cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Диагностика восприятия дошкольников методики – Диагностика восприятия дошкольника Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Содержание

Диагностика восприятия дошкольника Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько кон­турных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие извест­ные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятан­ных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить зада­ние, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием мень­ше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выпол­нение задания.

Примечание.Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех пред­метов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен ос­тановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем ри­сунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, ког­да будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем ри­сунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Рис. 4. Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?

Оценка результатов

10 баллов— ребенок назвал все 14 предметов, очертания кото­рых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

g_9 баллов— ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов— ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов— ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла— ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл— за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог ре­шить задачу по поиску и названию всех 14 пред­метов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

4-7 баллов— средний.

2-3 балла— низкий.

0-1 балл— очень низкий.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ

Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продук­тивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики пе­речисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию (методика 5, 6, 7 и 8), можно вывести общую, интег­ральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.

Методика «Найди и вычеркни»

Задание,содержащееся вэтой методике, предназначено дляопределенияпродуктивности и устойчивости внимания. Ребен­ку показываютрис. 6′. На нем в случайном порядке даны изоб­раженияпростых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок,Флажок.Ребенок перед началом исследования получает инст­рукциюследующего содержания:

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которыея назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». Пос­ле этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычер­кивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания за­вершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение кото­рых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание ис­кать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной ли­нией, а домик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмеча­ет на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие ко­манды.

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатов определяется количест­во предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

S= (0.5*N-2.8*n)/t

где S— показатель продуктивности и устойчивости вниманий обследованного ребенка;

дг — количество изображений предметов на рис. 6 (7), про­смотренныхребенком за время работы;t— время работы;

п — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошиб­камисчитаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненуж­ные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данныхопределяются по приведенной выше формуле шесть по­казателей,один — для

всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные — для каждого 30-секундного интервала. Со­ответственно, переменная tв методике будет принимать значе­ние 150 и 30.

Выводы об уровне развития

10 баллов— продуктивность внимания очень высокая, устой­чивость внимания очень высока.

8-9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов– продуктивност ь внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла– продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балла– продуктивность внимания очень низкая, устойчи­вость внимания очень низкая

studfiles.net

Диагностика для дошкольников: тестирование

Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте.

Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Под словом «стандартизация», включенным в название комплекса, понимается возможность получения с помощью всех этих методик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определять уровень развития у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год. Кроме того, стандартизация предполагает использование для всех методик единой оценочной шкалы.

Большинство описываемых в этом разделе методик (это относится не только к диагностике дошкольников, но и детей любого возраста, а также взрослых людей) позволяет получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов – о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, – о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.

Там, где установить стандартную систему оценок было трудно (в основном это касается методик, предполагающих развернутую качественную характеристику изучаемого психологического свойства), предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.

К каждой из представленных в комплексе методик после ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка на основании полученных данных. Текст всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты психологического развития ребенка, в которую вносятся все показатели, полученные по частным психодиагностическим методикам при комплексном обследовании данного ребенка. В эту карту в течение нескольких лет можно вносить данные, касающиеся повторных и последующих психодиагностических обследований этого же ребенка, и таким образом следить за тем, как из года в год или из месяца в месяц психологически развивается ребенок.

Показатели – баллы и характеристика на их основе уровня психологического развития ребенка, использованные в описываемых методиках, как абсолютные, т.е. непосредственно отражающие достигнутый уровень развития, касаются детей пятишестилетнего возраста. Если ребенку столько лет, то по полученным им показателям прямо можно делать заключение об уровне его психологического развития. Эти же показатели применимы и к детям более раннего возраста, однако в этом случае они могут быть только относительными, т е. рассматриваться в сравнении с уровнем развития детей пяти-шестилетнего возраста

Поясним сказанное на примере. Допустим, что ребенок пятишестилетнего возраста в результате его психодиагностики по методике оценки восприятия под названием «Чего не хватает на этих рисунках?» получил 10 баллов. Его уровень психологического развития должен быть, соответственно, оценен как очень высокий. Если же по данной методике тот же ребенок получит 2-3 балла, то из этого следует, что его уровень психологического развития низкий. Однако, если по той же самой методике 2-3 балла получает ребенок трех-четырехлетнего возраста, то о нем уже нельзя будет просто сказать, что его уровень развития низкий. Таким он будет только по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста, а по отношению к сверстникам может оказаться средним. То же самое можно сказать и о высоких показателях. 6-7 баллов для ребенка пяти-шестилетнего возраста действительно могут означать среднюю оценку, но те же баллы, полученные ребенком трех-четырехлетнего возраста, могут свидетельствовать о высоком уровне психологического развития данного ребенка по отношению к основной массе сверстников. Поэтому всякий раз, когда психодиагностике подвергаются не дети пяти-шестилетнего возраста, в словесном заключении относительно уровня их развития должна содержаться фраза: «…по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Например: «По уровню развития памяти данный ребенок находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Необходимость делать такую оговорку отпадает только в том случае, если при пользовании данной методикой установлены соответствующие возрастные нормы. Тогда вместо слов «по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста» необходимо говорить: «по сравнению с нормой».

Относительная форма оценки на первых этапах применения психодиагностических методик не только неизбежна, но и весьма полезна, так как позволяет сравнивать между собой показатели уровня психологического развития детей разного возраста.

В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. Соответствующие свойства, предлагаемые для них методики и получаемые показатели представлены в Карте индивидуального психологического развития ребенка (см. табл. 4).

Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка

– ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов

8-9 баллов

– время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек

6-7 баллов

– время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек

4-5 баллов

– время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек

2-3 балла

– время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек

0-1 балл

– время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий.

Р
ис 1. Серия картинок к методике «Чего не хватает на этих картинках»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т е по части или фрагменту восстановить целый рисунок

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом Ребенку показывают рис 2, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а» Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь На решение данной задачи отводится 10 сек Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение

Оценка результатов

– ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака

7-9 баллов

– ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек

4-6 баллов

– ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек

2-3 балла

– ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек

0-1 балл

– ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента «а», «б» и «в»

Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий

Рис 2 Картинки к методике «Узнай, кто это».

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 3, составляет 14

Р
ис 3 Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках»

– ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов

– ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов

– ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов

– ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла

– ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл

– за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Ц
ель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 4. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Рис 4 Картинки к методике «Чем залатать коврик?» Оценка результатов

«

– ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек

8-9 баллов

– ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов

– ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов

– ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла

– время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл

– ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 5. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

Р
ис 5 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей от трех до четырех лет

Рис 7 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте от четырех до пяти лет

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Обработка и оценка результатов

П
ри обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N– количество изображений предметов на рис. 5 (6), просмотренных ребенком за время работы;

t – время работы;

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

– показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов

– показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла

6-7 баллов

– показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла

4-5 баллов

– показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

2-3 балла

– показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балл

– показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так

– все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.

8-9 баллов

– все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

Рис. 7 Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом

1 Кривая, изображенная с помощью линии типа –.–.–. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания

2 Кривая, представленная линией типа Это график низкопродук тивного, но устойчивого внимания

3 Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – –. Представ ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания

4 Кривая, изображенная с помощью линии –––– Является графиком сред-непродуктивного, но неустойчивого внимания

5 Кривая, изображенная линией – – – – –. Представляет график среднепро дуктивного и крайне неустойчивого внимания

– все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

4-5 баллов

– все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4

3 балла

– все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.

Выводы об уровне развития

баллов

— продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

8-9 баллов

– продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов

– продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла

– продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балл

– продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рис. 8 и объясняют, как с ним работать Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Р
ебенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

где S – показатель переключения и распределения внимания;

N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

– показатель S больше чем 1,00.

8-9 баллов

– показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 баллов

– показатель 5″ располагается в пределах от 0,50 до 0,75.

Рис 8 Лист к методике «Проставь значки»

– показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.

0-3 балла

– показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов – средний.

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий.

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис. 9 Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 10) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

– ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек

8-9 баллов

– ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек

6-7 баллов

– ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов

– ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла

– ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий.

Рис 9 Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки»

Рис 10 Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки»

infourok.ru

Набор методик для динамической диагностики развития дошкольников

Динамическое обследование дошкольников.

Цели и задачи:  прослеживание динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.

  1. Методика Р.С. Немова «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Особенностью живого детского ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.

Джордано Бруно

Приём предполагает определение ребёнком за минуту четырнадцати знакомых предметов, которые представлены в трёх контурных изображениях.

Целями тестирования автор выделил:

  • оценку уровня восприятия малыша;

  • выявление способности формировать образы в сознании;

  • определение умения составлять умозаключения, связанные с этими образами;

  • анализ словесного выражения идей относительно предмета рассуждения.

Методика используется в работе с детьми 4–6 лет.

Форма проведения диагностики — индивидуальная, так как малыш непременно должен устно назвать увиденные предметы (при этом задача взрослого — зафиксировать сказанное). Чтобы результаты теста были объективными, необходимо выбрать момент, когда испытуемого ничего не беспокоит, он уравновешен и готов поиграть.

Инструкция по организации тестирования:

  • В начале работы ребёнку представляются 3 рисунка, которые сопровождаются комментарием взрослого: «Ты видишь очертания предмета, внутри него, как в мешке Деда Мороза, спрятались разные интересные штуковины. Попробуй их найти и как можно быстрее назвать».

  • Малыш определяет распознанные объекты, а взрослый фиксирует их количество удобным для себя способом.

  • Если ребёнок спешит, не найдя все предметы на одной картинке сразу же переходит к следующей, то экспериментатору следует мягко вернуть малыша к работе над предыдущим изображением.

  • По прошествии минуты взрослый подсчитывает результаты.

Для оценки результатов исследования необходимо учесть время, затраченное на работу:

  • 10 баллов — внятно названы все 14 объектов меньше чем за 20 секунд;

  • 8–9 — ребёнком правильно определены 14 предметов за 21–30 секунд;

  • 6–7 — испытуемый отыскал всё за 31–40 секунд.

  • 4–5 — малышу потребовалось 41–50 секунд;

  • 2–3 — на поиск ушло 51–60 секунд;

  • 0–1 — больше чем за 1 минуту малыш так и не смог назвать все скрытые объекты.

По итогам подсчёта баллов экспериментатор может сделать вывод об уровне образного восприятия ребёнка:

  • 10 очков — очень высокий;

  • 8–9 — высокий;

  • 4–7 — средний уровень;

  • 2–3 — ниже среднего;

  • 0–1 — очень низкий.

  1. Методика «Изучение образной памяти дошкольников»

Сущность методики заключается в том, что, испытуемому предлагается в течении 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

Задача испытуемого, после того как убрали таблицу, — нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов:

  • Высокий уровень – 8 – 12 ответов,

  • Средний уровень – 4 – 7 ответов,

  • Низкий уровень – 3 – 0 ответов.

  1. Воспроизведение рассказа (детский вариант).

Назначение теста:

Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.

Описание теста:

Для теста необходим текст, напечатанный или написанный крупным шрифтом на карточке. Текстов должно быть несколько, разной степени сложности, в виде басен или рассказов, так как они позволяют впоследствии обсудить смысл текстов с испытуемым.

Дети старше 11 лет сами читают предложенный им рассказ, а потом пишут изложение. Детям младше 11 лет читают вслух, а потом они устно пересказывают услышанное. Пересказ можно постепенно перевести в обсуждение в виде вопросно-ответной формы, что позволяет судить о понимании переносного смысла и подтекста рассказов испытуемым.

Тестовый материал:

Рассказы для маленьких детей

Рассказ №1

Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Рассказ №2

Жила-была девочка Маша. Один раз она хотела пойти с мамой гулять. Мама говорит: «Маша, какая ты грязная, пойди умойся». А Маша не хочет мыться. Мама не взяла Машу с собой. Пошла гулять одна. Тогда Маша быстро умылась, побежала к маме и пошла гулять вместе с мамой.

Рассказ №3

Жила-была девочка Наташа. Купил ей папа в магазине кораблик. Взяла Наташа большой таз, налила воды и пустила кораблик плавать, а в кораблик посадила зайку. Вдруг кораблик перевернулся, а зайка упал в воду. Наташа вытащила зайку из воды, вытерла его и положила спать.

Рассказ №4

Жила-была девочка 3ина. Пошла Зина один раз в садик гулять. Вдруг видит: маленькая птичка лежит на дорожке и пищит. Девочка поймала мушек, дала птичке покушать и потом положила птичку в гнездышко.

Рассказы для старших детей

Плохой сторож

У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.

Галка и голуби

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.

Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.

Муравей и голубка

Муравей захотел напиться и спустился вниз, к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Логика

Студент приехал на каникулы домой. Он нашел отца в кухне, где старик собирался приготовить себе яичницу из трех яиц.

Отец спросил сына: «Расскажи, чему ты обучался в городе». Сын ответил, что он изучал логику.

Отец не знал, что такое «логика», и попросил объяснить ему, в чем заключается эта наука.

Сын ответил: «Я тебе сейчас объясню, что это такое, и логически докажу, что у тебя в миске не три, а пять яиц. Слушай только меня внимательно. Вот у тебя в миске три яйца. Ты же знаешь: число три содержит в себе число два. А два да три яйца составляют вместе пять яиц».

«Ну, сынок, – отвечал отец, – вижу, что тебя обучили делу. Я сейчас сделаю себе яичницу из трех яиц, а ты готовь себе яичницу из остальных двух яиц, которые ты отыскал в моей миске по своей логике».

Умная галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше, и можно было пить.

Самые красивые

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:

– Вы не видели моих птенцов?

– А какие они?

– Самые красивые!

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – и он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, мальчик слез с дерева и смеется.

– Ну, что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Обработка результатов теста:

Исследователь анализирует средства, использованные ребенком для заучивания текста, особенности регуляции его познавательных процессов, устойчивость внимания при прослушивании текста, наличие самостоятельных возвратов к недостаточно внимательно прочитанным фразам текста, трудности устного или письменного изложения.

  1. Методика «Времена года»

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов:

10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов — ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.

  1. Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман

Цель исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.

Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.

Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

  • взаимопомощь по ходу рисования;

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

  2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

  3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

infourok.ru

Диагностика сформированности зрительного восприятия у детей, поступающих в первый класс

Всё больше дошкольников, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, имеют низкий уровень сформированности высших психических функций, которые обеспечивают успешную адаптацию учеников к требованиям школы и усвоение ими школьной программы. Так, часто к моменту школьного обучения недостаточно сформированным остаётся зрительное восприятие, которое влияет на формирование операциональной стороны мышления и связано с усвоением программы по всем школьным предметам. С целью выявления уровня и структуры сформированности зрительного восприятия у будущих первоклассников нами была адаптирована и апробирована нейропсихологическая диагностика для изучения свойств зрительного восприятия у старших дошкольников с ОВЗ. Вашему вниманию предлагается диагностическая методика и система развивающей работы для старшего дошкольного и младшего школьного возраста, которая может быть использована специалистами службы психолого-педагогического сопровождения и учителями начальной школы.

Зрительное восприятие — это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

Зрительное восприятие – комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: предметность, структурность, константность, осмысленность, активность и другие.

Ряд исследований выявили у дошкольников с ОВЗ несформированность готовности к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы (слабости процессов торможения и возбуждения, затруднении в образовании сложных условных связей, отставании в формировании систем межанализаторных связей) и служит одной из причин того, что дети с большим трудом овладевают письмом и чтением, часто смешивают буквы, сходные по начертанию или обозначающие оппозиционные фонемы, с трудом усваивают разрядность числительных. Большинство психических функций (пространственные представления, мышление, речь и др.) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем. Формирование такого рода взаимодействия у детей с ОВЗ не только замедлено, но и изменено.

Исследования психологов выявили у большинства детей с ОВЗ неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ. Таким детям нужно больше времени для приема и переработки зрительной, слуховой и прочей информации. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях (например, при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для ребенка значимое смысловое и эмоциональное содержание). Одной из особенностей восприятия таких детей является то, что сходные качества предметов воспринимаются ими как одинаковые. У таких дошкольников недостаточно сформированы пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий, затруднено восприятие перевернутых изображений, возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления. Так, при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

Дети испытывают большие трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих пространственные отношения, им сложно дать словесный отчет при выполнении заданий, основанных на осознании этих отношений.

Для того чтобы помочь ребёнку справиться с возникшими трудностями, необходимо выявить уровень актуального развития зрительного восприятия и зону ближайшего развития этой функции. Тогда можно начать проводить развивающую работу, направленную на предупреждение школьной неуспеваемости.

Предлагаем изучить следующие свойства восприятия:

Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а составляют образы конкретных предметов.

Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.

Контактность (константность) — на восприятие оказывают влияние обстоятельства, в которых оно происходит. Несмотря на это восприятие остается относительно неизменным.

Активность — в любой момент времени мы воспринимаем только один объект. Природа активности восприятия обусловлена самой природой нашего сознания.

Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу.

Для количественной оценки результатов, предлагаем характеристику каждого балла:

5 баллов – задание выполняется правильно, исследуемое свойство зрительного восприятия сформировано.

4 балла – задание выполняется правильно, но замедленно, ребёнок самостоятельно находит средства для исправления ошибок, изучаемое свойство сформировано, но восприятие осуществляется с большей затратой времени.

3 балла – задание выполняется вначале правильно, но на истощении возникают нестойкие ошибки, которые преодолеваются путём организации внимания, эмоциональным подкреплением, свойство сформировано, но реализуется не в полном объёме из-за нейродинамических нарушений и нарушений высших форм регуляции.

2 балла – наличие выраженных расстройств (персеверации, эхопраксии, утрата программы действия), обязательная массивная помощь приводит к нестойкой коррекции ошибок, исследуемое свойство сформировано не полностью, требуется поэтапное формирование действия.

1 балл – выполнение задания недоступно, помощь не эффективна, свойство восприятия не сформировано.

В зависимости от работоспособности ребенка исследование может проводиться в несколько приёмов продолжительностью около 30 минут.

Схема обследования:

Для изучения предметности и активности зрительного восприятия нами использовались следующие задания:

  1. Восприятие предметных, реалистических изображений;

  2. Контурные изображения;

  3. Силуэтные изображения;

4.      Перечеркнутые изображения;

5.      Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения).

Для изучения структурности зрительного восприятия нами использовались следующие задания:

  1. Незавершенные изображения;

  2. Химерные изображения.

Для изучения константности зрительного восприятия нами использовались следующие задания:

  1. Восприятие букв;

  2. Восприятие цифр;

  3. Восприятие цвета;

  4. Восприятие формы.

Для изучения осмысленности зрительного восприятия нами использовались следующие задания:

  1. Понимание смысла сюжетных картинок;

  2. Понимание серии последовательных сюжетных картинок.

Активность зрительного восприятия оценивалась по результатам выполнения всех заданий.

Предложенная методика учитывает низкий уровень учебной мотивации дошкольников и младших школьников с ОВЗ, инфантильность детей данной группы и предполагает предъявление материала в игровой форме. Игровые психологические методики имеют особое значение, облегчая установление контакта с ребёнком и помогая увидеть его потенциальные возможности. При проведении обследования важна реакция ученика на обстановку, желание или нежелание вступать в контакт, адекватность поведения. Одним из наиболее действенных средств снятия напряжения является игра.

Для оценки потенциальных способностей ребёнка следует ответить на следующие вопросы:

Какова тяжесть и распространённость нарушения исследуемой высшей психической функции? Каков главный фактор, препятствующий выполнению заданий? Какова восприимчивость ребёнка к помощи, предлагаемой в процессе проведения обследования?

Предлагаем подробное описание исследования зрительного восприятия у старших дошкольников и младших школьников с ОВЗ.

Изучение предметности зрительного восприятия.

Задание 1. Восприятие предметных реалистических изображений.

Ребёнку предъявляют картинку с изображением предметов, просят рассмотреть и назвать сначала один рисунок, затем несколько рисунков, находящихся в разных углах альбомного листа. Инструкция: “Посмотри, кто пришёл к нам в гости? Кого девочка привела вместе с собой? ” При изучении предметности зрительного восприятия оценивается способность ребёнка узнавать и называть образ предмета, выделять один образ за другим последовательно, опознавать и называть его.

Задание 2. Восприятие контурных изображений.

Ученику предлагаются контуры реальных изображений, просят рассмотреть и назвать сначала один рисунок, затем несколько рисунков, находящихся в разных углах альбомного листа. Инструкция: “Художник забыл раскрасить предметы. Если мы раскрасим, что получится?” Оценивается способность ребёнка узнавать и называть образ предмета, выделять один образ за другим последовательно, опознавать и называть его. При затруднениях при назывании, можно предложить подобрать к контурному изображению реалистичное. Инструкция: “Найди такой же раскрашенный предмет.”

Задание 3. Восприятие силуэтных изображений.

Ребёнку предлагается подобрать к реалистичному изображению подходящий силуэт. Ребёнок выбирает из нескольких предложенных вариантов, тот, который подходит. Инструкция: “Найди подходящую тень. И скажи, чья она?” Оценивается способность ребёнка узнавать и называть образ предмета, выделять один образ за другим последовательно, опознавать и называть его.

Задание 4. Восприятие перечёркнутых изображений.

Предлагается назвать все перечёркнутые различными линиями изображения Инструкция: “Предметы спрятались от нас. Назови, кого (что) ты нашёл?” Оценивается способность ребёнка узнавать и называть образ предмета, выделять один образ за другим последовательно, опознавать и называть его.

Задание 5. Восприятие наложенных изображений.

Предлагается назвать все предметы, контуры которых нарисованы один над другим. Инструкция: “Подул сильный ветер и перепутал все предметы. Помоги девочке найти и назвать всё, что ты видишь.” Оценивается способность ребёнка узнавать и называть образ предмета, выделять один образ за другим последовательно, опознавать и называть его.

Изучение структурности зрительного восприятия.

Задание 1. Восприятие незавершенных изображений.

Ребёнку предлагается серия рисунков . На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали (хвоста у лисы, колеса у машины). Или нарисованы не полные контурные изображения. Ребёнку предлагается назвать, что изображено на рисунках, чего не хватает. Инструкция: “Художник забыл дорисовать рисунки до конца. Помоги художнику, подскажи, чего не хватает.” Оценивается способность ребёнка различить целый предмет и найти его недостающие части. Возможно не словесное обозначение частей от целого, но обязательно обнаружение недостающей части.

Задание 2. Восприятие химерных изображений.

Ребёнку предлагается серия рисунков. На каждой из картинок этой серии изображён предмет с лишней, несуществующей в реальности частью. Ребёнку предлагается назвать, что изображено на рисунках, какая часть на рисунке лишняя, не подходит ко всему изображённому предмету. Инструкция: “Художник перепутал все картинки. Помоги разобраться художнику, что лишнее на картинке, чьи это части.” Оценивается способность ребёнка различить целый предмет и найти части, которые не подходят к целому. Возможно не словесное обозначение частей от целого, но обязательно обнаружение несоответствующих частей.

Изучение константности зрительного восприятия.

Задание 1. Изучение восприятия букв (при условии сформированности сенсорных эталонов).

Ребёнку предлагается узнать и назвать изображения знакомых букв, написанных разным шрифтом, перевёрнутых, написанных зеркально. Инструкция: “Ветер подул и перемешал буквы. Помоги девочке собрать и назвать все буквы ”. Оценивается способность ребёнка воспринимать предмет правильно, опознавать его независимо от условий его расположения или незначительных изменений, произошедших с предметом.

Задание 2. Изучение восприятия цифр (при условии сформированности сенсорных эталонов).

Ребёнку предлагается узнать и назвать изображения знакомых цифр, написанных разным шрифтом, перевёрнутых, написанных зеркально. Инструкция: “Ветер подул и перемешал цифры. Помоги девочке собрать и назвать все цифры ”. Оценивается способность ребёнка воспринимать предмет правильно, опознавать его независимо от условий его расположения или незначительных изменений, произошедших с предметом.

Задание 3. Изучение восприятия цвета.

Ребёнку показывают квадраты разного цвета и просят назвать цвет. Затем добавляют другие геометрические фигуры разного цвета и размера и просят отобрать все фигуры одного заданного цвета. Инструкция: “Помоги зайчику найти все фигуры красного цвета”. Оценивается способность ребёнка воспринимать предмет правильно, опознавать его независимо от условий его расположения или незначительных изменений, произошедших с предметом.

Задание 4. Изучение восприятия формы.

Ребёнку показывают разные геометрические фигуры одного цвета и просят назвать все встречающиеся фигуры. Затем предлагают различные фигуры ра

infourok.ru

Тест (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Наиболее типичные тесты для определения леворукости

по книге М.М. Безруких «Леворукий ребенок»

«Переплетение пальцев рук». Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.

«Поза Наполеона» — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

«Одновременные действия обеих рук» — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.
Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.
Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

Немецкий исследователь Ф.Кречмер предлагает для определения рукости попросить ребенка продемонстрировать следующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванны и т.д. Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче и точнее, то он — левша. Однако использовать задания, предложенные Ф.Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где находится ребенок, как дается инструкция.

Мы рекомендуем использовать для определения рукости систему тестов, разработанную М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским.

Эта система включает игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

1. Лучше, чтобы ребенок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.

2. Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребенка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т.п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался.

Первое задание — рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «я не умею», «у меня не получится». Можете успокоить малыша: «Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся». Подбодрите его, скажите, что он делает все верно. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.
Проследите за тем, чтобы ребенок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел.
Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.

Второе задание — открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Вы можете использовать для этого задания коробочки со счетными палочками.

Третье задание — «Построй колодец из палочек (спичек)». Сначала из палочек (спичек) строится четырехугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.

Четвертое задание — «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например, в корзину, ведерко, круг.

Пятое задание — вырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т.п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребенок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10—15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото.
Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребенком и только после этого еще раз сформулировать задание: «Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой». Для того чтобы ребенку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

Шестое задание — нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.

Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2—3 штуки) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.

Восьмое задание — развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).
В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков — процесс довольно сложный и ребенок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

Девятое задание — построить из кубиков дом, ограду и т.п.
Ведущей является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием.
Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такую таблицу:

Задание

Левая рука

Обе руки

Правая рука

1.

+

2.

+

3.

+

Если при выполнении задания ребенок активнее работает левой рукой, то ставится знак «плюс» (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «плюс» ставится в графу «Обе руки».

Десятое задание — для родителей. Это данные о семейной леворукости. Если в семье у ребенка есть леворукие родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в графу «Левая рука», если нет — в графу «Правая рука». Если вы получили больше семи плюсов в графе «Левая рука», то ребенок скорее всего леворукий.

Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе «Левая рука» за задания 2—9, а за первое — рисование — плюс будет стоять в графе «Правая рука», то это означает, что бытовые действия ребенок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические — правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой в выполнении графических заданий.

А как быть, если ребенок одинаково хорошо владеет и правой, и левой руками?

Нередко он начинает писать и правой, и левой руками, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руки, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. Часто взрослые — и педагоги, и родители — придерживаются такой позиции: «какую руку чаще использует, той пусть и пишет». Но одно дело — выполнять привычные бытовые действия, другое — писать. Существуют даже специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (т.е. бывают «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство».

Исследования французских ученых показали, что в 90% случаев «графические левши» оказываются и «бытовыми левшами». Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты.

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой руками. Как правило, эти дети — левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

Очень часто десяти заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой ребенок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например, из тех, которые предлагает французская исследовательница М.Озьяс:

1. Зажечь спичку (мы не рекомендуем это задание).

2. Почистить обувь щеткой.

3. Вставить стержень в отверстие пуговицы (бусины) и поднять ее.

4. Намотать нитку на катушку (лучше использовать деревянные катушки).

5. Перелить воду из одного сосуда в другой.

6. Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать «мишень» на листе бумаги или использовать игру «Дартс»).

7. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.

8. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр (во флакон с узким отверстием).

9. Проколоть дырочки в листе бумаги (5—6 раз) иголкой, булавкой.

10. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.

11. Продеть нитку в иголку.

12. Стряхнуть с себя соринки, пыль.

13. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.

14. Достать бусинку ложкой из стакана.

15. Позвонить в колокольчик.

16. Закрыть, открыть застежку-молнию.

17. Выпить воду из стакана.

В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12—14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

 

nsportal.ru

Методы диагностики восприятия

Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка

Оценка результатов

10 баллов

– ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов

8-9 баллов

– время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек

6-7 баллов

– время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек

4-5 баллов

– время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек

2-3 балла

– время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек

0-1 балл

– время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий.

Рис 1. Серия картинок к методике «Чего не хватает на этих картинках» Методика «Узнай, кто это»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т е по части или фрагменту восстановить целый рисунок

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом Ребенку показывают рис 2, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а» Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь На решение данной задачи отводится 10 сек Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение

Оценка результатов

10 баллов

– ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака

7-9 баллов

– ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек

4-6 баллов

– ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек

2-3 балла

– ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек

0-1 балл

– ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента «а», «б» и «в»

Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий

studfiles.net

Диагностический альбом ребенка дошкольного возраста.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

диагностический альбом

оглавление

ВВЕДЕНИЕ

  1. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА

  2. ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКов

2.1 ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ

    1. ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ

    2. ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ

    3. ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ

    4. ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ

    5. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

  1. диагностика особенностей ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКов

  2. диагностика особенностей МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Дошкольников

  3. диагностика готовности к школьному обучению

  4. СХЕМА НАПИСАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА РЕБЕНКА

  5. СХЕМА НАПИСАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ НА РЕБЕНКА ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день идеи психологизации образовательного процесса прочно укоренились в практике обучения и воспитания. Немаловажное значение в этом сыграла психолого-педагогическая диагностика. Психолого-педагогическая диагностика призвана оценивать, измерять, классифицировать психологические особенности детей для применения полученных знаний о детях в практической педагогической деятельности1.

Данный диагностический альбом содержит набор методик для психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста.

  1. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА

Цель: измерение уровня интеллектуального развития детей 5-16 лет.

Тест Векслера состоит из 11 субтестов, разделенных на 2 группы, — 6 вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает 10-30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. Ход: тестирование производится по адаптивному алгоритму. Первые задания большинства вербальных субтестов (а также «Кубики Косса») предназначены для лиц, подозреваемых в умственной отсталости. В случае, если испытуемый, не подозреваемый в умственной отсталости, не выполняет задания основной серии, то ему предъявляются первые задания. Задания представлены блоками в двух шкалах.

Вербальная шкала: «Общая осведомленность» диагностирует уровень простых знаний. Нет вопросов, требующих специальных и теоретических знаний. Правильный ответ оценивается в 1 балл. «Понимание» на понимание смысла выражений. Оценивается способность к суждениям. Оценка в зависимости от правильности ответа: 0, 1, 2 балла. «Арифметика» — задачи решаются устно. Диагностируется легкость оперирования числовым материалом. Оценивается правильность, затраченное время. «Нахождение сходства» — испытуемый должен подвести 2 предмета под общую категорию, выявить, что между ними сходно. Диагностируется понятийное мышление. Оценка в зависимости от правильности ответа: 0, 1, 2 балла. «Запоминание цифр» — первая часть содержит ряды, в которых от 3 до 9 цифр. Испытуемый должен прослушать цифры и устно их воспроизвести. Вторая часть включает ряды от 2 до 8 цифр. Испытуемый должен воспроизвести ряд обратным порядком. «Словарный запас» на изучение вербального опыта и умения определять понятия. Испытуемый должен объяснить значение слова. Оценка от 0 до 2 баллов.

Невербальная шкала: «Шифровка» (или «Цифровые символы») является вариантом теста на кодовые замены. Нужно написать под каждой цифрой (всего 100) соответствующий символ за 1,5 минуты. Приведен ключ: под каждой из 9 цифр соответствующий символ. Диагностируется зрительно — моторная скорость. Оценка определяется числом правильно зашифрованных цифр. Недостающие детали» (или «Завершение картинок») — 21 карточка, на которых изображены картинки с отсутствующей деталью. Время решения одной задачи — 20 сек. Правильный ответ оценивается 1 баллом. «Конструирование блоков» («Кубики Косса») — 40 заданий. Включает набор карточек с красно-белыми чертежами и набор красно — белых кубиков. Испытуемый должен, глядя на образец, собрать из кубиков чертеж. Диагностируются двигательная координация и визуальный синтез. Оценивается точность и время решения. «Последовательные картинки» — 8 серий картинок. Каждая серия представляет сюжет. Картинки предъявляются в определенной неправильной последовательности. Испытуемый должен их правильно расположить. Диагностируются способности организации целого из частей, понимания ситуации, экстраполяции. Оценка определяется правильностью и временем решения. «Сборка объекта» («Складывание фигур») — 4 задания. Испытуемый должен собрать фигуру хорошо знакомого предмета из отдельных деталей (фигуры «человек», «профиль», «рука», «слон»). Диагностируется способность к синтезу целого из деталей. Оценка зависит от времени и правильности сборки.

Субтест 1. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

Инструкция: со всеми испытуемыми начинайте с 5-го вопроса, Если испытуемый не справился ни с 5-м, ни с 6-м вопросами, предъявите вопросы с 1-го по 4-й. Если испытуемый не справился с заданиями со 2-го по 4-е, прекратите тестирование; но если на какой-либо из вопросов 2, 3 или 4 дан правильный ответ, переходите к вопросу 7.

Если ответ неполный или неясный, экспериментатор может попросить испытуемого дать более полное объяснение. Экспериментатору, однако, не разрешается произносить слова по буквам иди изменять формулировку вопроса.

Прекращайте тестирование после 5-ти последовательных неудач испытуемого.

1. В какой стране. Вы живете? 2. Какой формы мяч? 3. Сколько месяцев в году? 4. Что такое термометр? 5. Назовите четырех космонавтов, летавших в космос после Ю. Гагарина 6. Какова температура кипения воды? 7. Почему темная одежда теплее, чем светлая? 8. Из чего получают резину? 9. Кто написал «Гамлета»? 10. Что является основным законом современного государства? 11. Кто такой Тютчев? 12. Где находится Бразилия?13. Назовите столицу Италии 14. Когда началась великая Отечественная война? 15. Сколько дней в году? 16. Где находится Египет? 17. В каком направлении Вы будете путешествовать, если поедете из Киева в Болгарию? 18. Почему дрожжи поднимают тесто? 19. Какова в среднем частота пульса здорового человека? 20. Что такое Ватикан? 21. Как далеко от Москвы до Владивостока? 22- Назовите три вида кровеносных сосудов в человеческом теле 23. Кто является главой большинства современных государств? 24. Что такое фольклор? 25. Кто написал ‘»Илиаду»? 26. Какова основная идея учения Ч. Дарвина? 27. Кто написал «Фауста»? 28. Что такое этнография? 29. Что такое гносеология?

Субтест 2. ПОНЯТЛИВОСТЬ

Инструкция: со всеми испытуемыми начинайте с задания 3. Если испытуемый не справляется хотя бы с одним из заданий 3, 4 или 5, предъявите задания 1 и 2, прежде чем продолжать тестирование.

Иногда испытуемому трудно запомнить весь вопрос, В этих случаях экспериментатор может повторить вопрос, но не имеет права изменить его или сократить. Если необходимо подбодрить испытуемого, скажите: «Да» или «Продолжайте». Если ответ неясен, добавьте: «Объясните, пожалуйста, подробнее» или «Расскажите мне побольше об этом».

Если испытуемый не дает ответа в течение 10-15 секунд, экспериментатор должен повторить вопрос.

Вопросы

1. Почему мы стираем одежду?

2. Зачем двигатель нужен поезду?

3. Что нужно сделать, если Вы нашли на улице запечатанный конверт с надписанным адресом и наклеенной неиспользованной маркой?

4. Почему воздух в городах хуже, чем в деревне?

5. Если Вы заблудились в лесу днем, как бы Вы пошли, чтобы выбраться из леса?

6. Почему трудовое законодательство ограничивает рабочий день подростков?

7. Почему следует избегать дурной компании?

8. Что Вы должны сделать, если сидя в кинотеатре, Вы первым заметили дым и огонь?

9. Что означает пословица «Куй железо, пока горячо»?

10. Почему Российское законодательство не разрешает вступать в брак до 18 лет?

11. Что означает пословица «Много шума из ничего»?

12. Почему человек, родившийся глухим, обычно не может и говорить?

13. Почему необходимо планирование?

14. Что означает пословица «Одна ласточка весны не делает»?

Субтест 3. АРИФМЕТИЧЕСКИЙ

Инструкция: предъявляя этот тест, не упоминайте о том, что он состоит из арифметических задач. Некоторые испытуемые характеризуются таким отрицательным или безнадежным отношением к своей способности решать арифметические задачи, что подобное вступление может неблагоприятно повлиять на выполнение ими теста. Начинайте тест, сказав только: «Теперь давайте попробуем это».

Для всех испытуемых начинайте с задания 3. Если испытуемый не справляется ни с 3-м, ни с 4-м заданием, предъявите задания 1-2. Если испытуемый на справляется с ними, прекращайте тестирование; но если он справился хотя бы с одним из них, переходите к заданию 5.

По просьбе испытуемого и в тех случаях, если налицо непонимание вопроса, экспериментатор может повторить задание, но не имеет права изменить его формулировку.

Временные ограничения указаны для каждого задания. Начинайте регистрировать время в конце предъявления каждого вопроса. Если вопрос повторен, время отсчитывается от конца первого предъявления. В Бланке фиксации результатов

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.