Движение земли по околосолнечной орбите презентация – Презентация к уроку географии «Движение Земли по околосолнечной орбите»
Презентация к уроку географии по теме:Движение Земли по околосолнечной орбите.
«Случились вместе два Астр о нома в пиру
И спорили весьма между собой в жару,
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой – что Солнце все с собой планеты водит;
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: — Ты звезд теченье знаешь?
Скажи: как ты о сем сомненье рассуждаешь?
Он дал такой ответ: — Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»
(1761г)
Движение Земли по околосолнечной орбите
ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ
ВОКРУГ СОБСТВЕННОЙОСИ
24 часа
(23 часа 56 минут и 4 секунды)
ВОКРУГ СОЛНЦА
(365 ДНЕЙ 6 ЧАСОВ 9 МИНУТ)
Что такое географический полюс?
Стр.19
Земная ось имеет наклон 66,5° и направлена на Полярную звезду.
Точки пересечения поверхности Земли с воображаемой осью называются географическими полюсами.
Самое высокое положение Солнца над горизонтом — зенит .
дата
Какое время года в нашей местности?
Как называется этот день?
Где Солнце находится в зените?
дата
Какое время года в нашей местности?
22 июня
Как называется этот день?
Лето
Где Солнце находится в зените?
День летнего солнцестояния
Северный тропик
дата
Какое время года в нашей местности?
22 июня
Как называется этот день?
Лето
Где Солнце находится в зените?
День летнего солнцестояния
Осень
Северный тропик
День осеннего равноденствия
Экватор
дата
Какое время года в нашей местности?
22 июня
Лето
23 сентября
Как называется этот день?
Где Солнце находится в зените?
День летнего солнцестояния
Осень
22 декабря
(самый длинный день и самая короткая ночь)
Северный тропик
День осеннего равноденствия
Зима
(день равен ночи)
Эватор
День зимнего солнцестояния
Южный тропик
дата
Какое время года в нашей местности?
22 июня
Как называется этот день?
Лето
23 сентября
22 декабря
Где Солнце находится в зените?
День летнего солнцестояния
Осень
21 марта
Зима
День осеннего равноденствия
Северный тропик
Эватор
День зимнего солнцестояния
Весна
Южный тропик
День весеннего равноденствия
экватор
Если бы…
Если бы Солнце перестало притягивать Землю…. Если бы Земля двигалась по орбите медленнее … Если бы Земля находилась ближе к Солнцу … Если бы Земля находилась дальше от Солнца…
Домашнее задание
- Параграф 4, стр.19-21 (читать)
- Стр.23 вопросы 1,2,4 устно
- Творческое задание ( сочинение, рассказ, сказка и т.д.) На листе А4
multiurok.ru
Презентация к уроку по географии (6 класс) по теме: презентация к уроку по теме «Движения Земли»
Слайд 1
Движения ЗемлиСлайд 2
Великий философ Платон был убежден, что неподвижная Земля находится в центре мира и вокруг нее вращаются Солнце и звезды. Такая система мироздания получила название «геоцентрическая»
Слайд 3
В IV-III вв. до н.э. Аристарх Самосский считал, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца.
Слайд 4
Коперник Николай (1473-1543) – польский астроном. В своем сочинении «Об образовании небесных сфер» он объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет вокруг Солнца.
Слайд 5
Орбитальное вращение Земли.
Слайд 6
Следствия осевого вращения Земли : — смена дня и ночи; — отклонение воздушных потоков, морских течений от их первоначального направления. В северном полушарии – вправо в южном влево («сила Кориолиса») — подмыв берегов («Закон Бэра» — в северном полушарии подмываются правые берега, а в южном – левые) — приплюснутость Земли у полюсов.
Слайд 7
Местное время – время на одном меридиане. Поясное время – время внутри одного часового пояса. Линия перемены дат – 180˚ меридиан. 360 ˚ – за 24 часа 15 ˚ – за 1 час 1 ˚ – за 4 минуты Таким образом, на Земле в один и тот же момент часы показывают разное время суток. Например , в Москве – 15 часов, а Петропавловске – Камчатском – полночь. Сутки начинаются одновременно на всем меридиане, каждый меридиан имеет свое местное время, местное время зависит от географической долготы.
Слайд 8
Орбитальное движение – движение Земли вокруг Солнца.
Слайд 9
Земля движется со скоростью 30 км/ч. Продолжительность оборота вокруг Солнца – 365 дней 6 часов 9 минут и 9 секунд. Земная ось наклонена по отношению к плоскости орбиты под углом 66.5˚ 22 июня – день летнего солнцестояния; 22 декабря – день зимнего солнцестояния; 21 марта и 23 сентября – дни весеннего и осеннего равноденствия;
Слайд 10
Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Полярные круги – параллели, лежащие на 66.5 ˚ южной и северной широты. Тропики – параллели на 23.5 ˚ южной и северной широты , где солнце дважды в день бывает в зените. Пояса освещенности и их характеристика . Умеренный Располагается между тропиком и полярным кругом внутри полушария. Солнце никогда не бывает в зените В течение года угол падения солнечных лучей сильно изменяется, поэтому выделяют термические сезоны года (лето, осень, зима, весна). Температуры лета и зимы сильно отличаются. Например, на широте 50 о t° лета ≈ +20°С t° зимы ≈ -10°С
Слайд 11
Жаркий Располагается между северным и южным тропиками. Солнце 2 раза в год бывает в зените. Круглый год поверхность очень хорошо прогревается, нет разницы между летними и зимними температурами, термические сезоны года отсутствуют, среднегодовая t о =+25 о С. В течение года продолжительность светового дня меняется незначительно. Приблизительно день=ночи=12 часам. Сумерки фактически отсутствуют.
Слайд 12
Холодный Располагается внутри полярного круга каждого полушария. Зимой Солнце вообще не восходит над горизонтом – явление Полярной ночи. Летом Солнце, наоборот, не заходит за горизонт – явление Полярного дня. Угол падения солнечных лучей даже летом очень маленький, поэтому нагревание поверхности очень слабое. Летние температуры обычно не бывают выше +10°С. В долгую полярную ночь происходит сильное выхолаживание, т.к. притока тепла нет вовсе.
Слайд 13
Что такое високосный год?
Слайд 14
Полярная ночь и полярный день
Слайд 15
Что мы узнали на уроке по теме: «Движения Земли»? Основные понятия темы: Осевое вращение; орбитальное вращение; ч асовые пояса; м естное время; л иния перемены дат; д ни летнего и зимнего солнцестояния; д ни осеннего и весеннего равноденствия; т ропики и полярные круги; п ояса освещенности.
nsportal.ru
Самоанализ урока «Движение Земли по околосолнечной орбите»
Самоанализ урока
Учитель: Бородкина Марина Валерьевна
Предмет: география
Дата: 03.10.2016г.
Класс: 5А
Тема урока: «Движения Земли по околосолнечной орбите»
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цели урока:
предметные: понимания и объяснения причин и следствий движений Земли вокруг своей оси, вокруг Солнца; значения этих движений для жизни на Земле; понимания и объяснения понятий: тропики, полярные круги, полярный день, полярная ночь, равноденствие, день солнцестояние
метапредметные: развития мыслительной деятельности обучающихся, таких как, умений устанавливать причинно-следственные связи, умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, а затем воспроизвести её; умение; развития способности сравнивать, анализировать, делать умозаключения и выводы;
личностные: развития коммуникативных навыков и умений: договариваться, приходить к общему мнению; формирования представлений обучающихся о целостности природы через использование стихов;
оборудование: учебник, атласы, теллурий, глобус, проектор, видеоролик
« Годовое движение Земли», презентация к уроку.
Межпредметные связи на уроке прослеживаются с предметами: математика, физика.
Класс, в котором проводился урок, имеет средний уровень учебно-познавательной мотивации. По уровню обучаемости класс дифференцирован, учебный материал воспринимается по-разному. Урок спланирован так, чтобы была возможность проявить каждому свои знания и умения были использованы формы работы на уроке (фронтальная работа, индивидуальная работа с элементами исследования).
Для развития познавательного интереса было предложено определить самостоятельно тему уроку по наводящим вопросам. Для создания мотивационной установки были заданы проблемные вопросы, которые побуждали ребят размышлять, высказывать свое мнение, показан видеофрагмент.
На основном этапе изучения нового материала были использованы различные методы обучения: проблемный, репродуктивный, частично-поисковый, были применены здоровьесберегающие технологии на уроке в виде: физминутки, чередования различных видов деятельности. Использованы различные методы и приемы на уроке, такие, как проблемный, исследовательский метод, прием инсерт технологии критического мышления.
На этапе закрепления получения знаний ребята проверили усвоение новых знаний с помощью сравнения своих ответов с эталоном показанным учителем на слайде.Рефлексия деятельности помогла выявить полную или частичную включенность в урок, эмоциональный настрой учащихся.
Тема и цель урока соответствуют поставленным целям, задачам и планируемым результатам.
В ходе урока деятельность учителя была направлена на формирование следующих метапредметных результатов:
Личностных: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметных: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; умение работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
Предметными: формирование представлений о движении Земли по околосолнечной орбите и следствии этого движения; формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.
Контроль над усвоением знаний, умений и навыков осуществлялся различными способами: одноклассниками, учителем и слайдами- ответами презентации урока. Все, что запланировано учителем, было полностью реализовано на данном уроке. План урока, его цели полностью реализованы. Урок соответствует требованиям ФГОС.
Заместитель директора по УВР:_____________________ Л.Н. Вшивкова
Ознакомлен: ____________________ М.В. Бородкина
«_____»_______________2017 г.
infourok.ru
План-конспект урока по географии (5 класс) на тему: «Движение Земли по околосолнечной орбите»
Тема: «Движение Земли по околосолнечной орбите»
Цели урока:
Образовательные:
— создать условия для формирования представлений об орбитальном движении Земли;
— объяснить смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли;
— формировать практическое умение наблюдать модель движения Земли вокруг Солнца.
Развивающие:
— создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;
— создать условия для познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;
— способствовать развитию навыков самостоятельной работы с текстом учебника, схемами, делать обобщения и выводы.
Воспитательные:
— способствовать повышению интереса к предмету;
-развитию коммуникативных умений.
Планируемые результаты:
Личностные:
— осознание ценности географических знаний
Метапредметные:
— умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи
— умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации
— умение работать в коллективе
— высказывать суждения, подтверждение их фактами
Предметные:
— формирование представлений о движении Земли по околосолнечной орбите и следствии этого движения
— формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
— умение вести самостоятельный поиск, анализировать информацию;
— извлекать, отбирать, обобщать, сравнивать информацию
— устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
— умение организовать свою деятельность под руководством учителя;
— целеполагание, планирование, оценка способов достижения цели
Коммуникативные:
— уметь общаться и самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Личностные:
— осознавать необходимость изучения темы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся – групповая, индивидуальная.
Оборудование для учителя: презентация движение Земли вокруг Солнца, компьтер, проектор.
Оборудование для учащихся: учеебник «География. Начальный курс» 5 класс Летягин АА, М.:Вентана-Граф,2015 г.
nsportal.ru
Конспект урока «Движение Земли по околосолнечной орбите»
Урок № 5. Тема урока «Движения Земли по околосолнечной орбите»
Цели и задачи:
Создать условия для:
предметные: понимания и объяснения причин и следствий движений Земли вокруг своей оси, вокруг Солнца; значения этих движений для жизни на Земле; понимания и объяснения понятий: тропики, полярные круги, полярный день, полярная ночь, равноденствие, день солнцестояние
метапредметные: развития мыслительной деятельности обучающихся, таких как, умений устанавливать причинно-следственные связи, умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, а затем воспроизвести её; умение; развития способности сравнивать, анализировать, делать умозаключения и выводы;
личностные: развития коммуникативных навыков и умений работать в группе: договариваться, приходить к общему мнению; формирования представлений обучающихся о целостности природы через использование стихов;
Универсальные учебные действия:
2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, осознавать конечный результат решения проблемы, оценивать достигнутые результаты;
3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, а затем воспроизвести; развития способности сравнивать, анализировать, делать умозаключения и выводы;
4) коммуникативные: самостоятельно организовывать взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом).
Оборудование:
Теллурий, таблица «Годовое движение Земли», глобус, атлас, учебник.
Видеоролик « Годовое движение Земли», презентация к уроку.
Тип урока: изучение нового материала
Урок
Этапы урока
Этап
Цель.
Задания
Деятельность обучающихся
Контроль
Источник информации
I. Постановка
проблемы
3 мин
Развитие учебной
мотивации обучающихся
Наш урок я хочу начать с отрывка стихотворения
Г. Усовой “Австралия”
Австралия – страна наоборот,
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето.
…..
Австралия – страна наоборот.
Почему Австралию автор называет «страна наоборот»?, где находится этот материк?
Когда я прочитала это стихотворение, то мне пришла в голову такая мысль — интересно, а что сейчас делают австралийцы, в то время, когда у нас стоят тридцатиградусные морозы. Я вошла в Интернет, и с помощью веб-камеры, оказалась на побережье Австралии. Хотели бы вы совершить такое перемещение за считанные секунды? Тогда я приглашаю вас побывать в Австралии всем вместе. А вы прокомментируйте всё, что увидите — какая погода в Австралии, чем занимаются люди. Итак, перемещаемся. Что вы видите?
— Какой логичный вопрос, в связи с этим фактом, возникает?
http://tvway.ru/index.php?file=10863
http://www.geocam.ru/view/cam396x1621_bondi_beach_webcam_australia.html
— Почему, сейчас у нас зима, а в Австралии лето?
Презентация
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
II. Актуализация знаний
3 мин
Подготовить обучающихся к восприятию нового материала
— Для того, чтобы найти ответ на наш вопрос, нам понадобятся знания о движениях Земли, которые вы получили на уроках естествознания в начальной школе.
Беседа:
— Какие виды движений Земли вам известны?
— Что Вам уже известно об осевом движении Земли? Что происходит при этом на Земле?
— Что известно об орбитальном движении Земли?
— Что обозначает выражение «Солнце в зените»?
-О движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца
— Земля делает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа.
-на освещённой стороне Земли день.
— Земля делает полный оборот вокруг Солнца за 365 дней и 6 часов. Один оборот вокруг Солнца равен одному году.
— Солнце в зените, т.е. угол падения его лучей 90 0 по отношению к поверхности Земли
Фронтальный
Слайд 4
Слайд 5
III. Изучение нового материала 13 мин
2. Изучение нового материала
Сформировать представления о видах движения Земли и их следствиях.
Объяснение учителя
— Земля совершает всего одиннадцать различных движений, из которых для нее наиболее важными являются два: суточное вращение вокруг своей оси, годовое вращение по эллипсу вокруг Солнца. Эти движения Земли очень влияют на нашу жизнь.
— Прочитайте последний абзац на стр. 67 и расскажите, какие ещё особенности движения Земли вокруг своей оси Вы отметили?
— Как расположена ось Земли по отношению к орбите вращения?
— Как влияет такой наклон на количество тепла и света, получаемое Землёй
— Равномерно ли освещаются полушария? Почему?
— Когда Солнце будет освещать оба полушария одинаково?
2. Демонстрация (теллурий).
Проследите за изменением положения полушарий в разные времена года. Что вы заметили относительно их освещённости в разное время?
3. Работа с учебником.
— Прочитайте текст на странице 68-69 и ответе на вопросы:
— Когда бывает день летнего солнцестояния и что это за явление? В каком месте, относительно Земли, Солнце будет в зените? Что происходит в этот день?
— Что происходит при этом на полюсах Земли? Как обозначают границу полярной ночи?
— Когда бывает день зимнего солнцестояния и что это за явление? В каком месте, относительно Земли, Солнце будет в зените? Что происходит в этот день?
-Что происходит в этот день на полюсах Земли?
— Какие дни мы называем днями равноденствия? Почему эти дни имеют такое название?
— Когда Земля вращается, то на стороне, обращённой к Солнцу день, а на противоположной стороне ночь. Северный полюс всегда направлен в сторону Полярной звезды
— Ось вращения наклонена под углом 66, 5 градусов.
-Одно полушарие получает больше тепла и света, чем другое.
-Нет, неравномерно.
Когда лучше освещено Северное полушарие, то Южное полушарие получает меньше света.
-Когда его лучи будут падать на экватор.
— Когда Земля меняет своё положение относительно Солнца, то солнечные лучи освещают лучше то одно, то другое полушарие.
22 июня, Солнце на 23,50 — на Северном тропике. Освещено лучше Северное полушарие. На Северном полюсе — полярный день, на Южном — полярная ночь. Граница — полярный круг.
22 декабря, Солнце на 23,50 — на Южном тропике. Освещено южное полушарие. На Северном полюсе — полярная ночь, на Южном — полярный день.
Фронтальный опрос
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
IV. Закрепление.
10 мин
Просмотр видеопрезентации. Заполнение таблицы (на доске и в тетрадях).
-Внимательно просмотрите видеоролик и заполните таблицу, распределившись по группам.
Положе-ние Земли
Называние дня
Где Солнце находится в зените
Время года в нашем крае
Время года в Австралии
Явления на полюсах
22 июня
Летнего солнцестояния
Северный тропик — 23,50с.ш.
лето
зима
На сев.пол.- поляр. день, на юж. — поляр. ночь
23 сентября
Осеннего равноденствия
Экватор — 00
осень
весна
Переходный период
21 декабря
Зимнего солнцестояния
Южный тропик -23,50ю.ш.
зима
лето
На юж.пол.- поляр. день, на сев. — поляр. ночь
21 марта
Весеннего равноденствия
Экватор — о0
весна
осень
Переходный период
— А теперь ответьте на проблемный вопрос, который мы поставили вначале урока: почему, когда в Северном полушарии зима, то в Южном — лето?
Проверка на доске
Каждый заполняет по 1 строке, остальные — контролируют.
Проверка: на доске заполняем по столбцам (1-5 группа), а 6 проверяет верность заполнения, сравниваем с таблицей презентации
Годовое вращение Земли — видеоролик
Слайд 11
V. Физпауза 3 мин
Вспомним стороны горизонта, сделайте три наклон, показав, где на карте север, три на восток, три на запад, вращение туловищем в сторону осевого вращения Земли
VI. Итоговый контроль
5 мин.
Работа на индивидуальных листах.
Вариант 1.
Выберите правильный ответ и запишите его около номера задания.
1. Точка, в которой Солнце бывает в зените только один раз в году
а) Северный или Южный тропик
б) экватор
в) Северный или Южный полярный круг
2.Самый длинный день в Южном полушарии
а) 22 июн я
б) 23 сентября
в) 22 декабря
г) 21 марта
3.Точка, в которой Солнце находится в зените 23 сентября
а) северный тропик
б) южный тропик
в) экватор
г) северный полярный круг
д) южный полярный круг
4. Выбери правильное утверждение
Смена времён года происходит благодаря
а) наклону оси Земли
б) осевому вращению Земли
в) орбитальному вращению Земли
г) наклону Земли и осевому вращению
д) наклону Земли и орбитальному вращению
5. Выбери положение Земли, в котором будете находиться Земля 21 марта. Запиши в ответе цифру, соответствующую этому положению.
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
Вариант 2.
Выберите правильный ответ и запишите его около номера задания.
1.Точка, в которой Солнце бывает в зените два раза в году
а) Северный или Южный тропик
б) экватор
в) Северный или Южный полярный круг
2. Самый короткий день в Южном полушарии
а) 22 июня
б) 23 сентября
в) 22 декабря
г) 21 марта
3. Точка, в которой Солнце находится в зените 21 марта
а) северный тропик
б) южный тропик
в) экватор
г) северный полярный круг
д) южный полярный круг
4. Выбери правильное утверждение
Смена времён года происходит благодаря
а) наклону оси Земли
б) осевому вращению Земли
в) орбитальному вращению Земли
г) наклону Земли и осевому вращению
д) наклону Земли и орбитальному вращению
5. Выбери положение Земли, в котором будете находиться Земля 22 июня. Запиши в ответе цифру, соответствующую этому положению.
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
Групповая работа.
Подведение общих итогов на доске, выявление ошибок, выставление оценок группам Самоанализ и самооценка обучающихся
0 ошибки- «5»
1 ошибки — «4»
2 ошибки — «3»
3 ошибки — «2»
Взаимопроверка:
Задание
Ответы 1 вариант
Ответы 2 вариант
1
2
3
1
3
3
5
5
4
3
Итог:
Максимум 5
Максимум 5
VII. Домашнее задание 2 мин
Стр. ответить на вопросы параграфа)
infourok.ru
Методическая разработка по географии (5 класс) на тему: урок «Движение Земли по околосолнечной орбите»
Предмет: география
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Учитель: Ткачук Елена Францевна
Класс: 5 «Б»
Тема урока: Движение Земли по околосолнечной орбите.
Цель: Сформировать у учащихся представления о нагревании Земли в дни солнцестояния и равноденствия,
Задачи:
1) в ходе урока учащиеся будут вести учебно-исследовательскую деятельность по теме урока,
2) развивать у учащихся познавательные процессы: мышление, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы; формировать познавательный интерес,
3) воспитывать положительные качества личности: умение работать в коллективе, взаимопомощь, творческую активность.
Оборудование: карта тепловых поясов, карта полушарий,глобус.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка усвоенных знаний, умений и навыков
Проводится в ходе фронтального опрашивания учащихся по вопросам:
-пояса освещенности на земном шаре?
-какие линии ограничивают пояса освещенности?
-в каком поясе освещенности находится наш город?
-в каком направлении вращается Земля?
-под каким углом могут падать лучи Солнца на Землю и как от этого зависит температура? (покажите)
-на какую звезду указывает северный конец земной оси?
-меняется ли направление земной оси в течение года?
- Мотивация учебной деятельности, актуализация знаний учеников
Учитель объявляет тему урока и ставит задачу перед учащимися: мы должны с вами выяснить почему происходит смена времен года. Для этого необходимо ответить на вопросы:
— сколько суток длится год на Земле?
-какое расстояние между Солнцем и Землей?
-назовите линию, которая разделяет Землю на два полушария?
-почему Земля нагревается неравномерно?
4. Формирование знаний, умений, навыков
— Наблюдая за высотой Солнца, вы заметили, что в разные поры года оно находится то высоко, то низко над горизонтом. Ощутили, что чем выше находится Солнце над горизонтом, тем теплее, а чем ниже — тем холоднее.
Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси. Одновременно она движется и вокруг Солнца. Путь, по которому Земля движется вокруг Солнца, называется земной орбитой. Земля вращается вокруг Солнца с Запада на Восток, против часовой стрелки.
Посмотрите на глобус, на нем хорошо видно, что земная ось (мысленная линия) расположена не вертикально, а наклоненно. Именно такое положение занимает Земля в космическом пространстве.
Из-за наклона оси наша планета, двигаясь вокруг Солнца, словно подставляет ему — то северную свою часть, то южную. Когда к Солнцу больше повернуто северное полушарие, то на нем — лето. В это время Солнце высоко поднимается над горизонтом и посылает на Землю много тепла. А на Южном полюсе солнечные лучи вообще не освещают территорию и здесь — зима. (Объяснение учителя — как в этом случае, так и в следующих — обработками рисунка).
Астрономы выделяют 4 основных даты, относительно которых начинаются времена года.
Сейчас вы самостоятельно в группах, по предложенным вам текстам, ответив на вопросы плана, расскажите какие положения может занимать Земля по отношению к Солнцу. Работа в группах (учащиеся делятся на группы (времена года) и по предложенному тексту отвечают на вопросы плана:
-дата, соответствующая данному положению Земли и название даты по астрономическому календарю;
-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю;
-продолжительность дня и ночи в этот день;
-время восхода и захода солнца в этот день;
-линии, на которых солнце в полдень находится в зените;
-районы Земли, на которых наблюдается полярный день и полярная ночь.
Учащиеся рассказывают про времена года по астрономическому календарю, учитель сопровождает рассказ слайдами.
Б) Задание для групп:
«Если в Северной Америке лето, то в Южной Америке _______ .»
«В России лето начинается в июне, а в Австралии ________ .»
«Если в России зима, то в Северной Америке _______.»
«В России весна начинается в марте, а в Южной Америке в марте начинается ______ .»
— Определите, какая территория лучше прогревается солнцем?
— В каком направлении вращается Земля вокруг Солнца?
5.Физ.пауза. Группы показывают движение Земли вокруг Солнца о движение Земли вокруг своей оси.
6. Обобщение и систематизация знаний учеников
Ответьте на вопросы:
- что вы узнали нового на сегодняшнем уроке?
- Почему на Земле происходит смена времен года?
- Чем примечательны дни весеннего и осеннего равноденствия?
- В чем особенность дней 22 июня и 22 декабря
Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина:
…Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла.
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Ответьте на вопросы:
- Какое время года описывается в отрывке?
- О каком времени суток говорится в этом отрывке?
- Почему поэт читает без лампады?
- О каком городе России идет речь?
6. Домашнее задание
&4, составить приметы времен года по природным признакам.
7. Подведение итогов урока.
Самооценка «Оцените свою работу!»
А) всё понял, могу этот материал объяснить другому – 5 баллов
Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь – 4 балла
В) для полного понимания мне нужно всё повторить – 3 балла
Г) я ничего не понял – 2 балла
Приложение
Времена года в поэзии.
Н.Некрасов
Зима.
Не ветер бушует над бором.
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
А.Пушкин
Весна.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
А.Майков
Лето.
Пахнет сеном над лугами…
В песне душу веселя.
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля…
А.Пушкин
Осень.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Тексты для учащихся
В этот день — 21 марта в День весеннего равноденствия, Земля, вращаясь вокруг воображаемой оси, проходящей через полюса, одновременно двигаясь вокруг Солнца, находится в таком положении по отношению к Солнцу, когда солнечные лучи, несущие тепловую энергию, падают отвесно на экватор, а воображаемая ось Земли находится в центральном положении по отношению к Солнцу , т.е. занимает строго вертикальное положение. Оба полушария, от экватора до полюсов, нагреваются относительно одинаково.
С астрономической точки зрения 21 марта наступает весна и продолжается до 22 июня.
В это время на всём Северном полушарии, кроме районов, расположенных около полюсов, продолжительность дня и ночи равна 12 часам. Солнце восходит в 6 часов точно на востоке, а заходит точно на западе в 18 часов.
Со дня весеннего равноденствия времена года по полушариям меняются, в Южном полушарии Земли наступает астрономическая осень, а в Северном — астрономическая весна. После дня весеннего равноденствия обязательно приходит уже весеннее тепло, как бы холодно не было до этого.
— поставьте глобус в это положение.
-на какую линию Земли солнечные лучи падаю отвесно?
-какая продолжительность дня и ночи?
стихотворение
22 июня — день летнего солнцестояния. С астрономической точки зрения 22 июня наступает лето и продолжается до 23 сентября.
Весна заканчивается, начинается астрономическое лето. В этот день северный конец земной оси наклонён в сторону Солнца, Солнце в полдень находится в зените над Северным тропиком.
В день летнего солнцестояния Солнце не заходит за горизонт к северу от линии полярного круга и день длится круглые сутки.
Весной и летом в Северном полушарии продолжительность дня больше, чем продолжительность ночи.
День летнего солнцестояния — это день начала лета в северном полушарии Земли и начала зимы в южном полушарии, то есть если жители Северной части Земли с этого момента находятся в начале астрономического лета, то для жителей Южного полушария в этот же период времени начнется астрономическая зима.
Этот день в народе называют солнцеворот.
— поставьте глобус в это положение.
-на какую линию Земли солнечные лучи падаю отвесно?
-какая продолжительность дня и ночи?
-какие явления природы можно наблюдать за северным полярным кругом?
стихотворение
23 сентября для всего мира наступил день осеннего равноденствия. Он знаменует начало астрономической осени в северном полушарии Земли, а по народным приметам – вторую половину «бабьего лета». Считается, что по сегодняшней погоде можно определить, какой будет осень.
С астрономической точки зрения 23сентября наступает осень и продолжается до 22 декабря.
День осеннего равноденствия начинается, когда Солнце пересекает экватор и его лучи падают отвесно на него, Солнце переходит из северного полушария в южное. Земля же в этот день занимает строго вертикальное положение относительно Солнца. День и ночь разделяются поровну — по 12 часов. . Солнце восходит в 6 часов точно на востоке, а заходит точно на западе в 18 часов. После осеннего солнцестояния продолжительность светового дня идет на убыль.
Со дня осеннего равноденствия времена года по полушариям меняются, в Южном полушарии Земли наступает астрономическая весна, а в Северном — астрономическая осень.
— поставьте глобус в это положение.
-на какую линию Земли солнечные лучи падаю отвесно?
-какая продолжительность дня и ночи?
стихотворение
22 декабря — день зимнего солнцестояния, заканчивается осень и наступает астрономическая зима, которая продолжается до 21 марта. В день зимнего солнцестояния северный конец земной оси наклонён от Солнца, солнечные лучи падают отвесно на линии Южного тропика, а на линии Южного полярного круга Солнце не заходит за горизонт.
За северным полярным кругом наблюдается полярная ночь, которая длится 6 месяцев, а за южным полярным кругом – полярный день.
На территории Москвы продолжительность светового дня в день зимнего солнцестояния составляет всего 7 часов, на линии северного полярного круга дневное светило и вовсе не появится над горизонтом. Там наблюдается полярная ночь.
Зимой в Северном полушарии продолжительность ночи больше, чем продолжительность дня.
В Северном полушарии зима, в Южном — лето.
Зимнее солнцестояние – самый короткий день в году. В народе этот день еще называется днем Анны–зимней. Согласно народным приметам, на Анну осень кончается, зима начинается. С этого дня по календарю начало зимы, почин ее коренной части. Иней в этот день предвещал хороший урожай на следующий год. Какая погода в этот день, такая и 31 декабря
— поставьте глобус в это положение.
-на какую линию Земли солнечные лучи падаю отвесно?
-какая продолжительность дня и ночи?
-какие явления природы можно наблюдать за северным полярным кругом?
стихотворение
План рассказа:
-дата, соответствующая данному положению Земли и название даты по астрономическому календарю;
-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю;
-продолжительность дня и ночи в этот день;
-время восхода и захода солнца в этот день;
-линии, на которых солнце в полдень находится в зените;
-районы Земли, на которых наблюдается полярный день и полярная ночь.
План рассказа:
-дата, соответствующая данному положению Земли и название даты по астрономическому календарю;
-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю;
-продолжительность дня и ночи в этот день;
-время восхода и захода солнца в этот день;
-линии, на которых солнце в полдень находится в зените;
-районы Земли, на которых наблюдается полярный день и полярная ночь.
План рассказа:
-дата, соответствующая данному положению Земли и название даты по астрономическому календарю;
-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю;
-продолжительность дня и ночи в этот день;
-время восхода и захода солнца в этот день;
-линии, на которых солнце в полдень находится в зените;
-районы Земли, на которых наблюдается полярный день и полярная ночь.
План рассказа:
-дата, соответствующая данному положению Земли и название даты по астрономическому календарю;
-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю;
-продолжительность дня и ночи в этот день;
-время восхода и захода солнца в этот день;
-линии, на которых солнце в полдень находится в зените;
-районы Земли, на которых наблюдается полярный день и полярная ночь.
nsportal.ru
Движение земли по околосолнечной орбите презентация — Все карты мира
Предмет: география
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Учитель: Ткачук Елена Францевна
Класс: 5 «Б»
Тема урока: Движение Земли по околосолнечной орбите.
Цель: Сформировать у учащихся представления о нагревании Земли в дни солнцестояния и равноденствия,
Задачи:
1) в ходе урока учащиеся будут вести учебно-исследовательскую деятельность по теме урока,
2) развивать у учащихся познавательные процессы: мышление, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы; формировать познавательный интерес,
3) воспитывать положительные качества личности: умение работать в коллективе, взаимопомощь, творческую активность.
Оборудование: карта тепловых поясов, карта полушарий,глобус.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка усвоенных знаний, умений и навыков
Проводится в ходе фронтального опрашивания учащихся по вопросам:
-пояса освещенности на земном шаре?
-какие линии ограничивают пояса освещенности?
-в каком поясе освещенности находится наш город?
-в каком направлении вращается Земля?
-под каким углом могут падать лучи Солнца на Землю и как от этого зависит температура? (покажите)
-на какую звезду указывает северный конец земной оси?
-меняется ли направление земной оси в течение года?
- Мотивация учебной деятельности, актуализация знаний учеников
Учитель объявляет тему урока и ставит задачу перед учащимися: мы должны с вами выяснить почему происходит смена времен года. Для этого необходимо ответить на вопросы:
— сколько суток длится год на Земле?
-какое расстояние между Солнцем и Землей?
-назовите линию, которая разделяет Землю на два полушария?
-почему Земля нагревается неравномерно?
4. Формирование знаний, умений, навыков
— Наблюдая за высотой Солнца, вы заметили, что в разные поры года оно находится то высоко, то низко над горизонтом. Ощутили, что чем выше находится Солнце над горизонтом, тем теплее, а чем ниже — тем холоднее.
Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси. Одновременно она движется и вокруг Солнца. Путь, по которому Земля движется вокруг Солнца, называется земной орбитой. Земля вращается вокруг Солнца с Запада на Восток, против часовой стрелки.
Посмотрите на глобус, на нем хорошо видно, что земная ось (мысленная линия) расположена не вертикально, а наклоненно. Именно такое положение занимает Земля в космическом пространстве.
Из-за наклона оси наша планета, двигаясь вокруг Солнца, словно подставляет ему — то северную свою часть, то южную. Когда к Солнцу больше повернуто северное полушарие, то на нем — лето. В это время Солнце высоко поднимается над горизонтом и посылает на Землю много тепла. А на Южном полюсе солнечные лучи вообще не освещают территорию и здесь — зима. (Объяснение учителя — как в этом случае, так и в следующих — обработками рисунка).
Астрономы выделяют 4 основных даты, относительно которых начинаются времена года.
Сейчас вы самостоятельно в группах, по предложенным вам текстам, ответив на вопросы плана, расскажите какие положения может занимать Земля по отношению к Солнцу. Работа в группах (учащиеся делятся на группы (времена года) и по предложенному тексту отвечают на вопросы плана:
-дата, соответствующая данному положению Земли и название даты по астрономическому календарю;
-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю;
-продолжительность дня и ночи в этот день;
-время восхода и захода солнца в этот день;
-линии, на которых солнце в полдень находится в зените;
-районы Земли, на которых наблюдается полярный день и полярная ночь.
Учащиеся рассказывают про времена года по астрономическому календарю, учитель сопровождает рассказ слайдами.
Б) Задание для групп:
«Если в Северной Америке лето, то в Южной Америке _______ .»
«В России лето начинается в июне, а в Австралии ________ .»
«Если в России зима, то в Северной Америке _______.»
«В России весна начинается в марте, а в Южной Америке в марте начинается ______ .»
— Определите, какая территория лучше прогревается солнцем?
— В каком направлении вращается Земля вокруг Солнца?
5.Физ.пауза. Группы показывают движение Земли вокруг Солнца о движение Земли вокруг своей оси.
6. Обобщение и систематизация знаний учеников
Ответьте на вопросы:
- что вы узнали нового на сегодняшнем уроке?
- Почему на Земле происходит смена времен года?
- Чем примечательны дни весеннего и осеннего равноденствия?
- В чем особенность дней 22 июня и 22 декабря
Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина:
…Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла.
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Ответьте на вопросы:
- Какое время года описывается в отрывке?
- О каком времени суток говорится в этом отрывке?
- Почему поэт читает без лампады?
- О каком городе России идет речь?
6. Домашнее задание
&4, составить приметы времен года по природным признакам.
7. Подведение итогов урока.
Самооценка «Оцените свою работу!»
А) всё понял, могу этот материал объяснить другому – 5 баллов
Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь – 4 балла
В) для полного понимания мне нужно всё повторить – 3 балла
Г) я ничего не понял – 2 балла
Приложение
Времена года в поэзии.
Н.Некрасов
Зима.
Не ветер бушует над бором.
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
А.Пушкин
Весна.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
А.Майков
Лето.
Пахнет сеном над лугами…
В песне душу веселя.
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля…
А.Пушкин
Осень.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Тексты для учащихся
В этот день — 21 марта в День весеннего равноденствия, Земля, вращаясь вокруг воображаемой оси, проходящей через полюса, одновременно двигаясь вокруг Солнца, находится в таком положении по отношению к Солнцу, когда солнечные лучи, несущие тепловую энергию, падают отвесно на экватор, а воображаемая ось Земли находится в центральном положении по отношению к Солнцу , т.е. занимает строго вертикальное положение. Оба полушария, от экватора до полюсов, нагреваются относительно одинаково.
С астрономической точки зрения 21 марта наступает весна и продолжается до 22 июня.
В это время на всём Северном полушарии, кроме районов, расположенных около полюсов, продолжительность дня и ночи равна 12 часам. Солнце восходит в 6 часов точно на востоке, а заходит точно на западе в 18 часов.
Со дня весеннего равноденствия времена года по полушариям меняются, в Южном полушарии Земли наступает астрономическая осень, а в Северном — астрономическая весна. После дня весеннего равноденствия обязательно приходит уже весеннее тепло, как бы холодно не было до этого.
— поставьте глобус в это положение.
-на какую линию Земли солнечные лучи падаю отвесно?
-какая продолжительность дня и ночи?
стихотворение
22 июня — день летнего солнцестояния. С астрономической точки зрения 22 июня наступает лето и продолжается до 23 сентября.
Весна заканчивается, начинается астрономическое лето. В этот день северный конец земной оси наклонён в сторону Солнца, Солнце в полдень находится в зените над Северным тропиком.
В день летнего солнцестояния Солнце не заходит за горизонт к северу от линии полярного круга и день длится круглые сутки.
Весной и летом в Северном полушарии продолжительность дня больше, чем продолжительность ночи.
День летнего солнцестояния — это день начала лета в северном полушарии Земли и начала зимы в южном полушарии, то есть если жители Северной части Земли с этого момента находятся в начале астрономического лета, то для жителей Южного полушария в этот же период времени начнется астрономическая зима.
Этот день в народе называют солнцеворот.
— поставьте глобус в это положение.
-на какую линию Земли солнечные лучи падаю отвесно?
-какая продолжительность дня и ночи?
-какие явления природы можно наблюдать за северным полярным кругом?
стихотворение
23 сентября для всего мира наступил день осеннего равноденствия. Он знаменует начало астрономической осени в северном полушарии Земли, а по народным приметам – вторую половину «бабьего лета». Считается, что по сегодняшней погоде можно определить, какой будет осень.
С астрономической точки зрения 23сентября наступает осень и продолжается до 22 декабря.
День осеннего равноденствия начинается, когда Солнце пересекает экватор и его лучи падают отвесно на него, Солнце переходит из северного полушария в южное. Земля же в этот день занимает строго вертикальное положение относительно Солнца. День и ночь разделяются поровну — по 12 часов. . Солнце восходит в 6 часов точно на востоке, а заходит точно на западе в 18 часов. После осеннего солнцестояния продолжительность светового дня идет на убыль.
Со дня осеннего равноденствия времена года по полушариям меняются, в Южном полушарии Земли наступает астрономическая весна, а в Северном — астрономическая осень.
— поставьте глобус в это положение.
-на какую линию Земли солнечные лучи падаю отвесно?
-какая продолжительность дня и ночи?
стихотворение
22 декабря — день зимнего солнцестояния, заканчивается осень и наступает астрономическая зима, которая продолжается до 21 марта. В день зимнего солнцестояния северный конец земной оси наклонён от Солнца, солнечные лучи падают отвесно на линии Южного тропика, а на линии Южного полярного круга Солнце не заходит за горизонт.
За северным полярным кругом наблюдается полярная ночь, которая длится 6 месяцев, а за южным полярным кругом – полярный день.
На территории Москвы продолжительность светового дня в день зимнего солнцестояния составляет всего 7 часов, на линии северного полярного круга дневное светило и вовсе не появится над горизонтом. Там наблюдается полярная ночь.
Зимой в Северном полушарии продолжительность ночи больше, чем продолжительность дня.
В Северном полушарии зима, в Южном — лето.
Зимнее солнцестояние – самый короткий день в году. В народе этот день еще называется днем Анны–зимней. Согласно народным приметам, на Анну осень кончается, зима начинается. С этого дня по календарю начало зимы, почин ее коренной части. Иней в этот день предвещал хороший урожай на следующий год. Какая погода в этот день, такая и 31 декабря
— поставьте глобус в это положение.
-на какую линию Земли солнечные лучи падаю отвесно?
-какая продолжительность дня и ночи?
-какие явления природы можно наблюдать за северным полярным кругом?
стихотворение
План рассказа:
-дата, соответствующая данному положению Земли и название даты по астрономическому календарю;
-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю;
-продолжительность дня и ночи в этот день;
-время восхода и захода солнца в этот день;
-линии, на которых солнце в полдень находится в зените;
-районы Земли, на которых наблюдается полярный день и полярная ночь.
План рассказа:
-дата, соответствующая данному положению Земли и название даты по астрономическому календарю;
-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю;
-продолжительность дня и ночи в этот день;
-время восхода и захода солнца в этот день;
-линии, на которых солнце в полдень находится в зените;
-районы Земли, на которых наблюдается полярный день и полярная ночь.
План рассказа:
-дата, соответствующая данному положению Земли и название даты по астрономическому календарю;
-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю;
-продолжительность дня и ночи в этот день;
-время восхода и захода солнца в этот день;
-линии, на которых солнце в полдень находится в зените;
-районы Земли, на которых наблюдается полярный день и полярная ночь.
План рассказа:
-дата, соответствующая данному положению Земли и название даты по астрономическому календарю;
-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю;
-продолжительность дня и ночи в этот день;
-время восхода и захода солнца в этот день;
-линии, на которых солнце в полдень находится в зените;
-районы Земли, на которых наблюдается полярный день и полярная ночь.
Source: nsportal.ru
Почитайте еще:
karta.uef.ru