Егэ текст про анненского – Текст ЕГЭ. В.А. Захаров. Тема: Талант. » Рустьюторс
Текст ЕГЭ. В.А. Захаров. Тема: Талант. » Рустьюторс
Текст ЕГЭ. В.А. Захаров. О таланте.(1)Как совместить непреложные, бескомпромиссные законы справедливости и незаглушаемый голос милосердия? (2)Может быть, следует признать, что есть какая-то высшая справедливость, которая выше норм общественной морали, потому что допускает к принятию решений всепонимающее и всепрощающее добро? (3)А может, напротив, законы, не знающие исключений, одинаковые для всех граждан, являются высшей ступенью нравственного развития? (4)Трудно ответить однозначно.
(5)Известный русский поэт И. Анненский некоторое время работал инспектором Петербургского учебного округа и ездил с проверками по разным учебным заведениям. (6)Надо ли говорить о том, как боялись учителя чопорного, застёгнутого на все пуговицы чиновника с пугающей неподвижностью лица!
(7)Однажды ему в руки попала пачка письменных переводов с латинского языка, одна из работ ему понравилась художественным изяществом и точностью. (8)Анненский похвалил её автора, но тут ему сообщили, что написавшего этот перевод гимназиста придётся отчислить, потому что за письменный экзамен по математике комиссия поставила ему двойку. (9)Инспектор попросил контрольную по математике.
(10)Неудовлетворительную оценку экзаменаторы выставили в строгом соответствии с утверждёнными нормами, и потому не могло быть никаких сомнений в её справедливости. (11)Но… речь шла о судьбе талантливого гимназиста. (12)Трудно сказать, какими последствиями для юноши обернулось бы это исключение. (13)Не погибнет ли в нём природный дар?
(14)Однако есть правила, которые невозможно нарушить, как говорится, суров закон, но он закон. (15)Чем необходимо руководствоваться в принятии решения: сочувствием, состраданием или буквой закона? (16)Ведь если нарушить закон один раз, то, значит, можно будет нарушить его и второй раз, и третий… (17)Какой же тогда это закон?
(18)Анненский прекрасно понимал всю тяжесть ответственности, прекрасно понимал, что правильнее, да и легче всего признать нерушимую силу закона. (19)Но он, подумав, предложил исправить двойку на три с минусом. (20)Учителя с недоумением переглянулись: всегда строгий и принципиальный инспектор сам идёт на нарушение правил… (21)Оценку исправили, гимназиста оставили.
(22)Наверное, можно было бы добавить, что спасённый юноша впоследствии стал известным художником-графиком, но, как вы понимаете, смысл поступка Анненского не в этом. (23)Неужели проявлять участие нужно только в том случае, если есть уверенность, что облагодетельствованный тобою человек станет выдающимся художником, писателем или учёным? (24)А если бы юноша обманул ожидания, что тогда получилось бы: милосердие потеряло свой смысл, превратилось в беспринципность?
(25)К сожалению, пока никто не придумал прибора, с помощью которого можно было бы выявить те нравственные побуждения, которые становятся причиной того или иного поступка. (26)Одно дело, когда жалость куплена за деньги, когда подвиг обусловлен честолюбием, и совсем иное дело, когда благодеяние совершено из чувства любви, когда в другом человеке ты видишь «своего», самого себя, и твоё сочувствие становится не просто естественным, а единственно возможным душевным движением.
(По В. Захарову*)
*В. А. Захаров (родился в 1956 г.) – писатель и публицист.
rustutors.ru
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Текст Абрамова Ф.
(1)Одна из газет обратилась ко мне с просьбой поделиться раздумьями о школьном обучении — проблеме, которая, несомненно, принадлежит к самым важным и сложным проблемам нашего времени.
Дата публикации: 2019-04-27 14:25
Текст Авдеева А.
(1)Во время Второй мировой войны фашисты схватили одного из активных деятелей французского Сопротивления.
Дата публикации: 2018-06-06 09:46
Текст Аверинцева С.
(1)Воин и женщина – тема общечеловеческая, у истоков европейской гуманистической традиции – несравненный разговор Гектора и Андромахи в VI песне «Илиады».
Дата публикации: 2015-05-23 23:54
Текст Агафонова Н.
(1)«Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!»
Дата публикации: 2016-06-15 22:29
Текст Агеева М.
(1)Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.
Дата публикации: 2012-03-28 20:11
Текст Аграновского В.
(1)Каков механизм рождения штампа? (2)Писатель Серафимович сказал, что всё это заезжено, что «избито это и тысячу раз повторялось».
Дата публикации: 2015-05-23 23:48
Текст Адамовича А.
(1)…Так в чём же смысл человеческого существования? (2)Не в вопросе ли заключён ответ?
Дата публикации: 2014-06-12 21:57
Текст Азарова Ю.
(1)Игры в «Дочки-матери», «Наш дом», «Наши родители» и так далее — это первая детская школа семейной педагогики.
Дата публикации: 2016-06-02 09:31
Текст Айтматова Ч.
(1)Певцов было десять человек, только десять. (2)Все в одинаковых чёрных концертных костюмах, белых манишках. (3)И ни тебе инструментов, ни микрофонов, ни эстрадных звукоусилителей и никаких, конечно, световых манипуляторов — просто в зале несколько приглушили свет.
Дата публикации: 2015-05-23 23:32
Текст Аксакова С.
(1)Чувство природы врождённо нам всем, от грубого дикаря до самого образованного человека. (2)Противоестественное воспитание, насильственные понятия, ложное направление, ложная жизнь — всё это вместе стремится заглушить мощный голос природы и часто заглушает это чувство или даёт ему искажённое развитие.
Дата публикации: 2013-07-19 10:34
saharina.ru
Сочинение по тексту В.Захарова о законах справедливости и голосе милосердия — Творческие работы — Русский язык
Как совместить законы справедливости и голос милосердия? Должны ли люди руководствоваться только всепрощающим добром? Всегда ли законы, одинаковые для всех граждан, являются высшей ступенью нравственного развития? Над этими вопросами размышляет публицист В.Захаров в данном тексте. Эти вопросы непростые, но очень важные для каждого человека.
В качестве примера В.Захаров рассказывает о поступке поэта И. Анненского, который инспектировал гимназии: он предложил исправить талантливому гимназисту оценку, дал ему возможность выучиться и стать художником.
Автор говорит о сложности нравственного выбора, ставшего перед героем. Этот выбор может встать перед любым из нас и в современном мире. Проблема выбора в принятии решения актуальна и для нас.
В.Захаров делится своими мыслями о неоднозначности поступков в ситуации выбора. И дает нам возможность задуматься над этой проблемой самим.
Я согласна с автором в том, что выбор сделать нелегко. Но все же человеку стоит руководствоваться принципами гуманизма и человеколюбия.
О сложной ситуации выбора написано немало книг, об этом говорят на телевидении. В доказательство приведу несколько примеров.
В романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» прокуратор Понтий Пилат позволил казнить Иешуа Га-Ноцри из-за своего малодушия и трусости. Он боялся потерять свое место и должность, но все же он мог поступить и иначе, перед ним был выбор.
О всепрощении и любви к ближним нам повествует Ф. Достоевский, показывая путь Сонечки Мармеладовой, которая тоже была в ситуации выбора – спасать детей Катерины Ивановны от голода или, не пойдя по «желтому» билету, дать им погибнуть.
Возвращаясь к тексту, хочу сказать, что у человека всегда есть выбор, и он порой трудный. Но, я надеюсь, что мы сможем совмещать законы справедливости и голос милосердия и не будем «черствыми» людьми. Поэтому, я полагаю, осмысление проблемы, поднятой автором, поможет избежать многих ошибок и принять верное решение нам всем в будущем.
tertan.ucoz.ru
Тексты для сочинений ЕГЭ с указанием проблем и позиции автора
Тексты для сочинений на ЕГЭ с указанием проблем и позиции автора
Текст Аксакова С.
(1)Чувство природы врождённо нам всем, от грубого дикаря до самого образованного человека. (2)Противоестественное воспитание, насильственные понятия, ложное направление, ложная жизнь — всё это вместе стремится заглушить мощный голос природы и часто заглушает это чувство или даёт ему искажённое развитие.
Информация о тексте.
Основные проблемы:
1. Проблема связи человека с природой. (В чём проявляется связь человека с природой? Что разрушает эту связь?)
Авторская позиция. Связь человека с природой проявляется во врождённом чувстве природы, которое присуще каждому, но заглушается из-за приверженности человека ложным ценностям.
Авторская позиция. Любовь к природе не ограничивается любованием её живописными видами. Людям, наделённым поэтическим чувством, доступно более глубокое понимание природы, связанное с особым мироощущением, которое исключает суетность восприятия.
3.Проблема воздействия природы на человека. (Как воздействует природа на человека?)
Авторская позиция. Природа позволяет отвлечься от мелочных и своекорыстных хлопот, благотворно воздействуя на мысли и чувства человека.
Текст Волкогонова Д.
(1)Какие поступки мы считаем героическими? (2)Можно ли отделить подлинно героическое от лжегероизма? (3)Кто в общественном и индивидуальном сознании предстаёт как герой — творец подвига?
(4)Об этом давно задумываются люди. (5)Давно задают вопросы и пытаются на них отвечать. (6)Для каждой эпохи эти ответы были своими, соответствующими мировоззрению, которое в ту пору господствовало. (7)Ведь люди привязаны к галере своего времени. (8)Взгляды на мир, общество, мышление и, естественно, на человеческие поступки отражают доминирующие в обществе социальные и моральные установки и характер отношения ко злу, добру, справедливости, благородству, мужеству.
Информация к тексту.
Основные проблемы:
1. Проблема героического. (Какие поступки, поведение, свершения можно считать героическими?)
Авторская позиция. Героическими считают те действия, подвиги, свершения, которые несут «прогрессивную социальную нагрузку», которые жизненно необходимы людям.
2. Проблема героизма и лжегероизма. (Как различить подлинно героическое и лжегероизм?)
Авторская позиция. Необычный, дерзкий, исключительный поступок не может считаться героическим, если совершён не на благо людям.
3. Проблема выделения критериев героического. (Каковы сегодня критерии героического?)
Авторская позиция. Критерии героического зависят от времени, от эпохи; в современном обществе герой — человек, совершающий поступок на пользу общества.
Текст Долининой Н.
(1)Ревность — чувство естественное. (2)Его в той или иной мере испытывают все люди. (3)И я даже не уверена, что было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела бы любовь. (4)Беда не в том, что один не ревнует, а другой ревнует. (5)Беда в том, что эгоизм, свойственный любви, становится безмерным, если мы его не контролируем, не сдерживаемся и не стараемся «властвовать собою», как говорил Пушкин.
(6)Ведь, в сущности, ревность — это неверие в себя. (7)Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-то более достойный. (8)Все горькие упрёки в том, как можно было предпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём праве на любовь.
(9)И, с другой стороны, это недоверие к тому, кого любишь. (10)Значит, ты допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете. (11)На самом-то деле мы знаем (из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), что среди пяти тысяч роз всегда есть ОДНА, и только от нас самих зависит, найдём ли мы в себе силы и терпение, чтобы радоваться ей. (12)А ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим.
(13)Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим, —
в этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков — самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть забота о любимой.
(14)Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. (15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. (16)Она растёт -на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда — раны. (17)3алечивать их каждый учится сам. (18)Но общее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы ударившегося ребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого.
(19)Крушение любви начинается с той минуты, когда один из двоих начинает жалеть себя, оправдывать себя, думать о себе. (20)В любви не бывает одного страдающего сердца: все чувства делятся двумя, и думать о втором человеке — непременный закон. (21)Любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности. (22)Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя ради другого. (23)И это не значит уничтожить своё «я», это значит найти себя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку.
Информация о тексте.
Основные проблемы:
1. Проблема определения ревности (Что такое ревность?)
2. Проблема соотношения любви и ревности (Бывает ли любовь без ревности?)
3. Проблема преодоления ревности (Как преодолеть ревность?)
4. Проблема становления и крушения любви (Как крепнет и разрушается любовь?)
Позиция автора по выделенным проблемам:
1. Ревность – чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой – с недоверием к тому, кого любишь.
2. Любовь без ревности бывает, хотя возникновение любви часто сопровождается сомнениями, неуверенностью, а значит, и ревностью.
3. Через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности.
4. С преодолением ревности связано становление любви, а крушение любви начинается с эгоизма.
Текст Крюкова М.
(1)«Я лучше, я умнее всех». (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (3)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Такой человек, окажись он у власти — пусть самой что ни на есть скромной, — станет только вредить делу. (б)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он «не работает» на его, начальника, авторитет.
(9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё «я». (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, — вопрос чрезвычайно важный.
(13)Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.
(15)И ещё верные слова: «Каждый человек стоит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие».
(16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно — лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу».
(17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё «я». (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.
(21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк — сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя.
(25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: «Сострат, сын Дексифана из Книда, — богам-спасителям ради мореходов». (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: «Птолемей Филадельф».
(29)Так всегда бывает. (ЗО)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (32)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (ЗЗ)Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (34)На то самое «я», которое таит в себе силы титанические. (35)То самое «я», которое становится во сто крат сильнее, превращаясь в «мы», в заботу о нашем общем благе. (36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (37)Не будем забывать об этом.
Информация о тексте
Основные проблемы:
1. Проблема самооценки личности. (Как правильно оценить свои возможности? Как избежать ошибки при самооценке?)
Авторская позиция. Не следует завышать самооценку, поскольку в этом случае человек взвалит на плечи непосильный для себя груз и будет вредить делу, но в то же время необходимо сохранять чувство собственного достоинства.
2. Проблема места человека в мире. (Что помогает человеку самоутвердиться?)
Авторская позиция. В жизни каждого человека бывают моменты, когда он обязан утвердить, проявить своё «я»; личность становится более значительной, сильной, превращаясь в «мы», будучи направленной на заботу об общем благе.
3. Проблема значимости человеческой личности. (В чём заключается значимость человеческой личности?)
Авторская позиция. Значимость личности заключается в её влиянии на исторический ход событий, в том, что она принимает на себя ответственность «за судьбу всего мира».
Текст Лиханова А.
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека –
Залог величия его.
(1)Пушкинские слова эти пронзительной глубиной своей обращают память и чувства к отчему дому. (2)Куда ни относила бы житейская волна, какое бы разнообразие ни предлагала, всё бытие твоё останется суетой без памяти об отчем крове, без тех нитей, которые протягивает сердце к Отчизне, без частицы души, может, наиглавнейшей, обращённой таинственным зеркальцем к матери, к отцу, к городу или деревне, где ты рос.
(3)Поразительная категория — «самостоянье человека». (4)Нет, не примитивно-утилитарная самостоятельность, а именно самостоянье, ведь в этом слове заключено особое определение души, ума и сердца, в самостоянье человека заключено очень многое, и помечено оно — верно! — любовью к родному.
(5)Без любви человек пуст; нет и не может быть любви между двумя людьми, если каждый из них не любит чего-то своего, отдельного, необъяснимого, порой трудно называемого; если не любит своей памяти – прозрачной речки, пескарей на золотистой отмели, тихого кружения берёзового листа в осенний листопад, трепета молодой осинки на весеннем ветру, дымка из трубы и ледяной дорожки, по которой так здорово было прокатиться, разбежавшись что есть мочи, в дальнем и близком детстве…
(6)«С чего начинается Родина?» (7)Песенный вопрос этот кажется неточным и риторическим; родина ни с чего не начинается — она была, она есть, она будет вечно, если говорить о ней применительно ко всем и ко всякому; в отдельном же человеке она не начинается тоже — сам человек и есть Родина, (8)Любовь к ней — естественное чувство. (9)Самостоянье и величие человека зависят от этой естественной любви, а растоптавший любовь эту жалок и ничтожен. (10)0н изгой в отчем доме. (11)Ему всё равно, где жить и что видеть окрест. (12)Такой живёт страстями мелкими — он сам себя отрёк от самостоянья. (13)Родины в нём нет.
(14)Неважно, какой он, отчий дом, где он стоит или, может, не стоит вовсе, снесённый беспощадным лезвием бульдозера. (15)Даже несуществующий, он есть вечно в твоём сознании и будет, пока будешь ты.
Сведения об авторе:
Лиханов Альберт Анатольевич (родился в 1935 г.) — прозаик, публицист, педагог и общественный деятель, автор книг, посвящённых детям. Председатель правления Российского детского Фонда, Академик Российской Академии образования. Наибольшую популярность получили произведения А. А. Лиханова, посвящённые проблеме становления ребёнка и подростка.
Основные проблемы:
1. Проблема личностной цельности (При каких условиях человек может состояться как личность?)
2. Проблема патриотизма (С чего начинается любовь к Родине?)
3. Проблема любви (Что значит для человека чувство любви? При каких условиях оно возникает?)
Позиция автора по выделенным проблемам:
1. Память – основа человеческой личности; пока жив человек, живо то, что хранит его память; воспоминания об отчем доме — частица души каждого человека. Человек не может состояться как личность без любви к родительскому дому, к семье, к Родине.
2. Любовь к Родине — естественное чувство, которое живёт в каждом человеке, оно начинается с любви к отчему дому; величие человека зависит от способности испытывать это чувство.
3. Без любви человек пуст: не может быть любви между двумя людьми, если каждый из них не любит природы, Родины, своего дома, своих воспоминаний.
Текст Львова С.
(1)Сострадание- активный помощник.
(2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?
(5)С самого детства воспитывать — прежде всего самого себя — так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6)И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.
(7)Сочувствие — великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8)Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. (9)И беспокойнее. (10)Но их совесть чиста. (11)У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12)Их, как правило, уважают окружающие. (13)Но даже если правило это нарушится и если окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции(14)… кажется, что им хорошо. (15)Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16)Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17)Рано или поздно — как аукнется, так и откликнется!
18)На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19)Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20)Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21)Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22)Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (23)Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24)Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25)Слепым страхом. (26)Одиночеством. (27)3апоздалым раскаянием.
(28)Одно из самых важных человеческих чувств — сочувствие. (29)И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. (30)Содействием. (31)К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32)Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33)Если её настроить на волну высокой человечности.
Основные проблемы:
1. Проблема воспитания сострадания (Нужно ли воспитывать в человеке способность к сочувствию?)
2. Проблема способности человека к сочувствию (Как влияет на жизнь человека способность сочувствовать и отсутствие у него такой способности? Нужна ли человеку способность к состраданию?)
3. Проблема взаимосвязи сочувствия и активной помощи человеку (Какая связь существует между сочувствием и содействием?)
Позиция автора по выделенным проблемам:
1. Талант доброты, сочувствия необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя.
2. Человек, который никогда никому не сострадал, оказывается не защищённым от собственных бед и может остаться в одиночестве.
3. Человек, обладающий способностью к сочувствию, сумеет понять боль другого человека и услышать его безмолвную просьбу о помощи, и тогда сочувствие станет содействием.
Текст Маслова И.
(1)Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века,- первое поколение, выросшее в «обществе потребления». (2)У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». (3)Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. (5)По велению души. (6)Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всё возрастающих. (8)Дети хотят быстрее вырасти. (9)Почему спешат? (Ю)Чтоб свободно распоряжаться деньгами. (11)Как заработать, пока не знают, не задумываются.
(12)Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. (13)Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. (14)Однако не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентации в стране.
(16)У современной молодёжи немало и положительных ориентации. (17)Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство.
(18)Тенденция к самореализации — знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. (19)А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. (20)Надо быть как все.
(21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22)На первом месте у них — хорошая работа, карьера и образование. (23)Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. (24)Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё десять лет назад. (25)Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать.
(26)Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. (27)Просто они другие.
Основные проблемы:
1. Проблема определения жизненных приоритетов (Что влияет на выбор жизненных установок современных подростков? Каковы их жизненные приоритеты?)
2. Проблема влияния эпохи на формирование нравственных ориентиров и основных жизненных установок молодого поколения (Как влияет характер эпохи на формирование отношения к жизни и нравственных ценностей молодёжи?)
3. Проблема сравнения современных подростков и подростков прошлых времён (Стали ли современные подростки хуже?)
Позиция автора по выделенным проблемам:
1. На выбор подростками своих жизненных приоритетов сегодня влияют целевые установки общества; большое влияние оказывает телевидение, круг общения; на первом месте у юного поколения — хорошая работа, карьера и образование.
2. Современные подростки отличаются от своих сверстников, сформировавшихся в эпоху застоя, практичностью, определённостью жизненных установок; одни убеждены, что взрослые должны удовлетворять их потребности; другие не ждут, что им всё даст государство, а стремятся к самореализации.
3. Современные подростки не хуже и не лучше, они живут в другое время, в другом обществе и отличаются от своих сверстников прошлых времён и ярко выраженным стремлением к самореализации, и стремлением к удовлетворению своих всё возрастающих потребностей.
Текст Почуева В.
(1)Однажды на уроке биологии учительница, рассказывая о селекции, обмолвилась, что во время Великой Отечественной войны работники одной из лабораторий, умирая от голода, сберегли выведенные в ходе долгих экспериментов новые сорта пшеницы.
(2)Когда урок кончился, Димка Демьяненко, не без тайного желания покрасоваться перед миловидной учительницей, громогласно заявил:
–(3)Нет, ну это каким же чудовищем нужно быть, чтобы вот так видеть, как родные с голоду пухнут, и беречь это элитное зерно! (4)Оно что, дороже человеческой жизни?!
(5)И он торжествующе посмотрел на смутившуюся учительницу. (6)Наталья Евгеньевна вопросительно взглянула на Димку, не понимая: это вопрос, обращённый к ней, или реплика в никуда?
–(7)Это же было во время войны! – тихо сказала она.(8)Димка надменно хмыкнул, показывая хлипкость этого аргумента перед его несокрушимой правотой. (9)Но победное самодовольство Димки задело самолюбие Вовки Нестерова, который никогда не упускал случая противопоставить свой живой ум книжному умствованию Демьяненко.
–(10) А ты бы, Демьян, что сделал с этим зерном? (11)Нажарил бы блинчиков для своей родни?!
(12)Димка с холодным высокомерием посмотрел на него. (13)Он умел в нужные минуты перевоплощаться в непреклонного и самоотверженного поборника справедливости, готового ради принципов пойти хоть в огонь.
–(14)Я бы, Вовчик, это зерно честно раздал людям, и думаю, что это спасло бы кого-то от смерти! (15)И знаешь, смеяться тут нечему!(16)Вовка сразу посуровел, с его лица слетела улыбка, и он строго, как боец, задетый неспортивной выходкой противника, зловеще кивнул.–(17) Честно – это как? – спросил он, хищно прищурив глаза. – (18)Вот, Демьян, у тебя центнер зерна. (19)Нас тут – двадцать четыре человека. (20)Подели! (21)И чтоб честно!(22)Димка передёрнул плечами, показывая, сколь унизительно простой является эта задачка для его интеллекта. (23)Быстро произведя какие-то расчёты, он произнес:
–(24)Это будет примерно по четыре килограмма…
–(25)Вот как! – усмехнулся Нестеров. – (26)У меня есть брат и сестра – нам четыре килограмма. (27)А ты, Демьян, в семье один – тебе тоже четыре килограмма. (28)И это честно?! (29)Ты делишь чужое, честный ты наш! (30)Это, выходит, так: я работаю сторожем при складе с продовольствием, у меня семья голодает, я раз – и уволок пару ящиков тушёнки. (31)Другой патронами на войне торгует, чтобы семью прокормить, третий военную тайну врагу загнал…
–(32)Я разве предлагал военной тайной торговать? (33)Чего ты передёргиваешь?
–(34)А, вон ты как? (35)Значит, тебе брать чужое можно! (36)А другим нельзя? (37)У тебя всегда, Демьян, так: себе – чтоб хорошо, а для других – чтоб честно! (38)А ты слышал слово долг? (39)И оно…
–(40)А есть ещё такое слово, как любовь к людям! (41)И эта любовь превыше всякого там долга!.. – перебил его Димка.
–(42)Друг мой Демьян, не говори красиво! (43)Зачем тогда воевать против врага, на войне же людей убивают! (44)Сдаться – и всё! (45)Зачем тогда работать – это трудно, негуманно. (46)Пусть все лежат на печи и жалеют друг друга! (47)Люди, которые сберегли это зерно, как раз и думали о других, а вот если бы они это зерно по домам растащили, то стали бы предателями и воришками… (48)И нечего тут своей философией голову людям морочить. (49)Пойдёмте лучше в столовую, пока наш суп вот такие гуманисты не съели…
(50)Я шёл вслед за другими и думал, что очень часто одни и те же явления могут оцениваться совершенно по-разному. (51)В чём-то правым мне казался Димка, убедительными мне казались и доводы Нестерова… (52)Но я чувствовал, что за их словами не было внутренней силы, как будто бы каждому из них захотелось порисоваться перед окружающими, они надели яркие мушкетёрские костюмы, помахали перед нами бутафорскими шпагами и сошли со сцены, довольные произведённым эффектом. (53)А мне вдруг захотелось понять: так кто же прав на самом деле? (54)Ведь не может быть, чтобы правда двоилась, чтобы она зависела от остроумия и яркости своих случайных попутчиков, которые решили поупражняться в красноречии, нисколько не заботясь о том, насколько утверждаемая ими точка зрения согласуется с голосом их сердца, с их верой.
Информация о тексте.
Основные проблемы:
1. Проблема конфликта общественных и личных интересов. (В чём заключается конфликт общественных и личных интересов?)
Авторская позиция. Конфликт заключается в том, что личность осознаёт свою значимость в обществе и часто оказывается перед выбором: жертвовать собой ради общего блага или ставить свои интересы или интересы своих близких выше общественных.
2. Проблема определения высшей ценности человеческого общества. (Что можно считать высшей ценностью человеческого общества?)
Авторская позиция. Забота о каждом человеке, о его благе является главной целью подлинно гуманного общества.
3. Проблема обретения истины в споре. (Что может помешать оппонентам обрести в споре истину?)
Авторская позиция. Когда оппонентами движет не нравственное чувство, не глубокая вера в свою правоту, а желание доказать всем своё превосходство над соперником, основная цель спора — обретение истины — не будет достигнута.
Текст Чуковской Л.
(1)Сделавшись профессиональным детским писателем, выступая перед сотнями и тысячами детей с самых разнообразных эстрад, общаясь с ними в школах, больницах, санаториях, детских садах и библиотеках, читая им своё и чужое, Чуковский с большой точностью установил возрастные рамки восприятия литературы: тому свидетельство хотя бы книга «От двух до пяти» или статья «Литература и школа». (2)Но и в ту начальную пору, когда число детей, попадающих в поле его зрения, ограничивалось малышами, копошащимися на пляже, да собственными детьми, он вдумывался в восприятие, вглядывался в возраст, пытался прежде всего понять: что детям скучно, а что увлекает их? (3)«Скучно — нескучно» — это было для него важным критерием. (4)Критерием, конечно, не единственным. (5)Мало ли написано книг с остро закрученным сюжетом, «занимательных», но бездушных, бездарных и своей неодухотворённостью заглушающих понимание жизни? (6)Заглушающих рост души? (7)Не они ли уводят от понимания литературы?(8)Возраст — ступенька. (9)Каждой возрастной ступени должно соответствовать своё искусство. (10)Корней Иванович мечтал о возведении лестницы, которая приводила бы растущего человека к «Евгению Онегину».(11)Что и в каком порядке должен читать растущий человек, с какой на какую он должен переходить ступеньку (сам и с помощью взрослых), чтобы, скажем, к четырнадцати, пятнадцати, шестнадцати годам онегинская строфа не затрудняла, не отпугивала, а пленяла его? (12)Что, в каком виде и в какой последовательности надлежит давать прочесть растущему человеку в детстве, чтобы защитить его от пошлости, которая всегда, во все времена, неизбежно и неистребимо лезет изо всех щелей? (13)Чем одаривать, чтобы подрастающий человек радостно поднимался по лестнице литературной культуры, без которой нет культуры душевной? (14)Конца эта лестница не имеет, но каково должно быть начало и какова последовательность шагов?
(15)Корней Иванович ревновал литературу к музыке; ему представлялось, будто в музыке, в науке о музыкальном воспитании такая лестница уже возведена. (16)Путь к Бетховену проложен. (17)В поэзии же, полагал он, лестница к вершине её — Пушкину — не построена… (18)А ведь русская поэзия — одна из сверхмощных держав в поэзии мира. (19)Что же будет, если наследники не окажутся в силах принять своё наследство? (20)Опасность представлялась ему грозной.
Сведения об авторе:
Чуковская Лидия Корнеевна (1907-1996) — поэт, прозаик, критик, мемуарист, редактор, автор книг для детей, литературно-критических очерков, воспоминаний об А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой.
Основные проблемы:
1. Проблема приобщения детей и молодёжи к литературному искусству (Как увлечь детей, молодых людей хорошей литературой? Какой должна быть система чтения, чтобы она обогащала душу, доставляла радость и учила понимать жизнь с учётом потребностей человека на каждой возрастной ступеньке?)
2. Проблема выбора книги для чтения (Каков критерий выбора книги для чтения?)
3. Проблема преемственности поколений в отношении к литературному искусству (Сможет ли молодое поколение перенять тот духовный опыт, который заключён в русской поэзии, в творчестве Пушкина, в русской литературе в целом?)
Позиция автора по выделенным проблемам:
1. Пока не найдено действенного способа, при помощи которого можно было бы увлечь молодых людей чтением хорошей литературы; не продумана такая система чтения, которая обеспечила бы в каждом возрасте приобщение человека к книгам, необходимым именно в это период жизни.
2. Основными критериями выбора книги для чтения являются такие её качества, как способность вызывать интерес, но в то же время обогащать душу, развивать умение размышлять.
3. Существует реальная угроза того, что огромное духовное наследие, которое заключено в русской литературе, в русской поэзии, окажется не понятым и не востребованным молодым поколением.
infourok.ru
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. 10 текстов и примерные сочинения, написанные в формате задания 26 КИМ ЕГЭ.
Вариант 1
(1)На Ленинградском шоссе, невдалеке от поворота на Шереметьево, взгляд вдруг выхватил на рекламном щите сурово-требовательное лицо воина с красной звездочкой на каске: «Ты записался добровольцем?» (2)Такое знакомое лицо, внезапно опрокидывающее тебя в военное лихолетье, когда плакаты, зовущие в бой, были такой же приметой дня, как сегодня соблазняющая на красивую жизнь реклама. (З)Это и была реклама… дома отдыха! (4)Суровый боец звал… «в поход на русские бани и сауны». (5)Ну и ну… (6)— Да это просто прикол такой, — не разделил моего недоумения молодой коллега. — Юмор. (7)Дохихикались… (8)Вы обратили внимание на это всемирное хихиканье, на этот утробный юмор, ерничанье, глумливую усмешку, становящиеся стилем жизни? (9)Но есть же, должны быть события, понятия, чувства, не подвластные упражнениям в остроумии! (10)Не успела прийти в себя от оскорбительной безвкусицы, как снова на дороге военный плакат. (И)Знаменитая скорбносуровая женщина в алом: «Родина-мать зовет!» (12)Не на черные штыки, грозно поднимающиеся у нее за спиной, зовет, нет. (13)Зов продолжен ныне так: «Родина-мать зовет отдыхать». (14)Таков слоган дня, оказывается. (15)А вместо военной присяги у нее в руке… «путевка: ночной клуб, ресторан, русские бани». (16)Самое время поерничать над военной присягой? (17)А Родине-матери звать в ночной клуб? (18)Было время натужного пафоса, лицемерно-декларативной патриотичности, когда искренность, честность сопротивлялись употреблению святых слов всуе. (19)Как говорил старый бакенщик Паустовского: «Все кричите: «Родина, Родина! А вот она, Родина, — за стогами». (20)Но это не снижение, а приближение к нам дорогого понятия. (21)Военные плакаты, превращенные в рекламу, хотели или не хотели того ее создатели, рассчитаны именно на снижение. (22)Но Родина — дом человека. (23)А не дом циника все же. (24)Как смотрит на эти плакаты-рекламы тот, не плакатный, настоящий доброволец, что, израненный, больной, дожил до сегодняшнего дня? (25)И дожил не в хоромах? (26)Впрочем, вряд ли наши ветераны ездят по дороге в аэропорт, ворота страны, которую они исходили своими ногами в войну. (27)И уж никак не могут интересоваться ветераны домом отдыха, где плата за день стоит их полумесячной пенсии. (28)Тогда зачем дорогие понятия — снова всуе? (29)Прямо напротив плакатов, через дорогу, — знаменитые «ежи». (ЗО)Последняя линия обороны. (31)3десь все воины, отвечая на зов Родины-матери, не пропустили врага. (32)И погибли. (ЗЗ)Не хочется впадать в пафос, говорить громкие слова «кощунство», «исторический нигилизм», но превращать эпос, каким была Великая Отечественная, в анекдот — как еще назвать, подскажите?
(По И. Руденко)
Инна Павловна Руденко — писатель, журналист, автор множества популярных книг.
Вариант 2
Я даже не помню., как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил ее из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
— Санек, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! — восхищенно улыбаясь, произнес Петька и пожал мне руку.
(8)В это время в класс вошел мой сосед по парте — Колька Бабушкин. (9)Носатый, долговязый, нескладный… (10)У него не было отца.
Его и маленькую сестренку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками ее детей. (12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к ее жалкому отпрыску.
Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжеванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты.
Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял ее в руки.
— Санек, глянь! — толкнул меня Петька. (18)Я от возмущения разинул рот.
Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (20)Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
— Спасибо за подарок!
— Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я.
Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. (23)Все засмеялись. (24)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял ее и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
— Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…
Тридцать лет прошло с тех пор. (27)Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашел в себе мужества исправить ошибку. (28)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
(29)А эта книга… (ЗО)Колек, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (31)Да мы бы все тебе отдали…
(32)Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (ЗЗ)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.
(По В. Дроганову)
Виктор Иванович Дроганов — современный публицист.
Вариант 3
(1) Мне бы хотелось быть студентом. (2) Хотелось веселой интересной жизни, хотелось, чтобы учиться было не скучно.
(3) В университете разные факультеты устраивали дни открытых дверей для будущих студентов. (4)Можно было прийти, посмотреть, где и как учатся студенты, послушать увлекательную лекцию о том, что изучают студенты, какие получают специальности и какие существуют жизненные перспективы.
5)Первым делом я пошел на день открытых дверей биологического факультета. (6)Мне казалось, что, коли я приду на биофак, моя детская любовь к жучкам и паучкам, увлечение биологией проснется во мне с прежней силой и я пойму, что лучшего выбора сделать просто нельзя. (7)А если еще мне скажут, что в перспективе будут экспедиции, научные эксперименты, и если мне помогут дорисовать образ ученого- биолога, который мною был почти нарисован, а этот образ сильно напоминал жюльверновского Паганеля, то я отброшу всякие сомнения.
(8)Нас собралось в маленькой аудитории человек пятнадцать. (9)В назначенное нам время никто не пришел. (10)Мы ждали минут двадцать. (11)Мы — это десять тихих девчонок и пять, в том числе и я, разнокалиберных во всех смыслах парней выпускного школьного возраста.
Через двадцать минут к нам в аудиторию зашла дама в белом халате, наброшенном на плечи. (13)Она поздоровалась, искоса, недружелюбно осмотрела нас и улыбнулась одними губами. (14)Ничего рассказывать нам она не стала, попросила следовать за ней. (15)Она провела нас по нескольким лабораториям. (16)Там были белые крысы и мыши в клетках, а в углу одной лаборатории стояла небольшая ванна, в которой копошились лягушки. (17)Были там еще и террариумы с какими-то ужами, ящерицами и даже один с большущими тараканами.
Были там большие аквариумы с мутной водой и карасями, кажется.
В одной лаборатории группа студентов препарировала лягушек, а преподаватель, как заведенный, ходил и смотрел, как они это делают, наклоняясь над каждым, как в школе делают учителя во время написания сочинения или контрольной работы.
— Вот и все! — сказала она после беглого показа всех возможностей биологического факультета. — (21)В зоологический музей нашего университета можете сходить самостоятельно. (22)Вот вам программа для поступающих. (23)Там же есть краткая программа того, что вы будете изучать у нас, если поступите. (24)Приходите. (25)Мы вас очень ждем, и у нас вам будет очень интересно.
(26)Я был весьма озадачен. (27)Я очень хотел поступить именно на биофак, но ехал домой на автобусе и думал о том, что же мне не понравилось? (28)Что мне показалось не тем? (29)Чего я ожидал? (ЗО)Что же не то?
(31)И я понял, что я не встретил там, в лабораториях и аудиториях, ни одного человека, который бы совпадал с моим образом и моим представлением о том, как должен выглядеть ученый. (32)Там не было никого, похожего на Паганеля. (ЗЗ)Все было нормально, тихо и деловито. (34)И я закрыл для себя вопрос о поступлении на биофак.
(По Е. Гришковцу)
Евгений Валерьевич Гришковец (род. в 1976 г.) — современный драматург, режиссер, актер, писатель.
Вариант 4
(1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2)Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3)И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краев многострадальный город. (4)Это не затишье, здесь наступил мир — глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.
(5)И в эту-то ночь неподалеку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар. (б)Вчера никто бы не обратил на него внимания — бои идут, земля горит, — но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.
Горел немецкий госпиталь, четырехэтажное деревянное здание.
Горел вместе с ранеными. (9)Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (Ю)Она, обмершая, завороженная, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскаленных недрах, время от времени что-то обваливается — темные куски. (11)И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный — то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.
(12)А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.
Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обреченным ужасом единственный глаз. (15)0н в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16)Его дрожь невольно передается Аркадию Кирилловичу, упрятанному в теплый полушубок.
(17)Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться — кирпично раскаленные лица, русские и немецкие вперемешку. (18)У всех одинаково тлеющи
infourok.ru
Автор и начало текста — сочинения |
---|
Лев Васильевич Успенский: В годы моего детства, совпавшего с началом бурного… Текст и сочинение |
Борис Колесов: Ясное морозное зимнее утро. По узкой деревенской тропке… Текст и сочинение |
Виктор Петрович Захаров: В первой редакции «Мастера и Маргариты» … Текст и сочинение Сочинение #2 Сочинение #3 |
Фёдор Михайлович Достоевский: Это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня!… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Фёдор Михайлович Достоевский: Было мне тогда всего девять лет от роду. Как-то раз в лесу… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Владимир Богомолов Рейс «Ласточки»: Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики… Текст и сочинение |
Юрий Васильевич Бондарев: Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Максим Горький: B дни зимних вьюг, когда вся земля, всё на земле… Текст и сочинение |
Яков Александрович Хелемский: Было тихо и бело. Порой мы спотыкались о тонкий ствол… Текст и сочинение |
Лариса Григорьевна Матрос: Он был всем в жизни Анны Викторовны, её сын… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Лариса Григорьевна Матрос: Натка вышла из дома и направилась вдоль улицы… Текст и сочинение |
Альберт Анатольевич Лиханов: Лепестинья смахивает прозрачные слёзы, мне хочется… Текст и сочинение |
Владимир Алексеевич Солоухин: Есть на нашей реке такие глухие и укромные места… Текст и сочинение |
Владимир Алексеевич Солоухин: Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Евгений Лаптев: Когда размышляют о том, каким должен быть хороший врач… Текст и сочинение |
Лев Абрамович Кассиль: На Западном фронте мне пришлось некоторое время жить… Текст и сочинение |
Борис Михайлович Бим-Бад: Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации… Текст и сочинение |
Борис Михайлович Бим-Бад: Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Дмитрий Быков о В.Маяковском: Аудитория, которую он собирал, далеко… Текст и сочинение |
Сергей Иванович Сивоконь: Говорят, что талантливый человек талантлив во всём… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Даниил Александрович Гранин: В речи героя Достоевского Алеши Карамазова были слова… Текст и сочинение |
Антон Павлович Чехов: Был поздний вечер. Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин… Текст и сочинение |
Михаил Юрьевич Лермонтов: Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча… Текст и сочинение Cочинение #2 |
Василий Михайлович Песков: В детстве самым притягательным местом для меня была наша речка… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Сергей Львович Львов: Приобщение к искусству может происходить и в просторном… Текст и сочинение |
Василий Михайлович Песков: В невысоких горах около Дрездена тренировались… Текст и сочинение |
Михаил Осипович Гершензон: Всякое искусство открывает тайны, и всякое в своём… Текст и сочинение |
Николай Михайлович Карамзин: Человек любит место своего рождения и воспитания… Текст и сочинение |
Даниил Александрович Гранин: С течением времени начинаю понимать, что до человека… Текст и сочинение |
Даль Константинович Орлов: Первое появление Сан Саныча запомнилось не случайно… Текст и сочинение |
Карякин Юрий Федорович: С признанием чрезвычайной важности глобальных проблем… Текст и сочинение |
Борис Петрович Екимов: Бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста старушка… Текст и сочинение |
Федор Александрович Абрамов: Старая деревня с её тысячелетней историей уходит… Текст и сочинение |
Леонид Израилевич Лиходеев: Недавно одна газета сообщила приятную новость… Текст и сочинение |
Борис Петрович Екимов: Писем от Марьяны, старой нашей няньки, ждать не приходилось… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Д.Н.Мамин-Сибиряк: …Его звали Костей. Я не помню, чтобы этот мой первый друг… Текст и сочинение |
Сергей Львович Львов: Немолодая женщина, крупный учёный, рассказала такую историю… Текст и сочинение |
Алексей Николаевич Толстой: Русский характер! Поди-ка опиши его… Рассказывать ли… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Юрий Яковлевич Яковлев: Когда он вернулся из школы, пришлось долго звонить… Текст и сочинение |
Алексей Дорохов: В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным… Текст и сочинение |
Владимир Алексевич Солоухин: Она удивилась, что я приехал в Москву в неурочное время… Текст и сочинение |
Василий Аксенов: Мы учились с Ним в одном классе во время войны… Текст и сочинение |
Иван Федорович Гончаров: Начнем с очевидного. Слово «мама» — особое слово… Текст и сочинение |
Галина Георгиевна Туз: «Не нравится мне этот дядя: он какой-то жидкий!»… Текст и сочинение |
Константин Дмитриевич Ушинский: Давным-давно стоял на морском берегу богатый торговый город Винета… Текст и сочинение |
Галина Львовна Могилевская: Деньги — это средство распределения материальных… Текст и сочинение |
Виктор Платонович Некрасов: Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку… Текст и сочинение |
Михаил Георгиевич Худяков: Он нёс меня на себе восемь километров… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Любовь Фёдоровна Воронкова: -Ты варенье любишь? -Какое? -Ну вишнёвое, например… Текст и сочинение |
Александр Михайлович Кондратов: Количество «универсальных» символов с каждым годом… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Василий Михайлович Песков: Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина… Текст и сочинение |
А.Н.Кузнецов: В последнее время мне не раз приходилось читать и слышать… Текст и сочинение |
Иван Александрович Ильин: Нет сомнения — человечество найдёт пути, ведущие к обновлению… Текст и сочинение |
Андре Моруа: Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Евгений Генрихович Кригер: Мы возвращались из штаба пехотной дивизии, расположенного внутри… Текст и сочинение Сочинение #2 Сочинение #3 |
Фазиль Абдулович Искандер: В тринадцать лет я впервые прочел «Анну Каренину»… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Виктор Федорович Смирнов(Кологрив): В чудо верят не только дети, но и взрослые… Текст и сочинение |
Татьяна Николаевна Тэсс: В каждом из нас до седых волос живет частица детства… Текст и сочинение |
Леонид Аронович Жуховицкий: Говорят , « красиво жить не запретишь»… Текст и сочинение |
Александр Иванович Куприн: Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы… Текст и сочинение |
Григорий Федорович Рогов: Чего же ты, Боже, мне крыльев не дал, Я б Землю покинул и в небо взлетал… (Тарас Шевченко) Текст и сочинение |
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Нравственность особенно нужна в современном мире.. Текст и сочинение |
Константин Георгиевич Паустовский: Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени. Текст и сочинение |
Владимир Алексеевич Солоухин: Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем… Текст и сочинение |
Г.Рогов: Прошлое, соответственно, и будущее Земли, судьба всего живого на ней… Текст и сочинение |
Константин Георгиевич Паустовский: …Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере… Текст и сочинение |
Михаил Белят: Помню те апрельские дни 1961 года. Ошеломляющая радость, восторг… Текст и сочинение |
Виктор Петрович Астафьев: Смеётся, заливается, хохочет мальчик…Овсянский остров напоминал… Текст и сочинение |
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Экология представляет собой взгляд на мир как на дом… Текст и сочинение |
Ярослав Кириллович Голованов: Существует много мифов, окружающих имя М.В. Ломоносова… Текст и сочинение |
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Когда-то, очень давно мне прислали важное издание… Текст и сочинение |
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который.. Текст и сочинение |
И.Руденко: На Ленинградском шоссе, невдалеке от поворота.. Текст и сочинение |
Борис Васильев: В те времена домик — старенький, чёрный, скособоченный… Текст и сочинение |
Александр Исаевич Солженицын: Археологи не обнаруживают таких ранних стадий человеческого… Текст и сочинение |
Ксения Игоревна Кривошеина: Вслед за Фёдором Михайловичем мы не воскликнем сегодня… Текст и сочинение |
Я. Голованов: Архимед жил так невообразимо давно, что память о нём, словно… Текст и сочинение |
А.Ф.Лосев: То, что всем надо учиться, — общеизвестно; спорить тут не о чем… Текст и сочинение |
Фазиль Абдулович Искандер: Давно замечено, что полная неграмотность нравственно выше.. Текст и сочинение |
Г. И. Андреева: И думать нечего: он совершенно чужой мне человек… Текст и сочинение |
vopvet.ru
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) по теме: Тексты для написания части С (в формате ЕГЭ).
(1)Во время Второй мировой войны фашисты схватили одного из активных деятелей французского Сопротивления. (2)Вначале ему предложили вступить в сговор с тайной полицией.
(3)Но схваченный подпольщик с негодованием отверг эту сделку. (4)Тогда от уговоров палачи перешли к пыткам. (5)Невозможно даже вообразить, через что пришлось пройти этому мужественному человеку. (6)Но ни адская боль , ни разрывающий душу страх перед неизбежностью, ни щедрые посулы – ничто не смогло сломить его волю. (7)Пытки стали еще более жестокими, еще более изощренными, палачам уже хотелось не столько вырвать информацию, сколько победить узника.(8) Мужество подпольщика они воспринимали как бессмысленное упрямство человека, бросившего вызов их не знающему пределов могуществу.(9) Они были твердо уверены в том, что сломать можно любого, просто одни терпят день, другие неделю, но рано или поздно перед судьбой даже герои встают на колени.
(10)Как же бесил их этот безумный фанатик! (11)Уже казалось, что ничем поколебать его твердой, как гранит, решимости. (12)Но однажды его пригласили в кабинет, предложили переодеться в хороший костюм, велели принять душ, привести себя в порядок.(13) Потом посадили и повезли по цветущему Парижу.(14) Завели в кофейню, угостили горячим шоколадом. (15)Рядом сидели беспечно смеющиеся люди, о чем-то загадочно шепталась молодая парочка, бабушка кормила внука пирожными, на улице ласково шелестели листвой деревья…
(16)Жизнь шла своим чередом. (17)От стриженых газонов пахло свежей травой, и этот удивительный запах уносил измученного пытками человека в даль минувшего, в ту сказочную долину детства, где, словно хрустальные замки в клубах синеватого тумана, слабо дрожат очертания полузабытых детских снов.(18) Его никто ни о чем не спрашивал. (19)И он задавал себе один и тот же вопрос: зачем я умираю? (20)Ну вот я умру, умру в страшных мучениях ради этих людей, которые даже не знают о моем существовании, ради этого перепачканного кремом ребенка, ради этой темноволосой девушки, которая не сводит глаз со своего парня… (21) Какое им дело до меня, до моих переломанных костей, до моих страданий, до моей жизни? (22)Так неужели я обязан мучиться ради тех, кому моя жертва не нужна?
(23)В камеру его нарочно везли по самым красивым улицам, жизнь стучала в стекла машины, звала его остаться… (24)И тогда он произнес: «Ладно». (25)Сказал тихо. (26)Но его услышали. (27)Сказал только одно слово. (28) Но его поняли…
(29)Через месяц его выпустили…(30) Раньше было нельзя, чтобы не вызвать подозрений у соратников по подполью.(31) Он пришел в то же самое кафе… (32)Но там не было ни бабушки с внуком, ни той влюбленной парочки… (33) И почему-то на улице не шелестели деревья и не пахло травой. (34)Было тихо, было неестественно тихо, и это была даже не тишина притомившейся жизни, а неподвижное безмолвие могилы. (35)Он сыпал в кофе сахар, одну ложку, вторую, третью… (36) Но кофе все равно был горький, как будто его сварили из полыни.
( По А. Авдееву)
А28 . Какое высказывание противоречит содержанию текста?
1.Не столько информация интересовала фашистов, сколько владело ими желание сломить волю участника Сопротивления.
2. Подпольщик оказался не готов пожертвовать своей жизнью ради других.
3. Герой не выдержал испытаний, связанных с физическими истязаниями.
4. Предателю кажется, что его шаг изменил мир.
А29. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 12-16?
- Описание
- Рассуждение
- Рассуждение и повествование
- Повествование.
А30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
- 6 2. 11 3. 15 4. 34
В1. Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В2. Из предложения 12 выпишите все местоимения.
В3. Из предложения 11 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
В4. Среди предложений 1-9 найдите простое, односоставное неопределенно-личное.
В5. Среди предложений 1-11 найдите предложение с обособленным определением.
В6. Среди предложений 12-21 найдите сложные предложения, в состав которых входят придаточные определительные.
В7. Среди предложений 25-36 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и указательного наречия.
В8. Автор текста, используя такие средства выразительности, как ____________ («…жизнь стучала в стекла машины, звала его остаться» в предложении 23) и ___________ ( предложения 21, 22), передает смятение в душе узника. ______________
( «как гранит» в предложении 11, « словно хрустальные замки в клубах синеватого (тумана» в предложении17) придают тексту образную яркость. Такое синтаксическое средство, как ___________ предложения 26-28) интонационно выделяет кульминационный момент текста.
Список терминов:
- Сравнительный оборот
- Эпитет
- Метафора
- Термины
- Цитирование
- Парцелляция
- Ряды однородных членов
- Риторические вопросы
- Диалектизм
КЛЮЧ
А28 . Какое высказывание противоречит содержанию текста?
1.Не столько информация интересовала фашистов, сколько владело ими желание сломить волю участника Сопротивления.
2. Подпольщик оказался не готов пожертвовать своей жизнью ради других.
3. Герой не выдержал испытаний, связанных с физическими истязаниями.
4. Предателю кажется, что его шаг изменил мир.
А29. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 12-16?
1Описание
2.Рассуждение
3.Рассуждение и повествование
4.Повествование.
А30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1. 6 2. 11 3. 15 4. 34
В1. Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. вначале
В2. Из предложения 12 выпишите все местоимения. Его, себя
В3. Из предложения 11 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Твердой решимости
В4. Среди предложений 1-9 найдите простое, односоставное неопределенно-личное. 2
В5. Среди предложений 1-11 найдите предложение с обособленным определением. 8
В6. Среди предложений 12-21 найдите сложные предложения, в состав которых входят придаточные определительные. 17,20,
В7. Среди предложений 25-36 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и указательного наречия. 32
В8. Автор текста, используя такие средства выразительности, как ______3______ («…жизнь стучала в стекла машины, звала его остаться» в предложении 23) и _____8______ ( предложения 21, 22), передает смятение в душе узника. ____1__________
( «как гранит» в предложении 11, « словно хрустальные замки в клубах синеватого (тумана» в предложении17) придают тексту образную яркость. Такое синтаксическое средство, как _______6____ предложения 26-28) интонационно выделяет кульминационный момент текста.
Список терминов:
- Сравнительный оборот
- Эпитет
- Метафора
- Термины
- Цитирование
- Парцелляция
- Ряды однородных членов
- Риторические вопросы
- Диалектизм
Работы учащихся.
В данном тексте затронута проблема предательства.
Автор повествует о схваченном фашистами деятеле французского Сопротивления, о пытках, которые ему пришлось перенести. Ни адская боль, на разрывающий душу страх не смогли сломить его волю. Он стойко переносит жестокие издевательства фашистов, но вскоре понимает, что его страдания, смерть не интересуют беззаботных людей, ради которых он готов был погибнуть.
Позиция автора выражена неявно, и это заставляет читателей задуматься над поставленной проблемой. Герою Авдеева, насладившемуся маленьким кусочком беспечной жизни, после предательства она уже не кажется сладкой и манящей.
Я согласна с мнением автора и считаю, что само предательство и его мотивы запутаны и многогранны. Человек, предавший своих товарищей и свою страну, уже не сможет жить как прежде.
Сложная и противоречивая проблема предательства рассматривалась еще в далеком прошлом. Многие писатели рассматривали библейский сюжет в своих произведениях. К примеру в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» сюжет строится на «предателе поневоле». Иуда предал Христа, чтобы пробудить истинную веру, совесть людей. Он считал: чтобы темная, нищая духом толпа уверовала в Христа, ей необходимо чудо. Этим чудом станет воскрешение Христа после мученической смерти.
Михаил Афанасьевич Булгаков также рассматривает тему предательства. Римский прокуратор Понтий Пилат предает безобидного проповедника Га-Ноцри: он не смог выступить в его защиту из-за трусости. В наказание получает от Воланда вечную жизнь в терзаниях и муках.
Таким образом, проблема предательства существует и волнует человечество на протяжении многих столетий. Совершивший однажды измену по отношению к своим друзьям, товарищам, семье уже не вернет прежнего доверия окружающих.
Матвеева Евгения 11 «Б»
Каждый из нас время от времени задается вопросом о собственной значимости, о месте, которое человек занимает в мире, и может ли всего один поступок решить судьбу миллионов.
Предательство. Мы часто произносим это слово, не задумываясь над его смыслом. Автор прочитанного мною текста поднимает вопрос о том, как всего лишь одно решение человека может поменять очень многое, может повлиять на жизни огромного количества людей, и сам того не подозревая, может на корню изменить свою собственную жизнь.
Стремление убедить читателя, «заразить» его своими мыслями и чувствами проявляется в построении отрывка. В самом начале автор пишет о взятии в плен подпольщика, совершенных над ним пытках и его невероятной стойкости. Мы, читатели, невольно проникаемся к нему уважением. Затем автор применяет прием антитезы, играя со своим героем (своеобразный прием «кнута и пряника»): пленнику показывают настоящую жизнь ( «улицы цветущего Парижа», «стриженые газоны пахнут свежей травой», «ласково шелестят листвой деревья», «беспечно смеющиеся люди»), которой он лишится из-за своего упрямства. В конце Авдеев, применяя кольцевую композицию, приводит своего героя обратно в кафе, бывшее когда-то ярким, живым, полным людей. И тут человек понимает, что его поступок изменил не только жизни людей, зависящих от него, но и его собственную. После того совершенного предательства мир уже не тот, и то счастье, к которому он стремился, больше никогда не будет с ним, он больше его не заслуживает. Он отрезал себя от мира, как Раскольников из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Позиция автора выражена в подтексте, так как это художественный текст. Автор дает возможность читателю самому поразмышлять над прочитанным.
Луценко Илона 11 «Б»
А. Авдеев в данном тексте затрагивает проблему излишней эгоистичности.
Автор повествует о том, как пленный деятель французского Сопротивления, стойко переносящий жестокие пытки, в конечном итоге предает своих соратников, так как не видит смысла в том, чтобы жертвовать собой ради людей, которых не волнует его жизнь, которым наплевать на него. Авдеев передает нам его внутреннюю борьбу, эмоциональное смятение («он задавал себе один и тот же вопрос: зачем я умираю? (20)Ну вот я умру, умру в страшных мучениях ради этих людей, которые даже не знают о моем существовании, ради этого перепачканного кремом ребенка, ради этой темноволосой девушки, которая не сводит глаз со своего парня… (21) Какое им дело до меня, до моих переломанных костей, до моих страданий, до моей жизни? (22)Так неужели я обязан мучиться ради тех, кому моя жертва не нужна?») И он выбирает жизнь взамен других жизней, но в конце концов понимает, какую роковую ошибку он совершил, и ему горько до такой степени, что даже сахар не смягчает вкус горечи.
Автор считает, что зачем стараться ради людей, которым нет интереса к твоей личности, которые ничего не сделали ради тебя.
Мое мнение на этот счет неоднозначно. С одной стороны, действительно, какой смысл тратить свои силы и нервы ради незнакомых людей? Но с другой стороны, стоит поставить себя на место этих людей: они тоже хотят быть счастливыми, тоже хотят прожить полноценную жизнь.
Пример бескорыстного жертвования показан в книге «Над гнездом кукушки»,в которой рассказывается о больных , находящихся в психбольнице под гнетом старшей сестры, которая мучает их и держит в строгих рамках. Все меняется, когда в больницу поступает Макмерфи, бывший заключенный и аферист. Он идет против системы, жертвует своим благополучием и здоровьем ради этих больных, ставших для него друзьями.
В заключение я могу только сказать, что каждый выбирает для себя, стоит ли помогать людям, даже незнакомым, или нет. Тут дело в вашей готовности отдать все самое дорогое ради других людей.
Зайцев Гриша 11 «А»
nsportal.ru