cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Фантастические звери в русском народном творчестве презентация – Презентация по изобразительному искусству на тему»Фантастические звери в русском народном творчестве» (6 класс)

Конспект урока ИЗО «Фантастические звери в русском народном творчестве»

Дата: 24.09.18

Тема урока: Фантастические звери в русском народном творчестве.

Цели урока: 

1) научить создавать образ фантастического зверя, использовать для поиска информации ИКТ, совершенствовать умение лепить фигурку животного, используя его описание в сказке, былине;

2) развивать фантазию и воображение, используя материалы учебника;

3) воспитывать любовь к искусству.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся расширят представление о мировоззрении человека в разные эпохи.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: извлечение, переработка информации; строение письменного высказывания.

Личностные: саморазвитие; осознание значимости учебной деятельности.

Коммуникативные: развитие основных видов речевой деятельности.

Художественные материалы и инструменты:

I вариант — работа в объёме. Клей, ножницы, степлер, проволока, цветная бумага, различного рода упаковочный материал. II вариант — работа в технике папье-маше. Клей, картон для основы, белая бумага (тонкая), газета, ножницы, кисти, фломастеры. Вместо бумаги можно использовать марлю, которую необходимо опустить в клейстер и дать ей высохнуть непосредственно на изделии. Работа в технике цветной графики. Тем, кто будет работать над графическим изображением, понадобятся графические материалы и инструменты, белая или цветная бумага; возможно использование белил и гуаши.

Ход урока:

Приветствует учеников

Приветствуют учителя

Мотивация. Знакомство с учебником.

  1. Знакомство с учебником.

  2. Беседа.

— рассмотрите изображения, как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

— чему должны научиться?

Знакомятся с учебником

Отвечают на вопросы

Изучение нового материала.

  1. Введение в тему.

Необходимость защиты от яростных сил природы и желание найти себе заступника в борьбе с ними подтолкнули наших предков к созданию образов мифических существ, вера в которых помогала им выживать или объяснять явления природы.

Воображаемые животные встречаются по всему миру в мифах и фольклоре как символ сверхъестественных сил или плод человеческой фантазии. Они дают нам возможность четко охарактеризовать явления, обозначить которые иным способом было бы трудно.

Существа, составленные из частей разных животных, представляют собой самую большую группу, среди них: василиск, химера, дракон, грифон, макара. Макара – фантастическое морское животное, образ которого встречается в индийских традициях. Его представляли существом огромных размеров, сочетавшим черты рыбы и крокодила. Амамет – животное с челюстями крокодила, гривой льва и телом бегемота, греко-римский адский пес Цербер, который имел гриву из змей и множество голов.

В греческом мифе Гидра – это дракон-змея со множеством голов, она символизировала трудности в борьбе со злом: как только одну из ее голов отрубали, тут же вырастала новая.

Пегас — крылатый конь, на котором герой победил Химеру, является образом превосходства духовного над материальным.

Мифические создания отличались друг от друга внешним видом, способностями, ареалом обитания и образом жизни. Так, одни существа внешне были похожи на животных, другие — на людей, а третьи не похожи ни на кого: в них соединялись черты нескольких животных. Выбор частей тела для создания образов фантастических животных не был случаен, поскольку каждая часть придавала существу определённые качества, умения, способности, символизировала что-либо. Так, Симаргл, охраняющий посевы, имел образ крылатой собаки. Крылья были нужны для того, чтобы, двигаясь быстрее ветра, он мог перелетать на большие расстояния. Грифон в ипостаси защитника имел белые крылья, тело льва — царя зверей и зоркие глаза орла — царя птиц.

  1. Беседа.

-Какие силы природы для вас остаются тайной или загадкой?

-Каких помощников или заступников в виде фантастических зверей вы хотели бы иметь?

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Закрепление изученного материала.

  1. Просмотр презентации.

  2. Творческая мастерская.

Представьте, как могли бы выглядеть ваши помощники в виде фантастических зверей, и создайте эскиз полученного образа.

Действительно, сегодня чтобы изобразить фантастического животного, вам нужно соединить часть тела одного животного с частью другого. Например, собаке подрисовывать рыбий хвост и птичьи ноги, или у слона вместо ушей приросли крылья какого–нибудь яркого цвета и т.д. Но кроме этого, вы должны дать необычное имя своему существу и сочинить про него историю (что он любит, чем питается и т.д.) Вы можете изобразить свое животное в полете, прыжке, может быть сидящем на дереве или лежащим где-либо.

Смотрят презентацию

Выполняют работу по выбору

Рефлексия

Выставка работ

Итоги урока.

Домашнее задание

— Что нового вы узнали на уроке?

— чему научились?

Подобрать мифы творения мира разных народов.

Отвечают на вопрос

Записывают д/з

infourok.ru

Презентация по изобразительному искусству на темуФантастические звери в русском народном творчестве (6 класс)


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Фантастические звери в русском народном творчестве.Выполнила: учитель ИЗОКазанцева М.С. Образы фантастических зверей в славянской мифологии.Предки древних славян поклонялись животным, как богам. В мифах животные- совершали ради людей подвиги. СВАРОГ И СЕМАРГЛВ начале времен, когда Сварог ударил молотом по 6ел- горюч камню Алатырю, из искры, высеченной из камня, родился Огненный Бог Семаръгл, а также все небесные Ратичи — воины Сварога. Светозарый Огнебог Семаргл явился в огненном вихре, очищающем от всякой скверны. Он, словно Солнце, озарил всю Вселенную. Под Семарглом был златогривый конь с серебряной шерстью. Дым — стал Его знаменем, а огонь — конем. Там, где Он проезжал на Своем коне, оставался черный выжженный след.От великого огня Сварога тогда поднялся Божий ветер — так родился бог ветров Стрибог. Он стал раздувать великое пламя Сварога и Сварожича-Семаргла.Великий Черный Змей, рожденный Мировой Уточкой, задумал подражать Сварогу. Он подполз к Алатырю и ударил по нему молотом. От этого удара разлетелись по миру черные искры — так родились все темные силы, демоны-дасуни.И тогда Семаргл вступил в борьбу с Великим Черным Змеем и его воинством. Но недостало силы у Сварожича, и померкло Красное Солнце. Черный Змей затопил мглой всю Землю. А Сварожич поднялся в небесную кузницу к своему отцу Сварогу.Черный Змей также полетел к Сварге. Он языком пролизал три небесных свода и влез в небесную кузницу. И тогда Сварог с Семарглом ухватили раскаленными клещами язык Черного Змея, укротили его и впрягли в плуг. Потом боги разделили Землю этим плугом на царство Яви и царство Нави. В Яви стали править Сварог и Семаргл, а в Нави — Черный Змей. Знаки мироздания, символ защиты человека.Алконост (дева – птица) Гамаюн ( вещая птица) Борьба дня и ночи.ИиИИИндрик (единорог)- символ Луны. Золотой лев – символ Солнца Образы животных в словянской мифологии.Грифон.Симаргл – крылатый пес. Фантастические образы животных в украшении русской избы. Творческое задание.Создай образ фантастического зверя и выполни его в технике папье-маше.

Приложенные файлы

weburok.com

Презентация по ИЗО Фантазия на тему «Сказочное животное»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по ИЗО Фантазия на тему «Сказочное животное»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Сказочный мир в живописи Сказочные животные

2 слайд Описание слайда:

. Легенды, мифы и сказки повествуют о существовании различных сказочных животных, которые известны по сей день во всем мире.

3 слайд
Описание слайда:

Какие бывают сказочные животные? Сказочные животные изображаются  у  Древа Жизни, у дверей,  либо охраняя сокровища,  либо сокровенное, тайное  знание. Ужасающие чудища олицетворяют злые силы.

4 слайд Описание слайда:

Птица феникс Никакое другое существо так не символизирует вечную жизнь, как птица Феникс, которая знаменита своей красотой. Во многих мифах птицу Феникс ассоциируют с восходом Солнца. Еще одна особенность Феникса в том, что она является одной единственной.

5 слайд
Описание слайда:

Птица феникс

6 слайд Описание слайда:

русалка С древних времен моряки часто сообщали о том, что видели русалок, красивых девушек-рыб с длинными струящимися волосами. Эти совершенные существа описывались, как женщины, которые вместо ног имели рыбий хвост.

7 слайд Описание слайда:

Единорог Единороги – волшебные и благородные создания. Они являются символами чистоты и олицетворением свободы. Его описывают, как белого коня с длинными рогом, выходящим из его лба.

8 слайд Описание слайда:

единорог

9 слайд Описание слайда:

грифон Грифоны — крылатые существа, с туловищем льва, головой орла. Имеют острые когти и белоснежные или золотые крылья. Грифоны — противоречивые существа, одновременно объединяющие Небо и Землю. Они могут выступать как защитники и покровители.

10 слайд Описание слайда:

грифон

11 слайд Описание слайда:

пегас Пегас-белая красивая лошадь с крыльями. Его шерсть бела как снег, волшебная ниспадающая грива легка, как пух. Глаза ещё более красивые и грустные, чем у лошади. Тело стройное, походка изящная и лёгкая. Копыта могут быть золотого цвета. 

12 слайд Описание слайда:

пегас

13 слайд Описание слайда:

дракон Дракон — мифическое существо, изображаемое в виде большой и сильной змеи или другой рептилии, наделённой волшебными или духовными качествами. Драконы обладают некоторыми способностями, типично связанными с ними.

14 слайд Описание слайда:

дракон

15 слайд Описание слайда:

Тема урока Фантазия на тему «Сказочное животное»

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-052999

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Мастер изображения фантазирует. Фантастические звери»

Организовать формулирование темы и цели урока учащимися.

— Чем отличается реальные животные от фантастических? (Фантастические — яркие, красивые, удивительные)

— Что необходимо изменить, чтобы реального зверя превратить в сказочного? (Изменить форму, использовать яркие цвета, добавить узоры)

— Правильно. А еще можно соединять различные части от разных существ.

— Итак, на наш урок снова приходит Мастер изображения и сегодня мы будем фантазировать вместе с ним. А тема нашего урока – Фантастические животные.

— Вашу активную работу на уроке я буду оценивать жетонами.

С помощью учителя формулируют тему и цель урока,

высказывают свое мнение о практической значимости работы

 

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока самостоятельно, после предварительного обсуждения; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

 

 

 

1. Вводная беседа

— Мастер Изображения рисует не только, что видит вокруг, но и то, что ему подсказывает фантазия.

— Откуда художник может брать фантастические образы?

— Придумывать фантастические образы художника вдохновляет природа.

— Например, Мастер Изображения увидел сильную и мудрую птицу и превратил ее в птицу Сирин – волшебную птицу счастья.

— Из Индии явились такие мифические существа, как единорог, сирены-рыбы морские, имеющие от головы до чрева образ человеческий, а ниже – рыбий. Оттуда же пришли Сирин и Алконост. Образ крылатых дев оказался понятным, близким жителю Древней Руси, ведь по его понятиям, звери, птицы, растения мало чем отличались от человека и могли друг в друга превращаться, да и сам человек свободно мог стать зверем, птицей, растением. Потому-то попали в число любимых героев народного творчества Сирена – полурыба – получеловек.

Сирины олицетворяли водную стихию, помогали орошению земли и прорастанию семян. По представлению наших предков крылатые девы ещё излечивали от болезней, предсказывали судьбу, а главное – приносили людям счастье.

— Посмотрите, живого индюка можно увидеть в деревне. А вот нарядную дымковскую игрушку, похожую на индюка, придумал художник.

— Царь зверей лев – могучий и мудрый. А загадочное существо, похожее на льва и на человека, сделано древним художником из камня или дерева.

Герои древних мифов, фантастические существа населяют Санкт -Петербург. Скульпторы воплотили их в камне и бронзе, превратив в произведения искусства. Они живут на фасадах и крышах зданий, в городских парках и садах; на мостах и набережных рек и каналов Санкт – Петербурга.

Одна из загадок о Санкт — Петербурге звучит так: «Что самое старое в городе?». Ответ: это сфинксы на пристани у Академии художеств, на Васильевском острове. Им уже более трех с половиной тысяч лет.

— Когда-то эти сфинксы охраняли гробницу фараона – египетского царя. В Древнем Египте считали, что сфинксы отгоняют злых духов. Огромные каменные изваяния весят целых 25 тонн! На голове каждого из них накидка и корона – символы власти в Египте.

— Посмотрите, какие животные входят в образ сфинкса? (Туловище льва, голова человека)

— Свой неповторимый рисунок имеют решетки многих петербургских мостов. На некоторых из них можно увидеть сказочных морских и речных существ.

— Каких фантастических существ вы знаете?

Русалки – (др.-русск. Русалиа) – в мифологии славян – женское водяное существо, чаще вредоносное, в которое превращаются умершие девушки, утопленницы, некрещеные дети. Русалки – девушки с рыбьим хвостом, с длинными распущенными зелеными волосами, которые они расчесывают золотым гребнем.

Банковский мост – это один из уютнейших пешеходных мостиков в Санкт — Петербурге, его оформлением в 19-веке занимался знаменитый скульптор П.П. Соколов. Для банковского мостика он создал четыре скульптуры грифонов с огромными позолоченными крыльями. Эти мистические существа символизируют власть над небом и землей, силу и бдительность. Грифон изображался с головой и крыльями орла и телом льва, поэтому обладал качествами и царя зверей, и царя птиц.

Видеофргамент

2. Объяснение последовательности выполнения практической работы

— Ребята, выполнять рисунок вы можете любым материалом, и красками, и восковыми мелками.

А) Составление краткого плана работы.

План.

Разметка рисунка фантастического животного карандашом на альбомном листе.

Выполнение рисунка восковыми мелками или красками.

    Вывод: составленный план работы поможет нам выполнить аппликацию.

    -Но прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности работы с клеем и ножницами.

    — Ваши работы я буду оценивать в соответствии с критериями:

    1. Творческий, фантазийный подход.

    2. Красочность и аккуратность выполнения.

    Физминутка

    Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

    Совместно с учителем разбираются в последовательности,

    составляют план практической работы, выполняют

    физминутку

    Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

    б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

    в) первичное ознакомление учащихся с мировой культурой;

     

    Познавательные УУД:

    искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую.

    Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других,

    уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого;

    высказывать суждения о художественных особенностях произведений.

    Регулятивные УУД: учиться

    высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий

    Личностные УУД:

    Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям других народов)

      

    — Ваша задача отобразить в своей работе образ фантастического персонажа. Этот образ может быть одним из известных нам из сказок, а может быть придуман вами.

    Вдохновлять вас будет М.Глинка. Фрагмент из оперы «Руслан и Людмила»; музыка А.. Шнитке, Э.Денисова.

    Выполняют практическую работу самостоятельно.

    Уметь:

    Использовать технику аппликации;

    Выполнять:

    — изображение,

    используя алгоритм;

    Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

    Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия.

    Личностные УУД:

    Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности, уметь использовать их для создания красивых вещей или их украшения

      

    — Итак, все закончили? А теперь давайте устроим мини-выставку работ, посмотрим, насколько вы проявили свою фантазию. Выходит первый ряд, теперь второй ряд, и третий.

    — Вы большие молодцы!

    — Я думаю, вы все сегодня очень постарались и работы получились очень красивыми!

    — Вам удалось проявить свою фантазию и творчество.

    — Пятёрки получают те, кто изобразил наиболее интересного фантастического животного, выполнил работу в соответствии с критериями и планом, проявил творчество.

    Итог урока

    — С какими фантастическими героями мы сегодня встречались на уроке?

    — Как вы думаете, удалось ли нам выполнить запланированную работу?

    — Что вам больше всего понравилось?

    — Были ли трудности? Какие?

    Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности

     

    Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать

    эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; проводить презентацию своего проекта.

     

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Презентация по изобразительному искусству на тему «Фантастические животные» (2 класс)

    Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству на тему «Фантастические животные» (2 класс)

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд Описание слайда:

    Фантастические животные

    2 слайд Описание слайда:

    И. Билибин. ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ В русских народных сказках фантастическое существо дракон является олицетворением зла

    3 слайд Описание слайда:

    В. Васнецов. БОЙ ДОБРЫНИ НИКИТИЧА С СЕМИГЛАВЫМ ЗМЕЕМ ГОРЫНЫЧЕМ Главный герой богатырь вступает с ним в бой и побеждает его. Посмотри, как эта тема нашла отражение в изобразительном творчестве.

    4 слайд Описание слайда:

    Георгий Победоносец

    5 слайд Описание слайда:

    В китайских сказках змей является символом добра и счастья.

    6 слайд Описание слайда:

    В этой стране существует праздник дракона, который сопровождается красочными танцами.

    7 слайд Описание слайда:

    Используя пластический материал, вылепить сказочного дракона или змея.

    Курс профессиональной переподготовки

    Учитель, преподаватель изобразительного искусства

    Курс повышения квалификации

    Курс профессиональной переподготовки

    Учитель мировой художественной культуры

    Найдите материал к любому уроку,
    указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

    Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

    Выберите учебник: Все учебники

    Выберите тему: Все темы

    также Вы можете выбрать тип материала:

    Общая информация

    Номер материала: ДВ-279438

    Похожие материалы

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    infourok.ru

    Волшебные звери и птицы сказочного мира

    Волшебные звери и птицы сказочного мира

    В сказочном мире обитает множество волшебных зверей и птиц, каких здесь, в обычной жизни, не встретишь. Их оказалось даже больше, чем нужно для русских народных сказок, поэтому в сборнике Афанасьева можно прочитать только про Жар-птицу и многоглавого змея. Но зато о тех удивительных существах, которые не пригодились сказочникам, знали древнерусские художники. Знали — и высекали их портреты на кусках белого камня, из которого складывали стены соборов.

    Главный из них — лев, самый сильный из волшебных зверей. Он — лучший на свете страж, потому что может спать с открытыми глазами и даже не спать вовсе. И древние не сказочные мастера изображали львов на стенах храмов, чтобы львы берегли их творения. Сказочный лев отличается от настоящего тем, что умеет заметать свои следы хвостом.

    Наверное, поэтому у белокаменных львов такие длинные хвосты, что их можно обернуть вокруг туловища, а кисточка на конце — большая и пышная. Но не как веник, а как цветок, — всё-таки ею заметали сказочные следы в волшебном мире. А львиный хвост древние художники так и называли — «процветшим». Бывает ещё, что вместо кисточки — дубовый лист, а иногда – кудрявый куст. Если же волшебный лев высунет чуть побольше свой волшебный язык, то на кончике тут же вырастет деревце: кто не верит — может поехать в город Юрьев Польский и сам отыскать таких львов на стене Георгиевского собора.

    Ещё один могучий чудо-зверь — грифон. Он крылат; туловище и лапы львиные, голова птичья. Встречаются грифоны и с львиными головами. А если у грифона ещё и змеиный хвост, то это отдельный подвид — грифозмей. Может взлетать высоко в поднебесье, но вообще-то главная его работа на земле — стеречь золото.

    Впрочем, грифоны неплохо стерегут и памятники архитектуры.

    На стенах Дмитриевского собора во Владимире их насчитывается 28 экземпляров, а собор стоит уже восемьсот лет.

    А суздальские мастера знали и третьего сказочного стража — симаргла: крылатого пса. В совсем уже глубокой древности, когда и соборов не строили, симаргла почитали за то, что он охранял и берег посевы на полях.

    Сказочному Змею Горынычу каменотёсы, как видно, не доверяли. Его заграничный родственник — охраняющий клады дракон — показался им более надёжным. На своём белокаменном «портрете» он одноглавый и больше напоминает обыкновенную собаку.

    Китоврас (кентавр) — наполовину человек, наполовину лев. Это доброе существо: он, говорят, помог одному царю бесшумно построить храм. Неудивительно, что строители Георгиевского собора в Юрьеве Польском изобразили его на стенах: они бы и сами не отказались от такого помощника.

    Сирин — красивая крылатая девушка — на своих «Портретах» выглядит обычно, как птица с женским лицом. Живёт вдали от людей, на краю света, у воды или же на небесах — там, откуда проливаются дожди, и только раз в год, весной, когда на полях появляются всходы, прилетает, чтобы полить их росой.

    Древнерусские ювелиры любили изображать сиринов на женских украшениях. Это надо было сделать по правилам. Птичье туловище изображали в три четверти: дальнее от зрителя крыло поднято, ближнее — опущено, и на нём нарисован росток. А лицо девушки-птицы всегда смотрит прямо на зрителя — должно быть, чтобы лучше был виден красивый кокошник. Более всего сирин славится своим прекрасным пением, услышав которое, человек может позабыть обо всем на свете.

    Ничуть не хуже сирина поёт птица алконост. Про неё рассказывали, что она высиживает своих птенцов зимой на морском берегу у самой воды. Море в это время обычно штормит. Но когда алконост сидит на яйцах, шторм утихает из уважения к птице.

    Жар-птица обожает клевать золотые яблоки. Поскольку яблони этого сорта – редкость даже в сказочном мире, ей приходится летать за лакомством аж в другое царство. От неё исходит невиданной яркости свет. Одно-единственное перо Жар-птицы сияет, как огромная люстра. Если сказочному герою случается такое перо где-нибудь подобрать или же выхватить из хвоста Жар-птицы — это знак того, что в скором времени ему придётся выполнять трудные сказочные задания.

    Птице гамаюн известно всё на свете: как был сотворён мир, для чего мы живём на земле, что было с человечеством раньше. А в песнях своих она предсказывает будущее, только не всем дано эти песни слышать. Тот, у кого гамаюн пролетит прямо над головой, станет правителем.

    Судьба представителей волшебной фауны в искусстве сложилась по-разному.

    Чудесных птиц не забывали ни на одно столетие — даже тогда, когда древнерусские времена закончились. Вещая птица гамаюн жила на городском гербе Смоленска.

    Сирин и алконост из древних рукописных книг, с ювелирных украшений перелетели на картинки неизвестных художников из народа. Картинки художники вырезали на липовых досках, а потом отпечатывали на бумаге и раскрашивали. Липу называли «лубом», а картинки — «лубками». Темы для картинок придумывали разные, очень часто изображали и сирина с алконостом – всегда вдвоём. Теперь в народе верили, что живут эти птицы на небесах, в райских кущах, оттого и поют так, что заслушаешься. Картинки с ними охотно покупали: интересно же, как там, в раю.

    Львы и грифоны на время исчезли из архитектуры. Храмы стали строить из кирпича, и украшения им придумали другие. Но сказочные существа найдут способ о себе напомнить. Терпеливо выждав несколько столетий, они появились снова: теперь уже на стенах жилых домов начала XIX века — в виде лепных украшений или в виде скульптур у ворот при въезде в какую-нибудь богатую городскую усадьбу.

    А вот о китоврасе помнят немногие. Может, поэтому ни одна стройка не обходится без шума.

    Волшебным стражам мало досталось внимания настоящих живописцев, окончивших Академию художеств в Петербурге. Потому что художники-сказочники увлеклись чудесными птицами.

    На оранжевом закате, когда, как обычно, сказка была к нему ближе всего, Васнецов увидел сирина с алконостом. Музыку и пение художник очень любил и даже говорил, что без Бетховена и Баха никогда не написал бы некоторых своих картин.

    Кому, как не ему, было изображать божественно поющих райских птиц. Сирин и алконост на его картине – оперные певицы в платьях-перьях. Они так увлечены пением, что кажется, будто не листья вокруг них, а звуки, и где-то внизу, под деревом, невидимый зрителю, разместился оркестр. И только потом замечаешь, что волшебные птицы огромны, словно грифы, и необыкновенно когтисты. Нет, не робкого десятка был художник-сказочник Васнецов, если не только не испугался этого сказочного видения, но и написал его уверенной кистью, сделав один только предварительный эскиз. Картину свою он назвал так: «Сирин и алконост. Песнь радости и печали». На лубочных картинках волшебные птицы пели хором о чём-то радостном и райском.

    Почему же Васнецову каждая из них пела о своём? Светла и торжественна птица сирин, алконост — в трауре; слёзы катятся у неё из глаз. Посмотрев на картину, некоторые зрители начинают даже думать, что сирин предвещает своим пением радость, а алконост — горе. Но специалисты по легендам и мифам уверяют, что это не так.

    Есть подозрение, что волшебные птицы исполнили для живописца произведения его любимых композиторов: сирин выбрала торжественные хоралы Баха, алконост — скорбный «Реквием» Моцарта. Вот они и слились с музыкой.

    Слушание: Моцарт. Реквием. Lacrimosa.

    Слушание: Бах. Страсти по Матфею BWV 244. Хорал № 17.

    Так же в сумерках явилась Васнецову вещая птица гамаюн. Она петь не стала: молча опустилась на дерево, тревожно вопрошает будущее, и ветер перемен взъерошил её волосы и перья. До больших перемен в тот год действительно оставалось совсем немного, но Васнецов об этом не знал: он просто написал встревоженную птицу гамаюн. А поэт Александр Блок, тоже умевший предчувствовать перемены, увидев картину «Гамаюн – птица вещая», немедленно встревожился и написал стихотворение:

    На гладях бесконечных вод,
    Закатом в пурпур облечённых,
    Она вещает и поёт,
    Не в силах крыл подмять смятённых…

    Билибин иногда украшал свои книжки и грифонами, но больше любил сиринов, причём интересовался не пением, а повадками. Билибинские сирины – стайные птицы, совсем, как наши воробьи, и тоже встречаются повсюду. Одна устроится на обложке, ещё парочка усядется на заставке к сказке, закрутив длинные разноцветные хвосты. А бывает, что сирины налетят целой стаей внутрь книжки, облепят картинку так, что получается рамка, и удивляются, ахают, охают. Но петь – не поют.

    Жар-птицу изображали все первые художники-сказочники, особенно часто — Сергей Малютин. Казалось бы, в результате должны были проясниться все детали её волшебного облика. Но, как ни странно, мастера не сошлись во мнениях.

    Например, если верить Билибину, она похожа на павлина, а если Малютину — то больше, пожалуй, на орла. Видно, небывало яркий свет слепил художникам глаза.


    Презентация

    В комплекте:
    1. Презентация — 28 слайдов, ppsx;
    2. Звуки музыки:
        Моцарт. Реквием. Lacrimosa, mp3;
        Бах. Страсти по Матфею, BWV 244. Хорал № 17, mp3;
    3. Сопровождающая статья, docx.

    music-fantasy.ru

    Конспект урока изобразительного искусства Изображение и фантазия. Фантастическое животное..

    Урок изобразительного искусства

    во 2 классе

    Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России»

    Тема урока: Изображение и фантазия. Фантастическое животное.

    Цель урока:

    познакомить с понятием «фантазия», изображениями сказочных птиц и фантастических животных.

    Задачи урока:

    — дать представление о роли фантазии в искусстве, в работе художника, о связи фантазии с реальностью;

    — развивать умение сравнивать, комбинировать, анализировать, делать выбор, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления;

    — совершенствовать технику работы графическими материалами;

    — воспитывать любовь к животным, интерес к предмету.

    Форма урока: урок- знакомство с искусством.

    Интеграция: изобразительное искусство, история, окружающий мир.

    Тип урока: введение и сообщение новых знаний, с использованием ИКТ.

    Формы и методы обучения:

    — объяснительно-иллюстративный;

    — фронтальная и индивидуальная.

    УУД:

    Личностные:

    осознавать необходимость уважительного отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности, как основе творчества;

    развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений искусства и работ обучающихся.

    Познавательные:

    осуществлять анализ реально существующих форм животных и умение творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

    Регулятивные:

    формировать навыки самостоятельной работы, развивать образное воображение, способность к творчеству, планировать время, работу, оценивать и анализировать результаты работы.

    Коммуникативные: развивать потребность в коллективной деятельности, способствовать накоплению опыта общения, ведения диалога, дискуссии, определять общую цель и пути ее достижения, принимать активное участие в работе парами, учиться высказывать и отстаивать свое мнение.

    Предметные:

    понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные способы стилизации и комбинирования форм для получения новой вымышленной формы, формировать изобразительные умения, навыки, чувство формы, ритма.

    Оборудование:

    изделия художественных промыслов с изображениями сказочных птиц, карточки для работы в группе, детские работы, презентация по теме урока.

    Художественные материалы:

    акварельные краски, кисти, бумага.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Проверка готовности обучающихся к уроку.

    Спасибо, садитесь.

    Девизом нашего урока станут слова режиссёра, актёра и педагога Константина Станиславского: «Фантазия, как и воображение, необходима художнику» (материал презентации)

    2. Разминка для художников

    1) Рисование в воздухе.

    Ваша рука – кисточка. Рисуем в воздухе цветок, бабочку, дом.

    2) Блиц-турнир.(сопровождается материалом презентации: фото, иллюстрации)

    Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок?

    (Мороз, Осень)

    Назовите единственное на Земле рисующее существо.

    (Человек)

    Какой материал для рисования заливает лицо от стыда?

    (Краска)

    Её художник «вгоняет в краску». Назовите её.

    (Кисть)

    Что, по мнению художников, маслом не испортишь?

    (Картину)

    Ткань на языке живописца — это что?

    (Холст, полотно)

    3. Актуализация знаний

    На доске фото животных, репродукции картин (материал презентации),

    выставка детских рисунков.

    Учитель: — Кого изображали на прошлом уроке изобразительного искусства?

    Обучающиеся: — Мы рисовали птиц родного края.

    Учитель: — Как называют художников, изображающих животных?

    Обучающиеся: — Их называют анималистами.

    Учитель: — Правильно, а как произошло это слово?

    Обучающиеся: — От латинского слова «анимал» — животное.

    Учитель: — Каких художников-анималистов вы знаете?

    Обучающиеся: — Василий Ватагин, Евгений Чарушин, Валентин Серов.

    4. Беседа по теме урока

    Учитель: — На прошлом уроке мы рисовали птиц, реально существующих в окружающем мире. Что такое реальность? Реальность — это то, что вокруг нас, то, что существует на самом деле. Реальный мир во всём его многообразии проявлений – это бесценная кладовая, из которой художник черпает темы для своих картин.

    Наша школа – это реальность?

    Обед в школьной столовой – это фантазия?

    Змей-Горыныч, обучающийся с нами в классе, – это реальность? Это, конечно, фантазия.

    Фантазия — это импровизация на свободную тему. Фантазировать — значит воображать, сочинять, представлять. Фантазия — мечта, продукт воображения, помогает создавать новое, обогащает человека.

    Мастер Изображения рисует не только то, что видит вокруг, но и то, что ему подсказывает фантазия. В основе любой фантазии — правда жизни. Ведь художник способен фантазировать только на основе увиденного в окружающем мире.

    5. Работа в группах

    Повторение правил работы в группе.

    Каждая группа получает карточку. Участники группы знакомятся с фантастическим животным, чтобы рассказать о нем классу.

    Грифон — мифическое существо с головой, когтями и крыльями орла и телом льва. Символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел).


    Русалка — мифологическое существо в виде длинноволосой женщины с рыбьим хвостом. Способна защекотать человека насмерть или утопить в воде. Наши предки считали, что русалки охраняли поля, леса и воды.


    Пега́с — в древнегреческой мифологии — крылатый конь. Пегас ударом копыта о землю мог выбивать источники. Пегас доставлял Зевсу на Олимп громы и молнии.


    Кентавр — дикое существо с головой и туловищем человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ. Кентавры имели лошадиные уши, бородатые лица. Как правило, они были вооружены дубиной, камнем или луком.


    — Кого увидел Мастер Изображения?

    Каждая группа знакомит класс со своей информацией. (сопровождается материалом презентации: иллюстрации)

    6. Физминутка

    Цель: отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и обучить основам здоровой жизни.

    Чтоб красиво рисовать,

    Надо пальцы нам размять.

    Кулачки все крепко сжали

    И немного подержали.

    Подержали и разжали.

    Мне ладошки показали.

    Делай быстро, детвора.

    Рисовать теперь пора.

    7. Работа с учебником

    Учитель: — Откроете учебник на странице 62. Сегодня мы познакомимся с реальной или сказочной птицей?

    Обучающиеся: — Со сказочной птицей.

    Учитель: — Видели такую птицу в природе?

    Обучающиеся: — Не видели.

    Учитель: — Это сказочная птица Сирин, один из самых любимых образов русского декоративно-прикладного искусства. Когда-то в старые времена легенды о сладкоголосой птице Сирин привезли на Русь купцы и путешественники. Она была наделена сильным голосом, который завораживал людей, сводил их с ума. Прилетает птица Сирин один раз в сто лет из Рая. Люди слушали сладкие и заманчивые песни птицы, шли за ней следом, отчего обязательно погибали.

    Вы сказали, что не видели в природе такую птицу, а отдельные элементы, части?

    Обучающиеся: — Это части птицы и человека.

    Учитель: — Художник соединил в одно целое разные части разных образов. В этом ему помогла фантазия.

    Задание: придумать и изобразить свое фантастическое животное, похожее на зверя, птицу или рыбу.

    8. Работа в парах

    Обсуди с партнером, какое животное придумал и решил изобразить.

    9. Творческая практическая деятельность обучающихся

    Повторение правил техники безопасности и личной гигиены с краской, кистью и водой.

    Фантазия художника щедра,

    Она нам дарит столько неожиданного…

    Представь, насколько б жизнь была бедна,

    Коль не было бы в ней чудес невиданных.

    Творите! Желаю успехов в работе.

    10. Электронная физминутка для глаз «Пчелка» (http://pedsovet.su)

    Цель: эффективное переключение внимания и снятие утомления с глазодвигательных мышц.

    11. Итог урока

    Что такое фантазия?

    Что вдохновляет Мастера Изображения придумывать фантастические образы?

    Каких животных вы придумали и изобразили?

    12. Выставка и анализ рисунков

    13. Домашнее задание (дифференцированное)

    Красная группа: найти в литературных произведениях примеры фантастических животных, принести книги в класс.

    Синяя группа: вылепить из пластилина фантастическое животное и дать ему устную зарисовку-характеристику.

    Зеленая группа: найти фото или рисунок фантастического животного и войти в его образ.

    14. Эмоционально – художественная рефлексия

    Обучающимся предлагается два изображения — пейзажи. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают тот пейзаж, который соответствует их настроению от урока, ставят туда магнит-звездочку.



    15. Уборка рабочего места

    Список использованной литературы

    1. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Неменского Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд»: 2 класс. М.: ВАКО, 2011.

    2. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение, 2013.

    3. Неменский Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. — М.: Просвещение, 2010.

    4. Светлова И. Е. Развиваем воображение и фантазию. М.: Эксмо, 2005.

    Интернет-ресурсы

    ru.wikipedia.org

    kopilkaurokov.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *