Егэ русский язык правила – Правила русского языка для ЕГЭ / Блог :: Бингоскул
Теория задания 4 ЕГЭ по русскому языку
Теория ЕГЭ по заданиям 2019
Теория к заданию ЕГЭ по русскому языку 2019
Задание 4 ЕГЭ 2018 по русскому языку, орфоэпические нормы.
Орфоэпические нормы в ЕГЭ — это правильная постановка ударения. Это важное задание, при выполнении которого, как считают многие преподаватели и ученики, можно рассчитывать только на удачу. Но это в корне неправильный подход к изучению 4 задания. Конечно, орфоэпия русского языка очень непоследовательна, русские слова не имеют фиксированного ударения во всех словах, но тем не менее закономерности есть и их нужно знать, чтобы говорить правильно и сдать ЕГЭ на 100 баллов)
Некоторые хитрости для выполнения задания. Мы здесь рассматриваем закономерности и слова, которые встречаются в ЕГЭ и есть в официальном списке. Все закономерности касаются слов, встречающихся в ЕГЭ.
1) Глаголы прошедшего времени зачастую имеют ударение на том слоге, что и в инфинитиве.
НО!!!!! в ЕГЭ в большинстве случаев встречаются глаголы, в которых ударение падает на ЛА: брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать,лгать, лить, пить, рвать и др (Пример: бралА, былА и т.д.) А также встречаются исключения: красть, класть, слать, стлать послать пасть красться)
Пример: клАла, послАла, постлАла, слАла крАлась, прислАла.
Следует обратить внимание на глаголы на вЫ в прошедшем времени: вЫлила, вЫжила и т.д.
2) Причастия с Ё( включЁнный, решЁнный и т.д) составляют весомую часть всех слов. Посмотрите ниже и увидите, что этих слов в ЕГЭ много. Трудность состоит в том, что в формулировке задания пишется буква Е, а не Ё.
3) Другие части речи с Ё. Если в слове есть Ё, значит ударение будет падать на Ё.
4) Большинство глаголов, заканчивающихся на ИТ и ИТЬ имеют ударения на последнем слоге (ЩемИт защемИт).
5) Деепричастия на –яв, -ыв — ав (поднЯв, принЯв и т.д)
6) В большинстве глаголов будет ударение на Ировать. Но есть случаи, где ударение падает на овАть (список см. далее)
7) В заимствованных словах из французского, немецкого, английского языков ударение падает на последний слог: жалюзИ партЕр экспЕрт диспансЕр дефИс квартАл
8) В кратких прилагательных женского рода ударение падает на последний слог: вернА. ловкА и т.д
9) Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание,то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее: сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе,живА — живЕе, стройнА — стройнЕе, правА — правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее,печАльна — печАльнее, протИвна — протИвнее
10) В существительных с окончанием на –лог ударение падает на последний слог: каталОг, диалОг, некролОг, монолОг, эпилОг.
НО: анАлог.
11) В существительные с окончанием на -вод — ударение падает на последний слог: нефтепровОд, газопровОд, мусоропровОд.
Список слов
Существительные
агЕнт
агронОмия
агЕнтство
агОния
адАптер
адюльтЕр
айвА
акрОполь
алкогОль
алфавИт
Амфора
анАпест
анАлог
анАтом
аннЕксия
антитЕза
анорАк
апострОф
апОкриф
арбУз
аргумЕнт
арЕст
аристокрАтия
асимметрИя
астронОм –астронОмия
асбЕст
Атлас(карты)
атлАс(ткань)
аудИтор
афЕра
аэропОрты (ваэропортУ, об аэропОрте)
аэрОграф
афИнянин
баловнИк
бАнты(бАнта)
бАзис
бадьЯ
бАрмен
бахчА
батрАк
бУнгало
блАговест
бОроду
брОня(билетов)
бронЯ(защита)
бУлочная
буржуазИя
бутербрОд (тэ)
бухгАлтеров
вахтЁр
ваЯтель
векселЯ
вЕрба
вЕчеря
вандАлы
вдовствО
ветеринАрия
водопровОд, газопровОд, мусоропровОд и т.д.
вОзраст-вОзрасты-вОзрастов
вОлка, вОлки, волкОв
вОра, вОры, ворОв, ворАм, о ворАх
ворОта
ворожеЯ
гастронОмия
гегемОния
гомеопАтия
гектАр
гЕнезис
гравЁр
граждАнство
гренадЕр
глашАтай
граффИти
грЕнкИ
дерматИн
дЕспот(де)
деспотИя
дефИс
дешевИзна
деЯние
диАгноз
диалОг
добЫча
дОгмат
договОр
докумЕнт
досУг
драматургИя
дремОта
духовнИк
еретИк
жерлО
житиЕ
жЁлоб
зАговор(тайное соглашение)
заговОр(заклинание)
заЁм
закУпорка
закУток
зевОта
зимОвщик
злОба
знАмение
знАхарство (знАхарка и знахАрка)
знАчимость
Игрище
игУмен
иерОглиф
изобретЕние
Иконопись
Иксы
инженЕрия
индустрИя
инструмЕнт
инсУльт
без инструктАжа
Искра
кАмбала
каталОг
кАтарсис
катастрОфа
каучУк
квартАл
киломЕтр
кинематогрАфия
кладовАя
коклЮш
кОлледж
коллЕж
колОсс
кОмпас
кОнус(кОнусы) кОнусов
корЫсть
крАны
крапИва
кремЕнь
кУхонный
кулинарИя
лассО
лАцкан
лЕктор(лЕкторов)
ломОта
ломОть
лОпасть
лОскут(отходы)
лосКут(кусок ткани)
лыжнЯ
мАркетинг
мастерствО
медикамЕнты
мЕстностей
мещанИн
молодЁжь
молОчник
молОх
монолОг
мусоропровОд
муштрА
мЫтарь- мытАрство
намЕрение
нарОст
недоИмка
нЕдруг
недУг
некролОг
немотА
нЕнависть
несессЕр
нефтепровОд
низИна
нОвости, новостЕй
нОготь( нОгтя)
обеспЕчение
ортопЕдия
Отрочество
остриЁ
паралИч
пАсквиль
пАхота
патриархИя(патриАрхия)
пепелИще
пЕтля (петлЯ)
платО
пУстошь
плАнер(планЁр)
портфЕль
пОручни
постАмент
побасЁнка
пОхороны (похорОн, на похоронАх)
пОчестей
пЕрвенец
приговОр
придАное
призЫв
призывнИк
прИнцип
приобретЕние
прирОст
простынЯ
процЕнт
псевдонИм
пулОвер
рАкурс
ракУшка(допуст. рАкушка)
ревЕнь
ремЕнь
рефлЕксия
рОзги
рУсло
сабО
санитарИя
сантимЕтр
свЁкла
свИтер
сИлос
синергИя
симмЕтрия(симметрИя)
сиротА (сирОты)
скАнер
скворЕчник(шн)
слУчай
созЫв призЫв
сосредотОчение
соболЕзнование
срЕдство (срЕдства)
стАтуя
стеногрАфия
столЯр
стрЕсс
тамОжня
танцОвщица
тендЕнция
тЕндер
тОрты
тОждество
тунИка
толИка
тУфля
твОрОг
узаконЕние
упрОчение
Уникум
фАбула
факсИмиле
фарфОр
фенОмен(научное явление)
феномЕн(редкое явление)
фетИш
филИстер
филантрОпия
флюрогрАфия
фОртель
фОрзац
хАос (допуст хаОс)
хлОпок
хозЯин-хозЯева
ходАтайство
хОлодность
христианИн
цемЕнт
цЕнтнер
цепОчка
цыгАн
чИстильщик
черпАлка
чЕлюстей
шАрфы шАрфа шАрфы
шассИ
шАхтинцы
шинЕль(не)
шофЁр
шпрИцы
шрИфт-шрИфта
щавЕль
щЕбень
щепА
щепОтка-щепОть
щЁлка
Экскурс
Экспорт
эскОрт
эпилОг
яИчница(шн)
Ясли-Яслей
Глаголы
на -Ировать
баллотИровать
блокИровать
дозИровать
забронИровать (забронировАть)-зависит от значения
информИровать и т.д
опломбировАть
премировАть
формировАть
бомбардировАть
гравировАть
гримировАть
нормировАть
сортировАть
пломбировАть
ретировАться
экипировАть
Глаголы на -ИТЬ
благоволИть
варИть( вАрит, вАришь, вАрят, варЯщий)
включИть (включИт, включАт)
вручИть (вручИт)
вложИть
всполошИть
дозвонИться( звонИть, позвонИть, звонИт и т.д)
жИться-жилОсь
запорошИть
исключИть-исключИт
наделИть-наделИт
накренИться – накренИтся
насорИть-насорИт
облегчИть-облегчИт
ободрИть
обострИть
одолжИть-одолжИт
окружИть-окружИт
оперИться
плодоносИть-плодонОсит-плодоносИл
повторИть-повторИт и т.д.
положИть-положИл
сверлИть-сверлИт-сверлИшь
сорИть-сорИт
убыстрИть
углубИть
укрепИть-укрепИт
щемИть-щемИт
опОшлить-опОшлит
озлОбить
оклЕить
освЕдомить-освЕдомишь
откУпорить- закУпорить(закУпорка и т.д.) откУпоривать
отвОрит
принУдить
тЕплиться
улУчшить
оцЕнит
предвосхИтить
Глаголы на -ЛА
бралА бралАсь
взялА взялАсь
влИться(влилАсь)
ворвАться (ворвалАсь)
вопринЯть( воспринялА)
воссоздАть (воссоздалА)
гнАть-гналА
гнАться-гналАсь
добрАть –добралА
добрАться-добралАсь
дождАться-дождалАсь
лгАть-лгалА
лить-лилАсь
надорвАться – надорвалАсь
назвАться-назвалАсь
налИть-налилА,
нарвАть-нарвалА
облИться-облилАсь
обнЯться – обнялАсь
обогнАть-обогналА
ободрАть-ободралА
отбЫть-отбылА
отдАть-отдалА
отозвАть-отозвалА-отозвалАсь
перелИть-перелилА
позвАть-позвалА
создАть-создалА
сорвАть-сорвалА
убрАть-убралА
клАла, послАла, постлАла, слАла крАлась прислАла укрАла
баловАть
чЕрпать -исчЕрпать
занЯть –зАнял, занялА, зАняло, зАняли
понЯть-понялА-понЯвший-понЯв
принЯть — прИнял — принялА — прИняло — прИняли; принЯвший; прИнятый; прИнят — принятА — прИнято — прИняты; принЯв
задАть—зАдал—задалА—зАдало—зАдали; задАвший; зАданный; зАдан—заданА—зАдано—зАданы; задАв
допИть—дОпил—допилА—дОпило—дОпили; допИвший; дОпитый; дОпит—допитА—дОпито—дОпиты; допИв
начАть—нАчал—началА—нАчало—нАчали; начАвший; нАчатый; нАчат—начатА—нАчато—нАчаты; начАв
нажИть—нАжил—нажилА—нАжило—нАжили; нажИвший; нАжитый; нАжит—нажитА—нАжито—нАжиты; нажИв
прибЫть—прИбыл—прибылА—прИбыло—прИбыли; прибЫвший; прибЫв
вЫлила
заперЕться- заперлАсь
заржАвЕть
началсЯ
нажИлся
багровЕть
плЕсневеть
ржАвЕть
заИндЕветь
ходАтайствовать
щЁлкать
ЮркнУть
упомянУть
разминУться
стрельнУ
премИнуть
кАшлянуть
Прилагательные
аудитОрный
балОванный
безУдЕржный
бредОвый-бредовОй
валовОй
вернА
волгодОнский
вОгнутый
гладкошЁрстный
грУшевый
давнИшний
дЕвичий (устар. девИчий
договОрный
зАнятый (чем-то)
занятОй (человек)
зубчАтый
избалОванный
кедрОвый
кожЕвенный
красИвее-красИвейший
кровоточАщий
кУхонный
ловкА
лососЁвый
лубОчный
мИзЕрный
мозаИчный
никчЁмный
неприхотлИвый
одноимЁнный
оптОвый
пломбИруют
повАренная соль
полУденный
призывнОй(пункт, возраст)
призЫвный (зовущий)
прожОрлива
прозорлИва-прозорлИвый
равнО
смазлИва
суетлИва
соплемЕнный
слИвовый
Угольный
угОльный
украИнский
флЕйтовый
характЕрный(типичный)
харАктерный (актер)
хОленый хОленный (но холЁный)
шАхтинский
щегольскОй
юрОдивый
языковОй( язык-речь)
языкОвый (орган)
яИчный
Наречия
вОвремя
втрИдорога
добелА
доголА
дочернА
докраснА
дОверху
дОнизу
дОсиня
дОсуха
донагА
донЕльзя
зАсветло
зАтемно
завИдно
задОлго
издавна
изредка
исстари
исподволь
исконИ
мастерскИ
мЕльком
нАбело (допуст. набелО)
надОлго
нАголо (допуст. наголО)
ненадОлго
наОтмашь
неподалЁку
отчАсти
Причастия
включЁнный, заключЁнный, исключЁнный, отключЁнный
взбешЁнный
углублЁнный
укреплЁнный
вручЁнный, приручЁнный
облегчЁнный
ободрЁнный
обострЁнный
убыстрЁнный
повторЁнный
наделЁнный
поделЁнный
приручЁнный
привнесЁнный
определЁнный
окружЁнный
возбуждЁнный
награждЁнный
накренЁнный
новорождЁнный
заселЁнный
оценЁнный
отворЁнный
одОлженный. улУчшенный
кОлотый
пОлотый
сОгнутый, пОгнутый, изОгнутый, зАгнутый
завЁрнутый
Обнятый
пОнятый
понятОй
пОднятый
упомЯнутый
прОткнутый
предпрИнятый
нагнУтый
нАчатый
зАпертый запертА
знАчимый
обнЯвший
свЕдущий
варЯщийся
манЯщий
молЯщий
кровоточАщий
кормЯщий
могУщий (от глагола мочь)
инсценИрованный
экипирОванный
понЯвший
умЕрший
Деепричастия
балУясь
закУпорив
начАв
начАвшись
отдАв
поднЯв
понЯв
прибЫв
«Ударяемые» предлоги (ударение на предлог при произношении):
на: нА воду, на ногу, на гору, на руку, на зиму, на год, на нос, на день, на ночь;
под: пОд ноги, под руки, под гору, под вечер;
по: пО морю, по полю, по лесу, по полу, по носу, по два, по три, по сто, по двое, по трое;
из: Из лесу, из дому, из носу, из виду;
без: бЕз вести, без толку, без году неделя.
Следующее задание
rustutors.ru
Правила постановки ударений. — материалы для подготовки к ЕГЭ по Русскому Языку
К заданию № 4 «Орфоэпические нормы»
Правила постановки ударений в именах существительных.
1. Слова иноязычного происхождения, как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем.
Поэтому английские заимствования звучат так:
гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер;
а французские так:
гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ.
2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр, ударение падает на последний слог:
киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр.
3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод-:
бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.
НО: электропрОвод, электропрИвод.
4. В словах, оканчивающихся на -лог, ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг.
5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
(веру) исповЕдать – вероисповЕдание
обеспЕчить – обеспЕчение.
6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах:
аэропОрт – аэропОрты
бАнт – бАнты – с бАнтами
бухгАлтер – бухгАлтеров
Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
крАн – крАны
лЕктор – лЕкторы – лЕкторов
тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.
7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает:
балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть.
Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!
Правила постановки ударений в именах прилагательных.
1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
слИва – слИвовый
кУхня – кУхонный
щавЕль – щавЕлевый.
2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме:
красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.
3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание:
прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.
4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ-:
больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.
Правила постановки ударений в глаголах.
1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
гулЯть – гулЯл, гулЯла
прЯтать – прЯтал, прЯтала.
2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:
брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.
3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ-, которая всегда перетягивает ударение:
лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.
4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ:
включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
По той же схеме спрягаются глаголы:
звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.
5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ, ударение НЕ падает на окончание:
опОшлить – опОшлят
освЕдомиться – освЕдомишься.
6. В глаголах, образованных от имён прилагательных, ударение чаще всего падает на -ИТЬ:
быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
НО: глагол озлОбить, образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.
7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.
Правила постановки ударений в причастиях.
1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
зажИвший, налИвший, посмотрЕвший.
2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку:
изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.
3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание:
занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.
4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН-, то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
По той же схеме изменяются причастия:
наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.
5. В полных формах причастий с суффиксом -Т-, образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
полОть – пОлотый, колОть – кОлотый, согнУть – сОгнутый, завернУть – завЁрнутый.
Правила постановки ударений в деепричастиях.
1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.
2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
начАв, отдАв, поднЯв, прибЫв, начАвшись.
Правила постановки ударений в наречиях.
1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя.
2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.
Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России) +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)
Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.
ege-study.ru
ЕГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. За несколько дней до экзамена. РЕКОМЕНДАЦИИ.
Как готовиться к ЕГЭ по русскому языку, когда до него остались считанные дни? Что повторить, на что обратить внимание? Давайте поговорим об этом.
- Советую ещё раз обязательно вспомнить ВСЕ правила, необходимые для выполнения заданий. Особенно обратите внимание на ИСКЛЮЧЕНИЯ из них. Вам поможет материал, помещённый в рубрике «Экспресс-подготовка к ЕГЭ».
- Прочитайте ещё раз вслух слова из орфоэпического минимума. Если какие-то из них до сих пор вызывают затруднение, срочно ВЫПИШИТЕ их отдельно и повторяйте ежедневно в течение оставшихся дней.
- Повторите значение наиболее часто встречающихся ПАРОНИМОВ. Краткий словарик их дан на моём сайте «ТЕСТЫ-КЛАСС». Ссылку можно найти в группе ВКонтакте.
- Желательно делать хотя бы по одному тесту в день, чтобы на практике повторять материал.
- Следующий очень важный этап – это подготовка к сочинению. Что возможно выполнить в последние дни?
Во-первых, ещё раз вспомните критерии, требования к сочинению, его структуру .На сайте ТЕСТЫ — КЛАСС вы можете найти ссылку на моё видео, в котором очень подробно рассказано, какие части должны быть в сочинении, что нужно писать в каждой из них. Найдите время, посмотрите его.
Предугадать, какие конкретно темы будут на ЕГЭ, невозможно. Их очень много. Но есть ведущие, основные, по которым чаще всего бывают предложены тексты для анализа. Перечислю их.
- Война.
- Выбор.
- Историческая память.
- Детство.
- Дружба.
- Знания.
- Искусство (что такое настоящее искусство, роль искусства в жизни человека).
- Книги.
- Культура.
- Любовь.
- Мать, материнская любовь.
- Музыка.
- Наука.
- Нравственные качества ( здесь их может быть очень много).
- Природа (бережное отношение к ней и её влияние на душу человека).
- Профессия.
- Родина.
- Родители, связь поколений.
- Самовоспитание.
- Смысл жизни.
- Спорт, здоровый образ жизни.
- Техника.
- Язык, речь, языковая культура.
Как видим, тем очень много. По каждой из них есть материал на сайте
ЭССЕ-ЕГЭ (ссылку можете тоже найти в группе ВКонтакте). Здесь есть примерные проблемы, аргументы по темам.
Важно! Постарайтесь подобрать несколько произведений, в которых можно найти почти все перечисленные темы. Составьте для себя список, вспомните содержание в КРАТКОМ изложении. Выпишите и запомните имена героев, если вы их забыли.
Рекомендую включить в данный список следующие произведения:
- Д.И. Фонвизин. «Недоросль».
- А.С. Грибоедов. «Горе от ума».
- А.С. Пушкин. «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
- М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
- Н.В. Гоголь. «Мёртвые души», «Ревизор», «Шинель».
- И.С. Тургенев. «Отцы и дети».
- Л.Н. Толстой. «Война и мир».
- М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы».
- Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
- И.А. Гончаров. «Обломов».
- А.Н. Островский. «Гроза».
- А.П. Чехов. «Вишнёвый сад», «Ионыч».
- И. Бунин. «Тёмные аллеи».
- В.Г. Короленко. «Господин из Сан-Франциско», «Дети подземелья», «Слепой музыкант».
- А.И. Куприн. «Гранатовый браслет».
- А.М. Горький. «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль».
- М.А. Шолохов. «Тихий Дон», «Судьба человека».
- М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Роковые яйца».
- В.В. Быков. «Сотников».
- Б.Л. Васильев. «А зори здесь тихие».
- В.П. Астафьев. «Царь-рыба».
- В. Г. Распутин. «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Уроки французского».
- А.И. Солженицын. «Матрёнин двор».
Это список программных произведений. А сейчас предложу те произведения, которые были даны для внеклассного чтения, возможно, вы их, ребята не анализировали на уроках, но в них очень много важных тем и проблем, которые могут быть на ЕГЭ.
- Ч.Т. Айтматов. «Плаха».
- А.И. Приставкин. «Ночевала тучка золотая».
- А.И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ».
- Е.И. Замятин. «Мы».
Список большой, скажете вы. Но это произведения, о которых вы говорили на уроках в течение нескольких лет. Думаю, что многие вам хорошо известны. Поэтому вспомните их, прочитайте в кратком изложении. Не допускайте фактических ошибок в сочинении.
Анализ многих произведений дан на моём сайте literaturа-ege.ru, ссылка на который дана ВКонтакте.
Как быть со вторым аргументом? Лучше, если он тоже будет из художественной литературы. Если не сможете подобрать такой пример, то вспоминайте что-то из истории страны, из жизни выдающихся личностей.
Хочу порекомендовать вам прочитать краткую информацию в Интернете о следующих выдающихся личностях. Этот материал, я уверена, вам очень пригодится.
- М.В. Ломоносов – великий учёный, поэт.
- Ю.А. Гагарин – первый космонавт.
- Д.Д. Шостакович – автор 7- ой «Ленинградской» симфонии, которая звучала в осаждённом Ленинграде.
- А.Т. Твардовский, роль его книги «Василий Тёркин» в годы войны.
- И.И. Левитан, И.И. Шишкин, И.К. Айвазовский и др.– прочитайте материал о любом талантливом художнике. Можно будет порассуждать о влиянии их произведений на души людей.
- Д.И. Менделеев, Н.И. Пирогов и др. талантливые деятели науки.
- И. Роднина, В. Харламов и др. спортсмены, прославившие страну своими победами.
- Доктор Лиза – Е.П. Глинка, врач, общественный деятель, правозащитник.
- А.С. Макаренко – педагог.
Таким образом, в последние дни перед ЕГЭ предстоит большая, серьёзная работа. Не расслабляйтесь, сконцентрируйте волю, серьёзно готовьтесь, ведь от результатов ЕГЭ завит ваше поступление в вузы.
Желаю успешной подготовки к экзамену.
Вера Александровна.
poznaemvmeste.ru
Задание 8 егэ русский язык 2017
Это задание на орфографию, а именно на правописание корней.
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем задание.
- Читаем все слова
- Выделяем корни
- Вспоминаем правила на каждый корень.
Итак, как правильно определить корень слова:
Запомните: Корень слова — это неименяемая общая часть родственных слов, в которой заключено лексическое значение.
1) Выясните лексическое значение слова;
2) Найдите максимальное количество слов, имеющих одно значение и один корень (как правило, это другие части речи или формы слова)
Например: гора-горный-гористый.
Иногда в корнях происходит чередование согласных.
Например: река — речной.
3) Определите общую неизменную часть во всех этих словах.
!!! Если Вы имеете дело с чередующимися корнями, то их необходимо «знать в лицо». Помните, что важно запомнить примеры употребления чередующихся корней, чтобы избежать ошибки, если вы повстречаете корень-омоним.
Это такой корень, который выглядит как чередующийся, но на самом деле ее можно проверить.
Вымирать — Миротворец.
Вымирать — это слово с чередующим корнем (мер — мир), зависящим от суффикса А. Например, вымирать, вымереть.
Миротворец — это слово можно проверить при помощи слова «мир», следовательно, это корень с проверяемой гласной.
Чередующиеся гласные в корне.
Корни с чередованием А//О зависят:
1) От ударения:
Гар- /гор-
Клан-/ клон-
Твар- /твор-
В безударном положении пишется о
Зар- /зор-
В безударном положении пишется а
Исключения: пригарь, выгарки, утварь, зоревать, зорянка.
2) От суффикса А
лаг-/лож-
кас-/кос-
Если есть суффикс А, пишем А.
Исключение: полог
3) От значения
мак-/мок-
равн-/ровн-
Мак= макать, погружать в жидкость
Мок=мокнуть, пропускать жидкость
Равно=равный, одинаковый
Ровн=ровный, гладкий, без шероховатостей
Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень.
4) От согласных в корне
Скак-/скоч- (скакать, выскочка)
раст-/рос-/ращ- (расти, вырос, выращенный)
Исключения: скачок, скачу.
Росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль,
5) плав-/плов-/плыв-
Запомнить:
плов пишется в словах: пловец, пловчиха;
плав пишется в слова: плавники, поплавок, жук-плавунец;
плыв пишется в слове: плывун.
Корни с чередованием Е//И зависят от суффикса А.
Если после корня есть суффикс А, то пишем И, если нет суффикса А, пишем Е.
Бер- / бир-
Дер- / дир-
Мер- /мир-
Пер — / пир-
Тер- /тир-
Блест- /блист-
Жег- /жиг-
Стел- /стил-
Чет- / чит-
-Им- //-а-(-я-)
-Ин- //-а-(-я-)
Исключения: сочетать, сочетание
Написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем и значением, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Нельзя проверять глагол несовершенного вида совершенным.
Например: вода(воды, водный),сады(сад, садик),свинья(свиньи),яйцо(яйца),говорить(говор, разговор),молодой(молод, молодость, молоденький),жара(жар, жаркий),шалун(шалость).
3. Для безошибочного написания непроверяемых гласных в корне требуется проверка по орфографическому словарю.
Зачастую эти слова являются заимствованными.
Следующее задание
rustutors.ru
Задание 1 егэ русский язык
Задание 1 ЕГЭ по русскому языку 2018.
ТЕОРИЯ.
Теория.
Задание 1 ЕГЭ 2018 года представляет собой проверку ваших умений анализировать текст и находить его главную мысль. С первого взгляда задание кажется очень легким, но нужно помнить, что за него вы получаете 2 балла. А это, безусловно, является доказательством того, что задание не из легких и что его нужно делать очень внимательно.
Что нужно знать, чтобы сделать первое задание верно:
1) Должно быть два ответа. Так как главная мысль в тексте может быть только одна, то в тексте нужно найти две одинаковых мысли, сформулированные разными словами.
2) Любой текст, который представлен в этом задании строится по следующим логическим схемам:
Причина — Следствие | Сначала говорится о причинах события или явления, потом указывается само событие или явление (или наоборот) |
Часть — Целое | Сначала перечисляются компоненты чего-либо, потом называется само явление. |
Факт — Вывод | Даются общеизвестные факты, которые служат всего лишь предысторией, которая приводит к выводу. Как правило, он находится в конце. |
ВАЖНО! В ответе должны быть оба компонента высказывания.
Например:
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
Ответ: 3,5
Типичные ошибки
Когда в качестве ответа указывают:
- информацию, которой нет в тексте;
- недостоверную информацию;
- неполную информацию;
- два разных по содержанию ответа.
Таким образом, если вы внимательно прочитаете текст, поймете его логику, запомните хитрости этого задания, то оно не будет представлять для вас сложности
rustutors.ru
Критерии оценивания ЕГЭ 2019. Структура ЕГЭ по русскому языку. » Рустьюторс
Теория ЕГЭ 2019
[banner_textmeddesc1]
[/banner_textmeddesc1]
Для того чтобы получить школьный аттестат, выпускнику необходимо сдать два обязательных экзамена в форме ЕГЭ — русский язык и математику. Результаты ЕГЭ по русскому языку обязательны при поступлении в вузы на каждое направление подготовки (специальность).
Минимальное количество баллов по русскому языку:
для получения аттестата — 24 балла;
для поступления в вуз — 36 баллов.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут).
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 27 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;
задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.
Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом(сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Если участник несогласен с результатами ЕГЭ, он может подать апелляцию.
Если выпускник получает результат ниже минимального количества баллов по одному из обязательных предметов (русский язык или математика), то он может пересдать этот экзамен в этом же году в резервные дни, предусмотренные расписанием ЕГЭ.
Если выпускник получает неудовлетворительный результат и по русскому языку, и по математике, он сможет пересдать ЕГЭ только в следующем году.
Если другие участники ЕГЭ не являющиеся выпускниками текущего года получат результат ниже минимального количества баллов, они смогут сдать ЕГЭ по предмету только в следующем году.
Информация взята с сайта: https://www.ege.edu.ru/ru/
Ну, а теперь информация от нас.
Как выглядит структура ЕГЭ по русскому языку?
Cвязаны с пониманием текста. Для успешного выполнения этих заданий следует сначала проанализировать текст, подумать, какая информация является главной, а какая — второстепенной, найти причинно-следственные связи.
Проверяет орфоэпические нормы (ударения). Распечатайте себе список и читайте, или скачайте аудио вариант и слушайте, подготовиться к нему за вечер не удастся, поэтому рекомендуем регулярно уделять ему по 5-10 минут.
Паронимы. Заучиваем списки паронимов, смотрим закономерности (например, суффиксы -чив-, -лив- относятся к человеку) и практикуемся.
Посвящено лексическим нормам языка. Необходимо заменить или исключить слово.
Связаны с орфографией (это корни, приставки, суффиксы и окончания). Здесь нет ничего трудного, просто учим правила и исключения к ним, обращаем внимание на капканы. Если, например, в задании на приставки часто пишут слова с не (несговорчивый), в таких словах легко ошибиться, ведь после с стоит звонкая согласная, но стоит только отбросить приставку не и все становится легко.
Посвящены пунктуации (16- простые предложения с однородными членами и ССП, 17-обособленные члены предложения, 18 – вводные слова и обращения 19-СПП, 20- сложные предложения с разными видами связей, 21-пунктуационный анализ текста)
Это анализ текста (это стили, типы, средства выразительности)
Когда вы закончите делать теоретическую часть, приступайте к сочинению. Напишите на черновик план, потом распишите каждый пункт план согласно рекомендованному алгоритму, в конце оформите Ваше сочинение, написав введение и заключение и, наконец, перепишите в чистовик.
Удачи на экзамене!
rustutors.ru
Что повторить к ЕГЭ по русскому языку чтобы сдать его Часть 2
Собрали для вас воедино правила по русскому языку, которые помогут сдать ЕГЭ на высокий балл. Мы уже начали вспоминать некоторые из них здесь, а сейчас рассказываем о пунктуации.Двоеточие
1. На месте двоеточия можно вставить «потому что» (Ничего не было видно: была безумная ночь)2. На месте двоеточия можно вставить «что» (Татьяна поняла: он больше не придёт)
3. На месте двоеточия можно вставить «и увидел что, и услышал что, и почувствовал что» (Я подошёл к окну: ребята играли в футбол)
4. На месте двоеточия можно вставить «а именно» (Она принесла нам радостную новость: Сергея приняли в пионеры)
Прямая речь
1. Слова прямой речи всегда пишем с большой буквы. Слова автора — всегда с малой, кроме начала предложения («Я приду поздно», — сказал Андрей. — Я приду поздно, — сказал Андрей)2. Если прямая речь, состоящая из одного предложения, разбивается на две части словами автора, то перед словами автора и после них ставим запятую и дефис
3. Если же слова автора разбивают прямую речь на стыке двух предложений, то перед словами автора ставим запятую и дефис (,-). А после слов автора точку и дефис (.-). Вторая часть прямой речи пишем с большой буквы ( «К чему ты готовишься? — спросила мама. — Завтра ведь выходной»)
4. Если слова автора разбивают прямую речь, которая состоит из одного предложения, то предложение делаем по этой схеме (‘П —а, —П‘)
5. Цитата заключается в кавычки и пишется с маленькой буквы (По словам Пушкина, «Привычка свыше нам дана, замена счастью она»)
Тире в сложных предложениях
1. Смелые побеждают -(вставка «а», «но») трусливых награждают.2. Была безумная ночь — (Вставка «поэтому») ничего не было видно.
3. Вечером над горизонтом нависало багровое солнце -(вставка «это») плохой знак.
4. Любишь кататься- (вставка «если», «то») садись и катайся.
5. Нажал на тормоз — машина остановилась( быстрая смена событий)
6. Молвит слово- ( вставка «будто», «словно») соловей поёт.
Запятая перед «И»
1. Между двумя простыми предложениями запятая перед «и» обычно ставятся (Был ветреный день, и шел дождь)2. Запятая перед «и» между двумя простыми предложениями не ставится, если есть общее слово (Вчера был ветреный день и шел дождь)
3. Запятая перед «и» так же не пишется в восклицательном, вопросительном предложении (Неужели вчера был ветреный день и шел дождь?)
Запятая перед «как»
1. В сочетаниях «не кто иной, как» » не что иное, как» Запятая ставится обязательно
2. Ставится, когда есть указательные слова: так, такой, такие, тот
3. Перед сочетанием «как и» запятая ставится всегда
4. Всегда обособляется «как один», «как правило»
5. Если в предложении есть значение причины, то из одной его части можно составить вопрос, а из другой- ответ (Пётр, как лучший охотник, был выбран старшим)
6. Сравнение – всегда ставим запятую
7. В значении «в качестве» запятая не ставится
8. Союз «как… ,так и» пишем без запятой перед как, но перед «так и» запятая всегда ставится
9. Во фразеологизмах никогда запятая не ставится
10. Составные союзы в начале предложения запятой не разделяются. «С той поры как», «До тех пор как», «С того времени как»
11. Приравнение. Запятой между подлежащим и сказуемом быть не может (она как роза)
Запятая на стыке двух союзов
1. Первый союз — любой, второй — если, когда, хотя. Запятая ставится, если нет продолжения союза (Знаю, что, когда придёт отец, мы пойдём в зоопарк)2. Не ставим запятую на стыке двух союзов, если есть продолжение союза (Знаю, что когда придёт отец, то мы пойдём в зоопарк)
Причастный оборот
1. Если определяемое слово стоит перед причастным оборотом, то оборот обособляется (Картина, висевшая на стене, неожиданно упала)
2. Причастный оборот обособляется, если определяемое слово- личное местоимение( я, ты, он, она, оно, они) (Висевшая на стене, она неожиданно упала)
3. Причина (Уставшие до последней степени, альпинисты не продолжили восхождение)
Деепричастный оборот
Деепричастный оборот обособляется всегда.Дедушка, выходя из комнаты, выключил свет.
Выходя из комнаты, дедушка выключил свет.
Сложноподчиненное предложение
СПП— это предложение части которого связаны подчинительными союзами.Подчинительные союзы— что, потому что, если, хотя, чтобы, как, когда, для того чтобы, так как и многие другие.
1. Внутри придаточного предложения всегда есть подчинительный союз (Андрей не помнил, куда положил дневник (О чем?)
2. От главного предложения к придаточному всегда даём вопрос. Придаточное всегда отделяется от главной запятыми (Её звонкий голос, который восхищал всех, был слышен издалека)
Придаточная
обстоятельственные отвечают на вопросы наречий. Так как вопросов наречий
много, то придаточные обстоятельственные разделим на подтипы:
3. Придаточная цели отвечает на
вопрос «с какой целью?». В придаточной цели всегда есть слово «чтобы»
4. Придаточная уступки. В придаточной
уступки всегда есть союз «хотя» или другой союз синоним (несмотря на то что,
что ни , как ни …)
5. Придаточная следствия. В придаточной следствия всегда есть союз «так что». Запятая
обязательно ставится перед так.
6. Придаточная причины. В придаточной
причины всегда есть союз «потому что» или его синоним (так как, от того что)
7. Придаточная условия. Есть союз «если»,
но иногда роль союза «если» может выполнять союз «когда»
8. Придаточная образа действия. Отвечает на вопрос «каким образом?», указывает способ
действия
9.
Меры
и степени
10.
Придаточная
сравнения
11. Придаточная времени. Есть всегда
вопрос «когда?»
12. Придаточная места. Отвечает на
вопросы «где? куда? откуда?»
5uglov.ru