения и хозяйства, особенностях, динамике и территориальных следствиях главных экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, о проблемах взаимодействия общества и природы, адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходах к развитию территорий.

Содержание рабочей программы ориентируется, прежде всего, на развитие географических умений и навыков, общей культуры и мировоззрения обучающихся, решение воспитательных и развивающих задач общего образования, социализации личности.

Рабочая программа призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, развить у них познавательный интерес к другим народам и странам, а также сформировать знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.

Рабочая программа обладает рядом особенностей:

– усилена практическая составляющая курса, которая предполагает разнообразную самостоятельную, творческую и познавательную деятельность учащихся;

– акцентируется внимание на технологических особенностях ряда отраслей и производств мирового хозяйства;

– увеличен объем содержания по географии России;

– проблемы географии мирового хозяйства показаны на примерах не только зарубежных стран, но и России;

– типология стран учитывает особенности их социально-экономического развития.

Особое место в рабочей программе уделено практическим работам с различными источниками географической информации – картами, статистическими материалами, геоинформационными системами.

Практико-ориентированные задания, проектная деятельность обучаемых, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой частью учебного процесса.

        Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

Рабочая программа по географии завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов.

Рабочая программа учебной дисциплины «География» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, практических работ, тематику рефератов, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

Наименование тем

Макс. учебная нагрузка студента

Количество аудиторных часов

при очной форме обучения

Самост. работа студента

всего

Лаборат. работы

Практич. занятия

1

2

3

4

5

6

Введение

2

2

Раздел 1. Источники географической информации

2

2

1

Раздел 2. Политическая карта мира

2

2

1

Раздел 3. География населения мира

4

4

1

Раздел 4. География мировых природных ресурсов

4

2

1

2

Раздел 5. География мирового хозяйства

11

10

2

1

Раздел 6. Регионы и страны мира

15

10

2

5

Раздел 7. Россия в современном мире

4

4

1

Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

3

3

1

Резерв учебного времени

1

1

Итого по дисциплине:

48

40

10

8

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

п\п

темы

Наименование

Кол-во часов

1

2

3

4

1

1

Практическая работа №1

«Анализ карт различной тематики»

1

2

2

Практическая работа №2

«Знакомство с политической картой мира  »

1

3

3

Практическая работа №3

 «Определение особенностей расселения, демографической ситуации и сопоставление культурных традиций в разных странах и регионах мира.»

1

4

4

Практическая работа №4

«Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.»

1

5

5

Практическая работа №5

«Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.»(по выбору учащегося)

2

6

6

Практическая работа №6

«Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.»

2

7

7

Практическая работа №7

«Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда»

1

8

8

Практическая работа №8

«Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества»

1

ИТОГО:

10

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «География» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований, Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.

1. Источники географической информации

Географическая карта – особый источник информации о действительности.

Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Международные сравнения.

Практическая работа №1

«Анализ карт различной тематики»

2. Политическая карта мира

Страны на современной политической карте мира. Их группировка по площади территории, по численности населения. Примеры стран.

Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран.

Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. Примеры стран.

Государственное устройство стран мира. «Горячие точки» планеты.

Практическая работа №2

«Знакомство с политической картой мира.  »

3. География населения мира

Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Географические аспекты качества жизни населения.

Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Экологические проблемы больших городов.

Практическая работа №3

«Определение особенностей расселения, демографической ситуации и сопоставление культурных традиций в разных странах и регионах мира.»

4. География мировых природных ресурсов

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования.

Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практическая работа №4

«Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.»

5. География мирового хозяйства

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации. Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практическая работа №5

«Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.»

6. Регионы и страны мира

Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и крупных регионов. Международные сравнения.

Практическая работа №6

«Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.»

7. Россия в современном мире (повторительно-обобщающий)

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. Характеристика современного этапа развития хозяйства.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.

Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура.

Участие разных регионов России в географическом разделении труда. География отраслей международной специализации России.

Практическая работа №7

«Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда»

8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Практическая работа №8

«Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества»


ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2012

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2005.
  2. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2005.
  3. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2012.
  4. Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. – М., 2008.
  5. Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2008
  6. Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. – М., 2007.
  7. Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 2005.

Преподаватель                                                 А.А.Гордеева

Федеральное государственное образовательное бюджетное  учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Самарский финансово-экономический колледж

(Самарский филиал Финуниверситета)

                                                                       Рассмотрено и  утверждено на заседании

                                                                                   цикловой  (методической)  комиссии

                                                                                         социально-экономических дисциплин

                                                                                 Протокол № ____от________________

                                                                                                        Председатель_____________/Г.В.Арефьева/

ВОПРОСЫ

для подготовки к зачету

по учебной дисциплине

 «География»

по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

  1. Социально-экономическая география в системе географических наук. 
  2. Многообразие стран современного мира. 
  3. Группировки стран мира.
  4. Международные организации.
  5. География мировых природных ресурсов.
  6. Государственный строй стран мира
  7. Численность и воспроизводство населения.
  8. Факторы, влияющие на рождаемость и смертность.
  9. Урбанизация – всемирный процесс: проблемы и перспективы.
  10. Демографическая политика.
  11.  Состав (структура) населения.
  12. Национально-религиозный состав мира.
  13. Миграции населения.
  14. Городское и сельское население. 
  15. Экономически активное население и трудовые ресурсы.
  16. Характеристика научно-технической революции.
  17. Мировое хозяйство.
  18. ТЭК. Нефтяная промышленность.
  19. ТЭК. Газовая промышленность.
  20. Электроэнергетика.ТЭС, ГЭС.
  21. АЭС. Альтернативные электростанции.
  22. Угольная промышленность. Горнодобывающая промышленность.
  23. Металлургия.
  24. Машиностроение.
  25. Химическая промышленность.
  26. Лесная промышленность.
  27. Промышленность строительных материалов.
  28. Пищевая промышленность.
  29. Легкая промышленность.
  30. География сельского хозяйства.
  31. Растениеводство. Животноводство.
  32. С/Х и окружающая среда.
  33. География транспорта.
  34. Международные экономические отношения.
  35. Социально-экономическая характеристика стран Зарубежной Европы. 
  36. Социально-экономическая характеристика одной из стран Зарубежной Европы(по выбору студента). 
  37. Социально-экономическая характеристика микрогосударств Европы.
  38. Социально-экономическая характеристика стран Зарубежной Азии  
  39. Социально-экономическая характеристика одной из стран Зарубежной Европы(по выбору студента). 
  40. Социально-экономическая характеристика стран Африканского континента. 
  41. Социально-экономическая характеристика одной из стран Африканского континента(по выбору студента).
  42. Социально-экономическая характеристика стран Австралии и Океании.
  43. Социально-экономическая характеристика одной из стран Австралии и Океании(по выбору студента). 
  44. Социально-экономическая характеристика стран Северной Америки. 
  45. Социально-экономическая характеристика одной из стран Северной Америки(по выбору студента). 
  46. Социально-экономическая характеристика стран Латинской Америки.
  47. Социально-экономическая характеристика одной из стран Латинской Америки(по выбору студента). 
  48. Россия в современном мире.
  49. Глобальные проблемы человечества. Пути их решения.
  50. Глобальные проблемы человечества. Проблема войны и мира.
  51. Глобальные проблемы человечества. Экологическая проблема.
  52. Глобальные проблемы человечества. Топливно-энергетическая проблема.
  53. Глобальные проблемы человечества. Сырьевая проблема.
  54. Глобальные проблемы человечества. Проблема преодоления социально-экономической отсталости стран.

«01» сентября  2012 г.                Преподаватель                    /А.А.Гордеева/

Федеральное государственное образовательное бюджетное  учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Самарский финансово-экономический колледж

(Самарский филиал Финуниверситета)

Рассмотрено и  утверждено на заседании

                                                                                   цикловой  (методической)  комиссии

                                                                                         социально-экономических дисциплин

                                                                                 Протокол № ____от________________

                                                                                                        Председатель_____________/Г.В.Арефьева/

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

по учебной дисциплине

«География»

по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

  1. Стратегия устойчивого развития и решение глобальных проблем человечества.
  2. Демографическая ситуация и демографическая политика в России, странах и регионах мира.
  3. Урбанизация – всемирный процесс: проблемы и перспективы.
  4. Экономические и экологические проблемы отраслей мирового хозяйства (по выбору учащихся).
  5. Территориальная структура хозяйства на примере стран разных типов.
  6. Особенности формирования современной политической карты мира.
  7. Географическая «модель» современного мирового хозяйства.
  8. Традиционные и новые формы внешних экономических связей.
  9. Современные функции и проблемы крупных городов.
  10. Организация особо охраняемых природных территорий; их география.
  11. Социально-экономическая характеристика Германии.
  12. Социально-экономическая характеристика Франции.
  13. Социально-экономическая характеристика Великобритании.
  14. Социально-экономическая характеристика скандинавских стран.
  15. Социально-экономическая характеристика стран бенилюск.
  16. Социально-экономическая характеристика микрогосударств Европы.
  17. Социально-экономическая характеристика микрогосударств Азии.
  18. Социально-экономическая характеристика Китая.
  19. Социально-экономическая характеристика Японии.
  20. Социально-экономическая характеристика Индии.
  21. Социально-экономическая характеристика Австралии.
  22. Социально-экономическая характеристика ЮАР.
  23. Социально-экономическая характеристика США.
  24. Социально-экономическая характеристика Канады.
  25. Социально-экономическая характеристика Бразилии.
  26. Социально-экономическая характеристика Океании.
  27. Современные колониальные государства.

ЛИТЕРАТУРА

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2005.

Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2005.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2012.

Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2012

Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. – М., 2008.

Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2008

Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. – М., 2007.

Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 2005.

Преподаватель                                    А.А.Гордеева

nsportal.ru

Рабочая программа по географии для студентов СПО,

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

Екатеринбургский техникум отраслевых технологий и сервиса

УТВЕРЖДАЮ

Зав. филиалом

_____________________ Н.А. Романова

«______» _____________ 2015 г.

рабочая ПРОГРАММа

учебной дисциплины
«География»

ОПОП «Парикмахер»

Форма обучения – очная

Срок обучения 2 года 10 мес

Уровень освоения: базовый

2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), примерной программой учебной общеобразовательной дисциплины (География) для специальностей СПО (Одобреной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.) и учитывает требования ФГОС среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)

Разработчик: Решетникова А.В., преподаватель

Организация-разработчик:

ГБПОУ СО Екатеринбургский техникум отраслевых технологий и сервиса

Рассмотрена на заседании методического совета, протокол № _____

«______» ________________ 2015 г.

Председатель:____________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общеобразовательная учебная дисциплина «География» изучается в профессио- нальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной об- разовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259). Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:

• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и дина- мично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;

• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способно- стей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран; • воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;

• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

• нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;

• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в усло- виях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»

Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам. Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания. У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение. Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисципли- нарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение географии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО или специальностей СПО. Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и содержании , видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений. В содержание учебной дисциплины включены практические занятия, имеющие профессиональную значимость для студентов, осваивающих выбранные профессии СПО или специальности СПО. Курсивом выделены практические занятия, выполнение которых для студентов, осваивающих специальности СПО технического и социально- экономического профилей профессионального образования, необязательно. Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. В учебных планах место учебной дисциплины «География» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин , формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

Содержание учебной дисциплины

Введение

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.

  1. Источники географической информации.

Географическая карта – особый источник информации о действительности. Статистические материалы и другие способы и формы получения географической информации. Использование космических снимков и моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Международные сравнения.

Самостоятельная работа:

  • Анализ карт различной тематики, в том числе сравнительный.

  • Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

  • Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

  • Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

  • Использование статистической информации и геоинформационных систем разной формы и содержания; обработка, анализ и представление географической информации в графической и картографической форме.

2.Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Страны на современной политической карте мира. Группировка стран по площади территории, по численности населения. Примеры стран. Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран. Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. Примеры стран. Государственное устройство стран мира. «Горячие точки» планеты.

Самостоятельная работа:

  • Знакомство с политической картой мира.

  • Составление картосхем, характеризующих государственное устройство стран мира; географию международных конфликтов.

  • Обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности населения и размерам территории.

  • Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по социально-экономическим показателям.

  1. География населения мира.

Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия.

Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Географические аспекты качества жизни населения.

. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.

Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов.

Расселение населения. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Экологические проблемы больших городов.

Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.

Самостоятельная работа:

  • Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира.

  • Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

  • Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

  • Оценка качества трудовых ресурсов в разных странах и регионах мира.

  • Сопоставление культурных традиций разных народов.

  1. География мировых природных ресурсов.

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные пы природопользования.

Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Самостоятельная работа:

  • Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

  • Определение наиболее типичных экологических проблем для каждой группы природных ресурсов и их сочетаний, а также возможных путей их решения.

  • Экономическая оценка использования природных ресурсов в различных отраслях мирового хозяйства.

  1. География мирового хозяйства.

Мировое хозяйство, основные этапы его развития.

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы.

Международная специализация крупнейших стран мира регионов, кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации. Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. Ведущие страны – экспортеры основных видов продукции.

Внешнеэкономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

География мировых валютно-финансовых отношений

Самостоятельная работа:

  • Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.

  • Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

  • Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

  1. Регионы и страны мира.

Многообразие стран современного мира. По размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и крупных регионов. Международные сравнения.

Самостоятельная работа:

  • Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

  • Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

  1. Россия в современном мире .

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

Самостоятельная работа:

  • Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

  • Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.

  • Определение основных направлений и структуры внешних экономических связей России с зарубежными странами.

  • Составление картосхем географии внешней торговли России с зарубежными странами и регионами.

  1. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Самостоятельная работа:

  • Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

  • Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций в русле решения глобальных проблем человечества.

  • Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.

Темы рефератов

Новейшие изменения политической карты мира.

• Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.

• Типы природопользования в различных регионах и странах мира.

• Особенности современного воспроизводства мирового населения.

• Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.

• Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.

• Языки народов мира.

• Современные международные миграции населения.

• Особенности урбанизации в развивающихся странах.

• Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.

• Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.

• «Мировые» города и их роль в современном развитии мира.

• Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного жи- вотноводства.

• Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа. • Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.

• Современный географический рисунок мирового морского портового хозяй- ства.

• Международный туризм в различных странах и регионах мира.

• «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.

• Запад и Восток Германии сегодня.

• Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии.

• Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.

• Особенности политической карты Африки.

• Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уро- вень урбанизации в странах Африки.

• Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».

• Географический рисунок хозяйства США.

• Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.

• Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.

• Особенности современного экономико-географического положения России.

• Внешняя торговля товарами России.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ

Наименование разделов

Аудиторных: 99

Введение

2

1. Источники географической информации

4

2. Политическая карта мира

6

3. География населения мира

10

4. География мировых природных ресурсов

10

5. География мирового хозяйства

10

6. Регионы и страны мира

10

7. Россия в современном мире

10

8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

10

Самостоятельные работы

50

Итого

149

Требования к результатам обучения

В результате изучения учебной дисциплины «География» обучающийся должен:

знать/понимать:

ОК 1:Сущность основных географических понятий и терминов; социальную значимость традиционных и новых методов географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

ОК 3: Анализировать особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, осуществлять контроль по овладению знаниями данной дисциплины, нести ответственность за результаты своей работы

уметь:

ОК 4: Осуществлять поиск информации ,определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

ОК 2: Организовывать собственную деятельность, самостоятельно составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия,

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

ОК 5: Использовать ИКТ для нахождения и применения географической информации,правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Результаты освоения базового курса дисциплины География отражают:

  • владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

  • владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

ОК 6: сформировать умения работать в команде, уважительно относиться к мнению коллег на практических занятиях по работе с контурными картами для освоения системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

  • владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

  • сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

В соответствии с ФГОС среднего общего образования содержание рабочей программы по дисциплине «География» наличие в ней практических, самостоятельных работ способствует достижению обучающимися следующих результатов:

Личностных:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

  • сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений,

  • сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,

  • правосознание,

  • экологическую культуру,

  • способность ставить цели и строить жизненные планы,

  • способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

Метапредметных:

  • освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия,

  • способность их использования в познавательной и социальной практике,

  • самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,

  • способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

  • Предметных

  • освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области,

  • виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,

  • формирование научного типа мышления,

  • владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Примерные темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов

Новейшие изменения политической карты мира.

• Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.

• Типы природопользования в различных регионах и странах мира.

• Особенности современного воспроизводства мирового населения.

• Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.

• Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.

• Языки народов мира.

• Современные международные миграции населения.

• Особенности урбанизации в развивающихся странах.

• Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.

• Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.

• «Мировые» города и их роль в современном развитии мира.

• Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного жи- вотноводства.

• Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.

• Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.

• Современный географический рисунок мирового морского портового хозяй- ства.

• Международный туризм в различных странах и регионах мира.

• «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.

• Запад и Восток Германии сегодня.

• Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии.

• Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.

• Особенности политической карты Африки.

• Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уро- вень урбанизации в странах Африки.

• Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».

• Географический рисунок хозяйства США.

• Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.

• Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.

• Особенности современного экономико-географического положения России.

• Внешняя торговля товарами России.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.

Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2014.

Кузнецов А.П., Ким Э.В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014. Холина В.Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.

Холина В.Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2014.

Для преподавателей

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».

География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса».

География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014.

Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014.

Российский энциклопедический словарь. — М., 2011

Интернет-ресурсы

www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).

www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).

www. simvolika. rsl. ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).

19


kopilkaurokov.ru

КТП по географии для специальности СПО 46.02.01

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Тольяттинский техникум производственных технологий

«__» ________________ 2014г.

специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Преподаватель_ Стригина Г.В.

Общее количество часов по учебному плану на дисциплину 78 часов

в том числе: Количество часов по учебному плану на 2014 / 2015 учебный год 78 ч.

Уроки комбинированные _____ час. Практические занятия ________ час.

Уроки-сообщения новых знаний ________час. Лабораторные работы _______ час.

Уроки повторения _______ час. Консультации по курсовой работе ______ час.

Лекции ______ час. Экскурсии _________час.

Семинары _______час. Диспуты _________час.

Конференции _________час.

Составлен в соответствии с учебной рабочей программой, утвержденной « » сентября 2014 г.

цикловой комиссией общеобразовательных общих гуманитарных, социально-экономических, математических, общих естественнонаучных, дисциплин

Протокол № ____ от «_____» сентября 2014 г Председатель цикловой комиссии ___________________

П / №

занятия

Наименование разделов, тем, занятий

Коли-чество

часов

Календарные сроки

изучения (месяц)

Вид занятий

Нагляд-ные пособия и оборудование

Задания

для самостоятельной

работы студентов

Раздел 1. Общая характеристика мира

40

Тема 1.1. Введение. Источники географической информации

4

1

География как наука. Связь с другими дисциплинами. Место социально-экономической географии в системе географических наук. Основные теории, концепции и методы исследований. Традиционные и новые методы географических исследований.

2

Сентябрь

Обзорная лекция

Политическая карта мира

конспект

2

Географическая карта – особый источник информации о действительности.

2

Сентябрь

Обзорная лекция

Политическая карта мира

Практическое значение источников географической информации

Тема 1.2. Современная политическая карта мира

6

3

Многообразие стран мира и их типы. Их группировка по площади территории, по численности населения. Примеры стран. Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран. Практическая работа №1. Обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности

и площади.

2

Сентябрь

Комбинированный урок

Политическая карта мира

[ 1]стр.5-20

4

Государственное устройство стран мира. «Горячие точки» планеты. Практическая работа №2.. Характеристика политико-географического положения страны (по выбору)

2

Сентябрь

Комбинированный урок

Политическая карта мира

[1]стр. 21-25

Обозначение на политической карте мира стран разного типа

5

Контрольная работа №1.

2

Октябрь

Урок обобщения знаний

Тестовые задания

Тема 1.3. География населения мира

6

6

Численность, воспроизводство, состав населения Воспроизводство населения, их типы. Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Практическая работа №3. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в странах разных типов социально-экономического развития

2

Октябрь

Комбинированный урок

Политическая карта мира, атласы

[1]стр.48-56

7

Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). Понятие о качестве трудовых ресурсов. Миграции населения, их типы и виды.

2

Октябрь

Комбинированный урок

Политическая карта мира

[1]стр 68-86

Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов

8

Размещение населения. Миграции. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Экологические проблемы больших городов. Практическая работа № 4 Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира

2

Октябрь

Комбинированный урок

Политическая карта мира

[1]стр.57-67

Тема 1.4. География мировых природных ресурсов

8

9

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем разных территорий. Основные типы природопользования.

2

Ноябрь

Обзорная лекция

Экономическая карта мира, атласы

[1]стр.23-26

10

Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал. Территориальные сочетания природных ресурсов..

2

Ноябрь

Комбинированный урок

Экономическая карта мира, атласы

Типичные экологические проблемы для каждой группы природных ресурсов

11

География мировых природных ресурсов

2

Ноябрь

семинар

Экономическая карта мира, атласы

[1]стр.26-47

12

Географическое ресурсоведение и геоэкология. Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды. Практическая работа №5. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов

2

Ноябрь

Комбинированный урок

Экономическая карта мира, атласы

Возможные пути их решения экологических проблем

Тема 1.5. География отраслей мирового хозяйства

16

13

Мировое хозяйство. Понятие «Мировое хозяйство». Отрасли международной специализации стран и регионов мира. Понятие «Международное географическое разделение труда».

2

Декабрь

Комбинированный урок

Экономическая карта мира, атласы

[1]стр.86-104

14

Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства. Понятие об отраслевой и территориальной структуре мирового хозяйства.

Практическая работа №6. Определение структуры и географии основных отраслей мирового хозяйства.

2

Декабрь

Комбинированный урок

Экономическая карта мира, атласы

«Международное сотрудничество и его роль в развитии страны (на примере страны по выбору)»

15

География промышленности. Факторы размещения География промышленности. отраслевая и территориальная структура. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации. Факторы размещения: старые и новые

2

Декабрь

Комбинированный урок

Экономическая карта мира, атласы

[1]стр.105-186

16

Контрольная работа №2.

2

Декабрь

Урок обобщения знаний

Тестовые задания

17

География сельского хозяйства

2

Январь

семинар

Экономическая карта мира, атласы

[1]стр.187-212

18

Рыболовство География морского рыболовства

2

Январь

Комбинированный урок

Экономическая карта мира, атласы

таблица

19

География транспорта. Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства. Географические различия. Виды транспорта.

2

Январь

Комбинированный урок

Экономическая

карта мира,

атласы

[1]стр.214-234

20

Всемирные экономические отношения. Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. Практическая работа №7. Определение структуры мировой торговли

2

Февраль

Комбинированный урок

карта мира,

атласы

[1]стр.91-105

Раздел 2. Регионы и страны мира

32

Тема 2.1. Регионы и страны Зарубежной Европы

8

21

Общая характеристика зарубежной Европы. Понятие о географическом регионе. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы.

Величина территории региона. Средиземноморские цивилизации. Традиционные типы хозяйства. Население Зарубежной Европы. Языки народов Европы и их география. Невысокие темпы роста численности населения, высокий уровень урбанизации. Главные европейские городские агломерации. Внутренние и внешние миграции.

2

Февраль

Комбинированный урок

Политическая

карта мира,

атласы

[1]стр.250-260 «Выявление культурных традиций разных народов Европы, их связь с природно-историческими факторами»

22

Хозяйство Зарубежной Европы: промышленность и сельское хозяйство. Типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы. Структура и основные районы промышленности региона. Характеристика главных отраслей промышленности: машиностроение, металлургия, химическая, лесная, легкая. Сельское хозяйство: три главных типа

2

Февраль

Комбинированный урок

Экономическая

карта мира,

атласы

[1]стр.260-269

23

Субрегионы и страны зарубежной Европы. Практическая работа №8. Выделение главных промышленных районов Европы. (Составление картосхемы на контурной карте)

2

Февраль

Комбинированный урок

Политическая

карта мира,

атласы

[1]стр.277-285

24

Германия. Германия. Экономико – географическая характеристика территории страны.

2

Март

Комбинированный урок

Политическая

карта мира,

атласы

[1]стр.269-276

Тема 2.2. Регионы и страны Зарубежной Азии

25

Общая характеристика стран Юго-Западной Азии. Состав территории Юго – Западной Азии и Закавказья. Древний очаг мировой культуры.

Родина трех религий: иудаизм, христианство, ислам.

Основа промышленности – нефть.

2

Март

Комбинированный урок

Политическая и

экономическая

карта мира,

атласы

[1]стр.286-294 «Составить визитную карточку региона»

26

Зарубежная Азия. Китай и Индия. Особенности ЭГП, населения и хозяйства Китая и Индии.

Актуальные проблемы социально – экономического развития стран. Экономические, политические, культурные связи с Россией.

2

Март

Комбинированный урок

Политическая и

экономическая

карта мира,

атласы

[1]стр.309-330

27

Япония. Основные черты географического положения. Проблема использования территории, природных и сырьевых ресурсов. Национальный состав, размещение населения.

Особенности экономики Японии. Региональные различия. Практическая работа № 8 . Характеристика страны по плану и картам

2

Март

Комбинированный урок

Политическая и

экономическая

карта мира,

атласы

[1]стр. 295-308 Составить визитную карточку региона»

28

Австралия. Особенности ЭГП, населения и хозяйства. Практическая работа № 9 . Характеристика страны по плану и картам

2

Апрель

Комбинированный урок

Политическая и

экономическая

карта мира,

атласы

[1]стр.429-437

Тема 2.3. Регионы и страны Африки

4

29

Общая характеристика стран Африки. Территория, границы, положение: большие внутренние различия. Природные условия и ресурсы: важный фактор развития стран Африки. Население: особенности воспроизводства, состав и размещение. Хозяйство: отраслевая и территориальная структура.

2

Апрель

Комбинированный урок

Политическая и

экономическая

карта мира,

атласы

[1]стр. 354-368 Составить схемоконспект по содержанию темы»

30

Субрегионы Африки. Деление Африки на субрегионы. Северная Африка – образ территории. Арабский тип города. Тропическая Африка – образ территории. Выполнение практической работы №10. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями (на примере ДР Конго).

2

Апрель

Комбинированный урок

Политическая и

экономическая

карта мира,

атласы

[1]стр.368-370

Тема 2.4. Регионы и страны Америки

8

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *