Два богача проблема текста – Проблема в тексте тургенева два богача
Сочинение: Разум и чувства в стихотворении «Два богача» Тургенева
«Единство разума и чувств может порождать уникальные духовные прозрения» (В. Чалмаев, исследователь жизни и творчества И.С. Тургенева)
«Что за гуманность, что за теплое слово, при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое существование» — так писал поэт и критик П.В. Анненков об уникальном сборнике лирических зарисовок И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе».
На склоне жизни, в 1882 году, великий русский писатель И.С. Тургенев этим сборником небольших философских произведений подводит своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творчестве, о соотношении разума и чувств, их борьбе и столь редко встречающемся единении.
Во всех 83 маленьких философских зарисовках автор действительно приходит к уникальным духовным прозрениям, на склоне жизни видит ту мудрость и простоту, на которые не всегда способны люди более молодые, еще не стоящие на пороге вечности.
Обратимся к некоторым стихотворениям, в которых, как кажется после их внимательного и вдумчивого прочтения, единство разума и чувств писателя отражается в идеях, нравственных выводах, пафосе произведений.
Стихотворение «Два богача». И.С. Тургенев рассказывает о бедной крестьянской семье, живущей в убогом домишке, но несмотря на это принявшей к себе сироту- племянницу. Автор преднамеренно не называет имен героев. Читатель так и не узнает ничего из их прошлой и будущей жизни, но один поступок из настоящего многое говорит проницательному читателю. Писатель смог в нескольких репликах передать характеры мужа и жены, их отношение друг к другу, к жизни. Решается вопрос о том, брать или не брать Катьку-племянницу в дом, где, скорее всего, множество своих детей. Баба пытается отговорить мужа: «…последние наши гроши на нее пойдут, не на что будет соли добыть, похлебку посолить…». Отсутствие соли в доме — безусловный показатель бедности, начало различных болезней, да и просто без соли еда невкусна. Но ведь голод все-таки не грозит, семья не голодает. И весомые, казалось бы, аргументы жены разбиваются о спокойный вывод мужа: «А мы ее… и несоленую». Многоточие, стоящее после слов бабы, говорит о том, что она привела далеко не все доводы и, может быть, уже не первый раз заводит этот разговор. Тогда можно было бы поставить многоточие и в начале ее слов. С другой стороны, разговор этот бессмысленный, все равно возьмут они сироту в свой дом, девать девчонку некуда. И говорить не о чем.
Чрезвычайно важно, что ни баба, ни мужик не решают каждый за себя, они оба говорят «мы», оставаясь вместе в радости и в горе. Последнее слово и решение, как и полагается, за мужчиной, но он понимает, что не только на себя взваливает заботы и хлопоты по воспитанию сироты — жене его тоже несладко придется, да и родным детям придется считаться с наличием еще одного рта в семье. Поражает мягкая настойчивость, звучащая в словах мужика: он не кричит, не повелевает, он признает, что быть по-другому просто не может: нельзя оставить сироту одну, без помощи, поддержки, оставить без семьи. Вот оно, уникальное сочетание природного крестьянского разума, осознающего всю ответственность поступка, и трепетного сочувствия к сироте, оставшейся без поддержки и опоры. Если бы во всех современных семьях было такое единение разума и чувств супругов, скольких бед, потрясений и проблем можно было бы избежать, сколько счастливых детей было бы на свете.
Поступок семьи сравнивается с благодеяниями Ротшильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых»: автор отдает дань его щедрости — не всякий богач захочет делиться. Но отдать последнее способны единицы. Это люди широкой русской души, добрые, терпеливые, воспринимающие милосердие как естественное человеческое состояние. Поэтому И.С. Тургенев неумолим в своем выводе относительно щедрости Ротшильда: «Далеко Ротшильду до этого мужика!»
Таким образом, можно сделать вывод: И.С. Тургенев смог подняться до высочайших нравственных прозрений в области духовности. Одно из его открытий заключается в том, что он всем нам, его потомкам и почитателям творческого гения, просто, кратко и ясно сказал о том, что жить нужно в полной гармонии разума, который будет предостерегать и оберегать от необдуманных поступков, и чувств, которые согреют душу и сердце, не дадут совершиться подлости, не позволят оставить без защиты слабого и одинокого.
Сочинение: Разум и чувства в стихотворении «Два богача» Тургенева
4.2 (84.44%) 9 votesЗдесь искали:
- сочинение 15 3 доброта по тексту тургенева два богача
sochineniye.ru
Работа с текстом по стихотворению И.С. Тургенева «Два богача»
Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом по стихотворению И.С. Тургенева «Два богача»»
Тургенев Иван Сергеевич (1818 – 1883), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.
ДВА БОГАЧА
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…
— А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!1. Выпишите из текста стихотворения слова, характеризующие отношение автора к богачу Ротшильду ______________________________________________________________________________________________
2. За что писатель хвалит Ротшильда? _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
3. Почему, описывая благотворительную деятельность Ротшильда, писатель вспоминает об убогом крестьянине? Как вы понимаете слово «убогий». Замените его синонимом. _____________________________
_______________________________________________________________________________________________
4. Выпишите из текста слова, свидетельствующие о жизни крестьянина и его семьи. Сделайте вывод о его материальном достатке _________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как вы понимаете смысл последнего предложения? Почему Ротшильду далеко до этого мужика? Как вы думаете, почему в конце предложения стоит восклицательный знак? ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Почему стихотворение называется «Два богача»? О каком богатстве размышляет писатель? Дайте развернутый ответ (не менее 3-х предложений) ______________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
multiurok.ru
Проблема текста | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Проблема текста. Практика.Учитель Радужненской школы Кайгородцева М.Н. Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите проблему текста.Два богачаКогда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…— А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.Далеко Ротшильду до этого мужика!
r Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите проблему текста. Разница между культурным и некультурным человеком может определяться несколькими способами. Но есть один практический критерий- человек сталкивается с непонятным ; он может заинтересоваться или же обозлиться. Культурный человек заинтересуется, некультурный человек обозлится, раздражится. Проследите свою реакцию на такую ситуацию: я вхожу в комнату, там сидят люди и говорят на непонятном мне языке. Что я переживу? Любопытно, о чём они говорят… Или страх: они сговариваются против меня, они друг друга понимают, а я их не понимаю- я сейчас же должен вооружиться. Ломоносов предложил когда-то бессмертную формулу – «пугливые невежды». Невежды пугливы, подозрительны, им кажется, что весь мир в заговоре против них. И особенно они боятся людей, которых не понимают, которые чем-то не похожи на них, которые почему-то что-то там на скрипке играют… А чёрт его знает, чего он там на скрипке играет.. (Ю. Лотман)Проблема: проблема культуры ( в чём проявляется культура человека?)Позиция автора: показателем культуры человека может служить его отношение к непонятному. Непонятное пробуждает в культурном человеке здоровое любопытство, желание познать новое, а в бескультурном — страх и подозрительность. Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором . У человека самая яркая пора-детство. Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но , увы, не доступная больше страна — остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесённые в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (В. Солоухин)
educontest.net
Сочинение Тургенев “Два богача”
Позднее творчество Ивана Тургенева включает назидательные стихотворения в прозе. Они относятся к лиро-эпическому жанру, так как соединяют в себе важные составляющие эпоса – сюжет, структуру и лирики – четкую позицию автора, его чувства. Тургенев в произведениях подымает важные проблемы человечества, рассуждает о морали, указывает на пороки общества, и в то же время восхищается простыми добрыми поступками.
“Два богача” – стихотворение в прозе, которое можно сравнить с притчей или басней. Здесь так же есть назидательность,
ярко выраженная мораль в конце.Начинается миниатюра с того, что рассказчик приходит в умиление от поступков некого богатого человека по фамилии Ротшильд. Он обладает огромным состоянием и жертвует “целые тысячи” на нужды больных, образование детей, уход за стариками. С одной стороны автор действительно считает поступок Ротшильда достойным, однако внимательный читатель сможет уловить легкую иронию в словосочетании “целые тысячи”. Что значат для богача эти несколько тысяч? Они никак не ухудшат его материальное положение.
Вслед за Ротшильдом рассказчик вспоминает об одном бедном семействе крестьян.
Они живут крайне бедно, но приняли в свой дом племянницу, которой больше не к кому было идти. Автор показывает, что это решение не было для них простым. Баба пыталась образумить своего мужа, ведь прокормить еще “один рот” в их семье будет крайне сложно, тогда даже соль станет для них роскошью. Чем будем похлебку солить – вопрошала баба. На что мужик отвечал с юмором и грустью – “А мы ее… и не соленую…” Такой простой ответ так много рассказал об этом человеке, готовом терпеть лишения ради других.Он понимает, что доставит хлопоты своей жене, но не может отказать бедной девочке в доме и хлебе.
В стихотворении Иван Тургенев рассказывает о благодеянии двух людей: Ротшильда и бедного крестьянина. Первый тратит много денег, и поэтому его деятельность удостоилась похвалы тысяч людей. Его благотворительность у всех на виду. Поэтому он получает взамен славу. Второй сделал на первый взгляд незначительное добро – приютил бедную девочку. Взамен он не получил ни славы, ни одобрения. Ведь даже жена на него немного обижена. Однако то, что племянница получила шанс хоть и на бедную, но приличную жизнь – заслуга этого мужика.
В стихотворении в прозе сравниваются разные виды богатства – материальное и душевное. Богач Ротшильд тратил много денег, но никого не осчастливил лично. Небогатый крестьянин отдал частичку своей души новому члену своей семьи.
schoolessay.ru
Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Два богача»
Позднее творчество Ивана Тургенева включает назидательные стихотворения в прозе. Они относятся к лиро-эпическому жанру, так как соединяют в себе важные составляющие эпоса – сюжет, структуру и лирики – четкую позицию автора, его чувства. Тургенев в произведениях подымает важные проблемы человечества, рассуждает о морали, указывает на пороки общества, и в то же время восхищается простыми добрыми поступками.«Два богача» — стихотворение в прозе, которое можно сравнить с притчей или басней. Здесь так же есть назидательность, ярко выраженная мораль в конце.
Начинается миниатюра с того, что рассказчик приходит в умиление от поступков некого богатого человека по фамилии Ротшильд. Он обладает огромным состоянием и жертвует «целые тысячи» на нужды больных, образование детей, уход за стариками. С одной стороны автор действительно считает поступок Ротшильда достойным, однако внимательный читатель сможет уловить легкую иронию в словосочетании «целые тысячи». Что значат для богача эти несколько тысяч? Они никак не ухудшат его материальное положение.
Вслед за Ротшильдом рассказчик вспоминает об одном бедном семействе крестьян. Они живут крайне бедно, но приняли в свой дом племянницу, которой больше не к кому было идти. Автор показывает, что это решение не было для них простым. Баба пыталась образумить своего мужа, ведь прокормить еще «один рот» в их семье будет крайне сложно, тогда даже соль станет для них роскошью. Чем будем похлебку солить – вопрошала баба. На что мужик отвечал с юмором и грустью – «А мы ее … и не соленую…» Такой простой ответ так много рассказал об этом человеке, готовом терпеть лишения ради других.
Он понимает, что доставит хлопоты своей жене, но не может отказать бедной девочке в доме и хлебе.
В стихотворении Иван Тургенев рассказывает о благодеянии двух людей: Ротшильда и бедного крестьянина. Первый тратит много денег, и поэтому его деятельность удостоилась похвалы тысяч людей. Его благотворительность у всех на виду. Поэтому он получает взамен славу. Второй сделал на первый взгляд незначительное добро – приютил бедную девочку. Взамен он не получил ни славы, ни одобрения. Ведь даже жена на него немного обижена. Однако то, что племянница получила шанс хоть и на бедную, но приличную жизнь – заслуга этого мужика.
В стихотворении в прозе сравниваются разные виды богатства – материальное и душевное. Богач Ротшильд тратил много денег, но никого не осчастливил лично. Небогатый крестьянин отдал частичку своей души новому члену своей семьи.
Произведение Тургенева «Два богача» — высокоморально и заставляет читателей задуматься о настоящих ценностях.
Понравилось школьное сочинение? А вот еще:
Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Близнецы»
Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Собака»
Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Дурак»
my-soch.ru
Вариант сочинения в формате ЕГЭ о проблеме милосердия по тексту Лонгурашвили (вариант 35)
Что значит быть милосердным человеком? Важно ли уметь проявлять
сострадание к ближним? Именно над этими вопросами нас заставляет
задуматься Ольга Георгиевна Лонгурашвили.
В какое бы время ни жил человек, какая бы эпоха ни приходила на смену
другой, проблема милосердия будет оставаться одной из актуальных
проблем. В наш век, век научно-технического прогресса, когда на смену
человеку приходят машины, умение сохранить в себе доброту души,
милость сердца очень важно. О.Г.Лонгурашвили в своем тексте
рассматривает поднятую проблему на примере истории героини, которая
изображена девочкой из послевоенного времени. Повествование об одном
случае из детства девочки Лили ведется очень эмоционально. С сочувствием
автор текста рассказывает о военнопленных японцах, трудившихся над
строительством трехэтажного общежития. Для усиления эмоционального
воздействия на читателя писательница использует различные средства
выразительности. Чтобы подчеркнуть, насколько истощены голодные
японцы, О.Г.Лонгурашвили прибегает к сравнению: «Униформа цвета хаки
висела на них, как на вешалках».Читатель понимает, что послевоенное
время было непростым для всех, ведь, по словам автора текста, « в
магазинах ничего нельзя было купить, кроме черного хлеба, ржавой селедки и
консервов».Да, тяжелое время, но и тогда многие люди не очерствели
душой, сохранили в себе человечность. Милосердными по отношению к
«очень измученным» японцам изображены и девочка Лиля, которая вместе с
другими детьми носила военнопленным хлеб, и её мама, пригласившая
японца, который подарил Лиле бабочку, на обед. Использование оценочной
лексики («бедный малый») и слов с уменьшительно-ласкательными
суффиксами («пусть поест горяченького») характеризуют маму Лили как
человека с большим сердцем, умеющим откликнуться на чужую беду.
Обращает на себя внимание и тот факт, что женщина не возмутилась
даже тогда, когда вместо одного на обед в её дом пришли два японца. Такие
детали, как налитые полные миски борща и крупно нарезанный хлеб,
подчеркивают сострадательность женщины.
Авторская позиция , таким образом, заключена в следующем: милосердие –
это одно из самых важных качеств , делающих человека Человеком; быть
сострадательным, милосердным необходимо всегда.
Трудно не согласиться с О.Г.Лонгурашвили. Действительно, каждого из нас
можно назвать человеком с большой буквы только в том случае, если мы
сохраним в себе важные моральные качества, одним из которых является
милосердие, сострадание к ближним. Очень ценно, когда уроки доброты и
человечности дают нам еще в детстве. На протяжении всей своей жизни
uchitelya.com
«Два богача», анализ произведения Тургенева
Последние произведения Ивана Тургенева увидели свет в 1882 году. Это были короткие заметки, раздумья и наблюдения из записных книжек писателя. Название цикла менялось несколько раз. Первоначально автор назвал сборник «Посмертное», затем написал на латыни Senilia, что означает – «Стариковское». Но окончательный вариант, под которым сборник был опубликован, получил название «Стихотворения в прозе».
Пожалуй, это самое удачное решение. В небольших текстах осмыслена проза жизни, а затем изложена в краткой лирической форме. Миниатюры сборника не рифмованы, но их язык весьма поэтичен. Одно из наиболее емких произведений цикла – «Два богача». Всего несколько строк хватило Тургеневу, чтобы создать ряд образов и заставить читателя задуматься.
Произведение, написанное в июле 1878 года, состоит из двух частей, имеет зачин и концовку. В нем сравнивается благотворительность Ротшильда и бедной крестьянской семьи. Писатель отмечает, что щедрость одного из богатейших людей планеты заслуживает восхищения, поскольку далеко не все состоятельные люди отдают часть своих доходов «на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых». Такие добрые дела вызывают у писателя похвалу и умиление. Но тут же Тургенев вспоминает об «убогом крестьянском семействе», которое принимает в свой «разоренный домишко» сиротку. Короткий разговор между мужем и женой полон благородства и душевной щедрости.
В чем ущемляет себя миллиардер, отдавая деньги бедным? Вряд ли он чувствует какие-либо изменения в своей роскошной жизни. А вот крестьянская семья, приютив сироту, не сможет купить даже соли для похлебки. Да разве только в еде дело? Взять на воспитание ребенка – нелегкий труд. Нужно не только одеть, обуть и накормить, но и отдать девочке частицу души, заменить ей родителей.
Тургенев не сообщает подробности о семье крестьян. Читатель не знает, есть ли у них свои дети. Скорее всего, что есть. Потому и ворчит добродушно женщина. Автор не называет также имен героев. С одной стороны, такой подход создает обобщение, с другой – подчеркивает простой социальный статус семьи.
Характерно, что оба говорят «мы», осознавая себя единым целым. Вот тихий ежедневный подвиг, истинное душевное богатство простого крестьянина, о котором не трезвонят на весь мир газеты.
Салтыков-Щедрин говорил о произведениях Тургенева, что после их прочтения легко дышится, верится, тепло чувствуется. Это в полной мере касается и миниатюры из пяти предложений «Два богача».
- «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
- Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография
- «Первая любовь», анализ повести Тургенева
- «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
- «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Воробей», анализ произведения Ивана Тургенева
- «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Нищий», анализ произведения Ивана Тургенева
- «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Роза», анализ произведения Ивана Тургенева
По писателю: Тургенев Иван Сергеевич
goldlit.ru