cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Диктанты для 2 го класса по русскому языку – Диктанты по русскому языку 2 класс (ФГОС, УМК)

Диктанты по русскому языку 2 класс

Диктанты.

  1. «Кораблик»

Пошли друзья на речку. Захотели они построить кораблик. Сорвал цыплёнок листочек. Муравей поднял соломинку. Жучок достал верёвочку. Мышонок нашёл скорлупку ореха. И закипела работа. В скорлупку соломинку воткнули. Мышонок листок верёвкой завязал. Славный получился кораблик! (36 слов)

(По В.Сутееву)

Слова для справок: кораблик, цыплёнок, скорлупку.

Грамматическое задание.

Вариант I

1. Выпиши слова с приставками. Отметь приставки.

(от)крывать, (по)земле, (от)мороза, (на)колоть, (по)читать, (на)столе, (в)бежать

2. Выпиши слова с разделительным ь. Подчеркни орфограмму.

от…езд, л…ёт, брат…я, об…ехать, об…яснение, в…юга

Вариант II

1. Выпиши слова с предлогами. Подчеркни предлоги.

(на)берегу, (у)летать, (на)певать, (в)театр, (за)окном, (по)дороге, (за)ходить

2. Выпиши слова с разделительным ъ. Подчеркни орфограмму.

об…явление, плат…е, с…едобный, мурав…и, в…езд, крыл…я

2. «Весна»

Последний снег сходит с полей. Звенят по оврагам ручейки. Ломают зимний лёд реки. Весной оживает земля. На деревьях набухли клейкие почки. Появились первые цветы. Ходят по полям и дорожкам грачи. Весело чирикают шустрые воробьи. Птицы рады солнцу. (38 слов)

Грамматическое задание.

  1. Выписать три существительных, определить их род и число.

  2. Разделить слова для переноса: ручейки, деревья, чирикают.

3. «Зоопарк»

В воскресенье мы поехали в зоопарк. Папа любовался большим попугаем с яркими перьями. Мне больше всего понравилась семья обезьян. Я угостил ловкую обезьянку яблоком. Она быстро съела яблоко и еще попросила угощенья. Братья дали зверькам вкусного печенья. (38 слов)

Грамматическое задание.

  1. Выписать слова с разделительным Ь (1 вариант).

  2. Выписать слова с Ь – показателем мягкости согласного звука (2 вариант).

  3. Сделать фонетический разбор слова «перья» (1 вариант)

«семья» (2 вариант)

3. «В горах»

Хорошо весной в горах. Склоны запестрели цветами. Они тянут головки к солнцу и жадно пьют его лучи. Выпрямились сухие травы.
Из серых скал выползла туча. Небо потемнело. Посыпал колючий снег и град. Ветер прогнал тучу. Солнце растопило снег. Раскрылись цветы. Весело кружат заботливые пчёлы. (46 слов)

Грамматическое задание.

Вариант I

Выпиши из диктанта 3 слова с безударными гласными е, о и подбери к ним проверочные слова.

Вариант II

Выпиши из диктанта 3 слова с проверяемой согласной в корне и подбери к ним проверочные слова.

  1. «В лесу»

  Наш лес большой. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили. (44 слова).

Грамматические задания

  1. Записать слова, выделить в них корень. Подчеркнуть в корне букву, написание которой надо проверить.

I вариант. Глаза, лодка, берёзка.

II вариант. Весна, грядка, грибник.

  1. Выписать слова с разделительным ь

I вариант. Воробьи, коньки, пеньки, веселье.

II вариант. муравьи, угольки, пальто, друзья.

  1. «Весна»

Земля покрыта снегом. В полях и лесах бродит зима. С горки ветер сдул белый наряд зимы. Показалась мёрзлая бурая земля. Вот и солнышко. Тихий звон капели будит лес. Под снегом журчит светлый ручей. Песня птиц разнеслась по глухим тропам.

 Слова для справок: показалась, разнеслась.

  1. « Лёд идёт»

Настала весна. Ребята бегут к речке. По реке идёт лёд. Бурлит и шумит вода. Льдина на льдину находит. На большой льдине плывёт собака. Быстро понесла вода льдину к берегу. У берега были брёвна. Собака прыгнула на бревно и спаслась от беды.

 Слова для справок: понесла, берег, спаслась, к речке.

  1. «Сын и мать»

Тихо подкрался поздний вечер. Сын делал уроки. Слабый свет падал на тахту. Там спала мама. Сын встал и накрыл ее теплым мягким одеялом. Он вгляделся в ее лицо. Около бровей тянулись узкие морщинки. Когда они появились? Морщинки были и около губ. Сыну стало грустно. Он решил больше не огорчать маму. Прожужжала сердито муха. Мама проснулась. Сын приветливо ей улыбнулся.

Слово для справки: приветливо.

  1. «Встреча весны»

На снег деревья отбрасывали лиловые тени. Чуткое ухо ловило первые знакомые звуки весны. Скрипнула старая ветка. Весенний ветер царствовал в лесу. Он промчался по верхушкам деревьев. С макушки ели свалилась тяжелая белая шапка. Во все стороны полетела снежная пыль. Она вспугнула лесную мышь. Мышь подъедала остатки своего завтрака. Забарабанил лесной музыкант. Он радостно встречал весну. Здравствуй, весна! Лес просыпался.

Слова для справок: отбрасывали, лиловые, завтрака.

  1. «Домой»

Из дальнего плавания возвращался крейсер «Мирный». В пути он боролся со штормом. Тяжелые гигантские волны набрасывались на него. Палуба пропадала в пене соленых брызг. Ревел ветер.
Сегодня на море тихо. Спокойная водная гладь нежилась под лучами солнца. Медленно проплывали зубцы гористого острова. Все матросы высыпали на палубу. Здравствуй, родная земля! Мы возвратились домой! Это был самый счастливый миг.

Слова для справок: крейсер «Мирный», на него.

  1. «У реки»

Тихо и задумчиво катила свои воды река. На берегу стоял наш шалаш. Дед Илья чистил рыбу. Солнце скрылось за лесом. Затихала дневная жизнь. Мы готовились к ночлегу. Умолкали птицы. Поникли головки у цветов. Ветерок поиграл с листочками и улетел. Длинные плоты тянулись по реке за буксирами.

Наступала ночь. Луна осветила реку. Зажглись первые звездочки на небе.

Слово для справки: задумчиво.

  1. «Первые дни весны»

Настали первые дни весны. Солнышко светит и греет. Тёплые лучи рушат снежные крепости. У крыльца лужи. Всюду звенит капель. На ветках набухли душистые почки. Распустились кустики ивы. На ветку клёна села ворона. Она хрипло кричит. Галка ищет место для гнезда.

 Слова для справок: крепость, звенит, кричит, ищет.

  1. «Пятёрки»

  Утром Алёша отправился в школу. Садовник дал мальчику большую корзину яблок. Алёша принёс их в школу. Ребята осмотрели яблоки. На яблочном боку стояла цифра пять. Яблоки висели на ветках. Садовник прикрепил на каждое яблоко бумажную цифру. Под лучами солнышка яблоко румянилось. Так солнышко поставило отметки на яблоках.

(По Э. Шиму)

  1. «Листья»

 Низкое солнце висело над лесом. Его свет падал на тёмную воду. Я сидел под деревом и следил за опадающими листьями. Вот лист отделяется от ветки и медленно падает на землю. Как шуршат листья в осеннем воздухе? Я не слышал этого звука. Листья шуршали на земле под моими ногами.

(По К. Паустовскому)

  1. «Мама»

  Мама — первый твой друг. Она заботливая и ласковая. С ней всегда хорошо. Мама научила тебя говорить и ходить. Она прочитала тебе первую книжку, где были рассказы и сказки. Наши мамы много работают. Они трудятся на заводах, в колхозах, в больницах и школах. Гордись своей мамой и помогай ей!

Слова для справок: трудятся, с ней.

  1. «Холодный месяц»

  Октябрь — первый холодный месяц осени. Дуют резкие ветры. Участились и утренние морозы. Лужи стеклит тонкий хрустальный лёд. Раскисли от дождя тропинки и дорожки. Показалось робкое солнышко. Но вот набежал с севера ветер. Он нагнал холод. Запорошил первый пушистый снежок. На пороге стоит русская зима. Природа ждёт зиму.

  1. «На реке» 

Быстро проходит дождливая осень. Ночью ударил сильный мороз. Вот и первые льдинки. Они сковали лужи. Близка настоящая зима. На реке всё остановилось. Крепкий лёд сделает свое доброе дело. Он защитит рыб в реках и озёрах от холодов. Он всё живое спасёт от гибели.

 Слова для справок: остановилось, гибель, сделает.

  1. «На пороге зима»

  Выдался ясный осенний день. Но к вечеру погода сильно испортилась. Небо стало темнеть. Подул резкий ветер. Он низко гнал серые тучи. Тревожно зашумели верхушки сосен и елей. Послышались странные звуки. Это кричали гуси. Они спешили на юг. Птицы летели даже ночью. Скоро настанут морозы. На пороге зима.

  Слова для справок: испортилась, тревожно, странные.

  1. «Наш сад» 

Осенью кусты малины мы связали и пригнули к земле. Зимой они лежат под снегом. Под еловыми лапами спит садовая земляника. Теперь ей не страшен мороз и резкий ветер. Изпод снега торчат гибкие прутики. Это кусты смородины. Смородина не боится мороза. Всю зиму стоит и не подмерзает.

Слова для справок: смородина, не боится.

  1. «Лось»

Я стоял за сосной. Из леса вышел большой лось. Великан потянул воздух широкими ноздрями. Он был худой, еле стоял на ногах. Лось подошёл к берёзкам. Там в траве пестрели ядовитые мухоморы. Лось нагнул голову и подхватил толстыми губами красный гриб. Я испугался. Но лось лечился этими ядовитыми грибами.

 Слова для справок: вышел, еле, мухоморы.

  1. «Последние дни осени»

  Я люблю бродить по лесу поздней осенью. Зябко дубкам и берёзкам. Из ельника доносился свист рябчика. Над высокой елью пискнула синица. Холод загнал мелких зверьков в норки. Голый лес притих, насупился. Осенний ветер нёс над землёй клочья туч. Из них стал сыпать колючий снег. На белой скатерти снега показались первые следы.

Слова для справок: из них. скатерти.

  1. « Ёлочка» 

Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка. Она раздвинула листья и травинки. Малютка высунулась из земли и осмотрелась. Деревья роняли свой осенний наряд. Ива осыпала елочку тонкими золотыми рыбками. С клёна упали на деревце красивые звёздочки. Ёлочка раскинула свои лапки. А деревья ей несли подарки.

(По Н. Сладкову)

Слова для справок: раздвинула, раскинула.

  1. « Конец октября»

  Наступили октябрьские холода. Сильные ветры быстро сорвали с деревьев и кустов последние листья. По небу поплыли осенние облака. Уже давно улетели на юг перелётные птицы. Болота стали замерзать. Ночью грянул снег. Побелели лесные полянки и тропинки. Наступило утро. Повеселел лес. Первый снег лёг на сучья деревьев и бугры.

  Слова для справок: болота.

  1. « Спас друга»

  Витя и Илья возвращались из школы. Они спустились к реке. Мальчики пошли по льду. Витя побежал вперёд. Хрупкий лёд треснул. Мальчик очутился в воде. Он хватался за тонкую кромку льда. Лёд крошился. Бежать за помощью было далеко. Илья осторожно пополз по льду к другу. Он вытащил товарища на берег.

 Слова для справок: вперёд

infourok.ru

Диктанты по темам 2 класса

Поверочные и контрольные диктанты по русскому языку по пройденным темам 2 класса (контрольные работы с грамматическим заданием — школа России)

Диктант по теме «Части речи»

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветви деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом стало радостно! с грамматическим заданием

Диктант по теме «Предлоги со словами»

Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудесное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок. с грамматическим заданием

Диктант по теме «Имя существительное»

Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьева есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принес корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями. с грамматическим заданием

Диктант по теме «Имя собственное»

Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо. Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой. с грамматическим заданием

Диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

По ночам холод. В лесу еще лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лед. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поет. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо? Прозвучала птичья песня. Это привет весны. с грамматическим заданием

Диктант по теме «Твердые и мягкие согласные звуки»

Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под елкой серые ёжики. с грамматическим заданием

Диктант по теме «Согласные звуки и буквы»

С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошками изо льда. У Толи получился хороший Дед Мороз. Всем было весело. с грамматическим заданием

Диктант по теме «Безударные гласные звуки в корне»

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных. с грамматическим заданием

Диктант по теме «Звуки и буквы»

Алеша принес домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко и суп из чашки. Скоро он стал большой собакой. Друзья играли в парке. Вот Алеша бросил палку на куст. Бим принес мальчику палку. с грамматическим заданием

Диктант по теме «Слова, слова, слова…»

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле. с грамматическим заданием

Диктант по теме «Однозначные и многозначные слова»

Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие березы и осины. Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица. с грамматическим заданием

Диктант по теме «Предложение»

У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом. с грамматическим заданием

← 1 →




porusskomu.net

Диктанты и изложения по русскому языку для 2 класса

Диктанты.

Вороны.

Вот и наступила весна. Всюду слышны голоса птиц. Вот важно по мокрой дороге шагает ворона. У вороны сильные ноги и крепкий клюв. Перья у неё серые или чёрные. Вороны живут в лесах, горах, пустынях. Много ворон живёт в сёлах и городах.

Слова для справок: голоса, чёрные.

Дружная весна.

Пришла весна. Светит яркое солнышко. Рыхлый снег остался в тени леса. На лесных озёрах треснул лёд. Мутная вода затопила низкие места. По дорогам журчат шумные ручьи. Кругом лужи. Весело кричат воробьи. Летят домой птицы. Все рады весне. (40 слов)

Слова для справок: солнышко, все.

Дождь.

Красив наш лес! В лесу много грибов и ягод. В лесном озере цвели лилии. Однажды мы собирали в лесу землянику. Вдруг подул ветер. Зашумели деревья. Хлынул сильный дождь. Густая ель укрыла нас от дождя. Скоро дождь утих. Заблестели на траве дождинки. (42 слова)

Слова для справок: собирали, однажды, заблестели.

Весна.

Настали чудные деньки. В лесу журчат весёлые ручейки. У крыльца пушистая травка. В сад вернулись скворцы. Школьники идут гулять в рощу. Там птички вьют гнёзда. На лужайках много цветов. Дети рады теплу и весне. За ребятами бежит собака Белка. (40 слов)

Весна.

Наступила весна. Солнышко шлёт на землю свет и тепло. Звонко звучит капель. Журчат весёлые ручьи. Уже зазеленела травка. На лугу пасут коров и коз.

Федя и Борис идут в рощу. Роща шумит зелёной листвой. Мальчики увидели ландыши. Как хорошо пахнут белые ландыши! (43 слова)

Слова для справок: увидели, ландыш.

Кораблик.

Наступил тёплый апрель. Выдался ясный день. С крыш падает частая капель. На клёне надулись почки. На буграх зацвела мать-и-мачеха. Пушистые сугробы снега исчезли. Весело бежит звонкий ручей. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик. (43 слова)

Слова для справок: мать-и-мачеха, исчезли, мчит.

   Грамматические задания к диктантам.

  1. Подчеркнуть главные члены предложения.

  2. Надписать над словами части речи.

  3. Разделить для переноса слова.

  4. Выписать слова с безударной гласной в корне слова, написать проверочные слова.

Васька.

У Любы живёт кот Васька. Он весь белый. На лапах тёмные пятна. Хвост пушистый. Летом Ваську взяли на дачу. Он любит спать на окне. Там тепло.

Грамматическое задание.

1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:

ЛЕТОМ.

Солнце сильно грело землю. День был жаркий. Ребята пошли в лес. Девочки стали рвать ягоды и петь песни. Мальчики играли в жмурки. Всем было весело.

ДИКТАНТЫ по теме «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн».

ЛАНДЫШИ.

Серёжа и Полина зашли в чащу леса. Там цвели ландыши. Хороши эти чудесные цветочки! Они похожи на маленькие чашечки. Ландыши любят расти в глуши.

РЫБНАЯ  ЛОВЛЯ.

Чудесный летний день. Мальчики бегут на речку. У воды шумят камыши. Волны тихо плещут у берега. Боря Чайкин закинул удочки. Попались две большие щуки. Хорошие рыбы!

Грамматическое задание.

  1. Подчеркнуть в словах гласные после шипящих.

  2. Выписать слова с сочетанием  ЧК; указать количество слогов.

КОНТРОЛЬНЫЙ  ДИКТАНТ  за 1 четверть.

СЫН И ДОЧКА.

Пятый час. Идут с работы мама и папа. Юля ставит на стол чайную посуду. Лёня принёс свежие булки. Все будут пить душистый чай. Хорошо!

Грамматическое задание.

  1. В третьем предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

  2. Подчеркнуть сочетания ЖИ, ШИ, ЧА.

  3. Выписать слова, в которых все согласные звуки мягкие.

  4. Из пятого предложения выписать односложные слова.

ДИКТАНТ по темам «Правописание букв, обозначающих мягкость согласных звуков», «Раздельное написание слов и предлогов», «Знаки препинания в конце предложения».

ЗИМОЙ.

         Ясный день. Малыши играют у крыльца. Девочки катят снежный ком. Они лепят зайца. Ольга и Игорь взяли лыжи. Они идут на горку. А Яша сидит дома. Он больной. Мальчик смотрит в окно.

Грамматическое задание.

  1. Во втором предложении найти и подчеркнуть главные члены предложения.

  2. В третьем предложении подчеркнуть буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

  3. Разделить слова для переноса: крыльцо, Игорь, девочки, зайца.

ДИКТАНТ по теме «Правописание слов с безударными гласными».

ЗИМА В ЛЕСУ.

          Зима. Мороз. С неба летят пушистые снежинки. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал ручей. Настали ясные деньки. Детвора идёт бегать на лыжах и на коньках. Хорошо зимой!

Грамматическое задание.

  1. Выпишите из текста 2 слова с безударными гласными, подчеркните, подберите проверочные слова.

  2. В третьем предложении подчеркните главные члены.

  3. Выпишите слова, которые нельзя переносить.

КОНТРОЛЬНЫЙ  ДИКТАНТ за вторую четверть.

ЗИМНИЙ  ПРАЗДНИК.

         Декабрь. Скоро Новый год. Ночью была вьюга. Сильный мороз. На реке лёд.

         В комнату внесли большую ёлку. Ребята сами делают игрушки. Вот на лесной красавице хлопушки, бусы, бумажные цепи, кольца. Мальчики вешают звёздочки. Нарядная ёлка!

Грамматическое задание.

  1. Выпишите из текста два слова с мягким знаком. Первое слово с разделительным мягким знаком, во втором слове мягкий знак – показатель мягкости.

  2. Подчеркните главные члены в седьмом предложении.

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ  РАБОТА

Используя слова каждой строчки, составьте предложения. Дайте название рассказу.

пушистый, накрыл, деревья, снег

снегу, много, следов, видно, на

ночью, вот, проскакал, хорёк

следы, медвежьи, к, берлоге, ведут

полянке, оставлены, на, следы, заячьи

ДИКТАНТ по темам «Употребление заглавной буквы», «Написание слов с безударными гласными», «Правописание слов с разделительным мягким знаком».

РЫБАЛКА.

        Павлик и Юра – братья. Они живут в селе Нива. Днём мальчики пошли на рыбалку. Вот и речка Клязьма. Ребята стали рыбачить. Рядом сидел кот Васька. Юра тащит окунька. Эту рыбку дали коту. Васька был рад. Павлик поймал щуку.

Грамматическое задание.

  1. Выписать из текста три слова, которые пишутся с заглавной буквы.

  2. В третьем предложении подчеркнуть главные члены.

ПРОВЕРОЧНАЯ  РАБОТА по темам «Предложение» и «Части речи».

  1. Исправьте ошибки.

Аня Соколова и толя Суботин ходили в лес Харашо зимой в лису! Вот слиды птиц. На уроке русского языка рибята напишут расказ.

  1. Составьте предложения. Подчеркните главные члены.

лесную, полянку, солнце, пригрело, весной

бегут, весело, по, ручьи, полям

из, медведь, выбрался, берлоги

в, звонко, поют, лесу, птицы.

  1. Разделите слова в два столбика (кто?, что?).

Рак, село, ягода, ворона, Иван, дождь, поляна, лисица.

  1. Выпиши слова, обозначающие действие предметов.

Бежит, весна, белеет, беленький, вьют, улица, рисует, тает.

  1. Напиши признаки предметов.

Заяц (какой?) — ….

Лиса (какая?) – ….

Море (какое?) – ….

     6.  Раздели текст на предложения. Запиши.

Осень.

Дни стали короче солнце светит мало часто идёт дождь всюду сырость птицы летят в тёплые края.

В последнем предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

КОНТРОЛЬНЫЙ  ДИКТАНТ (за 3 четверть) по темам «»Предлоги», «Парные согласные и безударные гласные».

РАЗЛИВ  РЕКИ.

        Весна идёт по стране. В лесу и на полях стало тепло. Светит яркое солнышко. Весело кричат грачи. Шумно бурлит река. Плывёт лёд. Вода вышла из берегов. Деревья стоят в воде.

         Заяц сидит на пеньке. Он промок и дрожит.

Грамматическое задание.

  1. Разобрать по членам предложения шестое и седьмое предложение.

  2. Выписать слово из двух слогов с проверяемой безударной гласной.

ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «Правописание слов с безударными гласными и парными согласными».

ВЕСНА.

Настали чудные деньки. Журчат ручьи. У крыльца пушистая травка. В сад вернулись скворцы. Школьники идут гулять в рощу. Там птички вьют гнёзда. На лужайках много цветов. Дети рады теплу и весне. За ребятами бежит собака Белка.

Грамматическое задание.

  1. В первом и в четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

  2. Выписать два слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Перед словом написать проверочное слово. Написать ещё одно слово на то же правило.

  3. Выписать слово с парным согласным в корне. Перед словом написать проверочное слово. Написать ещё одно слово на то же правило.

КОНТРОЛЬНОЕ  СПИСЫВАНИЕ.

УТЯТА.

      Гуляли забавные утята по двору. Ходили они гуськом чистые и пушистые. Искали малыши корм. Щипали утята травку.

      Нашли проказники большую трубу. Залезли туда один за другим. Вышли озорники из трубы грязные. Стала утка-мать отмывать детей в речке.

— О чём текст? Озаглавь  текст. Спиши.

Грамматическое задание.

  1. Подчеркни слова, которые по-разному называют утят.

  2. Найди в тексте два слова с безударной проверяемой гласной в корне слова, выпиши. Придумай на это правило ещё два слова, запиши их.

  3. Найди два слова с мягким знаком-показателем мягкости, выпиши. Подбери ещё три слова на это правило, запиши их.

  4. Выпиши первое предложение. Выдели в нём главные члены предложения. Определи части речи в этом предложении.

  5. Раздели слова для переноса: пушистые, речка, утята, корм, гуськом.

  6. Сделай звуко-буквенный анализ слова утята.

ПРОВЕРОЧНАЯ  РАБОТА.

Цель: проверить навыки правописания гласных после шипящих, безударных гласных, звонких и глухих согласных, разделительного мягкого знака, ь – показателя мягкости, заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами.

  1. Запиши однокоренные слова группами.

      Снег, цветник, звонкий, снеговик, садик, звон, рассада, садовник, цветной, звонить, сад, цветёт, снежок, цветок, снежинка, цвет, звонок, посадить, снегурочка, звоночек.

  1. Запиши текст, вставляя в словах пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

   Пришла  (… ) в..сна. На (….) р..ке растаял лёд. (…) В..да (…) зат..пила (…) б..рега.

В (…) с..сновом (…) б..ру (…) з..мля ещё покрыта снегом. Но скоро (…) заз..ленеют (…) д..ревья. На лугах (…) зап..стреют (…) цв..ты.

3.  Подбери названия (имена собственные) следующим предметам и запиши.

Собака  …, корова …, кот …, река …, улица …, город …, деревня ….

  1. Раздели слова в две группы: в первую – с разделительным мягким знаком, во вторую – со смягчающим мягким знаком.

Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учительница, льёт, крыльцо, счастье, сильный, пальцы.

  1. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. устно подбери проверочные слова.

     Зима началась лё..кими м..ро..цами. Принарядила она дере..ца и кусты в белые шу..ки. На каждый сугро..  надела ша..ку. Под сне..  на ночь спрятала ря..чика. А м..две..ь  уже с осени зале..  в берлогу.

  1. Запиши пословицы, вставь пропущенные буквы.

Ш..ла в мешке не утаишь.

Ч..жая душа – потёмки.

Сам погибай – а т..варищ..  выруч..й.

КОНТРОЛЬНЫЙ  ГОДОВОЙ ДИКТАНТ ЗА 2 КЛАСС.

ВЕСНОЙ  В  САДУ.

    Скоро зацветёт школьный сад. В ветвях деревьев будут строить свои гнёзда птицы. В гнёздах запищат маленькие птенчики. Будут птицы кормить их мошками, жирными гусеницами. Много вредных насекомых поедят наши друзья. Сад станет зелёным и красивым.

КАНИКУЛЫ.

    Кончился учебный год. Ребята поедут в деревню на дачу. Они будут ходить за грибами и ягодами. Анна Воробьёва едет на Волгу. Слава Ильин полетит самолётом на озеро Байкал.

    Детей ждут походы, дороги, широкий простор. Осенью они приедут в родной город Астрахань.

Грамматическое задание.

  1. В первом предложении подчеркнуть главные члены предложения и определить части речи.

  2. Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.

  3. Разделить для переноса слова: ручьи, вьют, деньки.

Март.

Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. Днём на солнце частая капель. Ночью —

звонкий мороз. Белые берёзки в седой дымке. А вот и первые ручьи. Весенние ручьи говорят, говорят. У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, другой звонко кричит. Все они спешат к реке. Хочешь узнать тайну ручейка — сядь у речки и послушай.

Слова для справок: хочешь.

Весна идёт.

Прощай, пушистый снег. Идёт весна. Солнышко греет всё сильнее и сильнее. Воробьи и ласточки рады его тёплым лучам. Стайка грачей промчалась к роще. Там грачи свили свои гнёзда. Вот и первые цветы. Весело жужжат пчёлки. Они пьют вкусный сок.

Чудесная кладовая.

Есть на свете чудесная кладовая. Положи весной в неё мешок зерна. Осенью в кладовой будет десять таких мешков. Горсть семян становится большой кучей огурцов. Сказка ли это? Нет, не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Она называется землёй.

(По М.Ильину и Н.Сегал)

Скворцы.

В нашем селе очень много скворечников. Вот вернулись на родину птицы. Они почистили и обновили свои гнёзда. Вечером скворцы садились на рябину под окном и пели. Я любил их слушать. Скворцы летали друг к другу в гости. Днём они деловито снуют между огородами и в саду.

Словарный диктант.

Арбуз, берёза, быстро, валенки, вдруг, весело, ветер, воробей, ворона, город, горох, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, лопата, мальчик, машина, мебель, медведь, медведица, молоко, морковь, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, платок, посуда, работа, рабочий, ребята, Россия, русский, сапоги, сахар, собака, сорока, стакан, скоро, суббота, тарелка, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, ученица, учитель, учительница, хорошо, хороший, экран, ягода, язык.

infourok.ru

Контрольные диктанты по русскому языку 2 класс

Входная контрольная работа по русскому языку 2 класс

Диктант

Цель: проверить знания, умения и навыки на начало нового учебного года; умения самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его написания.

На даче

Настало лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду водятся щуки, ерши и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха.

(На доске выписаны слова из диктанта: есть, водятся.)

Грамматические задания:

  1. В третьем предложение подчеркните гласные буквы.

  2. Выпишите три слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Цель: проверить умение писать слова с орфограммами, оформлять работу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть и правильно записывать слова с орфограммами; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Пушок

У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.

Грамматические задания:

  1. В предложениях 4 и 5 подчеркните основу.

  2. Допишите одно-два предложения в конце текста.

Контрольный диктант по теме «Однозначные и многозначные слова»

Цель: проверить навыки грамотного письма, умение правильно оформлять работу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте слова с орфограммами и правильно писать слова с ними; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Лес осенью

Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие березы и осины.

Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант I – четвертое предложение; вариант II – пятое предложение.

  2. В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Контрольный диктант по теме «Слова, слова, слова…»

Цель: проверить умение писать слова с изученными орфограммами.

Планируемы результаты: учащиеся научатся находить в тексте слова с орфограммами и правильно писать слова с ними; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Зимой в лесу

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.

Грамматические задания:

  1. Спишите первое предложение, разделив слова для переноса.

  2. Напишите однокоренные слова к слову белка.

  3. Напишите антонимы.

Тепло – …

Сытно – …

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»

Цель: проверить умения учащихся писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно выбирать нужные буквы для записи слов; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Друзья

Алеша принес домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко и суп из чашки. Скоро он стал большой собакой. Друзья играли в парке. Вот Алеша бросил палку на куст. Бим принес мальчику палку.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните основу в первом предложении.

  2. Разделите для переноса слова второго предложения.

Диктант по теме «Безударные гласные звуки в корне»

Цель: учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно выбирать нужные буквы для записи слов; анализировать, делать выводы, сравнивать; строить сообщения в устной и письменной форме.

В роще

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.

Грамматические задания:

(«Проверь себя» (с. 111). Дети записывают в контрольных тетрадях только ответы на вопросы.)

Контрольный диктант по теме «Согласные звуки и буквы»

Цель: повторить усвоение изученных тем.

Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно выбирать нужные буквы для записи слов; научатся определять орфограмму и правильное написание слов; анализировать, делать выводы, сравнивать; строить сообщения в устной и письменной форме.

Снежок

С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.

Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошками изо льда. У Толи получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.

Грамматические задания:

  1. Выпишите первое предложение. Разделите слова вертикальной чертой для переноса. Подчеркните основу предложения.

  2. Спишите второе предложение. Поставьте ударения в словах. Подчеркните безударные гласные.

Контрольный диктант по теме «Твердые и мягкие согласные звуки»

Цель: проверить навыки правописания букв, обозначающих мягкость согласных звуков, навыки правописания слов с буквосочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, раздельного написания слов и предлогов со словами, умение ставить знаки препинания в конце предложений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах изученные орфограммы на слух; применять правила правописания; проверять себя, находить в собственной работе орфографические ошибки; разделять слова для переноса; характеризовать твердые и мягкие согласные звуки.

В лесу

Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под елкой серые ёжики.

Грамматические задания:

  1. В словах ветки и белочки подчеркните мягкие согласные звуки.

  2. Запишите, сколько букв и звуков в слове Юра.

  3. Укажите количество слогов в словах ёжики, серые, рядом.

Диктант по теме «Правописание буквосочетаний

с шипящими звуками»

Цель: проверить умения писать слова на изученные орфограммы, слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова, делать звукобуквенный анализ слов; развивать орфографическую зоркость учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; писать под диктовку; проводить звукобуквенный разбор слова; подбирать примеры на изученную орфограмму.

Зяблик

По ночам холод. В лесу еще лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лед. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поет. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо? Прозвучала птичья песня. Это привет весны.

Слова для справок: много, целый.

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.

  2. Сделайте звукобуквенный анализ слов (вариант I – снег; вариант II – лед).

Диктант по теме «Имя собственное»

Цель: обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; проверить навыки употребления заглавной буквы в именах собственных и усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил правописания.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; писать под диктовку; проводить звукобуквенный разбор слов; подбирать примеры на изученную орфограмму.

Главный город

Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.

Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.

Слова для справок: улица, проспект, на Плющихе.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

  2. В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами.

  3. Запишите название населенного пункта, в котором вы живете.

Диктант по теме «Имя существительное»

Цель: обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; писать под диктовку; проводить звукобуквенный разбор слов; подбирать примеры на изученную орфограмму.

Друзья

Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьева есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принес корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните имена собственные.

  2. В четвертом предложении подчеркните главные члены.

  3. В первом предложении обозначьте имена существительные.

  4. Запишите имена существительные: камыши, кирпичи, вещи – в единственном числе.

Диктант по теме «Предлоги со словами»

Цель: проверить умение писать наиболее употребляемые предлоги раздельно со словами, навыки правописания слов на изученные орфограммы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать под диктовку учителя; проверять написанный текст; писать предлоги отдельно от других слов; применять правила правописания.

Дети в лесу

Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудесное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.

Грамматические задания:

  1. Выпишите предлоги.

Вариант I: из первых трех предложений.

Вариант II: из последних трех предложений.

  1. К словам: пенек, детишки – подберите и запишите проверочные слова.

  2. В первом предложении над словами надпишите части речи.

Контрольный диктант по теме «Части речи»

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать под диктовку учителя; проверять написанный текст; писать предлоги отдельно от других слов; применять правила правописания.

Гроза

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветви деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом стало радостно!

Грамматические задания:

  1. В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.

  2. Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.

  3. Разделите слова для переноса: сильный, длинный, пыль.

multiurok.ru

Контрольные диктанты по русскому языку 2 класс

Входной диктант №1 по теме « Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».

На даче.

Летом я жил на даче. Там очень красиво. Рядом с домом березовая роща. Хороши высокие березы. Под окном шиповник. Под кустом шиповника жил ежик. Он был очень забавным.

Грамматическое задании. I вариант: Запиши слова, разделив их для переноса: чаща, машина, ужи, шипы. I I вариант: Запиши слова, разделив их для переноса: роща, чижи, малыши, коржи.

__________________________________________________________________________

Контрольный диктант №3 по теме: « Безударные гласные в корне слова»

Осень.

Наступила золотая осень. С деревьев опадают разноцветные листочки. Теплый ветерок слегка кружит их над землей. Птицы прощаются со своими родными местами. Они улетают в тёплые края.

Грамматическое задание Вариант I 1. Выпиши из 2-го о предложения слова с безударной гласной, подбери проверочные слова. 2. Вставь пропущенные буквы и подчеркни их: ч…стушка, тр… щать, д…бр…та.

1. Выпиши из 3-го предложения слова с безударной гласной, подбери проверочные слова. 2. Вставь пропущенные буквы и подчеркни их: м… л… дой, цв…точки, кр… чать._

________________________________________________________________________

Контрольная работа по теме: «Слово и предложение»

Вариант I. 1. Запишите слово мороз с помощью транскрипции . 2. Выбери и запиши только правильную характеристику звука: п — согласный, звонкий, мягкий; п — согласный, глухой, твердый; п — согласный, звонкий, твердый. 3. Выпишите слова, называющие предмет ( имена существительные) Дружить, чаща, веселый, сорока, товарищ, крепкий. 4. Выпишите побудительное предложение. У шиповника колючие шипы. Вы любите читать книги? Мойте руки перед едой!

Вариант II. 1. Запишите слово кормушка с помощью транскрипции . 2. Выбери и запиши только правильную характеристику звука: в — согласный, звонкий, мягкий; в — согласный, глухой, твердый; в — согласный, звонкий, твердый. 3. Выпишите слова, называющие предмет ( имена существительные) Свеча, молодой, бродить, весна, ночевать. 4. Выпишите повествовательное предложение. Шиповник цветет розовыми цветами. Какое время года нравится вам? Как хорошо зимой!

__________________________________________________________________________

Контрольный диктант по теме: «Правописание согласных в словах»

Зима.

Ночью выпал пушистый снег. Мороз. Снег укрыл землю. В огромный сугроб превратились кусты. Птички жалобно чирикают. Трудно найти им под снегом пищу. Саша сделал кормушку и повесил ее на дерево. Лена насыпала пернатым корм.

Грамматическое задание Вариант I. 1. Выпишите из текста слова с парной согласной, подбери проверочные слова. 2. Вставь пропущенные буквы и подчеркни их: тра… ка, гря…ка, лебе…ь.

Вариант II. 1. Выпишите из текста слова с парной согласной, подбери проверочные слова. 2. Вставь пропущенные буквы и подчеркни их: наря…, коро…ка, ре…кий.

infourok.ru

Диктанты по русскому для 2 класса с заданиями

Слонёнок

Слонёнок шёл за матерью по узкой лесной тропе. Это было прекрасное путешествие. Малыш восторгался природой. Во­круг над цветами порхали разноцветные бабочки. Птицы пе­релетали с дерева на дерево. Красиво кругом! (29 слов)

Слова для справок: прекрасное, восторгался, порхали.

Грамматические задания:

  1. Найдите в тексте предлоги и подчеркните их.
  2. Выпишите первое предложение. Подчеркните орфо­граммы. Подберите проверочные слова, где возможно.
  3. Выделите приставку в слове перелетали.

 

Зима пришла

Всё ближе зима. Спряталось всё живое от зимней стужи. Кто под кору залез, кто в землю зарылся, кто в щели заполз. Звери в тёплые шубки оделись. Птицы улетели в тёплые стра­ны. (31 слово)

Слова для справок: спряталось, (от) зимней.

Постановку запятых проговаривает учитель.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните предлоги в четвёртом и пятом предложе­ниях.
  2. Выпишите слова с приставками из третьего предложения.
  3. Подчеркните в третьем предложении глаголы двумя чертами.

 

Лыжная прогулка

Однажды я пошёл кататься на лыжах. По лыжне вышел налесную поляну. Там растут молодые ёлочки и берёзки. Вдоль лыжни я увидел следы зверей и птиц. Здесь пробегали зайчики и лисички. (31 слово)

Слова для справок: вдоль, здесь.

Грамматические задания:

  1. Найдите в тексте два-три слова с безударным гласным в корне, выпишите их и проверьте написание.
  2. Найдите в тексте и выпишите три слова с приставкой, выделите приставки.
  3. Подберите однокоренные слова к слову дверь.

 

Ёлка

Папа принёс домой ёлку. От ёлки пахло лесом и морозом. Лесную красавицу поставили в зале. Мама приготовила ко­робку с игрушками. Петя и Маша помогают вешать игрушки на ветки. Под ёлку поставили подарки. (32 слова)

Грамматические задания:

  1. Выделите в третьем и четвёртом предложениях при­ставки и подчеркните предлоги.
  2. Выпишите и разберите по составу слова: лесную, игруш­ки, подарки.
  3. Подчеркните в тексте однокоренные слова. Выделите корень.

 

Лесной дом

В лесу на поляне я увидел гнилой пень. Он стал домом для мелких лесных обитателей. Там живут жучки, гусеницы и паучки. Рядом с пнём муравьи построили муравейник. Жизнь кипит в этом необычном домике. (33 слова)

Слова для справок: гусеницы, рядом, в этом.

Постановку запятой проговаривает учитель.

Грамматические задания:

  1.          Подчеркните в тексте предлоги.
  2.          Укажите приставки в выделенных словах.
  3.          Выполните звуко-буквенный разбор слова пень.

 

Пришла зима

Дохнула холодом зима. Сорвала листья с деревьев и разме­ла их по дорогам и лесным тропинкам.

Птицы начали собираться в стаи. Соберутся, покричат и улетят за моря в жаркие страны. А весной снова прилетят до­мой. (По К. Д. Ушинскому) (34 слова)

Слова для справок: собираться, соберутся, снова.

Постановку запятой проговаривает учитель.

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста три-четыре имени существитель­ных с предлогом.
  2. Найдите в тексте слова с приставками. Выделите при­ставки.
  3. Выпишите из текста три слова с безударным гласным в корне. Докажите правильность написания.

 

Весенние забавы

Пришла весна. Талая вода ручейками стекает в большие лужи. Дети бегут в овраг и делают запруду. Ребята принесли кораблики. У Пети бумажная лодка. У Васи деревянное судно с парусом. Лиза смастерила плот из веточек. Ребятам весело! (36 слов)

Слово для справки: деревянное.

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста по два:

а) предлога со словами, к которым они относятся;

б) слова с приставкой.

  1. Разберите по составу слова: бумажная, запруда, овраг.

 

Мушка

Дверь в дом была открыта. Наша собака Мушка подошла к двери, понюхала воздух и убежала на улицу. Радостная Мушка побегала по селу, добежала до речки. В поле она поиг­рала с бабочками. Вечером уставшая Мушка вернулась домой. (36 слов)

Слово для справки: радостная.

Постановку запятых проговаривает учитель.

Грамматические задания:

  1. Выделите в третьем предложении приставки и обведите предлоги.
  2. Выпишите из текста однокоренные слова, выделите корни.

 

Метель

Над городом нависла тяжёлая туча. Закружились в возду­хе первые снежинки. Они спускались на землю спокойно и плавно. Но завыл ледяной ветер. Побежала по дорожкам колючая позёмка. Завертелись снежинки белой метелью. И по­шла гулять по улицам зимняя вьюга. (37 слов)

Грамматические задания:

  1. Выпишите из первого и второго предложений слова с приставками. Обозначьте приставки.
  2. Допишите предложения, используя предлоги в или на:

а) Котёнок Пушок задремал … .

б) Летом сестра собиралась поехать … .

в) Молодая берёзка выросла … .

 

Пристань

Лето я провожу у бабушки в деревне. Около деревни боль­шое озеро. Там пристань. Можно покататься на лодке или ка­тере. На пристани работает мой дед. Он часто катает нас на лодке. Люблю смотреть, как лодка рассекает озёрную гладь. (37 слов)

Слова для справок: около, можно.

Постановку запятой проговаривает учитель.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните в четвёртом предложении предлог и выде­лите приставку в одном из слов.
  2. Найдите и выпишите формы двух разных слов. Выдели­те окончания.
  3. Выпишите из последнего предложения слова с орфо­граммами в корне. Подберите проверочные слова.

 

На горке

Ребята построили во дворе горку. Целый день на ней шум и веселье. Дети катаются на санках и ледянках. По дорожке к ним бежит Митя. Вдруг малыш упал. Глеб помог другу встать. Мальчики вместе побежали на горку. Ребятам весело! (38 слов)

Слова для справок: катаются, вместе.

Грамматические задания:

  1. Обозначьте в четвёртом предложении все известные вам орфограммы.
  2. Выделите все приставки и обозначьте предлоги.

 

Знакомство

Вечер. Тишина. На небо взошла луна. Лунная дорожка ос­ветила будку у крыльца. Там лежит пёс Шарик.

Тишину нарушил шорох в кустах. Это семья ежей пошла на прогулку. Шарик с лаем побежал к кустам. Раздался визг. Шарик, поскуливая, вернулся в будку. (40 слов)

Слово для справки: лунная.

Постановку запятых проговаривает учитель.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните в первом абзаце слова с приставками. При­ставки выделите.
  2. Укажите, какими частями речи являются слова четвёр­того предложения.

 

Лес

Тихо зимой в лесу. Лес спит под белым пушистым покры­валом. На снегу много следов. Они уводят в чащу. Вдруг лапы ели закачались и на землю упали шапки снега. Между ветвей промелькнул рыжий хвост. Это белка прыгает с ветки на вет­ку. (40 слов)

Грамматические задания:

  1. Выпишите три предлога со словами, к которым они от­носятся.
  2. Выпишите два слова с безударным гласным и два слова с парным согласным в корне слова. Докажите написание.

 

Приметы весны

В небесной вышине ярче засияло солнце. С холмов и при­горков побежали ручьи. Их весёлое журчание переплеталось с озорным звоном капели. На проталинах появились зелёные иголочки травы. Тепло солнечных лучей разбудило крапив­ницу. Она села на стену бревенчатого дома и расправила пёст­рые крылья. (41 слово)

Слова для справок: озорным, крапивницу.

Грамматические задания:

1. Раскройте скобки. Обозначьте приставки, подчеркните предлоги: (по)ехал (по)дороге, (на)крыли (на)стол, (у)знал (у)товарища, (в)бежал (в)комнату, (за)был (за)крыть, (на)рисовал (на)листе, (до)шли (до)поворота.

2. Выпишите из текста четыре слова с приставками. Обо­значьте приставки.

 

Дождь

Однажды летом мы с другом пошли в лес за ягодами. В ле­су было тихо. Ярко светило солнце.

Вдруг стало темно. Небо затянули тучи. Загремел гром. Полил сильный дождь. Мы спрятались под густую ель и пе­реждали непогоду. Ягод мы так и не набрали. (42 слова)

Слова для справок: вдруг, непогоду.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните в тексте предлоги.
  2. Выпишите из текста три-четыре слова с приставками, выделите приставки.
  3. Выпишите из текста два слова с парным согласным в корне, подберите проверочные слова.

 

Волк в западне

Забрёл волк в березняк. Вдруг рядом выскочил заяц. Уви­дел волка и побежал. Волк за ним. Заяц подпрыгнул и про­скочил между двух берёз. А волк подпрыгнул и застрял. По­вис, ногами задёргал. До земли достать не может, злится. А сороки вокруг застрекотали. Обрадовались, что волк нака­зан. (44 слова)

Слова для справок: выскочил, злится, застрекотали.

Постановку запятых проговаривает учитель.

Грамматические задания:

  1.  Подчеркните в пятом и шестом предложениях слова с приставками.
  2.  Подчеркните в тексте предлоги.
  3. Выпишите из текста два слова с непроверяемым без­ударным гласным в корне. Запишите ещё три слова на эту ор­фограмму.

moitvoru.ru

Диктанты по русскому языку 2 класс

диктанты для 2 класса по ФГОС

Диктант.

Пушок.

У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.

 

Грамматическое задание

В четвертом и пятом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

 ***

Диктант.

Осенний лес.

Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие березы и осины.

Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.

 

Грамматические задания

1. Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант 1- четвертое предложение; вариант 2- пятое предложение.

2. В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

 ***

Диктант.

В роще.

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.

 

Грамматическое задание

В первом и в третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

 ***

Диктант.

Зимние забавы.

С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.

Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошком изо льда. У Тани получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.

 

Грамматические задания

Выпишите первое предложение. Разделите слова для переноса. Подчеркните основу предложения.

Спишите второе предложение. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные гласные.

 ***

Диктант.

В лесу.

Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под елкой серые ежики.

 

Грамматические задания

В словах ветки и белочки подчеркните мягкие согласные звуки.

Запишите, сколько букв и звуков в слове Юра.

Укажите количество слогов в словах ежики, серые, рядом.

 ***

Диктант.

Зяблик.

По ночам холод. В лесу еще лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лед. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поет. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны.

 

Грамматические задания

Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.

Сделайте звуко- буквенный анализ слова (вариант 1 – снег, вариант 2 – лед).

 ***

Диктант.

Главный город.

Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.

Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.

Слова для справок: улица, проспект, на Плющихе.

 

Грамматические задания

Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами.

Запишите название населенного пункта, в котором вы живете.

 ***

Диктант.

Друзья.

Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьева есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принес корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка , взял еду и скрылся за деревьями.

 

Грамматические задания

Подчеркнуть имена собственные.

В четвертом предложении подчеркнуть главные члены.

В первом предложении обозначить имена существительные.

Записать имена существительные камыши, кирпичи, вещи в единственном лице.

 ***

Диктант.

Дети в лесу.

Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.

Слова для справок: пора, кладет.

 

Грамматические задания

Выпишите предлоги.

Вариант 1: из первых трех предложений.

Вариант 2: из последних трех предложений.

К словам пенек, детишки подберите и запишите проверочные слова.

В первом предложении над словами подпишите части речи.

***

Диктант.

Гроза.

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка , деревья осветились. Как все кругом стало радостно!

 

Грамматические задания

В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.

Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.

Разделите слова для переноса: сильный , длинные, пыль.

 ***

Диктант.

Утро.

Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Заблестели на листьях капли росы. Над цветами стали кружить золотые пчелки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и легкие крылья.

 

Контрольный диктант за 2 класс

 

Друзья птиц.

Костя Васильев и Андрей Кирьянов бегут в рощу. Звонко поют птицы. Чудесно пахнут ландыши. От стволов на земле длинные тени. В гнезде пищат птенцы. Вот летит грачиха. Она принесла грачатам корм. Малыши ели пищу. Мальчики ушли. Зачем пугать птицу?

Слова для справок: звонко, чудесно, принесла.

Грамматические задания

1. Выписать по одному слову с безударными е и о в корне слова, приписать к ним проверочные слова.

2. Как по-разному названы в тексте птенцы? Выписать эти слова.

 ***

За малиной.

Наступил июль. Стоит сильная жара. Ребята идут в лес. Вот кусты малины. На кустах крупные душистые ягоды. Ольга любит малину. Вот и полная корзина ягод. Брат Никита несет корзину. Жара спала. Надвинулась темная туча. Ребята быстро бегут к дому.

Грамматические задания

1. Выписать 2 существительных, 2 глагола, 2 прилагательных и 2 предлога.

2. Подобрать антонимы к словам мало, низкий.

3. В последнем предложении найти и выписать слово с безударной гласной в корне слова, приписать к нему проверочные слова.

 

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *