cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Чистый класс – Классный час: «Чистый класс»

Классный час: «Чистый класс»

Тема: «Чистый класс»

Цель: Формирование убеждения, что чистое помеще­ние, в котором находятся люди, это залог здо­ровья.

Задачи:

  1. Формирование у детей практических навыков санитарии и гигиены.

  2. Воспитание навыков здорового образа жизни.

  3. Развитие у детей основных пра­вил поддержания чистоты в классе и жи­лой комнате.


Ход занятия:

Добрый день!

Беседа-диалог «Уборка класса, комнаты»


Учитель: сколько часов обыч­но находится каждый из вас на воздухе в дни заня­тий?

Обычно дети бывают на воздухе лишь несколько часов в день (3-4), остальное же вре­мя, т. е. большую часть суток, они проводят в поме­щении: дома, в школе.

Надо заботиться о том, чтобы в помещении было чисто, уютно, чтобы в нем удобно было жить, зани­маться.

Пыль и грязь в комнате вредны для здоровья человека. Если люди живут в грязном помещении, они могут заболеть.

Каждому школьнику, каждому взрослому хочется жить в чистой, уютной комнате. Но одного желания мало. О чистоте и порядке в комнате надо постоянно заботиться, не жалея труда.

-Откуда берутся грязь и пыль в комнате?
(Пыль и грязь заносят­ся в комнату, когда человек входит туда в пыльной, грязной обуви и одежде, могут собираться в комнате, когда мы точим карандаш, бросаем на пол бумажки, выре­заем что-либо из картона, бумаги, когда выпилива­ем, — вообще, когда что-нибудь мастерим)

Для поддержания чистоты в комнате необходимо соблюдать следующие правила:

1) при входе в помеще­ние — вытирать обувь, очищать ее от пыли, грязи и снега;

2) войдя в комнату — сни­мать обувь (особенно важно снимать валенки), наде­вать домашние туфли, тапочки;

3) не сорить на пол;

4) не плевать на пол — это вредно для здоровья лю­дей, это некрасиво;

5)

вещи следует держать в поряд­ке, не разбрасывать их по комнате (тогда будет мень­ше собираться пыли, убирать помещение будет лег­че).

Как бы ни старались не допускать попадания пыли в комнату, она все-таки будет туда проникать с ули­цы, со двора через открытые двери, окна, щели.

Надо почаще удалять из комнаты скопившуюся пыль и грязь. Ежедневно один раз, а иногда и несколь­ко раз нужно подметать пол влажным веником, щет­кой, обернутой влажной тряпкой или с влажными опилками.

-Почему необходимо подметать только влажным способом? (Потому, что при подметании сухой щеткой или сухим веником. Большая часть пыли не удаляется из комнаты. Она поднимается в воздух и затем опять осе­дает на пол, на стены, на мебель, на продукты и т. д.)

Пыль оседает и на нашу кожу. Она попадает в глаза! Пыль вместе с воздухом мы вдыхаем через нос и рот. Это очень вредно для здоровья.

Пыль со столов, стульев, шкафов, подоконников также надо стирать влажной тряпкой (только не той, которой вытирают пол).

Запомните следующее правило: надо ежедневно протирать пол влажной тряпкой или подметать влаж­ным веником.

В классе мы часто пишем мелом на доске. При неак­куратном обращении с мелом может образоваться очень много пыли. Особенно много пыли попадает в воздух при вытирании мела с доски сухой тряпкой. Поэтому твердо запомните правило: мел с доски надо стирать только влажной губкой, подушечкой или тряпкой. Дежурный должен следить за тем, чтобы к каждому уроку была приготовлена влажная губка, подушечка (тряпка). Это одна из самых важных его обязанностей.

Дощатые полы необходимо мыть не реже раза в неделю, тщательно вымывать грязь под кроватями, шкафами. Паркетные полы протирают каждую неде­лю щеткой с воском.

Каждый школьник и взрослый должен заботиться о том, чтобы воздух в комнате и классе всегда был свежим, хорошим (почти таким же, как и наружный воздух).

-Что же надо делать для этого?

(Надо почаще и получ­ше проветривать помещение).

В теплое время надо дер­жать окна открытыми весь день, а если возможно, то и круглые сутки. В холодное время нужно несколько раз в день открывать форточки, фрамуги или окна. Когда мы открываем окно или форточку, воздух, ко­торый стал плохим, вредным для здоровья, удаляется из помещения, а взамен его в помещение проникает чистый, свежий воздух снаружи (со двора, с улицы, из сквера, сада и т. д.).

В классе находится много детей. Поэтому, если окна и форточки закрыты, к концу урока в нем начинает чувствоваться духота, воздух в классе становится неприятным, спертым. Такой воздух вреден для здо­ровья. Понятно, что класс надо проветривать возмож­но чаще: утром, до начала занятий, во время каждой перемены и после окончания занятий. Как только на­чалась перемена, все учащиеся должны выйти из класса, класс проветривается в течение всей перемены.

Итог занятия:
Для поддер­жания чистоты требуется большой и упорный труд, дома — труд матери (старшей сестры или других чле­нов семьи), в школе — труд уборщицы и школьни­ков. Каждый мальчик, каждая девочка должны це­нить и уважать этот благородный труд, который идет на пользу всем взрослым и детям. Нельзя самим со­рить, надо требовать, чтобы и другие дети этого не делали. Надо по мере своих сил помогать родителям убирать комнату. Надо помогать уборке своего класса и в поддержании чистоты во всей школе.

Правила Чистоты:
1. Очищайте обувь от пыли, грязи и снега при входе в помещение.
2. Не сорите на пол.
3. Держите в порядке все вещи.
4. Стирайте мел с доски влажной тряпкой.
5. Пол подметайте влажным веником или щеткой, обернутой влажной тряпкой.

Материал для учителя об уходе за помещением (классной комнатой)

Когда позволяет погода, фрамуги и форточки сле­дует оставлять открытыми весь день. В холодную по­году проветривание классов проводится во время каж­дой перемены. По окончании занятий, вечером и ут­ром, перед началом занятий, а также в перерыве меж­ду сменами проводится сквозное проветривание поме­щений — одновременно открываются фрамуги (фор­точки, окна) в классах и коридорах и двери, ведущие из классов в коридоры. Сквозное проветривание еле-

дует проводить и во время перемен, но обязательно в отсутствие учащихся; продолжительность такого про­ветривания в зависимости от наружной температуры колеблется от 10 до 1 минуты в малые перемены и от 20 до 5 минут в большие перемены. При этом способе проветривания воздух в помещении освежается зна­чительно быстрее и лучше.

Коридоры и залы проветривают во время уроков. При таком условии они являются резервуарами чис­того воздуха для классов и обеспечивают детей све­жим воздухом во время перемен.

Открывание фрамуг, а иногда и форточек может оказаться для учащихся младших классов непосиль­ным делом. В таком случае это проводится учителем, или обслуживающим персоналом, или старшими школьниками. Однако не следует освобождать учащих­ся от заботы о проветривании класса. Дежурные по классу и санитары должны приучаться следить за от­крыванием окна, фрамуги или форточки. Это являет­ся одной из важных их обязанностей.

multiurok.ru

Конспект занятия (урока) «Операция «Чистый класс» (для начального звена)

Дата:

Тема: «Операция «Чистый класс»

Цель: закрепление и расширение умений и навыков уборки помещения.

Задачи:

1.Образовательная: познакомить с правилами уборки кабинета.

2.Развивающая: обогащать словарный запас, развивать мышление, коррекция внимания.

3.Воспитательная: воспитывать трудолюбие и аккуратность. 

4.Здоровьесберегающая: провести упражнения для снятия утомления.

Планируемые результаты (УУД) :

Метапредметные:

Познавательные — учить воспитанников задуматься о необходимости содержания классной комнаты в чистоте и порядке.

Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные самостоятельно организовать своё место, принимать учебную задачу.

Личностные: формировать у учащихся активную жизненную позицию по данной теме, желание приобретать новые знания.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический, показ, объяснение, индивидуальный, фронтальный, групповой, работа в парах; репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, метод эмоционального настроя ,метод устного контроля.

Организационная структура часа развития

I.Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Вы к занятию готовы?

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

II. Мотивационный момент

Какие виды современных жилых помещений вы знаете? (коттедж, дом, квартира и т. д.) 

У меня на картинке что изображено? (дом)

Посмотрите, а что внутри дома? (показываю)

(кухня) (комната) (комната)

То есть в квартире кухня и 2 комнаты.

А что не так во второй комнате? (разбросаны вещи)

Должно ли в таком состоянии находиться комната? (нет) Почему? (ответы детей)

А сейчас, где мы с вами находимся – это что? (тоже комната) Только не просто комната, а классная комната. В каком она у нас в состоянии?

Всегда ли она у нас в таком состоянии или бывает не всегда так? (ответы детей)

Так как вы думаете, какова тема нашего занятия? (ответы детей)

А тема нашего занятия….прочитай Илья на доске (читает)

Тема: Операция «Чистый класс»

Что мы с вами можем узнать на занятии? (ответы детей)

А на занятии мы сегодня узнаем:

План:

1.Основные виды уборки помещений

2.Игра «Найди нужный инвентарь для уборки помещений»

3.Составление плана уборки помещения

4.Выполнение уборки классной комнаты

То есть основная наша задача научиться выполнять уборку в классе.

III.Изучение нового материала

Давайте сразу же перейдем к первому нашему вопросу

Какие основные виды уборки вы знаете? (ответы детей)

Виды уборки помещений:

Ежедневная Еженедельная Сезонная

(сухая) (влажная) (генеральная)

Такие виды уборки выполняются дома. У нас в школе немного по — другому. Давайте выберем из списка, что у нас делается в классе (работа по подгруппам)

1 подгруппа (Ксюша, Илья, Тимофей) будут составлять ежедневную уборку

Ежедневная уборка (класса):

Проветривание

— Протирание пыли

— Вынос мусора

— Подмести пол

— Влажная уборка пола

2 подгруппа (Даша, Саша и Даниил) будут составлять еженедельную уборку

Еженедельная уборка (класса):

— Мытье парт

— Полив цветов

3 подгруппа (Дима, и 2 Полины) будут составлять сезонную уборку

Сезонная уборка (генеральная):

— Обмести стены

— Из ниш вытащить вещи и протереть влажной тряпкой стенки и полки. Протереть шкаф и сложить вещи

— Навести порядок в столах

— Протереть плафоны

— Помыть парты

— Помыть окна

— Помыть батареи

— Помыть двери

— Подмести пол

— Вымыть пол

Что нам понадобится для уборки класса? (ответы детей) А как это все назвать одним словом? (уборочный инвентарь)

Что такое инвентарь?

В широком понимании инвентарем является совокупность предметов, имеющих определенное целевое назначение и, в зависимости от этого, группирующихся на различные виды.

Какой инвентарь нам потребуется для уборки? 

Выберите рисунки с изображением предметов, необходимых для уборки класса.

Посмотрите на эти картинки (на экране) и постарайтесь запомнить в какой последовательности они расположены друг за другом (через 1 минуту картинки убирают)

Назовите основной инвентарь, без которого не может обойтись ни одна уборка помещений.

Совок веник ведро для мусора ведро с тряпкой для ведро со шваб-

мытья парт рой для мытья пола

Давайте составим план работы (работа в паре):

Надеть рабочую одежду

Приготовь инвентарь

Открыть форточку

Вымыть доску

Вытереть пыль

Вымыть парты

Поднять стулья на парты

Вымыть пол

Почистить и убрать инвентарь

Вымыть руки

IV. Практическая,

самостоятельная работа

Вводный инструктаж.

Давайте подумаем, какую технику безопасности нужно соблюдать при выполнении практической работы? (Беречь руки от порезов и моющих средств, одеть резиновые перчатки. Осторожно ходить по сырому полу).

Выполнение уборки согласно алгоритму (плану) – распределение ролей

Индивидуальный подход: поощрение за активную работу.

V.Закрепление

Игра «Закончи предложение»

Перед уборкой помещения надень …. рабочую одежду

Приготовь …. инвентарь

Соблюдай план…. работы

После уборки инвентарь … почисти и убери

Вымой с мылом … руки.

VI.Итоги часа развития.

Рефлексия

Давайте вернемся к началу нашего занятия и вспомним какую операцию мы с вами сегодня выполняли.

Какая задача была поставлена в начале занятия? (ответы детей)

Мы с ней справились?

-Что нужно делать, чтобы класс всегда был чистым и уютным?

Оцените свою работу в классе:

— Я доволен своей работой — На занятии я работал — На занятии мне было

на занятии не плохо трудно

Я доволен своей работой

На занятии я работал не плохо

На занятии мне было трудно

Перед уборкой помещения надень ____________________

Приготовь ________________________________________

Соблюдай план____________________________________

После уборки инвентарь ____________________________

Вымой с мылом ___________________________________

Перед уборкой помещения надень ____________________

Приготовь ________________________________________

Соблюдай план____________________________________

После уборки инвентарь ____________________________

Вымой с мылом ___________________________________

Перед уборкой помещения надень ____________________

Приготовь ________________________________________

Соблюдай план____________________________________

После уборки инвентарь ____________________________

Вымой с мылом ___________________________________

Перед уборкой помещения надень ____________________

Приготовь ________________________________________

Соблюдай план____________________________________

После уборки инвентарь ____________________________

Вымой с мылом ___________________________________

Перед уборкой помещения надень ____________________

Приготовь ________________________________________

Соблюдай план____________________________________

После уборки инвентарь ____________________________

Вымой с мылом ___________________________________

Перед уборкой помещения надень ____________________

Приготовь ________________________________________

Соблюдай план____________________________________

После уборки инвентарь ____________________________

Вымой с мылом ___________________________________

Перед уборкой помещения надень ____________________

Приготовь ________________________________________

Соблюдай план____________________________________

После уборки инвентарь ____________________________

Вымой с мылом ___________________________________

Перед уборкой помещения надень ____________________

Приготовь ________________________________________

Соблюдай план____________________________________

После уборки инвентарь ____________________________

Вымой с мылом ___________________________________

Перед уборкой помещения надень ____________________

Приготовь ________________________________________

Соблюдай план____________________________________

После уборки инвентарь ____________________________

Вымой с мылом ___________________________________

Перед уборкой помещения надень ____________________

Приготовь ________________________________________

Соблюдай план____________________________________

После уборки инвентарь ____________________________

Вымой с мылом ___________________________________

Ежедневная уборка класса:

______________________________________________________________

_________________________________________________________________

______________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ежеднедельная уборка класса:

______________________________________________________________

_________________________________________________________________

______________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Сезонная уборка (генеральная) класса:

______________________________________________________________

_________________________________________________________________

______________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

infourok.ru

Классный час: «Чистый класс»

Тема: «Чистый класс»

Цель: Формирование убеждения, что чистое помеще­ние, в котором находятся люди, это залог здо­ровья.

Задачи:

  1. Формирование у детей практических навыков санитарии и гигиены.

  2. Воспитание навыков здорового образа жизни.

  3. Развитие у детей основных пра­вил поддержания чистоты в классе и жи­лой комнате.


Ход занятия:

Добрый день!

Беседа-диалог «Уборка класса, комнаты»


Учитель: сколько часов обыч­но находится каждый из вас на воздухе в дни заня­тий?

Обычно дети бывают на воздухе лишь несколько часов в день (3-4), остальное же вре­мя, т. е. большую часть суток, они проводят в поме­щении: дома, в школе.

Надо заботиться о том, чтобы в помещении было чисто, уютно, чтобы в нем удобно было жить, зани­маться.

Пыль и грязь в комнате вредны для здоровья человека. Если люди живут в грязном помещении, они могут заболеть.

Каждому школьнику, каждому взрослому хочется жить в чистой, уютной комнате. Но одного желания мало. О чистоте и порядке в комнате надо постоянно заботиться, не жалея труда.

-Откуда берутся грязь и пыль в комнате?
(Пыль и грязь заносят­ся в комнату, когда человек входит туда в пыльной, грязной обуви и одежде, могут собираться в комнате, когда мы точим карандаш, бросаем на пол бумажки, выре­заем что-либо из картона, бумаги, когда выпилива­ем, — вообще, когда что-нибудь мастерим)

Для поддержания чистоты в комнате необходимо соблюдать следующие правила:

1) при входе в помеще­ние — вытирать обувь, очищать ее от пыли, грязи и снега;

2) войдя в комнату — сни­мать обувь (особенно важно снимать валенки), наде­вать домашние туфли, тапочки;

3) не сорить на пол;

4) не плевать на пол — это вредно для здоровья лю­дей, это некрасиво;

5) вещи следует держать в поряд­ке, не разбрасывать их по комнате (тогда будет мень­ше собираться пыли, убирать помещение будет лег­че).

Как бы ни старались не допускать попадания пыли в комнату, она все-таки будет туда проникать с ули­цы, со двора через открытые двери, окна, щели.

Надо почаще удалять из комнаты скопившуюся пыль и грязь. Ежедневно один раз, а иногда и несколь­ко раз нужно подметать пол влажным веником, щет­кой, обернутой влажной тряпкой или с влажными опилками.

-Почему необходимо подметать только влажным способом? (Потому, что при подметании сухой щеткой или сухим веником. Большая часть пыли не удаляется из комнаты. Она поднимается в воздух и затем опять осе­дает на пол, на стены, на мебель, на продукты и т. д.)

Пыль оседает и на нашу кожу. Она попадает в глаза! Пыль вместе с воздухом мы вдыхаем через нос и рот. Это очень вредно для здоровья.

Пыль со столов, стульев, шкафов, подоконников также надо стирать влажной тряпкой (только не той, которой вытирают пол).

Запомните следующее правило: надо ежедневно протирать пол влажной тряпкой или подметать влаж­ным веником.

В классе мы часто пишем мелом на доске. При неак­куратном обращении с мелом может образоваться очень много пыли. Особенно много пыли попадает в воздух при вытирании мела с доски сухой тряпкой. Поэтому твердо запомните правило: мел с доски надо стирать только влажной губкой, подушечкой или тряпкой. Дежурный должен следить за тем, чтобы к каждому уроку была приготовлена влажная губка, подушечка (тряпка). Это одна из самых важных его обязанностей.

Дощатые полы необходимо мыть не реже раза в неделю, тщательно вымывать грязь под кроватями, шкафами. Паркетные полы протирают каждую неде­лю щеткой с воском.

Каждый школьник и взрослый должен заботиться о том, чтобы воздух в комнате и классе всегда был свежим, хорошим (почти таким же, как и наружный воздух).

-Что же надо делать для этого?

(Надо почаще и получ­ше проветривать помещение).

В теплое время надо дер­жать окна открытыми весь день, а если возможно, то и круглые сутки. В холодное время нужно несколько раз в день открывать форточки, фрамуги или окна. Когда мы открываем окно или форточку, воздух, ко­торый стал плохим, вредным для здоровья, удаляется из помещения, а взамен его в помещение проникает чистый, свежий воздух снаружи (со двора, с улицы, из сквера, сада и т. д.).

В классе находится много детей. Поэтому, если окна и форточки закрыты, к концу урока в нем начинает чувствоваться духота, воздух в классе становится неприятным, спертым. Такой воздух вреден для здо­ровья. Понятно, что класс надо проветривать возмож­но чаще: утром, до начала занятий, во время каждой перемены и после окончания занятий. Как только на­чалась перемена, все учащиеся должны выйти из класса, класс проветривается в течение всей перемены.

Итог занятия:
Для поддер­жания чистоты требуется большой и упорный труд, дома — труд матери (старшей сестры или других чле­нов семьи), в школе — труд уборщицы и школьни­ков. Каждый мальчик, каждая девочка должны це­нить и уважать этот благородный труд, который идет на пользу всем взрослым и детям. Нельзя самим со­рить, надо требовать, чтобы и другие дети этого не делали. Надо по мере своих сил помогать родителям убирать комнату. Надо помогать уборке своего класса и в поддержании чистоты во всей школе.

Правила Чистоты:
1. Очищайте обувь от пыли, грязи и снега при входе в помещение.
2. Не сорите на пол.
3. Держите в порядке все вещи.
4. Стирайте мел с доски влажной тряпкой.
5. Пол подметайте влажным веником или щеткой, обернутой влажной тряпкой.

Материал для учителя об уходе за помещением (классной комнатой)

Когда позволяет погода, фрамуги и форточки сле­дует оставлять открытыми весь день. В холодную по­году проветривание классов проводится во время каж­дой перемены. По окончании занятий, вечером и ут­ром, перед началом занятий, а также в перерыве меж­ду сменами проводится сквозное проветривание поме­щений — одновременно открываются фрамуги (фор­точки, окна) в классах и коридорах и двери, ведущие из классов в коридоры. Сквозное проветривание еле-
дует проводить и во время перемен, но обязательно в отсутствие учащихся; продолжительность такого про­ветривания в зависимости от наружной температуры колеблется от 10 до 1 минуты в малые перемены и от 20 до 5 минут в большие перемены. При этом способе проветривания воздух в помещении освежается зна­чительно быстрее и лучше.

Коридоры и залы проветривают во время уроков. При таком условии они являются резервуарами чис­того воздуха для классов и обеспечивают детей све­жим воздухом во время перемен.

Открывание фрамуг, а иногда и форточек может оказаться для учащихся младших классов непосиль­ным делом. В таком случае это проводится учителем, или обслуживающим персоналом, или старшими школьниками. Однако не следует освобождать учащих­ся от заботы о проветривании класса. Дежурные по классу и санитары должны приучаться следить за от­крыванием окна, фрамуги или форточки. Это являет­ся одной из важных их обязанностей.

multiurok.ru

Классы чистоты чистых помещений

Класс чистоты помещения — это четко регламентированные требования по уровню содержания в воздухе различного рода примесей и частиц. Классы чистоты различаются по количеству частиц определенного размера на единицу объема. Этот параметр, один из важнейших в классификации чистых комнат, регламентируется стандартами.

 

Основные положения:

  • ГОСТ Р ИСО 14644-1-2002 «Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды, часть 1. Классификация чистоты воздуха»
  • ГОСТ Р 52249-2009 «Правила производства и контроля качества лекарственных средств»

 

Классы характеризуют степень чистоты воздуха в чистом помещении. Классификация чистых помещений имеет ряд отличительных особенностей, применительно к тем отраслям, в которых они используются.

 

Некоторые области применения:

  • Класс 1 (ISO3)
    Производство интегральных микросхем.
  • Класс 10 (ISO4)
    Производство интегральных микросхем с расстоянием между проводниками менее 2 мкм.
  • Класс 100 (ISO5)
    Асептическое производство инъекционных препаратов, требующее отсутствия микроорганизмов и частиц. Хирургические операции по имплантации или трансплантации органов. Изоляция пациентов с иммунным дефицитом, в том числе после пересадки костного мозга.
  • Класс 1000 (ISO6)
    Производство оптических элементов высокого класса. Сборка и испытания прецизионных гироскопов. Сборка миниатюрных подшипников.
  • Класс 10000 (ISO7)
    Точное машиностроение, гидравлика и пневматика, сборка прецизионного гидравлического и пневматического оборудования, клапанов с сервоприводами, высокоточных часовых механизмов, трансмиссий высокого качества.
  • Класс 100000 (ISO8)
    Пластиковое производство, автомобильная промышленность, сборка электронных компонентов, сборка гидравлических и пневматических устройств.

При производстве стерильных лекарственных средств GMP:

  • Класс A
    Локальная зона для проведения операций, представляющих высокий риск для качества продукции (зоны наполнения, укупорки).
  • Класс B
    Зона, непосредственно окружающая зону А и предназначенная для подготовки растворов.
  • Класс C и D
    Зоны, для выполнения менее ответственных стадий производства стерильной продукции. Работа с компонентами после мойки.

МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЧИСТОТЫ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

 

Чистое помещение – это технически сложное, дорогостоящее и ответственное инженерное сооружение. Для обеспечения заданного класса чистоты необходим комплексный подход. Для его реализации требуется следовать основным принципам обеспечения чистоты на всех этапах создания чистого помещения, которые включают:

  • Разработку концепции обеспечения заявленного класса чистоты;
  • Проектирование;
  • Строительство;
  • Аттестацию;
  • Эксплуатацию;

 

Условно, можно выделить следующие основные подходы к созданию чистых помещений:

  • Определение принципа разделения зон с различными классами чистоты. Разработка планировочных решений чистых помещений.
  • Формирование потоков воздуха. Обеспечение необходимых характеристик однонаправленного потока воздуха.
  • Обеспечение баланса воздухообмена, необходимой доли наружного воздуха, а для помещений классов ИСО 5 – ИСО 9 – кратности воздухообмена.
  • Применение НЕРА и ULPA фильтров и многоступенчатой фильтрации воздуха.
  • Обеспечение необходимого перепада давления.
  • Разработка эффективных проектно-конструкторских решений, использование надлежащих материалов и оборудования.
  • Контроль параметров воздуха: концентрации частиц, концентрации микроорганизмов (при необходимости), однонаправленности и скорости однонаправленного потока воздуха, перепада давления, целостности НЕРА и ULPA фильтров, времени восстановления параметров чистого помещения и прочее.
  • Правильная эксплуатация чистых помещений, включая требования к одежде, порядку очистки, дезинфекции и пр.
  • Обучение персонала, выполнение им требований личной гигиены, правильного поведения, переодевания и пр.
  • Аттестация проекта и самого чистого помещения на всех этапах создания.

maxcr.ru

Классификация чистых помещений по ГОСТ и ИСО

Требования по количеству взвешенных частиц определенного размера в чистом помещении определяют класс этого помещения. В настоящее время общепринятой является классификация в соответствии с ГОСТ ИСО 14644-1-2002.

 

Таблица 1. — Классы чистоты по взвешенным в воздухе частицам для чистых помещений и чистых зон (ГОСТ ИСО 14644-1-2002)

 

Класс N ИСО
(N — классификационное число)
Максимально допустимые концентрации частиц, частиц/м, с размерами, равными или большими следующих значений, мкм
0.1 0,2 0,3 0,5 1.0 5.0
Класс 1 ИСО 10 2 — — — —
Класс 2 ИСО 100 24 104
Класс 3 ИСО 1000 237 102358
 Класс 4 ИСО 10000 2370 102035283
Класс 5 ИСО10000023700102003520832 29
Класс 6 ИСО 1000000 237000102000352008320293
Класс 7 ИСО 35200083200 2930
Класс 8 ИСО3520000 83200029300
Класс 9 ИСО — —352000008320000293000

 

Примечание. Из-за неопределенности, связанной с процессом счета частиц, при классификации следует использовать значения концентрации, имеющие не более трех значащих цифр.

 

Помимо этого, в ряде отраслей промышленности, применяющих технологии чистых помещений, используется классификация отраслевых стандартов (например, ГОСТ Р 52249-2009 для фармацевтической промышленности), либо устаревших стандартов (например, ВПК зачастую применяет классификацию, аналогичную американскому стандарту FS 209D). Ниже в таблице приведено соотношение классификаций различных стандартов по чистым помещениям.

 

Таблица 2. Соотнесение классификации чистых помещений и зон отраслевых стандартов с определяющим стандартом ГОСТ ИСО 14644

 

ГОСТ ИСО 14644-1-2002Стандарт США FS 209 DОСТ 11.14.3302ГОСТ Р 52249-2009*
Класс 1 ИСО
Класс 2 ИСО
Класс 3 ИСО11
Класс 4 ИСО1010
Класс 5 ИСО100100A, B
Класс 6 ИСО10001000
Класс 7 ИСО1000010000С
Класс 8 ИСО100000100000D
Класс 9 ИСО

 

* – Чистые помещения и чистые зоны следует классифицировать по ГОСТ ИСО 14644-1

cleanmodule.ru

Проект «Чистый класс» — ГБОУ школа-интернат с углубленным изучением предмета «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга

В рамках внеурочной деятельности в младших классах с января 2017 года в школе реализуется проект «Чистый класс».

Поводом к созданию данного проекта послужил тот факт, что 2017 год объявлен в нашей стране годом экологии. При этом в качестве первоочередной задачи экологической политики государства ставится повышение экологической культуры среди подрастающего поколения.

Для выполнения поставленной задачи организованы мероприятия, на которых дети занимаются практической созидательной и творческой деятельностью под руководством кураторов Задориной Ангелины Александровны, учителя начальных классов и учителя технологии Хабаровой Марии Сергеевны. В акцию вовлечены учащиеся третьего и пятого классов.

Благодаря проекту ребята узнали о влиянии  мусорных отходов  на качество воды и здоровье человека, изготовили контейнеры для класса для раздельного сбора отходов, изготовили кормушки для птиц из вторсырья и присоединились к акции «Птицы в городе» от экодвижения «ЭКА».

Также в рамках проекта проводится акция «Отходы в доходы или вторая жизнь вещей».

school-289.ru

Класс чистоты помещений: определение, таблицы, формулы

Для фармацевтики, производства микросхем, точного машиностроения, оптики и проч. важно соблюдение определенного уровня чистоты производственного пространства. То же самое касается и ряда медицинских учреждений. Оттого была введена такая характеристика, как класс чистоты помещений. Ее подробное определение, а также формулы допустимой концентрации примесей в чистом воздухе, особенности классификации будут представлены далее.

Что такое класс чистоты помещений

Класс чистоты закрытых пространств (помещений) — это характеристика чистоты воздуха в помещении, а также строго определенные требования по доли содержания в воздухе микрочастиц и различных примесей. Между собой данные классы различаются по числу определенного размера частиц на заданную единицу объема.

Классы чистоты чистых помещений устанавливаются следующими документами:

  • ГОСТ Р 52249-2009;
  • ГОСТ Р ИСО 14644-1-2002.

Формула определения концентрации частиц в воздухе

Чтобы определить, насколько воздух в исследуемом помещении соответствует необходимому для него классу чистоты, используют следующую формулу:

Cn = 10N x (0,1/D)2,08, где:

  • Cn — максимально разрешенная концентрация веществ для определенного класса чистоты помещения; ее принято округлять до целого числа (частиц/м3).
  • N — классификационное число класса чистоты — значение от 1 до 9; промежуточные числа округляются максимум до 0,1. Выбрать этот номер для нужного вам класса вы можете из таблиц-стандартов, приведенных в этой статье.
  • 0,1 — число-константа (мкм).
  • D — определенный размер, диаметр частиц (мкм).

Классы чистоты производственных помещений

Представим необходимые для определенного вида производства классы чистоты. В таблице используются коды классов, введенные ИСО (ISO) — Международной организацией по стандартизации.

Класс Наименование производства
ИСО 3Интегральные микросхемы
ИСО 4Интегральные микросхемы с промежутком между проводниками менее 2 мкм
ИСО 5

Абсолютно стерильное производство инъекций, требующее отсутствия в воздухе взвешенных частиц и микроорганизмов

ИСО 6
  • Высококлассные оптические элементы
  • Сборка мини-подшипников
  • Испытания и сборка высокоточных гироскопов
ИСО 7
  • Точная пневматика, машиностроение, гидравлика
  • Сборка высокоточного пневматического, гидравлического оборудования, механизмов часов, а также высококачественных трансмиссий и клапанов с сероприводами

ИСО 8

  • Автомобилестроение
  • Производство пластика, пластмасс
  • Сборка различной электроники, устройств с гидравлическими или пневматическими установками

Предельно допустимое число примесей и частиц разного размера на 1 м3 воздуха помещения для определенного класса представлено на фото.

Теперь рассмотрим классы чистоты, которые применяются для оценки помещений, в которых производятся стерильные лекарственные вещества.

КлассХарактеристика зоны
АЗона, где непосредственно происходит наполнение, закупорка емкости с препаратом, а также иные операции с высокой вероятностью нанесения непоправимого вреда качеству препарата
ВЗона, находящаяся в непосредственной близости от локации А; место приготовления растворов
С и DПомещения, где проходят менее ответственные этапы стерильного производства. Сюда же относятся зоны, где ведется работа с компонентами после мойки

С предельным числом взвешенных частиц на один кубометр воздуха для каждого класса вы можете ознакомиться в следующей таблице.

Как вы убедились, для каждого ответственного производства требуются помещения определенного уровня чистоты. В медучреждениях применяется несколько другая классификация — обратимся к ней.

Классы чистоты в медицинских учреждениях

Напоследок представим четыре класса чистоты медицинских помещений.

КлассПомещения

Общее кол-во микроорганизмов,

КОЕ (колониеобразующая единица — жизнеспособная бактерия)/м3

Кол-во плесневых грибов,

КОЕ/м3

Кол-во колоний стафилококков,

КОЕ/м3

до работыво время работыдо работыво время работыдо работыво время работы
Особо чистые
  • Залы: операционные, родильные
  • Стерильные боксы: для недоношенных младенцев, ожоговых, гематологических пациентов, а также аптек, бактериологических лабораторий
  • Стерилизационные помещения
>200>500НетНетНетНет
Чистые
  • Палаты: перевязочные, процедурные, реанимационные, предоперационные
  • Клинические и баклаборатории
  • Фасовочные аптек
>500

>750

НетНетНет

Нет

Условно-чистые
  • Палаты инфекционных и хирургических отделений
  • Кладовые с чистым бельем
  • Ординаторские
>750>1000НетНетНетНет
ГрязныеКоридоры, лестницы, административные помещения, туалеты и проч.Не нормируется

Класс чистоты помещений — необходимая характеристика для определения загрязнения воздуха того или иного закрытого пространства. На качество многих видов продукции непосредственное влияние оказывает чистота производственного помещения. В медучреждении от нее зависит успешность лечения, общее состояние и даже жизнь пациентов.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *