cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Дистанционные образовательные технологии примеры – Дистанционные образовательные технологии

Содержание

Дистанционные образовательные технологии — это виды и средства расширения информационного образовательного пространства

В настоящее время активно идет процесс модернизации отечественной образовательной системы. Он направлен на повышение качества педагогической деятельности, достижение новых целей, соответствующих современным условиям.

Актуальные проблемы системы

Необходимость в модернизации обуславливается тем, что образовательный процесс все меньше стал удовлетворять ожиданиям и потребностям общества. Существовавшая ранее педагогическая система, в течение многих десятилетий успешно готовившая высококвалифицированные кадры, сегодня не может обеспечить уровень, необходимый в современном мире. Переориентация на новые результаты предполагает значительные изменения структуры и содержания педагогического процесса.

В стандартах нового поколения особое внимание уделяется необходимости формирования у учащихся метаумений, т. е. общих навыков, востребованных в различных сферах. Главная образовательная задача для любого современного педагога — научить ребенка самостоятельно перерабатывать полученную информацию и развивать свои творческие таланты без посторонней помощи. Такой подход позволят подготовить детей к жизни в стремительно изменяющемся мире.

Электронные и дистанционные образовательные технологии

Достижение необходимых результатов, развитие мотивации требуют применения личностно ориентированного подхода. Современный педагог должен составлять индивидуальные обучающие программы, формировать для каждого ребенка конкретную траекторию. В таких условиях применение дистанционных образовательных технологий становится требованием времени.

Впервые на экспериментальном уровне дистанционное обучение началось в 1997 г. 30 мая этого года был издан Приказ Минобразования № 1050. В соответствии с ним началось внедрение новых образовательных технологий.

Определение

Дистанционные образовательные технологии – это методы и способы осуществления педагогической деятельности, предполагающие применение информационно-телекоммуникационных систем. Отличительной их чертой является то, что используются они при опосредованном (на расстоянии) либо не полностью опосредованном взаимодействии педагога и ребенка.

При реализации образовательных технологий дистанционного обучения основу процесса составляет контролируемая и целенаправленная самостоятельная работа обучающегося. Он может получать знания в любом удобном для него месте, по индивидуальному расписанию, при наличии комплекта специальных средств, согласовав возможность взаимодействия с педагогом.

Цели

Программы по дистанционным образовательным технологиям направлены на обеспечение доступности обучения для всех желающих вне зависимости от их места нахождения, состояния здоровья и социального статуса.

С помощью этих методов можно существенно разнообразить направления профильной подготовки, сформировать более четкую профориентацию.

Индивидуальные программы

В последнее время они получили широкое распространение. По мнению многих экспертов, традиционная классно-урочная система замедляет интеллектуальное развитие учащихся старших классов. 6-7 уроков в день, каждый из которых длится по 45 минут, на протяжении которых необходимо вникнуть в суть темы, не оставляют возможности для углубленного изучения дисциплин, серьезного исследования проблем, самостоятельного поиска и обработки информации. Между тем формирование навыков работы с данными – одна из ключевых задач современного образовательного процесса.

Все чаще врачи говорят об угрозах здоровью подрастающего поколения, о загруженности ребят. При этом значительный объем информационного материала, освоение которого не требует существенных интеллектуальных усилий, можно дать с помощью дистанционных образовательных технологий. Это могут быть разного рода тестирования, консультации и пр.

За счет частичной замены классно-урочной деятельности самостоятельными формами обучения можно разгрузить день ученика. Использование дистанционных образовательных технологий позволяет создать условия для продуктивной творческой деятельности детей. При этом педагог получает возможность провести дополнительные консультации с теми учащимися, которым это необходимо.

Индивидуальные программы с применением дистанционных образовательных технологий особенно актуальны для лиц, испытывающих затруднения с посещением учебных заведений. Речь в первую очередь о детях с ограниченными возможностями здоровья и проживающих в отдаленных местностях.

Суть подхода

Как выше говорилось, дистанционные образовательные технологии – это эффективный инструмент реализации личностно ориентированных педагогических методов. При их применении осуществляется общение учеников и друг с другом, и с преподавателем. При этом их взаимоотношения должны принять форму сотрудничества, а не передачи знаний. В противном случае педагогическая система приобретает авторитарный характер.

Дистанционные образовательные технологии – это методы, ориентированные на нравственное и интеллектуальное развитие личности, творческого и критического мышления, формирование навыков работы с информацией. Они позволяют обеспечить обратную связь между педагогом и учеником, максимальную интерактивность. В результате происходит своего рода индивидуализация процесса освоения материала.

Одна из особенностей реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в том, что у обучающегося всегда есть возможность доработать выполненные индивидуальные задания. Если ребенок недостаточно хорошо его выполнил, то педагог может вернуть на доработку, указав на ошибки и недочеты, которые следует исправить.

Плюсы образовательных технологий дистанционного обучения

Среди несомненных достоинств системы можно назвать:

  1. Индивидуальный темп обучения. Сам обучающийся может установить скорость освоения предметов в зависимости от его личных потребностей и возможностей.
  2. Гибкость и свобода. У обучающегося есть возможность выбрать любую программу (курс) по своему усмотрению, самостоятельно планировать продолжительность, место и время проведения занятий.
  3. Доступность. Дистанционные технологии можно использовать вне зависимости от местонахождения обучающегося и учебного заведения.
  4. Мобильность. При дистанционном обучении устанавливается обратная связь между обучающимся и педагогом. Мобильность считается одним из ключевых требований и основ эффективности образовательного процесса.
  5. Технологичность. Дистанционное обучение предполагает применение инновационных информационно-телекоммуникационных технологий.
  6. Равноправие при получении образования вне зависимости от состояния здоровья, места жительства, материальной обеспеченности.
  7. Объективность. При использовании интерактивных практикумов, разных форм тестирования знания могут оцениваться в автоматическом режиме без непосредственного участия преподавателя. Такой подход исключает субъективность, предвзятость при оценке.

Безусловно, это далеко не все плюсы дистанционного образования. Однако полностью оно заменять классно-урочное обучение не должно. Дистанционное образование может очень эффективно дополнять традиционную систему обучения.

Недостатки

Несмотря на явные плюсы, дистанционные технологии имеют и некоторые минусы:

  1. Недостаточная мотивация обучающихся. При использовании дистанционных технологий требуется более строгий контроль деятельности ребенка.
  2. Неспособность (в силу возраста) грамотно организовать работу. В связи с этим перед преподавателем стоит задача разработать детальную образовательную программу.
  3. Необходимость посещения учебного заведения для проверки знаний.

Кроме этого, обучающийся может столкнуться с различными техническими сложностями: медленной скоростью Интернета, сбоями в сети или ПК и пр.

Для достижения максимального образовательного эффекта необходимо создать благоприятную атмосферу. Во многом формирование психологического климата зависит от педагога. Преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, выстраивать взаимодействие на принципах взаимного уважения и сотрудничества.

Заключение

Безусловно, время не стоит на месте, общество постоянно развивается, изменяются его потребности и запросы. Новые технологии проникают сегодня в разные сферы жизни. Не является исключением и образовательная система.

Современные учебные заведения должны идти в ногу со временем. Конечно, традиционная система обучения является основой образовательного процесса. Дистанционные технологии, в свою очередь, признаются важным ее дополнением. Во многих регионах без них не обойтись. Благодаря им огромное количество детей получили возможность учиться наравне со сверстниками.

Сегодня дистанционное образование только набирает обороты. Ожидается, что в скором времени оно станет неотъемлемым элементом педагогической системы страны, что позволит максимально полно удовлетворять потребности современного общества.

fb.ru

Дистанционные образовательные технологии — Из опыта работы

Автор: Струкова Наталья Викторовна

Информационные технологии с каждым годом оказывают все большее влияние как на экономику, так и на повседневную жизнь людей. Этапы качественного развития большинства отраслей (энергетики, медицины, образования, торговли, финансового сектора, страхования и др.) и государственного управления, в том числе в военной сфере, связаны с внедрением информационных технологий.

В числе актуальных направлений использования информационных и телекоммуникационных технологий Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. рассматривает развитие культуры, средств массовой информации, а также медиаобразования и дистанционного образования. В связи с этим современная школа, опираясь на задачи по формированию медиа и информационной культуры обучающихся, поступательно вводит систему медиа и дистанционного образования. Характерно, что новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» уделяет особое внимание внедрению информационно-телекоммуникационных сетей, мультимедийных электронных, информационных и материальных ресурсов, необходимых для организации образовательной деятельности. При этом новое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов включает требования, обеспечивающие в образовательных организациях возможность создания и обработки аудиовизуальных медиатекстов в ходе аудиторной и самостоятельной учебной деятельности, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Совершенствование информационных технологий занимает важное место среди многочисленных новых направлений развития образования. Оно нацелено на развитие школьной инфраструктуры, а именно информационной среды образовательного учреждения, что предполагает внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов. Важная роль новых информационных технологий в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения отдельных педагогических задач, но и придают качественно новые возможности обучению, стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования. С развитием компьютерных средств и внедрением их в образовательный процесс у его участников появляются новые возможности, реализуются новые подходы. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогов.

Обсуждая возможности дистанционных технологий в образовании, наверное, каждый учитель задаётся вопросом: является ли дистанционное образование помощником преподавателя или это обуза, навязываемая временем?

Учитель должен идти в ногу со временем и владеть современными информационными технологиями, которые при грамотном их использовании позволят сэкономить время на подготовку к уроку, рационально распределить время на проверку работ и внеурочную деятельность, повысить интерес учеников к своему предмету, мотивировать их на высокие результаты. Современные информационные сервисы помогут учителю сделать урок более продуктивным, а совместную деятельность с учениками более увлекательной и интересной.

Рассмотрим, какие информационные технологии может использовать в своей педагогической деятельности преподаватель любой учебной дисциплины и для чего.

Дистанционные образовательные технологии:

  • Видеоконференция;
  • Дистанционное обучение с «СДО Русал»;
  • Учебно-сетевые проекты;
  • Применение облачных технологий в образовательном процессе;
  • Персональные сайты и блоги учителей.

Видеоконференции

Видеоконференция – это один из видов коммуникации, который позволяет открывать новые возможности по обмену информации между людьми. На сегодняшний день видеоконференция максимально приближает общение людей, находящихся на большом расстоянии, к живому разговор, повышая уровень восприятия собеседника за счет его визуализации.

Дистанционное обучение с «СДО РУСАЛ»

Разработанная в РУСАЛе технология электронного обучения является универсальной и с успехом используется в образовательных учреждениях. Доступ в систему дистанционного обучения (СДО) обеспечивается зарегистрированным пользователям с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Разрабатываемые преподавателями с использованием технологии электронного обучения РУСАЛ компьютерные средства обучения (курсы) размещаются в системе и становятся доступными всем ее пользователям. Курсы являются интерактивными, предполагают ведение учебного диалога с учителем (тьютором), выполнение текущих и итоговых контрольных заданий. В них широко используется анимация, звук и видео.

РУСАЛ предоставляет возможность разрабатывать и размещать учебные курсы по разным учебным дисциплинам, которые могут содержать как один урок, так и серию уроков по какому-либо разделу, с помощью тестовой оболочки можно создавать свои тесты. Помимо своего материала, можно пользоваться всеми разработками и тестами, которые находятся в базе «СДО РУСАЛ», т.е. были размещены другими учителями. Размещая свой материал, вы также можете сделать пометку о доступности материала только вашим ученикам или всем зарегистрированным желающим.

Учебно-сетевые проекты

Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта.
Специально организованная, целенаправленная совместная работа учащихся в Сети может дать высокий педагогический результат. Эффективным является организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в Сети стал сетевой учебный проект.

Под сетевым (телекоммуникационным) проектом понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.
В настоящее время предлагается достаточно большое количество социальных проектов для начальной школы. Учитель может организовать работу по выполнению заданий проекта во внеурочные часы, формируя и развивая таким образом УУД, которые не всегда получается в достаточной степени сформировать в рамках уроков.

Облачные технологии

Одним из перспективных направлений развития современных информационных технологий являются облачные технологии.

Под облачными технологиями (англ. cloud computing) понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис.

Выделяют несколько преимуществ, связанных с использованием облачных технологий:

  • Доступность. Доступ к информации, хранящейся на облаке, может получить каждый, кто имеет компьютер, планшет, любое мобильное устройство, подключенное к сети интернет.
  • Мобильность. У пользователя нет постоянной привязанности к одному рабочему месту. Экономичность. Одним из важных преимуществ называют уменьшение затрат. Пользователю не надо покупать дорогостоящие, большие по вычислительной мощности компьютеры и ПО.
  • Гибкость. Все необходимые ресурсы предоставляются провайдером автоматически.
  • Высокая технологичность. Большие вычислительные мощности, которые предоставляются в распоряжение пользователя, которые можно использовать для хранения, анализа и обработки данных.
  • Надежность. Некоторые эксперты утверждают, что надежность, которую обеспечивают современные облачные вычисления, гораздо выше, чем надежность локальных ресурсов.

Облачные технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса, создавая возможности для персонального обучения, интерактивных занятий и коллективного преподавания. Внедрение облачных технологий не только снизит затраты на приобретение необходимого программного обеспечения, повысит качество и эффективность образовательного процесса, но и подготовит школьника к жизни в современном информационном обществе.

Облачные технологии позволяют организовать:

  • обмен информацией и документами, необходимыми для учебного процесса, среди учащихся и преподавателей;
  • проверку домашней работы;
  • консультирование по проектам и рефератам;
  • выполнение совместных проектов в группах: подготовку текстовых файлов и презентаций, организацию обсуждения и правки документов в режиме реального времени с другими соавторами;
  • публикацию результатов работы в Интернете в виде общедоступных веб-страниц;
  • выполнение практических заданий на обработку информационных объектов различных видов: форматирование и редактирование текста, создание таблиц и схем в текстовом редакторе.

Персональные сайты и блоги учителей

Сайт — это место во всемирной сети (Интернете), которое имеет свой адрес, собственного хозяина и состоит из отдельных веб-страниц, которые мы видим как одно целое.

Попробуем ответить на вопрос: зачем учителю нужен сайт?

  • Рассказать об учителе, как о человеке и специалисте. Учитель с помощью своего персонального сайта может рассказать о себе, пройденных курсах повышения квалификации, полученных дипломах, грамотах и других наградах, показать всем результаты своей педагогической деятельности.
  • Для учеников. Размещая на сайте интересные, познавательные материалы по какому-либо предмету можно вызывать у учеников дополнительный интерес к нему.
  • Для родителей. Через свой сайт учителю будет проще наладить процесс общения с родителями учеников. Например, можно создать специальный раздел для родителей, куда периодически добавлять новости или обращения к родителям.
  • Методическая копилка своих наработок. На созданном персональном сайте учитель может делать свою подборку образовательных материалов в самых различных видах. Будь то обычные файлы с конспектами уроков для скачивания (которыми могли бы воспользоваться как ваши ученики, так и коллеги) или сделанные лично вами видео или аудио уроки.
  • Выражение собственного мнения. На своем сайте учитель может публиковать свои статьи, выражающие его взгляды на те или иные вопросы, на воспитательный и образовательный процесс.
  • Общение с коллегами. Через свои сайты учителя могут делиться своим опытом, развиваться профессионально в кругу своих единомышленников.

Если создание и ведение персонального сайта учителю кажется сильно трудозатратным, то можно создать свой блог или блог своего проекта.

Блог — это тоже веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке.

Зачем учителю блог?

Учитель может использовать блог для решения очень многих профессиональных задач. Блог позволяет коллективно или в одиночку проводить рефлексию, систематизировать накопленный опыт, обобщать результаты самообразования, саморазвития, делиться результатами своего труда с коллегами-блогерами.

www.uchportal.ru

Дистанционные образовательные технологии на примерах использования различных прикладных программ Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук»

Серия «Социально-гуманитарные науки»

развития науки и образования Российской Федерации и ее субъектов.

Выводы

Уточнение содержания и стратегических целей научно-методического обеспечения и

информационного сопровождения является важной предпосылкой совершенствования взаимодействия Минобрнауки России с органами образования регионов, регламентации потоков

соответствующей документации.

Литература

1. Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 года № 337 //,^^^минобрнауки.рф/документы/1109

2. Итоги деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2013 год и задачи на 2014 год. М., 2014. — 147 с.

3. Итоги деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2012 год и задачи на 2013 год. М., 2013. — 116 с.

4. Новая Российская энциклопедия в 12 томах. Т. 12 (1). М.: ООО «Издательство «Энциклопедия», 2013.

5. Краткая российская энциклопедия. Т. 2. К-Р. М.: Большая российская энциклопедия; ОНИКС 21 век, 2004.

6. Большая советская энциклопедия. Т. 18. Никко — отолиты. Третье издание. М.: Советская энциклопедия, 1974.

7. Словарь современного русского литературного языка. Том 8. О. М.: Издательство Академии наук СССР, 1959.

8. Словарь русского языка. Том 11. К — О. Издание второе, исправленное и дополненное. М.: Русский язык, 1982.

9. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова. Том II. М.: Астрель; АСТ, 2000.

10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 24-е издание, исправленное. М.: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2004.

11. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Том второй. И-О. СПб., 1881.

12. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова. Том IV. М.: Астрель; АСТ, 2000.

13. Словарь русского языка. Том IV. С-Я. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М.: Русский язык, 2004.

14. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 24, книга 1. М., 1976.

15. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Том четвертый. Р-Я. СПб., 1882.

16. Кискаев И. А., Паукова Л. Н. Информационно-аналитическое сопровождение процесса развития общеобразовательной школы: диагностический аспект. Методическое пособие. Под ред. Г. Н. Гребенюк. Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2004. — 305 с.

Дистанционные образовательные технологии на примерах использования

различных прикладных программ

к.т.н. Крыжановская Т.Г., д.т.н. проф. Колтунов И.И.

Университет машиностроения 8(495)223-05-23 доб. 18-26, [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены примеры реализации дистанционных образовательных технологий и системы для построения компьютерных обучающих программ.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, компьютерные обучающие программы.

В учебном процессе в зависимости от сложности изучаемого курса его лекции могут дополняться лабораторными и расчетно-графическими работами, практическими занятиями, самостоятельной работой — все это должно быть представлено в учебно-методическом комплексе (УМК). Рассматривая конкретную учебную дисциплину, УМК считают хорошо сбалансированным, если в их составе представлены различные компоненты элементов изучения, позволяющие проводить все виды учебных занятий, в том числе курсы лекций (изучающие теоритические основы данной дисциплины), практические занятия, компьютерное моделирование отдельных элементов, узлов и др. Кроме того, в УМК должны быть представлены различные виды контроля степени усвоения изучаемого материала [ 1].

В зависимости от используемых при подготовке специалистов рассматривают два типа учебно-методических комплексов [2]: централизованный и децентрализованный (распределенный). Для первого типа УМК совокупность образовательных услуг предоставляется одним учебным заведением и гарантирует доступ к ресурсам на определенных условиях. Второй тип УМК характерен для современных дистанционных образовательных технологий (ДОТ), так как в соответствии с нормативными документами Федерального агентства по образованию допускается практически любое соотношение очных и дистанционных технологий.

ДОТ можно представить в форме информационно-образовательной среды — системы организованной совокупности средств передачи данных и информационных ресурсов, аппа-ратно- программного и организационно-методического обеспечения, ориентированной на удовлетворение образовательных потребностей [3] . Пример структуры такой информационно-образовательной среды приведен на рисунке 1.

Рисунок 1. Информационно — образовательная среда [3]

Как показано на рисунке, информационно-образовательная среда как система представляет собой комплекс программных средств с модульной структурой, обеспечивая возможности индивидуального и группового дистанционного обучения. Этот комплекс включа-

• модуль регистрации различных типов пользователей;

• модуль администрирования учебного процесса;

• модуль структуризации учебного материала;

• модуль контроля знаний;

• систему обмена потоками информации между модулями и элементами системы;

• систему организации сбора и обработки статистической информации;

• систему организации многонаправленных потоков информации между всеми типами пользователей;

• интерфейс для каждой категории пользователей.

Рассматривая дистанционное образование как комплекс образовательных услуг, базирующийся на средствах обмена информацией на расстоянии, выделим основным модуль структуризации учебного материала (рисунок 1).С точки зрения практической подготовки инженеров важным фактором служит наличие в этих комплексах автоматизированного лабораторного оборудования, которое может работать под управлением обучаемых с удаленных рабочих мест, подключенных к глобальной или локальной сетям.

Примерами систем для проведения лабораторных работ с удаленного компьютера являются системы ИНДУС (интерактивная диалоговая удаленная система) и АЛПУД (автоматизированный лабораторный практикум с удаленным доступом) [4].

Сервер «Автоматизированные лабораторные практикумы с удалённым доступом по общетехническим и специальным дисциплинам инженерного образования» создан и поддерживается ГОУВПО «МГТУ им. Н.Э. Баумана» и ГОУВПО «МЭИ (ТУ)» в рамках Государственного контракта № 780 от 30.09.2005 г.

Сервер поддерживает функции не только хранилища, но и среды использования электронных образовательных ресурсов в учебных целях. Он обеспечивает оперативное взаимодействие территориально распределённых пользователей с образовательными ресурсами, находящимися непосредственно в составе сервера, либо через его административные возможности — с образовательными ресурсами различных учебных заведений, включая доступ к территориально распределённым техническим средствам учебных лабораторий. Технические характеристики системы:1. Сервер: Pentium 4 — 3 ГГц, ОЗУ 1 Гб, Накопитель 160 Гб RAID. 2. Операционная система сервера: WindowsServer 2003 с поддержкой технологии Интернет-приложений ASP.NET.3. Web-приложения, выполняемые на сервере, обеспечивают подключения клиентов с использованием Интернет-обозревателей InternetExplorer, Netscape (Mozilla), Opera.4. Пропускная способность сервера не менее 50 запросов в секунду. 5. Информационная емкость сервера не менее 10 Гбайт.

Структура сервера обеспечивает возможность последовательного наращивания следующих видов образовательных ресурсов:

• автоматизированных лабораторных практикумов удалённого сетевого доступа;

• уникального лабораторного и научного оборудования сетевого доступа;

• программно-аппаратных инструментальных средств разработки современного автоматизированного лабораторного оборудования;

• свободно распространяемых открытых программных кодов, способствующих эффективному освоению технологий коллективного сетевого доступа к удалённому лабораторному оборудованию.

Для комплексных практикумов, включающих в себя также и этапы математического моделирования, в сценариях выполнения дополнительно предусматриваются:

• теоретическое изучение особенностей выбранного объекта с использованием универсальных или специальных математических моделей;

• экспериментальная проверка результатов моделирования с возможностью уточнения параметров математической модели;

• математическая обработка результатов моделирования и эксперимента с применением современных математических пакетов.

Известной программной средой дистанционного обучения, позволяющей разрабатывать и вести электронные курсы как в дистанционном режиме, так и в качестве поддержки очного обучения, является Moodle. Система управления процессом обучения Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment — модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения) относится к свободному программному обеспечению и рассматривается с открытым программным кодом [6]. Система используется во многих университетах мира и переведена на 75 языков. Её преимущество состоит в том, что любой преподаватель, предварительно пройдя небольшой период обучения, может создавать электронные учебные курсы практически любой сложности. При этом любой курс может содержать следующие элементы: веб-страницы, файлы мультимедиа, форумы, глоссарии, тесты, задания и многое другое.

Информационные ресурсы системы Moodle разбиты на две большие категории: ресурсы и элементы курса. Они добавляются с помощью двух селекторов: «Добавить ресурс» или

«Добавить элемент курса».

Редактировать настройки курса

Основные

Категория © [разное^ Полное имя- © Короткое имя» ф Ю курса ф Краткое описание ©

(Руководство по созданию учебного курса в системе Moodle (Использование Moodle

Презентация с инструкциями по размещению учебных материалов на образовательном портале (гостевой вхоп)

Формат ф 1 Структура

Количество нед/тем

Дата начала курса ©

Отображение скрытых секций ©

Новости ©

Показывать оценки © да

Показать отчет о действиях © |нет

Максимальный размер загружаемого |1змбагч файла ©

«Г

LAMS SCORM

Сообщество (форум)

Календарь (CSS)

Weekly fotmat — CSS/No tables

Рисунок 2. Этапы редактирования курса в системе Moodle

Ресурсы и элементы — это структурные «кирпичики» учебного содержания курса. Преподаватель размещает их на курсе по своему плану и, тем самым, создает информационно -образовательную среду для студента. Ресурсы — это тексты, рисунки, файлы, презентации или ссылки на Интернет-сайт и т.д. По отношению к ресурсам студент выступает в пассивной роли потребителя информации.

Элементы — это учебные инструменты, с помощью которых организуется интерактивное общение: задания, опросы, тесты, форумы и т. д. По отношению к элементам студенты выступают в активной роли. Они должны не только изучить материал, но и провести какие-то действия, в том числе решить поставленную задачу, проанализировать все полученные решения и выбрать лучшее. Этапы редактирования курса приведены на рисунке 2.

Практические возможности системы Moodle Университета Машиностроения (МАМИ) опробованы в учебном курсе «Математическое моделирование в технике» в разделе « Статическое моделирование с итерациями по диаметрам элементов гидравлической системы робота манипулятора» [7]. Ниже на рисунках 3, 4 и 5 приведены этапы обучения курса по заданной теме, разработанный интерфейс и элементы процесса обучения (виды насосов) соответ-

ственно.

Разработанное программное обеспечение предназначено для изучения дисциплины студентами очного и дистанционного форм обучения.

I

Добро пожаловать в дистанционный обучающий курс по теме: «Функционирование автоматизированного технологического комплекса на примере робота -манипулятора»!

Н АЧ АТЬ ОБУЧЕНИЕ

Если Вы готовы получать знания, то жмите на кнопку-!

Ознакомившись с необходимой информацией, студент может приступать к обучению

Закрыть

После загрузки приложения, студенту предлагается ознакомиться с алгоритмом, по которому будет проходить обучение

Перед началом обучения, прошу ознакомиться с приведенным ниже текстом.

Здравствуйте! Вас приветствует разработчик данного приложения, студент факультета АнУ. группы ‘ 10-АнС-7, Грачев Владислав.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ!

Перед началом обучения, прошу предварительно ознакомиться приведенным ниже текстом.

Данное приложение было разработанно мной, в рамках дипломного проекта, для образовательного портала МГМУ «МАМИ». Его предназначением является дистанционное обучение студентов, по курсу: «Функционирование автоматизированного технологического комплекса на примере робота -манипулятора». Этот курс включает в себя пять тем. В свою очередь, каждая тема включает в себя теоретическую часть и задание для расчетно — графической работы.

Обучение происходит по следующему сценарию:

Выбор темы -> ознакомление с теоретическим материалом -> просмотр примеров решения задач для „

С пршеденным выше текстам огнакачлен(а). Готов(а) присту пит» к обучению

Закрыть

Продолжить

Рисунок 3. Этапы обучения курса по заданной теме

Рисунок 4. Разработанный интерфейс

Рисунок 5. Элементы процесса обучения (виды насосов)

Литература

1. Арбузов Ю.В., Воронов В.Н., Маслов С.И., Филаретов Г.Ф., Комплекс средств обеспечения учебного процесса и научных исследований в открытом техническом образовании // Индустрия образования / под ред. А.А. Полякова, Ю.М. Кузнецова, Г.Ф. Филаретова, М Б. Дружининой. — М.: МГИУ, 2001. Вып. 1. С.175-181.

2. Поляков А.А., Кузнецов Ю.М., Маслов С.И., Арбузов Ю.В. Концептуальные основы индустрии информационных ресурсов распределенного электронного обучения // Индустрия образования / под ред. А.А. Полякова, Ю.М. Кузнецова, Г.Ф. Филаретова, М.Б. Дружининой.- М.: МГИУ, 2002. Вып. 2. С.45-54.

3. Зубков В.Г., Колтунов И.И., Нехорошев С.А. Информационные дистанционные технологии в образовании. — М.: Институт информационных технологий, 2007-213 с.

4. Зимин А.М., Лаборатории удаленного доступа в практической подготовке инженеров XXI века. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. -64 с.: ил.

5. http://www.alpud.ru — автоматизированный лабораторный практикум с удаленным доступом.

6. Смирнов. С.А. Применение МооШе 2.3 для организации дистанционной поддержки образовательного процесса. Учебное пособие. — М.: «Школа Будущего», 2012. -182с.

7. Бубнов В.А., Крыжановская Т.Г. Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Моделирование систем» по спец. 220201.65 «Управление и информатика в технических системах». Часть 1. Проектирование однотактных систем управления машин-автоматов.- М.: Изд-во МГТУ «МАМИ», 2006. -52 с.

cyberleninka.ru

Технология дистанционного обучения


Дистанционное обучение – обучение на расстоянии с активным использованием возможностей сетевого информационного пространства. Это одна из самых перспективных образовательных технологий. В современной школе дистанционное обучение часто применяется в инклюзивном образовании и при работе с одаренными детьми.

Особенности дистанционного обучения

Обучение учащихся дистанционно предполагает, что учебный материал изучается и прорабатывается самостоятельно в течение определенного времени. Ученик сам выбирает темп обучения, последовательность изучения учебных тем. Преподаватель разрабатывает дистанционный курс, а затем только консультирует и мотивирует учащихся.

Возможности сетевого обучения через Интернет позволяют эффективно организовать учебный процесс. Активно включаются в обучение видео- и аудио- материалы для лекционных занятий, электронные учебники, компьютерные тренажеры, онлайн-тестирование, электронная рассылка.

В организации учебного процесса могут сочетаться очные и заочные формы. Завершается обучение сетевым или очным тестированием, показывающим уровень освоения учебного материала.

Виды дистанционного обучения

• Сетевое обучение. Самостоятельное знакомство обучающихся с размещенными в Интернет-среде учебными материалами. Общение в чатах и на вебинарах с руководителем и другими учениками. Консультации преподавателей через электронную почту.

• Обучение через кейсы. Набор текстовых и мультимедийных материалов и методических рекомендаций высылается учащемуся, который работает самостоятельно. Преподаватель отслеживает результаты обучения и оказывает консультационную помощь.

• ТВ-обучение. Ученик самостоятельно работает с видеолекциями преподавателей. Выполняет задания и тесты.

Цели использования дистанционного обучения в средней школе

• Возможность изучать предметы школьного курса для тех учащихся, которые не могут посещать школу, например, по состоянию здоровья.

• Освоение темы отдельного учебного предмета на углубленном уровне. Подготовка к участию в предметных олимпиадах.

• Подготовка к экзаменам по разным школьным предметам.

• Устранение пробелов в знаниях по определенным темам конкретных учебных предметов.

Принципы

• Интерактивность. Разные формы сетевого общения обучающихся и преподавателя: обмен сообщениями, просмотр видеоматериалов, консультации через скайп, общение на форумах.

• Модульная структура. Образовательный курс разбит на блоки, которые могут изучаться по отдельности.

• Фиксирование отправной точки обучения. Для того чтобы изучать дистанционный курс, необходим определенный стартовый уровень знаний по учебному предмету. Для диагностики проводится входное тестирование.

• Индивидуальный подход. Разрабатывается индивидуальная траектория обучения учащегося.

• Контроль времени. Устанавливаются сроки для работы с каждым заданием и сроки для выполнения зачетных работ.

Роль преподавателя

Успешность дистанционного обучения связана с профессионализмом учителя. Преподаватель разрабатывает учебные материалы, отслеживает индивидуальные результаты учащихся на разных этапах изучения курса. Он выступает в роли тьютора, сопровождающего учебный процесс.

Для преподавателя дистанционного обучения важно обладать информационной культурой, уметь пользоваться современными интерактивными средствами обучения.

Преимущество для учащихся

• Обучающийся сам выбирает время и место для занятий. Учиться можно не выходя из дома.

• Материал изучается в индивидуальном темпе. Любая лекция может прослушиваться многократно.

• Ученик не пассивный слушатель, а активный участник, управляющий учебным процессом.

• Доступ к разнообразным информационным источникам (электронным интерактивным материалам).

• Обучение доступно детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети из отдаленных областей могут учиться по курсу, разработанному для столичных школьников.

Преимущество для учителя

• Возможность обучать сразу любое количество учеников.

• Современные интерактивные средства обучения (онлайн-тестирование, интерактивные учебники), которые повышают качество образования.

Основные трудности для учащихся

• Трудно постоянно поддерживать мотивацию на высоком уровне. Обучение на расстоянии требует самоорганизации и самодисциплины.

• Дефицит прямого общения с преподавателем. Не удается регулярно отслеживать и исправлять ошибки, которые допускаются в выполняемых заданиях.

• Необходим постоянный доступ в Интернет. Место для учебы должно быть оборудовано веб-камерой, микрофоном и персональным компьютером.

• Не хватает практических занятий, преобладает в обучении теоретический материал.

Основные трудности для учителя

• Много тратится времени и сил на разработку дистанционного учебного модуля.

• Методика организации дистанционного обучения нуждается в совершенствовании.

• Учитель не может полностью контролировать учебный процесс. Контролируют обучение только сам ученик и его родители.

• Отсутствует эмоциональный контакт с учеником.

Структура дистанционного урока

1. Постановка целей обучения. Выработка значимых для учащихся мотивационных установок.

2. Инструктаж для учащихся и рекомендации к освоению учебного материала.

3. Самостоятельное изучение учениками нового модуля:

• просмотр видео-лекции;

• работа с мультимедийными материалами;

• выполнение тренировочных интерактивных заданий.

4. Контроль усвоения материала. Завершающее модуль онлайн-тестирование.

5. Консультация учителя. Рефлексия.

Перспективы развития

Дальнейшее развитие дистанционного образования позволит сформировать единое образовательное пространство в сети. Каждый ученик сможет получить достойное образование благодаря доступу к качественному контенту в нашей стране и за рубежом. Это в перспективе возможно, если будет усовершенствована методика организации обучения на расстоянии. Дистанционное заочное обучение эффективно для непрерывного получения знаний в течение всей жизни.

aujc.ru

Дистанционные образовательные технологии как средство расширения информационного образовательного пространства

Дистанционное обучение

На сегодняшний день существуют различные формы обучения, и все они имеют индивидуальные особенности, которые в той или иной форме подходят студенту в зависимости от образа жизни самого студента тем более, когда он совмещает учебу и работу, в данном случае это заочная форма обучения.

Все мы знаем и понимаем, что сложно одновременно работать и получать образование, по этому, для того чтобы стать квалифицированным специалистом нужно получить необходимый для этого объем информации и знание его практического применения.

Мы отметим те аспекты, которые по широкому мнению отрицательно влияют на качество обучения:

  1. Общение с преподавателем (лекции, семинары) ничем не заменишь.
  2. Прежде чем начинать работать в какой либо организации, человек должен получить хорошие теоретические знания, чтобы в будущем стать настоящим специалистом.
  3. Без преподавателя студенты, за редким исключением, совершенно не способны разобраться с материалом, изложенным в учебниках, и им приходится снова и снова разжевывать то, что написано в учебниках.
  4. Задачей образования является знание, а его можно получить только в аудитории.
  5. Компьютер — это дорогая модная игрушка, которая только отвлекает студентов от серьезной учебы.

Но давайте обратим внимание на то, что мы с вами живем в эпоху постоянных перемен и то, что выучено с чьей-то помощью, очень быстро устаревает. Преуспевающий человек должен учиться постоянно и всю жизнь. Но где тогда взять время для работы, для семьи, для отдыха? Надо научиться эффективному самообразованию и делать это «без отрыва от жизни». То есть научиться самостоятельно, делать все то, что делал за студента учитель при очном обучении.

 

Характерным и во многом естественным для конца ХХ века в области образования стало появление новых типов образовательной деятельности, образовательных услуг и образовательных организациях. В учебной, научно-педагогической литературе часто встречаются термины открытое, гибкое, дистанционное образование (обучение). В реальной практике эти слова часто используются и как близкие по смыслу, и как обозначающие разные явления в области образования. Ни в теории, ни в практике, ни за рубежом ни у нас в стране нет единого толкования указанных понятий, что во многом затрудняет взаимопонимание в научно – педагогической и административно- чиновнической средах.

Поэтому, вначале, хотелось бы обсудить простые и ясные определения, не претендуя на исчерпывающее раскрытие значения тех или иных понятий, но позволяющих вести предметное обсуждение проблемы. Начнем с дистанционного обучения.

Объективность появления дистанционного обучения (далее — ДО) вызвана необходимостью обеспечения качественного, массового и индивидуализированного образования. С экономической и организационной точки зрения известные существующие формы обучения не позволяют реализовать это на практике, однако ДО, которое базируется на широком использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), решает эту проблему. Мы склонны считать, что ДО – качественно новая форма получения образования, возникшая в последней трети ХХ века, благодаря ИКТ. С научной точки зрения это форма получения образования более общая, чем заочное образование. Более правильно считать, что это не модернизированное заочное образование (ЗО). То обстоятельство, что дистанционное обучение обозначают технологией не совсем верно и не полно, и вызвано формально- юридическими проблемами. Известно, что важная роль дистанционного обучения отражена и в статье 16. «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.. Дистанционное обучение представлено в официальном документе Минобразования РФ «МЕТОДИКА применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации следующим образом.

  1. Дистанционное обучение – совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя, осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникаций и телевидения. Основными дистанционными образовательными технологиями являются: кейсовая (портфельная) технология, интернет-технология, телевизионно-спутниковая технология. Допускается сочетание технологий.
  2. Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся в образовательных организациях высшего образования возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования (далее – образовательные программы) непосредственно по месту жительства или временного пребывания (нахождения).

С научно-педагогической точки зрения можно предложить следующее определение ДО.  

Дистанционное обучение – это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, протекающий в педагогической системе дистанционного обучения.

Качественно и наглядно такое явление как ДО, его существо и особенности можно представить себе, если описать это явление на повествовательном языке на примере одной из моделей ДО, а именно Интернет – обучении. Действительно, если пять — семь лет назад получение знаний с доставкой на дом – через Интернет казалось многим российским студентам привилегией иностранцев, то сегодня практически каждый отечественный вуз готов предоставить своим учащимся такую возможность.

Поэтому ниже приведем фрагмент рассказа студентки, которая обучалась по Интернет – технологии:

«Продвижение по работе я могла получить после получения диплома о переподготовке по специальности. Я имею доступ в Интернет, т.к. работаю в офисе небольшой компании. Обладаю минимальными пользовательскими навыками. Просмотрев информацию с помощью поисковой системы на слово дистанционное обучение, я обнаружила несколько университетов по необходимой мне специальности.

Заполнив анкету, пройдя тестирование и платежные документы, я отослала их по
Э-почте по указанному электронному адресу. Через некоторое время я получила сообщение, где содержался номер учебной группы, имя, пароль, которые давали мне доступ к учебным материалам. В состав комплекса входили: график учебы, учебная программа, учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, темы электронных семинаров и практических индивидуальных занятий.

По номеру группы я познакомилась со списком однокурсников их электронными адресами. Их было семь человек. За нашей группой был закреплен преподаватель-консультант, которому я могла задавать вопросы, как по организации обучения, так и по содержанию дисциплины.

В соответствии с руководством по изучению дисциплины я приступила к учению. По ходу, если возникали вопросы, то я получала ответы от преподавателя. В учебном пособии было много заданий и тестов для самопроверки.

Например, индивидуальное задание состояло в том, чтобы отыскать материалы по заданной теме в Интернет и подготовить реферат, который я в электронной почте послала преподавателю для проверки. После устранения замечаний, реферат был принят.

Необычно было участвовать в Э-семинарах, который длился неделю. Образно говоря, я могла заходить в «виртуальную аудиторию» в любое удобное для меня время. Однажды я участвовала в семинаре, сидя в Интернет-кафе, которых множество в нашем городе, и где за небольшие деньги я получила доступ в Интернет.

Мое участие в виртуальном семинаре проходило так. По одному из учебных вопросов семинара мною были подготовлено выступления в письменной форме и помещено в Интернет с помощью форума. Все участники семинара прочитали его и высказали замечания, преподаватель и два студента задали мне вопросы, на которые я смогла ответить (в письменной форме, конечно). Таким же образом я читала и высказывала свое мнение по подготовленным выступлениям других студентов. В конце обсуждения преподаватель подвел итог и оценил мое участие в семинаре. В конце изучения дисциплины мне было предложено пройти итоговое тестирование после чего я получила сертификат за дисциплину.

Для получения диплома о переподготовке мне надо было получить сертификаты по другим дисциплинам, которые я изучала по такой же схеме.

График был напряженным. Я уже привыкла читать учебные материалы с экрана, поэтому не распечатывала их, как это было вначале.

В процессе учебы мы часто « беседовали», обсуждая неясные вопросы с сокурсниками.

Все члены учебной группы увидели друг друга на комплексном экзамене и на вручении диплома. Мой начальник был доволен знаниями и навыками, которые я приобрела в процессе учебы».

На сегодняшний день разработаны современные дистанционные образовательные технологии, которые мы сейчас с вами рассмотрим.

В первую очередь давайте рассмотрим вопрос о качестве образования:

  • Специалист — это человек, который умеет правильно применять имеющиеся знания на практике,
  • Квалифицированный специалист — это специалист, который знает и умеет как опытно «оперировать» своими знаниями и умениями в работе.

Задачей образования являются знания, которое мы получаем для того что бы в будущем стать настоящими, опытными, квалифицированными специалистами. Но «пройти обучение» не значит «получить образование» тем более качественное.

В обыденном сознании мы часто не различаем два понятия: «получить образование» и «пройти обучение». Между тем, эти понятия имеют различное содержание. «Пройти обучение» означает получить в конкретном учреждении сумму знаний, позволяющую начать трудовую деятельность. Трудовая деятельность, в свою очередь, позволит постепенно начать понимать то, что человек усвоил в виде суммы знаний. А можно ли сразу достаточно глубоко понимать то, что узнал? Возможно, если человек станет на путь образования. Образование — это, прежде всего, жизненный опыт, рассмотренный через «призму» собственных переживаний и научных знаний. Жизненное пространство человека можно представить в виде трех сущностей:

  • знания, которые человек усваивает и вырабатывает сам в течение жизни;
  • возможности человека понимать то, что он знает;
  • деятельность человека, в которой он успешно применяет те знания, которые понимает и безуспешно те знания, которых он не понимает.

И обучение, и образование имеют отношение к этим трем составляющим. Однако, обучаясь, человек долго усваивает преимущественно только знания (типичный пример — засилье лекций при очной форме обучения), затем, на практике, он кое-что поймет, затем десятилетиями, работая, он пытается понять то, чему его обучили.

Дистанционные технологии дают другой идеал образования: человек сразу должен действовать, а не сидеть на лекциях. Необходимо обеспечить ситуацию, в которой знания сразу «примеряются» к своему жизненному опыту, тогда понимание того, что знаешь, не откладывается.

Для того чтобы дистанционные технологии работали эффективно необходимо, чтобы   учебные заведения не развивали «пассивность» студентов лекциями. Существуют более эффективные способы взаимодействия преподавателя со студентом. С этими методами студент ознакомится, посещая очные групповые занятия, которые предусмотрены этим курсом.

На рубеже XX-XXI веков актуальным вопросом российского образования стал вопрос модернизации образовательной сферы, и создания механизма устойчивого развития данной системы с целью повышения качества обучения. Одной из составляющих модернизации является введение дистанционных технологий. Дистанционные технологии предназначены для создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся, через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.

Данные технологии представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основой школы, содействующей их успешному самоопределению по завершению основного общего образования и обоснованному выбору пути продолжения образования.

Так как дистанционные технологии используются в образовательных учреждениях недавно, нормативных документов и методических материалов к ним пока еще недостаточно. Поэтому актуальным на данный момент является вопросы: систематизации информации по курсам, рассмотрение специфики создания курсов, а также выявление особенностей методики их проведения.

 

Возможности дистанционного обучения

Актуальность исследования дистанционного обучения обусловлена несколькими причинами. Вместе с тем, востребованность новой формы обучения растет с каждым годом. Эта востребованность достаточно четко обозначилась в последние годы:

  • заметно растет количество обучающихся, желающих изучать тот или иной предмет программы, не являющийся для них профильным в системе индивидуального обучения. Для предоставления учащимся такой возможности значительную помощь могли бы оказать дистанционные курсы по отдельным предметам с эпизодическими консультациями и контролем педагогов;
  • очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме;
  • в настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных педагогов по ряду учебных предметов;
  • возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для обучающихся в период эпидемий.
  • весьма полезна, могла бы быть дистанционная форма обучения для системы профильного обучения. С ее помощью можно было бы организовать профильное обучение не только по четырем определенным профилям, но и по многим и многим другим, которые бы позволили учащимся лучше познакомиться с той областью знания, которую они выбрали для себя;
  • дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения;
  • наконец, дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.

В настоящее время развитие Интернет и быстрое снижение стоимости предоставляемых ими услуг создают в этих странах условия, когда дистанционное образование становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой получения образования для все большей части их граждан, поскольку позволяет людям получать необходимый им уровень общей и профессиональной подготовки в достаточно престижных образовательных учреждениях, не прекращая других видов своей деятельности.

Дистанционное обучение открывает широкие возможности для образования и повышения квалификации инвалидов, женщин, воспитывающих маленьких детей, лиц, не имеющих возможности прервать свою основную работу, а также для жителей, проживающих в удаленных от образовательных центров районах. В условиях России это могут быть жители Сибири и Крайнего севера, военнослужащие и члены их семей, проживающие в удаленных от центра воинских гарнизонах, а также заключенные, находящиеся в исправительных колониях. Таким образом, развитие системы дистанционного образования представляет для нашей страны важную и актуальную социально-технологическую проблему, которая тесно связана с проблемой информатизации сферы образования.

В настоящее время в передовых странах мира уже имеется сотни учебных заведений, в которых количество учащихся, использующих дистанционную форму обучения, измеряется несколькими десятками тысяч человек. В основном, это крупные университеты в системе высшего образования. В самые последние годы XX-го века появились даже так называемые «мегауниверситеты», количество студентов, в которых превышает 100 тысяч человек, именно благодаря использованию технологий дистанционного обучения.

Позвонить
в приемную комиссию

1

Сдать
экзамены

2

Заключить
договор

3

Начать
обучение

4

Типы дистанционных технологий

Можно выделить следующие типы дистанционных технологий, внедренных в процессе действия эксперимента:

  • Кейсовая технология (портфельная) — технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях и компакт-дисках) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения (от английского case, suitcase – портфель).
  • Кейсовая технология (тренинговая) — технология, основанная на применении ситуационно-тренинговых методов обучения (от английского case – случай, ситуация).
  • Телевизионная технология – технология обучения с использованием телевизионных средств.
  • Интернет-сетевая технология — технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.
  • Локально-сетевая технология — технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.
  • Информационно-спутниковая сетевая технология – технология, реализующая телевизионное обучение, а также пополнение и обновление информации в локальных сетях через спутниковые каналы связи.
  • Учебно-вахтовая технология – технология, предусматривающая выезд преподавателей в учебные центры для проведения занятий.
  • Аттестационно-вахтовая технология – технология, предусматривающая выезд аттестационных комиссий в учебные центры для проведения аттестации студентов.

Могли бы также рассматриваться такие технологии как: корреспондентская (письма), радиофицированная (радиопередачи), но участники эксперимента этих технологий не применяют ввиду их малой эффективности.

 

iga.ru

Дистанционные образовательные технологии — Разное — Опыт работы пользователей — Образование, воспитание и обучение

В нашей стране принято говорить, что образование сильно своими традициями. Что ж, нашей системе образования славных традиций не занимать, но между тем именно в ближайшее время ее ждут настолько глобальные перемены, что многие привычные установки будут изменены коренным образом. И мы, учителя, тоже ждем перемен.

Хочу привести одну цитату: «Важна не сумма знаний, а их качество и востребованность в жизни». В наших школах учащимся вменяется изучать большое количество предметов, которые очень трудно усвоить подавляющему большинству школьников. Имеется в виду не формальное прохождение материала, а вполне качественное его усвоение в объёме пусть даже только школьной программы. Именно невозможность для обычного школьника усвоить эту сумму знаний и приводит к поголовному завышению оценок в школах, формальному прохождению того или иного учебного предмета. Вот здесь-то положительную роль и может сыграть дистанционное образование. Дистанционное обучение – новая для нас, учителей, форма обучения. А если это новая, самостоятельная система, то и относиться к ней необходимо соответственно, изучать ее специфические особенности для эффективной работы в учебном процессе.

Проблема дистанционного образования не первый год дебатируется в отечественной специальной литературе, на страницах сети Интернет. Но все это, как правило, об организации ДО в высших учебных заведениях. Причем с начала 90-х годов в России количество образовательных учреждений, в той или иной степени использующих дистанционные образовательные технологии, стремительно растет. И как показывает уже накопленная практика, это перспективная модель, причем применительно как к вузовскому, так и к школьному образованию.

Нас учителей, как специалистов, занятых не управлением учебным процессом, а непосредственно им самим, волнуют педагогические проблемы, возникающие в процессе практического использования дистанционного обучения.

Методика применения дистанционных образовательных технологий определяет в первую очередь наличие учителей, специально подготовленных для работы в новой информационно-образовательной среде. Но у преподавателей средних общеобразовательных школ недостаточно сформирована готовность к использованию дистанционных образовательных технологий в своей педагогической деятельности. Более того, исследование показало, что многие из них даже не имеют представления о данной системе обучения. Вот результаты анкетирования учителей района на заседаниях методических объединений. Было опрошено 38 респондентов. Среди прочих были заданы следующие вопросы:

  1.  Имеете ли Вы представление о дистанционных образовательных технологиях? ( «Да» — 45 %, «Нет» — 55 %)
  2.  Знакомы ли Вы с нормативно-правовыми документами в области дистанционного образования? ( «Да» — 8 %, «Нет» — 82 %)
  3.  Имеете ли Вы опыт преподавания с использованием дистанционных образовательных технологий? ( «Да» — 2 %, «Нет» — 98 %)
Ответы на заданные вопросы красноречиво свидетельствуют о необходимости просвещения и подготовки учительского состава к использованию новых технологий обучения, а также разработке практических методик использования элементов дистанционных образовательных технологий для различных форм обучения.

Интернет – это уже не призрак, это реальность, это перспектива. И потом, Интернет это все-таки инструмент молодых. По результатам Интернет-исследования, проведенного фондом «Общественное мнение» и Национальным Интернет-Сайтом www.strana.ru, выяснилось, что основную группу пользователей Интернетом (25%) составляют подростки. И именно на них нацелено использование новой технологии ДО. Все образовательные учреждения города и области уже имеют подключение к сети Интернет. А значит, недалек тот день, когда технология дистанционного образования станет реальностью для общеобразовательных школ. И мы должны об этом говорить, и мы должны быть к этому готовы.

Как может выглядеть модель дистанционного обучения в школьном образовании? С помощью курсов дистанционного обучения можно было бы значительно разнообразить направления профильного обучения, давая учащимся возможность более четкой профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в высшие учебные заведения. У учащихся был бы достаточно широкий выбор профильного направления обучения в старших классах. Но для того, чтобы обучение было качественным необходима подготовка квалифицированных специалистов. Такие курсы можно было бы создавать на базе других школ, вузов, колледжей и вести их могли бы подготовленные преподаватели соответствующего профиля. Новая система позволит учащемуся получить хорошую подготовку по выбранному предмету и тем самым сделает более комфортным поступление в ВУЗ. Погружение в предмет с помощью технологии дистанционного обучения даст возможность без ограничения времени близко познакомиться с научной и прикладной сферой выбранной области знания, поможет в профессиональном самоопределении. Пока же все большее число учащихся выпускных классов предпочитает переходить на обучение по экстернату, поскольку не имеют возможности совмещать полную сетку часов в школе с углубленным профильным курсом и подготовительные курсы в ВУЗе.

В последнее время все более широко в общеобразовательных школах, а особенно в старших классах, распространяется обучение по индивидуальным программам. Становится все более очевидным тот факт, что классно-урочная система, существующая в наших школах, тормозит интеллектуальное развитие ученика старших классов. Проведение 6-7 уроков по 45 минут, в течение которых ученик должен вникнуть в суть нового знания, а затем выполнение домашних заданий не оставляют никаких шансов для углубленного изучения предмета, более серьезного исследования проблемы, самостоятельного поиска информации для решения этой проблемы. А ведь формирование умений работать с информацией это одна из главных целей современного образования.

Медики бьют тревогу о здоровье подрастающего поколения, загруженность учащихся старших классов даёт печальные результаты. А ведь совершенно спокойно можно было бы большую часть информационного материала, не требующего значительных интеллектуальных усилий для его осмысления, перенести на дистанционные формы, включая и возможные формы тестирования, контроля и необходимых консультаций. Замена классно-урочной деятельности на самостоятельные виды деятельности могло бы не только значительно разгрузить столь драгоценное дневное время ученика, но и создать условия для продуктивной самостоятельной творческой деятельности, а учителю дать возможность дополнительных консультаций тем учащихся, которые в этом нуждаются.

Дистанционное обучение решит проблемы для тех случаев, когда возникают трудности с качественным обеспечением учащихся очными формами обучения. Это дети-инвалиды, для которых посещение очной системы обучения вызывает затруднения, а также одаренные дети сельской местности, желающие повысить свой уровень знаний. Уже сейчас создаются специальные, автономные курсы дистанционного обучения по отдельным учебным предметам, разделам и темам программы, даже целые виртуальные школы. Эта модель обучения поможет заменить очную систему обучения и быть самодостаточной для получения качественного образования при условии грамотной ее организации. По данным ЮНЕСКО востребованность дистанционного обучения в России уже достаточна высока и среди взрослого населения, а также среди детей и подростков. И эта востребованность будет с годами расти, поскольку все большее число способных и талантливых ребят желают получить полноценное образование и углубить свои знания по отдельным предметам, будучи неудовлетворенными качеством образования на местном уровне.

Дистанционные технологии это инструмент для реализации основных принципов личностно ориентированного подхода обучения. Система предусматривает постоянное общение обучающихся как между собой, так и с преподавателем. Но это должно быть сотрудничеством, а не передачей знаний. В этой ситуации система образования должна перейти от авторитарных отношений учитель – ученик к отношениям сотрудничества партнер-учитель – партнер-ученик. При этом важно научиться осуществлять дифференциацию обучения. Данный подход предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование, развитие критического и творческого мышления, умение работать с информацией. Курсы дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь. Консультативная работа учителя крайне необходима для учащегося, так как на всех этапах изучения курса и выполнения практических работ возникают вопросы, требующие комментарий преподавателя.

Использование дистанционных образовательных технологий в традиционном обучении способствует установлению более доверительных отношений между преподавателем и обучающимися, и, таким образом, индивидуализации обучения. Но необходимо, чтобы учебный процесс с использованием ДОТ должен быть организован таким образом, чтобы была своевременная связь между преподавателем и учеником. Ведь одной из особенностей дистанционного образования является возможность доработки выполненных индивидуальных заданий. Если учащийся недостаточно хорошо выполнил задание, то преподаватель может вернуть его на доработку, указав на ошибки, которые необходимо исправить. Это способствует развитию у обучающегося критического, продуктивного мышления. Однако и здесь могут быть проблемы, как только обучающиеся начнут сталкиваться с различными рода трудностями, техническими и психологическими, в том числе, такими как низкоскоростной Интернет, сбои в сети, неумение осуществлять самостоятельную учебную деятельность и другими, что приведет к отсеву на ранних этапах обучения. В этом случае необходимо создание благоприятного психологического климата, который в свою очередь зависит от профессиональной компетентности педагога, учета им психологических особенностей обучающихся, построения учебного процесса на принципах сотрудничества и взаимоуважения.

Итак, одной из главных проблем на данном этапе является неготовность преподавательского состава школ в большинстве своем к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме. Поэтому необходимо проводить обсуждения данной темы, изучать нормативно-правовые документы в области дистанционного образования, обмениваться опытом проведения курсов ДО, рассматривать проблемы, возникающие в ходе разработки и проведения курсов, проводить мастер-классы по созданию курсов ДО, т.е. создавать тесное сотрудничество, представляя возможность каждому педагогу в отдельности и совместно думать, размышлять, готовиться к новому этапу в области образования. И немаловажную роль в этом должны сыграть учителя информатики общеобразовательных школ. Ведь в век информационных технологий каждый педагог должен уметь:
 

  • вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах;
  • организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий;
  • использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.
Много «но» в новой системе педагогических технологий дистанционного обучения, но сразу приходит мысль, что идеальной системы образования быть не может, поэтому нужно выбирать из двух зол то, которое меньше… Дистанционное образование — это меньшее зло. Лишь бы не получилось по принципу: хотели как лучше, а получилось…

Но в принципе, любую идею можно обратить во вред ребенку, если отнестись к ней формально. В организации дистанционного обучения абсолютно все будет зависеть от конкретной школы, ее руководителей, учителей и самих учащихся. Главное самим не создавать дополнительные проблемы, а стараться грамотно и своевременно решать те из них, которые связаны с дальнейшим развитием образования, так как именно квалифицированное образование даёт основные ценности для человека в век информационных технологий.

pedsovet.su

Дистанционные образовательные технологии

В СОКИПТБ с 2011-2012 уч. года образовательные программы реализуются с применением дистанционных образовательных технологий [Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ] [Глава 2] [Статья 16].

Дистанционные образовательные технологии – это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Студентам СОКИПТБ предоставлена возможность обучаться с применением дистанционных образовательных технологий, дистанционное обучение.

Что такое дистанционное обучение?

Дистанционным обучением, или, более правильно, электронным обучением (E-Learning) называется система организационных, педагогических и информационных технологий, которая позволяет студенту получать знания в удобное для него время и в любом месте с помощью глобальной сети Интернет. Упрощённо говоря, это – современная образовательная технология, которая позволяет получать полноценное высшее образование практически на дому. Для чего, в принципе, достаточно иметь обычный компьютер со стандартным набором программ, подключённый к сети.

Дистанционное (электронное) обучение – это форма самостоятельного обучения с использованием Интернета.

Как это происходит?

Студенты очной, очно-заочной и заочной формы обучения, поступившие СОКИПТБ, автоматически становится пользователями системы дистанционного образования. После авторизации и создания аккаунта студент получает доступ ко всем электронным курсам системы, которые ему необходимо сдать в текущем учебном году.

Электронный учебный курс представляет собой совокупность  учебно-методических средств обучения, отражающих модель педагогической системы, включающей цели, задачи, содержание, методы и организационные формы обучения, необходимые и достаточные для изучения учебной дисциплины.

Важно! Студент, в принципе, сам устанавливает режим обучения в текущем семестре, т.е. очерёдность и продолжительность изучения дисциплин, а в некоторых случаях – время и способ сдачи итогового контроля по ним.

К очевидным преимуществам данной формы обучения относятся:

— оперативность обмена информацией между преподавателем и студентом;

— разнообразие форм представления учебно-методических материалов, предоставляемых студенту в процессе обучения;

— удобство ведения электронной документации и статистики по преподаваемому курсу;

— объективность контроля знаний студентов;

— доступность актуальной информации для обучаемых.

Дистанционное образование с получением государственного диплома государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» происходит через Internet, с использованием системы «Moodle».

Почему мы выбираем систему «MOODLE»?

Программной основой системы ДО является «MOODLE» («Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment» – модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая оболочка) – свободно распространяемым программным продуктом с открытым кодом.

Moodle – это система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда.

Преимуществами системы «Moodle» являются:

— интероперабельность – возможность работы в различных операционных системах;

— многократность использования, т.е. возможность многоразового (теоретически – неограниченного) применения основных компонентов системы;

— адаптивность – возможность подключения  новых информационных модулей без перепрограммирования системы и наличие встроенных методов для обеспечения индивидуализированного обучения;

— долговечность – соответствие разработанным стандартам и возможность вносить изменения без радикального перепрограммирования;

— доступность – возможность работать с системой из разных мест, возможность использования системы Moodleлюдьми разного образовательного уровня, разных физических возможностей (включая инвалидов), разных культур.

Кто обучается в СОКИПТБ с применением системы дистанционного образования (Moodle)?

В процессе обучения студенты очной, очно-заочной и заочной форм обучения могут применять систему дистанционного образования (Moodle), которая предоставляет круглосуточный доступ к учебным материалам (лекции, практические и лабораторные работы, контрольные задания, тестовые задания и т.п.) и к материалам электронной библиотеке регионального института.

В процессе обучения систему дистанционного образования (Moodle) применяют и слушатели дополнительного профессионального образования.

Система ДО в СОКИПТБ является вспомогательной образовательной технологией, сопровождающей учебный процесс непрерывно в течение всего семестра обучения.

Кто обеспечивает работу системы дистанционного образования Moodle?

Непосредственное обеспечение работы системы ДО, создание учётных записей всех пользователей, определение и изменение их прав, обновление программного обеспечения и мониторинг общего состояния сервера учебно-методических пособий возлагается на сотрудников отдела ДО.

Преподаватели – создатели курсов отвечают за создание, обновление и ввод в систему дистанционного образования учебно-методических материалов для обеспечения процесса обучения.

Преподаватели также отвечают за непосредственное осуществление учебного процесса в системе, за осуществление оперативной связи со студентами и проведение консультаций для них, а также за выставление экзаменационных/зачётных отметок.

Как выставляется оценка в системе Moodle?

Выставление итоговой экзаменационной (зачётной) оценки студенту в рамках системы ДО (Moodle) производится в строгом соответствии с требованиями Федеральных Государственных образовательных стандартов.

Сроки, формы и методы итогового контроля знаний в системе ДО устанавливаются с соблюдением всех стандартных требований в соответствии с рабочим учебным планом и учебным графиком для соответствующего направления.

Обучение в системе дистанционного образования (Moodle) и выставление оценок проводится с применением рейтинговой системы оценивания. В каждом учебном курсе представлены различные задания (тесты, рефераты, контрольные работы, лабораторные работы и т.п.), за которые выставляются баллы. В сумме по учебному курсу можно набрать до 100 баллов (это максимальная сумма баллов за один учебный курс).

В соответствии со 100-бальной шкалой выставляется:

— оценка:

отлично – от 90 до 100 баллов;

хорошо – от 70 до 89 баллов;

удовлетворительно – от 60 до 69 баллов;

неудовлетворительно – от 0 до 59 баллов.

— зачёт: от 60 до 100 баллов.

Как происходит общение с преподавателями через систему Moodle?

Отсутствие личного контакта с преподавателем компенсируется форумом, отправкой личных сообщений преподавателю в системе Moodle, а также с помощью электронной почты.

Как получить логин (пароль) для входа в систему дистанционного образования (Moodle)?

Получить логин и пароль для входа в систему Moodle можно у сотрудников отдела дистанционного образования (г. Вязьма, ул. Ленина, д. 77, кабинет № 1305, 3-й этаж) или написать письмо на почтовый ящик (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.) с указанием фамилии (ФИО полностью) и направления (шифр).

Как зайти в личный кабинет?

Для входа в личный кабинет необходимо перейти на сайт do.vfmgutu.ru и указать логин и пароль, который Вы получили в отделе дистанционного образования.

www.vfmgutu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *