cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Что читал герцен в отрочестве прочитай кинжал попробуй объяснить смысл – Помогите!!!!! Пожалуйста!!! Что читал Герцен в отрочестве?…

«Кинжал», анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение Пушкина «Кинжал» было написано в 1821 г. 22-летним Пушкиным в период южной ссылки. Из-за революционного содержания стихотворение не могло быть напечатано, но широко распространилось, особенно в армии.

В 1827 г. стихотворение всё-таки было издано, но скрывалось в другом произведении - в записках французского писателя Ансло «Шесть месяцев в России», изданных в Париже и Брюсселе. «Кинжал» был напечатан в прозаическом французском переводе. Зато вся Россия, по словам Александра I, читала его вольнолюбивые стихи наизусть.

Литературное направление и жанр

Период южной ссылки – этап увлечения Пушкина Байроном и создания романтических стихотворений. Борьба с тиранией – одна из традиционных тем романтизма. Стихотворение «Кинжал» - образец гражданской лирики Пушкина, одно из самых острых революционных стихотворений.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение посвящено кинжалу как символу борьбы с тиранией и традиционному оружию этой борьбы.

Первые 4 строфы – история кинжала как орудия убийства и свержения тиранов. Раскрывается философия кинжала: его мифологическое создание богами, предназначение и область применения,сущность мщения злодею, которое настигает повсюду.

Следующие 5 строф – лирическое повествование об исторических подвигах кинжала. Первый упомянутый тиран – Юлий Цезарь (Кесарь), который в 49 г. начал гражданскую войну. Перейдя реку Рубикон, которая разделяла Италию и Галлию, покорённую Римом, Цезарь победил и стал диктатором пожизненно. В заговоре борющихся с тираном республиканцев участвовал Брут, друг Цезаря. Цезарь был убит в зале заседаний Сената и, заколотый, упал перед статуей Помпея.

Следующие две строфы посвящены убийству Марата, вождя якобинцев. В эпоху французской революции (1789-1799) глава революционно-демократической партии якобинцев установил систему революционного террора. Для Пушкина, разделяющего идеи декабристов, любой террор был неприемлем. Эвменидой, богиней мщения, Пушкин называет Шарлотту Корде, заколовшую Марата. За это ей отрубили голову: она стала «жертвой Аида».

Последние две строфы посвящены памятным поэту событиям. В 1819 г. немецкий студент Карл Занд заколол реакционного немецкого писателя Коцебу Августа, который служил агентом русского правительства. Занд был казнён, а его могила стала местом паломничества радикально настроенной молодёжи.

Образ террориста Занда Пушкин в последней строфе связывает со средневековой традицией тайного суда в Германии прикреплять к кинжалу имя того, кто обречён на казнь. Так поступали и немецкие студенты. Кинжал без надписи – символ орудия, которое всегда найдёт тирана. В последней строфе заключена основная мысль стихотворения: нет нужды обозначать имя тирана: кинжал, орудие возмездия, ждёт его.

Тема стихотворения – возмездие тиранам, символом которого стал кинжал.

Тропы и образы

Кинжал в стихотворении – символ возмездия, его орудие.

Хотя стихотворение принадлежит к романтическому литературному направлению, Пушкин использует в нём излюбленный троп классицистов – перифраз. Пушкин не называет прямо ни Марата, ни Шарлотту Корде, ни даже Гефеста – бога огня, выковавшего кинжал и отдавшего его в руки богини возмездия Немезиды.

Нужно понять, какие мифологические и исторические личности описаны в стихотворении: Лемносский бог – Гефест, Кесарь – Цезарь, палач уродливый, апостол гибели – Марат, дева Эвменида (богиня-мстительница) – Шарлотта Корде.

Эпитеты в стихотворении постоянные, традиционные, как в древнегреческой поэзии: бессмертная Немезида, тайный страж свободы (эпитет и метафора), карающий кинжал, праздничные одежды, потаённые замки, державный Рим, заветный Рубикон, высший суд.

Для описания кинжала Пушкин использует множество тропов. Кинжал называется карающим (эпитет), тайным стражем свободы и последним судиёй позора и обиды (бессоюзные сравнения). Блеск лезвия сравнивается с адским лучом, с молнией богов. Оно называется немым (эпитет), его удар нежданным (эпитет).

Общественную несправедливость Пушкин описывает метафорами: «Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона». Кинжал мстителя появляется только тогда, когда не свершается ни божественное, ни общественное правосудие. Его приход провоцируют власть и богатство: сень трона, блеск праздничных одежд, пиры.

В четвёртой строфе перечисляется, где кинжал может свершить правосудие. Дальше обобщение рассыпается на конкретные примеры.

Цезарь в стихотворении не характеризуется с помощью тропов. Глаголы упал и поник, предлог под (Рубикон под Кесарем) подчёркивают главенствующую позицию диктатора. Когда же вольнолюбивый Брут (эпитет) заколол Кесаря, тот оказался в самом низу, объемлющим подножье статуи Помпея.

История смерти Марата - настоящий хаос, описанный с помощью метафор (исчадье мятежей, труп вольности безглавой) и эпитетов (крик злобный, презренный, мрачный и кровавый). Множество убийств называются жертвами усталому Аиду (метафора). Сам Марат одновременно подобен уродливому палачу и апостолу гибели.

Занд, которого Пушкин воспринимает как героя, описан с помощью эпитетов (юный праведник, избранник роковой, святая добродетель) и метафор (век угас на плахе).

Занд противопоставлен Марату из предыдущей строфы как истинный праведник и апостол ложному. Его идея, дело стали образцом для подражания (метафорически это изображено как вечная грозная тень мстителя и как горящий кинжал без надписи). Последний образ превращается в символ.

Важнейшее средство создания высокого стиля стихотворения – старославянизмы: страж, судия, сень, очи, озираясь, трепещет, ложе, глава, объемлет, презренный, перст, глас, прах.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным ямбом. Этот рваный размер как нельзя лучше передаёт срывающуюся взволнованную речь. Такой же эффект создаёт как будто случайное пятистишье вместо четверостиший (среднее, пятое). По смыслу оно не выделяется как центральное или ключевое, но именно с Древнего Рима, по мнению Пушкина, начался исторический путь мстящего кинжала.

Рифмовка в стихотворении тоже неоднородна. В первой, второй и восьмой строфах она перекрёстная, в остальных – кольцевая, в пятой – сочетает оба вида. Мужская рифма чередуется с женской во всех строфах, но в свободной последовательности.

goldlit.ru

«Кинжал», анализ стихотворения Лермонтова

В 1837 году М.Ю. Лермонтов, находившийся в Грузии, не раз посещал могилу А. С. Грибоедова и часто беседовал с его вдовою, Ниной Чавчавадзе. Трагически оборванная история любви, определившая жизнь этой удивительной женщины, поражала воображение многих поэтов. Михаил Юрьевич, вхожий в дом Чавчавадзе, испытывал перед стойкостью и мужеством Нины благоговейный трепет, граничащий с влюбленностью.

Перед отъездом на родину, поэт получает из рук Нины подарок, кинжал, принадлежащий некогда создателю бессмертной комедии.

Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья

Тронутый и взволнованный таким подношением, Лермонтов уже на следующий день читает черновой вариант стихотворения «Кинжал» Николозу Бараташвили.

Символом твердости духа, благородства явился заветный дар Нины, потому звучат в стихотворении клятвы верности долгу. Подобно тому, как тридцать лет хранила вдова светлую память о возлюбленном супруге, каждым своим произведением доказывал Лермонтов верность своему таланту.

В стихотворении автор намеренно избегает конкретности, делая образы предельно обобщенными. Женский лик только угадывается:

Лилейная рука...
И черные глаза

также угадываются эмоции, так лаконично и глубоко описанные поэтом.

Основной прием, используемый в изображении кинжала, - олицетворение. Неоднократный повтор местоимения ты свидетельствует об особом отношении к булатному товарищу. У древних была традиция давать имена оружию, у Лермонтова кинжал тоже одухотворен и является выражением высокого благородства.

Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.

Эпитеты, определяющие основной образ стихотворения, «светлый и холодный», сопряжены с основной темой произведения, темой мужества.

Лирическое «Я» в «Кинжале» постоянно соотносится со смысловым центром текста, образом орудия. Называя кинжал товарищем, поэт обрисовывает исходное качество мироощущения, влияющее на своеобразие поэтической мысли. Клятва верности самому себе, своим идеалам - именно к этому приводит лирический сюжет.

В основе ритмической структуры стихотворения - разностопный ямб. Самый широко распространенный русский метр часто употребляется в произведениях на гражданскую тематику.

Перекрестная рифмовка усиливает лиризм и создает эмоционально-приподнятый характер повествованию.

Язык произведения очень органичен. В нем нет нарочитой образности, но удивительно емкие сравнения создают ощущение безграничности художественной мысли, перекликающейся с прошлым и устремленной в настоящее.

Финал стихотворения, соприкасающийся с началом, исполнен высокого звучания: нравственное достоинство человека - высшая ценность, утверждаемая поэтом в «Кинжале».

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную...)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Кинжал»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич


goldlit.ru

Почему Лермонтов сравнивает поэта с кинжалом |

***

Образность всегда была отличительной чертой стиля поэта М.Ю. Лермонтова. Но в стихотворении «Поэт», Михаил Юрьевич подошёл к образным приёмам более или менее строго, ответственно и талантливо.

Начало текста — «Отделкой золотой блистает мой кинжал…» — сначала ни о чём не говорит читателю. Кажется, что поэт сейчас в стихотворной форме начнёт описывать этот предмет холодного оружия. Но на самом деле тема его достаточно глубока.

Здесь Лермонтов приводит свои размышления о состоянии поэзии в его время, о роли поэта вообще в стране после того, как был убит на дуэли «солнце»-Пушкин. Тема достаточно популярная среди поэтического сообщества страны в те времена.

Это стихотворение представляет собой своеобразную лермонтовскую поэтическую декларацию.

Оно, безусловно, относится к его гражданской лирике, основная тема которой – определение гражданской миссии поэта.

Главный композиционный приём, используемый в данном тексте, — это сравнение. То есть что-то с чем-то сравнивается и в итоге противопоставляется.

Тип данного сравнения – развернутое сравнение, то есть его элементы нужно искать по всему тексту.

Образ кинжала сравнивается с образом поэта. Ведь кинжал для горца (вспомним, к слову, что Лермонтов очень часто любил бывать на Кавказе и много общался с местными национальными народами) – это самое дорогое, что защищает его честь и всегда находится при нём, как необходимый атрибут и в каком-то смысле амулет.

Он всегда верой и правдой служит своему хозяину. Но случилось так, что теперь он без надобности. Пессимизм поэта состоит в том, что он, как общественный глашатай, уже никому не нужен, как и этот кинжал. Раньше, подобно колющей силе кинжала, поэт мог легко убивать наповал только одним словом, но теперь он в опале, его стихи под запретом и вся его личность нежелательна государству.

Современная поэзия поддаётся критике Лермонтовым. Она не выполняет своего гражданского предназначения. Стихи – это всего лишь средство развлечения в салонах, где все заняты громкими, пафосными, но по своей природе глупыми размышлениями по поводу всех аспектов жизни.

Так в этом стихотворении реализуется общеизвестная в эпоху романтизма полемика между поэтом и толпой, которая его слушает, но не понимает. Современная толпа не понимает, что поэт – это наиболее высшая сила, владеющая их умами, формирующая нужное мировоззрение народа. В том, что толпа перестала быть восприимчивой к актуальным проблемам и поучительным речам поэтов, виноват современный поэту государственный уклад и сами высшие правители. Эта тема осуждения власти и её высших эшелонов неоднократно разрабатывалась в творчестве М.Ю. Лермонтова.

В данном контексте ещё много стихотворений поддаётся анализу, и все они имеют пессимистический оттенок — однозначную негативную оценку создавшейся ситуации.

.

Читайте также

Как Лермонтова называла бабушка в детстве

Как Лермонтов связан с Пензенским краем

Как Лермонтов видит свою эпоху и поколение

Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»

***

Главная  /  ГДЗ по Литературе  /  Ответы на вопросы  / Лермонтов  /  Почему Лермонтов сравнивает поэта с кинжалом

www.poslovitza.ru

Пушкин, Евгений Онегин. Как объяснить, что в своем плане Пушкин на­звал первую главу «Хандра»?

В первой главе есть многоточия, которые обо­значают пропуск строк или строф. Для Пушкина — это композиционный прием, который создает мно­гоплановость художественного пространства текста, помогает переходить от одного эпизода к другому. Проанализируйте этот прием.

В первой главе пропущены IX, XIII, XIV, XXXIX, XL, XLI строфы. Так, в X строфе сообщается об овладении Онеги­ным наукой «страсти нежной, которую воспел Назон»; несколько строк посвяще­ны ссылке Овидия в Молдавию. Пропуск строфы — весьма удачный прием, одно­временно и отделяющий упоминание о судьбе Овидия от дальнейшего повество­вания о Евгении, и связующий воедино повествование.

Или по завершении темы любовных ув­лечений Онегина автор пропускает две строфы, показывая ее обширность и бес­конечность (так много времени и душев­ных сил отнимали романы), и переходит к описанию дня Онегина, что очень логич­но. Пропуски, обозначенные многоточия­ми, делают композицию главы стройной и становятся мотивированными переходами от темы к теме или соединительными звеньями внутри одной темы.

Строфы романа «Евгений Онегин» одинаковы как по числу строк, так и по их рифмовке. Чередова­ние рифм, избранное Пушкиным в романе, встреча­ется в третьей песне «Руслана и Людмилы». Такая строфа названа «онегинской». Схема рифмовки: абаб ввгг деед жж. Проверьте это, выбрав любую из строф этой или другой главы.

Весь роман состоит из «онегинских строф».

Перечитайте строфы, которые рассказывают об Онегине. Попробуйте рассказать о том, как вы представляете себе этого героя.

Онегин — светский молодой человек из высшего петербургского общества. Он до­статочно хорошо образован, знает антич­ную литературу, латинский язык в той мере, чтобы разбирать письменные текс­ты и читать в подлиннике некоторые художественные произведения («И пом­нил, хоть не без греха, из «Энеиды» два стиха»), интересующийся современными историческими и экономическими те­ориями, почитатель произведений запад­ноевропейского романтизма. Онегин в со­вершенстве владел всем, что необходимо светскому молодому человеку: француз­ским языком, танцами, посещал совре­менный театр, оперу и балет. Евгений очень серьезно следил за своей внеш­ностью и был, как «dandy лондонский одет» («Подобно ветреной Венере, когда, надев мужской наряд, богиня едет в мас­карад»). Он исправно ведет светскую жизнь, блистает на балах, получает одоб­рительные оценки общества («Свет ре­шил, что он умен и очень мил»), прекрас­но владеет «наукой страсти нежной» и пользуется большим успехом у светских красавиц.

Наряду с посещением балов он встреча­ется и с передовыми деятелями тогдаш­ней эпохи. Они названы в первой главе, например Каверин. Автор говорит о своем знакомстве и даже дружбе с ним. Именно он нам при этом говорит о чертах характе­ра Онегина: «мечтам невольная предан­ность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум». Если среди дам он блистал «огнем нежданных эпи­грамм», то с друзьями принимал участие в язвительном споре, произносил «шутки с желчью пополам» и сочинял «мрачные эпиграммы».

Светская жизнь, красавицы и даже книги наскучили Онегину, наступил пе­риод разочарования в окружающей дейст­вительности и обществе. В это время в де­ревне умирает дядя, и молодой наследник едет в деревню, предполагая, что его ожи­дает скука у постели больного дяди, кото­рого он не знал. С этих размышлений и начинается первая глава романа «Евгений Онегин».

Как объяснить, что в своем плане Пушкин на­звал первую главу «Хандра»? Относится ли это на­звание только к состоянию Онегина или оно касает­ся также мыслей и чувств Автора?

Если внимательно прочитать строфы, в которых автор раскрывает свои взаимо­отношения с Онегиным, то неудовлетво­ренность у них в целом общая. И хандра тоже.

Страстей игру мы знали оба:

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас;

Обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей На самом утре наших дней.

Найдите строфы, в которых мы видим Автора и героя вместе. Как вам кажется, в них больше сход­ства или различия? Ответ обоснуйте.

Пожалуй, больше общего. И автор, и ге­рой мыслящие, образованные дворяне, с высокими интеллектуальными запро­сами, критическим отношением к жиз­ни и людям. Однако уровень разочарован­ности разный. «Я был озлоблен, он уг­рюм», — пишет автор о себе и об Онегине.

Попытайтесь объяснить заботу Пушкина об иллюстрации к этой главе. Почему он не только со­здал набросок иллюстрации, но и просил, чтобы ху­дожник сохранил точное расположение Онегина и автора на фоне Петропавловской крепости?

Критическое мышление автора и Евге­ния Онегина простиралось на многие те­мы, в том числе и социально-политиче­ские. Вспомним, что, прибыв в деревню, «ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благосло­вил». Критическое отношение к властям Пушкин постарался выразить и через ри­сунок, изображавший его и Онегина стоя­щими спиной к Петропавловской крепос­ти, «твердыни власти роковой». Иронич­ное напоминание «не плюй в колодец, милый мой», — это легкий намек на то, что взгляды героя и автора таковы, что могут вызвать и серьезный гнев властей. Уже цитировалась строка о злобе «слепой Фортуны и людей». К тому времени Пуш­кин уже получил назначение и отправил­ся в южную ссылку.

Охарактеризуйте «онегинскую строфу». Как связана ее ритмическая структура с композицией романа?

Онегинская строфа создана Пушкиным специально для формирования жанра ро­мана в стихах. Это позволило органично чередовать повествование с лирическими отступлениями и философскими раз­думьями, монолог с диалогом. Каждая строфа имеет завершенную тему, обрам­ленную стройной и логичной композици­ей. «Каждая онегинская строфа в отдель­ности, как в капле росы, отражает компо­зиционную структуру всего романа: первый катрен — экспозиция, второй — развитие действия, третий — кульмина­ционный момент, заключительное четве­ростишие — своеобразный пуант, пред­ставляющий собой некий итог, вывод, разрешение эпического или лирического повествования». (Федотов О. И.)

Пушкин, Евгений Онегин. Как объяснить, что в своем плане Пушкин на­звал первую главу «Хандра»?

5 (100%) 1 vote
На этой странице искали :
  • как объяснить что в своём плане пушкин назвал первую главу Хандра
  • как пушкин назвал первую главу евгения онегина
  • перечитайте строфы которые рассказывают об Онегине
  • во второй главе Евгения Онегина Пушкин называет создателя Метаморфоз Овидия его другим именем
  • евгений онегин план по главам

Сохрани к себе на стену!

vsesochineniya.ru

А. К. Толстой. Князь Серебряный. ГЛАВА 14. Передайте смысл спора Бориса Годунова и князя Серебряного.

Передайте смысл спора Бориса Годунова и князя Серебряного. На чьей вы стороне? Попро­буйте добавить свои аргументы к этому спору.

Князь Серебряный хотел понять, чем вызваны полуночные бдения царя и всей его свиты — опричнины. Борис Федоро­вич сумел ему гладко ответить, но при этом не попытался объяснить причин этих обрядов. Тогда Серебряный прямо предлагает Борису открыть царю глаза на злодейства опричников. Годунов преду­преждает князя, что это лишь погубит его, но ничего не изменит в поведении оп­ричников и положении народа, что в этом случае нужно действовать хитростью. Се­ребряный с ним не согласен. Оценивая по­зиции сторон в этом споре, мы убеждаем­ся, что князь Серебряный отстаивает по­зиции благородного и честного поведения, а Борис Годунов стоит за тактику, подска­занную реальными обстоятельствами, и склонен использовать, прежде всего, хит­рые обходные пути. Присоединяясь к спо­ру, каждый из вас неизбежно заявит себя или как сторонник прямых и честных или хитрых и уклончивых решений.

Прочтите, как спасение царевича описано в народной песне. Что изменил в своем повествова­нии автор?

А. К. Толстой в своем романе приводит описание похищения и спасения цареви­ча. Малюта Скуратов убедил Ивана Гроз­ного в том, что царевич хочет его смес­тить. Царь приказывает уничтожить на­следника. Этот эпизод целиком взят из народных песен, и автор тут же дает свои комментарии, утверждая, что в них есть исторические неточности. Читатель на­блюдает, как автор уточняет события и мотивы поведения своих героев. В песне Малюта сразу же получает заслуженную кару. В действительности наказание на­стигло Скуратова позже, он был убит мно­го лет спустя «на государском деле» под Пайдою в Ливонии.

Прочтите размышления автора, которые сле­дуют за текстом народной песни. Помогают ли они вам оценить героя романа?

Размышления автора помогают понять суть происходящих событий. Мы видим желание автора найти в том далеком вре­мени героя, который бы отвечал идеалам рыцарского благородства. Таким героем и предстает перед нами князь Серебряный. Приводя тексты народных песен и ком­ментируя изображенные в них события, автор предлагает собственный взгляд на историю и ее деятелей. Читатель обычно согласен с высокой оценкой князя Сереб­ряного и тем образцом поведения, кото­рый он демонстрирует.

Найдите в тексте отрывок, в котором гово­рится о пощечине, которую дал князь Малюте. Ка­кой художественный прием главенствует в этом описании?

«Вдруг слышит Малюта за собою:

— Стой, Григорий Лукьяныч!.. Стой, Малюта! — повторил Серебряный и, нагнав Скуратова, ударил его в щеку рукою могучею.

Силен был удар Никиты Романовича. Раздалася пощечина, словно выстрел пищальный, загудел сыр-бор, посыпались листья…

Малюта свалился с седла».

Автор не только назвал главу «Опле­уха», но и окружил это событие обильны­ми преувеличениями. Гипербола властву­ет в этой сцене. Оплеухе сопутствует от­клик в природе, который многократно усиливает ее звучание.

Как рисуется схватка опричников и «станич­ников» у Поганой Лужи? Чем она закончилась?

Опричники уже были рядом с Поганой Лужей и собирались расправиться с плен­ником, но тут появились «станичники» — беглые крестьяне, разбойники. «Станич­ники» быстро расправились с сопровож­давшими Малюту опричниками. Бой был кровавый, и обе стороны понесли потери. Узнав, что они спасли царевича, «станич­ники» тут же взялись доставить его в безо­пасное место — в Слободу, но вовсе не хо­тели сдаваться на милость властей и само­го царя.

Как удалось спасти царевича? Чем он отве­тил своим спасителям?

Царевича удалось спасти благодаря по­мощи «станичников». Именно они смогли разбить отряд опричников, который со­провождал похищенного. Царевич не сра­зу оправился от испуга, но стоило ему не­много успокоиться, как он проявил свою надменность и коварство. Затаил он и не­нависть к Малюте.

vsesochineniya.ru

Толстой, Отрочество. Как вы объясните, что лучшие описания природы у разных писателей связаны с ее грозными явлениями?

Наконец «ослепительная молния, мгно­венно наполняя огненным светом всю ло­щину, заставляет лошадей остановиться и,  без малейшего промежутка, сопровож­дается таким оглушительным треском грома, что, кажется, весь свод небес ру­шится над нами».

И только после этого начинается «косой дождь как из ведра». Однако скоро он ста­новится мельче и, наконец, прекращает­ся. Снова светит солнце. Радостное чувст­во охватывает путников».

Варианты таких пересказов-описаний могут быть различными. В такой пересказ каждый ученик может включать свои вос­поминания или пользоваться текстом по­вести Л.Н. Толстого.

Найдите фразу, которой кончается глава под названием «Гроза». Какие ощущения Николеньки передает такая концовка?

Для того чтобы передать ощущения, которые испытал Николенька, можно вспомнить несколько последних реплик:

«- Любочка! Катенька! — кричу я, по­давая туда несколько веток черемухи, — посмотрите, как хорошо!

Девочки пищат, ахают; Мими кричит, чтобы я ушел, а то меня непременно раз­давят.

— Да ты понюхай, как пахнет! — кри­чу я».

Мы видим, как радуется Николенька, как хочется ему поделиться своим состо­янием с близкими людьми. Наверное, каждый ученик может вспомнить такое же чувство возбуждения и радости, кото­рое возникает после того, как страшная гроза прошла и все вокруг вновь стало яр­ко и по-весеннему празднично.

Как вы объясните, что лучшие описания при­роды у разных писателей связаны с ее грозными яв­лениями? Напомним: вы недавно читали описание зимнего бурана, а теперь познакомились с блестя­щим описанием весенней грозы.

Писатели воссоздают то, что особенно удивляет или занимает не только их, но и всех людей. Бури, смерчи, цунами, урага­ны мы видим и на картинах, и в описани­ях художественных произведений. Писа­тель не может не заметить ярких явлений природы: они и удивляют, и в то же время часто привлекают своеобразной, пусть и мрачной красотой. Кроме того, что они волнуют писателей и художников, появ­ляется искреннее желание понять причи­ны, вызывающие стихии. Поэтому худож­ник часто является одновременно и твор­цом художественного произведения, и исследователем.

Вспомните стихотворения, которые посвяще­ны ярким природным явлениям. Прочтите их на­изусть. Сходна ли «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчева с описанием грозы в повести Л. Н. Толстого? Если есть сходство, то в чем оно?

В «Весенней грозе» Ф. И. Тютчева изо­бражено то же природное явление, о кото­ром рассказывает Л. Н. Толстой. Но в сти­хотворении гроза весела и задорна, она не пугает, а только радует. Оба мастера худо­жественного слова описали одни и те же этапы этого бурного явления природы: от начала, «раскатов молодых», до возвра­щения солнца, которое — опять! — золо­тит все вокруг. Но у Ф. И. Тютчева это ве­селый праздник природы, а у Л. Н. Толс­того — грозное, но величественное явле­ние, после которого природа опять полна сил и радости.

Найдите в тексте главы Гроза примеры эпи­тетов, метафор, гипербол и сравнений. Какое из ху­дожественных средств ярче всего помогает предста­вить грозное явление?

Страшно-мрачная сторона гори­зонта; галки с растрепанными кры­льями; оглушительный треск грома, что, кажется, весь свод небес ру­шится над нами; косой дождь… лил как из ведра; все мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком; оси­новая роща… как бы в избытке счас­тья…

Описание весенней грозы наполнено ху­дожественными приемами, которые помо­гают представить и даже пережить то, что описывает автор. В описании самых на­пряженных минут грозы более всего запо­минаются гиперболы, помогающие пред­ставить себе масштаб потрясения тех, кто наблюдает это явление природы.

Опишите свои впечатления от ярких явлений природы, которые вам пришлось наблюдать.

Чаще всего ученики описывают грозу, поскольку все, конечно, ее не раз видели и пережили, а также потому, что в своем рассказе можно использовать приемы и даже целые выражения из текста Толс­того.

Однако бывает и так, что ученики хотят поделиться своими необычными впечат­лениями. Однажды один ученик попытал­ся рассказать о том, как он наблюдал смерч. Правда, позже выяснилось, что этот смерч он наблюдал по телевизору. Од­нако и такой рассказ возможен: впечатле­ние от какого-то явления природы, кото­рое вас потрясло, может возникнуть при наблюдении за ним на экране.

Смерч.

Я внимательно смотрел на границу во­ды и неба — прямо на границе Черного моря — у самого горизонта. И вдруг уви­дел черную точку, которая возникла на самой этой границе. Вскоре черная точка увеличилась и поднялась над водой, но те­перь это был высокий столб, который упи­рался в небо. Он стремительно мчался в сторону нашего берега, и, казалось, скоро захватит нашу пристань. Нам повезло — направление ветра изменилось, и мы уце­лели».

ГЛАВА XI. ЕДИНИЦА

Почему глава названа «Единица»?

Названия глав повести «Отрочество» определяют их содержание. В этой главе рассказано о том, что Николенька не знал урока истории. Учитель спросил его. Как же он ответил? «Мне нечего было терять, я прокашлялся и начал врать все, что только мне приходило в голову». Что же мог сделать учитель? «Вдруг рука его сде­лала чуть заметное движение, и в графе появилась красиво начерченная единица и точка; другое движение — и в графе по­ведения другая единица и точка». Так возникла роковая отметка.

Почему Володя обманул гувернера по поводу отметки младшего брата?

Володя спасал брата, и он не сказал гу­вернеру, что Николеньке поставили еди­ницу, потому что в этот день у них были гости. Если бы отец и бабушка узнали о такой отметке младшего сына, у них ис­портилось бы настроение и весь торжест­венный вечер пошел бы насмарку.

ГЛАВА XII. КЛЮЧИК

Какое задание дал отец Николеньке?

Отец послал Николеньку в свой каби­нет, чтобы тот достал там конфеты, кото­рые он хотел подарить имениннице.

Почему и это задание обернулось для него не­удачей?

На этот раз Николеньку подвело празд­ное любопытство: он решил проверить, от чего самый маленький ключик, висевший на связке ключей. Он точно определил, что ключик от портфеля, отпер его, но, за­пирая, сломал ключик.

Когда герой произнес: «Чему быть, тому не миновать»? Так ли, как он, вы понимаете смысл это­го выражения?

Николенька уже давно использовал это выражение во всех трудных минутах жиз­ни. Он когда-то подслушал его у Николая, и оно «производило на меня благотворное, временно успокаивающее влияние». Но, наверное, было бы точнее считать смысл этого выражения таковым: обстоятельст­ва сложились так, что уже ничего изме­нить нельзя и бесполезно пытаться что-то сделать.

Почему это высказывание названо в тексте фаталистическим? Что значит слово «фатализм»?

Фразу «Чему быть, тому не миновать» Николенька сказал сам себе. Эти слова значили, что все предопределено заранее и ничего изменить уже не удастся.

Справка. Фатализм (от латинского слова «фатум» — рок, судьба) — вера в то, что все события предопределены заранее.

ГЛАВА XIV. ЗАТМЕНИЕ

Как вы объясните вспышку ненависти и воз­мущения Николеньки? Почему Володя с ужасом и удивлением смотрит на его выходки?

Сам автор пишет о своих отроческих го­дах, вполне понимая причины, которые вызвали его нелепые и грубые поступки. Он пишет, что они совершались: «Под влиянием… внутреннего волнения и от­сутствия размышления…»

Вспышка ненависти и возмущения затмила разум. Он не только не подчинил­ся своему учителю, но и ударил его. Не­удивительно, что умный и наблюдатель­ный Володя «с ужасом и удивлением» смотрит на брата. Даже ему не понятны причины этих диких слов и выходок.

Как вы объясните чувства автора, которые звучат в последних словах главы? Какие приемы их подчеркивают («Василь! — сказал он отвратитель­ным, торжествующим голосом, — принеси розог»)?

В конце главы, когда «затмение» пол­ностью овладело Николенькой, его, ярост­но сопротивляющегося, взрослые дотащи­ли и бросили в чулан. Последнее, что слы­шал бедный Николенька, были слова о розгах. Стоит заметить, что розги приме­няли не только в XIX веке, в 2004 году в британском парламенте ставился вопрос о наказании розгами в учебных заведениях Англии. Так что этот метод воспитания детей в наше время пока еще не ушел в прошлое.

ГЛАВА XV. МЕЧТЫ

Что кажется вам самым главным в описании отчаяния, которое охватило Николеньку?

Главным в этом описании было «воспо­минание о несчастии, постигшем» Нико­леньку: он «снова входил в безвыходный лабиринт неизвестности о предстоящей участи, отчаяния и страха». Особенно пу­гала Николеньку неизвестность.

2.  В чем герой искал причины всеобщей нена­висти к себе, которая, как ему казалось, была оче­видна?Николенька считал, что всеобщая нена­висть к нему, которую он сам придумал и в которую сам поверил, была порождена тем, что он — несчастный подкидыш, а вовсе не родной сын своего отца. Приду­мав эту историю, он стал себя жалеть и при этом придумывать, какими же подви­гами он прославит себя, чтобы люди вер­нули ему свою симпатию и любовь.

Попробуйте перечислить все варианты со­бытий, которые представил Николенька в своих мечтах.

Вариант первый рисовал объяснение с отцом, который, оказывается, не родной, но при этом честный и благородный чело­век, который его жалеет и прощает.

Вариант второй осуществлялся уже в рядах военных. Николенька представил себя гусаром, который приносит победу родной армии. И генерал бросается ему на шею и благодарит за одержанную победу, а затем сам царь поздравляет его.

Вариант третий — это уже дерзкий раз­говор с самим Богом. Николенька дерз­ко спрашивает, «за что он наказывает меня?».

Вариант четвертый. Николенька во­ображает, что он непременно умрет, и все сорок дней после смерти будет слушать, как все в доме будут его жалеть. Он даже представляет свою умершую мать, с кото­рой он встречается на небе…

Но очень скоро Николенька понимает, что продолжение мечтаний невозможно: «умственному взору моему представляет­ся в настоящем только одна страшно мрачная, непроницаемая даль».

Бывало ли так, что и вас посещали подобные грустные мечты?

Некоторые ученики любят рассказы­вать о своих мечтах, другие стесняются такого рассказа. Однако чаще всего маль­чики рассказывают о возможных, как им кажется, но совершенно нереальных во­инских подвигах, а девочки — о своих ус­пехах на конкурсах красоты. Будет хоро­шо, если ваши мечты будут воплощены в придуманном рассказе, созданном на ос­нове отважных поступков любимых геро­ев книг или кинофильмов.

ГЛАВА XVI. ПЕРЕМЕЛЕТСЯ, МУКА БУДЕТ

Что особенно угнетало Николеньку в его нака­зании?

Сначала Николеньку угнетало одиноче­ство — ведь он один ночевал в чулане и с ним никто не общался, а потом то, что его заставили просить прощения у учителя, а этого он сделать не мог.

Кто поддержал его успокоительной послови­цей? Почему пословица стала названием главы?

Успокоительную пословицу сказал слу­га Николай. Она стала названием главы прежде всего потому, что помогает понять временный характер всех бед, которые об­рушились на Николеньку.

Внимательно прочтите сцену с бабушкой. Как проявили в ней себя Николенька, его воспитатель и сама бабушка?

Каждый участник в сцене с бабушкой был по-своему прав и в то же время не прав. Николенька упрямился и не хотел признать свою грубость и ошибки, бабуш­ка не могла понять, почему он не призна­ет своих прегрешений, а воспитатель, как и Николенька, был раздражен и не мог справиться со своим гневом.

Перескажите разговор Николеньки с отцом. Решите, чем важна эта сцена для понимания состоя­ния героя.

Отец поймал Николеньку, который пы­тался убежать из дома. Он сразу же стал его наказывать, схватив за ухо. Но нака­зание не затянулось, потому что отец очень быстро понял, в каком состоянии Николенька. Он выслушал его и, когда у мальчика начались конвульсии, отнес его в спальню. Эта сцена показывает, как ве­лико отчаяние мальчика и как быстро отец сумел понять ту безысходность от ощущения одиночества и непонимания, которую переживал сын.

Почему Николенька утверждает, что все нена­видят его? В чем причина его заблуждения?

Николенька забыл о своих ошибках и проступках и искренне верил, что все ополчились против него без причины и стремятся наказать только по причине ненависти к нему. Такое заблуждение можно понять: каждый человек знает, как к нему относятся окружающие, но не­редко неверно оценивает причины, кото­рые вызвали такое отношение. Так, Нико­ленька, который наделал множество глу­постей — долго ленился, грубил, не делал уроки, — думал не о том, что и как сделал он, а с обидой думал только о том, как к нему относятся окружающие.

Какие слова авторского текста убеждают, что горькие дни жизни Николеньки позади? Найди­те их.

Стоит прочесть последние строки этой главы и станет ясно, что беды Нико­леньки позади: «Я заснул. Когда я про­снулся, было уже очень поздно, одна свеч­ка горела около моей кровати, и в комнате сидели наш домашний доктор, Мими и

Любочка. По лицам их заметно было, что они боялись за мое здоровье. Я же чувст­вовал себя так хорошо и легко после две­надцатичасового сна, что сейчас бы вско­чил с постели, ежели бы мне не неприятно было расстроить их уверенность в том, что я очень болен».

ГЛАВА XIX. ОТРОЧЕСТВО

Верите ли вы в то, что Николенька обдумывал все вопросы, которые перечислены в этой главе? Понятны ли вам его мысли и чувства?

Автор сам предполагает, что читатели не поверят, что те вопросы, о которых он напишет в главе, были ему интересны в отрочестве. Назовем их: вопрос о назначе­нии человека, о будущей жизни, о бес­смертии души. При этом он считал, что именно он первый открывал великие и по­лезные истины.

Стоит подумать о том, не казалось ли каждому из нас, что именно мы открыли те или иные истины.

Каким образом Николенька хотел испытать свои нравственные силы? Зачем он это делал?

Николенька придумывал себе самые различные испытания: он стегал себя ве­ревкой, чтобы закалить свою волю, дер­жал в руках на весу тяжеленные словари (лексиконы), чтобы стать сильнее, вдруг бросал уроки, поскольку неизвестно, сколько продлится его жизнь и нужно пользоваться настоящим… Все эти спосо­бы проверки и испытания он проводил, прежде всего, чтобы закалить себя.

Размышляли ли вы о симметрии? Попробуйте обсудить эту проблему с Николенькой.

Не каждый шестиклассник может об­суждать проблемы симметрии. Однако каждый может вспомнить, как обсуждал эти вопросы Николенька. Так, для него вопрос о симметрии неожиданно перерос в вопрос о вечности и жизни человека. При этом он отвлекся и тут же стал размыш­лять о душе лошади-водовозки, которую он увидел из окна. Одной улыбки брата, заметившего его состояние, было доста­точно, чтобы Николенька сделал вывод: «…все то, о чем я думал, была ужасней­шая гиль (бессмыслица)».

Понятно ли вам, что такое скептицизм? Как вы объясните, почему им увлекался Николенька?

Узнав о скептицизме, Николенька стал сомневаться в существовании всего, что было вокруг него. Он даже пытался уви­деть… пустоту, если быстро оглянешься в противоположную сторону. Это увлечение поддерживалось и эгоизмом мальчика, поскольку давало ему право считать себя единственным во всем мире.

Справка. Скептицизм — философ­ская позиция, которая характеризуется сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Почему у подростка Николеньки «ум за разум заходил»?

Николенька считал, что в это время он со своими увлечениями философией скеп­тицизма был близок к сумасшествию. Но автор — взрослый Николенька — видел, что размышления по сложным вопросам, которые были не по силам уму мальчика, только вызывали привычку к отвлечен­ным размышлениям, которые не прино­сят пользы. Именно от отвлеченных и не­посильных размышлений у него «ум за разум заходил».

Согласны ли вы с тем, что Николенька делал философские открытия?

Сам Л. Н. Толстой понял, что никаких философских открытий ему в отрочестве сделать не удалось и едва ли они по силам и всякому взрослому, даже очень умному человеку. Став взрослым, автор написал: «…философские открытия, которые я де­лал, чрезвычайно льстили моему самолю­бию: я часто воображал себя великим че­ловеком…»

vsesochineniya.ru

Ко дню рождения Герцена | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

6 апреля 1812 года родился Александр Герцен

«Декабристы разбудили Герцена, Герцен ударил в колокол», — гласит народный пересказ известного высказывания Ленина по случаю 100-летия писателя.

И это, надо сказать, необыкновенно точная формулировка того, что по итогам советских научных штудий положено помнить об этом человеке. Ни противоречивого вороха дошедших через третьи руки сведений, ни привычных мифов, окружающих всякую великую личность, а уж особенно русского писателя.

Оригинальное выражение, впрочем, не облегчит дело: «Декабристы разбудили Герцена, Герцен развернул революционную агитацию».

Причём здесь революция?

В самом деле, если окинуть беглым взглядом официальную биографию Герцена, она может показаться сплошным потоком агитационной деятельности, борьбы за «честь демократии», социализм, равенство и братство на фоне бесконечных перемещений по беспокойным европейским местам и революционного подстрекательства.

В довершении картины — издание революционной газеты «Колокол», которая много лет не давала спокойно спать царским властям и, несмотря на тысячи километров между Петербургом и Лондоном, весьма чутко реагировала на все колебания в общественных настроениях.

Но любая попытка хоть что-то конкретизировать во взглядах — какой социализм? какая революция? зачем? — и любой исследователь деятельности Герцена впадает в жутковатое состояние адепта марксизма-ленинизма с его «измами» и «революционно-демократическим» пафосом.

Между тем, революционный ореол ничуть не добавляет определенности личности Герцена, наоборот, вовсе лишает той яркости и значимости, какая виделась его современникам.

Герцен родился в 1812 году в доме родовитого дворянина Ивана Алексеевича Яковлева от его связи с немкой Луизой Гааг. Его фамилия, придуманная специально для него отцом, происходит от немецкого слова, обозначающего «сердце». Говорят, что таким образом Яковлев указал на сердечный характер этой связи, но для Герцена фамилия стала едва ли не говорящей.

В 1860 году, когда он только начал публиковать свои мемуары, знакомый с ним Виктор Гюго пишет ему, что он является обладателем двух величайших умений — «хорошо мыслить и хорошо страдать». Стоит добавить, для Герцена умений совершенно нераздельных. Все свои идеи он опробовал на личном опыте, так что его жизнь походит на хороший роман испытания — собственными же идеями, воплощенными в реальность.

Про декабристов, к слову, правда — разбудили. На момент восстания 1825 года Герцену четырнадцать лет, и последовавшая казнь пяти декабристов вызывает в нем целую бурю эмоций.

«Рассказы о возмущении, о суде, ужас в Москве сильно поразили меня; мне открывался новый мир, который становился больше и больше средоточием всего нравственного существования моего; не знаю, как это сделалось, но, мало понимая или очень смутно, в чем дело, я чувствовал, что я не с той стороны, с которой картечь и победы, тюрьмы и цепи. Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон моей души», — писал впоследствии Герцен.

Тогда же Герцен и его товарищ на все годы Николай Огарев на Воробьевых горах в самом деле клянутся «пожертвовать жизнью на избранную борьбу».

Борьбу, поскольку зло после казни декабристов и последовавшего молебна за здравие царя виделось весьма однозначно, с русским самодержавным правлением.

Однако говорить, что в тот момент Герцен хоть что-то понимает про революционные движения и политическую ситуацию, было бы большим преувеличением. Он лишь, как сам справедливо заметил, чувствует, что он не с той стороны. Но, что характерно, своему слову остается верен до конца.

Несмотря на разочарования в европейских революциях, ссылки, эмиграцию, личные драмы и осознаваемую безнадежность затеи. Несмотря на то, что достаточно быстро понял, что невозможно освободить человека более, чем он чувствует себя свободным внутри. И так прошел свою первую проверку идеей, воплощенной в жизнь.

Поступив в Московский университет, Герцен, подобно многим своим сокурсникам, увлекается изучением немецкой, а затем и французской философии. Кант, Шеллинг, Гегель — в то время стандартный набор для увлеченных философией молодых людей, среди которых Аксаков, Белинский, Бакунин, Боткин, Катков.

Словом, все те, кто в дальнейшем будут направлять движение русской литературы и мысли. В случае Герцен к списку добавились французские социалисты в лице Сен-Симона и Фурье.

Спасение философией

Причина повального увлечения философией крылась в самом времени, которое, после многих лет преобладания в сознании романтической системы мышления, располагало к поиску ответов на накопившиеся вопросы о внешнем мире и его устройстве. Через философию, через науки, через формирование нового самосознания.

В условиях постоянной рефлексии над собой и окружающим миром Герцен со своим физико-математическим образованием и высочайшей способностью к мыслительной деятельности оказывается для современников чуть не культовой фигурой. И тем более культовой, что его теоретические выкладки всегда неразрывно связаны с личным опытом.

К тому моменту Герцен уже успевает побывать в ссылке в Вятке (по обвинению в революционной деятельности — ложному, как утверждают многие источники), успешно выступить в роли чиновника, жениться на своей двоюродной сестре Наталье Захарьиной и после ряда прошений близких людей вернуться в Москву.

Его статьи 1840-х годов содержат идеальные формулировки не только его взглядов, но взглядов целого поколения. О тяжелом бремени рефлексии:

«Отличительная черта нашей эпохи есть gr?beln [раздумье]. Мы не хотим шага делать, не выразумев его, мы беспрестанно останавливаемся, как Гамлет, и думаем. Думаем… Некогда действовать, мы пережевываем беспрерывно прошедшее и настоящее, все случившееся с нами и с другими — ищем оправданий, объяснений, доискиваемся мысли, истины».

О необходимости отказаться от осуждения: «Ничем люди так не оскорбляются, как неотысканием виновных, какой бы случай ни представился, люди считают себя обиженными, если некого обвинить — и, следственно, бранить, наказать. Обвинять гораздо легче, чем понять». О любви и эгоизме: «Где оканчивается эгоизм, и где начинается любовь? Да и действительно ли эгоизм и любовь противоположны; могу ли они быть друг без друга? Могу ли я любить кого-нибудь не для себя? Могу ли я любить, если это не доставляет мне, именно мне, удовольствия!»

В конечном счете, все эти поиски рациональных обоснований и саморефлексии сквозь призму немецкой философии привели к формированию позитивисткой системы взглядов и появлению новой литературы. «Натуральношкольные» очерки сменяются попытками перенесения метода в романную форму. И здесь кроется ответ на вопрос, что же сделал Герцен для русской литературы.

В 1847 году выходит отдельным изданием его роман «Кто виноват?», почти незаметный с двухвековой дистанции, но настолько важный для современников, что Белинский ставит его в один ряд с «Обыкновенной историей» Гончарова.

«Кто виноват?»

Ироничный, нарочито схематичный, казалось бы, вовсе без того, что принято называть «художественным миром», этот роман ставит неожиданный для литературы того времени вопрос, но абсолютно точный на фоне безграничной веры во всяческую мотивированность человека и причино-следственные связи.

Героиня — юная барышня Любонька, внебрачная дочь, живущая в семье отца, но остро ощущающая собственное двусмысленное положение. И Герцен определенно знает, о чем говорит. Герой — только-только окончивший университет Дмитрий Круциферский, который из-за крайней бедности и безвыходности устраивается домашним учителем. А кругом невежественная, грубая среда.

Разумеется, герои сразу видят свое родство и после ряда романтических терзаний и перипетий дело решается браком. И опять-таки Герцен знает эту ситуацию.

Роман посвящен Наталье Захарьиной, такой же незаконной дочери, воспитывавшейся у тетки и весьма неуютно ощущавшей себя в чужом доме. Родство положений было очевидно каждому из них.

«“Повесть, кажется, близка к концу”, — говорите вы, разумеется, радуясь. “Извините, она еще не начиналась”, — отвечаю я с должным почтением», — пишет Герцен.

Потому что семейный парадиз длится не слишком-то долго, ровно до тех пор, пока на горизонте не появляется мятежный герой, человек с большим замахом и жаждой переустройства действительности (весьма характерный для своего времени) Бельтов.

И Герцену решительно непонятно, при всей ясности привходящих обстоятельств — происхождения, воспитания, среды, — почему же все-таки эти люди встретились и, более того, их встреча привела к такой драме. Кто виноват.

Герцен еще не знает, что описывает свою собственную историю. Не только уже прожитую в смысле тягот незаконного происхождения, брака двух родственных душ и семейного счастья. Но и ту, которую только предстоит пережить.

После выхода романа Белинский пишет о Герцене, что главная сила его произведения даже в художественности, пусть и весьма своеобразной — роман в серии очерков, — «а в мысли, глубоко прочувствованной, вполне сознанной и развитой».

Впрочем, тогда еще никто не знает, что эта мысль тоже станет испытанием.

После отъезда в том же году за границу, запрета на возвращение в Россию, попыток добиться права на свое имущество, разочарования в революции 1848 года, знакомства с несметным количеством известных революционных деятелей, описанная Герценым ситуация личной драмы настигает его.

Его жена, Наталья Захарьина, увлекается поэтом и революционером Георгом Гервегом. Семейное счастье разрушено, но почему это произошло, кто виноват и как выйти из этой непростой ситуации, Герцен не знает.

Продолжая придерживаться всех своих до того теоретических представлений, он пытается дать жене свободу выбора, если в этом заключается стремление ее души.

Вдобавок, как будто и этого мало, осенью 1851 года во время кораблекрушения погибает мать Герцена и его сын. А меньше чем через год логически завершается описанная им много лет назад ситуация: его жена все-таки принимает решение остаться с семьей — и умирает, не выдержав своего же решения.

Поверх барьеров

И все это на фоне общественных волнений, революционной борьбы, государственного переворота, ликвидации республики, нового установления монархии и страшной бойни на улицах Парижа.

«Все рухнуло — общее и частное, европейская революция и домашний кров, свобода мира и личное счастье», — писал позже Герцен об этом периоде.

С этого момента, несмотря на еще почти двадцать лет деятельности, Лондон, «Колокол» и второй брак, сам Герцен мыслит свою жизнь законченной.

Тогда же он начинает писать свои мемуары, впоследствии сложившиеся в «Былое и думы». В них он последовательно, год за годом, описывает свою жизнь, свои мысли, время, людей, попеременно прибегая то к публицистичности очерка, то к художественным зарисовкам, то к почти дневниковой исповедальности.

В самом начале этого гигантского цикла Герцен заявляет, что всякий человек имеет право на мемуары. И вовсе не потому, что его личность важна для истории или каким-то образом своей мыслью и деятельностью повлияла на ее ход.

Герцен называет себя человеком, в котором видно лишь «отражение истории», «случайно попавшемся на ее дороге». И в этом заключена еще одна принципиальная мысль, которой он оставался верен даже в писании воспоминаний: никакая деятельность не имеет смысла, никакое научное изыскание не важно, если в итоге оно не произведет перемены для конкретного человека.

Еще в 1840-х годах Герцен формулирует свою позицию принципиальной частности: «Кажется, будто жизнь людей обыкновенных однообразна, — это только кажется: ничего на свете нет оригинальнее и разнообразнее биографий неизвестных людей».

А что до великих деятелей, то как раз «их жизнь однообразна, скучна; успехи, таланты, гонения, рукоплескания, кабинетная жизнь или жизнь вне дома, смерть на полдороге, бедность в старости, — ничего своего, а все принадлежащее эпохе».

Его воспоминания написаны именно с позиции частного человека, которому выпала такая жизнь, которую он прожил, и Герцен совершенно не настаивает на том, что это хоть как-то могло повлиять на эпоху.

Напротив. Это его «внутреннее Ватерлоо», как он сам писал об одном из своих героев в попытке объяснить причину его состояния и действий. За эту-то честность и удивительное слияние личного и общественного Герцен и был особенно оценен современниками.

Несмотря на географическую удаленность, многие из них считали своим долгом съездить в Лондон и засвидетельствовать свое почтение Герцену.

В его деятельности нет ничего такого, без чего не смогло бы выжить революционное движение, и нет ничего такого, без чего оно бы не зародилось. Как и нет ничего, что сделало бы его важнейшей фигурой, без которой совершенно невозможно прочтение русской литературы.

Не говоря уже об истории мысли, ведь Герцен не создал никакой оригинальной концепции или системы взглядов.

Но при этом разговор ни о том, ни о другом, ни о третьем не состоятелен именно без его фигуры с неразрывным соединением рационального и сердечного, индивидуального и принадлежащего эпохе, и выдержанным испытанием всем этим.

Источник: «Частный корреспондент»

www.peremeny.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *