cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Добро и зло в сказках – Презентация «Добро и зло в русских народных сказках»

«добро и зло в сказках»

Конспект занятия: «Добро и зло в сказках»

Цель: Развитие способности увидеть и оценить нравственную ситуацию поступка сказочных героев, используя понятия «добро» и «зло».

Задачи:

  1. Воспитывать осознанное отношение к социальным нормам поведения (побуждение детей к проявлению добра в поступках).

  2. Способствовать созданию положительного эмоционального климата в классе.

  3. Формировать уважительное отношение друг к другу .

Ход занятия.

  1. Орг. момет

Звучит песня «Дорогою добра»
2. Самоопределение к деятельности

О чём эта песня?(о доброте, о друзьях)

Что значит идти дорогой добра? (значит помощь другу, забота о ближнем)
Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на занятии?

Назовите противоположное слово слову «добро». Да сегодня речь пойдёт о «добре и зле в сказках».

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
А вы умеете отличать добро от зла и наоборот?

Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. 

Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.

Посмотрите на сказочных героев и попробуйте определить, кто из них несёт добро, а кто – зло.


3. Работа по теме
Как догадались, что это?

1.Баба Яга — колдует, варит зелье, насылает на людей болезни, смерть, ест, жарит в печи.
2.Иванушка царевич, дурачок. Спасает, выручает.
3.Леший – хозяин леса. Заманивает в лес, чтобы заблудились, погибли.
4. Герда – преодолевает трудности, чтобы спасти Кая. 

5. Снежная Королева – холодная, бездушная, обманом увозит Кая.
6. Кощей Бессмертный – злой, ворует красавиц, принуждает выйти замуж.

7. Фея – добрая, помогает, выручает из беды, награждает.
8. Кикимора болотная – из болота громко кричит о помощи, заманивает в болото. Оборачивается девушкой, зовёт на помощь, заманивает путников в топь. 9. Золушка

10. Змей Горыныч крадёт красавиц, сжигает всё живое.

Вы увидели много героев сказок, отличали добро от зла. Так скажите, что же такое «добро»? (дети отвечают) 
Учитель обобщает ответы детей: «Добро – это всё хорошее, полезное, красивое. Оно соединяет, роднит, дружба, счастье, радость улыбки, хорошие поступки»

Сказки учат думать, видеть добро, зло и размышлять над своими поступками.

— Ребята, добро бывает разное. Какое? (рассуждение детей). 
Добро можно услышать – это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. 

Что такое зло? (дети отвечают) 
Учитель обобщает ответы детей: «Зло – это вред, боль, страдание, обида, грубость, драки, злые словаплохие поступки. Оно разъединяет, разрушает дружбу».


Сказки помогают нам понять, что такое добро и зло.
Игра «Сказка»
Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса, Морозко, Мальвина.) 

— А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей) 

Сказки многому учат тех, кто умеет размышлять над прочитанным. Ведь мало уметь читать, надо уметь думать. 

Собираем пословицы
– В народе часто говорят пословицу: «Доброе слово и кошке приятно» (пословица вывешивается на доску).
— Как понимаете смысл этой пословицы? (ответы)
-А что такое пословица? (ответы)
Пословица — это народная мудрость, совет всем людям. Послушайте, что записано в словаре В.И. Даля о пословице: «Пословица – краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа…»

— Предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». Пословицы рассыпались на слова. Помогите собрать и прочитать. 
На доске дети собирают три пословицы:

«Жизнь дана на добрые дела» 
«За добро добром и платят»
«Доброе слово лечит, а злое калечит»
— Как понимаете смысл? (ответы)

— А вы часто используете в речи добрые слова? (ответы)

— Их ещё называют «волшебные», почему? (ответы)

Проверим, насколько хорошо вы знаете вежливые слова. Я буду называть предложение, а вы в рифму заканчивать его волшебным словом.

— Растает даже ледяная глыба

От слова теплого….(спасибо)

— Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день)

— Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, при встрече…. (здравствуйте)

— Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, простите ,пожалуйста)

— И во Франции, и в Дании

На прощанье все говорят …(до свидания)

— Эти слова всем известны давно,

Видишь — они и просты, и не новы.

Но я ещё повторю все равно:

Добрые люди, будьте здоровы!

Кроссворд 
В жизни и в сказках волшебные слова помогают людям делать добро и бороться со злом. Какие еще вы знаете волшебные слова?

Одно такое слово спряталось в кроссворде. Ответы на вопросы кроссворда – это имена добрых сказочных героев. Отгадайте, кто они и прочитайте доброе слово.

Слова в кроссворде – отгадки на загадки о сказочных героях:
За новыми мозгами

Он в город шёл с друзьями.
Преграды не страшили.
Бесстрашным был … (Страшила)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота 
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…….(Айболит

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла, стирала, ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? ( Василиса Премудрая)

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется…..(Чиполлино)

Он и весел, и не злобен,

Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятачок

Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… ( Винни- Пух)

Он дружок зверям и детям,

Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок.
Не волчонок, не сурок.
Но заснята на кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется… (Чебурашка)

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена.
Это Гена….(Крокодил)


На интерактивной доске разгадывается кроссворд. Получается слово «СПАСИБО» 

– А только ли добрые слова нужны в жизни? (дела)
— Есть в народе такая пословица: «Худо тому, кто добра не творит никому» (пословица вывешивается на доску)

«Правила доброты» 
Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты. Давайте попробуем составить правила «Спешите делать добро». (дерево доброты с листочками –правилами доброты) 

Это дерево даст свои плоды, вырастут новые деревья и, появится целый сад.

Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.

Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.

Делать добро для близких и друзей.

Не завидовать.

Не вредничать.

Не грубить.

Итог

На нашей планете Земля будет всегда царить мир, если будет много добрых, справедливых, честных людей.
Наш сад наполнится «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками.

Рефлексия 
— Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно).

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!

Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила.

Приложение 

Пословицы: 

1 — За добро добром и платят
2 — Доброе слово лечит, а злое калечит
3 — Жизнь дана на добрые дела
«Доброе слово и кошке приятно»
«Худо тому, кто добра не делает никому»

Кроссворд
Слова в кроссворде – отгадки на загадки о сказочных героях:

За новыми мозгами

Он в город шёл с друзьями.
Преграды не страшили.
Бесстрашным был … (Страшила)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота 
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…….(Айболит

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла, стирала, ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? ( Василиса Премудрая)

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.

Очень просто и недлинно
Он зовется…..(Чиполлино)

Он и весел, и не злобен,

Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятачок
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… ( Винни- Пух)

Он дружок зверям и детям,

Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок.
Не волчонок, не сурок.
Но заснята на кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется… (Чебурашка)

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена.
Это Гена….(Крокодил)


ч


в


ч


к


и


а


в


е


р


С


П


А


С


И


Б


О


т


о


й


и


н


у


к


р


л


б


л


н


р


о


а


л


о


и


и


а


д


ш


и


л


с


ш


и


и


н


и


а


к


л


л


о


т


а


а

multiurok.ru

Добро и зло в сказках

Департамент образования Администрации города Омска
ФГБОУ ВО «Омский государственный университет
им. Ф. М. Достоевского» при информационной и организационной поддержке
отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии Русской
Православной Церкви (Московский патриархат),
Омского регионального отделения общероссийской общественной организации
«Российский комитет защиты мира»,
БОУ г. Омска «Гимназия №12 имени Героя Советского Союза В.П.Горячева»

XVII городские этические чтения

«Нравственность и духовность в развитии общества»

Секция «Вопросы добра и зла
в художественной литературе»

Добро и зло в русских сказках

Автор:

Соколова София Сергеевна,

обучающаяся 32 класса

БОУ г. Омска «Гимназия №12 имени Героя Советского Союза В.П.Горячева»

Руководитель:

Мерзлякова Светлана Ивановна,
учитель начальных классов
БОУ г. Омска «Гимназия №12 имени Героя Советского Союза В.П.Горячева»

Омск — 2017

Русские народные сказки знакомы всем с раннего детства. Мы часто окунаемся в мир фантазии, в мир наших любимых героев: Елены Прекрасной, Василисы Премудрой, в мир доблестных русских богатырей.

Сказка это один из основных видов устного народного творчества, это художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Я помню свою первую книжку сказок — это Теремок.

И сейчас я очень люблю читать сказки. Сказки – любимый жанр детей всех возрастов. Мы знаем волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки. Сказки бывают разные – весёлые и грустные, страшные и смешные. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказка – это не праздная забава. «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!…» — говорил великий поэт А.С.Пушкин. Сказка-ложь оказывается самой-пресамой правдой: она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть врагов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм. О чем рассказывает, например, сказка «Теремок»? Конечно же не о том, как строить теремок. Сказка – о другом: о силе дружбы, о победе созидательного труда.

Мне стало очень интересно проверить, всегда ли в сказках добро побеждает зло. Ведь в сказке «Теремок» медведь сломал домик.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга. Баба Яга – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает. Змей Горыныч – огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля. Но злое начало воплощают в себе и человеческие персонажи. Это ненавидящая детей мачеха, это старшие братья героя и другие.

Со всеми ними ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок – Иван-царевич, Иван-дурак, Иван Быкович и другие. Их отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Мы сочувствуем им в трудную минуту, радуемся их победам. Все вместе они воплощают мечты народа. Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен.

В нашем классе мы провели анкету « Добро и зло в русских сказках и что из них побеждает». Мои одноклассники назвали добром любовь, помощь, силу положительных героев, богатырей. А зло – это Кощей, Баба Яга, плохие поступки. Все ребята считают, что добро побеждает зло. 80% думают, что всегда, и только 20% — иногда.

В своей работе «Народные русские сказки» А.Н.Афанасьев считает, что сказка «является послушным орудием народного юмора и сатиры. Она не терпит ни малейшего уклонения от добра и правды, она требует наказания всякой неправды и представляет добро торжествующим над злом». Эпическая проза истинно разумным признаёт добро, а зло вводит своих поклонников в безвыходные ошибки и нередко подвергает их неизбежной гибели. В чём же нравственная сила сказки? В том, что в ней всегда добро побеждает зло.

Рассмотрим несколько примеров. Всем известна сказка «Колобок». Думаю, что её можно отнести к сказкам о животных, так как перед нами проходит целый ряд животных: заяц, волк, лиса. Но в то же время мы можем сказать, что в некоторой степени речь идёт и о жизни людей. Старик просит старуху испечь колобок. Однако старуха отвечает, что муки нет. Это говорит о жизненных трудностях. Почему нет муки? Возможно, в семье недостаток, неурожай, а, может, просто закончилась. Хотя тесто замешано на сметане. Итак, Колобок покатился по дорожке к лесу. Он встречает на своем пути животных, которые послушав его песенку, не успевают даже ничего ему сказать: он катится дальше. И только Лиса действует хитро. Результат – съела Колобка. А в чём повинен Колобок? Колобок наказан Лисой, хотя он никому зла не делал. В сказке «Теремок» медведь разрушает «приют» для ни в чём не повинных зверюшек. Разве он не совершает зло? Другая сказка «Морозко» — волшебная. Несчастная падчерица чуть не замерзла в лесу. Но за доброту, трудолюбие Морозко щедро наградил её. Однако в конце сказки наказана дочка, а мачеха нет. Есть и другие сказки «Лисичка со скалочкой», «Лиса и волк» и др. Можно сделать вывод: ни во всех сказках добро побеждает зло. Происходит так же, как и в жизни. Вероятно, русский народ пытался в своих сказках приукрасить жизнь, сгладить некоторые проблемы. А самое главное взять из них урок, возможность поправить дело. Мы верим, что медведь может помочь построить новый теремок, а мачеха пересмотрит свое отношение к падчерице. В сказке собрана вся мудрость народа: доброта, любовь, сострадание, победа силы духовной над физической. Победа добра над злом это смысл всей жизни, всего живого.

В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Я думаю надо больше читать сказок и учиться народной мудрости, учиться быть добрыми. Я очень люблю читать сказки. Это так интересно! А ещё мы с ребятами пробуем сочинять сказки сами. Некоторые из них даже напечатали в журнале «Добрята».

Литература:

  1. Русские народные сказки. Книга для самостоятельного чтения. Круглов Ю.Г. М., Просвещение . 1983г.

  2. Русские детские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева. М., Детская литература. 1987г.

  3. Самые лучшие волшебные сказки М., Эксмо. 2005г.

infourok.ru

«добро и зло в сказках»

Конспект занятия: «Добро и зло в сказках»

Цель: Развитие способности увидеть и оценить нравственную ситуацию поступка сказочных героев, используя понятия «добро» и «зло».

Задачи:

  1. Воспитывать осознанное отношение к социальным нормам поведения (побуждение детей к проявлению добра в поступках).

  2. Способствовать созданию положительного эмоционального климата в классе.

  3. Формировать уважительное отношение друг к другу .

Ход занятия.

  1. Орг. момет

Звучит песня «Дорогою добра»
2. Самоопределение к деятельности

О чём эта песня?(о доброте, о друзьях)

Что значит идти дорогой добра? (значит помощь другу, забота о ближнем)
Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на занятии?

Назовите противоположное слово слову «добро». Да сегодня речь пойдёт о «добре и зле в сказках».

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
А вы умеете отличать добро от зла и наоборот?

Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. 

Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.

Посмотрите на сказочных героев и попробуйте определить, кто из них несёт добро, а кто – зло.


3. Работа по теме
Как догадались, что это?

1.Баба Яга — колдует, варит зелье, насылает на людей болезни, смерть, ест, жарит в печи.
2.Иванушка царевич, дурачок. Спасает, выручает.
3.Леший – хозяин леса. Заманивает в лес, чтобы заблудились, погибли.
4. Герда – преодолевает трудности, чтобы спасти Кая. 
5. Снежная Королева – холодная, бездушная, обманом увозит Кая.
6. Кощей Бессмертный – злой, ворует красавиц, принуждает выйти замуж.

7. Фея – добрая, помогает, выручает из беды, награждает.
8. Кикимора болотная – из болота громко кричит о помощи, заманивает в болото. Оборачивается девушкой, зовёт на помощь, заманивает путников в топь. 9. Золушка

10. Змей Горыныч крадёт красавиц, сжигает всё живое.

Вы увидели много героев сказок, отличали добро от зла. Так скажите, что же такое «добро»? (дети отвечают) 
Учитель обобщает ответы детей: «Добро – это всё хорошее, полезное, красивое. Оно соединяет, роднит, дружба, счастье, радость улыбки, хорошие поступки»

Сказки учат думать, видеть добро, зло и размышлять над своими поступками.

— Ребята, добро бывает разное. Какое? (рассуждение детей). 
Добро можно услышать – это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. 
Что такое зло? (дети отвечают) 
Учитель обобщает ответы детей: «Зло – это вред, боль, страдание, обида, грубость, драки, злые словаплохие поступки. Оно разъединяет, разрушает дружбу».


Сказки помогают нам понять, что такое добро и зло.
Игра «Сказка»
Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса, Морозко, Мальвина.) 

— А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей) 

Сказки многому учат тех, кто умеет размышлять над прочитанным. Ведь мало уметь читать, надо уметь думать. 

Собираем пословицы
– В народе часто говорят пословицу: «Доброе слово и кошке приятно» (пословица вывешивается на доску).
— Как понимаете смысл этой пословицы? (ответы)
-А что такое пословица? (ответы)
Пословица — это народная мудрость, совет всем людям. Послушайте, что записано в словаре В.И. Даля о пословице: «Пословица – краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа…»

— Предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». Пословицы рассыпались на слова. Помогите собрать и прочитать. 
На доске дети собирают три пословицы:

«Жизнь дана на добрые дела» 
«За добро добром и платят»
«Доброе слово лечит, а злое калечит»
— Как понимаете смысл? (ответы)

— А вы часто используете в речи добрые слова? (ответы)
— Их ещё называют «волшебные», почему? (ответы)

Проверим, насколько хорошо вы знаете вежливые слова. Я буду называть предложение, а вы в рифму заканчивать его волшебным словом.

— Растает даже ледяная глыба

От слова теплого….(спасибо)

— Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день)

— Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, при встрече…. (здравствуйте)

— Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, простите ,пожалуйста)

— И во Франции, и в Дании

На прощанье все говорят …(до свидания)

— Эти слова всем известны давно,

Видишь — они и просты, и не новы.

Но я ещё повторю все равно:

Добрые люди, будьте здоровы!

Кроссворд 
В жизни и в сказках волшебные слова помогают людям делать добро и бороться со злом. Какие еще вы знаете волшебные слова?

Одно такое слово спряталось в кроссворде. Ответы на вопросы кроссворда – это имена добрых сказочных героев. Отгадайте, кто они и прочитайте доброе слово.

Слова в кроссворде – отгадки на загадки о сказочных героях:
За новыми мозгами

Он в город шёл с друзьями.
Преграды не страшили.
Бесстрашным был … (Страшила)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота 
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…….(Айболит

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла, стирала, ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? ( Василиса Премудрая)

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется…..(Чиполлино)

Он и весел, и не злобен,

Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятачок
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… ( Винни- Пух)

Он дружок зверям и детям,

Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок.
Не волчонок, не сурок.
Но заснята на кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется… (Чебурашка)

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена.
Это Гена….(Крокодил)


На интерактивной доске разгадывается кроссворд. Получается слово «СПАСИБО» 

– А только ли добрые слова нужны в жизни? (дела)
— Есть в народе такая пословица: «Худо тому, кто добра не творит никому» (пословица вывешивается на доску)

«Правила доброты» 
Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты. Давайте попробуем составить правила «Спешите делать добро». (дерево доброты с листочками –правилами доброты) Это дерево даст свои плоды, вырастут новые деревья и, появится целый сад.

Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.

Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.

Делать добро для близких и друзей.

Не завидовать.

Не вредничать.

Не грубить.

Итог

На нашей планете Земля будет всегда царить мир, если будет много добрых, справедливых, честных людей.
Наш сад наполнится «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками.

Рефлексия 
— Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно).

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!

Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила.

Приложение 

Пословицы: 

1 — За добро добром и платят
2 — Доброе слово лечит, а злое калечит
3 — Жизнь дана на добрые дела
«Доброе слово и кошке приятно»
«Худо тому, кто добра не делает никому»

Кроссворд
Слова в кроссворде – отгадки на загадки о сказочных героях:

За новыми мозгами

Он в город шёл с друзьями.
Преграды не страшили.
Бесстрашным был … (Страшила)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота 
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…….(Айболит

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла, стирала, ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? ( Василиса Премудрая)

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется…..(Чиполлино)

Он и весел, и не злобен,

Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятачок
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… ( Винни- Пух)

Он дружок зверям и детям,

Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок.
Не волчонок, не сурок.
Но заснята на кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется… (Чебурашка)

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена.
Это Гена….(Крокодил)


ч


в


ч


к


и


а


в


е


р


С


П


А


С


И


Б


О


т


о


й


и


н


у


к


р


л


б


л


н


р


о


а


л


о


и


и


а


д


ш


и


л


с


ш


и


и


н


и


а


к


л


л


о


т


а


а

multiurok.ru

Добро и зло в русской народной сказке

10 Ноябрь 2012       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   9013

Сказка «Царевна-лягушка» — это русская народная волшебная сказка. В волшебных сказках добро всегда борется со злом. К добрым героям относится Иван-царевич. Он прошел много испытаний, чтобы найти Василису Прекрасную. Иван-царевич смелый: он не побоялся в одиночку пойти искать свою жену. Он вежливый. Когда он встретился со старичком в лесу, Иван-царевич рассказал ему о своем горе. Старичок подарил ему волшебный клубок. Иван-царевич поблагодарил старичка и отправился дальше. Когда он встретился с Бабой Ягой, то тоже был вежлив с ней. За это она рассказала ему, где находится смерть Кощея. Иван-царевич добрый. Когда он шел за волшебным клубком, то сильно проголодался. Он хотел убить медведя, зайца и селезня, чтобы не умереть с голоду, но потом пожалел их. Также он сжалился и над щукой, отпустил ее в синее море. А затем все животные помогли Ивану-царевичу победить Кощея бессмертного. Кроме того, к добрым героям можно отнести Василису Прекрасную и всех, кто помогал Ивану-царевичу. К злым героям можно отнести Кощся Бсссмсртного. Он украл Василису Прекрасную у Ивана-царевича. Но Иван-царевич прошел все испытания и побсдил Кощея бессмертного. Также к злым героям относятся жены двух братьев Ивана-царевича. Они завидовали Ивану и его жене. Сначала жены братьев смеялись над ля-гушкой. Затем они послали служанку подглядывать, как лягушка печет хлеб. А на балу повторяли всс, что делала Василиса Прекрасная. За свою злобу они были наказаны. Царь рассердился на них и приказал их выгнать.
В сказках добро всегда побеждает. Но Иван-царевич ничего бы не смог сделать, если бы был один. Только вссм вместе можно победить зло. Об этом и рассказывается в сказке «Царевна-лягушка».

Добро и зло в русской народной сказке «Царевна-лягушка»

5 (100%) 1 vote[s]

    

info-shkola.ru

Консультация (старшая группа) на тему: Консультация «Добро и зло в сказках»

  « Добро и зло» — является главным моральным понятием в жизни. Добром считают нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать – вот главная задача морального поведения человека.
Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо.
В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше.
Вот почему каждая русская сказка наводит пример противостояния добра и зла. Какими бы не были злые герои, их всегда побеждают сильные, смекалистые, удачливые и просто добрые персонажи. Все это благодаря их нему доброму сердцу, жалости к другим беззащитным персонажам, которым необходима помощь. Добрым героям помогают все, даже птицы и звери. Вот яркие примеры: Ивану царевичу помогал Серый волк, а заяц, рак и утка оказали помощь в поисках иголки, чтобы победить злого Кощея и спасти Василису.
На протяжении многих веков русский народ производил устное народное творчество, в котором закладывалась народная мудрость, свое стремление и надежду. Русская народная сказка – это не только развлечение, скрашивающее долгий вечер, а еще и урок как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться. Книга с Русскими народными сказками является самой любимой, как для детей, так и для взрослых. Она – проста, добра и светла. В ней исключено место для предательства, фальши и лжи. Каждый злой поступок получает заслуженное наказание.
Вспомним слова, написанные великим русским поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Народные сказки пишутся в принципе для детей, что бы подрастающее поколение впитывало в себя важные моменты и уроки, которые скрыты в сказочных героях и их забавных приключениях. Но и многим взрослым они тоже приходятся по душе. В сказках всегда добро побеждает зло. За добрые поступки каждый будет награжден. Наверное, немного найдется людей, которые скажут, что не помнят ни одного сказочного персонажа. Это из-за того, что фольклор пропитан душой всего русского народа.
Рассмотрим зло в народных сказках, которое всегда изображалось безобразным и страшным.
Зло имеет непобедимую силу и власть, навеивает на всех героев страх и подавляемость. Создает чувство полной беззащитности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Но благодаря уму, смелости, доблести и отваги, сказочным героям все-таки удаётся его победить. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. Они обеспечены огромным войском разной нечисти. Например: злых ведьм поедающих маленьких детей. Но в то же время Баба Яга оказывает незаменимую помощь главному герою.
Русский народ достаточно интересно изображал понятия «добро и зло». Есть два типа сказочных героев — отрицательные и положительные. Положительными героями являются: Иван царевич, Андрей стрелок, Иванушка дурачок, Марья кудесница, Елена прекрасная, Василиса премудрая, Иван крестьянский сын, Аленушка и многие другие. Все эти сказочные персонажи обладают скрытой внешней красотой. Например: Иванушка дурачок – это объект для насмешек и издевательств. Все, даже братья, смеются над ним и без жалости издеваются. Но не смотря на эту ситуацию герой лучше всех справляется с отцовскими поручениями, потому, что он более ответственный за свои дела и поступки, более наблюдательный, наделенный храбростью и смекалкой. За свои благие и правильные поступки Иванушка дурачок получил полцарства и красавицу царевну.
В нашем русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. В сказках нет героев, которые на половину плохие или немножко хорошие. Они либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью светлые, добрые, великодушные, сочувствующие другим персонажам. Обычно это относится не только человеческих персонажей, но и животных. Например: Конек-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и множество других.
Рассмотрим следующего сказочного персонажа «Ивана царевича». Русский народ тоже изобразил его смелым и отзывчивым, добрым и умным. Именно из-за этих положительных качеств ему в помощь пришла сила природы, которая позволила царевичу преодолеть трудные задачи возникших на его не легком пути. Женский образ в Русской народной сказке всегда наделен невероятной красотой, Как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Он мудр и добр, заботлив и трудолюбив, вот именно из-за таких качеств к ним на помощь спешат красивые, смелые и умные герои. Добрый персонаж всегда имеет мягкий характер, хорошие манеры поведения и приятную внешность.
Когда ребенок слушает сказку, то он практически сразу определяет для себя доброго героя для подражания, на кого он хочет быть похожим. Вот таким простым образом устное народное творчество закладывало в ребенке понятие зла и добра, что плохо, а что хорошо.

    Игра «Путешествие в мир сказки»

Цель: Формировать у детей представление о добре и зле, Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. Обобщить, закрепить и расширить знания детей о добрых и злых героях. Расширять активный словарь детей, посредством пословиц и сложных слов. Обучать детей элементам сценического искусства (пантомима). Воспитывать в детях положительные качества: взаимопомощь, дружелюбие, уважение к соперникам.

 

Воспитатель:

Есть на свете страна – это сказка! 
Чудесами полна, волшебством, 
Дети любят её – там прекрасно!
Всех чарует своим колдовством!

– А любите ли вы сказки? Много сказок знаете, а давайте проверим ваши знания в нашей игре. Но для начала давайте разделимся на 2 команды, одна команда – львята, а другая – медвежата. Необходимо выбрать капитана в каждой команде. Команды готовы?

– А хотите узнать тему нашей игры? Тогда расшифруйте её.

– А что вам больше всего нравиться в сказках? Добро или зло? А давайте все вместе сделаем дорогу добра! Для этого надо взяться за руки и каждому по очереди назвать слово, образованное от слова ДОБРО.

Дети: Доброжелательный, добродушны, добродетельный, добросовестный, добросердечный, добропорядочный, добродетель, добронравный, доброта, доброкачественный, добрый.

Воспитатель: Ну что же, пора занимать командам свои места и начинать нашу игру. (Дети проходят на места.)

Воспитатель: А для того, чтобы определить победителя нашей игры, нам необходимо выбрать членов жюри. За победу в каждом конкурсе будет вручаться мешочек добра с волшебными камушками.

1. Узнай героя и назови сказку (надо выбрать из 14 предложенных героев)

1-я команда: Только добрые герои. (Буратино, Золушка, Кот в сапогах, Дюймовочка, Конек-горбунок, Лунтик, Чиполлино).
2-я команда: Только злые герои. (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Карабас, Волк, Людоед, Бармалей, Снежная королева).

2. Конкурс пословиц (надо собрать текст пословиц из 2 частей)

1) “Добро помни, а зло забывай”
    “Что посеешь, то и пожнешь”

2) “За добро – добром плати”
    “Худо тому, кто добра не делает никому”

Воспитатель: А какие вы ещё пословицы о добре знаете?

Дети: “Доброе слово лечит, а злое калечит”, “Добрые дела славят человека”, “Доброе слово и кошке приятно”, “Без добрых дел, нет доброго имени” и т.д.

3. Назови лишнее слово (дети сидят.)

1)
    – мастерить, сооружать, ломать, создавать
    – храбрый, смелый, трусливый, отважный
    – грустный, печальный, веселый, унылый

2)
    – благородный, рыцарский, подлый, геройский
    – драться, ссориться, дружить, ругаться
    – веселый, радостный, задорный, грустный

4. Психогимнастика

Изобразите Кощея Бессмертного, царевну Несмеяну, Емелю, Бабу Ягу.

5. Блиц-опрос (ответ необходимо давать без времени на размышления)

1-я команда:

  1. С кем встречался колобок?
  2. С помощью чего принц нашёл золушку?
  3. К кому шла Красная шапочка?
  4. Волшебная рыба из сказки?
  5. Кого украла Снежная королева?

2-я команда:

  1. Друг лаптя и соломинки?
  2. Кто тянул репку?
  3. Сколько раз старик забрасывал невод?
  4. Кого спасла Дюймовочка?
  5. В какой сказке встречаются 12 братьев?

6. Найди друзей – сказочных героев (разложить 10 картинок по парам)

1) Чебурашка – крокодил Гена, Буратино – Мальвина, Кощей Бессмертный – Змей Горыныч, поросенка, Белоснежка – 7 гномов.
2) Иван Царевич – серый волк, Лунтик – Кузя, Емеля – щука, Дюймовочка – ласточка, лиса – волк.

7. Черный ящик ( звучит музыка из программы “Что? Где? Когда?”)

Воспитатель: А теперь ВНИМАНИЕ – Черный ящик!

– В этом ящике находится 2 предмета (яблоко и корыто) из сказок А.С.Пушкина. Вам надо отгадать предмет и назвать сказку.

1) – С помощью чего злая мачеха хотела погубить прекрасную царевну? (“Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях)
2) – Разбитый предмет сварливой старухи. (“Сказка о рыбаке и рыбке”)

8. Музыкальная пауза. Игра “Баба Яга”

9. Собери маску.  

1-я команда – доброго героя
2-я команда – злого героя

10. Конкурс капитанов

Воспитатель: А теперь финальный конкурс для наших капитанов.

Команды выбирают названия сказок, показывают пантомиму сценку – отрывок, а капитан должен отгадать сказку. Воспитанникам же я предлагаю выполнить задание, которое я приготовила, а команды за это время должны подготовиться к конкурсу. Время пошло! Капитаны – вам необходимо собрать картинки сюжет из сказки, разрезанные на несколько частей.

1) “Красная шапочка”
2) “Спящая красавица”

11. Итоги. Жюри подводят итоги игры. Подсчитывают количество призовых ответов. Объявляют результаты игры.

После подведения итогов выходит Фея Доброты. Дарит цветок – добра детям и предлагает высыпать камни из подаренных мешочков в горшок, и произнести добрые пожелания всем людям. А затем вручает медали за участие в игре каждому ребенку.

– Давайте поклоняться доброте, давайте с думой жить о доброте,
Вся в голубой и звёздной красоте, земля – добра.
Она дарит нас хлебом, живой водой и деревом в цвету
Под этим вечно неспокойным небом, давайте воевать за доброту!


nsportal.ru

Добро и зло в русских народных сказках

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

«Добро и зло в сказках»

Информационно-методический центр

Управления образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Разработка внеклассного занятия на тему:

Подготовила:

Чулакова Зинаида Петровна,

учитель начальных классов

Туймазы, 2014г.

  1. Автор: Чулакова Зинаида Петровна

  2. Полное наименование образовательного учреждения:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

  1. Мероприятие: внеклассное занятие- классный час

  2. Тема: «Добро и зло в сказках»

  3. Класс: 2

6. Использованная литература и ссылки:

1) Справочник классного руководителя. 1-4 классы. Новое издание. Дереклеева Н.И. — М.: Вако, 2004

2) http://festival.1september.ru/

7. Время реализации мероприятия:40 мин.

8. Цель: дать понятия добра и зла, добрых и злых поступков. Показать, что в сказках добро всегда побеждает зло — это вековая мечта людей.

9. Задачи:

— На примерах сказочных героев рассмотреть понятия: «Добро», «Зло».

— Убедить воспитанников, что добрые отношения и добрые дела люди строят и делают в жизни сами.

— Формировать морально-этические правила и нормы, воспитывать доброе отношение к окружающим.

10. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, слайды с героями сказок, аудиофайл с песней «Дорогою добра», вырезанные из бумаги лепестки.

11. Подготовительный период: предложить детям дома вспомнить названия сказок, где есть хорошие и плохие герои.

Ход занятия.

Организационный момент

– Ребята, тема нашего классного часа сегодня…А впрочем, вы сами сможете назвать тему, но чуть позже.

(Звучит песня “О доброте”.)

Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро – это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне, 
Добро – это радости море и смеха, 
Добро – это также прекрасно, как лето! 
Когда мама с папою рядом – Добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну. в общем, добро – это что-то такое, 
Что объяснить не в силах порою!

– Итак, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем классном часе?

– Вы правильно догадались, что наша сегодняшняя встреча будет посвящена теме добра и зла. Доброта– это такое качество человека, которое нельзя рассмотреть, потрогать, но без которой невозможно прожить на белом свете.

“Доброта – это солнце, которое согревает душу человека” (учитель читает цитату на доске)

— Какие ассоциации вызывают у Вас эти слова? (Ответы детей. Дети отвечают, что добро всегда побеждает зло).

— В каких произведениях хорошо виден контраст добра и зла? (В сказках)

— Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам.

Ведение в тему:

— Что такое сказка? (Сказка — народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда, ложь.)

-Как вы думаете, какого героя в сказках называют «добрым»?
Вспомните несколько разных сказок и приведите примеры добрых героев. Почему они добрые?

-Каких героев в сказках называют «злыми»?
Приведите примеры из сказок злых героев. Почему они злые? (Ответы детей, показ презентации)

— В сказках добро всегда побеждает зло? (Ответы детей)

— В жизни всегда добро побеждает зло? Почему? (Ответы детей)

— Может ли добрый человек совершить нехороший поступок? (Может.) Почему? (Человеку свойственно ошибаться, или его могут обмануть.) — Можно ли всех людей разделить на добрых и злых? (Нет.) Почему? (Добрый человек может совершить плохой поступок без умысла, нечаянно.) Когда, допустим, Дима толкнул Илью, это значит, что он недобрый, плохой человек? (Нет.) Значит нужно говорить о поступке, а не о человеке.

— Что в сказках делают герои из того, что мы совершаем каждый день? (Едят, пьют, ходят, говорят,слушают,спят).

Поэтому они и близки нам, и мы можем тогда без труда сказать (определить) хороший, положительный, добрый герой или, наоборот, плохой, отрицательный, злой герой.

Работа над понятиями добро и зло.

Учитель:

– Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может, нам в этом помогут весы?
– На одну чашу весов мы будем класть “зло” (темные фишки, которые означающие “зависть”, “предательство”, “жадность”, “грубость”, “войну”, “ложь”, “трусость”, “равнодушие”).
– Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добрыми делами. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов.

(Дети говорят о своем добром деле, на чашу весов кладется белая фишка. Вскоре чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)

– Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.

Игра “Сказочные герои”.

А сейчас немного поиграем. Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечать, добрый он или злой. Если злой, вы закрываете лицо ладошками, а если добрый – радостно хлопаете.

(Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, гуси-лебеди, Водяной, баба Яга, Золушка, Мальвина, Морозко.)

– А какие люди вам нравятся в жизни? Почему?

Игровое задание “Цветок желаний”.

– Все в наших руках. Стоит только захотеть, и мир вокруг нас можно изменить к лучшему. Помните сказку В.Катаева “Цветик-семицветик”, в которой девочка Женя, благодаря сказочному цветку, смогла исполнить свои заветные желания.
– Я предлагаю вам сейчас побывать в роли волшебников и попробовать загадать желание для близких вам людей, а все ваши желания вместе помогут распуститься на нашей доске волшебному цветку

Стать добрым волшебником
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Принять и исполнить желанье другого-
Одно удовольствие, честное слово!

(Дети озвучивают желания, на доске появляется лепесток за лепестком.)

Рефлексия.

– Как вы думаете, тема добра и зла, важна для всех людей в наши дни? У каждого из вас на столе лежат разноцветные листочки. Если вы считаете тему нашего разговора важной, то поднимите зеленый листик, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, поднимите желтый листок. (Желтый и зеленый листки заранее лежат на столах у детей.)

– Ребята, а что можете сделать вы, чтобы мир вокруг нас стал добрее? (Высказывания детей.)

– Возьмите друг друга за руки и мысленно пожелайте своему соседу справа или слева что-то очень хорошее, но только пожелать надо искренне, от чистого сердца.

Наш классный час подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Хочется верить, что вы сможете сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово. Хорошо, если мы сможем найти с вами в жизни дорогу добра и идти по ней долгие годы.

(Звучит песня “Дорога добра”.)

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *