cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Дидактические игры по развитию речи во 2 младшей группе – Картотека (младшая группа) на тему: Картотека дидактических игр по развитию речи во 2 младшей группе | скачать бесплатно

Картотека по развитию речи (младшая группа) на тему: Картотека дидактических игр для второй младшей группы

«КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ» К №17

Цель: Активно использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы.

Материалы:  Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям,  изображенным на картинках.  Например:

Что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится…).

Что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить…).

Что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше…)

Что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит…)

Что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, катать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, купать…).

Что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, подпрыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет…).

Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает…).

 «ЧЕЙ ГОЛОС?»                                     Карта №18

Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материалы: Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.

В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.

—   Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.)

—   Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет курочка?

—   Гав,  гав,  гав!   Кто  это?   (Собачка.)   Как лает собачка?

—   Мяу, мяу! Кто это?  (Кошка.)  Как мяукает кошка?

—   Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.)

—  Мяу,  мяу! Чей  это голос?   (Кошки.)   Что  кошка  делает? (Мяукает.)

—   Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка?  (Кудахчет.)

—   Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Кукарекает.)

 

«МАША ОБЕДАЕТ»                                       Карта №19

Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материалы:  Кукольная комната со столом, накрытым скатертью, стульями; игрушки: собачка, кошка, курочка, кукла; кукольная посуда:   чашка,   миска,   блюдце,   черепушка   (баночка   или   др.).

Обратимся к детям с такими словами: «Машенька пришла с прогулки (показываем куклу) и очень хочет есть, ей пора обедать». Разденем куклу и усадим за стол.

Будем читать стихотворение С. Капутикян «Маша обедает» и, используя игрушки, разыгрывать представление.

Час обеда подошел. Села Машенька за стол. (Появляется собачка.)

—   Гав, гав, гав!

—   Кто это к нам?

—   Гав, гав, гав!

—   Кто это там?

—  Это я.

Ваш верный пес.

Ваш Арапка, черный нос.

День и ночь

Я дом стерег.

Наработался, продрог.

Не пора ли обедать? —   Иди, Арапка, Мой свои лапки.

(Собачка моет лапки и подходит к дому.)

.

—   Мяу. мяу!

—   Кто ж    теперь

К нам царапается в дверь? (Появляется кошка.) Это наша кошка Мурка. Мурка — Серенькая шкурка.

—   Я вам погреб стерегла. Всех мышей перевела. Крыс прогнала из подвала. Наработалась, устала. Не пора ли обедать? (Кошка садится у входа.)

—   Куд-куда, куд-куда!

—   Кто еще спешит сюда? Вошла курочка рябая. (Приходит курочка.)

—   Як вам прямо из сарая Я не ела, не пила, Я яичко вам снесла. Не пора ли обедать?

Двери отперли,

(Кукла подходит к дверям и открывает их.)

И вот

Маша всех к столу зовет:

Пса Арапку, Кошку царапку. Курочку рябку.

(Игрушки проходят в комнату и садятся за стол.)

Никому отказа нет.

Подан каждому обед.

(Взрослый расставляет посуду.)

Собачке — в миске,

В блюдечке — киске,

Курочке-несушке

 Пшено в черепушке,

А Машеньке — в тарелке,

В глубокой, не в мелкой.

nsportal.ru

Сборник дидактических игр по развитию речи ( 2 младшая группа)

Сборник дидактических игр

(Вторая младшая группа)

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК»

«ГДЕ НАШИ РУЧКИ?»        

Цель:  развивать умение ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Цель:  упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Материалы: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существительными среднего и женского рода, по числу детей.

Дети сидят на стульчиках. Обратиться к ним, приглашая интонацией к шутке, игре:

Поставить на стол сундучок с картинками. Предложить детям вынимать картинки по одной, задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.

Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)

В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.

—   Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки!  (Топают ножками.)

—   Где же наши ручки? Чего нет?  (Ручек.)  Вот наши ручки! —  Где   же   наши   ножки?   Чего   нет?    (Ножек.)    Вот   наши

ножки!

Игра повторяется 2—3 раза.

«ПОРУЧЕНИЯ»            

«ДОМИКИ»      

Цель:  упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов  скакать, ехать.

Цель:  употреблять названия детенышей животных.

Материалы: грузовик, мышка, мишка.

Материалы: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др.— по количеству детей, строительный материал.

Внести в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обратиться к детям:

Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бельчонка)».

В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название.

—   Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!»  (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.)

—   Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?

На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.

Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.

«ГДЕ МЫ  БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ»    

«МОЛЧАНКИ»        

Цель:  активизировать глагольную лексику, соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Цель:  образовывать глаголы приставочным способом.

Водящий отходит в сторону, а дети договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопросы водящего «Где вы были? Что вы делали?» дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и показывают различные движения (стирка белья, рисование и др.). Водящий должен по движениям правильно назвать действие, употребляя форму глагола второго лица множественного числа. Например: «Вы пилите дрова». При правильном ответе дети убегают, а водящий их догоняет. Пойманный становится водящим.

Перед началом игры дети хором произносят:

Первенчики, червенчики.

Зазвенели бубенчики.

По свежей росе.

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок, Молчок!

(Русская народная песенка.) После слова «молчок» все должны замолчать и замереть. Воспитатель наблюдает за детьми. Если кто-то рассмеется, заговорит или пошевелится, то дает ведущему фант.

В конце игры дети выкупают фанты, выполняя действия по команде (залезь под стол и вылези обратно; подпрыгни на месте два раза; выйди из комнаты и войди обратно; отодвинь стульчик и снова задвинь; выгляни в окошко; присядь и встань; подбрось мячик; перепрыгни через веревочку и т. п.).

  «ЧЕЙ ГОЛОС?»              

Цель:  Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материалы: Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.

В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.

—   Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.)

—   Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет курочка?

—   Гав,  гав,  гав!   Кто  это?   (Собачка.)   Как лает собачка?

—   Мяу, мяу! Кто это?  (Кошка.)  Как мяукает кошка?

—   Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.)

—   Мяу,  мяу! Чей  это голос?   (Кошки.)   Что  кошка  делает? (Мяукает.)

—   Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка?  (Кудахчет.)

—   Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Кукарекает).

«У КОГО КТО?»      

Цель:   Составлять описание игрушки вместе со взрослым или другим ребенком.

Взрослый и ребенок составляют описания разных животных. Начинает взрослый.

—   У меня утенок.

Ребенок называет свою игрушку

—   Ay меня цыпленок.

—   Утенок желтый.

—   И цыпленок желтый.

—   У утенка большие красные лапы.

—   А у цыпленка лапки маленькие… И т. д.

Сначала берутся игрушки, похожие друг на друга внешне, отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать совсем разные игрушки. Например: лягушонка и гусенка, медведя и зайца, курочку и козлика.

«НАЙДИ ПРОПАВШУЮ ИГРУШКУ» Цель:  развитие у ребенка памяти и внимания, умения сосредотачиваться.

Материалом для игры служат 5-6 игрушек одного плана — пластмассовые фигурки, резиновые игрушки, машинки и т.д. На столе перед ребенком выстраиваются в ряд игрушки. Ребенку предлагают несколько минут посмотреть на них, а затем отвернуться. Когда ребенок отвернулся, взрослый прячет одну из игрушек, после чего ему предлагается угадать, какая игрушка спрятана. Если ответ правильный, то играющие меняются ролями.

В том случае, если ребенку трудно запомнить сразу 5-6 игрушек, то можно начинать игру с 3-4, постепенно увеличивая их число.

«ЗАПОМНИ СВОЙ ДОМ»    

Цель: развитие моторно — слуховой памяти.

В зале каждый ребенок запоминает „свой дом». Например, у одного ребенка это дом — угол, у другого — стул, у третьего — окно двери, у четвертого — центр зала и т. д. Затем все дети собираются в группу около воспитателя и ждут команды. По команде воспитателя „Дом!» они разбегаются по своим домикам.

Примечание: Команду воспитателя можно заменить включением какой-либо ритмичной музыки.

«ТЕРЕМОК»            

Цель:  ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.

Материалы: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим животных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании.

—   Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку … кто? Правильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить.

Прискакала к теремку … лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:

—   Послушайте, как мы говорим: лягушка 

прискакала, а зайка  прискакал;  лисичка  прибежала,  а волк прибежал.

«ЧЕЙ ГОЛОС?»                        

Цель:  различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Материалы: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.

В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.

—    Му-у-у  — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)

Ква-ква — чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные’ игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

Костанайский государственный

педагогический институт

«Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так как  выполняет функцию средства обучения, служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний.

Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала, наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое, и нравственное развитие дошкольников».

Методическое пособие

«Сборник дидактических игр

по развитию речи»

(для второй младшей группы)

Составители: студентки 3 курса

специальность ДОиВ

Виноградова Ирина, Ахмедова Раиса

В данном сборнике представлены дидактические игры по развитию речи, наиболее эффективные в обучении и воспитании детей.

2016 год

compedu.ru

Картотека по развитию речи (младшая группа) на тему: Картотеки во второй младшей группе по темам: «Словесные игры», «Пальчиковые игры», «Стихи»

                                    «ТЕРЕМОК»

              На полянке теремок,   (Ладошки соединяем домиком)
             дверь закрыта на замок.   (Пальцы сомкнуты в «замок»)
             Из трубы идет дымок.   (Сомкнуть пальцы в колечки)
             Вокруг терема забор,   (Руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)
             чтобы не забрался вор.
              тук-тук-тук, тук-тук-тук   (Кулачок стучит по ладони)
             Открывайте, я ваш друг!   (Руки развести в стороны)

                         

                               «ДОМ И ВОРОТА»

              На поляне дом стоит,   (Пальцы обеих рук делают «крышу»)
             Ну, а к дому путь закрыт.   (Руки повернуты ладонями к груди, средние

                                                пальцы соприкасаются, большие — вверх – «ворота»)
             Мы ворота открываем,   (Ладони разворачиваются)
             В этот домик приглашаем.   («Крыша»

)

   

                             

                               МЕБЕЛЬ

                  Эту мебель мы купили             ребенок ритмично сжимает 

                  С папой вместе в магазине.      и разжимает пальцы рук.

                  Это стул, на нем сидят.            сгибает или разгибает пальцы на руке,

                  Это стол, за ним едят.               перечисляя мебель.

                  На диване отдыхают,

                  Книги умные читают.

                  На кровати крепко спят.

                  Вещи все в шкафах хранят.

                  Эту мебель мы купили                    ритмично

                 С папой вместе в магазине.              сжимает и разжимает пальцы рук.

                             ШКАФ

                   Мне купили для одежды

                   Шкаф вместительный, большой.            Показывает  большой шкаф.

                   Он красивый и удобный

                   И зовется «платяной».

                   Уберу в него одежду:

                   Майки, шорты и трусы,

                   Брюки, куртки и рубашки,                  Загибает пальцы на двух руках.

                   Свитера и пиджаки.

                           И носки с футболками

                           Уберу на полки я.

                               

                                                          «ДОМ НА ГОРЕ»

               На горе мы видим дом.   (Кистями рук изобразить домик)
              Много зелени кругом.   (Волнообразные движения кистями рук)
              Вот деревья, вот кусты.   (Руками «показать» деревья, кусты)
              Вот душистые цветы.   (Пальцами «показать» бутон)
              Окружают весь забор.   (Пальцами «показать» забор)
              За забором — чистый двор.   (Погладить ладонями стол)
              Мы ворота открываем.   (Кистями «показать», как ворота открываются)
              К дому быстро подбегаем.   (Пальцами «пробежаться» по столу)
              В дверь стучимся: «Тук-тук-тук!».   (Постучать кулаком по столу)
              Кто-то к нам идет на стук.  (Ладонь приложить к правому уху, прислушаться)
              В гости к другу мы пришли и гостинцы принесли.  

                                                    (Вытянуть руки вперед, как будто преподнося что-то)

                         

                  МНОГО  МЕБЕЛИ  В  КВАРТИРЕ.

                   Раз, два, три, четыре,

                 Много мебели  квартире.               Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.

                 В шкаф повесим мы рубашку,

                 А в буфет поставим чашку.

                Чтобы ножки отдохнули,

                Посидим чуть-чуть на стуле.       Загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое   название мебели.

               А когда мы крепко спали,

               На кровати мы лежали.

               А потом мы с котом

               Посидели за столом.

               Чай с вареньем дружно пили

  Много мебели в квартире.        Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим    кулачками.

nsportal.ru

Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ – САД №71 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Дидактические игры по развитию речи

во второй младшей группе

Подготовила:

Кузнецова О.С.

Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая в дошкольном образовательном учреждении может выступать как форма, метод и средство образования детей. Отличительная черта дидактических игр — постановка и реализация учебных задач как формирования способов действий, умений, навыков, знаний при сохранении игрового контекста и смысла деятельности.

Дидактические игры используются для решения задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, способствуют закреплению грамматических навыков.

В процессе дидактической игры формируются нравственные представления детей о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Решая умственную задачу в дидактической игре, дошкольник упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам, учится разнообразным экономным и рациональным способам решения умственных и практических задач.

Дидактическая игра способствует развитию качеств социальной активности – ребенок конструирует свое поведение и действия, во время выполнения условий игры закладываются честность, целеустремленность, умение радоваться своему и чужому успеху, смекалка, находчивость, способность ориентироваться в обстановке.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, через процессы ощущения и восприятия, которые лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Ряд дидактических игр формирует у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.

Наряду с другими функциями, дидактическая игра занимается и физическим воспитанием. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности.

Таким образом, дидактические игры призваны способствовать: речевому, умственному развитию, формированию нравственных представлений, развитию качеств социальной активности, сенсорных способностей детей, трудовому и физическому воспитанию.

Досказалка

Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.

Как играем: произносите вместе с ребенком:

Ко-ко-ко — на плите сбежало моло… (ко).

Ща-ща-ща — зеленая ро… (ща).

Чу-чу-ну — педаль кру… (чу).

Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «Ло-», — вы досказываете: «-шадь».

Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.

Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

Общие слова

Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так как позволяют осуществлять операции анализа и синтеза.

Задания могут быть двух видов:

1.  Назови фрукты…, рыб…, мебель…, птиц…

2.  Назови одним словом:

туфли, ботинки, сапоги — это…

молоток, пила, топор — это…

сосна, берёза, клён — это…

Цветные предложения

К сожалению, часто дети знают только 3—4 основных цвета и путают или вовсе не знакомы с оттенками, а это обедняет и восприятие, и мышление, и речь.

Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом), выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.

Назови ласково

Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадка.

Какая бывает собака?

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.

Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.

Кто больше?

Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков , например мяч — круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот — мягкий, шершавый.
Машинка — большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)
Задание детям :

1.Кто больше назовет свойств предмета.
2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.
(Из книги Е. Сербиной “Развивающие игры для детей”)

Шаги

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например “Вежливые слова”. Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и “Старт!”

Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое», «Ласковые слова для мамы», и т.д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

 «Кто это?» знакомимся с профессиями

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.
1 вариант: Задаем вопросы : Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: Что делает дворник? Что делает доктор? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
3 вариант. Придумываем загадки. Например: Этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

Путаница

   Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.

«Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать».

Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.

Знает это ребёнок любой —

У апельсина цвет … голубой.

Корова мычит,

Поросёнок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака … мяукает.

Как на нашей улице

Крякали две … курицы.

Известно каждому ребенку —

Корова — мама …жеребёнка.

Отгадай слово

Взрослый выставляет на фланелеграф (раскладывает на столе) картинки с изображением животных по количеству детей. Вызывается один из детей. Взрослый начинает произносить название животного, просит ребенка продолжить.

«Я скажу: «Лоша… », а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».

Взрослый произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.

Материал: игрушки — кукла, зайка, пирамидка, машина, карточки с изображением животных

Лошадки и поезд

Дети встают в круг. Взрослый объясняет правила.

«Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание) ; когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился.»

 Игра повторяется 3 раза.

kopilkaurokov.ru

картотека дидактических игр по развитию речи. вторая младшая.docx

Цель: Развитие у детей внимания, глазомера, координации движений. Формирование ловкости, эмоционального
настроя.
Ход игры: Воспитатель предлагает наполнить стаканчик водой наполовину.
Оборудование: Ёмкость с водой, стаканчик.
Игра «Достань ракушку»
Найти в песочке клад,
Я буду очень рад.
Цель: Развить у детей внимания, общей и мелкой моторики рук. Формирование и развитие координации движения и
речи.
Ход игры: На дно ёмкости с водой выкладывается несколько камешков, ракушек. Воспитатель предлагает ребёнку
достать со дна «клал».
Оборудование: Ёмкость с водой, камешки, ракушки, сачок
Игра «Напои слона»
Цель: Развитие у детей координации движения, мелкой и общей моторики, внимания.
Формирование правильного захвата руки, развитие ловкости.
Создание положительного эмоционального настроя.
Ход игры: Воспитатель обыгрывают спринцовку: «В гости к нам пришли слоны, очень пить хотят они». Предлагает
детям напоить слоников.
Оборудование: Ёмкость с водой, спринцовки.
Игра «Тёплый, холодный»
Цель: Закрепление понятий «тёплый», «холодный», развитие эмоционального настроя, развитие внимания.
Ход игры: Воспитатель заполняет ёмкость тёплой и холодной водой и предлагает детям запустить утят в тёплую
воду, а рыбок в холодную.
Оборудование: Ёмкость с тёплой и холодной водой, утята, рыбки.
Игра «Поймай льдинку»
Цель: Развитие у детей внимания, координации движения, мелкой и общей моторики. Знакомство со свойствами
воды. Формирование правильного захвата руки. Развитие тактильной чувствительности и ловкости.
Ход игры: Воспитатель опускает в ёмкость 5 ­6 льдинок и предлагает детям достать их и понаблюдать, как они
тают и превращаются в воду.
Оборудование: Ёмкость с водой, лёд, сачок, пустая ёмкость.
Дид. игра «Часы»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: В­ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик­так, тик­так», как бьют часы: «Бом­бом… ».
Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик­трак… »! .
­ Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза) ;
идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5­6 раз) .
­ Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый
раз голосом имитируют ход и звон часов) .
Дид. игра «Медвежата мед едят»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед.
Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети
высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая
кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.)
Игра повторяется 3­4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ,
нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У­у­у» (2­3 раза) .
Дид. Игра «Лягушка и лягушата»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
­1­

znanio.ru

Картотека по развитию речи (младшая группа) на тему: Дидактические игры по речевому развитию для детей 2-3 лет

Дидактические игры по речевому развитию для детей 2-3 лет

По мнению А.Н. Леонтьева игра является ведущей деятельностью дошкольника, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, то одним из условий успешной работы по развитию речи является использование различных  дидактических игр. Это игры, которые помогают закрепить знание детей по всем разделам развития речи: ЗКР, связная речь, формирование грамматического строя речи, словарная работа. Их можно провести и в первой  и во второй половине дня.

Вот некоторые из них.

Дыхательные упражнения.

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1.«Подуем на снежинку».

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

2. «Бабочка летает».

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3.«Плывет, плывет кораблик».

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Артикуляционная гимнастика.

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Заборчик».

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка».

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

«Волшебный кубик»

Цель: Упражнять детей в правильном воспроизведении звукоподражаний.

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что

нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход.

Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок

ложись», — и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт.

Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит имитировать гул самолёта.

«Что за предмет?»

Цель: формировать у детей умение называть предмет и его описывать.

Ход.

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

«Разноцветный сундучок»

Цель: формировать умение детей при согласовании существительных

среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание

слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход.

Воспитатель:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит

любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но

тихо.

Ход.

Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо

тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же

использовать сочетание гласные звуков: ау, уа,

эа и т.д

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

— Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

-Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

 -Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

«Ветерок»

Цель. Развитие фонематического слуха.

Ход.

Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения.

«Прятки»

Цель.  Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Материал. Мелкие игрушки.

Ход.

Приготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли?

Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку,  договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

«Скажи, какой?»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Ход.

Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

Угадай игрушку

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Ход.

На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он расскажет про игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Кто больше увидит и назовёт

Цель: формировать умение обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Ход.

Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

«Олины помощники»

Цель: образовывать форму множественного числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход.
— К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

— Что это? (Это ноги)

— Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают и т.д.)

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *