Дымковские птички – . , — .
лепка – мастер-класс для начинающих и профессионалов
У древних славян образ петуха считался настоящим оберегом. Изображения петуха помещались на крышах домов и флюгерах. Такие изображения, по поверьям славян, должны были защитить дом от огня,так как петух является его покровителем; от нечисти,так как петух является символом самого главного врага нечисти — Солнца; также могли охранять дом на протяжении всей ночи,так как злые силы,которые боятся петушиного крика,ни за что не подойдут к дому, на крыше которого, словно стражник, всегда находится петух. При постройке дома славяне приносили в жертву и закладывали под строящийся дом черного петуха. При переезде в новый дом первыми запускали петуха и кошку. Все эти ритуалы были направлены на то,чтобы защитить дом от пожара и отпугнуть злые силы.
И я предлагаю вам слепить из глины и расписать петушка в стиле дымковской игрушки для себя или ваших близких. И пусть эта птица тоже будет оберегом вашего дома. А этот петушок уже охраняет мою маму.
Это 1 часть — лепка.
2 часть — роспись здесь>>
Петушок получился выс. 10 см, шир. 6 см, дл. 9 см.
Материалы и инструменты:
— глина натуральная;
— стеки;
— коврик для лепки;
— досочка для лепки;
— банка с водой;
— влажная тряпочка;
— влажное полотенце;
— полиэтиленовый пакет;
— кисть.
Глина должна быть мягкой, не вязкой, не должна прилипать к рукам, чтобы из нее было легко лепить.
Если в процессе лепки вы отлучаетесь от работы или долго делаете какие то части, готовые части лучше прикрывать влажной тканью или полиэтиленом,чтобы не подсохло изделие, иначе потом уже хорошо не соединить, не примазать остальные части.
В процессе лепки я время от времени мою руки или обтираю их влажным полотенцем, чтобы они были чистые без присохшей глины.
Все части петушка я соединила только примазыванием, но можно соединять сначала шликером (глиняный клей), а потом уже примазывать и приглаживать. В другом мастер-классе я обязательно об этом расскажу.
Итак, начнем лепить!
Делаю сначала туловище. Катаю шарик около 4 см, формирую из него каплю, она получилась примерно 5 см.
Затем леплю шею. Из шарика 2 см катаю небольшую колбаску — 2,5-3 см.
Далее голова петушка — это шарик около 2 см.
Соединяем шею и голову. Большими пальцами хорошо примазываем детали (далее другие детали примазываем друг к другу точно также, не на всех фото это показано).
И приглаживаем.
Теперь соединяем туловище и шею. Соединяем так, чтобы получилась круглая грудка,т.е. приставим шею не по середине капли, а ближе к округлой части. Примазываем и приглаживаем.
Сделаем ступку, на которой будет стоять наш петушок. Катаем снова шарик около 2 см, из него получается небольшая колбаска и формируем из колбаски трапецию.
Соединяем туловище и ступку, тщательно приглаживаем и примазываем.
Теперь лепим хвост. Катаем шарик около 3 см, а из него колбаску 4 см.
Колбаску приплющиваем слегка и формируем хвостик, у вас может получиться немного другая форма. Толщина хвоста у меня получилась примерно 8 мм.
Затем хвост соединяем с туловищем — примазываем и приглаживаем.
Слепили самые крупные части нашего петушка, далее лепим остальные маленькие части.
Клюв лепим из шарика 1 см и формируем из него тупой конус.
Примазываем и приглаживаем клюв к голове. Клюв как бы сливается с головой.
Потом лепим бородку. Катаем 2 шарика размером чуть меньше 1 см, формируем капельки.
Примазываем и приглаживаем эти капельки под клювом.
Сделаем гребешок. Скатаем две нетолстые колбаски около 4 см.
И закрутим их вот так.
Согнем так.
И хорошо примазываем к голове, приглаживаем.
Теперь самый интересный и, на мой взгляд, самый сложный элемент лепки — это крыло петушка: так называемый в дымковской игрушке, волан. Катаем шарик около 2 см,из него — колбаску около 6-8 см (от длины зависит сколько складочек получится и какой толщины получится волан).
Колбаску приплющиваем слегка, она немного удлиняется.
И сгибаем вот таким образом. Во время сгибания можно слегка увлажнить пальчиком всю полоску, она может трескаться. Но нам желательно,чтобы получился воланчик без больших трещин. Нужно потренироваться и обязательно получится.
Мой волан получился с 5 складками.
Готовый воланчик немного сгибаем.
Соединяем с туловищем от грудки до хвоста.
Тщательно приглаживаем и примазываем большим пальцем.
Если получились на волане небольшие трещинки, их примажем слегка влажной кистью, можно доработать стекой.
С другой стороны делаем точно такое же крыло.
Еще раз заглаживаем пальчиком все неровности на петушке и влажной кистью промажем все изделие.
Вот и готов наш петушок.
Когда фигурка готова, я полностью закрываю ее влажной тканью и не убираю ткань еще дня два, даже если она сухая. Это для того, чтобы изделие высыхало постепенно и не появились трещинки, но если они все же появились, пока фигурка слегка влажная, стекой и кистью приглаживаю, как бы затираю, замазываю трещинку.
А теперь отправляем сушиться изделие подальше от солнца, ветра и нагревательных приборов. Я сушу обычно дней 5 такие фигурки, затем обжигаю. Чтобы фигурка стала прочной, обжигаю в муфельной печи при 800 гр. (своей у меня нет, вожу в гончарную мастерскую). Но можно обжечь в обычной печке или духовке на максимальной температуре с ее постепенным повышением и снижением часа 2. Чем больше изделие, тем нужно дольше времени на сушку, если оно не просохнет, то в печке игрушку может разорвать. Лучше не торопиться с обжигом! А то петушок не доживет до росписи.
Такого петушка может слепить не только взрослый, но и ребенку придется такое дело по душе. Лепите из натуральной глины или из пластилина, можно из полимерной глины, но тут есть свои тонкости, о которых я расскажу попозже и в другом мастер-классе. Если возникли вопросы, спрашивайте, буду рада помочь.
Этот мастер-класс участвует в конкурсе Славянские мотивы 2017, если он вам понравился, нажимайте на оранжевую кнопку Нравится, тем самым, отдав свой голос. Комментарии приветствуются! А если вы хотите первыми узнавать о новых дымковских игрушках моего магазина, ругих новостях и мастер0классах, станьте подписчиком моего магазина, нажав на оранжевую кнопку Добавить в круг. Всем рада!
Это была 1 часть — лепка.
2 часть — роспись здесь>>
С уважением Ольга Каримова
www.livemaster.ru
Дымковская птичка | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 28 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга.
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации художественно-эстетического направления на тему
«Дымковская птичка».
(с использованием технологий проектирования)
Составила и провела
Воспитатель,
первой квалификационной категории
З.В. Ярмухаметова.
2012 г.
Оборудование:
1). Дымковские фигурки, демонстрационный материал по дымковской игрушке, маленькие фигурки птичек, покрытые белой гуашью.
2). Кисти, гуашь и весь необходимый материал для работы с красками.
Образовательные технологии:
1). Здоровьеразвивающие (пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, двигательная терапия).
2). Технология проектирования (метод наблюдения, беседа).
Предварительная работа:
1). Ознакомление детей с работами дымковских мастеров, рассматривание узоров, разнообразие красок.
2). Беседа о том, из какого материала создаются игрушки.
Программное содержание:
1). В декоративном изображении осваивать умение видеть предметную форму и строить на ней нарядный узор при помощи чередования цветовых пятен, упражнять в передаче элементами декоративного узора кругов, мазков.
2). Учить правильно, держать кисть, регулировать силу нажима, осуществлять последовательность операций.
3). Развивать любознательность, интерес, способность внимательно рассматривать дымковскую игрушку и любоваться ей.
4). Расширение словаря: весна, теплые края, дымковская игрушка.
Ход совместной образовательной деятельности.
Вводная часть.
Дети стоят на ковре.
— Какое время года на улице?
Ответы дете
educontest.net
План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) по теме: Конспект занятия в средней группе по декоративному рисованию на тему: «Дымковская птичка».
Конспект занятия в средней группе по декоративному рисованию на тему: «Дымковская птичка».
Программное содержание: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи: точек, прямых горизонтальных линий, примакиваний, колец, кругов.Учить правильно, держать кисть, регулировать силу нажима, осуществлять последовательность операций. Развивать любознательность, зстетическое восприятие, интерес к изобразительной деятельности, способность внимательно рассматривать дымковскую игрушку и любоваться ей.Расширение словаря: весна, теплые края, дымковская игрушка.
Материал: Дымковская игрушка – птичка; силуэты птичек, вырезанные из бумаги. Кисти, подставки для кистей, салфетки, краска-гуашь 3-х цветов, образцы.
Предшествующая работа:Рассматривание элементов узора на дымковских игрушках. Лепка птичек.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети входят в зал под русскую народную мелодию и становятся полукругом.
В.:Ребята посмотрите,сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся.
Разминка-приветствие «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
В.:Сегодня у нас необычное занятие. Садитесь на коврик и послушайте загадку:
Веселая белая глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назови-ка меня! (дымковская игрушка)
В.:Молодцы, угадали!Сегодня мы с вами поговорим о дымковских игрушках. Ребята скажите, пожалуйста, какого цвета краски используют дымковские мастера в своей росписи? (синюю, красную, зелёную, жёлтую, оранжевую).
А какие элементы узора, используются в росписи? (точки, прямые линии, мазки, круги, кольца).
В.:Мне очень нравятся дымковские игрушки. Вот одна из них (показ дымковской птички) Посмотрите, ребята,какая она красивая. Какие элементы росписи есть на этой птичке? А какие цвета здесь использованы? Какого цвета здесь больше?
Послушайте про нее потешку и повторяйте за мной движения:
Летели птички
Птички-невелички,
Как они летели
Все люди глядели,
Как они садились
Все люди дивились!
Дети изображают птичек: летают, машут крылышками. Затем садятся за столы,у каждого на столе лежит птичка,вырезанная из бумаги.
В.: Посмотрите, а на ваших птичках дождь смыл все узоры и от этого им очень грустно.Давайте мы с вами им поможем. Разрисуем наших птичек и тогда они станут веселыми и красивыми.
А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою птичку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. А теперь откройте глазки,но прежде, чем начнем рисовать, давайте разомнем пальчики, подготовим их к работе.
Пальчиковая гимнасттика: «Птичка крылышки сложила»
Птичка крылышки сложила, руки положить на стол
Птичка крылышки помыла, погладить одной ладошкой другую
Птичка клювом повела, соединить пальцы в замок, а указательные «клюв» -выпрямить
Птичка зернышки нашла, Повести руками в замке влево – вправо,
Птичка зернышки поела, постучать «клювом» по столу.
Птичка песенку запела. Дети говорят «чик – чирик»,
Птичка крылышки раскрыла руки развести в стороны,
Полетела, полетела. Плавные махи руками.
Вот, мы размяли пальчики, теперь можно рисовать.
Самостоятельная работа детей Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.
В.:Вот птички наши засветились, стали красивые, нарядные и веселые. И у нашей гостьи теперь много подружек. Спасибо за вашу работу.
nsportal.ru
Конспект занятия в старшей группе «Лепка птички по мотивам дымковской игрушки».
Конспект занятия в старшей группе «Лепка птички по мотивам дымковской игрушки».
Воспитатель: Байхонова Е.А.
Программное содержание:
• Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками.
• Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров и уважение к их труду.
• Продолжать учить детей лепить детали общей фигуры из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания (стеки).
• Упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, оттягивания при выполнении отдельных элементов.
• Развивать мелкую моторику руки.
• Учить, стекой прорисовывать узоры на птице.
Материал: Глиняные игрушки, иллюстрации с дымковскими игрушками, дощечки по количеству детей, пиалы для воды, тряпочки для рук, глина, стеки, магнитофон. Музыка: русская народная, классическая Д. Шостаковича.
Ход занятия
Звучит русская народная музыка спокойная. – Здравствуйте, ребята! Хотите знать, чем я сегодня богата? Только сначала гостям улыбнитесь, поклонитесь, да скорее ко мне обернитесь. – Игрушки я слепила, да вас сюда я пригласила. Хочу загадать вам загадку: А игрушки эти не простые, а волшебно расписные: белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски- простой казался бы узор, но отвести не в силах взор! -О каких игрушках загадка? (дымковских).
Воспитатель приглашает детей в «дымковскую деревню» Дыхательная гимнастика. — Как дымком повеяло! (дети глубоко вдыхают носом). – Вы чувствуете запах дыма? — Посмотрите, кто нас встречает? (барышни, лошадки и т. д.) Игра: «Заря- заряница»(воспитатель и дети находятся в дымковской деревне) — Почему игрушки, которые вы видите, называются дымковские? — Из какого материала они сделаны? — Что любили лепить дымковские мастера? — Почему они любили лепить животных и людей? — Какое настроение создают такие игрушки? — Какие краски используют дымковские мастера? — Какие элементы дымковской росписи вы знаете?
-Давайте с вами, ребята, мы помечтаем… Садитесь на ковер, закрывайте глаза, слушайте мой голос и музыку (релаксация)
— Привезли мы глину с дальнего бугра. Ну-ка, за работу, чудо- мастера! Я слеплю лошадку, я её поглажу. И седельце с бахромой на спине прилажу. Слепим, высушим – и в печь! А потом распишем. Будем мы игрушки «печь», печка жаром пышет. А в печи- не калачи, а в печи-куличи, Не пышки, не ватрушки, а в печи-игрушки!
— А теперь садитесь ребята за столы.
Кто-то дырочки умело сделал птахе у спины. И синица вдруг запела голоском самой весны. Голосисты эти птицы и нарядны словно ситцы! Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью! Фью-ти, фью-ти гнёзда вью! (загадка-стихотворение о птице)
— Из каких частей состоит птица? (голова, туловище, хвост, крылья). – Как мы будем делить глину, чтобы вылепить птицу? — Какую форму имеет голова? (шара). — Какую форму имеет туловище? (овоида). — Как мы будем лепить крылья? (сплющивать). — Как мы будем лепить клюв, хвост? (вытягивать). — С помощью чего будем соединять голову и туловище? (с помощью стеки). — Оперение у птицы прорисовываем стекой.
Воспитатель напоминает детям правила работы с глиной:
— Если сохнут руки? (намочить водой). — Если глина трескается? (затереть водой, стекой, мокрой тряпочкой). — Если руки грязные? (вытираем тряпочкой).
Чтобы подготовить наши ручки к работе, поиграем пальчиками.
Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка» (Сжать кулаки, на название каждой птички отгибать один пальчик)
Пой-ка, подпевай-ка, Десять птичек — стайка: Эта птичка — соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка. Сонная головушка: Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. Эта птичка – скворушка Серенькое пёрышко. Это – зяблик, Это – стриж, Это – развесёлый чиж…. Ну. А это – злой орлан. Птички, птички по домам! (Игра проводится 2 раза в разном темпе).
Под музыку дети выполняют работу.
Физ. Минутка «Петух»
Шел по берегу петух Шаги с высоким подниманием ног, рук. Поскользнулся, в речку бух! Круговое движение руками, присесть. Будет знать петух, что впредь Подъем, погрозить пальцем. Надо под ноги смотреть. Наклоны вперед.
Заключительная часть
Чем мы сегодня занимались? Какую народную роспись мы с Вами использовали?
Подведение итогов.
infourok.ru
Конспект НОД по образовательной области «Художественно
Конспект по декоративному рисованию во второй младшей группе «Дымковская птичка»
Цель: в декоративном изображении осваивать умение видеть предметную форму и строить на ней нарядный узор при помощи чередования цветовых пятен, упражнять в передаче элементами декоративного узора кругов, мазков. Учить правильно, держать кисть, регулировать силу нажима, осуществлять последовательность операций. Развивать любознательность, интерес, способность внимательно рассматривать дымковскую игрушку и любоваться ей.
Расширение словаря: весна, теплые края, дымковская игрушка.
Ход занятия:
I часть. Дети стоят на ковре.- Какое время года на улице? Дети: — Весна!- Как вы догадались, что весна?
Дети: — Солнышко яркое пригревает, появляется травка, прилетели птицы из теплых краев.
II часть. Обращаю внимание на птичку, сидящую на подоконнике (дымковская игрушка).
— Она прилетела к нам в гости, принесла весну на своих крылышках. Читаю потешку:
Летели птички
Птички-невелички,
Как они летели
Все люди глядели,
Как они садились
Все люди дивились!
Дети изображают птичек: летают, машут крылышками. Затем садятся за столы, на середине которых приготовлены глиняные птички, покрытые белой гуашью. Дымковская птица «садится» среди них. Я от имени дымковской птички спрашиваю нерасписанных птичек:
— Птички-подружки, почему вы невеселые, ведь на улице весна, тепло, солнышко греет!
— Мы весне радуемся, да вот только смотрим на тебя: ты такая красивая, на головке у тебя красная шапочка, крылышки расписные, а мы – просто белые, и на крылышках, и на хвостиках нет цветных перышек!
— Что же делать, ребятки, как развеселить эту птичью стайку?
Дети предлагают разрисовать их и тогда птички станут веселыми и красивыми.
III часть. Предлагаю каждому ребенку взять птичку.
— Покажите, где у птички головка? А это что? (хвост) А это? (крылья)
На образце показываю, как расписать птичку: сначала набираем на кисточку желтую краску и украшаем клюв и крылышки с хвостиком. Затем промываем кисть, набираем синюю краску и наносим глазки, полоски на крылышки примакиванием, обводим хвостик. После этого, промыв кисть, набираем на кисточку красную краску и украшаем головку птички красной шапочкой.
Напоминаю детям еще раз, чтобы роспись получилась красивая, после каждой краски промывать, а в конце обсушивать кисть об салфетку.
IV часть. Самостоятельная работа, в ходе занятия помочь затрудняющимся.
V часть. Пальчиковая гимнастика «Ну-ка сосчитай-ка, десять птичек — стайка».
VI часть. Предлагаю взять высохших птичек и поиграть с ними: «полетать» по группе, произнося слова потешки «Летели птички…» Птички говорят «спасибо» детям, за то. что они их расписали, теперь они такие же красивые как дымковские игрушки из нашего музея «Чудо-Дымка»
infourok.ru
Методическая разработка «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»
Традиции русского искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, идеалы и верования определенного народа. Мотивы и образы народного искусства веками сохраняются почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение. Изделия народных мастеров такие, как керамика, ткани и ковры, а также изделия из дерева, камня, металла, кости, кожи и т.д., призваны прежде всего внести красоту и радость в обыденную жизнь человека.
Народные промыслы — это одна из форм народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся еще много веков назад. Изделия русских промыслов прекрасным образом сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. Они очень популярны не только в России, но и за ее пределами.
Все игрушки непростые,
А волшебно-расписные,
Белоснежны, как березки.
Кружочки, клеточки, полоски —
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду:
«Удивительное чудо!»
Вот уже более четырёхсот лет одному из самых старинных художественных промыслов Вятской земли — дымковской игрушке. Народный промысел возник в слободе Дымково, на правом берегу реки Вятки, возле города Хлынова. Возникновение дымковской игрушки связывают с традицией проведения ярмарки на весеннем празднике «Свистунья-свистопляска», некогда проходившем на горе Раздерихе близ Вятки.
Изготовление глиняных игрушек в слободе, давшей название народному промыслу, было ремеслом семейным. В этой местности издавна находились богатые залежи качественной красной глины и песка, которые местные мастера использовали для изготовления игрушки. В тёплое время года копали и месили глину, смешивали с мелким речным песком. Зимой, когда на полях работы не было, занимались лепкой, сушкой и обжигом изделий. По мере приближения праздничного гуляния с озорным и весёлым названием готовые игрушки белили мелом. Свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек расписывали яичными красками и иногда украшали ромбиками сусального золота. Самобытный красочный товар на лодках привозили на праздник в город Вятку, где в течение трёх дней длилось веселье, сопровождаемое свистом в глиняные свистульки и дудочки, катанием глиняных шаров.
В XIX веке «Свистунья» стала всенародным праздничным гуляньем с торгами и многолюдными шумными ярмарками, на которых главным товаром была дымковская игрушка. Позднее праздник потерял своё значение, но обычай лепить и расписывать игрушку сохранился, а промысел получил дальнейшее развитие. Налаженное производство игрушек стало наиболее обширным в XIX веке: в 1880-е годы общее число создаваемых игрушек доходило до ста тысяч. Однако к концу XIX века изготовление глиняных игрушек стремительно сокращалось, самобытный народный промысел вытесняли более дешёвые гипсовые отливки, подражавшие фарфоровым изделиям. Лёгким способом производства, большим количеством и технологической дешевизной гипсовые литые статуэтки составили серьёзную конкуренцию лепной рукотворной дымковской игрушке. Перед народным ремеслом возникла угроза полного исчезновения: к 1917 году единственной мастерицей, лепившей игрушку, оставалась Анна Афанасьевна Мезрина.
Потомственные мастерицы А. А. Мезрина, Е. И. Пенкина, Е. А. Кошкина стоят у истоков возрождения народного промысла. Уроженец Вятки, живописец, первый исследователь промысла А. И. Деньшин много сделал для сохранения и популяризации дымковской игрушки: способствовал организации артели «Вятская игрушка», литографическим способом выпустил три рукотворных альбома, изданные небольшим тиражом.
Выдающийся художник и знаток старинного быта А. М. Васнецов сравнивал дымковскую игрушку с античной скульптурой: «Удивительное дело! На далёком Севере, в лесной стороне, в древнем городе Хлынове, в селе Дымково каким-то далёким эхом отозвались терракоты Херсонеса и Древней Греции. Как там обожжённые из глины статуэтки окрашивали водяными красками, так и здесь. Разница только в образах, вложенных в глину…».
За четыре века развития в народном промысле сложились свои традиции, выразительные средства, любимые герои: краснощёкие дамы и румяные кавалеры, добродушные няньки и водоноски, весёлые коньки-горбунки, сказочные уточки и индюки. Первоначально сюжетными типами игрушки являлись древние языческие образы: мифологические персонажи, тотемные и сказочные животные. Позднее появились статные барыни с удалыми военными в кокардах, лихие всадники, няньки и кормилицы, простые позы и одежда которых сохраняют условность, но очень точно передают типаж.
Творческий процесс изготовления дымковской игрушки от лепки и до росписи — процесс уникальный. Сегодня, как и несколько веков назад, создание игрушки от куска глины до готовой скульптуры — исключительно авторская ручная работа, единственное и неповторимое произведение одной мастерицы. Процесс изготовления дымковской игрушки и в наши дни сохраняет всю технологическую последовательность прошлого: лепка из красной глины, сушка, обжиг, беление, роспись темперными красками, украшение сусальным золотом.
В отличие от других глиняных игрушек, дымковская выполняется не из одного, а из нескольких небольших кусочков глины. Глину разделяют и раскатывают в шарики, из которых лепят отдельные детали игрушки. В первую очередь делают все основные элементы игрушки, а места их соединений разглаживают водой. Затем игрушку украшают различными более мелкими деталями и сушат при комнатной температуре.
После полной просушки игрушку обжигают. В прежние времена обжиг проводили в русских печах, сегодня — в электрических муфельных при температуре 900 градусов. Обжиг высокой температурой придает глине ещё большую прочность. По традиции обожжённую заготовку красновато-коричневого тона белят. В старину игрушку окунали в раствор мела, разведённого на снятом коровьем молоке. Скисая на поверхности изделия, молоко образовывало прочную плёнку казеинового клея. В наши дни грунтовку производят с помощью водоэмульсионной краски, которую наносят кистью.
По традиции игрушку расписывают темперными красками, сдержанная цветовая гамма которых в далёком прошлом состояла из основных тонов. Современные мастера звучание богатой палитры темперных красок дополняют применением гуаши и акриловых красок. Различные сочетания простых геометрических форм создают впечатление многообразия узоров. Роспись выполняется в свободной кистевой манере по принципу цветового контраста и взаимного дополнения, а присутствие белого тона усиливает звучание всего колористического богатства радужной палитры. Разноцветный выразительный орнамент подчеркивает яркость, веселье, задор народной игрушки. Ослепительное очарование придаёт блеск ромбиков сусального золота, наносимых в последнюю очередь.
Неповторимость поэтичных образов уникального русского народного искусства является гордостью нашей страны. В 1970-е годы всенародной любимице Дымковской барыне воздвигнут памятник в Москве. В Кирове в 2010-м и 2015-м годах установлены скульптурные композиции «Семья» и «Место встречи», выполненные в стилистической традиции народной игрушки. Крупнейшими коллекциями дымковской игрушки обладают Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых и Кировский областной краеведческий музей. В 2011 году в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность». В музее, расположенном в здании промысла, можно познакомиться с интересной экспозицией и послушать увлекательную экскурсию, встретиться с мастерицей вятской игрушки, посмотреть фильмы об этапах развития промысла.
Дымковское чудо прославило Вятский край на весь мир, стало одним из символов нашей Родины, подтверждающим самобытность и неиссякаемый талант народных мастеров России.
Технология изготовления дымковской игрушки «Индюк»
Раздел: Изготовление игрушек и сувениров
Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Для её производства используется красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности.В данной статье представлен пошаговый порядок изготовления дымковской игрушки в домашних условиях.
Подготовка глины
1. Заготовить нужной величины глиняные шарики для деталей игрушки. Накрыть шарики полиэтиленом.
Лепка туловища
1. Раскатать шарик, расплющить его в ладонях – получится круглая пластина толщиной 3-4 мм.
2. Свернуть пластину в пустотелый конус, постучав по ней ребром ладони.
3. Состыковать края пластины, загладить и выровнять шов.
4. В широкой части конуса собрать глину и замазать отверстие.
5. Стороны туловища выровнять, похлопывая по ним лопаткой.
Лепка лап и подставки
1. Раскатать 2 короткие морковки и сместить их.
2. Приставить их к широкой части туловища так, чтобы игрушка не касалась животом стола.
3. Примазать лапы.
Лепка головы с шеей
1. Раскатать длинную морковку, от её широкого основания оттянуть глину.
2. Приставить морковку к туловищу так, чтобы грудка выступала вперед.
3. Примазать её.
4. Подогнуть верхушку морковки к шее и примазать её.
5. Сформировать голову, вытянуть клюв.
Лепка хвоста
1. Раскатать длинную морковку.
2. Подогнать верхушку у морковки и примазать её к основанию.
3. Сплющить пальцами заготовку хвоста, оставляя её толщину 5 мм.
4. У основания хвоста оттянуть глину.
5. Приставить хвост к узкой части туловища в вертикальном положении.
6. Примазать хвост.
7. Выправить хвост.
Лепка крыльев
1. Раскатать 2 шарика, расплющить их в пластины овальной формы, толщиной 3-4 мм.
2. Приложить крылья к туловищу по бокам на одинаковом расстоянии.
3. Примазать крылья.
Лепка оборок
1. Раскатать одну короткую, 2 средние, одну длинную колбаски диаметром 5-6 мм.
2. Обернуть влажной тряпочкой.
3. Расплющить их ребром ладони.
4. Разгладить их указательным пальцем, получатся пластины.
5. Сложить пластины в гармошки.
6. Приложить длинную оборку вокруг хвоста и примазать.
7. Приложить средние оборки к крыльям на одинаковом расстоянии и примазать.
8. Расправить оборки.
Лепка короны и бородки
1. Раскатать маленький шарик.
2. Приставить его к макушке головы и закрепить винтовыми движениями.
3. Приложить короткую оборку вокруг короны и примазать.
4. Раскатать 8-11 маленьких морковок.
5. Приложить их к шее под клювом начиная от её нижней части к верхней.
6. Закрепить их, придавливая пальцем, примазать к шее только узкие их концы.
Лепка птиц (петух, уточка, гусь, индюк) по мотивам дымковской игрушки.
Лепим птичку основу скульптурным способом — из одного куска глины, не разделяя его на части, или же конструктивным способом — из нескольких отдельных кусочков.
Из такой птички основы может получится кто угодно — гусь или петух, курочка или индюк.
Разные птички отличаются друг от друга деталями. Лепим их отдельно и прикрепляем к основе.
Крылышки, хвосты и гребешки удобно вылепить в виде ленты и слегка изогнуть, чтобы придать волнистость.
Для утки и гуся можно слепить модную кепку.
Для индюка сделаем крепкие лапки. А для остальных птичек слепим простые и удобные подставки виде столбиков или конусов.
Роскошный хвост индюка украсим круглыми лепешками, которые потом превратятся в цветные пятнышки. Сделаем волнистую полоску.
Крылышки индюка дополним рюшами. А бородку и гребешок попробуем сделать из отдельных деталей капелек.
Соединим все детали, примажем, разгладим и рассмотрим игрушку со всех сторон. Красота! Оставляем сохнуть.
Лепка животных (лошадка, олень, баран и козел) по дымковски.
Из этой фигурки-основы можно вылепить и лошадку, и барана, и оленя, и козлика.
Чем отличается лошадка и баран? Для лошадки слепим гриву, ушка-листочки и хвост калачиком.
Для барана сделаем крутые рожки и челку-веночек.
Для оленя слепим ветвистые рога, а для козлика рога-месяцы и бородку клинышком.
Лепим барышню-крестьянку.
Из такой фигурки могут получится самые разные куколки.
Придумаем для каждой куклы красивую прическу из отдельных шариков, валиков или жгутиков. Уложим их на голове в косы, веночки или башни.
Барыни, няни и доярки отличаются друг от друга не только прической, но и одеждой. Различаются головные уборы и отделка на платьях.
Еще две схемы для лепки:
для увеличения кликнете по рисунку
infourok.ru
Дымковская игрушка: народный промысел — Щи.ру
На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.
История промысла
Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.
Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.
(Мезрина Анна Афанасьевна — мастерица дымковской игрушки)
В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.
(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)
Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.
Виды дымковской игрушки
Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.
Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.
Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:
Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;
Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;
Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;
Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».
Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.
Технология изготовления
Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.
Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.
Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.
Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.
На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.
Роспись дымковской игрушки
Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).
Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.
Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.
(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)
Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете. Раскраска велась в строгой последовательности:
- волосы;
- глаза и брови;
- рот и щеки;
- головной убор;
- орнаменты на одежде.
Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.
Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.
Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.
schci.ru