Презентация жизнь и творчество маяковского 11 класс – Презентация по литературе «В.В. Маяковский» (11 класс)
Презентация к уроку литературы в 11 классе «Владимир Маяковский»
Владимир Владимирович Маяковский родился в селе Багдади Кутаисской губернии 19 июля 1893 года. Отец его был дворянином, лесничим, мать происходила из рода кубанских казаков.
В семье было две дочери – Люда и Оля, поэтому появление наследника было особенно желанным
Я знаю:
глупость – эдемы и рай!
Но если
пелось про это,
Должно быть,
Грузию,
радостный край,
Подразумевали поэты
В 1902 году Владимир начинает обучение в Кутаисской гимназии. Учился легко, обзавелся многими друзьями, был заводилой в ребячьих забавах.
Подошло время русско-японской войны, а затем и революции 1905 года. Волнения вспыхнули чуть ли не по всей России, в том числе и на Кавказе и в провинциальном Кутаиси. И Володя Маяковский, несмотря на свой совсем юный возраст, вместе с гимназистами старших классов принимает активное участие в демонстрациях и выступлениях учащихся, читает революционные брошюры и книги, посещает занятия марксистского кружка
Один из первых автографов В. Маяковского, любопытен не только своей оригинальной концентрической формой. Письмо датировано 2 февраля 1905 года и содержит упоминание о революционных волнениях, свидетелем которых явился 11-летний гимназист
Но вскоре в семье Маяковских произошло событие, которое круто переменило их жизнь: 19 февраля 1906 года от заражения крови умер отец Володи. Семья переезжает в Москву.
Живут очень трудно, но все-таки с начала учебного года подросток идет в пятую Московскую гимназию. Продолжается увлечение идеями революции.
В 1908 году Маяковский вступает в партию большевиков и вскоре оказывается в Бутырской тюрьме, в которой проводит почти год. Время заключения называл началом своей стихотворной деятельности; написанные стихи у него перед освобождением были отобраны.
После выхода из тюрьмы в 1911 Владимир поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества чтобы «делать социалистическое искусство». Живописью Маяковский начал увлекаться с первых гимназических лет, а теперь началось серьезное профессиональное обучение искусству пластики. Однако через 3 года после поступления Маяковского исключают из училища за публичные революционные выступления.
В 1911 завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Давидом Бурлюком, в 1912 организовавшим литературно-художественную группу футуристов «Гилея» . С 1912 Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодежи».
В сборнике «Пощечина общественному вкусу» в декабре 1912 года появились первые «профессиональные, печатаемые стихотворения В. Маяковского «Ночь» и «Утро». Под переплётом из мешковины содержался и коллективный манифест группы футуристов в нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе.
Воплощением идей Маяковского и его единомышленников-футуристов о назначении и формах нового искусства стала постановка в петербургском театре «Луна-парк» в 1913 его стихотворной трагедии «Владимир Маяковский» (опубликована в 1914). Декорации для нее писали художники из «Союза молодежи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссером и исполнителем главной роли — поэта, страдающего в отвратительном современном городе, изуродовавшем, растлившем своих жителей, которые хоть и избирают поэта своим князем, но не умеют признать и оценить приносимую им жертву.
«Я» – первая книга В. Маяковского, изданная литографским способом в количестве 300 экземпляров. Обложка была оформлена самим поэтом, рисунки сделаны его товарищами по училищу живописи, ваяния и зодчества В. Чекрыгиным и Л. Шехтелем
Стихи Маяковского 1910-х годов были ориентированы на воспроизведение в устной форме — с эстрады, на вечерах, диспутах. Для восприятия на слух как нельзя лучше подходили их короткие рубленые строки, «рваный» синтаксис, «разговорность» и нарочито фамильярная («панибратская») интонация: «… Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?». В сочетании с высоким ростом и зычным голосом Маяковского все это создавало неповторимый индивидуальный образ поэта-борца, площадного митингового оратора, защитника «безъязыкой улицы» в «адище города», слова которого не могут быть красивы, они — «судороги, слипшиеся комом».
Я живу на Большой Пресне,
36, 24.
Место спокойненькое.
Тихонькое.
Ну?
Кажется – какое мне дело,
Что где-то
В буре-мире
Взяли и выдумали войну?
Уже в ранних бунтарских стихах и поэмах Маяковского значительное место занимает любовная лирическая тема.
В первой половине 1914 года поэт едет в Одессу и там начинает поэму «Облако в штанах». В Одессе он влюбился. Влюбился с первого взгляда в юную Марию Денисову, девушку необыкновенного обаяния. Влюбился безответно, страдал от этого и уже по дороге в следующий город, в вагоне поезда читал друзьям первые строки поэмы…
Мария!
Имя твоё я боюсь забыть,
Как поэт боится забыть
Какое-то
В муках рожденное слово,
Величием равное богу.
И вот, наконец, поэма написана. В это время происходит встреча, которая перевернула всю жизнь Владимира Маяковского. Вот как он написал об этом в автобиографии «Я сам»
«Радостнейшая дата
Июль 915 года Знакомлюсь с Лили Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками»
Заочное знакомство Лили Брик с Владимиром Маяковским началось еще в 1913 году, когда оба были много друг о друге наслышаны. (В. Маяковский на тот момент ухаживал за младшей сестрой Лили — Эльзой. В конце июля 1915 года Эльза поехала в Петроград к сестре и пришла с Маяковским, в квартиру на улице Жуковского, где и познакомила семью Бриков с поэтом.
Чтение «Облака» на самом деле определило дальнейшую судьбу присутствующих. «Брики отнеслись к стихам восторженно, безвозвратно полюбили их. Маяковский безвозвратно полюбил Лилю» — вспоминала Эльза
Никто не хотел печатать поэму и Осип Максимович решил издать её на собственные средства. Вышла она в сентябре 1915 года с печатным посвящением «Тебе, Лиля»
К слову, с этих пор Маяковский многие свои произведения посвящает Лиле Брик; позже, в 1928 году, с публикацией первого собрания сочинений, В. Маяковский посвятит ей и все произведения до 1915 года — года их знакомства. Посвящение на собрании сочинений будет лаконичным и очень «маяковским»: «Л. Ю. Б.».
Если
я
чего написал,
если
чего
сказал
тому виной
глаза – небеса,
любимой
моей
глаза.
В феврале 1916 года О. Брик издает гиперлюбовную поэму Маяковского «Флейта-позвоночник» , в которой, как и во многих последующих стихах, поэт воспевает свое неистовое чувство к Лиле.
Быть царём назначено мне –
Твоё личико
На солнечном золоте моих монет
Велю народу:
Вычекань!
А там,
Где тундрой мир вылинял,
Где с северным ветром ведет река торги, —
На цепь нацарапаю имя Лилино
И цепь исцелую во мраке каторги
Любовь Маяковского к Лили Юрьевне была огромна, и переживал он любовные радости и огорчения гиперболически, как это было ему свойственно
Революцию – Февральскую, а затем и Октябрьскую – Маяковский встретил восторженно: теперь, казалось, открывается возможность устроить мир по законам социальной справедливости, где человек сможет обрести неведомое ему ранее чувство собственного достоинства. И примечательно, что в автобиографии вслед за словами «моя революция» стоит: «Пошел в Смольный. Работал. Всё, что приходилось»
Но не сразу находит Маяковский свое место в послеоктябрьской России, он выступает в «Кафе поэтов» в Москве, пишет сценарии и снимается в кино.
Поэтом было создано 13 киносценариев, в трех фильмах он сыграл главные роли.
Единственная сохранившаяся лента – «Барышня и хулиган» снята в 1918 году
В 1918 году Лиля и Владимир снимаются в киноленте «Закованная фильмой» по сценарию самого В. Маяковского. Лента вскоре сгорела, от нее остались лишь фотографии и большой плакат, где нарисована тоскующая Лиля, опутанная пленкой.
Флоты – и те стекаются в гавани.
Поезд – и то к вокзалу гонит.
Ну, а меня к тебе и подавней
— я же люблю! –
Тянет и клонит
В первую годовщину Октябрьской революции на сцене Петроградского театра музыкальной драмы была поставлена первая советская пьеса «Мистерия – буфф»
Поэма «Про это» (1923) – последний страстный всплеск любовной лирики Маяковского. Поэт понял, что отношения с любимой переходят в новую (только дружескую) фазу и страдает от этого
Айда, Маяковский!
Маячь на юг!
Сердце
Рифмами вымучь –
Вот и любви пришел каюк,
Дорогой Владим Владимыч!
Революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю.
Позицию футуристов в искусстве Маяковский утверждает как прямую аналогию теории и практики большевиков и пролетариата в истории и политике. Маяковский организует в 1918 группу «Комфут» (коммунистический футуризм), деятельно участвует в газете «Искусство коммуны», в 1923 создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), куда вошли его единомышленники — писатели и художники, издает журналы «ЛЕФ» (1923-1925) и «Новый ЛЕФ» (1927-1928).
Стремясь использовать все художественные средства для поддержки нового государства, пропаганды новых ценностей, Маяковский идет работать в «Окна РОСТА» и становится одним из родоначальников советского политического плаката
«Окна РОСТА» — оригинальный жанр плакатного искусства. В нем с особой силой выявились дарования Маяковского-художника и поэта яркой политической ориентации.
Содержанием «Окон РОСТА» становились самые актуальные вопросы повседневной жизни. Диапазон тем огромен:
Агитация за Коминтерн и за сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью, плакаты о сохранении старых газет и об электрификации…
Графический строй плакатов был также новаторским: покадровое развитие сюжета на одном листе, пластические четкие образы, стройная символика цвета (красный — революция, коричневый, зеленый — ее враги).
Поэт занимался рекламой и это была не только помощь советской государственной торговле, но и образец массового оформительского искусства (дизайна), которое должно быть, по убеждению поэта «повсюду: на улицах, в трамваях, на фабриках, в мастерских и в рабочих квартирах»
Много внимания уделял Маяковский созданию книг «для детков», закладывая основы советской детской литературы
Стихотворение «Товарищу Нетте…» датировано 15 июля 1926 г. Незадолго до этого в Одесском порту В. Маяковский увидел пароход, названный именем знакомого ему дипломатического курьера — Теодора Нетте. Теодор Иванович Нетте погиб в феврале 1926 г., охраняя дипломатическую почту
Это стихотворение — превосходный пример поэтической работы В. Маяковского, создавшего на основе жизненного факта художественное обобщение большой эмоциональной силы и убедительности.
В наших жилах –
кровь, а не водица.
Мы идем
Сквозь револьверный лай,
Чтобы умирая воплотиться
В пароходы, в строчки
и в другие долгие дела
Читайте,
завидуйте,
я –
гражданин
Советского Союза
Светить всегда,
Светить везде,
До дней последних донуа,
Светить –
И никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
И солнца!
Нет!
И сегодня
рифма поэта –
Ласка
и лозунг,
и штык,
и кнут.
Я с теми,
кто вышел
строить
и месть
В сплошной
лихорадке
буден.
Отечество
славлю
которое есть,
Но трижды –
которое будет
«Я земной шар чуть не весь обошел…» Это не просто метафора, за ней – еще одна сторона многоплановой деятельности В. Маяковского. Он был одним из первых советских писателей, внесших весомый вклад в укрепление культурных связей с зарубежными странами
Карта-схема зарубежных поездок Маяковского (1922 – 1929)
Цикл «Париж» В. Маяковский назвал поэмой из отдельных стихов. Они объединены единым замыслом: рассказать о городе великих традиций
Я хотел бы
жить
и умереть в Париже,
Если б не было
такой земли –
Москва
Поэма «150 000 000» — одно из первых произведений, которое стало известно за пределами Советской России
За годы литературной работы В. Маяковский посетил около 60 городов нашей страны и выступил более 200 раз
Наряду с прославлением коммунистических идей и самих строителей коммунизма в своём позднем творчестве он обращает внимание на проблемы, возникающие в стране. В своих последних произведениях, в частности «Клоп» и «Баня» он предупреждает об опасности для нового государства людей, старающихся достичь личного благополучия за счёт других.
«Агитатор, горлан, главарь» — таким выглядел Маяковский в глазах тех своих современников, которые слышали лишь его громовой голос. В этом случае обычно вспоминаются слова о «медногорлой сирене». И забываются другие — о «сплошном сердце». А знавшие поэта ближе на редкость единодушно говорят о легкоранимой душе Маяковского, болезненно остро воспринимавшего звучавшие в его адрес резкие слова, умевшего быть «исключительно нежным».
Эпоха, где революционные идеалы все более тускнели, в самом деле все менее понимала (точнее — все менее охотно принимала) его. «Я одинок…» — сказано Маяковским в 1913 году — это будет повторено почти буквально много позже, в 1925 году: «Ни души не шагает рядом». Это сказывалось и во все более явственном охлаждении к нему тех, кто определял литературную политику в стране.
Никто из них — да и из братьев-писателей тоже — не пришел на организованную им в феврале 1930 года выставку «20 лет работы», из уже готового к выходу номера журнала «Печать и революция» был вырезан портрет Маяковского с приветствием поэту по случаю юбилея его творчекой и общественной работы. Поставленная на сцене театра Вс. Мейерхольда «Баня» была чрезвычайно резко встречена официальной критикой, что было болезненно воспринято поэтом.
Не было у поэта счастья и в личной жизни.
Отношения с Л. Ю. Брик давно уже превратились в просто дружеские.
Бывшие в его жизни увлечения (например, американкой русского происхождения Элли Джонс, у которой от поэта родилась дочь) оказались недостаточно прочными.
Так было, пока он не встретил во время поездки в Париж в октябре 1928 года Татьяну Яковлеву, выехавшую туда по приглашению своего дяди художника А. Яковлева. Вызванные этой и последующей, весной 1929 года, поездкой в Париж стихи, сохранившиеся письма позволяют утверждать, что пришедшее к поэту чувство было настоящим: строились планы на будущую совместную жизнь, и конечно же — в Москве.
После значительного перерыва поэт снова заговорил о любви – и как!
Нам любовь
Не рай да кущи,
Нам
Любовь
Гудит про то,
Что опять
В работу пущен
Сердца
Выстывший мотор.
Трудно теперь сказать, отчего этим планам не суждено было осуществиться: осенью 1929 года Маяковскому было впервые отказано в получении выездной визы для поездки, которая должна была все решить. Вскоре пришло известие о том, что Т. Яковлева собирается замуж. Переживалось это поэтом чрезвычайно болезненно.
Конец романа с Яковлевой был одновременно началом последнего периода жизни Маяковского. Последнее его увлечение — актрисой МХАТа Вероникой Полонской — не могло принести душевного успокоения: размолвки сменялись примирениями, настойчивое требование поэта немедленно соединить их судьбы вызывало у Полонской повышенно нервозную реакцию.
Решительное объяснение произошло утром 14 апреля 1930 года: Полонская отказалась предпочесть всему единственную роль — жены поэта. Она едва успела закрыть за собою дверь квартиры, где происходил этот тяжелый разговор, как прогремел выстрел.
15 апреля 1930 года в газетах появилось сообщение: «Вчера, 14 апреля, в 10 часов 15 минут утра в своем рабочем кабинете (Лубянский проезд, 3) покончил жизнь самоубийством поэт Владимир Маяковский»
Одновременно было опубликовано предсмертное письмо:
«ВСЕМ
В том, что я умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите – это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.
Лиля – люби меня.
Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.
Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.
Как говорят
«инцендент исперчен»,
Любовная лодка
Разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
И не к чему перечень
Взаимных болей,
Бед и обид.
Счастливо оставаться.
Вл. Маяковский»
infourok.ru
Презентация на тему ««Маяковский» 11 класс»
Презентация на тему: «Маяковский» 11 классСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда: № слайда 2 Описание слайда: № слайда 3 Описание слайда:В.В. Маяковский родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец — дворянин, служил лесничим, предки — из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902—1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г В.В. Маяковский родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец — дворянин, служил лесничим, предки — из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902—1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г
№ слайда 4 Описание слайда:В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908 г. в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов (1909), которая была отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял начало своего творчества. В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908 г. в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов (1909), которая была отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял начало своего творчества.
№ слайда 5 Описание слайда:После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу, чтобы "делать социалистическое искусство". В 1911 г. Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Д. Бурлюком, организатором футуристической группы "Гилея", который открывает в нем "гениального поэта". Через три года, в феврале 1914, Маяковский вместе с Бурлюком был исключен из училища за публичные выступления. После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу, чтобы "делать социалистическое искусство". В 1911 г. Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Д. Бурлюком, организатором футуристической группы "Гилея", который открывает в нем "гениального поэта". Через три года, в феврале 1914, Маяковский вместе с Бурлюком был исключен из училища за публичные выступления.
№ слайда 6 Описание слайда:В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует как поэт в альманахе "Пощечина общественному вкусу", где были напечатаны его стихотворения "Ночь" и "Утро". В нем же был опубликован и манифест русских кубо-футуристов, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к русской литературе настоящего и прошлого. Однако вопреки декларациям Маяковский высоко ценил Гоголя, Достоевского, Блока, и других писателей, которые оказали глубокое влияние на его творчество. В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует как поэт в альманахе "Пощечина общественному вкусу", где были напечатаны его стихотворения "Ночь" и "Утро". В нем же был опубликован и манифест русских кубо-футуристов, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к русской литературе настоящего и прошлого. Однако вопреки декларациям Маяковский высоко ценил Гоголя, Достоевского, Блока, и других писателей, которые оказали глубокое влияние на его творчество.
№ слайда 7 Описание слайда:В 1915—1917 гг. Маяковский проходит военную службу в Петрограде в автошколе. 17 декабря 1918 г. поэт впервые прочел со сцены Матросского театра стихи "Левый марш (Матросам)". В марте 1919 г. он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты ("Окна РОСТА"). В 1915—1917 гг. Маяковский проходит военную службу в Петрограде в автошколе. 17 декабря 1918 г. поэт впервые прочел со сцены Матросского театра стихи "Левый марш (Матросам)". В марте 1919 г. он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты ("Окна РОСТА").
№ слайда 8 Описание слайда:В 1915 Маяковский познакомился с Л. Ю. Брик, которая заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в «буржуазном» обществе. С именем Брик связаны многие произведения поэта, интимная интонация окрашивает обращенные к ней письма Маяковского. В 1915 Маяковский познакомился с Л. Ю. Брик, которая заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в «буржуазном» обществе. С именем Брик связаны многие произведения поэта, интимная интонация окрашивает обращенные к ней письма Маяковского.
№ слайда 9 Описание слайда:Исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия "Владимир Маяковский" (1913), первым актом стали поэмы "Облако в штанах" (1914—1915) и "Флейта-позвоночник" (1915), вторым актом—поэмы "Война и мир" (1915— 1916) и "Человек" (1916—1917), третьим актом — пьеса "Мистерия-буфф" (первый вариант—1918, второй—1920— 1921) и поэма "150 000 000" (1919— 1920), четвертым актом—поэмы "Люблю" (1922), "Про это" (1923) и "Владимир Ильич Ленин" (1924), пятым актом—поэма "Хорошо!" (1927) и пьесы "Клоп" (1928—1929) и "Баня" (1929—1930), эпилогом—первое и второе вступления в поэму "Во весь голос" (1928—1930) и предсмертное письмо поэта "Всем" (12 апреля 1930 г.). Исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия "Владимир Маяковский" (1913), первым актом стали поэмы "Облако в штанах" (1914—1915) и "Флейта-позвоночник" (1915), вторым актом—поэмы "Война и мир" (1915— 1916) и "Человек" (1916—1917), третьим актом — пьеса "Мистерия-буфф" (первый вариант—1918, второй—1920— 1921) и поэма "150 000 000" (1919— 1920), четвертым актом—поэмы "Люблю" (1922), "Про это" (1923) и "Владимир Ильич Ленин" (1924), пятым актом—поэма "Хорошо!" (1927) и пьесы "Клоп" (1928—1929) и "Баня" (1929—1930), эпилогом—первое и второе вступления в поэму "Во весь голос" (1928—1930) и предсмертное письмо поэта "Всем" (12 апреля 1930 г.).
№ слайда 10 Описание слайда:В трагедии "Владимир Маяковский" поэт видит свой жизненный долг и назначение своего искусства в том, чтобы способствовать достижению человеческого счастья. Искусство для него с самого начала было не просто отражением жизни, а средством ее переделки, орудием жизнестроительства. В трагедии "Владимир Маяковский" поэт видит свой жизненный долг и назначение своего искусства в том, чтобы способствовать достижению человеческого счастья. Искусство для него с самого начала было не просто отражением жизни, а средством ее переделки, орудием жизнестроительства.
№ слайда 11 Описание слайда:…Вам я …Вам я душу вытащу, растопчу, чтоб большая! — и окровавленную дам, как знамя.
№ слайда 12 Описание слайда:Я знаю силу слов, я слов набат, Я знаю силу слов, я слов набат, Они не те, которым рукоплещут ложи. От слов таких срываются гробов. Шагать четвёркою своих дубовых ножек. Бывает, выбросят, не напечатав, не издав. Но слово мчится, подтянув подпруги, звонят века, и подползают поезда лизать поэзии мозолистые руки.
№ слайда 13 Описание слайда:Судьба Маяковского была трагической, как Есенин и Цветаева, он покончил жизнь самоубийством. Трагической оказалась и судьба его стихов. Их не понимали. После 17 года, когда в его творчестве наступил перелом, Маяковскому не давали печататься. Это было, по сути, второй его смертью. Судьба Маяковского была трагической, как Есенин и Цветаева, он покончил жизнь самоубийством. Трагической оказалась и судьба его стихов. Их не понимали. После 17 года, когда в его творчестве наступил перелом, Маяковскому не давали печататься. Это было, по сути, второй его смертью. Ещё на самоубийство его подтолкнуло то, что когда решался любовный вопрос, и ему надо было ехать в Париж к Т.Яковлевой, ему не выписывают визы (1929 год). В 30 годах поэт был загнанным и подавленным и растерянным. Это сказалось на его отношениях с Вероникой Полонской (последней любовью поэта). Приходит весть, что Т. Яковлева выходит замуж (Маяковский не терял надежды с Яковлевой, но это сообщение дало отрицательный эффект на его здоровье). 13 апреля Маяковский потребовал, что бы Вероника Полонская с той же минуты оставалась с ним, бросила театр. Полонская ответила, что любит его, будет с ним, но не может так скоро бросить театр и мужа…
№ слайда 14 Описание слайда:14 апреля в 10 часов 15 минут в своей рабочей комнате в Лубянском проезде выстрелом из револьвера покончил жизнь самоубийством Владимир Владимирович Маяковский, оставив письмо адресованное “Всем”: 14 апреля в 10 часов 15 минут в своей рабочей комнате в Лубянском проезде выстрелом из револьвера покончил жизнь самоубийством Владимир Владимирович Маяковский, оставив письмо адресованное “Всем”: “В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник это ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля — люби меня. Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.
№ слайда 15 Описание слайда:Список используемой литературы: Список используемой литературы: http://www.mayakovsky.ru/ http://v-mayakovsky.narod.ru/ http://www.vmayakovsky.ru/ http://mayakovsky.narod.ru/ http://vlmayakovsky.narod.ru/ http://www.stihi-rus.ru/1/Mayakovskiy/
ppt4web.ru
Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему: Презентация «Ранняя лирика Маяковского» (литература, 11 класс).
Слайд 1
Ранняя лирика Владимира МаяковскогоСлайд 2
В 1912 году в альманахе футуристов “Пощечина общественному вкусу” были опубликованы стихотворения В. Маяковского “Ночь” и “Утро”. Так заявил о себе молодой и самобытный поэт — поэт, которому суждена была долгая и непростая творческая судьба, и не только пожизненная, но и посмертная , ибо произведения автора неоднократно оценивались и переоценивались критикой и читателями.
Слайд 3
Практически сразу отказавшись от попыток литературного подражания, Маяковский буквально ворвался в русскую поэзию начала XX века. Его стихи разительно отличались от того, что принято было считать хорошей поэзией, но он быстро вошел в силу и утвердил свою творческую индивидуальность, право на то, чтобы быть Маяковским. Отрицая “классическую скуку”, поэт предлагал новое, революционное искусство. Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения .
Слайд 4
Ранняя лирика Маяковского: агитационно-ораторские обращения к публике (дух бунтарства мотив протеста , в поэме «Во весь голос» он называет себя «горланом-главарем», «агитатором»), социальная проблематика . Его произведения заложили фундамент искусства, рассчитанного на массы. — тема «народ и поэт» занимает центральную позицию в лирике . — любовные терзания , — добродушная усмешка и язвительная ирония. и грусть, и печаль , и философские размышления .
Слайд 6
Работа в группах. Определите темы и особенности ранней лирики Маяковского Нет людей, Понимаете Крик тысячедневных мук? Душа не хочет немая идти А сказать кому? “Себе, любимому, посвящает эти строки автор”, “Я”, “Несколько слов обо мне самом”, “Я и Наполеон”, “Владимир Маяковский” — таковы названия его стихов того времени. Он обращается к людям будущего: “Славьте меня!” — Вам завещаю я сад фруктовый своей великой души . Где любимую найти мне, такую, как и я ? Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг . Улица провалилась, как нос сифилитика. Река — сладострастье, растекшееся в слюни. Отбросив- белье до последнего листика, сады похабно развалились в июне.
Слайд 7
— Тема трагического одиночества поэта. Причина этого в том, что вокруг — “нет людей”. Есть толпа, масса, сытая, жующая, глядящая “устрицей из раковины вещей”. Люди исчезли, и потому герой готов целовать “умную морду трамвая” — чтобы забыть окружающих. Он готов отдать все , чем владеет, «за одно только слово ласковое, человечье ». В произведении «Теплое слово кое-каким порокам» он «прославляет» власть денег, «издевается» над трудовым народом, «приветствует» шулеров и вымогателей. Так выражается его показной цинизм , скрывающий истинную боль, трагическую иронию. Эту маску автор надевает из-за величайшего отчаяния, усталости от неприкаянности, единоборства с обывательщиной, «громадиной» зла. — эгоцентрический пафос стихотворений, юношеский нигилизм , душевная ранимость поэта . За своим амплуа хулигана Маяковский скрывал душу тонкую, ищущую любви и любящую. Уже в ранних стихах он предстает обреченным гореть на “несгораемом костре немыслимой любви”. в поэме «Облако в штанах» любимая отвергает героя, предпочитая мещанское благополучие. Аналогичный мотив просматривается в поэме «Человек». В этом произведении возлюбленная продалась Повелителю Всего, а Поэту ничего не досталось. Автор приходит к выводу, что истинной любви не место в уродливой действительности.
Слайд 8
В ранней поэзии Маяковского отсутствуют описания природы . Ее место в творчестве прочно занимает пейзаж городской (урбанистический пейзаж) : дома, улицы, автомобили; описания нарочито натуралистичны, поэт как будто задается целью изобразить уродливые “вещи века”. “Красивость”, поэтичность — качества, которые автор отвергает. Т. е. в ранней лирике Маяковский заявляет о себе и как о поэте города . Его лирический герой изображен человеком, заблудившимся в лабиринтах современного города . Автор показывает » адище города», где нет счастья и радости. Мрачен и тяжел пейзаж: «выжженный квартал», «кривые лошади», «царство базаров». По дорогам идут «усталые трамваи», солнце на закате кажется автору «вытекающим глазом», ветер предстает плачевным и хмурым. Город душит и сковывает поэта, вызывая в нем отвращение.
Слайд 9
Окружающий мир вызывает резкое неприятие, протест со стороны автора. Его апофеозом можно считать поэму “Облако в штанах”. Она состоит из четырех частей, каждая из которых разоблачает какой-либо аспект действительности. Герой провозглашает: “Долой вашу любовь, долой ваше искусство, долой вашу религию, долой ваш строй!”
Слайд 10
В ранней лирике Маяковский отдает дань экспериментаторству , поиску новых форм, словотворчеству. И нужно уметь видеть за обилием сложных метафор, гипербол, неологизмов, непривычных синтаксических конструкций глубинный смысл текста . Одно из ранних стихотворений автора — “А вы могли бы?” Я сразу смазал карту будня , плеснувши краску из стакана; я показал «на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?
Слайд 11
Что таится в этих строчках? Может быть, их написал человек, которому не хватает безмерности любви и океана? Может быть, они о праве художника преображать будни , видеть поэзию там, где, казалось бы, ей совсем не место? В « А вы могли бы?» намечена главная тема его творчества – «Я и мир». Поэтическое «я» противопоставлено тем, кто никогда понимает поэта, кто навсегда остается в плену пошлости жизни, кто никогда не увидит «на блюде студня» «косые скулы океана», для кого восточные трубы не запоют подобно флейте. Ему хочется встряхнуть этих людей, пробудить их от спячки своим дерзким вызовом: А если сегодня мне, грубому гунну, Кривляться перед вами не захочется — и вот Я захохочу и радостно плюну, Плюну в лицо вам Я бесценных слов транжир и мот. (« Нате !»)
Слайд 12
В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» поэт воспринимается окружающими как чудак и неудачник, его благородные поступки вызывают смех. Но душа у поэта всегда была нежной, ранимой, уязвимой, податливой на любовь и ласку, чувствующей чужую боль, как свою. Всякое чувство другого немедленно отзывалось во всем существе поэта. Он находит “родственные души” там, где никому до него вообще не пришло бы в голову искать эту родственность. Весь мир вокруг него — живой. Поэт взбудоражен, обожжен жалобами скрипки, ее беззащитным одиночеством, потому что он — и сам такой же.
Слайд 13
В стихотворении 1918 года «Хорошее отношение к лошадям» есть такие строки: “Подошел и вижу глаза лошадиные… Улица опрокинулась, течет по-своему…” Вот это было в нем главное — увидеть глаза, принять в себя изливающуюся из них “общую звериную тоску” и откликнуться, броситься навстречу : “ Лошадь, не надо, лошадь, слушайте, — чего вы думаете, что вы их плоше ? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь”. А скрипке, лошади, человеку , оказывается, именно этого и надо — сочувствия, со-понимания, сострадания, то есть ощущения своего не-одиночества , ощущения своей причастности к другим жизням , совсем не похожим на твою: “Может быть — старая — и не нуждалась в няньке, может быть, и мысль моя ей показалась пошла, только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И все ей казалось — она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило”.
Слайд 14
Особое отношение Маяковский демонстрирует и по отношению к Богу. Но , как и любовь, Бог в лирике Маяковского утратил свои исконные возвышенные атрибуты. «Врывается к богу», «целует ему жилистую руку» — словно и не о Боге идет речь, а о человеке, возможно, и располагающем определенной властью, но отнюдь не о непостижимой и совершенной Сущности. Снижение образа Бога ярко проявилось в поэме «Облако в штанах»: Я думал — ты всесильный божище , А ты недоучка, крохотный божик . В этих словах звучит глубокое душевное страдание лирического героя, который переживает отсутствие взаимности в любви как глобальный крах, приводящий к разочарованию в Боге. Снова повторяется тема одиночества — и мир, и любимая, й даже Бог далеки от чаяний и стремлений лирического героя, безразличны к его терзаниям . Существует следующее высказывание М.Ф.Пьяных : «Маяковский стремится поставить своего лирико-трагедийного героя, выражающего устремления всего человечества, на место Бога – одряхлевшего, беспомощного, не способного на какие-либо деяния ради людей».
Слайд 15
ВЫВОД. Разрыв поэта и действительности- важнейшая особенность ранней лирики Маяковского . Поэт стремиться отдать себя людям, чувствует, что «я» для него мало, он выступает глашатаем новых истин, но оказывается не нужным, одиноким, так как окружающий его мир бесчеловечен, жесток и духовно нищ. Каждое столкновение поэта с действительностью кончается трагически, но этот трагизм не ведет пессимизму, напротив, он рождает мысль о действии, о борьбе, о революции. Поэт обличает, проклинает, протестует; он ждет, торопит, зовет революцию, предчувствуя ее приход, и вместе с ней обновление жизни. Лирический герой Маяковского – это человек большой души, потрясенный противоречиями действительности. Молодой поэт с горечью ощущал, как из мира уходит красота , а ее место самодовольно заполняет «обрюзгший жир » Тематика лирики Маяковского, при всей его эпатажности , включает в себя большинство мотивов, характерных для поэзии. Это любовь и одиночество, а также трагические контрасты миропорядка, которые остро переживаются лирическим героем. Большое внимание поэт уделял злободневным проблемам современности, которые в сатирической форме отразились в стихотворениях «Гимн судье», «Внимательное отношение к взяточникам ». Темы ранней лирики Маяковского многообразны. Он пишет о быте, любви, политике, истории .
Слайд 16
Ощущение катастрофичности бытия. Противопоставление сытого обывательского существования и внутренней драмы лирического героя, прикрытой внешней бравадой — это своеобразное преломление традиций романтизма. Как романтик , Маяковский ищет подходящий фон для своего героя, необычный, чистый от скверны повседневных неурядиц: Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — Значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной ? Ты – человек и живешь среди людей, возможно, твое предназначение спасти кого-то от одиночества и, таким образом, спасти себя самого. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!»
nsportal.ru
презентация к уроку литературы по теме «В.В. Маяковский и футуризм»
Данная презентация предназначена для учащихся 11 классов
Урок литературы в 11 классе Тема урока «Жизнь и творчество В. Маяковского. Маяковский и футуризм».
Оборудование: видеопроектор, презентация о В.В.Маяковском. (Слайд1)
Ход урока:
Я хочу
Быть понят моей страной,
а не буду понят, —
что ж,
по родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь!
(В.В.Маяковский)
Слайд 1
I. Орг.момент. (1-2 мин.)
2. Вводное слово учителя.
Мы продолжаем изучать творчество писателей и поэтов 20-30-хх годов. Сегодняшний наш урок будет посвящен наверное самой неординарной, противоречивой и яркой личности советской поэзии довоенного периода. Итак, тема урока – «Жизнь и творчество В. Маяковского. Маяковский и футуризм». дата
Слайд 2
Исходя из темы определим цели нашего урока:
— Знакомство с биографией поэта и его творчеством;
— Выделение основных тем поэзии Маяковского;
— Рассмотрим понятие «футуризм» и его влияние на творчество поэта;
— Определение значения Маяковского для отечественной литературы;
3. Объяснение нового материала
Слово учителя
В мировой поэзии XX века В.Маяковскому принадлежит исключительная роль. Он вошел в литературу как поэт-трибун, как «агитатор».
Маяковский прожил сложную жизнь. Он мог идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, и в то же время был человеком легко ранимым.
Слайд 3
|
Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 в Грузии, в селе Багдади, в семье Владимира Константиновича Маяковского, служившего лесничим в Багдадском лесничестве. Мать поэта, Александра Алексеевна (1867—1954), кубанская казачка, родилась в станице Терновская. Слайд 4 В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. Свободно владел грузинским языком. |
После смерти отца в 1906 году Маяковский вместе с мамой и сёстрами переехал в Москву.
В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в члены РСДРП. Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне.
Слайд 5
С 1908 – 1909 годах трижды арестовывался (по делу о подпольной типографии, по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из тюрьмы). В тюрьме в 1909 году Маяковский стал писать стихи.
Маяковский вспоминал: «Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям — при выходе отобрали. А то б ещё напечатал!»
|
Несмотря на столь критичное отношение, Маяковский именно с этой тетрадки исчислял начало своего творчества. Слайд 6 В 1911 году подруга поэта художница Евгения Ланг убедила Маяковского заняться живописью и поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – единственное место, куда принимали без свидетельства о благонадёжности (справка об отсутствии судимости). |
В училище он познакомился с Давидом Бурлюком. С этого момента его творчество будет долгие годы тесно связано с таким литературным течением как футуризм. О футуризме расскажет учитель МХК и литературы.
Опережающее задание для учащихся
Ваша задача — используя информацию учителя и клише, сформулировать определение «футуризм»
Слайд 7
Выступление учителя МХК
Маяковский и футуризм
Слово «футуризм» произошло от латинского futurum — ? будущее. Возникновение подобного течения в искусстве было связано с бурным развитием науки и техники на рубеже XIX – XX вв. (автомобили, трамваи, самолеты, расширение сети ж/д, повсеместное использование электричества, строительство многоэтажных зданий и т.д.) Все понимали, что наступает новая эпоха, а значит и искусство тоже должно быть новым.
Футуризм как течение в искусстве возник в Италии. Его основоположником является итальянский поэт Филиппо Маринетти. Основные принципы нового течения он изложил в «Манифесте футуристов» в 1909 году.
Слайд 8
— полное отрицание всех достижений традиционной культуры (литературы, живописи, музыки, моральных норм и традиций). Русские футуристы призывали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности».
— необходимо новое искусство – искусство будущего. Экспериментировали, ломали всеобщее представление об искусстве (писали непонятные картины, наполненные непонятными образами, ломали общепринятую систему стихосложения –ритм, рифму, придумывали новые слова, обороты, возводили непонятные скульптуры и здания).
Слайд 9
Большую популярность футуризм получил в России. В разных городах образовывались футуристические общества. Виднейшими представителями русского футуризма являлись…
Русские футуристы, называя себя единственными поэтами будущего, заявляли об окончательном разрыве со всеми традициями русской литературы. Они возмущали общественное мнение максимализмом своих литературных манифестов, шокировали публику своим поведением, своими стихами и картинами. На своих вечерах они высмеивали пошлость, мещанство, обывательское отношение к жизни. Все эти внешние признаки революционности пришлись по вкусу молодому Маяковскому.
Слайд 10
30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Маяковского В.В. в артистическом подвале «Бродячая собачка». Слушатели сразу почувствовали настоящее большое поэтическое дарование. Стихи Маяковского были встречены рукоплесканиями.
В 1913 году на открытии кабаре «Розовый фонарь» Маяковский шокировал публику стихотворением «Нате!»
Включить аудио
Слайд 11
Работа с учащимися. Давайте вместе сформулируем определение футуризма. Версии?
Слайд 12
Работа в тетради. Запись определения.
Слайд 13
Со временем у Маяковского сложился свой неповторимый поэтический стиль, который стал его визитной карточкой.
А теперь мы выделим основные темы поэзии Маяковского.
Работа в тетради. Запись Основные темы поэзии Маяковского
Сейчас послушайте стихотворение Маяковского и попробуйте понять, о чем оно?
Слайд 14
Ученик
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочёл я зовы новых губ.
А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?
О чем оно? Каков смысл?
Это стихотворение о творчестве, поэтическом творчестве
Здесь, отвергая традиционные формы поэзии, он предлагает свое видение мира и свои, глубоко новаторские и экспериментаторские способы его воплощения. Показано умение и стремление сделать любой предмет объектом творчества.
Поэтическое «я» противопоставлено тем, кто никогда не поймет поэта и навсегда останется в плену пошлости жизни, кто никогда не увидит «на блюде студня» «косые скулы океана», для кого водосточные трубы не запоют подобно флейте.
Запись Тема поэта и поэзии
Слайд 15
Слово учителя (тема любви)
В творчестве Маяковского одной из основных становится тема любви. Сам поэт был человеком эмоциональным, влюбчивым, все его любовные истории проходили бурно (с ссорами, ревностью). «Любовь» поэт считал не пустым словом.
Вот как он высказывается об этом чувстве в своём дневнике: «Любовь – это жизнь, это главное… От неё разворачиваются стихи и дела… Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным».
Запись Тема любви
Слайд 16
Поэт часто влюблялся. Адресатами его любовной лирики в разное время становились женщины, окружавшие его. Это и Мария Денисова, Лиля Брик, Татьяна Яковлева, Елизаветы Лавинская, Элизабет Джонс, Вероника Полонская. Им посвящены поэмы «Облаком в штанах», «Люблю», «Про это», стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой», «Лиличка», «Письмо товарищу Кострову…» и пр.
Слайд 17
Самые долгие и глубокие чувства поэт испытывал к Лиле Брик.
С Лилей и Осипом Бриками поэт познакомился в июле 1915 года .
Осип Максимович Брик и его жена, Лиля Юрьевна, проявили сочувственное внимание к Владимиру Владимировичу, угадав в нем большой поэтический талант. Отношения Маяковского с Лилей Брик складывались неординарно с самого начала. Спустя три года Лиля сказала мужу о том, что они с Маяковским любят друг друга.
Эти отношения с перерывами продлилась до самой смерти поэта, то вспыхивая, то угасая.
Слайд 18
Слово учителя (Маяковский и революция)
В феврале 1917 года в России произошла буржуазно-демократическая революция. В своих стихах Маяковский приветствовал свержение царского режима, хотя откровенно издевался над политикой Временного правительства. Тогда же он написал частушку:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй!
Эту частушку распевали рабочие и матросы, штурмующие Зимний дворец в октябре 1917года.
Октябрьскую революцию Маяковский встретил восторженно. Об этом он говорит в своей «Оде революции», торжественно славя победу восставшего народа.
Благодаря художественному воплощению идей революции свет увидели такие произведения, как: «Владимир Ильич!», «Молодая гвардия», «Марш 25 тысяч», «Барабанная песня», «Левый марш» и т.д.
В марте 1919 года он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), оформляет для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»).
Однако к середине 1920-х поэт разочаровывается в «итогах» революции.
Его мучает вопрос: «За что боролись?»
Запись Тема революции
Запись Сатирическая тема
Вопрос для учащихся.
Чем отличается сатира от юмора?
Слайд 19
Самостоятельная работа с текстом учебника
Задание:
Прочитать материал на стр. 301-302, 1 абз. «Теперь поговорим о дряни» и ответить на вопросы:
1. Какие произведения В.В. Маяковского посвящены сатирической теме?
2. Против чего была направлена сатира В.В. Маяковского?
После ответов
Что вы понимаете под мещанством и бюрократизмом?
Слайд 20
Мещанство-
Бюрократизм- вопрос: «За что боролись?»
Слайд 21
1930 год начался неудачно для Маяковского. Он много болел. В феврале Лиля и Осип Брик уехали в Европу. Без успеха в марте прошла премьера пьесы «Баня», провал ожидал и спектакль «Клоп». Началась травля поэта в прессе, его сатирическое творчество называли антисоветским. В начале апреля 1930-го. поэту отказали в визе для заграничной поездки. За два дня до трагедии, 12 апреля, у Маяковского состоялась встреча с читателями в Политехническом институте, на которой собрались, в основном, комсомольцы; прозвучало много хамских выкриков с мест. Его душевное состояние становилось всё более угнетающим..
Трагедия произошла утром 14 апреля.
До сих пор вокруг гибели Маяковского много невыясненного. Среди многих предположений есть и версия об убийстве поэта сотрудниками ОГПУ. Так что это было – убийство или самоубийство?
Вот как вспоминала об этих событиях, спустя 60 лет Вероника. Полонская,
Слайд 22 Видеосюжет.
Чтобы подвести итоги давайте вернемся к целям урока
Слайд 23
4. Закрепление
Фронтальный опрос учащихся
Где родился Маяковский?
К какому литературному течению относился Маяковский?
Что такое футуризм?
Основные темы в творчестве Маяковского?
А в чем значение творчества Маяковского?
Отметки
5. Подведение итог урока
В поэзии XX столетия нет другой фигуры, которая бы столь драматично и в таком масштабе соединила в себе противоречия главного революционного потрясения. Вокруг его имени до сих пор идет нестихающий спор. Его возводили на пьедестал и свергали с пьедестала, им восторгались и обливали грязью. Его любили и ненавидели.
Но как бы мы ни относились к Маяковскому, нельзя отрицать большое влияние его творчества на поэзию XX века (в частности на поэзию великих советских поэтов Вознесенского, Евтушенко, Рождественского). На народное творчество. В народе до сих в моде шуточные стихотворения безымянных поэтов в подражание Маяковскому. В конце концов В.В. Маяковский создал собственный поэтический стиль, который сделал художественные произведения своеобразными, неповторимыми.
Дом.задание Сочините стихотворение в стиле Маяковского.
Огромно влияние творчества Маяковского на современную музыкальную культуру. Написано много музыкальных композиций на стихи поэта. Я предлагаю прослушать композицию группы «Сплин», созданную на стихотворение «Лиличка».
multiurok.ru
Жизнь и творчество Владимира Маяковского
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Владимир Маяковский
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот — я,
Весь
Боль и ушиб,
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души.
Слайд 2
«О времени и о себе» (Биография поэта)
«Во весь голос» (Поэтическое творчество)
В окнах РОСТА (Плакаты)
«Сделать подмостки трибуной»(Маяковский-драматург)
Слайд 3
Жизнь
Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии, неподалеку от Кутаиси, в селении Багдади в семье лесничего, Владимира Константиновича Маяковского. Мать поэта, Александра Алексеевна, родилась на Кубани. Старшая сестра Маяковского, Людмила, была очень развитой и серьезной, младшая, Оля,- живой и проказливой. Характер матери — ее стойкость, вдумчивость, сила воли — передались и Володе, и Людмиле. Когда умер отец, главенство в семье перешло к Людмиле Владимировне, которая вместе с матерью стала наставником, воспитателем и кормилицей младших членов семьи
Отец (1857-1906)
Мать (1867-1954)
Слайд 4
Дом, в котором жил В. Маяковский в Грузии.
Слайд 5
В 1902 году Маяковский поступает в Кутаисскую гимназию, где учится до 1906 года. Первая русская революция 1905 года застала Маяковского-гимназиста в Кутаиси.
Слайд 6
Здание кутаисской классической гимназии, в которой учился В. Маяковский с 1902 по 1906 год.
Слайд 7
Революционные события 1905 года, ранняя смерть отца, побудившая семью переехать в Москву, все это сделало Маяковского не по годам взрослым, остро сознающим свою ответственность и долг перед близкими.
Московская пятая гимназия, в которой учился В. Маяковский в 1906-1908 годы.
Первый дом в Москве.
Слайд 8
С Москвой связана тревожная, полная опасностей юность поэта. Работа в партийном подполье и три ареста за антиправительственную политическую деятельность — таково начало московской жизни Маяковского. В 103-й одиночной камере Бутырской тюрьмы были им написаны первые стихи. Целая тетрадь, отобранная при выходе надзирателем. С детства увлекаясь рисованием, Маяковский стал готовиться к поступлению в «Училище живописи, ваяния и зодчества». Так начался его путь в искусство.
Дело Московского охранного отделения о В. Маяковском.
Слайд 9
Осенью 1911 года Маяковский после экзамена поступает в школу живописи. Но в 1912-1913 годах бросает живопись, литература стала его окончательной профессией. 1914 год. Началась 1-я мировая война, Маяковский ненавидит ее всем своим существом. Но тыл он ненавидит еще больше. Попытался записаться в добровольцы, но не пустили из-за отсутствия благонадежности. Но с помощью Горького был зачислен в автомобильную роту в Петрограде. В 1917 году Маяковский участвует в революции, она становится вторым рождением поэта.
Слайд 10
Вместе с Хлебниковым, Бурлюком, Крученых Маяковский составляет манифест, открывающий сборник, в котором объявляется война буржуазно-мещанской форме, царящей в то время в искусстве. Вскоре вышел первый сборник стихов «Садок судей».
Затем следует работа Маяковского в окнах РОСТА, драматургия. К концу 1920-х годов у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствии с которыми он строил всю свою жизнь — от одежды и походки до любви и творчества.
В конце декабря 1912 года в Москве вышел футуристический сборник «Пощечина общественному вкусу» со стихотворениями В. Маяковского «Утро», «Из улицы в улицу». Это было первое выступление Маяковского в печати.
Слайд 11
Комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) представляют собой сатиру (с элементами антиутопии) на обуржуазившееся общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось. Внутренний конфликт с окружающей действительностью наступавшего «бронзового» советского века несомненно оказался среди важнейших стимулов, подтолкнувших поэта к последнему бунту против законов мироустройства — самоубийству.
Слайд 12
«Во весь голос» (стихи)
Слайд 13
Ранний Маяковский
Ночь
Багровый и белый отброшен и скомкан,
В зеленый бросали горстями дукаты,
А черным ладоням сбежавшихся окон
Раздали горящие желтые карты.
Бульварам и площади было не странно
Увидеть на зданиях синие тоги.
И раньше бегущим, как желтые раны,
Огни обручали браслетами ноги.
Толпа – пестрошерстая быстрая кошка –
Плыла, изгибаясь, дверями влекома;
Каждый хотел протащить хоть немножко
Громаду из смеха отлитого кома.
Я, чувствуя платья зовущие лапы,
В глаза им улыбку протиснул; пугая
Ударами в жесть, хохотали арапы,
Над лбом расцветивши крыльцо попугая.
Слайд 14
Клюющий смех –
Из желтых
Ядовитых роз
Возрос
Зигзагом.
За гам
И жуть
Взглянуть
Отрадно глазу:
Раба
крестов
Страдающе-спокойно-безразличных,
Гроба
Домов
Публичных
Восток бросал в одну пылающую вазу.
Утро
Угрюмый дождь скосил глаза.
А за
Решеткой
Четкой
Железной мысли проводов –
Перина.
И на
Нее
Встающих звезд
Легко оперлись ноги.
Но ги-
Бель фонарей,
Царей
В короне глаза,
Для глаза
Сделала больней
Враждующий букет бульварных проституток.
И жуток
Шуток
Слайд 15
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
Ноктырн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?
А вы могли бы?
Слайд 16
Окна РОСТА.
***
Рабочий!
Глупость беспартийную выкинь!
Если хочешь жить с другим вразброд –
Всех по очереди словит Деникин,
Всех сожрет генеральский рот.
Если ж на зов партийной недели
Придут миллионы с фабрик и с пашен –
Рабочий быстро докажет на деле,
Что коммунистам никто не страшен.
***
Если жить вразброд,
Как махновцы хотят,
Буржуазия предушит нас, как котят.
Что единица?
Ерунда единица!
Надо
В партию коммунистическую объединиться.
И буржуи,
Какими б ни были ярыми,
Побегут
От мощи
Миллионных армий.
Слайд 17
Голой рукой нас не возьмешь.
Товарищи, — все под ружья!
Красная Армия – Красный еж –
Железная сила содружья.
Рабочий на фабрике, куй, как куешь,
Деникина день сосчитан!
Красная Армия – Красный еж –
Верная наша защита.
Крестьяне, спокойно сейте рожь,
Час Колчака сосчитан!
Красная Армия – Красный еж –
Лучшая наша защита.
Врангель занес на Коммуну нож,
Баронов срок сосчитан!
Красная Армия – Красный еж –
Не выдаст наша защита.
Назад, генералы, нас не возьмешь!
Наземь кидайте оружье.
Красная Армия – Красный еж –
Железная сила содружья.
Красный еж
Слайд 18
Разочарование
(конец 20-х годов).
«За что боролись?»
Слух идет
Бессмысленен и гадок,
Трется в уши
И сердце ежит.
Говорят,
Что воли упадок
У нашей
У молодежи.
Говорят,
Что иной братишка,
Заработавший орден,
Ныне
Про вкусноты забывший ротишко
Под витриной
Кривит в унынье.
Слайд 19
И нет,
Или горло
Впетлят в коски.
Что голодным вам
На зависть
Окна лавок в бутылочном тыне,
И едят нэпачи и завы
В декабре
Арбузы и дыни.
Слух идет
О грозном сраме,
Что лишь радость
Развоскресена,
Комсомольцы
Лейб-гусарами
Пьют
Да ноют под стих Есенина.
И доносится до нас
Сквозь губы искривленную прорезь:
«Революция не удалась…
Слайд 20
За что боролись?..»
И свои 18 лет
Под наган подставят –
И горюю я,
Как поэт,
И ругаюсь,
Как Маяковский.
Я тебе
Не стихи ору,
Рифмы в этих делах
Ни при чем;
Дай
Как другу
Пару рук
Положить
На твое плечо.
Знал ли я,
Что значит «не есть»,
По бульварам валялся когда, -
Понял я,
Слайд 21
Что великая честь
За слова свои
Голодать.
Из-под локона,
Кепкой завитого,
Вскинь глаза,
Не грусти и не злись
Разве есть
Чему завидовать,
Если видишь вот эту слизь?
Будто рыбы на берегу –
С прежним плаваньем
Трудно расстаться им.
То царев горшок берегут,
То
Обломанный шкаф с инкрустациями.
Вы – владыки
Их душ и тела,
С вашей воли
Встречают восход.
Слайд 22
Это –
Очень плевое дело,
Есль б
Революция захотела
Со счетов особых отделов
Эту мелочь
Списать в расход.
Но, рядясь
В любезность наносную,
Мы –
Взамен забытой Чеки
Кормим дыней и ананасною,
Ихних жен
Одеваем в чулки.
И они
За все за это,
Что чулки,
Что плачено дорого,
Строят нам
Дома и клозеты
Слайд 23
И бойцов
Обучают торгу.
Что ж,
Без этого и нельзя!
Сменим их,
Гранит догрызя.
Или
Наша воля обломалась
О сегодняшнюю
Деловую малость?
Нас
Дело
Должно
Пронизать насквозь,
Скуленье на мелочность
Высмей.
Сейчас
Коммуне
Ценен гвоздь,
Слайд 24
Как тезисы о коммунизме.
Над пивом
Нашим юношам ли
Склонять
Свои мысли ракитовые?
Нам
Пить
В грядущем
Все соки земли,
Как чашу
Мир запрокидывая.
Слайд 25
Окна РОСТА
В марте 1919 года Маяковский переезжает в Москву. В октябре началось его сотрудничество с РОСТА(Российская телеграфная ассоциация). Присущая Маяковскому потребность в массовой агитационной деятельности нашла удовлетворение в художественной и поэтической работе над плакатами «Окна РОСТА». После прихода в РОСТА Маяковского стихи для «Окон» стал писать только он один: им написаны почти все тексты «Окон». Были случаи, что он писал до 80 тем в день.
«Окна РОСТА».
Слайд 26
В 1921 году начал выходить организованный Маяковским журнал «Бов» (боевой отряд весельчаков) – первый советский журнал сатиры. Выход №1 журнала совпадает с началом нового этапа творчества
Маяковского: он подчеркнуто связал опубликованные в номере патетические стихи «Последняя страничка гражданской войны», славящие героизм Красной Армии, и сатирические стихи «О дряни», предупреждающие о нарождении мещанина, приспособившегося к советской действительности.
Слайд 27
В это время Маяковский пишет во многих газетах: «Известия», «Труд», «Рабочая Москва», «Заря Востока», «Бакинский рабочий» и других. Эта работа давала Маяковскому удовлетворение, так как он хотел чувствовать себя в «рабочем строю» ежедневно, он практически ежедневно приходил в редакции.
Слайд 28
До 1928 года Маяковский пишет «Про это», поэму «150 000 000», выходят сборники «Только новое», «13 лет работы», «Разговор с фининспектором о поэзии», Маяковский выступал в журнале «Новый Леф», пишет в «Огонек».
Слайд 29
Драматургия Маяковского
Драматургия Маяковского начинается с его трагедии «Владимир Маяковский», написанной в 1913 году. Летом 1913 года семья Маяковских жила на даче в Кунцеве (под Москвой)… Маяковский чувствовал себя одиноко. Целыми днями он бродил по Кунцевскому парку, обдумывая замысел своей первой пьесы. Над пьесой он работал в характерной для него манере: на ходу. В начале сентября пьеса была закончена. Вначале поэт предполагал назвать пьесу «Железная дорога» или «Восстание вещей». В экземпляре, представленном в цензуру, заглавие пьесы отсутствовало. Было написано «Владимир Маяковский. Трагедия». Цензор принял фамилию автора за заголовок и выдал разрешение на постановку трагедии «Владимир Маяковский». Поэт решил оставить заглавие оно подходило к содержанию трагедии…
Эскизы костюмов к «Мистерии-буфф». Семь пар чистых. В.Маяковский.
Слайд 30
Вам ли понять,
почему я,
спокойный,
насмешек грозою
душу на блюде несу
к обеду идущих лет.
С небритой щеки площадей
стекая ненужной слезою,
я,
быть может,
последний поэт.
Центральным образом пьесы является образ поэта — пророка обездоленных:
Трагедия «Владимир Маяковский» была представлена 2 и 4 декабря 1914 года в театре Луна-парк в Петрограде. Все роли исполнялись не профессиональными актерами, а учащимися и любителями.
Афиша «Мистерии-буфф».
Слайд 31
Главную роль — Поэта — исполнил сам Маяковский. Он же был режиссером-постановщиком. В 1918 году работает в кино. К первой годовщине Великого Октября Маяковский написал пьесу «Мистерия -буфф». Это первое подлинно народное и новаторское произведение, отразившее величие Октябрьской революции. В «Мистерии-буфф» Маяковский вывел на сцену нового героя — строителя социалистического мира, свободного от целей капиталистической эксплуатации. Показал его в борьбе и труде, сделал его главным героем советской драматургии и театра. В 1928 и 1929 годах Маяковский одну за другой написал две сатирической пьесы — «Клоп» и «Баня». Материалы, факты давало поэту сотрудничество в «Комсомольской правде». Мещанин в коммунистическом обличии — вот кого Маяковский взял на прицел в своей сатире. «Это только работать одному скучно, а курицу есть одному веселее», — иронизирует по поводу таких, как Присыпкин, рабочий-слесарь, его сосед по молодёжному общежитию.
Эскизы костюмов к «Мистерии-буфф». Семь пар грязных. В.Маяковский.
Слайд 32
Комедия Маяковского «Клоп» разрабатывала злободневную тему глубоко, и, хотя сюжет её был конкретно-историческим, обобщая явления тогдашней действительности, Маяковский создал произведение, в котором поставлены проблемы общечеловеческие. Этим объясняется, что пьеса не потеряла своего значения и в наше время, вызывает к себе интерес зрителя. Тема сатирического обличения у Маяковского всегда связана с глубоко оптимистической темой борьбы за настоящего человека, черты которого поэт видел в своих современниках — советских людях. Глубина разработки темы, острый сюжет, замечательная выразительность языка и драматичность положений — всё это, вместе взятое, обусловило высокую художественность пьесы.
…»Клоп» — это театральная вариация основной темы, на которую я писал стихи и поэмы, рисовал плакаты и агитки. Это тема борьбы с мещанином… Как мне самому нравится моя пьеса? Она мне будет нравится, если она не будет нравится обывателю.
Слайд 33
Гражданин!
Спеши,
на демонстрацию «Клопа»,
у кассы — хвост,
в театре толпа.
Но только
не злись
на шутки насекомого.
Это не про тебя,
а про твоего знакомого.
Некоторые говорят:
«Спектакль прекрасен,
но он
непонятен
широкой массе».
Барскую заносчивость
скорей донашивай,-
масса
разбирается
не хуже вашего.
Сильным средством
лечиться надо.
Наружу-
говор скрытненький.
Примите
против внутренних неполадок
внутреннее
лекарство
самокритики.
Ставь прожектора,
чтоб лампа не померкла.
Крути,
чтоб действие
мчало, а не текло.
Театр
не отображающее зеркало,
а -
увеличивающее стекло.
Для афиши Владимиром Маяковским были написаны следующие строки:
Слайд 34
В 1925 году Маяковский написал пьесу «Баня». Эта пьеса, по определению её автора, «агитирует за горизонт, за изобретательную инициативу». Изобличение бюрократизма в «Бане» непосредственно связано с той направленностью сатиры Маяковского, которая нашла своё выражение в стихотворении «Прозаседавшиеся», высоко оценённом В.И. Лениным.
Слайд 35
“В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте.
Покойник это ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля — люби меня. Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.
Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.
Как говорят -
“инцидент испорчен”,
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид.
Счастливо оставаться.
Владимир Маяковский.
12 IV 30 г.”
Слайд 36
Тест по жизни и творчеству
В. В. Маяковского
lusana.ru
Презентация на тему «Жизнь и творчество В.В. Маяковского»
Презентация на тему «Жизнь и творчество В.В. Маяковского» — скачать бесплатно презентации по Литературе53335531463039513235404944384142294843374734365045565452
XСкопируйте код и вставьте его на свой сайт.
Жизнь и творчество В.В. Маяковского
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайдЖизнь и творчество В.В. Маяковского
2 слайдЦели работы Познакомиться с личностью, жизнью и творчеством В.В.Маяковского Определить темы, мотивы и настроения лирики поэта
3 слайдЯ – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу.
4 слайдродился 07.07.1893 в с. Багдади в семье лесничего. В 1902 году поступает в Кутаисскую гимназию. В 1906 году, после смерти отца, семья переехала в Москву. Маяковский учился в московской гимназии. Владимир Владимирович Маяковский
5 слайдВ 1908 году вступил в партию РСДРП Арест за участие в подготовке побега политзаключённых 11 месяцев в одиночной тюремной камере Бутырской тюрьмы
6 слайдНачало творчества В 1911 году Маяковский поступает в училище живописи, ваяния и зодчества Знакомство с футуризмом Хочу делать социалистическое искусство
7 слайдТворчество Маяковского по своему общественному звучанию не укладывалось в рамки футуризма, что особенно проявилось в трагедии «Владимир Маяковский» (поставлена в 1913 г.). В стихах, напечатанных в журнале «Новый сатирикон» («Гимн судье», «Гимн учёному», «Гимн взятке»), Маяковский воздаёт саркастическую «хвалу» мерзостям жизни, в которой предметом хулы становится честный труд, чистая совесть и высокое искусство.
8 слайдНачало 1-й мировой войны 1914-18 отразилось в его творчестве неоднолинейно: в статье «Штатская шрапнель» (ноябрь 1914 г.) он писал, что «сегодня нужны гимны…», но в стихах «Война объявлена» (июль 1914 г.) и «Мама и убитый немцами вечер» (ноябрь 1914 г.) проявилось его отвращение к войне, к её кровавой бессмыслице.
9 слайдНовым этапом явилась поэма «Облако в штанах». Поэма отразила растущую силу миллионов, стихийно поднимающихся против капитализма и осознающих свой путь в борьбе. Основным пафосом дооктябрьских поэм Маяковского — «Флейта-позвоночник» (1916 г.), «Война и мир» (отдельное издание — 1917 г.), «Человек»(1916-17 гг., опубликована в 1918 г.) — был протест против буржуазных отношений, калечивших подлинную натуру Человека. Обложка «Облако в штанах»
10 слайдРадостно встретив Октябрьскую революцию, Маяковский определил свою позицию: «Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось». До Октября у Маяковского не было чёткой социальной перспективы. После Октября творчество Маяковский приобретает новую социально-эстетическую окраску, обусловленную борьбой за идеалы коммунизма (как в позитивном, так и в сатирическом плане). Это сказалось уже в пьесе «Мистерия-буфф» (1918 г., 2-й вариант, 1921 г.). В «Левом марше» (1918 г.), своеобразном гимне пролетарской мощи и целеустремлённости, поэт призывал к борьбе с врагами революции.
11 слайдПереехав в марте 1919 в Москву, он работает в «Окнах РОСТА» — рисует плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года создано около 1100 «окон»).
12 слайдВ поэме «Владимир Ильич Ленин» (1924 г.) деятельность вождя пролетарской революции художественно воссоздана на широком историческом фоне. Поэму «Хорошо!» (1927 г.) А. В. Луначарский назвал «Октябрьской революцией, отлитой в бронзу»; Маяковский воспевал здесь «весну человечества» — своё социалистическое отечество.
13 слайдЛиризм Маяковского всеобъемлющ — в нём выразился небывалый духовный рост человека нового общества. Маяковский — лирик, трибун, сатирик — поэт огромного, «сплошного сердца».
14 слайд20 лет работы 1 февраля 1930 года состоялось открытие выставки «20 лет работы» 6 февраля заявил о вступлении в РАПП Провал постановки пьесы «Баня»
15 слайдТрагедия личной жизни Мария Денисова Татьяна Яковлева Лиля Брик Элли Джонс Вероника Полонская
16 слайдСложная обстановка последних лет личной жизни и литературной борьбы привела Маяковского к депрессии и самоубийству. 14 апреля 1930 года в своём рабочем кабинете Маяковский покончил жизнь самоубийством . Смерть поэта
Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».
342973430634353343553435634360343693440934411344253443134433
У вас есть презентация, загружайте:
Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.
uslide.ru