cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Что такое досуговая среда – Культурно-досуговая среда учреждений культуры

Культурно-досуговая среда учреждений культуры

Культурно-досуговая среда является местом общения, досуга, рекреаци, повышение уровня культуры. В физическом смысле культурно-досуговая среда предстает как часть обширной среды жизни человека. Сосредотачивает в себе наиболее емкие объекты искусства, культуры, дизайна, культурно-досуговая среда репрезентирует культурную сущность бытия. Дизайн здесь выступает как средство поддержки органического взаимодействия человека с миром вещей и формирующих культурно-досуговая среду структур, воссоздания условий целостного восприятия культурно-досуговых программ.

Понятие культурно-досуговая среда используются для обозначения элементов культуры в различных средовых образованиях: в производственной среде, бытовой среде, городской среде и так далее.

Таким образом, культурно-досуговая среда представляет собой не набор художественно-ценностных элементов, способствующих средообразованию и функционированию иных предметно-пространственных систем, а самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Культурно-досуговая среда — это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.

Человек не только определенным образом ведет себя в соответствующем культурно-досуговом окружение, но и активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывая к нему эмоционально окрашенное отношение, наделяет его ассоциативными и символическими значениями, носит в памяти его образы.

В структуру объектов культурно-досуговой средывключены культурно-досуговый комплексы, культурно-досуговые центры, культурно-досуговые учреждения, обеспечивающие разнообразные виды культурно-досуговой деятельности.

Для каждого типа культурно-досугового учреждения, в большей или меньшей степени, это внешнее и внутреннее предметно-пространственное окружение: ландшафт, архитектура и дизайн самого культурно досугового объекта. Каркасом внутриннего пространства, или интерьера, являются внутренние капитальные конструкции, определяющие пределы и основные членения пространства внутри здания. Каркас служит основой, на которой развертываются изменения и рекомбинации, происходящие в пределах системы культурно-досуговой среды.

Второй слой стабильных элементов окружения служит наполнением каркаса. Это элемент дизайна фасада здания, символизирующие характер деятельности, световое решение, информационно-рекламные объекты; это элементы отделки внутреннего пространства, некапитальные перегородки, внутренняя мебель, сцена, зал, подиумы, произведения скульптуры и дизайна, произведения других видов искусств.

К третьему слою предметно-пространственного окружения в культурно-досуговой среде можно отнести вещное наполнение пространственных структур, обеспечивающее осуществление конкретных культурно-досуговых процессов: мебель, крупные, привязанные к определенному месту предметы оргтехники, музыкальные центры, осветительные устройства, музыкальные инструменты, теле- и видеоаппаратура, игровые аппараты и т.д.

И наконец, четвертый, самый мобильный, наиболее изменчивый слой предметно-пространственного окружения наполняет культурно-досуговое пространство массой портативных вещей, не имеющих закрепленной позиции: визуализированная и текстовая оперативная информация, элементы праздничного убранства и оформления событий особого тематического значения, средства информационного обеспечения культурно-досуговой среды.

Наличие внешнего наполнения пространства без присутствия и, главное, без контакта с человеком не может сделать среду культурно-досуговой. Без человека она превратится в безжизненное пространство.

Культурно – досуговая среда, таким образом, выступает как условие разностороннего взаимодействия человека и окружающего культурно-досугового, эстетического пространства.

Предметность и пространственность материальной культурно-досуговой среды в совокупности характеризуют ее важнейшие специфические признаки.

Культурно-досуговая среда объектов культуры – это предметно – опосредованное окружение человека, способствующее формированию и развитию его культуры и поведения.

Культерно-досуговые учреждения культуры как носители эстетической и художественной ценности, образующие культурно-досуговую среду человека, также создают пространство со своей особой аурой, диктующей манеру поведения и взаимодействия.

Формирование различных типов культурно-досуговых объектов происходит под влиянием складывающегося в каждый конкретный отрезок истории понимания культурно-досуговой деятельности и ее задач.

В данный период в качестве субъекта культурно-досуговой деятельности выдвигается человек, который наделен собственными потребностями и социально – демографическими характеристиками. Развитие взглядов на обслуживание и потребление явилось прямым следствием решения задачи рационального размещения культурно-досуговых учреждений.

Со сменой представлений о культурно-досуговой деятельности, по-новому решаются вопросы проектирования культурно-досуговых учреждений. Планировка внутреннего пространства и его дизайн решаются на основе необходимости реализации социальных требований. В новых культурно-досуговых учреждениях теперь предусматриваются разнообразные помещения, обеспечивающие удовлетворение культурно-досуговых потребностей различных категорий населения. Архитекторы, дизайнеры, при проектировании новых культурно-досуговых учреждений предусматривают соответствующие помещения: комнаты для общения, зону развлечения, помещения для любительских клубов и объединений, занятий художественным творчеством, кафе и т.д.

Подводя итог, можно сказать, что:

— культурно досуговая среда своей внутренней структурой позволяет моделировать общественные процессы и тем самым утверждать собственный культурный статус;

— превращение культурно – досуговой среды учреждений культуры в самоценное явление культуры не ограничивается художественно-эстетическим предметным наполнением пространства, а достигается созданием в нем ситуации деятельности;

— культурная среда по своей природе носит двойственный характер: она осознается и как внешняя, неопознанная, противопоставленная внутреннему пространству собственного дома и как знакомая, освоенная личностью домашняя среда.

Следовательно, культурно-досуговую среду сегодня следует рассматривать как самостоятельное, устоявшееся явление культурно-общественной жизни, имеющее собственные функции подобно производственной, бытовой, городской и другим видам среды; культурно-досуговая среда представляет собой явление культуры, способное комплексно взаимодействовать на личность, ее ценностно-эстетическое самоопределение; культурно-досуговая среда формируется на принципе социально-культурного, психологического взаимодействия с ней человека в ситуации деятельности; культурнго-досуговые учреждения являются основными носителями культурно-досуговой среды.

  1. Реклама в культурно-досуговой сфере

Реклама — это информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью их реализации и создания спроса на них. Деятельность учреждений культуры в области рекламы может быть сосредоточена на: рекламе произведений литературы, искусства, культуры; рекламе собственной продукции, товаров и услуг; рекламе товаров и услуг сторонних предприятий, организаций и фирм.

Реклама функционирует по единым зако­нам, но ее виды имеют свою специфику, обусловленную особенностями рекламируемых ценностей.

Прежде всего, реклама — это информация и коммуникация, от качества которых зависит ее действенность и эффективность. Реклама — это инструмент, с помощью которого потребителю, клиенту или зрителю дается такая информация, которая побуждает его приобрести рекламируемый товар.

Исходя из целевого назначения рекламы ее можно условно разделить на рекламу материальных и рекламу духовно-интеллектуальных ценностей и услуг. Культурно-досуговая деятельность относится к духовно-интеллектуальной сфере.

Приступая к рекламе культурно-досуговых программ, необходимо:

— определить основной круг реальных и потенциальных зрителей

или участников программы;

— охарактеризовать их по демографическим (возраст, пол), географическим (район проживания, тип местности, климат) признакам, по принадлежности к определенной социальной группе, уровню образова­ния и культурных запросов, степени подготовленности к восприятию предлагаемых программ, уровню доходов;

-установить, есть ли конкуренты, и если есть, то в чем можно их превзойти;

-изучить историю создания творческого коллектива или организации, их планы на ближайшее время и на перспективу.

На эти условия указывает Рощупкин С. Н.

Создание и распространение рекламы требует определенных затрат. Факторы, которые определяют рекламный бюджет:

— размеры охватываемой территории, то есть территории, где живут реальные и потенциальные зрители или участники предлагаемой про­граммы;

— получаемая прибыль;

— затраты на рекламу конкурентов;

— финансовые ресурсы;

На имидж, то есть образ организации, творческого кол­лектива, будет оказывать влияние вся организация рекламной деятель­ности, но начинается он с фирменного стиля, который воспринимается как гарантия высокого качества предлагаемых мероприятий и помогает закрепить желательное для его организаторов отношение к коллективу.

Фирменный стиль — это набор графических, дизайнерских, цвето­вых, словесных, типографских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство всей информации, исходящей от организации, ее внутреннего и внешнего оформления.

Фирменный стиль помогает реальным и потенциальным зрителям или участникам меро­приятий находить рекламные обращения их организаторов среди потока информации. Он повышает действенность рекламы и в итоге ее эффективность. Заказывать фирменный стиль надо профессионалам, предоставляя им необходимую исходную информацию:

— полное и точное название организации или коллектива;

— полный адрес, телефон, телекс, телефакс;

— основные направления деятельности;

— планы на будущее;

— характеристика основных групп зрителей или участников мероприятий;

— основные рекламные средства, которыми организация планирует пользоваться;

— основной круг понятий, который должен характеризовать имидж организации.

Фирменный стиль начинается с товарного знака или эмблемы фирмы.

Графический знак, эмблема — это символ, представляющий определенную, досуговую организацию. Он не должен от­ражать весь набор предоставляемых ею услуг. Логотип знакомит потен­циального зрителя или участника программы с позицией, кредо органи­зации, причем мгновенно, создавая у аудитории определенное настрое­ние.

Что предпочесть: графический или словесный знак? Если деятель­ность культурно-досуговой организации сильно дифференцирована, лучше создать оригинальный словесный знак, ибо с помощью одного рисованного символа отразить это очень трудно.

Другим важным составляющим фирменного стиля является фирменный шрифт, которым будут набираться рекламные обращения.

Прежде всего, надо добиться, чтобы шрифт был удобочитаемым.

В рекламе необходим ведущий цвет, связанный с ее главной идеей. В композиции рекламного листа должен быть цвето­вой центр, совпадающий со смысловым. Для привлечения внимания зрителей и выделения рекламы из окружающей ее простран­ственной среды используют контрастные цветовые отношения.

Количество фирменных цветов и выбор конкретного цвета зависит от характера и специфики мероприятий, демографических и других характеристик целевых групп воздействия, особенностей психологии восприятия цвета.

Кроме графического или словесного знака необходим слоган: постоянный девиз, лозунг, кредо, призыв, рекламная формула досуговой орга­низации. Крите­рии оценки слогана:

1. Он должен отражать особенности имиджа организации и вызы­вать ассоциации с ее названием.

2. Рекламная фраза должна быть краткой, звучной, динамичной, правильной с точки зрения фонетики.

3. Не допускается возможность двоякого толкования слогана: он должен однозначно восприниматься на слух с первого раза.

4. Обязательны простота и отсутствие замысловатости и сверхоригинальности.

Следующий этап в работе с рекламой — создание рекламных обра­щений. Текст — органическая часть рекламы, связанная с изображением, содержанием, местоположением, цветом. Лаконичный, емкий и точный по смыслу текст, который не повторяет то, что сказано рисунком, и яв­ляется ярким по мысли, остроумным, запоминающимся, кратким, сле­дует размещать в наиболее удобочитаемых местах листа.

Текст рассчитан на мо­ментальное восприятие, поэтому должен отличаться лаконизмом, до­ходчивостью, привлекательностью. Слово уточняет и дополняет смысл изображения.

Образность — эффективное и практически неисчерпаемое средство усиления действенности текста в листовой рекламе

Принципы построения рекламного обращения и требования к нему:

1. Выделение уникального предложения организации.

2. Наличие в обращении одной, максимум двух основных рекламных идей.

3. Краткость рекламного текста.

Требования к дизайну рекламного обращения. Его основные составляющие:

1. Размер и форма объявления.

2. Цветовые и штифтовые акценты.

3. Различные типографские украшения.

4. Пробельный материал, используемый как «воздух».

5. Иллюстрации.

Макет рекламного обращения определяется понятиями: сбалансированность, контрастность, пропорциональность, угол зрения и целостность восприятия.

Сбалансированность — это такая компоновка всех элементов обращения, при которой оно хорошо смотрится и воспринимается.

Контрастность усиливает привлекательность и читаемость рекламного объявления.

Пропорциональность — это количественная взаимосвязь частей и целого.

При создании иллюстрированных рекламных обращений следует учитывать:

1. Место для эмблемы и логотипа.

2. Фотографии, которые привлекают больше внимания, чем текст.

3. Художнику следует найти интересный, неожиданный поворот в теме.

При построении рекламных обращений обычно используется композиция из четырех частей:

1. Слоган.

2. Зачин (небольшой текст, раскрывающий основную мысль слогана). 3. Информационный блок (основной текст, информирующий и аргументирующий предложение).

4. Справочные сведения: адрес, контактные средства связи и т.д.

Рекламное обращение должно убедить зрителя или участника культурно-досуговой программы в ее преимуществах.

Для подготовки рек­ламного обращения со­ставляется опросный лист. Вот примерный перечень вопросов:

1) Официальные реквизиты.

2) Основные цели рекламной деятельности.

3) Перечень предлагаемых программ.

4) Основные качества рекламируемых программ.

5) Перечень известных участников программ.

6) Иллюстративный материал для рекламных обращений.

7) Отзывы «престижных» участников ваших программ.

8) Рекламный бюджет.

Таким образом, мы охарактеризовали основные рекламные понятия и методы работы, которые могут быть успешно использованы в рекламировании культурно-досуговых программ

studfiles.net

7. Культурно-досуговая деятельность детей

Культурно-досуговая деятельность детей – это процесс взаимодействия взрослых и детей, осуществляемый

l. на принципах:

  • свободы выбора;

  • самореализации;

  • социальной значимости;

  • гуманистического индивидуального и личностно-деятельностного подхода;

  • культуросообразности;

  • всеобщности;

  • занимательности и развлекательности;

  1. в деятельности, осуществляемой на основе:

  • метода целеполагания;

  • совершенствования содержания культуры досуга;

  • приобретения досуговой квалификации (набор умений и навыков, позволяющих активно и успешно действовать в сфере досуга) детьми, подростками, юношеством;

3. с целью;

  • удовлетворения растущих духовных и творческих потребностей и интересов;

  • освоения высоконравственных ценностей культуры;

  • общественно значимого общения;

  • разумного отдыха развивающейся личности при условии постоянного совершенствования взрослых.

8. Культурно-досуговая среда учреждений культуры

Культурно-досуговая среда является местом общения, досуга, рекреаци, повышение уровня культуры. В физическом смысле культурно-досуговая среда предстает как часть обширной среды жизни человека. Сосредотачивает в себе наиболее емкие объекты искусства, культуры, дизайна, культурно-досуговая среда репрезентирует культурную сущность бытия. Дизайн здесь выступает как средство поддержки органического взаимодействия человека с миром вещей и формирующих культурно-досуговая среду структур, воссоздания условий целостного восприятия культурно-досуговых программ.

Понятие культурно-досуговая среда используются для обозначения элементов культуры в различных средовых образованиях: в производственной среде, бытовой среде, городской среде и так далее.

Таким образом, культурно-досуговая среда представляет собой не набор художественно-ценностных элементов, способствующих средообразованию и функционированию иных предметно-пространственных систем, а самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Культурно-досуговая среда — это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.

Человек не только определенным образом ведет себя в соответствующем культурно-досуговом окружение, но и активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывая к нему эмоционально окрашенное отношение, наделяет его ассоциативными и символическими значениями, носит в памяти его образы.

В структуру объектов культурно-досуговой средывключены культурно-досуговый комплексы, культурно-досуговые центры, культурно-досуговые учреждения, обеспечивающие разнообразные виды культурно-досуговой деятельности.

Для каждого типа культурно-досугового учреждения, в большей или меньшей степени, это внешнее и внутреннее предметно-пространственное окружение: ландшафт, архитектура и дизайн самого культурно досугового объекта. Каркасом внутриннего пространства, или интерьера, являются внутренние капитальные конструкции, определяющие пределы и основные членения пространства внутри здания. Каркас служит основой, на которой развертываются изменения и рекомбинации, происходящие в пределах системы культурно-досуговой среды.

Второй слой стабильных элементов окружения служит наполнением каркаса. Это элемент дизайна фасада здания, символизирующие характер деятельности, световое решение, информационно-рекламные объекты; это элементы отделки внутреннего пространства, некапитальные перегородки, внутренняя мебель, сцена, зал, подиумы, произведения скульптуры и дизайна, произведения других видов искусств.

К третьему слою предметно-пространственного окружения в культурно-досуговой среде можно отнести вещное наполнение пространственных структур, обеспечивающее осуществление конкретных культурно-досуговых процессов: мебель, крупные, привязанные к определенному месту предметы оргтехники, музыкальные центры, осветительные устройства, музыкальные инструменты, теле- и видеоаппаратура, игровые аппараты и т.д.

И наконец, четвертый, самый мобильный, наиболее изменчивый слой предметно-пространственного окружения наполняет культурно-досуговое пространство массой портативных вещей, не имеющих закрепленной позиции: визуализированная и текстовая оперативная информация, элементы праздничного убранства и оформления событий особого тематического значения, средства информационного обеспечения культурно-досуговой среды.

Наличие внешнего наполнения пространства без присутствия и, главное, без контакта с человеком не может сделать среду культурно-досуговой. Без человека она превратится в безжизненное пространство.

Культурно – досуговая среда, таким образом, выступает как условие разностороннего взаимодействия человека и окружающего культурно-досугового, эстетического пространства.

Предметность и пространственность материальной культурно-досуговой среды в совокупности характеризуют ее важнейшие специфические признаки.

Культурно-досуговая среда объектов культуры – это предметно – опосредованное окружение человека, способствующее формированию и развитию его культуры и поведения.

Культерно-досуговые учреждения культуры как носители эстетической и художественной ценности, образующие культурно-досуговую среду человека, также создают пространство со своей особой аурой, диктующей манеру поведения и взаимодействия.

Формирование различных типов культурно-досуговых объектов происходит под влиянием складывающегося в каждый конкретный отрезок истории понимания культурно-досуговой деятельности и ее задач.

В данный период в качестве субъекта культурно-досуговой деятельности выдвигается человек, который наделен собственными потребностями и социально – демографическими характеристиками. Развитие взглядов на обслуживание и потребление явилось прямым следствием решения задачи рационального размещения культурно-досуговых учреждений.

Со сменой представлений о культурно-досуговой деятельности, по-новому решаются вопросы проектирования культурно-досуговых учреждений. Планировка внутреннего пространства и его дизайн решаются на основе необходимости реализации социальных требований. В новых культурно-досуговых учреждениях теперь предусматриваются разнообразные помещения, обеспечивающие удовлетворение культурно-досуговых потребностей различных категорий населения. Архитекторы, дизайнеры, при проектировании новых культурно-досуговых учреждений предусматривают соответствующие помещения: комнаты для общения, зону развлечения, помещения для любительских клубов и объединений, занятий художественным творчеством, кафе и т.д.

Подводя итог, можно сказать, что:

— культурно досуговая среда своей внутренней структурой позволяет моделировать общественные процессы и тем самым утверждать собственный культурный статус;

— превращение культурно – досуговой среды учреждений культуры в самоценное явление культуры не ограничивается художественно-эстетическим предметным наполнением пространства, а достигается созданием в нем ситуации деятельности;

— культурная среда по своей природе носит двойственный характер: она осознается и как внешняя, неопознанная, противопоставленная внутреннему пространству собственного дома и как знакомая, освоенная личностью домашняя среда.

Следовательно, культурно-досуговую среду сегодня следует рассматривать как самостоятельное, устоявшееся явление культурно-общественной жизни, имеющее собственные функции подобно производственной, бытовой, городской и другим видам среды; культурно-досуговая среда представляет собой явление культуры, способное комплексно взаимодействовать на личность, ее ценностно-эстетическое самоопределение; культурно-досуговая среда формируется на принципе социально-культурного, психологического взаимодействия с ней человека в ситуации деятельности; культурнго-досуговые учреждения являются основными носителями культурно-досуговой среды.

18

studfiles.net

Терминологическая карта «Досуговая деятельность»

Терминологическая карта

2

Досуговая среда

Досуговая среда является местом общения, досуга, рекреаци, повышение уровня культуры. Понятие досуговая среда используются для обозначения элементов культуры в различных средовых образованиях: в производственной среде, бытовой среде, городской среде и так далее. Таким образом, досуговая среда представляет собой не набор художественно-ценностных элементов, способствующих средообразованию и функционированию иных предметно-пространственных систем, а самостоятельную, самоценную досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Досуговая среда — это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.

3

Досуговая деятельность

Досуговая деятельность — это осознанная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени. Как было отмечено выше, в бюджете суточного времени человека обязательно должен быть период для физиологического отдыха, связанного с полным расслаблением.

4

Творчество

Процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

5

Творческая личность

Тип личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности.

6

Социализация личности

Процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого происходит усвоение им общественных норм, идеалов, ценностей (М.С. Комаров).

infourok.ru

Культурно-досуговая среда учреждений культуры — Студопедия.Нет

Культурно-досуговая среда является местом общения, досуга, рекреаци, повышение уровня культуры. В физическом смысле культурно-досуговая среда предстает как часть обширной среды жизни человека. Сосредотачивает в себе наиболее емкие объекты искусства, культуры, дизайна, культурно-досуговая среда репрезентирует культурную сущность бытия. Дизайн здесь выступает как средство поддержки органического взаимодействия человека с миром вещей и формирующих культурно-досуговая среду структур, воссоздания условий целостного восприятия культурно-досуговых программ.

Понятие культурно-досуговая среда используются для обозначения элементов культуры в различных средовых образованиях: в производственной среде, бытовой среде, городской среде и так далее.

Таким образом, культурно-досуговая среда представляет собой не набор художественно-ценностных элементов, способствующих средообразованию и функционированию иных предметно-пространственных систем, а самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Культурно-досуговая среда — это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.

Человек не только определенным образом ведет себя в соответствующем культурно-досуговом окружение, но и активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывая к нему эмоционально окрашенное отношение, наделяет его ассоциативными и символическими значениями, носит в памяти его образы.

В структуру объектов культурно-досуговой средывключены культурно-досуговый комплексы, культурно-досуговые центры, культурно-досуговые учреждения, обеспечивающие разнообразные виды культурно-досуговой деятельности.

Для каждого типа культурно-досугового учреждения, в большей или меньшей степени, это внешнее и внутреннее предметно-пространственное окружение: ландшафт, архитектура и дизайн самого культурно досугового объекта. Каркасом внутриннего пространства, или интерьера, являются внутренние капитальные конструкции, определяющие пределы и основные членения пространства внутри здания. Каркас служит основой, на которой развертываются изменения и рекомбинации, происходящие в пределах системы культурно-досуговой среды.

 

Второй слой стабильных элементов окружения служит наполнением каркаса. Это элемент дизайна фасада здания, символизирующие характер деятельности, световое решение, информационно-рекламные объекты; это элементы отделки внутреннего пространства, некапитальные перегородки, внутренняя мебель, сцена, зал, подиумы, произведения скульптуры и дизайна, произведения других видов искусств.

К третьему слою предметно-пространственного окружения в культурно-досуговой среде можно отнести вещное наполнение пространственных структур, обеспечивающее осуществление конкретных культурно-досуговых процессов: мебель, крупные, привязанные к определенному месту предметы оргтехники, музыкальные центры, осветительные устройства, музыкальные инструменты, теле- и видеоаппаратура, игровые аппараты и т.д.

И наконец, четвертый, самый мобильный, наиболее изменчивый слой предметно-пространственного окружения наполняет культурно-досуговое пространство массой портативных вещей, не имеющих закрепленной позиции: визуализированная и текстовая оперативная информация, элементы праздничного убранства и оформления событий особого тематического значения, средства информационного обеспечения культурно-досуговой среды.

Наличие внешнего наполнения пространства без присутствия и, главное, без контакта с человеком не может сделать среду культурно-досуговой. Без человека она превратится в безжизненное пространство.

Культурно – досуговая среда, таким образом, выступает как условие разностороннего взаимодействия человека и окружающего культурно-досугового, эстетического пространства.

Предметность и пространственность материальной культурно-досуговой среды в совокупности характеризуют ее важнейшие специфические признаки.

Культурно-досуговая среда объектов культуры – это предметно – опосредованное окружение человека, способствующее формированию и развитию его культуры и поведения.

Культерно-досуговые учреждения культуры как носители эстетической и художественной ценности, образующие культурно-досуговую среду человека, также создают пространство со своей особой аурой, диктующей манеру поведения и взаимодействия.

Формирование различных типов культурно-досуговых объектов происходит под влиянием складывающегося в каждый конкретный отрезок истории понимания культурно-досуговой деятельности и ее задач.

В данный период в качестве субъекта культурно-досуговой деятельности выдвигается человек, который наделен собственными потребностями и социально – демографическими характеристиками. Развитие взглядов на обслуживание и потребление явилось прямым следствием решения задачи рационального размещения культурно-досуговых учреждений.

Со сменой представлений о культурно-досуговой деятельности, по-новому решаются вопросы проектирования культурно-досуговых учреждений. Планировка внутреннего пространства и его дизайн решаются на основе необходимости реализации социальных требований. В новых культурно-досуговых учреждениях теперь предусматриваются разнообразные помещения, обеспечивающие удовлетворение культурно-досуговых потребностей различных категорий населения. Архитекторы, дизайнеры, при проектировании новых культурно-досуговых учреждений предусматривают соответствующие помещения: комнаты для общения, зону развлечения, помещения для любительских клубов и объединений, занятий художественным творчеством, кафе и т.д.

Подводя итог, можно сказать, что:

— культурно досуговая среда своей внутренней структурой позволяет моделировать общественные процессы и тем самым утверждать собственный культурный статус;

— превращение культурно – досуговой среды учреждений культуры в самоценное явление культуры не ограничивается художественно-эстетическим предметным наполнением пространства, а достигается созданием в нем ситуации деятельности;

— культурная среда по своей природе носит двойственный характер: она осознается и как внешняя, неопознанная, противопоставленная внутреннему пространству собственного дома и как знакомая, освоенная личностью домашняя среда.

Следовательно, культурно-досуговую среду сегодня следует рассматривать как самостоятельное, устоявшееся явление культурно-общественной жизни, имеющее собственные функции подобно производственной, бытовой, городской и другим видам среды; культурно-досуговая среда представляет собой явление культуры, способное комплексно взаимодействовать на личность, ее ценностно-эстетическое самоопределение; культурно-досуговая среда формируется на принципе социально-культурного, психологического взаимодействия с ней человека в ситуации деятельности; культурнго-досуговые учреждения являются основными носителями культурно-досуговой среды.

 

studopedia.net

Культурно-досуговая среда учреждений культуры — госы

Культурно-досуговая среда учреждений культуры
Но все эти острые проблемы сегодняшнего времени не могут быть решены по отдельности. Их решение невозможно без наличия целостной культурной среды. Полноценная культурная, а в частности, культурно-досуговая среда необходима человеку в его повседневной деятельности. Ведь культурно-досуговая среда как часть общей среды существования и более всего соприкасается с душевным и с духовным началом человека. В культурно-досуговой среде происходит соприкосновение человека с великими ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации. В этом процессе человек пытается понять свое отношение к миру культурных ценностей к миру других людей, и при этом сохраняет свою индивидуальность. Эта среда притягивает большинство людей, ибо будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения уровня культуры, она несет в себе неуловимый дух времени.

Главными свойствами культурно-досуговой среды выступают эмоциональная окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. Благодаря этому культурно-досуговая среда позволяет не отделяться субъекту от любимых, значимых для него людей, мест, событий. Сознание человека использует здесь особенности пространственно-временного устройства культурно-досуговой среды для того, чтобы сделать присутствие значимых здесь и «сейчас».

Таким образом, культурно-досуговая среда представляет собой самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности.

Культурно-досуговая среда – это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.

Во многих случаях культурно-досуговая среда полностью определяется деятельностью. Примером такого рода может служить театральный спектакль с актерами на сцене, декорациями, костюмами с затаившим дыханием зрительным залом и т.п.

Это все создает особое качество определенного культурно-досугового пространства. Деятельное освоение человеком различных культурно-пространственных ситуаций и влияние этих ситуаций на его поведение и деятельность, является, пожалуй, центральной проблемой отношения к культурно-досуговой среде.

В определенном культурно-досуговом окружении человек ведет себя по особому: активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывает к нему эмоционально окрашенное отношение, хранит в памяти его образы, наделяет его различными ассоциациями и символами. Человек воспринимает окружение, в котором пребывает и с которым взаимодействует, в неразрывности связей всей целостности культурно-досуговой среды как системы. Если человек сосредоточит свое внимание на предмете искусства для того, чтобы его оценить, то человек сознательно, подсознательно или бессознательно воспринимает его в системе связей: с другими предметами, действием, временем, развертывающихся в культурно-досуговой среде.

Специфическими признаками культурно-досуговой среды являются предметность и пространственность. По этим признакам культурно-досуговая среда наполняется содержанием предметных искусств: художественного дизайна, рекреационного дизайна. К пространственным видам искусств культурно-досуговой среды относятся: искусство интерьера, выставочное искусство, музейное искусство, искусство ансамбля и др. Промежуточное место занимают прикладные и декоративные виды искусств, которые в свою очередь, включают следующие подвиды: искусство праздников, карнавальное искусство, различные праздничные шествия и т.д. К специальным образованиям могут быть отнесены пластические искусства, народные искусства, оформительские искусства: декоративное, прикладное творчество народные и художественные промыслы и ремесла и т.д.

Предметно-пространственное окружение в культурно-досуговом учреждении, насыщенное произведениями искусства, соответствующее дизайнерскому замыслу высокого художественного уровня, не может представлять собой культурно-досуговую среду. Истинный смысл оно приобретает лишь тогда, когда человек включается в художественную жизнь этого предметного пространства. Лишь во взаимодействии с людьми предметы искусства, вся культурно-досуговая среда как бы одухотворяется, «очеловечивается» и начинает жить.

Без людей, без человека, без деятельного начала культурно-досуговая среда представляет собой неживое предметно-художественное пространство. Исходя из этого многие досуговые программы учреждения культуры должны быть ориентированы на разные формы участия человека в художественной жизни.

Игровое понимание занятий, элементы театрализации, реальная или внутренняя, духовная вовлеченность человека в ход спектакля или концерта, эмоциональное переживание в выставочных залах и т.д. создают ситуацию сюжетно-ролевого поведения человека. Это дает человеку возможность осознать, что он может измениться, стать лучше.

Следовательно, культурно-досуговая среда как самоценное явление представляет собой органическое единство предметного окружения и процесса деятельности, активного участия в нем человека и несет в себе определенную смысловую нагрузку. Так же следует отметить то, что культурно-досуговая среда является фактором активного формирующего воздействия на человека. Создавая устойчивую культурно-пространственную среду, досуговые учреждения в целом формируют определенное эмоциональное отношение к среде обитания, и к деятельности человека.

Таким образом, культурно-досуговая среда выступает в роли пространства для деятельности, где осуществляются переживания ценностного состояния, что являет собой культуру, духовные ценности, которой – живая основа личности, ее образа жизни.

Создание культурно-досуговой среды учреждение культуры – это разработка культурных, воспитательных программ ситуаций деятельности в этой среде. В этих учреждениях предметная среда всегда формируется с учетом занятий. Человек, находясь в контакте с культурными ценностями, как бы переносится в переживаемый мир и в то же время сохраняет сознание своего присутствия в реальном мире.

В заключение следует подчеркнуть, что:

— модель культурной среды выступает не только как упорядоченность, но и в качестве образного представления культурного пространства культурно-досуговых учреждений;

— культурно-досуговое учреждение и его культурная среда представляют собой: художественно-эстетический объект, композиционную структуру, объект образного решения, художественного творчества специалиста учреждения культуры;

— принципы создания композиционной структуры культурно-досуговой среды культурно-досуговых учреждений заключаются: в выявлении духовного содержания, сущности проектируемой культурно-досуговой среды, учете особенностей учреждения культуры, его функционально-культурных задач, поиске художественного образа объекта культуры, его структуры и формы выражения.


  1. Маркетинговые технологии в учреждениях социально-культурной деятельности

Жесткая конкурентная борьба, стремление увеличить доходы и улучшить материальное положение выдвинули на первый план проблемы реализации и сбыта продукции. Маркетинг обозначает систему управления деятельностью фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе изучения рынка и в интересах получения прибыли.

Социально-культурным учреждениям есть что продавать и они всегда продавали свои продукты и услуги населению. Но продавали они свои продукты отнюдь не по их себестоимости и, тем более, не по рыночным, а по символически низким ценам, которые не покрывали даже трети затрат на их производство.

Более того, основную часть своих продуктов и услуг эти учреждения продавали еще более парадоксальным образом — не за деньги, а в обмен на желание людей посмотреть, послушать, оценить художественные, эстетические и иные качества своей продукции.

Неоплачиваемая возможность потребления продуктов учреждений культуры сформировала вульгарную потребительскую психологию повседневной бесплатной доступности, искусственного занижения ценности и интереса к этим продуктам.

С другой стороны, заблаговременная предоплата государством этих продуктов через бюджетные ассигнования ставила учреждения культуры в положение заложников такой системы финансирования, лишала стимулов продвижения их продуктов, борьбы за потребителя, устраняла всякую конкуренцию.

О какой экономической заинтересованности можно было говорить, когда вся выручка от реализации продукции — за концерты, от кино, культурных программ и т.д. — полностью направлялась в местные бюджеты и перераспределялась на другие цели.

Для осуществления таких форм работы с населением учреждение культуры не расходует больших средств, но, используя их, низкими ценами привлекает большое число посетителей и получает стабильный доход.

Подготовка же качественной художественной программы, требующая значительных материальных затрат, большого труда, энергии и умения специалистов, не имеет возможности многоразового «проката» и получения достаточных денежных сборов, не всегда прибавляет оптимизма у работников учреждения культуры.

Традиционная концепция маркетинга, применяемая в сфере коммерции и производства, вряд ли может в «чистом виде» успешно работать в некоммерческой и даже полукоммерческой деятельности.

Непроизводственная и некоммерческая сфера свои маркетинговые усилия направляет, как отмечалось, на потребителя. На потребителя ориентирован и обычный традиционный производственный маркетинг Но вопрос заключается в том, что понимается под «потребителем» в одном и другом случае?

Непроизводственная сфера, финансируемая из государственного бюджета, как правило, ориентируется на потребителя, видя в нем, прежде всего, личность, с ее запросами и нуждами.

Данные категории потребителей пользуются продуктами и услугами учреждений культуры, не оплачивая их, не восполняя затраты на их производство. Государство стремится покрыть эти расходы за них.

Однако государственных средств на это не хватает, и учреждения непроизводственной сферы ищут возможность продавать свой продукт богатым клиентам, в которых видят не только потребителей, а источники средств — меценатов, спонсоров, платежеспособные общественные организации, фонды, богатых родителей, финансы муниципальных органов.

Здесь-то и возникает сопряженное маркетинговое пространство дифференциации платежеспособных источников: тех, кто полностью возмещает расходы, и тех, кто принимает на себя только часть оплаты расходов. Маркетинговый рынок в таком случае как бы делится на две части.

В том случае, когда рынок продуктов и услуг культуры ориентируется на неплатежеспособного потребителя, маркетинг носит социально-ориентированный характер. Его стратегическая миссия ориентирована на удовлетворение общественно-значимых интересов и потребностей населения.

Когда на рынке присутствуют потребители, способные оплатить более дорогие и изысканные продукты и услуги — маркетинг учреждений культуры обретает свойство коммерческой деятельности. Здесь может возникнуть опасность подчинения содержания деятельности «хозяевам» ситуации, по принципу: «кто платит, тот и заказывает музыку».

Социокультурные учреждения не упускают возможности зарабатывать деньги собственными силами, предоставляя населению платные услуги:

— тематические мероприятия и программы, юбилейные вечера, дискотеки, концерты и спектакли, конкурсы, аукционы, лотереи, консультации, экскурсии, выставки-продажи, оздоровительные процедуры, спортивно-развивающие тренинги, современные и традиционные школы единоборств и т.д.;

— учебные и творческие занятия в студиях, классах, секциях, школах, коллективах художественного, технического и прикладного народного творчества, физической культуры и спорта;

— ксерокопирование, сканирование материалов и документов библиотечных и музейных фондов, компьютерный набор текстов, изготовление оригинал-макетов, библиографические списки, переводы, доставка на дом литературы, систематизация частных библиотек;

— прокат и обмен видеофильмов, кинопоказы, игровые автоматы и тренажеры, тиры, мастерские, аттракционы, бильярд;

— прокат и настройка музыкальных инструментов, инвентаря, сценических костюмов и реквизита, спортивного снаряжения, технических средств: звуковой и световой аппаратуры, пошив костюмов и одежды; — дизайнерские проекты и оформление помещений, зданий, микрорайонов, предприятий и организаций, населенных пунктов, обслуживание новогодних праздников, поздравление детей, организация туристических походов и экскурсий.

Такая раздвоенность маркетингового- рынка учреждений социокультурного типа

представляет собой основную специфическую особенность нонпрофитной деятельности. Некоммерческие организации социокультурной сферы, таким образом, сочетают в себе как традиционно не коммерческий, так и коммерческий маркетинг. Особенности маркетинга некоммерческих организаций и отличие его от коммерческого маркетинга наглядно просматриваются в его структурных дефинициях.

Например, Г.Л. Тульчинский, проводя сопоставление некоммерческого и коммерческого маркетинга, выявляет различия в целях, товарах, ценах, реализации, показателях:

1. Цели. Если в коммерческом маркетинге основная цель -прибыль, то в маркетинге некоммерческих организаций это реализация социальной идеи, что требует повышенного качества услуг, убежденности потребителей, спонсоров, доноров в необходимости услуг некоммерческих организаций.

2. Товары. Обычно это услуги, идеи и программы, имеющие социальное значение. Продукт некоммерческих организаций — социальная услуга — обычно связан с очень узким потребительским сегментом и деятельностью, не приносящей прибыль, а значит, ею не занимаются коммерческие фирмы.

Поэтому некоммерческие организации нуждаются в льготах, дотациях, спонсировании. Товар некоммерческой организации — узкий ассортимент социальных услуг, причем быстро обновляемых и, что немаловажно, тесно связанных с мотивациями персонала некоммерческой организации.

3. Цены. Социальные услуги некоммерческих организаций обычно предоставляются или полностью бесплатно, или ниже рыночной стоимости, или даже ниже себестоимости. Основу цены образуют издержки на оказание услуги, покрываемые или за счет дотаций, или от собственной коммерческой деятельности.

4. Двоякость рынка, отмечавшаяся ранее. Спонсоры, доноры, меценаты — своеобразный потребительский рынок некоммерческих организаций.

5. Реализация. В маркетинге некоммерческих организаций особую роль играет доступ в секторы и места, недоступные коммерческим фирмам, в том числе за счет использования в распространении части услуг бесплатной добровольной помощи или поддержки государственных организаций.

Кроме того, в маркетинге некоммерческих организаций тесно переплетаются маркетинг политический, религиозный, идей, личностей, программ и деятельность коммерческих организаций, что создает дополнительные возможности реализации за счет целевого подхода и личных контактов.

6. Продвижение в маркетинге некоммерческих организаций специфично, т.е. тесно связано с реноме идеи и некоммерческой организации, большей зависимостью некоммерческой организации от государственной политики и давления, общественного мнения, и, следовательно, маркетинг некоммерческих организаций более широко использует методы, сотрудничество со средствами массовой информации.

С другой стороны, широкое применение находят пропаганда услуг и своеобразное стимулирование спроса с помощью специальных акций, презентаций и т.п. Во всяком случае, доля традиционной коммерческой рекламы в маркетинге некоммерческих организаций незначительна, и часто рекламируются не услуги, а организации.

7. Отсутствие четких показателей итогов работы, что затрудняет контроль и анализ эффективности.

Таким образом, маркетинг социально-культурной сферы имеет доминирующую, ярко выраженную социальную и культурную направленность.

Он сопряжен с культурными интересами и запросами населения, опирается на социологические методы сбора и анализа информации, обусловлен необходимостью моделирования инновационных форм и методов работы с людьми, что, по существу, придает этому виду маркетинга характер социально и культурологический интегрированной стратегии каждого учреждения социально-культурного типа.


  1. Менеджмент в культурно-досуговой деятельности учреждений культуры

Говоря о социокультурном и досуговом менеджменте, нельзя ограничиться констатацией: для него характерны те же особенности, что и для менеджмента любой другой области экономики. В культурно-досуговой сфере организационные и управленческие аспекты деятельности приобретают весьма заметные особенности, связанные с ролью культурного развития, рекреации в жизни общества и человека.

Работа учреждений и организаций культурно-досуговой сферы в силу своего полифункционального назначения находится в центре общественного внимания в любой стране; к ней проявляет интерес все население. Человек приходит в учреждения культуры и организации досуга с целью найти возможности для внутреннего развития, расширения познавательных способностей, развлечений, восстановления физических сил и душевного равновесия. Здесь у него есть определенная свобода выбора занятий теми видами активности, которые нейтрализуют жесткую прагматику профессиональных обязанностей, обыденный характер повседневных забот.

Все эти предпосылки порождают в современном обществе массовые ожидания рекреационных эффектов, жажду новых впечатлений от досуга. Поэтому диапазон потребительских запросов и предпочтений в этой области гораздо более многообразен, детализирован, эмоционально и субъективно окрашен, нежели в других сферах услуг (бытовых, торговых услугах, услугах связи и др.). Таким образом, характер и направленность менеджмента сферы культуры и досуга во многом определяется многообразием рекреационных потребностей, массовых ожиданий, а также лидерами общественного мнения, тенденциями моды.

Одновременно менеджмент данной области так или иначе соотносится с культурной политикой, проводимой государственными, региональными и муниципальными органами власти, с целями общественных организаций. Все это создает условия для интеграции значительного числа организаций культуры и досуга в рыночные отношения через механизмы дополнительной поддержки, позволяющие смягчать коммерциализацию данной сферы, ее узкий экономизм. С этой целью в каждой стране существуют способы государственной поддержки, традиции донорства, развиваются разные источники пополнения доходов организаций культуры. Однако механизмы общественной поддержки не отменяют тех предпосылок, которые создают в сфере культуры и досуга конкурентные условия, стимулирующие организационный менеджмент осваивать новые способы деятельности и управления.

Руководители учреждений культуры и досуга вынуждены учитывать все перечисленные характеристики независимо от того, какой организационно-экономический и имущественно-правовой статус имеет их организация (чисто коммерческий, некоммерческий или смешанный) и в каком отраслевом сегменте она развивается.


topuch.ru

Глава 2 Технологии развития и организации культурно-досуговой программы

2.1 Технологии и основы развития культурно-досуговой программы

Основные направления, формы и методы организации досуга.

Культурно-досуговая среда учреждений досуга. Предметное наполнение и основные свойства культурно-досуговой среды. Структура культурно-досуговой среды и особенности ее формирования. Типы культурно-досуговой среды. Рассматривается 5 основных групп культурно досуговой среды отличающихся по своим процессам:

1 группа – полифоничная форму культурно-досуговой деятель¬ности. Микросреда

2 группа – Рекреационно-досуговая среда.

3 группа – Музейно-выставочная среда.

4 группа – Концертно-зрелищная среда.

5 группа – Театральная среда.

Композиция культурно-досуговой среды и ее характеристика.

Составные части технологического процесса: организаторская деятельность, менеджмент в культурно-досуговой деятельности, коммерческая деятельность учреждений досуга. Реклама в культурно-досуговой деятельности.

Организация, как функция управления, организующая деятельность в системе культурно-досуговой работы. Формирование и выбор целей – исходное положение организации культурно-досуговой деятельности. Этапы процесса организации: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы организации и способов ее реализации. Организация деятельности – система разнообразных видов деятельности. Дается общая характеристика формальной организации, ее составляющие: функциональное и должностное распределение обязанностей, их иерархия; коммуникативные связи, по которым проходит и дается информация; система регуляторов-показаний поощрений.

Организационная культура. Процесс организационного анализа. Понятие “организационные резервы”.

2.2 Культурно-досуговая деятельность в общественных организациях и частных лиц

Культурно-досуговая среда учреждений культуры. Ценностные ориентации в ее создании.

В этой теме выделим ряд функций восприятия в процессе познания: отражение отдельных отношений присущих предметам и процессам культурно-досуговой среды: выделение целостного предмета из окружающего фона, отображение его формы, величины, фактуры поверхности, положения в пространстве. Рассмотрим процесс восприятия как многоуровневый процесс и различную типологию людей воспринимаемых ту или иную программу. Определяются ценностные ориентации в создании культурно досуговой среды: полифонической, рекреационно-досуговой, музейно – выставочной, концертно-зрелищной, театральной.

Говоря о социокультурном и досуговом менеджменте, нельзя ограничиться констатацией: для него характерны те же особенности, что и для менеджмента любой другой области экономики. В культурно-досуговой сфере организационные и управленческие ас-пекты деятельности приобретают весьма заметные особенности, связанные с ролью культурного развития, рекреации в жизни общества и человека.

Работа учреждений и организаций культурно-досуговой сферы в силу своего полифункционального назначения находится в центре общественного внимания в любой стране; к ней проявляет интерес все население. Человек приходит в учреждения культуры и организации досуга с целью найти возможности для внутреннего развития, расширения позна-вательных способностей, развлечений, восстановления физических сил и душевного равновесия. Здесь у него есть определенная свобода выбора занятий теми видами активности, которые нейтрализуют жесткую прагматику профессиональных обязанностей, обыденный характер по-вседневных забот.

Все эти предпосылки порождают в современном обществе массо-вые ожидания рекреационных эффектов, жажду новых впечатлений от досуга. Поэтому диапазон потребительских запросов и предпочтений в этой области гораздо более многообразен, детализирован, эмоциональ-но и субъективно окрашен, нежели в других сферах услуг (бытовых, торговых услугах, услугах связи и др.). Таким образом, характер и на-правленность менеджмента сферы культуры и досуга во многом опре-деляется многообразием рекреационных потребностей, массовых ожи-даний, а также лидерами общественного мнения, тенденциями моды.

Одновременно менеджмент данной области так или иначе соотно-сится с культурной политикой, проводимой государственными, регио-нальными и муниципальными органами власти, с целями обществен-ных организаций. Все это создает условия для интеграции значительно-го числа организаций культуры и досуга в рыночные отношения через механизмы дополнительной поддержки, позволяющие смягчать коммер-циализацию данной сферы, ее узкий экономизм. С этой целью в каждой стране существуют способы государственной поддержки, традиции до-норства, развиваются разные источники пополнения доходов организа-ций культуры. Однако механизмы общественной поддержки не отменяют тех предпосылок, которые создают в сфере культуры и досуга конку-рентные условия, стимулирующие организационный менеджмент осваивать новые способы деятельности и управления.

Руководители учреждений культуры и досуга вынуждены учитывать все перечисленные характеристики независимо от того, какой организа-ционно-экономический и имущественно-правовой статус имеет их орга-низация (чисто коммерческий, некоммерческий или смешанный) и в ка-ком отраслевом сегменте она развивается.

studfiles.net

3. Культурно-досуговая деятельность

Культурно-досуговая деятельность – это социально-культурологический процесс, способствующий свободному духовному и физическому совершенствованию личности на основе самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, общественно значимого общения, разумного и полноценного отдыха. Культура досуга личности – интегральное качество, отражающее потребность и умение индивида творчески, социально значимо реализовывать в условиях свободного времени собственные сущностные силы.

Признаки КДД:

1. Всякая досуговая деятельность протекает в свободное от обязательного труда время.

2. Продукты досуговой деятельности не могут иметь коммерческого характера, т. е. не могут быть включены в товарно-денежные отношения. Возможны случаи, когда продукты КДД продаются, хотя единичные акты купли-продажи не изменяют сути КДД. Но если подобные акты примут систематический характер, то КДД потеряет свою досуговую сущность и превратится в индивидуальную или групповую трудовую деятельность, которая, в отличие от деятельности досуговой, должна по закону облагаться налогом.

3. КДД, как правило, носит не профессиональный, а любительский характер, но иногда человек и на досуге продолжает заниматься своей профессиональной деятельностью, хотя и бесплатно, ради удовольствия. Профессия поглощает досуг. Иногда происходит обратное – досуговая деятельность (хобби) превращается в профессию.

4. КДД носит самоуправляемый характер, свободна от какого бы то ни было внешнего вмешательства в виде социального, педагогического или иного руководства и контроля. Здесь человек (или группа) сам должен быть полноценным и единственным субъектом своей деятельности и ее организации.

Уровни КДД:

l. Отдых, физическая активность.

2. Развлечения, игры.

3. Просвещение (самообразование).

  1. Творчество.

  2. Созерцание.

6. Праздники.

Функции КДД: информационно-просветительная, рекреационная, культурно-творческая, коммуникативная, развивающая, общения.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность – это вид культурной деятельности, которая реализуется, как правило, в форме любительства в свободное время, является полностью самоуправляемой, а ее продукты имеют некоммерческий характер.

4. Сущность культурно-досуговой деятельности

Современная цивилизация достигла той степени развития, когда дальнейшее ее движение вперед стало полностью зависеть от проблемы совершенствования человека.

Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга населения. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития личности. Гуманистическая направленность культурно-досуговой деятельности, воспитание потребности индивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночными отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержании.

Культурно-досуговая деятельность всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей человека.

Понятие «досуг» связано с достижением, способностью, возможностью человека проявить себя в свободное от работы время.

Досуг рассматривается как цель и способ удо­влетворения разнообразных потребностей, в том числе эстетических и художественных.

Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т.д.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социаль­но-культурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятель­ности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки, так определяет это понятие В. Я. Суртаев.

Профессор Н.Ф. Максютин отмечает, что культурно-досуговая деятельность есть процесс создания, распро­странения и умножения духовных ценностей. Культурно-досуговая деятельность специализированная подсистема духовно-культурной жизни об­щества, функционально объединяющая социальные институты, «при­знанные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности.

Культурно-досуговая деятельность дополняет, гармонизирует жизнь человека с точки зрения физической, так и духовной.

Культурно-досуговая деятельность влияет на содержание общественного сознания как целостного отражения общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов.

Только с учетом психологии личности и психологии групп, коллективов и массы людей можно говорить о содержательности культурно­-досуговой Объектом деятельности.

Культурно-досуговая деятельность имеет свое содержание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуально­го и эмоционального воздействия на личность, группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности. Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности в этом плане можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая — в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям..

Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятель­ность как

процесс, имеющий собственные функции, цели, средства, результат.

Культурно-досуговая деятельность как процесс, выражая суть и логику педагогического воздействия, выступает как связь объекта и субъ­екта.

Самым эффективным институтом в культурно-досуговой деятельности является учреждение культуры. В учреждениях культуры культурно-досуговая деятельность становится систематической и приобретает творческий характер.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *